Сальваторе мадди теории личности сравнительный анализ. С

Вариант когнитивного диссонанса модели согласованности рассматривает согласованность или несогласованность между когнитивными элементами, обычно ожиданиями и восприятием событий. Напротив, вариант модели согласованности, который мы сейчас здесь рассмотрим, описывает согласованность или несогласованность между привычным и реальным уровнями активации или напряжения. Как и во всех теориях согласованности, содержание сравнительно неважно. Теория Фиске и Мадди – это практически единственная активационная концепция, имеющая отношение к личности. Как вы увидите, она более всеобъемлюща, чем модели когнитивного диссонанса.

ПОЗИЦИЯ ФИСКЕ И МАДДИ

Дональд В. Фиске (Donald W. Fiske) родился в Массачусетсе в 1916 году. Проучившись в Гарварде, он получил степень доктора психологии в университете Мичигана в 1948 году. Занимаясь преподавательской и исследовательской деятельностью в обстановке университета, он сделал своим главным интересом проблему измерения личностных переменных и понимание условий, при которых человеческое поведение демонстрирует изменчивость. В Гарварде и Управлении стратегических сообщений в течение Второй мировой войны он попал под влияние Мюррея, Олпорта и Уайта. Фиске был президентом Психологической ассоциации среднего Запада, а сейчас занимает должность соруководителя факультета психологии университета Чикаго.

Сальваторе Р. Мадди (Salvatore R. Maddi) родился в Нью-Йорке в 1933 году, степень доктора психологии получил в 1960 году в Гарварде. Когда он был в Гарварде, ему посчастливилось учиться у Олпорта, Бейкана, Мак-Клелланда, Мюррея и Уайта. Занимаясь профессиональной деятельностью в обстановке университета, сочетая преподавательскую и научную деятельность, Мадди главным образом интересовался потребностью в разнообразии и личностном изменении. Сотрудничество Мадди с Фиске началось в 1960 году, и его результатом стала после ряда лет представленная ниже позиция. В настоящее время Мадди является руководителем программы преддипломной психологической клинической подготовки на факультете психологии университета Чикаго.

Сальваторе Мадди (Salvatore R. Maddi) - профессор Школы социальной экологии Калифорнийского университета (School of Social Ecology at the University of California).

Ученик Гордона Олпорта и Генри Мюррея и впитал их целостный подход к личности, заимствовав у них кажущееся несколько старомодным сегодня понятие «персонология». Параллельно он проникся экзистенциалистским способом мышления (которому Олпорт предрекал большое будущее) и уже в 1970-е годы получил известность как автор оригинальных концепций потребностей, стремления к смыслу, экзистенциального невроза и экзистенциальной психотерапии.

Последние 15 лет основным направлением его работы выступают исследование, диагностика и фасилитация жизнестойкости - стержневой личностной характеристики, лежащей в основе «мужества быть» по П.Тиллиху и во многом ответственной за успешность личности в совладании с неблагоприятными обстоятельствами жизни.

Книги (1)

Теории личности - сравнительный анализ

Психология - странная наука. Стоит задуматься над ее проблемами, как сразу все становится неясным.

Ну, в самом деле, разве человек знает, почему он о чем-то думает? Бальзак точно написал в «Драме на берегу моря»: «Мысли западают нам в сердце или голову, не спрашивая нас». Человек способен дать себе отчет лишь в том, что именно он осознает. Но не может объяснить переход от одних своих мыслей к другим.

Мы не умеем осознавать создание мысли. Мысль всегда присутствует в нашем сознании в уже готовом виде. Поэтому, может быть, вообще правильнее говорить не «я думаю», а «мне думается». Но что же тогда такое это загадочное «Я», которое даже, вроде бы, и не само думает?

СПб.: Издательство "Речь", 2002, 486 с.
.
Одна из лучших работ по теориям личности.
Содержание:
Вступительная статья (В. М. Аллахвердов).
Личность: от мифологии к науке (Д. А. Леонтьев).
Предисловие.
1. Личность и персонология.
Чем занимаются персонологи.
Что такое личность.
Три типа знания персонолога.
Ядро и периферия личности.
Подбор теорий личности для включения в данную книгу.
2. Ядро личности: модель конфликта.
Модель конфликта: психосоциальный подход.
Позиция Фрейда.
Позиция Мюррея.
Позиция Салливана.

Позиция Ранка.
Позиция Ангьяла и Бейкана.
3. Ядро личности: модель самореализации.
Модель самореализации: актуализация.
Позиция Роджерса.
Позиция Маслоу.
Модель самореализации: совершенствование.
Позиция Адлера.
Позиция Уайта.
Позиция Олпорта.
Позиция Фромма.
4. Ядро личности: модель согласованности.

Позиция Келли.
Позиция Мак-Клелланда.

Позиция Фиске и Мадди.
5. Теоретический и эмпирический анализ представлений о ядре личности: черты трех моделей.
Важнейшие черты трех моделей.
Модель конфликта.
Модель самореализации.
Модель согласованности.
Некоторые вопросы, возникающие при анализе трех моделей.
Первый вопрос: надежно ли понятие защиты? .
Второй вопрос: все ли поведение носит защитный характер? .
Третий вопрос: высшая форма жизни - это трансцендирование или адаптация? .
Четвертый вопрос: действительно ли когнитивный диссонанс всегда неприятен и избегается? .
Пятый вопрос: все ли поведение направлено на снижение напряжения? .
Шестой вопрос: изменяется ли личность коренным образом после завершения периода детства?
Вместо заключения.
6. Периферия личности: модель конфликта.
Модель конфликта: психоаналитический подход.
Позиция Фрейда.
Позиция Мюррея.
Позиция Эриксона.
Позиция Салливана.
Модель конфликта: интрапсихический подход.
Позиция Ранка.
Позиция Ангьяла.
Позиция Бейкана.
7. Периферия личности: модель самореализации.
Модель самореализации: вариант актуализации.
Позиция Роджерса.
Позиция Маслоу.
Модель самореализации: вариант совершенствования.
Позиция Адлера.
Позиция Уайта.
Позиция Олпорта.
Позиция Фромма.
8. Периферия личности: модель согласованности.
Модель согласованности: вариант когнитивного диссонанса.
Позиция Келли.
Позиция Мак-Клелланда.
Модель согласованности: вариант активации.
Позиция Мадди.
9. Теоретический анализ подходов к периферии личности.
Различные виды конкретных периферических характеристик.
Мотивы и черты.
В защиту понятия мотивации.
Проблема бессознательного.
Схемы.
Периферическая концепция типа.
Проблема индивидуальности.
Содержание периферии личности.
Модель конфликта.
Модель самореализации.
Модель согласованности.
10. Эмпирический анализ теоретических подходов к периферии личности.
Идеальная стратегия.
Шаг первый: измерение конкретных периферических характеристик.
Шаг второй: взаимосвязь между показателями.
Шаг третий: конструктная валидность теоретических положений, касающихся периферии личности.
Практическое замечание.
Исследования с помощью факторного анализа.
Кеттел, Гилфорд и Айзенк.
Число факторов.
Типы факторов.
Содержание факторов.
Другие исследования периферии личности.
Позиция Фрейда.
Позиция Мюррея.
Позиция Эриксона.
Позиция Салливана.
Позиция Ранка.
Позиция Ангьяла и Бейкана.
Позиция Роджерса.
Позиция Маслоу.
Позиция Адлера.
Позиция Уайта.
Позиция Олпорта.
Позиция Фромма.
Позиция Келли.
Позиция Мак-Клелланда.
Позиция Мадди.
Заключительные замечания.
11. Формальные и содержательные характеристики хорошей теории личности.
Формальные характеристики.
Составляющие теории личности.
Общий критерий формальной адекватности.
Содержательные характеристики.
Заключительные замечания.
Приложение.
Теория Фрейда.
Теория Мюррея.
Теория Эриксона.
Теория Салливана.
Теория Ранка.
Теория Ангьяла.
Теория Бейкана.
Теория Роджерса.
Теория Маслоу.
Теория Адлера.
Теория Уайта.
Теория Олпорта.
Теория Фромма.
Теория Келли.
Теория Мак-Клелланда.
Теория Фиске и Мадди.
Читая Мадди. (А. Ю. Агафонов).
Список литературы.
Список дополнительной литературы на русском языке.