Создание организации стран варшавского договора. Варшавский договор

Международное соглашение, в соответствии с решениями которого был создан военный блок европейских социалистических государств в главе с СССР.

После создания НАТО (4 апреля 1949 года) между СССР и рядом социалистических стран были заключены договоры о военном сотрудничестве. Первый договор о дружбе был подписан еще в годы Второй мировой войны: 12 декабре 1943 года с чехословацким правительством в изгнании. В 1943-1949 годах между странами Восточной Европы было подписало 23 двусторонних договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

Однако СССР воздерживался от дальнейших шагов до тех пор полка ФРГ формально не была вовлечена в военный блок. 23 октября 1954 года члены военного Брюссельского пакта (Франция, Великобритания, страны Бенелюкса) и Италия подписали с ФРГ Парижское соглашение, фактически провозгласившее ремилитаризацию Западной Германии и ее присоединение, в перспективе, к НАТО. СССР предпринял ряд дипломатических мер, пытаясь предотвратить такое развитие события. На прошедшей в Москве 29 ноября - 2 декабря 1954 года. Конференции по безопасности в представители 8 социалистических стран приняли Московскую декларацию, в которой они предупреждали, что в случае ратификации Парижского соглашения они предпримут шаги по созданию нового военного блока. Страны НАТО ратифицировали Парижские соглашение, которые вступили в силу 5 мая 1955 года.

11-14 мая 1955 года в Варшаве прошло Совещание европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. В последний день его работы (14 мая 1955 года) главы правительств Союза Советских Социалистических Республика (СССР), Социалистической Республики Румынии (СРР), Народной Республики Болгарии (НРБ), Польской Народной Республики (ПНР), Германской Демократической Республики (ГДР), Чехословацкой Социалистической Республики (ЧСССР), Венгерской Народной Республики (ВНР) и Народной Социалистической Республики Албания (НСРА) подписали договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Представлявший Китайскую Народную Республику (КНР) министр обороны и заместитель премьера Госсовета Пэн Дэхуай участвовал в конференции в качестве наблюдателя.

Положения Варшавского договора

Текст договора состоял из преамбулы и 11 статей. Участники констатировали, что «положение, которое создалось в Европе в результате ратификации парижских соглашений, предусматривающих образование новой военной группировки в виде "западноевропейского союза" с участием ремилитаризуемой Западной Германии и с включением ее в Североатлантический блок, что усиливает опасность новой войны и создает угрозу национальной безопасности миролюбивых государств». В соответствии с Уставом ООН договаривающиеся Стороны обязались «воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения и разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность» (Статья 1). При этом, они решили «консультироваться между собой по всем важным международным вопросам…, руководствуясь интересами укрепления международного мира и безопасности» (Статья 3). Важнейшей была 4-я статья договора, гласившая, что «В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств ‒ участников Договора со стороны какого-либо государства или группы государств, каждое государство ‒ участник Договора… окажет государству или государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь… всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы». Наконец, страны - участница обязались «не принимать участия в каких-либо коалициях или союзах и не заключать никаких соглашений, цели которых противоречат целям настоящего Договора» (Статья 7).

Договор заключался сроком на 20 лет и, после передачи всех ратификационных грамот (в СССР договор был ратифицирован Президиумом Верзовного Совета СССР 25 мая 1955 года) на хранение правительству ПНР (1 июня 1955 года), вступил в силу 5 июня 1955 года. При этом ГДР первоначально присоединилась к Варшавскому договору лишь в политическом отношении, в военную часть договора она вступила только 28 января 1956 года, через 10 дней после подписания закона о создании Национальной народной армии. В 1975 году договор был автоматически пролонгирован на 10 лет, т.к. от стран-участников не поступило заявлений о его денонсации. При приближении срока окончания договора, 26 апреля 1985 года его участники продлили его действие еще на 20 лет (т.е. до 14 мая 2005 года).

Организация Варшавского Договора (ОВД)

Для выработки общей военной стратегии, координации действий и осуществления руководства Вооруженными силами стран Варшавского договора по условиям договора (статьи 5 и 6) создавались Политический консультативный комитет (ПКК) и Объединенное командование Вооруженными силами (ОКВС). В его состав выходили руководители компартий, главы государств, руководители правительств и министры иностранных дел. ПКК являлся высшим коллективным органом ОВД и собирался для рассмотрения принципиальных вопросов, связанных с реализацией положений Варшавского договора, а также по обсуждению мер по укреплению и совершенствованию ОВД. Органами ПКК являлись: Комитет министров иностранных дел и объединенный Секретариат, учрежденные в 1976 году. Генеральный секретарь ПКК одновременно являлся руководителем Объединенного секретариата, который являлся исполнительным органом ПКК и состоял из постоянных комиссий по различным вопросам.

Заседания ПКК проводились поочередной в столицах стран - участниц. Первое совещание ПКК прошло 27-28 января 1956 года в Праге; в качестве наблюдателей в ней приняли участие представители Монгольской Народной Республики. Кроме заседаний ПКК регулярно также проводились также конференции министров иностранных дел государств - участников Варшавского договора; первая такая конференция состоялась в Варшаве 27-28 апреля 1959 года (в ней в качестве наблюдателя приняли участие представители КНР).

Кроме обсуждения вопросов также принимались декларации по важнейшим вопросам, связанным с обеспечением мира и безопасности в Европе.

Объединенное командование Вооруженными силами создавалось для обеспечения взаимодействия вооруженных сил и укрепления обороноспособности стран ‒ участниц Варшавского договора. Во главе ОКВС стоял главнокомандующий (всегда - представитель Вооруженных сил СССР) и при нем штаб, который также возглавлял представитель СССР, хотя в его состав входили также генералы, адмиралы и офицеры всех союзных армий стран ‒ участниц Варшавского Договора. ОКВС размещалось в Москве. После руководство СССР приняло решение расширить права своих партнеров. В 1869 году был создан Комитет министров обороны ‒ координационный центр по военным вопросам, куда также входили главнокомандующий и начальник штаба ОВД. Комитет образовывал Военный совет ОКВС из заместителей министров обороны, который проводил регулярные совещания по вопросам повышения боеспособности вооруженных сил, а также Технический комитет.

Главнокомандующие Объединенными вооруженными силами (ОВС): Маршал Советского Союза И.С. Конев (14.05.1955-23.07.1960); Маршал Советского Союза А.А. Гречко (24.07.1960-12.04.1967); Маршал Советского Союза И.И. Якубовский (12.04.1967-30.11.1976); Маршал Советского Союза В.Г. Куликов (01.12.1976-14.02.1989); генерал армии П.Г. Лушев (15.02.1989-31.03.1991)

Начальники штаба Объединенных вооруженных сил (ОВС): генерал армии А.И. Антонов (14.05.1955-16.06.1962); генерал армии П.И. Батов (17.06.1962-1965); генерал армии М.И. Казаков (1965-1968); генерал армии С.М. Штеменко (08.1968-04.1976); генерал армии А.И. Грибков (1976-1989); генерал армии В.Н. Лобов (02.1989-1990)

На момент своего расцвета (1985 год) численность ОВС составляла 7 562 987 военнослужащих, через 5 лет (к 1990 году) она снизилась до 6 960 700 человек. Танковый парк армий ОВД по ряду оценок составлял 53 тысячи советских танков и около 12-15 тысяч танков других стран.

Важнейшей составляющей деятельности ОВС являлось проведения совместные командно-штабных и войсковых учений и маневров, на которых отрабатывалось взаимодействие Вооруженных сил стран - участниц. В основном они проводились на территории восточно-европейских стран. Самыми масштабными стали маневры «Братство по оружию братских стран социалистического содружества», проходившие 12-18 октября 1970 года, а также маневры «Братство по оружию» в августе-сентябре 1980 года, в которых приняли участие около 40 тысяч человек. Другими крупными маневрами были: советско-болгарские учения (июль 1958 года), «Квартет» (1963 год), «Октябрьский штурм» (1965 год), «Влтава» (сентябрь 1966 года), «Родопы-67» (август 1967 года), «Одра ‒ Нисса» (сентябрь 1969 года), «Днепр» (сентябрь 1967 года), «Север» (1968 год), «Вал-77» (лето 1977 года), «Запад-77» (май‒июнь 1977 года), «Щит-79» (май 1979 года), «Союз-81» (март 1981 года), «Запад-81» (сентябрь 1981 года), «Дружба-82» (январь 1982 года), «Щит-82» (сентябрь 1982 года), «Дружба-83» (март 1983 года), «Щит-83» (лето 1983 года), «Дружба-84» (февраль-март 1984 года), «Лето-84» (май-июнь 1984 года), «Щит-84» (сентябрь 1984 года), «Дружба-85» (сентябрь 1985 года).

Единственной совместной боевой операцией Вооруженных сил ОВД стало подавление Пражского восстания в августе 1968 года, когда на территорию Чехословакии были введены воинские контингенты СССР, Польши, Венгрии и Болгарии.

Роспуск ОВД

Во время Венгерских событий 1956 года глава правительства ВНР Имре Надь 1 ноября 1956 года объявил нейтралитете Венгрии и ее выходе из Варшавского договора, однако 4 ноября в Венгрию были введены советские войска и восстание было быстро подавлено, а заявления Надя последствий не имело.

3 сентября 1968 года во время Чехословацкого кризиса из состава ОВД вышла Албания (фактически Албания уже не принимала участия в каких-либо мероприятиях по линии Варшавского договора с 1 февраля 1962 года, после разрыва отношений с СССР).

24 сентября 1990 года после объединения Восточной и Западной Германии в Берлине министр вооружения и обороны ГДР Райнер Эппельман и главнокомандующий ОВД генерал армии П.Г. Лушев подписали протокол о выходе Национальной народной армии из военной организации Варшавского договора. К этому моменту кризис социалистической системы был уже настолько глубоким, что всем было ясно - дни ОВД сочтены. События приняли необратимый характер. Уже 25 феврале 1991 года государства ‒ участники ОВД приняли решение о ликвидации ее военных структур с 31 марта того же года. 1 июля 1991 года представители стран - участник Варшавского договора на совещании в Праге подписали Протокол о полном прекращении действия Договора «принимая во внимание глубокие изменения, происходящие в Европе, которые означают окончания конфронтации и раскола континента» (от имени СССР его подписал вице-президент Г.И. Янаев).

- договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключённый Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, Советским Союзом и Чехословакией 14 мая 1955 в Варшаве с целью защиты социалистических завоеваний, обеспечения мира и безопасности в Европе. Вступил в силу 5 июня 1955 после передачи ратификационных грамот всеми участниками Варшавского Договора на хранение правительству Польской Народной Республики. Срок действия Варшавского Договора (20 лет), поскольку не было заявлений о его денонсации (расторжении), продлён на следующие 10 лет. Албания с 1962 в работе Организации Варшавского Договора не участвовала и в сент. 1968 в одностороннем порядке денонсировала Договор.
Варшавский Договор заключён ввиду усиления опасности развязывания новой мировой войны и возникновения угрозы безопасности социалистических стран. Эта обстановка создалась в результате ратификации западными государствами Парижских соглашений 1954, предусматривавших образование Западноевропейского союза - объединённого блока европейских империалистических держав и США, ремилитаризацию Западной Германии и включение её в НАТО.
11 мая 1955 в Варшаве было созвано совещание представителей 8 европейских социалистических государств. В качестве наблюдателя на совещании был также представитель от КНР. Все делегаты констатировали, что в создавшейся обстановке недостаточна организация совместной обороны от агрессии, основанная на двусторонних договорах о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, которые были заключены В 1943-49 между Советским Союзом и другими социалистическими странами. Было признано необходимым заключить многосторонний договор, который стал бы прочной основой для тесного и всестороннего сотрудничества европейских стран социализма. Заключение Варшавского Договора дополнило двусторонние договоры о политическом и военном сотрудничестве социалистических государств и явилось значит, шагом вперёд в направлении объединения усилий стран социализма в борьбе за мир против империалистической агрессии. Так, Варшавский Договор содержит постановления, которых в двусторонних договорах не было: о политических консультативных органах, о создании Объединённых вооруженных сил и Объединённого командования, о системе консультаций и др.
Варшавский Договор состоит из преамбулы и 11 статей. В преамбуле Договаривающиеся Стороны провозгласили, что они намерены «принять необходимые меры для обеспечения своей безопасности и в интересах поддержания мира в Европе», подтвердили своё стремление к созданию «системы коллективной безопасности в Европе, основанной на участии в ней всех европейских государств, независимо от их общественного и государственного строя...».
Участники Договора обязались разрешать свои международные споры мирными средствами (ст. 1); заявили о готовности участвовать в духе искреннего сотрудничества во всех междунар. действиях, направленных на обеспечение всеобщего мира и безопасности, добиваясь принятия эффективных мер к всеобщему сокращению вооружений и запрещению атомного, водородного и др. видов оружия массового поражения (ст. 2); обязались консультироваться между собой по всем важным междунар. вопросам (ст. 3); не принимать участия в каких-либо коалициях или союзах и не заключать никаких соглашений, цели которых противоречат целям Варшавского Договора (ст. 7); выразили стремление развивать и укреплять экономич. и культурные связи, следуя принципам взаимного уважения независимости и суверенитета (ст. 8).
«В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств - участников Договора со стороны какого-либо государства или группы государств, - гласит ст. 4, - каждое государство- участник Договора в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, окажет государству пли государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами - участниками Договора, всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы. Государства - участники Договора будут немедленно консультироваться относительно совместных мер, которые необходимо предпринять в целях восстановления и поддержания международного мира и безопасности».
Союз социалистических государств, сложившийся на основе Варшавского Договора, получил название Организации Варшавского Договора. Эта организация носит оборонит, характер и коренным образом отличается от агрессивных блоков империалистов. Это добровольный союз социалистических государств, заключённый на принципах полного равенства его участников. Он не является узкой, замкнутой военной организацией и открыт для присоединения др. государств, выразивших желание бороться за мир и международную безопасность. Участники Варшавского Договора никому не угрожают, не претендуют на чужие территории и не вмешиваются во внутренние дела др. гос-в. Цели Варшавского Договора полностью соответствуют целям ООН, сформулированным в её Уставе. Классовая, политическая сущность Варшавского Договора состоит в том, что он направлен против сил, враждебных делу мира и социализма, противостоит попыткам империализма вооруженным путём реставрировать капитализм в социалистич. странах.
В целях осуществления консультаций, предусмотренных Варшавским Договором, и для рассмотрения вопросов, возникающих в процессе выполнения его, создан Политический Консультативный Комитет (ПКК). Учреждено Объединённое командование Вооруж. Силами, выделенными по соглашению между сторонами в ведение этого командования (ст. 5). В ПКК, как высшем политическом органе Варшавского Договора, представлены все участники Договора. В его совещаниях участвуют генеральные и первые секретари ЦК коммунистич. и рабочих партий, главы правительств стран - участниц Варшавского Договора и др. официальные лица. Деятельность ПКК строится на принципе равного представительства и полного равноправия всех его участников. На совещаниях ПКК обсуждаются важнейшие внешнеполитич. вопросы, коллективно вырабатываются решения по международным вопросам, затрагивающим интересы всех участников Договора, рассматриваются важнейшие проблемы, связанные с укреплением обороноспособности и выполнением обязательств по совместной обороне стран - участниц Варшавского Договора. Совещания ПКК проводятся по мере необходимости.
На первом заседании ПКК (1956) была принята Декларация о необходимости создания общеевропейской системы коллективной безопасности, которая заменила бы существующие в Европе военные группировки. Эту идею союзные социалистические страны настойчиво проводили в жизнь на протяжении всей своей последующей деятельности. Предложения Бухарестского (1966) и Будапештского (1969) заседаний ПКК о созыве общеевроп. совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе получили поддержку на междунар. Совещании коммунистич. и рабочих партий, состоявшемся в Москве в июне 1969. Согласованная, целенаправленная политика стран социалистического содружества привела к положительным результатам. Подписано соглашение по вопросам, относящимся к Западному Берлину (1971), заключены двусторонние договоры СССР, Польши, ГДР и ЧССР с ФРГ, заложившие основу для оздоровления обстановки в Европе. Подписан ряд важных советско-американских, советско-французских и других документов.
Инициатива социалистических стран в борьбе за мир, всеобщее сокращение вооружений и запрещение термоядерного оружия и других видов оружия массового поражения оказала большое влияние на развитие международных отношений и способствовала заключению ряда важных соглашений: Московского договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963), договора «О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» (1967), договора о нераспространении ядерного оружия (1968), договора «О запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения» (1971) и др.
Военная организация участников Варшавского Договора включает: Комитет министров обороны (КМО), Объединённые вооружённые силы (ОВС), Объединённое командование (OK). Для руководства деятельностью ОВС наряду с OK созданы: Военный совет ОВС, Штаб Объединённых вооружённых сил, Технический комитет (ТК) и др. органы управления.
Под Объединёнными вооруженными силами понимаются силы и средства, предназначенные согласно договорённости участников Варшавского Договора для совместных действий, и совместные военные органы, созданные в соответствии со ст. 5 Договора. Военный совет ОВС рассматривает вопросы состояния и совершенствования ОВС, их боевой и оперативной подготовки. Председателем Военного совета является главнокомандующий ОВС. Штаб ОВС - орган управления главкома ОВС. В Штабе ОВС работают генералы, адмиралы и офицеры всех союзных армий участников Варшавского Договора. Место пребывания Штаба ОВС - г.Москва. Главнокомандующий, нач-к Штаба ОВС и нач-к ТК ОВС назначаются по взаимному согласо- ванию правительствами стран Варшавского Договора. Объединённое командование действует на основе совместно выработанных принципов.
Руководствуясь ленинским учением о защите завоеваний социалистической революции, братские партии повседневно заботятся об укреплении обороноспособности своих стран, социалистического содружества в целом. В рамках Организации Варшавского Договора осуществляются многообразные формы и методы военного сотрудничества, способствующие дальнейшему повышению боевой мощи и укреплению боевого содружества армий социалистических стран.
Большое значение для укрепления и развития военного сотрудничества государств Варшавского Договора имеют совместные учения, проводимые по планам ОК. Они проходят в условиях, максимально приближенных к боевым, и служат одним из методов достижения единства взглядов по вопросам военного искусства, организации современных операций и боевых действий вооруженных сил. В ходе учений совершенствуются подготовка войск, их взаимодействие, укрепляется единство и боевое содружество народов и армий социалистических стран. Наиболее крупными совместными учениями были: «Квартет» (1963), «Октябрьский штурм» (1965), «Влтава» (1966), «Родопы» (1967), «Шумава» (1968), «Север» (1968), «Неман» (1968), «Одра - Ниса» (1969), «Братство по оружию» (1970), «Щит-72» (1972) и др. Широкое развитие получили контакты между политическими органами союзных армий и обмен опытом в области партийно-политической работы.
Организация Варшавского Договора является важным фактором мира и безопасности народов, она служила и служит центром координации внешнеполитической деятельности братских стран социализма.
«Одной из важных форм сотрудничества руководителей наших партий и стран,- отмечалось на XXV съезде КПСС,- является Политический Консультативный Комитет Варшавского Договора. Этот Договор надежно служит интересам мира и социализма. Для всех очевидно значение инициатив, с которыми выступал в последние годы наш Политический Консультативный Комитет. Ведь многие из них легли в основу решений крупных международных форумов или нашли свое отражение в ряде важных двусторонних межгосударственных актов.
Мы решительные противники как разделения мира на противостоящие военные блоки, так и гонки вооружений. Наша позиция на этот счет хорошо известна. Однако необходимо заявить со всей ясностью: пока сохраняется блок НАТО, пока милитаристские круги ведут гонку вооружений, наша страна вместе с другими участниками Варшавского Договора будет укреплять этот военно-политический союз» (Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976, с. 8).
Существование и деятельность Варшавского Договора отвечают кровным интересам всех народов, прогрессивных сил современности. Участники Варшавского Договора всегда стояли и стоят на страже мира и международной безопасности. Для этого они располагают большим политическим влиянием в мире и необходимой военной силой.
Публ.: Организация Варшавского Договора. 1955 - 1975. Документы и материалы. М., 1975.
Лит.: Брежнев Л.И. О внешней политике КПСС и Советского государства. Речи и статьи. Изд. 2-е. М., 1975; Гречко А.А. Вооруженные Силы Советского государства. Изд. 2-е. М., 1975, с. 403 - 430; Боевое содружество братских народов и армий. М., 1975; Боевой союз братских армий. Сборник. М., 1974; Якубовский И.И. Боевое содружество. М., 1971; Семин В.В. Варшавский Договор - надежный щит мира и социализма. М., 1975; Кириченко М.С. Надежный страж мира. Минск, 1975; Мацуленко В.А. Боевое содружество. М., 1974; Абламонов П.Ф. Координаты дружбы. М., 1974; Солдаты братских армий. М., 1971; Moнин M.E. Содружество, рожденное в боях. М., 1971; Бахов А.С. Организация Варшавского Договора (правовые аспекты). М., 1971; Жуков Г.П. Варшавский Договор и вопросы международной безопасности. М., 1961; Лацо А. Варшавский Договор - инструмент обеспечения мира. Пер. с нем. М., 1974.
С. М. Штеменко.


Предпосылки образования

После Второй Мировой войны две великие державы, СССР и США, оказались самыми сильными в военном и экономическом отношении и приобрели наибольшее влияние в мире. По мере исчезновения сплачивающей мир смертельной угрозы фашизма изначальные противоречия антигитлеровского союза и геополитических интересов держав вели к развалу коалиции и к новому расколу на враждебные блоки. Незавершённость и неоформленность произошедших после войны кардинальных сдвигов в расстановке сил, неустойчивость их нового баланса подталкивали великие державы к тому, чтобы склонить его на свою сторону.

США и СССР приняли на вооружение теорию двухполюсного мира и стали на путь жёсткого противостояния. Влиятельный американский журналист назвал тогда конфликты между этими странами “холодной войной”. Пресса подхватила это словосочетание, и оно стало обозначением всего периода международной политики вплоть до конца 80-х годов. “Холодная война” характеризовалась двумя важнейшими признаками: гонкой вооружений и расколом мира и Европы.

Варшавский договор 1955г. о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписан Албанией (1968 г. – вышла), Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе - через 6 лет после образования НАТО. Однако сотрудничество стран социалистического лагеря существовало задолго до этого: после Второй Мировой войны в странах Восточной Европы пришли к власти правительства во главе с коммунистами, отчасти это было связано с тем, что после войны в Восточной Европе остались советские войска, создававшие психологический фон. До образования ОВД отношения между государствами социалистической системы строились на основе договоров о дружбе и сотрудничестве. В 1949 году был создан Совет экономической взаимопомощи (межправительственная экономическая организация была создана в целях содействия развитию стран – членов СЭВ), в который первоначально вошли СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия, а затем и ряд других стран.

В связи с некоторыми перекосами в отношениях СССР со своими союзниками в Восточной Европе после марта 1953 года, в некоторых странах социалистического лагеря обозначились признаки массового недовольства. Прошли забастовки и демонстрации в некоторых городах Чехословакии, обострилась ситуация в Венгрии. Наиболее серьезные волнения в июне 1953 года в ГДР, где забастовки и демонстрации, вызванные ухудшением уровня жизни населения, привели страну на грань всеобщей забастовки. Советское правительство было вынуждено ввести в ГДР танки, которые с помощью полиции подавили выступления рабочих. После смерти И. В. Сталина новое советское руководство предприняло ряд поездок за рубеж, с целью переговоров и личного знакомства с лидерами соц. стран. В результате этих поездок в 1955 году и была образована организация Варшавского договора, в которую вошли почти все страны Восточной Европы, кроме Югославии, которая традиционно придерживалась политики неприсоединения. Заключение Варшавского Договора было вызвано угрозой миру в Европе, созданной ратификацией западными государствами Парижский соглашений 1954 года, предусматривающих образование Западноевропейского союза, ремилитаризацию Западной Германии и включение её в НАТО.

Суть и цели Договора

На совещании 11-14 мая 1955 года так же было принято решение о создании Объединённого Командования вооружёнными силами государств – участников Договора. В этом решении предусматривалось, что общие вопросы, относящиеся к укреплению обороноспособности и к организации Объединенных вооружённых сил (ОВС) государств – членов Договора, подлежат рассмотрению Политическим Консультативным Комитетом, который будет применять соответствующие решения. Договор состоял из преамбулы 11 и статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН государства – участники Варшавского договора обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооруженных сил. Члены Организации Варшавского договора обязались действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между собой, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и других государств. Срок действия Варшавского договора – 20 лет с автоматическим продлением его на 10 лет для тех государств, которые за год до истечения срока не передадут правительству Польши заявление о денонсации Варшавского договора. Он открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя. Варшавский договор утратит силу в случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью общеевропейского договора.

ОВД чётко определила свои цели:

координация внешнеполитических усилий в борьбе за совместное обеспечения безопасности участвующих государств, за сохранение и упрочнение мира и безопасности в Европе и во всём мире;

сотрудничество государств – участников в области обороны для совместной защиты их суверенитета и независимости, наиболее эффективного отпора любым агрессорным попыткам империализма.

По сути Варшавский Договор узаконил присутствие советских войск в странах – членов, т.к. они практически не имели тяжёлого вооружения, а СССР тем самым обезопасил свои западные границы.

Варшавский Договор

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Народной Республикой Албанией, Народной Республикой Болгарией, Венгерской Народной Республикой, Германской Демократической Республикой, Польской Народной Республикой, Румынской Народной Республикой, Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Республикой.

Договаривающиеся Стороны.

Вновь подтверждая свое стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе, основанной на участии в ней всех европейских государств, независимо от их общественного и государственного строя, что позволило бы объединить их усилия в интересах обеспечения мира в Европе, учитывая вместе с тем положение, которое создалось в Европе в результате ратификации парижских соглашений, предусматривающих образование новой военной группировки в виде "западноевропейского союза" с участием ремилитаризуемой Западной Германии и с включением ее в Североатлантический блок, что усиливает опасность новой войны и создает угрозу национальной безопасности миролюбивых государств, будучи убеждены в том, что в этих условиях миролюбивые государства Европы должны принять необходимые меры для обеспечения своей безопасности и в интересах поддержания мира в Европе, руководствуясь целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, в интересах дальнейшего укрепления и развития дружбы, сотрудничества и взаимной помощи в соответствии с принципами уважения независимости и суверенитета государств, а также невмешательства в их внутренние дела, решили заключить настоящий Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и назначили своими уполномоченными:

Президиум Народного Собрания Народной Республики Албании – Махмета Шеху, Председателя Совета Министров Народной Республики Албании, Президиум Народного Собрания Народной Республики Болгарии – Вылко Червенкова, Председателя Совета Министров Народной Республики Болгарии, Президиум Венгерской Народной Республики – Андраша Хегедюш, Председателя Совета Министров Венгерской Народной Республики, Президент Германской Демократической Республики – Отто Гротеволя, Премьер-министра Германской Демократической Республики, Государственный Совет Польской Народной Республики – Юзефа Циранкевича, Председателя Польской Народной Республики, Президиум Великого Национального Собрания Румынской Народной Республики – Георге Георгиу-Деж, Председателя Совета Министров Румынской Народной Республики, Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик – Николая Александровича Булганина, Председателя Совета Министров Союза ССР.

Президент Чехословацкой Республики – Вильяма Широкого, Премьер-министра Чехословацкой Республики, которые, представив свои полномочия, найденные в должной форме и полном порядке, согласились о нижеследующем:

Договаривающиеся Стороны обязуются в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения и разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность.

Договаривающиеся Стороны заявляют о своей готовности участвовать в духе искреннего сотрудничества во всех международных действиях, имеющих целью обеспечение международного мира и безопасности, и будут полностью отдавать свои силы осуществлению этих целей.

При этом Договаривающиеся Стороны будут добиваться принятия, по соглашению с другими государствами, которые пожелают сотрудничать в этом деле, эффективных мер к всеобщему сокращению вооружений и запрещению атомного, водородного и других видов оружия массового уничтожения.

Договаривающиеся Стороны будут консультироваться между собой по всем важным международным вопросам, затрагивающим их общие интересы, руководствуясь интересами укрепления международного мира и безопасности.

Они будут безотлагательно консультироваться между собой всякий раз, когда, по мнению любой из них, возникнет угроза вооруженного нападения на одно или несколько государств - участников Договора, в интересах обеспечения совместной обороны и поддержания мира и безопасности.

В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств - участников Договора со стороны какого-либо государства или группы государств, каждое государство - участник Договора в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, окажет государству или государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами - участниками Договора, всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы. Государства - участники Договора будут немедленно консультироваться относительно совместных мер, которые необходимо предпринять в целях восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

О мерах, предпринятых на основании настоящей статьи, будет сообщено Совету Безопасности в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций. Эти меры будут прекращены, как только Совет Безопасности примет меры, необходимые для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

Договаривающиеся Стороны согласились о создании Объединенного Командования их вооруженными силами, которые будут выделены по соглашению между Сторонами в ведение этого Командования, действующего на основе совместно установленных принципов. Они будут принимать также другие согласованные меры, необходимые для укрепления их обороноспособности, с тем чтобы оградить мирный труд их народов, гарантировать неприкосновенность их границ и территорий и обеспечить защиту от возможной агрессии.

В целях осуществления предусматриваемых настоящим Договором консультаций между государствами - участниками Договора и для рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением настоящего Договора, создается Политический Консультативный Комитет, в котором каждое государство - участник Договора будет представлено членом Правительства или другим особо назначенным представителем.

Комитет может создавать вспомогательные органы, которые окажутся необходимыми.

Договаривающиеся Стороны обязуются не принимать участия в каких-либо коалициях или союзах и не заключать никаких соглашений, цели которых противоречат целям настоящего Договора.

Договаривающиеся Стороны заявляют, что их обязательства по действующим международным договорам не находятся в противоречии с положениями настоящего Договора.

Договаривающиеся Стороны заявляют, что они будут действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между ними, следуя принципам взаимного уважения их независимости и суверенитета и невмешательства в их внутренние дела.

Настоящий Договор открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя, которые выразят готовность путем участия в настоящем Договоре способствовать объединению усилий миролюбивых государств в целях обеспечения мира и безопасности народов. Такое присоединение вступит в силу с согласия государств - участников Договора после передачи на хранение Правительству Польской Народной Республики документа о присоединении.

Настоящий Договор подлежит ратификации, и ратификационные грамоты будут переданы на хранение Правительству Польской Народной Республики.

Договор вступит в силу в день передачи на хранение последней ратификационной грамоты. Правительство Польской Народной Республики будет информировать другие государства - участники Договора о передаче на хранение каждой ратификационной грамоты.

Настоящий Договор останется в силе в течение двадцати лет. Для Договаривающихся Сторон, которые за год до истечения этого срока не передадут Правительству Польской Народной Республики заявления о денонсации Договора, он будет оставаться в силе в течение следующих десяти лет.

В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью Общеевропейского Договора о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться Договаривающиеся Стороны, настоящий Договор утратит свою силу со дня вступления в действие Общеевропейского Договора.

Составлено в Варшаве четырнадцатого мая 1955 года в одном экземпляре на русском, польском, чешском и немецком языках, причем все тексты имеют одинаковую силу. Заверенные копии настоящего Договора будут направлены Правительством Польской Народной Республики всем другим участникам Договора.

В удостоверение чего уполномоченные подписали настоящий Договор и приложили к нему печати.

Деятельность ОВД

Из конфликтов ОВД (СССР) с НАТО (США), следует отметить два наиболее важнейших, которые чуть не привели мир к Третьей Мировой войне: Берлинский и Карибский кризисы.

Берлинский кризис 1959-1962 года был вызван массовым бегством восточных немцев в Западный Берлин. Для прекращения этих беспорядков, всего за одну ночь, была воздвигнута Берлинская стена вокруг Западного Берлина. На границе были установлены контрольно-пропускные пункты. Строительство стены вызвало ещё большее напряжение, что повлекло за собой появление толп возле этих пунктов, желающих покинуть советский сектор Берлина. Вскоре у Бранденбургских ворот, у главных пропускных пунктов, сконцентрировались советские и американские танки. Советско-американское противостояние закончилось отводом советских танков от этих границ.

Карибский кризис разразился в 1962 году и поставил мир на грань ядерной войны. Началось всё с того, что США разместили в Турции свою ракетную базу. В ответ на это, СССР тайно разместил свои ракеты средней дальности на Кубе. В США, узнав об этом, началась настоящая паника. Действия СССР были расценены как подготовка к войне. Конфликт разрешился выводом советских ракет с Кубы, американских – из Турции и обязательство США не прибегать к каким-либо действиям против Кубы.

Внутри самого ОВД помимо Берлинского, были и другие кризисы, вызванные стремлением социалистических стран Восточной Европы к более лучшей жизни и освобождению от советского влияния: восстание в Венгрии (1956 год, операция “Вихрь”), подавленное советскими танками и попытки реформ в Чехословакии “Пражская весна” (1968 год, операция “Дунай”), так же подавленные введением в ЧССР войск пяти соседних социалистических государств.

Следует также отметить Афганскую войну 1979-1989 годов. В 1978 году в Афганистане в результате военного переворота к власти пришло правительство, поставившее своей целью построить в стране социализм по образцу СССР. Это вызвало массовое недовольство в стране и тогда президент Афганистана Амин попросил у СССР военной помощи. В Афганистан был введён “ограниченный контингент” советских войск. Афганская война продлилась 10 лет и закончилась провалом. Развязывание этой войны вызвало широкую волну критики. СССР оказался в международной изоляции, а внутри страны началось нарастание протестов.

Распад ОВД

С началом перестройки в СССР, изменилась вся внешняя политика страны. Советский Союз начал заявлять о приверженности принципам коллективной безопасности и уважения суверенного права народов на выбор пути развития. СССР не препятствовал мирным (“бархатным”) революциям 1989-1990 годов в странах Восточной Европы. 8 ноября 1989 года пала Берлинская стена, открылись Бранденбургские ворота. В 1990 году произошло объединение Германии, хотя оно означало ликвидацию ГДР – бывшего верного советского союзника.

Мотором распада советской военной империи стали три государства Центральной Европы - Польша, Венгрия и Восточная Германия. Будапештский протокол 1991г. подвел черту под существованием военной организации Варшавского Договора. Свои московские резиденции покинули представители Польши, Венгрии, Чехословакии, Болгарии и Румынии.

30 июня 1991 года прошло последнее заседание глав государств и правительств, подписавших окончательный документ о роспуске ОВД, просуществовавшей 36 лет. С 1991 по 1994 год начался постепенный вывод советских войск из Чехословакии, Венгрии, ГДР и Польши. Так в истории Варшавского договора была поставлена окончательная точка.

В декабре 1991 года лидеры России, Украины и Белоруссии (стран – учредителей СССР) заявили о прекращении действия Союзного Договора 1922 года и подписали документы о создании Содружества Независимых Государств. Распад СССР ознаменовал окончание “холодной войны”.



Спустя шесть лет после образования НАТО, в 1955 году, в противовес альянсу появилась Организация Создание ОВД ознаменовало новый виток Однако соцстраны активно сотрудничали между собой задолго до этого. После окончания войны, в 1945 году, в восточноевропейских государствах к власти пришли отчасти было обусловлено присутствием в этих государствах советских войск, а также общим психологическим фоном. До создания ОВД взаимоотношения между выстраивались на основании и дружбе. В 1949 году появился Совет экономической взаимопомощи. Однако создание ОВД полностью было инициативой СССР.

Членами нового блока стали: СССР, Румыния, Польша, ГДР, Чехословакия, Венгрия, Албания и Болгария. Договор подписывался на двадцать лет с упрощенным продлением еще на десятилетие. В 1962 году в блоке из-за политических разногласий перестала участвовать Албания. В 1968 она совсем вышла из него.

Создание ОВД было военно-политическим актом. Об этом свидетельствует даже структура руководящих органов блока: объединенное командование ВС и политический консультационный орган, координировавший общую внешнюю политику. Образование ОВД сыграло огромную политическую роль. Блок был главным механизмом, который помогал СССР контролировать страны соцлагеря. В военном отношении Договор также имел большое значение. Войска стран-участниц регулярно проводили совместные учения, а на территориях восточноевропейских государств находились военные базы СССР.

В 1968 году страны ОВД совместно ввели войска в Чехословакию для подавления процессов либерализации и демократизации этой страны, которые могли привести со временем к выходу её из блока. В условиях холодной войны для СССР было недопустимо потерять такое ключевое для системы безопасности государство, как Чехословакия. Однако главная опасность заключалась в том, что остальные государства могли последовать её примеру.

Создание ОВД предусматривало равноправие всех участников. Однако формальное равенство членов Договора, которые должны были коллегиально принимать политические и военные решения, было всего лишь видимостью. Взаимоотношения СССР с другими участниками блока мало чем отличались от его взаимоотношений с собственными республиками. Все важные решения принимались в Москве. История ОВД сохранила немало таких примеров.

Когда во время произошла смена политического курса, страна отказалась от доктрины контроля и вмешательства во внутренние дела своих союзников по организации. В 1985 году участники блока продлили свое членство в нем ещё на 20 лет. Однако в 1989 году началось активное разрушение социалистической системы. В соцстранах прошла волна «бархатных революций», и в течение короткого времени коммунистические правительства были ликвидированы. Это, по сути, уничтожило систему власти ОВД. После данных событий блок перестал быть механизмом, который помогал СССР контролировать восточноевропейские страны. В 1991 году Договор окончательно прекратил свое существование вместе с полным крахом социалистической системы.

Варшавский договор 1955г. О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. Вступил в силу 5 июня 1955г.

Заключение Варшавского договора было вызвано угрозой миру в Европе, созданной ратификацией западными государствами Парижских соглашений 1954г., предусматривающих образование Западноевропейского союза, ремилитаризацию Западной Германии и включение её в НАТО. Варшавский договор носит строго оборонительный характер. Он имеет целью принятие необходимых мер для обеспечения безопасности стран - его участниц и поддержания мира в Европе. Договор состоит из преамбулы и 11 статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН государства – участники Варшавского договора обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооруженные силы. Члены Организации Варшавского договора обязались действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между собой, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и других государств. Предусмотрены взаимные консультации участников Варшавского договора по всем важным международным вопросам затрагивающим их общие интересы. Для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением Варшавского договора, создан Политический консультативный комитет (ПКК). На практике сложилось, что в ПКК представлены все государства – участники Варшавского договора на самом высоком уровне. Срок действия Варшавского договора – 20 лет с автоматическим продлением его на 10 лет для тех государств, которые за год до истечения срока не передадут правительству Польши заявление о денонсации Варшавского договора. Он открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя. Варшавский договор утратит силу в случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью общеевропейского договора.

Для обеспечения эффективной защиты от возможной агрессии участники Варшавского договора приняли решение о создании Объединённого командования вооружёнными силами ОВС.

Объединённое командование и штаб ОВС обеспечивают взаимодействие вооружённых сил и укрепления обороноспособности стран – участниц Варшавского договора. В этих целях они проводят совместные командно-штабные и войсковые учения, и маневры на территории этих стран. Совместные учения и маневры союзных армий проводились на территории всех входящих в него стран. К числу наиболее крупных относятся учения под кодовыми названиями: «Октябрьский штурм» (1965), «Днепр» (1967) «Север» (1968) … «Братство по оружию» (1970) и др.

На совещаниях ПКК и др. совещаниях стран – участниц Варшавского договора их представители обсуждали важнейшие вопросы международных отношений и совершенствования организации Варшавского договора, а также неоднократно выступали с инициативами по разрядке международной напряжённости. Был создан также Военный совет Объединенных вооружённых сил. Неоднократно созывались в рамках Варшавского договора совещания министров иностранных дел, министров обороны и их заместителей.

Уже на первом (Пражском) заседании ПКК (1956г) государства – участники Варшавского договора выступили с предложениями, предусматривавшими замену существующих в Европе военных группировок системой коллективной безопасности, установление зон ограничения и контроля над вооружениями и т.д.

На Московском заседании ПКК (1958г.) была принята Декларация, в которой предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами – участниками Варшавского договора и членами НАТО.

В принятой на заседании ПКК в Москве (1960) Декларации союзные государства одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытаний при условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытаний ядерного оружия.

На Варшавском совещании ПКК (1965г.) обсуждалось положение, сложившееся в связи с планами создания многосторонних ядерных сил НАТО, а также рассмотрены защитные меры на случай осуществления этих планов.

Наиболее полно миролюбивая программа государств – участников Варшавского договора была сформулирована в Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе, принятой на совещании ПКК в Бухаресте (1966г.). Развёрнутая в Декларации программа достижения европейской безопасности предусматривала, в частности, наряду с решением других важных вопросов, развитие добрососедских отношений между всеми европейскими государствами на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем; частичные меры по военной разрядке на европейском континенте; исключение возможности допуска ФРГ к ядерному оружию в какой бы то ни было форме; признание реально существующих границ в Европе и т.д. Для обсуждения вопросов обеспечения безопасности в Европе и налаживания общеевропейского сотрудничества государства – участники Варшавского договора предложили созвать общеевропейское совещание.

Участники Бухарестского совещания, а также совещания ПКК в Софии (1968г.) решительно осудили вооружённую интервенцию американского империализма во Вьетнаме и подтвердили свою поддержку освободительной борьбы вьетнамского народа. На Софийском совещании состоялся также обмен мнениями по проблеме нераспространения ядерного оружия.

Будапештское совещание ПКК, наряду с рассмотрением вопросов по укреплению и совершенствованию военной организации Варшавского договора, уделило большое внимание вопросам европейской безопасности и приняло Обращение ко всем европейским странам относительно подготовки и проведения общеевропейского совещания с целью найти пути и средства, ведущие к ликвидации раскола Европы на военные группировки и осуществлению мирного сотрудничества между европейскими государствами и народами, к созданию прочной системы коллективной безопасности.

Идея Будапештского совещания ПКК о созыве общеевропейского совещания получила дальнейшее развитие на совещании министров иностранных дел стран – участниц Варшавского договора. Министры иностранных дел предложили провести совещание в Хельсинки. В повестку дня совещания они рекомендовали два вопроса: об обеспечении европейской безопасности и об отказе от применения силы или угрозы её применения во взаимных отношениях между государствами в Европе; о расширении торговых, экономических и научно – технических связей на равноправных началах, направленных на развитие политического сотрудничества между европейскими государствами.

Позиция стран – участниц Варшавского договора, направленная на укрепление безопасности и развития мирного сотрудничества в Европе, была вновь подтверждена на Берлинском совещании. Участники Берлинского совещания отметили огромное значение для судеб европейского мира признания существующего положения в Европе, сложившегося в итоге 2 – й мировой войны, указали на важность заключения договора между СССР и ФРГ.

Участники совещания подтвердили свою готовность оказывать и впредь решительную поддержку подвергшимся агрессии народам Индокитая и арабским народам, в том числе арабскому народу Палестины, и вновь указали на необходимость политического урегулирования в Индокитае и на Ближнем Востоке.

В связи с агрессией колонизаторов против Гвинейской Республики участники Берлинского совещания потребовали положить конец империалистическим провокациям против независимых народов Африки.

Предложения, выдвинутые государствами – участниками Варшавского договора, находятся в центре внимания всех европейских народов. Эти предложения, как и вся деятельность Организации Варшавского договора, свидетельствуют о подлинном миролюбии её участников и их заботе о поддержании мира и безопасности в Европе.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.