Предпосылки образования ес. Исторические предпосылки и этапы формирования ес

Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. Однако, именно Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции. Основу процесса европейской интеграции, стало стремление стран Западной Европы восстановить пошатнувшиеся в результате войны экономические позиции. Для стран, потерпевших поражение в войне (прежде всего Германии, разделенной на несколько оккупационных зон), насущной потребностью являлось восстановление собственных политических позиций и международного авторитета.

Отправной точкой процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции - Роберта Шумана от 9 мая 1950. В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор об учреждении этого сообщества подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией 18 апреля 1951. ЕOУС ставило своей целью создание общего рынка для модернизации и повышения эффективности производства в угольной и металлургических областях, а также улучшения условий труда и решения проблем занятости в этих отраслях экономики.

Интеграция этого важнейшего в то время сектора хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 членами ЕОУС Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

Главными целями Договора о ЕЭС стали создание таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также введение общей политики в области сельского хозяйства. Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д. Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.

Проект Европейского экономического сообщества содержал в себе как элементы федералистского (таможенный, экономический и валютный союз), так и конфедералистского (зона свободной торговли, единый внутренний рынок) подходов, которые усиливались, или ослаблялись в зависимости от политической и экономической конъюнктуры.

Знаменательной вехой на пути развития интеграции стала попытка федералистов создать Европейское оборонительное сообщество (ЕОС) и Европейское политическое сообщество (ЕПС).

В 1952 Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды подписали договор, учреждавший ЕОС. Согласно этому документу, в рамках ЕОС должны были интегрироваться под единым командованием военные контингенты этих 6 стран, что означало потерю контроля государствами над собственными вооруженными силами. Борьба федералистов и конфедералистов в ходе ратификации этого договора привела к тому, что в августе 1954 Национальное собрание Франции отвергло Договор о ЕОС. После этой неудачи была прекращена и подготовка договора о ЕПС.

Вплоть до 1970-х годов не было никаких расширений; Великобритания, до того давшая отказ вступать в сообщество, после Суэцкого кризиса поменяла свою политику и подала заявку на членство в сообществе вместе с Данией, Ирландией и Норвегией. Однако французский президент Шарль де Голль наложил вето на весь план расширения, опасаясь «американского влияния» Великобритании.

Как только де Голль покинул занимаемый им пост, возможность вступить в Сообщество вновь открылась. Вместе с Великобританией Дания, Ирландия и Норвегия подали заявки и получили одобрение, однако норвежское правительство проиграло национальный референдум по членству в Сообществе и, следовательно, не вступало в Сообщество 1 января 1973 года наравне с другими странами. Гибралтар - британская заграничная территория - был присоединён к Сообществу с Великобританией.

В 1970 году произошло восстановление в Греции, Испании и Португалии демократии. Греция (в 1981 г.), а за ней и обе иберийские страны (в 1986 г.), получили допуск в сообщество. В 1985 году Гренландия, получив автономию от Дании, тут же воспользовалась своим правом выйти из состава Европейского сообщества. Марокко и Турция подали заявки в 1987 году, Марокко отказали, поскольку не сочли европейским государством. Заявление Турции было принято к рассмотрению, но лишь в 2000 году Турция получила статус кандидата, и лишь в 2004 году начались официальные переговоры о вступлении Турции в Сообщество.

В 1989-1990 годах закончилась холодная война, 3 октября 1990 года Восточная и Западная Германия были воссоединены. Следовательно, Восточная Германия стала частью сообщества в составе единой Германии. В 1993 году Европейское сообщество стало Европейским союзом на основании Маастрихтского договора от 1993 года. Часть государств Европейской Ассоциации Свободной Торговли, граничивших со старым Восточным блоком ещё до окончания холодной войны, подала заявки на вступление в Сообщество. В 1995 году Швеция, Финляндия и Австрия были приняты в Европейский союз.

Это стало 4-м расширением Европейского союза. Норвежское же правительство провалило в то время второй национальный референдум по членству. Конец холодной войны и «западнизация» Восточной Европы поставили ЕС перед необходимостью согласовать стандарты для будущих новых членов, чтобы оценить их соответствие. По Копенгагенским критериям было решено, что страна должна быть демократией, иметь свободный рынок и быть согласной принять всё право Европейского союза, уже согласованное ранее.

8 из этих стран (Чехия, Эстония, Венгрия, Литва, Латвия, Польша, Словакия и Словения) и средиземноморские островные государства Мальта и Кипр вступили в союз 1 мая 2004 года. Это было наибольшее расширение по людским и территориальным показателям, хотя и наименьшее по показателям ВВП (валового внутреннего продукта). Меньшая развитость этих стран привела некоторые страны-члены в беспокойство, в результате чего были приняты некоторые ограничения при приёме на работу и для путешествий относительно граждан новых стран-членов.

В новогоднюю ночь Болгария и Румыния стали членами Европейского союза. Таким образом, количество стран - участниц увеличилось до 27.

Дальнейшее расширение открыто для любой европейской демократической страны со свободным рынком, имеющей желание и возможности для приведения законодательства в соответствие с правом ЕС. Условия вступления включены в Копенгагенские критерии, согласованы в 1992 году и закреплены в Маастрихтском договоре. Является ли страна европейской, определяется политической оценкой, проводимой институтами ЕС.

В послевоенном развитии Западной Европы большую роль играет интеграция, идея которой получила распространение еще в прошлом веке. Но прежде, чем она начала воплощаться в жизнь, народам Европы пришлось пережить две мировые войны. В 1948 г. была создана Организация Европейского сотрудничества. Она занималась координацией вопросов, связанных с помощью, поступающей из США по «плану Маршалла». Дальнейшим шагом было учреждение в этом же году таможенного союза БЕНИЛЮКС, куда вошли Бельгия, Нидерланды и Люксембург. В 1949 г. был основан Совет Европы. Так создавались основы и новые формы международного экономического и политического сотрудничества. Новую страницу в интеграционных процессах в Европе открыл план создания Европейского объединения угля и стали, обнародованный Р.Шуманом 9 мая 1950 г. «План Шумана» предусматривал заключение договора с целью установления международного контроля над ключевыми отраслями военной промышленности. Договор должен был быть обязательным для его участников. Это ставило определенные преграды для резкого наращивания производства вооружений с целью подготовки к войне. Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург выразили желание присоединиться к плану.
18 апреля 1951г. Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ и Франция заключили Парижский Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), которое начало выполнять свои функции с 10 августа 1952 г. Первым председателем объединения стал француз Жан Монне. После присоединения еще 6 стран объединение контролировало в начале 90-х годов всю добычу каменного угля, свыше 90% выплавки стали и производства чугуна, около 40% добычи железной руды в Западной Европе.
25 марта 1957 г. страны-участницы ЕОУС подписали Римские договоры, учреждавшие Европейское экономическое сообщество (EЭC) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Эти договоры вступили в силу с 1958 г. Создание трех союзов западноевропейских государств способствовало ускорению экономического роста и повышению жизненного уровня населения стран-участниц. Договоры также оказали влияние на укрепление мира в Западной Европе.
В процессе интеграции создавались более благоприятные условия для взаимодействующих сторон. Обеспечивался более широкий доступ к финансовым, материальным и трудовым ресурсам, новейшим технологиям. Обеспечивалась защита фирм стран-участниц экономической интеграции от конкуренции со стороны фирм третьих стран. Немаловажное значение имеет возможность совместно решать наиболее острые социальные проблемы. Высокие темпы экономического развития стран ЕЭС притягивали внимание других стран Западной Европы, выражавших желание вступить в Сообщество. К январю 1986 г. насчитывалось 12 членов ЕЭС. К «Шестерке» добавились Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Португалия, Испания.
Важным событием в деятельности ЕС явился вступивший в силу с 1 июля 1987 г. Единый европейский акт. Он был одобрен и ратифицирован всеми членами Сообщества. В договоры об образовании ЕС были внесены и юридически закреплены глубокие изменения. Предусматривалось создание Европейского Союза. Экономическое, валютно-финансовое, гуманитарное сотрудничество поднималось на более высокую ступень. Согласованно начали решаться вопросы внешней политики и обеспечения безопасности стран-участниц Сообщества. Ставилась задача создания единого внутреннего рынка, обеспечивавшего свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц. Комиссия ЕС разработала специальные программы (около 300) для реализации этой задачи.
В мае 1992 г. ЕС заключает Соглашение о едином европейском хозяйственном пространстве с ЕАСТ – другой интеграционной группировкой в Европе. По соглашению стран члены ЕАСТ с 1993 г. изменяют законодательство, приводят его в соответствие с принятыми ЕЭС правовыми нормами, касающимися свободного движения товаров, капиталов, услуг и конкуренции. К концу века предусматривается введение единой денежной единицы (ЭКЮ), выработка согласованной внешней политики, введение единого гражданства.
В феврале 1992 г. в нидерландском городе Маастрихте министры иностранных дел и финансов 12 государств-членов ЕС подписали Договор о Европейском Союзе, предусматривающий трансформацию ЕС в экономический, валютный и политический союз. Договор является одним из крупнейших политических и правовых актов в более чем 40-летней истории европейской интеграции, равный по своему значению Парижскому и Римскому.
Вступление в силу с 1 января 1993 г. Договора о Европейском Союзе придает необратимый характер сближению стран ЕС в экономической, валютной, социальной и политической областях. Создание единого внутреннего рынка предполагает устранение препятствий для свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала на территории Сообщества, учреждение экономического, валютного и политического союза, европейского гражданства. С 1 января 1995 г. произошло расширение Европейского Союза с 12 до 15 членов. В ЕС были приняты Австрия, Финляндия и Швеция. Должна была вступить и Норвегия, но большинство населения на референдуме высказались против.
С 1 января 1999 г. 11 стран Европейского Союза (Австрия, Бельгия, Германия, Испания, Италия, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция) образовали Экономический и валютный союз (ЭВС) и ввели единую европейскую валюту – евро.
Введение единой европейской валюты позволяет усилить позиции ЕС в международной торговле, а значит, обеспечить стабильность экономического роста, что в свою очередь еще больше повысит притягательность ЕС для других стран континента.
1 мая 1999 г. вступил в силу Амстердамский договор. В нем сформулированы правовые рамки и основания для совместной деятельности в сфере безопасности и обороны.
Создание ЕС и дальнейшее развитие европейской интеграции фактически привело к созданию в Западной Европе мощного центра силы, появление сверхдержавы качественно нового типа, которая имеет колоссальный потенциал для всестороннего прогресса в XXI в.

  1. Политика экономического сотрудничества ес со странами восточной Европы________________________ _______________9

  1. Заключение____________________ ________________________16

  1. Список использованной литературы____________________ __17

Введение

Международная экономическая интеграция - характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - членов интеграционных группировок. Слово "интеграция" происходит от лат. integratio - восполнение или integer - целый. Международная экономическая интеграция - это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений.

Идея объединения Европы возникла очень давно - еще в 1517 г. об этом писал Эразм Роттердамский. В 1849 г. мысль о создании "Соединенных Штатов Европы" развивал знаменитый французский писатель Виктор Гюго. Однако практически реализованы эти идеи были лишь во второй половине 50-х гг. XX в.

В 1957 г. в момент создания Европейского экономического сообщества в него входили шесть стран (Германия, Италия, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург). К маю 2004 г. ЕС представлял собой крупнейшее экономическое и политическое интеграционное объединение, в составе которого были 25 европейских государств с населением более 450 млн. человек: Испания и Португалия (имеют членство в Сообществе с 1986 г); Финляндия, Швеция и Австрия (вошли в состав Сообщества в 1995 г); Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Мальта и Кипр (вошли в состав ЕС в мае 2004 г).

С вступлением в состав ЕС в мае 2004 г.10 новых государств он еще более усиливается в экономическом и политическом отношении

Европейский союз: причины создания, этапы интеграции

У истоков ЕС стояло образование в 1952 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) - отраслевой интеграционной группировки с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Эти шесть стран подписали 25 марта 1957 г. Римский договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу с 1 января 1958 г. С начала 1973 г. к группировке присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, 1986 г. - Испания и Португалия, 1995 г. - Австрия, Швеция и Финляндия.

Европейский союз, насчитывающий ныне в своем составе 15 государств-членов с населением около 370 млн. человек, представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Его создание было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла и в стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.

В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.

Сильнейшие импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский договор о Европейском союзе (он является основной частью комплекса Маастрихтских соглашений), подписанный главами государств - членов ЕС в декабре 1991 г. (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились к нему в результате своего вступления в ЕС с 1 января 1995 г) и введенный в действие в 1993 г. Он включает три принципиально новых качественных момента:

во-первых, введение с 1993 г. единого гражданства ЕС (имеется перечень прав и обязанностей), которое существует. параллельно с национальным гражданством стран - членов ЕС;

во-вторых, формирование политического союза, что подразумевает проведение интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренних политик (особенно в области борьбы с преступностью), сближение юридических систем, повышение роли парламента ЕС;

в-третьих, формирование экономического и валютного союза (ЭВС), сердцевиной которого призвана стать единая валюта (евро). К 2002 г. она должна вытеснить из оборота национальные валюты стран - участниц ЭВС, заменив их. В отличие от ЭКЮ евро будет не просто расчетной единицей, но и полноценной валютой, функционирующей как в виде денег на счетах, так и в форме банкнот и монет. Циркуляцию евро будет регулировать созданный Центральный банк ЕС. Вполне вероятно, что со временем центральные банки стран - членов ЕС исчерпают свои функции, передадут их Банку ЕС и прекратят свое существование 1 .

Переход к евро осуществляется поэтапно с 1 января 1999 г. Первоначально она будет функционировать параллельно с национальными валютами, причем с 1 января 1999 г. не все страны - члены ЕС смогли начать переход к евро, поскольку часть из них не выполнила необходимых для этого требований (дефицит госбюджета - не более 3% ВВП, накопленный государственный долг - максимально 60% ВВП и др.). Вместе с тем почти все стремятся к этому. Лишь Великобритания пока что исходит из постулата сохранения своей национальной валюты. Дания, Швеция и Греция намерены перейти к евро, но позднее.

Можно ожидать, что евро станет одной из сильнейших валют в мире. Она принесет всем членам ЭВС ощутимую пользу, способствуя снижению издержек и росту эффективности производства. Достаточно сказать, что до сих пор физические и юридические лица стран - членов ЕС при обмене их валют друг на друга ежегодно несли издержки на сумму, эквивалентную примерно 6 млрд. долл. Евро избавит их от таких непродуктивных затрат.

В настоящее время функционирование ЕС обеспечивается целой системой органов, которые активно способствуют прогрессу интеграции:

1. Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). СЕС на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решения наподобие Единого европейского акта или Маастрихтского договора и обладает важнейшими нормотворческими функциями.

2. Комиссия ЕС (КЕС) - исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. В то же время КЕС издает директивы и регламенты, т.е. обладает и нормотворческими компетенциями. КЕС состоит из 20 членов (комиссаров), ведающих определенными вопросами (сельское хозяйство, энергетика и т.д.) и назначаемых сроком на пять лет национальными правительствами, но не зависимых от последних. Резиденция КЕС находится в Брюсселе, штат насчитывает примерно 15 тыс. человек. Среди органов Европейского союза КЕС играет ключевую роль в том смысле, что именно в его аппарате разрабатываются идеи и конкретные предложения относительно путей и форм дальнейшего развития Союза.

3. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге; избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех странах - членах ЕС. Сейчас в него входят 626 депутатов, причем представительство каждой страны зависит от численности ее населения. После вступления в действие Маастрихтского договора с 1 ноября 1993 г. функции ЕП были значительно расширены, выйдя далеко за рамки преимущественно консультативных полномочий. К ним относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции, право принимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам законодательства ЕС.

4. Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпретацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС.

5. ФЕОГА, на который приходится большая часть бюджета ЕС (о нем было сказано выше).

6. Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве (например, путем содействия переподготовке).

7. Европейский фонд регионального развития, содействующий структурной перестройке кризисных регионов - слабо индустриально развитых или депрессивных (с большим удельным весом старых отраслей).

8. Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран - членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран - членов ЕС.

В декабре 1997 г. СЕС на своей очередной сессии на высшем уровне принял решение начать переговоры с Чехией, Венгрией, Польшей, Словенией, Эстонией и Кипром (греч) о вступлении этих стран в ЕС в качестве полноправных членов.

Политика экономического сотрудничества со странами восточной Европы

Длительный период идеологического, экономического и военно-политического противостояния двух общественных систем на европейском континенте предопределил и различный подход, теоретическое понимание и саму практику обеспечения организационно- структурных и экономических систем хозяйствования, в том числе и в условиях интеграционных процессов.

Некогда экономически развитые страны бывшего социалистического лагеря (ГДР, Чехословакия, Венгрия), входившие в первую десятку по уровню жизни населения, оказались перед лицом сложных социально- экономических и политических проблем. Однако вместо объединения усилий с другими странами Восточной Европы по преодолению кризиса они пошли на свертывание экономических отношений с Россией и стремятся в состав западноевропейского экономического и военно-политического Сообщества 2 .

Вместе с тем политика руководства западноевропейского Союза относительно принятия стран Восточной Европы в Сообщество вызывает много вопросов. Речь, в частности, идет о перенесении всех социально-экономических проблем и последствий для вновь вступающих стран из Восточной Европы на плечи заинтересованной стороны. С распадом СССР и в связи с политической нестабильностью в ряде стран Восточной Европы намерения руководства ЕС форсировать вступление их в Сообщество сменились курсом на поддержку реформ (прежде всего в Чехии, Венгрии, Польше, Словакии) через механизмы предоставления гуманитарной и техническом помощи, различного рода кредитов," Одновременно была принята программа технической помощи "ФАРЕ". По инициативе ЕС в 1991 г. был создан Европейский банк реконструкции и развития с уставным капиталом в 10 млрд. экю, главной задачей которого стало финансовое содействие реформам. На страны Восточной Европы распространялись льготные таможенные пошлины по значительному списку товаров. При этом руководство Евросоюза проводит экономическую политику со странами Восточной Европы с расчетом в перспективе принять их в ЕС и на этой основе создать "большую Европу". Основными условиями для вступления стали: отказ от государственной монополии внешней торговли, разрешение осуществлять внешнеэкономические операции всем заинтересованным юридическим и физическим лицам, введение внутренней конвертируемости национальной валюты, переход к рыночным методам регулирования внешнеэкономических связей посредством лицензий, таможенных тарифов, меры, способствовавшие "открытию" их экономик (внутреннего рынка) для доступа иностранного частного капитала и поощрения экспорта 3 .

Ориентация на развитие экспорта и импорта обеспечили рост оборота внешней торговли. Экспорт в 1995 г. на 56% превышал низший уровень 1991 г. Особенно заметных результатов добились Польша, Чехия и Словакия. В то же время импорт по темпам роста за этот же период опередил экспорт, и обозначилась тенденция резкого (23%) превышения импорта над экспортом. Из всех источников западноевропейских инвестиций в эти страны наиболее высокий приток был в экономику Польши, Чехии и Венгрии (11,3, 26,1 и 16,9 млрд. долл. в 1995 г) и значительно ниже в Румынию (3,4), Словакию (4) и Болгарию (3,4 млрд. долл.).

Основной формой экономического, в том числе и финансового, сотрудничества стран Восточной Европы и Евросоюза стали ассоциативные отношения, предусматривающие создание между сторонами в течение 10 лет зоны свободной торговли промышленными товарами путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других барьеров. На протяжении 1991-1992 гг. каждой страной Восточной Европы было подписано об этом соглашение с ЕС. Оно предусматривает политику наибольшего благоприятствования для восточноевропейских стран с их менее конкурентоспособной промышленностью. В частности, ЕС приняло обязательство в одностороннем порядке отменить свои таможенные барьеры для товаров из этих страд на протяжении первых 5 лет (из 10 отведенных по соглашениям). Во втором пятилетии восточноевропейские страны сами будут обязаны принять аналогичные решения. С 1 января 1995 г. со стороны ЕС таможенные и другие барьеры были устранены. Однако политика протекционизма для продукции тех отраслей, в приоритетности которых заинтересованы страны Западной Европы, останется в силе, что воздействует на экономическое и социальное благополучие восточноевропейских стран.

Складывающиеся экономические отношения между странами Восточной Европы (и, прежде всего Центральной Европы) и Евросоюза, прогнозируемые перспективы и последствия их включения в интеграционное Сообщество поставили руководство ЕС перед необходимостью выделения в будущем значительных финансовых средств на реформирование экономики и социальную поддержку этих стран. Так, распространение единой сельскохозяйственной политики ЕС на восточноевропейские государства, с их крупным, но недостаточно развитым аграрным сектором, может потребовать увеличения вложения средств в его отрасли, по некоторым расчетам, около 60 млрд. экю. Между тем объем ассигнований по статье "Развитие аграрного сектора Евросоюза" в 1994 г. составлял 35 млрд. экю, или 49% всех ассигнований.

Еще более значительного увеличения (с 25 до 60 млрд. экю) потребовала бы поддержка отсталых регионов и стран с более низким уровнем среднедушевых доходов (доход на душу населения в странах Восточной Европы сегодня составляет в среднем около трети среднего по ЕС). Такое бюджетное бремя является препятствием для членства стран Центральной и Восточной Европы в ЕС. Проблема обострилась, когда перед странами Евросоюза обозначилась перспектива резкого сокращения бюджетных расходов, с тем чтобы уменьшить дефицит государственных бюджетов и показатели внутреннего долга по отношению к ВВП до уровней, предусмотренных Маастрихтским договором. Реально это стало проявляться в противоречии желания с возможностями ЕС включить страны Восточной Европы в свою орбиту. Оттуда, очевидно, критерии "европейских" стран, желающих вступить в Евросоюз, появление в 1995 г. "Белой книги", посвященной условиям, подготовки стран Центральной и Восточной Европы к интеграции во внутренний рынок Сообщества. В книге дана система законодательства, с помощью которой в странах-претендентах должны быть созданы внутренние рынки, аналогичные западноевропейским странам.

Заключение____________________________________________16
Список использованной литературы___________________

Создание Европейского Союза – одно из крупнейших событий XX в., которое вызвало коренные преобразования сложившихся веками устоев общественной жизни в Европе. Очевидно, что столь масштабные реформы не могут быть результатом одного лишь случайного стечения обстоятельств или субъективных желаний отдельных людей.

Должны существовать – и на деле существуют – факторы, лежащие в основе этих процессов. Они начали складываться задолго до учреждения ЕС, еще в Средневековье. Вместе взятые, они образуют комплекс исторических предпосылок, которые подготовили и обусловили появление на свет Европейского Союза и успешность преобразований, им осуществляемых.

Решающую роль сыграли изменения в экономическом базисе, что не умаляет значения других предпосылок: в области политических отношений, духовно-культурной сферы, а также общественной идеологии.

Экономические предпосылки

Экономические предпосылки образования Европейского Союза заключаются в процессе интернационализации хозяйственных связей, в результате которого происходит формирование международного рынка и его главных составляющих, транснациональных корпораций и банков, международной кооперации и разделения труда, зарубежных инвестиций капитала и валютных операций; миграции рабочей силы и др. Однако движение в сторону экономического единства, объективное по своему характеру, вступило в противоречие с доставшейся от прошлого политической раздробленностью Европы – с "Европой суверенных государств", отделенных друг от друга границами, пошлинами, визами и прочими барьерами, стесняющими хозяйственные связи между народами разных стран.

Данное противоречие не является чем-то совершенно новым для европейских народов. Во многом оно повторяет ситуацию, которая уже существовала на рубеже конца Средневековья и Нового времени, но на ином уровне. В тот период рыночное хозяйство, которое пришло на смену натуральному, не смогло ужиться с феодальной раздробленностью и в конечном счете победило ее. Экономической основой возникших тогда централизованных государств стал национальный рынок.

Выход хозяйственных связей за пределы государственных границ поставил вопрос о формировании еще более крупной политической организации народов Европы. Ею и стали Европейские сообщества, первым крупным начинанием которых послужило создание именно общего рынка (посредством отмены всех национальных барьеров на движение товаров, рабочей силы, других факторов и результатов производства).

Национальные государства в рамках ЕС не ликвидируются, но постепенно добровольно ограничивают свой суверенитет в пользу этого надгосударственного формирования. При этом интеграция в экономике постепенно втягивает в данный процесс и другие сферы общественной жизни: политическую, информационную, социальную, культурную и т.д., которые со временем также включаются в сферу ведения ЕС.

Такого рода взаимосвязь в западной доктрине обычно называют "эффектом перелива" или "эффектом зубчатой передачи". При этом не подлежит сомнению, что ее ведущим звеном, которое дает импульс остальным, выступает именно экономика как наиболее открытая, наиболее "стимулирующая" и наименее скованная национальными предрассудками область деятельности людей.

Закономерен вопрос: почему описанные выше тенденции получили наибольшее развитие именно в Европе? Ведь международный, а ныне – мировой рынок охватывает и другие регионы планеты. Здесь, вероятно, главную роль сыграли факторы исторического и географического характера. Во-первых, именно в Европе ранее, чем в других частях Земного шара, сложилась капиталистическая система хозяйствования, стали налаживаться рыночные связи. Процессы экономической интеграции, таким образом, здесь имели больше времени для развития. Во-вторых, незначительные размеры территории большинства европейских государств гораздо сильнее, чем в России или США, подчеркивают узость национальных границ и внутреннего рынка, усиливают потребность в создании открытого общества.

У истоков ЕС стояло образование в 1952 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) - отраслевой интеграционной группировки с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Эти шесть стран подписали 25 марта 1957 г. Римский договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу с 1 января 1958 г. С начала 1973 г. к группировке присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, 1986 г. - Испания и Португалия, 1995 г. - Австрия, Швеция и Финляндия Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: В 2 т. М.: Экономика, 2005.

Европейский союз, насчитывающий ныне в своем составе 15 государств-членов с населением около 370 млн. человек, представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Его создание было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла и в стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.

В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.

Сильнейшие импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский договор о Европейском союзе (он является основной частью комплекса Маастрихтских соглашений), подписанный главами государств - членов ЕС в декабре 1991 г. (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились к нему в результате своего вступления в ЕС с 1 января 1995 г) и введенный в действие в 1993 г. Он включает три принципиально новых качественных момента:

во-первых, введение с 1993 г. единого гражданства ЕС (имеется перечень прав и обязанностей), которое существует. параллельно с национальным гражданством стран - членов ЕС;

во-вторых, формирование политического союза, что подразумевает проведение интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренних политик (особенно в области борьбы с преступностью), сближение юридических систем, повышение роли парламента ЕС;

в-третьих, формирование экономического и валютного союза (ЭВС), сердцевиной которого призвана стать единая валюта (евро). К 2002 г. она должна вытеснить из оборота национальные валюты стран - участниц ЭВС, заменив их. В отличие от ЭКЮ евро будет не просто расчетной единицей, но и полноценной валютой, функционирующей как в виде денег на счетах, так и в форме банкнот и монет. Циркуляцию евро будет регулировать созданный Центральный банк ЕС. Вполне вероятно, что со временем центральные банки стран - членов ЕС исчерпают свои функции, передадут их Банку ЕС и прекратят свое существование Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: В 2 т. М.: Экономика, 2005.

Переход к евро осуществляется поэтапно с 1 января 1999 г. Первоначально она будет функционировать параллельно с национальными валютами, причем с 1 января 1999 г. не все страны - члены ЕС смогли начать переход к евро, поскольку часть из них не выполнила необходимых для этого требований (дефицит госбюджета - не более 3% ВВП, накопленный государственный долг - максимально 60% ВВП и др.). Вместе с тем почти все стремятся к этому. Лишь Великобритания пока что исходит из постулата сохранения своей национальной валюты. Дания, Швеция и Греция намерены перейти к евро, но позднее.

Можно ожидать, что евро станет одной из сильнейших валют в мире. Она принесет всем членам ЭВС ощутимую пользу, способствуя снижению издержек и росту эффективности производства. Достаточно сказать, что до сих пор физические и юридические лица стран - членов ЕС при обмене их валют друг на друга ежегодно несли издержки на сумму, эквивалентную примерно 6 млрд. долл. Евро избавит их от таких непродуктивных затрат.

В настоящее время функционирование ЕС обеспечивается целой системой органов, которые активно способствуют прогрессу интеграции:

1. Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). СЕС на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решения наподобие Единого европейского акта или Маастрихтского договора и обладает важнейшими нормотворческими функциями.

2. Комиссия ЕС (КЕС) - исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. В то же время КЕС издает директивы и регламенты, т.е. обладает и нормотворческими компетенциями. КЕС состоит из 20 членов (комиссаров), ведающих определенными вопросами (сельское хозяйство, энергетика и т.д.) и назначаемых сроком на пять лет национальными правительствами, но не зависимых от последних. Резиденция КЕС находится в Брюсселе, штат насчитывает примерно 15 тыс. человек. Среди органов Европейского союза КЕС играет ключевую роль в том смысле, что именно в его аппарате разрабатываются идеи и конкретные предложения относительно путей и форм дальнейшего развития Союза.

3. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге; избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех странах - членах ЕС. Сейчас в него входят 626 депутатов, причем представительство каждой страны зависит от численности ее населения. После вступления в действие Маастрихтского договора с 1 ноября 1993 г. функции ЕП были значительно расширены, выйдя далеко за рамки преимущественно консультативных полномочий. К ним относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции, право принимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам законодательства ЕС.

4. Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпретацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС.

5. ФЕОГА, на который приходится большая часть бюджета ЕС (о нем было сказано выше).

6. Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве (например, путем содействия переподготовке).

7. Европейский фонд регионального развития, содействующий структурной перестройке кризисных регионов - слабо индустриально развитых или депрессивных (с большим удельным весом старых отраслей).

8. Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран - членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран - членов ЕС.

В декабре 1997 г. СЕС на своей очередной сессии на высшем уровне принял решение начать переговоры с Чехией, Венгрией, Польшей, Словенией, Эстонией и Кипром (греч) о вступлении этих стран в ЕС в качестве полноправных членов.