Декларация о плате за загрязнение. Плата за загрязнение окружающей природной среды

Однако в одиночку экологи не могут справиться с таким негативным положением дел, поэтому государство предусматривает штраф за загрязнение окружающей среды в 2019 году, чтобы хоть как-то наказывать недобросовестных производителей и справляться с их беспределом, предупреждая его на ранних стадиях.

  1. Классификация вреда природе
  2. Сферы окружающей среды:
    атмосфера;
    почва;
    вода.
  3. Штраф за незаконный сброс загрязняющих веществ

Классификация вреда природе
Экологи выделяют четыре классификации загрязнения природы на основании источников возникновения. Среди них:

1. Физическое – радиационное, тепловое, шумовое и т.п., что приводит к изменению определенных характеристик в окружающей среде.

2. Механическое – огромные кучи мусора по всему миру.

3. Биологическое – источником служат живые организмы, наносящие вред экологии в результате антропогенной деятельности или же по естественным причинам.

4. Химическое – приводит к изменению базового состава ресурсов, в которых увеличивается содержание вредных химических веществ, проникающих в окружающую среду.
Сферы окружающей среды
Окружающая среда подразделяется на: почву, атмосферу и воду. Каждая из этих сфер подлежит загрязнению и не важно, о России идет речь или о другой стране – экологическая проблема есть везде, независимо от ее местоположения.
Атмосфера
Газообразная оболочка участвует в процессе определения климата и теплового фона планеты. Ее состав постоянно меняется и сегодня частично определяется факторами хозяйственной активности человека.
Основные источники вреда:

  • транспорт;
  • тепловые и электростанции;
  • предприятия, занимающиеся химической промышленностью;
  • лесные пожары, сжигание мусора и отходов.

Почва

Негативные факторы влияния человеческих рук наносят вред и тонкому слою литосферы, где происходит процесс обмена между неживой и живой системой. Как наносится вред:

  • строительство дорог и различных сооружений;
  • добыча полезных ископаемых;
  • обильное применение удобрений и химических ядов для очищения от сорняков и вредителей;
  • автомобильный выхлоп содержит свинец, отравляющий организмы, который обитают в почве;
  • чрезмерное вспахивание;
  • работа электростанции и радиоактивный осадок;
  • слив жидких отходов с предприятий.

Вода
Сегодня водная оболочка сильно загрязнена. Бутылки, плавающие на поверхности воды, и нефтяные пятна – это лишь поверхностные проблемы, которые видны невооруженным взглядом, а сколько их на самом деле представить сложно.
Загрязнение может быть естественным, по причине паводков и селей, и неестественным, под влиянием человеческого фактора.
Пример воздействия:

  • канализационными стоками;
  • предприятиями химической промышленности;
  • кислотными дождями;
  • фермерскими хозяйствами;
  • нефтяными платформами и рыбным промыслом;
  • бытовыми отходами в населенных пунктах;
  • тепловым (ТЭЦ используют воду для охлаждения турбин, сливая нагретую в водоем).

Информация для юридических лиц
Вред, наносимый окружающей среде, для предприятий не является безнаказанной деятельностью. Согласно ФЗ №7 (статья 16) «Об охране окружающей среды», плата за вредное воздействие взимается со всех организаций и ИП без исключения, которые трудятся в сферах, наносящих вред природе.
Виды вредного воздействия:

  • сброс отходов от потребления и выпуска продукции;
  • загрязнение воздуха от передвижных и стационарных источников;
  • выброс загрязняющих веществ в подземные и поверхностные площади сбора воды и водные объекты;
  • иные виды вреда природе: вибрация, шум, радиация, электромагнитные волны (за этот вид воздействия не нужно платить).

Чтобы обзавестись разрешением на вредный выброс, каждое предприятие должно иметь следующие документы:


Плата за загрязнение окружающей природной среды является одним из видов платности в использовании природных ресурсов. Ее сущность имеет три значения: компенсационное, стимулирующее и экологическое.

Компенсационное значение состоит в том, что плата за загрязнение направлена на компенсацию вреда, причиняемого природной среде, здоровью человека, материальным ценностям. В отличие от юридической ответственности, которая наступает по факту правонарушения, обязанность платы за загрязнение возникает по факту правомерного, разрешенного компетентными органами государства причинения вреда, независимо от вины хозяйствующего субъекта.

Стимулирующее значение заключается в том, что установленная плата взимается в бесспорном порядке за счет прибыли или себестоимости предприятия-загрязнителя, и на этой основе должна стимулировать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ. Это главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым можно сделать охрану окружающей природной среды экономически выгодным делом,

Правовое регулирование платежей за загрязнение обеспечивается Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», в котором утвержден порядок определения платы за загрязнение и ее предельные размеры. В ноябре 1992 г. Минприроды утвердило базовые нормативы платы за загрязнение.

Законом предусматривается три вида платы за загрязнение:

  • - выбросы, сбросы вредных веществ в пределах установленных лимитов;
  • - выбросы, сбросы вредных веществ сверх установленных норм либо без разрешения компетентных органов;
  • - плата за размещение отходов.

Порядок установления платы состоит из трех этапов: определение базовых нормативов платы; дифференцированных ставок; конкретных размеров платы за загрязнители. Базовые нормативы определяются по каждому виду загрязнителя или виду вредного воздействия (шум, электромагнитное излучение) с учетом степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения. Нормативы разрабатываются Минприроды России с участием Госкомсанэпиднадзора, Министерства экономики и Министерства финансов, исполнительных органов субъектов Федерации. Базовые нормативы представлены в двух видах -- за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных нормативов; сверх установленных нормативов, но в пределах утвержденных лимитов или временно согласованных выбросов.

Дифференцированные нормативы исчисляются Минприроды на основе базовых, но с поправкой на экологическую ситуацию и экологические факторы соответствующих регионов. К последним относятся природно-климатические, экономические особенности территорий, значимость охраняемых природных объектов. Дифференцированная ставка платежей для конкретных регионов, бассейнов рек и морей определяется умножением коэффициента, отражающего экологические особенности региона, на базовую ставку платежей.

Конкретные размеры платежей за загрязнение для предприятий-загрязнителей определяются исполнительными органами власти города, района с участием органов охраны окружающей среды, санэпиднадзора и предприятия.

При отсутствии у природопользователя разрешения на выброс вредных веществ плата за загрязнение устанавливается как за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. Причем, с учетом экологической ситуации местные исполнительные органы вправе повышать коэффициенты экологической значимости. Так, в крупных городах и промышленных центрах такое повышение разрешается до 20 %, в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых, в том числе заповедных территориях, эколого-курортных регионах -- в два раза.

Платежи за выбросы и размещение отходов производятся за счет себестоимости продукции, а платежи за превышение лимитных загрязнений -- за счет прибыли, которая остается в распоряжении предприятия-загрязнителя. Перечисление средств производится предприятием в сроки, которые согласовываются с территориальными органами охраны окружающей среды.

Из общей суммы 10 % платежей подлежит перечислению в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов Минприроды РФ, а остальные 90 % - в экологические фонды согласно установленному проценту зачисления Колесников С.И. Экология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003..


Введение……………………………………………………………………………….............2

Глава 1. Загрязнение окружающей среды…………………………………………………...3

Глава 2. Порядок расчета платы за выбросы загрязняющих веществ...............................10

Заключение…………………………………………………………………………………...29

Список литературы…………………………………………………………………………..31

Введение

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).

Целью данной работы является раскрытие темы негативного воздействия на окружающую среду, выявить, кто является плательщиком и как рассчитывается плата за вред причиненный окружающей среде.

Глава 1. Загрязнение окружающей среды

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду, которую вносят организации и физические лица, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (или плата за загрязнение окружающей среды) является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей природной среде, и перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке. Плата за загрязнение окружающей среды - форма возмещения вреда, причиняемого окружающей природной среде предприятиями, учреждениями, иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Круг лиц, обязанных вносить плату, определен в постановлении № 632. Это предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации любые виды деятельности, оказывающие неблагоприятное воздействие на окружающую среду, в отношении которого установлена плата. В данном перечне не упоминаются индивидуальные предприниматели. Но это не значит, что на них не распространяется такая обязанность.

Понятие предпринимательской деятельности без образования юридического лица появилось в гражданском законодательстве только с вступлением в силу части первой Гражданского кодекса - с 1 января 1995 года. В Федеральном законе от 04.05.99 № 96-ФЗ и Законе № 89-ФЗ, принятых после введения в действие части первой Гражданского кодекса, сказано, что плата взимается как с юридических лиц, так и с индивидуальных предпринимателей. Кроме того, в Определении Конституционного суда от 10.12.2002 № 284-О была разъяснена правовая природа платы. В частности, судьи пришли к выводу, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и признаются не налогом, а фискальным сбором. Они взимаются и с юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с негативным воздействием на экологическую обстановку. Внесение платы, по сути, является условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права заниматься хозяйственной и иной деятельностью, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Сами платежи рассматриваются как компенсация нанесенного ущерба и затрат государства на проведение мероприятий по охране и восстановлению окружающей природной среды.

Таким образом, Конституционный суд уточнил список плательщиков экологических платежей. Ими считаются субъекты, которые осуществляют хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду: российские и иностранные юридические лица любой формы собственности, индивидуальные предприниматели, иностранные физические лица. Решения Конституционного суда обязательны для применения на всей территории России органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Об этом говорится в статье 6 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ.

Организации, имеющие филиалы или представительства, вносят плату за всю компанию в целом. Ведь обособленные подразделения юридического лица не являются самостоятельными плательщиками экологических платежей. Но они могут уплачивать платежи от имени головной организации, если подобные полномочия закреплены в положении об обособленном подразделении, а на имя его руководителя оформлена соответствующая доверенность.

При загрязнении атмосферного воздуха плату вносят хозяйствующие субъекты, фактически осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных или передвижных источников (объектов). При заключении договора аренды стационарного или передвижного объекта негативного воздействия плательщиком признается лицо, которое фактически эксплуатирует объект и, следовательно, оказывает вредное воздействие на окружающую среду. Например, организация, арендующая у сотрудника автомобиль, обязана перечислять плату за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников.

Определения понятий стационарных и передвижных источников загрязнения содержатся в приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 (далее - Ростехнадзор). Стационарный объект - это источник (совокупность источников), прочно связанный с землей, то есть перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Например, котельная - источник негативного воздействия, цех завода (со всеми трубами) - совокупность источников. Местом нахождения стационарного источника считается муниципальное образование, на территории которого он фактически расположен.

Как правило, загрязняют атмосферу организации, имеющие какие-либо производства (стационарные источники) - металлургические, лакокрасочные, мебельные, пищевые, а также котельные.

К передвижным источникам загрязнения относятся транспортные средства, воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, оборудованные двигателями, работающими на" бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе. Местом их регистрации признается место или порт приписки либо место государственной регистрации передвижного объекта. Место регистрации незарегистрированного передвижного объекта определяется по месту регистрации на территории России его владельца. Вносить плату за загрязнение атмосферы передвижными источниками должны организации и индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности либо получившие в аренду или лизинг любые транспортные средства. Вид осуществляемой деятельности не важен.

Предположим, загрязняющий объект простаивает, законсервирован либо деятельность организации приостановлена. Если негативное воздействие прекращено, экологические платежи не уплачиваются, если оно продолжается - платежи перечисляются. При загрязнении воды плательщиками выступают хозяйствующие субъекты, осуществляющие сброс загрязняющих веществ в поверхностные, подземные водные объекты и на водосборные площади. В основном это водоканалы, производственные и добывающие предприятия, а также организации, имеющие или арендующие котельные.

Как определить плательщика при размещении отходов производства и потребления? Согласно Закону № 89-ФЗ отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства. Размещением отходов является их хранение и захоронение. Хранением отходов признается их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Объектом размещения отходов считается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов. Это полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др. Требования к размещению, устройству и содержанию объектов установлены в главе 4 СанПиН 2.1.7.1322-03, действующих с 15 июня 2003 года. Захоронение - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Итак, платить нужно именно за размещение отходов. Базой для расчета платы служит количество размещенных отходов. Вносить плату должны организации и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых возникают отходы. Значит, практически любая фирма, даже аудиторская или консалтинговая, может быть признана плательщиком. Ведь так называемый офисный мусор - бумага, упаковка, пищевые отходы, использованные канцтовары, лампы, расходные материалы для оргтехники - образуется не только у промышленных предприятий, но и у каждой организации.

Обычно юридические лица и индивидуальные предприниматели заключают со специализированными организациями, непосредственно занимающимися сбором, утилизацией и захоронением отходов, договоры на вывоз мусора. Многие ошибочно полагают, что наличие подобного договора само по себе означает, что специализированная организация должна сама внести плату за вывезенные отходы. Фактически существование такого договора не освобождает от обязанности перечислять плату за негативное воздействие на окружающую среду. В данной ситуации важно правильно определить, кто из сторон договора должен это сделать - передающая мусор организация или компания, занимающаяся его вывозом. Для этого следует изучить условия заключенного договора и понять, кто - заказчик или исполнитель - размещает отходы. По общему правилу размещающим отходы лицом признается либо их собственник, либо посредник, который размещает их от своего имени, но по поручению владельца.

Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов и иных продуктов, в результате использования которых эти отходы образовались. Право может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов (ст. 4 Закона № 89-ФЗ). Если в договоре на вывоз мусора предусмотрена передача права собственности на отходы к вывозящей их стороне, обязанность размещать отходы и вносить плату за их размещение переходит к новому собственнику. Договор может не содержать условие об изменении собственника отходов. Тогда плательщиком экологических платежей будет организация-заказчик. Аналогичные разъяснения приведены в письме Ростехнадзора от 25.07.2007 № 04-09/1001. Таким образом, передачу отходов с переходом права собственности на них к специализированной организации необходимо отличать от простой услуги по вывозу мусора.за загрязнение окружающей среды . Виды платежей за загрязнение окружающей среды ...

  • Загрязнение окружающей среды выхлопами автотранспорта

    Реферат >> Экология

    1 к «Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей среды» , утвержденным Минприроды РФ от 26 ... премия. В России также взимается плата за загрязнение окружающей природной среды . По данным Министерства природных ресурсов...

  • Снижение загрязнения окружающей среды при работе пассажирского вагонного депо Ростов с разработкой сбора и утилизации опасных отходов

    Дипломная работа >> Экология

    Цен на данный год. Расчёт платы за загрязнение окружающей среды отработанной смазкой буксовых узлов - отходом... загрязняющего вещества, т/год; Цi – норматив платы за загрязнение окружающей среды данным веществом, руб./т ; Ки – коэффициент...

  • Платежи за загрязнение окружающей природной среды

    Закон >> Экология

    Минэкономразвития, утверждается федеральный коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей среды . Поскольку налоговыми органами при проверке... Таблица 1. Федеральный коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей среды 1993 1994 1995 1996 1997 ...

  • Плата за загрязнение окружающей среды – это вид сбора, который взымается с предприятий, негативно влияющих на природу. Помимо уплаты сбора, предприятия должны принимать меры по охране экологии и возмещать нанесенный ущерб. Регулирует правила уплаты Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 года. Сбор уплачивается в Росприроднадзор (см. → ). В данной статье мы разберем какая плата за загрязнение окружающей среды.

    Вредное воздействие на экологию, виды

    Негативным влиянием на природу являются действия:

    • Выбросы в атмосферу вредных веществ стационарными объектами (трубы заводов, котельных, дизельные установки, резка и сварка металлов и т.д.);
    • Размещение отходов;
    • Загрязнение водных ресурсов сбросами;
    • Нанесение вреда почве и недрам земли.

    Кто уплачивает сбор и объекты обложения

    Платеж распространяется на физические и юридические лица, в том числе иностранные, на предприятия, организации, учреждения, индивидуальных предпринимателей, которые ведут деятельность на территории РФ, связанную с природопользованием.

    Объектами обложения являются стационарные объекты : объекты на земле, загрязняющие почву или выбрасывающие вредные вещества в воздух; объекты, на которых размещаются отходы (отвал, полигон, хранилище и т.д.).

    Плата взымается по каждому объекту.

    С 1 января 2015 года за выбросы в атмосферу не взымается плата с транспортных средств организаций и ИП.

    По мере воздействия на экологию объекты делят на группы:

    Объекты 4 группы освобождаются от уплаты платежа.

    Сроки уплаты

    Согласно новой статье 16.4 Закона № 7-ФЗ сбор уплачивается и предоставляется расчет по нему за календарный год до 1 марта года, следующего за отчетным (ранее сбор платили за квартал).

    Каждый субъект РФ предоставляет отдельный расчет. Если на одном субъекте расположено несколько объектов, то расчеты по ним вносятся в единый расчет.

    Расчет платежа

    Постановлением Правительства РФ № 344 от 12.06.2003 установлены:

    • Предельно допустимые нормативы и лимиты выбросов и сбросов в рублях за тонну, отходов – за единицу их размещения;
    • Коэффициенты с учетом экологии в разных регионах России.
    • Дополнительные коэффициенты для природоохранных зон (санатории, курорты, заповедники и т.д.).

    Ставки ежегодно увеличиваются с учетом инфляции. В 2016 году коэффициент инфляции составляет 2,56, а в 2017 – 2,67.

    Алгоритм расчета

    1. В первую очередь нужно узнать точные нормативы, обратившись в свой территориальный Росприроднадзор. Для этого нужно дать информацию: о виде деятельности, о выпускаемой продукции. На основании данных объекту присваивается группа (по уровню негативного воздействия) и устанавливаются ставки. Выдается разрешение, в котором прописаны нормативы и лимиты. Так же выдается свидетельство о классе опасности отходов.
    2. Определить объемы выбросов или сбросов. Для этого можно пригласить специализированную организацию.
    3. Произвести расчет, согласно правилам постановления Правительства РФ № 632 от 28.08.92.

    Размер платы в пределах допустимых нормативов определяется:

    Ставка нормы * объемы загрязнений* дополнительные коэффициенты.

    Размер платы в пределах лимитов определяется:

    Ставка лимита* (объем загрязнений лимитных – объем загрязнений в пределах допустимых нормативов) * дополнительные коэффициенты.

    Размер платы за загрязнения сверх лимитов определяется:

    Ставка лимита * (фактический объем загрязнений – объем лимитных загрязнений) * дополнительные коэффициенты*5 (25).

    При нескольких видах загрязнений, расчет ведется по каждому виду, потом полученные результаты суммируются.

    В зависимости от соблюдения норм и лимитов применяются коэффициенты с 2016 года по 2019 следующие:

    Случай применения коэффициента Коэффициент
    Отходы, переработанные самостоятельно в производстве, пущены во вторичное использование 0
    Выбросы (сбросы) в пределах установленных нормативов 1
    Масса отходов в пределах установленных лимитов 1
    Выбросы в пределах объемов временно допустимых выбросов в период мероприятий по охране экологии и повышении эффективности защиты природы. 5
    Массы отходов, превышающие установленные лимиты 5
    Выбросы (сбросы), превышающие объем, установленный специальными разрешениями 25

    Остальные коэффициенты, применяющиеся в расчете:

    • Коэффициент экологической значимости (в каждом регионе свой по атмосфере, почве и воде);
    • Дополнительный коэффициент для особых природных зон равен 2 (какие именно зоны: районы крайнего севера и приравненные к ним районы, охраняемые заповедные зоны, национальные парки, курорты, санатории, зоны стихийных бедствий, зоны под действие международных конвенций);
    • Дополнительный коэффициент на выбросы в атмосферу городов равен 1,2 (если объект зарегистрирован в городе);
    • Коэффициенты инфляции равны: в 2016 году 2,56, а в 2017 – 2,67.

    В целях стимулирования организаций проводить меры по эффективному использованию отходов и защите окружающей среды, с 1 января 2016 года введены коэффициенты, уменьшающие ставку платежа:

    Класс опасности отходов Природоохранные меры Коэффициент
    5 Создание предприятиями добывающей промышленности полостей в почве для размещения отходов. 0
    Отходы производства или потребления в пределах лимитов Отходы размещены на объектах, которые являются собственностью организации (например, мусорный контейнер на территории, принадлежащей организации). 0,3
    4 и 5 Отходы добывающей и перерабатывающей промышленности, образовавшиеся в результате проведения утилизации. 0,5
    3 0,64
    4 Результат обезвреживания отходов 3 класса 0,49
    4 Результат обезвреживания отходов 2 класса 0,33

    Пример #1. Расчет платежа за негативное воздействие на окружающую среду

    Организация использует дизельную установку, которая зарегистрирована в Уральском экономическом регионе, в городе Екатеринбург. За 2016 год установка потребила 3000 литров дизеля. Выбросы составили в пределах установленных норм. Сколько составит платеж за негативное воздействие на окружающую среду?

    Расчет ведется в тоннах, поэтому литры дизеля нужно перевести в тонны:

    1. Перевести в кг, для этого литры нужно умножить на плотность: 3000*0,83=2490 кг.
    2. Кг перевести в тонны: 2490/ 1000=2,49 тонн.
    • Ставка платы за дизель составляет 2,5;
    • Установка зарегистрирована в Уральском регионе, поэтому коэффициент экологической значимости составит 2;
    • Установка зарегистрирована в городе, поэтому применяется дополнительный коэффициент 1,2;
    • Коэффициент инфляции на 2016 год составляет 2,56;
    • Выбросы в пределах нормы, поэтому коэффициент соблюдения норм составит 1 (таблица 2).

    Сумма платежа составит:

    2,49*2,5*2*1,2*2,56*1=38,25 рублей.

    Пример #2. Расчет платежа за сброс в водные ресурсы

    Предприятие находится в республике Карелия.Допустим, за 2016 год осуществило сброс в водные ресурсы Магния 2 тонны, в том числе:

    • В пределах норматива – 0,8 тонн;
    • В переделах лимита – 1,5 тонны.

    Сколько составит платеж за негативное воздействие на окружающую среду?

    Нам известно (согласно нормативным документам):

    • Ставка за сброс магния в пределах нормы 6,9, а в пределах лимита 34,5
    • Коэффициент экологической значимости республики Карелия (Бассейн Балтийского моря) равен 1,13;
    • Карелия – район, приравненный к районам Крайнего Севера, поэтому применяется коэффициент для особых природных зон – 2.
    • Коэффициент инфляции 2,56;
    • Коэффициент сверхлимитного загрязнения 5 (таблица 2).

    Порядок расчета:

    1. Определить плату в пределах норматива: 6,9*0,8*1,13*2*2,56=31,92
    2. Определить плату в пределах лимита: 34,5*(1,5-0,8)*1,13*2*2,56=139,72
    3. Определить плату сверх лимита: 34,5*(2-1,5)*1,13*2*2,56*5=499

    Общая сумма составит:

    31,92+139,72+499=670,64 руб.

    Предприятие заплатит 670,64 рубля.

    Порядок постановки на учет

    Порядок постановки на учет прописан в новой статье 69.2 Федерального закона № 219-ФЗ. правила действуют с 1 января 2015 года.

    В течение шести месяцев с даты ввода в эксплуатацию объекта организация-плательщик обязана встать на учет в Росприроднадзор. Предприятия, которые ведут деятельность на объектах еще до первого января 2015 года, должны встать на учет до 2017 года. Для этого нужно подать соответствующее заявление в бумажном или в электронном виде с электронной подписью.

    Организации выдаются нормативы на пять лет. Ежегодно организация обязана подтверждать неизменность данных.

    Если у плательщика произошли какие-либо изменения, то в течение 30-ти дней об этом нужно уведомить Росприроднадзор.

    О каких изменениях нужно уведомлять:

    • Замена или преобразование организации;
    • Смена реквизитов (наименование, адрес и т.д.)
    • Изменение места регистрации объекта;
    • Изменения в технологии, влияющие на виды и объемы выбросов (сбросов, отходов);
    • Изменения в обезвреживании выбросов или отходов.

    Если организация прекращает вести деятельность на объекте, то нужно подать акт о ликвидации или консервации объекта. В этом случае организацию снимают с учета и платеж не платится.

    Организации, работающие на объектах 1,2 и 3 групп с 1 января 2015 года обязаны составлять программу экологического контроля. По итогам отчетного периода в Росприроднадзор подаются сведения о назначенных лицах по контролю, о проведенных мероприятиях и о результатах контроля.

    Отчетность по платежу

    До 10 марта года, следующего за отчетным нужно предоставить в территориальный орган Росприроднадзора форму «Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду».

    Помимо Декларации необходимо представлять технический отчет, подтверждающий неизменность производства и сырья. Технический отчет подается через год, после утверждения нормативов и в течение 10-ти дней. Например, нормативы утвердили 15.03.2016 года, значит отчет нужно подать до 25.03.2017 года. И так ежегодно. Отчет так же подается и в бумажном, и электронном виде. Если его не предоставить, то платеж будет исчисляться как сверхлимитное загрязнение.

    Если у организации есть опасные отходы, то нужно предоставить паспорта на каждый вид отходов, подтверждающие класс опасности (исключение – 5 класс опасности).

    Штрафы и санкции за нарушение правил уплаты

    Вид нарушения Штраф с организации Штраф с должностных лиц Штраф сграждан
    Умышленное искажение или скрытие информации:

    – о состоянии окружающей среды и природных ресурсов;

    – о загрязняющих источниках;

    – о возникновении радиации.

    20-80 3-6 0,5-1
    Умышленное искажение или скрытие данных:

    – полученных в результате проведения плана по экономическому контролю;

    – в заявлении при постановке на учет;

    – в декларации;

    – отчета о выполнении мер по повышению эффективности использования отходов.

    20-80 3-6 0,5-1
    Несвоевременная постановка на учет или отсутствие постановки на учет 30-100 5-20
    Отсутствие паспортов с указанием класса опасности отходов До 100

    За просрочку платежа начисляются пени в размере 1/30 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый календарный день просрочки.

    Ответы на актуальные вопросы по плате за загрязнение окружающей среды

    Вопрос №1. Нужно ли платить плату за негативное воздействие на природу офисам?

    Если есть отходы от компьютерной и орготехники, лампы, бытовые отходы, то платить платеж нужно. Если офис заключит договор со специализированной компанией по утилизации отходов и отходы перейдут в собственность этой компании, то платеж будет платить эта компания, а не офис.

    Вопрос №2. Освобождены ли от платежа арендаторы?

    За объект взымается платеж, не зависимо от формы собственности. Если в договоре аренды оговорено, что плату вносит арендодатель, то тогда арендатору платить платеж не нужно.

    Вопрос №3. Что будет, если не получить паспорт на отходы?

    Если на предприятии имеются отходы с классом опасности, то на них обязательно нужно получить паспорта. В противном случае грозит штраф до 100 000 рублей.

    Экологический сбор взимается лишь с тех организаций, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на окружающую среду. Рассмотрим особенности платы за загрязнение окружающей среды, которые учреждению следует учесть при расчете и перечислении экологических платежей.

    Общие правила уплаты экологического сбора

    Судьи указали, что плата за загрязнение окружающей среды (экологический сбор ) взимается лишь с тех организаций, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на окружающую среду (постановление Конституционного суда РФ от 5 марта 2013 г. № 5-П). Рассмотрим особенности платы за негативное воздействие на окружающую среду , которые учреждению следует учесть при расчете и перечислении экологических платежей .

    Плата за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ). Налогом на загрязнение окружающей среды этот платеж называть некорректно - по сути, плата за негативное воздействие на окружающую среду обладает функциями фискального сбора (определение Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О).

    Уплата экологического сбора - необходимое условие получения учреждениями права вести хозяйственную и иную деятельность. Согласно статье 16 Закона № 7-ФЗ, к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

    • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
    • сбросы загрязняющих и иных веществ, а также микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади;
    • загрязнение недр, почв;
    • размещение отходов производства и потребления;
    • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
    • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

    Кто перечисляет плату за загрязнение окружающей среды

    Перечислять в бюджет экологические платежи обязаны все организации независимо от вида их деятельности. Бюджетные учреждения, имеющие источники негативного воздействия на окружающую среду, - не исключение. Они платят экологические сборы в общеустановленном порядке. Плательщики экологических сборов подлежат постановке на учет в территориальных органах Ростехнадзора по месту нахождения каждого стационарного объекта и по месту госрегистрации каждого передвижного объекта негативного воздействия на окружающую среду. В случае простоя, консервации или иного приостановления деятельности обязанность перечисления платы за загрязнение окружающей среды с учреждения не снимается.

    Отметим, что обособленное подразделение учреждения, например, филиал или представительство, самостоятельно плату за негативное воздействие на окружающую среду не вносит. Уплачивать экологические платежи филиал или представительство может, только если полномочия перечисления платы за загрязнение окружающей среды закреплены в положении об обособленном подразделении, а также если у руководителя такого подразделения есть соответствующая доверенность.

    При заключении договора аренды плательщиком экологического сбора будет лицо, фактически эксплуатирующее арендованный объект и оказывающее тем самым негативное воздействие на окружающую среду. То есть арендатор.

    По мнению органов экологического контроля, все отходы наносят вред воздуху, водным объектам и почве, будь это канцелярский мусор, остатки сырья в результате производства или выхлопные газы. Однако стоит учитывать, что органы контроля зачастую неправомерно относят к негативному воздействию на окружающую среду те виды деятельности учреждения, по которым обязанность вносить экологические платежи законом не установлена. А ошибочно или излишне перечисленную плату за загрязнение окружающей среды плательщикам часто удается вернуть через суды. Так, Президиум ВАС РФ признал, что деятельность, приводящая к образованию мусора, не признается размещением отходов. Это, в свою очередь, исключает обязанность хозяйствующего субъекта вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14561/08).

    Размер платы за загрязнение окружающей среды

    Порядок определения платы за негативное воздействие на окружающую среду утвержден постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 (далее - Порядок № 632). Размер платы зависит от степени загрязнения окружающей среды. Порядком № 632 установлены два базовых норматива платы за загрязнение в пределах:

    • допустимых нормативов;
    • установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

    Пунктом 4 Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 545 , определено следующее. Нормативные объемы выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду (предельно допустимые и временно согласованные) утверждаются для учреждений-природопользователей:

    • органами Минприроды России;
    • органами санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с их компетенцией;
    • другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов.

    Проекты указанных нормативов разрабатываются учреждениями с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и мнения населения.

    Расчет платы за загрязнение окружающей среды

    В соответствии с пунктом 2 Порядка № 632 базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Конкретные нормативы определены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 .

    Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих нормативы, то есть установленные природопользователю предельно допустимые нормы загрязняющих веществ, объемы размещения отходов и уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

    Плата за негативное воздействие на окружающую среду в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов и уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. За сверхлимитное загрязнение плата увеличивается в пять раз (в увеличенном размере экологический сбор начисляется только на величину превышения). Если у учреждения не оформлено разрешение на выброс отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

    В зависимости от вида загрязнения к базовым нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду применяют различные коэффициенты, учитывающие фактор инфляции (ежегодно устанавливается законом о бюджете на соответствующий год). Чтобы определить ставку платы, нужно умножить базовый норматив на коэффициенты.

    Плата за загрязнение окружающей среды транспортом

    Как показывает практика, чаще всего бюджетные учреждения платят за размещение отходов и загрязнение атмосферы передвижными источниками (автомобилями). Рассмотрим последние более подробно.

    Автомобили относятся к объектам негативного воздействия на окружающую среду в силу своих технических характеристик. Поэтому для них вместо предельно допустимых устанавливаются технические нормативы выбросов загрязняющих веществ в воздух. В случае их превышения эксплуатация транспортных средств запрещается (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ). Проверка автомобилей на соответствие выбросов вредных веществ в атмосферу техническим нормам проводится в рамках техосмотра (подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 83).

    Порядок и сроки уплаты за загрязнение окружающей среды

    Согласно пункту 19 Порядка заполнения и представления формы расчета платы, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 (далее - Порядок заполнения формы), бюджетное учреждение исчисляет и уплачивает экологический сбор отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов.

    Также учреждение перечисляет плату за загрязнение окружающей среды отдельно по передвижным объектам негативного воздействия на окружающую среду, зарегистрированным на территории одного объекта административно-территориального муниципального образования (п. 20 Порядка заполнения формы). К таким объектам относятся транспортные средства (в том числе автомобили), воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, передвижные дизель-генераторные и иные установки, оборудованные двигателями, которые работают на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.

    Суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат зачислению в полном объеме на счета территориальных органов Федерального казначейства с последующим распределением между уровнями бюджетной системы РФ (письмо Федерального казначейства от 14 июля 2006 г. № 42-7.1-15/5.2-292).

    Согласно приказу Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557 , плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода перечисляется в доход бюджета не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом отчетным периодом признается календарный квартал. За нарушение сроков внесения экологических платежей учреждение могут привлечь к административной ответственности.

    Учет платы за загрязнение окружающей среды

    В соответствии с пунктом 7 Порядка № 632, платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия вносятся за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение перечисляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении учреждения. При этом следует иметь в виду, что, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 254

    Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик , или подпишитесь на журнал.