Пути решения международного терроризма. Можно ли решить проблему терроризма только путём уничтожения террористов: мнения

Рассматривая способы стабилизации политической системы: политическое маневрирование, политическое манипулирование, интеграция контрэлиты, силовое давление, в современном российском обществе в борьбе с терроризмом сформировались преимущественно две стратегии.

Первая - исходит из необходимости «мягких» политических решений, принятых на многосторонней основе, нацеленных на вовлечение опасных режимов, а подчас и организаций ведущих вооруженную борьбу и не брезгующих террористическими акциями в международные структуры и усилия, формирование у них системы новых мотиваций, нейтрализующих деструктивные элементы в поведении, как на мировой арене, так и в региональном пространстве.

Вторая - делает ставку на силовые методы. Её исходным положением является представление о том, что угрозы, порождаемые терроризмом слишком опасны, а политическое решения, даже если они в конечном итоге достигают своей цели, слишком медленны.

Террористы и подчиняющиеся их режиму должны быть ликвидированы. То есть наиболее действенный способ борьбы с террором - полное физическое уничтожение террористов. Однако какая бы стратегия борьбы с терроризмом в России не была бы доминирующей, подчеркивается необходимость учета универсальных принципов государственной политики по отношению к терроризму:

Законность;

Комплексное использование профилактических, правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;

Принцип упреждения террористических актов за счет правильно поставленной заблаговременно оперативной деятельности, распознания их на стадии замысла, планирования и подготовки и срыва намеченных террористических действий; принцип минимальных уступок террористам.

В этой связи в ходе переговоров могут допускаться лишь частные, тактические уступки, позволяющие выиграть время, провести подготовительные мероприятия для проведения наиболее эффективной операции в создавшихся условиях; принцип минимизации жертв и ущерба в ходе антитеррористической операции; принцип неотвратимости наказания за террористическую деятельность; минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава их участников.

Необходимо отметить о неготовности правоохранительных органов к противодействию резкому всплеску преступности, в том числе насильственной, так и совпадение ее по времени с затяжным реформированием органов государственной безопасности России, что не могло не сказаться на снижении эффективности их противодействия террористическим угрозам.

Рост числа особо опасных насильственных преступлений с элементами террористической направленности ставит вопрос о причинах и условиях, способствующих этому явлению, но применительно к России, этот вопрос изучен явно недостаточно.

Следовательно, эффективность борьбы с терроризмом всегда будет зависеть от адекватности той системы мер, которую создает государство для защиты от этой угрозы. Действенность этой системы мер в решающей степени зависит от объективности и своевременности выявления изменений, которые совершаются в содержании, организации и тактике терроризма, от глубины анализа этих изменений и прогнозирования их дальнейшего развития.

Терроризм, как явление, одна из основных содержательных, сущностных сторон которого - устрашение политических или иных противников, известен человечеству с давних времен. Именно запугивание, деморализация противостоящей стороны считается центральной, стержневой особенностью насильственного воздействия, называемого терроризмом. География совершения террористических актов показывает ее безграничность и серьезность: Чеченская Республика - 111 терактов (убито 85, ранено 213 человек); Республика Ингушетия - 36 терактов (убито 12, ранено 27 человека); Республика Дагестан - 77 терактов (убито 45, ранено 132); Республика Северная Осетия-Алания - 7 терактов (4 убито, 2 ранено); Карачаево-Черкесская Республика - 3 теракта (2 убито); Кабардино-Балкарская Республика - 8 терактов (23 убито, 47 ранено).

Российская статистика возбуждения уголовных дел и привлечения к уголовной ответственности за терроризм (имеется в виду только ст. 205 УК, основной состав террористического преступления, хотя их перечень не исчерпывается им) показывает, что: в 2000 г. в России возбудили 20 уголовных дел в отношении 10 лиц; в 2001 г. - 135 дел в отношении 24 подозреваемых; в 2002 г. - 327 дел в отношении 40 лиц; в 2003 г. - 360 дел в отношении 65 лиц; в 2004 г. - 561 дело в отношении 63 лиц; в 2005 г. - 265 дел в отношении 43 лиц; в 2006 г. - 203 дела в отношении 68 лиц.

Мировое сообщество испытывает постоянное беспокойство от вспышек терроризма. Не застрахована от него и Россия. Поэтому, безусловно, правильно российский законодатель относит террористический акт (ст. 205 УК РФ) к наиболее опасным преступлениям. Проведённое исследование позволяет сформулировать ряд теоретических и прикладных положений, касающиеся совершенствования уголовно-правовой борьбы с террористическими актами.

В правоприменительной практике необходимо правильно разграничивать термины «террористический акт», «терроризм» и «акт терроризма». Уголовно-правовое понятие террористического акта в свете изменений Федерального закона от 27 июля 2006 года №153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» даётся в части 1 статьи 205 УК Российской Федерации. Теперь при характеристике понятия «террористический акт» следует иметь в виду, что этим понятием должны охватываться не только посягательства на жизнь государственных или общественных деятелей. Террористический актом являются любые насильственные действия, устрашающие население и создающие опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, против любых лиц, если они сопряжены со стремлением оказать воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями. Террористическим актом также является угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Объектом преступного посягательства при террористическом акте являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность общества. Безопасность - это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. В связи с этим террористический акт как уголовное преступление, предусмотренное статьёй 205 УК Российской Федерации, входит в группу преступлений против общественной безопасности главы 24 «Преступления против общественной безопасности» раздела IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» Уголовного кодекса Российской Федерации.

Непосредственным объектом террористического акта являются отношения, обеспечивающие общественную безопасность. В рамках этих отношений альтернативными дополнительными непосредственными его объектами являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни или здоровья личности, либо отношения собственности, не связанные с порядком распределения материальных благ.

Объективная сторона террористического акта альтернативно имеет одну из двух форм: совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, или угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Оконченным террористический акт в первой форме является с момента наступления последствия в виде указанной опасности, а во второй - с момента выражения угрозы.

Субъект данного преступления - лицо, достигшее 14-ти лет, вменяемое. Субъективная сторона данного состава преступления характеризуется только прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны терроризма является цель, в качестве которой альтернативно выступают: оказание воздействия на принятие решения органами власти или оказание воздействия на принятие решения международными организациями. Мотивы действий террориста не имеют значения для квалификации содеянного.

Квалифицирующими признаками террористического акта, согласно части 2 статьи 205 УК, являются совершение его: а) группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК); б) с применением огнестрельного оружия.

К особо квалифицирующим признакам террористического акта в соответствии с частью 3 статьи 205 УК относятся деяния, совершённые: а) организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК); б) если они повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия; в) если они сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ.

Проведённое исследование позволяет сделать некоторые предложения по совершенствованию действующей уголовно-правовой защиты от совершения террористических актов.

Во-первых, как отмечалось, отдельные правоведы высказывают мнение о неточной конструкции объективной стороны этого преступления. Взрыв и поджог, по мнению этих авторов, создают не опасность, а влекут реальные человеческие жертвы, уничтожение или повреждение различных материальных ценностей. Такое описание признаков объективной стороны юридически ставит знак равенства между реальным наступлением общественно опасных последствий и созданием лишь опасности их возникновения, что нельзя признать правильным. Наступление указанных последствий и опасность их наступления в рамках единой уголовно-правовой нормы явно неравнозначны по фактической степени общественной опасности содеянного. Такая конструкция нарушает принцип дифференциации при назначении наказания.

Помимо этого, в части 1 статьи 205 УК необоснованно, ограничивается круг объектов воздействия с целью принятия выгодных для террористов решений. Преступники могут оказывать воздействие на международные организации и с чисто политическими целями, например, осложнения отношений России с другими государствами или провоцирования военных конфликтов с ней. Но в этом случае содеянное должно быть предусмотрено самостоятельной нормой, включенной в главу 29 УК («Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства»).

Незаконному воздействию могут подвергаться также частные лица в тех же целях, когда они вправе самостоятельно принимать решения или влиять на принятие решений, выгодных террористам, органами власти и организациями.

Все это свидетельствует о необходимости совершенствования редакции статьи 205 УК. В связи с вышеизложенным предлагается следующая редакция её диспозиции:

«1. Террористический акт, то есть подготовка взрыва, поджога или иные действия, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие органами власти, организациями или физическими лицами решений, выгодных террористам, либо удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) других интересов, - …»

Во-вторых, необходимо ужесточить условие освобождения преступника от уголовной ответственности, указанное в примечании к статье 205 УК, применив опыт белорусского уголовного закона.

Как указывается в примечании к статье 205 УК РФ, лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления. При этом, как отмечалось, при неудачной попытке предотвращения акта терроризма, если лицо совершило все необходимые в данной конкретной обстановке действия, но по причинам, от него не зависящим, предотвратить акт терроризма не удалось, на данное лицо, по мнению многих правоведов, должно распространяться действие примечания к статье 205 УК. Для того, чтобы устранить споры о том, должно или не должно распространяться действие примечания к статье 205 УК на лицо, которое способствовало предотвращению осуществления акта терроризма, но предотвратить данный акт всё же не удалось, данное примечание следует изложить в следующей редакции: «Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке действий, предусмотренных настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности за указанное преступление, если оно своевременным предупреждением государственных органов или иным образом предотвратило акт терроризма».

По данным MIPT Terrorism Knowledge Base статистика террористических актов в мировых масштабах возросла. Лидером по количеству терактов стал Кашмир - 920 случаев, которых ранено 2 208 человек, убито 1 236 человек. На втором месте стоит Северная Ирландия - 561 совершенный теракт, 105 раненых, 17 погибших. На третьем месте - Чечня - 220 случаев террористических актов, 768 человек ранено, 362 погибли. С 2000 по 2006 год общее количество совершенных терактов составило 14 934 Официальные данные: Национальный антитеррористический комитет.

Один из самых популярных курсов в Свортморском колледже (США) посвящен изучению того, как можно противостоять терроризму, не прибегая к насилию. События, которые произошли недавно во Франции, сделали наш курс актуальным более чем когда-либо (программа курса была опубликована в 2009 году в учебном руководстве «Peace, Justice, and Security Studies: A Curriculum Guide» [«Мир, правосудие и безопасность: Учебный план курса»]). Фактически объявленная миром после 11 сентября 2001 года «война против терроризма» почти повсеместно сопровождалась ростом террористической угрозы.

Но знаете ли вы, что невоенные техники ведут, если обратиться к истории, к снижению угрозы террора?

Я подготовил для своих студентов восемь невоенных методов, которые применялись в той или иной стране. По своей сути это восемь «инструментов», с которыми должны были работать студенты. Мы не тратили время на критику военных антитеррористических операций, так как нас гораздо больше интересовало изучение альтернативных путей решения существующей проблемы.

Солдат, охраняющий главную синагогу в Бордо (Франция). Январь 2015 года. Фото: www.gettyimages.com

Каждый студент выбрал страну, находящуюся в той или иной точке Земного шара, которая в настоящий момент подвержена террористической угрозе, и взял на себя роль консультанта этого государства, разрабатывая с помощью ненасильственного инструментария стратегию защиты.

Это была тяжелая работа, и в то же время она была чрезвычайно интересной. Большинство студентов с головой ушли в нее и выработали безупречные стратегии.

Особенно студентам понравился мозговой штурм, направленный на обнаружение синергетического эффекта – что, например, случится, если техника № 3 будет применяться одновременно с техниками № 2 и № 5? В это же время я, находясь рядом, надеялся, что нам удастся провести дополнительный семестр, чтобы научиться применять наши инструменты комплексно, а не только в качестве дополнения друг к другу, чтобы увидеть, что целостный подход становится более действенным, нежели одномоментное применение техник по отдельности.

Некоторые студенты, которые считали, что вооруженное противостояние имеет решающее значение, открыли для себя новое видение решения проблемы. Они поняли, что успех в некоторых странах был достигнут благодаря использованию лишь двух или трех ненасильственных техник, и что существует значительный неиспользованный потенциал: например, если страны будут применять одновременно все методы сразу, используя их синергетический эффект. И у меня возникает вопрос: почему же тогда народы не могут полностью перейти на ненасильственный инструментарий для защиты себя от терроризма?

Какие же это 8 техник?

1. Создание совместных проектов и инфраструктуры с целью экономического развития.

Бедность и терроризм непосредственно связаны. Экономическое развитие может помочь снизить количество рекрутов в ряды террористов и найти союзников, особенно если это развитие происходило демократическим путем. Например, террор, осуществляемый Северо-Ирландской Республиканской Армией был значительно снижен благодаря созданию новых рабочих мест для рядовых членов, а также росту уровня экономического развития.

2. Снижение культурной изоляции.

Как уже убедились Франция, Британия и другие государства, культурная изоляция какой-либо группы от остального населения не является безопасной или разумной: рост числа террористов только провоцируется в этих условиях. Эта закономерность проявляется и на международном уровне. Зачастую такая изоляция не является преднамеренной, однако, и её можно снизить. «Свобода печати» трансформируется в «провокационные публикации», когда есть маргинализированная часть населения, которую большинство ставит на ступень ниже, как например, мусульмане во Франции. Когда англоговорящая часть Канады снизила уровень своей изоляции, это, в свою очередь, снизило угрозу терроризма в Квебеке.

3. Ненасильственные протесты/кампании защитников, а также безоружные гражданские миротворцы.

Терроризм случается во многом ввиду той или иной сопутствующей ситуации и поэтому зависит от нее. Некоторые террористические кампании закончились провалом, так как была прекращена поддержка со стороны населения. Это связано с тем, что стратегия террора часто применяется для привлечения внимания или провоцирования насильственного ответа, чтобы завоевать таким образом еще большую поддержку среди широких масс населения.

Рост и снижение поддержки терроризма соответственно зависят от того, какие методы использует социальное движение: народный гнев или ненасильственную борьбу. Так американское движение за гражданские права безупречно справилось с угрозой для своих активистов, исходящей от Ку-Клукс-Клана (ККК), которая была особенно опасной тогда, когда не было эффективных средств правовой защиты. Ненасильственные тактики снизили привлекательность ККК среди белых сегрегационистов. С 1980-ых годов пацифисты и другие активисты дополнительно начали использовать еще один перспективный инструмент: добровольные отряды подготовленных невооруженных гражданских миротворцев (например, Международные бригады мира ).

4. Обучение про-конфликтному поведению, а также отработка полученных навыков ненасильственной борьбы.

Иронично звучит, но террор чаще случается там, где население пытается на корню подавлять конфликты, вместо того, чтобы поддерживать их открытое выражение. В связи с этим одна из техник снижения уровня террора заключается в том, чтобы распространять про-конфликтную точку зрения, а также ненасильственные техники, что в совокупности поможет людям, стремящимся развить конфликт, максимально полно высказаться на предмет своего недовольства.

5. Восстановительные программы после прекращения террора.

Не всегда террор может быть предотвращен, так же, как и любое другое преступление. Помните, что террористы часто имеют цель разобщить группы населения. Восстановительные программы могут помочь предотвратить поляризацию взглядов, порождающую круговорот ненависти, когда наиболее агрессивные члены одной из сторон подпитывают ненавистью таких же членов другой. Одним из примеров такого круговорота является израильско-палестинский конфликт.

Восстановительные программы повышают устойчивость, таким образом люди не становятся замкнутыми в своем страхе и не придумывают самоисполняющиеся пророчества. Погружение в реабилитационные консультации также можно совмещать с инновационными ритуалами, вроде тех, что использовали норвежцы после террористической бойни в 2011 году.

6. Полицейские как служащие-миротворцы: инфраструктура законов и правил.

Работа полицейских может стать гораздо более эффективной за счет привлечения населения к охране общественного порядка, а также сокращения социальной дистанции между полицией и теми, кому она служит. В некоторых странах это требует переосмысления роли полиции и смены ее основной задачи охраны имущества правящего класса на функцию выполнения обязанностей подлинных служащих-миротворцев; примером может служить невооруженная полиция Исландии. Такие страны как США нуждаются в приобщении к растущей глобальной системе защиты прав человека, которая нашла свое отражение в Конвенции о запрете противопехотных мин и создании Международного уголовного суда . Также нам необходимо признать ответственность своих собственных чиновников, которые вполне вероятно могут являться военными преступниками.

7. Смена политики и концепции безрассудного поведения

Правительства иногда делают такие шаги, которые выглядят как приглашение – почти требование – для террористов совершить ответную акцию. Политолог и в свое время консультант американских военно-воздушных сил Роберт А. Пэйп продемонстрировал в 2005 году, как США постоянно делали это, направляя войска в другую страну. В своей недавно вышедшей книге «Cutting the Fuse» («Ломая предохранитель») он совместно с Джеймсом К. Фельдманом приводит конкретные примеры снижения государством уровня террористической угрозы после отказа от такого безрассудного поведения. Чтобы защитить себя от террора, граждане во всех странах нуждаются в установлении контроля над своим собственным правительством и должны, когда надо, заставлять государство менять свою политику.

8. Переговоры

Правительства часто заявляют «мы не ведем переговоров с террористами», но, когда они говорят это, они зачастую лгут. Государства часто снижали или ликвидировали угрозу терроризма с помощью переговоров, а умение их вести продолжает расти и становится все более эффективным.

Практическое применение невоенных методов защиты против террора

По просьбе группы американских экспертов по борьбе с терроризмом я рассказал им о нашей работе в Свортморе, главным образом, об описанных восьми техниках. Эти эксперты признали, что каждый из этих инструментов на самом деле был использован в реальных ситуациях в том или ином месте с тем или иным успехом. Они также не увидели проблем, которые могут возникнуть при разработке комплексной стратегии, которая создавала бы синергетический эффект между этими методами.

Проблема, которую они увидели, заключалась в том, чтобы убедить правительство сделать такой смелый инновационный шаг.

Как американец, я вижу прямое противоречие между, с одной стороны, огромными усилиями моего правительства убедить налогоплательщиков в том, что мы отчаянно нуждаемся в наших раздутых вооруженных силах и, с другой стороны, новой политикой, которая мобилизует различные силы для эффективного обеспечения безопасности людей. Я понимаю, что для моего государства и для некоторых других таких же, революция образа мышления, возможно, требуется в первую очередь.

Что мне нравится в альтернативных, невоенных методах защиты, которые мы имеем в запасе, так это то, что они несмотря ни на что отвечают реальной потребности моих сограждан в безопасности. Психолог Абрахам Маслоу давно еще указывал на фундаментальную человеческую потребность в безопасности. Однако очевидно, что, анализируя и критикуя милитаризм, мы не добьёмся повышения чьей-либо безопасности. Но держа в голове альтернативный вариант решения проблемы, как это делали мои студенты, мы можем дать людям психологическое пространство, в котором они нуждаются для того, чтобы вложить энергию во что-то более животворящее.

Наша роль на начальном этапе

Хорошие новости таковы – некоторые из этих восьми техник могут быть использованы гражданским обществом без ожидания поддержки со стороны лидеров государства, которая, возможно, так и не поступит. Применение как минимум двух из этих техник – незамысловатая задача: обучение широких масс навыкам и стратегии ненасильственного протеста и донесение до них про-конфликтной точки зрения.

Движение Black Lives Matter («Жизни чернокожих имеют значение») привлекло немало белых людей, которые встали на сторону чернокожих – это конкретный пример снижения социокультурной изоляции и использования концепции, которая создает десятки творческих подходов для того, чтобы увидеть себя частью большинства (христианином, представителем среднего класс и т.д.). Мы можем также инициировать создание восстановительных программ для людей, переживших акты терроризма, как это делалось после теракта во время Бостонского марафона.

Активисты запускают кампании с целью заставить правительство отказаться от некоторых своих безрассудных политических шагов, но иногда могут забыть установить рамки этой деятельности. Испуганным людям важно знать, что активисты тоже испытывают общий страх, и что они находятся на одной стороне вместе с людьми, жаждущими обрести безопасность.

На мой взгляд, эти пять из восьми инструментов могут быть использованы людьми, взявшимися снизу провести инициативы по уменьшению террористической угрозы. Они могут быть объединены с движением Transition Town («Город Перемен») или другими, которые ставят своей целью привнести целостный и позитивный подход вместо страха, который наоборот вгоняет в депрессию и парализует. Ведь как это обычно бывает, тот, кто помогает другим, прежде всего облегчает свою собственную ношу.

Джордж Лейки
2015

В последнее время проблема международного терроризма превратилась в одну из острейших глобальных проблем современности, связанных со сферой международных отношений. Эта трансформация обусловлена, по-нашему мнению, следующими причинами:

Во-первых, международный терроризм, к сожалению, получает все более широкое распространение в планетарном масштабе. Он проявляется как в регионах традиционных международных конфликтов (например, Ближний Восток, Южная Азия), так и от этого опасного явления оказались не застрахованы и наиболее развитые и благополучные государства (в частности США и Западная Европа).

Во-вторых, международный терроризм представляет собой серьезную угрозу для безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества в целом. Ежегодно в мире совершаются сотни актов международного терроризма, а скорбный счет их жертв составляет тысячи убитых и искалеченных людей;

В-третьих, для борьбы с международным терроризмом не достаточно усилий одной великой державы или даже группы высокоразвитых государств. Преодоление международного терроризма как обостряющейся глобальной проблемы требует коллективных усилий большинства государств и народов на нашей планете, всего мирового сообщества.

В-четвертых, все более явной и наглядной становится связь современного феномена международного терроризма с другими актуальными глобальными проблемами современности. В настоящее время проблема международного терроризма должна рассматриваться как важный элемент всего комплекса общечеловеческих, глобальных проблем.

Проблеме международного терроризма присущи многие общие черты характерные для других общечеловеческих затруднений, такие как планетарные масштабы проявления; большая острота; негативный динамизм, когда отрицательное воздействие на жизнедеятельность человечества возрастает; потребность неотложного решения и т.д. В то же время глобальная проблема международного терроризма имеет и специфические, характерные для нее черты. Рассмотрим более подробно наиболее важные из них. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что проблема международного терроризма связана с основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и социумов отдельных стран: политикой, национальными отношениями, религией, экологией, преступными сообществами и т.п. Эта связь получила отражение в существовании различных видов терроризма, к которым относят: политический, националистический, религиозный, криминальный и экологический терроризм.

Члены групп осуществляющих политический террор ставят своей задачей достижение политических, социальных или экономических изменений внутри того или иного государства, а также подрыв межгосударственных отношений, международного правопорядка. Националистический (или как его еще называют национальный, этнический или сепаратистский) терроризм преследует цели решения национального вопроса, которые в последнее время приобретает все больше характер сепаратистских устремлений в различных полиэтнических государствах.

Религиозный вид терроризма обусловлен попытками вооруженных группировок, исповедующих ту или иную религию вести борьбу против государства, где господствует иная религия или иное религиозное направление. Криминальный терроризм формируется на основе какого-либо преступного бизнеса (наркобизнес, незаконный оборот оружия, контрабанда и т.п.) с целью создания хаоса и напряженности в условиях которых, наиболее вероятно получение сверхприбылей. Экологический терроризм реализуют группировки, выступающие с помощью насильственных методов вообще против научно-технического прогресса, загрязнения окружающей среды, убийства животных и строительства ядерных объектов.

Другой отличительной чертой глобальной проблемы международного терроризма является значительное влияние на нее международных криминальных сообществ, определенных политических сил и некоторых государств. Это влияние, несомненно, ведет к обострению рассматриваемой проблемы. В современном мире существуют проявления государственного терроризма, связанные с попытками устранения глав иностранных государств и других политических деятелей; с акциями, направленными на свержение правительств зарубежных стран; создания паники среди населения иностранных государств и т.д.

Международный терроризм является в наши дни неотъемлемой частью процесса распространения преступных транснациональных организаций, поддерживаемых коррумпированными государственными чиновниками и политиками. Так, в получившей широкую известность, работе английских ученых «Глобальные трансформации» отмечается: «Существуют и негативные формы международных организаций, такие как террористические и криминальные организации. Несмотря на длящийся много столетий конфликт между контрабандистами и властями, в последние годы рост транснациональных криминальных организаций связан с наркоторговлей (сейчас согласно оценкам экспертов ее годовой оборот составляет свыше 300 млрд. долларов) и широким распространением организованной преступности. Решение этих проблем стало одной из важнейших задач для правительств и полицейских сил во всем мире». Еще с одной специфической чертой глобальной проблемы международного терроризма является ее трудно прогнозируемость. Во многих случаях субъектами терроризма становятся психически неуравновешенные люди, чрезмерно амбициозные политики. Терроризм часто рассматривают как способ достижения целей на мировой арене и в международных отношениях, которые не могут быть осуществлены какими-либо иными методами. В современных условиях формы террористической деятельности становятся все более сложными, а входят во все большее противоречие с общечеловеческими ценностями и логикой мирового развития.

Таким образом, проблема международного терроризма представляет реальную планетарного масштаба угрозу для мирового сообщества. Данная проблема имеет собственную специфику, которая отличает ее от других общечеловеческих затруднений. Однако, проблема терроризма тесно взаимосвязана с большинством глобальных проблем современных международных отношений. Она может быть рассмотрена как одна из наиболее актуальных глобальных проблем наших дней.

Однако, последние террористические акты, прежде всего трагические события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, по своим масштабам и влиянию на дальнейший ход мировой политики стали беспрецедентными в истории человечества. Число жертв, размеры и характер разрушений, вызванные терактами начала XXI века оказались сопоставимы с последствиями вооруженных конфликтов и локальных войн. Ответные меры, вызванные указанными террористическими акциями, привели к созданию международной антитеррористической коалиции, включившей в свой состав десятки государств, что раньше имело место только в случае крупных вооруженных конфликтов и воин. Ответные антитеррористические военные действия также приобрели планетарный масштаб.


Говоря о ситуации, складывающейся сегодня в сфере борьбы с терроризмом, следует подчеркнуть, что эта проблема является проблемой международного характера. Это предполагает, что в решении этой задачи должны быть задействованы не только отдельные специально создаваемые для этой цели антитеррористические центры или даже правоохранительные органы и спецслужбы. Для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна стратегия борьбы с терроризмом.


Необходимо четко определить и назвать источники и детерминанты террористических проявлений, к числу которых, по данным экспертного опроса, проведенного в среде сотрудников подразделений по борьбе с терроризмом органов безопасности, могут быть отнесены: падение жизненного уровня населения, снижение степени социальной защиты, правовой нигилизм в обществе, обострение политической борьбы, рост национализма и сепаратизма, несовершенство законодательства, падение авторитета власти и принятие ее представителями непродуманных решений. Питательной почвой терроризма является и политический экстремизм, произрастающий, в свою очередь, из взрывоопасной в нашем раздираемом противоречиями обществе социальной напряженности.

Изжить терроризм в одночасье вряд ли возможно. Особенно в современной обстановке, которая характеризуется нарастанием экономического кризиса, ослаблением правопорядка и ростом преступности. Даже в обстановке относительной политической стабильности исключить эксцессы терроризма весьма не просто. Объясняется это как живучестью террористической психологии отдельных социальных слоев, не нашедших своего места в социальной структуре общества, так и умением террористических лидеров использовать в своих интересах неудовлетворенность простых людей сложившейся социально-экономической обстановкой.

Изживание терроризма – длительный процесс, предполагающий создание необходимых объективных и субъективных условий для достижения этой цели. При этом невозможно уничтожить терроризм силовыми, террористическими же средствами: насилие неизбежно порождает насилие. Важно убедить общество, все политические силы в том, что спекуляция на объективных трудностях и противоречиях, силовой вариант их решения – это путь, ведущий к катастрофе.

Наиболее важной предпосылкой изживания терроризма является стабилизация экономического и политического положения в странах, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни. Необходимо сформировать нормальное гражданское общество, в котором резко сузится социальная база терроризма. Другая очень важная предпосылка – выработка и укоренение демократических традиций, становление и развитие политического и идеологического плюрализма, утверждение таких правил «политической игры», которые характеризуются взаимной терпимостью, отказом от конфронтационности в отношении между различными социальными и политическими силами, поиском и нахождением консенсуса. Особенно важно, чтобы в государствах сформировались стабильные демократические политические системы, механизмы цивилизованного политического диалога и ротации власти. Необходимо, чтобы стоящие у власти исключили основания для возникновения непримиримой оппозиции, способствовали обеспечению прав и законных интересов меньшинства. Разумеется, оппозиционные силы также должны отказаться от подобных методов в своей политической деятельности. Для вытеснения терроризма из жизни необходима выработка высокой политической и правовой культуры в обществе, четкое установление правовых санкций за террористические действия.

Необходимо создать благоприятные условия для нормального равномерного развития различных этносов и обеспечить реализацию их интересов, чтобы предотвратить конфликты на национальной почве. Задача государства заключается в формировании у всех проживающих в данной стране этносов такого самосознания, при котором чувство принадлежности к своему государству имело бы приоритет перед фактором этнической принадлежности в процессе самоидентификации граждан.

Кроме вышеуказанного, государственные органы должны активизировать свои усилия в превентивной деятельности, направленной на локализацию и нейтрализацию террористических тенденций, устранить потенциальные предпосылки их формирования. Необходимы меры по усилению границ, повышению контроля над деятельностью зарубежных организаций, чтобы максимально снизить возможность импорта экстремизма из третьих стран. Активная молодежная политика, меры, направленные на сокращение безработицы и решение назревших социально-экономических проблем, способны снизить социальную напряженность в обществе, нейтрализовать главный источник потенциальных социальных эксцессов.

Одних совещаний и договоров на высшем уровне недостаточно для искоренения терроризма. Для эффективного противодействия международному терроризму необходима разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты. В ней непременно должны быть учтены интересы населения, проблемы и конфликтогенный потенциал терроризма во всем мире. Нужны также взаимодействие и координация всех сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной проблемы.

Одним из важнейших направлений деятельности глав государств должно стать совместное взаимодействие по предупреждению, локализации и прекращению региональных всплесков экстремизма, так как отдельные конфликты, вызванные террористами, могут стать причиной дестабилизации в других государствах.
Трагические результаты терроризма, которые характеризуют это явление нынешней политики, должны послужить важным предостережением всем политическим силам о том, что попытки решить политико-экономические и иные проблемы с помощью насилия не способствуют решению поставленных задач, а наоборот, ведут к усугублению и нарастанию противоречий в обществе.

Терроризм, во всех его формах и проявлениях, по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. Проявления терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Для многих людей, групп и организаций терроризм стал способом решения проблем: политических, религиозных, национальных. Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, не имеющие никакого отношения к конфликту. Терроризм как глобальная проблема требует постоянного внимания и изучения и поэтому представляет широкое поле для исследований с последующим их практическим применением.

Актуальность выбранной темы продиктована нашей действительностью. Масштабность и жестокость проявления современного терроризма, необходимость непрерывной борьбы с ним, только подтверждает актуальность работы.

Уже к концу ХХ в. международная преступность приобрела глобаль­ный характер. Международные криминальные организации усилили свои позиции как вследствие усилившихся миграционных потоков, большей открытости государственных границ, развития информацион­ных технологий, облегчающих координацию криминальных организа­ций и усложняющих контроль со стороны властей, так и вследствие нерешенной проблемы бедности, нескоординированности законода­тельств различных стран, слабости и коррумпированности отдельных правительств.

В резолюции Всемирной конференции по организованной транс­национальной преступности, проходившей в Неаполе в 1994 г., указы­вается десять основных угроз, исходящих от международной преступ­ности: суверенитету государств, обществу, отдельным лицам, нацио­нальной стабильности и государственному контролю, демократическим ценностям и общественным институтам, национальной экономике, финансовым учреждениям, демократизации и приватизации, развитию, глобальным режимам и кодексам поведения .

В ХXI в. особенную актуальность приобретает такая разно­видность международной преступности, как мировой терроризм. Во всеуслышание об этой проблеме заговорили после террористичес­ких актов 11 сентября 2001 г. в США.

Среди многочисленных причин, порождающих мировой терро­ризм, следует упомянуть формирование «однополярного» мира в пос­леднее десятилетие ХХ в., где в качестве господствующей державы стали воспринимать США и соответственно возлагать на них ответ­ственность за неравномерное экономическое развитие других стран. Глобализация, несущая с собой западные ценности, также способству­ет росту националистических настроений, вызывая отторжение у сто­ронников традиционных взглядов. Явление мирового терроризма сегодня также связывают с явлением «асимметричных войн», где, с од­ной стороны, имеет место продолжение политики глобализации воен­ными средствами, с другой - сопротивление в виде террористических актов, приво­дящих к гибели мирных жителей. Современный мир перенасыщен различными видами оружия массового поражения (ядерным, химичес­ким, биологическим), поэтому возможность попадания такого оружия в руки террористов представляет собой угрозу глобального масштаба.

Глава 1. Глобальные проблемы современности

1.1. Сущность глобальных проблем Происхождение понятия

Понятие «глобальные проблемы современности» получило ши­рокое распространение с конца 60-х - начала 70-х годов, за­няв с тех пор видное место в научном и политическом лек­сиконе и прочно закрепившись в массовом сознании. Зачастую оно используется и как модный термин, применя­емый к событиям и явлениям, которые не относятся к разряду глобальных. Такое случается, если отождествляют «свое» и «общемировое» (например, имея в виду социальные пробле­мы какой-либо отдельной страны, именуют их глобальными).

В философии эта задача решается путем выделения со­ответствующих критериев, по которым та или иная пробле­ма определяется как глобальная и тем самым отделяется от множества других, которые таковыми не являются.

Этимологически термин «глобальный» происходит от лат. globus - земной шар. Отсюда и проблемы, которые затрагива­ют интересы и человечества в целом, и каждого отдельного че­ловека в различных точках планеты, т.е. те, которые носят об­щечеловеческий характер, принято называть глобальными. Они оказывают существенное влияние на развитие отдельных стран и регионов, являясь мощным объективным фактором мирового экономического и социального развития. Их реше­ние предполагает объединение усилий абсолютного большинства государств и организаций на международном уровне, в то время как их нерешенность грозит катастрофическими последствиями для будущего всего человечества .

Проблемы различных уровней

Так как глобальные проблемы затрагивают не только мир в целом, но проявляются и на уровне его регионов, и даже от­ дельных стран, в научной литературе наряду с признанием их общечеловеческой значимости проводится также и их от­личие от проблем частных, локальных, региональных, сущность которых иная, а сфера влияния значительно уже. Рассмат­ривая проблемы различного уровня как конкретное выраже­ние философских категорий «общее», «особенное» и «еди­ничное», их обычно интерпретируют таким образом, что ча­стные проблемы выступают как единичные, локальные и ре­гиональные как особенные, а глобальные как всеобщие. Такой подход задает и основной критерий, который лежит в основе выделения названных проблем. Он именуется гео­графическим, так как выражает пространственный масштаб, или, другими словами, территорию, на которой имеют мес­то те или иные проблемы.

Отсюда частными проблемами именуются те, которые от­носятся к какой-то конкретной сфере деятельности государ­ства, отдельным населенным пунктам или небольшим при­родным объектам.

Это, как правило, различные проблемы, возникающие в результате всевозможных аварий, поломок, местные соци­альные конфликты и т.п.

Понятие «локальный» относится к проблемам более вы­сокого порядка, когда дело касается отдельных стран, либо значительных территорий наиболее крупных из них. Речь идет, как правило, о сильных землетрясениях, крупнейших наводнениях или, например, гражданской войне в неболь­шом государстве.

Региональные проблемы затрагивают уже тот круг актуаль­ных вопросов, которые возникают в рамках отдельных кон­тинентов, крупных социально-экономических районов мира, либо в достаточно крупных государствах. Примерами подобного рода могут служить чернобыльская трагедия со всеми ее последствиями или климатические изменения на достаточно больших территориях, охватывающих целый ряд государств. «Катастрофой века» явилась, например, засуха 1968 г. в зоне Сахеля, охватившая 18 государств африканс­кого континента, когда от голода погибло более 250 тыс. че­ловек, около 18 млн. голов скота, возникли эпидемии опас­ных заболеваний, а территория этого огромного региона практически вся превратилась в пустыню.

В общественно-политической и научной терминологии нередко употребляется понятие «национальные проблемы», которое отражает определенные трудности, заботы того или иного государства или национального сообщества. В зави­симости от масштаба они могут интерпретироваться как проблемы регионального или локального уровня.

И наконец, глобальные проблемы охватывают весь зем­ной шар; причем не только ту его часть, где непосредствен­но проживают люди, но и остальную его поверхность, недра, атмосферу и даже космическое пространство, попадающие в сферу деятельности человека.

Таким образом, когда речь идет о глобальных проблемах, имеется в виду планета в целом, а за самую крупную единицу ее деления принимается регион. Причем количество регионов и их масштабы определяются характером рассматриваемых про­блем. Например, при исследовании проблемы экономичес­кой отсталости в мировом масштабе обычно ограничивают­ся делением всей планеты на два региона - развитые и развивающиеся страны. При рассмотрении же демографи­ческих, энергетических или сырьевых проблем количество регионов, как правило, возрастает и каждый раз определяет­ся конкретными целями исследования.

Важно при этом отметить, что любая проблема только тог­да может считаться глобальной, когда она актуальна относитель­но любого региона планеты, т.е. проявляется в каждом из них. В противном же случае речь будет идти о проблемах одного или нескольких регионов (или еще более мелкого масштаба).

Из этого следует, что все глобальные проблемы имеют в то же время и региональное значение, но не все проблемы, обнаруживаемые на региональном уровне, являются гло­бальными. Очевидно, количество последних будет несколь­ко меньше. Что же касается других уровней, то глобальные проблемы могут и не иметь непосредственного локального или частного проявления или могут сказываться там в незна­чительной степени. Например, в Антарктиде или других уголках планеты, удаленных на достаточно большое рассто­яние от основных центров и источников загрязнения окру­жающей среды, состояние воздушного или водного бассей­нов может быть удовлетворительным, а антропогенное воздействие на природную среду практически не ощущать­ся. Тем не менее, это не ставит под сомнение планетарный характер экологической проблемы, степень остроты кото­рой зависит от неравномерности антропогенного влияния на природную среду. В свою очередь, далеко не все локаль­ные, а тем более частные проблемы имеют отношение к гло­бальным, ибо их число несоизмеримо больше.