Какие страны имеют арктические сектора. Международно-правовой статус арктики

9 февраля Россия презентует в ООН обновленную на расширение границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Страна планирует включить в свою исключительную экономическую зону весь примыкающий к ее берегам арктический сектор.

Россия уже подавала заявку на расширение своей экономической зоны в Арктике в 2001 году, однако она была отклонена из-за недостатка информации. После этого более 10 лет в Арктике проводились натурные геолого-геофизические исследования для изучения геологической природы поднятия Менделеева и хребта Ломоносова, батиметрическую съемку, а также необходимые сейсмические исследования.

В октябре 2014 года в рамках подготовки заявки была завершена последняя экспедиция в Арктику - геолого-геофизические исследования в районе котловин Подводников и Амундсена. Они проводились на борту экспедиционного судна "Академик Федоров" в сопровождении атомного ледокола "Ямал". Высокоширотная экспедиция пересекла Северный полюс, где ранее такие исследования не проводились.

В августе 2015 года обновленная заявка была передана в Комиссию по границам континентального шельфа ООН.

Москва поступилась суверенитетом своего арктического сектора в 1997 году, когда ратифицировала международную Конвенцию по морскому праву 1982 года. С 1926 года до этого момента он распространялся на все пространство от Северного полюса до ее материковой части в пределах меридиональных границ - как и вся Арктика с середины 20-х годов прошлого столетия была поделена на национальные сектора между пятью государствами: Россией, США, Норвегией, Канадой и Данией. При этом правовая определенность сохранялась лишь в отношении земель и островов, но не акваторий.

Конвенция ограничила северные территории и акватории арктических государств прибрежным шельфом, протяженность которого определена в 200 морских миль (370 километров), остальное пространство Арктики объявлено международным. При этом полный суверенитет каждой страны сохраняется лишь на 12-мильную прибрежную часть. 200 морских миль шельфа считаются экономической зоной, где разрешено свободное судоходство, но действуют исключительные права соответствующего государства на использование минеральных и биоресурсов.

Каждая из пяти стран имеет право претендовать на расширение своей экономической зоны, если докажет, что морское дно за ее пределами является естественным продолжением материка.

Международное пространство Арктики за пределами 200-мильных шельфовых зон привлекает внимание не только России — в той или иной мере на него претендуют Дания, США и Канада. На этих глубинах может находиться до 30% неразведанного природного газа и 15% мировых нефтяных запасов. По российских специалистов, прогнозные ресурсы углеводородов в тех областях, которые включены в рассматриваемую ООН заявку, — 4,9 миллиарда тонн условного топлива.

Наконец, сегодня вести хозяйственную деятельность в северных широтах придется принципиально иначе, чем пару десятилетий назад. Мировое сообщество предъявляет очень высокие требования к соблюдению экологических норм и сохранению этой суровой, но очень уязвимой части планеты.

"Если заявка России будет удовлетворена, то на нее будут смотреть очень внимательно и пристально - а какими методами, какими способами она будет там хозяйничать? Ущерб, нанесенный природе Арктики, будет невосполнимым, и это коснется всего мира", — говорит Алексей Портанский.

Разумеется, расширение российской арктической зоны создаст ей внушительный задел на будущее и заметно поднимет ее статус, что тоже немаловажно в сегодняшней непростой ситуации. Это не только престижная, но чрезвычайно ответственная и затратная ноша.

На картах Российской Федерации продолжают показывать границы полярных владений нашей страны, хотя юридически они уже почти десятилетие не существуют. Почему так получилось? Какова история юридического закрепления северных заполярных просторов за Россией? Мы постараемся ответить на эти вопросы, не раз ставившиеся нашими читателями.

К Северному Ледовитому океану выходят территории пяти государств: Российской Федерации, США, Канады, Дании и Норвегии. Каждое из них в одностороннем порядке провозгласило создание собственного сектора в северной полярной области нашей планеты. Во всех пяти арктических странах приняты свои критерии определения полярных областей. За границу Арктики принимается одна из трех линий:

Июльская изотерма 10 °С, ограничивающая территорию, где возможна летняя вегетация растений;

Северная граница распространения лесов;

Северный полярный круг.

Для того чтобы свести разговор о величине арктических секторов к одному основанию, мы примем за рубеж Арктики наиболее недвусмысленный и четкий географический объект - полярный круг. Тогда площадь Арктики будет составлять 21 млн км 2 . В этом случае в Арктику будут входить небольшие участки территорий Финляндии и Швеции, а также территориальных вод Исландии, всеми ими можно пренебречь.

Канада

В роли первопроходца в юридическом закреплении арктического сектора выступила в 1909 г. Канада. Правительство Канады, в то время еще доминиона Британской империи, официально объявило своей собственностью все земли и острова, как открытые, так и могущие быть открытыми впоследствии, лежащие к западу от Гренландии между Канадой и Северным полюсом. В 1925 г. было принято дополнение к закону, запрещавшее всем иностранным государствам заниматься какой-либо деятельностью в пределах канадских арктических земель без особого на то разрешения канадского правительства. Любопытно, что в 1922 г. премьер-министр Канады сделал заявление о принадлежности Канаде острова Врангеля. Правительство СССР опротестовало это заявление со ссылкой на ноту МИД России о принадлежности острова Врангеля Российской империи, направленную всем государствам в 1916 г. Сегодня Канада определяет свой арктический сектор как территорию, включающую все земли севернее 60° с.ш. между крайними восточной и западной точками на самых северных побережьях страны. Это северо-восточный мыс на острове Элсмир и точка выхода к морю Бофорта канадско-американской границы. Площадь полярных владений Канады, если брать за их границу Северный полярный круг, составляет 4,3 млн км 2 (21% площади Арктики).

США определяют свой арктический сектор как территории, расположенные к северу и западу от границы, формируемой реками Поркьюпайн, Юкон и Кускокуим; в него же включаются цепь Алеутских островов, а также все смежные моря, включая акватории Северного Ледовитого океана, морей Бофорта, Берингова и Чукотского. Такое сильное смещение границы полярной зоны к югу происходит из-за того, что в Соединенных Штатах принято проводить границу Арктики по июльской изотерме 50 °F (10 °C). Площадь полярного сектора США к северу от полярного круга - 1,7 млн км 2 (8% площади Арктики). Согласно договору, заключенному между Российской империей и США в Вашингтоне в 1867 г., совместная граница стала проходить через точку в Беринговом проливе под 65°30" с.ш. - в ее пересечении меридианом, отделяющим на равном расстоянии острова Крузенштерна, или Игналук, от острова Ратманова, или Нунарбук, и направляться «по прямой линии безгранично к северу, доколе она совсем не теряется в Ледовитом океане». В нарушение этого договора США в 1881 г. установили американский флаг на острове Врангеля. Но, как и в случае с аналогичными претензиями Канады, этот шаг не повлиял на российскую принадлежность острова.

Норвегия

Норвегия в национальных нормативно-правовых актах не дает определения своих арктических территорий. Но при подписании Руководства по проведению морских работ по нефти и газу в Арктике в 1997 г. определила, что арктическую территорию Норвегии образуют районы Норвежского моря севернее 65° с.ш. Площадь полярных владений Норвегии, отсчитанных от Северного полярного круга, - 2,7 млн км 2 (13% площади Арктики), включая акваторию, окружающую Шпицберген.

С момента своего открытия в 1596 г. экспедицией голландца Виллема Баренца архипелаг был ничейной территорией, однако его активно посещали новгородцы, называвшие эту землю Грумантом. В 1920 г. 42 страны подписали в Париже договор, устанавливающий норвежский суверенитет над архипелагом, но поскольку на Шпицбергене вели добычу угля компании нескольких стран, архипелаг получил статус демилитаризованной зоны, его использование в военных целях запрещалось. Договор предусматривает свободу хозяйственной деятельности на архипелаге любых государств. Впоследствии Норвегия установила 200-мильную экономическую зону вокруг Шпицбергена, которую Советский Союз, а затем и Россия, не признает, справедливо отмечая, что море вокруг архипелага - территория такой же свободной экономической деятельности всех желающих государств, как и сам архипелаг. В настоящее время на Шпицбергене сосуществуют два сообщества: норвежское со столицей Лонгйир и российское с центром в Баренцбурге. Норвегия предпринимает все возможные меры для поэтапного вытеснения России с архипелага, стараясь, не нарушая положений Парижского договора, ограничить российское присутствие на Шпицбергене.

Несмотря на подписанное еще в 1957 г. соглашение между СССР и Норвегией о морской границе, до сих пор не решены проблемы разграничения экономических зон и континентального шельфа в Баренцевом море.

В 1975 г. Норвегия выступила с предложением провести разграничение континентального шельфа по линии, проходящей восточнее границы полярных владений Советского Союза. Норвегия выступила с претензиями на 155 тыс. км 2 советских морских пространств. Претендует Норвегия и на 10 тыс. км 2 акватории, образующейся при выпрямлении на север от шпицбергенского квадрата границы полярных владений России.

Дания

Королевство Дания включает в свой полярный сектор Гренландию и Фарерские острова. Площадь полярных владений в Заполярье составляет 3 млн км 2 (14% площади Арктики).

Российская Федерация

России принадлежит ведущая роль в освоении Арктики. Протяженность арктического побережья России - около 22 600 км, при том что общая протяженность арктического побережья всех прилегающих государств - 38 700 км. Первым документом, определяющим статус земель, расположенных в российской арктической зоне, явилась нота МИД Российской империи от 20 сентября 1916 г. В ней содержалось положение о включении в состав территории государства всех земель, составляющих продолжение на север территории империи.

Декретом СНК РСФСР «Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море» в 1921 г. закреплялось распространение суверенных прав РСФСР на 12-мильную полосу территориальных вод. Этим же декретом устанавливалась точная граница прибрежных морских вод на Баренцевом море и подтверждалось право РСФСР на исключительную эксплуатацию рыбных и звериных угодий на Белом море - к югу от прямой линии, соединяющей мысы Святой Нос и Канин Нос, в Чёшской губе, и в Северном Ледовитом океане на протяжении берега от государственной границы с Финляндией (тогда она имела выход к Северному Ледовитому океану) до северной оконечности Новой Земли, а в глубь на расстояние 12 морских миль от линии наибольшего отлива как по материковому побережью, так и по побережью островов.

Советский Союз в 1924 г. подтвердил положения ноты 1916 г. о принадлежности РСФСР всех земель и островов арктического сектора. Постановлением СНК СССР в 1925 г. были объявлены территориальными водами Советского Союза проливы Карские Ворота, Югорский Шар, Маточкин Шар, Вилькицкого, Шокальского, Красной Армии, а воды проливов Дмитрия Лаптева и Санникова - исторически принадлежащими СССР.

Исчерпывающе вопрос о советской арктической зоне был урегулирован в постановлении Президиума ЦИК СССР 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане». Постановление ЦИК объявляло, что «территорией Союза ССР являются все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, не составляющие к моменту опубликования настоящего Постановления признанной Правительством Союза ССР территории каких-либо иностранных государств, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Союза ССР до Северного полюса в пределах между меридианом 32°4"35"" в.д., проходящим по восточной стороне Вайда-Губы (граница с Финляндией)*, и меридианом 168°49"30"" з.д., проходящим по середине Берингова пролива». Принадлежность СССР этих территорий официально не оспаривалась ни одной из арктических стран.

В 1979 г. Советский Союз в связи с ранее не точным определением координат линии, проходящей по середине Берингова пролива и разделяющей острова Ратманова и Крузенштерна, изменил восточные границы своих полярных владений. Указ Президиума Верховного Совета СССР предусматривал «внести уточнение в изображение на советских картах восточной границы полярных владений СССР в Северном Ледовитом океане», заменив цифровое значение меридиана 168°49"30" на 168°58"49,4". Общая площадь полярного сектора СССР к северу от полярного круга составляла 9,3 млн км 2 , или 44% площади Арктики.

* Интересно, что когда в 1944 г. Финляндия передала СССР нынешний Печенгский район Мурманской обл. и потеряла выход к Баренцеву морю, сухопутная граница нашей страны отодвинулась на 1° к западу, но граница полярных владений продолжает отходить от восточной стороны Вайда-Губы на полуострове Рыбачий.

Вопросы, связанные с выделением арктических секторов

Проблема юридического статуса Северного Ледовитого океана выводится из разности подходов к определению этого участка земного шара. С одной стороны, он может рассматриваться как открытое море, со всеми вытекающими из этого понимания международно-правовыми последствиями. С другой стороны, Северный Ледовитый океан в своей значительной части представляет ледяную поверхность, а посему может рассматриваться как особый вид государственной территории пяти прилегающих стран, которые и разделили океан на полярные сектора, а все земли и острова, а также ледяные поверхности, находящиеся в пределах полярного сектора той или иной страны, входят в состав государственной территории.

Исторически сложилось, что арктическим сектором каждого из государств является пространство, основанием которого служит побережье этого государства, а боковой линией - меридианы от Северного полюса до восточной и западной границ этого государства. Однако эта норма не нашла своего подтверждения в Конвенции ООН по морскому праву, принятой в 1982 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в 1997 г. Конвенция 1982 г. установила 12-мильную зону территориальных вод, на которую, равно как и на воздушное пространство над ней, на ее дно и недра, распространяется полный суверенитет прибрежного государства, и 200-мильную исключительную экономическую зону, отсчитываемую от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод. Дно морей и океанов и недра под ними, не находящиеся под чьей-либо юрисдикцией, объявляются общим наследием человечества, то есть все государства мира имеют равные права на разработку их природных ресурсов, и любое из них имеет право подать в ООН и иные специализированные международные организации заявку на разработку ресурсов морского шельфа. Если отказаться от секторального разделения Арктики, то на основе требований Конвенции Россия теряет суверенные права на 1,7 млн км 2 своего арктического сектора. С точки зрения современного международного права линии, обозначающие боковые пределы полярных секторов, не признаются государственными границами.

Япония и Германия, некоторые другие развитые страны, обладающие технологиями исследования и использования морского дна, заявляют о необходимости применения к Северному Ледовитому океану общих принципов и подходов Конвенции 1982 г., в том числе прав на промышленное освоение природных ресурсов. Очевидно, что рано или поздно человечество будет вынуждено запустить свою руку под голые и безлюдные арктические пространства, превратив Северный Ледовитый океан в «ледовитый Персидский залив». Ведущие мировые державы уже готовятся к переделу арктических пространств. В последнее время заметно активизировалась научно-исследовательская деятельность ряда стран в Арктике, в том числе и в пределах бывшего полярного сектора России. Так, только в 1998 г. в сектор российских полярных владений совершено не менее десяти морских научных экспедиций США, Норвегии и Германии. Немецкое научное судно «Поларштерн» провело объемные исследования в море Лаптевых, недалеко от границ 200-мильной экономической зоны России. США продолжили беспрецедентную программу изучения Арктики при помощи атомных подводных лодок, оснащенных новейшими системами для картографирования морского дна и донных отложений. Даже Китай открыл исследовательскую станцию на Шпицбергене и дважды отправлял в северные моря ледокол “Снежный дракон”. В освоении месторождений в Баренцевом море намеревается принять участие и Индия. В связи с глобальным потеплением и таянием льдов Арктика, богатая нефтью и газом, вскоре может стать доступной кладовой энерго- и биоресурсов.

Канада, Дания, Норвегия не хотят терять привилегии приполярных территорий, которые сулят огромные дивиденды. Продолжением борьбы за полярные сектора стало обнаружение хребта Ломоносова - подводной гряды, пересекающей Северный Ледовитый океан от Канады до России через Северный полюс. По сути, это трансарктический мост протяженностью 1800 км и шириной 200 км. Если Россия докажет, что этот хребет является продолжением ее континентального шельфа (такая заявка уже подана в Комиссию ООН в 2001 г.), то это закрепит за нашей страной почти половину поверхности океана, включая Северный полюс. Той же проблемой озабочены Канада и Дания. Канада доказывает, что трансарктический хребет Ломоносова начинается с американского материка. А министерство науки Дании выделило 38 млн долл. на картографирование, чтобы убедить всех, что хребет - подводное продолжение принадлежащей ей Гренландии.

Борьба за арктические ресурсы, в которой участвуют развитые страны и растущие азиатские экономики, обостряется. При этом самые крупные и перспективные месторождения углеводородов находятся в российском секторе. По прогнозам экспертов Международного энергетического агентства, на российском шельфе, площадь которого составляет 6,2 млн км 2 , или 21% всего шельфа Мирового океана, интерес для поиска нефти и газа представляют 6 млн км 2 . По данным Минприроды РФ, там сосредоточены запасы 15,5 млрд т нефти и 84,5 трлн м 3 газа. Это примерно 20-25% общего количества мировых ресурсов углеводородов. На сегодня на арктическом шельфе России уже выявлено более 20 крупных нефтегазовых месторождений, по меньшей мере в 10 из них перспективность недр уже доказана.

Все эти страсти кипят на фоне постепенного таяния льдов, которое наблюдается в Арктике с 1978 г. В последние годы его темпы заметно возросли. Морские льды, дрейфующие по поверхности Северного Ледовитого океана, в момент сезонного минимума в сентябре в норме покрывали около 7 млн км 2 - размеры целой Австралии, однако сейчас эта площадь стала на 16% меньше. Компьютерные модели позволяют ученым сделать вывод о том, что к лету 2070 г. в Арктике растает весь лед. Впрочем, по мнению некоторых экспертов, этот прогноз может оказаться излишне оптимистичным. Исследования показывают, что через несколько десятилетий из-за таяния льдов станут доступными обширные районы рыбного промысла, которых человечество пока почти не касалось. Потепление климата может оживить рыболовство в Арктике, особенно в Баренцевом море и в районе морей Бофорта и Чукотского, где в прошлом коммерческая деятельность была минимальной.

Помимо возможности освоения богатейших месторождений, таяние льдов сулит еще один сюрприз - транспортный. Возможна реанимация Северного морского пути, практически не функционирующего после распада СССР. Но еще более лакомой добычей станет контроль над открывающимся новым транспортным коридором, который, возможно, будет самым привлекательным в мире. Это пока еще покрытый льдами проход между Канадой и Гренландией. Пройдя по нему и обогнув Канаду с севера, корабли через Берингов пролив смогут попасть из северной Атлантики в Восточную Азию гораздо быстрее, чем через Панамский канал.

Составлено по материалам: И.Н. Барциц. О правовом статусе российского арктического сектора // Право и политика, 2000, № 12; Холодная война // Хроника, 2006, № 7 (24 марта 2006).

ВВЕДЕНИЕ .. 3

ГЛАВА 1 История правового – юридического статуса Арктики . 7

1.1 Секторальный принцип. 7

1.2 Конвенция 1982 года. 9

ГЛАВА 2 Особенности арктического региона . 14

2.1 Запасы углеводородов Арктики. 14

2.2 Военно –стратегическое положение. 16

2.3 Северный морской путь. 17

ГЛАВА 3. Позиции государств. 20

3.1 Российская Федерация. 20

3.2 Дания. 22

3.4 Канада. 23

3.5 Норвегия. 24

3.6 Неарктические страны.. 24

ГЛАВА 4 Организации и договоры. Роль нерегиональных акторов и неправительственных организаций. 28

4.1 Комиссия по границам континентального шельфа ООН. 31

4.2 Арктический Совет (АС) 32

4.3 Совет Баренцева/Евроарктического региона, Конференция парламентариев Арктического региона и т.д. 34

4.4 Конференция парламентариев Арктического региона. 35

Заключение. 36


ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях складывается довольно непростая геополитическая ситуация вокруг Арктики. Напряжение в регионе нарастают, усиливаются политические противоречия, обостряется борьба за арктическое пространство как между арктическими странами, так и приарктическими. Сегодня Арктика является точкой пересечения интересов, геополитических, экономических интересов мировых держав, интересов ведущих транснациональных корпораций. В этой связи целесообразно привести основные причины возникновения и усиления противоречивых геоэкономических тенденций в Арктике.

Секторальный принцип.

Арктика - северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, за исключением прибрежных островов Норвегии, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Ее площадь - около 27 млн км 2 . Иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом, в этом случае её площадь составляет 21 млн км 2 . С Арктикой "граничат" пять стран: Российская Федерация, Канада, США, Норвегия и Дания. Еще три полярных государства - Исландия, Швеция и Финляндия - не имеют с Арктикой океанических границ, однако тоже считают себя арктическими государствами.

В двадцатые годы XX века сложилась обычная норма международного права, предусматривающая распределение арктических территорий на секторы по принципу тяготения их к побережьям приполярных государств. Этой обычной нормой устанавливается, что сектор находится под юрисдикцией арктического государства и на острова и земли, находящиеся в этом секторе, распространяется суверенитет этого государства.

Исторически сложилось, что арктическим сектором каждого из государств является пространство, основанием которого служит побережье этого государства, а боковой линией - меридианы от Северного полюса до восточной и западной границ этого государства. Целью секторального разделения Арктики стало вполне обоснованное стремление арктических государств исключить из действий общих установлений международного права районы, географические и климатические особенности которых делают их особо значимыми для этих стран.

Первым из арктических государств, закрепившим в национальном законодательстве свои права на арктический сектор, была Канада, принявшая в 1907 г. закон «О северо-западных территориях ». Российская Федерация поддержала Канаду, приняв в 1916 году аналогичный закону «О северо-западных территориях» дипломатический документ.

Три других арктических государства свои владения в Арктике никак законодательно не оформляли, при этом и возражений России и Канаде никто не высказывал. Вместе с тем в 1920-х годах СССР, Норвегия, Дания, США и Канада условились считать свои арктические сектора постоянными границами. По сути, принцип секторального деления Арктики стал общепризнанной реальностью. Но так называемая «теория секторов » («секторальная» или «секторная» теория) – какого-либо подкрепления в положениях международных договоров не получила . Сам термин «арктический (или «полярный») сектор» в официальных международно-правовых документах не используется; более того, такие документы, в том числе законодательные акты Канады и СССР, закрепляют правомочия соответствующих стран не на все пространство таких секторов, а лишь на расположенные там сухопутные – материковые и островные – образования. Между тем в юридической литературе долгое время высказывалось мнение, согласно которому властные правомочия этих стран распространяются или должны распространяться на всю площадь прилежащих к побережью каждого из них арктических секторов с вершинами в точке Северного полюса. Необходимо особо оговорить, что ни одно из арктических государств на всю совокупность сухопутных и морских пространств данного региона в официальном порядке претензий никогда не выдвигало.

Особую роль национального законодательства арктических государств в правовом режиме Северного Ледовитого океана подчеркивают и некоторые западные правоведы: «подлинного регионального режима в Арктике не сложилось, несмотря на общие проблемы, стоящие перед арктическими государствами . Вместо этого морское право применялось к полярному северу посредством национальных подходов .

Таким образом, можно заключить, что секторное разделение Арктики не вызвало в момент его проведения каких-либо возражений иных, неарктических, государств и было принято де-факто. Этого фактического признания было достаточно до тех пор, пока с развитием науки и техники, проблема разработки ресурсов Арктики из области фантастики не перешла в практическую сферу. Со временем государства начали понимать возможности Арктического региона, особенно в свете глобального потепления и стремительного таяния ледников. Секторальный принцип перестал устраивать мировое сообщество и начал считаться несправедливым по отношению к неарктическим странам. Поэтому в конце ХХ – начале ХХI века интерес к Арктике снова возобновился, начался новый виток «арктических отношений» по переделу морского пространства Северного Ледовитого океана.

Конвенция 1982 года

В основу этого передела легла Конвенция ООН по морскому праву, принятая в 1982 году, которая собственно и изменила геополитическую ситуацию в Арктике. Все арктические державы эту конвенцию подписали, однако США ее до сих пор не ратифицировали. В соответствии со ст. 4 внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря. Конвенция 1982 г. установила 12-мильную зону территориальных вод, на которую, равно как и на воздушное пространство над ней, на ее дно и недра, распространяется полный суверенитет прибрежного государства, и 200-мильную исключительную экономическую зону, отсчитываемую от исходных линий, от которых высчитывается ширина территориальных вод . Согласно данной Конвенции арктические государства теперь могут претендовать лишь на двухсотмильную экономическую зону моря, поскольку всё остальное – международные воды. Только в пределах этой зоны государствам разрешено разведывать и разрабатывать месторождения полезных ископаемых. Однако если какое-либо государство решится претендовать на область за пределами 200-мильной зоны, то ему придется доказать, что морское дно является «естественным продолжением» континентального шельфа и тогда страна может расширить зону до 350 миль.Таким образом, появился конвенциональный принцип.

Исключительная экономическая зона (200 морских миль), как и континентальный шельф, не входит в состав государственной территории. Прибрежное государство имеет здесь лишь суверенные права и юрисдикцию в строго определённых целях и пределах, чётко установленных Конвенцией ООН по морскому праву (ст. 56).

Зона, находящаяся вне континентального шельфа и исключительной экономической зоны считается международной. Дно морей и океанов и недра под ней, не находящиеся под чьей-либо юрисдикцией, объявляются общим наследием человечества. То есть все государства мира имеют равные права на разработку их природных ресурсов, и любое из них имеет право подать в ООН и иные специализированные международные организации заявку на разработку ресурсов морского шельфа. В данном случае не исключены подобные действия и в отношении российской арктической зоны в границах 1926 г. Решение о разработке принимается Международным органом по морскому дну. Эта конвенция также вызвала целый ряд принципиальных политико-правовых вопросов, так как она установила достаточно противоречивые принципы признания суверенитета, в частности над участками морского дна в Арктике, которые могут являться или не являться продолжением континентального шельфа.

Несмотря на то, что Конвенция устанавливает базовые понятия и категории, механизмы урегулирования и разрешения споров, в ней нет четкого определения принципов делимитации при соприкосновении или наложении этих экономических зон. Также существует проблема определения принадлежности континентального шельфа за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны прибрежными государствами . Соответственно подобная практика привела к возникновению взаимоисключающих требований различных государств на спорные территории. Так Российская Федерация заявила, что подводный хребет Ломоносова (который простирается до Северного полюса) является продолжением ее континентального шельфа. Безусловно, подобное притязание резко отвергается другими Арктическими державами. Существует также многолетний спор между США и Канадой о морской границе по морю Босфорта. Однако есть и положительные сдвиги: в 2010 году был, достигнут компромисс по поводу разграничений морских границ в Баренцевом море между Россией и Норвегией . Именно эти две страны избрали конвенциональный принцип разграничения льда Северного Ледовитого океана. Канада только готовит свое представление о границах континентального шельфа. Соединенные Штаты, Конвенцию ратифицировать отказались, руководствуясь лишь Женевскими конвенциями ООН по морскому праву 1958 года, в соответствии с которыми континентальный шельф государства заканчивается там, где глубина вод не позволяет разработку ресурсов морского дна .

Таким образом, с одной стороны Конвенция 1982 г. формально не отменяет и не отрицает секторального принципа определения статуса территорий в Арктике, но и особо предусматривают, что "прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах…" (ст. 234 Конвенции); с другой стороны, она предусматривает 200-мильную исключительную экономическую зону, которую можно расширить до 350 миль в случае продолжения шельфа.

На сегодняшний момент остро стоит такой вопрос как статус прилегающих к северному полюсу районов , в том числе районов шельфа – за этим 200-мильным расстоянием, Существует две точки зрения по данному вопросу:

Первая: Арктику следует приравнять к любому другому району мирового океана, соответственно, она должна быть одним из многих объектов Конвенции 1982 г.;

Вторая: вопрос по Арктике не стоял на повестке дня III Конференции по морскому праву и не следует рассматривать ее в контексте Конвенции по морскому праву 1982 г. Сторонники данной позиции объясняют это тем, что правовой режим Арктики сложился задолго до принятия Конвенции 1982 г. и главное в содержании этого режима – это общее международное право, его обычные нормы, сложившиеся вследствие согласия международного сообщества с практикой, национальным законодательством арктических государств.

Носители первой позиции заявляют о необходимости применения к Северному Ледовитому океану Конвенции 1982 г. Сторонниками этой позиции раздел «Арктика» рассматривается не в главе о территории, а в главе о международном морском праве. Эта позиция подвергается вполне обоснованной критике за то, что с одной стороны, Северный Ледовитый океан может рассматриваться как открытое море, со всеми вытекающими из этого понимания международно-правовыми последствиями. С другой стороны, Северный Ледовитый океан в своей значительной части представляет ледяную поверхность, в этой связи может рассматриваться как особый вид государственной территории пяти прилегающих стран, которые и разделили океан на полярные сектора, а все земли и острова, а также ледяные поверхности, находящиеся в пределах полярного сектора той или иной страны, входят в состав государственной территории. Более того, сторонники конвенционального принципа не учитывают юридически значимый фактор – признание большинством государств наличия исторически сложившихся правовых оснований в Арктике, которые представляют международно-правовую основу реализации арктического законодательства Канады и России. А применимое к разграничению в Арктике международное право искусственно сужается, сводится только к ст. 76 Конвенции 1982 г. (о границе между континентальным шельфом и Международным районом морского дна).


ГЛАВА 2 Особенности арктического региона

Данные о запасах углеводородов Арктики периодически публикуются различными экспертами, организациями и странами, однако сведения значительно различаются. Так по официальным разведданным ООН запасы нефти в данном регионе составляют 100 млрд. тонн, газа – 50 трлн. кубометров.

В 2008 году эксперты геологической службы США (United States Geological Survey – USGS) провели комплексное исследование и выпустили отчет «Оценка неразведанных запасов нефти и газа Арктики к северу от Полярного круга» (сокр. CARA)еще неразведанных, но технически извлекаемых запасов природного газа и нефти из традиционных источников углеводородов в Арктике. Они проанализировали 33 арктических осадочных бассейна, установив, что в 25 из них вероятность наличия нефтяных или газовых месторождений с запасами, превышающими 50млн баррелей нефтяного эквивалента, составляет больше 10%.

Согласно этому исследованию в Арктике находится 7% известных на сегодняшний день доказанных мировых запасов нефти. Это соответственно – 90млрд. баррелей , помимо нефти в регионе находится 47,3 трлн кубометров газа, газового конденсата – 44 млрд. баррелей. По данным этой же организации к 2007 на канадской и российской материковой части Арктики было обнаружено 400 нефтегазовых месторождений, то есть около 10% мировых доказанных запасов углеводородов.

Из этих данных следует что, во-первых основную часть (около 78%) ресурсного потенциала Арктики составляет природный газ, а не нефть.

Согласно утверждению американских геологов та часть Арктического региона, на который претендует Российская Федерация: Хребет Ломоносова и центральная глубоководная часть Арктики с абиссальными равнинами срединными хребтами, по сути, бесперспективна с точки зрения обнаружения запасов углеводородных ресурсов. Основная их часть находится в прибрежной зоне континентального шельфа.

Также не стоит забывать о факторе себестоимости, ведь во многом именно от нее зависит начало активного освоения Арктики. По данным Международного энергетического агентства она составляет примерно 60-80 долларов за баррель. А по оценке Всероссийского научно-исследовательского нефтяного геологического института (сокр. ВНИГНИ) при стоимости нефти менее 100 долларов за баррель менее 1% от начальных извлекаемых запасов нефти Арктического шельфа можно отнести к высокорентабельным.

Кроме того многие рыночные аналитики отмечают усилившийся в последнее десятилетие тренд по увеличению объема инвестиций в нефтегазовую отрасль, что может благоприятно сказаться на развитии проектов по добычи углеводородных ресурсов в данном регионе. А развитие этих проектов уже идет: по данным Мирового энергетического агентства за 2009 год в зоне выше Северного Полярного Круга уже открыто 61 крупное газовое и нефтяное месторождение . Большая часть приходится на Россию (43), далее следует Канада – 11, США – 6, Норвегия – 1.

В XXI веке Арктика, скорее всего, станет важной ресурсной базой человечества. Произойдет это, скорее всего в 2020-2040 годах, при условии роста мировых цен на углеводороды, и их исчерпание в других частях планеты. Кроме того, если сейчас освоение природных ресурсов затрудненно ввиду тяжелых климатических условий и требует высоких энергозатрат, то в будущем потенциальное таяние льдов может оказать стимулирующий эффект на освоении региона.

Северный морской путь

Важным фактором стратегической значимости для России и других арктических держав является расширение возможности для мореплавания по маршруту Северного морского пути. В конце 2012 года Владимир Путин заявил, что Северный морской путь более выгоден в экономическом плане, чем Суэцкий канал , что делает его чрезвычайно важным для России. Северный морской путь официально открыт для судоходства с 1991 года, однако в будущем может стать значимой транспортной артерией между странами Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Этому способствует ряд факторов:

Во-первых, прогнозируемое увеличение объемов транспортировки грузов между этими двумя регионами. Во многом это связано с экономическим развитием АТР.

Во-вторых, это отсутствие пиратства .

В-третьих, протяженность пути меньше по сравнению с южным маршрутом . Если расстояние, которое проходят суда, следуя из порта Мурманск в японский порт Иокогаму через Суэцкий канал, составляет 12840 морских миль, то по Северному морскому пути корабли проходят 5770 миль, то есть маршрут укорачивается в 1,5 раза.

В-четвертых, это отсутствие дополнительных перевалов грузов в сравнении с комбинированными железнодорожно-водными типами доставок с использованием транссибирской и транскитайских железнодорожных магистралей.

В-пятых, тенденции к потеплению обеспечат сокращение площади ледяных покровов в Арктике . По состоянию на август 2012 года площадь ледяного покрова составляет 4,1 млн км в кв., что на 70 000 км в кв. меньше чем в 2007 году.

Однако существуют некоторые проблемы:

Во-первых, необходимо вкладывать дополнительные средства в суда, для того, чтобы приспособить их к Арктическим условиям (то есть потребность в судах ледового класса)

Во-вторых, использование СМП повлечет за собой дополнительные расходы на ледокольное обслуживание

В-третьих, срок доставки товаров достаточно непредсказуем ввиду климатических рисков

Это значит, что Северный морской путь в теории способен стать достаточно перспективным проектом. Тем не менее, в краткосрочной перспективе он вряд ли будет полноценной альтернативой Суэцкому каналу. В то же время он может стать достаточно конкурентоспособным транспортным коридором для перевозки некоторых грузов по определенным маршрутам. В первую очередь, для транспортировки российского сырья, добываемого в Арктике в Восточную Азию. Он крайне выгоден ввиду отсутствия пиратства и наименьшей протяженности пути. По сути, единственным препятствием для его развития являются климатические условия.

Таким образом, мы видим, что Арктика является очень перспективным регионом, как для отдельных стран, так и для всего человечества. Ее развитие во многом зависит от успешного сотрудничества и интересов политических элит. Сейчас регион является скорее предметом борьбы, а не сотрудничества. В последние годы наметилась тенденция ремилитаризации Арктики. Сегодня мировому сообществу крайне важно начать поиск общих точек соприкосновения.

В случае если политические элиты смогут идти по пути диалога и поиска консенсуса, опираясь на сотрудничество и совместное решение проблем, Арктика сможет стать достоянием человечества.


ГЛАВА 3. Позиции государств.

Государства реализуют различную политику в отношении Арктики. Сегодня сильно заметно повышение интереса среди как арктических, так и неарктических государств.

Российская Федерация

Российская Федерация поддерживает Конвенцию ООН по морскому праву как легитимный многосторонний правовой механизм, регулирующий деятельность в Северном Ледовитом океане, разрешающий споры по поводу морских границ, ресурсов и континентального шельфа, а также устраняющий разногласия в вопросах морского судоходства, но продолжает придерживаться секторного принципа делимитации боковых границ своей территории в Арктике. Более того, Российская Федерация отказалась от части дна в своем арктическом секторе. РФ потратила значительное количество финансовых средств на организацию исследования строения дна Северного Ледовитого океана, итогом которого стала передача в ООН (в Комиссию по границам континентального шельфа) «представления», в котором Российская Федерация заявила на официальном международном уровне об ограничении своих прав в арктическом секторе. Данному примеру не последовало ни одно из арктических государств (за исключением Норвегии, ратифицировавшей первой из арктических стран Конвенцию ООН 1982 года), тем самым сохранив за собой возможность в любое время заявить, что их континентальный шельф в Арктике охватывает значительно большую часть, по сравнению с конвенционными ограничениями.

В 2009 году президент Российской Федерации Д.А. Медведев утвердил документ «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу ». В нем зафиксированы основные интересы России в Арктике:

1) Расширение ресурсной базы Арктической зоны РФ.

2) Трансформация Северного морского пути в единую национальную транспортную коммуникацию.

3) Сохранение Арктики как зоны международного и взаимовыгодного сотрудничества

В области безопасности согласно данному документу стратегической целью является «обеспечение благоприятного оперативного режима в Арктической зоне Российской Федерации, включая поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в этом регионе. ». На практике это означает усиление пограничного контроля в Арктической зоне РФ, а также осуществления контроля над устьями рек и проливами на всей протяженности Северного морского пути.

С целью расширения своей Арктической зоны, Российская Федерация организует различные арктические экспедиции. Так итогом экспедиции «Арктика 2000» стала заявление РФ о том, что подводные хребты Менделеева и Ломоносова являются продолжением ее континента.

Кроме того, Правительство РФ разработало программу разведки арктического континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов на период с 2012 по 2030 год. Одним из приоритетов этой программы является активизация геологоразведочных работ, а также увеличение инвестиций частных российских нефтегазовых компаний. А разработка запасов российского шельфа в долгосрочной перспективе стабилизирует добычу нефти и не допустит ее падения. Для газовой отрасли реализация этих проектов – главный резерв роста производства. Таким образом, разработка углеводородов на шельфе крайне важна для энергетического баланса России.

Дания

Дания хочет размежевать Арктику по границам, проходящим на равном расстоянии от побережий претендующих стран. Поскольку Гренландия ближе всего к полюсу, то при датском варианте полюс отойдет ей. Дания при обосновании своих прав на высокоширотные районы Арктики опирается на географический фактор – кратчайшее расстояние между о. Гренландия и Северным полюсом. Дания, не выступавшая против применения в Арктике секторального принципа, но и не заявившая официально о своих правах на её арктический сектор, тем не менее пользуется правовыми последствиями, которые дает этот принцип для арктических государств.

Более того, в 2002 и 2003 годах датские корабли посетили остров Ганса – спорный остров между Канадой и Данией. Канадская сторона в ответ организовала возле острова военные маневры, в которых участвовало 160 солдат, с последующей высадкой и визитом министра обороны Канады. В 2007 году конфликт был исчерпан – новые спутниковые измерения показали, что граница между государствами должна проходить посередине острова, что урегулировало конфликт, но оставило после него негативный осадок.

Позиция США крайне непоследовательна. Так ранее США придерживалось секторального принципа. Примером тому служит статья американского правоведа Д. Миллера, опубликованная в 1925 г., где он достаточно точно объясняет, почему практически удобно и юридически оправданно секторальное деление пространств Арктики между выходящими к Северному Ледовитому океану государствами, включая США. Он опирается на сложившуюся правовые нормы: секторальные границы США в Арктике обозначены: на востоке Аляски – законодательством Канады и российско-английской конвенцией 1825 года; к западу от Аляски – российско-американским договором 1867 года.

Тем не менее, в последующем США и на официальном уровне, и на уровне доктрины международного права демонстрировали свое несогласие с применением секторального принципа. США считают, что к водному пространству арктических морей, за исключением 12-мильных территориальных вод, применимы только правовые нормы, регулирующие режим открытого моря.

Канада

Канада хоть и ратифицировала Конвенцию 1982 года, но Канада всегда утверждала и подтверждала законодательными актами свой полярный сектор, тем самым претендуя на Северно-Западный проход, который лежит в пределах канадских внутренних вод, что оспаривается США. Более того, США постоянно оказывают давление на Канаду с целью изменить её подходы к секторальной теории и тем самым избежать риска правовой зависимости США от Канады в арктическом секторе Канады.

В 2002 году был принят документ «Северное изменение внешней политики Канады ». Он предусматривал ряд действий со стороны правительства по обеспечению международного сотрудничества в регионе. В 2008 году была опубликована оборонительная стратегия «Канада – прежде всего». Значительное внимание в ней уделялось именно арктическим вопросам. Что касается основных направлений стратегии, то они были изложены в документе от «Северная стратегия Канады: наш Север, наше наследие, наше будущее» (2009 год) . Ее основные направления включают в себя:

1) Защита суверенитета Канады в Арктическом регионе

2) Защита окружающей среды и адаптация к изменениям климата

3) Развитие самоуправления, хозяйственной и политической активности северных территорий как части политики по освоению севера

Норвегия

Норвегия, первой из арктических стран, ратифицировала Конвенцию 1982 г. Правомерность установления контроля над судоходными морскими путями осуществляет в соответствии с международным правом, а также стремится урегулировать вопросы по спорным территориям в рамках двухсторонних отношений (к примеру, Соглашение 2010 г. с Россией об разграничении территориального моря).

Неарктические страны

Тем временем, в мире наблюдается растущий интерес к освоению Арктики со стороны многих государств. Такие страны, как Германия, Финляндия, Швеция, Япония, Китай, Индия и другие считают политику арктических государств, «делящих» Арктический регион только между собой, несправедливой и дискриминационной, поскольку ресурсы Арктики, по их мнению, являются достоянием всего человечества. В марте 2010 года отставной китайский контр-адмирал Инь Чжо заявил на сессии Всекитайского народного консультативного совета КНР , что, по его мнению «Арктика принадлежит всем людям мира… ни одна нация, не обладает суверенитетом над ней». В схожем ключе высказываются политические деятели, военные, ученные и СМИ других неарктических государств. В частности главные индийские СМИ пишут, что «Неарктическим странам, таким как Индия, необходимо отстаивать свое право голоса в освоении Арктики. Оно не может быть исключительной привилегией арктических прибрежных стран . Индия должна мобилизовать международное общественное мнение в пользу объявления Арктики всеобщим достоянием человечества и утверждения международного правового режима, подобного Договору 1959 года об Антарктике». В этом вопросе они руководствуются положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая, по сути, закрепляет и дает преимущества в освоении океанических ресурсов международного района морского дна неарктическим государствам. Конкурентная борьба за ресурсы породила новую тенденцию в арктической зоне – тенденцию интернационализации Арктики (признание режима общего международного пользования). Тенденция к интернационализации Арктики заметна и со стороны глобальных международных организаций и программ (ООН, ЮНЕСКО, Европейский союз и др.). Например, Европейский союз, разрабатывая свою арктическую политику, выступает за интернациональный статус Арктики и предлагает сообща решить вопросы разработки энергоресурсов, регулирования арктической рыбной ловли, защиты экологии Арктической зоны, развития новых технологий для этой зоны, разработки норм использования открывшихся в результате глобального потепления новых морских путей.

При этом, те же индийские СМИ признают, что Индия на текущий момент не обладает необходимыми финансовыми, технологическими и прочими возможностями для того, чтобы конкурировать с Арктическими державами. При этом освоение Арктики в Индии признано одним из важных направлений политики страны.

Сегодня Индия занимает твердую позицию на международный арене, ее авторитет продолжает расти. По мнению Шиама Сарана, в ходе коренного перераспределения мировых ресурсов «геополитический центр силы может существенно качнуться в сторону Трансатлантического региона ». Поэтому сегодня Индия пытается всячески закрепиться в Арктическом регионе. Основным инструментом в этой политике является продвижение страны в Арктическом Совете. Уже сейчас Индия имеет там статус наблюдателя. Эта страна выступает за снижение напряженности в регионе и придание Арктике статуса безъядерной зоны.

Другая азиатская страна – Япония де-факто не ставит под сомнение существующий правовой режим в Арктике. По мнению научного сотрудника Института востоковедения РАН Ольги Добринской, стратегия Японии в сфере доступа к углеводородам Арктики заключается в том, что она принимает участие в исследованиях месторождений энергоресурсов в кооперации с арктическими державами, для того чтобы в будущем иметь льготы по доступу к этим ресурсам. Необходимо учитывать зависимость Японии от импорта энергоресурсов, так импорт обеспечивает около 84% потребностей страны. Тем более, что после аварии на атомной станции в Фукусиме (2011), энергетических проблем у страны только прибавилось.

В 2013 году правительство Финляндии разработало Арктическую стратегию , в которой поддерживалась идея придания статуса охраняемой территории области вокруг Северного полюса. То есть, Финляндия стала первым государством, которое поддержало идею экологов о создании заповедника. Осенью 2013 года стало известно, что правительство Норвегии отказалось от бурения своего Арктического шельфа . А в марте 2014 года Европарламент призвал создать заповедник на Северном полюсе , а также заявил о необходимости в том, чтобы Арктический Совет подписал обязывающее соглашение по борьбе с загрязнением арктических вод. Сложно однозначно сказать о том, насколько позиция Greenpeace повлияла на принятия этих решений, однако их кампания «Save the Artic » является достаточно известной. Еще одно экологической организацией занимающейся защитой арктической природы (особенно животных видов) является Всемирный фонд дикой природы.


ГЛАВА 4 Организации и договоры. Роль нерегиональных акторов и неправительственных организаций.

В XXI веке вокруг Арктики накопилось достаточное количество различных проблем, причем не только политических, экономических и экологических, но и международно-правовых. Эти проблемы не могут быть решены в рамках единого международного соглашения по аналогии с Антарктидой, где согласно Конвенции об Антарктиде 1959 года разрешена исключительно научная деятельность, а сам регион не может принадлежать какому-либо государству. Но несмотря даже на существования данной конвенции территориальные противоречия, касательно тех или иных территорий Антарктиды, все равно существуют. Что касается Арктики, то борьба за нефтегазовые залежи арктического шельфа и маршруты коммерческого судоходства уже ведется не первое десятилетие.

В условиях Арктики «не срабатывают» глобальные механизмы, созданные Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. (далее также – Конвенция 1982 г.), и не только из-за колоссальных отличий ледяных пространств Севера от теплых вод Индийского океана и не вполне законной обоснованности применения данной Конвенции к Арктике, а именно ст.76, но и потому, что одно из пяти арктических прибрежных государств не является участником Конвенции 1982 г. и не исполняет конвенционные обязательства, например, по ограничению своего арктического шельфа. Соответственно, если одно арктическое государство не выполняет такие глобальные ограничения, а другое – выполняет, то результат такого определения границ шельфа в Арктике не будет справедливым . Поэтому государства используют региональный подход для управления в условиях, когда не срабатывают общемировые механизмы. Тем более арктическим странам выгодно мирное решение вопроса между собой, для того чтобы получить как можно больше национальных преимуществ, выгод при разделе арктического шельфа, водного пространства Арктики, что и побудило сесть за стол переговоров заинтересованные арктические государства.

В мае 2008 г. в гренландском городе Илулиссате на встрече арктической «пятерки» обсуждались общие подходы к решению проблем Арктики, порожденных изменением климата и хозяйственной деятельностью человека. Итогом конференции стало принятие политического заявления – Илулиссатской декларации , в которой акцент сделан на необходимости равноправного сотрудничества стран региона в решении его проблем. Участники встречи взяли на себя политическое обязательство решать все разногласия путем переговоров на основе норм международного права, решать все вопросы региона самостоятельно и сошлись во мнении, что нет никакой необходимости создавать новый всесторонний юридический режим, чтобы управлять Северным Ледовитым океаном. Опираясь на уже принятые документы, участники подтвердили желание укрепить сотрудничество практически во всех областях: от экологии до взаимодействия в поисково-спасательных операциях. Конкретные договоренности на этот счет были достигнуты на второй министерской встрече «пятерки» в марте 2010 г. в канадском местечке Челси. Достигнутое соглашение о границах между Норвегией и Россией в сентябре 2010 г. можно считать подтверждением работоспособности Илулиссатской декларации.

Бесконечные ледяные просторы Арктики, её богатый природный мир, исключительный рельеф и неисчерпаемые ресурсы полезных ископаемых делают эти земли едва ли не самыми ценными на планете, но и глазу туриста здесь есть, чем любоваться.

В самом сердце Арктики разместился Северный Ледовитый океан. Он занимает территории огромной впадины, вокруг которой практически плотным кольцом выстроились древние континентальные щиты Евразии и материковой части Америки. Именно такие геологические особенности этой части планеты характеризуют местный рельеф. На стыках щитов проходят горные хребты и плато, а также территории низменностей. В разных частях Арктики могут наблюдаться разнообразные природные особенности.
На территории прибрежных океанских низменностей в теплое время года появляются болота, в частности неподалеку от арктических рек. Высокогорные районы материка наоборот представлены хрустальными ледяными горными массивами и плато. Самой высокой частью Арктики, а точнее высотным максимумом континента, является пик Мак-Кинли, принадлежащий к горной системе Аляски. Он возвышается над уровнем моря больше чем на 6 тысяч метров.

Острова Арктики

Так как Арктика по большей части состоит из Северного ледовитого океана, её сухопутные владения в основном представлены островами. Арктика также имеет выход к мировому океану, соприкасаясь с водами Атлантического и Тихого океанов. Границы Арктики обычно определяются Северным полярным кругом. Однако это не совсем правильно, так как она занимает гораздо больше территории. С южной стороны географическая граница континента проходит вдоль северной окраины тундры и фактически совпадает с ней.
Так, например, самая большая в мире островная территория под названием Гренландия относится к арктическим землям. Почти все арктические острова и ледовые просторы разделены между собой американским, канадским и российским государствами. Острова Арктики протянулись с западной до восточной части Ледовитого океана вдоль побережья Евразии. Различают отдельные острова и . Общая площадь островных территорий Арктики превышает 200 тысяч квадратных километров. Почти половина из них принадлежит островам Новой Земли.
Отдельно следует поговорить о Гренландии. Этот остров Арктики больше чем на половину покрыт ледником, толщина слоя которого нередко доходит до 3,5 тысяч метров. Рельеф этих территорий преимущественно горный, он представлен извилистыми горными вершинами или массивными плато. Канадские острова Арктики – Баффинова Земля, Девон и Элсмир, тоже могут похвастать многовековыми ледниками, как и российские островные владения Новой Земли, Земли Франца-Иосифа и др. Русская часть арктических земель представлена северо-восточными горными районами Сибири. Однако не все они укрыты снегом круглый год. Арктическое российское побережье отличается равнинной местностью с растительностью, характерной для тундры.
Больше 14 миллионов квадратных километров территории Арктики занимает Северный Ледовитый океан. Если бы не узкая полоса Берингова пролива, который связывает эти ледяные просторы с Тихим океаном, и небольшого соединения с Северной Атлантикой, можно было бы утверждать, что со всех сторон Ледовитый океан окружен сушей. Его природной изюминкой всегда будут дрейфующие льды, которые на протяжении всего года медленно перемещаются по всей арктической территории. Известно, что летом лишь половина Ледовитого океана сохраняет свой естественный ледовый покров, но зимой здесь едва ли можно отыскать растаявшие очаги.
В последнее время проблема таяния арктических ледников стала особенно актуальной. С каждым годом площадь льда в регионе стремительно сокращается, порождая циклоны, способствующие дальнейшему разрушению ледников. Как результат, повышается уровень воды в мировом океане, а по всему миру происходят самые разные природные катаклизмы.

Страны Арктики

Страны Арктики представлены лишь теми государствами, чьи территории примыкают к территориям северного заполярья — Россия, Канада, Королевства Дания и Норвегия, США. Отдельных государств в этих землях не существует, поэтому народы Арктики – это все жители крайнего Севера и переселенцы, прибывшие сюда для охоты, разведения оленей и др. По подсчетам специалистов, сегодня в Арктике проживает больше 4 миллионов человек. В свою очередь это неблагоприятно сказывается на природе и экологии региона. Охотники массово истребляют арктических животных и морских жителей, богатые залежи природных ресурсов Арктики всё больше и больше привлекают внимание промышленников из самых разных стран мира.

Правовой режим Арктики

Еще в самом начале двадцатого века территория Арктики была распределена между Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки, Данией, Канадой и Норвегией. Деление происходило в соответствии с протяженностью северных кордонов этих держав, поэтому российское государство получило самую большую часть арктических земель – около 30 процентов от общей площади Арктики. Был установлен такой правовой режим Арктики, что полученные территориальные владения становились полноценной частью того или иного государства.
Вскоре после этого не менее заинтересованными в арктических владениях стали представители из Финляндии, Швеции и Исландии. Арктический шельф с его богатыми залежами нефти и многих других природных ресурсов были желанными не только для государств полярной зоны, но и для Японии, Кореи, Китая, Индии, Бразилии и Германии. Арктика до сих пор интересна многим странам еще и в качестве отдаленных земель для размещения военных баз и проведения всевозможных научных исследований.
На сегодняшний день правовой режим Арктики действует в соответствии с международной Морской конвенцией, подписанной еще в 1982 году. Согласно полученному документу, все государства, границы которых пересекаются с Арктикой, согласны с тем, что часть арктических земель, не превышающая по своей длине 2 сотни морских миль от побережья, входит в их состав в качестве специальной экономической зоны. Для некоторых случаев длина такой зоны может доходить и до 350 миль. Также известно, что в 1996 году было сформировано международный так называемый Совет Арктики, работа которого направлена на защиту природных богатств региона и дальнейшее развитие территории заполярья. Официальный документ о создании Арктического совета подписало восемь стран, имеющих общие кордоны с Арктикой: США, Финляндия, Норвегия, Дания, Канада, Исландия, Швеция и Российская Федерация.

Климат Арктики

Погодной особенностью арктических земель можно считать то, что климат Арктики нельзя охарактеризовать однозначно. Он отличается переменчивостью и разнообразием. Норвежские владения в Арктике находятся под властью мягкого влажного климата, но на острове Гренландия наблюдается суровая морозная погода. Что касается выпадения осадков в данном регионе, то их число также может очень сильно колебаться на протяжении всего года, в пределах 200-1000 миллиметров годовых. Только в зимний период климат Арктики становится немного однообразным по всей её территории с небольшими температурными колебаниями.
Температура Арктики главным образом зависит от особенностей местного рельефа, надвигающихся воздушных масс и, конечно же, близости океана. В период полярной ночи, когда на Северном полюсе почти 6 месяцев подряд не наблюдается восхождение солнца, среднемесячные показания температур могут опускаться ниже 60 градусов мороза. Летом же температура воздуха в некоторых арктических районах, освобожденных от ледников, временами превышает 30 градусов со знаком плюс. Однако такие жаркие периоды длятся совсем недолго.
Баренцево море в районе Мурманска в летнее время года полностью освобождается от оков льда под влиянием теплого океанического подводного Северо-Атлантического течения. Следует отметить, что показатели средних температур в Арктике с каждым годом повышаются. Погода становится мягче, что неуклонно влечет за собой негативные изменения для заполярья и всего мира. Исследователи винят во всем глобальное потепление, темпы которого стремительно набирают обороты. Такие серьезные изменения климата могут привести к вымиранию многих видов арктических растений и представителей животного мира, а также серьезно нарушить установленный порядок в жизни коренного населения Арктики.

Арктика и Антарктика

Многие люди не различают Арктику и , частенько путая их местами, или же ошибочно полагают, что эти части мира имеют много общего между собой. Прежде всего, Арктика и Антарктика отличаются расположением на карте мира: Арктика связана с Северным полюсом, а Антарктика расположилась на юге с Южным полюсом по центру. О некоторых других серьезных отличиях между ними следует поговорить более подробно:

  • Географически сложилось так, что Арктика охватывает бесконечные просторы Северного Ледовитого океана, а со всех сторон её окружает суша. С Антарктикой наблюдается совершенно противоположная картина, так как она представляет собой высокогорные материковые территории в обрамлении мирового океана. Кроме того, с Антарктикой не имеет общих границ ни одна страна на планете.
  • Если северные ледники состоят преимущественно из морской воды, то южные ледовые богатства не только представляют собой 90 процентов запасов ледников нашей планеты, но и содержат больше половины пресной воды.
  • Южные полярные земли и по сей день остаются незаселенными людьми, но Северные полярные территории не только разделены между пятью мировыми державами арктического региона, но и активно используются людьми в промышленных и сельскохозяйственных целях. Арктика уже давно стала домом для нескольких миллионов человек.
  • Ни для кого не секрет, что в Арктике занимаются добычей нефти. Многие ученые не опровергают мнение о том, что Антарктика тоже может быть богатым источником черного золота. Однако добывать нефть в Антарктике запрещено, согласно условиям международного Антарктического соглашения.
  • Белые медведи живут в Арктике, но пингвины не делят с ними общий дом, а занимают обширные земли Антарктики.
  • По легенде именно на Северном Полюсе Арктики живет Санта-Клаус. С южным заполярьем такие мифы не связаны.
  • Самые холодные температуры наблюдаются именно в Антарктике. На просторах Арктики теплее даже зимой, а летом некоторые районы полностью избавляются от снежного покрова.
  • Проблемы со слишком тонким слоем озонового шара имеются как в Арктике, так и в Антарктике, но только на Южном Полюсе размеры так называемой озоновой дыры уже давно превысили общую площадь территории Соединенных Штатов Америки.
  • Глобальное потепление приводит к стремительному таянию ледников Арктики и Антарктики, но только в арктической зоне возможно полное исчезновение ледового покрова в течение ближайших 100 лет.

Освоение Арктики

Арктические территории северного заполярья долгое время считались непригодными для жизни. Тем не менее, освоение Арктики началось еще в десятом веке, над этим работали исследователи Арктики из самых разных стран мира:

  • В 980 году территория Гренландии была открыта Эриком Рыжим;
  • В 1596 году территория Архипелага под названием Шпицберген была открыта Виллемом Баренцем;
  • Баффинова Земля была освоена англичанами в 1616 году;
  • В 1648 году российский исследователь рассказал всему миру о существовании пролива между Чукоткой и Аляской;
  • В середине девятнадцатого века была совершена знаменитая экспедиция Франклина;
  • В 1873 году были освоены Земли Франца-Иосифа;
  • В начале двадцатого века экспедиция Пири привела исследователей к Северному полюсу;
  • В 1937 году Чкалов перелетел Северный полюс.

Когда появился знаменитый Северный морской путь, обеспечивающий кратчайшую связь между Дальним Востоком и территориями Российской , изучение Арктики очень сильно ускорилось. Немного позже российские исследователи по рекомендации Владимира Визе начали создавать дрейфующие полярные станции в ледниках. Таким образом, ученые получили возможность на протяжении всего года вести все необходимые наблюдения. Россия и сегодня продолжает совершенствовать свои методы исследования арктических земель. Известно, что еще в советское время русские исследователи Арктики занимались изучением Ледовитого океана изнутри, погружаясь на глубины больше четырех тысяч метров. Им удалось добраться до океанского дна.
Известно также, что на территории северного заполярья расположены не только исследовательские, но и военные базы Арктики некоторых государств.

Природное богатство Арктики

Большая часть арктических земель укрыта тундрой, поэтому растения Арктики представлены преимущественно травянистыми видами и редкими кустарниками. Несмотря на то, что природные особенности этого природно-географического района главным образом определяются полярной ночью и полярным днем, флора Арктики отличается невероятным многообразием. К арктической растительности можно также отнести водоросли, появляющиеся в самом начале весны.
Северные районы скандинавских стран и Российской Федерации представлены хвойными и березовыми лесами, в которых также произрастают тысячи цветущих растений. Красная книга Арктики насчитывает около 100 эндемиков. Еще одной характерной особенностью арктической растительности является мох.
Животные Арктики, прежде всего, представлены белыми медведями, но на территории северного заполярья всего проживает около 130 представителей фауны. На арктических просторах можно встретить оленей, песцов, леммингов, моржей и многих других животных, которые превосходно себя чувствуют в условиях морозного холода.
Птицы Арктики отличаются гораздо большей численностью, чем млекопитающие – почти 300 видов. Всевозможные чайки и казарки устаивают на просторах арктического побережья, так называемые птичьи базары. Птицы-хищники, например совы, тоже достаточно часто встречаются в здешних лесах и редколесьях. Суровые климатические условия не способствуют распространению земноводных в Арктике, поэтому в этой части света змеи не водятся. Только редкие виды лягушек и ящериц. Кроме того, природный мир Арктики богат насекомыми, почти 3 тысячи видов. Арктические воды населяет почти 5 сотен видов рыб.

Русская Арктика

Русская Арктика протянулась от Кольского полуострова до границы Берингова пролива. Эти территории находятся под властью федерального законодательства и активно используются в экономических целях. Кроме того, через территорию Северного полюса проходит знаменитый Северный морской путь и кроссполярный авиационный мост, связывающий Азию и Северную Америку.
Несмотря на экстремальные погодные условия, работа в Арктике была и остается актуальной. Конечно же, далеко не каждый человек может привыкнуть к трудовым будням в заснеженных ледовых просторах, поэтому в Арктике работают преимущественно мужчины. Нефть в Арктике является одним из самых лучших источников дохода. Все, кто, так или иначе, связан с добычей нефти, без труда смогут найти себе высокооплачиваемую работу в регионе. Кроме того, не менее распространенной в Арктике является исследовательская деятельность. Так на территорию заполярья частенько ездят экологи, химики и прочие специалисты из научно-исследовательской сферы.

Согласно преобладающим взглядам в международно-правовой доктрине Арктика - это часть земного сфероида, центром которой обозначен Северный географический полюс, а окраинной границей - Северный полярный круг (параллель 66°33 "северной широты).

Отдельные районы Арктики издревле использовались для рыбных и зверобойных промыслов; в целом же этот район привлекал внимание прежде всего исследователей.

Особый вклад в изучение Арктики, освоение транспортировки грузов через ее ледовые поля внесли отечественные мореплаватели, землепроходцы, ученые. С открытием и освоением крупных месторождений полезных ископаемых в Арктике возросли инвестиционные, коммерческие интересы к ней. Арктика все чаще называется главным природоресурсным резервом арктических государств, сохраняемым для будущих поколений их граждан. Известно значение Арктики для реализации оборонных интересов арктических государств.

С общей тенденцией к «экологизации» международного правосознания все больше оценивается биосферная роль Арктики, в том числе в формировании климата Земли, поддержании экологического равновесия. Низкие температуры, полярные ночи, скованность паковыми ледяными полями большей части водных пространств - эти естественные особенности учтены в правовых нормах об Арктике. Как сказано в Нуукской декларации об окружающей среде и развитии в Арктике 1993 г., «окружающая среда Арктики состоит из экосистем с уникальными особенностями и ресурсами, которые весьма медленно поддаются восстановлению после воздействия на них человека, и поэтому нуждается в особых защитных мерах». О необходимости «обеспечить защиту и сохранение хрупкой окружающей среды в Северном Ледовитом океане» говорится в Илулис- сатской декларации 2008 г. министров иностранных дел пяти арктических государств (Дании, Канады, Норвегии, России, США).

Имеются разные определения терминов «Арктика», «Север», «Северный Ледовитый океан», используемых в документах. Например, Канада определила свою арктическую область как территорию, включающую прежде всего все земли севернее параллели 60 граду сов северной широты, а также прибрежные районы заливов Гудзонова и Джеймса. К арктической области Дании отнесены острова Гренландия и Фарерские. В США к арктическим отнесены прежде всего территории к северу от полярного круга и, кроме того, все иные районы Северного Ледовитого океана, а также Берингово море и Алеутские острова (в Тихом океане). Исландия относит к Арктике всю свою территорию. Законы Норвегии не выделяют понятия «арктическая территория». В тексте Соглашения между правительствами России и Канады от 19 июня 1992 г. разделены термины «Арктика» и «Север»: в нем говорится «о сотрудничестве в Арктике и на Севере», однако не определен ни первый, ни второй термины.

Некоторые ученые - представители естественных наук-не считают спаянную льдами арктическую часть планеты (Северный Ледовитый океан) частью Мирового океана. Один из зарубежных юрис- тов-международников отметил, что арктическим морям не присущ режим открытого моря, а плавание с помощью ледоколов является морской навигацией «в общепринятом смысле не больше, чем плавание по каналу или канаве, проложенным плавучей драгой».

В ряде международных документов признана «особая роль и ответственность арктических стран в вопросах защиты, сохранения и восстановления арктической среды, сохранения арктической флоры и фауны» (Инувикская декларация 1996 г.).

Термин «арктические государства» обозначает разные группы государств:

а) группу из пяти государств, побережье которых выходит к Северному Ледовитому океану и которые имеют здесь свои внутренние морские воды, территориальное море, континентальный шельф, исключительную экономическую зону.

Побережья России, Канады, США, Норвегии и Дании (из-за

о. Гренландия) выходят к Северному Ледовитому океану, эти государства имеют здесь соответственно районы своих внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа;

б) группу из восьми государств, территория которых пересекается Северным полярным кругом. К арктическим государствам в этом случае, кроме названных пяти, относят еще и Финляндию, Исландию и Швецию (тексты Декларации о защите арктической среды 1991 г., где сформулиро вана Стратегия защиты окружающей среды Арктики). Как сказано в Декларации об учреждении Арктического Совета 1996 г., перечисленные государства являются членами Арктического Совета. Эти же восемь стран как арктические принимали Нуукскую декларацию об окружающей среде и развитии в Арктике, Инувикскую декларацию о защите окружающей среды и устойчивом развитии в Арктике 1996 г., Икалуитскую декларацию министров государств - членов Арктического Совета 1998 г. и др.

В юридическом плане заслуги России и Канады в Арктике состоят прежде всего в открытии и освоении многих арктических пространств, а право первооткрытия было сообразно международному праву того периода начальным титулом для распространения на них властных полномочий государства.

История освоения"Россией полярных областей насчитывает более восьмисот лет. Уже в середине XII в. новгородские люди шли далеко на север к берегам Студеного моря, осваивали новооткрываемые земли экономически и культурно. В XVI в. Россия вела торговлю с европейскими странами через северные моря, для чего имелось несколько пристаней и таможен на берегах и в устьях рек. В конце XVI - начале XVII в. русские землепроходцы осваивают реки: Обь, Енисей, Лену, в 1649 г. отряд Ф. Попова и С. Дежнева достигает самой восточной точки континента - нынешнего мыса Дежнева - и выходит в Тихий океан, впервые в истории сумев обогнуть Азию с Востока. В XVIII в. Академия наук начинает научное изучение и картографирование побережья северных морей, большую роль в котором сыграла Великая Северная экспедиция 1733-1743 гг. Значительные океанографические исследования морей Ледовитого океана были проведены и в XIX в. - они связаны с именами Ф. П. Врангеля, П. К. Пахтусова, О. Е. Коцебу, П. П. Крузенштерна,

Н. Я. Данилевского, Ф. П. Литке и др. Новая волна усиленного изучения северных морей началась в конце XIX в., когда в России впервые в мире для этой цели были применены ледоколы. В начале XX в. I в области северных морей у побережья России побывали экспедиции Б. А. Вилькицкого, Э. В. Толля, Г. Я. Седова, В. А. Русанова и др.

С XVI в. Россия поднимает на государственный уровень свои правопритязания на северные земли и моря. Царь Иван Грозный отвечал Англии отказом на ее ходатайства о предоставлении исключитель ного права на торговлю в устьях северных рек, подчеркивая, что «те места в нашей земле... с три тысячи верст»

Еще по теме 8.1. Понятия «Арктика» и «арктические государства»:

  1. 8.4. Права арктических государств на недра дна Северного Ледовитого океана
  2. 8.2. Полярные сектора арктических государств как объект международного обычного права
  3. § 1. Определение и особенности правового режима Арктики
  4. § 4. Возможные концепции защиты интересов России в Арктике

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология - Международное право -