Различие и сходство людей и животных. В чём сходство и различие образования каменного угля и известняка

Первое определение предмета, которое необходимо усвоить ребенку, это то, что предмет можно потрогать руками. Это не относится к явлениям, в которых ребенок школьного возраста уже должен разбираться. Самым простым и легким объяснением будет понятие предмета, как вещи, то есть материального объекта.

Что представляет собой предмет

Проще всего, наглядно продемонстрировать ребенку два разных предмета, которые существенно отличаются друг от друга по форме, и объяснить в чем же их сходство. Или показать на примере картинок, которые представлены ниже, что представляет собой предмет.

На картинке изображено три ряда самых разнообразных предметов. Среди них есть игрушки, фрукты и овощи, вещи и предметы посуды - это как раз те предметы, которые ребенку легко определить. И недаром каждый ряд предметов закрашен определенным цветом.

  • Это помогает детям визуально определить свойства предметов.

Например, чашка и помидор - красного цвета, а чайник и огурец - зеленого. Именно определение такого свойства, как цвет помогут понять, в чем сходство или различие между представленными предметами.

  • Что общего у шапки и матрёшки?
  • Чем отличается чайник от чашки?

На картинке мы видим, что эти вещи либо одинакового цвета, либо разного. Предметов можно найти очень много, но есть те, которые сразу же запомнятся ребенку и он сможете с первого взгляда вспоминать их название и их свойства. Такие предметы изображены на следующей картинке.

Форма и цвет предмета - основные свойства

Важным свойством также является и форма предмета, она тоже помогает малышу быстрее определить название или назначение предмета. Но для того, чтобы точно указать форму какого-либо предмета необходимо знать все географические фигуры и свободно в них разбираться.

Попробуйте выполнить такое просто упражнение, чтобы быстрее сориентироваться в свойствах предмета:

И еще одно упражнение, которое поможет разобраться в этой теме и закрепить ее:

Таким образом, можно научиться различать предметы по цвету и форме. Эти факторы и определяют наличие сходства или различие у совершенно разных предметов.

Группы предметов

Важно также объяснить, что есть и другие свойства предметов. То есть каждый предмет может относиться к большой группе предметов, у которой есть обобщающее название. На картинке мы видим сходство предметов по их отношению к той или иной группе. Например, птицы или звери, овощи или фрукты.

В этой статье мы рассмотрим особенности сходства людей и животных. Проанализируем разные факторы в развитии нашего организма, в особенности мозга, который привели к современному статусу человека и позволил ему так стремительно развиваться.

Введение

Наука накопила довольно большое количество фактических данных, указывающих на сходство людей и животных. Эта информация позволяет нам умозаключать то, что все живые существа на планете имеют общее происхождение.

Главным аргументом подобного рода служит единство элементного состава всех организмов. Другими словами, все существа на Земле обладают одним и тем же набором химических элементов. Сходство людей и животных наблюдается и в составе молекул белков, ДНК и РНК внутри наших организмов и в выполняемых ими функциях. Как это проявляется?

Заметное сходство человека видно на фоне приматов, в частности обезьян. Человеческая дезоксирибонуклеиновая кислота сходна на 66% с этой же структурой в организме макаки, а различие с ДНК шимпанзе составляет всего 8%. Кровь обладает сильно похожими иммунологическими свойствами. И человек, и человекообразная обезьяна обладают группами крови и резус-фактором.

Наличие аналогичных органов

Черты сходства человека и животных наблюдаются в аналогичных органах и частях тела. Нам и животным присущий общие план строения, который указывает на нашу общность. При этом сходство увеличивается по мере восхождения по лестнице эволюции. Передние конечности являются хватательными и у людей, и у обезьян. Для них характерны:

  • свободно сгибающаяся и разгибающаяся кисть;
  • большой палец противопоставляется другим;
  • фаланги на концах имеют ноги сводчатой формы.

Пояс плеча располагает отлично развитыми ключицами, что позволяет выполнять усложненные движения. Коробка черепа имеет крупные размеры, а глазницы обращаются вперед, залегая в черепе с фронтальной стороны. При этом глаза не изолируют поле видимости друг друга, что позволяет нам обладать бинокулярным и объемным зрением.

Сходства и различия человека и животного наблюдаются в строении мозга. Однако у нас и приматов он высокоразвит, в отличие от других представителей природы, населяющих нашу планету. Если смотреть в целом на комплекс взаимосвязанных факторов, а именно, передних конечностей, органов зрения и особенностей строения мозга, можно делать вывод о наличии у человека способностей к развитию труда.

Процесс развития зародыша

Зародыш у животных общего типа имеет сходство в развитии. Любой представитель хордовых на первых этапах эмбриогенеза обладает нервной трубкой и жаберными щелями. В зародыше человеческое сердце и рыбье имеют много общего. Исследования в эмбриологии показали, что вид человека проходит каждую эволюционную стадию в ходе внутриутробного развития. Этот биологический закон сформулировали в девятнадцатом веке Ф. Мюллер и Э. Геккель.

Особенности поведения

Сходства и отличия человека от животных наблюдаются в поведенческих чертах, ведь все они имеют некую систему, которая помогает взаимно обмениваться информацией при помощи особых сигналов. Поведение и его основные механизмы являются общими для всех биологических видов.

Это явление хорошо описывает, созданная И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, рефлекторная теория поведения, основой для которой послужила сложность и многообразие деятельности нервных систем у животных и людей. Эта теория использует явление рефлекса как главную функциональную единицу.

Физиология и ее производные

Черты сходства и различия человека и животных четко видны в физиологии и строении человека. Умение людей ходить прямо стало возможным благодаря развитию сильных мускул в ногах, образованию нескольких позвоночных отделов с наличием двух кифозов и лордозов, изменению положения кости таза и образованию стопы, обладающей сводчатой формой. Такие изменения повлекли за собой и смену расположения органов внутри тела.

Стоит обратить внимание на распределение ролей между верхними и нижними конечностями. В отличие от других животных, человеческая рука представляет собой неспецифичную структуру.

Важнейшая отличительная черта человека от животного заключается в сильно развитом головном мозге, который стал основой для появления разговорной речи, мышления и позволил человеку обладать сознанием. Этот орган у людей имеет чрезвычайно сложное строение, в сравнение с животным. В нем появились новые структуры, например, затылочная и лобные доли. Полушария нашего мозга являются ассиметричными по отношению к выполняемым функциям.

Морфофункциональной отличительной чертой человеческого тела можно назвать сильно развитую черепную коробку, особенно ее мозговой отдел, а также наличие бинокулярного зрения, кожу с отсутствующим густым волосяным покровом и т. д.

Эволюция обусловила фундаментальное биосоциальное развитие людей, затрагивающее физиологические особенности строения, поведенческие реакции и образ жизни.

Социальная эволюция

Сходство людей и животных наблюдается во многих местах, например, в общих анатомических параметрах, развитии на стадиях эмбриона, в поведении и т. д. Но человек обладает особыми отличительными чертами. Среди таких можно выделить трудовую деятельность, умение использовать огонь, рациональное распределение трудовой деятельности и наличие семейно-брачных отношений.

Подвести подобные итоги ученым помогли исследования особенностей в деятельности нервной системы, выявлении ее отличий и сходства с животными, обнаружение двух сигнальных систем у людей и т. д. Органы слуха, зрения, осязания позволяют как человеку, так и животным улавливать качественные изменения свойств окружающей природы, например, цвета, свет, запахи, температурные перепады, наличие вкуса и т. д.

Работоспособность механизмов, основанных на сенсорной деятельности, залегает в основе деятельности первой сигнальной системы - общей для людей и животных. В качестве сигналов человек эксплуатирует словестную речь, отдаленную от предмета, воздействующего на нас. Слова стали заменять раздражители непосредственного типа. Большое количество наблюдений показало человечеству, что развитие второй сигнальной системы может происходить только в случаи наличия общения с людьми и обладает социальным характером.

Если мы говорим о возможности существования множества раз­нооб­разных субстанций или объектов, очевидно, что в чем-то они должны быть похожими. Субстанции должны иметь некоторые об­щие признаки, ведь они все субстанции, но они также должны от­личаться друг от друга, ведь они - различные субстанции. Когда мы находим одинаковые призна­ки у различных субстанций, мы назы­ваем их сходством, а когда видим их различие и находим множество отличительных признаков, то мы называ­ем их различием, таким об­разом, сходство и различие суть две противо­положных и несколько абстрактных категории, свойственных субстанци­ям.

Слово "Саманйа" образовано от прилагательного "Самана" - "одинако­вый, сходный". Оно проявляется как сходство некого мно­жества объек­тов, характеризующее их общность, а не индивидуаль­ность. Сходство объединяет объекты по общим признакам, форми­руя из них очень широ­кие классы. Отдельные деревья, города, люди обладают сходными качест­вами (в пределах своего класса, разуме­ется), что и есть Сходство.

Различие является полной противоположностью Сходства и проявля­ется как индивидуальные, принадлежащие только данному объекту черты и набор качеств. Различие помогает различать и дифференцировать схо­жие объекты и характеризует все отличи­тельные признаки данной субс­танции по сравнению с аналогичны­ми. Нет двух совершенно одинаковых людей, даже две автомаши­ны, сошедшие одна за другой с одного и того же конвейера, отли­чаются друг от друга. Это отличие и есть Различие.

Чарака пишет (Ч.С.1.1.45): "Сходство соединяет все различия и не­сходства объектов, являясь причиной их разнообразия. Напротив, Разли­чие способствует проявлению в подобных категориях объек­тов разнооб­разным выражениям намерений или действий, несмотря на сходство са­мих объектов".

Сходство соединяет, а Различие - разъединяет. Сходство создает классы подобных объектов, а Различие образует в этих классах ин­диви­дуальности. Во всех местах и во всех контекстах доминирую­щее качество называется Различием.

Особое положение концепция Сходство-Различие занимает в Аюрве­де, ведь они являются фундаментальными принципами диаг­ностики и ле­чения заболеваний в силу Закона о Сходстве и Разли­чиях. Чарака так го­ворит о нем: "Причина возрастания и увеличе­ния качеств, субстанций и действия всегда Сходство, а причина их убывания и уменьшения - Разли­чие. Оба являются причинами из­менения субстанций" (Ч.С.1.1.44). Именно это является одним из основных принципов лечения всех заболе­ваний, но об этом - позже.


Похожая информация:

  1. B) различие физических свойств по различным направлениям;
  2. Безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему остальному

Каковы строение и функции семян у цветковых растений?

Ответ

Семя состоит из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Зародыш вырастает в растение, эндосперм содержит питательные вещества для питания зародыша, семенная кожура защищает семя.

Назовите плоды, обозначенные на рисунке буквами А и Б, и растения, для которых они характерны. Что общего у этих плодов? Чем они отличаются?
=В чём сходство и отличие плодов растений, принадлежащих к семействам Злаковых и Сложноцветных?

Ответ

Буквой А обозначена зерновка, характерная для злаков (пшеница). Буквой Б обозначена семянка, характерная для сложноцветных (подсолнечник). Общее: это сухие односемянные плоды. Отличия: у зерновки околоплодник пленчатый, сросшийся с семенем, а у семянки околоплодник кожистый, между ним и семенем имеется полость.

Семена сибирской сосны называют кедровыми орешками. Объясните, справедливо ли такое название с научной точки зрения.

Ответ

Орех – это плод с твердым околоплодником, под которым находится одно или несколько семян (например, у лещины). Сосна относится к голосеменным, семена сосны – это голые семена без околоплодника, поэтому называть их орехами с научной точки зрения неправильно.

В плодах ряда растений отсутствуют семена (апельсины, мандарины). Что лежит в основе получения таких сортов и как сохраняется этот признак?

Ответ

У некоторых сортов декоративных растений в махровых цветках отсутствуют тычинки и пестики. Как получают и сохраняют такие сорта растений?

Ответ

Такие сорта получаются за счет селекции (наследственной изменчивости и искусственного отбора). Такие сорта размножаются вегетативно.

Яблоки многих сортов при долгом хранении становятся рыхлыми. Как объяснить это явление?

Ответ

Разрушается межклеточное вещество, клетки начинают отпадать друг от друга.

Замороженные яблоки при оттаивании выделяют сладковатый сок. С чем это связано?

Ответ

При замораживании вода превращается в лед, расширяется и разрывает клетки, цитоплазма и клеточный сок вытекают.

Почему при разрезании яблока поверхность разреза становится влажной?

Ответ

При разрезании повреждаются клетки, выделяется клеточный сок.

В чем сходство и различие плодов растений семейства Мотыльковых (Бобовых) и Крестоцветных (Капустных)?

Ответ

Сходство: плоды сухие, многосемянные, вскрывающиеся, состоят из двух створок. Различие: в плодах бобовых (бобах) семена прикреплены к створкам, а в плодах крестоцветных (стручках) – к центральной перегородке.

В чем сходство и различие плодов растений семейств Злаковых и Сложноцветных?

Ответ

Сходство: плоды сухие, односемянные, невскрывающиеся. Различие: в плоде злаков (зерновке) околоплодник пленчатый, срастается с семенной кожурой, а в семени сложноцветных (семянке) – кожистый, не срастается.

Ученик в ответе указал, что растения семейства Мотыльковых (Бобовых) имеют правильный пятичленный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок. Найдите ошибки в этом ответе и прокомментируйте их.

Ответ

1) Цветок бобовых неправильный (лепестки парус, весла и лодочка).
2) Корневая система бобовых стержневая.
3) Плод бобовых – боб.

Вам необходимо ответить на вопрос: каковы сходства и различия образования известняка и каменного угля. Для того, чтобы дать на него верный ответ, давайте вначале рассмотрим подробно процесс формирования и того, и другого полезного ископаемого. А уже после можно будет без труда сделать выводы.

Как формировались известняковые залежи

На тех территориях, где в древности на нашей планете простирались моря, и добывают сейчас такое полезное ископаемое, как известняк. Это осадочная порода. В основном, состоит она из карбоната кальция, присутствуют и другие элементы.

Образование того известняка, который мы используем в своей деятельности сейчас, началось очень давно. На его формирование ушли миллионы лет. А исходным материалом послужили останки морских животных, заселявших некогда существовавшие моря. Погибая, они оставались на дне. Так постепенно из их скелетов, раковин и панцирей и формировались слои этого ископаемого. Частичные останки этих древних морских животных можно разглядеть в добытой известняковой смеси.

Как формировался каменный уголь

На этот процесс потребовалась не одна тысяча лет. Основой для формирования каменноугольных залежей послужили останки древних древовидных растений. Они скапливались в большом количестве в местах, где доступ кислорода минимален. Это препятствовало размножению там бактерий. А это, в свою очередь, способствовало тому, что растения не успевали разлагаться полностью.

Самым идеальным местом для этого были болота. Вы, наверное, знаете, что в этих водоемах хранятся залежи еще одного полезного ископаемого - торфа. Так вот, это - промежуточный процесс в формировании самого угля.

Торфяная масса постепенно спрессовывается, уплотняется. В результате этого, доступ кислорода к массе блокируется полностью. А вот при этих условиях уже и начинает формироваться угольный пласт. Времени на это тоже требуется очень много.

Подведем итоги и ответим на вопрос

Вот теперь уже можно и ответить на наш вопрос. В процессе образования обеих пород можно увидеть и сходства, и различия.

Итак, что общего:

  • очень долгий период формирования;
  • и уголь, и известняк образовывались на дне водоемов;
  • основой для их формирования послужили останки живых организмов древности.

В чем различие: