Ссср на международной арене.

Охарактеризуйте международную обстановку середины х гг. Какую роль играл СССР в мировой политике того времени?







КИТАЙ 1. Неодобрение критики в адрес И. В. Сталина 2. Идею мирного сосуществования расценили как « капитуляцию перед США » 1. Из Китая отозваны советские специалисты; 2. Торгово - экономические связи между СССР и КНР заморожены; 3. В 1964 году Китай предъявил претензии на 1,5 млн кв. км советской территории; 4. В 1967 г. Посольство СССР в Пекине подверглось нападению; 5. Начались инциденты на границе: наиболее крупный из них – столкновение близ острова Даманский на реке Уссури в 1969 г. (см. видео) 1. Из Китая отозваны советские специалисты; 2. Торгово - экономические связи между СССР и КНР заморожены; 3. В 1964 году Китай предъявил претензии на 1,5 млн кв. км советской территории; 4. В 1967 г. Посольство СССР в Пекине подверглось нападению; 5. Начались инциденты на границе: наиболее крупный из них – столкновение близ острова Даманский на реке Уссури в 1969 г. (см. видео)


Похороны пограничников – участников боя с китайскими солдатами на острове Даманский год.




Пограничники на заставе Нижне - Михайловка Тихоокеанского пограничного округа ведет наблюдение за китайским берегом реки Уссури Обострение отношений с Китаем, располагавшим внушительной по численности армией и собственным ядерным оружием, потребовало от правительства СССР мер по укреплению восточных границ, развертывания сил по их прикрытию.


Руководство СССР восприняло перемены в Чехословакии как угрозу основам социализма, спровоцированную действиями зарубежных спецслужб. Задание: Прочитайте на стр. 335 рассказ о том как происходил ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию (… Поводом для ввода …) и определите действительно ли так необходимо было вводить войска и реальными или выдуманными были причины ввода войск. (... видео « Пражская весна »)


После событий в Чехословакии руководство СССР заявило, что считает своим долгом защищать реальный социализм. Претензии Советского Союза на право осуществлять военное вмешательство во внутренние дела своих союзников по Варшавскому договору получили в странах Запада название доктрины Брежнева. Задание: прочитайте документ на стр. 336 и ответьте на вопросы после него.


Задание: Прочитать пункт параграфа на стр. 337 найти и выписать в тетрадь конфликты и страны, которые принимали в них участие. 1. Юго - Восточная Азия (война во Вьетнаме); 2. Ближний Восток (Израиль, Египет, Сирия, Иордания); 3. Африка (Ангола, Мозамбик). Итог: Война в Юго – Восточной Азии и помощь арабским союзникам потребовали значительных материальных затрат со стороны СССР.


Задание: Самостоятельная работа с текстом учебника на стр Найти причины перехода к разрядке международной напряжённости. Вьетнамские солдаты возле груды корпусов - контейнеров из под шариковых бомб, сброшенных американскими самолетами во время войны во Вьетнаме.


СССР. 1)Новый этап международных отношений. 2) Достижение паритета (равенства) в стратегических силах. 3) США терпят поражение в « холодной войне », вынуждены перейти к разрядке. 4) Невозможность для США военными средствами отстаивать свои интересы. США. 1)Экономика СССР не выдерживает бремени гонки вооружений. 2) Конфликты и противоречия между странами социализма побуждают СССР искать пути примирения с Западом. В действительности разрядка объективно была выгодна обеим сторонам.



На рубеже 60–70-х годов значительно активизировалась деятельность СССР на международной арене. В марте 1970 г. - договор о нераспространении ядерного оружия. Происходили позитивные сдвиги в отношениях СССР с развитыми капиталистическими государствами. В 1966 г. в ходе визита в СССР президента Франции де Голля состоялось подписание советско-французской декларации. Нормализовались отношения между Советским Союзом и ФРГ. Расширились торговые связи с Италией.

Заключение в 1972 г. между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики «разрядки» международной напряженности. Кульминацией процесса «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее в 1975 г. в Хельсинки. Прибывшие на Совещание главы 33 государств Европы, США и Канады подписали Декларацию принципов взаимоотношений и сотрудничества стран. В документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость сложившихся после второй мировой войны границ европейских государств.

Процесс «разрядки» оказался недолговременным. На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 70–80-х годов негативное влияние оказала советская политика в Афганистане. В 1978 г. к власти в Афганистане в результате военного переворота пришла Народно-демократическая партия. Руководство НДПА обратилось к советскому правительству с просьбой об оказании военной помощи революционному движению. Часть партийно-государственных лидеров СССР считала возможным оказание Афганистану лишь политической поддержки. Большинство партгосаппарата и часть руководителей военного ведомства, опираясь на принцип пролетарского интернационализма, настаивали на оказании помощи и политическими, и военными средствами. В декабре 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН заявила о нарушении Советским Союзом суверенитета государств «третьего мира».

Участие Советского Союза в афганской войне повлекло за собой падение его престижа на международной арене. Сократились его контакты со странами Запада и США. Одним из показателей этого стал отказ Сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2).Очень скоро началась новая фаза гонки вооружений в ведущих странах мира.

В отношениях с соцстранами - увеличился объем взаимного товарооборота с государствами СЭВ. На их долю приходилось свыше 50% общего торгового оборота. В структуре советского экспорта основное место занимали топливо и электроэнергия, руды и металлы. Главными предметами ввоза являлись машины, оборудование и транспортные средства.


В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между соцстранами. В рамках СЭВ действовало несколько десятков межгосударственных учреждений, призванных способствовать экономической интеграции соцстран. При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, реконструировался Дунайский металлургический комбинат в Венгрии, строился завод по производству каучука в Румынии.

(С другой стороны) Диктат со стороны СССР, навязывание союзникам по Организации Варшавского Договора (ОВД) советской модели развития вызывали растущее недовольство в странах Восточной Европы. Политика «ограниченного суверенитета», проводившаяся советским руководством по отношению к социалистическим государствам, была названа на Западе «доктриной Брежнева». Одним из проявлений этой «доктрины» было вмешательство СССР во внутренние дела Чехословакии. В 1968 г. чехословацкие руководители предприняли попытку «обновления социализма» путем демократизации общества, внедрения рыночных начал в экономику, переориентации внешней политики на страны Запада. Деятельность лидеров ЧССР была расценена как «контрреволюция». В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Оставались напряженными отношения СССР с Китайской Народной Республикой. Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого не была четко определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну. В конце 70-х – начале 80-х годов возросли противоречия в отношениях СССР с его союзниками по ОВД (организация Варшавского договора). В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СССР на международной арене. 1960-1970-е гг.

Вопросы для повторения Охарактеризуйте международную обстановку середины 1960-х гг. Какую роль играл СССР в мировой политике того времени?

Ход урока Начало распада «социалистического лагеря». СССР и международные конфликты. Переход к политике разрядки международной напряженности. Разрядка: опыт теоретического осмысления.

Мир в годы «холодной войны»

1. Начало распада «социалистического лагеря» Идеология КПСС о том, что увеличение числа стран, идущих по пути социализма, укрепляет позиции СССР на международной арене. КИТАЙ Неодобрение критики в адрес И.В. Сталина 2. Идею мирного сосуществования расценили как «капитуляцию перед США»

КИТАЙ Неодобрение критики в адрес И.В. Сталина 2. Идею мирного сосуществования расценили как «капитуляцию перед США» Из Китая отозваны советские специалисты; Торгово-экономические связи между СССР и КНР заморожены; В 1964 году Китай предъявил претензии на 1,5 млн кв. км советской территории; В 1967 г. Посольство СССР в Пекине подверглось нападению; Начались инциденты на границе: наиболее крупный из них – столкновение близ острова Даманский на реке Уссури в 1969 г. (см. видео)

2 марта 1969 года начались бои за остров Д аманский. Тогда погибло 58 советских воинов. Похороны пограничников – участников боя с китайскими солдатами на острове Даманский. 1969 год.

2 марта 1969 года начались бои за остров Д аманский. Тогда погибло 58 советских воинов. Пограничники демонстрирую журналистам оружие, брошенное китайскими нарушителями на острове Даманский.

Пограничники на заставе Нижне-Михайловка Тихоокеанского пограничного округа ведет наблюдение за китайским берегом реки Уссури Обострение отношений с Китаем, располагавшим внушительной по численности армией и собственным ядерным оружием, потребовало от правительства СССР мер по укреплению восточных границ, развертывания сил по их прикрытию.

«Пражская весна» - это период (1968-1969 гг) при котором утверждалась свобода слова и печати, легально действовали политические клубы, оппозиционные правящей партии. Руководство СССР восприняло перемены в Чехословакии как угрозу основам социализма, спровоцированную действиями зарубежных спецслужб. Задание: Прочитайте на стр. 335 рассказ о том как происходил ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию (…Поводом для ввода…) и определите действительно ли так необходимо было вводить войска и реальными или выдуманными были причины ввода войск. (...видео «Пражская весна»)

Реальный социализм – модель организации жизни общества, которая утвердилась в СССР и союзных ему странах. После событий в Чехословакии руководство СССР заявило, что считает своим долгом защищать реальный социализм. Претензии Советского Союза на право осуществлять военное вмешательство во внутренние дела своих союзников по Варшавскому договору получили в странах Запада название доктрины Брежнева. Задание: прочитайте документ на стр. 336 и ответьте на вопросы после него.

2. СССР и международные конфликты. Задание: Прочитать пункт параграфа на стр. 337 найти и выписать в тетрадь конфликты и страны, которые принимали в них участие. 1. Юго-Восточная Азия (война во Вьетнаме); 2. Ближний Восток (Израиль, Египет, Сирия, Иордания); 3. Африка (Ангола, Мозамбик). Итог: Война в Юго – Восточной Азии и помощь арабским союзникам потребовали значительных материальных затрат со стороны СССР.

3. Переход к политике разрядки международной напряженности Задание: Самостоятельная работа с текстом учебника на стр. 338-340. Найти причины перехода к разрядке международной напряжённости. Вьетнамские солдаты возле груды корпусов-контейнеров из под шариковых бомб, сброшенных американскими самолетами во время войны во Вьетнаме.

Взгляды сторон на причины разрядки. СССР. Новый этап международных отношений. 2) Достижение паритета (равенства) в стратегических силах. 3) США терпят поражение в «холодной войне», вынуждены перейти к разрядке. 4) Невозможность для США военными средствами отстаивать свои интересы. США. Экономика СССР не выдерживает бремени гонки вооружений. 2) Конфликты и противоречия между странами социализма побуждают СССР искать пути примирения с Западом. В действительности разрядка объективно была выгодна обеим сторонам. 4. Разрядка: опыт теоретического осмысления.


Внешняя политика СССР

После смерти И.В.Сталина руководство СССР активизировало внешнеполитическую деятельность, пересмотрело некоторые взгляды на отношения с другими, прежде всего, капиталистическими странами. Начался короткий период «оттепели» в международных отношениях. Налаживались тесные контакты со странами, освободившимися от колониальной зависимости, особенно с Индией и Индонезией. Укреплялись дружественные связи со странами социалистического лагеря.

В 1955 г. был создан военно-политический союз социалистических стран Европы (кроме Югославии), который получил название - Организация Варшавского Договора (ОВД). Первой крупной акцией этой организации было подавление антисоветского и антисоциалистического восстания в Венгрии (1956 г.).

В 1955 г. руководство СССР выступило с призывом прекратить гонку вооружений и созвать Всемирную конференцию по этому вопросу. Со своей стороны, в подтверждение нового внешнеполитического курса оно провело две крупные акции: резко, более чем в два раза, сократило численность Вооруженных Сил СССР, доведя ее к концу 1960 г. примерно до 2,5 млн. человек, и прекратило весной 1958 г. испытания термоядерного оружия, призвав США и Великобританию последовать этому примеру.

К благотворным последствиям отмеченных акций следует отнести начатые в 1958 г. переговоры между СССР, США и Англией о запрещении ядерных испытаний и совершенный в 1959 г. визит советской правительственной делегации во главе с Н.С.Хрущевым в США. Переговоры, продолжавшиеся пять лет, завершились подписанием в Москве в августе 1963 г. договора о запрещении ядерных испытаний в трех сферах: в атмосфере, в космосе, под водой. И хотя он не запрещал испытания ядерного оружия под землей, это был крупный договор ядерных стран. Вскоре к нему присоединилось около 100 государств. Московский договор 1963 г. внушил надежду, что разоружение - реальная цель.

Через пять лет, в 1968 г., был подписан договор о нераспространении ядерного оружия, по которому ядерные государства обязывались не распространять ядерное оружие, а неядерные - не производить и не приобретать его; договор стал одним из важнейших международных соглашений в области контроля над вооружениями.

Первый визит руководителя Советского правительства и партии в ведущую капиталистическую страну - США состоялся в сентябре 1959 г. по приглашению президента США Д. Эйзенхауэра. Цель визита - сломать лед «холодной войны», наладить взаимовыгодное сотрудничество двух стран, обсудить проблему разоружения. Визит Н.С.Хрущева в США совпал по времени с сессией Генеральной Ассамблеи ООН, на которой он выступил с речью по проблеме разоружения. Заявив о том, что никогда еще гонка вооружений не таила в себе столько опасностей, как в век атома, Хрущев от имени Советского правительства изложил четырехлетнюю программу всеобщего разоружения.

Политика «разрядки». На рубеже 60–70-х годов значительно активизировалась деятельность СССР на международной арене. В условиях наращивания в мире ядерного потенциала руководство страны прилагало усилия для ослабления международной напряженности. В 1969 г. Генеральная ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. Договор запрещал передачу ядерного оружия государствам, не владеющим им, или военным блокам. В марте 1970 г. договор вступил в силу. Происходили позитивные сдвиги в отношениях СССР с развитыми капиталистическими государствами. В 1966 г. в ходе визита в СССР президента Франции Ш. де Голля состоялось подписание советско-французской декларации. Были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере экономики, в области изучения и освоения космического пространства в мирных целях. Нормализовались отношения между Советским Союзом и ФРГ. Расширились торговые связи с Италией.

Важной формой экономических связей со странами Запада являлась внешняя торговля. Получило развитие заключение договоров на компенсационной основе. Долгосрочные контракты о сотрудничестве в строительстве промышленных объектов на территории СССР были подписаны с Великобританией. Советско-японское соглашение предусматривало участие Японии в разработке Южно-Якутского угольного бассейна. По многим направлениям осуществлялись контакты с США. Заключение в 1972 г. между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики «разрядки» международной напряженности. Кульминацией процесса «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее в 1975 г. в Хельсинки. Прибывшие на Совещание главы 33 государств Европы, США и Канады подписали Декларацию принципов взаимоотношений и сотрудничества стран. В документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость сложившихся после Второй мировой войны границ европейских государств.

Процесс «разрядки» оказался недолговременным. Очень скоро началась новая фаза гонки вооружений в ведущих странах мира. В связи с этим в 1978 и 1982 гг. состоялись специальные сессии Генеральной ассамблеи ООН по разоружению. Некоторые предложения советских представителей в ООН были учтены при составлении итоговых документов, касающихся ограничения гонки вооружений. Однако принципиальные различия в подходе к решению проблемы со стороны стран Востока и Запада (в вопросах этапов разоружения, контроля над ним и др.) не позволили им достичь договоренности.

СССР и социалистические страны. Руководство страны во главе с Брежневым уделяло первостепенное внимание взаимоотношениям с социалистическими странами. Увеличился объем взаимного товарооборота с государствами СЭВ. На их долю приходилось свыше 50% общего торгового оборота. В структуре советского экспорта основное место занимали топливо и электроэнергия, руды и металлы. Главными предметами ввоза являлись машины, оборудование и транспортные средства. Происходил своеобразный «обмен» топливно-энергетических ресурсов на промышленные товары. Изменение цен на нефть и энергоресурсы на мировом рынке вызывало осложнения в процессе взаимных отношений.

В 1971 г. была принята комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между соцстранами. В соответствии с планом международного разделения труда в Венгрии развивались автобусостросние и выпуск автомобильных деталей, в ГДР – судостроение и текстильное машиностроение.

В рамках СЭВ действовало несколько десятков межгосударственных учреждений, призванных способствовать экономической интеграции соцстран. Расширялись масштабы работ по совместному освоению природных ресурсов и сооружению промышленных предприятий на территории стран – членов СЭВ. В целях концентрации средств для совместного строительства был организован Международный инвестиционный банк (МИБ). При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, реконструировался Дунайский металлургический комбинат в Венгрии, строился завод по производству каучука в Румынии.

Политика «ограниченного суверенитета», проводившаяся советским руководством по отношению к социалистическим государствам, была названа на Западе «доктриной Брежнева». Одним из проявлений этой «доктрины» было вмешательство СССР во внутренние дела Чехословакии. В 1968 г. чехословацкие руководители предприняли попытку «обновления социализма» путем демократизации общества, внедрения рыночных начал в экономику, переориентации внешней политики на страны Запада. Деятельность лидеров ЧССР была расценена как «контрреволюция». В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Ввод войск стран – участниц ОВД в Чехословакию вызвал резкое осуждение со стороны Югославии, Албании, других государств. Новые руководители Чехословакии обязались не допускать впредь «проявлений антисоциализма».

Оставались напряженными отношения СССР с Китайской Народной Республикой. Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого не была четко определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну. После событий на острове Даманский были приняты меры по укреплению границы с Китаем. Здесь создавались новые военные округа. Была увеличена численность советских войск в Монголии. Это привело к усилению напряженности в отношениях СССР и КНР. В конце 70-х годов в Китае началось проведение экономической реформы, основанной на принципах нэпа. Ее результаты были расценены советскими руководителями как реставрация капитализма.

В конце 70-х – начале 80-х годов возросли противоречия в отношениях СССР с его союзниками по ОВД. В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики.

Международный кризис конца 70-х годов. К концу 70-х годов Советский Союз был связан дипломатическими отношениями с более чем 130 государствами. Почти половину из них составляли развивающиеся страны. Советский Союз оказывал им значительную экономическую и научно-техническую помощь, предоставлял льготные кредиты, участвовал в подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства. При финансовой и технической поддержке со стороны СССР сооружались промышленные и сельскохозяйственные объекты в государствах Юго-Восточной Азии и Африки.

На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 70–80-х годов негативное влияние оказала советская политика в Афганистане. В 1978 г. к власти в Афганистане в результате военного переворота пришла Народно-демократическая партия. Руководство НДПА обратилось к советскому правительству с просьбой об оказании военной помощи революционному движению. Часть партийно-государственных лидеров СССР считала возможным оказание Афганистану лишь политической поддержки. Большинство партгосаппарата и часть руководителей военного ведомства, опираясь на принцип пролетарского интернационализма, настаивали на оказании помощи и политическими, и военными средствами. В декабре 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Чрезвычайная сессия Генеральной ассамблеи ООН заявила о нарушении Советским Союзом суверенитета государств «третьего мира».

Участие Советского Союза в афганской войне повлекло за собой падение его престижа на международной арене. Сократились его контакты со странами Запада и США. Одним из показателей этого стал отказ сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2).

Обострение международной обстановки и снижение авторитета СССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса административно-командной системы.

Общество накануне перестройки. Неэффективность экономики, деформация общественно-политической жизни, социальная апатия населения вызывали глубокую озабоченность в руководстве страны. Принимались меры с целью преодоления негативных явлений в экономике и политике. В официальных документах декларировалась необходимость борьбы со взяточническом и спекуляцией. В них содержались призывы к преодолению перекосов в распределительной сфере. Но реальных шагов по оздоровлению экономики не осуществлялось.

Одним из первых, кто попытался вывести страну из состояния стагнации, грозившей кризисом всей системе, был Ю.В. Андропов. В ноябре 1982 г. (после кончины Брежнева) он стал генеральным секретарем ЦК партии, до этого назначения в течение полутора десятилетий возглавлял КГБ.

Широкий резонанс в обществе вызвали действия нового генерального секретаря, связанные с кадровыми перестановками в партийных и государственных структурах. Были отстранены от работы руководители ряда министерств, не обеспечившие запросы народного хозяйства либо уличенные во взяточничестве (например, министр внутренних дел Н.А. Щелоков). В числе ближайших помощников нового лидера находился М.С. Горбачев, руководитель аграрного сектора ЦК партии.

Пути преодоления экономических трудностей Андропов видел прежде всего в совершенствовании руководства экономикой – системы управления и планирования, хозяйственного механизма. Предполагалось расширить самостоятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Большое внимание уделялось борьбе с бюрократизмом, бесхозяйственностью и коррупцией. Речь шла не о каких-либо радикальных реформах и преобразованиях, а об устранении негативных явлений из жизни общества, о его демократизации. Подавляющее большинство советских людей поддержали курс, направленный на установление порядка в стране. Однако меры по наведению порядка не привели к ощутимым результатам. Оставались неизменными подходы партийно-государственного руководства к внешней политике: конфронтация по отношению к США и странам НАТО, укрепление социалистического содружества во главе с СССР. Игнорировались растущие ангисоциалистические настроения в странах Восточной Европы. Как и прежде, советские войска продолжали участвовать в «необъявленной войне» в Афганистане.

После смерти Андропова (февраль 1984 г.) пост генерального секретаря ЦК КПСС в течение 13 месяцев занимал К.У. Черненко. Кадровый партийный работник, немолодой уже человек (в момент избрания генсеком ему было более 70 лет), он не стремился к проведению в стране каких-либо реформ. Важнейшими направлениями своей деятельности он считал развитие экономики, совершенствование планирования и укрепление обороноспособности. Успешное решение этих задач новый лидер связывал с улучшением организации производства и методов управления, укреплением порядка и дисциплины. Однако четкой и эффективной программы выхода страны из кризисного состояния разработано не было.

Продолжалось падение промышленного и аграрного производства. Деформация все глубже охватывала структуру экспорта СССР: к середине 80-х годов свыше его половины составляли топливо и энергоносители. Увеличивались валютные средства, направляемые на закупку продовольствия и промышленных товаров народного потребления.

Негативные явления в экономике тяжело отражались на развитии социальной сферы. Падали реальные доходы населения. В городах и поселках учащались перебои с продуктами питания и промтоварами.

Тринадцать месяцев пребывания на посту главы государства Черненко показали обреченность курса на стабилизацию советской системы. Общество, декларируемое как высшее достижение развития человечества, пребывало в состоянии глубокого политического и экономического кризиса.

Однако начатый в общественно-политической жизни процесс перемен оказался необратимым.