Отличия человеческих потребностей от животных. Потребности человека - действительные и мнимые

«Чем человек отличается от животного?» — вечный вопрос, который занимает умы как ученых, так и обычных людей. И это продолжается, видимо, столько, сколько существует свет. Кого-то, кто ведет себя неподобающе, могут назвать животным – будто это унижает человеческое достоинство. А котам, собакам и другим домашним любимцам приписывают вполне человеческие черты характера и даже обнаруживают их сходство с владельцами. Эта идея зафиксирована в примете: питомцы похожи на своих хозяев. Действительно ли разница между гомо сапиенс и теми, кого мы привыкли называть братьями меньшими, так велика?

Отличия человека и животного

С биологической точки зрения и человек, и одноклеточная бактерия – близнецы-братья, так как оба являются организмами. Но человек – несоизмеримо более сложный механизм, обросший помимо биологических качеств еще и выраженными физическими, социальными, духовными и многими другими. Ученые описывают отличия животных и людей по-разному, но в целом их можно свести к пяти пунктам:

  1. Человек обладает речью и мышлением.
  2. Он способен к осознанному творчеству.
  3. Преображает действительность и создает материальные и духовные ценности, нужные для жизни, то есть творит культуру.
  4. Изготавливает и использует орудия труда.
  5. Кроме биологических, удовлетворяет еще и духовные потребности.

Однако ученые готовы поспорить как минимум с тремя из перечисленных пунктов.

Между людьми и животными меньше отличий, чем полагали ученые

Пункт №1: Мышление и речь

Принято считать, что только человек способен мыслить в формах суждения, рассуждения и умозаключения. Кроме того, его сознание может производить с информацией различные операции: анализировать синтезировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать и обобщать. Среди животных способности к мышлению раньше находили только у обезьян, и то исключительно человекообразных, и не у всех, а только у некоторых видов.

Способность к речи также приписывалась исключительно людям. Среди аргументов в пользу этого утверждения называли способность к передаче и восприятию информации, а также использование для этого различных методов, например, письма или музыки. Сегодняшняя наука смотрит на вопрос мягче, и на то есть основания, подтвержденные экспериментами.

В 2013 г. финские ученые опубликовали результаты исследования, проведенного на собаках. В ходе эксперимента животным показывали фотографии разных людей: знакомых и не знакомых ушастым участникам. Исследователи следили за движениями глаз и активностью мозга собак. Оказалось, барбосы задерживали взгляд, когда видели знакомые лица, а их мозг в это время работал активнее. До эксперимента наука придерживалась мнения, что способностью узнавать по фотографии обладают исключительно люди и приматы.

В 2013 г. объединенная группа исследователей из Америки и Японии объявила, что коты распознают голоса хозяев. Эксперимент провели на 20 мурлыках, и 15 из них – то есть 75% – отправились на зов хозяина, услышав его голос из другой комнаты. Оставшиеся 5% «участников» с места не двинулись, но явно отреагировали на звук. Обращения незнакомцев животные проигнорировали.

В 2014 г. ученые из Великобритании получили интересные результаты в ходе эксперимента, посвященного восприятию речи собаками. Оказалось, что близкие друзья человека понимают речь и распознают эмоции. Исследователи выяснили это, проанализировав движения головы собак. Так, на фразы, произнесенные без эмоций, животные, прислушиваясь, поворачивали голову в правую сторону, а на сказанные неотчетливо, но эмоционально – в левую.

Ученые исходили из предпосылки, что информация, перерабатываемая в одном из полушарий, воспринимается как услышанная противоположным ухом. То есть фраза, которую животное воспринимает левым ухом, перерабатывается правым полушарием, и наоборот. По результатам оказалось, что распределение функций полушарий головного мозга у собак почти полностью соответствует таковому у людей: правое обрабатывает информацию, связанную с эмоциями, а левое отвечает за аналитическое мышление.

Отдельного внимания заслуживает язык дельфинов. Его изучают уже очень давно и пристально. Ученые выяснили, что эти животные много коммуницируют между собой и используют для этого около 190 разных сигналов, в основном свисты, щелчки, жужжания, скрипы и т. п. И это не считая так называемого языка жестов – как и люди, дельфины передают информацию с помощью движений, положения тела и головы.

Более того, у дельфиньего языка есть синтаксис. Это значит, что отдельные «слова» или «словосочетания», имеющие собственный смысл, животные могут собирать в различные комбинации и, таким образом, формировать новые смыслы. (К слову сказать, то же свойство недавно обнаружили и у языка синиц.) Дельфины живут семьями, и у каждой из них есть свой «диалект». А знакомые «голоса» эти животные способны помнить более 20 лет.

Помимо своего языка у дельфинов существуют синтаксис и диалекты

Известно, что дельфины-афалины могут учить сигналы, которые им подает человек. Кроме того, и дельфины, и китообразные способны подражать услышанным звукам. Однако в 2014 г. ученые обнаружили, что косатки не просто повторяют услышанное – они используют выученное для коммуникации. Исследователи проанализировали речь косаток, живших в неволе, и сравнили его с языком этих же животных, только обитавших в дельфинарии, по соседству с афалинами.

Выяснилось, что китообразные чаще пользовались звуками из речи дельфинов, а одна из косаток даже освоила сигналы, выученные афалиной от человека. Таким образом, косатки оказались способны освоить язык другого вида животных и использовать его для общения. Что говорит не только о коммуникативных способностях этих животных, но и о высокоразвитом мышлении.

Пункт №2: Изготовление и использование орудий труда

Принято считать, что только люди для производства материальных благ способны создавать орудия труда. Некоторые высшие животные могут пользоваться природными материалами вроде палок и камней, но сами орудий не создают. Ученые доказывают, что такое утверждение не совсем верно. Во-первых, братья наши меньшие все же способны преобразовывать природные орудия так, чтобы с их помощью можно было добиваться поставленных целей. А во-вторых, на это способны не только высшие животные, как считалось раньше.

В 2011 г. британские и новозеландские исследователи обнаружили такую способность у новокаледонского ворона. Птицы должны были добыть кусочки мяса из цилиндров, наполненных водой, с помощью «камешков» из металла и пластика. Вороны выбирали «орудия», которые помогали им поднять уровень жидкости быстрее. По результатам эксперимента исследователи пришли к выводу, что птицы в состоянии оценить массу и форму «камешков», а еще понимают, когда попытки добыть еду бесплодны и их пора прекратить.

Кстати, интересно, что у диких воронов эти навыки были более выраженными, чем у содержавшихся в неволе. Четырьмя годами позже, в 2015-м, ученым удалось зафиксировать на видео еще один навык новокаледонских воронов. Оказалось, эти птицы умеют сгибать веточки в форме крючка, чтобы затем доставать ими еду из трещин в древесной коре и ворошить опавшую листву в поисках чего-нибудь вкусного.

Новокаледонские вороны решают задачки на уровне пятилетних детей!

В 2012 г. подобные навыки зафиксировали и у новозеландских попугав. Чтобы добыть необходимый для организма кальций, птицы брали в клюв финиковые косточки или мелкую гальку и терли ими ракушки моллюсков, которые лежали на дне клетки, а получившийся порошок слизывали. Жили пернатые в одном из британских природных парков, и в их компанию периодически попадали новички. Старожилы даже обучали новеньких этому «искусству»: брали в клюв орудие и показывали, как с ним обращаться.

Орудиями труда пользуются даже беспозвоночные, в частности осьминоги. В 2009 г. ученым удалось снять такие сюжеты. Осьминоги приспособились использовать в качестве защиты скорлупу кокосовых орехов. Интересно, что эту «броню» моллюски переносят с места на место, для чего им приходится проделывать непростые манипуляции. Сперва осьминог подыскивает хорошую скорлупу (или две – такое тоже случается).

Для этого он промывает находку. Отыскав нужную, помещает в нее свое тело, а если половинок две, складывает их одна в другую. Забравшись в скорлупу, он выдвигает щупальца и перемещается, перебирая ими. Дойдя до точки назначения, моллюск закапывается в песок и укрывается «панцирем». А при необходимости может залезть в одну половинку и накрыться другой.

В том же году ученые смогли задокументировать, как орудием труда пользовалась рыба. Тихоокеанская рыбка Choerodon anchoago, чтобы открыть ракушку моллюска, пользовалась камнем, причем не первым попавшимся. Она находила раковину и отправлялась на поиски подходящего камня и, найдя, принималась бить о него панцирем беспозвоночного, пока он не открывался. И, конечно, использование орудий труда свойственно приматам. Так, шимпанзе не только используют орудия труда, но и перенимают у сородичей максимально эффективные способы их применения.

Получив орудие труда, обезьяны учатся эффективно его применять

Обезьяны бонобо используют для решения разных задач различные инструменты. Когда им предложили достать еду из-под завала, для удаления слоя камней они воспользовались оленьими рогами, почву разрыхляли короткими ветками, а копали – длинными. Самка бонобо, жившая в зоопарке, для отпугивания назойливых исследователей изготовила некое подобие копья: сняла с длинной палки сучки и кору, а затем заточила зубами. При этом, как уверены ученые, животное позаимствовало идею у служащих зоопарка, которые пользовались подобными приспособлениями.

Капуцины не просто пользуются камнями, чтобы разбивать орехи, но еще и анализируют эффективность своих действий. Эти обезьянки после каждого удара проверяют, насколько успешным он был, и меняют тактику, чтобы добиться результата поскорее.

Пункт №3: Биологические и духовные потребности

Принято считать, что наряду с биологическими потребностями человек также удовлетворяет социальные и духовные. Этому противопоставляется стремление удовлетворить только биологические у животных. Но и это не совсем так. Есть ли у животных духовные потребности – сложный вопрос. Однако то, что они не ограничиваются только биологическими, у ученых уже сомнения не вызывает.

Так, животные определенно способны испытывать то, что люди называют эмоциями. Коты испытывают удовольствие от поглаживаний. В 2001 г. ученые обнаружили, что лабораторным крысам нравится щекотка. Животные даже реагировали на нее попискиваниями, немного напоминающими смех. Правда, услышать этого невозможно – крысы «смеялись» на частотах, которые не воспринимаются человеческим ухом.

Доказано, что собаки испытывают ревность — а значит, и другие эмоции

Ученым также удалось экспериментально доказать, что собаки испытывают ревность. В 2014 г. исследователи из Калифорнийского университета провели тест на 36 собаках. У каждой из них появилось три «конкурента» – мягкая игрушка, ведерко в виде тыквы и анимированный пластиковый пес. С последним хозяин должен был «общаться»: гладить, разговаривать, читать книги.

В ходе эксперимента собаки злились и были агрессивными, почти треть из них – 30% – изо всех сил старались привлечь внимание хозяина, а четверть даже огрызались на игрушку. Ведерко посчитали опасным только 1% подопытных шариков. Что интересно, несмотря на определенно искусственный характер игрушки, абсолютное большинство собак – 86% – понюхали ее под хвостом, как они делают это с сородичами. Очевидно, бобики приняли «соперников» за настоящих животных.

Пожалуй, наиболее показательным будет в этом плане отношение к сексу. Инстинкт размножения – самый сильный, ведь он обеспечивает выживание вида. Однако многочисленные исследования подтверждают, что животные предаются плотским утехам вовсе не только для продолжения рода, но и для удовольствия. Так, к примеру, самки обезьян бонобо и белолицых капуцинов совокупляются с самцами не только в тот период, когда готовы к оплодотворению.

Дельфины тоже занимаются сексом для удовольствия. Самки этих млекопитающих способны выносить и родить малыша только один раз в несколько лет, а вот случаи близости между особями происходит гораздо чаще. Среди них также распространены гомосексуальность и контакты между особями разного возраста, когда одна из них еще не готова к выполнению репродуктивной функции. Случаи гомосексуальности встречаются и у тех же бонобо, белолицых капуцинов и бурых медведей.

Дельфины занимаются сексом отнюдь не только для продления рода!

Пример дельфинов показателен еще в одном плане. Животные, обитающие в неволе, замечены в попытках вступить в близкую связь с представителями других видов. Ученые заметили, что дельфины могут «предлагать» своим соседям секс. Братья наши меньшие практикуют и оральные ласки. Ученые зафиксировали такое поведение у уже упомянутых бурых медведей, приматов, коз, гепардов, летучих мышей, львов, пятнистых гиен и овец.

Человек VS животное: кто победит?

Создавать культуру и творить для собственного удовольствия, как видим, животные пока не умеют. Или мы просто об этом не знаем? Наука развивается, исследователи обнаруживают все новые и новые удивительные подробности из жизни наших соседей по планете. Например, поведение осьминогов, рыб, дельфинов и китообразных долгое время оставалось загадкой. Все потому, что техника не позволяла наблюдать за ними в естественной среде и так, как того хотелось ученым.

Но время идет, технологии совершенствуются, и вот уже исследователи могут заглянуть в самые потаенные уголки мироздания. Даже прикрепить крошечные камеры к птичьим хвостам, как это случилось с новокаледонскими воронами. Три из пяти мифов о различии людей и животных уже развеяны. Кто знает, может быть, революционные новости, которые разнесут в пух и прах оставшиеся два, появятся уже завтра? Кто знает. Да и так ли это важно?

С каждым годом ученые узнают о разуме животных все больше

Вряд ли кто-то из нас окажется принципиально лучше и совершеннее. Человек освоил ближайшее космическое пространство – и при этом бессилен перед лицом супербактерии, которая возникла из-за бездумного приема антибиотиков им же самим. Люди придумали совершеннейшие метеостанции – и продолжают гибнуть от цунами и извержений вулканов, хотя животные узнают о предстоящем бедствии гораздо раньше и успевают спастись. Сложнейшая структура человеческих отношений все равно не в силах потягаться с идеальной иерархией, выстроенной пчелиными семьями и муравейниками.

Человек – всего лишь часть животного мира. Так что, пожалуй, самым разумным было бы считать гомо сапиенс составляющей природного разнообразия. Совершенной, прекрасной и заслуживающей существования и развития – но не больше, чем того заслуживают синий кит или мельчайшая гусеница. Потому что именно разнообразие обеспечивает жизни на Земле стабильность и продолжение. А к этому стремятся и растения, и животные, и люди. Основного инстинкта пока никто не отменял.

Потребности человека и чем они отличаются от потребностей растений и животных, придется сначала разобраться в том, что означает термин «потребности».

Потребностями в психологии и философии называется состояние, которое присуще исключительно живым организмам. Это состояние выражает зависимость организма от условий окружающей среды для существования, развития. Это же состояние обуславливает формы активности организма.

У разных организмов разные потребности. Растения нуждаются только в минеральном субстрате для питания, свете и воде.

Потребности животных более разнообразны, несмотря на то, что в их основе лежат инстинкты. Страх, питание, стремление к размножению, сон - вот основные «надобности» животных организмов.

Весьма и весьма разнообразны. Они обуславливаются двумя основными факторами: наличием первой (общей с животными) и второй сигнальной системы (речи и мышления) и высокой психической организации. Именно поэтому потребности человека столь неоднозначны, целенаправленны и являются основным источником активности личности.

Особенность человека в том, что он способен осознавать собственные субъективные представления о потребности с объективным ее содержанием. Только человек способен понять, что для того, чтобы удовлетворить потребность, нужно сначала поставить цель, а потом ее достигнуть.

Даже физические отличаются от потребностей животных. Именно поэтому они напрямую связаны с формами деятельности и могут значительно меняться в течение жизни.

Потребности человека репрезентуются как его желания, стремления, влечения и пристрастия, а их удовлетворение всегда сопровождается возникновением оценочных эмоций. Радость, удовлетворение, гордость, гнев, стыд, недовольство - вот что отличает человека от животных.

Формой проявления потребности являются желания. Они прослеживаются в стремлениях и увлечениях, они двигают всю жизнь человека и его деятельность.

Тему «человек и его потребности» изучают ученые многих специальностей: философы, психологи, экономисты и т. д., и все они пришли к однозначному мнению: если говорить о человеке, то его потребности безграничны.

Объясняется это просто. Одна потребность влечет за собой другую. По мере удовлетворения одних, у человека возникают другие потребности.

Классификация потребностей - понятие неоднозначное, их множество. Например:

  • Потребности, связанные со сферой человеческой деятельности: в работе, новых знаниях, потребность в отдыхе и общении.
  • Объектом приложения потребностей может быть материальная, духовная, биологическая, эстетическая и прочие сферы жизни.
  • Субъективно потребности подразделяются на групповые и индивидуальные, общественные и коллективные.
  • По характеру половые, пищевые, оборонительные, коммуникативные, познавательные.
  • По функциональной роли потребности, считают многие ученые, могут быть доминирующими или второстепенными, центральными или периферическими, устойчивыми или ситуативными.

Свои классификации потребностей предлагали Б. И. Додонов, Гилфорд, Маслоу и другие исследователи. Несмотря на несколько различный подход, в одном почти все они сходятся.

Все потребности человека можно разделить на естественные и культурно-приобретенные. Естественные основаны на инстинктах, закреплены на уровне генетики.

Культурные приобретаются с возрастом. Они могут быть простыми приобретенными или сложными приобретенными. Первые возникают на основе собственного опыта (например, потребность в общении с друзьями или потребность в любимой работе). Вторые возникают на базе неэмпирических собственных умозаключений. Например, верующие нуждаются в исповеди не потому, что сделали собственный вывод о том, что она нужна, а потому, что принято считать, что после исповеди становится легче.

Детерминанты потребностей . Потребности представляют тот фундамент, на котором строится все и вся психическая деятельность человека. В процессе эволюции происходит совершенствование и развитие живых существ. Этот процесс трудно объяснить только приспособлением к изменениям среды. «Уравновешивание со средой» обеспечивает лишь самосохранение индивида и вида. Оно – необходимое условие для развития, но не его направляющая тенденция.

Несомненно, что существует самостоятельный процесс эволюции, который выражается в росте и усложнении центральной организма и в освоении им среды обитания в пространственно-временных масштабах. Движущей силой этого процесса являются потребности. Их динамика, преобразование и определяют направление развития живых существ.

Активность обусловлена наличием потребностей. Потребность – это понятие, обозначающее детерминанты психического состояния индивида, отражающие испытываемую им нужду в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающие источником его активности.

Актуализация любой потребности связана с возникновением определенных изменений во внутренней среде организма. Известно, что появление потребности в пище наиболее часто возникает за счет нехватки глюкозы. На дефицит глюкозы организм, прежде всего, реагирует включением гомеостатического механизма саморегуляции, который компенсирует нарушение за счет своих резервов. В случае голода в кровь выбрасываются адреналин и глюкагон, которые превращают гликоген в глюкозу. Высвобожденная глюкоза поступает с током крови к органам и тканям. Однако, если недостаток глюкозы в крови не удается компенсировать за счет внутренних резервов организма, то возникает «пищевое поведение».

Для возникновения такого поведения необходимо, чтобы отклонение констант внутренней среды достигло бы некоторых пороговых значений. Те отклонения во внутренней среде, которые достигают или превосходят порог инициации поискового пищевого поведения, называют пищевой (биологической) потребностью. Отклонения во внутренней среде, которые компенсируются с помощью гомеостатических механизмов управления, не могут быть названы биологической потребностью. То есть биологическая потребность – это та физиологическая нужда организма, которая достигает определенной пороговой величины и которую организм устраняет через поведение.

Классификация потребностей . У человека выделяют три группы первичных потребностей: витальные, социальные и идеальные потребности познания и . У животных им соответствуют сходные три группы потребностей, которые реализуются в соответствующих формах врожденного поведения.

Биологические потребности животных направлены на сохранение целостности индивида и вида (витальная функция). Они определяют пищевое, оборонительное поведение.

Зоосоциальные потребности животных реализуются через взаимодействие с другими особями своего вида во время полового, родительского, территориального поведения.

Идеальные потребности животных создают основу для саморазвития индивида. К ним относят потребность в новизне, получении новой информации, которая реализуется в ориентировочно-исследовательском поведении. К этой группе П.В.Симонов относит и потребность преодоления , основу которой составляет специфическая , открытая И.П.Павловым и названная им свободы. В частности, она проявляется в сопротивлении животного попыткам ограничить его двигательную активность. Некоторые исследователи выделяют у животных также специфическую потребность в компетенции – в стремлении и без специального одни и те же действия, что приводит к совершенствованию двигательных навыков. Данная потребность реализуется в подражательном и игровом поведении.

У человека в норме отсутствуют реализации чисто биологических потребностей , так как их удовлетворение всегда опосредовано влиянием социальной среды.

Социальные потребности человека включают стремление принадлежать к определенной социальной группе и занимать в ней определенное место в соответствии с субъективными представлениями субъекта об иерархии данной группы. Среди социальных потребностей особо должна быть выделена потребность человека следовать поведенческим, нравственным, эстетическим нормам, принятым в том обществе, к которому он принадлежит. Без этой социальной потребности существование социальных сообществ было бы невозможным. Считается, что социальные потребности, возникая в общении, формируются независимо от витальных. Первые признаки социализации ребенка (его положительная реакция на общение с взрослым – появление улыбки, движений) возникают в результате удовлетворения потребности в привязанности. При этом ребенок обычно привязывается к тому человеку, который с ним больше общается, причем даже в том случае, если его кормит другой.

К идеальным потребностям человека относится его потребность познания окружающего мира и своего места в нем, познание смысла и назначения своего существования. Ее основу составляет потребность в новой информации, которая уже у животных обнаруживает себя в ориентировочно-исследовательском поведении.

Выделяют две группы детерминант ориентировочно-исследовательского поведения. С одной стороны, это дефицит активации в организме, который побуждает к поиску стимулов, способных изменить его активность. Этим свойством обладают стимулы, характеризующиеся новизной, сложностью, изменением, неопределенностью. С другой стороны, исследовательская деятельность побуждается недостатком, неопределенностью полученной информации. Человек с трудом переносит неопределенность, загадочность. Для устранения этого состояния существует особая форма ориентировочно-исследовательской деятельности в виде направленной любознательности. Ее цель – получить недостающие, уточняющие сведения и тем самым снизить неопределенность.

Говоря о развитии высших потребностей, А.Н.Леонтьев отмечает, что у человека открывается новая возможность: разорвать связь формирования потребностей с «потребностными состояниями организма». К ним относят высшие человеческие потребности, которые возникают за счет сдвига потребности на содержание деятельности. Это – функциональные потребности, которые отличны от биологических функциональных потребностей, в частности, от таких как потребность во или тратах мышечной силы. К новым типам потребностей – «предметно-функциональным» – относятся потребность в труде, художественном творчестве.

В каждой из трех групп потребностей (витальных, социальных, идеальных) П.В.Симонов предлагает различать потребности сохранения и развития. Дифференцирующим признаком данных потребностей является их отношение к общественно-исторической норме удовлетворения. Потребности сохранения удовлетворяются в пределах норм, потребности развития превышают их. Так, идеальная потребность сохранения удовлетворяется овладением достигнутого к настоящему моменту уровня знания, потребность развития побуждает стремиться к непознанному, ранее никем не изведанному.

Потребности и воспитание . Свое представление о нормах общественной жизни человек формирует на основе потребности следовать тем или иным эталонам поведения. При этом важная роль в усвоении ребенком норм поведения принадлежит его стремлению имитировать поведение взрослого. Поэтому в формировании этических, идеологических, нравственных принципов ребенка огромная роль принадлежит личному примеру. Ребенок стремится взрослым и тем самым практически усваивает принципы, которым они руководствуются, а не те правила поведения, которые стараются привить ему, обращаясь к его сознанию. Особенно пагубно для воспитания молодого человека расхождение личного примера и декларации высоконравственных норм поведения, что ведет к формированию цинизма.

Особое значение для имеет стремление человека к компетентности, его потребность в вооруженности. Только на базе этой потребности формируется высокий уровень профессионализма, мастерство. Удовлетворение этой потребности порождает радость по поводу своего умения. За счет этих положительных даже самая рутинная деятельность приобретает привлекательность. В школе радость познания, узнавания нового должна постоянно дополняться радостью уметь и мочь. Это делает учение успешным и интересным. Удовлетворение потребности в компетентности положительно влияет на формирование характера человека. Высокий уровень компетентности делает его уравновешенным, уверенным, спокойным, самостоятельным, независимым.

Огромное значение для развития и воспитания ребенка имеет раннее детство. Многие черты поведения закладываются именно в этот период. Это явление связывают с существованием на ранних этапах онтогенеза периодов с повышенной чувствительностью (критические периоды). В функциональном развитии имеется множество критических периодов. Понятие критического периода введено по аналогии с периодом наилучшего проявления импринтинга. Особенности влияния внешней среды, состояния организма в критический период накладывают неизгладимый след на всю дальнейшую судьбу индивида.

Исследования показали, что если в критический период произошла депривация каких-либо потребностей, например, сенсорная депривация, то развиваются дефекты, которые не компенсируются. Сенсорная депривация – продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений. В условиях сенсорной депривации у человека актуализируется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода. Сенсорная депривация в раннем возрасте ведет к нарушению интегративных функций мозга, к ухудшению обучения.

Если же в критический период онтогенеза индивида подвергать не депривации, а наоборот, усиленным воздействиям, то развивается способность противостоять не только отрицательным воздействиям, но и многим другим стрессорам, то есть развивается довольно сильная стрессоустойчивость.

Критический период на ранних этапах онтогенеза имеет важное значение и для первичной социализации. Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального , осуществляемый в общении и деятельности. Для детей в возрасте между 5 и 12 месяцами характерно нарастание страха перед незнакомцами, что позволяет предположить, что у человека период первичной социализации завершается в возрасте около 5 месяцев.

Таким образом, наличие периодов повышенной чувствительности характерно человека. Протяженность критических периодов у человека может варьировать от нескольких месяцев до нескольких лет. Периоды повышенной чувствительности имеют важное значение как для формирования индивидуальных особенностей, способностей, так и потребностей индивида.

Потребность - это физическая нужда, которую испытывает животный организм в чем-то.

Животный организм - открытая система, зависимая от среды обитания. В процессе жизнедеятельности расходуется энергия, пластический материал, вода, минеральные вещества и витамины. Источником энергии и различных жизненно важных веществ является среда обитания животного. Именно нужда активизирует поведение животного на поиски необходимого для стабилизации гомеостаза. Поведение в данной ситуации выступает в качестве инструмента устранения возникшей нужды. Возникновение потребностей является отражением реально развивающихся в организме животного изменений физико-химического гомеостаза.

Потребности животных условно подразделяют на две группы: витальные (биологические) и зоосоциальные.

Витальные потребности направлены на поддержание и сохранение целостности индивидуума. Сюда относятся метаболические потребности (потребность в кислороде, питательных веществах, воде, а также потребность в дефекации, мочеиспускании, в движении), потребность в отдыхе и сне, потребности самосохранения (уход за телом, оборонительные действия, поиски комфортных условий), потребность в постоянной и разнообразной сенсорной афферентации. Кроме того, выделяют потребность животного в жизненном пространстве (рефлекс свободы, по И. П. Павлову) и потребность в новизне обстановки (ориентировочно-исследовательская активность).

У любой особи популяции или вида биологическая нужда имеет вполне конкретные очертания. Наиболее разрушительные для организма последствия неудовлетворения потребностей связаны с метаболической нуждой . Так, без кислорода животный организм (по крайней мере, аэробы) может существовать всего несколько минут. Без воды - несколько суток. Без пищи - несколько недель.

У животных периодически возникает нужда в опорожнении прямой кишки и мочевого пузыря. У рыб, большинства птиц и млекопитающих, потребляющих большие объемы растительной пищи (жвачные, лошади, грызуны и др.), дефекация и мочеиспускание осуществляются безусловнорефлекторно. У таких животных, как собаки, кошки, свиньи, эти важные для поддержания гомеостаза физиологические процессы контролируются корой больших полушарий, т. е. имеют произвольный характер.

Особняком стоит потребность в отдыхе и сне . Эту потребность правомерно отнести к потребностям метаболического типа. Но в силу специфичности и большой биологической значимости эту потребность можно выделить и в особую категорию. Регулярный сон необходим всем без исключения животным. Депривация сна приводит к комплексу болезненных явлений, включая метаболические патологии. Поэтому потребность животных в сне составляет не менее 8 часов в сутки. У некоторых видов и возрастных групп животных потребность в сне достигает 20-22 часов в сутки (ленивец, сони, старые кошки, новорожденные).

Потребность в постоянном афферентном потоке исследователи расценивают как биологическую потребность на основании результатов экспериментов, выполненных на животных и человеке. Еще И. П. Павлов указывал на то, что у собак в звукоизолирующей камере (депривация акустической афферентации) развиваются нервные срывы и метаболические нарушения. Монотонная звуковая стимуляция на некоторое время улучшает состояние животного. Звуки, предъявляемые животному не ритмически, а в случайном порядке, более эффективны по сравнению с монотонными звуковыми стимулами. Монокулярная и контурная зрительная депривация котят в критические периоды их развития приводила к тому, что у животных впоследствии нарушалась способность к преодолению препятствий, прыжкам, выполнению других сложных локомоций.

В опытах на человеке исследователи создавали более жесткую изоляцию. Добровольцев в специальном снаряжении, напоминающем скафандр космонавта, погружали в жидкость с особыми свойствами. В условиях эксперимента человека лишали зрительных, звуковых, обонятельных, вкусовых и даже тактильных раздражителей. Депривация афферентации очень быстро приводила к развитию психических аномалий (зрительные, звуковые галлюцинации) и нарушению функций вегетативных органов.

Особое значение сенсорная афферентация имеет для формирования психики животных на начальных этапах онтогенеза. Причем в разные периоды своего развития молодые животные имеют различную чувствительность к стимулам различной модальности. Например, обездвиживание куриных эмбрионов при помощи миорелаксантов на ранних этапах инкубации яиц приводит к необратимым последствиям в психомоторной сфере цыплят после выклева. Изоляция щенков в чувствительный период социализации (с 3-й по 10-ю недели жизни) нарушает процесс социализации в более позднем возрасте. Такие собаки испытывают проблемы общения с себе подобными и с человеком.

Роль зрительной афферентации в формировании психики экспериментально доказали и опыты С. Blakemore и G. F. Cooper. С двухнедельного возраста котят ежедневно на 5 часов помещали в специальный манеж, в котором стены были расписаны или вертикальными, или горизонтальными черно-белыми линиями.

В возрасте 5 месяцев котят поместили в обычный манеж, к которому после подробного изучения новой обстановки они быстро адаптировались. Однако у животных навсегда остался след от влияния той среды, в которой они содержались в чувствительный период. Игровое поведение у них было нарушено. Одни котята реагировали только на качающиеся горизонтальные палочки, другие, наоборот, на горизонтальные палочки не обращали никакого внимания, но активно играли с вертикальными подвижными палочками. Если ориентацию палочки изменяли во время игры, котята прекращали манипуляции с предметом и вели себя так, будто палочки в манеже вообще не было.

Позже было установлено, что афферентация в чувствительный период развития играет решающую роль в развитии функциональной активизации коры больших полушарий котят. После того, как у котят открываются глаза, афферентный поток от светочувствительных элементов сетчатки начинает активизировать нейроны в той части коры, которую называют зрительной корой. Причем в условиях опыта вертикальные и горизонтальные линии на стенке манежа активизировали разные нейроны в составе зрительной коры котят. В случае, когда те или иные линии не предъявлялись котятам, то и нейроны, ответственные за их восприятие, оставались функционально недоразвитыми (котята эти линии не видели). У котят, выращенных в нормальной (богатой на зрительные раздражители среде) в коре присутствуют нейроны, воспринимающие линии различной ориентации.

У котят из опытных групп рецепция вертикальных и горизонтальных линий была бесповоротно нарушена. Например, котята «горизонтальной» группы воспринимали только горизонтально расположенные палочки с отклонением не более, чем на 20°. Когда палочка отклонялась на больший угол от горизонтальной оси, котенок переставал ее замечать. Следовательно, богатство среды обитания посредством зрительного ее восприятия оказывает огромное влияние на развитие психики и поведения животного.

В более жестоких экспериментах котят длительное время круглосуточно содержали в полной темноте. В результате во взрослом состоянии такие животные вообще оставались слепыми вследствие морфофункционального недоразвития различных компонентов зрительного анализатора.

Таким образом, существуют экспериментальные доказательства наличия у животных и человека явления, которое условно называют сенсорным голодом. Деафферентация животного, частичная или тотальная, временная или постоянная, содержит в себе вполне реальную угрозу структурного или функционального повреждения организма. Поэтому причисление нужды животного организма в сенсорной афферентации к группе витальных потребностей вполне обосновано.

Большое значение для понимания причин поведения животных имеет и анализ их потребностей в жизненном пространстве и новизне среды обитания . Лишение жизненного пространства или однообразие обстановки переносится животными по-разному. Некоторые виды животных, предрасположенные к одомашниванию, адаптируются к ограничению жизненного пространства и однообразию среды обитания, т. е. потребности животного в жизненном пространстве и в новизне не столь трагичны по своим последствиям, как потребности метаболические. Благодаря такой биологической особенности некоторых видов животных в окружении человека появился современный крупный рогатый скот, домашняя лошадь, свинья, породное многообразие овец, собак и кошек. Однако и у одомашненных животных существует ярко выраженная потребность в новизне обстановки. Опыты на лабораторных крысах показали, что если крысят в критический период развития (с 21-го дня жизни) содержать изолированно в клетке и кормить однообразным по физической форме кормом (порошок), то в зрелом возрасте животные неадекватно ведут себя в новой для них обстановке. У них проявляется необоснованный страх перед всем новым, включая новую физическую форму корма (гранулы вместо порошка), знакомого им по предыдущему опыту, т. е. у животных нарушается механизм поведенческой адаптации к среде обитания.

Потребности самосохранения включают комплекс явлений. Здесь можно выделить потребность самозащиты от врагов, потребность в груминге (уход за собственным телом), потребность в комфортных условиях (избегание сырого и холодного места, устройство места для отдыха).

Большинство диких животных после поимки и последующего содержания в условиях ограничения жизненного пространства погибают в результате развивающихся вторичных заболеваний вследствие неудовлетворенности потребностей в жизненном пространстве и новизне обстановки. Биологическое значение этих потребностей вызвано необходимостью у диких животных расширять ареал обитания с целью обеспечения кормовыми ресурсами, защиты от неблагоприятных природно-климатических явлений, уклонения от встречи с хищниками и удовлетворения зоосоциальных потребностей.

Зоосоциальные потребности , так же как и витальные, развиваются как результат выраженного изменения внутреннего равновесного состояния животного организма. Материальной основой их возникновения служат два фактора: изменение возбудимости (электрического состояния) определенных групп нейронов (нервных центров) и изменение гормонального статуса организма. Потребности этого типа можно условно разделить на три группы: потребности находиться в окружении представителей своего вида (популяции), т. е. быть членом группы; потребности проявлять видотипичные поведенческие действия; потребности занимать в группе определенное иерархическое положение. Зоосоциальные потребности обеспечивают стабилизацию внутреннего состояния отдельного представителя группы и стабилизируют группу в целом. В этологическом плане зоосоциальные потребности выступают как физиологическая основа таких проявлений жизни животных, как половое и родительское поведение, игровое поведение, миграции, реакции самосохранения, адаптация к неблагоприятным природно-климатическим условиям жизни.

Такие потребности, как потребность в питательных веществах (голод), в воде (жажда), в отдыхе (мышечное утомление), хорошо описываются количественными показателями. Следовательно, потребность как объективно существующая реальность имеет свою модальность и пороговые характеристики.

Голод у моногастричных животных ощущается при снижении концентрации глюкозы в крови ниже 80 мг%. Жажда возникает, когда животное теряет за счет воды более 5% живой массы. Потребность в отдыхе (прекращении мышечной работы) возникает при накоплении в крови молочной кислоты, пирувата, снижении pH крови до 7,0. Специалисты по спортивной медицине предлагают оценивать предельное утомление спортсмена при помощи ряда биохимических индексов, как то: соотношение лактат: НЭЖК = 1,5-3,0; соотношение пируват: НЭЖК = 3-10; соотношение лактат: кетоновые тела = 5-20.

Порогом анаэробного обмена считается концентрация молочной кислоты в крови около 4 ммоль/л.

Однако при мышечном переутомлении концентрация молочной кислоты в крови кратковременно может превысить и 20 ммоль/л. Этот уровень лактата в крови и снижение pH крови до 7,0 совпадают с непреодолимым желанием прекратить работу, т. е. предопределяют потребность организма в отдыхе.

Изменения гомеостатического равновесия реципируются различными чувствительными нервными окончаниями. В результате в состояние сильного возбуждения приходят нервные центры гипоталамуса, которые через синаптические связи активизируют структуры лимбической системы. В формате индивидуума потребность выражается формулой «я хочу». Я хочу пить, спать, есть и пр., т. е. я хочу изменить возникшее состояние, потому что оно неприятно. Потребность всегда сопровождается неприятными ощущениями (жажда, голод, переполнение мочевого пузыря, сырое и холодное место). Удовлетворение потребности приводит к возникновению приятного ощущения (удовлетворение жажды, сытость, снижение давления на стенки мочевого пузыря и прямой кишки, оргазм в процессе полового акта). Результатом удовлетворения потребности может быть простое избавление от неприятного ощущения (прекращение боли, уклонение от дождя и снега в укрытии, уклонение от угрожающего фактора).

Оценка степени неприятности от возникшей потребности индивидуальна, т. е. значимость потребности оценивает нервная система. Развивающееся состояние животного организма при этом уже не укладывается в рамки понятия «потребность» только с биохимическим или физическим контекстом. Для его обозначения применяют другие термины, например, «мотивация поведения», «мотивационное состояние» или просто «мотивация», акцентируя внимание на его сугубо нервном содержании.