Субъектами международных отношений выступают. Международные отношения и внешняя политика

Одновременно с развитием и усложнением международных отношений расширился состав субъектов этих отношений. Если государства были по сути единственными акторами международного общения на протяжении XVII - XVII вв., то уже в XIX столетии появляются первые межправительственные (МПО) и неправительственные организации (НПО).

Межправительственные организации создаются государствами на основе международных договоров для реализации общих целей и действуют согласно уставным документам. МПО предполагают институциализацию и создание механизмов реализации своих целей. Членами межправительственных организаций являются государства, которые входят на добровольной основе. Межправительственные организации представляют собой важнейший фактор современной мировой политики. Они могут быть универсальными. И членом их в принципе может стать любое государство мира. Цели таких организаций ориентируются на широкий спектр международной проблематики, включая политические, экономические, военные, социальные и другие вопросы (ООН). Другой тип международных организаций также предполагает множественность целей, но членство в них достаточно жестко ограничено тем или иным параметром, часто географическим положением (ОАЕ). МПО, которые создаются для решения конкретных вопросов в той или иной области, т.е. имеют специальные цели, иногда называют функциональными межправительственными организациями (МОТ, ВОЗ). Первоначально при зарождении межправительственных организаций предполагалось, что МПО станут своеобразными «проводниками» политики государств, которые их создавали. Однако постепенно становилось очевидным, что эти организации начинают играть вполне самостоятельную роль и уже сами оказывают значительное влияние как на международные отношения в целом, так и на своих создателей. О влиянии МПО на современные политические процессы в мире говорит факт, что межправительственные организации занимаются разработкой и осуществление международно-правовых норм. Ими потом в своей деятельности руководствуются государства. В целом же, согласно американским исследователям Р. Кохэну и С. Хоффманну, выделяются 6 основных функций, которые выполняют или могут выполнять современные МПО:

Через МПО государство осуществляет политическое влияние на международные процессы;

МПО служат местом согласования интересов различных государств путем переговоров;

Одни международные организации используются для ослабления других или взаимодействия с ними;

МПО используются государствами для информирования других о своих намерениях и целях;

Документы, принимаемые МПО, служат некими ориентирами для государств, которые входят в них, для выработки собственной политики.

Можно выделить следующие наиболее влиятельные МПО:

  • - ООН (Организация Объединенных Наций). Цели ООН, согласно ее уставу: поддерживать международный мир и безопасность; развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа и самоопределения народов; осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека и основным свободам; быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей. В рамках ООН сложился целый ряд организаций: ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения); МОТ (Международная Ассоциация Труда; МВФ (Международный Валютный Фонд); ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и наука); МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии); ЮНКТАД (Конференция ООн по торговле и развитию); Международный суд.
  • - НАТО (Организация Североатлантического договора). Самый мощный и агрессивный военно-политический союз в мире. Созданный в 1949 г., провозглашенный якобы для защиты государств Северной Атлантики от «коммунистической агрессии» и в целях «массированного возмездия», блок расширился за счет стран Южной и Восточной Европы и даже Турции.
  • - ЕС (Европейский союз). Первоначально возник в целях экономического сотрудничества ряда европейских стран, однако впоследствии цели данной организации стали расширяться и включать, в том числе координацию внешнеполитических действий.
  • - ЗЕС (Западноевропейский Союз). Создан в 1955 г. в Европе, Целью его создания было постановлено сотрудничество семи стран в военной, политической и экономической областях, а также наблюдение за выполнением ФРГ норм ограничения послевоенных вооружений. Фактически же ЗЕС способствовал снятию всех ограничений и запретов на обычные вооружения.
  • - ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Создана в 1948 г., ее цель - объединить усилия наиболее промышленно развитых капиталистических стран перед лицом тогда явного роста силы и влияния социалистических государств, а также развития национально-освободительного движения в Африке, Азии и Латинской Америке.
  • - ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти). На их долю приходится более 40% мировой добычи нефти и примерно 60% ее экспорта. ОПЕК устанавливают текущие цены на нефть на мировом рынке.
  • - АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество). Создано в 1989 г., занимается широким кругом вопросов: развитие торговли, науки, промышленных технологий, телекоммуникаций, транспорта, энергетики, сохранения морских ресурсов, рационального использования людских ресурсов.
  • - АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). Основана в 1961 г. с целью взаимного содействия развитию Юго-Восточных стран Азии и обеспечение безопасности от вмешательства извне.
  • - ОАЕ (Организация африканского единства). Создана в 1963 г., цель - укрепление единства государств континента, развитие политического и экономического сотрудничества, защита суверенитета и территориальной целостности.

Также к МПО можно отнести Лигу арабских государств, Совет Европы и Содружество Независимых Государств.

Что касается неправительственных акторов, то среди них обычно выделяют:

  • * международные неправительственные организации;
  • * транснациональные корпорации;
  • * внутригосударственные регионы.

НПО весьма активны и влиятельны в современном мире. К ним относят организации, которые не учреждены на основании межправительственных соглашений и действуют не только в рамках одного государства. Это могут быть профессиональные организации (Международная организация журналистов); спортивные (Международный Олимпийский комитет); религиозные (Всемирный совет церквей); экологические (Гринпис); гуманитарные (Международный Красный Крест). Для международных неправительственных организаций конца XX - начала XXI в. характерно: резкое увеличение их количества и числа людей, вовлеченных в эту деятельность; расширение географии деятельности; усиление политического влияния; расширение спектра вопросов, которыми они занимаются. Следующий значимый участник международного взаимодействия - транснациональные корпорации. ТНК представляют собой бизнес-структуры, деятельность которых в значительной степени распространяется на несколько стран. В отличии от международных организаций ТНК работают с целью извлечения прибыли. Рост ТНК стимулируется развитием транснациональных банков - ТНБ, которые осуществляют финансовые операции по всему миру. ТНБ делают капитал крайне мобильным, предоставляя возможность быстрого развития транснациональных корпораций. Финансовые рычаги, которыми располагают ТНК, позволяют им порой действовать весьма эффективно на международной арене: инвестиции в экономические проекты дают возможность в ряде случаев предотвратить развитие конфликта. Также ТНК создают рабочие места в развивающихся странах, развивают демократизацию за счет совершенствования рыночных отношений. Одна деятельность ТНК имеет и оборотную сторону. Стремясь к максимальной прибыли, ТНК могут усиливать расслоение мира по линии «богатый Север - бедный Юг» за счет сохранения дешевой, хотя и малоквалифицированной, рабочей силы в странах «Юга». Также ТНК способствуют размыванию национальных особенностей путем внедрения своих технологий и продукции. Одновременно с другими участниками самостоятельные шаги на мировой арене предпринимают внутригосударственные регионы. С правовой точки зрения, они не могут вести самостоятельную внешнеполитическую деятельность, хотя сохраняют внешние связи в области культуры, торговли, науки. Тем самым эти территориальные образования занимаются международной деятельностью. Обычно регионы проявляют наибольшую активность в экономической сфере, поэтому рассматриваются порой как аналоги корпораций, которые конкурируют между собой.

Таким образом, современный мир - это сложнейшее и противоречивое, как никогда прежде, человеческое общество. В мире господствует политика, затрагивающая интересы всех и вся: социальная, экологическая, военная, культурная, демографическая и т.д. Для решения отдельных проблем, актуальных вопросов в своих интересах, отстаивания этих интересов государства, политические партии, отдельные человеческие коллективы все чаще объединяются в различные международные организации - правительственные и неправительственные. Такова ныне одна из тенденций международного развития. Исходя их этого можно проанализировать остальные главные тенденции международных отношений.

Все акторы на международной арене действуют в сфере международных отношений. Международные отношения -- это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.

Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем) различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные.

Международные отношения характеризуются субъективным фактором, который отражает роль выдающихся лидеров, а также намерений других участников международных отношений. Субъектом международных отношений называется социальная группа, способная быть самостоятельным агентом внешнеполитического действия.

Субъект международного права - это участник международных отношений, обладающий международными правами и обязанностями и осуществляющий и имеющий их в рамках и на основе международного права.

Обычно называют четыре типа субъектов международных отношений:

1. Национальные государства. Их в настоящее время насчитывается свыше 200. Все они имеют очерченные границы и являются суверенными. Государство является приоритетным субъектом международных отношений, поскольку оно представляет локальное сообщество.

Именно государства, а точнее межгосударственные отношения, в первую очередь определяют характер, климат и направление развития международных отношений. Цель межгосударственных отношений - создать наиболее выгодные условия функционирования и развития самих государств. Разумеется, - межгосударственные отношения могут затрагивать самые различные сферы: политическую, экономическую, культурную и т.д. При этом внутри каждой сферы возможно выделение определенных подвидов отношений: например, в политической сфере - дипломатические и военные отношения, в. экономической - торговые и т.д.

Влияние, силу государства на мировой арене можно представить как его способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие государства, на ход событий в мире.

Силу государства, его положение в системе международных отношений обусловливает целый ряд факторов. Еще недавно считалось, что главным для этого является военная мощь. Безусловно, военный потенциал страны во многом определяет ее могущество и соответствующее положение на международной арене.

Реальное положение государства на мировой арене определяется более широкими показателями. К ним принято относить величину территории, природные и людские ресурсы, структуру национальной экономики, объем и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, умение обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать экономическую безопасность обществ, а также способность страны оказывать прогрессивное влияние на международное развитие.

Существенной чертой государства как субъекта международных отношений является такое его свойство как суверенитет. Национально-государственный суверенитет имеет два основных аспекта: внутренний и внешний.

Внутренний аспект означает полную свободу государства при определении своей внутренней и внешней политики. Внешний аспект означает невмешательство государств во внутренние дела друг друга, их равноправие и независимость во взаимоотношениях. Однако формально юридическое равенство государств не говорит об их реальном равенстве как субъектов международных отношений. Государства различаются на основе своей территории, численности населения, по природным ресурсам, экономическому потенциалу, военной мощи и так далее. Следствием такого неравенства является реальная стратификация государств на сверхдержавы, великие государства, средние, малые и микрогосударства.

2. Наднациональные или межнациональные организации. Результатом межгосударственных отношений могут стать и становятся объединения государств на основе норм международного права - так называемые межправительственные организации. Они создаются для реализации определённых целей государств-участников, чаще всего для реализации какого-либо общего интереса. Это, прежде всего, международные правительственные организации: ООН со своими глобальными отделами, такими как ЮНЕСКО, МБРР, МВФ, МОТ и др. Сюда относятся Европарламент, Международный суд и др. К этому типу субъектов международных отношений можно отнести организации, возникшие с целью усиления регионов, населения континентов, народов с близкими или сходными этническими свойствами. Это Лига арабских стран, организация американских государств, СНГ и др.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются 185 государств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций.

Сложность межгосудартвенных отношений в политической сфере, потребность регулировать хозяйственную жизнь приводит к расширению взаимосвязей между государствами и созданию международных организаций уже как третей группы субъектов международных отношений. В этом качестве (как субъекты международных отношений) международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего имени и одновременно от имени всех государств-членов.

Международные правительственные организации имеют больше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения.

3. Негосударственные организации. Это любые международные объединения, созданные без межправительственных соглашений и действующие в основном в сфере экономики, науки, техники, медицины и т.п.

Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

К международным неправительственным организациям относятся общественно-политические организации, а также транснациональные корпорации и некоторые межправительственные организации, которые стремятся утвердить своё экономическое влияние в международном сообществе. Примерами таких организаций могут служить Всемирный Совет Мира, Международная федерация женщин, Международная федерация демократической молодежи, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная организация профсоюзов, церквей и др. Сюда относятся многочисленные разные корпорации (ТНК), идеологические объединения (Социнтерн, Коминтерн).

Огромным влиянием на мировой арене пользуются международные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, целью которых является получение прибыли и которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами.

Важными субъектами мировой политики выступают религиозные организации.

4. К четвертому типу субъектов можно отнести некоторые субъекты внутренней политики, если их деятельность выходит за национальные рамки и имеет весомое международное отражение, создает значимые для международной жизни последствия. Это организации типа объединения евреев в США, чья деятельность приобретает международное значение, а также разные террористические группы. К этому четвертому типу субъектов относятся и выдающиеся личности, чья национальная деятельность приобрела мировой масштаб (де Голль, М. Горбачев, Д. Сахаров и др.).

Существует две традиции в определении политического и правового положения субъекта международных отношений:

  • - государственный (монопольный субъект международных отношений - государство)
  • - внегосударственный (помимо государства субъектами международных отношений являются влиятельные социальные и политические группы, объединенные в неправительственные организации - финансовые группы, ТНК и др.)

Международные отношения и внешняя политика

Вопросы:

    Внешняя политика государства

Понятие и субъекты международных отношений

Международные отношения – это совокупность политических, экономических, научно-технических, военных, правовых, культурных и других связей между субъектами мирового сообщества.

К субъектам международных отношений можно отнести:

    Независимое государство

    Международные организации

    Транснациональные корпорации (ТНК)

Независимое ( суверенитета) государство. Государство, как субъект международных отношений, обладает суверенитетом, т.е. не признает по отношению к себе никакой другой власти, кроме собственной, и никаких других обязательств, кроме тех, которые им взяты добровольно или под воздействием объективных обстоятельств. Государство может участвовать в санкциях, объединять силу в решении угроз глобальных и т.д.

Все государства равноправны, как субъекты международных отношений, но реальная их роль и влияние в мире различна (объясняется ресурсами государства, его авторитетом, возможность влиять на субъекты).

Особое значение занимают «великие державы» или Большая 7. Среди них особенно заметна роль США (имеет супер-державы). Большое значение имеют государства-гиганты (быстро развивающиеся страны: Бразилия, Россия, Индия, Китай). Среди них возрастает очень быстро роль Китая. Региональные державы – Бразилия, Россия, Индия, Китай + претендует Турция (из-за своего расположения), а также Польша. Страны «изгои» или проблемные государства – Ирак, Иран, Куба, Ливия, Афганистан, Северная Корея. А сегодня к этому относят Иран и Северная Корея, а другие перестали быть «изгоями» так как были приняты меры военного воздействия со стороны других государств и НАТО. Непризнанные республики – Абхазия, Южная Осетия, Косово, Приднестровье (в результате распада СССР).

Международные организации делятся на 2 группы:

    Правительственные (межправительственные)

    Неправительственные

Характерно наличие правовой базы, органа правительства. Их возникновение начиналось в Европе в 19 веке. Сфера коммуникации и экономики. Результат развития капиталистических отношений. Которые требуют дополнительные ресурсы. В начале 20 века появляются организации политического характера – Лига Наций. Сейчас быстрый рост выделяется в развитиии таких организаций как Нафтан, Евро лига наций.

К неправительственным относятся организации в области экологии, глобальный экологических фон, международные организации женской направленности и т.д.

Роль этих организаций состоит в том, что они обращают внимание на конкретные проблемы.

Транснациональные корпорации – это бизнес структуры, которые представляют собой хозяйственные объединения, состоящие из материнской компании (головной) и зарубежных филиалов.

Обладая огромными ресурсами, являясь инвесторами, распространителями современных технологий, они превратились в субъектов политики, поскольку в состоянии оказывать влияние на политику различных государств.

Деятельность ТНК в начале 20 века привела к возникновению «банановой республики», т.е. проводили курс, которые навязывали ТНК.

Основные ТНК расположены в США, Японии, России.

Международные отношения постоянно усложняются, приобретают все более противоречивый характер, увеличивается количество их субъектов.

Ядром международных отношений являются политические отношения, которые составляют суть мировой политики. Мировая политика отражает решение вопросов войны и мира, деятельности по обеспечению всеобщей безопасности, охраны окружающей среды, преодоление нищеты и отсталости развивающихся стран.

Таким образом мировая политика предполагает решение проблем выживаемости человечества.

Особенности и виды международных отношений

Международные отношения имеют свои особенности:

    Отсутствие единого центра принятия решений и единого центра принуждения

    Политическим регулятором системы международных отношений является баланс сил между государствами, при его нарушении или его отсутствии появляется возможность наиболее крупным субъектам международных отношений произвольно, с учетом собственных интересов трактовать нормы международного права и их нарушать

    Сфера международных отношений – это система нестабильная и поэтому не вполне предсказуемая, поэтому не одно государство не в состоянии длительное время поддерживать одни и те же отношения друг с другом. Эти отношения могут характеризоваться либо сотрудничеством, либо противоречием.

Важнейшими видами международных отношений выступают:

    Политические, которые играют основополагающее значение для развития других видов отношений (экономических, научно-технических…). Среди политических отношений особая роль принадлежит дипломатическим, т.е. признанием одного государства другим. Прекращение их означает осложнение отношений между странами, кризис между ними.

    Экономические

    Научно-технические

Они (экономические и научно-технические) способствуют формированию мирового рынка, международному разделению труда и зависят от уровня развития в государстве, наличие природных ресурсов. И если вы чувствуете, что пришел момент для обновления материнской платы или покупки новой, помните, что плата являет собой, если вдуматься, очень важную деталь в сфере мирового рынка.

    Идеологические выступают как составная часть политических ресурсов, и их роль определяется местом идеологии в государстве. Особое значение приобретает в условие тоталитарного режима.

    Международно-правовые предполагают регулирование связей между субъектами правовыми нормами, которые создаются государствами в соответствии с их согласованной волей. Основой является устав ООН, международные конвенции и т.д.

Сущность и последствия глобализации

С конца 20 века ведущим направлением развития международных отношений стала глобализация.

Глобализация – это процесс всемирной (глобальной), экономической, политической и культурной интеграции, которая отражает возрастание взаимосвязанностей и взаимозависимостей стран, усиления влияния внешнего мира на внутреннюю жизнь государства.

Глобализация отражает превращение мира в единое целое, проявляется в усилении трансграничного расширения потоков товаров, технологий, финансов, миграционных потоков. В ее условиях мир становится все более стандартизированным. Особенно ярко это проявляется в экономике, правовой сфере.

Глобализация – это объективный процесс, который развивается помимо воли людей и охватывает все сферы общественной жизни.

В экономической области глобализация привела к тому, что производство имеет международный характер, когда в создании конечного продукта принимают участие производители различных стран. Поэтому большую часть мировой торговли составляют полуфабрикаты и промежуточные товары.

Глобализация экономики приводит к тому, что происходит перемещение товаров – инвестиция.

Политическая глобализация проявляется в усилении взаимодействия и взаимозависимости национальных элит. Поэтому очень велика роль встреч и саммитов на уровне глав правительств и министров международных конференций и форумов. Особое значение приобретают финансовые структуры международного уровня (валютный фонд, всемирный банк).

В бытовой сфере глобализация проявляется в распространении системы быстрого питания, национальных кухонь, увеличивается влияние универсальных (т.е. всеобщих) тенденций в развитии , отдыха, досуга в целом.

Глобализация распространяется в культурной сфере также. Она находит выражение в развитии образования (когда приобретает универсальный характер – Болонский процесс), т.д.

Движущей силой глобализации являются ТНК и инвестиционные банки, деятельность которых позволяет объединять производство в единую глобальную систему.

Последствия глобализации оцениваются по-разному. Положительной ее стороной является движение к миру без границ, появление понятия прозрачность границ, к единой мировой экономики. Она стимулирует развитие науки, технологий и их быстрое распространение, что позволяет увеличивать производительность труда более эффективно использовать ресурсы. Но от глобализации, прежде всего выигрывают развитые страны и те, которые сумели обеспечить ускоренное развитие в последнее десятилетие.

      Государственные субъекты (участники) международных отношений.

      Негосударственные субъекты (участники) международных отношений.

2. Цели, интересы и средства участников международных отношений.

1. Общая характеристика и типы участников международных отношений

В начале изучения темы следует обратить внимание, что многовековой монополизм государства в международных отношениях обусловил тот факт, что международные отношения, дипломатия, внешняя политика, война и мир – все это было и есть отношения между государствами. Но три основные тенденции 20 века, особенно второй его половины и в настоящее время сломали эту самоочевидную гармонию, систему участников международных отношений. Среди таких тенденций следует назвать:

    высокая и возрастающая степень интернационализации всех сфер современной жизни. Ранее основными объектами внешней политики государства, участия его в международных отношениях были дипломатия, военная политика и разведка. В нынешних условиях, в условиях растущей интернационализации общественных отношений, государство вынужденно заниматься экономической, финансовой, научно-технической, миграционной, экологической и т.д. внешней политикой;

    распространение демократии как внутри государства, так и во всем мире. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, с точки зрения права от имени государства могут выступать только его законные органы и (или) назначенные им представители; с другой стороны, – в демократической стране многопартийная система оппозиции имеет отличные от правительства интересы, оценки, цели. В связи с этим оппозиция фактически влияет в немалой степени на отношения демократии с другими участниками международных отношений;

    в условиях глобализации, интернационализации формируются негосударственные институты и роль их в государствах, на международной арене постоянно возрастает.

Юридически суверенитет и власть государства внутри государства (как принципы) остаются неизменными. Но на практике возможности государства ограничиваются значительно, благодаря растущему числу сфер (объектов) международных отношений.

Так или иначе, с учетом этих тенденций в настоящее время структура (состав) субъектов (участников, акторов) международных отношений значительно расширяется. Исходя из этого целесообразно всех участниковмеждународных отношений по определенным критериям разделить на 2 основные категории. Одним из таких основных критериев является отношение их к государственности. С этой точки зрения различаются: а) государственные субъекты и б) негосударственные субъекты.

    1. Государственные субъекты (участники) международных отношений.

Необходимо понимать, что главным субъектом международных отношений в настоящее время является государство, которое представляет собой политическое устройство, организацию общества.

Развитие государства, как субъекта международных отношений,имеет длительную историю. Происхождение государства связано с:

а) переходом человечества к оседлости;

б) разделением (специализацией) труда;

в) обособлением управленческих функций, сосредоточением его в руках особого социального слоя;

г) установлением политической власти над населением в пределах определенной территории.

В настоящее время, государство,как субъект международных отношений,должно обладать следующими признаками:

    национально-государственный суверенитет;

    функционирование независимого правительства;

    наличие определенной, принадлежащей ему территории;

    проживание определенной общности, которую объединяет язык, культура, обычаи и т.д.

Сущность, роль, место государства в системе международных отношений проявляется в его функциях, среди которых выделяются основные:

    поддержание порядка и безопасности в рамках определенной границами территории;

    создание условий для социального и экономического развития; рационального распределения благ и услуг; поддержания занятости; удовлетворения основных потребностей населения;

    внешнеполитические функции.

Особенности внешней политики в значительной степени зависят от организационных форм государств, или от государственного устройства.

В истории развития государства с точки зрения его организационных форм выделяется ряд этапов, на каждом из которых существовала своя форма, а именно:

      мировые империи;

      античные полисы (города-государства);

      европейские монархии;

      национальные государства.

Современная форма государственности связана с понятием суверенитет. В 18 векеначинае формироватьсятакая форма государственности, как национальное государство. Начиная с 19 века такая форма государственного устройства распространяется на весь европейский регион, а затем (с крушением колониальных империй) – на весь мир.

Таким образом, важно усвоить, что развитие и существование современной формы государственности самым тесным образом связано с формированием и развитием нации, как особого вида социальной общности.

Национальные государства – это независимые, самостоятельные образования, главным общим признаком которых является суверенитет. Но они имеют существенные отличия, различия, а именно: по своей территории, по населению, экономическому потенциалу, социальной стабильности, политическому авторитету, вооруженным силам, по своей истории (возрасту).

С учетом этих различий существует определенная классификация (или стратификация) стран мирового сообщества. Классификация осуществляется по различным критериям, в т.ч. по уровню социально-экономическоймощи (развитые страны, среднеразвитые,развивающиеся, сверхдержава). Исходя из этого, каждое государство в отдельности играет неодинаковую роль в системе международных отношений. А поэтому, далее, несмотря на национальный, государственный суверенитет, формируется система зависимости, что значительно усложняет систему международных отношений и способствует возникновению негосударственных участников международных отношений.

С глубокой древности до настоящего времени международные отношения занимают важнейшее место в политической жизни человека. Политические мыслители разных времен и народов, а также политики вели и до сих пор ведут постоянные поиски путей создания на Земле "вечного мира", "общеевропейского дома", "единого мирового правительства" и т.д. Сегодня мировой порядок зависит от взаимоотношений и взаимодействия более 200 государств, находящихся на разных этажах исторического, экономического, политического и культурного развития.

Под международными отношениями обычно понимают совокупность политических, экономических, идеологических, правовых, дипломатических, культурных, военных и иных связей и отношений между основными субъектами мирового сообщества (рис. 18).

Субъектами международных отношений в первую очередь являются государства . Они определяют развитие всех форм международных отношений в силу того, что это единственный субъект, который обладает суверенитетом. Это означает, что данный субъект не признает в отношении себя никакой другой власти, кроме собственной, никаких обязательств, кроме тех, которые взял на себя добровольно или под влиянием особых обязательств. Государство обладает на своей территории всей полнотой политической власти.

В системе международных отношений межгосударственные отношения имеют первостепенное значение. Однако следует отметить, что в современном мире обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях являются межгосударственные и международные организации: двусторонние и многосторонние коалиции, экономические и военно-политические союзы (блоки), региональные организации, международные организации.

Международные организации как субъекты международных отношений более сложные структуры, чем межгосударственные. Они могут быть межправительственными и неправительственными, а также смешанного типа, куда входят и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальные члены.

Рис. 18.

Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет. Так, если в начале XX в. существовало 20 межправительственных и около 200 неправительственных организаций, то в настоящее время их соответственно около 300 и более 2500.

Деятельность международных организаций носит многосторонний характер. В современных условиях к сфере их деятельности можно отнести проблемы войны и мира, защиты природной среды, проблемы народонаселения и ресурсов, т.е. жизнеобеспечения человечества, проблему преодоления разрыва между экономически развитыми и отсталыми странами, многие другие проблемы.

Первой международной организацией явился Всемирный почтовый союз (ВПС), который возник в 1875 г. и в настоящее время ведет свою работу в Брюсселе, выпускает ежегодники с перечнями всех международных организаций.

Лига Наций стала первой международной организацией, действовавшей в период между мировыми войнами. В Статуте Лиги Наций в качестве основной цели провозглашалось развитие сотрудничества между народами и гарантия их мира и безопасности, однако эта цель оказалось недостижимой. Да иначе и быть не могло, ведь в числе четырех постоянных членов Совета Лиги Наций два были представлены Италией и Японией – странами, которые в союзе с фашистской Германией развязали Вторую мировую войну. Были и другие причины, оказавшие самое негативное влияние на авторитет этой международной организации. Едва ли не главной в их числе была "политика умиротворения", проводимая демократическими странами Запада по отношению к фашистским Германии и Италии. Венцом этой политики стало Мюнхенское соглашение 1938 г., в результате которого была ликвидирована государственная самостоятельность Чехословакии, а затем и других европейских стран. В конечном итоге Лига Наций, разъедаемая внутренними противоречиями стран-участниц, не сумев преградить дорогу агрессорам к очередному захвату новых территорий, не выдержав, таким образом, проверки временем, к концу 1930-х гг. фактически прекратила свою деятельность.

После окончания Второй мировой войны, в октябре 1945 г., возникла новая международная организация – Организация Объединенных Наций (ООП), созданная по инициативе ведущих участников антигитлеровской коалиции на основе добровольного объединения усилий государств в целях поддержания и упрочения международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между ними. Одним из главных органов ООН является Совет Безопасности, которому предоставлено право определять наличие любой угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, делать рекомендации о том, какие меры следует принять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. При этом решения Совета Безопасности считаются принятыми только в том случае, если за них проголосуют его постоянные члены – СССР (теперь Россия), США, Великобритания, Франция и Китай.

Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности сделали многое для обеспечения мира, и сегодня их усилиями снижается противоборство враждующих сторон, осуществляются поиски наиболее приемлемых решений, способных предотвратить возникновение конфликтных ситуаций в различных регионах мира. Но достичь желаемых результатов, к сожалению, не всегда удается. Свидетельством тому являются вооруженные конфликты, которые достаточно часто дают о себе знать в различных регионах мира.

С 1949 г. функционирует Совет Европы – межправительственная организация западноевропейских стран, которая в настоящее время расширяется за счет восточно-европейских государств и приобретает значительный политический вес в жизни общества. В начале 1996 г. в состав этой организации была принята и Россия.

В 1975 г. в Хельсинки состоялся завершающий этап Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) с участием руководителей 33 европейских государств, а также США и Канады. Совещание явилось важным шагом на пути упрочения разрядки международной напряженности и налаживания отношений равноправного сотрудничества между государствами. В начале 1990-х гг. произошла институциализация СБСЕ в постоянно действующий орган, которому были предоставлены большие права, вплоть до осуществления необходимых мер в целях пресечения межгосударственных конфликтов и сохранения мира. В декабре 1994 г. состоялась очередная встреча на высшем уровне, на которой было принято решение о переименовании с 1 января 1995 г. СБСЕ в ОБСЕ – Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе .

Одно из важных условий успешного функционирования современных международных организаций состоит в том, чтобы не допустить диктата над ними со стороны того или другого государства или группы стран. Осуществление этого могло бы вызвать стремление других государств создать свои международные организации или союзы, что было бы равносильно возрождению блоковой политики.

При всех возможных обстоятельствах существует одна основополагающая альтернатива в развитии международных отношений: либо мир, либо война – третьего не дано. Поэтому задача политиков, если они сознательно не стремятся к разжиганию противоречий между странами, – использовать в качестве доводов не силовые средства, а переговоры. Такая потребность стала особенно актуальной в наше время, в условиях концентрации большого количества оружия массового поражения и тех видов обычного вооружения, которые по своим характеристикам также представляют немалую угрозу для цивилизации и жизни на Земле. Политические переговоры – единственно разумный способ решения международных проблем, направленный на предотвращение конфликтных ситуаций, укрепление взаимопонимания и сотрудничества. Переговоры могут привести к достижению поставленных целей путем консенсуса или компромисса.

Консенсус (согласие, единодушие) – процедура и метод принятия решений без проведения голосования и при отсутствии формальных возражений со стороны любого из участников переговоров против принятия решений в целом в интересах общего дела.

Если невозможно достижение согласия на основе консенсуса, должен использоваться другой метод – компромисс , т.е. соглашение, достигаемое путем взаимных уступок сторон, придерживающихся противоположных мнений и действий.

Компромисс – это не конец борьбы, а перемирие. При благоприятном исходе дальнейших переговоров компромисс может привести к согласию на основе консенсуса. Но это достижимо при условии, если договаривающиеся стороны будут соблюдать равенство, стремиться к справедливости, найдут общий язык при решении стоящих перед ними проблем.