План Маршалла – самый успешный в истории проект экономической помощи.

“ПРОТИВ ГОЛОДА, НИЩЕТЫ, ОТЧАЯНИЯ И ХАОСА”

При рассмотрении того, что требуется для восстановления Европы, были сделаны верные оценки потерь человеческих жизней, разрушений городов, заводов, шахт и железных дорог; но в последние месяцы стало очевидно, что эти разрушения, возможно, менее серьезные, чем нарушение всей структуры европейской экономики. На протяжении последних десяти лет условия были крайне ненормальными. Лихорадочные попытки поддержать свой военный потенциал наблюдались во всех национальных жономиках. Промышленное оборудование пришло в состояние негодности или полностью устарело. Практически все существовавшие производства, оказавшись под пятой деспотического и разрушительного нацистского правления, были подчинены германской военной машине. В результате финансовых потерь, поглощения путем национализации или простого разорения исчезли частные предприятия, банки, страховые компании, судоходные компании, прервались давние торговые связи. Во многих странах было сильно подорвано доверие к местной валюте. Во время войны произошел полный распад европейской структуры предпринимательства. Восстановлению серьезно помешал тот факт, что спустя два года после прекращения военных действий не удалось добиться мирных договоренностей с Германией и Австрией. Но даже если бы удалось добиться быстрого решения этих сложных проблем, совершенно ясно. что восстановление экономической структуры Европы потребует гораздо большего времени и более серьезных усилий, чем предполагалось ранее.

Истинное положение дел заключается в том, что в ближайшие три или четыре года нужды Европы в иностранных - прежде всего американских - продуктах питания и других жизненно важных товарах будут настолько превышать ее способность расплатиться за них, что ей потребуется основательная дополнительная помощь во избежание весьма серьезного ухудшения экономической, социальной и политической ситуации.

Спасение в том, чтобы разорвать порочный круг и восстановить веру европейцев в экономическое будущее их собственных стран и Европы в целом. Промышленник и фермер повсеместно должны быть готовы обменивать продукты своего труда на деньги, достоинство которых не должно подвергаться сомнению.

Помимо деморализующего влияния на весь мир и возможности возникновения беспорядков в результате распространения чувства отчаяния среди народов, о которых идет речь, следует иметь в виду и последствия, которые сулят предпринимаемые шаги экономике Соединенных Штатов.

Логично, что Соединенные Штаты должны сделать все от них зависящее, чтобы помочь миру вернуть нормальное экономическое здоровье, без которого невозможны ни политическая стабильность, ни прочный мир.

Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса. Ее целью должно стать возрождение в мире работающей экономики, что позволит создать политические и социальные условия для существования свободных институтов. Такая помощь, по моему убеждению, не должна носить временного характера и оказываться лишь по мере возникновения различных кризисов. Любая помощь, которую наше правительство решит оказать в будущем, должна обеспечивать излечение, а не быть полумерой.

Я уверен, что любое правительство, выразившее желание оказать помощь в восстановлении Европы, найдет полную готовность к сотрудничеству со стороны Правительства Соединенных Штатов. В то же время ни одно правительство, которое будет плести интриги с целью воспрепятствовать восстановлению других стран, не может ожидать от нас помоши. Кроме того, правительства, политические партии или группы, стремящиеся увековечить людские страдания, с тем чтобы получить политические или иные выгоды, встретят противодействие со стороны Соединенных Штатов.

СССР И ПЛАН МАРШАЛЛА

Основную роль в обсуждении предложения Маршалла с Советским Союзом сыграли министры иностранных дел Великобритании Э. Бевин и Франции Ж. Бидо. Они предложили созвать 27 июня 1947 г. в Париже совещание министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР для консультации по предложению Маршалла. Ныне имеются основания утверждать, что Бевин и Бидо вели двойную игру: в публичных заявлениях они выражали заинтересованность в привлечении СССР к осуществлению «план Маршалла», а вместе с тем каждый из них заверял американского посла в Париже Дж. .Кэффери, что надеется на «отказ Советов сотрудничать».

В Москве первоначально восприняли предложение Маршалла с интересом. В нем увидели возможность получения американских кредитов для послевоенного восстановления Европы. Министр иностранных дел В. М. Молотов дал указание серьезно готовиться к обсуждению «плана Маршалла». 21 июня 1947 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило положительный ответ советского правительства на ноты британского и французского правительств о совещании министров иностранных дел трех держав в Париже.

Серьезность советских намерений подтверждает и телеграмма, переданная 22 июня 1947 г. советским послам в Варшаву, Прагу и Белград. Послы должны были передать руководству этих стран следующее: «Мы считаем желательным, чтобы дружественные союзные страны, со своей стороны, проявили соответствующую инициативу по обеспечению своего участия в разработке указанных экономических мероприятий и заявили свои претензии, имея в виду, что некоторые европейские страны (Голландия, Бельгия) уже выступили с такими пожеланиями».

Вместе с тем в советских официальных кругах неизменно были слышны голоса недоверия и предостережения…

В сложившейся ситуации советское руководство стремилось не допустить получения США каких-либо экономических и политических преимуществ в процессе осуществления «плана Маршалла». Советский Союз решительно отвергал любые формы контроля со стороны США в отношении экономики СССР и стран Восточной Европы. Вместе с тем Советский Союз был заинтересован в американских кредитах для послевоенной реконструкции…

2 июля Парижское совещание министров иностранных дел трех держав завершилось отказом делегации СССР участвовать в осуществлении «плана Маршалла». Тем самым советская внешняя политика облегчила положение организаторов «плана Маршалла». Думается, что это был проигрышный дипломатический ход. В сентябре 1947 г. Бидо в беседе с Дж. Бирнсом так оценил действия Молотова: «Признаюсь, я никогда не мог понять причины его поведения. Либо он получил бы часть выгоды, либо, если бы все предприятие провалилось, он все равно выигрывал бы от того, что никто ничего не получил. Оставаясь с нами, он бы ничего не потерял в любом случае, но он избрал единственный способ действий, при котором он совершенно определенно проигрывал».

Тем не менее в действиях советского руководства имелась своя логика. Жесткая неконструктивная позиция советской делегации в Париже объяснялась, главным образом, стремлением не позволить Западу получить возможность влиять на положение дел в странах Восточной Европы - советской сфере влияния. Молотов в телеграмме Сталину в ночь с 30 июня на 1 июля так суммировал впечатления от Парижского совещания: «Как Англия, так и Франция находятся в весьма затруднительном положении и не имеют в своих руках серьезных средств для преодоле.ния своих экономических затруднений. Единственная их надежда на Соединенные Штаты, которые требуют от Англии и Франции создания какого-либо общеевропейского органа для облегчения вмешательства Соединенных Штатов как в экономические и политические дела европейских стран. На использование этого органа в своих интересах рассчитывает также Великобритания и отчасти Франция».

Уже в день окончания Парижского совещания Бевин и Бидо опубликовали совместное заявление: от имени правительств Великобритании и Франции они пригласили все европейские государства, временно исключая франкистскую Испанию, принять участие в Европейской экономической конференции. Предполагалось создать непостоянную организацию для составления в кратчайшие сроки программы европейской реконструкции, в которой будут согласованы ресурсы и потребности каждого государства. 4 июля официальные приглашения были направлены правительствам 22 стран Европы. Конференцию предлагалось открыть 12 июля 1947 г. в Париже.

СССР отказался от участия в конференции и повел линию на ее срыв. Утром 5 июля советские послы в столицах ряда европейских государств получили из Москвы указание посетить министров иностранных дел соответствующих стран и сделать им заявление, в котором давалась негативная оценка предложениям Маршалла. В тексте заявления, в частности, подчеркивалось: «Делегация СССР усмотрела в этих претензиях желание вмешаться во внутренние дела европейских государств, навязав им свою программу, затруднить им сбывать свои изделия туда, куда они хотят, и, таким образом, поставить экономику этих стран в зависимость от интересов США».

Особая роль отводилась восточноевропейским союзникам СССР. Наиболее четко и ясно замыслы Кремля были изложены в телеграмме от 5 июля советскому послу в Белграде. Посла обязывали от имени ЦК ВКП(б) передать Тито следующее: «Мы получили сообщение о намерении югославского правительства отказаться от участия в Парижском совещании 12 июля, созываемом англичанами и французами. Мы рады, что Вы проявляете твердость в вопросе об американских кабальных кредитах. Однако мы думаем, что все же было бы лучше принять Вам участие в совещании, послать туда свою делегацию и дать там бой Америке и ее сателлитам - Англии и Франции с тем, чтобы помешать американцам единодушно провести их план, а потом уйти с совещания и увести с собой возможно больше делегаций от других стран». В более дипломатичной, мягкой форме эта позиция ЦК ВКП(б) была сообщена Б.Беруту (Польша), К.Готвальду (Чехословакия), Г.Георгиу-Дежу (Румыния), Г.Димитрову (Болгария), М.Ракоши (Венгрия), Э. Ходже (Албания) и лидеру коммунистов Финляндии X. Куусинену.

Как ни парадоксально, но осуществление «плана Маршалла» без участия и даже при противодействии со стороны СССР в какой-то степени устраивало обе стороны: СССР сохранил и утвердил свое влияние на страны Восточной Европы; США и их партнеры по «плану Маршалла» получили возможность для проведения комплекса мер по стабилизации социально-политической ситуации в Западной Европе, а затем для создания военно-политического западного союза.

М.М. Наринский. СССР и План Маршалла

ПЛАН МАРШАЛЛА И ОБРАЗ АМЕРИКИ В СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ

Советская реакция на план Маршалла стала поворотным пунктом стратегии руководства СССР в отношении США. Процесс создания каждой стороной блоков становится отличительной чертой холодной войны. Образ Соединенных Штатов 1947 года, который формировался средствами массовой информации в советском обществе, полностью соответствовал основным этапам развития внешнеполитических отношений с этой страной.

В начале года в периодической печати регулярно появлялись статьи, характеризующие негативные стороны внешней политики и особенно внутренней жизни США: «В США гниет 20 млн. бушелей картофеля», «Экономические затруднения в США», «Американская федерация» ученых против использования в США гитлеровских специалистов», «Уничтожение продовольствия в США», «Американская военная активность на Алеутских островах», «Военные круги США выступают против сокращения военных расходов».

В то же время пока еще не наступило время оскорбительных выпадов, горячих обвинений и открытой враждебности…

План Маршалла, который был встречен советским руководством, как уже отмечалось, осторожно и, в целом, заинтересовано. До конца июня 1947 г. в советской прессе не было отрицательных оценок плана Маршалла, да и вообще, надо отметить, каких-либо материалов по оценке внешнеполитической деятельности США было исключительно мало.

Отказ СССР от участия в предложенной Америкой экономической помощи Европе, резко изменил тон советской прессы, стали более жесткими оценки политики США. Появляются статьи «Планы американской интервенции в Греции», «Планы США в Скандинавии», «Беспокойство в Англии в связи с истощением американского займа», «Истинный смысл одной «доброй услуги»(о посредничестве США между Голландией и Индонезией), «Американский контроль над Турцией», «Поход американского доллара на Турцию», «Латинская Америка и «помощь» США» основной смысл которых сводился к тому, что «американская политики используют свои займы в целях распространения своей экспансии».

119 июля в «Правде» появляется карикатура Б. Ефимова, впервые посвященная «плану Маршалла», под названием «До и после Парижского совещания». Перед нами две картины. На одной все европейские страны с протянутой рукой бегут за Бевиным и Бидо, у которых в руках «план Маршалла», а впереди сияющий мешок с долларами. На второй - все страны Европы понуро стоят у кассы, которая закрыта на замок, где написано - «касса закрыта до июля 1948 г., а там будет видно». На кассу с ключом в руках опирается Вандерберг с толстой папкой, на которой надпись «Долларовая дипломатия».

С большим сарказмом звучат слова первого фельетона о плане Маршалла: «У парадного американского подъезда стоят, обнажив голову, бедные просители и, переминаясь с ноги на ногу, ждут подачки, но барин занят. Пусть просители зайдут как-нибудь в другой раз… Ну, в этом… в 1948 году». Автор не придумал ничего нового, приспособив к новой теме стихотворение Некрасова «У парадного подъезда». В журнале «Крокодил» с сентября 1947 г. увеличилось количество карикатур, статей, фельетонов про Америку. Это карикатуры о торговле женщинами и детьми, о свободе печати и клевете, стихи и анекдоты об американском образе жизни. Именно в стихотворной форме «Крокодил» дал оценку плану Маршалла:

«Спаситель Европы»

«Европе Маршалл так помог

Что этой «помощи» в итоге

Теперь Европа, видит бог,

Вот-вот совсем протянет ноги».

Август - сентябрь 1947 года стали переломными в формировании образа Соединенных Штатов в советской прессе.

70 лет назад Соединенные Штаты Америки развернули масштабное наступление на Европу

США выдвинули план Маршалла как программу восстановления ЕВРОПЫ после Второй мировой войны

1945 год. Дрезден после бомбардировок союзной авиации. Руины кафедрального собора. Фото Deutsche Fotothek /Richard Peter /TASS

Пятого июня 1947 года Джордж Маршалл, госсекретарь США, выступая в Гарвардском университете, рассказал о том, как Вашингтон планирует возрождать ЕВРОПУ. Этот план, получивший имя его создателя, стал по существу сигналом к экономическому наступлению на «старый континент», закончившемуся полным подчинением Европы в западной части американской экономико-политической машине.

РУССКИЕ ИДУТ!

Это выступление Маршалла стало логичным продолжением речи президента США Гарри Трумэна, с которой он выступил перед американским конгрессом 12 марта 1947 года. Коротко ее суть: Советский Союз навязывает европейским государствам свою политику, мешая таким образом Вашингтону утверждать понятия демократии в освобожденной Европе. Следовательно, необходимо проводить «политику сдерживания», противодействуя СССР и его национально-патриотическим союзникам в Европе. А для этого Трумэн попросил конгресс выделить около 400 миллионов долларов для помощи Греции и Турции, которые якобы находятся под мощным давлением коммунистов. В самом деле, СССР тогда потребовал от Турции изменить статус черноморских проливов, а в Греции к власти фактически пришли коммунисты-партизаны, внесшие немалый вклад в разгром итало-германских фашистских войск. Балканы уплывали из-под влияния англосаксов, которые почему-то традиционно считали полуостров зоной своих интересов.

План Маршалла и стал по существу экономической формой сдерживания, в западной терминологии, коммунистической экспансии. Основания у США для этого были, и не только турецко-греческого происхождения. После Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне Европа резко полевела. Высочайший моральный авторитет СССР как носителя коммунистической идеи обусловил рост политического влияния компартий, члены которых к тому же в большинстве своем воевали с фашизмом.

В Италии в результате прошедших выборов Компартия получила 25 процентов мест в парламенте, во Франции - более 30 процентов. В Восточной Европе практически во всех странах к власти в ходе выборов пришли или коммунисты, или возглавляемые ими коалиции, как в Польше и Чехословакии. Еще чуть-чуть - и большая часть Западной Европы могла встать под красные знамена. Военным путем, как привыкли делать США в Латинской Америке, этот процесс остановить было нельзя, не рискуя получить обратный результат: боеготовые советские танковые армии снесли бы оккупационные войска в Атлантику за считаные недели. При этом советских солдат поддержало бы население в большинстве случаев. Сергей Штеменко, в те годы один из руководителей Генштаба, вспоминал, что в «мобилизационных планах Генштаба были предусмотрены все возможные варианты развития событий в Европе», а советские маршалы научились воевать в Европе беспроигрышно с гораздо более сильным врагом, чем звездно-полосатые любители фарцовки на черных рынках и кока-колы.

С другой стороны, монополии США лопались от денег: за годы войны они заработали на поставках вооружений и продовольствия не меньше 300 миллиардов долларов, по современному курсу - примерно 4,5 триллиона долларов. Золотой запас США к 1948 году возрос до 21 тысячи 800 тонн, что составило более 70 процентов всего золота мира. Но перевести промышленность на мирные рельсы в условиях капитализма возможно только через кризис, признаки которого все отчетливее начали проявляться в американской экономике: с учетом масштабов он грозил стать пострашнее знаменитого кризиса начала 30-х годов.

Надо отдать должное Маршаллу, кстати, бывшему начальнику генерального штаба американской армии: разработанный под его руководством план предусматривал, что будут решены главные политико-экономические проблемы послевоенной Америки.

ИЗ МЕТРОПОЛИИ - В КОЛОНИЮ

В чем состояла суть американской «помощи» разгромленной экономике Европы? США готовы были предоставить до 20 миллиардов долларов (фактически было выделено 13,3 миллиарда) тем странам, которые согласятся с их планом «восстановления и развития экономики». Помощь эта должна была осуществляться в соответствии с двусторонними договорами, но при соблюдении нескольких базовых принципов.

Во-первых, речь шла в основном не о свободных деньгах, которыми страны могли распоряжаться как угодно, а о так называемых товарных кредитах - США направляли в Европу продукты, машины, одежду, оборудование и тому подобное по своему усмотрению, реализуя таким образом немалые товарные запасы и выигрывая время для структурной перестройки своей экономики. Треть из общей суммы, кстати, была израсходована на покупку американского продовольствия, что позволило снизить государственные субсидии США своим фермерам, получившим таким образом немалые инвестиционные ресурсы.

Другие условия также были далеки от благотворительности и жестко привязывали европейскую экономику к интересам финансово-промышленного капитала США.
Страны - получатели «помощи» обязаны были отказаться от национализации промышленности, сохранить свободу частного предпринимательства, создать льготный режим для американских частных инвестиций, гарантировать свободный доступ американских товаров при одновременном одностороннем снижении таможенных пошлин, ввести ограничения на торговлю со странами народной демократии и так далее. Одновременно США оговаривали право на строительство военных баз на территории «облагодетельствованных» стран.

Это, кстати, стало основой не афишируемой «военной» части плана Маршалла, который в итоге привел к военной интеграции Западной Европы в блоке НАТО уже через год после принятия конгрессом США закона об экономическом сотрудничестве, который в апреле 1948 года запустил реализацию плана Маршалла. Заметим, кстати, что оборонные расходы всех стран-реципиентов в рамках НАТО значительно превысили размеры финансовой помощи, которую они получили от США. Так что американцы остались верны себе: продали Европе ненужные излишки, получили проценты и прибыль от займов и кредитов, а в итоге заставили оплатить и свои военные расходы! К тому же, выставив требование о возвратности кредитов в долларовой форме, надолго привязали финансовые системы европейских стран к доллару (лишь Франция спустя восемнадцать лет отказалась от долларового эквивалента и вышла из военной организации блока НАТО).

В целом план Маршалла по существу ставил страны Европы в положение американских колоний. Парадокс состоял в том, что Франция, Нидерланды, Бельгия и другие метрополии расплачивались за американскую помощь сырьем из своих заморских территорий, что, впрочем, не смогло остановить распад колониальных империй: если метрополия становится фактически колонией, то колонии закономерно освобождаются от диктата. Последовали национально-освободительные войны в Индокитае и Африке. К 1960 году большинство колониальных стран получили независимость. Это также можно отнести к побочным эффектам плана Маршалла.

Но вернемся в 1948 год, когда американская долларовая благодать хлынула бурным потоком в Западную Европу. 4 апреля 1948 года конгресс США, как уже было упомянуто, одобрил четырехлетнюю программу экономической помощи Европе. Основная ее часть, как и следовало ожидать, пришлась на Великобританию (2,8 миллиарда долларов), Францию (2,5), Италию и Западную Германию (по 1,3), Нидерланды (1). Всего помощь получили 17 стран, было израсходовано в конечном итоге 17 миллиардов долларов, что эквивалентно в зависимости от методики подсчета примерно 200-500 миллиардам нынешних долларов. При этом американцы через специально созданный комитет жестко контролировали внутреннюю экономическую политику должников, а также их золотовалютные резервы и финансово-кредитную систему, которая к тому времени была включена в Бреттон-Вудскую систему и полностью зависела от доллара.

Западная Германия, помимо всех перечисленных ограничений, была вынуждена также передать свой немалый золотовалютный запас в американский Форт-Нокс. Судьба этих немецких ресурсов до сих пор окутана туманом, который не могут развеять вспыхивающие время от времени скандалы и расследования. Во всяком случае, официально признано, что сегодня во франкфуртском хранилище Бундесбанка хранится менее трети золотого запаса ФРГ.

В целом план Маршалла по существу ставил страны Европы в положение американских колоний»

СТАЛИН СКАЗАЛ «НЕТ»

Разумеется, в послевоенной Европе невозможно было игнорировать мнение Советского Союза и его союзников, организуя такую масштабную акцию, как восстановление экономики континента. СССР и восточноевропейские правительства получили приглашение участвовать в реализации плана Маршалла. Сталин первоначально с интересом отнесся к этому предложению: страна, разоренная войной, бесспорно, нуждалась в финансово-материальных ресурсах.
Но не любой ценой, о чем четко и недвусмысленно было заявлено в инструкциях Политбюро ЦК ВКП(б) для делегации во главе с Вячеславом Молотовым, направлявшейся в Париж, где 27 июня 1947 года открылось совещание министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР. Тема - обсуждение предложений Маршалла.

Позиция СССР определялась во многом мнением академика Евгения Варги, которое он изложил Вячеславу Молотову в докладной записке от 24 июня: «План Маршалла в первую очередь должен явиться оружием смягчения экономического кризиса, приближение которого в США уже никто не отрицает… Если в интересах США нужно отдать за границу американские товары на много миллиардов долларов в кредит ненадежным должникам, то нужно постараться извлечь из этого максимальные политические выгоды». О серьезности советских намерений свидетельствует и тот факт, что послам в Варшаве, Праге и Белграде были даны указания довести до руководства соответственно Польши, Чехословакии и Югославии пожелания «проявить инициативу по обеспечению своего участия в указанных экономических мероприятиях (плане Маршалла. - Ред.) и заявить свои претензии, имея в виду, что некоторые европейские страны (Голландия, Бельгия) уже выступили с такими пожеланиями».

Совещание в Париже избавило советское руководство от иллюзий. Во-первых, для СССР было неприемлемо то обстоятельство, что американская помощь обуславливалась необходимостью выполнять распоряжения Администрации экономического сотрудничества, которая фактически определяла не только внутреннюю экономическую политику, но и получала доступ к информации о ресурсах, состоянии промышленности, к научно-техническим разработкам и так далее. Во-вторых, план Маршалла был полностью подконтролен США и осуществлялся вне рамок и критериев ООН, хотя там имелась соответствующая структура - Администрация помощи и восстановления Объединенных Наций, созданная 9 ноября 1943 года с целью оказывать помощь странам, пострадавшим в ходе войны.

В довершение ко всему Вячеслав Молотов 30 июня получил информацию советской разведки, в которой сообщалось, что руководители США и Великобритании договорились обусловить предоставление помощи СССР его отказом от германских репараций. Это было совершенно невозможно для СССР, единственным гарантированным источником внешних инвестиций для которого были трофейные поставки. 2 июля 1947 года парижское совещание завершилось отказом делегации СССР участвовать в осуществлении плана Маршалла. Вслед за СССР отказались от участия и страны Восточной Европы. Сталин заявил, что парижская конференция - часть плана Запада по изоляции СССР.

Примечательно, что одним из формальных критериев, по которым СССР не имел права на получение американской помощи, стал тот факт, что советский бюджет не имел дефицита. Это после кровопролитнейшей, разрушительной войны, в итоге которой было потеряно
не менее трети экономического потенциала! Забегая вперед, констатируем, что и СССР, и его восточноевропейские союзники восстановили экономику не позже, чем реципиенты американской помощи. В Советском Союзе карточки были отменены уже в 1947 году, в то время как несравненно меньше пострадавшая Британия отменила карточное нормирование только в 1951 году.

…Четыре года пролетели быстро: план Маршалла официально прекратил свое действие 30 декабря 1951 года. На смену ему пришел закон «О взаимном обеспечении безопасности», который конгресс США утвердил 10 октября 1951 года. Этот закон, официально признававший раздел Европы на зоны влияния, уже безо всяких фигур умолчания предусматривал возможность США одновременно предоставлять своим европейским сателлитам и военную, и экономическую помощь. Подчиненная роль некогда мировых европейских держав была официально закреплена.

Безусловно, этот план стал одним из самых успешных проектов американской дипломатии. США достигли всех целей, явных и скрытых. Перечислим их кратко: американский доллар стал основной международной валютой в Европе; влияние коммунистов и СССР в Западной Европе было ослаблено; США получили громадный рынок сбыта своей продукции; создана экономическая основа для военного блока НАТО; экономика США получила время и ресурсы для перестройки на работу в условиях мирного времени; американские монополии получили ощутимую прибыль, позволившую им осуществить модернизацию производства и нарастить научно-технический потенциал; зависимое положение европейских союзников позволило создать основы для внешнеполитического давления на советский блок; была создана мощная военная инфраструктура НАТО в американских интересах, причем ее содержание оплачивала Западная Европа.

13 июля 1947 года министры иностранных дел 16 стран, днем ранее собравшиеся в Париже на специальную конференцию, одобрили американскую Программу восстановления Европы (European Recovery Program), более известную как "план Маршалла".

Экономика Европы после мировой войны находилась в ужасающе бедственном положении.

За четыре года США безвозмездно выделили участникам программы из федерального бюджета 12,4 млрд долларов (около $600 млрд в современных ценах). Средства шли, прежде всего, на восстановление и модернизацию промышленности и инфраструктуры, а также погашение внешнего долга и социальную поддержку населения.

По практически единодушной оценке историков и экономистов, план удался блестяще и достиг всех поставленных целей.

СССР отказался от американской помощи и принудил к тому же восточноевропейские государства и Финляндию.
Впоследствии в Советском Союзе любили подчеркивать, что "план Маршалла" оказался инструментом американской гегемонии. Это правда, но гегемония была установлена без насилия и привела попавшие в ее сферу нации к процветанию и свободе.

"Рыба" и "удочка"

Европейское промышленное производство в 1947 году составляло 88% от довоенного уровня, сельскохозяйственное - 83 %, экспорт - 59%. Эти цифры включают в себя Британию и невоевавшие государства, а в остальных странах дело обстояло еще хуже.

Особенно пострадал транспорт, так как именно дороги, мосты и порты были главными объектами массированных бомбежек.

По мнению некоторых экспертов, ситуация отчасти напоминала положение в СССР времен нэпа: индустрия не предлагала рынку достаточного количества потребительских товаров, в результате чего аграрный сектор не имел стимулов наращивать производство. К тому же зима 1946-1947 годов выдалась исключительно суровой.

В западных секторах Германии продукция сельского хозяйства сократилась на треть, были разрушены около пяти миллионов домов и квартир, а из Силезии, Судет и Восточной Пруссии прибыли 12 миллионов вынужденных переселенцев, которых требовалось обеспечить работой и жильем.

Даже в Британии до 1951 года сохранялись карточки на ряд товаров, а в Германии нищета царила такая, что люди подбирали на улицах окурки. Как рассказывал впоследствии знаменитый экономист Джон Гэлбрейт, американские солдаты шутки ради писали на стенах немецких общественных туалетов: "Просьба не бросать окурки в писсуары - после этого их невозможно курить".

Внутренних ресурсов для восстановления не хватало.

Бедность и массовая безработица привели к политической нестабильности, забастовкам и относительному росту влияния коммунистов, которые вошли в правительства Франции и Италии.

В США сформировалось мнение, что не следует повторять ошибку, допущенную после первой мировой войны, когда Европа оказалась предоставлена сама себе и в результате породила гитлеровский тоталитаризм.

5 июня мир впервые узнал о ней из речи, с которой выступил в Гарвардском университете госсекретарь США Джордж Маршалл.

Фактически выделение помощи началось 4 апреля 1948 года, поскольку подготовительная работа и одобрение программы американским Конгрессом заняли несколько месяцев. Ее получили 16 стран-участниц Парижской конференции (Австрия, Бельгия, Британия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария и Швеция), а также, после ее образования в 1949 году, ФРГ и не существующая ныне Свободная территория Триест.

Самыми крупными реципиентами стали Британия (2,8 млрд долларов), Франция (2,5 млрд), Италия (1,3 млрд), Западная Германия (1,3 млрд) и Голландия (1 миллиард долларов).

Вне "плана Маршалла" из западноевропейских стран осталась только франкистская Испания.

В период его действия экономики государств-участников росли на 12-15 процентов в год.

31 декабря 1951 года он был заменен законом "О взаимном обеспечении безопасности", предусматривавшим предоставление союзникам США как экономической, так и военной помощи.

Американский интерес

"План Маршалла" не был чистой благотворительностью.

Экономический интерес США заключался в том, чтобы поднять благосостояние европейцев и получить в их лице покупателей своих товаров. Политический - в возрождении европейского среднего класса, предотвращении социальных потрясений и дестабилизации Старого Света.

Накануне и в ходе войны Франклин Рузвельт неоднократно указывал, что американцам не удастся отсидеться за океаном и сохранить свой образ жизни, если Евразия окажется во власти "одержимых дьяволом диктаторов".


"Это [предоставление помощи] необходимо, если мы стремимся сохранить наши собственные свободы и наши собственные демократические институты. Этого требует наша национальная безопасность", - заявил на совещании 28 мая заместитель госсекретаря Дин Ачесон.

Замысел заключался в том, чтобы европейцы не просто проели полученные деньги, но и помогли себе сами.

Американцы не навязывали участникам "плана Маршалла" либеральную экономическую модель. В практике европейских правительств тогда преобладала кейнсианская доктрина активного госрегулирования. Однако выделение помощи обставлялось определенными условиями: поощрять частное предпринимательство, создавать благоприятные условия для инвестиций, снижать таможенные тарифы, поддерживать финансовую стабильность, отчитываться в расходовании полученных денег. Со всеми заинтересованными странами, кроме Швейцарии, были подписаны соответствующие двусторонние соглашения.

Для решения практических вопросов в США была создана Администрация экономического сотрудничества. Европейские страны учредили Комитет по экономическому сотрудничеству, из которого впоследствии выросла Организация экономического сотрудничества и развития.

Бедные, но гордые

Советский Союз после войны нуждался в экономической помощи больше, чем кто-либо.

Согласно официальным данным, фигурировавшим на Нюрнбергском процессе, материальные потери страны составили 674 млрд рублей. Современный историк Игорь Бунич насчитал 2,5 триллиона рублей прямых потерь плюс 3 триллиона военных расходов и косвенных убытков от того, что цвет нации четыре года был оторван от производительного труда.

Накануне 7 ноября 1946 года ряд секретарей обкомов обратились в Москву с беспрецедентной просьбой: разрешить не проводить праздничные демонстрации по причине отсутствия у населения пристойной одежды.

После гарвардской речи Маршалла руководство СССР проявило к инициативе определенный интерес.

21 июня политбюро, заслушав информацию министра иностранных дел Вячеслава Молотова, решило участвовать в переговорах. На следующий день советским послам в Варшаве, Праге и Белграде была направлена телеграмма, в которой говорилось: "Мы считаем желательным, чтобы дружественные союзные страны, со своей стороны, проявили соответствующую инициативу по обеспечению своего участия в разработке указанных экономических мероприятий".

27 июня - 2 июля Молотов в Париже предварительно обсуждал "план Маршалла" с британским и французским коллегами Эрнстом Бевином и Жоржем Бидо.

Встреча окончилась провалом. СССР отказался участвовать в запланированной на 12 июля Парижской конференции, а Британия и Франция объявили о готовности двигаться дальше без его участия.

В ночь с 30 июня на 1 июля Молотов телеграфировал Сталину: "Ввиду того, что наша позиция в корне отличается от англо-французской позиции, мы не рассчитываем на возможность какого-либо совместного решения по существу данного вопроса".

5 июля МИД уведомил восточноевропейских сателлитов об изменении советской позиции и нежелательности их участия в конференции.

Возразить решилась только Чехословакия, где еще существовало коалиционное правительство. Коммунистический премьер Клемент Готвальд написал, что его не поймут ни партнеры, ни население.

Сталин вызвал Готвальда и занимавшего пост министра иностранных дел первого президента независимой Чехословакии Яна Масарика в Москву и устроил им головомойку.

"Я ехал в Москву как свободный министр, а вернулся как сталинский батрак!" - заявил своим друзьям Масарик, через несколько месяцев погибший при подозрительных обстоятельствах.

Позиция Москвы нашла поддержку в США в лице занимавшего в 1940-1944 годах пост вице-президента Генри Уоллеса, который принадлежал, по американским меркам, к крайним левым, и прославился тем, что, посетив во время войны Магадан и Колымский край, заявил, что принудительного труда в СССР нет.

Однако в целом в Вашингтоне, Париже и Лондоне советский отказ восприняли с плохо скрываемым вздохом облегчения. Французский премьер Жорж Бидо назвал его "несусветной глупостью".

Близкий к Молотову сотрудник секретариата МИД Владимир Ерофеев (отец знаменитого писателя) впоследствии говорил, что политически выигрышнее было бы дать принципиальное согласие на участие в "плане Маршалла", а затем свести все на "нет" частными возражениями.

К тому же республиканцы в Конгрессе критиковали "план Маршалла" с позиций экономии средств налогоплательщиков. Если бы вопрос зашел об оказании помощи СССР, инициатива могла бы быть провалена как таковая, и вся моральная ответственность легла бы на США.

"Старый тигр"

Отрицательные заключения на "план Маршалла" дали "экономический гуру" Сталина академик Евгений Варга и советский посол в Вашингтоне Николай Новиков. В записках Сталину и политбюро они особенно упирали на то, что план отвечает интересам американцев (как будто могли ожидать, что те станут действовать себе во вред).

Но решающую роль сыграли, разумеется, не отзывы Варги и Новикова.

"Коренное отличие", о котором упоминал Молотов, состояло, прежде всего, в том, что Москва желала получать деньги без каких-либо условий и контроля, приводя в пример ленд-лиз. Западные собеседники в ответ на это указывали, что война закончилась, следовательно, и отношения должны строиться по-иному.

Более того: СССР хотел решать не только за себя, но и за всю Европу.

"При обсуждении любых конкретных предложений советская делегация должна возражать против таких условий помощи, которые могли бы повлечь за собой ущемление суверенитета европейских стран или нарушение их экономической самостоятельности. Вопрос должен рассматриваться не с точки зрения составления экономической программы для европейских стран, а с точки зрения выявления их потребностей. Делегация не должна допустить, чтобы совещание министров сбивалось на путь выявления и проверки ресурсов европейских стран", - говорилось в инструкции для Молотова.

Поскольку до конкретики на переговорах не дошло, неизвестно, какие условия выдвинули бы СССР американцы.

Нет никаких признаков того, что они стали бы вмешиваться в советские внутренние дела и требовать изменения государственного строя или введения частной собственности. Но о советизации Восточной Европы, гонке вооружений и разработке атомной бомбы, вероятно, пришлось бы забыть.

Анализ советской экономики независимыми экспертами и раскрытие статистики выявили бы подлинные масштабы советских военных расходов и роль труда заключенных.

Сталин, хорошо знавший историю, боялся появления в СССР "новых декабристов" - и, судя по донесениям агентуры МГБ, небезосновательно. Даже любимец вождя Алексей Толстой говорил в своем кругу, что "народ после войны ничего не будет бояться".

Участие в "плане Маршалла" вызвало бы рост симпатий к Западу и проникновение за "железный занавес" информации о реальной жизни при "гниющем капитализме". Еще больше опасений в этом смысле вызывали жители Восточной Европы.

Развязав себе руки, Сталин уже через год окончательно привел "страны народной демократии" к советскому знаменателю, а в собственной стране развернул борьбу с "заграничным низкопоклонством" и "безродным космополитизмом". Недавнего союзника стали именовать "ожиревшим на народной крови монополистическим капитализмом Соединенных Штатов Америки" и приравнивать американское военное присутствие в Западной Европе к нацистской оккупации.

Администрация ГУЛАГа имела обыкновение классифицировать заключенных по обозначаемым аббревиатурами категориям вроде "КРТД" ("контрреволюционная троцкистская деятельность") или "ЧСИР" ("член семьи изменника родины"). В конце 1940-х годов появились две новые группы: "ВАТ" и "ВАД"("восхищение американской техникой" и "восхищение американской демократией").

Несостоявшийся апокалипсис

Виктор Суворов в "Последней республике" утверждал, что Сталин после войны впал в тяжелую депрессию, поскольку осознал, что его жизни не хватит на осуществление мечты о всемирной победе коммунизма.

Однако многие факты свидетельствуют о другом: этот железный человек не собирался признавать себя побежденным и в 70 лет.

В разоренной войной стране, где в результате засухи 1946 года погибли от недоедания, по некоторым данным, два миллиона человек, люди ютились в бараках и землянках и по много лет донашивали фронтовое обмундирование, выделялись практически неограниченные ресурсы на создание ядерной бомбы. Сколько тратилось средств, не знал даже министр финансов.

Если атомный проект еще можно объяснить желанием получить средство сдерживания возможной американской агрессии, то ни в какую оборонительную логику не укладывается масштабное военное строительство на крайнем северо-востоке СССР.

Для наступления в тыл США через Аляску и Канаду на Чукотке была развернута 14-я армия, ударными темпами возводились военные базы и аэродромы. От Салехарда вдоль побережья Ледовитого океана заключенные тянули железную дорогу, прозванную "дорогой смерти". Проектировались гигантские десантные подлодки для скрытной переброски к берегам Орегона и Калифорнии морских пехотинцев и бронетехники.

Как свидетельствуют рассекреченные за давностью лет документы, американские стратеги проглядели эту угрозу, концентрируя все внимание на Европе и Ближнем Востоке.

Вячеслав Молотов впоследствии заявил писателю Феликсу Чуеву: "Еще 10 лет, и мы покончили бы с мировым империализмом!"

Не исключено, что если бы не смерть Сталина, Молотову не пришлось бы ждать так долго.

8 января 1951 года на совещании в Кремле начальник Генштаба Сергей Штеменко потребовал "должным образом развернуть армии социалистических стран" к концу 1953 года. Маршал Рокоссовский, бывший тогда министром обороны Польши, заметил, что "ту армию, создание которой предлагает Штеменко для Польши, они планировали иметь к концу 1956 года".

"Если Рокоссовский может гарантировать, что до 1956 года не будет войны, то можно соблюдать первоначальный план развития, но если нет, то будет правильнее принять предложение Штеменко", - заявил Сталин.

В начале 1953 года министр иностранных дел Вышинский доложил на президиуме ЦК о неизбежной резкой реакции Запада на планировавшуюся депортацию на Дальний Восток советских евреев. Члены руководства один за другим начали высказываться в его поддержку.

Обычно хладнокровный Сталин сорвался на крик, назвал выступление Вышинского меньшевистским, соратников - "слепыми котятами" и вышел, не слушая их оправдательного лепета.

Очевидцам запомнилась фраза: "Мы никого не боимся, а если господам империалистам угодно воевать, то нет для нас более подходящего момента, чем этот!"

"Старый тигр готовился к последнему прыжку", - утверждает биограф Сталина Эдвард Радзинский, называя последние годы и месяцы жизни Сталина "временем подготовки апокалипсиса".

Ему-то и было принесено в жертву участие СССР в "плане Маршалла".

"Москва - это твердость сама!" - радовался лауреат шести Сталинских премий Константин Симонов.

Стала не только самой масштабной и кровопролитной, но и наиболее разрушительной. В результате массированных бомбардировок с обеих враждующих сторон множество строений на территории Европы оказались разрушенными, а значительные жертвы среди населения явились причиной ощутимого экономического спада. Кроме того, Западная Европа была разобщена, так как во время войны многие находились на разных сторонах конфликта.

Реализация плана Маршалла

Действие программы началось в 1948 году, а свернута она была в 1968. Объектами реализации плана Маршалла стали 16 государств, расположенных в Западной Европе. Америка выдвинула ряд условий, соблюдение которых было необходимо для участия в программе. Одним из наиболее значимых с политической точки зрения требований стало исключение из состава правительств стран-участниц представителей коммунистических партий. Это позволило США значительно ослабить позиции коммунистов в Европе.

Помимо европейских стран, помощь в рамках «Плана Маршалла» получила Япония и несколько государств Юго-Восточной Азии.

Были и другие важные ограничения, поскольку Америка руководствовалась, в том числе, и собственными интересами. К примеру, именно США выбирали, именно будут импортированы в пострадавшие государства. Это касалось не только продовольствия, но и производства, станков, сырья и оборудования. В ряде случаев подобный выбор оказывался не самым оптимальным с точки зрения , однако общие преимущества участия в программе были значительно выше.

Страны Восточной Европы не попали под влияние плана Маршалла, поскольку руководство СССР, опасаясь за свои интересы, настояло на том, чтобы восточноевропейские государства не подавали заявки на участие в программе восстановления. Что касается самого СССР, то он не подходил под критерии плана Маршалла с чисто формальной точки зрения, так как не заявлял об имеющемся дефиците.

За первые три года реализации плана США перевели в Европу более 13 миллиардов долларов, при этом около 20% этой суммы получила Великобритания.

Результаты плана Маршалла оказались достаточно эффективны: экономика Европы получила мощный толчок, позволивший быстро отправиться от войны, влияние СССР было снижено, а средний оказался не только восстановлен в довоенных позициях, но и изрядно укрепился, что, в конечном счете, обеспечило политическую и экономическую стабильность.

22 марта 2015 года президент Польши Бронислав Коморовский , выступая в Брюсселе, . Именно таким образом, по мнению Коморовского, можно обеспечить выживание Украины и успешное проведение в ней реформ.

О новом «плане Маршалла» для Украины разговоры идут с самого момента победы «Евромайдана» в феврале 2014 года. О необходимости такого плана говорят как западные, так и украинские политики, в частности премьер-министр Арсений Яценюк .

Плакат, посвящённый плану Маршалла (перевод: «Какова бы ни была погода, мы должны двигаться вместе»). Фото: Commons.wikimedia.org

При этом об оригинальном «плане Маршалла» у непосвящённой аудитории имеется довольно смутное представление. В советской историографии ему давались исключительно негативные оценки, в постсоветский период — сплошь комплиментарные.

Программа, официальное название которой звучало как «Программа восстановления Европы», была впервые обнародована 5 июня 1947 года в речи государственного секретаря США Джорджа Маршалла, произнесённой в Гарвардском университете.

Кадровый военный Джордж Маршалл в разные годы занимал посты начальника Генерального штаба и министра обороны США, а с 1942 по 1944 годы фактически руководил всеми военными операциями американской армии.

В 1947 году вышедший в отставку генерал Маршалл занял пост госсекретаря в администрации президента Гарри Трумэна.

Трумэну, решительно взявшему курс на эскалацию холодной войны, нужен был человек, способный продвигать американские интересы как военными, так и экономическими методами. Джордж Маршалл для этой роли подходил как нельзя кстати.

«Программа восстановления Европы»

К 1947 году экономическое положение Европы было незавидным. Разрушениям подверглись большинство европейских стран, были понесены чудовищные человеческие потери (55- 60 млн погибло, около 100 млн искалечено). И спустя два года после окончания войны повсюду царила разруха, ощущалась острая нехватка продовольствия и товаров первой необходимости, европейские валюты были сильно обесценены из-за галопирующей инфляции.

Восстановление европейских экономик шло крайне медленно, при этом в большинстве стран усиливались позиции коммунистов и других левых партий, что в США рассматривалось как прямая угроза национальной безопасности.

К моменту создания «Программы восстановления Европы» у Маршалла уже был за плечами опыт успешного осуществления антикризисной программы — в 1933 году в рамках «Нового курса» Франклина Рузвельта Маршалл занимался организацией Гражданского корпуса охраны окружающей среды — масштабной программы трудоустройства молодых безработных.

12 июля 1947 года в Париже для обсуждения «плана Маршалла» собрались представители 16 стран Европы. От участия во встрече отказались так называемые «страны народной демократии», входившие в сферу влияния СССР, а также Финляндия.

Официально заявленной целью программы были восстановление разрушенной войной экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизация промышленности европейских стран и развитие Европы в целом.

Первая страница текста Плана Маршалла (англ.). Фото: Commons.wikimedia.org

Круговорот долларов в природе

«План Маршалла» вступил в действие 4 апреля 1948 года. В его рамках Соединённые Штаты в течение четырёх лет предоставили 12,317 млрд долларов в виде безвозмездной помощи, дешёвых кредитов и долгосрочного лизинга.

Помощь выделялась согласно предварительным договорённостям в соответствии с потребностями стран. Наибольшие финансовые вливания достались пяти государствам: Англия получила 2,8 млрд, Франция — 2,5 млрд, Италия — 1,3 млрд, ФРГ — 1,3 млрд и Нидерланды — 1 млрд долларов США.

В «плане Маршалла» нужно различать экономическую и политическую составляющую.

После Второй мировой войны Соединённые Штаты оказались единственной из крупнейших индустриальных держав, экономика которой не подверглась разрушениям. Благодаря этому США на многие годы вперёд смогли закрепить за собой место мирового экономического лидера. Тогда же и доллар стал главной мировой резервной валютой, что дало Соединённым Штатам исключительные возможности на десятилетия вперёд.

Но успешной американской экономике позарез нужны были рынки сбыта, и в этой связи экономическое восстановление Европы являлось жизненной потребностью крупного американского бизнеса.

По сути, восстанавливая Европу, США инвестировали в собственное дальнейшее развитие.

Важный момент — согласно условиям «плана Маршалла», выделяемые деньги шли не на латание дыр в бюджете, а на закупку промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Структура поставок на две трети состояла из продовольствия, топлива и удобрений, и около трети импорта пришлось на сельскохозяйственную продукцию, а именно на американскую муку. В конечном итоге весомая часть денежной помощи по «плану Маршалла» вернулась назад в США.

Политические условия

Нужно очень чётко понимать, что безвозмездная помощь США — это своеобразный бесплатный сыр, который бывает только в мышеловке.

Например, знаменитые поставки оружия и продовольствия в СССР по ленд-лизу. Об их значимости спорят до сих пор, но часто забывают о том, что со стороны США это отнюдь не было широким и бескорыстным жестом. За танки, самолёты и американскую тушёнку Советский Союз расплачивался золотом, и свои долги по ленд-лизу ему приходилось отдавать до 1970-х годов.

«План Маршалла» действительно обеспечил странам-участницам большие темпы экономического роста. За первые три года промышленное производство превысило показатели довоенного периода на 40%, а сельское хозяйство — на 20%. Снизился уровень безработицы, удалось обуздать инфляцию. Американские средства обеспечили порядка 11% ВВП Англии, 12% Франции, почти 22% Западной Германии и чуть более 33% Италии.

Мемориальная доска на памятнике Маршаллу на Лангвассере. Нюрнберг. Фото: Commons.wikimedia.org

Энтузиасты «плана Маршалла» крайне неохотно говорят о его политической составляющей. Между тем, без неё остаётся непонятным резко негативное отношение к плану Советского Союза.

Одним из обязательных требований США к странам-участницам плана было исключение из состава правительств коммунистов.

Данное положение было продолжением так называемой «доктрины Трумэна», согласно которой Греции и Турции выделялись 400 млн долларов для борьбы с «коммунистической угрозой».

Как уже говорилось, влияние коммунистических партий в странах Европы в послевоенный период было чрезвычайно велико. «План Маршалла» фактически стал орудием, при помощи которого Соединённые Штаты вмешивались в политическую жизнь стран Европы с целью вытеснения на обочину «просоветских партий».

Цена «бесплатного сыра»

Действительно, во всех странах-участницах «плана Маршалла» коммунисты были исключены из правительств. При этом попирались все демократические принципы, о верности которым Соединённые Штаты громогласно заявляли и тогда, и сейчас.

Но дело было не только в коммунистах. Само формирование политических элит в странах-участницах «плана Маршалла» оказалось под контролем США. В результате платой за восстановление экономики стала частичная утрата политической и экономической независимости.

Следующей стадией стало создание военного Северо-Атлантического альянса, членами которого стали многие страны, участвовавшие в «плане Маршалла».

Кстати, после прекращения в 1951 году финансовой помощи по «плану Маршалла» вместо неё вступила в действие программа военной помощи США своим европейским союзникам по Северо-Атлантическому Альянсу в соответствии с законом «О взаимном обеспечении безопасности».

Политическая составляющая плана Маршалла фактически лишила Западную Европу альтернативы, превратив европейские страны в сателлитов США.

Попытки уйти от этой порочной схемы предпринимались неоднократно такими европейскими лидерами, как президент Франции Шарль де Голль , но в целом они потерпели неудачу.

Самоубийственная и саморазрушительная позиция Евросоюза в «украинском кризисе» — не что иное, как последствия европейской зависимости от США, заложенной «планом Маршалла».

Инструмент холодной войны

Политическая составляющая «плана Маршалла» подвергалась критике и в самих Соединённых Штатах. Так, бывший вице-президент США Генри Уоллес , занимавший этот пост при Франклине Рузвельте , без обиняков называл его инструментом холодной войны против СССР.

Разумеется, видели это и в Советском Союзе, власти которого приложили максимум усилий по недопущению вовлечения в этот план стран, входивших в сферу влияния СССР.

Иного выбора у Советского Союза и быть не могло. В ответ на формирование НАТО в Восточной Европе была сформирована Организация Варшавского договора, в ответ на создание атлантического общего рынка Советский Союз создал Совет экономической взаимопомощи.

«План Маршалла» стал продолжением знаменитой речи Черчилля в Фултоне. Если речь британского политика стала началом политического раскола послевоенной Европы, то «план Маршалла» обеспечил его экономическую составляющую.

Ну и последнее, о чём стоит вспомнить в связи с «планом Маршалла». Советский Союз и страны Восточной Европы преодолели послевоенную разруху и вышли на высокие темпы экономического роста без всякой американской помощи. На протяжении десятилетий они вполне успешно конкурировали со странами Запада. Кризис же социалистической системы в 1980-х годах является темой для отдельного разговора, к «плану Маршалла» отношения не имеющего.