Глобальные социально политические проблемы мировой политики. Глобальные проблемы современности и политические пути их решения

Как правило, предшествует рост социальной и политической напряженности в социально-политических отношениях. Социальная напряженность возникает, когда большинство людей не удовлетворены состоянием дел или ходом развития событий. Неудовлетворенность является ключевым понятием социальной и политической напряженности. Социальная напряженность при определенных условиях может трансформироваться в социально-политическую и политическую. (Ниже мы рассмотрим эти проблемы подробнее.)

По мнению Л. Н. Тимофеевой, конфликт таится в самой природе политической власти, призванной согласовывать, координировать различные интересы людей. Она выделяет следующие источники возникновения политического конфликта:

  • сами общественные отношения — отношения неравенства;
  • расхождение людей в базовых ценностях и политических идеалах;
  • идентификация граждан (социальная, религиозная, политическая и др.);
  • недостатки, ошибки, искажения в технологии политической коммуникации;
  • социально-психологические свойства политических субъектов, борющихся за власть.

В основе политического конфликта лежат различного рода политические кризисы, в частности:

  • кризис идентичности, наступающий с распадом идеалов и ценностей, доминирующих в политической культуре данного общества;
  • кризис распределения материальных и культурных благ, заключающийся в неспособности властных структур обеспечить устойчивый рост материального благосостояния населения;
  • кризис участия — уровень вовлеченности граждан в управление;
  • кризис «проникновения» — стремление правящего класса реализовать свои решения во всех сферах общественной жизни;
  • кризис легитимности — несоответствие осуществляемых целей режима и массовых представлений о нормах его функционирования.

Р. Гарр в качестве одной из основных причин возникновения социально-политического конфликта рассматривает относительную депривацию , которая «определяется как восприятие деятелем (актором) расхождения между его ценностными экспектациями и ценностными возможностями. Ценностные экспектации — это блага и условия жизни, на которые, как убеждены люди, они могут с полным правом претендовать. Ценностные возможности — это блага и условия, которые они, по их мнению, могли бы получить и удерживать».

Истоки теории относительной депривации восходят к трудам Э. Дюркгейма об аномии и работам П.А.Сорокина о подавленных базовых инстинктах большинства населения. Определенный вклад в развитие этой теории внесли К. Боулдинг, Г. Мид, Р. Мертон. Они рассматривали теорию относительной депривации в единстве с теорией референтных групп. Суть теории заключается в том, что большинство людей совершают насильственные действия не потому, что преследуют политические цели, а потому, что они находятся в неудовлетворительном (фрустрированном) состоянии. Ключевым понятием относительной депривации является «фрустрация-агрессия». По мнению Р. Гарра, «механизмы фрустрации-агрессии и связанные с ними механизмы угрозы-агрессии лают базовую мотивационную связь между относительной депривацией и потенциалом коллективного насилия».

Неудовлетворенность (по Т. Р. Гарру) служит базовым, побуждающим условием для участников коллективного насилия. Она формируется преимущественно в ходе сравнения (сопоставления) положения фрустрированных групп с более благополучными (референтными) группами. При этом «казуальная последовательность в политическом насилии» проходит следующие стадии:

  • развитие неудовлетворенности;
  • политизация этой неудовлетворенности;
  • реализация неудовлетворенности в насильственном действии, направленном против политических объектов и деятелей.

Теория относительной депривации является, на наш взгляд, эффективной при анализе социально-политических конфликтов в условиях значительного расслоения общества, когда разрыв в доходах и уровне жизни между бедными (фрустрированными) слоями общества и богатыми (референтными) весьма велик, например, как в современном российском обществе. Аналогичное положение и повод для фрустрации-агрессии сложилось и на международной арене между «бедными» и «богатыми» странами.

Относительная депривация как причина возникновения социально-политического конфликта является актуальной для современного российского общества. В народе зреет массовый протест против крайне неравномерного (несправедливого) распределения общественных ресурсов. Экономика страны, обладая огромными возможностями, в основном работает на незначительную часть общества — политическую и экономическую элиту и коррумпированное чиновничество. Поэтому противоречие между тем, на что могут претендовать граждане, и тем, что им предлагает (выделяет) существующая система отношений, для России одно из самых актуальных.

На проблемы экономического и социального неравенства накладываются проблемы ограничения политических прав и свобод простых граждан.

Все многообразие причин возникновения внутригосударственных политических конфликтов, по нашему мнению, можно свести к четырем основным:

1. ущемление базовых социально-экономических и политических интересов значительной части населения страны. Вследствие этого могут возникнуть следующие виды социально-политических конфликтов:

  • конфликт легитимности власти , в основе которого лежат социально-экономические причины, например распределение общественного продукта между различными социальными классами (слоями);
  • конфликт легитимности власти , в основе которого лежат политико-правовые причины, например нарушение политических прав и свобод граждан; нарушение существующих законов; введение новых законов, не отвечающих интересам определенных политических субъектов и социальных групп;

2. различия в оценках, ценностных ориентациях, целях, представлениях по поводу политического и социально-экономического развития общества (различия политических культур);

3. борьба между различными (кланами, элитами, блоками и др.) за власть и ресурсы в обществе (конфликт политических интересов);

4. процессы идентификации граждан, осознание ими своей принадлежности к определенным социальным, этническим, религиозным и другим общностям и конфронтация с «чужими» группами (конфликт идентичности).

Ущемление базовых потребностей может быть вызвано как объективными, так и субъективными факторами.

Объективными факторами являются:

  • кризис естественного социально-экономического развития общества (например, кризис СССР в 80-е гг.);
  • трудности, связанные с радикальным реформированием социально-политической системы общества;
  • 3) результат непредвиденных обстоятельств (стихийное бедствие, мировой финансовый кризис, внешние войны и т. д.).

К субъективным факторам относятся:

  • явные просчеты в социально-экономической политике (некомпетентность);
  • нежелание правящей элиты учитывать коренные интересы и потребности подвластных классов и социальных слоев;
  • осознание (восприятие) подвластными социальными слоями и классами существующей политической системы распределения ресурсов (в том числе власти) как несправедливой и незаконной (кризис легитимности).

Каковы бы ни были причины ущемления базовых , но если значительная часть населения страны не находит своего места в существующей социально-политической структуре общества и не способна удовлетворить свои базовые потребности в рамках социально-политических институтов, то она будет стремиться разрушить или радикально изменить эти институты. Такой режимный политический конфликт предполагает конфронтацию между правящей элитой и обществом. Сегодня в России, по данным социологических исследований, 79 % россиян не удовлетворены своими жизненными условиями, 70 % респондентов оценивают российское общество как несправедливое. Но в силу различных причин неудовлетворенность сложившейся системой в основном носит латентный характер.

Различия в оценках, ценностных ориентациях, целях, представлениях о необходимом (идеальном) устройстве общества и государства могут стать причиной идеологического социально-политического конфликта или конфликта ценностей. Такие конфликты также называют конфликтами политических культур, однако, по нашему мнению, последний может включать более широкий круг проблем, например противоречия по поводу средств достижения целей.

Борьба между различными группами интересов (кланами, элитами, блоками и др.) за власть и ресурсы является наиболее распространенным основанием для политического конфликта, а в условиях отсутствия гражданского общества — основным. По- лобные конфликты происходят в рамках существующей политической системы. Их причины, цели и задачи не очень понятны для большинства граждан. Победа той или иной политической группировки в таком конфликте, как правило, ничего не меняет в условиях жизни обычных граждан. Такая «политика» и такие «политические конфликты» весьма характерны для сегодняшней России с ее теневой политикой и теневой экономикой.

2. Социально-политические аспекты глобальных проблем современности

Как уже отмечалось, человечество во второй половине XX века столкнулось с проблемами, которые затрагивают самые глубинные основы существования цивилизации, интересы всех народов. Их обострение явилось результатом деятельности человека. Но и их разрешение невозможно без его осознанной и целенаправленной деятельности. Глобальный характер этих проблем для их разрешения требует совместных усилий всех стран мира.

Находясь в органической связи и тесно переплетаясь с социальными, экономическими, политическими противоречиями современного мира, глобальные проблемы неизбежно вызывают столкновение интересов различных классов, социальных групп, политических партий, общественных движений и т.д.

Глобальные проблемы все очевидней приобретают ярко выраженную политическую окраску, и их решение все более перемещается в сферу политики.

В определенной степени можно даже говорить о том, что глобалистика становится областью, где сталкиваются политические курсы и цели различных государств, партий, классов, движений.

Использование глобальных проблем идеологами различных политических сил в своей общественной деятельности знаменует собой попытку придать своим идейно-политическим установкам наибольшую привлекательность для привлечения большего числа сторонников. И здесь обращает на себя внимание тот факт, что, обладая богатейшим опытом манипулирования общественным сознанием, используя обострение общественных проблем, политические и государственные деятели заняли активные позиции в глобальном модернизировании развития всей нашей цивилизации.

Вместе с тем следует отметить, что при рассмотрении сущности глобальных проблем ни в коем случае нельзя говорить об идейно-политическом единстве различных доктрин даже в рамках одного государства. Множество политических партий, общественных организаций и движений, заинтересованных в решении этих проблем, разрабатывая свои политические доктрины, выдвигают собственные программные решения глобальных проблем.

Несмотря на то, что глобальные проблемы волнуют все человечество, все озабочены необходимостью их решения, однако не следует забывать о том, что вопрос о путях и средствах их решения вызывает столкновение различных политических и идеологических интересов. Поэтому понятно, что в обсуждении проблем, с которыми столкнулось человечество во второй половине XX века, включаются не только профессиональные политики, но и церковные деятели, представители различных неправительственных организаций. И в этом плане можно сказать, что церковь, общественность, наравне с представителями политических партий, пытаются показать свою заинтересованность в решении глобальных проблем и тем самым поднять свой авторитет. Многие их них нередко пытаются политические, классовые противоречия свести к глобальной проблематике.

По своей сути все глобальные проблемы имеют биосоциальный характер. Но признавая важность естественно-природной стороны, всегда следует иметь в виду, что главное значение в решении глобальных проблем принадлежит социально-политическим изменениям. Разработка технико-экономических мер для решения проблем глобального характера при современных темпах развития научно-технического прогресса не представляет особой сложности. Научное знание позволяет сегодня предложить техническую сторону решения любой самой сложной проблемы, с которой столкнулось человечество. А вот уже практическая реализация данного проекта зависит, прежде всего, от реального политического курса, от социально-политических условий, от основополагающих целей данного государства или политической партии.

Осознание первенства социально-политических факторов при решении глобальных проблем способствовало тому, что глобалистика во многих странах стала не только специальной отраслью научного знания, но и важным направлением государственной политики. И в современных условиях можно даже говорить о глобальном моделировании развития, как неотъемлемой части политики всех государств. Конкретное руководство в данной сфере осуществляют специально созданные министерства, государственные комитеты или другие специальные органы, занимающиеся этими вопросами. Глобалистская политика, проводимая в обществе, направлена на преодоление возникающих проблем глобального характера и является важной неотъемлемой составной частью общей политической деятельности государства. Она формируется и складывается с учетом конкретных социально-политических особенностей и остроты глобальных проблем в обществе, в каждом отдельном государстве. Именно поэтому она является либо выражением интересов господствующего класса, либо представляет собой определенное соглашение, достигнутое противоборствующими сторонами.

Однако главное значение для выяснения сущности проводимой политики того или иного государства имеют не провозглашенные лозунги, а ее практическая реализация, где и возникают основные сложности. Даже достигнув соглашения по основным ее целям и задачам, различные политические силы на практике далеко не всегда стремятся к их реализации. Наиболее ярко и отчетливо связь политики и глобальных проблем прослеживается на примере решения проблемы войны и мира. Вполне, достаточно отметить тот существенный момент, что решение проблемы войны и мира в современных условиях невозможно никакими другими средствами, кроме политических. Особую опасность на сегодняшний день представляет широко используемая западными политиками и идеологами так называемая концепция “ядерного мира”.

Концепция “ядерного мира” - ее сторонники, отвергая ядерную войну, стремятся приписать гонке вооружений роль стабилизирующего фактора в международных отношениях.

Они пытаются доказать, что сохранение мира можно обеспечить посредством взаимного “устрашения” ядерных держав лишь на основе “равновесия страха” между ними. Политические аспекты разработки данной концепции вполне очевидны - любыми способами оправдать непрекращающуюся гонку вооружений. Однако только полный отказ от войны как средства решения международных конфликтов может обеспечить политическую стабильность в мире.

Довольно четко связь политики с глобальными проблемами просматривается и на примере решения экологических проблем, при осуществлении экологической политики государства.

Причем в данном случае эта взаимосвязь выступает в довольно оригинальных формах. Это и безнаказанное нарушение крупными монополиями природоохранного законодательства, невыполнение ими государственных программ и стандартов. Существенно влияют на формирование экологической политики государства “группы давления” прежде всего крупного капитала. Введение государственного “экологического налога” и “экологических надбавок” на цены представляют собой практическую реализацию тезиса о “равной ответственности” за экологические бедствия. Претворение в жизнь экологической политики государства характеризуется еще одной особенностью: стремлением скрыть истинные масштабы экологических бедствий в собственных странах.

Выход на политическую арену сначала экологического движения, а затем формирование экологических партий означал новый этап в формировании экологической политики. Использование лозунгов необходимости защиты природы в предвыборных кампаниях, проведение “экологических” демонстраций и митингов - все это свидетельствует о включении экологических проблем в политических процесс.

В международной политике эта взаимосвязь проявляется в осуществлении “экологического” неоколониализма, введении “экологических” стандартов на импорт; “экспорте” экологических проблем.

В современных условиях вполне обоснованно можно говорить о тесной взаимосвязи политики с субглобальными проблемами социокультурного, гуманитарного ряда.

Это проблемы, от решения которых на сегодняшний день не зависит выживание человечества. Они скорее определяют “качество жизни” общества. Проблемы образования, культуры, национально-этнические проблемы, проблемы развития средств массовой коммуникации во многом зависят от политического курса страны. Проблема гарантий прав человека, прежде всего, права на жизнь, с неизбежностью предполагает в первую очередь политическое решение на государственном и международном уровнях.

Общечеловеческие аспекты глобальных проблем предопределили их тесную связь с международной политикой.

Несмотря на то, что глобальные проблемы существуют и даже продолжают углубляться, следует отметить, что в последние годы практически все страны подошли к осознанию необходимости международного сотрудничества в деле их решения. Этому в немалой степени способствует и изменение политического климата в мире. Кроме того, широкое международное сотрудничество в деле решения глобальных проблем можно считать той основой, которая позволила бы, решая эти проблемы, значительно улучшить взаимоотношения различных стран в политической области.

Таким образом, преодоление глобальных проблем требует продуманной, взвешенной политики всех государств по развитию международного сотрудничества и их активной деятельности по практической реализации всех намеченных мероприятий.


Заключение

Человечество пришло к пониманию, что дальнейшее развитие технического прогресса невозможно без оценки влияния новых технологий на экологическую ситуацию. Новые связи, создаваемые человеком, должны быть замкнуты, чтобы обеспечить неизменность тех основных параметров системы планеты Земля, которые влияют на её экологическую стабильность

Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями. Однако, воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе.

Природа, не тронутая цивилизацией, должна оставаться резервом, который со временем, когда большая часть земного шара будет служить промышленным, эстетическим и научным целям, станет приобретать все большее значение критерия, в частности эстетического, в дальнейшем возможно появление и других неизвестных ныне значений этих зон. Поэтому необходим рациональный, научно обоснованный подход к практике расширения областей девственной природы, заповедников, тем более что по мере развития научно-технической революции объем негативных влияний на природные эстетически ценные объекты постоянно увеличивается.

Поэтому возникает необходимость, во-первых, в создании системы природоохранных мер, во-вторых, научное обоснование и включение в эту систему критериев эстетической оценки природы, в-третьих, развитие системы экологического воспитания, совершенствование всех видов художественного творчества, связанных с природой.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балашенко С.А., Демичев Д.М. Экологическое право: Учеб. пособие.2-е изд. – Мн.: Ураджай, 2000.

2. Горбачев В.Г. Основы философии: Учеб. для студ. образоват. Учреждений средн. проф. Образования. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С.323.

3. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 1. - СПб.: СПбГУПМ, 1993.

4. Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы.М.: Знание, 1991.

5. Основы общей экологии: Учеб. пособие. – Мн.: Выш. шк., 2000. С.189.

6. Экология: Учебное пособие / Под ред. проф.В. В. Денисова. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – М.: ИКЦ “МарТ”, Ростов-на-Дону, 2004.


Политология / С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др.: Под ред. С.В. Решетникова. – Мн.: НТООО ТетраСистемс, 1999. С. 414.

Основы общей экологии: Учеб. пособие. – Мн.: Выш. шк., 2000. С. 211.

Горбачев В.Г. Основы философии: Учеб. для студ. образоват. Учреждений средн. проф. Образования. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С. 323.

Политология / С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др.: Под ред. С.В. Решетникова. – Мн.: НТООО ТетраСистемс, 1999. С. 425.

Положений, пришедших из прошлого, подчас очень давнего. Динамика резких глобальных исторических сдвигов приводит иногда к потере ориентации, краху святынь, духовному опустошению. Таковы некоторые глобальные проблемы современности. Они реальны. Их нельзя не видеть. Однако не стоит опускать руки, впадать в беспросветный пессимизм, отчаиваться и драматизировать все и вся. Есть угрозы, но есть и...

Пожалуй, впервые в истории человечество начинает по-настоящему осознавать свою родовую общность, важность общечеловеческих ценностей. Этот процесс оказывает влияние и на сферу международных отношений, на разработку и реализацию внешней политики. В связи с этим знаменательно, что в последнее время в сфере международных отношений все шире применяется метод консенсуса. (Consensuc (лат.) – согласие, ...

Страница 1

Глобальными проблемами социально-политического характера являются:

Предотвращение ядерной войны;

Прекращение гонки вооружений, разрешение региональных, межгосударственных конфликтов;

Строительство ненасильственного мира, на основе утверждения доверия между народами, упрочения системы всеобщей безопасности.

Во второй половине XX в. человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизаций. Эти проблемы получили название глобальных (в переводе с лат. «глобус» - Земля, земной шар). К ним относятся в первую очередь следующие: предотвращение угрозы новой мировой войны, преодоление экологического кризиса и его последствий, сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира», стабилизация демографической ситуации на планете. Всё большее значение приобретают также проблемы охраны здоровья и предотвращения СПИДа, наркомании, возрождение культурных и нравственных ценностей, борьба с международным терроризмом.

Размышляя о причинах появления глобальных проблем, учёные указывают прежде всего на возникшую всемирную общность людей, целостность современного мира, которую обеспечивают в первую очередь глубинные экономические связи, усилившиеся политические, культурные контакты, новейшие средства массовой коммуникации. В условиях, когда планета становится единым домом человечества, многие противоречия, конфликты, проблемы могут перерасти локальные рамки и приобрести глобальный общемировой характер.

Но дело не только в этом. Сама активно преобразующая деятельность человека по мощи и последствиям (как творческим, так и разрушительным) теперь сопоставима с самыми грозными силами природы. Вызвав к жизни могучие производительные силы, человечество не всегда может поставить их под свой разумный контроль. Уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, духовно-нравственные ориентации ещё весьма далеки от требований эпохи.

Глобальными следует считать те проблемы, которые затрагивают не какого-то конкретного человека, не какую-то группу людей, даже отдельно взятую страну или группу стран, а те, которые затрагивают жизненные интересы большинства человечества и могут касаться любого отдельно взятого человека. Расширение и углубление экономических, социальных, политических, социокультурных, политико-культурных и иных связей и институтов оказывают всё более растущее влияние на повседневную жизнь людей в самых отдалённых частях земного шара.

В то же время действия национальных государств и даже локальных общин могут иметь важные глобальные последствия. Любое локальное событие может так или иначе приобрести мировую значимость и, наоборот, любое мировое событие - радикально изменить положение вещей в отдельно взятых регионах, странах, локальных общинах.

Итак, проблемы, порождённые фундаментальными изменениями условий жизни мирового социума, угрожающими его существованию, получили название – глобальных проблем современности. Первой такой проблемой стала впервые появившаяся в истории реальная опасность самоуничтожения человечества, связанная с возникновением ядерного оружия и наращиванием ядерных потенциалов. Эта проблема была впервые сформулирована как глобальная в известном манифесте А. Эйнштейна, Б. Рассела и девяти других видных учёных, опубликованном в 1955 г. Особую остроту проблема ядерного уничтожения приобрела после создания отечественными учёными под руководством академика Н.Н. Моисеева модели глобального климата «ядерной зимы» - математического описания процессов, которые могут произойти в результате ядерной войны в живой и неживой природе и в обществе. Вслед за угрозой ядерного самоуничтожения человечества были осознаны энергетическая и экологическая проблемы.

О чём говорит Запад
Западные политические лидеры никогда не скрывали своих намерений к России. По Европе второй половины XVI века ходили специальные трактаты, где детально описывалось, что необходимо сделать с Россией после победоносного завершения Ливонско...

Властвующая элита
Так называется книга американского учёного Р. Миллса (1916-1962). Предмет его исследований – не элита в целом, в состав которой входит, скажем, интеллектуальная или спортивная элита, но правящая часть политической элиты (как было указано...


Возникновение социализма, его дальнейшее развитие есть процесс самостоятельного творчества десятков и сотен миллионов людей, кото­рые руководствуются не придуманными для них тео­риями, а своими собственными интересами. «Живое творчество м...

Социально-политический конфликт как бы совмещает в себе со­циальный и политический конфликты, каждый из которых возникает на разных основаниях и решает «свои» проблемы. Кроме того, в этих конфликтах противоборствуют различные по своим качественным характеристикам стороны (субъекты). Основные отличия социально­го конфликта от политического состоят в следующем.

1. В социальном конфликте противоборство происходит между социальными субъектами (индивидами, группами, социальными орга­низациями, движениями и институтами), в политическом конфлик­те - между субъектами политики (политическими партиями, полити­ческими (государственными) институтами, государствами). В ходе развития как социального, так и политического конфликта не исклю­чается трансформация социальных субъектов в политические и на­оборот.

2. Объектом социального конфликта (в узком смысле) являются социальные интересы, потребности, ценности, социальные статусы и т. д., а интегральным объектом политического конфликта - полити­ческая (государственная) власть и властные отношения.

Так как социально-политический конфликт совмещает в себе и социальный и политический конфликты, то в нем одновременно мо­гут взаимодействовать и противодействовать социальные и политиче­ские субъекты. Предметом такого конфликта одновременно могут быть социальные и политические интересы.

Итак, социально-политический конфликт - это противоборство двух и более социальных и политических субъектов (сторон), причи­нами которого являются несовместимые социально-политические интересы, цели и ценности, непосредственно или опосредованно связанные с политической (государственной) властью. Это любой со­циальный конфликт, затрагивающий политические отношения и(или) для решения которого необходимо использовать политиче­ские методы и средства. Например, если в ходе забастовки работни­ков крупного предприятия или целой отрасли не удается решить со­циальные (экономические) проблемы, лежащие в основе конфликта, то забастовка может трансформироваться в политическую акцию с уже политическими требованиями (например, отставки губернатора, правительства, президента). Однако политический характер эта акция может приобрести лишь в том случае, если она «заставит» государст­венные структуры решать возникшие проблемы политическими ме­тодами.

Чаще всего одну из конфликтующих сторон в социально-полити­ческом конфликте представляют большие социальные группы (трудо­вые коллективы, пенсионеры, молодежь, жители региона, этносы и т. д.), а также общественные и находящиеся в оппозиции к власти политические институты (партии, профсоюзы, общественные и по­литические движения). Другой стороной в таком конфликте обычно является правящий политический режим или отдельные его институ­ты и социальные группы, поддерживающие этот режим.



Общим объектом для конфликтующих сторон в социально-поли­тическом конфликте является политическая власть. Но предмет кон­фликта для каждой из сторон может быть свой. Так, для субъектов политики (государства и его институтов, политических партий) объ­ектом конфликта является государственная власть, а предметом - пределы властных полномочий. Для правящего режима основной це­лью в социально-политическом конфликте служит удержание поли­тической власти, сохранение (укрепление) властных полномочий, придание политическому режиму видимости эффективности и леги­тимности. Для социальных субъектов политическая власть, как пра­вило, не является самоцелью (предметом) конфликта. Власть (госу­дарственные органы, должностные лица) здесь рассматривается лишь как причина возникших социальных проблем и(или) как способ (средство) для достижения желаемых социальных целей. Но при оп­ределенных условиях социальные субъекты могут трансформировать­ся в политических и также претендовать на политическую власть.

По масштабам решаемых проблем, по количественному составу и уровню противоборствующих сторон можно выделить следующие виды социально-политических конфликтов:

Региональный - возникает в отдельном регионе РФ. В ходе

развития такого конфликта социальные акторы предъявляют претензии региональным политическим властям. Так, 30 янва­ря в Калининграде собрался многотысячный митинг (от 9 до 12 тыс. человек) с требованием отставки губернатора области Г. Бооса; чя-



Региональный, который в ходе своего развития «выходит» на федеральный уровень («заставляет» решать возникшие пробле­мы федеральные власти). Примером такого конфликта является указанный выше конфликт в городе Пикалево (неоднократные обращения жителей к региональным властям с требованиями выплаты задолженности по заработной плате и возобновления остановленного производства, не дали положительного резуль­тата);

Федеральный (общегосударственный). Такой социально-поли­тический конфликт можно разделить на два подвида: 1) локаль­ный, возникший в одном или нескольких регионах, но по сво­им последствиям имеющий общегосударственное значение;

2) широкомасштабный - охвативший большинство регионов страны и «заставивший» федеральные власти принимать обще­государственные решения. В качестве примера такого конфлик­та можно назвать массовые выступления людей, недовольных монетизацией льгот;

Режимный. В свержении ненавистного политического режима власти участвуют широкие социальные слои населения страны.

Если режимный социально-политический конфликт предпола­гает глубинные качественные преобразования всех сфер жизне­деятельности общества и государства, то он называется социаль­ной революцией". Примерами такого конфликта могут служить: Великая Октябрьская революция 1917 г. в России; Исламская революция в Иране (январь 1978 г. - февраль 1979 г.), в резуль­тате которой был свергнут проамериканский режим шаха Мо­хаммеда Реза Пахлеви;

Международный. В отличие от межгосударственного такой кон­фликт по сути является социально-политическим: во-первых, в конфликтное противоборство вовлекаются как политические, так и социальные акторы; во-вторых, причинами его возникно­вения является столкновение политических, социальных, эко­номических и иных интересов.

Особенностями социально-политического конфликта являются:

1) публичность и открытый характер проявления противоборства сторон. Реальная политика - это сфера разрешения противоречий между большими социальными группами. Поэтому социально-поли­тический конфликт предполагает апелляцию сторон к социальным группам и к широкой общественности;

2) всеобщая значимость. Как уже говорилось, социально-полити­ческий конфликт непосредственно или опосредованно затрагивает интересы больших социальных групп, социальных слоев, классов, об­щества в целом. Поэтому субъекты социально-политического кон­фликта (государство, политические организации, институты элиты и отдельные лидеры) всегда выступают от имени определенной соци­альной общности (социального слоя, класса, этноса, группы интере­сов, всего общества);

3) обусловленность властью (властными отношениями). Основным (интегральным) объектом в социально-политическом конфликте яв­ляется политическая власть;

4) идеологический характер мотивации конфликта. Социаль­но-политический конфликт, как правило, имеет определенные идеологические основания. Политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для целе­вой и идейной ориентации социального и политического поведения граждан. Она выполняет функции организации, идентификации и мобилизации субъектов и участников социально-политического конфликта;

5) институциональная организованность субъектов конфликта. Чтобы реально претендовать на власть и властные полномочия в об­ществе или на международной арене, субъекты социально-политиче­ского конфликта должны быть организационно оформленными - представлять собой общественную организацию, политическую пар­тию, государственный институт или являться легитимным представи­телем этих органов;

6) «символическая» идентификация. Существенную роль в иденти­фикации, организации и мобилизации масс в социально-политиче­ском конфликте играют идеологические символы. Например, основ­ным символом пролетарской революции считается красное знамя; на президентских выборах в Украине (конец 2004 - начало 2005 г.) про­правительственный блок во главе с Януковичем в качестве своего символа выбрал синий цвет, а оппозиция во главе с Ющенко - оран­жевый. Символы используются как способ и средство самоидентифи­кации и противопоставления сторон в политическом конфликте;

7) конфликт взаимных намерений сторон. Если на обычном рын­ке конкурируют и «конфликтуют» товары и услуги, то на политиче­ском поле - идеи, лозунги, программы, заявления. Конкурирующие и конфликтующие стороны предлагают «товары» и «услуги», кото­рые не поддаются адекватной оценке, их нельзя взвесить или попро­бовать на вкус. В социально-политическом конфликте на первый план выходит не качество самого товара, а эффективность его рекла­мирования - политические PR-технологии, политический марке­тинг;

8) наличие легитимных лидеров. Политическое противостояние, как правило, трансформируется в противостояние политических ли­деров, а сами лидеры нередко становятся символами социально-по­литического движения и гарантами выполнения данных обещаний. Поэтому противники стремятся любыми способами дискредитиро­вать не столько идеи и программы оппонента, сколько «носителя» и гаранта этих идей;

9) правовые коллизии. Институционализация социально-полити­ческого конфликта - одно из важнейших условий его урегулирова­ния и разрешения, и в этом плане он во многом схож с юридическим конфликтом. Однако, если для урегулирования юридического кон- 16* фликта предполагается привлечение узкого круга юристов-профес- сионалов, то противоборствующие стороны социально-политическо­го конфликта стремятся заручиться поддержкой (вовлечь в конфликт) максимально возможное число «непосвященных». Здесь, по сути, речь идет о соотношении (столкновении) таких понятий (категорий), как «законность» и «легитимность»; первая апеллирует к юридиче­ским нормам права, вторая - к социальной (политической) справед­ливости;

10) односторонняя «законность» насилия. Применение насилия в социально-политическом конфликте считается законным только со стороны правящего режима. В иных случаях оно воспринимается как девиация и преследуется по закону. Однако в режимных конфликтах оппозиционная сторона может игнорировать существующие правила политической борьбы, требовать их изменения, действовать «неза­конными» методами, подстрекать широкие слои населения к массо­вым выступлениям и неповиновению властям;

11) национальные и социокультурные особенности. История и по­вседневная практика показывают, что в разработке теории социаль­но-политического конфликта и в практическом ее применении необ­ходимо учитывать «местные» и «временные» особенности страны и уровень политической культуры;

12) возможность трагических последствий. Широкомасштабный социально-политический конфликт способен до основания разру­шить политическую и социальную структуру общества и ввергнуть страну в пучину «смутного времени», что не раз случалось в истории России. Социальные революции и мировые войны приводят к гибели десятков миллионов людей, колоссальным разрушениям и матери­альным затратам.

Причины возникновения:

К. Маркс полагал, что в основе социально-классового конфликта лежат отношения собственности на средства производства. Л. Козер считал, что все виды социальных конфликтов обусловлены дефици­том ресурсов. С точки зрения Р. Дарендорфа, основной причиной конфликтов в обществе является борьба за власть.

Р. Гарр в качестве одной из основных причин возникновения политического конфликта рассматривает относительную депривацию.

По мнению Л.Н. Тимофеевой, конфликт таится в самой природе политической власти, призванной согласовывать, координировать различные интересы людей. Она выделяет следующие источники воз­никновения политического конфликта:

1)сами общественные отношения - отношения неравенства;

2)расхождение людей в базовых ценностях и политических идеалах;

3)идентификация граждан (социальная, религиозная, политиче-; ская и др.);

4)недостатки, ошибки, искажения в технологии политической коммуникации;

5)социально-психологические свойства политических субъектов, борющихся за власть.

Е.М. Бабосов причинами политических конфликтов считает:

Отношения господства и подчинения, которые разделяют людей на властвующих и подчиняющихся;

Коренные расхождения политических идеалов и предпочтений, ценностных ориентаций индивидов, социальных групп и общ­ностей;

Совокупность факторов, связанных с процессами идентифика­ции граждан, осознания ими своей принадлежности к полити­ческим, социальным, этнонациональным, религиозным, суб­культурным общностям;

Конфликтность самой политической системы, которая неиз­бежно порождает государственно-правовые конфликты.

По мнению Б.В. Коваленко, А.И. Пирогова и О.А. Рыжова, в ос­нове политического конфликта лежат различные виды политических кризисов:

Кризис идентичности, обусловленный распадом идеалов и ценно­стей, доминирующих в политической культуре данного общества;

Кризис распределения материальных и культурных благ, заклю- и чающийся в неспособности властных структур обеспечить ус­тойчивый рост материального благосостояния населения;

Кризис участия - обусловлен низким уровнем вовлеченности граждан в управление;

Кризис «проникновения» - стремление правящего класса реали­зовать свои решения во всех сферах общественной жизни;

Кризис легитимности - несоответствие осуществляемых целей режима и массовых представлений о нормах его функциониро­вания.

Все многообразие причин возникновения внутригосударствен­ных политических конфликтов можно свести к трем основным:

1) ущемление базовых социально-экономических и политических интересов значительной части населения страны. Этим может быть обусловлено возникновение следующих видов политических кон­фликтов:

Конфликт легитимности власти, в основе которого лежат: а) со­циально-экономические причины, например распределение общественного продукта между различными социальными классами и слоями (например, в России разрыв в доходах между бедными и богатыми (децильный коэффициент) составляет 17,5); б) политико-правовые причины (например, нарушение политических прав и свобод граждан).

Ущемление базовых потребностей может быть вызвано как объ­ективными, так и субъективными факторами.

Объективные факторы:

Кризис естественного социально-экономического развития об­щества (например, кризис СССР в 1980-е гг.);

Трудности, связанные с радикальным реформированием соци­ально-политической системы общества;

Непредвиденные обстоятельства (стихийное бедствие, мировой финансовый кризис, внешние войны и т. д.).

" Субъективные факторы:

Явные просчеты в социально-экономической политике (неком­петентность);

Нежелание правящей элиты учитывать коренные интересы и потребности подвластных классов и социальных слоев;

Осознание (восприятие) подвластными социальными слоями и классами существующей политической системы распределения ресурсов (в том числе власти) как несправедливой и незаконной (кризис легитимности).

Если значительная часть населения страны не находит своего места в существующей социально-политической структуре общества и не может удовлетворить свои базовые потребности в рамках сущест­вующих социально-политических институтов, то она будет стремить­ся разрушить или радикально изменить эти институты. Массовые со­циально-политические протесты, прошедшие в России в конце 2011 - первой половине 2012 г., наглядный пример проявления неудовлетворенности значительной части россиян состоянием дел в стране;

2) различия в оценках, ценностных ориентациях, целях, пред­ставлениях по поводу политического и социально-экономического развития общества (различия политических культур). Так, поданным социологических исследований, в начале 2011 г. 43 % россиян счита­ли, что Россия находится на ложном пути своего развития, 47 % - полагали, что Россия находится на верном пути. Эти данные свиде­тельствуют о том, что российское общество в своих представлениях и ценностных ориентациях раскололось на две примерно равные части, между которыми возможны конфликты;

3) борьба между различными группами интересов (кланами, эли­тами, блоками и др.) за власть и ресурсы в обществе. Такая борьба яв­ляется наиболее распространенным основанием для инициирования социально-политических конфликтов «сверху». На данном основа­нии могут возникнуть следующие виды конфликтов:

Конфликт, обусловленный борьбой за власть и ресурсы в рамках существующей политической системы. Причины, цели и задачи этих конфликтов обычно завуалированы и не очень понятны для большинства граждан. Победа той или иной политической группировки в таком конфликте, как правило, ничего не меняет в условиях жизни населения. При мерами подобных конфлик­тов являются «цветные революции», произошедшие в начале нынешнего века в Грузии, Украине, Киргизии. Опасность таких «клановых» конфликтов для общества заключается в том, что для достижения своих индивидуальных и групповых интересов политические группировки и лидеры стремятся привлечь на свою сторону большие социальные группы, что может привести к насилию и гражданской войне;

Конфликт, обусловленный борьбой между оппозиционной и пра­вящей политической элитой за радикальное изменение социаль­но-политической (экономической) системы. Примерами таких конфликтов могут служить горбачевская «перестройка» (конец 1980-х гг.) и ельцинская «либерализация» (начало 1990-х гг.);

Конфликт идентичности, суть которого состоит в том, что люди делятся по определенным признакам (социальным, этниче­ским, политическим и др.) на «своих» и «чужих».

Введение

2. Глобальные социально политические проблемы. Негативные проявления гонки вооружений и задачи разоружения

Заключение

Список литературы


Введение

В современном научном мире есть множество трактовок понятия цивилизации. Её изучение всегда привлекало политиков, социологов, историков и философов. Разнообразные теории становления и развития как общемировой, так и локальных, отдельно взятых цивилизаций всегда вызывали споры среди ученых. Неотъемлемой частью этих споров является место России в мировой цивилизации, её принадлежность к той или иной линии развития. Западники, славянофилы, евразийцы – направлений дискуссий множество. Но цель этих дискуссий одна – понять насколько самобытна цивилизация России. Некоторые версии построены исключительно на исторических фактах, другие основываются только на идеологии. Но нельзя не признать, что социально – политический подход к изучению этой проблемы невозможен без таких самостоятельных наук, как история и философия. Попытаемся дать объективный анализ цивилизационного развития России в контексте развития мировой цивилизации.

Вводной, для рассмотрения второго вопроса этой работы можно взять определение политолога В.А. Мальцева: «Глобальные проблемы современности являются комплексными и всеобъемлющими. Они тесно переплетены между собой, с региональными и национально-государственными проблемами. В их основе - противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования современной цивилизации. Обострение противоречий в одном звене ведет к деструктивным процессам в целом, порождает новые проблемы. Разрешение глобальных проблем осложняется также и тем, что пока еще низок уровень управления глобальными процессами со стороны международных организаций, их осознавания и финансирования со стороны суверенных государств. Стратегия выживания человека на основе решения глобальных проблем современности должна вывести народы на новые рубежи цивилизованного развития».


1. Понятие цивилизации. Две исторические линии и место России в потоке мировых цивилизаций

ЦИВИЛИЗАЦИЯ-ступень в развитии общества; уровень социального и культурного развития, который связан с разделением труда.

Долгое время цивилизация рассматривалась как этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством. Сегодня такой смысл недостаточен и неточен. Под цивилизацией понимается качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определённом этапе развития.

По мнению ряда исследователей, цивилизации решительным образом отличались и отличаются друг от друга, так как основываются на несовместимых системах социальных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не только специфической общественно-производственной технологией, но и в не меньшей степени соответствующей ей культурой. Ей присущи определённая философия, общественно значимые ценности, обобщённый образ мира, специфический образ жизни со своим особым жизненным принципом, основу которого составляют дух народа, его мораль, убеждённость, обусловливающие определённое отношение к самому себе. Этот главный жизненный принцип объединяет людей в народ данной цивилизации, обеспечивает его единство на протяжении всей собственной истории.

Цивилизация как крупномасштабная социокультурная общность обладает собственной иерархией идеалов и ценностей, представляющих общество как целостную систему и субъект мировой истории. Каждая цивилизация, отличаясь от других особыми формами жизнедеятельности, оказывает активное влияние на содержание всех социальных процессов. Совокупность конкретных социокультурных факторов в их взаимодействии образует механизм функционирования цивилизации, особенности которого проявляются в этносоциальных, религиозных, психологических, поведенческих и иных способах жизнедеятельности данного человеческого сообщества. В связи с этим в истории существовали и существуют в настоящее время различные типы и формы цивилизаций, суммарную численность которых учёные определяют в пределах тридцати. Выделению типов цивилизаций способствуют следующие признаки: - общие фундаментальные черты и ментальности; - общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития; - взаимопереплетение культур; - наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе сформированных признаков можно выделить два типа цивилизаций.

Первый тип цивилизаций – традиционные общества. Их самобытные культуры были направлены на поддержание сложившегося образа жизни. Предпочтение отдавалось традиционным образцам и нормам, вобравшим в себя опыт предков. Виды деятельности, их средства и цели менялись медленно. Традиционные общества берут своё начало в древневосточной цивилизации, где господствовала экстенсивная технология, направленная главным образом на овладение внешними природными процессами. Человек согласовывал свою деятельность с ритмами природы, максимально приспосабливаясь к окружающей среде. Этот тип общества сохранился до наших дней. И сегодня среди духовных ценностей в них одно из ведущих мест занимает установка на адаптацию к природным условиям, не поощряется стремление к их целенаправленному преобразованию. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на самосозерцание. Особое значение имеют традиции, обычаи, передаваемые от поколения к поколению. В целом ценностно-духовная сфера человеческого бытия ставится выше экономической.

Второй тип – западные общества или западноевропейская цивилизация, во многих чертах противоположная традиционному обществу, хотя и имеющая достаточно глубокие исторические корни. Она основывалась на других ценностях. Среди них значение науки, постоянное стремление к прогрессу, к изменениям сложившихся форм деятельности. Иным было и понимание природы человека, его роли в общественной жизни. Оно основывалось на христианском учении о морали и отношении к человеческому разуму как созданному по образу и подобию божественного и потому способному к постижению смысла бытия. Западноевропейскую цивилизацию называют по-разному: техногенная, индустриальная, научно-техническая. Она вобрала в себя достижения античной культуры, западноевропейского средневековья, эпохи Возрождения. Из-за более суровой, по сравнению со странами Востока, природной среды сложившееся в европейском регионе интенсивное производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда, способов воздействия на природу. В связи с этим формировалась и новая система ценностей. Постепенно на первый план выдвигалась активная, творческая, преобразующая деятельность человека. Идеалами цивилизации стали постоянное обновление и прогресс. Безусловную ценность приобрело научное познание, существенно расширяющее интеллектуальные силы, изобретательные способности человека, его возможности преобразовывать мир. В отличие от традиционных обществ, где первостепенное значение имеют коллективные формы человеческого общежития, западная цивилизация выдвинула в качестве важнейшей ценности независимую, автономную личность, что, в свою очередь послужило основой для выработки идей о неотъемлемых правах человека, о гражданском обществе и правовом государстве.

Попытка понять закономерности мирового исторического процесса, выделить его основные направления, определить своеобразие и роль различных культурно-исторических типов, которые мы называем цивилизациями, в формировании единой человеческой цивилизации ставит нас перед необходимостью осмысления места России в общемировой цивилизации.

К какому типу следует отнести российскую цивилизацию? Или, может быть, она представляет собой особый, третий тип?

Эта ключевая проблема была поставлена ещё в 30-х гг. XIX в. русским философом П.Я. Чаадаевым(1794-1856), который писал: «Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Пусть будет так. Но надо ещё доказать, что человечество, помимо двух своих сторон, определяемых словами - Запад и Восток, обладает ещё третьей стороной». За свою более чем тысячелетнюю историю государство Российское прошло сложный путь развития, на что влияли как внутренние, так и внешние факторы.

Древнерусская цивилизация отличалась как от средневековой западноевропейской, так и от традиционных восточных типов цивилизаций. В силу уникального сочетания социально-экономических, политических и географических причин она оказалась цивилизацией исключительно центробежной, подвижной и потому экстенсивной, строившейся не столько за счёт всестороннего культивирования и максимального освоения ограниченного природного и социального пространства, сколько за счёт включения в свою орбиту всё новых пространств. Неизвестно, как долго просуществовала бы эта цивилизация, но пришедшая из Византии церковная иерархия не только принесла с собой священные книги и тем самым положила начало древнерусской грамотности и письменности, но и путём крещения объединила древнерусский мир, прежде всего как христианский. Можно предположить, что древнерусская цивилизация, несмотря на значительное своеобразие, постепенно втянулась бы в единый цивилизационный стиль Западной Европы. Однако сближению Руси и Европы помешали тогда два обстоятельства: особая форма христианства и очередной порядок княжения, которые под мощным внешним воздействием повели Русь по иному пути.

О современной российской цивилизации можно вести речь, начиная от эпохи петровских преобразований, от ХVIII в., от имперского, петербургского периода российской истории. Петровские преобразования заложили основы той цивилизации России, в рамках которой мы продолжаем жить и сегодня. В полной же мере эта цивилизация сложилась во второй половине XVIII – начале XIX в. Века XIX и XX стали эпохой её интенсивного развития.