Всемирные и региональные неправительственные организации. Правительственная организация (по)

Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 23 мая 1968 г. № 1296 (XIV) любая международная организация, не учрежденнаяна основании межправительственного соглашения. Основные признаки

Международные Неправительственные Организации :

а) отсутствие целей извлечения прибыли;

б) признание по край ней мере однимгосударство м или наличие консул ьтативного статуса при международных межправительственных организациях:

в) получение денежных средств более чем из одной страны:

г) осуществление деятельности по край ней мере в двух государствах;

д) создание на основе учредительного акта. В Международные Неправительственные Организации не могут входить субъекты международного права.Международные Неправительственные Организации возникли в начале XIX в. В настоящее время их насчитывается более 8 тыс. Первые Международные Неправительственные Организации в социально-политической области были в основном профессиональными. просветительскими. религиозными, пацифистскими.Международные Неправительственные Организации играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. Более того. в ряде областей они являются лидерами. В частности, Международный институт по гуманитарному праву (создан в 1970 г.) регулярно созывает семинары по обучению офицеров закон ам и обычаям войны и нормам. направленным на защиту беженцев. Ассоциация международного права (создана в 1873 г.) координирует исследования по актуальным проблемам международного публичного и международного частного права, уделяя внимание исследованиям в области коллизионного права и права договор ов. Многие Международные Неправительственные Организации активно сотрудничают с межправительственными организациями. Основная форма такого сотрудничества - консул ьтативный статус. Каждая межправительственная организация имеет собственные правила предоставленияконсул ьтативного статуса Международные Неправительственные Организации . Получение такого статуса означает не только признание полезной деятельностиМеждународные Неправительственные Организации . но и отражает роставтор итета и влияния Международные Неправительственные Организации на развитие современных международных отношений.

Международные Неправительственные Организации . Они подразделяются на три категории:

Международные Неправительственные Организации . которым предоставленконсул ьтативный статус, могут направ-лять своих наблюдателей на открытие заседания ЭКОСОС и его вспомогательных органов, а также представлять письменные заявления, касающиеся работы Совета, консул ьтироваться с Секретариатом ООН.

Специализированные учреждения ООН имеют свои правила предоставления консул ьтативного статуса. Так, Международная морская организация (ИМО) предоставляет консул ьтативный статус тем Международные Неправительственные Организации . которые могут внести существенный вклад в ее работу, если целя и функции этих организаций полностью гармонируют с функциями и принципами ИМО.

6 . Роль международных организаций в современных международных отношениях и в мировом развитии в целом. Основные направления глобализации политики.

В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международная организация - это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств - членов. Современные международные организации делятся на 2 основных типа: межправительственные и не правительственные организации.

Роль и тех и других значительна и все они способствуют общению государств в различных сферах жизни.

Как правило, межд. Организации обладают рядом признаков.

1) она создаётся в соответствии с международным правом

2) любая международная организация создаётся на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.).

3) Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последние время участниками международных организаций также межправительственные организации.

4) Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других.

5) Очень важно для каждой международной организации иметь соответствующую организационную структуру

Интеграционные процессы проявляются прежде всего в образовании множества международных межгосударственных и неправительственных организаций. В настоящее время в мире существует множество международных организаций, которые решают вопросы по всем направлениям сферы жизни человечества;

(НАТО). НАТО было создано 4 апреля 1949г. Основной целью НАТО является обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами ООН. Совет Европы . Совет Европы основан в соответствии с Уставом в мае 1949г. Целью этой Организации является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществлении идеалов и принципов, являющихся их общим достижением, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ ). Целями ОБСЕ являются: содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира; поддержка разрядки международной напряжённости; признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами - членами; признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всём мире; вклад в соблюдение прав человека, экономический социальный прогресс и благосостояние всех народов. ОБСЕ осуществляло посреднические миссии в Чечне, Абхазии, Приднестровья и других "горячих" точках Европы и Азии. Международный банк реконструкции и развития (МБРР ) создан в соответствии с Соглашением, подписанным в Бреттон-Вудсе (США) в 1944г. Специализированное учреждение ООН. Целями МБРР являются: ---Оказание помощи в реконструкции и развитии территории государств - членов путём осуществления капиталовложений в продуктивных целях, в том числе для восстановления экономики, конверсии, производственных предприятий. -Оказание содействия частным иностранным инвестициям путём предоставления гарантий или участия в займах и иных капиталовложениях. -Содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли и поддержке равновесия платёжных балансов путём стимулирования международных инвестиций в целях развития производственных ресурсов государств - членов, способствуя тем самым повышению производительности, жизненного уровня и улучшению условий труда на их территориях. -Организация займов или их гарантии, с тем чтобы обеспечить приоритет осуществления наиболее полезных и неотложных проектов, независимо от их масштабов. -Осуществление операций с должным учётом воздействий международных инвестиций на условиях деловой активности, а также оказания содействия в переходе от военной экономики к экономике мирного времени. Международный валютный фонд (МВФ). Создан в соответствии с Соглашением, подписанным в Бреттон - Вудсе (США) в 1944г. Специализированное учреждение ООН. В соответствии со статьёй 1 Соглашения 1944г. МВФ имеет следующие цели: -Содействовать международному сотрудничеству путём обеспечения механизма для консультации согласованных действий по международным валютным вопросам. -Способствовать сбалансированному росту международной торговли и тем самым содействовать высоким уровнем занятости и реального дохода и развитию производственных возможностей. - Способствовать стабильности валют и упорядоченным валютным отношениям и избегать конкурентного обеспечения валют. -Содействовать созданию многосторонней системы платежей и переводов по текущим операциям и стремиться к устранению валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.

Согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1296 (ХГУ) от 23 мая 1968 г. международная неправительственная организация (МНПО) - это любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Согласно резолюции Экономического и социального совета (ЭКОСОС) 1996/31 от 25 июля 1996 г. МНПО являетсялюбая не­правительственная организация, учрежденная не на основе меж-правительственного договора и не преследующая своей целью из­лечение коммерческой прибыли. По мнению К. Кольяра (Франция), «организации, иногда сокращенно именуемые НПО, являют­ся по своей природе частными организациями, они объединяют ча­стных лиц, иногда даже государственных деятелей и общественные организации, но не государства».

Основными признаками МНПО являются:

а) отсутствие целей извлечения прибыли;

б) призна­ние, по крайней мере, одним государством или наличие консуль­тативного статуса при международных межправительственных ор­ганизациях;

в) получение денежных средств более чем из одной страны;

г) осуществление деятельности, по крайней мере, в двух государствах;

д) создание на основе учредительного акта. В МНПО не могут входить в качестве членов субъекты междуна­родного права.

МНПО возникли в начале XIX в. В настоящее время их насчи­тывается более 8 тыс. Краткие сведения об этих организациях (как и о любой другой организации) можно почерпнуть в книге «Yearbook of International Organizations», издаваемой в Брюсселе Международной ассоциацией. Первыми МНПО в социально-по­литической области были в основном профессиональные, просве­тительские, религиозные, пацифистские.

МНПО играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. Более того, в ряде областей они явля­ются лидерами. В частности, Международный институт по гума­нитарному праву (создан в 1970 г.) проводит большую работу по применению норм и принципов международного гуманитарного права. Институт регулярно созывает семинары по изучению офи­церами законов и обычаев войны и норм, направленных на защи­ту беженцев.

Ассоциация международного права (создана в 1873 г.) коор­динирует исследования по актуальным проблемам международно­го публичного и международного частного права. Организация уделяет внимание исследованиям в области коллизионного права и права договоров.

Международная ассоциация по уголовному праву (создана в 1924 г.) разрабатывает принципы и руководства по применению конвенций по международному уголовному праву. Она разработа­ла рекомендации по модернизации национального законодатель­ства и развитию науки международного уголовного права, созыва­ет конференции и семинары в этой области.


Международный комитет Красного Креста (МККК) , принци­пами деятельности которого являются гуманность, беспристраст­ность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность, внес огромный вклад в разработку принципов и норм международного гуманитарного права.

При его активном участии разработаны:

Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1906 г.,

Гаагская кон­венция по применению к войне на море принципов Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 г.,

два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г.

Среди многочислен­ных и трудных задач, отнесенных гуманитарными конвенциями к компетенции МККК, следует особо отметить право посещать все места, где содержатся военнопленные или интернированные гражданские лица, а также организацию Центрального справочно­го агентства по делам военнопленных для сбора информации о них. Статья 3, общая для четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 г., гласит: «Беспристрастная гуманитарная органи­зация, такая, как Международный комитет Красного Креста, мо­жет предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфлик­те». Являясь нейтральным посредником в случае вооруженных конфликтов или беспорядков, МККК направляет свои усилия на обеспечение защиты жертвам международных и гражданских войн (см. главу XXII).

Многие МНПО активно сотрудничают с межправительствен­ными организациями. Основной формой такого сотрудничества является консультативный статус. Каждая межправительственная организация имеет свои правила предоставления консультативно­го статуса МНПО. Получение такого статуса не только означает признание полезной деятельности МНПО, но и в то же время отражает рост международного авторитета и влияния международ­ных неправительственных организаций на развитие современных международных отношений.

Согласно ст. 71 Устава ООН ЭКОСОС уполномочивается проводить надлежащие мероприятия для консультации с неправи­тельственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Такие мероприятия могут быть со­гласованы с международными организациями, а в случае надобно­сти - с национальными организациями после консультации с за­интересованными членами ООН.

Отношения ООН с МНПО регламентируются резолюцией ЭКОСОС «Мероприятия по консультации с неправительственны­ми организациями», принятой в 1946 г. (в дальнейшем неодно­кратно пересматривались).

Консультативный статус при Совете предоставлен более 1500 МНПО. Они подразделяются на три категории:

Резолюция ЭКОСОС 1996/31 от 25 июля 1996 г. устанавливает следующий основной принцип предоставления МНПО консульта­тивного статуса: консультативные отношения устанавливаются в соответствии с Уставом ООН с целью достижения справедливо­го, сбалансированного и подлинного вовлечения неправительст­венных организаций в ее работу. В этой резолюции изложена про­цедура приостановления действия консультативного статуса и ли­шения его. МНПО, которым предоставлен консультативный статус, могут направлять своих наблюдателей на открытие заседа­ния ЭКОСОС и его вспомогательных органов, а также представ­лять письменные заявления, касающиеся работы Совета. Они мо­гут также консультироваться с Секретариатом ООН по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Специализированные учреждения ООН имеют свои правила предоставления консультативного статуса.

Например, Международная морская организация (ИМО) пре­доставляет консультативный статус тем МНПО, которые могут внести существенный вклад в работу ИМО. Кроме того, цели и функции этих организаций полностью гармонируют с функция­ми и принципами ИМО (Правила, касающиеся взаимоотношений с МНПО 1961 г.).

Любая МНПО, желающая сотрудничать с ВОЗ (в том числе путем предоставления консультативного статуса), должна соответ­ствовать следующим критериям:

а) МНПО занимается вопроса­ми, входящими в компетенцию ВОЗ;

б) цели и принципы МНПО не противоречат целям и принципам Устава ВОЗ;

в) МНПО при­знана в качестве постоянной организации;

г) МНПО имеет руко­водящий орган и уполномочена выступать от имени своих членов;

д) МНПО формально является международной по своей структу­ре и сфере деятельности;

е) она должна иметь своих членов, ко­торые вправе голосовать по вопросам, касающимся политики и деятельности такой организации (Правила, касающиеся взаимо­отношений с МНПО 1948 г.).

Международной неправительственной организацией, с кото­рой ЮНЕСКО может поддерживать отношения, считается любая международная организация с целями и функциями, неправитель­ственными по своему характеру, учрежденная не на основании межправительственного соглашения и отвечающая следующим ус­ловиям:

а) заниматься вопросами, входящими в компетенцию ЮНЕСКО, быть в состоянии и желать оказывать действенную по­мощь в осуществлении задач организации в соответствии с прин­ципами, содержащимися в Уставе ЮНЕСКО;

б) объединять зна­чительное число групп или отдельных лиц, заинтересованных в одном или нескольких видах деятельности, входящих в ведение ЮНЕСКО, и иметь постоянных членов в достаточно большом числе различных стран, с тем чтобы такая организация могла по мере своих возможностей выступать в качестве действительного представителя различных культурных районов мира; в) в случае когда дело идет об организации регионального характера с геогра­фической или культурной точки зрения, она должна иметь доста­точно большое число членов, чтобы быть в состоянии выступать в качестве действительного представителя всего данного района; г) иметь постоянный руководящий орган, созданный на между­народной основе, должным образом уполномоченных представи­телей и располагать рабочим аппаратом и процедурой, позволяю­щими ей поддерживать регулярную связь со своими членами в различных странах.

Отношения между ЮНЕСКО и МНПО могут быть отнесены к трем категориям:

кате­гория С (взаимная информация).

МНПО, отнесенные к этим ка­тегориям, имеют строго определенные права и обязанности (см. Директивы, касающиеся отношений ЮНЕСКО с МНПО1960 г.).

На сегодняшний момент на 7 континентах планеты Земля расположено 252 страны. Каждая из них отстаивает свои частные интересы, но полное обособление невозможно.

Возникновение международных организаций

Все люди живут на одной планете, дышат одним и тем же воздухом, сталкиваются с похожими трудностями. Поэтому мира во всем мире нельзя достичь, опираясь на решения проблем внутренней политики каждого отдельного государства. Только международные правительственные и неправительственные организации могут эффективно справиться с этой задачей.

Впервые об этом начали задумываться еще два века назад. Тогда главной угрозой для дальнейшего развития всех стран были инфекции и болезни, с которыми в одиночку не могла справиться ни одна нация. Необходимо было предотвратить надвигающуюся мировую эпидемию. Единственным возможным выходом из ситуации было создание союза, объединяющего всех ведущих специалистов, медицинских работников и научных деятелей.

Региональные правительственные организации

Чтобы возникли межправительственные и неправительственные международные организации, нужна была крепкая база на местах. Так появились местные организации. Они должны были наладить контакты внутри одного государства и между разными странами. Таким образом, образовывалось единое пространство, в рамках которого осуществлялось дальнейшее создание более крупных, общемировых объединений.

Изначально речь шла лишь о необходимости создания международных организаций. Это бы дало ведущим державам возможность объединить свои силы, совместными усилиями продумывать план спасения всего человечества. Учредителями подобных организаций были государства, в них входившие. Такие объединения существуют и по сей день. Истории известны случаи, когда организации не были постоянным образованием, они возникали внезапно, по случаю, и так же внезапно прекращали свое существование, как только проблема разрешалась. Встречаются и такие международные правительственные организации, которые вполне стабильны.

С ходом времени нарастало и количество проблем, которые требовали своего решения. Потребность в деятельности подобных организаций, особенно после Второй Мировой войны, также стала увеличиваться. Однако по понятным причинам поставленные лидеры не могли справиться со всем самостоятельно. Это послужило причиной тому, что во второй половине XX века официально появились международные неправительственные организации. Они, в отличие от правительственных, характеризуются тем, что не учреждены государствами на основе официального соглашения.

В международные неправительственные организации мира могут входить, например, добровольцы с активной жизненной позицией. Их еще можно назвать силой общественного мнения. Если правительство государства выполняет различные функции, руководя внутренней и внешней политикой страны, то активисты формируют массовое сознание. И в том, и в другом случае поставленные люди обладают реальной властью. Уже поэтому нельзя утверждать, что сегодня международные неправительственные организации неэффективны. Как раз, наоборот, их деятельность часто приводит к впечатляющим результатам. Однако международные правительственные организации обладают куда большими правовыми полномочиями.

Особенности международных неправительственных организаций

Деятельность, позволяющая решать мировые проблемы, очень привлекательна. Потому нередко учредителями общественно полезных организаций становятся частные компании. Это и провоцирует развитие международных неправительственных организаций. Для успешного противостояния необходимы не только авторитет и власть, но и экономические вливания. Обычно они осуществляются либо частными, либо межправительственными предприятиями.

Но учредитель - не единственное, чем характеризуются международные неправительственные организации. Цели подобных объединений могут немного отличаться от тех, что присущи их правительственным аналогам. Например, они не созданы для извлечения прибыли. Несмотря на то, что никто из лидеров множества стран мира не является членом такого альянса, он все же должен иметь официальный статус. Международной неправительственной организацией является только такое объединение, которое признано несколькими державами и регулярно финансируется более чем одним государством. Деятельность подобных организаций должна осуществляться также в нескольких странах, иначе это уже местное объединение.

Цели создания экономических объединений

Международные неправительственные экономические организации характеризуются тем, что создаются для достижения определенных целей, и акт их создания подкреплен договором. В отличие от прочих неправительственных объединений, экономические обладают определенным набором прав, а значит, несут большую ответственность перед обществом. Среди целого ряда таких организаций принято выделять несколько групп. Первая и самая важная – та, которая основывается на интересах людей всего земного шара. Одно из самых известных таких объединений – Организация Объединенных Наций (ООН). Она призвана поддерживать по всему миру покой и порядок и должна охранять население всех стран от войн, массовых убийств и разрушений, а также способствовать налаживанию контактов среди ведущих политических лидеров планеты. Более мелкие организации занимаются менее масштабными проблемами, например, Всемирная организация торговли работает лишь в своей специализированной области. Однако ее деятельность, так или иначе, отражается на всем, что происходит в современном обществе.

Возможно создание межгосударственных организаций. В них входят те страны мира, единство интересов которых обусловлено общностью территории.

Международные экологические организации

Существуют различные признаки, которые могут являться достаточным основанием для объединения, от экономических до социальных. Если с первыми все вполне понятно, то вторые гораздо сложнее. Во многом это обусловлено тем, что сама классификация социальных проблем постоянно увеличивается, перед обществом возникают все новые и новые сложности. Так, в прошлом веке, помимо очевидной угрозы человечеству в виде войны, проблемы ядерного оружия и полной безысходности, ясно начал вырисовываться и другой важный вопрос. Он касается ограниченности запасов пресной воды, чистоты воздуха и почвы.

Человечество начало осознавать, насколько на самом деле важна охрана природы. Именно в тот момент начали появляться организации, ставившие перед собой задачу решить важнейшие экологические проблемы. По разным подсчетам, уже к 90-м годам XX века появилось более двухсот объединений, позиционировавших себя как международные неправительственные экологические организации. Это, например, Международный союз по охране природы, который появился во Франции в 1948 году.

Именно International Union for the Conservation of Nature стал инициатором введения Красных книг. Их деятельность продолжается и сегодня, потому что ряд различных видов животных и растений по-прежнему нуждается в охране. Другая организация, созданная в 1968 г., Международная юридическая организация, занимается в основном созданием законов, которые бы позволили оградить природу от человеческого вмешательства. И, конечно, Международный экологический суд, утвержденный в 1994 году. Все это способствовало тому, что появились реальные механизмы, позволяющие бороться за чистоту окружающей среды.

Медицинские организации

Международные правительственные и неправительственные организации ежедневно решают самые разные задачи, в области науки, искусства, экологии и медицины в том числе. В XXI веке речь идет не только о попытках предотвратить эпидемии и познавании пока еще малоизученных болезней, но и о методах альтернативной медицины. Перечень международных неправительственных организаций просто огромен, и каждое объединение индивидуально выбирает для себя подходящие цели и задачи. Например, организация Cochrane Collaboration с 1993 года занимается тем, что изучает различные методики и техники лечения, оценивая степень эффективности каждой из них. Это помогает людям по всему миру делать правильный выбор. На основе публикаций Cochrane Collaboration каждый может решить для себя, к какому медицинскому способу решения своей проблемы лучше прибегнуть.

Некоторые международные неправительственные организации настолько большие, что от них может образоваться целый ряд ответвлений, дочерних объединений. Для Cochrane Collaboration таким является Cochrane Fields. Они обращают свое внимание не только на изучение современных методик лечения различных болезней, но и рассматривают потребности людей разных возрастов в тех или иных процедурах. Оценке подвергается и качество оказываемых по всему миру медицинских услуг. По сути, это изучение мировой медицины, с точки зрения рыночного подхода, когда особое внимание уделяется количеству спроса и качеству предложения. Подобные исследования помогают человеку определиться, например, с клиникой, в которой он бы хотел пройти обследование, или сделать для себя определенные выводы о составе персонала конкретного учреждения.

Роль медицинских организаций

Международные неправительственные организации сегодня, как никогда, направлены на решение различных вопросов медицины. Существует более 45 различных объединений. Некоторые из них, подобно Cochrane Collaboration, проводят исследования, призванные помочь людям в чем-то личном. Другие борются за что-то общее. Это, например, Международная федерация по гинекологии и акушерству, Международная федерация стоматологов, Международное кардиологическое сообщество и другие. Огромное значение сегодня имеют исследования онкологических заболеваний. Это действительно сближает людей по всему миру, потому что, на каком бы языке они ни говорили и какого бы вероисповедания ни были, каждый становится одинаково беспомощным при попытке побороть малоизученное заболевание. О какой бы организации ни шла речь, любая из них в одинаковой степени направлена на улучшение качества жизни, медицинского обслуживания и не только. Многие из неправительственных объединений медицинского характера направлены на попытку помочь людям в безвыходной ситуации, дать им надежду.

Зачем нужны

Значимость международных правительственных организаций и возможности их развития

Сил правительства и народа отдельно взятого государства уже давно недостаточно для того, чтобы решить какую-либо важную проблему. Дело не только в том, что один аппарат власти просто не способен с одинаковой долей эффективности участвовать в разрешении огромного количества вопросов. Просто международные организации, каждая из которых обладает своими задачами и целями, как правило, заинтересованы в конкретной сфере деятельности. Именно по этой причине они больше разбираются в вопросе, а значит, могут решить его куда быстрее. При этом примечателен тот факт, что степень заинтересованности в случае с подобными объединениями определяется не финансовыми показателями, а реальным желанием помочь людям.

Понять, почему необходимы именно международные организации, тоже не составляет труда. Все дело в том, что есть ряд вопросов, которые выходят за рамки интересов одной страны. Поэтому их решение требует межгосударственного сотрудничества. Это, например, достижение мира, забота об окружающей среде, общемировом бизнесе, изучение различных болезней и медицинских услуг. Со всеми этими задачами отлично справляются различные международные правительственные и неправительственные организации. Их деятельность не просто эффективна в современном обществе, она еще и способна сглаживать общемировые трения, тем самым препятствуя развитию конфликтов. Поэтому такие объединения активно финансируются многими государствами, заинтересованными в развитии человечества и его безопасности.

Региональные и межрегиональные организации

Региональные и межрегиональные организации - постоянные международные органы - органы взаимодействия государств, обладающие ограниченной компетенцией и упрощенной организационной структурой. Они могут носить различные наименования, например, Совет государств Балтийского моря, Черноморское экономическое сотрудничество, Центральная комиссия судоходства на реке Рейн, Дунайская комиссия. СНГ - объединение государств, основанное на начале равенства всех его членов, являющихся самостоятельными и равноправными субъектами международного права.

Основой таких органов служит договор между государствами, которые являются их членами. Организационная структура может быть достаточно развитой, приближающейся к организации. Совет государств Балтийского моря имеет совет министров иностранных дел, комитет высших должностных лиц, комиссара по правам человека, рабочие группы. У других органов она более проста, например, Дунайская комиссия состоит из самой комиссии и секретариата. Правосубъектность таких органов обычно осуществляется в соответствии с правом страны пребывания, решения не носят юридически обязательного характера.

Международные неправительственные организации: понятие и особенности

Согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1296 (XIV) от 23 мая 1968 г. международная неправительственная организация (МНПО ) -- это любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Согласно резолюции Экономического и Социального совета (ЭКОСОС) 1996/31 от 25 июля 1996 г. МНПО является любая неправительственная организация, учрежденная не на основе межправительственного договора и не преследующая цели извлечения коммерческой прибыли. По мнению К. Кольяра (Франция), ?организации, иногда сокращенно именуемые НПО, являются по своей природе частными организациями, они объединяют частных лиц, иногда даже государственных деятелей и общественные организации, но не государства?1.

Основными признаками МНПО являются:

  • а) отсутствие целейизвлечения прибыли;
  • б) признание, по крайней мере, одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях;
  • в) получение денежных средств более чем из одной страны;
  • г) осуществление деятельности, по крайней мере, в двух государствах;
  • д) создание на основе учредительного акта.

В МНПО не могут входить в качестве членов субъекты международного права.

МНПО возникли в начале XIX в. В настоящее время их насчитывается более 8 тыс. Краткие сведения об этих организациях (как и о любой другой организации) можно почерпнуть в книге?Yearbook of International Organizations?, издаваемой в Брюсселе Международной ассоциацией. Первыми МНПО в социально-политической области были в основном профессиональные, просветительские, религиозные, пацифистские.

МНПО"играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. Более того, в ряде областей они являются лидерами. В частности, Международный институт по гуманитарному праву (создан в 1970 г.) проводит большую работу по применению норм и принципов международного гуманитарного права. Институт регулярно созывает семинары по изучению офицерами законов и обычаев войны и норм, направленных на защиту беженцев.

Ассоциация международного права (создана в 1873 г.) координирует исследования по актуальным проблемам международного публичного и международного частного права. Организация уделяет внимание исследованиям в области коллизионного права и права договоров.

Международная ассоциация по уголовному праву (создана в 1924 г.) разрабатывает принципы и руководства по применению конвенций по международному уголовному праву. Она разработала

Международный Комитет Красного Креста (МККК), принципами деятельности которого являются гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность, внес огромный вклад в разработку принципов и норм международного гуманитарного права. При его активном участии разработаны Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1906 г., Гаагская конвенция по применению к войне на море принципов Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 г., два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г. Среди многочисленных и трудных задач, отнесенных гуманитарными конвенциями к компетенции МККК, следует особо отметить право посещать все места, где содержатся военнопленные или интернированные гражданские лица, а также организацию Центрального справочного агентства по делам военнопленных для сбора информации о них. Статья 3, общаядля четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 г., гласит: ?Беспристрастная гуманитарная организация, такая, как Международный Комитет Красного Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте?. Являясь нейтральным посредником в случае вооруженных конфликтов или беспорядков, МККК направляет свои усилия на обеспечение защиты жертв международных и гражданских войн (см. главу XXII).

Многие МНПО активно сотрудничают с межправительственными организациями. Основной формой такого сотрудничества является консультативный статус. Каждая межправительственная организация имеет свои правила предоставления консультативного статуса МНПО. Получение такого статуса не только означает признание полезной деятельности МНПО, но и в то же время отражает рост международного авторитета и влияния международных неправительственных организаций на развитие современных международных отношений.

Согласно ст. 71 Устава ООН ЭКОСОС уполномочивается прово дить надлежащие мероприятия для консультации с неправительственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Такие мероприятия могут быть согласованы с международными организациями, а в случае надобности -- с национальными организациями после консультации с заинтересованными членами ООН.

Отношения ООН с МНПО регламентируются резолюцией ЭКОСОС?Мероприятия по консультации с неправительственными организациями?, принятой в 1946 г. (в дальнейшем неоднократно пересматривались).

  • Международное право прав человека
    • Формирование международного права прав человека как отрасли международного права, его понятие
    • Принципы и источники международного права прав человека
    • Универсальные международно-правовые нормы о защите прав человека
    • Система органов ООН по защите прав человека
    • Региональный международно-правовой механизм защиты прав человека
    • Защита прав человека в системе международных судебных учреждений
  • Международное право окружающей среды
    • Сущность международного права окружающей среды
    • Понятие и предмет международного права окружающей среды
    • Принципы международного права окружающей среды
    • Источники международного права окружающей среды
    • Международные организации и их роль в сфере охраны окружающей среды
    • Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Правовая природа, цели и задачи, структура
    • Роль международных конференций в международном праве окружающей среды
    • Морская среда как объект международно-правовой охраны
    • Вода как объект охраны в международном праве окружающей среды
    • Охрана воздушной среды, климата и озонового слоя Земли
    • Животный и растительный мир в международном праве окружающей среды
    • Международно-правовое регулирование обращения с опасными и токсическими отходами
    • Охрана окружающей среды во время вооруженных конфликтов
  • Право международной безопасности
    • Право международной безопасности на современном этапе
    • Понятие и принципы права международной безопасности
    • Источники права международной безопасности
    • Современная система права международной безопасности
    • Разоружение и ограничение вооружений
  • Международное гуманитарное право
    • Понятие, принципы и источники международного гуманитарного права
    • Правовое регулирование начала военных действий
    • Участники вооруженных конфликтов
    • Театр войны
    • Международное гуманитарное право о защите жертв войны
    • Защита гражданских объектов
    • Запрещенные методы и средства ведения войны
    • Международно-правовое регулирование окончания военных действий и состояния войны
    • Нормы международного гуманитарного права и российское законодательство
  • Население в международном праве
    • Понятие населения
    • Гражданство и международное право
    • Правовой статус бипатридов и апатридов
    • Правовое положение иностранных граждан
    • Режим нелегальных мигрантов
    • Право убежища
    • Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права
    • Источники и методы регулирования международного экономического права
    • Система и принципы международного экономического права
    • Субъекты международного экономического права
    • Международные организации в области экономического сотрудничества
    • Подотрасли международного экономического права
  • Право внешних сношений
    • Понятие и источники права внешних сношений
    • Государственные органы внешних сношений
    • Дипломатические представительства
    • Консульские учреждения
    • Постоянные представительства государств при международных организациях
    • Специальные миссии
    • Привилегии и иммунитеты в праве внешних сношений
  • Право международных организаций
    • Понятие, история возникновения, признаки и виды международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их деятельности
    • Порядок принятия и юридическая сила решений международных организаций
    • Органы международных организаций: классификация, порядок формирования
    • Правосубъектность и реализация функций международных организаций
    • Членство в международных организациях
    • ООН: устав, цели, принципы, членство
    • Специализированные учреждения ООН
    • Международные организации, входящие в систему ООН
    • Региональные международные организации
    • Международно-правовое регулирование защиты сотрудников международных организаций
    • Международные неправительственные организации
  • Территория в международном праве
  • Международное морское право
    • Понятие и принципы международного морского права
    • Международно-правовой статус и режим морских пространств
    • Морские пространства, находящиеся под суверенитетом прибрежного государства
    • Морские пространства, находящиеся под юрисдикцией прибрежного государства
    • Международные морские пространства
    • Морские пространства с особым правовым статусом
  • Международное воздушное право
    • Определение международного воздушного права
    • Источники международного воздушного права
    • Основные принципы международного воздушного права
    • Правовой статус и правовой режим воздушного пространства
    • Международно-правовые основы полетов в воздушном пространстве
    • Управление воздушным движением
    • Правовое регулирование международных воздушных сообщений
    • Правовой статус летательных аппаратов
    • Правовой статус экипажа летательного аппарата
    • Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность летательных аппаратов
    • Оказание помощи летательным аппаратам
    • Административные формальности при международной аэронавигации
    • Международные авиационные организации
    • Ответственность в международном воздушном праве
  • Международное космическое право
    • Понятие, объекты, субъекты и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Правовой статус космических объектов
    • Международно-правовой режим геостационарной орбиты
    • Правовой статус космонавтов
    • Мирное и безопасное использование космического пространства
    • Дистанционное зондирование Земли
    • Право интеллектуальной собственности в международных космических проектах
    • Охрана космического пространства и земной среды от техногенного космического загрязнения
    • Взаимодействие международного и национального космического права
    • Ответственность в международном космическом праве
    • Международное сотрудничество в исследовании и использовании космического пространства
  • Международное ядерное право
    • Понятие международного ядерного права
    • Принципы и источники международного ядерного права
    • Правовое регулирование разработки, испытания, размещения ядерного оружия
    • Международно-правовая защита от радиоактивного заражения
    • Ответственность за ядерную деятельность
    • Контроль в международном ядерном праве
  • Международное уголовное право
    • Понятие международного уголовного права
    • Принципы и источники международного уголовного права
    • Понятие и виды международных преступлений
    • Понятие и виды транснациональных преступлений
    • Правовая помощь по уголовным делам
    • Выдача (экстрадиция) преступников и передача осужденных для отбывания наказания в государство гражданства
    • Роль международных организаций в области борьбы с преступностью
    • Международная уголовная юстиция
    • О международном уголовно-процессуальном праве
  • Международно-правовое регулирование научно-технического сотрудничества
    • Научно-техническое сотрудничество: понятие и принципы
    • Источники правового регулирования международного научно-технического сотрудничества
    • Виды международного научно-технического сотрудничества и формы его осуществления
    • ООН и международное научно-техническое сотрудничество
    • Региональное международное научно-техническое сотрудничество

Международные неправительственные организации

Международная неправительственная организация (МНПО) - это объединение национальных общественных организаций, союзов, групп и отдельных лиц из различных государств, созданное в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, культурной, научно-технической и других сферах деятельности человека; это организация, учрежденная не на основании межправительственного соглашения и не ставящая целью извлечение коммерческой прибыли.

Первые такие организации стали появляться еще в XIX в., но их численность существенно возросла во второй половине XX в. В настоящее время их насчитывается более 4 тыс., и число их продолжает расти. Необычайно возросли и роль МНПО, их влияние на международные отношения, на развитие и совершенствование международного права.

МНПО поддерживают связи с международными межправительственными организациями, получая при них консультативный статус. В системе ООН такой статус предоставляют как сама ООН, так и все ее специализированные организации, за исключением Всемирного почтового союза. Отношения ООН с МНПО регламентируются резолюцией ЭКОСОС 1296 от 23 мая 1968 г. «Мероприятия по консультациям с неправительственными организациями». Установлены две категории консультативного статуса: I - общий консультативный статус и II - специальный консультативный статус. Ведется также Список (или Ростер) международных неправительственных организаций, которые поддерживают связи с ЭКОСОС. Та или иная категория консультативного статуса предоставляется МНПО в зависимости от ее международного авторитета и заинтересованности ЭКОСОС в сотрудничестве с ней. Категория I предоставляется организациям, сфера деятельности которых в наибольшей степени соприкасается с компетенцией ЭКОСОС. Категория II предоставляется МНПО, связанным лишь с отдельными областями деятельности ЭКОСОС. Наконец, в Список включаются МНПО, не вошедшие в эти две категории, но готовые оказать Совету помощь в его работе.

Наибольший объем прав имеют организации I категории. Только они могут предлагать вопросы для рассмотрения их в качестве пунктов повестки дня ЭКОСОС и делать по ним устные заявления. Все организации, получившие тот или иной статус или включенные в Список, могут вносить пункты в повестку дня вспомогательных органов ЭКОСОС и выступать в них с устными заявлениями, направлять наблюдателей на заседания ЭКОСОС и его органов, представлять письменные заявления, осуществлять специальные исследования и готовить соответствующие документы, когда это входит в их компетенцию. Однако организации, входящие в Список, могут направлять своих наблюдателей не на все заседания, а только на те, где обсуждаются вопросы, имеющие к ним отношение. Письменные заявления они могут делать только по просьбе Генерального секретаря ООН.

Около 1600 МНПО, активно работающих в области экономического и социального развития, имеют консультативный статус в ЭКОСОС, а еще около 1500 организаций, представляющих интерес для ООН, входят в Список.

В 1996 г. ЭКОСОС приняла Резолюцию 1996/31 о консультативных отношениях между ООН и неправительственными организациями, обновив тем самым Резолюцию 1296. В ней предусмотрены три новых момента: признание важности национальных, региональных и субрегиональных неправительственных организаций и увеличение их числа; расширение роли Комитета по неправительственным организациям, существующего при ЭКОСОС; принятие стандартных правил участия неправительственных организаций в международных конференциях ООН и в процессе подготовки к ним. В другой своей Резолюции 1996/297 ЭКОСОС рекомендовал, чтобы Генеральная Ассамблея изучила вопрос об участии неправительственных организаций во всех областях деятельности ООН.

Из специализированных учреждений наиболее тесно сотрудничает с МНПО ЮНЕСКО, которая устанавливает три категории консультативного статуса: А - консультативная и сотрудничающая, В - информационная и консультативная и С - категория взаимной информации. Предусмотрена возможность самой ЮНЕСКО создавать МНПО, а также оказывать им финансовую помощь.

Консультативные связи МНПО устанавливают также с региональными межправительственными организациями. Например, при Совете Европы более 350 МНПО имеют консультативный статус.

Влияние МНПО на деятельность межправительственных организаций, их роль в международных отношениях и международном праве проявляются в различных формах. Назовем некоторые из них.

Информационная . МНПО регулярно направляют общую и частную информацию государствам и межправительственным организациям и их органам в сфере своей деятельности. Они также распространяют информацию, полученную от межправительственных организаций.

Особо важную роль играют МНПО в распространении знаний о правах человека.

Консультативная . МНПО дают советы и консультации организациям, лицам, группам лиц по их просьбе.

Правотворческая . МНПО традиционно участвуют в правотворческом процессе, влияя на позицию государств, разрабатывая проекты соглашений. Такие проекты зачастую передаются на рассмотрение государств и межправительственных организаций. Некоторые МНПО специально занимаются неофициальной кодификацией международного права, например Гаагский институт международного права. Большую роль в кодификации международного гуманитарного права играет Международный комитет Красного Креста (МККК), при активном участии которого были разработаны Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним.

Контрольная . Все больше возрастает роль МНПО по обеспечению соблюдения норм международного права и соответствующего контроля. В качестве примера можно отметить деятельность МККК, основная задача которого состоит в наблюдении за выполнением норм международного гуманитарного права. Ряд МНПО действуют в области прав человека и демократии, например Международная амнистия. Международная федерация прав человека. Международная комиссия юристов контролируют соблюдение международных стандартов по правам человека. Подобные же контрольные функции выполняют МНПО в области охраны окружающей среды, например Международный Зеленый Крест.

Следственная . МНПО неоднократно создавали специальные следственные комиссии. Так, по инициативе Международной ассоциации юристов-демократов были созданы Международная комиссия по расследованию преступлений США в Индокитае (в 1970 г.), Международная комиссия по расследованию преступлений Израиля на оккупированных арабских территориях. В последние годы ряд МНПО, например Международная амнистия, создавали специальные следственные комиссии для расследования положения с правами человека в Чили, Руанде, Гаити.

МНПО не являются субъектами международного права, но должны осуществлять свою деятельность, сообразуясь с его принципами и нормами. Внутри государств правовой статус МНПО определяется национальным законодательством. За ними и международным персоналом МНПО признаются определенные привилегии и иммунитеты.