Жидкие бытовые отходы: пережиток прошлого или потенциал для технологического рывка. Что такое жидкие бытовые отходы, хранение и утилизация

Жидкими бытовыми отходами (ЖБО) принято называть отходы, образовавшиеся в домах, не оборудованных централизованным водоснабжением и канализацией и хранящиеся в сливных (выгребных) ямах.

ЖБО являются прямым следствием жизни человека. Составляющие ЖБО:

  • канализационные стоки (душ, ванна, кухня);
  • фекальные отходы.

В жидких бытовых отходах нет компонентов, пригодных для дальнейшего использования в быту. Вследствие выделения неприятных специфических запахов ЖБО не должны храниться в жилых помещениях. Если жилой дом не подключен к канализационной системе, ЖБО должны сбрасываться в специально оборудованную выгребную яму. При накоплении отходов в выгребной яме выделение сильно концентрированного специфического запаха они сопровождается интенсивно образованием:

  • серного газа;
  • метана;
  • аммиака;
  • ядовитых газов.

При обустройстве не огражденных по бокам и снизу выгребных ям существует опасность заражения:

  • грунта;
  • грунтовых и сточных вод;
  • питьевых колодцев;
  • водоемов.

Поэтому периодически (по мере накопления) отходы из ямы следует откачивать и утилизировать.

Согласно ГОСТ 12.1.007-76 , классифицирующего вредные вещества, ЖБО относятся к IV классу опасности и по степени опасности - к малоопасным веществам.

*Выгребные ямы бывают двух видов – обычные (с одним резервуаром) и с переливом (с двумя резервуарами), отличительная особенность второй является разделение фекальных отходов на две фракции: жидкая и твердая.

Сначала наполняется одна, в которой оседают более тяжелые частицы, а потом наполняется вторая, в нее перетекает жидкая фракция.


Фото выгребной ямы

Вывоз и утилизация ЖБО

Процедуру выкачки и вывоза ЖБО следует поручить специализированной компании. Такая компания должна иметь:

  • лицензию на транспортировку ЖБО;
  • специализированный автотранспорт.

Если компания берет на себя обязанности по утилизации жидких отходов, она должна дополнительно иметь соответствующую лицензию. Это касается как Москвы, так и других регионов РФ.

Все машины для вывоза ЖБО работают по одной принципиальной схеме: в выгребной яме создается разряжение, за счет которого фекальные массы по всасывающему рукаву поступают в закрепленную на машине емкость. За степенью заполнения емкости следят по расположенному в ее верхней части водоуказательному стеклу. После заполнения емкости закрывают заслонку и выключают вакуум-насос. По приезду на отстойник рукав, выполняющий теперь роль сбросного шланга, направляют в нужную сторону и открывают клапан. Емкость на машине смонтирована под уклоном к задней части, поэтому отходы из нее сливаются самотеком.

Наибольшее распространение получила машина КО-503, созданная на основе ГАЗ-53А. Она оборудована:

  • цистерной;
  • вакуум-насосом;
  • трубопроводами;
  • заборным рукавом;
  • насосным приводом.

За один раз автомобилем КО-503 можно перевести к месту утилизации или отстойнику 3,25 м 3 ЖБО.

Автомобиль КО-503

Повышенным спросом пользуется модификация КО-503 - УК-19. Ее назначение - совместное откачивание ЖБО и ТБО. Для этих целей диаметр всасывающего рукава увеличен до 200-250 мм. Для удобства работы с таким громоздким и тяжелым шлангом в задней части машины расположен механизированный барабан.

Спецавтомобиль КО-505, созданный на базе КамАЗ-53213 и предназначенный для перевозки 10 м 3 отходов из-за больших габаритов в широких слоях населения популярностью не пользуется.

Даже при регулярной откачке ЖБИ на днище выгребной ямы скапливаются илистые отложения. То же происходит и в канализационных колодцах. Если ил своевременно не убирать, он может затруднять откачку ЖБО и канализационных стоков, сначала илом заносится прилегающая к днищу область, а затем и канализационные стоки, вплоть до полного их закупоривания. Для откачки и транспортировки ила предназначен специально оборудованный автомобиль - илосос.

Септик (С) - это автономный комплекс оборудования по очистке ЖБО и стоков. Назначение С - очистка до подключения к централизованной канализации. К С может быть подключено одновременно несколько домов или хозяйств. Конструкция С напоминает цистерну, оборудованную фильтрами и отдушинами. По сути С является гравитационным отстойником. Откачку С следует также поручить специализированной организации.

Услуги ассенизации - выкачка и очистка выгребных ям, отстойников

Конечно, ЖБО можно очищать и самостоятельно. Но для этого необходимо четко себе представлять, что делать с отходами дальше, как их утилизировать. Если собственник отходов такими знаниями и навыками не обладает и не может самостоятельно выполнить утилизацию жидких отходов - ему целесообразно заключить договор на вывоз ЖБО с компанией, предоставляющей услуги ассенизации по выкачке и очистке отстойников и выгребных ям. С момента заключения договора проблемы утилизации или захоронения ЖБО переходят в область компании-ассенизатора. Она может делать это как самостоятельно, так и передавая ЖБО другим организациям.

Утилизация иловых осадков

Вопрос переработки ила оборачивается:

Однако уже существуют технологии, позволяющие извлекать из ила тепловую и электроэнергию. Рассмотрим наиболее эффективные. Ил обезвоживают под фильтр-прессом или центрифугой (степень отжима 75-80%).Далее:

  1. Полученную массу сжигают в паровом котле и получают насыщенный пар и горячую воду. С 1 т ила получают 17000000 ккал/час тепловой энергии.
  2. При использовании парового котла в комплекте с турбиной с противодавлением со 100т ила дополнительно получают 100 кВт электроэнергии.
  3. Если использовать турбину с регулируемым отбором пара, количество выработанной электроэнергии можно увеличить в 3 раза.

В очевидности экономического эффекта, полученного от внедрения таких технологий, даже не приходится сомневаться.

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

Проблематика

Повсеместная застройка территорий, появление новых промышленных предприятий и растущие потребности граждан оборачиваются весьма неприятной проблемой - скоплением всевозможного мусора, которые без должного контроля вызывают загрязнение окружающей среды и даже спровоцировать экологический кризис.

Некоторые страны уже сегодня уделяют этой проблеме внимание, выделяя средства из бюджета. Очистка городских свалок - не только забота о климате, но и довольно прибыльный бизнес, который сопряжен с опасностью и определенными нюансами работы.

Проблема в том, что мало мест, способных хотя бы гипотетически стать мусорным полигоном, к такой территории предъявляются строгие требования:

  1. Место должно быть удаленным от лесополосы, водоемов, линий электропередач.
  2. Мусорный полигон должен иметь соответствующее оборудование и техническое оснащение, чтобы иметь возможность перерабатывать различные виды мусора с акцентом на класс опасности.
  3. Удобный подъезд, чтобы перевозка осуществлялась по максимально простому и прямому маршруту.
  4. До сих пор мало стран уделяет внимание сортировке и правильному вывозу мусора. По большей мере мусор сваливается в один бак, в котором и осуществляется перевозка до места переработки или утилизации.

Требования к утилизации

Ручная либо механическая сортировка позволила бы сократить количество утилизируемых отходов, как минимум, на треть, так как некоторая доля мусора представляет собой материал, пригодный для цикличного использования. Откачка жидких отходов и их очистка невозможны без особого оборудования, а потому не производятся в полной мере в селениях, лишенных бесперебойного водоснабжения и канализации.

В последнее время законы об организации перевозок и утилизации жидких отходов ужесточаются. Это связано с тем, что последние десятилетия откачка производилась несвоевременно, вывоз жидких бытовых отходов происходил в запрещенных для этого местах, как следствие — ухудшилась экологическая обстановка. Сейчас перевозка и утилизация — это лицензируемая деятельность.

Во времена Советского Союза не было организации по вывозу и переработке отходов, перевозка производилась с нарушениями, не было разделения между промышленными и бытовыми. Соответственно, людей мало интересовал класс опасности.

Точки хранения

Выделяют два типа организации ям. Первый стандартный, один сосуд. Второй вид представляет собой два сосуда, где первый сосуд берет на себя функцию так называемого фильтра для задержки в себе твердых частиц, а второй сосуд заполняется жидкостью. Для второго вида выгребной ямы необходима дополнительная установка фильтров и дренажных насосов, посредством которых производится очистка. Обычно такую яму называют чем то похожим на септик, а для ее установки необходимо разрешение СЭС.

В выгребных ямах должна быть произведена герметизация пола и стен. Выгребная яма представляет собой герметичный сосуд без возможности каких либо протечек в целях обеспечения безопасности почвы и подземных вод. В противном случае очистка окружающей среды не производится. Не стоит забывать о герметизации выгребных ям при помощи канализационных люков.

Состав ЖБО

Жидкие отработки состоят из канализационных стоков и фекальных отходов, их скопление способствует образованию:

  1. Аммиака
  2. Серного газа
  3. Метана
  4. Ядовитых газов
  • Водоемов
  • Грунта
  • Колодцев
  • Грунтовых вод

ТБО, находящиеся в жидком состоянии, имеют 4 класс опасности и именуются мало опасными веществами. Они образуются в результате жизнедеятельности человека, его работы и повседневных мероприятий. С равным процентом вероятности отходами может стать органика, либо химическое вещество, способное нанести вред и отравить своими парами.

Утилизация жидких бытовых отходов необходима для того, чтобы избежать заражения грунта и подземных вод. Жидкие отходы производства загрязняют в первую очередь стоки и водоемы. Если своевременно производится очистка, то наносимый вред удается минимизировать, а то и вовсе устранить.

Утилизация ЖБО

Утилизация жидких отходов и их очистка проводится специализированными компаниями. У компаний обязательно должны присутствовать:

  • Специализированный транспорт
  • Лицензия на транспортировку и сбор ЖБО
  • Договор с очистными сооружениями, куда будет производиться вывоз жидких отходов
  • Паспорт опасного отхода

Жидкие отработки, чей класс опасности равен 4 - мало опасный, выкачиваются со сливных ям специализированной машиной. Она перевозит и сливает эти отходы в предназначенный для этого отстойник.

Прогресс не везде движется с одинаковой скоростью. Большинство жителей городов платит за отведение канализационных стоков управляющим компаниям, но немало остается и домов, не подсоединенных к канализации. Проблема очистки выгребных ям и вывоза их содержимого - не то, на что можно махнуть рукой.

Жидкие отходы принято подразделять на два типа. Первые, промышленные, образуются на предприятиях. Они часто токсичны и представляют опасность, поэтому их учетом и утилизацией занимаются отдельные контрольные службы. Бытовые же отходы возникают в процессе жизнедеятельности человека.

Жидкие бытовые отходы - это стоки туалетов, кухонь, бань и душевых в домах, не оборудованных канализацией. Они считаются малоопасными (IV класс опасности), но их длительное пребывание на жилых территориях может привести к следующим проблемам:

  • неприятный запах;
  • размножение бактерий и насекомых;
  • скопление опасных газов.

Вывоз и утилизация ЖБО по санитарным нормам должны происходить не реже двух раз в месяц или сообразно заполнению резервуаров, если помещение не используется как жилое постоянно.

Хранение ЖБО в выгребных ямах

Для хранения отходов используются так называемые выгребные ямы и септики - резервуары, расположенные не ближе 6 метров от жилья и 50 метров - от источников питьевой воды (например, колодцев). Ямы, оборудованные с нарушениями, могут представлять опасность для жизни и здоровья людей. Также резервуары для хранения ЖБО должны быть обнесены ограждением и закрыты запирающейся крышкой, чтобы избежать несчастных случаев с детьми и домашними животными.

Ещё одно требование к ямам - гидроизоляция. Запрещается устраивать выгребные ямы с земляным дном и стенками, то есть для хранения ЖБО обычная яма в земле не годится. Рекомендуется гидроизолировать простейшие выгребные ямы с помощью горячего битума, но такая конструкция все равно будет не особо надёжной.

Более удобный вариант - септик. Это отдельная система из одного или нескольких резервуаров фабричного производства из бетона или пластика, где отходы отстаиваются и разделяются на фракции (жидкую и твёрдую) и происходит частичная биоочистка. Для владельцев частных домов, установивших у себя септик, утилизация жидких отходов будет не такой частой и хлопотной, да и о безопасности питьевой воды придется беспокоиться меньше.

Внутри домашнего многокамерного септика происходят те же процессы, что и на больших очистных сооружениях. Биофильтр септика отделяет твердые частицы и очищает жидкость. Остается не более 25% загрязнений, после этого вода сливается в дренажный колодец на почвенную фильтрацию.

Как избавиться от ЖБО: откачка, утилизация, переработка

Очисткой выгребных ям от содержимого занимаются специализированные службы ассенизации, своими руками такую процедуру проводить не стоит. Заключив договор с одной из таких служб, собственник может не беспокоиться о месте хранения и способе утилизации ЖБО.

На видео показан пример работы команды ассенизаторов: устройство автомобиля, прокладка шланга до резервуара с отходами и откачка содержимого выгреба в доме частного сектора. Можно заметить, что резервуар находится на положенном расстоянии от жилья.

Откачка жидких бытовых отходов производится с помощью специально модифицированных под это назначение машин, в основном модели ГАЗ-53А. Ассенизационная машина оборудована цистерной, насосом и шлангом. При помощи насоса создается пониженное давление, и отходы из выгребных ям по шлангу поступают в цистерну автомобиля. Наверху у цистерны есть указатель наполненности, по которому определяют, когда прекратить откачку. Наклон емкости автомобиля назад позволяет по прибытии сливать отходы уже без использования насоса.

Заполненные машины принимает сливная станция коллектора канализационной сети. Содержимое выгребных ям и септиков, в отличие от обычного канализационного стока, часто содержит примеси мусора. Перед их спуском в канализационный коллектор массу дополнительно механически очищают, фильтруют и разбавляют технической водой. После разведения производится утилизация жидких бытовых отходов методом биологической очистки. Очищенная вода сбрасывается в водоемы.

В населенных пунктах, где нет канализации в ближайшем доступе, отходы свозятся в пункт приема, а после на специальные участки - поля запахивания. Эти территории из-за высокой концентрации отходов не предназначены для выращивания сельскохозяйственных культур.

Метод полей ассенизации, напротив, подготавливает почву к выращиванию на ней урожая. Чтобы сделать безопасными будущие продукты питания, концентрацию нечистот снижают. Такие поля заливаются отходами либо два-три раза в теплое время года, либо один раз в холодное. Этот метод требует легких почв с повышенной воздухопроницаемостью. После паузы в сезон поля ассенизации распахивают и засевают сельскохозяйственными культурами. Метод позволяет пустить отходы в дело, а не просто оставить их в сточной канаве. Первые годы после такого удобрения поля засевают только кормовыми (на корм домашним животным) культурами - из соображений безопасности. Поля для обезвреживания нечистот устраивают на расстоянии от жилья, до границ населенного пункта должно быть не меньше километра.

Как вывезти ЖБО и не нарушить закон

К жителям многоэтажных домов этот вопрос не относится - услуга по избавлению от жидких отходов обозначается в квитанции в графе «водоотведение».

Для жителей частных домов, к которым не проведен трубопроводный транспорт, откачку и вывоз жидких бытовых отходов может осуществлять любая организация. Эта услуга относится к разряду жилищных, и плата за нее взимается исходя из площади помещения. Сроки, цены и порядок оплаты регулируются договором. Органы местного самоуправления определяют ценовую политику для ассенизаторов и утверждают тарифы на вывоз ЖБО в соответствии с п. 2 и 3 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Законодательство населенных пунктов относительно ЖБО может отличаться, но есть общие черты. Во-первых, регуляция цен на услуги ассенизаторов. Муниципалитет может заключить общий договор на вывоз ЖБО, выступая посредником между ассенизаторами и собственниками жилья. Во-вторых, муниципалитет может организовать предоставление субсидии для ассенизаторов, сдать в аренду или продать землю для устройства очистных сооружений и полигонов захоронения.

Обратите внимание! Самостоятельный сброс неочищенных ЖБО в водоемы запрещён.

Если вы планируете оказывать услуги вывоза ЖБО, вам понадобится лицензия. Для ее получения нужна экспертиза, которая покажет, соответствует ли площадка для хранения ЖБО, квалификация персонала и спецтехника основным требованиям. Можно оформить лицензию на один вид действий с отходами, а можно на все сразу:

  • откачка и транспортировка;
  • утилизация;
  • размещение на полигоне;
  • обезвреживание (очистка).

Самый простой вариант - заключить договор с ближайшими очистными сооружениями и заниматься только откачкой и транспортировкой. Важно помнить при этом, что отходы должны свозиться именно на специализированные сливные станции для очистки. Слив неочищенных ЖБО в не предназначенных для этого местах облагается штрафом:

  • физические лица - 1–2 тысяч рублей;
  • должностные лица - 10–30 тысяч рублей;
  • индивидуальные предприниматели - 30–50 тысяч рублей;
  • юридические лица - 100–250 тысяч рублей.

Помимо штрафа придётся также и возместить ущерб, нанесенный окружающей среде.

ЖБО не стоит оставлять на своем участке - чем быстрее избавитесь, тем лучше. На септике экономить тоже не надо, чтобы отходы не попали в питьевую воду. А чистить ямы вручную не стоит, лучше обратиться к ассенизаторам. Хотите быть ассенизатором и зарабатывать на вывозе отходов? Придется получить лицензию и оборудовать место для хранения.

Этот вопрос возникает у многих индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые осуществляют транспортирование ЖБО. Однако, ответ на вопрос, нужна ли лицензия на вывоз ЖБО, настолько неоднозначен, что даже контролирующие органы путаются и сбиваются с толку. Об этом свидетельствует наличие нескольких писем со стороны Росприроднадзора в Минприроды о даче разъяснений по этому вопросу. И такие разъяснения Минприроды дало. Вот этот документ:

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13 июля 2015 г. N 12/59/16226 Об отнесении жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к жидким бытовым отходам или сточным водам

Согласно тексту этого Письма Минприроды, отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.

В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

В случае, если такие фракции удаляются иным способам, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.

Таким образом, можно сделать вывод — если у предпринимателя, который вывозит ЖБО, есть договор с водоканалом то лицензия ему не нужна. Содержимое его АС-бочки не является жидкими бытовыми отходами, а является сточными водами.

Если же предприниматель сливает ЖБО куда-нибудь на свалку (или на поле ассенизации), то в этом случае требуется получить лицензию. То есть в данном случае содержимое его АС-бочки становится жидкими бытовыми отходами.

Вроде бы все, на этом можно поставить и точку. Есть договор с водоканалом — лицензия не нужна, нет водоканала (сливаешь на свалку) — лицензия на вывоз ЖБО нужна.

Но тут на наш взгляд не все так просто.

Во-первых, не совсем понятно, о каком именно аспекте обращения с содержимым выгребных ям идет речь в Письме Минприроды от 13.07.2016. Буквально в Письме сказано только о том, к чему относить эти жидкие фракции: к отходам либо к сточным водам. Но кому, какому субъекту необходимо принимать такие решения (кому конкретно адресовано это Письмо) и к каким конкретно действиям это относится, — до конца не ясно. То есть не понятно, идет ли в Письме речь о транспортировании этих фракций в АС-бочках, либо же речь в нем идет о транспортировании и удалении этих фракций через канализационные сети и очистные сооружения водоканала? Или Письмо относится вообще ко всем аспектам обращения с содержимым выгребных ям — от момента откачки и транспортирования до слива, очистки и удаления в водные объекты (или на свалку). Нам кажется, что это важный момент, и вот почему.

Давайте себе представим ситуацию, что условные ИП Иванов и ИП Петров занимаются вывозом ЖБО. Они приехали к одному заказчику, выкачали у него содержимое выгребной ямы и повезли его в одинаковых АС-бочках. Но у одного из них при этом заключен договор на прием стоков с водоканалом, а у другого — с полигоном бытовых отходов. По логике чиновников Минприроды получается, что в одной АС-бочке будет опасный отход, а в другой — сточные воды. Ну как тут не воскликнуть: это же просто чудо! ЖБО превращается…превращается ЖБО…в простую водичку!

Получается довольно смешно, ведь транспортируют то они одно и то же. Какая разница, куда это потом сливается, если лицензия требуется по закону именно на транспортирование отходов! Внутри АС-бочки вещество одинаковое. По закону ЖБО — это отход, имеет 4 класс опасности, состоит в Федеральном классификационном каталоге отходов. Опять же по закону для транспортирования любого отхода обязательно должна быть лицензия. Если сложить эти два требования закона в уме, получится что ЖБО — это отход, а следовательно, на его перевозку должна быть получена лицензия.

Письмо Минприроды порождает множество вопросов.

К примеру: а что если АС бочка не доедет до адресата? Например, попадет в аварию по дороге и содержимое выгребной ямы разольется на дорогу? Это что будет тогда — отход или нет? Вывод опять будет зависеть от того, куда его везли — в водоканал или на свалку? Что если ИП поставит бочку полную фекалий во дворе дома и забудет про нее и она начнет протекать и распространять зловонные запахи – будет ли за это наказание и какое? Это опять будет зависеть от того, куда ИП должен был вести сливать? Что если какой-нибудь недобросовестный ИП имеет договор на слив с водоканалом, а реально сливает ЖБО куда-нибудь в лес или в реку? Его как нужно наказывать — за то, что он слил отходы в неположенном месте и загрязнил окружающую среду или все-таки у него в бочке были не отходы, а сточная вода?

К вопросу о юридической силе Письма Минприроды.

Во-вторых, с юридической точки зрения такой документ как разъяснительное письмо, которым и является Письмо Минприроды от 13.07.2015 № 12/59/16226, вряд ли вообще имеет какую-нибудь юридическую силу. Это лишь мнение, толкование норм законодательства. Официальную юридическую силу имеет Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», Водный кодекс РФ, различные Постановления Правительства РФ, приказы того же Минприроды и так далее. Если же буквально прочесть федеральный закон, то лицензия на вывоз ЖБО нужна.

Точку в вопросе о том, нужна ли лицензия на вывоз ЖБО, могла бы поставить судебная практика (хотя бы арбитражных судов федеральных округов). Но насколько нам известно, пока такой практики нет.

Единственный случай, когда в Письме Минприроды появляется здравый смысл, — это если предположить, что оно относится к различным организациям водопроводно-канализационного хозяйства (то есть к водоканалам). Тогда и получается, что если ЖБО попали в сети водоканала, а затем прошли очистку и были удалены в водный объект, то это не будет являться отходами, а станет сточными водами. Однако до момента, пока ЖБО были слиты в сети водоканала, пока они находятся внутри ассенизаторской машины, они, безусловно, являются отходом. А следовательно, на транспортирование этого отхода нужно получать лицензию.

Вывод.

Таким образом, можно ответить на вопрос: нужна ли лицензия на вывоз ЖБО, утвердительно — да, нужна! Причем независимо от того, куда предприниматель будет сливать свои АС-бочки.

При отсутствии лицензии контролирующие органы могут в случае чего трактовать письмо Минприроды так, как мы указали выше, и привлекать к ответственности перевозчиков ЖБО. При этом самим перевозчикам следует иметь в виду, что на самом деле сливать законно в канализационные сети ЖБО можно только на специальных сливных станциях, которые мало где построены в России (только в некоторых крупных городах). Это требование содержится в СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Преимущества наличия лицензии.

Кроме того, в пользу лицензирования вывоза ЖБО говорит и еще один факт — очень часто контрагенты перевозчиков ЖБО, которым нужны услуги по откачке выгребных ям (особенно, если это какие-то бюджетные организации), требуют у перевозчика лицензию при заключении договора. И зачастую предпочтение отдается тем из них, у кого есть лицензия на вывоз ЖБО. Объяснить все нюансы природоохранного законодательства и доказать, что согласно Письму Минприроды, лицензия на вывоз ЖБО не нужна, будет довольно трудно. В результате потенциальный клиент будет потерян. А конкуренты, которые получили лицензию получат значительное преимущество.

Юридическая фирма «Правова основа» оказывает помощь субъектам малого и среднего предпринимательства в получении лицензии на вывоз ЖБО, ТБО и других видов отходов. Телефон специалиста в сфере лицензирования — 89045882424.