Организация занимающаяся проведением международных сравнительных исследований. Медианар «Современные международные системы оценки качества образования

Самойлова Марина Ивановна,
заместитель директора
ГОУ «Педагогический колледж № 6»
г. Москва

«Школа России» в контексте требований международного проекта
«Изучение качества чтения и понимания текста»
PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study)

Данное исследование сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, что помогает выявить различия в национальных системах образования. Международные сравнительные исследования по оценке качества образования имеют большое научное и практическое значение. Совместно с ведущими специалистами мира разрабатываются методики исследований по оценке учебных достижений, по разработке инструментария исследований, по формированию репрезентативной выборки учащихся, по обработке и анализу результатов исследования.
Исследование проводится циклично – один раз в пять лет. К настоящему времени проведено два цикла: в 2001 и в 2006 годах. Цель участия нашей страны - получение ответов на вопросы:
- Насколько хорошо читают российские выпускники начальной школы по сравнению со своими сверстниками в других странах?
- Какими уровнями читательской грамотности владеют российские школьники?
- Любят ли читать учащиеся четвертого класса?
- Как семья способствует развитию грамотности?
- Имеет ли процесс обучения
чтению в России особенности по сравнению с другими странами, если да, то в чем заключаются эти особенности?
- Отличаются ли методы обучения, которые используют наши учителя, от методов, используемых учителями в других странах?

Группы читательских умений, которые были исследованы:
1. Нахождение информации, заданной в явном виде.
2. Интерпретация и обобщение информации.
3. Формулирование выводов.
4. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Используются литературные и информационные (научно-популярные) тексты.
Виды чтения, которые чаще других используются учащимися:
1. Чтение с целью приобретения читательского литературного опыта.
2. Чтение с целью освоения и использования информации.

ГОУ «Педагогический колледж № 6» г. Москва изучил содержание системы учебников «Школа России» на предмет формирования читательских умений, исследуемых PIRLS. Основное внимание уделялось учебникам завершенных предметных линий «Литературное чтение», «Русский язык» и «Окружающий мир», т.к. именно материал данных учебников в первую очередь способствует развитию читательских способностей. Но в процессе работы стало очевидно, что задания, которые формируют данные умения, системно присутствуют также и в учебниках завершенных предметных линий «Математика» и «Технология». Более подробно остановимся на содержании учебников 1-2 классов по предметам литературное чтение, русский язык и окружающий мир.

Нахождение информации, заданной в явном виде
Многие задания, которые есть на страницах учебников завершенной предметной линии «Окружающий мир» авт. А.А.Плешаков способствуют формированию данных умений у учеников начальной школы. Например, после описания особенностей города и села, детям предлагается определить, на какой из фотографий изображен город, а на какой – село. Важно, что дети должны обосновать свой выбор, опираясь на информацию, предложенную в текстах. Вопросы, на которые дети отвечают после чтения, также способствуют нахождению информации, заданной в явном виде.
Пример другого задания: после изучения сезонных явлений в природе нужно определить, какие сезонные изменения могут произойти с объектами, изображенными на рисунках. Достаточно много таких заданий и в учебнике завершенной предметной линии «Литературное чтение» авт. Л.Ф. Климановой. Например, после чтения текста о ежах, предложенного в энциклопедии, и текста Е.Чарушина «Еж» дети должны сравнить информацию, полученную из этих источников. Вопросы, на которые отвечают дети, помогают обратить их внимание на существенные детали, выбрать важную информацию.
На формирование умения находить информацию, заданную в явном виде, направлены такие приемы, представленные в системе учебников «Школа России»:
- вопросы констатирующего характера;
- вопросы поискового и обобщающего характера;
- работа с иллюстрациями (задания на выявление свойств, качеств, классификацию, сериацию и т.д.);
- активизация знаний, полученных в повседневной жизни. Формулирование выводов. Этому способствуют такие задания:
- вопросы обобщающего характера;
- задания на классификацию;
- создание учащимися моделей, схем;
- установление соответствия;
- выбор решения и его обоснование;
- задания на сравнение, сопоставление.

В учебнике «Окружающий мир» авт. А.А.Плешаков после чтения рассказов К.Ушинского «Портрет кошки», В.Гершун «Кошки на работе» и Э.Самусенко «Промокший до нитки» дети должны сделать выводы, какую роль кошки и собаки играют в жизни человека, и составить общий план рассказа о домашнем питомце. Ответ по плану помогает ребенку ясно и четко формулировать свой рассказ. На другой странице находятся такие задания: после знакомства с тем, что такое экономика, учащиеся должны сделать вывод о том, какие отрасли экономики работают, чтобы мы могли утром выпить стакан молока, объяснить, как различные отрасли связаны между собой. После прочтения рассказа академика А.Е.Ферсмана о его коллекции камней и горных пород дети отвечают на вопрос, как человек использует богатства земных кладовых. При этом они должны обобщить полученную информацию и сделать соответствующие выводы.

В учебнике «Литературное чтение» авт. Л.Ф. Климановой учащимся предлагается такое задание, направленное на формирование умения обобщать и делать выводы: обсудите с другом, в чем проявляется творчество читателя, его умение, талант. Предложенные варианты ответов помогают наиболее точно сформулировать свою точку зрения.

В учебнике завершенной предметной линии «Русский язык» авт. В.П.Канакина задание сформулировано предельно ясно: «Сделайте вывод, как в разговорной речи большинство людей используют данные (изучаемые) формы имен существительных. Подготовьте сообщение со своими выводами и представьте его в классе». Интерпретация и обобщение информации. Наиболее полно эти умения формируется у учащихся при выполнении следующих заданий:
- проектная деятельность;
- вопросы поискового характера;
- составление рассказов на основе изученного;
- подготовка сообщений на различные темы;
- составление планов;
- иллюстрирование;
- рассматривание иллюстраций, их сравнение и описание;
- проблемные ситуации, проблемные вопросы;
- подбор названий к текстам, пословиц, отражающих основную мысль текста;
- объяснение слов, подбор лексики в соответствии с заданными признаками;
- загадки, отгадывание и составление;
- классификация, ее обоснование.

В учебнике «Русский язык» авт. В.П.Канакина разработаны проекты, которые учат интерпретировать информацию. Например, после изучения темы «Скороговорки» учащимся предлагается выполнить такую работу: составить книгу «Веселые скороговорки». При этом нужно соблюдать одно условие: в скороговорках должны быть слова с каким-либо шипящим звуком. К каждой скороговорке можно сделать рисунок.

Способность обобщать информацию развивают такие задания: «Рассмотрите с другом рисунки. Как выглядят современные и старинные книги? Что в них общего и чем они отличаются? Составьте план экскурсии по библиотеке и другие подобные задания».
В учебнике «Литературное чтение» авт. Л.Ф. Климанова предлагается задание, составить по рисунку рассказ про цыпленка, придумать окончание этой истории. Формированию способности к обобщению и навыков точной интерпретации информации способствуют ответы на вопросы:
- Почему автор назвал стихотворение «Кошкин щенок»?
- Как по-другому можно назвать стихотворение? Придумай свое название.
- Какой характер у щенка?
Также способствуют формированию данных читательских умений такие задания: «Обсудить с другом, почему книгу называют собеседником. Разделить высказывания на две группы: о книге и о чтении», «Придумай рассказ, который можно закончить пословицей «Где труд, там и радость».
Ответ на вопрос после чтения рассказа Я.Тайца «Волк»: «Почему Маша сделала вывод, что волку стыдно», также требует умения интерпретировать прочитанный текст.
Как мы видим, задания разнообразны, но при этом они направлены на формирование таких важных читательских умений, как интерпретация и обобщение информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. На формирование данных умений направлены такие задания:
- сравнение двух произведений;
- соотнесение содержания текста с пословицами и поговорками;
- вопросы, помогающие понять мотивы поступков героев;
- подбор синонимов, антонимов, объяснение многозначных слов;
- подбор эпитетов, сравнений;
- толкование слов;
- обоснование умозаключений строчками и словами из текстов;
- сравнение образных оборотов речи;
- рассказ по рисункам;
- составление планов;
- работа со схемами;
- пересказ по ролям, по частям, от лица героя.
Анализ и оценка содержания текста происходит, когда учащиеся объясняют название текста, отвечают на вопрос, кого можно назвать лучшим другом, выясняют, какими качествами должен обладать лучший друг («Литературное чтение» авт. Л.Ф.Климанова). Выполнение такого задания, как: «Сравни рассказ «Лучший друг» и стихотворение «Подарок», соотнеси содержание стихотворения с пословицами», развивает у учащихся способность к анализу и оценке. Помогает выполнить данные задания выбор правильного ответа из двух вариантов. Вопрос, можно ли сказать, что герои произведения настоящие друзья, также работает на развитие аналитических способностей. Анализа содержания текста требует от учащихся выбор, какое произведение небылица, а какое считалка; объяснение, что общего между считалкой и небылицей, что роднит небылицу со сказкой. Выделение существенных отличительных признаков формирует у детей такую мыслительную операцию, как анализ, оценка всегда требует обобщения, и при этом формируется такая операция мышления, как синтез. Ряд других заданий, которые мы можем видеть на страницах учебника «Литературное чтение», направлен на решение тех же задач. А именно: «Можем ли мы сказать, что поэт изобразил зиму как живое существо? Докажи, используя слова из стихотворения», «Можно ли догадаться о настроении людей, встретивших зиму? Как воспринимает зиму поэт? В каких строках это передано особенно ярко?» (отрывок из романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина «Зима!...Крестьянин, торжествуя…»). На анализ языковых особенностей направлены вопросы: «Как ты понимаешь выражения весна идет сторонкой, слышен голос звонкий?», «Можно ли услышать песенку ручья? Как это удалось поэту?» (А.Блок «На лугу»).
Усвоению образных средств языка способствует задание «Сравни выражения: разбитая посуда, разбитая дружба». Аналогичные задания, направленные на анализ языковых особенностей текста, мы видим довольно часто на страницах учебника литературного чтения. Например:
-подумай, с помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев?
- какие сочетания слов повторяются в стихотворении?
- о ком можно сказать «проснется и заплачет»? Как ты представляешь эту картину?
Для понимания текста важно умение выделять его структурные элементы. Множество заданий в учебнике литературного чтения решает эту задачу. Например: «расскажи сказку по рисункам, озаглавь каждый элемент», «что было в сказке сначала, что – потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи». «Рассмотри картинный план к рассказу «На горке». Проверь, соответствует ли план событиям рассказа. Каких рисунков не хватает? Перескажи текст, используя картинный план. С чего ты начнешь, как продолжишь, чем закончишь рассказ?» «Перескажи рассказ от лица Котьки».

На основании анализа содержания учебников УМК «Школа России» можно сделать вывод, что в них предусмотрено большое количество вопросов и заданий, направленных на формирование читательских умений, исследуемых PIRLS. По итогам исследований был сделан вывод, что система учебников «Школа России» обеспечивает формирование умений, исследуемых PIRLS, т.к. акценты, расставленные авторами учебников в формулировках заданий и упражнений совпадают с умениями, проверяемыми PIRLS и отражают:
приоритет понимания школьником смысла текста над его воспроизведением;
причинно-следственный, аналитический подход учащихся в работе с текстом;
суждения учащихся о прочитанном аргументированы, доказательны, оригинальны;
неформальный, занимательный характер вопросов учащихся;
высокий уровень сформированности сложных (аналитико-синтетических) умений в работе с текстом.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Современные исследования качества образования (международные, национальные, региональные)

2 1. Концепция участия России в международных сравнительных исследованиях качества образования 2. Международные исследования качества образования 3. Национальные исследования качества образования 4. Региональные исследования качества образования

3 1. Концепция участия России в международных сравнительных исследованиях качества образования Модель управления качеством через оценочные процедуры Международные исследования Национальные исследования (НИКО), ВПР ЕГЭ, ГИА-9 Региональные исследования Независимая оценка качества Процедуры государственной регламентации Исследования компетенций учителей Исследования на уровне образовательных организаций Олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы Внеучебные достижения и дополнительное образование Дошкольное образование Общее образование Дополнительное образование Профессиональное образование Органы государственной власти Образовательные организации Общественные организации Граждане

4 Что дает участие в международных исследованиях для ОСОКО? 1. Формирование профессионального сообщества на федеральном и региональном уровнях Федеральный уровень: Например ЕГЭ разработчики, тестологи/математика, русский язык, обществознание, физика, химия, биология, география/ Региональный уровень Организаторы ЕГЭ, специалисты аттестационных служб 2. Разработка КИМ Создание заданий нового типа, технология разработки, статистический анализ задний и КИМ 3. Использование подходов и программмного обеспечения для шкалирования и обработки данных 4. Проведение вторичного анализа данных для выявления факторов, связанных с эффективностью и качеством образова-ния

5 Апробированные и новые направления международных исследований для РФ Апробированные направления Новые направления TIMSS с 1995 г. PISA с 2000 г. PIRLS с 2001 г. TALIS Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey) PIAAC Программа международной оценки компетенций взрослых (Programme for the International Assesment of Adult Competencies)

6 Основные тенденции участия РФ ФЦПРО гг. предусматривает участие РФ в следующих международных исследованиях: TIMSS PISA PIRLS ICCS TALIS

7 Основные тенденции участия РФ В исследование PISA 2018 вводится новое направление «глобальная компетентность». 3. Исследование PIRLS-2016 проведено. Участвовало половина субъектов РФ. Результаты будут обработаны и выложены в 2017 году. 4. РФ подана заявка на участие в исследовании TIMSS -2019

8 Основные тенденции участия РФ ноября 2016 г.будут открыты результаты TIMSS на официальном сайте исследования 6. 6 декабря 2016 г.будут открыты результаты PISA на официальном сайте исследования декабря Рособрнадзор проведет семинар по обсуждению результатов исследований

9 2. Международные исследования качества образования

11 Результаты исследования TIMSS-2011

16 Особенности исследования PISA Годы исследования Особенности Результаты РФ PISA-2000 в тесте участвовало учеников из 32 стран. PISA Больше PISA учеников участвовало в PISA-2003, это представители 43 стран. PISA в исследовании принимали участие 74 страны. PISA принимали участие 65 стран, включая 34 страны ОЭСР Основной темой было умение читать и понимать прочитанное. Две трети вопросов этого теста были посвящены именно этому.россия по чтению набрала 462 балла (27-е место), по математике 478 баллов, по научной грамотности 460 баллов По чтению лидером стала Финляндия, набравшая 543 балла. Россия получила 442 балла, США 495 баллов, Сербия 412 баллов. По математике лидером стал Гонконг, набравший 550 баллов. Россия набрала 468 баллов (32-е место), США 483 балла, Италия 466 баллов. По научной грамотности лидером стала Финляндия, набравшая 549 баллов. У России 489 баллов, у США 491 балл Россия среди 57 стран по чтению была на 36 месте, набрав 440 баллов. Лидером оказалась Южная Корея, получившая 556 баллов. [ По математике Россия набрала 476 баллов, лидером стал Тайбэй, набравший 549 баллов. США набрали 468 баллов, Израиль 442 балла. По научной грамотности Россия набрала 479 баллов. Лидером стала Финляндия, набравшая 563 балла. Италия набрала 475 баллов, США 489 баллов По чтению Россия оказалась на 42-м месте, набрав 459 баллов и улучшив таким образом свой результат по сравнению с 2006 годом. Лидером по данному показателю стал китайский город Шанхай, набравший 556 баллов. Россия в рейтинге PISA 2009 заняла место выше Сербии и Болгарии и ниже Турции и ОАЭ. По математике Россия набрала 468 баллов (38-е место), по научной грамотности 478 баллов (39-е место) Наряду с ранее использовавшимися участникам впервые в истории массового тестирования и оценки были предложен новый тип задач интерактивные задачи (interactive problems), требующие самостоятельного обследования нового объекта - виртуального устройства (например, MP3-плеера, кондиционера) и последующих ответов о закономерностях и особенностях его работы. (Статьяанализ на эту тему приведена в доп материалах) PISA Результаты исследования будут открыты г. PISA Планируется участие РФ. Вводится новое направление «глобальная компетентность»

17 Результаты стран по финансовой грамотности PISA-2012

18 PIRLS «Изучение качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study) учащиеся 4 класса, 2001 г., 2006 г., 2011 г., 2016 г. Годы исследования Результаты исследований PIRLS-2001 В исследовании приняли участие 35 стран. Выборка России включала учащихся из 206 школ 45 регионов страны. В каждой школе проводилось тестирование и анкетирование учащихся, а также анкетирование родителей этих учащихся, учителей и представителей администрации школы. Всего в исследовании участвовали 4093 выпускника начальной школы, 4050 родителей, а также 206 учителей начальных классов и 206 представителей администрации участвовавших в исследовании школ. В качестве задания предлагалось 10 вариантов теста. Всего в тестах использовались 4 литературных текста: «Перевернутые мыши», «Кусочек глины», «Цветы на крыше», «Заяц предупреждает о землетрясении»; 3 научно-популярных текста: «Леонардо да Винчи», «Ночи тупиков», «Антарктида»; и текст «По маршруту вдоль реки», содержащий различные формы представления информации. Все варианты теста имели одинаковую структуру и уровень трудности. Все варианты теста состояли из двух частей, в каждой из которых давался один текст и от 11 до 14 заданий к тексту. На выполнение работы отводилось 80 минут, по 40 минут на каждую часть. PIRLS-2006 В исследовании приняли участие около учащихся из 40 стран. Выборка каждой страны составляла около 4000 учащихся примерно из 150 школ. Россию представляли 4955 выпускников начальной школы из 232 общеобразовательных организаций 45 регионов страны. Для проведения тестирования учащихся были подготовлены 10 текстов (5 литературных и 5 информационных) и 126 заданий к ним. В результате проведённого исследования наилучшие результаты продемонстрировали учащиеся России, Гонконга и Сингапура. Россия заняла первое место.

19 PIRLS «Изучение качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study) учащиеся 4 класса, 2001 г., 2006 г., 2011 г., 2016 г. Годы исследования PIRLS-2011 PIRLS-2016 Результаты исследований В исследовании приняли участие около учащихся из 45 стран. От России участвовал 4461 выпускник начальной школы из 202 общеобразовательных учреждений 42 регионов страны. По сложившейся традиции в исследованиях, Англия, Северная Ирландия, франкоговорящая часть Бельгии, Гонконг представлены как самостоятельные участники, поскольку имеют свои существенные отличия в образовательных системах. Выборка каждой страны составляла около 4000 учащихся из школ. По данным 2011 года учащиеся Гонконга, России, Финляндии и Сингапура оказались самыми успешными в овладении чтением; четвероклассники этих стран показали лучшие среди всех стран-участниц результаты. Различие в средних баллах этих стран не является значимым. Результаты остальных странучастниц существенно ниже результатов четырёх лидирующих стран. Средний балл российских учащихся равен 568. Исследование проведено в 2016 году. Результаты будут обработаны и оформлены в 2017 году. Принимало участие 42 субъекта РФ. Видеозапись выступления Е.С.Смирновой "Проведение международного исследования PIRLS-2016" можно посмотреть и скачать

20 Результаты исследований PIRLS-2001, 2006 и 2011 годов

21 Список субъектов РФ, принимавших участие в программе PIRLS-2011

22 Результаты сравнительного анализа содержательных, методологических, организационных и технологических аспектов международных сравнительных исследований качества образования Название исследования Содержательные аспекты: Методологические предмет исследования аспекты: особенности выборки Представительная выборка уч-ся 4, 8 и 11 классов 1. TIMSS Образовательные достижения по математике и естествознанию, факторы 2. PISA Читательская, математическая и естественнонаучная грамотность, факторы 3. PIRLS Читательская грамотность, факторы 4. TEDS Подготовка по математике и методике преподавания, факторы 5. ICCS Образовательные достижения по граждановедению, факторы 6 ICILS Компьютерная грамотность, факторы Представительная выборка 15-летних учащихся Представительная выборка уч-ся 4 класса Представительная выборка студентов 5 курса мат. и пед. фак-тов вузов Представительная выборка уч-ся 8 класса Представительная выборка уч-ся 8 класса Организационные Технологические аспекты: кто проводит, аспекты: обработка число стран данных IEA, 60 стран IRT-шкалирование, балльная шкала OECD, 65 стран IRT-шкалирование, балльная шкала IEA, 49 стран IRT-шкалирование, балльная шкала IEA, 17 стран IRT-шкалирование, балльная шкала IEA, 43 страны IRT-шкалирование, балльная шкала IEA, 34 страны IRT-шкалирование, балльная шкала 7. PIACC Функциональная грамотность Представительная выборка взрослого населения OECD, 32 страны IRT-шкалирование, балльная шкала 8. TALIS Опрос учителей школы Представительная выборка учителей стран-участниц OECD, 33 страны IRT-шкалирование по отдельным конструктам

23 Анализ процедур и нормативного обеспечения оценки качества в международных исследованиях Исследования Основные процедуры оценки и контроля Нормативное обеспечение оценки качества образования и контроля качества образования TIMSS Тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование родителей учащихся, учителей и администрации образовательных учреждений PISA PIRLS TEDS ICCS ICILS PIACC TALIS Тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование администрации образовательных учреждений Тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование родителей учащихся, учителей и администрации образовательных учреждений Тестирование и анкетирование студентов, анкетирование преподавателей и администрации образовательных учреждений Тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование учителей и администрации образовательных учреждений Тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование учителей и администрации образовательных учреждений Тестирование и анкетирование взрослого населения Анкетирование учителей и администрации образовательных учреждений Концептуальные (рамочные) подходы к оценке образовательных достижений. Стандарты качества IEA Концептуальные (рамочные) подходы к оценке образовательных достижений. Стандарты качества OECD Концептуальные (рамочные) подходы к оценке образовательных достижений. Стандарты качества IEA Концептуальные (рамочные) подходы к оценке образовательных достижений Стандарты качества IEA Концептуальные (рамочные) подходы к оценке образовательных достижений. Стандарты качества IEA Концептуальные (рамочные) подходы к оценке образовательных достижений. Стандарты качества IEA Концептуальные (рамочные) подходы к оценке образовательных достижений. Стандарты качества OECD Концептуальные (рамочные) подходы к оценке образовательных достижений. Стандарты качества

24 3. Национальные исследования качества образования

25 Емкость выборки при проведении исследований качества образования

26 Особенности реализации НИКО

28 График проведения международных, федеральных и региональных исследований качества образования в 2016 г. (март-октябрь) (ближайшее время) Дата Исследование Примечание 22 марта НИКО: история, обществознание 6 класс 24 марта НИКО: история, обществознание 8 класс 12, 14, 19, 21 апреля апреля мая июнь Всероссийские проверочные работы (4 класс русский язык, математика, окружающий мир, 5 класс русский язык, математика, биология по желанию) Международные исследования качества образования: PIRLS Исследование профессиональных компетенций учителей литературы и истории ГИА-9 введение обязательных экзаменов по 2 учебным предметам по выбору учащегося (без учета результатов экзаменов при выставлении итоговой отметки в аттестат) В течение года запланировано проведение лонгитюдного исследования качества дошкольного образования (проводится в течение двух лет) 4 октября НИКО: иностранные языки 5 класс 6 октября НИКО: иностранные языки 8 класс

29 НИКО 2016 (история 6 и 8 классы) и обществознание (6 и 8 классы)

30 Подходы к оцениванию выполнения диагностических работ участниками исследований в рамках программы НИКО

31 НИКО 4 и 5 октября 2016 г. по иностранному языку Исследование качества образования по иностранным языкам проводится в октябре 2016 года в 5 и 8 классах общеобразовательных организаций. Актуальность такого исследования обусловлена, прежде всего, тем, что учебный предмет «Иностранный язык» включен в перечень обязательных предметов ФГОС. В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на годы (утвержден распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. N 1507-р) в учебном году ФГОС основного общего образования был введен во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 5 классах. Таким образом, в 2020 году на ФГОС перейдут все 9 классы в школах Российской Федерации, а в 2022 все 11 классы, то есть в 2022 году нынешним шестиклассникам предстоит сдавать ЕГЭ по иностранному языку.

32 План-график проведения исследования НИКО по иностранному языку Этап Срок Ответственный Направление в субъекты Российской Федерации информационного письма о проведении исследования Направление в субъекты Российской Федерации списков образовательных организаций (ОО), отобранных для участия в исследовании Федеральный организатор Федеральный организатор Предоставление субъектами Российской Федерации информации о количестве участников в 5 и 8 классах в ОО, отобранных для участия в исследовании Региональные координаторы Окончательное согласование списка ОО, формирование выборки участников (не более 48 участников от ОО) Федеральный организатор, региональные координаторы, ОО Направление в ОО программного обеспечения для проведения исследований Федеральный Обучение технических специалистов, организаторов и организатор наблюдателей Проведение процедур исследования в 8 классах, Региональные Проведение процедур исследования в 5 классах, координаторы, ОО Обучение экспертов по проверке заданий с развернутыми ответами Проверка заданий с развернутыми ответами Федеральный организатор, региональные координаторы

33 График предстоящих исследований в годах Дата Исследование качества образования Обучающиеся октябрьноябрь 2016 апрель 2017 октябрь 2017 апрель 2018 октябрь 2018 Национальные исследования качества образования (НИКО) иностранный язык Национальные исследования качества образования (НИКО) ОБЖ Национальные исследования качества образования (НИКО) химия, биология Национальные исследования качества образования (НИКО) литература Национальные исследования качества образования (НИКО) МХК Национальные исследования качества образования (НИКО) физкультура 5, 8 классы 8, 9 классы 10 классы 6,8 классы 4 классы 6, 10 классы

34 График предстоящих исследований в годах Дата Исследование качества образования Обучающиеся Апрельмай 2017 Апрельмай 2018 Всероссийские проверочные работы (ВПР): - русский язык, математика - окружающий мир - история, биология - предметы, не выбранные для сдачи ЕГЭ Всероссийские проверочные работы (ВПР) 4, 5 классы 4 классы 5 классы 11 классы 4, 5, 6, 7 классы 11 классы Региональные исследования качества образования (РИКО) 4, 5, 9, 10 классы

35 4. Региональные исследования качества образования Региональные исследования (РИКО) Региональные исследования и мониторинги Внутришкольное и внутриклассное оценивание Готовн ость к обучен ию по програ ммам началь ного общего образо вания (1 класс) Централиз ованный мониторин г образовате льных достижени й обучающих ся по программа м начального, основного и среднего общего образовани я (1, 4, 6, 8, 10 классы) Мониторинг готовности обучающихс я основной школы к выбору дальнейшей профессиона льной и образователь ной траектории (9 класс) Монитор инг социализ ации 16- летних обучающ ихся Крите риальн ое оцени вание Нако пите льно е оцен иван ие Оценка индивид уальног о прогрес са

36 ПРИМЕРНАЯ СПЕЦИФИКАЦИЯ проведения регионального мониторинга качества образования и диагностики учебных достижений обучающихся на учебный год Наименование исследования Инструментари й Класс Предмет исследования Тип исследования Срок проведения Итоговые документы 1 Комплексная оценка Диагностические 6 математика Сравнительный анализ апрель 2017 года Аналитический достижений работы за 2 года сборник обучающихся в 6 русский язык Сравнительный анализ апрель 2017 года соответствии с за 2 года введением новых ФГОС 2 Комплексное Диагностическая 7 математика Стартовый контроль октябрь 2016года Аналитический исследование работа 7 Итоговый контроль май 2017 года сборник качества 8 Стартовый контроль октябрь 2016 математической 8 Итоговый контроль май 2017 года подготовки 10 Стартовый контроль октябрь 2016 обучающихся 10 Итоговый контроль май 2017 года 3 Изучение уровня Репетиционное 9 математика Промежуточный Декабрь 2016 года Протоколы с подготовки тестирование контроль результатами по обучающихся к школам и государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ 4 Изучение уровня Репетиционное подготовки тестирование обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ 5 Мониторинг уровня Дистанционный усвоения турнир по обучающимися теоретической содержания курса информатике информатики и ИКТ 11 математика базовая Промежуточный контроль математика Промежуточный профильная контроль 9 информатика и Сравнительный анализ февраль 2017 года ИКТ за 2 года 11 Сравнительный анализ Февраль 2017 года за 3 года региональным показателям октябрь 2016 года Протоколы с результатами по октябрь 2016 года школам и региональным показателям Аналитический сборник

37 Список использованной литературы 1. Вебинары РТЦ Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования 2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. 487-р о плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на годы; 5. Постановление Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 28 октября 2015 года 427-СФ «О государственной политике в сфере образования». 6. Виктор Болотов, Галина Ковалева, Марина Пинская и Игорь Вальдман. Развитие стимулирующей среды для оценки достижений учащихся в России Маргарит Кларк. Что является наиболее важным в системах оценки достижений учащихся: основные ориентиры Винсент Грини, Томас Келлаган. Проведение национальной оценки учебных достижений 9. Технический отчет. Организация и проведение международных сравнительных исследований качества общего образования PISA-2003 и TIMSS-2003 в России. НФПК, Оценка образовательных достижений. Обеспечение качества измерительных материалов для оценки образовательных достижений и сбора контекстной информации


Формирование единой системы оценки качества образования в Российской Федерации Руководитель Рособрнадзора Сергей Сергеевич Кравцов Оценка качества образования 1. ГИА-11 (ЕГЭ, ГВЭ) 2. ГИА-9 (ОГЭ, ГВЭ) 3.

Формирование единой системы оценки качества образования в Российской Федерации Руководитель Рособрнадзора Сергей Сергеевич Кравцов Поставленные задачи Поручение Президента Российской Федерации от 16.05.2015

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЬ РОСОБРНАДЗОРА С.С. КРАВЦОВ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЕГЭ ГИА-9 НИКО ВПР ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

Формирование единой системы оценки качества образования в Российской Федерации Поставленные задачи Поручение Президента Российской Федерации от 16.05.2015 Пр-988 Поручение Заместителя Председателя Правительства

Роль оценочных процедур в развитии системы управления качеством образования Руководитель Рособрнадзора С.С. Кравцов Оценка качества образования 1. Международные исследования качества образования 2. Национальные

ИТОГИ УЧАСТИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ИССЛЕДОВАНИИ PISA- РУКОВОДИТЕЛЬ РОСОБРНАДЗОРА С.С. КРАВЦОВ ОПЫТ УЧАСТИЯ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Программа международной оценки компетенции взрослых

ГИА-2017 и Всероссийские проверочные работы 25 октября 2016 года состоялось заседание Коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации, на котором были рассмотрены подходы к формированию

Международные сравнительные качества образования 1. Международное сравнительное исследование «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) Международный

Россия в зеркале данных международных 1 исследований качества образования Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки совместно с Российской

Общероссийская система оценки качества общего образования Концепция и план мероприятий на 2014 2016 годы Структура концепции Специальные замечания Общие целевые и нормативные основания общероссийской

U r. o c Двадцать лет участия России в международных исследованиях качества образования w w o i f 25 лет. w20 лет - 15 лет - Основное содержание 1. Почему более 60 стран мира участвуют в международных

Использование результатов оценочных процедур для развития систем образования L/O/G/O www.themegallery.com «Результативность реформ (в сфере образования) сегодня следует измерять по показателям качества

Р.Г. Мазитов, Р.Ф. Рямов ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. Одним из приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации

Развитие системы оценки качества общего образования в Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов, руководитель Рособрнадзора Государственнообщественное управление Повышение профессионального уровня

О развитии системы оценки качества образования Семченко Евгений Евгеньевич Начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Рособрнадзор

Задачи основного государственного экзамена Лекция 2 Подготовка экспертов РПК Повышение объективности результатов государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений

ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ Гардымова Руженна Анатольевна руководитель ГКУ КК Центра оценки качества образования ОЦЕНИВАЕМ, ЧТОБЫ ИЗМЕРИТЬ ИЛИ УЛУЧШИТЬ? ICCS Международные

Всероссийские проверочные работы (ВПР) для 4-х и 5-х классов Материал к родительскому собранию в МБОУ СОШ 30 с УИОП г. Пятигорска В октябре 2014 года в Российской Федерации начата реализация программы

ПОЧЕМУ ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ РОССИЙСКИХ ВОСЬМИКЛАССНИКОВ НИЖЕ, ЧЕМ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ? (Углублѐнный анализ результатов международных сравнительных исследований качества образования PIRLS и PISA) Юлия Тюменева

Виктор Александрович Болотов Вице-президент Российской академии образования Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников Одним из ведущих приоритетов национальной образовательной

Российский опыт проведения процедур оценки качества общего образования в международном контексте Научный руководитель Центра оценки качества НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования

Департамент общего образования Томской области О подготовке к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 215-216 учебном

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ Проект Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников

ИТОГИ УЧАСТИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ИССЛЕДОВАНИИ TIMSS-2015 2016 ОПЫТ УЧАСТИЯ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Программа международной оценки компетенции взрослых Международная программа по

IV Съезд работников образования Сибири О развитии дошкольного, общего и дополнительного образования в Сибирском федеральном округе Ноябрь, 2013 г. Иркутск 1 Указы Президента Российской Федерации от 7 мая

Формирование единой системы оценки качества школьного образования Н. Ф. Рюхова, начальник отдела анализа и мониторинга качества образования КЦОКО, к.п.н. Качество образования - комплексная характеристика

План подготовки к государственной итоговой аттестации и достижению выпускниками образовательных цензов основного и среднего общего образования на территории Муниципального образования «город Екатеринбург»

Международные и национальные мониторинговые исследования качества образования. Опыт России. Программы оценки образовательных достижений школьников: цели, возможности и ограничения использования результатов.

Справка о проведении Всероссийских проверочных работ Общие сведения об исследовании В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011 2015 гг., утвержденным распоряжением Правительства

Директор ФГБУ «ФИОКО» Пономаренко Сергей Николаевич Основные тенденции формирования единой системы оценки качества образования ПРИНЦИПЫ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Оценка составная

Департамент образования Администрации города Омска Мониторинг образовательных достижений обучающихся в 2016/2017 учебном году Закон 273-ФЗ (Ст. 2, ч. 29) Качество образования комплексная характеристика

III Съезд учителей и работников образования государств участников Содружества Независимых Государств 1-4 октября 2014 года, г. Минск Актуальные вопросы по развитию систем оценки качества образования в

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» О развитии системы регионального методического взаимодействия с целью

П/п Период 1. Август 2. Сентябрь Основные мероприятия по организационной подготовке к государственной (итоговой) аттестации 1. Проведение статистического анализа и подготовка аналитических материалов по

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 3 Дорогие друзья! Оценка качества обучения, уровня подготовки школьников по разным предметам является неотъемлемой частью учебного процесса. Данная

РАСПОРЯЖЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА-КУРОРТА ЖЕЛЕЗНОВОДСКА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ «16» августа 2016 г. г. Железноводск 122 Об утверждении Плана мероприятий («Дорожная карта») по подготовке

ВОПРОСЫ ГИА-9 Зачем сдавать в 9 классе экзамены по выбору и на что они могут повлиять? О сдаче экзаменов по выбору стало известно только в начале учебного года. Соответственно детям мало времени для подготовки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Майнский многопрофильный лицей» ПЛАН ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В 1-7 КЛАССАХ на 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД 01.09.2015 г. Задачи: 1.

УТВЕРЖДАЮ Директор гимназии М.И. Ягодникова 20 г. от 20 г. План подготовки к государственной итоговой аттестации и достижению выпускниками образовательных цензов основного и среднего общего образования

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области П Р И К А З 22.12.2016 г. 1526 Воронеж Об организации и проведении мониторинговых процедур международного, федерального и регионального

Результаты государственной итоговой аттестации (9 класс). Общие результаты выполнения экзаменационной работы (при переводе общего балла в пятибалльную шкалу отметок) Русский язык Отметка за выполнение

Утверждаю: Директор МКОУ ООШ 1 М.А.Короткова Приложение к приказу МКОУ ООШ 1 от 30.10. 2015 г. 53/2 Дорожная карта организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 37 с углублённым изучением отдельных предметов» (МБОУ «СОШ 37») п/п Дорожная карта по организации и проведению

ШКАЛИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ Шкала соответствия между первичными баллами и баллами по стобальной шкале, необходимыми для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ЛИЦЕЙ 1580 (ПРИ МГТУ ИМЕНИ Н.Э. БАУМАНА) Родительское собрание: «Задачи нового учебного года» Август, 2016 Количество выпускников,

Анализ результатов итоговой аттестации учащихся за курс основной и средней школы ГБОУ Гимназии 1569 «Созвездие» в 2015-2016 учебном году АНАЛИЗ результатов ЕГЭ и ОГЭ за 2015-2016 учебный год В 2015-2016

Российская академия образования Результаты международных исследований -2011 и TIMSS-2011: достижения и проблемы Москва, 5 февраля 2013 года Самые важные результаты Российские школьники демонстрируют высокие

Концепция и план мероприятий общероссийской системы оценки качества общего образования (ОСОКОО) на 2014 2016 гг. Проект. Версия 2.1 от 25.10.2013 Использованы материалы и идеи: Болотов В., Боченков А.,

АНАЛИЗ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х, 11-х классов На конец 2013-2014 учебного года в школе обучалось 44 учащихся 11-х классов и 27 учащихся 9-х классов.

РАССМОТРЕНО на заседании педсовета протокол 1 от «31» августа 2015г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора школы -од от 31.08.2015г. Годовой план работы ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с.тимашево м.р. Кинель-

Результаты ЕГЭ по русскому языку и математике -2014-2015 уч.г. 1)Динамика сдачи ЕГЭ по русскому языку за 4 года (средний тестовый балл) Плотность распределения выпускников гимназии, набравших соответствующий

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1 с. АРЗГИР АРЗГИРСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ (МБОУ СОШ 1 с. Арзгир) ПРИКАЗ 09.08.2016 164 Об утверждении

Высокие средние баллы ОГЭ -2016 относительно аналогичных показателей на уровне города: на уровне города показатели по предметам: математика и английский язык, выше аналогичных городских показателей по

Анализ государственной итоговой аттестации выпускников 11 класса Единый государственный экзамен в 2015 году сдавали 11 учащихся. Математику на базовом уровне сдавали все выпускники. Остальные экзамены

Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников Виктор Болотов, вице-президент Российской академии образования Галина Ковалёва, руководитель Центра оценки качества образования Российской

План мероприятий («Дорожная карта») по подготовке к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в МБОУ СОШ 2 с. Арзгир Арзгирского

«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ-2017» ГБОУ Школа 2070 30.01.2017 1 ГИА - 2017 326 учащихся 9 классов 179 учащихся 11 классов 134 педагога Школа - ППЭ ОГЭ 2 rcoi.mcko.ru 3 Формы ГИА (государственной

Отчет о результатах государственного контроля образования ГБОУ СОШ 547 (предметный мониторинг, ГИА-9, ЕГЭ) 2012 2013 учебный год Анализ результатов мониторинга МЦКО по русскому языку и математике показал

ВОПРОС-ОТВЕТ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 1. Зачем ввели итоговое сочинение? Дети и так не успевают подготовиться к ЕГЭ. Решение о том, что выпускники школ должны писать итоговое сочинение, принято во исполнение

ГИА 2013 года На сайте Федерального института педагогических измерений опубликованы проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов государственной (итоговой)

Результаты образовательной деятельности Охрана здоровья обучающихся Таблица 6 Сведения о специалистах психолого-медико-социального сопровождения Количество Количество Количество педагоговпсихологологопедов

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВЕБИНАР ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «ОБ ИТОГАХ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В 2016 ГОДУ И ПОДГОТОВКЕ К ПРОВЕДЕНИЮ

Период Организационнометодическая работа август Выверка списков обучающихся, назначенных на дополнительный период ГИА в IX классах, вручение уведомлений участникам ГИА. Работа с обучающимися XI(XII),не

Результаты ЕГЭ учащихся 11 классов за 2012-2013 учебный год. Государственную итоговую аттестацию в форме и по материалам ЕГЭ прошли 111 выпускников 11-х классов. Все учащиеся были допущены к государственной

Результаты независимой оценки качества образования выпускников 4, 9, 11 классов общеобразовательных организаций Озерского городского округа Любовь Владимировна Горбунова, заместитель начальника Управления

Развитие системы оценки качества школьного образования Руководитель Рособрнадзора С.С. Кравцов Объективность проведения оценочных процедур 1. ГИА-11 (ЕГЭ, ГВЭ) 2. ГИА-9 (ОГЭ, ГВЭ) 3. Национальные исследования

Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS (англ. Trends in Mathematics and Science Study) – это программа, организованная Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество математического и естественнонаучного образования учащихся 4-х классов начальной школы и учащихся 8-х классов в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования.

Исследование проводится циклично - один раз в четыре года. Впервые было проведено в 1995 году. При этом трижды с 1995 года (последний раз в 2015 году) проводилось «расширенное» исследование (Advanced TIMSS), включающее в себя изучение достижений обучающихся последнего класса школы.

отслеживать тенденции в математическом и естественнонаучном образовании участвующих стран каждые 4 года, когда учащиеся 4 классов становятся учащимися 8 класса. Таким образом, осуществляется мониторинг учебных достижений учащихся начальной и основной школы, а также изменений, происходящих в математическом и естественнонаучном образовании при переходе из начальной в основную школу.

Дополнительно изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах-участницах исследования, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей. Для этого дополнительно к международному тестированию проводится анкетирование учащихся, учителей и администрации школ, участвовавших в исследовании. Полученные данные позволяют выявить факторы, влияющие на результаты тестирования, и объяснить состояние математического и естественнонаучного образования в странах-участницах исследования.

Инструментарий международного исследования TIMSS включает: тесты достижений; анкеты (для учащихся, учителей, администрации образовательного учреждения, экспертов в области образования, наблюдателей за качеством исследования); методическое обеспечение (руководство для национальных координаторов по организации и проведению исследования, руководство по формированию выборки, руководство для школьных координаторов, руководство по проведению тестирования, руководства по проверке заданий со свободными ответами, руководство по вводу данных и др.); программное обеспечение (по отбору классов и учащихся, по вводу данных).

Результаты России в TIMSS:

2003 г.: математика (4 класс) – 9 место, математика (8 класс) – 12 место, естествознание (4 класс) – 9 место, естествознание (8 класс) – 17 место.

2007 г.: математика (4 класс) – 6 место, математика (8 класс) – 8 место, естествознание (4 класс) – 5 место, естествознание (8 класс) – 10 место.

2011 г.: математика (4 класс) – 10 место, математика (8 класс) – 6 место, естествознание (4 класс) – 5 место, естествознание (8 класс) – 7 место.

2015 г.: математика (4 класс) – 7 место, математика (8 класс) – 6 место, естествознание (4 класс) – 4 место, естествознание (8 класс) – 7 место, математика (11 класс) – 4 место, физика (11 класс) – 2 место.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (англ. Programme for International Student Assessment) – тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.

Исследование циклично и проходит раз в три года.

В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Был разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000 году.

Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность. Согласно итогам исследования PISA 2000-2009 лучшее среднее образование в странах Восточной Азии: Китае, Корее, Сингапуре, Японии, в Европе в десятке лидеров Финляндия и Нидерланды.

Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (англ. Progress in International Reading Literacy Study) – это программа, организованная Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA). Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования.

Исследование проводится циклично - один раз в пять лет, и к настоящему времени проведено четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.

В данном исследовании проверяют знания учащихся, заканчивающих четвёртый класс начальной школы, так как именно четвёртый год обучения считается важной вехой в развитии детей – к этому моменту учащиеся должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения.

В исследовании PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:

1. Чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;

2. Чтение с целью освоения и использования информации.

В соответствии с концептуальными положениями исследования при чтении художественных и информационных (научно-популярных) текстов оцениваются четыре группы читательских умений:

1. Нахождение информации, заданной в явном виде;

2. Формулирование выводов;

3. Интерпретация и обобщение информации;

4. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Кроме того, исследование содержит в себе анкеты не только для выпускников начального звена школьного обучения, но и анкеты для родителей, педагогов младших классов и административного персонала школы.

Результаты России в PIRLS: 2001 г. – 16 место, 2006 г. – 1 место, 2011 г. – 2 место, 2016 г. – результаты в стадии обработки.

Вопрос № 13


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02

Российская Федерация примет активное участие в международных сравнительных исследованиях качества образования. Координатором данных проектов традиционно выступает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Исследование PIAAC по оценке компетенций взрослых пройдет в 2018 году. Также в 2018 году состоятся очередные этапы международных исследований: TALIS, в котором примут участие представители учительского корпуса, и PISA, направленного на оценку учебных достижений обучающихся 15-летнего возраста.

В 2019 году Россия проведет мониторинг качества математического и естественнонаучного образования в 4, 8, 11-ых классах в рамках исследования TIMSS. В 2021 году – качества чтения и понимания текста у 4-х классов в рамках PIRLS.

«В России сегодня идет формирование единой системы оценки качества образования, которая наряду с ЕГЭ и ГИА включает всероссийские проверочные работы (ВПР) и национальные исследования качества образования (НИКО). Важной частью объективной системы оценки является участие в международных исследованиях с целью совершенствования процесса обучения, использования самых передовых образовательных технологий» – заявил начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора Евгений Семченко.

Также для обмена опытом в области оценки качества образования в сентябре 2017 года Рособрнадзор организует Третью международную конференцию «Образование с высокими возможностями для каждого: международный опыт, оценка, внедрение». Мероприятие, объединяющее ведущих мировых экспертов, пройдет на площадке ВДНХ в рамках Первого Московского международного форума «Город образования».

Как отметил начальник управления Рособрнадзора Евгений Семченко, анализ, обобщение не только российского, но и международного опыта позволяет говорить, что шаги, пройденные системой образования Российской Федерации, были проделаны в правильном направлении. Так, по ряду исследований мы существенно улучшили свои позиции. А результаты национальных исследований в начальной и основной школе полностью коррелируют с результатами международных исследований математического и естественнонаучного образования.

Справка:

Международные сопоставительные исследования качества образования проводятся Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений (IEA).

Россия участвует в исследованиях:

PISA – международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment). Проверяется математическая и естественнонаучная грамотность, грамотность чтения, умение применять знания на практике. Участвуют учащиеся 15-летнего возраста. (ОЭСР).

TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study) для учащихся 4, 8 и 11 классов. (IEA).

ICCS – Международное исследование качества граждановедческого образования. Участники - учащиеся 8-х классов. (IEA).

TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey). (ОЭСР).

ICILS – изучение уровня подготовки в области компьютерной и информационной грамотности. Участники – учащиеся 8-х классов. (IEA).

PIAAC – международное исследование компетенций взрослого населения (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies). Помогает правительствам осуществлять оценку, мониторинг и анализ уровня профессиональных навыков и их распределения среди взрослого населения, а также степени использования профессиональных навыков в различных ситуациях. (ОЭСР).

На сегодняшний день одним из важных направлений деятельности НЦОКО является развитие международной связи с ведущими международными организациями в области оценки качества образования.

В целях участия в международных исследованиях TIMSS и PISA по оценке качества образования, НЦОКО при МОН РК заключены международные соглашения с такими организациями как Международная Ассоциация по оценке качества образовательных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement - IEA) и Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Co-operation and Development - OECD).

Международное исследование TIMSS, проводится Международной Ассоциацией по оценке качества образовательных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement - IEA). IEA – весьма важное звено в международном образовательном сообществе с уникальной сетью, объединяющей ученых, исследователей и политиков в совместной работе по подготовке и проведению исследований качества образовательных достижений во всем мире. С конца 1950-х годов количество членов IEA возросло с первоначальных 12 членов организации до сегодняшних 68 исследовательских институтов в области образования, начиная от университетов и заканчивая министерствами образования. Партнерами IEA в деле финансирования проектов являются правительства стран-членов Ассоциации, частные организации и другие международные институты, включая Национальный центр США по образовательной статистике, Всемирный банк, Межамериканский банк развития, Программа ООН по развитию для стран арабского мира и Европейская комиссия.

Цикличные исследования, проводимые IEA по основным школьным предметам, привлекают огромное количество стран со всего мира. Многие из присоединившихся к исследованиям IEA страны имеют средний или низкий уровень дохода, чья социальная, политическая и экономическая ситуация отличается от той ситуации, которая сложилась в странах – традиционных участниках исследований IEA. Следовательно, этот факт требует разработки новых методов работы, которые были бы действенными на практике в разных системах. С учетом данных обстоятельств IEA повысило количество обучающих семинаров, которые заключаются во всесторонней поддержке на различных этапах подготовки и осуществления исследования, с использованием соответствующей базы данных и инструкциями по работе с этой базой в условиях своей системы образования.

Результаты исследований IEA представляют не только академическую и практическую ценность, но и, что еще более важно, продемонстрировали обоснованность проведения широкомасштабных и кросс-национальных исследований. Помимо этого, стало ясно, что совместная работа нескольких исследовательских центров может быть весьма плодотворной, и вполне возможно составить тесты и анкеты, которые «работали» бы одинаково хорошо в различной культурной среде. Более того, в результате исследований обнаружено, что влияние языковых различий может быть сведено к минимуму путем точного перевода инструментария.

С тем, чтобы расширить возможности для дальнейшего вторичного анализа данныхIEA организовывает научные конференции, по результатам которых каждые два года издаются специальные материалы, основанные на данных IEA. Первая конференция прошла в 2004 году, на Кипре, затем в 2006 году подобное мероприятие прошло в Вашингтоне и в 2008 году – на Тайване. Кроме того, IEA присуждает 2 премии за высококвалифицированные научные изыскания с использованием материалов IEA: премия Ричарда М. Вулфа (Richard M. Wolf Award) – авторам научных докладов или книг и премия Брюса Х. Чоппина (Bruce H. Choppin Award) – за выдающиеся магистерские или докторские диссертации. Премии рассчитаны на то, чтобы поддерживать и продвигать авторов выдающихся научных разработок, студентов выпускных курсов и начинающих ученых, которые работали с данными IEA.

Международное исследование PISA осуществляется консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций при участии национальных центров и ОЭСР - Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Co-operation and Development - OECD). Работой консорциума руководит Австралийский Совет педагогических исследований (The Australian Council for Educational Research – ACER). В Консорциум входят также следующие ведущие организации: Нидерландский Национальный институт измерений в области образования (Netherlands National Institute for Educational Measurement – CITO), Служба педагогического тестирования США (Educational Testing Service, ETS), Японский Национальный институт исследований в области образования (National Institute for Educational Research, NIER), Американская организация ВЕСТАТ (WESTAT), выполняющая различные исследования по сбору статистической информации.

Международные методы, разработанные в рамках программы PISA, сосредоточены на оценке навыков чтения, счета и научного анализа. Проект PISA направлен на исследование образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста, где оценивается функциональная грамотность подростков в области естественных наук, математики и чтения, их готовность к самостоятельной жизни в обществе.

Анализ проведенных исследований позволяет делать вывод о том, что большинство систем образования не поспевает за быстро меняющейся экономикой и не дает ученикам необходимых навыков. (Такими навыками принято считать способность к критическому, творческому мышлению, способность к совместной работе и способность адаптироваться к постоянно меняющейся технологии, используемой в быту и на производстве).

Реформирование методов оценки знаний крайне необходимо для реализации любых системных изменений в сфере образования, причем сегодня нужны не просто изменения, а преобразования глобального характера. Только они могут вооружить школьников навыками, необходимыми для успеха в мировой экономике завтрашнего дня. «В глобальной экономике главным мерилом успеха в сфере образования становится не просто повышение требований национальных стандартов, а формирование систем образования мирового класса. Именно поэтому все больше стран измеряет успехи и недостатки своей системы образования с помощью разработанных ОЭСР глобальных параметров PISA. Для эффективности данного мероприятия крайне важно непрерывно совершенствовать систему оценок, вводя в нее навыки, имеющие важное значение и для ученика, и для национальной экономики» (из выступления Андреаса Шляйхера, руководителя отдела учебных показателей и анализа ОЭСР).

Международные исследования TIMSS и PISA сосредоточены на нескольких ключевых областях, создающих наибольшие перспективы для трансформации систем образования и оценки знаний. Участие в этих исследованиях позволит Казахстану разработать методологии и новейшие технологии обучения, создавая эффективную обучающую среду и формируя воспроизводимые методы обучения и оценок с помощью информационных и коммуникационных технологий, стимулирующих развитие навыков, необходимых ученикам для успешной работы. В настоящее время НЦОКО проводит анализ успешных экспериментов по развитию и тестированию навыков XXI века и рассматривает возможности широкого распространения полученных результатов.

Источники:

Исследования TIMSS , PIRLS

сайт Международной Ассоциации по Оценке Учебных Достижений - IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement ): http :// www . iea . nl / http :// timss . bc . edu / : http://pirls.bc.edu/

http :// pirls . bc . edu / TIMSS 2007/ idb _ ug . html

http :// timss . bc . edu / pirls 2006/ user _ guide . html

Исследование PISA

сайт Организации Экономического Сотрудничества и Развития - OECD (Organisation for Economic Co - operation and Development ): www . oecd . org

PISA-2000 : http://pisa2000.acer.edu.au/index.php

PISA-2003 : http://pisa2003.acer.edu.au/index.php

PISA-2006 : http://pisa2006.acer.edu.au /

PISA-2009 : http://pisa2009.acer.edu.au /

Исследовательский институт IEA - ETS Research Institute ( IERI ).

Направление деятельности:

    совершенствование методологии исследований;

    подготовка специалистов;

    распространение результатов.

ссылка на сайт: http:// www . ierinstitute . org