Субъектами международных отношений выступают. Субъекты международных отношений

Одновременно с развитием и усложнением международных отношений расширился состав субъектов этих отношений. Если государства были по сути единственными акторами международного общения на протяжении XVII - XVII вв., то уже в XIX столетии появляются первые межправительственные (МПО) и неправительственные организации (НПО).

Межправительственные организации создаются государствами на основе международных договоров для реализации общих целей и действуют согласно уставным документам. МПО предполагают институциализацию и создание механизмов реализации своих целей. Членами межправительственных организаций являются государства, которые входят на добровольной основе. Межправительственные организации представляют собой важнейший фактор современной мировой политики. Они могут быть универсальными. И членом их в принципе может стать любое государство мира. Цели таких организаций ориентируются на широкий спектр международной проблематики, включая политические, экономические, военные, социальные и другие вопросы (ООН). Другой тип международных организаций также предполагает множественность целей, но членство в них достаточно жестко ограничено тем или иным параметром, часто географическим положением (ОАЕ). МПО, которые создаются для решения конкретных вопросов в той или иной области, т.е. имеют специальные цели, иногда называют функциональными межправительственными организациями (МОТ, ВОЗ). Первоначально при зарождении межправительственных организаций предполагалось, что МПО станут своеобразными «проводниками» политики государств, которые их создавали. Однако постепенно становилось очевидным, что эти организации начинают играть вполне самостоятельную роль и уже сами оказывают значительное влияние как на международные отношения в целом, так и на своих создателей. О влиянии МПО на современные политические процессы в мире говорит факт, что межправительственные организации занимаются разработкой и осуществление международно-правовых норм. Ими потом в своей деятельности руководствуются государства. В целом же, согласно американским исследователям Р. Кохэну и С. Хоффманну, выделяются 6 основных функций, которые выполняют или могут выполнять современные МПО:

Через МПО государство осуществляет политическое влияние на международные процессы;

МПО служат местом согласования интересов различных государств путем переговоров;

Одни международные организации используются для ослабления других или взаимодействия с ними;

МПО используются государствами для информирования других о своих намерениях и целях;

Документы, принимаемые МПО, служат некими ориентирами для государств, которые входят в них, для выработки собственной политики.

Можно выделить следующие наиболее влиятельные МПО:

  • - ООН (Организация Объединенных Наций). Цели ООН, согласно ее уставу: поддерживать международный мир и безопасность; развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа и самоопределения народов; осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека и основным свободам; быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей. В рамках ООН сложился целый ряд организаций: ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения); МОТ (Международная Ассоциация Труда; МВФ (Международный Валютный Фонд); ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и наука); МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии); ЮНКТАД (Конференция ООн по торговле и развитию); Международный суд.
  • - НАТО (Организация Североатлантического договора). Самый мощный и агрессивный военно-политический союз в мире. Созданный в 1949 г., провозглашенный якобы для защиты государств Северной Атлантики от «коммунистической агрессии» и в целях «массированного возмездия», блок расширился за счет стран Южной и Восточной Европы и даже Турции.
  • - ЕС (Европейский союз). Первоначально возник в целях экономического сотрудничества ряда европейских стран, однако впоследствии цели данной организации стали расширяться и включать, в том числе координацию внешнеполитических действий.
  • - ЗЕС (Западноевропейский Союз). Создан в 1955 г. в Европе, Целью его создания было постановлено сотрудничество семи стран в военной, политической и экономической областях, а также наблюдение за выполнением ФРГ норм ограничения послевоенных вооружений. Фактически же ЗЕС способствовал снятию всех ограничений и запретов на обычные вооружения.
  • - ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Создана в 1948 г., ее цель - объединить усилия наиболее промышленно развитых капиталистических стран перед лицом тогда явного роста силы и влияния социалистических государств, а также развития национально-освободительного движения в Африке, Азии и Латинской Америке.
  • - ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти). На их долю приходится более 40% мировой добычи нефти и примерно 60% ее экспорта. ОПЕК устанавливают текущие цены на нефть на мировом рынке.
  • - АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество). Создано в 1989 г., занимается широким кругом вопросов: развитие торговли, науки, промышленных технологий, телекоммуникаций, транспорта, энергетики, сохранения морских ресурсов, рационального использования людских ресурсов.
  • - АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). Основана в 1961 г. с целью взаимного содействия развитию Юго-Восточных стран Азии и обеспечение безопасности от вмешательства извне.
  • - ОАЕ (Организация африканского единства). Создана в 1963 г., цель - укрепление единства государств континента, развитие политического и экономического сотрудничества, защита суверенитета и территориальной целостности.

Также к МПО можно отнести Лигу арабских государств, Совет Европы и Содружество Независимых Государств.

Что касается неправительственных акторов, то среди них обычно выделяют:

  • * международные неправительственные организации;
  • * транснациональные корпорации;
  • * внутригосударственные регионы.

НПО весьма активны и влиятельны в современном мире. К ним относят организации, которые не учреждены на основании межправительственных соглашений и действуют не только в рамках одного государства. Это могут быть профессиональные организации (Международная организация журналистов); спортивные (Международный Олимпийский комитет); религиозные (Всемирный совет церквей); экологические (Гринпис); гуманитарные (Международный Красный Крест). Для международных неправительственных организаций конца XX - начала XXI в. характерно: резкое увеличение их количества и числа людей, вовлеченных в эту деятельность; расширение географии деятельности; усиление политического влияния; расширение спектра вопросов, которыми они занимаются. Следующий значимый участник международного взаимодействия - транснациональные корпорации. ТНК представляют собой бизнес-структуры, деятельность которых в значительной степени распространяется на несколько стран. В отличии от международных организаций ТНК работают с целью извлечения прибыли. Рост ТНК стимулируется развитием транснациональных банков - ТНБ, которые осуществляют финансовые операции по всему миру. ТНБ делают капитал крайне мобильным, предоставляя возможность быстрого развития транснациональных корпораций. Финансовые рычаги, которыми располагают ТНК, позволяют им порой действовать весьма эффективно на международной арене: инвестиции в экономические проекты дают возможность в ряде случаев предотвратить развитие конфликта. Также ТНК создают рабочие места в развивающихся странах, развивают демократизацию за счет совершенствования рыночных отношений. Одна деятельность ТНК имеет и оборотную сторону. Стремясь к максимальной прибыли, ТНК могут усиливать расслоение мира по линии «богатый Север - бедный Юг» за счет сохранения дешевой, хотя и малоквалифицированной, рабочей силы в странах «Юга». Также ТНК способствуют размыванию национальных особенностей путем внедрения своих технологий и продукции. Одновременно с другими участниками самостоятельные шаги на мировой арене предпринимают внутригосударственные регионы. С правовой точки зрения, они не могут вести самостоятельную внешнеполитическую деятельность, хотя сохраняют внешние связи в области культуры, торговли, науки. Тем самым эти территориальные образования занимаются международной деятельностью. Обычно регионы проявляют наибольшую активность в экономической сфере, поэтому рассматриваются порой как аналоги корпораций, которые конкурируют между собой.

Таким образом, современный мир - это сложнейшее и противоречивое, как никогда прежде, человеческое общество. В мире господствует политика, затрагивающая интересы всех и вся: социальная, экологическая, военная, культурная, демографическая и т.д. Для решения отдельных проблем, актуальных вопросов в своих интересах, отстаивания этих интересов государства, политические партии, отдельные человеческие коллективы все чаще объединяются в различные международные организации - правительственные и неправительственные. Такова ныне одна из тенденций международного развития. Исходя их этого можно проанализировать остальные главные тенденции международных отношений.

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия

Международные отношения

Содержание

1. Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия..........2

2. Основные теории международной политики....................................7

3. Современные тенденции развития международных отношений............9

4. Россия в системе международных отношений.................................14

5. Литература.............................................................................17

1. Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия

Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня - мировой политики. То есть государства действуют в сфере международных отношений.

Международные отношения - это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.

Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем) различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные.

Все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества.

Международная или мировая политика является ядром международных отношений.

Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.

В современной мировой политике действует огромное количество различных участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.

Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные организации.

Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.

Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет.

Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определенные особенности и специфику. В качестве примера различных международных организаций можно привести:

Региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.;

Организации экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли и так далее, например: Международная Торговая Палата (МТП), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР);

Организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства, например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т. д.;

Политико-экономические организации, например: Организация Африканского Единства (ОАЕ);

Профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ); Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);

Демографические организации: Международная Демократическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);

Организации в области культуры и спорта: Международный Олимпийский Комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);

Военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АН-ЗЮС);

Профсоюзные организации: Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);

Различные организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Международный Институт Мира;

Религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК);

Международный Красный Крест (МКК) - организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий;

Экологические организации: Гринпис и др.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются 185 государств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций.

В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся:

ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);

МОТ (Международная Ассоциация Труда);

МВФ (Международный Валютный Фонд);

ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки);

МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии);

ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);

Международный суд.

Международные правительственные организации имеют больше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения.

Огромным влиянием на мировой арене пользуются международные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, целью которых является получение прибыли и которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами.

Важными субъектами мировой политики выступают религиозные организации.

Чрезвычайно влиятельным субъектом формирования и функционирования мировой политики выступают сами люди, которым по праву должна принадлежать решающая роль в выработке основных принципов внешнеполитической стратегии как своих стран, так и мира в целом.

Но все же роль всех вышеназванных субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой политике общество в целом, а не какую либо отдельно взятую социальную группу или политическую организацию. Вопросы, связанные с общенациональными задачами обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности, находятся в ведении именно государства. Политологи подчеркивают, что государство - единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну. Государства по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений.

Влияние, силу государства на мировой арене можно представить как его способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие государства, на ход событий в мире.

Силу государства, его положение в системе международных отношений обусловливает целый ряд факторов. Еще недавно считалось, что главным для этого является военная мощь. Безусловно, военный потенциал страны во многом определяет ее могущество и соответствующее положение на международной арене.

Реальное положение государства на мировой арене определяется более широкими показателями. К ним принято относить величину территории, природные и людские ресурсы, структуру национальной экономики, объем и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, умение обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать экономическую безопасность обществ, а также способность страны оказывать прогрессивное влияние на международное развитие.

Международные отношения как систему нельзя понять без взаимосвязи с такой категорией, как «внешняя политика». В конечном итоге международные отношения складываются, прежде всего, из совокупности внешнеполитической деятельности государств, которые являются основными участниками международных отношений и в качестве самостоятельных субъектов, и как члены каких-либо организаций.

Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене.

Внешняя политика есть деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать определенные методы и способы их реализации.

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется различными средствами: политическими, экономическими, военными, информационно-пропагандистскими.

К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия. Дипломатия - это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухсторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций.

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает и прочное положение на международной арене. Даже небольшие по территории государства, небогатые материальными и людскими ресурсами, могут играть видную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях и способная распространять свои достижения далеко за свои пределы. Действенными экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.

К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие

военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся войны, интервенции, блокады. Так, за последние 55 веков человечество жило в мире всего 300 лет. На протяжении этих веков произошло 14,5 тысячи войн, в которых погибло 3,6 млрд. человек. Большинство людей на Земле согласно со словами Дж. Бернала, что «война - всегда преступление против человечества, сейчас же она еще и безумие». Однако осознание губительности войн, а тем более ядерных, не означает отсутствия других точек зрения. Например, Гегель считал, что война - двигатель прогресса. А по мнению Мальтуса: «Война есть естественнонаучный закон борьбы против избыточного населения». В современном обществоведении и публицистике сохраняет влияние течение, по-прежнему рассматривающее войну, включая ядерную, как допустимое средство политики.

К косвенным военным средствам относится гонка вооружений, включающая испытание новых видов оружия, учения, маневры, угрозу применения силы. Например, военные расходы всего мира в последнее время составляли 1000 млрд. долларов в год, более половины ученых мира работали над созданием новых видов оружия массового поражения.

К военным средствам внешней политики следует отнести разведку и шпионаж. Сегодня здесь применяются новейшие достижения науки и техники, от многотонных космических кораблей до микроаппаратов. Особое развитие в последние десятилетия получил промышленный шпионаж.

Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации формируется положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости - антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.

2. Основные теории международной политики

Путь научного обоснования международных отношений связан с созданием общеметодологических теорий, призванных сформулировать ключевые принципы и приемы научного анализа этих отношений. К числу основных таких теорий относятся: марксистская теория мирового революционного процесса, теория прагматизма и политического реализма, модернистские теории международных отношений и геополитическая теория.

Заметное место среди теорий международной политики занимает концепция революционной трансформации мирового порядка, разработанная К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. Для нее характерны: классовый подход к анализу мировых проблем, изучение внешней политики государства в связи с внутренней, рассмотрение международных отношений в каждую историческую эпоху в соответствии с закономерностями развития конкретных общественно-экономических формаций, исследование объективных и субъективных факторов расстановки сил.

Считая эпоху после 1917 г. переходной от капитализма к социализму, марксисты-ленинцы выдвинули положение о мировом революционном процессе, об антиимпериалистической борьбе.

Согласно В. И. Ленину, содержанием внешней политики империализма является мировое господство, при капитализме невозможна иная основа, иной принцип дележа, кроме силы.

Теория политического реализма и прагматизма во внешней политике была разработана в середине XX в. Дж. Кеннаном, 3. Бже-зинским, У. Ростоу, Г. Киссинджером и другими учеными и политиками. Признанным авторитетом данного направления является Г. Моргентау.

Рассматривая несовершенство положения в мире как результат действия сил, заложенных в человеческой природе, «реалисты» призвали не противостоять этим силам. Согласно Г. Моргентау, «моральные принципы никогда не могут быть полностью осуществлены и должны в любом случае приблизительно соответствовать друг другу через неизменно временный баланс интересов и всегда непрочное урегулирование конфликтов». Международная политика понимается «реалистами» как борьба за власть, начатая суверенными государствами в погоне за превосходством. Из борьбы за власть выводится «политический детерминизм» мировых процессов.

Значительное внимание «реалисты» уделяли определению целей и задач международной политики: что движет деятельностью государств на международной арене, во имя чего они вступают во взаимоотношения друг с другом. Реалисты считают, что если в политике всегда выражаются общезначимые или групповые интересы, то в международной политике - преимущественно национальные интересы. Поэтому в их работах получила основательную разработку концепция национальных интересов. Национальный интерес представляет собой осознание и отражение в деятельности его лидеров коренных потребностей национального государства. К постоянным интересам относятся «национальная безопасность» (защита от внешней опасности), «экономические интересы» (сохранение связей с партнерами, наращивание экспортного потенциала и заграничных инвестиций, защита внутреннего рынка), «интересы поддержания мирового порядка». Существуют интересы, играющие подчиненную роль или возникающие одновременно.

Подчеркивая значимость понятий «национальные» и «государственные» интересы следует отметить, что между ними существуют и определенные различия. При некоторых обстоятельствах национальные и государственные интересы могут не совпадать.

Борьба за реализацию интересов позволяет державе занять в мире положение, соответствующее ее силе. «Международная политика, как и всякая другая, - подчеркивает Г. Моргентау, - есть борьба за силу. Каковы бы ни были абсолютные цели международной политики, сила всегда является непосредственной целью».

«Модернистские» теории, созданные в противовес традиционной теории реализма, заявили о намерении связать процессы и достижения НТР с моделями международных отношений. Формирование данных теорий происходило под сильным влиянием количественным методов исследований. Представители данного течения сконцентрировали свои усилия на сборе фактических данных и создании таких моделей, которые можно было бы анализировать с помощью ЭВМ.

Пионерами «модернизма» выступали К. Райт, К. Дойч, М. Ка-план. В русле этого направления сложились школы структурно-функционального и системного анализа внешней политики. Модернисты иначе, чем реалисты, анализируют политику государства. Если реалисты рассматривали государства как цельные единицы, определяющие свой курс на основе национальных интересов, то модернисты рассматривают государства как системы, подверженные влиянию извне и изнутри. Г. АЛЛИСОН.И Дж. Розенау описали социальные и политико-психологические факторы, действующие на формирование и осуществление внешнеполитического процесса. Это позволило выделить во внешней политике три области: бюрократическая сфера с ее вниманием к особенностям функционирования действующих в этой сфере организаций; специфика принятия решений по вопросам внешней политики государственным руководством; роль элит и групп давления в формировании внешней политики. Все они объединялись изначально концепцией внутриполитических истоков внешней политики.

Повышенное внимание модернисты уделяют международным организациям, транснациональным корпорациям и другим субъектам международных отношений, влияющим на формирование мировой политики.

Если с традиционной точки зрения угроза силой наиболее эффективное средство внешней политики, то модернисты делают упор на стимулирование или препятствование развитию процессов взаимной зависимости.

Введение в научный оборот самого термина «геополитика» связывают с именем шведского исследователя и политического деятеля Р. Челлена (1846-1922). Он характеризовал геополитику как «науку, которая рассматривает государство как географический организм или феномен в пространстве».

Отцами-основателями и главными адептами геополитики считаются американский историк А. Т. Мэхен, британский географ и политик Г. Маккиндер, британский географ Дж. Фейргрив, американский исследователь международных отношений Н. Спайкмен, германский исследователь К. Хаусхофер.

В трактовке отцов-основателей геополитики центральное место в детерминации международной политики того или иного государства отводилась его географическому положению. Смысл геополитики виделся в выдвижении на передний план пространственного, территориального начала.

По мнению Г. Маккиндера: «Тот, кто управляет Восточной Европой, руководит Хартлендом (срединной землей) Евразии; кто управляет Хартлендом, руководит мировым островом Европы, Азии, Африки, а тот кто управляет мировым островом, руководит миром». Хартленду противостоит «островной комплекс» (Америка, Австралия, Океания, Великобритания), родина либерализма.

Идея значения географических: факторов для положения государств, их политики и исторической судьбы может считаться плодотворной. Все эти аспекты имеют существенное значение в распределении ресурсов держав и при планировании ими внешней политики.

Главный недостаток этой модели международных отношений, как, впрочем, и многих других, - в абсолютизации какого-то одного из разнообразных компонентов уравнения мировой политики.

Таковы основные теории внешней политики, лежащие в основе политической науки о международных отношениях и внешней политике. Многие из них в той или иной степени берутся на вооружение политическими деятелями, оказывают влияние на формирование внешнеполитического курса государств нашей планеты. Разумеется, ни одна из этих теорий не является исчерпывающей и не обладает монополией на истину в последней инстанции. Однако, взятые вместе, они с разных сторон и по-разному проливают свет на сложный и противоречивый мир внешней политики.

3. Современные тенденции развития международные отношений

Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти.

Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав - СССР и США. Разрушилась старая система международных отношений, которая получила название биполярной - двухполюсной.

В пестрой картине ломки старых и строительства новых международных отношений все же можно выделить несколько четко просматривающихся тенденций развития.

Первая тенденция развития современных международных отношений - рассредоточение власти. Идет процесс становления мультиполярного (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в международной жизни приобретают новые центры. На мировую арену все активнее выходит Япония, которая уже сегодня является «экономической сверхдержавой». Идут интеграционные процессы в Европе. В Юго-Восточной Азии возникли новые постиндустриальные государства - так называемые «Азиатские тигры». Есть основания думать, что в обозримом будущем в мировой политике сильнее всего заявит о себе Китай.

Среди политологов пока нет единого мнения о будущем системы международных отношений. Одни склонны к мнению о том, что в настоящее время происходит формирование системы коллективного лидерства США, Западной Европы и Японии. Другие исследователи полагают, что надо признать США единственным мировым лидером. Третьи не исключают возрождения биполярной системы, в которой место СССР в идеологическом и военно-политическом противостоянии с США займет Китай.

Второй тенденцией развития современных международных отношений стала их глобализация (С1оЬе - земной шар), заключающаяся в интернационализации экономики, развитии единой системы мировой связи, изменении и ослаблении функций национального государств, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований. На этой основе формируется все более взаимозависимый и целостный мир; взаимодействия в нем приняли системный характер, когда мало-мальски серьезные сдвиги в одной части мира неизбежно дают отзвук в других его частях, независимо от воли, намерений участников таких процессов.

В международной области эта тенденция стремительно реализуется в форме взрывоопасного роста международного сотрудничества, влияния международных институтов - политических, экономических, гуманитарных, - а также создания по своей сути наднациональных органов.

Третьей тенденцией развития международных отношений стало нарастание глобальных проблем, а соответственно стремление государств мира к совместному их решению.

Научно-техническая революция (НТР), зародившаяся в середине XX века, в течение нескольких десятилетий произвела такие радикальные изменения в развитии производительных сил, перед которыми блекнут тысячелетние достижения наших предшественников. Она способствовала резкому повышению производительности труда, привела к огромному приросту необходимой для людей продукции. Но существует и другая сторона этой революции: возникло множество неординарных, так называемых глобальных проблем, которые встали перед человечеством во весь рост и показали, что наш неспокойный и полный противоречий мир есть в то же время взаимосвязанный, взаимозависимый и во многом целостный мир. Мир, императивно, повелительно требующий не разобщения и противостояния, а объединения усилий всех стран и народов во имя сохранения цивилизации, ее приумножения и благополучия как нынешнего, так и грядущих поколений людей.

Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить на четыре основные группы: политические, экономические, экологические, социальные.

Важнейшая из них, раньше всех заставившая человечество сначала почувствовать, а затем и понять надвигающуюся угрозу, - появление, быстрое накопление и совершенствование оружия массового поражения, которое в корне изменило ситуацию в мире. Характер ядерного оружия не дает возможности любому государству военными средствами обеспечить надежность своей обороны. Иначе говоря, безопасности в мире можно добиться лишь совместными усилиями. Она может быть либо общей для всех стран, либо ее вообще не может быть.

Положительные сдвиги в отношениях между ведущими странами мира, обладающими наибольшим научным, экономическим и военно-техническим потенциалом и сделавшими значительный шаг на пути к осознанию опасности гонки вооружений, сняли былую напряженность в международных отношениях.

Важной проблемой, беспокоящей все человечество, становится международный терроризм, среди различных форм которого наиболее опасной является государственный терроризм.

К другой, не менее важной, но гораздо более трудно решаемой группе экологических проблем следует отнести проблемы сохранения окружающей среды. Опасность нарушения экологического равновесия возникла не сразу. Она надвигалась как бы исподволь, иногда в результате неосведомленности, а чаще всего из-за пренебрежения людей к возможным вредным и даже губительным последствиям своей практической деятельности.

Проблема сохранения окружающей среды органически связана с резким возрастанием хозяйственной деятельности человека, обусловленной закономерными тенденциями общественного развития: увеличением численности населения, его стремлением к прогрессу, улучшению материального благополучия и т. д. .

Чрезмерная, без оглядки, эксплуатация человеком природы привела к массовой вырубке леса, ухудшению качества ресурсов пресной воды, загрязнению морей, озер, рек, нарушению озонового слоя, что представляет опасность для жизни людей. Повышается доля углекислого газа в воздухе. Увеличиваются выбросы других химических соединений (окислов азота, серы), следствием которых являются «кислотные дожди». Происходит потепление климата на планете, ведущее к возникновению так называемого «парникового эффекта». Ярким показателем загрязнения окружающей среды стала Чернобыльская катастрофа.

Безобразная, неконтролируемая хозяйственная деятельность людей опасна своими последствиями, не знающими государственных границ и не признающими никаких преград. Это обязывает все страны и народы объединить усилия, направленные на защиту и улучшение окружающей среды.

Экологические проблемы тесно взаимосвязаны с экономическими - с проблемами роста общественного производства, и возрастанием в связи с этим потребностей в энергии и сырье. Природные ресурсы не безграничны, а поэтому требуется рациональный, научно обоснованный подход к их использованию, Однако решение этой задачи связано с немалыми трудностями. Одна из них обусловлена резким отставанием развивающихся стран по уровню потребления энергии на душу населения от промышленно развитых стран. Другая трудность вызвана технологическим несовершенством производства многих государств, в том числе и России, в результате чего происходит большой перерасход сырья, энергии, топлива на выпуск единицы продукции.

Разнообразны и социальные проблемы. Последние десятилетия отмечены растущей обеспокоенностью человечества, вызванной обрушившимся на него потоком опасных болезней и вредных пристрастий. Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, СПИД, алкоголизм, наркомания приобрели интернациональный характер и стали одной из глобальных проблем.

Весь мир не может не тревожить углубляющееся различие в уровне жизни народов развитых и развивающихся стран. Слаборазвитые страны нередко посещает голод, в результате которого гибнет большое количество людей. Усугублению данных проблем способствует также несоответствие в соотношении между демографическим ростом населения и динамикой производительных сил.

Людей всего мира тревожит рост преступности, усиление влияния мафиозных структур, в том числе и наркомафии.

Глобальные проблемы возникли на стыке взаимоотношений человека, общества и природы. Все они органически взаимосвязаны между собой, и поэтому их решение требует комплексного подхода.

Появление глобальных проблем сказалось на всей системе международных отношений. Действительно усилия, направленные на предотвращение экологической катастрофы, борьба с голодом, смертельными болезнями, попытки преодолеть отсталость не могут дать результатов, если будут решаться в одиночку, на национальном уровне, без участия мирового сообщества. Они требуют планетарного объединения интеллектуальных, трудовых и материальных ресурсов.

Четвертой тенденцией современных международных отношений является усиление разделения мира на два полюса - полюса мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании. Большинство человечества живет на полюсе брожения, на котором преобладает бедность, анархия и тирания.

На полюсе мира, благосостояния и демократии находятся 25 стран: государства Западной Европы, США, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия. В них проживает 15 % населения земного шара, так называемый «золотой миллиард». В этих странах преобладают богатые демократии, в которых уровень жизни рядового гражданина по историческим меркам весьма высок (от 10 до 30 тысяч долларов ежегодного дохода), продолжительность жизни не менее 74 лет. Такого благосостояния страна может добиться только благодаря наличию высокоразвитой наукоемкой экономики.

На другом полюсе находятся государства Африки, Азии, Латинской Америки, республики бывшего СССР и стран Востока. В них более 80 млн. человек живут в условиях абсолютной нищеты, а из 500 млн. голодающих около 50 млн. ежегодно умирали от истощения. В экономике эти государства поставляли развитому миру энергоносители и сырье и выступали в качестве свалки для ядовитых отходов.

Пятой тенденцией стало то, что в целом как во внутренней, так и в международной жизни политика как стихийное столкновение социально-исторических сил все заметнее теснится началами сознательного, целенаправленного, рационального регулирования, основанного на праве, демократических принципах и знаниях.

Шестой тенденцией стала демократизация как международных отношений, так и внутриполитических процессов. Она наблюдается во всех странах независимо от господствующего в них типа политического режима. С окончанием «холодной войны» даже в условиях самых авторитарных режимов значительно сузились возможности скрывать, а тем более легитимизировать нарушения государством личной свободы граждан, их естественных и политических прав. Всемирное распространение получает такое явление, как прогрессирующая политизация масс, повсеместно требующих доступа к информации, участия в принятии касающихся их решений, улучшения своего материального благосостояния и качества жизни. Достижения постиндустриальной революции - спутниковая связь и кабельное телевидение, телефаксы и электронная почта, глобальная сеть Интернет, делающая возможным почти мгновенное распространение и получение необходимой информации едва ли не по всем интересующим современного человека вопросам, - стали признаками повседневной жизни людей не только в экономически наиболее развитых государствах, но и получают все более широкое распространение во всем мире. Резко расширяется состав и многообразие политических факторов. В результате разработка и реализация внешнеполитических установок перестают быть уделом узкой группы людей специального государственного ведомства, становясь достоянием совокупности самых разнообразных институтов, - как правительственных, так и неполитического характера. В свою очередь это оказывает глубокие последствия на политические отношения с точки зрения их непосредственных участников.

4. Россия в системе международных отношений

В конце XX века для РОССИИ возникли задачи, связанные с поиском, установлением места и роли нового государства в мировом сообществе. Россия не унаследовала от СССР ни статуса сверхдержавы, ни роли одного из центров мировой политики, равновесного США и их союзников. Резко снизилось ее геополитическое пространство. С распадом Советского Союза Россия была как бы оттеснена дальше в восточную часть Европы, лишена удобных выходов в Мировой океан, ослаблена инфраструктура, так как вместе с Украиной, Белоруссией и Прибалтикой от нее отошли и наиболее развитые в этом отношении регионы. Россия отделена от Западной и Центральной Европы поясом суверенных государств и выходит к Тихому океану наименее развитой своей частью.

После роспуска Варшавского договора соотношение сил в Европе изменилось не в пользу России, усилилось влияние НАТО, которое вскоре выйдет на государственную границу России. Россия утратила своих бывших союзников и не приобрела ни одного нового.

Обширность географического пространства и неравномерное распределение природных богатств на территории страны, этноцивилизационное многообразие ее населения, включающее более 150 различных народов, большая протяженность сухопутной и морской государственной границы, большое количество примыкающих к ним или расположенных рядом плотнозаселенных и имеющих ограниченные природные ресурсы иностранных государств, многие из которых заинтересованы в расчленении России и включении отдельных ее богатых природными ресурсами регионов в состав своей территории, - все это накладывает отпечаток на формирование внешней политики России.

В результате непродуманных реформ экономический и военный потенциал страны заметно снизился. Происходит ее вытеснение на периферию, на задворки мировой экономики. По большинству параметров (кроме размеров территории и ядерного потенциала) Россия перешла в категорию средних держав. Снижение экономической, технологической и военной мощи России существенно уменьшило ее международный авторитет. При решении острых международных проблем мнение российского государства практически не учитывается.

Когда-то действительно великой стране, мировой державе сегодня приходится искать более или менее удобное место и играть скромную роль в условиях интенсивного наращивания геополитического потенциала США, Китаем, объединенной Европой и рядом других стран.

Стремление вернуть геополитический статус сверхдержавы или даже перворазрядной великой державы сегодня пока несостоятельно и, может, даже губительно.

В поисках своего места в международной политике, которое бы соответствовало ее возможностям, ее традициям, России придется учитывать как реальности нынешнего моноцентризма при гегемонии США, так и вероятные перспективы формирования полицентризма в мировом геополитическом пространстве и изменяющихся международных отношениях.

Современной России следует избегать негативных аспектов формирования нового мирового порядка, следует научиться использовать благоприятные факторы.

Сегодня Россия имеет значительные возможности для ведения активной внешней политики. Она сохраняет за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН, обладает мощным ядерным потенциалом, имеет самую большую территорию со значительными природными богатствами, образованное население.

Следует отметить своеобразное геополитическое положение России. Наша страна занимает центральную позицию на карте мира. Этот регион иногда называют сердцевиной Земли. Западной частью страна входит в Европу, восточной в Азию.

Однако следует подчеркнуть, что выработка национальных приоритетов в современной России идет сложно и противоречиво. Понятно, что интересы безопасности России требуют создания прочных взаимовыгодных связей с ближайшим географическим окружением, активного развития экономического, социального, культурного сотрудничества с определенными странами. Но до сих пор четко не сформулированы национальные или государственные интересы страны. Можно сказать, что внешняя политика России находится в стадии становления.

Но уже сегодня можно выделить основные черты этой политики:

1. Россия отвергает всякую войну, применение военной силы как средство достижения политических, экономических и других внешних целей.

2. Краеугольным камнем нашей внешней политики стало положение о том, что Россия ни к одному государству не относится как к своему противнику.

3. Заявлено, что Россия будет защищать не идеологию, а свои жизненно важные интересы.

4. Внешняя политика не должна быть «затратной», а быть взаимовыгодной.

Все больше людей в России осознают, что сохранение суверенитета, целостности и единства России выступает в качестве ее главного национального интереса. И, исходя из этого, складываются основные направления внешней политики Российского государства.

Первостепенной важности задачей внешней политики России является установление нормальных доверительных отношений со странами Запада.

В решении задач консолидации мирового сообщества важное место занимает Европа. Для стран Западной Европы Россия и в ближайшие годы будет поставлять нефть, газ, химические продукты, пиломатериалы и другое сырье.

Но Россия является также крупнейшей азиатской державой, и для стран Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии Россия может стать партнером именно как сильная промышленная страна, как центр науки, культуры и образования.

Уникальное географическое положение России должно быть также использовано к ее экономической и политической выгоде. Через Россию идут самые удобные пути, соединяющие страны Западной Европы и Тихоокеанского региона. Поэтому Россия призвана сыграть роль связующего звена между Западом и Востоком.

В российской внешней политике постепенно происходит осознание объективного закона - закона региональной общности, указывающего на то, что у наций, живущих в одной части мира, имеются общие интересы, связанные с поддержанием добрососедских отношений, экономической кооперации. Если даже отвлечься от факта многовекового пребывания в едином государстве, географическая близость, единство региональных проблем сами по себе являются фактором установления все более тесного сотрудничества и интеграции со странами, образовавшимися на территории бывшего СССР, со странами СНГ.

Внешнеполитической стала проблема защиты прав 25 млн. этнических русских, оказавшихся против своей воли иммигрантами в новых суверенных государствах.

Внешняя политика в настоящее время должна быть сориентирована на то, чтобы избежать изоляции, включиться в мировое сообщество в качестве суверенной, уважающей себя державы. Россия должна занять достойное место в системе международных отношений, основанных на равенстве сторон, взаимном уважении, взаимовыгодном сотрудничестве.

Наряду с защитой своих сугубо национальных интересов, Россия должна принимать активное участие в решении глобальных проблем современности.

Однако самыми важными условиями обретения достойного статуса в международных отношениях являются укрепление целостности Российской Федерации, а также развитие собственного экономического потенциала. Лишь при выполнении этих условий возможно решение труднейшей задачи - превращения России из униженного и завистливого наблюдателя в самодостаточный и свободный субъект международных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев С. В., Каламанов В. А., Черненко А. Г. Идеологические ориентиры России (Основы новой общерусской идеологии): в 2-х тт. Т. 1. - М., 1998. - С. 228-315

2. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. - М., 1998.

3. Мурадян А. А. Самая благородная наука (Об основных понятиях международно-политической теории).-М., 1990

4. Цыганков П. А. Международные отношения. - М., 1996.

Описание предмета: «Международные отношения»

Международные отношения - конструктивная наука. В отличие от истории, эта отрасль знания может никогда не иметь дела с одним элементом системы; теория международных отношений вынуждена описывать жизнь одного государства на фоне других, с которыми оно взаимодействует. Совершенно верно и то, что существуют исследования одиночных наций. Иногда работу ученого из государства Х о государстве Y рассматривают как относящуюся к теории международных отношений. Способствовать развитию политологии и политической социологии можно даже просто изучая и описывая довольно далекие от них вещи. Когда международная система или какая-нибудь ее подсистема рассматривается как таковая, появляется предмет теории международных отношений. Таким образом, можно сказать, что соотношение между политологией и международными отношениями такое же, как между психологией и социологией, это переход от тщательного изучения одного элемента в определенные отрезки времени к исследованию структуры взаимодействия между элементами, которое характеризует отношение данных пар наук друг к другу.

Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Независимые госу­дарства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня -мировой политики. То есть государства действуют в сфере меж­дународных отношений.

Международные отношения -это совокупность экономи­ческих, политических, правовых, идеологических, дипломатичес­ких, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэто­му в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.

Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем) раз­личные силы: государственные, военные, экономические, полити­ческие, общественные и интеллектуальные.

Все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудни­чества.

Международная или мировая политика является ядром меж­дународных отношений.

Мировой политикой называют процессы выработки, приня­тия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сооб­щества.

В современной мировой политике действует огромное коли­чество различных участников. Но до сих пор преобладающим оста­ется взгляд, что основными субъектами мировой политики явля­ются государства и группы (союзы) государств.

Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расши­рения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся междуна­родные организации. Они обычно разделяются на межгосударст­венные или межправительственные и неправительственные орга­низации.

Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными орга­нами.

Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительствен­ные организации имеют более сложную структуру, чем межгосу­дарственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а мо­гут иметь смешанный характер, то есть включать и правительст­венные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех госу­дарств, входящих в них. Число международных организаций посто­янно растет.

Международные организации охватывают самые разные ас­пекты международных отношений. Они создаются в экономичес­кой, политической, культурной, национальной областях, имеют оп­ределенные особенности и специфику. В качестве примера различ­ных международных организаций можно привести:

  • - региональные организации, такие как Ассоциация Госу­дарств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономичес­кое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.;
  • - организации экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли и так далее, например: Международная Торговая Палата (МТП), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР);
  • - организации в области отдельных отраслей мирового хо­зяйства, например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т. д.;
  • - политико-экономические организации, например: Органи­зация Африканского Единства (ОАЕ);
  • - профессиональные организации: Международная Органи­зация Журналистов (МОЖ); Международная Организация Крими­нальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);
  • - демографические организации: Международная Демокра­тическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);
  • - организации в области культуры и спорта: Международ­ный Олимпийский Комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);
  • - военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АН-ЗЮС);
  • - профсоюзные организации: Международная Конфедера­ция Свободных Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);
  • - различные организации в поддержку мира и солидарнос­ти: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Между­народный Институт Мира;
  • - религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК);
  • - Международный Красный Крест (МКК) -организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий;
  • - экологические организации: Гринпис и др.

Самую значительную роль в системе международных отно­шений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранно­го взаимодействия различных государств в целях поддержания ми­ра и безопасности, содействия экономическому и социальному про­грессу всех народов.

Созданная в 1945г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются 185госу­дарств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не оста­ется вне поля зрения Организации Объединенных Наций.

В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним отно­сятся:

  • - ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);
  • - МОТ (Международная Ассоциация Труда);
  • - МВФ (Международный Валютный Фонд);
  • - ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами куль­туры и науки);
  • - МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии);
  • - ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);
  • - Международный суд.

Международные правительственные организации имеют боль­ше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения.

Огромным влиянием на мировой арене пользуются междуна­родные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, целью которых является получение прибыли и которые действуют через свои фили­алы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК об­ладают огромными экономическими ресурсами, дающими им пре­имущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами.

Важными субъектами мировой политики выступают религи­озные организации.

Чрезвычайно влиятельным субъектом формирования и функционирования мировой политики выступают сами люди, кото­рым по праву должна принадлежать решающая роль в выработке основных принципов внешнеполитической стратегии как своих стран, так и мира в целом.

Но все же роль всех вышеназванных субъектов остается по­ка несоизмеримой с ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой политике общество в целом, а не какую ли­бо отдельно взятую социальную группу или политическую органи­зацию. Вопросы, связанные с общенациональными задачами обес­печения суверенитета, безопасности, территориальной целостнос­ти, находятся в ведении именно государства. Политологи подчерки­вают, что государство -единственный общенациональный инсти­тут, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну. Го­сударства по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений.

Влияние, силу государства на мировой арене можно предста­вить как его способность, защищая собственные интересы, воздей­ствовать на другие государства, на ход событий в мире.

Силу государства, его положение в системе международных отношений обусловливает целый ряд факторов. Еще недавно счита­лось, что главным для этого является военная мощь. Безусловно, во­енный потенциал страны во многом определяет ее могущество и со­ответствующее положение на международной арене.

Реальное положение государства на мировой арене опреде­ляется более широкими показателями. К ним принято относить ве­личину территории, природные и людские ресурсы, структуру на­циональной экономики, объем и качество промышленного и сель­скохозяйственного производства, умение обеспечивать поступа­тельное развитие страны, гарантировать экономическую безопас­ность обществ, а также способность страны оказывать прогрессив­ное влияние на международное развитие.

Международные отношения как систему нельзя понять без взаимосвязи с такой категорией, как «внешняя политика». В конеч­ном итоге международные отношения складываются, прежде все­го, из совокупности внешнеполитической деятельности госу­дарств, которые являются основными участниками международ­ных отношений и в качестве самостоятельных субъектов, и как члены каких-либо организаций.

Внешняя политика регулирует отношения данного государ­ства с другими государствами, обеспечивает реализацию его по­требностей и интересов на международной арене.

Внешняя политика есть деятельность и взаимодействие офи­циальных субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать опре­деленные методы и способы их реализации.

Внешнеполитическая деятельность по достижению постав­ленных целей реализуется различными средствами: политическими, экономическими, военными, информационно-пропагандистскими.

К политическим средствам относится, в первую очередь, дип­ломатия. Дипломатия - это официальная деятельность государ­ства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов, допустимых с позиций междуна­родного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дип­ломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двух­сторонних и многосторонних соглашений, дипломатической пере­писки, участия в работе международных организаций.

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для до­стижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает и прочное поло­жение на международной арене. Даже небольшие по территории го­сударства, небогатые материальными и людскими ресурсами, могут играть видную роль на мировой арене, если у них сильная экономи­ка, которая базируется на передовых технологиях и способная рас­пространять свои достижения далеко за свои пределы. Действенны­ми экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставле­ние инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.

К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенно­го. К первым относятся войны, интервенции, блокады. Так, за по­следние 55веков человечество жило в мире всего 300лет. На протя­жении этих веков произошло 14,5тысячи войн, в которых погибло3,6млрд. человек. Большинство людей на Земле согласно со слова­ми Дж. Бернала, что «война -всегда преступление против челове­чества, сейчас же она еще и безумие». Однако осознание губитель­ности войн, а тем более ядерных, не означает отсутствия других то­чек зрения. Например, Гегель считал, что война -двигатель про­гресса. А по мнению Мальтуса: «Война есть естественнонаучный закон борьбы против избыточного населения». В современном обще­ствоведении и публицистике сохраняет влияние течение, по-преж­нему рассматривающее войну, включая ядерную, как допустимое средство политики.

К косвенным военным средствам относится гонка вооруже­ний, включающая испытание новых видов оружия, учения, манев­ры, угрозу применения силы. Например, военные расходы всего ми­ра в последнее время составляли 1000млрд. долларов в год, более половины ученых мира работали над созданием новых видов ору­жия массового поражения.

К военным средствам внешней политики следует отнести разведку и шпионаж. Сегодня здесь применяются новейшие дости­жения науки и техники, от многотонных космических кораблей до микроаппаратов. Особое развитие в последние десятилетия полу­чил промышленный шпионаж.

Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал со­временных средств массовой информации, пропаганды и агита­ции, которые используются для укрепления авторитета государст­ва на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации формируется положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости - антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Час­то пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.

С глубокой древности до настоящего времени международные отношения занимают важнейшее место в политической жизни человека. Политические мыслители разных времен и народов, а также политики вели и до сих пор ведут постоянные поиски путей создания на Земле "вечного мира", "общеевропейского дома", "единого мирового правительства" и т.д. Сегодня мировой порядок зависит от взаимоотношений и взаимодействия более 200 государств, находящихся на разных этажах исторического, экономического, политического и культурного развития.

Под международными отношениями обычно понимают совокупность политических, экономических, идеологических, правовых, дипломатических, культурных, военных и иных связей и отношений между основными субъектами мирового сообщества (рис. 18).

Субъектами международных отношений в первую очередь являются государства . Они определяют развитие всех форм международных отношений в силу того, что это единственный субъект, который обладает суверенитетом. Это означает, что данный субъект не признает в отношении себя никакой другой власти, кроме собственной, никаких обязательств, кроме тех, которые взял на себя добровольно или под влиянием особых обязательств. Государство обладает на своей территории всей полнотой политической власти.

В системе международных отношений межгосударственные отношения имеют первостепенное значение. Однако следует отметить, что в современном мире обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях являются межгосударственные и международные организации: двусторонние и многосторонние коалиции, экономические и военно-политические союзы (блоки), региональные организации, международные организации.

Международные организации как субъекты международных отношений более сложные структуры, чем межгосударственные. Они могут быть межправительственными и неправительственными, а также смешанного типа, куда входят и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальные члены.

Рис. 18.

Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет. Так, если в начале XX в. существовало 20 межправительственных и около 200 неправительственных организаций, то в настоящее время их соответственно около 300 и более 2500.

Деятельность международных организаций носит многосторонний характер. В современных условиях к сфере их деятельности можно отнести проблемы войны и мира, защиты природной среды, проблемы народонаселения и ресурсов, т.е. жизнеобеспечения человечества, проблему преодоления разрыва между экономически развитыми и отсталыми странами, многие другие проблемы.

Первой международной организацией явился Всемирный почтовый союз (ВПС), который возник в 1875 г. и в настоящее время ведет свою работу в Брюсселе, выпускает ежегодники с перечнями всех международных организаций.

Лига Наций стала первой международной организацией, действовавшей в период между мировыми войнами. В Статуте Лиги Наций в качестве основной цели провозглашалось развитие сотрудничества между народами и гарантия их мира и безопасности, однако эта цель оказалось недостижимой. Да иначе и быть не могло, ведь в числе четырех постоянных членов Совета Лиги Наций два были представлены Италией и Японией – странами, которые в союзе с фашистской Германией развязали Вторую мировую войну. Были и другие причины, оказавшие самое негативное влияние на авторитет этой международной организации. Едва ли не главной в их числе была "политика умиротворения", проводимая демократическими странами Запада по отношению к фашистским Германии и Италии. Венцом этой политики стало Мюнхенское соглашение 1938 г., в результате которого была ликвидирована государственная самостоятельность Чехословакии, а затем и других европейских стран. В конечном итоге Лига Наций, разъедаемая внутренними противоречиями стран-участниц, не сумев преградить дорогу агрессорам к очередному захвату новых территорий, не выдержав, таким образом, проверки временем, к концу 1930-х гг. фактически прекратила свою деятельность.

После окончания Второй мировой войны, в октябре 1945 г., возникла новая международная организация – Организация Объединенных Наций (ООП), созданная по инициативе ведущих участников антигитлеровской коалиции на основе добровольного объединения усилий государств в целях поддержания и упрочения международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между ними. Одним из главных органов ООН является Совет Безопасности, которому предоставлено право определять наличие любой угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, делать рекомендации о том, какие меры следует принять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. При этом решения Совета Безопасности считаются принятыми только в том случае, если за них проголосуют его постоянные члены – СССР (теперь Россия), США, Великобритания, Франция и Китай.

Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности сделали многое для обеспечения мира, и сегодня их усилиями снижается противоборство враждующих сторон, осуществляются поиски наиболее приемлемых решений, способных предотвратить возникновение конфликтных ситуаций в различных регионах мира. Но достичь желаемых результатов, к сожалению, не всегда удается. Свидетельством тому являются вооруженные конфликты, которые достаточно часто дают о себе знать в различных регионах мира.

С 1949 г. функционирует Совет Европы – межправительственная организация западноевропейских стран, которая в настоящее время расширяется за счет восточно-европейских государств и приобретает значительный политический вес в жизни общества. В начале 1996 г. в состав этой организации была принята и Россия.

В 1975 г. в Хельсинки состоялся завершающий этап Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) с участием руководителей 33 европейских государств, а также США и Канады. Совещание явилось важным шагом на пути упрочения разрядки международной напряженности и налаживания отношений равноправного сотрудничества между государствами. В начале 1990-х гг. произошла институциализация СБСЕ в постоянно действующий орган, которому были предоставлены большие права, вплоть до осуществления необходимых мер в целях пресечения межгосударственных конфликтов и сохранения мира. В декабре 1994 г. состоялась очередная встреча на высшем уровне, на которой было принято решение о переименовании с 1 января 1995 г. СБСЕ в ОБСЕ – Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе .

Одно из важных условий успешного функционирования современных международных организаций состоит в том, чтобы не допустить диктата над ними со стороны того или другого государства или группы стран. Осуществление этого могло бы вызвать стремление других государств создать свои международные организации или союзы, что было бы равносильно возрождению блоковой политики.

При всех возможных обстоятельствах существует одна основополагающая альтернатива в развитии международных отношений: либо мир, либо война – третьего не дано. Поэтому задача политиков, если они сознательно не стремятся к разжиганию противоречий между странами, – использовать в качестве доводов не силовые средства, а переговоры. Такая потребность стала особенно актуальной в наше время, в условиях концентрации большого количества оружия массового поражения и тех видов обычного вооружения, которые по своим характеристикам также представляют немалую угрозу для цивилизации и жизни на Земле. Политические переговоры – единственно разумный способ решения международных проблем, направленный на предотвращение конфликтных ситуаций, укрепление взаимопонимания и сотрудничества. Переговоры могут привести к достижению поставленных целей путем консенсуса или компромисса.

Консенсус (согласие, единодушие) – процедура и метод принятия решений без проведения голосования и при отсутствии формальных возражений со стороны любого из участников переговоров против принятия решений в целом в интересах общего дела.

Если невозможно достижение согласия на основе консенсуса, должен использоваться другой метод – компромисс , т.е. соглашение, достигаемое путем взаимных уступок сторон, придерживающихся противоположных мнений и действий.

Компромисс – это не конец борьбы, а перемирие. При благоприятном исходе дальнейших переговоров компромисс может привести к согласию на основе консенсуса. Но это достижимо при условии, если договаривающиеся стороны будут соблюдать равенство, стремиться к справедливости, найдут общий язык при решении стоящих перед ними проблем.

Субъекты международных отношений – это образования, которые в соответствии с международным правом и договоренностями государств имеют международную правосубъектность (права и обязанности) в этой системе. Важнейшей составной частью международных отношений являются межгосударственные отношения, а соответственно, и государства как их субъекты. В результате колонизации некоторые страны и регионы в Африке, Латинской Америке, Азии, а также в Австралии долгое время не были субъектами международных отношений и превратились в объекты политики ряда стран Европы. Воздействие отдельных государств на международные отношения различно, оно в значительной мере связано с объемом материальных и людских ресурсов, которым данное государство располагает, а также с его внутренней стабильностью. Среди участников международных отношений есть страны, которые называют великими державами. Обычно это определение относилось, прежде всего, к США, СССР, Англии, Франции и Китаю, владевшим ядерным оружием и являвшимся членами Совета Безопасности ООН. В настоящее время в числе великих держав все чаще называют ФРГ, Японию и Индию. В связи с вопросом о межгосударственном аспекте международных отношений необходимо отметить и такой важный фактор, как военностратегический. Примерное равновесие сил в данной области стабилизирует эти отношения, а попытки нарушения такого равновесия оказывают заметное негативное воздействие на межгосударственные отношения и на международные отношения в целом. Другим важным элементом международных отношений являются отношения между региональными межгосударственными объединениями – военнополитическими и экономическими коалициями и союзами, интеграционными организациями. В основе создания таких объединений лежат, как правило, совпадающие интересы и цели государствучастников, стремление использовать соединенную, совокупную силу объединения для достижения своих целей. В таких объединениях обычно выделяется ведущая держава, лидер. Между членами объединения постепенно складываются особые, специфические отношения. На протяжении десятков лет наиболее влиятельными межгосударственными объединениями были Североатлантический блок (НАТО) и Организация Варшавского Договора (ОВД). Среди межгосударственных региональных объединений, играющих определенную роль в мировой политике, следует назвать Лигу арабских государств (ЛАП, Ассоциацию стран ЮгоВосточной Азии (АСЕАН), АзиатскоТихоокеанский совет (АЗПАК), Организацию Африканского Единства (ОАЕ). Субъектом международных отношений и вместе с тем фактором, воздействующим на них, являются также международные экономические объединения, такие как Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС), возникшее в 1957 г., и Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), образовавшийся в 1949 г. и функционировавший до начала девяностых годов. Подобные объединения были созданы и на других континентах. Наконец, третьим элементом международных отношений являются всемирные политические правительственные и неправительственные организации. Международная Всемирная правительственная организация выступает от имени государствчленов в качестве особого и самостоятельного субъекта международного права. Наиболее универсальной и важной организацией такого рода является Организация Объединенных Наций (ООН), которая за время своего существования (с 1945 г.) проявила себя в качестве фактора, способного содействовать стабилизации международных отношений, урегулированию конфликтов, ослаблению конфронтации между государствами. В систему международных отношений входят и неправительственные организации, например, комитеты по вопросам разоружения в Женеве и НьюЙорке, Комитет по правам человека в Женеве и др. Согласно распространенной в политической науке точке зрения, международные отношения – это, прежде всего, взаимодействия между государствами и их политическими институтами. В настоящее время набирает силу децентрализованное международное сотрудничество между регионами, входящими в состав различных государств. Имеет место и другая тенденция: все большее значение в международных отношениях начинают приобретать трансграничные связи между заинтересованными группами, отдельными лицами при ограниченном содействии и вмешательстве государства. Таким образом, современные международные отношения не сводятся только к межгосударственным связям, и их контактное поле постоянно расширяется. В формировании международных отношений участвуют и различного рода международные конгрессы и конференции, где представители правительств и ученые могут рассматривать и предлагать решения по проблемам международных отношений. Действуют международные суды, куда могут обращаться не только государства, но и отдельные юридические и даже физические лица. Важной тенденцией эволюции мировой политики является возрастание роли в ней международных организаций и институтов, под юрисдикцию которых постепенно переходят многие вопросы, находившиеся ранее исключительно в компетенции национальных государств. Международные организации начинают все активнее выполнять регулятивные функции по отношению к различным сторонам глобального развития. Они агрегируют (объединяют) различные национальные, государственные интересы и трансформируют их в общечеловеческие. Эти организации служат важным каналом для рекрутирования политических лидеров из различных стран в мировую политическую элиту, играющую первостепенную роль в мировой политике.

Еще по теме Субъекты международных отношений:

  1. Тема СУЩНОСТЬ, СУБЪЕКТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
  2. 2.3 Договор страхования, взаимоотношения субъектов договора 2.3.1 Субъекты страховых отношений
  3. Г лава28 Особенности договорных отношений в сфере международных экономических отношений и внешнеэкономической деятельности
  4. Вопрос 1. Понятие международных экономических отношений (МЭО), | мирового рынка и международного разделения труда