Тема 10. Органы ООН
Компетенция. Генеральная Ассамблея является самым представительным органом Организации. Она состоит из всех членов Организации. Из содержания главы IV Устава ООН можно заключить, что Генеральная Ассамблея является высшим органом Организации. Согласно ст. 15 Устава она получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности. Эти доклады должны включать отчет о мерах по поддержанию международного мира и безопасности, которые Совет Безопасности решил предпринять или предпринял. Генеральная Ассамблея получает и рассматривает доклады других органов Организации.
Генеральная Ассамблея вправе обсуждать любые вопросы в пределах Устава ООН и делать соответствующие рекомендации государствам - членам ООН иСовету Безопасности. Однако когда Совет Безопасности выполняет возложенные на него Уставом ООН функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Генеральная Ассамблея не может делать какие-либо рекомендации, касающиеся данного спора или ситуации, если Совет Безопасности не запросит об этом.
Генеральная Ассамблея организует также исследования и делает рекомендации в целях:
а) содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации;
б) содействия сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Порядок работы. Генеральная Ассамблея собирается на очередные ежегодные сессии и на такие специальные сессии, которые могут потребовать обстоятельства.
Генеральная Ассамблея собирается ежегодно на очередную сессию в третий вторник сентября. Генеральный секретарь уведомляет всех членов ООН об открытии такой сессии не менее чем за 60 дней. По рекомендации Генерального комитета в начале каждой сессии он устанавливает дату закрытия очередной сессии.
Специальные сессии Генеральной Ассамблеи созываются в течение 15 дней со дня получения Генеральным секретарем требования от Совета Безопасности или от большинства членов ООН о созыве такой сессии или сообщения большинства членов ООН о присоединении к требованию о созыве.
Чрезвычайные специальные сессии созываются в течение 24 часов с момента получения Генеральным секретарем требования о созыве такой сессии, поступившего от Совета Безопасности и поддержанного голосами любых девяти членов Совета, требования большинства членов ООН, выраженного путем голосования в Межсессионном комитете. Любой член ООН может потребовать у Генерального секретаря созыва чрезвычайной специальной сессии. Генеральный секретарь извещает немедленно других членов Организации об этом требовании и запрашивает их, присоединяются ли они к нему. Если в течение 30 дней большинство членов ООН присоединится к этому требованию, то Генеральный секретарь созывает специальную сессию Генеральной Ассамблеи ООН.
Предварительная повестка дня очередной сессии составляется Генеральным секретарем ООН и сообщается ее членам не менее чем за 60 дней до открытия сессии. Она состоит из более чем 100 вопросов.
Однако постоянными пунктами являются следующие вопросы:
а) доклад Генерального секретаря о работе Организации;
б) доклады Совета Безопасности, ЭКОСОС, Совета по опеке, Международного суда, вспомогательных органов Генеральной Ассамблеи и специализированных учреждений;
в) все пункты, о включении которых Генеральная Ассамблея постановила на одной из своих предыдущих сессий;
г) все пункты, предложенные любым членом ООН;
д) все пункты, относящиеся к бюджету на следующий финансовый год, и доклад об отчете за истекший финансовый год;
е) все пункты, которые Генеральный секретарь считает необходимым внести на рассмотрение Генеральной Ассамблеи;
ж) все пункты, предложенные государствами, не являющимися членами ООН.
Любой член ООН, любой из ее главных органов или Генеральный секретарь могут не менее чем за 30 дней до даты, назначенной для открытия очередной сессии, потребовать включения в повестку дня дополнительных пунктов.
В предварительную повестку дня специальной сессии вносятся только те пункты, рассмотрение которых предложено в требовании о созыве специальной сессии.
Делегации государства - члена ООН на сессии Генеральной Ассамблеи состоит не более чем из пяти представителей и пяти заместителей и из необходимого делегации числа советников, технических советников, экспертов и лиц, занимающих подобное положение.
Основным органом, определяющим порядок работы сессии Генеральной Ассамблеи, является Генеральный комитет. Он состоит из Председателя Генеральной Ассамблеи, 21 заместителя Председателя и председателей семи главных комитетов. На его заседаниях имеют право присутствовать председатели других комитетов и участвовать в прениях без права голоса. Генеральный комитет может вносить изменения в принятые Генеральной Ассамблеей резолюции, но эти изменения могут относиться только к форме, а не к существу. Все такие изменения представляются на рассмотрение Генеральной Ассамблеи.
Английский, испанский, китайский, русский и французский языки являются официальными и рабочими языками Генеральной Ассамблеи, ее комитетов и подкомитетов. Арабский язык является как официальным, так и рабочим языком Генеральной Ассамблеи и ее главных комитетов. Все резолюции и другие документы издаются на языках Генеральной Ассамблеи. По решению Генеральной Ассамблеи ее документы и документы ее комитетов и подкомитетов издаются и на любом другом языке.
Генеральная Ассамблея может учреждать комитеты, которые она сочтет необходимыми для выполнения ее функций. Наиболее детальное обсуждение вопросов проходит в следующих семи главных комитетах:
в Первом комитете - по политическим вопросам и вопросам безопасности, включая вопросы разоружения (начиная с XXXI сессии Генеральной Ассамблеи этот комитет занимается в основном вопросами разоружения);
Специальном политическом комитете, которому передаются политические вопросы, входящие в компетенцию Первого комитета;
Втором комитете - по экономическим и финансовым вопросам;
Третьем комитете - по социальным, гуманитарным вопросам и вопросам культуры;
Четвертом комитете - по вопросам международной опеки и несамоуправляющихся территорий;
Пятом комитете - по административным и бюджетным вопросам;
Шестом комитете - по правовым вопросам.
Все главные комитеты проводят в первую неделю сессии выборы своего председателя, двух заместителей председателя и докладчика. Председатели главных комитетов не участвуют в голосовании, а вместо них могут голосовать другие члены их делегаций.
Резолюции и решения. Генеральная Ассамблея на своих сессиях принимает постановления, решения и рекомендации. Как явствует из п. 2 ст. 4 Устава ООН, термином «постановление» обозначаются акты, принимаемые Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Они, как правило, обращены к государствам-членам и напоминают им об их правах и обязанностях. Акт приема или исключения государств из ООН также оформляется в виде постановления.
Термин «рекомендация» неоднократно встречается в Уставе ООН (ст. 10, 11, 13 и др.). Например, согласно п. 1 ст. 11 Устава Генеральная Ассамблея уполномочивается рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и делать в отношении этих принципов рекомендации членам Организации или Совету Безопасности. В ст. 13 Устава ООН говорится о том, что Генеральная Ассамблея организует исследования и делает рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации, а также содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования и т. д. В этой статье Устава ООН указывается, в каких случаях Генеральной Ассамблеей еще делаются рекомендации.
Термин «решение» употребляется в п. 2 ст. 18 Устава ООН. В нем говорится о следующем: решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Эти вопросы включают: рекомендации в отношении поддержания мира и безопасности, выборы непостоянных членов Совета Безопасности, прием новых членов Организации, приостановление прав и привилегий членов Организации.
Таким образом, согласно п. 2 ст. 18 Устава решения Генеральной Ассамблеи по вопросам поддержания мира и безопасности именуются рекомендациями, а решения по вопросам приема новых членов и другим вопросам в соответствии с п. 2 ст. 4 называются постановлениями.
Все резолюции Генеральной Ассамблеи независимо от наименования и содержания нумеруются по порядку. Номер сессии обозначается римской цифрой. Специальные сессии перед номером имеют букву «S», чрезвычайные - «ES», Все резолюции имеют свое название.
Невзирая на численность населения все государства-члены - от самых больших (Китай - 1,2 млрд человек) до самых малых (Палау - 16 тыс. человек) - имеют по одному голосу в Генеральной Ассамблее.
Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи.
Согласно п. 2 ст. 18 Устава ООН к важным относятся следующие вопросы:
б) выборы непостоянных членов Совета Безопасности;
в) выборы членов Экономического и социального совета;
г) выборы членов Совета по опеке;
д) прием новых членов в ООН;
е) приостановление прав и привилегий членов ООН;
ж) исключение из ООН ее членов;
з) вопросы, относящиеся к функционированию системы опеки; и) бюджетные вопросы. Перечень этих вопросов является исчерпывающим.
Решения по другим вопросам, включая определение дополнительных категорий вопросов, которые подлежат решению большинством в 2/3 голосов, принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании.
Государство - член ООН, за которым числится задолженность по уплате Организации денежных взносов, лишается права голоса на сессиях Генеральной Ассамблеи. Однако эта санкция применяется лишь тогда, когда сумма задолженности такого государства равняется или превышает сумму взносов, причитающихся с него за два полных предыдущих года. Генеральная Ассамблея может, однако, разрешить такому государству участвовать в голосовании, если она признает, что просрочка платежа произошла по независящим от него обстоятельствам.
Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по смыслу ст. 11 Устава не носят обязательного характера. Они создают лишь рекомендации государствам-членам. Таким образом, они содержат нормы так называемого «мягкого» права.
Вспомогательные органы. В соответствии со ст. 22 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочивается учреждать такие вспомогательные органы, которые она сочтет необходимыми для осуществления своих функций. В настоящее время функционируют около 100 таких органов. По правовому статусу их можно объединить в три группы:
а) органы, являющиеся по своему статусу международными организациями;
б) постоянные органы;
в) временные органы.
В первую группу входят Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Программа развития ООН (ПРООН). Они в полной мере соответствуют признакам межправительственных организаций, хотя и являются автономными органами Генеральной Ассамблеи.
Вторую группу составляют, в частности:
Конференция по разоружению (создана в 1961 г., входят более 40 государств),
Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (создан в 1959 г., входят около 60 государств),
Межправительственный комитет по науке и технике в целях развития (создан в 1979 г., является комитетом полного состава),
Всемирный продовольственный совет (создан в 1974 г., входят около 40 государств),
Комиссия международного права (учреждена в 1947 г., входят представители более 30 государств),
Комиссия ООН по праву международной торговли (создана в 1966 г., входят 36 государств).
В третью группу можно отнести вспомогательные органы ad hoc, например Специальный комитет по Уставу ООН и усилению роли Организации (создан в 1974 г.), Специальный комитет против апартеида (создан в. 1962 г.), Специальный комитет по Индийскому океану (создан в 1972 г.). Они занимаются сравнительно узким кругом проблем, эпизодически собираются на свои заседания и ликвидируются после подготовки соответствующих международно-правовых документов или решения проблем, составляющих предмет их деятельности.
83. Генеральная Ассамблея ООН, ее структура. Порядок работы и порядок принятия решений
84. Международные конференции: понятие, правила процедуры, порядок принятия решений
85. Понятие и значение права мирного разрешения международных споров
86. Понятие международного спора
87. Виды международных споров
83. Генеральная Ассамблея ООН, ее структура. Порядок работы и порядок принятия решений
Генеральная Ассамблея - один из главных органов ООН, состоящий из представителей всех государств-членов ООН. Делегация каждого государства-члена ООН состоит не больше, чем из пяти представитель и пяти их заместителей.
Генеральная Ассамблея в пределах Устава ООН, имеет право обсуждать и делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности по любым вопросам или делам в пределах Устава, за исключением вопросов, находящихся рассмотрении Совета Безопасности в отношении любого спора или ситуации.
Структурно Генеральная Ассамблея состоит из семи комитетов, в каждом из которых представлены все члены ООН:
- Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности (Первый комитет), Специальный политический комитет;
- Комитет по экономическим и социальным вопросам (Второй комитет);
- Комитет по социальным, гуманитарным вопросам (Третий комитет);
- Комитет по опеке и несамоуправляющихся территорий (Четвертый комитет);
- Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет);
- Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет).
Кроме главных комитетов Генеральной Ассамблеей создано большое количество вспомогательных комитетов и комиссий.
Генеральная Ассамблея, в частности: рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности; выбирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического Социального Совета; по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН; совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда ООН; координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах, осуществляет другие полномочия, предусмотренные Уставом ООН.
Ген. Ассамблея работает в сессионном порядке. Сессии Ассамблеи проводятся ежегодно, в октябре-марте. По требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН могут быть созваны специальные или чрезвычайные сессии. Работа сессии проходит в форме пленарных заседаний и заседаний комитетов и комиссий.
Каждый член Ассамблеи имеет один голос. Решения по важным вопросам принимаются большинством в две трети присутствующих членов ООН, по другим вопросам решения принимаются простым большинством членов. Решение оформляются в виде резолюций, а самые значительные из них именуются декларациями. Согласно Уставу ООН, все они носят рекомендательный характер.
84. Международные конференции: понятие, правила процедуры, порядок принятия решений
Международная конференция - собрание официальных делегаций государств с целью решения различных проблем политического, военного, экономического и т.д. характера, носит временный характер и является важным средством многосторонней дипломатии.
При участии небольшого количества государств правила процедуры являются упрощенными . Конференции с широкими полномочиями принимают достаточно подробные правила. Совещания с немногими участниками ограничиваются выбором головы и создании секретариата. Конференции с широким представительством имеют сложную организационную структуру: председатель, комитеты, подкомитеты, рабочие группы, секретариат. Основные организационные вопросы решает генеральный комитет, состоящий из председателя конференции и председателей комитетов. Особый комитет занимается проверкой полномочий.
Правила процедуры (регламент конференции) определяют порядок голосования, принятия решений. На совещаниях ограниченного состава решения принимаются единогласно . На конференциях с широкими полномочиями процедурные вопросы решаются простым большинством присутствующих, принимающих участие в голосовании. Окончательный текст обычно принимают большинством в две трети. Часто используется процедура консенсуса - решение принимается при отсутствии возражений.
Решение встреч ограниченного состава, как правило, оформляют совместным заявлением или коммюнике. Более широкие конференции принимают заключительные акты, конвенции и рекомендации, содержащие итоги работы, тексты принятых решений. Они подписываются участниками, а подписание акта, содержащего текст принятого договора, означает установление подлинности.
Резолюции конференций не являются юридически обязательными, но они уважаются участниками как морально-политические обязательства.
Юридическую обязательную силу имеют только решения, оформленные в виде договора . Резолюции международных конференций являются актами «мягкого права» Они быстрее формируются, государства соглашаются с ними легче, чем с жесткими обязательствами по договорам и готовят почву для соответствующих правовых норм. Их значение является существенным и при толковании норм.
85. Понятие и значение права мирного разрешения международных споров
Право мирного разрешения международных споров - отрасль международного права, нормы и принципы которой устанавливают порядок урегулирования споров между субъектами международного права мирными средствами.
Возникновения споров между субъектами международного права являются неотъемлемым элементом международных отношений. Поскольку полное исключение споров из жизни международного сообщества невозможно, следует приложить максимальные усилия для их предотвращения или справедливого решения. Именно этим обуславливается значение этой отрасли, поскольку без механизма мирного разрешения споров система международных отношений функционировать нормально не может.
Правовым фундаментом данной отрасли выступает один из основных принципов международного права - принцип мирного разрешения международных споров, согласно которому государства «решают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость (п. 3 ст. 2 Устава ООН). Это предписание является категорическим и не допускает никаких исключений. Он является обратной стороной такой же категорического запрета обращения к войне в международных отношениях. Специальным принципу области является принцип свободного выбора средств мирного разрешения споров в соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г.
Средства мирного разрешения споров которые были наработаны в процессе многовековой практики международного общения впервые нормативно закреплено в Гаагских конвенциях 1899 и 1907, о мирном решении международных столкновений предусматривавшие среди таких средств добрые услуги и посредничество международные следственные комиссии, международный третейский суд. Уставом Лиги Наций был основан первый судебный орган - постоянную Палату Международного Правосудия, принятый Лигой Наций в 1928 г. Общий акт о мирном разрешении споров устанавливал обязательную юрисдикцию Постоянной Палаты Международного Правосудия, если международный спор был урегулирован путем переговоров.
Положение о мирном разрешении международных споров был зафиксирован в Уставе ООН (п. 3 ст. 2) и в дальнейшем было повторено, в частности, в Декларации о принципах международного права 1970 г. "Заключительном Акте ОБСЕ 1975 г., а также в Манильской декларации о мирном решения международных споров 1982 Положение Устава ООН, относящихся к мирному решению международных споров, касающихся не только государств-членов ООН, но также государств, не являющихся членами ООН. Мирное разрешение международных споров является, таким образом, принципом общего международного права, обязательным для всех государств мира.
86. Понятие международного спора
Международный спор - это совокупность взаимных требований государств по конкретных неурегулированных вопросах. Государства, между которыми возникли такие разногласия, считаются сторонами спора (в ситуации нет сторон, зато есть заинтересованные государства). Спор характеризуется наличием конкретных разногласий между государствами, должны быть признаны (подтверждены) государствами, в другом случае речь не идет о споре. В гл. VI Устава ООН говорится о спорах между государствами, которые собственно и называем международными.
87. Виды международных споров
Международные споры можно разделить на виды:
По количеству сторон - на двусторонние и многосторонние .
По предмету - на экономические , территориальные и т.п.
В Уставе ООН также говорится о так называемых местных спорах, главным образом нужно решать в рамках соответствующих региональных организаций. Важным является разделение споров на юридические и политические (или др.). Пункт 3 ст. 36 Устава ООН предусматривает, что споры юридического характера, по общему правилу, передаются в Международный суд. В свою очередь, ст. 36 Статута Суда предусматривает, что такие юридические споры могут касаться толкования договора, любого вопроса международного права, наличия факта, который, если он будет установлен, будет означать нарушение международного обязательства, характера и размеров возмещения за нарушение международного обязательства.
Вокруг 73-й сессии Генассамблеи ООН, в которой все государства находятся на равных, складывается отнюдь не праздничная атмосфера. В прошлом она играла значимую роль, однако вот уже не первый год является объектом критики. На фоне агрессивной дипломатии Трампа ее трудности отражают общий кризис многосторонней системы.
Каждый год в сентябре открывается очередная сессия Генеральной ассамблеи ООН, 73-я по счету с момента принятия Устава ООН. Этот центральный для организации институт направлен на дискуссии и служит гарантом равенства между государствами. Он также обозначен в числе «главных органов» ООН в статье 7 принятого в 1945 году устава.
Как бы то ни было, Генеральной ассамблее приходится иметь дело с регулярной критикой. Так, генерал де Голль еще в 1965 году осуждал бурные и возмутительные заседания, на которых невозможно организовать объективное обсуждение. В прошлом году президент США называл ООН «клубом для болтовни и приятного времяпрепровождения». Стоит отметить, что этот храм многосторонней системы пошатнулся, скорее, не из-за критики, а дипломатических методов Дональда Трампа, которые опираются на двусторонние связи и силу. В таких условиях, давайте рассмотрим основные вопросы, которые окружают это ведомство ООН.
Что такое Генеральная ассамблея ООН?
Хотя открытие каждой сессии с выступлением глав государств и правительств привлекает к себе наибольшее внимание СМИ, речь идет вовсе не об одной неделе в году, когда государства-члены ООН собираются, чтобы подвести итоги за прошедший период и найти ответ на стоящие вызовы.
Хотя Генеральная ассамблея не так известна, как Совет безопасности, в ее рамках представители 193 государств-членов ООН ведут дискуссии в формате ежегодных сессий, которые продолжаются с сентября до конца декабря.
В чем ее роль?
Она представляет рекомендации государствам по разным вопросам вроде международного сотрудничества, миротворчества, разоружения, климата, образования и общества, а также выдвигает инициативы, которые призваны подтолкнуть государства в нужном направлении. В частности это касается принятых в 2000 году «Целей развития тысячелетия» (направлены главным образом на борьбу с бедностью) и одобренных в сентябре 2015 года 17 «Целей устойчивого развития». В отличия от СБ, резолюции ГА не носят обязательный характер.
Хотя обсуждение лежит в основе деятельности ГА, ей также поручена эффективная работа ООН. В частности, именно она занимается распределением бюджета, избирает непостоянных членов СБ, а также назначает по его рекомендациям генерального секретаря ООН.
Как она работает?
«Представители действительно любят проводить время в Нью-Йорке. Однако самое важное происходит, скорее, не в кулуарах ООН, а в отелях, где проходят встречи руководства», рассказывает Ален Дежамме (Alain Dejammet), бывший постпред Франции и автор книги «Мировой пожар — что делает ООН?». «Разговоры идут, и это уже хорошо, тем более что наряду с достаточно сдержанными и формальными выступлениями существуют также двусторонние закулисные контакты», — добавляет преподаватель международного права Университета Париж-Нантер Ален Пелле (Alain Pellet).
Ален Дежамме не считает Генеральную ассамблею бесполезной: «Выступления на открытии ежегодной сессии отражают дух времени». «Хотя резолюции и не являются обязательными к исполнению, государства все же ощущают ответственность», — отмечает он, приводя в пример деколонизацию 1950-1960-х годов или недавнее Парижское соглашение по климату, хотя выход США из последнего продемонстрировал пределы возможностей этого процесса.
Залог демократической легитимности?
Особенность ГА в том, что она предоставляет каждому государству один голос и, следовательно, ставит их в равные условия. «Не важно, кто это, Китай или Барбуда!» — восклицает Ален Дежамме. По его словам, этот ооновский орган исторически предоставил право голоса африканским и латиноамериканским странам. Именно поэтому генерал де Голль, который называл ООН некой непонятной штуковиной, все же признал ее пользу во время своего второго президентского срока. «Он констатировал интересное развитие: все больше государств вступали в ООН и начинали противостояние со сверхдержавами», — пишет преподаватель Парижского института политических исследований Морис Ваисс (Maurice Vaïsse). В теории, Генеральная ассамблея позволяет бороться с гегемонией великих держав.
Но можно ли считать ее своеобразным парламентом народов, залогом демократии, как можно подумать из первых слов устава 1945 года: «Мы, народы Объединенных наций…»? «Нет, демократия — это голос на человека. Голос на государство, как в Генеральной ассамблее, всего лишь отвечает требованиям суверенного равенства государств», — уверяет Ален Пелле, добавляя, что ГА также не может считаться парламентом, поскольку не обладает законодательными полномочиями.
Эффективна ли ГА?
«Она была настоящим центром тяжести ООН до начала 1980-х годов», — уверяет Ален Пелле. Как бы то ни было, бывший председатель Комиссии ООН по международному праву, отметил следующее в журнале «Пувуар» в 2004 году: «После окончания холодной войны и начала либеральной глобализации она утонула в застойном словоблудии без связи с действительностью. Она не осталась без козырей, но ей не хватает политической воли». В одном только 2016 году ГА приняла 329 резолюций. «Подавляющее большинство из них остаются незамеченными, причем справедливо», — считает публицист.
Именно такой рост документации под влиянием бюрократической машины лег в основу критики Дональда Трампа и предложений о кардинальных реформах ООН со стороны избранного в 2017 году нового генерального секретаря Антониу Гутерреша. «Общее направление кажется мне позитивным, однако, это, наверное, уже 30 по счету попытка…» — говорил тогда Ален Пелле. По его словам, на фоне действий Дональда Трампа, а также России и Китая «мы наблюдаем в первую очередь возвращение к суверенитету. Позиции многостороннего подхода явно пошатнулись».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Подпишитесь на нас
ООН, 12 сен — РИА Новости. В ООН открывается 72-я сессия Генеральной ассамблеи — главного совещательного органа всемирной организации. В ближайшие две недели с трибуны ООН выступят лидеры 193 стран-членов организации, а также представители Палестины и Ватикана, имеющих статус государства-наблюдателя, и ЕС.
Новая сессия, председателем которой ранее был избран глава МИД Словакии Мирослав Лайчак, откроется в 15.00 (22.00 мск). После этого традиционно объявляется минута молчания для молитвы или размышления.
Программа на год
В течение года на рассмотрение ГА ООН вынесут около 160 вопросов, среди них развитие Африки, контроль над наркотиками, борьба с международным терроризмом, содействие правосудию и развитию международного права, координация гуманитарной помощи, защита прав человека, ликвидация расизма и расовой дискриминации, а также административные вопросы, согласование бюджета ООН и финансирование текущих миротворческих операций ООН.
В блоке вопросов по поддержанию международного мира и безопасности будет обсуждаться положение в Центральной Америке, на Ближнем Востоке, вопрос о Палестине, положение в Афганистане, кипрское урегулирование, и ряд других. Также будет обсуждаться ситуация с экономической, торговой и финансовой блокадой США против Кубы.
Один из наиболее широких пунктов повестки дня — разоружение. Здесь отдельно выделены вопросы о совместных действиях в целях полной ликвидации ядерного оружия, договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии, меры по недопущению приобретения террористами оружия массового поражения, предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве, сокращение военных бюджетов.
В ходе нынешней сессии также будет обсуждаться возможность предоставления Евразийскому экономическому союзу статуса наблюдателя в Генеральной ассамблее.
Председатель Генассамблеи Мирослав Лайчак намерен созвать 26 сентября встречу высокого уровня в честь Дня полного отказа от ядерного оружия.
Неделя высокой политики
С 19 по 25 сентября состоится общеполитическая дискуссия высокого уровня, для участия в которой соберутся главы государств, правительств и внешнеполитических ведомств. В это же время в штаб-квартире ООН пройдут тематические заседания и несколько сотен двусторонних встреч.
Согласно предварительному списку участников, распространенному департаментом общественной информации ООН, в первый день на трибуну Генассамблеи поднимутся президент США Дональд Трамп, для которого это будет первое выступление в ООН, а также главы Армении, Афганистана, Бразилии, Израиля, Польши, Узбекистана, Франции и других стран. В последний день запланировано выступление министров иностранных дел, в том числе КНДР и Сирии.
Россия будет представлена на министерском уровне. Глава российского МИД Сергей Лавров, согласно распространенной программе, выступит в четверг, 21 сентября.
Основной темой общеполитических дебатов Лайчак заявил совместную работу над тем, чтобы обеспечить людям на планете достойную жизнь.
Кроме глобальных вопросов лидеры с трибуны Генассамблеи ООН традиционно поднимают темы, важные непосредственно для их стран. Так, ожидается, что президент Украины Петр Порошенко 20 сентября затронет вопросы размещения миротворческой миссии в Донбассе. В правительстве Молдавии намерены обсудить в ООН вывод иностранных военных с территории страны.
Трамп и реформа ООН
Трамп, который выступит с трибуны ООН 19 сентября, намерен приступить к работе еще накануне. 18 сентября он планирует обсудить с мировыми лидерами реформу ООН.
Ранее сообщалось, что на встречу будут приглашены мировые лидеры, которые подпишут декларацию из десяти пунктов с призывом к генеральному секретарю ООН Антониу Гутеррешу "начать эффективную реформу" ООН. Как сообщил официальный представитель генсека Стефан Дюжаррик, "генеральный секретарь рад участвовать во встрече".
"Ясно, что нужна поддержка США и других государств-членов, которые заинтересованы в реформе", — сказал он журналистам в понедельник. Кто примет участие в организованной Трампом встрече, пока не сообщается.
Во время общеполитических дебатов Эфиопия (страна-председатель Совета безопасности ООН в сентябре), организует 20 сентября открытые дебаты в Совбезе по реформе миротворческой деятельности ООН.
В 2016 году тогда президент США Барак Обама провел на полях Генассамблеи саммит по вопросам беженцев. За политику и ряд высказываний по отношению к беженцам и мигрантам Трамп неоднократно подвергался критике в США, а также в Европе и странах, которых коснулись ограничительные меры Трампа.