Что можно наблюдать в природе. Примеры сезонных явлений живой и неживой природы

Тема: Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.

Тема урока: Природные явления и их классификация.

Цель урока: Познакомить учащихся с природными явлениями и их разнообразием.

Задачи урока:

I . Образовательные задачи:

  • Вспомнить и закрепить знания об оболочках Земли.
  • Сформировать знания у учащихся о том, что образование любого природного явления связано с процессами, происходящими в оболочках Земли.
  • Дать общее представление, учащимся о видах природных явлений по месту их возникновения.

II . Развивающие задачи.

  • Развивать у учащихся способности и умения предвидеть природные явления своей местности, которые могут привести к тяжелым последствиям, а так же способы защиты от них.

III . Воспитательные задачи.

  • Воспитать у учащихся убеждение в том, что любое природное явление разрушительной силы приносит государству огромный ущерб различного вида, в первую очередь материальный и гибели людей. Поэтому государству необходимо направлять средства научным учреждениям, для того чтобы они занимались данной проблемой и в будущем смогли бы их предсказывать.

Ход урока

Учитель: Сегодня дети мы с вами поговорим о природных явлениях и их разнообразии. Некоторые вы конечно знаете, какие-то вы узнали из курса природоведения и географии, а если кто-то интересуется средствами массовой информации то и от туда. Если включить телевизор, радио или воспользоваться Интернетом, то можно сказать с уверенностью, что природные явления разрушительной силы происходят все чаще и чаще, а их сила становится все больше. Поэтому нам необходимо знать какие природные явления бывают, где всего чаще они возникают и как от них защититься.

Учитель: И так давайте с вами вспомним из курса географии, какие оболочки Земли существуют.

Всего выделяют 4 оболочки Земли:

  1. Литосфера – в нее входит земная кора и верхняя часть мантии.
  2. Гидросфера – водная оболочка, в нее входит вся вода в разных состояниях.
  3. Атмосфера – газовая оболочка, самая легкая и подвижная.
  4. Биосфера – сфера жизни, это область существования всех живых организмов.

Учитель: Во всех этих оболочках идут свои определенные процессы, в результате которых возникают природные явления. Поэтому, различные природные явления по месту их возникновения можно разделить:

Учитель: Из данной схемы мы видим, какое большое количество существует природных явлений. Теперь давайте рассмотрим каждое из них и выясним, что они из себя представляют. (В данной части дети должны принимать активное участие.)

Геологические.

1. Землетрясение – это природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли, оно проявляется в виде подземных толчков и колебаний земной поверхности, возникающих в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии.

Рисунок 1.

2. Вулкан – это коническая гора, из которой время от времени вырывается раскаленное вещество – магма.

Извержение вулкана – это выход поверхность планеты расплавленного вещества земной коры и мантии Земли, которое называется магмой.

Рисунок 2.

3. Оползень – это скользящее вниз смещение масс грунта под действием сил тяжести, возникающее на склонах при нарушении устойчивости грунта или горных пород.

Образование оползней зависит от различных факторов, таких как:

  • какие горные породы слагают данный склон;
  • крутизна склона;
  • грунтовые воды и др.

Оползни могут возникнуть как естественным путем (например, землетрясение, обильное выпадение осадков), так и искусственным путем (например, деятельность человека: вырубка лесов, изымание грунта).

Рисунок 3.

4. Обвал – это отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах.

Причины обвалов в горах могут быть:

  • породы, слагающие горы имеют слоистость или разбиты трещинами;
  • деятельность воды;
  • геологические процессы (землетрясение) и др.

Причины обвалов на побережье морей и рек, это подмыв и растворение нижележащих пород.

Рисунок 4.

5. Снежная лавина – это обвал массы снега на горных склонах, угол наклона должен составлять не менее 15°.

Причинами схода снежной лавины являются:

  • землетрясение;
  • интенсивное таянье снега;
  • длительный снегопад;
  • деятельность человека.

Рисунок 5.

Метеорологические.

1. Ураган – это ветер скорость которого превышает 30 м/с, приводящий к огромным разрушениям.

Рисунок 6.

2. Буря – это ветер, но с меньшей скоростью чем в урагане и составляет не более 20 м/с.

Рисунок 7.

3. Смерч – представляет собой атмосферный вихрь, образующийся в грозовом облаке и спускающийся вниз, имеет фору воронки или рукава.

Смерч состоит из ядра и стенки. Вокруг ядра происходит восходящее движение воздуха, скорость которого может достигать 200 м/с.

Рисунок 8.

Гидрологические.

1. Наводнение – это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в озере, реке и т.д.

Причины наводнения:

  • интенсивное таяние снега в весенний период;
  • обильное выпадение осадков;
  • загромождение русла рек горными породами во время землетрясения, обвала и т.д., а также льдом при заторах;
  • деятельность ветра (нагон воды из моря, залива в устье реки).

Виды наводнений:

Рисунок 9.

2. Сель – это бурный поток в горах носящий временный характер, состоящий из воды и большого количества обломков горных пород.

Образование селей связано с обильным выпадением осадков в виде дождя или интенсивного таяния снега. В результате чего происходит смывание рыхлых пород и движение их по руслу реки с большой скоростью, который подхватывает все на своем пути: валуны, деревья и т.д.

Рисунок 10.

3. Цунами – это разновидность морских волн, возникающие в результате вертикального сдвига значительных участков морского дна.

Цунами возникает в результате:

  • землетрясения;
  • извержения подводного вулкана;
  • оползней и т.д.

Рисунок 11.

Биологические.

1. Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющийся по лесной территории.

Лесной пожар может быть: низовой и верховой.

Подземный пожар – это горение торфа в заболоченных и болотных почвах.

Рисунок 12.

2. Эпидемия – это распространение инфекционной болезни среди большого количества населения и значительно превышающий уровень заболеваемости, обычно регистрируемый в данной местности.

Рисунок 13.

3. Эпизоотия – это широкое распространение инфекционной болезни среди животных (например: ящур, чума свиней, бруцеллез КРС).

Рисунок 14.

4. Эпифитотии – это массовое распространение инфекционного заболевания среди растений (например: фитофтороз, ржавчина пшеницы).

Рисунок 15.

Учитель: Как видите, в мире существует огромное количество явлений которые окружают нас с вами. Так давайте же запомним их и будем предельно осторожны в момент их возникновения.

Некоторые из вас могут сказать: «А зачем нам их все знать, если основная часть для нашего района они не характерны?». С одной позиции вы правы, но вот с другой нет. Каждый из вас завтра, послезавтра или в будущем наверняка соберется в путешествие в другие уголки Родины и страны. А там как известно могут быть совершенного другие явления, не характерные для нашей местности. И вот тогда ваши знания помогут вам в критической ситуации выжить и избежать негативных последствий. Как говорится: «Береженого Бог бережет».

Литература.

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс.
  2. Шеманаев В.А. Педагогическая практика в системе подготовки современного учителя.
  3. Смирнов А.Т. Программа общеобразовательных учреждений основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы.

Тема: Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.

Тема урока: Природные явления и их классификация.

Цель урока: Познакомить учащихся с природными явлениями и их разнообразием.

Задачи урока:

I . Образовательные задачи:

  • Вспомнить и закрепить знания об оболочках Земли.
  • Сформировать знания у учащихся о том, что образование любого природного явления связано с процессами, происходящими в оболочках Земли.
  • Дать общее представление, учащимся о видах природных явлений по месту их возникновения.

II . Развивающие задачи.

  • Развивать у учащихся способности и умения предвидеть природные явления своей местности, которые могут привести к тяжелым последствиям, а так же способы защиты от них.

III . Воспитательные задачи.

  • Воспитать у учащихся убеждение в том, что любое природное явление разрушительной силы приносит государству огромный ущерб различного вида, в первую очередь материальный и гибели людей. Поэтому государству необходимо направлять средства научным учреждениям, для того чтобы они занимались данной проблемой и в будущем смогли бы их предсказывать.

Ход урока

Учитель: Сегодня дети мы с вами поговорим о природных явлениях и их разнообразии. Некоторые вы конечно знаете, какие-то вы узнали из курса природоведения и географии, а если кто-то интересуется средствами массовой информации то и от туда. Если включить телевизор, радио или воспользоваться Интернетом, то можно сказать с уверенностью, что природные явления разрушительной силы происходят все чаще и чаще, а их сила становится все больше. Поэтому нам необходимо знать какие природные явления бывают, где всего чаще они возникают и как от них защититься.

Учитель: И так давайте с вами вспомним из курса географии, какие оболочки Земли существуют.

Всего выделяют 4 оболочки Земли:

  1. Литосфера – в нее входит земная кора и верхняя часть мантии.
  2. Гидросфера – водная оболочка, в нее входит вся вода в разных состояниях.
  3. Атмосфера – газовая оболочка, самая легкая и подвижная.
  4. Биосфера – сфера жизни, это область существования всех живых организмов.

Учитель: Во всех этих оболочках идут свои определенные процессы, в результате которых возникают природные явления. Поэтому, различные природные явления по месту их возникновения можно разделить:

Учитель: Из данной схемы мы видим, какое большое количество существует природных явлений. Теперь давайте рассмотрим каждое из них и выясним, что они из себя представляют. (В данной части дети должны принимать активное участие.)

Геологические.

1. Землетрясение – это природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли, оно проявляется в виде подземных толчков и колебаний земной поверхности, возникающих в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии.

Рисунок 1.

2. Вулкан – это коническая гора, из которой время от времени вырывается раскаленное вещество – магма.

Извержение вулкана – это выход поверхность планеты расплавленного вещества земной коры и мантии Земли, которое называется магмой.

Рисунок 2.

3. Оползень – это скользящее вниз смещение масс грунта под действием сил тяжести, возникающее на склонах при нарушении устойчивости грунта или горных пород.

Образование оползней зависит от различных факторов, таких как:

  • какие горные породы слагают данный склон;
  • крутизна склона;
  • грунтовые воды и др.

Оползни могут возникнуть как естественным путем (например, землетрясение, обильное выпадение осадков), так и искусственным путем (например, деятельность человека: вырубка лесов, изымание грунта).

Рисунок 3.

4. Обвал – это отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах.

Причины обвалов в горах могут быть:

  • породы, слагающие горы имеют слоистость или разбиты трещинами;
  • деятельность воды;
  • геологические процессы (землетрясение) и др.

Причины обвалов на побережье морей и рек, это подмыв и растворение нижележащих пород.

Рисунок 4.

5. Снежная лавина – это обвал массы снега на горных склонах, угол наклона должен составлять не менее 15°.

Причинами схода снежной лавины являются:

  • землетрясение;
  • интенсивное таянье снега;
  • длительный снегопад;
  • деятельность человека.

Рисунок 5.

Метеорологические.

1. Ураган – это ветер скорость которого превышает 30 м/с, приводящий к огромным разрушениям.

Рисунок 6.

2. Буря – это ветер, но с меньшей скоростью чем в урагане и составляет не более 20 м/с.

Рисунок 7.

3. Смерч – представляет собой атмосферный вихрь, образующийся в грозовом облаке и спускающийся вниз, имеет фору воронки или рукава.

Смерч состоит из ядра и стенки. Вокруг ядра происходит восходящее движение воздуха, скорость которого может достигать 200 м/с.

Рисунок 8.

Гидрологические.

1. Наводнение – это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в озере, реке и т.д.

Причины наводнения:

  • интенсивное таяние снега в весенний период;
  • обильное выпадение осадков;
  • загромождение русла рек горными породами во время землетрясения, обвала и т.д., а также льдом при заторах;
  • деятельность ветра (нагон воды из моря, залива в устье реки).

Виды наводнений:

Рисунок 9.

2. Сель – это бурный поток в горах носящий временный характер, состоящий из воды и большого количества обломков горных пород.

Образование селей связано с обильным выпадением осадков в виде дождя или интенсивного таяния снега. В результате чего происходит смывание рыхлых пород и движение их по руслу реки с большой скоростью, который подхватывает все на своем пути: валуны, деревья и т.д.

Рисунок 10.

3. Цунами – это разновидность морских волн, возникающие в результате вертикального сдвига значительных участков морского дна.

Цунами возникает в результате:

  • землетрясения;
  • извержения подводного вулкана;
  • оползней и т.д.

Рисунок 11.

Биологические.

1. Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющийся по лесной территории.

Лесной пожар может быть: низовой и верховой.

Подземный пожар – это горение торфа в заболоченных и болотных почвах.

Рисунок 12.

2. Эпидемия – это распространение инфекционной болезни среди большого количества населения и значительно превышающий уровень заболеваемости, обычно регистрируемый в данной местности.

Рисунок 13.

3. Эпизоотия – это широкое распространение инфекционной болезни среди животных (например: ящур, чума свиней, бруцеллез КРС).

Рисунок 14.

4. Эпифитотии – это массовое распространение инфекционного заболевания среди растений (например: фитофтороз, ржавчина пшеницы).

Рисунок 15.

Учитель: Как видите, в мире существует огромное количество явлений которые окружают нас с вами. Так давайте же запомним их и будем предельно осторожны в момент их возникновения.

Некоторые из вас могут сказать: «А зачем нам их все знать, если основная часть для нашего района они не характерны?». С одной позиции вы правы, но вот с другой нет. Каждый из вас завтра, послезавтра или в будущем наверняка соберется в путешествие в другие уголки Родины и страны. А там как известно могут быть совершенного другие явления, не характерные для нашей местности. И вот тогда ваши знания помогут вам в критической ситуации выжить и избежать негативных последствий. Как говорится: «Береженого Бог бережет».

Литература.

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс.
  2. Шеманаев В.А. Педагогическая практика в системе подготовки современного учителя.
  3. Смирнов А.Т. Программа общеобразовательных учреждений основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы.

В определенные промежутки времени, называемые сезонами года. Каждый такой период характеризуется своими метеорологическими аномалиями.

Явления природы весной

За 3 месяца этого времени года климат и условия жизни всей фауны и флоры изменяются до неузнаваемости.

С наступлением марта природа только начинается оживать и пробуждаться от зимнего периода "спячки". К этому времени тепло солнечных лучей еще недостаточное для полного таяния снега, однако воздух уже заметно прогревается. В марте дают о себе знать первые весенние явления природы (примеры: ледоход, проталины, южный ветер). В это время облака заметно поднимаются и обретают кучевой характер.

С первых чисел апреля наступает время для самых "серых" метеорологических аномалий. Названия явлений природы этой поры известны каждому: туманы, моросящие дожди, реже грозы. К середине месяца снег уже окончательно исчезает, однако реки по-прежнему могут быть опасны сильным ледоходом. К счастью, температура воздуха прогревается с каждым днем, поэтому последствия зимних морозов вскоре перестанут о себе давать знать. Также в апреле не исключены опасные весенние половодье, шквальный ветер, вызванный соединением южного потока с северным).

Что касается фауны, то она начинает полностью оживать уже к первым числам мая.

Весенние явления: дождь

С потеплением приходят осадки в жидком виде. Такие явления природы (картинки смотрите ниже) называют дождями или ливнями. Это непрерывный поток воды, направленный по вертикали с неба на землю. Облака постепенно накапливают влагу, а когда давление и сила тяжести над ними начинают преобладать, выпадают осадки. Так как температура воздуха выше 0 градусов, значит, молекулы воды не кристаллизуются в снежинки. С другой стороны, в редких случаях ближе к маю возможен град.

Дождь входит в 5 явлений природы весны, несущих вероятную опасность для экономики и сельского хозяйства. Длительное выпадение осадков может затопить не только улицы и частные дома, но и поля с саженцами и ростками, которые впоследствии сгниют, следовательно, урожайность в разы упадет.

На текущий момент принято выделять следующие виды дождей:

  • обыкновенный (осадки без таких ярко выраженных признаков, как мощность, продолжительность);
  • ливневый (кратковременный дождь, отличающийся внезапностью и силой выпадения);
  • затяжной (характеризуется длительной продолжительностью, до нескольких дней, и понижением температуры воздуха);
  • кратковременный (отличается быстротечностью и резким окончанием выпадения осадков);
  • снежный (характеризуется понижением температуры воздуха и частичной кристаллизацией молекул воды);
  • грибной (во время такого дождя на землю продолжают поступать солнечные лучи);
  • градообразный (кратковременный и опасный ливень, выпадающий частично в виде льдинок).

Весенние явления: гроза

Эта метеорологическая аномалия является отдельным видом дождя, не входящим в традиционную классификацию. Гроза представляет собой выпадение осадков, которое протекает одновременно с раскатами грома и молниями.

В течение нескольких дней облака накапливают частички влаги, подхватываемые сильным ветром. Постепенно из них образуются темные кучевые тучи. Во время выпадения осадков с высокой мощностью и шквальным ветром между поверхностью земли и облаками возникает электрическая напряженность, в ходе которой формируются молнии. Данный эффект всегда сопровождается сильным громом. Такие явления природы (картинки вы можете видеть ниже) чаще всего наступают под конец весны.

Для возникновения грозы необходимы следующие условия: неравномерное нагревание самых нижних слоев воздуха, атмосферная конвекция или резкая интенсивность образования облаков в горной местности.

Весенние явления: ветер

Данный климатический феномен представляет собой поток воздуха, который направлен по горизонтальной оси. Такие весенние явления природы, как ветер и буря (в редких случаях), характеризуются высокой скоростью, силой воздействия, областью распространения и уровнем шума.

С точки зрения метеорологии, эта климатическая аномалия состоит из показателей направления, мощности и продолжительности. Самыми сильными потоками воздуха со средними порывами называют шквалы. Относительно продолжительности ветры бывают следующими: ураган, шторм, бриз, тайфун и т. д.

В некоторых точках Земли из-за частых изменений температуры возникают муссоны. Такие глобальные ветры характеризуются большой длительностью (до 3 месяцев). Если такие потоки воздуха вызваны разницей температуры относительно широт, то их называют пассатами. Их длительность может доходить до года. Границу между муссонами и пассатами называют Весной и осенью он особенно заметен в странах с умеренным климатом. В тропических областях планеты именно благодаря ветру так часто меняются погода и температура воздуха.

Весенние явления: облака

Ближе к середине марта небосвод постепенно начинает разрежаться. Теперь облака имеют четкие границы. Сами по себе они являются продуктом конденсации частичек водяного пара в верхних слоях атмосферы.

Облака образуются над земной поверхностью. Главным условием для их формирования является теплый влажный воздух. Он начинается подниматься в верхние где при заметном снижении температуры останавливается на определенной высоте. По сути, облака состоят из водяного пара и ледяных кристаллов. Большое их скопление при высокой концентрации образует кучевые тучи.

Все весенние явления природы имеют свои формы уникальности, называемые в науке метеорологическими идентификаторами. При высокой температуре облака наполняются капельными элементами, а при низкой - кристаллическими. Относительно этого критерия существует отдельная классификация явления. Так, облака подразделяют на дождевые, грозовые, перистые, слоистые, кучевые, перламутровые и т. д.

Весенние явления: таяние снега

С повышением температурных показателей воздуха замерзшие кристаллы воды начинают постепенно превращаться в воду. Этот процесс называется таянием снега. Такому растворению подвержены все замерзшие если температура воздуха поднимается до 0 градусов. Данные сезонные явления в природе наступают только весной. Точное время вплоть до месяца устанавливается в зависимости от текущего климата.

Процесс таяния снега заметно ускоряется с выпадением дождей. После чего образуются небольшие временные водоемы. Быстрее всего снег тает на ровной местности, где нет преград ветру или навеса от осадков. В лесу этот процесс может затянуться на месяц. В таком случае велика вероятность поднятия уровня грунтовых вод.

Нередко снег начинает испаряться и в морозную погоду. Такой природный феномен называется сублимацией. Под действием солнечного света частички воды переходят из твердого состояния в газообразное.

Весенние явления: ледоход

Данная аномалия считается самой опасной из природных феноменов в это время года. Это явление представляет собой движение полурастаявших льдин на озерах и реках под воздействием сильного ветра или течения. Наибольшее перемещение наблюдается на середине водоема. Такие весенние явления природы характерны для марта, когда способны достаточно прогревать температуру воздуха и грунта.

На реках ледоход часто сопровождается заторами. На больших водоемах это явление определяется дрейфом осколков под действием ветра. Интенсивность передвижения льда, как и его характер, напрямую зависит от текущих климатических условий, времени вскрытия, строения русла реки и гидравлических свойств потока воды.

Длительность данного процесса в весеннюю пору варьируется в пределах 3-4 недель. Здесь важную роль играют ландшафт и климат.

Весенние явления: проталина

Обычно этот процесс начинается в начале марта, но в зависимости от климатических условий сроки могут передвинуться на середину апреля. Проталиной называют место, где в морозную погоду стоял снег, а с потеплением на нем возникла своеобразная воронка. Такие весенние явления природы очень интересны при изучении.

Первым делом проталины образуются вокруг стволов деревьев, так как от корневой системы растений исходит тепло, подкрепляемое солнечным синтезом. Далее процесс затрагивает поля и болота. Проталины могут быть разного цвета, в зависимости от того, как выглядит поверхность (земля, трава, листья). Аналогичная ситуация обстоит и с их формой. На полях проталины удлиненные, подобно грядкам, в садах - округлые (проекция стволов деревьев).

Данный процесс начинает вступать в действие при среднесуточной температуре от -5 градусов и выше.

Весенние явления: пробуждение флоры

Возникновение проталин вокруг деревьев свидетельствует о том, что у растений началось активное сокодвижение. Данные сезонные явления в природе означают лишь одно - пробуждение флоры после длительной зимней пассивной жизнедеятельности.

Проверить это можно очень просто. Для этого достаточно проколоть кору дерева иглой или тонким ножом. Если на этом месте выступит прозрачная сладкая жидкость бледно-красноватого цвета, следовательно, сокодвижение в полном разгаре. Это свидетельствует о том, что природа готовится к озеленению.

Вскоре на ветках появятся и распустятся почки. Во второй половине весны, благодаря ветру и насекомым, флора получит опыление. Следовательно, в скором будущем можно ожидать урожай.

Весенние явления в живой природе

Как известно, это время года знаменуется возвращением птиц в из теплых стран. В первую очередь это касается грачей. Именно их считают первыми вестниками весны. Массовое переселение птиц происходит ближе к концу марта, когда ночная температура воздуха поднимается до +10 градусов.

Также одними из показательных процессов в живой природе, которые характеризуют наступление весны, являются линька животных и пробуждение от спячки диких зверей. Смена шерсти происходит в марте, хотя у некоторых представителей фауны она может быть и осенью.

Очень важно знать все эти весенние явления природы. Природоведение недаром входит в основную программу школьных предметов. Знать основополагающие процессы климата и природы - долг каждого человека на планете.

Явления природы

Явления природы - это все изменения, происходящие в природе

Термометр - это прибор для измерения температуры.

Отметьте (закрасьте табличку) зелёным цветом объекты природы, жёлтым цветом - явления природы. Составьте пары "объект - явление".

Пары "объект - явление": солнце - солнечное затмение, зерно пшеницы - прорастание зерна, снежинка - снегопад, лёд - таяние льда, тигр - рычание тигра, яйцо курицы - появление цыплёнка из яйца.

Заполните таблицу (напиши не менее трёх примеров в каждом столбце).

Муравей Вопросик, как и в прошлом учебном году, нарисовал картинки. Он очень старался, но папа Серёжи и Нади сказал, что Муравьишка опять кое-что перепутал. Найди ошибки. Посчитай и запиши, сколько ошибок на каждой картинке. Докажи правильность своего решения.

Ошибки
Картинка Лето:
Летом тепло, льда на реке и снега на берегу не может быть, по этой же причине не может идти снег. Перелетные птицы летом не улетают. На деревьях листва еще не желтеет. Мухомор, не растёт на берегу реки.
Итого насчитали шесть ошибок в этом рисунке. Цифру "6" надо написать в кружочке.
Картинка Весна:
Если у птиц уже появились птенцы, на березе уже пышная листва, цветут ландыши и ромашки, значит это поздняя весна. Из этого следует, что на картинке ошибочно нарисованы осенние желтые листья, снега не должно быть на земле, а так же на ёлке, он в это время уже весь растаял. По картинке видно, что день солнечный, сухой, значит радуги не должно быть, которая появляется после дождя.
Итого насчитали четыре ошибки в этом рисунке. Цифру "4" надо написать в кружочке.

Подпиши части термометра

Обозначьте стрелками, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра.

Выполни упражнения.
1) Запиши числами:
десять градусов тепла +10°
десять градусов мороза -10°
ноль градусов 0°
шесть градусов выше нуля +6°
шесть градусов ниже нуля -6°

2) Запиши словами:
+5° пять градусов тепла
-7° семь градусов мороза

1. С помощью учебника допиши определения.

это все изменения происходящие в природе .

2) Термометр - это прибор для измерения температуры .

2. Отметьте (закрасьте табличку) зелёным цветом объекты природы, жёлтым цветом - явления природы. Составьте пары «объект - явление» (соедините таблички линиями).

3. Заполни таблицу (напиши не менее трёх примеров в каждом столбце). Если хочешь, запиши явления, которые могут происходить с объектами природы, перечисленными в таблице на с. 18.

4. Муравей Вопросик, как и в прошлом учебном году, нарисовал картинки. Он очень старался, но папа Серёжи и Нади сказал, что Муравьишка опять кое-что перепутал. Найди ошибки. Посчитай и запиши, сколько ошибок на каждой картинке. Докажи правильность своего решения

Ошибки на картинке «Лето»

  1. летом не идет снег
  2. летом не бывает ледохода
  3. летом не улетают птицы на юг
  4. летом не растут подснежники
  5. летом не желтеют листья на деревьях

Ошибки на картинке «Весна»

  1. весной не желтеют листья на деревьях
  2. весной снег тает и уже нет белоснежных сугробов.

5. Практическая работа «Учимся измерять температуру».

Цель работы: научиться измерять температуру воздуха, воды, тела человека.

Оборудование: термометры комнатный, уличный, водный, медицинский; стаканчик с тёплой водой, стаканчик с холодной водой.

Ход работы (по заданиям учебника).

Опыт 1.

  • Опускаем термометр в стакан с тёплой водой.

Опыт 2.

  • Опускаем термометр в стакан с холодной водой.

1) Подпишите части термометра.

2) Обозначьте стрелками, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра.

3) По результатам измерений заполните таблицу.

4) Отметьте (обведите линией) результат измерения температуры своего тела. Сделайте вывод.

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): да, цель достигнута
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.

6. Выполни упражнения.

1) Запиши числами:
десять градусов тепла - +10°С
десять градусов мороза - -10°С
ноль градусов - 0°С
шесть градусов выше нуля - +6°С
шесть градусов ниже нуля - - 6°С

2) Запиши словами:
+5° - пять градусов тепла
-7° - семь градусов мороза

7. Определи с помощью термометра и запиши температуру воздуха у себя дома, на улице.