ОБТ периода «холодной войны. Американские танки в чехословакии и другие малоизвестные факты холодной войны

Эволюция советского танкостроения после 1945 года и до окончания «холодной войны» в конце 1980-х была отмечена созданием ряда весьма примечательных моделей. Характерными чертами советских танков стали низкий силуэт, каплевидная башня с небольшим отрицательным углом наведения пушки, мощная броневая защита, постепенно увеличивающийся калибр основного вооружения, внедрение современных систем управления огнем. Кроме того, советские конструкторы перешли от нарезных к гладкоствольным танковым пушкам, способным применять управляемые снаряды и ПТУР. На некоторых моделях были установлены газотурбинные двигатели.


Сточки зрения сегодняшних стандартов бронебойный снаряд 100-мм пушки танка Т-54 или Т-55 не отличается эффективностью, а кумулятивный - точностью стрельбы. Кроме того, заряжающему требовалось 15-20 секунд, чтобы извлечь стреляную гильзу и зарядить орудие, при этом пушку необходимо было «поднять» на довольно большой угол возвышения. На рисунке заряжающий изготовился к стрельбе из зенитного 12,7-мм пулемета, который устанавливался на большинстве модификаций Т-54 и Т-55.

Ночной прицел командира танка обеспечивал хорошую видимость ночью на дальности до 400 м, а прицел наводчика - до 800 м.

Лобовая броня башни имела толщину 203 мм, боковых стенок - 150 мм. Такая довольно мощная для машины массой 36 тонн броня в сочетании с низким силуэтом обеспечивала танкам Т-54 и Т-55 хорошую защиту.

На этом рисунке показан Т-55 последней модификации. На нем установлен лазерный дальномер и система защиты от ОМП. Ходовая часть включает торсионную подвеску, по бортам имеются по пять опорных катков довольно большого диаметра, причем первый расположен на некотором удалении от остальных. Благодаря внедрению системы автоматического натяжения гусениц была решена проблема первых модификаций, когда при резком повороте на высокой скорости танки «теряли» гусеничные ленты.



Как и многие другие советские танки, Т-62 был оборудован системой термодымопуска - дизельное топливо впрыскивалось в выхлопные газы и образовывалось плотное облако дыма, которое могло достигать 400 м. Силовая установка могла работать в таком режиме до 10 минут. При сильном боковом ветре и попытке постановки дымовой завесы на стационарной позиции достигался обратный эффект - противник обнаруживал местоположение танка и мог вести по нему прицельный огонь (это не раз случалось во время арабо- израильской войны 1973 года). В корме танка видны дополнительные топливные бочки емкостью по 200 литров, благодаря им запас хода достигал 650 км.

Большое количество танков Т-62 состояло на вооружении армий стран Варшавского Договора и некоторых ближневосточных государств. Впоследствии в боевых дивизиях Советской Армии их последовательно заменили на Т-64, Т-72 и Т-80. В ходе арабо-израильской войны 1973 года выявились ряд существенных недостатков Т-62, в частности низкая скорострельность 115-мм пушки, недостаточная скорость поворота башни и малый отрицательный угол наведения пушки по вертикали.

115-мм пушка Т-62 уступает 120-мм танковым пушкам НАТО по дальности эффективного огня, однако превосходит их по точности стрельбы, особенно на дистанциях до 1500 м. Подкалиберный снаряд летит практически по прямой, поэтому нет необходимости поднимать орудие и высчитывать упреждение. В то же время система автоматического выброса стреляной гильзы не позволяет наводчику удерживать цель в перекрестии, и следующий выстрел можно произвести не ранее чем через 15 секунд. В бою это может дорого стоить экипажу Т-62.

Верхний броневой лист передней части корпуса Т-62 установлен под углом 58° и имеет толщину 97 мм. Толщина брони лобовой части башни составляет 79 мм, кормовой части башни - всего 49 мм.



Верхнее фото. В конструкции Т-64 были впервые применены новые решения. Автомат заряжания 125-мм пушки позволил. уменьшить экипаж до трех человек, танк имел комбинированную броню. Однако из-за высокой стоимости и проблем с подвеской и трансмиссией машина считалась не очень удачной.

Вверху. В корме этого Т-80 установлены дополнительные топливные емкости. Несмотря на некоторую схожесть с Т-64, новый танк имел более мощную броневую защиту, усовершенствованную ходовую часть, а вместо силовой установки Т-64 мощностью 559 кВт (750 л. с.) в Т-80 установили газотурбинный двигатель мощностью 746 кВт (1000л. е.).

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ "БУРАТИНО": ОГНЕМЕТНЫЕ ТАНКИ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

Вторая мировая война стала периодом расцвета огнеметных танков – эти боевые машины широко применялись практически всеми воюющими сторонами.

В послевоенные годы интерес к огнеметным танкам существенно снизился. Их серийное производство осуществлялось только в СССР и США. В обеих странах такие машины строились на базе основных боевых танков, однако в их конструкции имелись существенные различия.

Огнеметный танк M4A3R3 на базе танка "Шерман" в Корее. 1968 год.

КОНТЕКСТ – В США И СССР

Концепции огнеметного танка в США и СССР были различными: американские специалисты устанавливали огнемет вместо пушки, а советские – рядом с пушкой, сохраняя огнеметному танку возможность поражать цели обычными снарядами.

АМЕРИКАНСКИЙ ПУТЬ

Возрождению интереса к огнеметным танкам в США способствовало успешное применение таких машин на базе танков "Шерман" во время войны в Корее. Характерно, что заказчиком нового огнеметного танка выступала не армия, а морская пехота. Первоначально в качестве шасси рассматривался М47, но построенный на его базе огнеметный танк Тбб остался единственным прототипом. Выбор сделали в пользу более современного шасси из семейства "Паттонов" – М48. Созданный на его базе огнеметный танк Т67 вооружался пневматическим огнеметом М7-6, установленным вместо орудия. При этом ствол огнемета был закамуфлирован "под пушку", что делало огнеметный танк трудноотличимым от обычного линейного. Вспомогательное вооружение состояло из 7,62-мм пулемета, спаренного с огнеметом. Поскольку надобность в заряжающем отпала, экипаж Т67 сократился с четырех до трех человек.

Угол вертикальной наводки огнемета составлял от -12° до +45°. Запас огневой жидкости – 1430 л, сжатого воздуха – 0,3 м 3 . Максимальная дальность огнеметания достигала 150 м, но эффективная была гораздо ниже – порядка 100 м. Выпуск огнеметных танков начался в 1955 году. Морская пехота заказала 56 танков М67 (на шасси М48А1) и 17 башен, установленных на танки М48А1, имевшиеся в распоряжении морской пехоты. Кроме того, в 1955-1956 годах изготовили 35 огнеметных танков М67А1 на шасси М48А2, поступивших на вооружение армии, но эксплуатировавшихся очень короткое время. Морпеховские же М67 в 1963-1964 годах прошли доработки до стандарта М48АЗ, получив дизельные двигатели вместо бензиновых и новые трансмиссии. Этот вариант обозначался М67А2.

Огнеметные танки М67А2 применялись и во Вьетнаме. Поначалу их пытались использовать в составе моторизованных колонн в глубоких рейдах, но малый запас огнесмеси, возимый в танке, делал такое применение нерациональным – после пары десятков выстрелов огнеметный танк становился бесполезной обузой. Более эффективным оказалось использование М67А2 в системе обороны баз. Пополнять запас огнесмеси в таких условиях было гораздо легче. Огнеметные танки буквально выжигали джунгли на подступах к базам, делая скрытое приближение противника крайне затруднительным.

Основной боевой танк М48 "Паттон" в Музее отзвуков войны. Хошимин, Вьетнам, 2003 год.

Опытный огнеметный танк, созданный на базе танка Т-54Б в 7 959 году, в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники.

КОНТЕКСТ – КОНЕЦ КАРЬЕРЫ

Отказ от традиционных огнеметных танков был обусловлен развитием противотанковых средств пехоты, дальность стрельбы которых существенно превышала дальность огнеметания танков.

СОВЕТСКИЙ ПОДХОД

В СССР разработкой огнеметных танков нового поколения занималось специальное конструкторское бюро СКБ-1, созданное в 1948 году на харьковском танковом заводе № 75. За основу при разработке приняли выпускавшийся в то время средний танк Т-54. Однако, в отличие от американцев, харьковские конструкторы сохранили 100-мм пушку в качестве главного вооружения танка – хотя и боекомплект ее уменьшился. Огнемет же смонтировали вместо спаренного пулемета СГМТ. Вышедший на испытания в 1951 году опытный образец был оборудован пороховым автоматическим танковым огнеметом АТО-42 с дальностью огнеметания 100-110 м. На втором экземпляре установили новый огнемет АТО-49 с дальностью огнеметания, увеличенной до 160-170 м. Однако увеличение дальности сказалось на боекомплекте – ведь на каждый выстрел теперь расходовалось больше огнесмеси. Если с АТО-42 танк мог произвести 28-30 выстрелов, то с АТО-49 – не более 20. Тем не менее, танк сочли пригодным для эксплуатации. В конце 1953 года на испытания вышла предсерийная партия из пяти танков ТО-54, а в 1955 году началось серийное производство, продолжавшееся мелкими партиями до 1959 года. Всего завод № 75 выпустил 110 танков ТО-54. Серийные машины отличались от опытных доработанным огнеметом АТО-1.

Емкость бака для огнесмеси на ТО-54 составляла 460 л. Из-за установки огнемета и бака боекомплект пушки уменьшили до 19 снарядов, уменьшился и боекомплект к пулемету СГ-43 (на ТО-54 сохранялся курсовой пулемет, установленный в лобовом листе корпуса). Дальнейшее совершенствование огнеметного вооружения танков в СССР шло путем увеличения дальности огнеметания. В 1955 году началась разработка танкового огнемета АТО-200 с дальностью стрельбы 200 м. Его установили на танк Т-55, используя схему, уже отработанную на ТО-54, – в башне, вместо спаренного с пушкой пулемета. Поскольку запас огнесмеси оставался прежним, а на каждый выстрел ее расходовалось больше, то танк, получивший обозначение ТО-55, мог произвести только 12 выстрелов из огнемета. Правда, это компенсировалось возросшей точностью (на ТО-55, как и на базовом Т-55, имелся стабилизатор вооружения) и возможностью вести огнеметание очередями (до восьми выстрелов в минуту). Испытания ТО-55 начались в 1958 году, а в январе 1960 года его приняли на вооружение. Первая партия из 10 серийных машин была собрана в 1961 году. До 1973 года завод в Омске построил 830 таких танков. В это время военные начали сомневаться в целесообразности разработки и строительства огнеметных танков. В армиях потенциальных противников широкое распространение получили ручные противотанковые гранатометы, кроме того, появились первые ракетные комплексы, предназначенные для уничтожения бронемашин. Все эти противотанковые средства имели эффективную дальность стрельбы, не уступающую или даже превосходящую возможности огнемета АТО-200. Отсутствие спаренного с орудием пулемета тоже стало предметом споров, поскольку ощутимо снижало эффективность использования танка для борьбы с пехотой.

Из книги Техника и вооружение 2003 04 автора

Из книги Техника и вооружение 2003 05 автора Журнал «Техника и вооружение»

Огненный Меч *. Огнеметные танки Второй мировой войны * См. "ТиВ" №№ 1,3–5. 7-10. 12/2002 г.; №№ 1,3, 4/2003 г(Продолжение. Начало см. в "ТиВ"

Из книги Техника и вооружение 2003 08 автора Журнал «Техника и вооружение»

Средние огнеметные танки С принятием на вооружение средних танков Т-34 и тяжелых КВ началась разработка их огнеметных модификации, однако к началу войны завершить ее не успели. В отношении Т-34 это объяснялось еше и неопределенностью дальнейшей судьбы этой модели.В 1941 г.

Из книги Техника и вооружение 2006 09 автора Журнал «Техника и вооружение»

Тяжелые огнеметные танки В 1941 г. в СКБ-2 Ленинградского Кировского завода (JIКЗ) под руководством Ж. Я. Котина был объявлен конкурс на эскизный проект сверхтяжелого танка КВ-4 (объект 224) с боевой массой 80–92 т. Поисковая разработка предполагала создание танка прорыв

Из книги ГРУ вчера и сегодня автора Преловский Константин Валерьевич

Огненный Меч *. Огнеметные Танки Второй мировой войны (Продолжение. Начат см. ТиВ №№ 45/2003 г)* См. "ТиВ" №№ 1,3–5,7-10,12/2002 г.;

Из книги Элементы обороны: заметки о российском оружии автора Коновалов Иван Павлович

Огнеметные танки в послевоенный период Алексей АрдашевОпыт войны доказал высокую эффективность применения огнеметных танков в боевом порядке атакующих частей. Корейская война, начавшаяся вскоре после окончания Второй мировой, также показала эффективность

Из книги Авианосцы, том 2 [с иллюстрациями] автора Полмар Норман

2. ГРУ в годы холодной войны В холодную войну у Советской армии столкновений ни с кем не было. Афганистан не в счет, сопротивления со стороны регулярных войск не было. Компания в Афганистане - полицейская операция, война с партизанами. Главной задачей ГРУ было следить за

Из книги Супермены Сталина. Диверсанты Страны Советов автора Дегтярев Клим

Для холодной войны Первые эксперименты по дозаправке в воздухе проводились в СССР в начале 30-х годов. В танкер переоборудовали самолет-разведчик Р-5, топливо в воздухе принимал бомбардировщик ТБ-1. Испытания в целом прошли успешно, но сама процедура была признана

Из книги Неизвестный «МиГ» [Гордость советского авиапрома] автора Якубович Николай Васильевич

Флот холодной войны Корейская война оказала большое воздействие на американский флот. Во-первых, были увеличены силы действующего флота. Во-вторых, была доказана значимость авианосцев в эру холодной войны. В-третьих, была принята большая кораблестроительная

Из книги Военный спецназ России [Вежливые люди из ГРУ] автора Север Александр

На фронтах «холодной войны» В Москве Ботян был вызван в Кремль, где ему и вручили два ордена Красного Знамени. Через месяц, после отпуска (он побывал тогда в родной деревне), в августе 1945 года его нелегально, по линии «Л» (нелегальная разведка) направили в Закарпатье под

Из книги Нюрнберг: балканский и украинский геноцид. Славянский мир в огне экспансии автора Максимов Анатолий Борисович

На фронтах «холодной войны» В августе 1955 года первые серийные МиГ-19, пилотируемые летчиками из подмосковной Кубинки, продемонстрировали на традиционном воздушном параде в Тушино. В строевые части самолеты начали поступать со следующего года. В Советском Союзе построили

Из книги Разведчики и шпионы автора Зигуненко Станислав Николаевич

На фронтах «холодной войны» В апреле 1970 года началась эксплуатация МиГ-25 в частях ПВО страны, расположенных в Севаслейке и Правдинске (Горьковская область), причем ее обеспечивали заводские гарантийные бригады.Появление в СССР столь революционной машины привлекло за

Из книги автора

В годы холодной войны

Из книги автора

Из книги автора

Три дочери «холодной войны» Чаще всего терроризм воспринимается как явление однозначное: покушение на убийство, убийство, разрушение. На бытовом уровне не менее часто звучит словосочетание «терроризировал соседа», «терроризировал район» либо город.Что за этим стоит?

Из книги автора

Агенты «холодной войны» Этот странный период человеческой истории не зря назвали «холодной войной». Напряжение между противоборствующими лагерями социализма и капитализма иной раз достигало такого накала, что казалось: достаточно малейшей искры и вспыхнет третья

Полковник материально-технической бригады французской армии в отставке в 2002 году в беседе с журналистами War is Boring в шутку задал им вопрос, что они думают о французском супер-танке Leclerc. И сам ответил: «Вы знаете, мы заплатили бешеные деньги за то, что мы никогда не будем использовать в бою».

Шутки шутками, но пока что его предсказание сбывается. Французские военные активно использовали и используют легкобронированную технику и военно-воздушные силы в боевых действиях в Афганистане, Конго, Кот д’Ивуаре, Центральной Африканской республике и в Мали. При этом основной боевой танк вооружённых сил Франции не участвовал в боях со времён войны в Персидском заливе.

Однако летом 2015 года Объединённые Арабские Эмираты отправили два батальона танков Leclerc в Йемен для участия в гражданской войне на стороне экс-президента Йемена мансура Хади. Судя по сообщениям с фронта, французский танк чувствует себя в этих условиях лучше, чем американский M1 Abrams, стоящий на вооружении в Саудовской Аравии.

Франция, наряду с Англией, была пионером развития танкостроения после Первой Мировой Войны. К началу Второй Мировой войны на деле французы выпустили больше танков, которые при этом были лучше вооружены и обладали лучшей бронёй по сравнению с немецкими танками. Но французская армия была плохо обучена и не организована, что в совокупности с неготовностью оборонительных укреплений привело к полному поражению за короткий период.

Во время холодной войны, Франция реализовала два крупные проекта по обновлению парка бронетехники - были созданы танки АМХ-13 и АМХ-30. АМХ-13 является лёгким танком. Дебютировав в 1953 году, он весил всего 13 тонн и мог похвастаться длинноствольной 75-миллиметровой пушкой.


Французский лёгкий танк AMX-13
Израиль и Индия активно использовали танки АМХ-13 в тяжёлых боях с арабскими и пакистанскими вооружёнными силами. В результате выяснилось, что высокая мобильность AMX-13 была полезной, но он был слишком легкобронированным для дуэлей с другими танками.

Однако руководство французской армии было убеждено, что ракетное противотанковое вооружение становилось настолько эффективным, что в связи с этим делать ставку на мощную броню было бы бессмысленно. Военные предпочли сделать упор на скорость, маневренность и огневую мощь. В результате основной боевой танк АМХ-30 танк, поступивший на вооружение в 1966 году, обладал всего лишь 80-миллиметровой броне. Для сравнения, M-47 Patton, средний танк вооружённых сил США того времени, обладал 243-миллиметровой бронёй.

Одним из основных плюсов АМХ-30 являлось его вооружение - 105-миллиметровая пушка. Благодаря этой пушке, несмотря на легкое бронирование, французам удалось получить значительное количество контрактов на экспорт своего основного боевого танка. При этом платформа AMX-30 показала, что может быть адаптирована для различных вспомогательных машин.

В начале 1980-х годов появилось новое поколение западных танков, которое можно охарактеризовать принципиальным сходством с американским основным боевым танком M-1 Abrams. Новые танки обладали композитной бронёй, которая была очень устойчива к кумулятивным зарядам современных противотанковых ракет. Во время войны в Персидском заливе 1991 года броня танков M-1A1 Abrams оказалась почти полностью устойчивой не только к противотанковым ракетам, но и к 125-миллиметровым бронебойным снарядам танков Т-72.

Катар и Франция также отправили свои АМХ-30 в этот конфликт. Катарские танки в результате столкновений в битве при Хафджи уничтожили три танка Т-55 иракских вооружённых сил, тогда как иракцам удалось уничтожить два танка AMX-30.


Основной боевой танк вооружённых сил Франции AMX-30
В итоге из-за беспокойства по поводу недостаточного бронирования танки АМХ-30 6-й дивизии лёгкой бронетехники были развернуты в арьергарде XVIII воздушно-десантного корпуса вооружённых сил США. Однако французские танки всё-таки смогли показать свои сильные стороны и, в конечном счёте, уничтожили ещё около 10 иракских танков. Правда, французским танкистам наверняка хотелось воевать на новой бронетехнике, которой в то время оставался всего год до ввода в эксплуатацию. Это был основной боевой танк AMX-56 Leclerc.

К концу 1970-х годов французская армия осознала, что АМХ-30 не могли соревноваться с новейшими советскими танками типа Т-72. Стало понятно, что войскам нужны новые танки. При этом рядовые французы не желали, чтобы их страна закупала танки в США или в Германии. Они хотели обладать собственным танком, который был бы таким же мощным, как Abrams, таким же защищённым, но при этом новый танк должен был обладать меньшим весом.

В результате вооружённые силы Франции получили АМХ-56 Leclerc - название произносится «Ле-Клэр» - названный в честь французского генерала, чья бронетанковая дивизия освободила Париж в 1944 году. На то время AMX-56 был самым дорогим танком в мире, стоимостью 9,3 млн. долларов США за одну единицу. Для сравнения, новый М-1А2 стоит 7,56 млн. долларов, а российский Т-90 и вовсе можно купить за 4 млн. долларов. Однако правительство Франции не поскупилось. Армия получила 406 танков Leclerc, 240 из которых находятся в распоряжении четырёх активных танковых полков.

Три основных боевых танка западных стран - американский Abrams, немецкий Leopard-2 и британский Challenger 2 - имеют много общих элементов дизайна, таких как 120-миллиметровые пушки, композитная броня и экипаж из четырёх человек. При этом, несмотря на то, что AMX-56 похож по основным тактико-техническим характеристикам на основные западные танки, эта модель характеризуется рядом особенностей.


Основной боевой танк вооружённых сил ФРГ Leopard-2
На месте заряжающего находится система автоматического заряжания, которая обеспечивает скорострельность до 12 снарядов в минуту. При этом автомат заряжания уменьшает экипаж всего до трёх человек - командира, наводчика и водителя. Также у танка Leclerc пулемёт.50 калибра находится в коаксиальном положении рядом с пушкой, а не рядом с люком командира.

Сама 120-миллиметровая гладкоствольная пушка немного длиннее, чем у Abrams, что, по идее, должно обеспечивать лучшую бронебойность. Помимо этого AMX-56 способен стрелять управляемыми осколочно-фугасными снарядами. Однако эксперты отмечают, что основные преимущества танка Leclerc заключаются в его защитных возможностях и в высокой мобильности.

Сравнительная эффективность современной танковой брони подсчитать весьма непросто. Однако AMX-56 и М-1, по мнению большинства аналитиков, обладают схожими параметрами лобового бронирования. Хотя некоторые критики утверждают, что лобовая плита танка Leclerc обладает большим количеством слабых мест вокруг датчиков. Правда вместо композитной брони «Чобхэм», которая используется в танке M-1 Abrams, Leclerc обладает необычным сочетанием сложных, традиционных и активных компонентов брони, которые показывают немного большую эффективность против бронебойных оперённых подкалиберных снарядов.


Основной боевой танк вооружённых сил США M1 Abrams
При этом бортовая броня танка Leclerc явно превосходит броню М-1. Новые модели также оснащены титановыми бронепластинами и системой активной защиты, которая позволяет преждевременно взрывать вражеские ракеты и снаряды.

Наконец, наличие гранатомёта Galix в башне позволяет использовать различные вспомогательные боеприпасы, в том числе светошумовые гранаты, дымовые гранаты и инфракрасные ловушки, которые могут сбить с толку самонаводящиеся ракеты.

Также Leclerc обладает меньшим профилем по сравнению с танком Abrams - что делает его более трудноё мишенью для попадания. Однако критики утверждают, небольшая башня снижает возможности экипажа и не позволяет установить обновлённое оборудование.

Стоит отметить, что 60-тонный AMX-56 на 10 тонн легче, чем большинство западных основных боевых танков. Это обеспечивает ряд преимуществ - хорошая проходимость в лесу благодаря сниженному давлению на почву, превосходное ускорение и относительно высокая максимальная скорость (45 миль в час). Плюс Leclerc расходует намного меньше топлива по сравнению с другими танками. Он может проехать 340 км без дозаправки, по сравнению с 260 км у американского танка Abrams. Это существенно снижает логистическую нагрузку на обеспечение боеспособности танка.

Несмотря на то, что танки Leclerc ни разу не участвовали в реальном бою, их сразу отправили в миротворческие миссии в Косово и Ливане, где они смогли показать хорошие результаты. В ходе одного инцидента в Ливане в 2006 году, взвод из четырёх танков Leclerc столкнулся приблизительно с пятью израильскими танками Merkava, которые пытались проникнуть на территорию ливанской деревни Марвахин. После 20-минутной перестрелки, израильские военные были вынуждены отступить.

Французы не останавливаются на достигнутом и продолжают улучшать свой основной боевой танк. Новая модификация, Leclerc XLR, была представлена в июне 2016 года с целью продлить срок службы этой модели танка до 2040 года. Помимо новых датчиков и электроники, XLR получил новые модульные комплекты брони, в том числе один комплект для защиты от самодельных взрывных устройств, который действует путём глушения сигналов сотовой связи, и второй комплект, оптимизированный для противостояния ПТУР.

Помимо Франции танки Leclerc стоят на вооружении в армии Объединенных Арабских Эмиратов. ОАЭ приобрели 390 «тропических» версий AMX-56 с 12-циллиндровыми двигателями плюс 46 ремонтно-эвакуационных машин. При этом «эмиратская» версия танков Leclerc также была отправлена для участия в миротворческоё миссии в Косово, где стал очевидным контраст между старой, «французской», версией и новой вариацией, проданной ОАЭ. «Эмиратский» Leclerc мог похвастаться улучшенными датчиками, радаром и другими системами по сравнению с французскими танками. Также, пока танки Leclerc вооружённых сил Франции остаются не опробованными в бою, Эмираты уже отправили свою бронетехнику в Йемен, где к настоящему моменту дислоцированы от 70 до 80 танков Leclerc. Йеменские бронетанковые дивизии действуют в составе коалиции стран Персидского залива, основной задачей которой является подавление мятежа хуситов.

К июлю 2015 года саудовские сухопутные войска увязли в попытке захвата авиабазы Аль-Анад возле Адена. Официальные представители коалиции сообщали, что несут тяжёлые потери в ходе боёв за эту авиабазу. Ближе к концу месяца эмиратские бронетанковые подразделения высадились в составе морского десанта на нефтяном терминале нефтеперерабатывающего завода. Танковая бригада быстро продвинулась по шоссе N-1 шоссе и захватила авиабазу к 3 августа, открыв сообщение коалиционным силам с Аденом, который ранее был освобождён саудовскими войсками.

Также пока отсутствуют данные об уничтожении танков Leclerc в Йемене, тогда как уже подтверждена потеря 9 танков M1A2 Abrams вооружёнными силами Саудовской Аравии. Помимо этого, по меньшей мере, пять М-60 Pattons и два АМХ-30 были подбиты в ходе боёв с хуситами. Вообще, в целом, танкисты ОАЭ удовлетворены танками Leclerc и благодарят Францию за поставку качественного вооружения. Успехи в Йемене привели к тому, что в январе 2016 года правительство Саудовской Аравии обратилось к французской компании Nexter, производителю Leclerc, чтобы выразить свою заинтересованность в покупке нескольких сотен французских танков.

После развала СССР, Украина получила боевую технику трех сильных военных округов второго стратегического эшелона. Сейчас государственная компания Укроборонпром в бешеном темпе реставрирует танки времен Холодной войны для своей армии.

Это фоторепортаж Винсента Манди из издания Bloomberg, который в марте этого года побывал на Львовском бронетанковом заводе, где реставрируют и реконструируют устаревшие машины.

1. Впрочем, танки здесь не только реставрируют, но и модернизируют с целью повысить их боевые характеристики. (Фото Vincent Mundy):

2. Т-72 - из самых успешных послевоенных боевых танков, он использовался в многочисленных конфликтах и экспортируется в 40 стран мира. Но после 30 лет простоя, техника, очевидно, нуждается в капитальном ремонте. (Фото Vincent Mundy):

3. Гусеницы. Максимальная скорость этого танка составляла 64 км/час, вес - 41 тонна. После модернизации брони он будет весить еще больше. (Фото Vincent Mundy):

4. (Фото Vincent Mundy):

5. При реставрации старых танков, украинские механики пользуются старыми советскими схемами 1971 года. (Фото Vincent Mundy):

6. Внутри бронеавтомобиля «Дозор-Б», его создание на Украине объявляют большой победой «Укроборонпрома» и называют примером удачного сотрудничества с союзными государствами, входящими в блок НАТО. (Фото Vincent Mundy):

7. Общая снаряженная масса – 7,8 тонны. Приводит машину в действие четырехцилиндровый мотор IVECO с турбонаддувом мощностью 122 л.с. (в форсированном варианте 136 л.с.), лицензионно производящимся в Кременчуге. Маловато для такого веса, не жигули всё же. (Фото Vincent Mundy):

8. А мы продолжаем экскурсию про львовскому заводу. Это дизельные двигатели от старых танков, нуждающиеся в ремонте и модернизации. (Фото Vincent Mundy):

9. Кстати, на Украине высмеивали новые машины на базе платформы «Армата», которые были представлены на параде Победы в 2015 году. (Фото Vincent Mundy).

События осени 1961 года в Берлине стали одним из самых острых кризисов периода Холодной войны. Решительный разрыв советского руководства со сталинизмом, казалось бы, дал возможность СССР найти общий язык c Соединёнными Штатами. Но из-за неуступчивости своих лидеров, взаимного недоверия и недопонимания две сверхдержавы оказались на грани прямого военного столкновения.

Берлинский вопрос

После завершения Второй мировой войны Берлину выпала сомнительная честь быть одним из символов разделённой Европы.

Карта Берлина времён Холодной войны

Согласно договорённостям между державами-победительницами Германии, Берлин делился на 4 сектора оккупации. За первые полтора послевоенных десятилетия западная часть Берлина, контролируемая американцами, британцами и французами, превратилась в остров Свободного мира внутри Германской демократической республики (ГДР), витрину западного процветания среди убогой серости жизни коммунистического блока, огни которой манили к себе десятки тысяч восточных немцев.

В переживавшей «экономическое чудо» Федеративной Республике Германия (ФРГ) доход на душу населения был в 2 раза выше, чем в ГДР. Здесь производилось в 8 с половиной раз больше автомобилей, а западногерманские марки обменивались на восточногерманские по курсу 1 к 5.


Западногерманская карикатура о различиях между Восточным и Западным Берлином, середина 60-х годов

Жители ГДР массово «голосовали ногами», благо до поры до времени пограничный контроль отсутствовал. Достаточно было просто приехать в Берлин, сесть на метро и проехать в один из западных секторов, где нужно было подать заявление об эмиграции. В 1959 году на Запад бежало 140 тысяч граждан ГДР, в 1960 году – уже 185 тысяч, то есть по 500 человек каждый день. В письме Хрущёву 18 января 1961 года восточногерманский лидер Вальтер Ульбрихт оценил общее число граждан ГДР, бежавших за последнее десятилетие на Запад, в 2 миллиона человек.

Помимо экономических успехов ФРГ, большие опасения на Востоке вызывало и энергичное наращивание военной мощи. Вооружённый современной техникой бундесвер превратился в одну из мощнейших армий НАТО и насчитывал 291 тысячу человек (9 дивизий).


Учения бундесвера в конце 50-х годов

Дипломатическое наступление

Впервые советское руководство подняло вопрос об изменении послевоенного статуса Берлина 10 ноября 1958 года, когда, неожиданно для Запада, Председатель Совета министров СССР и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв на встрече с делегацией польских коммунистов в Москве заявил:

«Пришло время странам, подписавшим Потсдамское соглашение, отказаться от оккупационного режима в Берлине и позволить создать нормальное положение в столице Германской Демократической Республики».

Двумя неделями позже заявление советского лидера было представлено западным союзникам в виде официальной ноты, где им предлагалось признать Потсдамские соглашения по статусу Берлина утратившими силу. Если в течение полугода соглашение не будет достигнуто, то СССР собирался подписать мирный договор с ГДР в одностороннем порядке и передать права по контролю над городом своим восточногерманским союзникам.


Советский лидер Н. С. Хрущёв на Генассамблее ООН, 1960 год

Западный Берлин, по словам Хрущёва, был костью в горле Советского Союза, и он хотел вытащить эту кость, сделав Берлин демилитаризованным «вольным городом», находившимся под наблюдением представителей ООН. В качестве образца для статуса немецкой столицы могло служить соглашение 1955 года, определившее нейтралитет Австрии.

Хрущёв успокаивал соратников по партии, утверждая, что США не будут начинать войну за Берлин. Он говорил, что его цель – просто вынудить согласиться Соединённые Штаты начать переговоры по Берлину и запустить дипломатический процесс «бесконечного обмена нотами, письмами, декларациями и речами». И данный процесс был запущен, не приведя, однако, за несколько лет ни к каким результатам. Запад отстаивал позицию сохранения в Берлине статуса-кво.

Попытка диалога в Вене и новое обострение

Большие надежды на изменение позиции США по Берлинскому вопросу в Москве возлагали на вновь избранного президента Джона Кеннеди, вступившего в должность 10 января 1961 года. Ряд заявлений нового президента, а также события вокруг провалившейся попытки свержения Кастро весной 1961 года (высадка в заливе Свиней) убедили советского лидера, что он имеет дело со слабым и неопытным противником. Руководители двух сверхдержав встретились в австрийской столице Вене 3–4 июня 1961 года.


Н. С. Хрущёв и Д. Ф. Кеннеди в Вене, 1961 год

В то время как Кеннеди пытался обсуждать другие вопросы (вроде положения в Анголе и Лаосе, запрета ядерных испытаний или координации космических программ), Хрущёв постоянно возвращал беседу к теме Берлина.

«Берлин – самое опасное место в мире. Советский Союз хочет провести хирургическую операцию по вскрытию нарыва – уничтожить этот источник зла, эту гнойную язву»,

– говорил советский лидер американскому президенту. Кеннеди попытался ответить в как можно более примирительном тоне:

«Во многих частях мира положение неудовлетворительное, и сейчас не время нарушать баланс в Берлине и в мире в целом. Изменение баланса приведет к изменению ситуации в Западной Европе и явится серьезным ударом для Соединенных Штатов» .

В итоге Хрущёв установил очередной шестимесячный срок для заключения соглашения по Берлину, заявив:

«Если Соединенные Штаты откажутся подписать мирный договор, то Советский Союз подпишет его, и ничто не сможет его остановить» .

Дальнейшему обострению ситуации способствовало проведение 16 июня в Западном Берлине пленарного заседания бундесрата, верхней палаты парламента ФРГ. В ответ восточногерманский лидер Вальтер Ульбрихт заявил о намерении покончить в ближайшее время с существующими в Западном Берлине «так называемыми лагерями беженцев» .

На собрании, посвящённом двадцатой годовщине начала Великой Отечественной войны, Хрущёв появился в форме генерал-лейтенанта, увешанный наградами, что происходило крайне редко. Рассказывая об итогах встречи в Вене, Хрущёв назвал отказ Запада пойти на компромисс по Берлину угрозой всему коммунистическому миру. Он заявил, что Запад, как нацисты двадцатью годами ранее, потерпит поражение от вооружённых сил Советского Союза и социалистического лагеря.

Один за другим знаменитые советские военачальники восхваляли Хрущёва за руководство страной и предупреждали об опасности, проистекающей от Берлина. Главнокомандующий сухопутными войсками маршал Василий Чуйков заявил:

«Историческая правда в том, что при взятии Берлина не было ни одного американского, британского и французского вооруженного солдата» .

Таким образом получалось, что требования западных союзников относительно особых прав в Берлине «полностью необоснованны» .

А 15 июля 1961 года в далёком от Европе американском городе Майами-Бич короной «Мисс Вселенной» была увенчана 24-летняя блондинка Марлен Шмидт, инженер по образованию, за год до этого бежавшая из ГДР на Запад. Этот весьма далёкий на первый взгляд от политики факт вызвал мощный всплеск пропагандистской войны.

Западная пресса соревновалась в сарказме, издеваясь над коммунистами, от которых бегут такие красавицы. Восточногерманские газеты обличали капитализм, при котором «имеют значения только бюст, талия и бёдра», и обвиняли американцев в фальсификации итогов конкурса, чтобы создать миф о «Золушке из советской зоны».

Возведение Стены

В ночь на 13 августа 1961 года многочисленные патрули восточногерманской полиции и рабочего ополчения установили на всём протяжении границы Западного Берлина проволочные заграждения, которые в следующие недели стремительно стали заменяться бетонной стеной. Между двумя частями города был введён пограничный контроль.


Восточногерманское рабочее ополчение на границе, 13 августа 1961 года

В заявлении государств-участников Организации Варшавского договора было сказано, что для предотвращения проникновения в ГДР реваншистов, экстремистов, саботажников и шпионов

«вокруг всей территории Западного Берлина будут установлены надежная охрана и эффективный контроль» .

Для поддержки данных действий три советские и две восточногерманские дивизии окружили Берлин. В сам город был введён 81-й гвардейский мотострелковый полк из состава Группы советских войск в Германии (ГСВГ).

Операция, в реальность которой мало кто верил, в том числе и в западных разведках, готовилась в глубокой тайне и была проведена внезапно и молниеносно. Колючую проволоку для неё восточногерманские агенты в предыдущие несколько месяцев скупали мелкими партиями в ФРГ и Великобритании. Самой операцией руководил будущий лидер ГДР секретарь ЦК Социалистической единой партией Германии (СЕПГ) Эрих Хоннекер, отвечавший за вопросы национальной безопасности.

На следующие три десятилетия город оказался разделён. Было прекращено движение поездов метро из западной части города в восточную. Там, где граница проходила через жилые дома, замуровывались окна и двери, ведущие на запад.


Строительство Берлинской стены, 1961 год

Восточные немцы не прекращали попыток покинуть свою страну, но теперь сделать это было уже гораздо труднее.

22 августа Ульбрихт объявил о создании 100-метровой нейтральной зоны вдоль Стены, в которой восточногерманские полицейские будут открывать огонь на поражение. Через пару дней заявление было подтверждено действиями – 24 августа при попытке бежать на Запад был застрелен 24-летний портной Гюнтер Литфин, ставший первой из сотен жертв Стены.

Эскалация

В 11:00 13 августа 1961 года высший гражданский чиновник американской миссии в Западном Берлине Алан Лайтнер известил Вашингтон, что

«восточногерманский режим предпринял жесткие меры, в результате которых закрыт вход в Западный Берлин для жителей советской зоны и Восточного Берлина».

Первой реакцией президента Кеннеди на известия из Берлина была знаменитая фраза: «Стена лучше, чем война» . Тем не менее, он предпринял ряд шагов, призванных продемонстрировать решимость США защитить Западный Берлин.

В качестве специального представителя президента в город был направлен отставной генерал Люсиус Клей, герой Берлинского воздушного моста 1948 года .


Президент Кеннеди встречается с генералом Клеем, 1961 год

20 августа в Западный Берлин прибыли первые подкрепления в виде полутора тысяч американских солдат. Советская сторона не предприняла попыток помешать их движению по автостраде через восточногерманскую территорию.

Конгресс США проголосовал за дополнительные ассигнования на военные нужды в размере 3 миллиардов 247 миллионов долларов, увеличение размера армии с 875 тысяч до миллиона, увеличение численности персонала ВМС на 29 тысяч и ВВС на 63 тысячи человек. Дополнительно на службу были призваны национальные гвардейцы и резервисты, реактивированы законсервированные военные корабли и бомбардировщики Б-47. На заседаниях Совета национальной безопасности у президента Кеннеди обсуждались планы ядерной войны против СССР.

С советской стороны последовали ответные шаги. 29 августа временно было задержано увольнение в запас военнослужащих Советской армии. 30 августа Хрущёв объявил о прекращении продолжавшегося три года моратория на испытания ядерного оружия. Через 2 дня был проведён первый из серии ядерных взрывов, кульминацией которых стал взрыв 50-мегатонной «Царь-бомбы» на Новой Земле 30 октября.

17 октября 1961 года в речи на открытии XXII съезда КПСС Хрущёв неожиданно заявил, что не будет настаивать на подписании мирного договора, разрешающего берлинский вопрос, до конца года, так как в ходе дипломатических консультаций Запад продемонстрировал готовность к решению проблемы путём переговоров. Казалось бы, после такого заявления кризис должен мог быть наконец разрешён. Но именно непосредственно после этого заявления вокруг берлинского контрольно-пропускного пункта «Чарли» происходят наиболее острые события берлинского противостояния.

Обострение у КПП «Чарли»

Вечером 22 октября высокопоставленный американский дипломат Алан Лайтнер с женой ехал в оперу в Восточном Берлине. На границе его машина была остановлена восточногерманскими полицейскими, потребовавшими предъявить документы.


КПП «Чарли», начало 60-х годов

Лайтнер отказался – Потсдамские соглашения не давали немцам право проверять документы у союзников – и потребовал вызвать советского представителя. Но немец заявил, что не может с ним связаться в воскресенье вечером.

Узнав о произошедшем, генерал Клей немедленно выслал 4 танка М-48 к КПП «Чарли». Остановившись на американской стороне, танки нацелили свои орудия на восточногерманских пограничников. Две группы по 4 американских пехотинца из военной полиции с винтовками М-14 с примкнутыми штыками подошли к машине Лайтнера с обеих сторон.


Американский «вооружённый эскорт» у КПП «Чарли», октябрь 1961 года

После этого дипломат проехал в Восточный Берлин и, доехав до следующего перекрёстка, вернулся назад (на оперу он всё равно уже опоздал). Через некоторое время у КПП появился заместитель политического советника главы ГСВГ полковник Лазарев и принёс извинение за поведение восточногерманских пограничников. Казалось, инцидент был исчерпан.

Но 23 октября восточногерманское радио передало постановление властей ГДР, согласно которому все иностранцы – кроме военных в форме – должны были предъявлять документы при въезде в «демократический» Берлин. В ответ на это генерал Клей получил из Вашингтона распоряжение продолжать использовать «вооружённые эскорты».

Четыре из участвовавших в данных демонстрациях «Паттона» были оснащены бульдозерными ковшами. Это вызвало с советской стороны опасения, что американцы планируют снести пограничные заграждения. Подкреплялись подобные выводы добытыми советской разведкой фотографиями сентябрьских учений американских танкистов в лесу на окраине Берлина, где те отрабатывали проламывание стены.


Танки-бульдозеры М-48 у КПП «Чарли», октябрь 1961 года

Днём 25 октября командир американских сил в Берлине генерал Альберт Уотсон встретился с советским комендантом города полковником Андреем Соловьёвым. Уотсон потребовал незамедлительного принятия советской стороной мер для прекращения нарушения Потсдамских соглашений восточными немцами. Соловьёв ответил, что посылка американцами вооружённых солдат через границу является «открытой провокацией» и прямым нарушением законов ГДР. Он подтвердил, что американские военные могут беспрепятственно посещать Восточный Берлин, но только в том случае, если у восточногерманских пограничников не будет сомнения в их национальной принадлежности – поэтому и требуется предъявлять документы.

Уотсон не согласился с такой постановкой вопроса и заявил, что американская сторона намерена и дальше принимать все необходимые меры для обеспечения свободного доступа своих представителей в Восточный Берлин. Соловьёв предупредил его о необходимости избегать «провокационных действий» , упомянув о возможном ответе. «У нас тоже есть танки», – сказал советский полковник в завершении полуторачасовых переговоров, окончившихся безрезультатно.


Американские «Паттоны» на обочине дороги в Западном Берлине, осень 1961 года

В следующие пару дней американские танки продолжали регулярно ездить к КПП «Чарли», а американские пехотинцы сопровождали дипломатов для прохода на восточную сторону.

Самые опасные часы Холодной войны

В 16:45, после завершения очередного «вооружённого эскорта», танки М-48 отправились назад на свою базу в аэропорт Темпельсхоф. А командир роты 40-го танкового полка майор Томас Тири вместе с командиром взвода военной полиции лейтенантом Верном Пайком зашли в аптеку рядом с КПП погреться.

Вдруг они услышали рев танковых двигателей. Выскочив на улицу, они увидели 10 танков, остановившихся в сотне метрах от них, с советской стороны границы. Выглядели они как новые советские Т-54, но были без опознавательных знаков.


Майор Тири немедленно приказал своим танкам возвращаться, и в 17:25 10 «Паттонов» остановились у КПП «Чарли» с американской стороны.

Тут же собралась большая толпа зевак, приехало множество журналистов. Прибывшее подкрепление из американской военной полиции на пяти БТРах под командованием подполковника Сэболика заняло позиции на улице и крышах домов рядом с КПП.


Американские пехотинцы на крыше дома у КПП «Чарли», октябрь 1961 года

Ещё 23 Т-54 проехали через Бранденбургские ворота и остановились на главном берлинском бульваре, Унтер-ден-Линден. В ответ из Темпельхофа выдвинулись остальные танки 40-го полка, разместившиеся во дворах соседних к КПП «Чарли» домов.


Американские М-48 во дворе дома у КПП «Чарли», октябрь 1961 года

С советской стороны в событиях участвовала и 7-я танковая рота капитана Войтченко 3-го батальона 68-го гвардейского танкового полка. Старшина роты В. Сычёв вспоминал:

«Перед нами стоят американские танки М-48. Слева от танков, в окнах и на чердаке пограничного дома за мешками с песком, расположились вооруженные полицейские, справа - улюлюкающая и свистящая толпа фашиствующих молодчиков».


Вид на «Паттоны» у КПП «Чарли» с советской стороны, октябрь 1961 года

Теперь мировая война могла начаться не по приказу из Москвы или Вашингтона, а просто случайно, если бы у кого-то из танкистов сдали нервы.

По поводу отсутствия опознавательных знаков на Т-54 корреспондент радио Си-би-эс Даниэль Шорр едко написал:

«Мы можем однажды услышать, что это были просто русскоговорящие добровольцы, которые купили несколько списанных танков и сами же приехали на них» .


Советские Т-54 у КПП «Чарли», октябрь 1961 года

Но генерал Клей требовал от подчинённых неопровержимых доказательств, что им противостоят именно советская боевая техника. Под покровом темноты лейтенант Пайк со своим водителем Сэмом Маккартом проехали на советскую сторону и припарковались у заднего танка. Воспользовавшись тем, что танкисты покинули машину, лейтенант залез внутрь, где обнаружил надписи на кириллице и газету «Правда». Американцы вернулись к своим, прихватив газету как доказательство, что танки советские. Лейтенант Пайк потом вспоминал, что большинство советских танкистов были азиатами.


Гарнизоны союзников были приведены в состояние боевой готовности. Подразделение британских пехотинцев с двумя противотанковыми пушками заняло позиции у Бранденбургских ворот.


Британские солдаты у Бранденбургских ворот, октябрь 1961 года

Холодная ночь у КПП «Чарли» прошла в напряжённом ожидании, воздух сотрясал грохот работающих танковых двигателей.


Американские танкисты завтракают, октябрь 1961 года

В это время между Москвой и Вашингтоном шёл интенсивный обмен посланиями. Решающие договоренности были достигнуты на ночной встрече министра юстиции США Роберта Кеннеди (брата президента) и вашингтонского резидента ГРУ, полковника Георгия Большакова.

Ни один из них не вёл записи бесед, так что подробности встречи неизвестны. Но с этого момента американцы прекратили свои «вооружённые эскорты», а восточногерманцы перестали требовать документы у представителей союзников.


Противостояние у КПП «Чарли», октябрь 1961 года

В 10:30 28 октября 1961 года советские танки отъехали от КПП «Чарли», через полчаса направились на базу и американские танки.

Одни из самых опасных суток Холодной войны закончились.


КПП «Чарли» в конце 1960-х годов

Заключение

Как написал много позже генерал Брент Скоукрофт, помощник по национальной безопасности президентов Форда и Буша-старшего,

«события 1961 года отправили в глубокую заморозку Холодную войну в тот момент, когда разрыв Хрущева со сталинизмом впервые предоставил нам возможность растопить лед в наших отношениях».

Обоюдное непонимание механизма принятия решений в стане противника, неправильное истолкование действий другой стороны, личные комплексы и амбиции, недоразумения шаг за шагом поставили две сверхдержавы на грань войны, которой никто не хотел. Через год тот же комплекс причин приведёт к ещё более опасному Карибскому кризису.

Известный американский журналист, президент Атлантического совета внешнеполитических исследований США Фредерик Кемп, автор бестселлера «Берлин 1961. Кеннеди, Хрущёв и самое опасное место на Земле», полагает:

«Кубинского кризиса не было бы, если бы Кеннеди более решительно повел себя во время Берлинского кризиса. Кеннеди позволил Хрущеву построить Берлинскую стену и отгородить Восточную Германию от Западной в надежде на то, что Кремль правильно поймет миролюбивые намерения Вашингтона и согласится на двустороннее сотрудничество, отказавшись от гонки ядерных вооружений. А Хрущев воспринял это как слабость, нерешительность и даже трусость американского президента. И тогда Хрущев решил, что Кеннеди проглотит и следующую пилюлю: советские ракеты на Кубе».


Президент США Джон Кеннеди с канцлером ФРГ Конрадом Адэнауэром и бургомистром Вилли Брандтом в Западном Берлине, июнь 1963 года

Это, видимо, осознавал и сам президент Кеннеди, написавший в разгар Карибского кризиса британскому премьер-министру Макмиллану:

«То, что является важным в этот момент высочайших испытаний, так это чтобы Хрущев понял, что если он рассчитывает на слабость или нерешительность, то он просчитался».

27 июня 1963 года, выступая перед десятками тысяч жителей Западного Берлина, президент США Джон Кеннеди произнесёт знаменитые слова:

«Все свободные люди, где бы они ни жили, – сейчас граждане Берлина, и поэтому, как свободный человек, я горжусь словами: «Я – берлинец!».

Литература:

  • Фредерик Кемп. Берлин 1961. Кеннеди, Хрущёв и самое опасное место на Земле – Центрполиграф, 2013.
  • Генри Киссинджер. Дипломатия – М.: Ладомир, 1997.
  • Лавренов С. Я., Попов И. М. Дыхание «горячей» войны в Европе, 1958–1962 гг. // Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. - М.: Астрель, 2003
  • А. А. Фурсенко. Георгий Большаков – связной Хрущёва с президентом Кеннеди // «Звезда», 1997 - № 7.