Международные сопоставительные исследования качества образования. Международные исследования качества образования (

    Почти во всех странах-участницах исследования PISA 15-летние учащиеся, демонстрирующие значительную мотивацию достижения, показывают более высокие результаты и в исследовании. Учащиеся, находящиеся в выгодном социально-экономическом положении, показывают более высокие результаты в исследовании PISA и демонстрируют повышенную мотивацию по сравнению с учащимися из неблагополучного окружения. Мотивация, особенно вызванная внешними факторами, связана с тревожностью. В рамках исследования

    В рамках исследования PISA-2015 впервые были собраны данные дополнительного анкетирования учителей 15-ти летних учащихся в 19 странах. Было выявлено, что учителя, которые говорили о том, что стать учителем было их целью после окончания школы, показали более высокий уровень удовлетворенности своей работой и профессией в целом. Для них становление учителем было реализацией их амбиций, а не случайностью на рынке труда. На самом деле, по результатам проведенного анализа, достижение цели становления

    По результатам исследования PISA-2015 в Канаде, Дании, Эстонии, Финляндии, Германии, Гонконге (Китай), Ирландии, Японии, Южной Корее, Нидерландах, Норвегии, Сингапуре, Словении, Вьетнаме более 30% учащихся из семей с низким социально-экономическим положением* показали высокие образовательные результаты (на уровне 3** или выше по читательской, математической и естественнонаучной грамотности). При этом в Алжире, Доминиканской Республике, Косово, Перу и Тунисе менее 1% учащихся из семей с низким со

    Исследование PISA-2021 проверит математическую грамотность российских школьников. В 2021 году основное направление исследования PISA - математическая грамотность. Что лежит в основе исследования можно узнать уже сейчас, так как опубликована новая Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021 (Схема 1). Исследование PISA-2021 будет измерять, насколько эффективно образовательные системы стран готовят учащихся к использованию математики во всех аспектах их

    Международное исследование PISA: краткая информация Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач

    Международное исследование TIMSS: краткая информация Международное исследование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) является первым мониторинговым исследованием, которое дало возможность странам регулярно, каждые четыре года, получать объективную информацию о состоянии и тенденциях развития школьного математического и естественнонаучного образования в странах мира. Данное исследование организуется Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (

    «PISA-ШОК» И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ В декабре 2001 года были обнародованы первые результаты исследования PISA, которые спровоцировали бурные общественные обсуждения. Оказалось, что в некоторых странах, традиционно гордившихся своими системами образования, учащиеся показали уровень знаний ниже, чем их сверстники из других стран. Это событие получило название «PISA-шок» и положило начало реформам в сфере образования по всему миру. Самое большое потрясение испытала Германия &

    Все чаще педагоги и исследователи образовательных процессов говорят о необходимости развития «социально-эмоциональных компетенций» у учащихся. Предпосылками для подобных заявлений являются процессы цифровизации общества: Все больше знаний можно перевести в цифровой вариант, все проще становится это сделать Переведенные в цифру операции могут быть легко автоматизированы Людям все труднее бороться с машиной в предметной области знаний Людям не стоит тягаться с машиной в о

    Международное исследование PIRLS: краткая информация Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) - это международное сопоставительное исследование читательской грамотности. Его цель - сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования с целью совершенствования процесса обучения чтению. Исследование

    Что такое «Образование 2030»? Целью проекта Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Будущее образования и навыков: Образование 2030» является исследование и прогноз возможного будущего образования в мире. В центр внимания встают дети, которые в настоящий момент обучаются в начальной школе, а к 2030 году будут представлять основную часть населения, вступающую в рабочий возраст. Проект направлен на школьное образование, как общее, так и профессионально

    Об исследовании PIAAC Международное исследование компетенций взрослого населения PIAAC (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies) - это исследование ключевых компетенций и навыков работы с информацией у взрослого населения и использования данных навыков на работе, дома и в других ситуациях. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным координатором реализации исследования PIAAC в Российской Федераци

    Об исследовании TALIS Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS (Teaching and Learning International Survey) является масштабным и авторитетным международным сопоставительным исследованием школьной образовательной среды, условий профессиональной деятельности и развития учителей. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным центром проведения исследования TALIS в Российской Федерац

Основное общее образование

Биология

География

PISA - тест на компетентность

Проект PISA - это международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Разбираемся, чем тесты PISA принципиально отличаются от привычных для российских учеников заданий, какие знания проверяет это мониторинговое исследование, и какими ещё способами диагностируют грамотность школьников по всему миру.

Международные тесты

Международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) проводится раз в 3 года, начиная с 2000 г., и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития. Цель этого масштабного тестирования - провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской.

«PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения»

Галина Ковалёва руководитель центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО, координатор PISA в России

Помимо PISA существуют и другие международные мониторинговые исследования, имеющие более узкую направленность. Тестирование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), например, нацелено на проверку качества математического и естественнонаучного образования учеников четвёртых и восьмых классов. Проводится оно при поддержке Международной ассоциации по оценке учебных достижений IEA. Помимо мониторинга качества знаний TIMSS призвано ещё и выявить различия в национальных системах образования разных стран.

А тестирование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) Направлено на то, чтобы оценить качество чтения и понимания текста у ребят начальной школы. Так же, как и TIMSS, оно показывает различия в национальных системах образования. Исследование PIRLS проводится раз в пять лет, и проходило уже четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.

Новая занимательная энциклопедия - это серия познавательных книг, которые расскажут обо всем самом интересном! Внутри вы найдете самую главную информацию по разным увлечениям: от динозавров до космоса. Большие красивые издания с хорошей качественной бумагой - отличный подарок детям и взрослым. Хотите совершить путешествие по планетам Солнечной системы, побывать в мирах, лежащих за пределами Галактики, пройти по следам комет?

PISA и функциональная грамотность

В исследование PISA включены задания разного типа. Почти половину из них составляют вопросы, предполагающие свободные ответы. А есть вопросы с определённым, нерасширяемым списком ответов. Это значит, что ученик должен выдать самостоятельный ответ, который будет ограничен конкретными словами или числами. Почти треть всех заданий в тесте составляют вопросы с готовыми вариантами ответов.

Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни - это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века.

Задания PISA проверяют не заученный материал по биологии, географии, физике и обществознанию, а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии. Существуют интерактивные задания, направленные на наблюдение за каким-то объектом, в которых нужно сделать вывод о том, как функционирует этот объект. Есть задания с аналитическим решением, в которых стоит задача предусмотреть дальнейшее развитие событий или действие каких-то предметов. В 2015 году появились в PISA и задания для коллективного выполнения - коллаборативные. В таких задачах предусмотрено совместное решение проблем. В качестве партнёров выступают виртуальные помощники, с которыми можно обсуждать, анализировать и решать заданную проблему: что-то организовать, создать, придумать, переделать или наладить. Такие задания показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, и умеет ли договариваться.

Примеры заданий PISA разных лет:

Позиции России и мнения экспертов

Показатели России в международном рейтинге стран, ученики которых проходили тестирование PISA, из года в год остаются невысокими. Но надо признать, что в последнее время нашей стране всё-таки удалось их немного улучшить. Российское Министерство образования решило сделать приоритетными другие направления учебной деятельности и объявило, что коммуникация, совместная работа и умение выстраивать свою деятельность станут ключевыми навыками, развитию которых должно способствовать обучение в школе.

Ну а самыми хорошими результатами в международном рейтинге могут похвастаться страны Азии: Китай, Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Япония. После них по уже сложившейся традиции расположились Финляндия, Лихтенштейн, Швейцария и Нидерланды.

Профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Поддьяков считает, что тесты PISA имеют и некоторые недочёты: многие интерактивные творческие задания, по его мнению, должны иметь более гибкую систему ответов. В нескольких заданиях подобного типа эксперт заметил ошибки: разработчики попросту не смогли предвидеть другие (тоже правильные!) варианты решения тестов.

А вот американский профессор педагогики Университета Аризоны Дэвид Берлинер заявляет, что результаты теста PISA связаны вовсе не с уровнем образования, а с качеством жизни в стране. В США, кстати, тестирование PISA ученики проходят не блестяще: в 2015 году страна заняла 28-е место по математике, 24-е место по чтению и 25-е - по естественным наукам. Позиции России тогда были такими: 23-е, 26-е и 33-е места по тем же дисциплинам.

Галина Ковалёва, координатор PISA в России, отмечает: низкие результаты теста в нашей стране связаны с тем, что учителя превосходно обучают предмету, однако не замечают, как знания по этому предмету усваивают отдельные ученики в классе. Кроме того, Ковалёва говорит, что российская система образования заметно отличается, например, от финской (а Финляндия почти всегда лидирует в PISA). У нас существуют целые школы для способных детей, но при этом отстающие ученики оказываются совершенно «заброшенными». В Финляндии же нет «лицейских» классов и школ «с уклоном»: одарённым школьникам разрешено заниматься самостоятельно, а для отстающих разрабатываются специальные индивидуальные программы обучения.

Приготовьтесь удивляться, ведь вас ждет захватывающий экскурс в будущее, который для вас проведут лучшие ученые умы современности - нобелевские лауреаты, авторы научно-популярных книжных бестселлеров и доктора наук. Порой правдоподобные, порой достаточно смелые прогнозы дают исчерпывающее представление о том, во что трансформируется современный мир и каковы будут последствия этой глобальной трансформации для всех сфер нашей жизни - от технологической до промышленной и общественной. Как преобразится медицина к 2050-му году? Какие новые материалы и источники энергии мы будем использовать? Сможем ли мы окончательно победить голод и болезни? Как доступные технологии изменят лицо общества? Ответы на эти и многие другие волнующие вопросы собрал вместе Дэниел Франклин, исполнительный редактор журнала The Economist, ведущего научно-политического издания Великобритании. Что ждет нас в 2050-м году? Будут ли нам доступны совершенно новые технологии, которые пока даже невозможно представить? Или же при мысли о технологиях будущего вам представляются летающие автомобили, покорение космоса и всесильный искусственный разум? Ответы на все интересующие нас вопросы о будущем вы найдете в этой книге, составленной редактором журнала The Economist Дэниелом Франклином, из прогнозов, сделанных ведущими мировыми учеными, нобелевскими лауреатами и писателями. Скрыть описание

Читайте другие материалы

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Современные исследования качества образования (международные, национальные, региональные)

2 1. Концепция участия России в международных сравнительных исследованиях качества образования 2. Международные исследования качества образования 3. Национальные исследования качества образования 4. Региональные исследования качества образования

3 1. Концепция участия России в международных сравнительных исследованиях качества образования Модель управления качеством через оценочные процедуры Международные исследования Национальные исследования (НИКО), ВПР ЕГЭ, ГИА-9 Региональные исследования Независимая оценка качества Процедуры государственной регламентации Исследования компетенций учителей Исследования на уровне образовательных организаций Олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы Внеучебные достижения и дополнительное образование Дошкольное образование Общее образование Дополнительное образование Профессиональное образование Органы государственной власти Образовательные организации Общественные организации Граждане

4 Что дает участие в международных исследованиях для ОСОКО? 1. Формирование профессионального сообщества на федеральном и региональном уровнях Федеральный уровень: Например ЕГЭ разработчики, тестологи/математика, русский язык, обществознание, физика, химия, биология, география/ Региональный уровень Организаторы ЕГЭ, специалисты аттестационных служб 2. Разработка КИМ Создание заданий нового типа, технология разработки, статистический анализ задний и КИМ 3. Использование подходов и программмного обеспечения для шкалирования и обработки данных 4. Проведение вторичного анализа данных для выявления факторов, связанных с эффективностью и качеством образова-ния

5 Апробированные и новые направления международных исследований для РФ Апробированные направления Новые направления TIMSS с 1995 г. PISA с 2000 г. PIRLS с 2001 г. TALIS Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey) PIAAC Программа международной оценки компетенций взрослых (Programme for the International Assesment of Adult Competencies)

6 Основные тенденции участия РФ ФЦПРО гг. предусматривает участие РФ в следующих международных исследованиях: TIMSS PISA PIRLS ICCS TALIS

7 Основные тенденции участия РФ В исследование PISA 2018 вводится новое направление «глобальная компетентность». 3. Исследование PIRLS-2016 проведено. Участвовало половина субъектов РФ. Результаты будут обработаны и выложены в 2017 году. 4. РФ подана заявка на участие в исследовании TIMSS -2019

8 Основные тенденции участия РФ ноября 2016 г.будут открыты результаты TIMSS на официальном сайте исследования 6. 6 декабря 2016 г.будут открыты результаты PISA на официальном сайте исследования декабря Рособрнадзор проведет семинар по обсуждению результатов исследований

9 2. Международные исследования качества образования

11 Результаты исследования TIMSS-2011

16 Особенности исследования PISA Годы исследования Особенности Результаты РФ PISA-2000 в тесте участвовало учеников из 32 стран. PISA Больше PISA учеников участвовало в PISA-2003, это представители 43 стран. PISA в исследовании принимали участие 74 страны. PISA принимали участие 65 стран, включая 34 страны ОЭСР Основной темой было умение читать и понимать прочитанное. Две трети вопросов этого теста были посвящены именно этому.россия по чтению набрала 462 балла (27-е место), по математике 478 баллов, по научной грамотности 460 баллов По чтению лидером стала Финляндия, набравшая 543 балла. Россия получила 442 балла, США 495 баллов, Сербия 412 баллов. По математике лидером стал Гонконг, набравший 550 баллов. Россия набрала 468 баллов (32-е место), США 483 балла, Италия 466 баллов. По научной грамотности лидером стала Финляндия, набравшая 549 баллов. У России 489 баллов, у США 491 балл Россия среди 57 стран по чтению была на 36 месте, набрав 440 баллов. Лидером оказалась Южная Корея, получившая 556 баллов. [ По математике Россия набрала 476 баллов, лидером стал Тайбэй, набравший 549 баллов. США набрали 468 баллов, Израиль 442 балла. По научной грамотности Россия набрала 479 баллов. Лидером стала Финляндия, набравшая 563 балла. Италия набрала 475 баллов, США 489 баллов По чтению Россия оказалась на 42-м месте, набрав 459 баллов и улучшив таким образом свой результат по сравнению с 2006 годом. Лидером по данному показателю стал китайский город Шанхай, набравший 556 баллов. Россия в рейтинге PISA 2009 заняла место выше Сербии и Болгарии и ниже Турции и ОАЭ. По математике Россия набрала 468 баллов (38-е место), по научной грамотности 478 баллов (39-е место) Наряду с ранее использовавшимися участникам впервые в истории массового тестирования и оценки были предложен новый тип задач интерактивные задачи (interactive problems), требующие самостоятельного обследования нового объекта - виртуального устройства (например, MP3-плеера, кондиционера) и последующих ответов о закономерностях и особенностях его работы. (Статьяанализ на эту тему приведена в доп материалах) PISA Результаты исследования будут открыты г. PISA Планируется участие РФ. Вводится новое направление «глобальная компетентность»

17 Результаты стран по финансовой грамотности PISA-2012

18 PIRLS «Изучение качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study) учащиеся 4 класса, 2001 г., 2006 г., 2011 г., 2016 г. Годы исследования Результаты исследований PIRLS-2001 В исследовании приняли участие 35 стран. Выборка России включала учащихся из 206 школ 45 регионов страны. В каждой школе проводилось тестирование и анкетирование учащихся, а также анкетирование родителей этих учащихся, учителей и представителей администрации школы. Всего в исследовании участвовали 4093 выпускника начальной школы, 4050 родителей, а также 206 учителей начальных классов и 206 представителей администрации участвовавших в исследовании школ. В качестве задания предлагалось 10 вариантов теста. Всего в тестах использовались 4 литературных текста: «Перевернутые мыши», «Кусочек глины», «Цветы на крыше», «Заяц предупреждает о землетрясении»; 3 научно-популярных текста: «Леонардо да Винчи», «Ночи тупиков», «Антарктида»; и текст «По маршруту вдоль реки», содержащий различные формы представления информации. Все варианты теста имели одинаковую структуру и уровень трудности. Все варианты теста состояли из двух частей, в каждой из которых давался один текст и от 11 до 14 заданий к тексту. На выполнение работы отводилось 80 минут, по 40 минут на каждую часть. PIRLS-2006 В исследовании приняли участие около учащихся из 40 стран. Выборка каждой страны составляла около 4000 учащихся примерно из 150 школ. Россию представляли 4955 выпускников начальной школы из 232 общеобразовательных организаций 45 регионов страны. Для проведения тестирования учащихся были подготовлены 10 текстов (5 литературных и 5 информационных) и 126 заданий к ним. В результате проведённого исследования наилучшие результаты продемонстрировали учащиеся России, Гонконга и Сингапура. Россия заняла первое место.

19 PIRLS «Изучение качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study) учащиеся 4 класса, 2001 г., 2006 г., 2011 г., 2016 г. Годы исследования PIRLS-2011 PIRLS-2016 Результаты исследований В исследовании приняли участие около учащихся из 45 стран. От России участвовал 4461 выпускник начальной школы из 202 общеобразовательных учреждений 42 регионов страны. По сложившейся традиции в исследованиях, Англия, Северная Ирландия, франкоговорящая часть Бельгии, Гонконг представлены как самостоятельные участники, поскольку имеют свои существенные отличия в образовательных системах. Выборка каждой страны составляла около 4000 учащихся из школ. По данным 2011 года учащиеся Гонконга, России, Финляндии и Сингапура оказались самыми успешными в овладении чтением; четвероклассники этих стран показали лучшие среди всех стран-участниц результаты. Различие в средних баллах этих стран не является значимым. Результаты остальных странучастниц существенно ниже результатов четырёх лидирующих стран. Средний балл российских учащихся равен 568. Исследование проведено в 2016 году. Результаты будут обработаны и оформлены в 2017 году. Принимало участие 42 субъекта РФ. Видеозапись выступления Е.С.Смирновой "Проведение международного исследования PIRLS-2016" можно посмотреть и скачать

20 Результаты исследований PIRLS-2001, 2006 и 2011 годов

21 Список субъектов РФ, принимавших участие в программе PIRLS-2011

22 Результаты сравнительного анализа содержательных, методологических, организационных и технологических аспектов международных сравнительных исследований качества образования Название исследования Содержательные аспекты: Методологические предмет исследования аспекты: особенности выборки Представительная выборка уч-ся 4, 8 и 11 классов 1. TIMSS Образовательные достижения по математике и естествознанию, факторы 2. PISA Читательская, математическая и естественнонаучная грамотность, факторы 3. PIRLS Читательская грамотность, факторы 4. TEDS Подготовка по математике и методике преподавания, факторы 5. ICCS Образовательные достижения по граждановедению, факторы 6 ICILS Компьютерная грамотность, факторы Представительная выборка 15-летних учащихся Представительная выборка уч-ся 4 класса Представительная выборка студентов 5 курса мат. и пед. фак-тов вузов Представительная выборка уч-ся 8 класса Представительная выборка уч-ся 8 класса Организационные Технологические аспекты: кто проводит, аспекты: обработка число стран данных IEA, 60 стран IRT-шкалирование, балльная шкала OECD, 65 стран IRT-шкалирование, балльная шкала IEA, 49 стран IRT-шкалирование, балльная шкала IEA, 17 стран IRT-шкалирование, балльная шкала IEA, 43 страны IRT-шкалирование, балльная шкала IEA, 34 страны IRT-шкалирование, балльная шкала 7. PIACC Функциональная грамотность Представительная выборка взрослого населения OECD, 32 страны IRT-шкалирование, балльная шкала 8. TALIS Опрос учителей школы Представительная выборка учителей стран-участниц OECD, 33 страны IRT-шкалирование по отдельным конструктам

23 Анализ процедур и нормативного обеспечения оценки качества в международных исследованиях Исследования Основные процедуры оценки и контроля Нормативное обеспечение оценки качества образования и контроля качества образования TIMSS Тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование родителей учащихся, учителей и администрации образовательных учреждений PISA PIRLS TEDS ICCS ICILS PIACC TALIS Тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование администрации образовательных учреждений Тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование родителей учащихся, учителей и администрации образовательных учреждений Тестирование и анкетирование студентов, анкетирование преподавателей и администрации образовательных учреждений Тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование учителей и администрации образовательных учреждений Тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование учителей и администрации образовательных учреждений Тестирование и анкетирование взрослого населения Анкетирование учителей и администрации образовательных учреждений Концептуальные (рамочные) подходы к оценке образовательных достижений. Стандарты качества IEA Концептуальные (рамочные) подходы к оценке образовательных достижений. Стандарты качества OECD Концептуальные (рамочные) подходы к оценке образовательных достижений. Стандарты качества IEA Концептуальные (рамочные) подходы к оценке образовательных достижений Стандарты качества IEA Концептуальные (рамочные) подходы к оценке образовательных достижений. Стандарты качества IEA Концептуальные (рамочные) подходы к оценке образовательных достижений. Стандарты качества IEA Концептуальные (рамочные) подходы к оценке образовательных достижений. Стандарты качества OECD Концептуальные (рамочные) подходы к оценке образовательных достижений. Стандарты качества

24 3. Национальные исследования качества образования

25 Емкость выборки при проведении исследований качества образования

26 Особенности реализации НИКО

28 График проведения международных, федеральных и региональных исследований качества образования в 2016 г. (март-октябрь) (ближайшее время) Дата Исследование Примечание 22 марта НИКО: история, обществознание 6 класс 24 марта НИКО: история, обществознание 8 класс 12, 14, 19, 21 апреля апреля мая июнь Всероссийские проверочные работы (4 класс русский язык, математика, окружающий мир, 5 класс русский язык, математика, биология по желанию) Международные исследования качества образования: PIRLS Исследование профессиональных компетенций учителей литературы и истории ГИА-9 введение обязательных экзаменов по 2 учебным предметам по выбору учащегося (без учета результатов экзаменов при выставлении итоговой отметки в аттестат) В течение года запланировано проведение лонгитюдного исследования качества дошкольного образования (проводится в течение двух лет) 4 октября НИКО: иностранные языки 5 класс 6 октября НИКО: иностранные языки 8 класс

29 НИКО 2016 (история 6 и 8 классы) и обществознание (6 и 8 классы)

30 Подходы к оцениванию выполнения диагностических работ участниками исследований в рамках программы НИКО

31 НИКО 4 и 5 октября 2016 г. по иностранному языку Исследование качества образования по иностранным языкам проводится в октябре 2016 года в 5 и 8 классах общеобразовательных организаций. Актуальность такого исследования обусловлена, прежде всего, тем, что учебный предмет «Иностранный язык» включен в перечень обязательных предметов ФГОС. В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на годы (утвержден распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. N 1507-р) в учебном году ФГОС основного общего образования был введен во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 5 классах. Таким образом, в 2020 году на ФГОС перейдут все 9 классы в школах Российской Федерации, а в 2022 все 11 классы, то есть в 2022 году нынешним шестиклассникам предстоит сдавать ЕГЭ по иностранному языку.

32 План-график проведения исследования НИКО по иностранному языку Этап Срок Ответственный Направление в субъекты Российской Федерации информационного письма о проведении исследования Направление в субъекты Российской Федерации списков образовательных организаций (ОО), отобранных для участия в исследовании Федеральный организатор Федеральный организатор Предоставление субъектами Российской Федерации информации о количестве участников в 5 и 8 классах в ОО, отобранных для участия в исследовании Региональные координаторы Окончательное согласование списка ОО, формирование выборки участников (не более 48 участников от ОО) Федеральный организатор, региональные координаторы, ОО Направление в ОО программного обеспечения для проведения исследований Федеральный Обучение технических специалистов, организаторов и организатор наблюдателей Проведение процедур исследования в 8 классах, Региональные Проведение процедур исследования в 5 классах, координаторы, ОО Обучение экспертов по проверке заданий с развернутыми ответами Проверка заданий с развернутыми ответами Федеральный организатор, региональные координаторы

33 График предстоящих исследований в годах Дата Исследование качества образования Обучающиеся октябрьноябрь 2016 апрель 2017 октябрь 2017 апрель 2018 октябрь 2018 Национальные исследования качества образования (НИКО) иностранный язык Национальные исследования качества образования (НИКО) ОБЖ Национальные исследования качества образования (НИКО) химия, биология Национальные исследования качества образования (НИКО) литература Национальные исследования качества образования (НИКО) МХК Национальные исследования качества образования (НИКО) физкультура 5, 8 классы 8, 9 классы 10 классы 6,8 классы 4 классы 6, 10 классы

34 График предстоящих исследований в годах Дата Исследование качества образования Обучающиеся Апрельмай 2017 Апрельмай 2018 Всероссийские проверочные работы (ВПР): - русский язык, математика - окружающий мир - история, биология - предметы, не выбранные для сдачи ЕГЭ Всероссийские проверочные работы (ВПР) 4, 5 классы 4 классы 5 классы 11 классы 4, 5, 6, 7 классы 11 классы Региональные исследования качества образования (РИКО) 4, 5, 9, 10 классы

35 4. Региональные исследования качества образования Региональные исследования (РИКО) Региональные исследования и мониторинги Внутришкольное и внутриклассное оценивание Готовн ость к обучен ию по програ ммам началь ного общего образо вания (1 класс) Централиз ованный мониторин г образовате льных достижени й обучающих ся по программа м начального, основного и среднего общего образовани я (1, 4, 6, 8, 10 классы) Мониторинг готовности обучающихс я основной школы к выбору дальнейшей профессиона льной и образователь ной траектории (9 класс) Монитор инг социализ ации 16- летних обучающ ихся Крите риальн ое оцени вание Нако пите льно е оцен иван ие Оценка индивид уальног о прогрес са

36 ПРИМЕРНАЯ СПЕЦИФИКАЦИЯ проведения регионального мониторинга качества образования и диагностики учебных достижений обучающихся на учебный год Наименование исследования Инструментари й Класс Предмет исследования Тип исследования Срок проведения Итоговые документы 1 Комплексная оценка Диагностические 6 математика Сравнительный анализ апрель 2017 года Аналитический достижений работы за 2 года сборник обучающихся в 6 русский язык Сравнительный анализ апрель 2017 года соответствии с за 2 года введением новых ФГОС 2 Комплексное Диагностическая 7 математика Стартовый контроль октябрь 2016года Аналитический исследование работа 7 Итоговый контроль май 2017 года сборник качества 8 Стартовый контроль октябрь 2016 математической 8 Итоговый контроль май 2017 года подготовки 10 Стартовый контроль октябрь 2016 обучающихся 10 Итоговый контроль май 2017 года 3 Изучение уровня Репетиционное 9 математика Промежуточный Декабрь 2016 года Протоколы с подготовки тестирование контроль результатами по обучающихся к школам и государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ 4 Изучение уровня Репетиционное подготовки тестирование обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ 5 Мониторинг уровня Дистанционный усвоения турнир по обучающимися теоретической содержания курса информатике информатики и ИКТ 11 математика базовая Промежуточный контроль математика Промежуточный профильная контроль 9 информатика и Сравнительный анализ февраль 2017 года ИКТ за 2 года 11 Сравнительный анализ Февраль 2017 года за 3 года региональным показателям октябрь 2016 года Протоколы с результатами по октябрь 2016 года школам и региональным показателям Аналитический сборник

37 Список использованной литературы 1. Вебинары РТЦ Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования 2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. 487-р о плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на годы; 5. Постановление Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 28 октября 2015 года 427-СФ «О государственной политике в сфере образования». 6. Виктор Болотов, Галина Ковалева, Марина Пинская и Игорь Вальдман. Развитие стимулирующей среды для оценки достижений учащихся в России Маргарит Кларк. Что является наиболее важным в системах оценки достижений учащихся: основные ориентиры Винсент Грини, Томас Келлаган. Проведение национальной оценки учебных достижений 9. Технический отчет. Организация и проведение международных сравнительных исследований качества общего образования PISA-2003 и TIMSS-2003 в России. НФПК, Оценка образовательных достижений. Обеспечение качества измерительных материалов для оценки образовательных достижений и сбора контекстной информации


Формирование единой системы оценки качества образования в Российской Федерации Руководитель Рособрнадзора Сергей Сергеевич Кравцов Оценка качества образования 1. ГИА-11 (ЕГЭ, ГВЭ) 2. ГИА-9 (ОГЭ, ГВЭ) 3.

Формирование единой системы оценки качества образования в Российской Федерации Руководитель Рособрнадзора Сергей Сергеевич Кравцов Поставленные задачи Поручение Президента Российской Федерации от 16.05.2015

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЬ РОСОБРНАДЗОРА С.С. КРАВЦОВ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЕГЭ ГИА-9 НИКО ВПР ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

Формирование единой системы оценки качества образования в Российской Федерации Поставленные задачи Поручение Президента Российской Федерации от 16.05.2015 Пр-988 Поручение Заместителя Председателя Правительства

Роль оценочных процедур в развитии системы управления качеством образования Руководитель Рособрнадзора С.С. Кравцов Оценка качества образования 1. Международные исследования качества образования 2. Национальные

ИТОГИ УЧАСТИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ИССЛЕДОВАНИИ PISA- РУКОВОДИТЕЛЬ РОСОБРНАДЗОРА С.С. КРАВЦОВ ОПЫТ УЧАСТИЯ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Программа международной оценки компетенции взрослых

ГИА-2017 и Всероссийские проверочные работы 25 октября 2016 года состоялось заседание Коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации, на котором были рассмотрены подходы к формированию

Международные сравнительные качества образования 1. Международное сравнительное исследование «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) Международный

Россия в зеркале данных международных 1 исследований качества образования Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки совместно с Российской

Общероссийская система оценки качества общего образования Концепция и план мероприятий на 2014 2016 годы Структура концепции Специальные замечания Общие целевые и нормативные основания общероссийской

U r. o c Двадцать лет участия России в международных исследованиях качества образования w w o i f 25 лет. w20 лет - 15 лет - Основное содержание 1. Почему более 60 стран мира участвуют в международных

Использование результатов оценочных процедур для развития систем образования L/O/G/O www.themegallery.com «Результативность реформ (в сфере образования) сегодня следует измерять по показателям качества

Р.Г. Мазитов, Р.Ф. Рямов ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. Одним из приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации

Развитие системы оценки качества общего образования в Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов, руководитель Рособрнадзора Государственнообщественное управление Повышение профессионального уровня

О развитии системы оценки качества образования Семченко Евгений Евгеньевич Начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Рособрнадзор

Задачи основного государственного экзамена Лекция 2 Подготовка экспертов РПК Повышение объективности результатов государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений

ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ Гардымова Руженна Анатольевна руководитель ГКУ КК Центра оценки качества образования ОЦЕНИВАЕМ, ЧТОБЫ ИЗМЕРИТЬ ИЛИ УЛУЧШИТЬ? ICCS Международные

Всероссийские проверочные работы (ВПР) для 4-х и 5-х классов Материал к родительскому собранию в МБОУ СОШ 30 с УИОП г. Пятигорска В октябре 2014 года в Российской Федерации начата реализация программы

ПОЧЕМУ ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ РОССИЙСКИХ ВОСЬМИКЛАССНИКОВ НИЖЕ, ЧЕМ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ? (Углублѐнный анализ результатов международных сравнительных исследований качества образования PIRLS и PISA) Юлия Тюменева

Виктор Александрович Болотов Вице-президент Российской академии образования Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников Одним из ведущих приоритетов национальной образовательной

Российский опыт проведения процедур оценки качества общего образования в международном контексте Научный руководитель Центра оценки качества НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования

Департамент общего образования Томской области О подготовке к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 215-216 учебном

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ Проект Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников

ИТОГИ УЧАСТИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ИССЛЕДОВАНИИ TIMSS-2015 2016 ОПЫТ УЧАСТИЯ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Программа международной оценки компетенции взрослых Международная программа по

IV Съезд работников образования Сибири О развитии дошкольного, общего и дополнительного образования в Сибирском федеральном округе Ноябрь, 2013 г. Иркутск 1 Указы Президента Российской Федерации от 7 мая

Формирование единой системы оценки качества школьного образования Н. Ф. Рюхова, начальник отдела анализа и мониторинга качества образования КЦОКО, к.п.н. Качество образования - комплексная характеристика

План подготовки к государственной итоговой аттестации и достижению выпускниками образовательных цензов основного и среднего общего образования на территории Муниципального образования «город Екатеринбург»

Международные и национальные мониторинговые исследования качества образования. Опыт России. Программы оценки образовательных достижений школьников: цели, возможности и ограничения использования результатов.

Справка о проведении Всероссийских проверочных работ Общие сведения об исследовании В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011 2015 гг., утвержденным распоряжением Правительства

Директор ФГБУ «ФИОКО» Пономаренко Сергей Николаевич Основные тенденции формирования единой системы оценки качества образования ПРИНЦИПЫ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Оценка составная

Департамент образования Администрации города Омска Мониторинг образовательных достижений обучающихся в 2016/2017 учебном году Закон 273-ФЗ (Ст. 2, ч. 29) Качество образования комплексная характеристика

III Съезд учителей и работников образования государств участников Содружества Независимых Государств 1-4 октября 2014 года, г. Минск Актуальные вопросы по развитию систем оценки качества образования в

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» О развитии системы регионального методического взаимодействия с целью

П/п Период 1. Август 2. Сентябрь Основные мероприятия по организационной подготовке к государственной (итоговой) аттестации 1. Проведение статистического анализа и подготовка аналитических материалов по

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 3 Дорогие друзья! Оценка качества обучения, уровня подготовки школьников по разным предметам является неотъемлемой частью учебного процесса. Данная

РАСПОРЯЖЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА-КУРОРТА ЖЕЛЕЗНОВОДСКА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ «16» августа 2016 г. г. Железноводск 122 Об утверждении Плана мероприятий («Дорожная карта») по подготовке

ВОПРОСЫ ГИА-9 Зачем сдавать в 9 классе экзамены по выбору и на что они могут повлиять? О сдаче экзаменов по выбору стало известно только в начале учебного года. Соответственно детям мало времени для подготовки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Майнский многопрофильный лицей» ПЛАН ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В 1-7 КЛАССАХ на 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД 01.09.2015 г. Задачи: 1.

УТВЕРЖДАЮ Директор гимназии М.И. Ягодникова 20 г. от 20 г. План подготовки к государственной итоговой аттестации и достижению выпускниками образовательных цензов основного и среднего общего образования

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области П Р И К А З 22.12.2016 г. 1526 Воронеж Об организации и проведении мониторинговых процедур международного, федерального и регионального

Результаты государственной итоговой аттестации (9 класс). Общие результаты выполнения экзаменационной работы (при переводе общего балла в пятибалльную шкалу отметок) Русский язык Отметка за выполнение

Утверждаю: Директор МКОУ ООШ 1 М.А.Короткова Приложение к приказу МКОУ ООШ 1 от 30.10. 2015 г. 53/2 Дорожная карта организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 37 с углублённым изучением отдельных предметов» (МБОУ «СОШ 37») п/п Дорожная карта по организации и проведению

ШКАЛИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ Шкала соответствия между первичными баллами и баллами по стобальной шкале, необходимыми для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ЛИЦЕЙ 1580 (ПРИ МГТУ ИМЕНИ Н.Э. БАУМАНА) Родительское собрание: «Задачи нового учебного года» Август, 2016 Количество выпускников,

Анализ результатов итоговой аттестации учащихся за курс основной и средней школы ГБОУ Гимназии 1569 «Созвездие» в 2015-2016 учебном году АНАЛИЗ результатов ЕГЭ и ОГЭ за 2015-2016 учебный год В 2015-2016

Российская академия образования Результаты международных исследований -2011 и TIMSS-2011: достижения и проблемы Москва, 5 февраля 2013 года Самые важные результаты Российские школьники демонстрируют высокие

Концепция и план мероприятий общероссийской системы оценки качества общего образования (ОСОКОО) на 2014 2016 гг. Проект. Версия 2.1 от 25.10.2013 Использованы материалы и идеи: Болотов В., Боченков А.,

АНАЛИЗ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х, 11-х классов На конец 2013-2014 учебного года в школе обучалось 44 учащихся 11-х классов и 27 учащихся 9-х классов.

РАССМОТРЕНО на заседании педсовета протокол 1 от «31» августа 2015г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора школы -од от 31.08.2015г. Годовой план работы ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с.тимашево м.р. Кинель-

Результаты ЕГЭ по русскому языку и математике -2014-2015 уч.г. 1)Динамика сдачи ЕГЭ по русскому языку за 4 года (средний тестовый балл) Плотность распределения выпускников гимназии, набравших соответствующий

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1 с. АРЗГИР АРЗГИРСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ (МБОУ СОШ 1 с. Арзгир) ПРИКАЗ 09.08.2016 164 Об утверждении

Высокие средние баллы ОГЭ -2016 относительно аналогичных показателей на уровне города: на уровне города показатели по предметам: математика и английский язык, выше аналогичных городских показателей по

Анализ государственной итоговой аттестации выпускников 11 класса Единый государственный экзамен в 2015 году сдавали 11 учащихся. Математику на базовом уровне сдавали все выпускники. Остальные экзамены

Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников Виктор Болотов, вице-президент Российской академии образования Галина Ковалёва, руководитель Центра оценки качества образования Российской

План мероприятий («Дорожная карта») по подготовке к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в МБОУ СОШ 2 с. Арзгир Арзгирского

«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ-2017» ГБОУ Школа 2070 30.01.2017 1 ГИА - 2017 326 учащихся 9 классов 179 учащихся 11 классов 134 педагога Школа - ППЭ ОГЭ 2 rcoi.mcko.ru 3 Формы ГИА (государственной

Отчет о результатах государственного контроля образования ГБОУ СОШ 547 (предметный мониторинг, ГИА-9, ЕГЭ) 2012 2013 учебный год Анализ результатов мониторинга МЦКО по русскому языку и математике показал

ВОПРОС-ОТВЕТ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 1. Зачем ввели итоговое сочинение? Дети и так не успевают подготовиться к ЕГЭ. Решение о том, что выпускники школ должны писать итоговое сочинение, принято во исполнение

ГИА 2013 года На сайте Федерального института педагогических измерений опубликованы проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов государственной (итоговой)

Результаты образовательной деятельности Охрана здоровья обучающихся Таблица 6 Сведения о специалистах психолого-медико-социального сопровождения Количество Количество Количество педагоговпсихологологопедов

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВЕБИНАР ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «ОБ ИТОГАХ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В 2016 ГОДУ И ПОДГОТОВКЕ К ПРОВЕДЕНИЮ

Период Организационнометодическая работа август Выверка списков обучающихся, назначенных на дополнительный период ГИА в IX классах, вручение уведомлений участникам ГИА. Работа с обучающимися XI(XII),не

Результаты ЕГЭ учащихся 11 классов за 2012-2013 учебный год. Государственную итоговую аттестацию в форме и по материалам ЕГЭ прошли 111 выпускников 11-х классов. Все учащиеся были допущены к государственной

Результаты независимой оценки качества образования выпускников 4, 9, 11 классов общеобразовательных организаций Озерского городского округа Любовь Владимировна Горбунова, заместитель начальника Управления

Развитие системы оценки качества школьного образования Руководитель Рособрнадзора С.С. Кравцов Объективность проведения оценочных процедур 1. ГИА-11 (ЕГЭ, ГВЭ) 2. ГИА-9 (ОГЭ, ГВЭ) 3. Национальные исследования

Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (англ. Progress in International Reading Literacy Study) - это программа, организованная Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования.

Исследование проводится циклично - один раз в пять лет, и к настоящему времени проведено три раза: в 2001, 2006 и 2011 годах.

Проект PIRLS был создан под эгидой Международной ассоциации по оценке учебных достижений (IEA). Вся ответственность за организацию международных исследований возложена на бостонский колледж Chestnut Hill (Массачусетс, США). Подготовка заданий для международных исследований происходит в центре данных в Гамбурге (Германия). В России данное исследование осуществляется Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования при активном участии Министерства образования и науки РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Методика исследования

В данном исследовании проверяют знания учащихся, заканчивающих четвёртый класс начальной школы, так как именно четвёртый год обучения считается важной вехой в развитии детей - к этому моменту учащиеся должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения.

Важно при этом отметить, что в странах-участницах наблюдается довольно значительный разброс возраста начала обучения в школе, что, естественно, приводит к существенному разбросу в возрасте учащихся четвёртого года обучения, принимающих участие в исследовании. В большинстве стран обучение в начальной школе начинается с шести лет, и учащиеся оканчивают четвёртый класс примерно в десять с половиной лет. Однако в Англии, Новой Зеландии и Тринидаде и Тобаго дети начинают учиться с пятилетнего возраста, в связи с чем в данных странах в исследовании приняли участие учащиеся пятых классов. В Швеции, Дании и большинстве стран Восточной Европы дети начинают учиться с семилетнего возраста; учащиеся из этих стран были одними из самых старших (10,7 - 10,9 лет).

Во всех странах отбор школ проводится вероятностным методом из списка всех школ страны с учётом числа учащихся обследуемой параллели в данной школе. В России формирование выборки школ для участия в исследовании включало два этапа: выбор регионов и выбор школ.

Главным требованием, предъявляемым к мониторинговым исследованиям качества образования, таким, как исследование PIRLS или TIMSS, является обеспечение сравнимости результатов, полученных в разные периоды времени на разных выборках испытуемых с использованием отличающегося инструментария. Для реализации этого требования предпринимаются специальные действия. Например, при написании тестов и анкет для построения сопоставимых шкал и сравнения полученных результатов включаются группы заданий и вопросов, которые использовались в предыдущие годы.

Большое внимание отводится стандартизации процедур исследования. Исследование PIRLS проводится в строгом соответствии с едиными инструкциями и правилами, разработанными международным координационным центром. Каждый этап исследования (формирование выборки, перевод и адаптация инструментария, проведение тестирования и анкетирования, проверка и обработка данных) контролируется международными экспертами. Например, переводы тестов и анкет перепроверялись переводчиками международного класса. Во время проведения тестирования в отдельных школах присутствовали наблюдатели. Выполнение заданий со свободными развернутыми ответами проверялось опытными учителями-экспертами, а затем часть работ (каждая четвёртая тетрадь) перепроверялась другими учителями-экспертами. После этого определенная часть работ сканировалась, и электронные версии тетрадей с ответами учащихся передавались в специальные международные базы данных, ответы из которых перепроверялись международными экспертами в год проведения тестирования для установления сравнимости работы экспертов разных стран, а также перепроверялись национальными экспертами на другом этапе исследования для установления сравнимости работы национальных экспертов в разные годы.

Инструментарий

В исследовании PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:

чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;

чтение с целью освоения и использования информации.

В соответствии с концептуальными положениями исследования при чтении художественных и информационных (научно-популярных) текстов оцениваются четыре группы читательских умений:

нахождение информации, заданной в явном виде;

формулирование выводов;

интерпретация и обобщение информации;

анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Оценка результатов

Для качественной и количественной оценки выполненных работ в PIRLS используется следующая система:

Задания с выбором ответа оцениваются 1 баллом;

Задания на установление последовательности событий оцениваются 1 баллом;

Задания со свободно конструируемым ответом оцениваются от 1 до 3 баллов в зависимости от сложности задания.

Для окончательной обработки результатов использовалась современная теория тестирования.

Результаты исследований

В исследовании PIRLS-2001 приняли участие 35 стран.

Представительная выборка России включала учащихся из 206 школ 45 регионов страны. В каждой школе проводилось тестирование и анкетирование учащихся, а также анкетирование родителей этих учащихся, учителей и представителей администрации школы. Всего в исследовании участвовали 4093 выпускника начальной школы, 4050 родителей, а также 206 учителей начальных классов и 206 представителей администрации участвовавших в исследовании школ.

В качестве задания предлагалось 10 вариантов теста. Всего в тестах использовались 4 литературных текста: «Перевернутые мыши», «Кусочек глины», «Цветы на крыше», «Заяц предупреждает о землетрясении»; 3 научно-популярных текста: «Леонардо да Винчи», «Ночи тупиков», «Антарктида»; и текст «По маршруту вдоль реки», содержащий различные формы представления информации. Все варианты теста имели одинаковую структуру и уровень трудности. Все варианты теста состояли из двух частей, в каждой из которых давался один текст и от 11 до 14 заданий к тексту. На выполнение работы отводилось 80 минут, по 40 минут на каждую часть.

В исследовании PIRLS-2006 приняли участие около 215 000 учащихся из 40 стран.

Выборка каждой страны составляла около 4000 учащихся примерно из 150 школ.

Россию в исследовании PIRLS-2006 представляли 4955 выпускников начальной школы из 232 общеобразовательных учреждений 45 регионов страны. Для проведения тестирования учащихся были подготовлены 10 текстов (5 литературных и 5 информационных) и 126 заданий к ним.

В результате проведённого исследования наилучшие результаты продемонстрировали учащиеся России, Гонконга и Сингапура. Россия заняла первое место.

В исследовании PIRLS-2011 приняли участие около 325 000 учащихся из 45 стран.

От России в исследовании PIRLS-2011 участвовал 4461 выпускник начальной школы из 202 общеобразовательных учреждений 42 регионов страны.

По сложившейся традиции в исследованиях, Англия, Северная Ирландия, франкоговорящая часть Бельгии, Гонконг представлены как самостоятельные участники, поскольку имеют свои существенные отличия в образовательных системах.

Выборка каждой страны составляла около 4000 учащихся из 150 ÷ 200 школ.

По данным 2011 года учащиеся Гонконга, России, Финляндии и Сингапура оказались самыми успешными в овладении чтением; четвероклассники этих стран показали лучшие среди всех стран-участниц результаты. Различие в средних баллах этих стран не является значимым. Результаты остальных стран-участниц существенно ниже результатов четырёх лидирующих стран.

Средний балл российских учащихся равен 568.

Источники:

Официальный сайт международного исследования PIRLS

Достижения российских школьников. Инфографика РИА новости, 1

Достижения российских школьников. Инфографика РИА новости, 2

Результаты международного исследования PIRLS-2011, МинОбрНауки РФ