Пулемёт шкас - авиационное вооружение - армейская авиация - каталог статей - weapons of war, оружие войны. Артиллерия


В 1920 году, работая механиком на одном из заводов, Шпитальный задался целью изготовить скорострельный пулемёт. Но в то время у него не было необходимого опыта, не хватало знаний. После окончания института молодой инженер приступил к осуществлению своего замысла и вскоре представил проект такого пулемёта, который обратил на себя внимание исключительной смелостью решений ряда сложных вопросов конструирования автоматического оружия. Когда проект был готов, для оказания помощи Шпитальному в доработке образца и скорейшем изготовлении его к нему был прикомандирован опытный оружейный конструктор И. А. Комарицкий.

1930 год. Был изготовлен первый образец скорострельного авиационного пулемёта, созданный Шпитальным при участии Комарицкого. Это была первая в мире авиационная система, которая сразу выдвинула СССР на первое место в этой области вооружения.

В системе применили принцип построения автоматики, основанный на отводе части пороховых газов. Газы, проходя камеру закрытого типа, оказывают давление на поршень, связанный непосредственно со штоком, который и приводит в движение систему. Этот принцип автоматики был использован в дальнейшем при создании ряда удачных конструкций.

Запирание канала ствола осуществляется перекосом затвора вниз. Ударно-спусковой механизм действует от возвратно-боевой пружины. Спусковой механизм обеспечивает ведение только непрерывного огня. Он снабжен предохранителем флажкового типа, запирающим шептало. Питание патронами производится из металлической звеньевой разъемной ленты. Механизм подачи ленты к приемнику барабанного типа, приводится в действие от затворной рамы. Экстракция стреляной гильзы производится лапками затвора, а ее отражение - подвижным отражателем, связанным со штоком затворной рамы. Пулемёт снабжен пружинными буферами затворной рамы и затвора.

Высокий темп стрельбы в пулемёте ШКАС получен за счет короткого хода подвижных частей автоматики и совмещения ряда операций по перезаряжанию. Во избежание демонтажа патрона его извлечение из звена ленты осуществляется за десять циклов работы автоматики, что достигается за счет винтового паза на кожухе зубчатки. Для смягчения ударов подвижных частей на шептало, при посадке и после окончания очереди, установлена буферная пружина.

Для пулемёта ШКАС под руководством Н. М. Елизарова были отработаны патроны, которые имели трассирующие, зажигательные и комбинированного действия бронебойно-зажигательные пули, способные воспламенять бензиновые баки, защищённые броней. В этих патронах для предотвращения распатронирования (демонтажа) патрона при огромном темпе стрельбы в 30-50 выстрелов в секунду, утолщены стенки гильзы, усилено крепление капсюля в гнезде, введён двойной кольцевой обжим пули в дульце гильзы. На дне гильзы патронов для пулемётов ШКАС, помимо стандартных обозначений, ставилась буква «Ш». Капсюль окрашен в красный цвет. В остальном окраска стандартная для соответствующих типов пуль. Патроны, предназначенные для пехотного оружия в пулемётах ШКАС не могли применяться. Патроны к пулемёту ШКАС явились первыми в мире авиационными патронами.

При всех достоинствах пулемётов системы ШКАС их первые выпуски, изготовленные по чертежам опытного образца, имели недостаточный ресурс - около 1500-2000 выстрелов.
* В марте 1933 г. советское правительство, давая заказ на первую крупную партию пулемётов, предложило конструкторам повысить их живучесть, доведя ее до 5000 выстрелов.
* В апреле 1933 г. Шпитальный и Комарицкий представили образец, который отличался от своего предшественника не только лучшей живучестью, но и некоторыми изменениями, положительно сказавшимися на простоте конструкции пулемёта. В новой модели была существенно изменена ее основная деталь - коробка, введены пять новых деталей вместо тринадцати упраздненных. Эти переделки повлекли за собой значительное количество изменений размеров и допусков сопряжённых деталей
* В июле 1933 г. начался выпуск пулемётов по новым чертежам.
* 24 декабря 1934 г. закончено испытание пулемёта ШКАС с витой трехжильной возвратно-боевой пружиной. Предыдущая возвратно-боевая пружина часто выходила из строя, не выдерживая более 2500-2800 выстрелов. Пробовали различные сорта стали, меняли диаметр пружин и толщину проволоки, но ничего не помогало, и после определённого количества выстрелов, стрельбу приходилось останавливать для замены пружины. Оригинальное решение было найдено Шпитальным, который предложил делать пружину многожильной, витой. Испытания показали, что живучесть витой трехжильной возвратно-боевой пружины равна 14 000 выстрелам.
* В 1935-1936 гг. К. Н. Рудневым, В. Н. Полюбиным и А. А. Троненковым была разработана механическая спарка пулемётов ШКАС, в которой суммарный темп стрельбы двух пулемётов был доведен до 6000- 6400 выстрелов в минуту.
* 15 мая 1937 г. Шпитальный и Комарицкий закончили изготовление опытного образца пулемёта УльтраШКАС. Применив в нем принцип подвижного ствола при ходе вперед, они достигли скорострельности - 2800-3000 выстрелов в минуту.

Варианты установки
Перед конструкторами была поставлена задача приспособить пулемёт системы ШКАС для применения в различных точках самолета в качестве турельного, синхронного и крыльевого.

Турельный и Крыльевой варианты
Были созданы в начале 1934 г. Установку для турельного пулемёта разработал Н. Ф. Токарев, в марте 1934 г. она была принята на вооружение. Предпринятые ранее попытки установить пулемёты ШКАС на старых турелях, предназначенных для авиационных пулемётов Дегтярёва, оружия значительно более слабого, не увенчались успехом из-за сильного рассеивания пуль. Крыльевой пулемёт ШКАС был взаимозаменяем с турельным. Ручка перезаряжания в нем заменена тросовым механизмом, а ручка управления - механизмом подавателя.

Синхронный вариант
Синхронизация пулемёта была осуществлена в 1936 г. конструкторами В. Н. Салищевым, К. Н. Рудневым и В. П. Котовым. Отличительной особенностью конструкций синхронного механизма этого пулемёта является перенесение всех основных его деталей, за исключением бойка и рычага взвода, с затвора на ствольную коробку.
К 1936 г. пулемёты системы ШКАС заняли доминирующее положение в системе вооружения советской авиации.

Страна: СССР, Россия
Тип: Авиационный пулемёт
Конструктор: Шпитальный, Борис Гавриилович, Комарицкий, Иринарх Андреевич
Дата выпуска: 1930
На вооружении: 11 октября 1932-1945
Патрон: 7,62 мм
Принцип действия: Отвод пороховых газов
Темп стрельбы: 1800/1800/1650 выстрелов в минуту
Начальная скорость пули: 775-825/775-825/800-850 м/с
Масса (без магазина): 10.5/9.8/11.1 кг
Длина: н/д
Ствол: н/д
Система зарядки: ленточное
Прицел: н/д
Типы: ШВАК
Выпущено: примерно 151127

Патроны к пулемёту ШКАС


Патрон к пулемёту ШКАС с обыкновенной лёгкой пулей производства ТПЗ. Виден характерный двойной обжим пули по высоте дульца гильзы.


Известны две разновидности рассыпных металлических лент к пулемёту ШКАС: с рёбрами жёсткости и без них.

Разрезы 7,62-мм гильз. Гильза патрона к пулемёту ШКАС (слева), в отличие от обычной (справа) имеет более толстые стенки и донную перегородку.

Схема крепления пули в патронах, производившихся Подольским (1) и Тульским (2) патронными заводами

Пули к 7,62-мм патронам ШКАС


1 - Л, лёгкая; 2 - Д, тяжёлая дальнобойная; 3 - Б-30, бронебойная; 4 - Б-32, бронебойно-зажигательная; 5 -Т-30 (Т-46), трассирующая; 6 - БТ, бронебойно-трассирующая, 7 - БЗТ, бронебойно-зажигательно-трассирующая; 8 - БЗТ модернизированная (ЗБ-46); 9 - ЗП (ПЗ), пристрелочно-зажигательная
Образцы маркировки (клеймения) гильз патронов ШКАС


Завод №46 располагался в Кунцево (Московская обл). С началом войны был частично эвакуирован в г. Новая Ляля, где позднее был объединён с заводом №529

Основные массо-габаритные и баллистические параметры патронов к пулемёту ШКАС соответствуют параметрам сухопутных винтовочных патронов с теми же видами пуль

Характеристики 7,62-мм патронов к пулемёту ШКАС
Характеристика Тип патронов
Л Б-32 ПЗ
БЗТ Т-30 (Т-46)
Масса патрона, г 21,75 21,75 22,2 21,23 21,7
Масса пули, г 9,6 9,5...10,0 9,7...10,4
9,0...9,2
9,4...9,6
Масса заряда, г 2,25 3,25 3,25 3,25 3,25
Масса гильзы,г* 18,7 18,7 18,7 18,7 18,7
Нач. скорость пули, м/с** 860 860 820 855 850
Длина патрона, мм*** 75,2 77,2 77,2 77,2 77,2
Длина гильзы, мм 53,7 53,7 53,7 53,7 53,7
Длина пули, мм 28,4 37,8 38,5 40,1 37,8
* Приведена масса стальной биметаллической гильзы ШКАС
** Скорость пуль при стрельбе из винтовки
*** Длина патрона ШКАС с пулей обр. 1908 г. производства ТПЗ

Период с 30-х до 40-х годов прошлого века, пожалуй, самый интересный с точки зрения создания разных образцов вооружения. В этот короткий промежуток времени, по сути, зародились все виды оружия, которые используются до сих пор: какие-то в значительно модернизированном виде, а какие-то почти без изменений. Одна из областей, которая серьезно продвинулась в это время, была, конечно же, авиация. В частности - истребительная. Все страны соревновались в создании самого быстрого, скороподъемного и маневренного самолета. СССР тоже участвовал в этой гонке и благодаря усилиям гениального конструктора Поликарпова были созданы такие передовые для своего времени истребители, как И-15, а позже - И-16 . Но истребитель - это не только сам самолет, но и вооружение: не таранить же вражеские машины. А чтобы поражать скоростные самолеты нужен скорострельный пулемет. С этим, увы, были проблемы.

Основным пулеметом Красной армии в тридцатые годы был известный всем "Максим". Несмотря на то, что пулемет был создан аж в 1883 году и успел морально устареть, он все еще активно использовался в армии. Вторым по популярности был не менее известный пулемет Дегтярева. Оба пулемета делались в разных исполнениях: на станке, на турели, танковые, зенитные и т.д. За неимением альтернативы на базе Максима и Дегтярева делали их авиационные модификации, которые назывались, соответственно, ПВ-1 (Пулемёт Воздушный) и ДА (Дегтярёв Авиационный). Тут и выяснилось, что пулеметы, пригодные для пехоты совершенно не годятся для авиации. И главная причина - упомянутая выше скорострельность.

Возьмем тот же Максим. Максимальная скорострельность у него 600 выстрелов в минуту. Для обстрела пехоты - это просто за глаза. Потому его, собственно, и использовали в армии в течении всей войны: да, неудобный, устаревший, сложный. Но задачу свою при этом выполняет. Смотрим на современнный для того времени Дегтярёв. У него максимальная скорострельность того меньше - порядка 550 выстрелов в минуту. Казалось бы - 10 выстрелов в секунду! Это же так много! Но это много, когда стреляешь по бегущему со скоростью 7 км/час пехотинцу. Если стрельнуть по нему с короткой очереди, то он всю ее в себя и примет. А когда ведешь огонь по самолету, летящему со скоростью 350 км/ч это очень мало. Пехотинцу одна-две пули - смерть, а самолету надо гораздо больше. Да и маневрирует он, зараза, постоянно. Не дает прицелиться. Поэтому в тот короткий промежуток, когда он попал в перекрестие прицела надо успеть нашпиговать его максимальным количеством пуль.

Потому товарищи военные начали понимать, что переделки пехотных пулеметов лишь переходный этап, а авиации нужны специальные авиационные пулеметы с повышенной скорострельностью. Понял это и инженер Шпитальный, который напару с Комарицким создали свой пулемет ШКАС - Шпитального - Комарицкого авиационный скорострельный. 11 октября 1932 года пулемет был принят на вооружение. Вышел он для своего времени просто передовым! Калибр был стандартным 7,62×54 мм R, а вот скорострельность поражала - 1800 выстрелов в минуту. Но Шпитальный с Комарицким на этом не остановились. Они продолжали дорабатывать свое детище и в итоге появился УльтраШКАС с совсем уж заоблачной скорострельностью в 3000 выстрелов в минуту.

1. Сам пулемет выглядит так:


В пулемете заметен барабан - там проходит лента. Это фотография из музея техники Задорожного, если что. Увы, в моей коллекции такой красоты нет.

2. А вот лента с патронами как раз есть:

Тут видно два типа ленты. Если присмотритесь, увидите разницу. Она не только в сохране.

3. Рядом с обычной лентой от пулемета Калашникова:

В авиационном вооружении используются не сплошные, а рассыпные ленты - после извлечения из ленты патрона звено улетает вместе с гильзой.

4. Чтобы был понятен механизм, проиллюстрирую. Вот лента заходит в барабан:

5. Из нее вытаскивается назад патрон:

6. Досылается в патронник:


А звено в этот момент уже свободно и улетает. Следом за ним через мгновение полетит и гильза.

7. Как я писал, в ШКАСе используются патроны 7,62×54 мм R. Но не обычные. Здесь слева обычный бронебойный патрон, а справа - для ШКАС:

Внешне разница незаметна, а на деле она была. Для ШКАСа выпускались отдельные партии патронов с утолщенными стенками гильзы, усиленным обжимом пули в гильзе и надежно закрепленным капсюлем. Потому у пулемета и была такая потрясающая скорострельность: инженеры создали полноценный комплекс оружие-патрон. Кстати, этот патрон был первым в мире специализированным авиационным патроном (хоть и сделанным на базе обычного).

8. Бронебойная пуля обычного патрона и ШКАСовского:

9. Клейма на донце:



На втором патроне видна буковка "Ш" - именно так маркировались патроны для ШКАС. Маркировка такая была необходима, так как при внешней похожести в ШКАСе нельзя было применять стандартные патроны 7,62×54 - с ними во время стрельбы появлялись проблемы.

Разумеется этот пулемет был выполнен во всех авиационных модификациях: крыльевой, синхронный (который стреляет через крутящийся винт), турельный. Он устанавливался почти на всех отечественных самолетах довоенного и военного периода, в том числе на легендарном штурмовике Ил-2

Ну и рассказывая про ШКАС нельзя упомянуть такой момент. В книжке Новикова "Накануне и в дни испытаний" есть такой отрывок:
«Когда наши доблестные войска, взявшие штурмом Берлин, ворвались в канцелярию третьего рейха, - писал после войны Б. Г. Шпитальный, - то среди многочисленных трофеев, захваченных в канцелярии, оказался на первый взгляд необычного вида образец оружия, тщательно накрытый стеклянным колпаком, и бумаги с личной подписью Гитлера. Прибывшие для осмотра этого образца специалисты с удивлением обнаружили под стеклом тульский авиапулемет ШКАС 7,62-мм и находившийся при нем личный приказ Гитлера, гласивший о том, что тульский пулемет будет находиться в канцелярии до тех пор, пока немецкие специалисты не создадут такой же пулемет для фашистской авиации. Этого, как известно, гитлеровцам так и не удалось сделать».

Учитывая, что эту легенду рассказал о своем же пулемете сам Шпитальный мне в правдивость как-то не очень верится. Чую, приврал инженер. Пулемет великолепный - спору нет! Но чтоб уж так, прям в канцелярии да под стеклом... Еще меня настораживает, что больше ни в одном источнике эта информация не встречалась.

МОСКВА, 24 сен — РИА Новости, Андрей Коц. Скорострельное оружие с вращающимся блоком стволов — обязательный элемент фантастических боевиков и компьютерных игр. В кино часто фигурируют накачанные рэмбо с шестиствольным пулеметом, поливающие злодеев потоком свинца. Благодаря Голливуду за этими "газонокосилками" прочно закрепилась слава супероружия. Вместе с тем пушки и пулеметы, работающие по схеме американского изобретателя Ричарда Гатлинга, уже давно стоят на вооружении ряда стран. Разрушительная мощь многоствольников действительно поражает воображение. РИА Новости публикует подборку самого грозного оружия с вращающимся блоком стволов.

Российский флот отрастил "Панцирь". У других его долго не будет "Панцирь-МЕ" надежно защищает корабль в радиусе 20 километров (высота купола ПВО - 15 километров) от всех современных средств воздушного нападения: крылатых ракет, сверхзвуковых противокорабельных ракет, авиабомб и беспилотников.

Самый известный

Американский скорострельный пулемет M134 Minigun, пожалуй, самый известный обывателю "гатлинг" из существующих. Боевики про бравых морпехов США или кадры военной хроники с Ближнего Востока редко обходятся без этой шестиствольной махины калибра 7,62 миллиметра. Американские оружейники с 1960-х годов умудрились внедрить его везде, где только можно. M134 устанавливаются в люках армейских "Хаммеров", на караульных вышках, патрульных катерах, вертолетах, бронетранспортерах, фортификационных сооружениях. Все-таки шесть тысяч выстрелов в минуту — серьезный аргумент в любой критической ситуации.

На смену макарову: "Калашников" представил новый пистолет Пл-15К создан на базе полноразмерного пистолета ПЛ-15 и имеет с ним схожие внутренние механизмы и принципы действия автоматики. Вес пистолета без патронов составил 0,72 килограмма. Емкость магазина - 14 патронов.

Вопреки стереотипам, в оружии схемы Гатлинга стреляют не все стволы одновременно. В М134 патрон досылается в нижний, остывший ствол, выстрел производится сверху, выброс гильзы справа. Таким образом, стволы стреляют по очереди, успевают перезарядиться и остыть, пока "работают" оставшиеся пять. Подобная схема нивелирует главное препятствие на пути сверхвысокой скорострельности перегрев оружия. Подобным образом работает большинство других пулеметов с вращающимся блоком стволов.

"Старшим братом" M134 является 20-миллиметровая шестиствольная авиационная пушка M61 Vulcan. Почти 60 лет ее ставят на американские боевые самолеты, ударные вертолеты и сухопутное шасси. Эта система способна достаточно эффективно бить и по воздушным, и по наземным целям. Но, как и M134, на сегодняшний день она считается морально устаревающей.

Самая скорострельная

Российские установки АК-630М-2 "Дуэт" являются современной модификацией советских шестиствольных корабельных комплексов АК-630. От предшественника новая система отличается в первую очередь наличием двух орудий и сложной электронной "начинкой", позволяющей во многом автоматизировать процесс наведения и сопровождения целей. Один "Дуэт" способен обрушить на противника рекордные десять тысяч 30-миллиметровых снарядов в минуту. Этого с запасом хватит, чтобы уничтожить любую воздушную цель на удалении до четырех километров и на высотах до пяти километров — будь то сверхзвуковой самолет, беспилотник или крылатая ракета. А на ближних дистанциях флотские "шестиствольники" способны сильно повредить или даже разрушить небольшой боевой корабль. Комплексы семейства АК-630 являются последней и самой прочной линией обороны военно-морской эскадры.

На сегодняшний день АК-630М-2 установлены в корме пяти малых ракетных кораблей проекта "Буян-М", а также на большом десантном корабле "Иван Грен", который должен вступить в боевой состав Северного флота в ноябре этого года. Кроме того, Минобороны планирует перевооружить на "Дуэты" ряд других кораблей, несущих более старые АК-630.

Самая бронебойная

Вершиной развития оружия с вращающимся блоком стволов, пожалуй, можно назвать американскую авиационную пушку GAU-8 Avenger — основное вооружение штурмовиков A-10 Thunderbolt II. Масса всей пушечной установки с системой подачи патронов и полным барабаном 30-миллиметровых снарядов почти две тонны, а заправленный и подготовленный к взлету A-10 весит десять тонн. Самолет фактически построен вокруг этого трехметрового семиствольного чудовища. Собственно, именно пушка является единственной причиной, почему штурмовики Thunderbolt II остаются в строю ВВС США — по своим летно-техническим характеристикам и бортовому оборудованию они значительно уступают машинам того же класса других стран.

GAU-8 в минуту выпускает по цели до 4200 бронебойно-подкалиберных снарядов с сердечником из обедненного урана. Из-за колоссальной отдачи и опасности попадания пороховых газов в воздухозаборники пилоты обычно дают короткие очереди по две-три секунды. Этого хватает, чтобы целиком накрыть колонну из десятка тяжелых боевых машин. А-10 задумывался как противотанковый самолет, специфика его боевого применения предусматривает атаку цели по верхней полусфере, меньше всего защищенной броней. В Афганистане и Ираке вооруженные GAU-8 штурмовики демонстрировали хорошие результаты. Однако в войне с противником, обладающим развитой ПВО, шансы этих дозвуковых самолетов на выживание стремительно уменьшаются.

Самый кучный

Четырехствольный авиационный пулемет ЯкБ калибра 12,7 миллиметра был создан в конце 70-х годов специально для новейших на тот момент ударных вертолетов Ми-24. Боевое крещение крупнокалиберные советские "гатлинги" прошли в Афганистане. Пилоты армейской авиации сразу полюбили новые пулеметы за исключительно высокую плотность огня и прозвали ЯкБ-12,7 "металлорезкой". Свою кличку это оружие оправдывало неоднократно: в августе 1982 года под Кандагаром один вертолет "разрезал" пополам очередью из пулемета шедший во главе каравана душманов автобус. Афганским боевикам еще повезло, что Ми-24 бил поперек колонны, а не вдоль — при максимальном темпе стрельбы 5500 выстрелов в минуту он мог изрешетить весь караван за один заход.

Именно этому пулемету принадлежит уникальный и до сих пор никем не побитый рекорд. Двадцать седьмого октября 1982 года во время воздушного боя иракский Ми-24 смог сбить из ЯкБ-12,7 иранский истребитель F-4 Phantom II. Это единственный в истории мировой авиации задокументированный случай, когда вертолет смог уничтожить сверхзвуковой реактивный самолет с помощью бортового пулемета. Во многом этого удалось добиться благодаря отличной кучности оружия. Впрочем, с надежностью у ЯкБ-12,7 были некоторые проблемы. Опыт Афганистана показал, что пулемет довольно капризный и подвержен загрязнению. Этот недостаток удалось устранить в модификации ЯБКЮ-12,7, принятой на вооружение в 1988 году.

Война, возможно, никогда не меняется, но её инструменты менялись неоднократно. С тех пор, как человечество перешло от копий и стрел к огнестрельному оружию, оно не перестаёт совершенствовать его с каждым годом. В этом обзоре мы предлагаем вам рассмотреть лучших представителей «оружейного рода». Речь пойдёт, как и о крупнокалиберных, так и о ручных пулемётах - новинки и классические модели, соревнующиеся в скорострельности, мощи и смертоносности.

Единый немецкий пулемёт HK 121 заменил прославленный MG 3. Как ни хороша была «тройка», но всё рано или поздно кончается. Бундесверу требовался более мощный вариант, для поддержки своей армии, коим и стало творение оружейной компании Heckler & Koch. Грамотная компоновка, убойная мощь, быстросменный ствол, возможность установки на боевую технику – что ещё нужно для счастья пулемётчика?

Калибр: 7,62х51 NATO

Вес: 10.8 (с сошкой)

Длина: 1165 мм

Длина ствола: 550 мм

Питание: лента

Темп стрельбы: 640 - 800 выстрелов в минуту

Выпускаемый израильским концерном Israel Military Industries пулемёт Negev отлично зарекомендовал себя, как мощное и мобильное орудие поддержки. Но его дальности стрельбы и поражающего действия для современных боевых конфликтов явно не хватало. Именно поэтому на вооружение израильской армии поступил обновлённый Negev NG7, который исправил все недочёты предшественника.

Калибр: 7.62х51 NATO

Вес: 7.6 (с сошкой)

Длина: 1000 / 820

Длина ствола: 508 мм

Питание: лента

Темп стрельбы: 850 – 1150 выстрелов в минуту

FN MAG полноправно можно назвать «бельгийской лошадкой» в классе стрелкового вооружения. Оружейники из Fabrique Nationale постарались на славу, создав поистине хороший пулемёт. Достаточно простая и надежная конструкция в сочетании с гибкостью применения и адекватным боеприпасом обеспечили этому пулемету место в системе вооружений свыше чем 50 стран мира, включая саму Бельгию, Великобританию, Австралию, Канаду, США, Швецию и многие другие страны.

Калибр: 7,62mm NATO

Вес: 11-13 кг с сошками (в зависимости отмодификации), вес треногого станка 21 кг

Длина: 1260 мм

Длина ствола: 545 мм

Питание: рассыпная металлическая лента

Темп стрельбы: 650 - 950 выстрелов в минуту

Единый пулемет «Печенег» предназначается для поражения живой силы врага и легкой техники. Его также можно использовать как зенитное орудие. Благодаря своим характеристикам он по праву считается одним из лучших образцов единых пулеметов в мире.

«Печенег» способен выпускать около 650 патронов в минуту без уменьшения боевых характеристик. Такое увеличение живучести позволило отказаться от сменного ствола. Тем не менее, ствол «Печенега», как и прежде, остается быстросъемным.

Калибр: 7.62x54mm R

Вес без патронов: 8.2 кг на сошках; 12.7 кг на станке-треноге

Длина: 1155 мм

Длина ствола: 658 мм

Питание: лента 100 или 200 патронов

Темп стрельбы: 650 выстрелов в минуту

Большинство отечественных и иностранных специалистов сходятся во мнение, что крупнокалиберный пулемёт «КОРД» (Крупнокалиберное Орудие Дягтерёвцев) является лучшим в своём роде.

В вооруженных силах «КОРД» именуют «снайперским пулеметом» за его потрясающую точность и несвойственную этому виду оружия мобильность. При калибре 12,7 мм его вес составляет всего 25,5 килограмм (тело). Также «КОРД» высоко ценится за способность вести огонь и с сошек, и с рук со скоростью до 750 выстрелов в минуту.

Калибр: 12,7x108 мм

Вес: 25.5 кг (тело пулемета) + 16 кг (станок 6Т7)или 7 кг (станок 6Т19)

Длина: 1980 мм

Длина ствола: нет данных

Питание: лента 50 патронов

Темп стрельбы: 650-750 выстрелов/мин

Как он рождался и развивался, какую роль сыграл? В год 65-летия Победы стоит вспомнить и об этом.

Принципиально новый


Борис Гаврилович Шпитальный (1902–1972) проявил себя как изобретатель уже в 20-е годы. В 1927-м он окончил Московский механический институт им. М. В. Ломоносова по новой тогда специальности авиационного машиностроения, работал в Научном автомоторном институте. Среди его ранних заявок на изобретение были «Приспособление к подающему механизму пулемета для извлечения патронов из ленты» (1927), «Одноместный быстроходный танк» (1928), «Автоматическое оружие» (1929). Схему «сверхпулемета» Шпитальный предложил в 1926 году. Стремительное развитие авиации, рост скоростей и маневренности боевых самолетов и сложность размещения на нем целых «пулеметных батарей» требовали резкого увеличения скорострельности авиационного вооружения.

Однако новая система нуждалась в существенной доработке – сказалось отсутствие у автора опыта работы с оружием. Поэтому в 1928 году в помощь Шпитальному Оружейно-пулеметный трест выделил Иринарха Андреевича Комарицкого (1891–1971), опытного тульского оружейника, участника работ по модернизации «трехлинейки», работавшего в то время в Совете военной промышленности.

Для начала требовалось проверить саму реализуемость схемы, и в марте 1930 года трест выдал соответствующее задание Проектно-конструкторскому бюро (ПКБ) Тульского оружейного завода. Для проверки принципа работы пулемета под шифром ППРПШ Шпитальный и Комарицкий командируются в Тулу. Уже 10 мая 1930 года на стрельбище ТОЗа испытан натурный образец «прибора системы инженера Шпитального, вмонтированного на пулемете Дегтярева». Опытный образец пулемета Шпитального – Комарицкого изготовлен в Туле в октябре того же года: интерес к новому авиационному вооружению был велик и работы велись в срочном порядке.

13 февраля 1932 года Артиллерийское управление РККА выдало заказ на изготовление семи пулеметов для проведения испытаний. Уже в начале июня 1932-го Шпитальный, Комарицкий и представитель ВВС Пономарев продемонстрировали пулемет наркомвоеномору К. Е. Ворошилову. А 22 июня появилось постановление Реввоенсовета СССР «О работе инженера Шпитального», в котором начальнику АУ РККА предлагалось: «…а) закончить все испытания пулемета в месячный срок и к 15/VII представить его на вооружение; б) немедленно выдать заказ промышленности на 100 пулеметов системы Шпитального с изготовлением их в 1932 г.; в) в месячный срок совместно с начальником ВВС РККА проработать вопрос о плане внедрения пулеметов Шпитального на боевые самолеты и внести на утверждение РВСС».

7 октября Реввоенсовет одобрил результаты полигонных испытаний, а постановлением от 11 октября 1932 года принял пулемет на вооружение. Однако еще два года ушло на технологическую доводку и некоторое упрощение конструкции. Кроме того, живучесть ствола при таком высоком темпе стрельбы оказалась в переделах 1500–2000 выстрелов, так что одновременно с выдачей в марте 1933-го заказа на первую крупную партию пулеметов конструкторам предложили увеличить живучесть до 5000 выстрелов. В апреле 1933 года представлен доработанный вариант пулемета, в производство он пошел в июле. Переход с полукустарного на серийное производство произошел только в начале 1934 года. Поэтому пулемет больше известен под обозначением «7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального – Комарицкого обр. 1934 г. (ШКАС)». Доводка продолжалась и после постановки производства. Большую работу в этом направлении провела группа специалистов под руководством крупного оружейника П. И. Майна.

Пулемет и установки

ШКАС относился к системам автоматического оружия с газовым двигателем автоматики и питанием патронами из рассыпной металлической ленты. Запирание канала ствола производилось перекосом затвора вниз, стрельба – с заднего шептала. Увеличение темпа стрельбы достигалось большой скоростью движения подвижной системы (от 9 до 12 м/с) и уменьшением длины ее хода. Для этого, например, патрон перед подачей в патронник удерживался подавателем под наклоном вверх. Высокий темп стрельбы потребовал ряда специальных решений. Так, стенки патронника ствола снабдили продольными канавками, выходящими за передний срез гильзы («канавки Ревели»). При выстреле часть пороховых газов устремлялась в канавки, уменьшая силу сцепления гильзы со стенками патронника и облегчая тем самым ее экстракцию. Возвратно-боевая пружина выполнена трехжильной. Пружинные буфера затворной рамы и затвора смягчали удар подвижной системы в заднем положении и повышали скорость ее возврата вперед. В спусковой механизм для увеличения живучести ввели буферную пружину шептала.

Но главной изюминкой ШКАСа была система питания. При высоких скоростях подвижной системы извлечение патрона из ленты и подача на линию досылания за один цикл автоматики неизбежно приводили бы к разрывам гильз и выпадению пуль. Подача патрона производилась особой зубчаткой (барабаном) на 10 гнезд, вращавшейся внутри неподвижного кожуха. На оси зубчатки и внутренней поверхности кожуха выполнялся винтовой паз. При повороте зубчатки патрон закраиной гильзы скользил по винтовому пазу так, что его извлечение из ленты и подача происходили за 10 выстрелов. Не менее остроумно был решен выбрасывающий механизм, удалявший гильзу за пределы оружия в два такта.

ШКАС был первым во многих отношениях. Предшествовавшие ему авиационные пулеметы ПВ-1, ДА и ДА-2 были приспособленными для установки на самолетах наземными пулеметами «Максим» и ДП, то есть продолжали опыт Первой мировой войны. По сравнению с ПВ-1, например, ШКАС был короче и в 1,3 раза легче, более чем вдвое превосходя его по темпу стрельбы. Спаренный ДА-2 пулемет ШКАС превосходил по темпу стрельбы в 1,5 раза, был вдвое легче и опять же компактнее. Непрерывная подача ленты позволяла полностью использовать боекомплект в полете без перезаряжания и для неподвижных, и для подвижных установок. Значительно увеличивая огневую мощь самолета, ШКАС одновременно «экономил» место и массу в нем. ШКАС стал одним из первых специально разработанных авиационных пулеметов, причем с учетом текущего развития авиации и его перспектив. Из зарубежных пулеметов тех лет к специально «авиационным» можно отнести французский «Дарн» и германский MG.15. Но такой темп стрельбы в серийных одноствольных системах был достигнут впервые. Для сравнения: французский «Дарн» давал 1100–1200 выстр/мин, американский «Кольт-Браунинг» – 900, германский MG.17 – 1100. Наиболее близко к ШКАСу подошел 7,92-мм германский MG.81 модели 1938 года – в одинарном варианте он весил 6,5 кг и имел темп стрельбы 1600 выстр/мин, в спаренном (81Z) – соответственно 13 кг и 3200 выстр/мин.

ШКАС применялся в трех вариантах. Крыльевая и турельная версии его установки были представлены на утверждение в ЦК ВКП(б) уже 17 февраля 1934 года и получили одобрение. Первым из серийных самолетов обрел это оружие истребитель И-16 – на нем установили крыльевые пулеметы. Открытая турельная установка, разработанная Н. Ф. Токаревым, принята на вооружение весной 1934 года. Позднее, с созданием самолетов с улучшенными скоростными характеристиками разработали и другие варианты турельных (блистерных) установок с прозрачным экраном, например верхние турели системы Г. М. Можаровского и И. В. Веневидова МВ-5 (ставилась на самолет Су-2) и МВ-3 (самолеты СБ, ТБ-3). Для бомбардировщиков СБ и ДБ-3 Можаровским и Веневидовым под ШКАС разработана выдвижная нижняя люковая установка МВ-2 с перископическим прицелом. В 1937 году принят синхронный вариант, разработанный в тульском ЦКБ-14 К. Н. Рудневым, В. И. Салищевым, В. А. Галкиным, В. П. Котовым, а в 1938-м – установка синхронного ШКАСа разработки Г. Г. Куренкова, М. И. Владимирского, В. А. Галкина. Синхронизатор, допуская стрельбу через винт, снижал ее темп до 1650 выстр/мин, зато некоторое удлинение пути разгона пули увеличивало ее начальную скорость до 800–850 м/с.

Формирование авиационного пулеметного комплекса логично завершила разработка под руководством Н. М. Елизарова вариантов 7,62-мм патрона с бронебойной пулей Б-30, бронебойно-зажигательной Б-32 (для поражения защищенных броней бензобаков), трассирующей Т-30 (позже Т-46), бронебойно-трассирующей БТ, зажигательно-пристрелочными ЗП или ПЗ. Патроны к авиационному пулемету внешне почти не отличались от «наземных», однако в их конструкции имелся ряд отличий, связанных с использованием в высокотемпном оружии: усилены стенки гильзы и крепление пуль. Для отличия патроны для ШКАСа на закраине гильзы несли букву «Ш». Патроны, помеченные красным профилем пропеллера, предназначались для стрельбы из синхронного пулемета и соответственно отвечали более жестким требованиям по времени от накола капсюля до пролета пули через плоскость винта. При снаряжении лент к авиационным пулеметам патроны с бронебойными и бронебойно-зажигательными пулями обычно составляли около половины.

В производстве и на службе

Уже 28 марта 1935 года К. Е. Ворошилов писал наркому тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе: «Опытное самолетное строительство и серийное производство мы переводим на пулеметы ШКАС, а в 1936 году все самолеты серийного производства будут выпускаться только с этими пулеметами». Интересный штрих: если введенный в 1936 году нагрудный знак для выпускников военной школы летчиков и летнабов содержал силуэты авиабомбы и пулемета ДА, то знак выпускников школ летнабов и штурманов 1938 года – бомбы и пулемета ШКАС. Выпуск ШКАСов непрерывно нарастал: если в 1933-м их полукустарным способом собрали 365 штук, а в 1934-м – 2476, в 1935-м – 3566, то в 1937-м – 13 005, в 1938-м – 19 687. Когда в июле 1939 года из состава Тульского оружейного завода был выделен Тульский станкостроительный завод (завод № 66 НКВ, впоследствии – Тульский машиностроительный завод), ему передали производство станкового пулемета «Максим» и авиационного ШКАС. В 1940 году выпуск ШКАСов составил 34 233 штук. ШКАС стал еще и одним из первенцев в изготовлении отечественного автоматического оружия по принципу массового, поточного производства.

Впервые ШКАСы приняли участие в воздушных боях на советских истребителях в ноябре 1936-го над Мадридом. Год спустя вооруженные ШКАСами И-16 и И-15 сражались с японскими самолетами над Китаем. Проявили себя ШКАСы и в боях на Халхин-Голе, и в Советско-финляндской войне.

Тактико-технические характеристики ШКАС

  • 7,62х54R Патрон
  • 10,6 кг Масса тела пулемета
  • 935 мм Длина пулемета
  • 605 мм Длина нарезной части ствола
  • 775-825 м/c Начальная скорость пули
  • 1800 выстр/мин Темп стрельбы
  • 0,29 кг Масса секундного залпа
  • рассыпная звеньевая лента Питание

В 1935–1937 годах К. Н. Руднев, В. Н. Полюбин, А. А. Тропенков отрабатывали так называемую механическую спарку ШКАС (МСШ) – органически спаренные ШКАС с темпом стрельбы до 6000–6400 выстр/мин. Штоки пулеметов снабжались зубчатыми рейками и связывались шестерней, в результате цикл автоматики включал два цикла выстрела, а максимальная сила отдачи не превышала ее величины при одном выстреле. В доработке спарки приняли участие А. А. Мамонтов, Н. Ф. Токарев, А. А. Волков.

Нужно сказать, что в этот период у ШКАСа появился весьма серьезный соперник – в 1936 году на ковровском заводе № 2 им. Киркижа был создан пулемет системы И. В. Савина и А. К. Норова с противоположно движущимися стволом и затвором и темпом стрельбы 2800–3000 выстр/мин. 8 июня 1937 года Комитет Обороны при Совнаркоме постановил дать заказ на серийное производство 7,62-мм пулемета Савина – Норова (СН).

Между тем 15 мая 1937 года Шпитальный и Комарицкий закончили отработку «сверхскорострельного» Ультра-ШКАС – время цикла автоматики еще сократили, придав стволу движение вперед после отпирания. Постановлением Комитета Обороны от 13 мая 1939 года на вооружение ВВС принят турельный Ультра-ШКАС. Пулеметы Ультра-ШКАС и СН использовались на истребителях во время Советско-финляндской войны 1939–1940 годов.

Укрупнение калибра

Работа над крупнокалиберными авиационными пулеметами началась еще до принятия ШКАСа на вооружение. В 1931 году в Коврове на основе пулемета ДК изготовили опытный 12,7-мм пулемет с увеличенным темпом стрельбы, а ПКБ Тульского оружейного завода получило задание на разработку 12,7-мм авиапулемета по образцу пулемета Шпитального. К 28 мая 1932 года в тульском ПКБ изготовили 12,7-мм пулемет, созданный на основе ШКАСа Семеном Владимировичем Владимировым (1895–1956). Пулемет не был механически «увеличенным» ШКАСом – при разработке перекомпонована система автоматики (газовая камера и шток поршня переместились под ствол), усовершенствованы механизм вращения зубчатки и затвор с автоматическим спуском ударника.

В 1934 году принят на вооружение «12,7-мм авиационный пулемет системы Шпитального и Владимирова, ШВАК» (Шпитальный – Владимиров – авиационный – крупнокалиберный). Система питания, аналогичная ШКАСу, потребовала выпуска специально для ШВАКа 12,7-мм патрона с теми же пулями и пороховым зарядом, что и у патрона «наземного» пулемета ДК, но с выступающей закраиной гильзы. В связи с организацией производства ШВАКов на заводе № 2 Владимиров переехал в Ковров. Здесь заменой ствола он создал 20-мм автоматическую пушку ШВАК – так появился один из первых серийных образцов бикалиберного авиационного оружия.

В 1935 году на заводе № 2 изготовили 92 пулемета ШВАК и 7 опытных пушек ШВАК, а в 1936-м, когда 20-мм пушка ШВАК запущена в серийное производство – 159 пулеметов ШВАК и 300 пушек. 12,7-мм ШВАК вскоре с производства сняли.

Выстрелы к пушке ШВАК были созданы на основе той же гильзы, но поскольку гильза стала цилиндрической, небольшой пороховой заряд ограничил мощность патрона. Правда, для авиационной пушки она была достаточной. Масса ШВАК составляла: в крыльевом варианте – 40 кг, в турельном – 42 кг, а в варианте мотор-пушки – 44,5 кг. ШВАК ставились на истребители И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, бомбардировщики Ту-2 и Пе-8, патрульный самолет-бомбардировщик МТБ-2. На бомбардировщике Пе-8, например, устанавливали два ШКАСа на носовой турели НЭБ-42, пушки ШВАК на кормовой турели КЭБ-42 и верхней турели ТУМ-5 – причем все эти турели имели электрический привод. Синхронная установка ШВАК для истребителя И-16 разработана под руководством А. Г. Ротенберга. На И-16 (И-16П) ШВАК и получили первое боевое крещение над Халхин-Голом в 1939 году. К началу Великой Отечественной войны 20-мм ШВАК и 7,62-мм ШКАС были основным и самым массовым вооружением самолетов ВВС РККА. Кроме того, ШКАС и ШВАК ставили на торпедные катера Г-5 и Д-3.

Что касается крупнокалиберного авиационного пулемета, то в 1939 году к производству приняли 12,7-мм синхронный пулемет БС системы М. Е. Березина, а уже 22 апреля 1941 года – его же универсальный 12,7-мм УБ.

В боях воздушных и наземных

Свою роль в воздушных боях и ШКАС, и ШВАК сыграли. Полковник запаса Н. И. Филиппов, служивший в 171-м Тульском авиационном истребительном полку, вспоминал: «В начале войны наши истребители уступали в скорости немецким, но все равно благодаря более высокой маневренности самой машины и главное – высокой скорострельности ШКАСов мы достойно сражались с противником… Конечно, 7,62-мм патрон был слабоват – тут ничего не скажешь, но сам пулемет сработан туляками отлично. А вот ШВАКи – и пулемет, и пушка, особенно пушка – при такой же надежности, как и ШКАС, имели и более мощный патрон… Из них я сбил большинство своих противников».

И для ШВАКов, и для ШКАСов в 30-е годы планировалась также «наземная» карьера. Так, в Туле были разработаны мотоциклетная и автомобильная установки ШКАС, оставшиеся опытными. В 1940-м заводу № 66 заказали опытную партию пулеметных станков Соколова «с универсальной головкой для наземной стрельбы из пулемета ШКАС». Это скорее всего была попытка «утилизации» авиапулеметов нормального калибра, которые вскоре должны были заменить крупнокалиберные – скажем, на 1941 год план заказов ШКАСов составлял всего 3500 штук. Для 20-мм ШВАКов в Коврове на заводе № 2 в 1935 году изготовили «универсальные» зенитно-противотанковые треножные установки. Но работа эта не дала удовлетворительного результата, тем более что 20-мм патрон ШВАК был слабоват для «противотанкового». Зато в первый период Великой Отечественной войны ШВАК нашла применение как танковая пушка. Задание на доработку пушки для установки на легкие танки Наркомат вооружения выдал уже 5 июля 1941 года. Работу выполнил А. Э. Нудельман в ОКБ-16, доводилась пушка в ОКБ-15 Шпитального. 5 декабря 1941 года «ШВАК-танковая», выполненная на основе крыльевой ШВАК, принята на вооружение. Она получила обозначение ТНШ («танковая Нудельмана – Шпитального»), ставилась на танки Т-60, Т-40С, Т-38.

Тогда же авиационные пулеметы нашли применение в системе ПВО. 8 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление «О пулеметах для ПВО города Москвы»: «1. Разрешить НКАП взять из своих запасов на самолетных заводах 150 пулеметов БТ и БК и 250 пулеметов ШКАС и оборудовать их для охраны 10 авиационных заводов от воздушного нападения по указанию ПВО. 2. Обязать ВВС – т. Жигарева немедленно доставить в Москву (на самолетах) 1000 шт. пулеметов в распоряжение ПВО г. Москвы. 3. Обязать НКАП – т. Шахурина выделить из своих запасов 100 шт. пулеметов БК и 250 шт. пулеметов ШКАС и передать их в распоряжение ПВО г. Москвы». Зенитные установки под 7,62-мм пулеметы ШКАС и 12,7-мм УБ с кольцевыми прицелами были за неделю разработаны Можаровским, Веневидовым и Афанасьевым. В том же 1941 году ШВАК на тумбовых установках использованы как зенитное вооружение бронепоезда «Ковровский большевик».