Эссе на тему: «Государство в современном обществе - основные функции. Каковы внутренние и внешние функции государства в современном мире

С сущностью государства близко соединено такое понятие, признаки как социальное назначение государства. Социальное назначение раскрывает, признаки для чего предназначено государство, признаки каким целям оно должно служить. Социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, признаки таковы цели, признаки задачи, признаки которые оно ставит перед собой.

Старания установить социальное назначение государства предпринимались в различные исторические эпохи.

Платон и Аристотель называли социальным назначением каждого государства утверждение нравственности. Этот взгляд позднее поддержал и Гегель (1770-1831).

Приверженцы договорной теории возникновения государства считают, признаки что оно возникло также из общих увлечений граждан в обеспечении их безопасности (Т.Гоббс), признаки достижения общего блага (Г.Гроций), признаки ради обеспечения общей свободы (Ж.-Ж.Руссо). Ф. Лассаль (1824-1864) основную задачу государства видел в формировании и реализации свободы человека.

Нынешние взгляды на социальное назначение государства назначаются теми объективными условиями, признаки которые свойственны для данного уровня воспитания общества. В обществе утвердились такие ценности, признаки как демократизм, признаки равенство и справедливость, признаки свобода личности. Это способствует тому, признаки что государство должно реализовывать общесоциальные функции, признаки т.е. действовать в интересах всего общества. Но на социальное назначение государства могут влиять и субъективные факторы, признаки например, признаки кто стоит у власти, признаки как меняется социальная жизнь под влиянием проводимой политики и др.

Сущность государства - это организация политической власти (социальный институт).Это его смысл, определяет его содержание, признаки назначение и функционирование.

Сущность государства проявляется в его функциях.

Л. А. Морозова отмечает, признаки что в настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства:

1)классовый;

2)общесоциальный.

Первый подход состояние в том, признаки что сущность государства устанавливается как формулирование интересов и воли экономически господствующего класса и всучивание воли этого класса всему обществу. Данный подход свойственен марксистскому осмыслению государства. Государство толкуется как аппарат насилия, признаки принуждения, признаки подавления,! А его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.

Надо отметить, признаки что родоначальники марксистского учения признавали, признаки что государство, признаки выполняет одновременно некоторые "общие дела", признаки свойственные любому обществу и воспроизводящие интересы всех или большинства его членов.

Второй подход идет из общесоциальной сущности государства, признаки его направления служить обществу. Соответственно сущность государства видится в его способности соединять все общество, признаки санкционировать начинающиеся противоречия и конфликты, признаки выступать средством достижения социального мира и компромисса.

Наряду с этими двумя подходами к сущности государства можно еще выделить национальный, признаки религиозный, признаки расовый и др. В зависимости от разнообразных условий господствовать могут те или иные интересы.

Сущность государства многие ученые изрекали по разному. Одни считали, признаки что государство -- это политический феномен, признаки присущий любому классовому обществу.

Л. Гумплович утверждал, признаки что государство -- это господство меньшинства имущих над массой неимущих, признаки основанное на экономическом могуществе.

Жан Боден рассматривал государство как "правовое управление семействами и тем, признаки что у них есть общего с верховной властью, признаки которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, признаки которое и должно составлять цель государственного устройства".

В современный период распространена точка зрения, признаки что государство -- это общественный организм, признаки политический способ жизни гражданского общества.

Значительным для владения сущности государства является понимание его целей, признаки задач и социального назначения.

Все это укрепляет лишь некоторые стороны социальной сущности государства. Основное в социальной сущности государства, признаки -- оно является организационной формой общества, признаки его сплочения и функционирования на общепризнанных принципах и нормах.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

по дисциплине: «Политология»

на тему: «Типы и формы государства в современном мире»

Выполнила студентка гр. ЭКИ-07

Рудницкая Л.

Проверила Кокорская О.И.

Донецк 2010

Введение 3

1.Типология государств 4

1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств 4

1.2 Формационный подход к типологии государств 5

1.3 Цивилизованный подход к типологии государств 6

1.4 Современные подход к типологии государств 7

2. Формы государства 9

2.1 Понятие и виды форм государственного правления 9

2.2 Понятие и виды форм государственного устройства 11

2.3 Понятие и виды форм государственного режима 12

Список использованной литературы 16


Введение

Государство – это, прежде всего, исторически сложившиеся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом. Это фактически первая, сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов, социальных групп и всего общества.

Поэтому целью данной работы является исследование типов государства и формы государственного устройства, его понятие и виды.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью с современных позиций рассмотреть проблемы формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека – государства.

С этой целью будут решаться такие задачи:

Рассмотрение современных и исторических типов государств;

Определение существующих видов форм государственного устройства, государственного правления и режима в современном мире.

Проблема формы государства является одной из самых древних и наиболее разработанных. Уже античных мыслителей (Платона, Аристотеля, Цицерона и др.) волновал вопрос о форме государства, а также о тех причинах, под влиянием которых происходит смена государственных форм, их постоянный круговорот.

Типы и формы государства, будучи, как и само государство, исторически меняющимися феноменами, на каждом новом витке развития предстают перед исследователями своими новыми гранями, ставя их перед необходимостью заново осмысливать данные явление. Если античные и средневековые авторы целиком и полностью отождествляли форму государства с формой правления, то в наши дни преобладающей является трехэлементная трактовка этой категории, охватывающая форму правления, форму государственно-территориального устройства и политический режим.


1.Типология государств

1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств

Тип государства - это совокупность наиболее существенных черт, характерных для множества различных государств. Тип государства определяется в результате типологии, которая представляет собой научный процесс, связанный с поиском общих черт, присущих различным государствам.

Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют выявить существенные общие черты, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием.

Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются: количество властвующих в государстве и осуществляемая государством цель.

По первому признаку он различал правление одного, правление немногих, правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них преследуются частные цели). Отвлекаясь от конкретных условий того времени, Аристотель считал главное различие государств в том, какое мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей) – естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает, что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее, главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека.

1.2 Формационный подход к типологии государств

Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.

Согласно данному направлению, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных компонента: 1) экономический базис , состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности; 2) надстройка , куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости их соответствия.

С позиций формационной теории теория государства, тип государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому базису. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.

Каждая формация вызывает к жизни определенный исторический тип государства. Поэтому выделяют такие исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

Рабовладельческое государство – организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция этого государства – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.

Феодальное государство – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство - есть оружие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов.

Буржуазное государство функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.

Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся масс (классов), выражает интересы трудового народа.

Переходное государство – представляет собой государственность, возникающую в результате национально – освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства (капиталистическому или социалистическому). Концепция была разработана В.И.Лениным.

Первопричина смены исторических типов государств - социально – экономическое развитие общества. Социальная революция уничтожает старую общественную систему и кладет начало господству нового способа производства, новым производственным отношениям, которым соответствует новый тип государственности и права.

Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства, отвечающего новым условиям социально – экономического развития общества.

1.3 Цивилизационный подход к типологии государств

Согласно цивилизационному подходу социальная природа государства определяется духовными и культурными факторами. Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.

Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:

1. Природа государства определяется не только реальным соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, надо учитывать весь исторический опыт прошлого.

2. Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот.

3. Разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в развитии в других условиях.

Основное отличие понятия «цивилизация» от понятия «формация» состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и целях ее собственной деятельности.

Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства.

Цивилизованный подход позволяет, таким образом, видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров, над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально – экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей людей.

1.4 Современные подходы к типологии государств

Учение о типах государства сейчас разрабатывается на философском и собственно теоретическом уровне (на уровне общей теории государства и права). Философская типология государства строится на критериях общественного прогресса, на разграничении двух понятий государства - государства в собственном смысле (основанного на частной собственности) и полугосударства (базирующегося на социалистической общественной собственности).

Предметом теоретической типизации государства является государство в собственном смысле этого слова. Государство как политико-территориальная организация общества является следствием развития противоречия между политической властью и собственностью, которые образуют основы государства и общества. Государство как организация обособленной от народа политической власти является непосредственным продуктом развития естественно-исторических общностей людей, форм их общения (община, гражданское общество). И, наконец, государство как организация классового господства в обществе раскрывает нам связи государства с социально-классовой структурой народа (общества) и с социально-классовыми отношениями людей, т.е. с факторами социологического порядка.

Отправным пунктом политологической типологии является разграничение непосредственных и абстрактных политических типов государства: непосредственная монархия, непосредственная демократия и непосредственная аристократия. Каждый из этих типов государства характеризуется спецификой единства политической власти с собственностью (общинной и частной).

В зависимости от того, что лежит в основе взаимоотношений между индивидом и обществом, добрая воля или насилие, различаются контрактное государство и эксплуататорское (рентоискательское) государство.

Гражданин, с одной стороны, участвует в управлении государством, а с другой стороны, он должен сам подчиняться тем правилам, которые далеко не всегда его устраивают. В результате возникают две опасности:

1) обмана со стороны государства – оно может выйти за пределы полномочий, установленных общественным договором (конституцией);

2) обмана со стороны индивида – неисполнении законов и (или) уклонения от финансирования деятельности государства путем неуплаты налогов.

В контрактном государстве эти потенциальные опасности сдерживаются. Когда же эти тенденции получают развитие, то перед нами – эксплуататорское государство.

Контрактное государство возникает при: наличие конституции, задающей рамки деятельности государства; существование механизма участия граждан в деятельности государства; наличие механизмов контроля и сдерживания со стороны институтов гражданского общества.

Эксплуататорское же государство использует монополию на насилие для максимизации благосостояния правящей группы, действуя зачастую в ущерб интересам всего общества в целом. Крайним типом эксплуататорского государства считается тоталитарное государство .

В зависимости от того, какова степень влияния церкви, выделяют светское и клерикальное государства. Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Клерикальное предполагает активное вмешательство церкви в «мирские дела», осуществление судебной деятельности. В настоящее время клерикальное государство существует в ряде мусульманских стран (Иран, Саудовская Аравия), где законы шариата господствуют над светскими законами. Но и в некоторых странах европейской культуры обычаи во многом подчинены церковным распорядкам. Например, в США принято приносить присягу на Библии, а в Израиле не-иудеям де-факто закрыт доступ к государственной службе.

Наряду с «чистыми» типами государств часто встречаются промежуточные, сочетающие черты разных типов. Идеальным образцом в современном мире считается контрактное государство, являющееся республиканским, федеративным и светским. Однако вряд ли хотя бы одно из почти 200 существующих в наши дни государств в полной степени соответствует этому идеалу.

2. Формы государства

2.1 Понятие и виды форм государственного правления

Форма государства – сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

Форма государственного правления (управления) характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, т.е показывает нам: как создаются высшие органы власти в государстве; их структуру; какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны; в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Существует две формы государственного устройства:

1) Монархия (вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.), который наследует ее как представитель правя­щей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает пе­ред населением за свои властные действия).

Абсолютная монархия (монарх по закону обладает всей полнотой верховной государственной власти). В таком государстве нет ни парла­мента ни конституци­онных актов, ограничивающих власть монарха (например, Саудовская Аравия, Российская Империя до издания царем законов 1906 г.

Конституционная монархия (власть монарха по конституции ограничена представительным органам). Конституционная монархия возникла в период становления бур­жуазного общества и в настоящее время существует в Англии, Дании, Бель­гии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др. Государства этой формы правления функционируют в демократическом режиме.

Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентар­ной. В дуалистической монархии монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное пе­ред ним, а законодательная власть принадлежит парламенту (Марокко, Иордания, Кувейт, Бах­рейн).

В парламентарной монархии исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соот­ветствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом; главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте (Великобри­тания).

2) Республика - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми на­селением на определенный срок.

Современная республика может быть президентской и парламентской.

Для президентской республики характерно соединение в руках президента полномочий главы государства и прави­тельства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика); президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не пар­ламентом.

Главной отличительной особенностью парламентской республики являет­ся принцип политической ответственности правительства перед парламен­том (Италия, ФРГ, Греция, Ислан­дия, Индия и др.).

Некоторые страны относят к «полупрезидентским» (президентско-парламентским) республикам (Франция, Финляндия, Россия).

История становления республиканской формы государственного правле­ния знает также такие ее разновидности, как демократическая (Афинская демократическая республика) и аристократическая (Спартанская, Римская). Существовали и феодальные города-республики, которые в результате укреп­ления своего могущества перешли от городского самоуправления к суверени­тету государства. Такими городами-республиками были Флоренция, Вене­ция, Генуя - в Италии, Новгород и Псков - в России. Вольные города были также в Германии, Франции, Англии.

2.2 Понятие и виды форм государственного устройства

Форма государственного устройства - это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

По форме государственного устройства все государства можно разделить на три основные группы: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Государственное устройство может быть простым и сложным .

Простым является унитарное государственное устройство - это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.

Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты: единый властный «центр» - единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, од­но правительство, один верховный суд); одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство; единая денежная система, одноканальная система налогов.

По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть цент­рализованным (местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники), децентрализованным (местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью) и смешанным .

Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе го­сударства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др. Наиболее распространенной формой сложного государственного устройства является федерация , которая представляет собой союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных.

Для федерации характерна двухуровневая система органов государственной власти; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается со­юзной (федеральной) конституцией или федеральным договором; двухпалатное строение парламента; наличие в большинстве федераций двойного гражданства; двухканальная система налогов; суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее го­сударственных единиц; после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают; у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не предусматри­вает ни одна из конституций федеративных государств).

Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу). Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную , для которой характерно неравенство правового положения субъектов.

Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны).

Если федерация - это союзное государство, то конфедерация - это «госу­дарственный союз государств». То есть при всей ее неустойчивости, конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза.

Конфедерации свойственны следующие черты: создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических); создание конфедерации закрепляется, как правило, договором; каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется; члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на ос­нове юридически обоснованного одностороннего волеизъявления; при неустойчивости конфедерации либо распадают­ся после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство - унитарное или федеративное; у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой сис­темы налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации.

Конфедерация - достаточно редкое образование.

2.3 Понятие и виды форм государственного режима

Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим – важнейшая часть политического режима, существующего в обществе.

Современная теория государства различает два основных типа политических режимов: демократический и тоталитарный. Эта классификация восходит еще к Платону, выделявшему, помимо «наилучшего государства», тимократию (господство благородных воинов), олигархию (правление богатых семей), демократию и тиранию (тоталитаризм).

Политический режим демократического типа имеет своей социально - экономической предпосылкой существование суверенных индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономических условий своей жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора.

Политическими предпосылками этого режима являются:

1) отсутствие единой официальной идеологии, которая однозначно определяет цель общественно - исторического развития;

2) наличие свободно формируемых внегосударственных политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества;

3) ограничение политической роли партий участием в выборах, на которых они отражающей интересы представляемой социальной группы общества;

4) функционирование политической системы, предполагающей борьбу, конкуренцию политических партий, соглашение между ними, образование коалиций политических сил, которые стремятся к парламентскому большинству и получению решающей роли в государственном управлении;

5) существование не определяющего государственную политику меньшинства, в функцию которого входит оппозиционная политическая деятельность, разработка программ общественного развития, критика государственного руководства;

6) наличие политических свобод, при помощи которых суверенные объекты гражданского общества осуществляют свою самодеятельность в сфере политической жизни.

Политический режим тоталитарного типа обладает насильственным навязывание населению общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии. Господство этих порядков достигается посредством монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой, культурой и бытом. Идеологическое и организационное единство обеспечивается политическим господством Партии, возглавляемой Вождем. Она подчиняет себе государство. В ее руках находятся СМИ. В методах управления преобладает политическое и физическое насилие, полицейский и жандармский террор (Чехословакии, Венгрии, СССР, Германия).

Политический режим авторитарного типа - является промежуточным между тоталитарным и демократическим режимами, переходным от одного к другому. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами экономической, политической и культурной жизни. В нем нет единой государственной обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма и т.п. Управление осуществляется не столь жесткими, как при тоталитарном режиме, средствами (например, переход в Испании от фашистского строя к демократическому в последний период правления каудильо Франко, начатая в СССР в 1985 г. перестройка происходили в условиях авторитарных режимов). Массовый террор отсутствует.

Политический режим как элемент формы государства обусловливает и остальные характеристики государственного устройства, в первую очередь влияя на форму правления.

Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: форма правления, форма государственного устройства и форма государственного режима. Изменения, происходящие в современном цивилизованном мире, безусловно, требуют корректировки.

На основе рассмотренных форм и типов государства хотелось бы попытаться вывести наиболее справедливую (по современным понятиям) и эффективную ее разновидность.

Исторически сложилось так, что сначала появились государства, форму которых, прежде всего, определяла форма правления; более того, таких категорий, как форма государственного устройства или политический режим попросту не существовало. Необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилось в XVII - XVIII веках, когда начала складываться такая форма, как федерация, а категория "политический режим" возникла, по мнению С.С. Алексеева, и вовсе в 20-х годах XX века.

Таким образом, в древности и в средние века все государства были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире - так, в некоторых государствах древности существовали многие институты демократии. Однако гораздо чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные государства.

С появлений федераций положение изменилось. И хотя в форме правления монархия продолжала и продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика. Политический режим становится все более демократичным, пока не достигает современного уровня.

Сейчас наиболее распространенной формой государства является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это вовсе не означает, что человечество не может изобрести ничего более совершенного. Возможно, в будущем появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость рассмотрения данной темы.

Список использованной литературы:

1. Мамут Л.С. Сверим ориентиры: наука о государстве и праве нуждается в радикальном обновлении. Пульс реформ., М., 2000.

2. В.П. Пугачев А. И.Соловьев. Введение в политологию. «Аспект Пресс»: М., 2000 г.

3. А.П. Цыганков. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. Интерпракс, М., 1995.

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/ - электронная энциклопедия.

5. Байтин М.И. Сущность и типы государства. // Теория государства и права. Саратов, 1999.

6. Четвертин В.А. Понятие права и государства. М., 2003.

7. Хейвуд Э., Водолазов Г.Г. / Политология: Учебник для студентов вузов / Москва / ЮНИТИ-ДАНА / 2005

Согласно международному праву все государства обладают суверенитетом и равны между собой.

Однако действительно государства различаются по многим параметрам: политическому влиянию, военной мощи, экономическому потенциалу, размерам территории, географическому положению и т.п.

В период холодной войны распространенным было выделение сверхдержав (СССР, США), крупных государств (Франция, Канада и др.), малых (Марокко, Лихтенштейн и др.). После окончания холодной войны подобная классификация стала утрачивать смысл. Так как все более значимым становится экономический фактор. Всемирный банк (Международный банк реконструкции и развития) выделяет три основные категории государств в зависимости от валового внутреннего продукта (ВВП):

· С низким уровнем доходов (765 дол. США и ниже)

· Средним (от 766 до 9385 дол. США)

· Высоким уровнем доходов (выше 9386 дол США)

Примерно 40% государств с населением более 50% всей численности людей на Земле попадают в первую категорию, в то время как государства с высоким уровнем доходов составляют примерно 15%. Большинство стран с высоким уровнем доходов являются членами международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Сегодня государства претерпевают серьезные изменения, продолжается процесс формирования новых государств. Интенсивный процесс формирования прошел:

1. в 1960-х годах – как следствие крушения колониальной системы.

2. в конце XX века – дезинтеграция бывших социалистических стран(СССР, Югославия, Чехословакия).

Некоторые государства (независимо от того когда возникли) порой оказываются крайне слабыми – Сомали, Афганистан, Руанда и др. Для них характерны: развал политических институтов, законодательной системы, межобщинные конфликты, проявление национализма и др. В литературе такие государства получили название несостоявшихся . Они создают угрозу для других государств: являются реальными или потенциальными очагами конфликтов, на их территории нередко базируются террористы, наркодельцы, ведется торговля оружием.

Современное государство не может в настоящее время достаточно эффективно действовать в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экономического роста и в др. областях. Поэтому наряду с государством этими вопросами активно начинают заниматься межправительственные и неправительственные организации, различного рода движения и т.д. Они играют все более активную роль н мировой арене, воздействуя на международную среду и ограничивая деятельность государства.

В современном мире государства вынуждены все более считаться, с одной стороны, с международными организациями и институтами, с другой – со своими же внутригосударственными регионами, мегаполисами, которые активно выходят на международную арену. Кроме того, государства вынуждены принимать во внимание нужды и интересы других участников международных политических процессов: ТНК, НПО и др.



Однако не стоит говорить об угрозе «исчезновения» государства как института. Государство продолжает сохраняться, поскольку существуют государственные границы; количество государств становится не меньше, а больше; расширяются их функции в экономической и социальной сферах; увеличивается возможность воздействовать на своих граждан с помощью электронных средств; государства сами создают международные институты и режимы. Наконец нет такого актора, которому могут быть переданы властные полномочия государства! Кроме того, государство приобретает ряд возможностей, которыми не обладало ранее (используя современные технологии – пластиковые карты, сотовые телефоны – можно довольно легко отслеживать передвижение граждан). Следовательно, речь, скорее, может идти об изменении содержания национального суверенитета.

В связи с изменением содержания суверенитета встает проблема идентичности. Вестфальский мир, заключенный после тридцатилетней войны, положил начало системе национальных государств. А в конце XX века происходит размывание государственной идентичности, происходит ослабление связей гражданина с его государством.

Ослабление «национальной» идентичности нередко сопровождается формированием ее в ином качестве – корпоративной, региональной, национальной, а в некоторых случаях и глобальной.

Т.о. государство остается основной формой политической организации современного общества, главным актором на мировой арене. Не исчезает, а видоизменяется понятие «национальный суверенитет».

Мартин Ван Кревельд - известный историк, крупный военный аналитик и стратег. По приглашению журнала ``Эсквайр`` и проекта ``ИнЛиберти`` он посетил Москву с лекцией о роли государства в современном мире.


В чем разница между правительством и государством? Правительство существовало всегда. Изначально речь шла о небольших и очень простых сообществах, некоторые члены которых имели власть над другими (чаще мужчины, но не всегда). Первое правительство - это отношения внутри семьи. Взрослые управляют молодыми, мужчины женщинами и т.д.
Со временем правительства расширились, поэтому само понятие настолько же древнее, насколько и человечество. Даже некоторые животные имеют своего рода правительство или систему управления, то есть не все особи среди них равны. Ведь, если бы они были равны, то постоянно сражались друг с другом за ресурсы и самок. Подобное происходило с тех пор как мы перестали прыгать по деревьям, спустившись на землю.

Что касается государства, то это - нечто иное. Само слово начало употребляться где-то в 16 веке. Вы могли видеть у Макиавелли слово lo stato (государство). Если рассмотреть значение слова внимательнее, то государство трактуется им как механизм власти, благодаря которому правители могут выполнять свои функции власть имущих.
Он говорил, что человек может свое государство потерять или обрести новое. Человек может работать на государство или против. Этот механизм позволял принцам и князьям управлять подчиненными и, начиная с 16 века, стал расширяться, оказываясь все более мощным элементом власти. Постепенно разрасталась государственная машина, появлялось все больше бюрократов.
Чем больше их становилось, тем больше они получали коллективной власти и, тем важнее было заставить их работать по зафиксированным правилам. Ведь, если большинство не будет работать по правилам, то работа не сложится и наступит хаос. Так механизмы власти и бюрократия становились сильнее, чем правитель. Теоретически правители были важнее и могли бюрократию обойти, отдавая приказы напрямую, но это порождало опасность того, что внутри государственной машины зародится хаос.

Изначально было не так. Король, князь, лидер - они были главными. Армия была только его, дороги были его, даже железная дорога на английском звучала как королевская. Казначейство тоже принадлежало царю.
Даже Путин сейчас не может сказать, что российская казна принадлежит ему. Но в 17 веке правители выражались именно так. Гимн, кстати, изначально тоже посвящался лично правителю.
Положение дел начало меняться несколько позже и причина заключалась в непомерном разрастании бюрократии. Она стала настолько сильна и сложна, что затеняла самого правителя. Разумеется, за один день ничего не изменилось. На изменения потребовалось много времени.
Решительный шаг был принят в 1652 году, когда Томас Гоббс в своей известной работе сказал, что государство является искусственным субъектом и правитель принимает его функцию на себя. Никто не рассматривал этот вопрос в подобном ключе. Получалось, что правитель несет бремя отделенного от него государства и сам является отдельной личностью, а государство всего лишь абстрактная единица. Король Франции Людовик ХIV где-то в 1700 году сказал: ``Государство- это я``.
Тогда никто не мог возразить, что он ошибается. На самом деле ``государство`` и ``я`` - разные слова, значит Вы не можете быть государством. 50 лет спустя Фредерик Великий произнес: ``Я - первый слуга государства``. То есть, все - слуги государства, а я лишь первый из них. Эти шаги вкратце говорят нам о том как развивалось государство.

Традиционно существовали три вида правительства: монархия, аристократия и демократия(еще с Аристотеля). Со временем к ним добавился четвертый элемент - бюрократия, которая оказалась сильнее всех иных форм правления. Она росла, росла и росла постоянно. Сам процесс начался во вполне определенном месте, а именно в Западной Европе, больше во Франции и Великобритании, распространяясь по всем направлениям.
Те, кто подобный процесс реорганизации не проводили (не становились государством) - они были обречены. В качестве примера можно привести Польшу. Польша представляла из себя аристократическую республику, которая не могла создать эффективное правительство с единым лидером во главе. Они сохранили аристократию с сеймом - правительством, которое управляло народом. И каждый представитель аристократии мог наложить вето на принятие того или иного решения. Как итог, начиная с 1778 года Фредерик Великий вместе с другими участвовали в разделе Польши. Ее разделяли как лук - лепесток за лепестком.

Функции самого государства были описаны еще Жаном Боденом в конце 16 века. Он закончил работу ``Шесть книг о государстве``, где говорил, что основная задача правительства состоит в определении закона: воевать или нет, собирать налоги, вершить правосудие и прочее. Так было до середины 19 века - эпохи появления телеграфа и железной дороги. С этого момента правительство стало эффективнее и начало расширяться, к нему начали переходить все новые функции: статистика, география, образование, здоровье, туризм, наука и т.д.
Каждое новое расширение означало усиление государства и рост бюрократии. Оно все больше ресурсов забирало у общества и это происходило на фоне инфляции. В 70-х даже появилось выражение ``стагфляция``, когда с одной стороны высокая инфляция, с другой - безработица и стагнация. Людям, понятное дело, это не нравилось.

Примерно в 1975 году под влиянием таких людей как Тэтчер, Рейган, Фридман государство начало менять направление. Требовалось ограничить бюрократию и началась повсеместная приватизация. Государственная мощь с этого момент слабнет и на то был ряд причин. Одна из главных заключалась в невозможности крупных войн.
Воевать можно теперь только со слабыми странами, так как появился фактор ядерного оружия. Конечно, ядерное оружие не может прекратить войны, но оно сдерживает зарождение наиболее массовых и кровопролитных конфликтов на планете. Если бы не оно, то, наверняка, к нашему времени, случился бы не один глобальный конфликт. Таким образом, появление этого разрушительного оружия нивелировало одну из важнейших функций государства - ведение войны с другими государствами. Да, стычки продолжаются до сих пор, но ничего похожего на глобальную войну после 1945 года.

Итак, значение государства уменьшалось, а вместе с этим исчезали и плюсы социальной поддержки, которая тоже заметно сокращалась. Единственная страна с уровнем помощи аналогичной 50-летней давности была Норвегия, поскольку там большие запасы нефти.
Появляется хороший вопрос: если государство не заботится о своих гражданах как прежде, то почему граждане должны быть верны своему государству? Дальше - больше. Начинается глобализация. Сейчас мы живем в мире транспортных и коммуникационных технологий, их влияние все сильнее и сильнее. Технологии уже позволяют нам перемещаться между государствами чаще, быстрее. Микрософт при желании может поменять США на Англию, если там окажется более выгодное налоговое законодательство. Происходит так, что уже некоторые компании начинают создавать свои собственные государства. Хорошим примером могут служить искусственные острова, которые строит Гугл в Тихом океане вне юрисдикции какой-либо страны. Если получится - они, скорее всего, будут не единственными.

Еще одна причина - это проблема внутренней безопасности многих государств. Речь о терроризме. Вопрос не только в террористической активности, но и в появлении большого количества частных армий и полицейских, которые защищают именно обеспеченных людей. В Англии сейчас частных полицейских гораздо больше, чем полицейских и солдат государственных. Аналогично и США. Некоторые корпорации для получения сырья в Африке или Малайзии могут отправлять туда целые собственные армии. Эти армии состоят из бойцов, которые проходили подготовку в государственных войсках. В частных компаниях они получают значительно большую зарплату, но меньший социальный пакет. Так, американские солдаты, отслужив 4 года в Ираке перебираются, например в ``Black Water`` и работают наемниками. Денег значительно больше, но нет медицинской страховки и пенсии. Социальная поддержка сокращается.

Наконец, сейчас все меньше людей на Западе и в Европе переживают по поводу государства. Они теряют в него веру, считая невероятно бюрократизированным.
Когда-то государство было идеалом и Гегель называл его - ``звуками шагов Бога на земле``. Государство придавало человеческой жизни особый смысл, являлось нечто важным помимо семьи и общества. В ответ оно требовало все новых жертв, которые приносились. Миллионы людей в 20 веке пожертвовали собой ради государства и сейчас большинство уже не хочет этого делать. Те же немцы откровенно признаются, что не хотят ни за кого и нигде воевать. В лучшем случае о государстве говорят как о неизбежном зле, в худшем - как о банде воров. Недавнее голосование за крайне правых в Европе тому подтверждение. Они ненавидят мигрантов, ненавидят Европейский союз, который им представляется чудовищем, ненавидят и бюрократию. Придя к власти во Франции, Испании или где-то еще, они первым делом утопят бюрократов в реке. Это - глобальный протест и неизвестно к чему он приведет. Таковы пять основных причин падения роли государства: невозможность крупных войн, сокращение социальной поддержки, глобализация, терроризм, потеря авторитета.

Введение

I. Проблемы сущности понятий государства и его признаков

1 Эволюция понятий сущности государства

2 Проблемы определения признаков государства

II. Основные подходы к сущности и социальной ценности государства

1 Основные концепции сущности государства

2 Социальное назначение сущности государства

3 Закономерности развития государства

Заключение

Список литературы

Введение

На установленном этапе развития первобытного общества возникает государство.

Государство - это особая организация публичной власти, суверенно распространяющая её на всю территорию и на населения по средствам юридически обязательных явлений.

Государство стоит во главе общества. Оно реализовывает политическую власть на всей территории страны. Для реализации этой власти используется государственный аппарат. А чтобы содержать этот аппарат, государство применяет налоги, собираемые с населения.

Сущность государства - историческая цель и социальное назначение государства, определяющее его как закономерное и устойчивое явление.

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу центральных и спорных. Это разъясняется тремя причинами. Во-первых, данные вопросы прямо и непринужденно задевают внимание различных слоев общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может соперничать с государством во множестве выполняемых задач и функций. В-третьих, государство - очень сложное и внутренне двойственное общественно-политическое явление.

Актуальность темы заключается в следующем. Любое общество представляет собой своего рода целую социальную систему, которая различается степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений.

Таким образом, что для каждого общества характерна определенная система управления (социальная власть) которая регулирует поведение людей благодаря общим правилам.

Для обеспечения нормальной жизни, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы. Такое объединение достигается лишь благодаря существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы приводила в жизнь названные нормы. И эта государственная власть.

Целью данной курсовой работы является общая характеристика понятия и сущности государства в современном мире.

Поставленные цели предопределили постановку и решение следующих задач:

-раскрыть понятие, сущность и социальное назначение государства;

-рассмотреть основные признаки государства, а также концепции

-сущности государства.

-Рассмотреть закономерности развития государства.

Цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования.

Предметом исследования является социальное назначение государства.

Теоретическую основу данной курсовой работы составляют материалы из учебной и научной литературы.

Методологическая основа работы представлена системой различных общенаучных и частно научных методов познания исследуемого вопроса.

Для реализации цели и задач в данной курсовой работе использовались такие научные методы исследования, как формально-логический, а также специально-юридические методы исследования - сравнительно-правовой, документальный, метод анализа и толкования правовых актов.

государство концепция социальный

I. Проблемы сущности понятий государства и его признаков

1 Эволюция понятий сущности государства

Чтобы познать государство и право надо начинать с вопроса о его происхождении. Всегда ли существовал этот институт или же он появился на определенном этапе развития общества.

В данное время благодаря успехам археологии и этнографии знание о первобытном обществе, о его развитии существенно обогатилось.

В новейшем понимании первобытного общества следует выделить знания, которые характеризуют развитие данного общества. Другими словами, речь идет о том, что общество никогда не было статичным, оно развивалось и проходило различные этапы. Можно выделить несколько этапов такой периодизации - это общеисторическую, археологическую и антропологическую.

Особую методологическую ценность «представляет для теории государства и права периодизация, правом базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую революцию»».

Эта периодизация позволяет четко отметить, правом о каком первобытном обществе идет речь, правов каких временах оно существовало, правом какова была социальная и духовная организация общества, пр какие конфигурации воспроизводства и существования применяло человечество. Для теории государства и права появляется, наконец, возможность также четко определять, правом какие формы организации власти и социально-регулятивные системы функционировали в обществах присваивающей экономики, правом а какие в обществах производящей экономики.

Сущность государства - это главное в государстве, то, что устанавливает его содержание, направление и функционирование.

В юридической литературе часто высказывается мысль, что в государстве нужно выделять несколько сущностей.

Очень долгое время, в течении советского периода государства, существовал только марксистский подход к сущности государства. Исходя из этого подхода государство рассматривалось как машина для подавления одного класса другим. «Марксистский подход содержал одностороннее понимание сущности и социального назначения государства, упрощал её и сводил к насилию одного класса над другим, выражавшееся через принуждение».

Сущность остается неизменной, хотя некоторые его характеристики могут меняться в процессе исторического развития. Сущность всех государств едина.

Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать определение государства, предлагаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводятся к перечислению признаков государства. В научной литературе государство принято трактовать либо в широком, либо в узком смыслах. Под государством в широком смысле принято понимать сущноопределенным образом организованное общество (государственно организованное общество), а сущности под государством в узком смысле - определенная сущности организация, управляющая сущности обществом.

А. С. Пиголкин выделяет два сущности подхода сущности к сущности государства: общесоциальный и классовый. С точки зрения сущности классового подхода сущности сущность государства сущности в том, что оно и есть машина сущности для сущности подавления сущности угнетенных классов. Этот подход охарактеризовал сущность ряда сущности исторических типов государства сущности (рабовладельческого, феодального, буржуазного), однако на сущности установленном этапе развития сущности сущностные характеристики государства сущности поменялись; данный подход не может объяснить сущность современных государств.

С точки зрения сущности общесоциального подхода сущности государство - это средство достижения сущности несогласия, компромисса сущности в обществе. Оно должно принять меры для сущности предотвращения, сглаживания сущности потенциальных конфликтов, вражды между разными слоями и группами населения. Для сущности государства сущности с классовой сущностью присуще наличие классов, интересы которых взаимно исключают друг друга. Для сущности современного общества сущности присуще наличие разнообразных социальных групп, интересы которых могут быть удовлетворены параллельно, не в ущерб другим социальным слоям. Задача сущности современного государства сущности - найти возможности для сущности максимально полного удовлетворения сущности интересов всех социальных групп, не допуская сущности противоречий между ними.

В науке понятие «государство» имеет несколько значений. В наиболее абстрактном аспекте государство понимается сущности как политическая сущности форма сущности организации общества, вне его конкретно-исторических проявлений. С этой точки зрения сущности под государством иметься в виду сущности политическая сущности общность, политическое единство людей, созданное под началом государственной власти.

В политологии государство подразумевается сущности как центр политической системы, как институт власти, распространяющейся сущности на сущности всё общество. В узком смысле государство рассматривается сущности и в юридических науках, где оно трактуется сущности как источник права сущности и закона, упорядочивающих жизнь общества сущности и деятельность самого государства сущности и его структур. Таким образом, термин «государство» является сущности сложным, многозначным понятием. Содержание понятия сущности государства, раскрытие его сущности нельзя сущности сводить к какой-то одной трактовке или выявить одним определением.

2 Проблемы определения признаков государства

На протяжении истории развития человечества государство как институт и организации отличалась от догосударственных(существующих до него) и негосударственных (существующих наряду с ним) своими характерными признаками и чертами.

Древнегреческий ученый и философ Демокрит считал, например, специфическим признаком государства то, что в нем должны быть представлены всеобщее благо и справедливость «…Хорошо управляемое государство, - писал он, - есть величайший оплот: в нем всё заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все погибает»

Мыслители, политические деятели в своих рассуждениях о государстве, так или иначе, но всегда возвращались к его признакам. Каковы же эти признаки?

Деление населения по территориальному признаку.

При существовании родового строя деление населения происходило по кровнородственному признаку. Все члены рода проживали вместе, осуществляли хозяйственную и военную деятельность. Общественное разделение труда, усложнение социальных связей повлекло расселение людей по различным территориям. Этому способствовали миграции населения и завоевательные войны. Со временем появились административно-территориальные единицы. У человека появилось постоянное место жительство, на территории которого он мог реально осуществлять свои права и интересы, выполнять обязанности.

Наличие публичной власти, не совпадающей с населением.

Публичная власть представляет собой организующую государство силу, которая внешне выражена через аппарат управления. Она лежит в основе государства, не позволяет анархическим силам разложить государство изнутри. Публичная власть реализовывается через сложный механизм управления обществом, социальными сферами и процессами, который представляет собой систему государственных органов и организаций. Аппарат управления существует не только в государстве, но и в других коллективных образованиях, например международных организациях. Аппарат наделен государственно-властными полномочиями.

Государственный суверенитет.

Это свойство единой государственной власти самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять внутренние и внешние функции государства. Суверенитет государства предполагает признаки верховенства, самостоятельности и независимости государственной власти.

Самостоятельность означает взаимное невмешательство государства и общества в дела друг друга. Независимость означает, что государство самостоятельно вступает в отношения в другими государствами и международными организациями. Верховенство означает, что власть распространяется на все общество, на все государственные и общественные органы, должностные лица, юридические лица, на всех граждан.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие господствующих кругов.

Государство издает законы и подзаконные акты.

Только государство вправе издавать правовые акты, имеющие нормативный и общеобязательный характер. Так же негосударственные органы имеют право издавать акты. Например, органы местного самоуправления, общественные объединения и т.д.

Государство имеет свои вооруженные силы.

Только оно обладает развернутой системой обеспечение обороны и безопасности государства. Её основы составляют вооружённые силы - многочисленная военизированная организация, подчиненная главе государства, предназначенная для охраны государства.

Таким образом государство - это политическая организация общества, необходимая для выполнение задач и функций, вытекающих из природы общества.

II. Основные подходы к сущности и социальной ценности государства

1 Основные концепции сущности государства

Категория сущность представляет собой главную, внутреннюю основу в явлении, событии или предмете. Определить сущность государства, это значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит и чью волю выражает. Существует множество концепций в понимании сущности государства. Обратимся к некоторым из них.

Теологическая концепция сущности государства. Её сторонниками являются Фома Аквинский и Августин Блаженный. По их мнению, суть состоит в том, государство создано богом и его деятельность есть проявление божественной воли. Социальное назначение это концепции состоит в защите правовой веры; защите праведников; наказании грешников; направлять людей к добру. В настоящее время данный подход можно встретить в сочинения мусульманских юристов, которые трактуют государство и всю его деятельность с позиции воли Аллаха.

Арифметическая концепция (классическая). Она возникает в античную эпоху. Трактует государство как сумму трех элементов: территории, населения и публичной власти. В настоящее время широко используется в работах западных политологов, особенно специалистов по международному публичному праву.

Личностная концепция. Родилась в рамках теории «общественного договора». Существует два подхода в понимании этой концепции: а) В догосударственную эпоху проходила война «всех против всех». Чтобы не погибнуть, люди пошли на объединение в образование, которое мы сейчас называем государством: б) Человек по своей природе желает объединения себе подобным. Следовательно, государство есть результат стремления людей объединиться в союз.

Кибернетическая концепция. Она сформировалась в 60-е годы прошлого столетия. Государства с точки зрения этой концепции является определенной информационной системой с прямыми и обратными связями. Осуществление государственной власти мыслится как движение информации от государства к обществу (прямая связь) и от общества к государству(обратная связь)

Социологическая концепция. Она зародился в 17-18 вв. В современной науке относится к числу самых распространенных. Сторонники этой концепции трактуют государство как особое организованное общество. Это общество, в котором людей в одно целое не родственная связь, а территория. Кроме того, для такого общества характерна особая публичная власть - политическая, которая уже не совпадает с обществом и осуществляется при помощи выделившегося из общества специального аппарата управления. Такого рода общество именуют также государственно организованным обществом.

2 Социальное назначение сущности государства

С сущностью государства близко соединено такое понятие, признаки как социальное назначение государства. Социальное назначение раскрывает, признаки для чего предназначено государство, признаки каким целям оно должно служить. Социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, признаки таковы цели, признаки задачи, признаки которые оно ставит перед собой.

Старания установить социальное назначение государства предпринимались в различные исторические эпохи.

Платон и Аристотель называли социальным назначением каждого государства утверждение нравственности. Этот взгляд позднее поддержал и Гегель (1770-1831).

Приверженцы договорной теории возникновения государства считают, признаки что оно возникло также из общих увлечений граждан в обеспечении их безопасности (Т.Гоббс), признаки достижения общего блага (Г.Гроций), признаки ради обеспечения общей свободы (Ж.-Ж.Руссо). Ф. Лассаль (1824-1864) основную задачу государства видел в формировании и реализации свободы человека.

Нынешние взгляды на социальное назначение государства назначаются теми объективными условиями, признаки которые свойственны для данного уровня воспитания общества. В обществе утвердились такие ценности, признаки как демократизм, признаки равенство и справедливость, признаки свобода личности. Это способствует тому, признаки что государство должно реализовывать общесоциальные функции, признаки т.е. действовать в интересах всего общества. Но на социальное назначение государства могут влиять и субъективные факторы, признаки например, признаки кто стоит у власти, признаки как меняется социальная жизнь под влиянием проводимой политики и др.

Сущность государства - это организация политической власти (социальный институт).Это его смысл, определяет его содержание, признаки назначение и функционирование.

Сущность государства проявляется в его функциях.

Л. А. Морозова отмечает, признаки что в настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства:

)классовый;

)общесоциальный.

Первый подход состояние в том, признаки что сущность государства устанавливается как формулирование интересов и воли экономически господствующего класса и всучивание воли этого класса всему обществу. Данный подход свойственен марксистскому осмыслению государства. Государство толкуется как аппарат насилия, признаки принуждения, признаки подавления,! А его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.

Надо отметить, признаки что родоначальники марксистского учения признавали, признаки что государство, признаки выполняет одновременно некоторые "общие дела", признаки свойственные любому обществу и воспроизводящие интересы всех или большинства его членов.

Второй подход идет из общесоциальной сущности государства, признаки его направления служить обществу. Соответственно сущность государства видится в его способности соединять все общество, признаки санкционировать начинающиеся противоречия и конфликты, признаки выступать средством достижения социального мира и компромисса.

Наряду с этими двумя подходами к сущности государства можно еще выделить национальный, признаки религиозный, признаки расовый и др. В зависимости от разнообразных условий господствовать могут те или иные интересы.

Сущность государства многие ученые изрекали по разному. Одни считали, признаки что государство - это политический феномен, признаки присущий любому классовому обществу.

Л. Гумплович утверждал, признаки что государство - это господство меньшинства имущих над массой неимущих, признаки основанное на экономическом могуществе.

Жан Боден рассматривал государство как "правовое управление семействами и тем, признаки что у них есть общего с верховной властью, признаки которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, признаки которое и должно составлять цель государственного устройства".

В современный период распространена точка зрения, признаки что государство - это общественный организм, признаки политический способ жизни гражданского общества.

Значительным для владения сущности государства является понимание его целей, признаки задач и социального назначения.

Все это укрепляет лишь некоторые стороны социальной сущности государства. Основное в социальной сущности государства, признаки - оно является организационной формой общества, признаки его сплочения и функционирования на общепризнанных принципах и нормах.

3 Закономерности развития государства

Обнаружение и анализ повторяющихся, признаки т.е. закономерных, признаки связей, признаки назначающих ход развития государства, признаки дают разрешение увидеть настоящее, признаки и заглянуть в будущее данного феномена.

Государству как сравнительно независимому явлению свойственны личные закономерности развития. Тем не менее главные импульсы к ходу вперед получает от взаимодействия с динамично формирующимся обществе.

Одна из основных закономерностей эволюции государства содержится в том, признаки что по мере улучшения цивилизации (как совокупности материальных и духовных достижений общества) и формирования демократии оно превращается из простого, признаки «варварского» создания принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, признаки где активно действует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.

Демократически развивающееся общество нуждается в том, признаки чтобы его многосторонние объективные надобности были в центре внимания государства. признки. Государство стало распространять свою организующую и концентрирующую деятельность на экономическую, признаки социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы - министерства экономики, признаки труда, признаки культуры, признаки образования и др.

В этой связи небесспорно мнение С.С. Алексеева о том, признаки что в «развитии государства может быть отмечен и ряд других тенденций: уход государства от экономики, признаки все большее его отдаление от хозяйственной жизни, признаки от выполнения функций собственника». Практика представила, признаки что именно сегодня в силу многих оснований государство «пришло» в экономику и тем самым стабилизировало экономическую жизнь, признаки уберегло ее от экономических потрясений во многих странах мира

Под влиянием научно-технической революции и возникшего процесса мировой интеграции, признаки формирование мирового рынка в развитии государства появилась новая закономерность - сдвигание различных государств, признаки их взаимообогащение в итоге взаимодействия. Так, признаки в свое время западные государства восприняли от социалистических государств социальную устремленность их деятельности, признаки планирование. Сегодня Россия обучается у западных государств разделению властей, признаки парламентской культуре, признаки строительству правового государства. Под воздействием данной закономерности отходят в прошлое идеологическая война, признаки недоверие и подозрительность.

Правда, признаки названные закономерности представляют собой признаки главные линии эволюции государств нашей планеты. Развитие конкретного государства нередко бывает весьма двойственным.

Заключение

Определение классового (сословного) характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства, правом и использование только классового подхода существенно ограничивает вероятность научного познания государства и политической власти.

Во-первых, правом власть в государстве может находиться в руках сравнительно небольшой социальной группы, правом которая действует прежде всего в своих собственных узкогрупповых интересах.

Во-вторых, правом во многих странах, правом избавившихся от колониальной зависимости, правом часто формируется такое обстоятельство, правом при которой ни одно из социальных классов не имеет достаточной силой и собранностью, правом чтобы взять власть. Отчего при наличии там общенациональных интересов (обретение независимости, правом развитие национальной экономики и культуры) появляется власть различных классов и неклассовых социальных групп, правом содержащего национальную буржуазию, правом рабочий класс, правом крестьянство, правом интеллигенцию, правом ремесленников, правом мелких торговцев и пр.

В-третьих, правом при установленных условиях может появиться государство, правом в котором власть не на словах, правом а на деле будет принадлежать всему народу, правом поскольку всенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми или групповыми.

Вследствие этого любое государство должно реализовывать (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, правом влиять в интересах всего общества. И любое государство не только является средством сдерживания, правом машиной господства какого-то класса или социальной группы, правом но и представляет все общество.

Общесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, правом которая неразрывно связана с классовой и составляет, правом таким образом, правом вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда совмещают узкоклассовые или групповые интересы властвующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение показанных сторон сущности государства в различных исторических условиях неодинаково, правом причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой.

Государство - явление исключительно многостороннее, правом многогранное, правом обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создавать разнообразные системы его классификации. В этом плане предпринимались многочисленные, правом различные по своим основаниям попытки.

На базе исторического подхода выделялись древние, правом средневековые и современные государства, правом а по своему историческому и культурному развитию - крестьянские, правом промышленные и научно-технические (либо доиндустриальные, правом индустриальные и постиндустриальные).

По характеру цивилизации государства могут быть разделены на восточные, правом западные и смешанные (промежуточные), правом а по уровню экономического развития - на высокоразвитые, правом средне-развитые и «бедные».

Наиболее важными представляются такие варианты классификации, правом которые основаны на характеристике властеотношений, правом т.е. сути этой власти, правом ее классовой (социальной) принадлежности.

Список используемых источников

1.Абчук В. Теория государства и права: Учебное пособие. - М.: Бита-Пресс, 2012. - 335с.

2.Алексеев С. С. Государство и право. - М.: Юрид. Лит., 2012.-192с.

.А. Б. Венегеров. Теория государства и права: Часть 1. Теория государства. - М.: Юристъ, 2012. - 528с

.Теория государства и права:Учебник/ А.В Малько.-КНОРУС, 2011. - 400с.

.Вершигора Е. В. Теория государства и права: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2011.1 - 184с.

.Волков С.А. Теория государства и права. - М.: Инфа, 2011 - 320с.

.Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. - М.: Юрайт, 2013. - 510с.

8.Мушинский В.О. Основы правоведения. - М.: Межд. Отношения, 2013. - 356 с.

9.Общая теория государства и права: Учебник./Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 2012. - 380с.

9 . Самохин И.Т. Лекции по теории государства и права. - Пермь.: Издательство ПГУ, 2012, - 210с.

10.Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова - М.: Изд. гр. ИНФРА, 2011. - 616с.

.Теория государства и права /Под. Ред. М. Н. Зуева. - М.: Высш. школа, 2011. - 479с.

.Сабин А.В., Семёнов В.Е. Теория государства и права: Учебное пособие. - Ставрополь: Лекс, 2012 - 45с.

.Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство "Зерцало", 2013. - 720с.

14.Теория государства и права: Учебное пособие для вузов А.В. Могилёв, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; под ред. Е.К. Хеннера. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 750с.

15.Фаткуллин Ф. Н. Основные учения о праве и государстве.: Учебное пособие. - Казань: Изд. КФЭИ, 2013. - 45с.

16.Шикин Е.В. Теория государства и права. - М.: Диалог, 2012. - 250с.