Поражение американского флота в антарктиде. Сражение за антарктиду

Военная экспедиция флота США в Антарктиде 1946 года.

“ Составление планов экспедиции “Высокий Прыжок” совпало по времени с окончанием допросов бывших командиров немецких субмарин ‘U-530’ и ‘U-977’ – Вермаунта и Шеффера. Но началась экспедиция только 27.01.1947г. В своем распоряжении адмирал указывал довольно внушительные силы: авианосец, а так же 25 самолетов и вертолетов палубной авиации(?). Всего в составе экспедиции насчитывалось более 4000 человек! Вся эта армада через какое-то время бросила якоря у берегов Земли Королевы Мод. Вначале события развивались успешно. Исследователи сделали около 49000 фотографий побережья. Затем произошло что-то непонятное. В феврале 1947г. операция « Высокий Прыжок» была внезапно свернута. Мощная военно-морская эскадра, имеющая запас продуктов 6-9 месяцев, неожиданно возвратилась. И с того момента экспедиция адмирала Берда окружена завесой секретности. Однако в мае 1948г. европейский журнал “Бризант” поместил сенсационную статью, в которой утверждалось, что вернулась экспедиция в неполном составе. Что, как минимум потеряны 4 самолета, один корабль и несколько десятков людей были “ потеряны” вскоре, после того как эскадра достигла Земли Королевы Мод. Известно и то, что адмирал Берд по возращении из Антарктиды давал длительные объяснения на засекреченном заседании очень высокопоставленной правительственной комиссии< >. И Бред якобы признался, что прекращение экспедиции было вызвано действиями “вражеской авиации”. Журналисты “Бризант” уверяли, что Берд заявил буквально следующее: “ США необходимо принять защитные меры против истребителей противника, совершающих вылеты из полярных районов, и в случае новой войны Америка может подвергнуться атаке врага, обладающего способностью летать с одного полюса на другой с невероятной скоростью!” В конце 1980-х гг. если судить по фильму “ НЛО в III рейхе”, была получена дополнительная информация о том, что случилось во время экспедиции “Высокий Прыжок”…. Немцы якобы смогли построить “ летающую тарелку” и использовали ее в своих целях. Еще в 39г. начались сверхсекретные испытательные полеты новых “аппаратов”. Одна из таких “тарелок”, была оснащена дополнительными реактивными ускорителями, что привело ее к катастрофе, которая произошла в Норвегии зимой 1940г.” Военная база нацистов в Антарктике. Н.Н. Непомнящий. По материалам С. Зигуненко

Контр-адмирал Ричард Ивлин Бёрд, американский авиатор и полярный исследователь ‎

В 1946 году США провели антарктическую экспедицию «Высокий прыжок» (англ. «Highjump») под началом адмирала Ричарда Бэрда. В связи с этой экспедицией существуют конспирологические теории о том, что она была проведена с целью ликвидации нацистских баз, борьбы с инопланетянами - оккультными союзниками нацистов и т. п. В частности, стоит упомянуть слова участников экспедиции. Они заявили, что были атакованы дискообразными объектами, который излучали некие лучи, отчего корабли и самолёты американцев попросту загорались.

Операция “Высокий прыжок” (High Jump) была замаскирована под обычную научно-исследовательскую экспедицию, и далеко не все догадывались, что к берегам Антарктиды направилась мощная военно-морская эскадра. Авианосец, 13 кораблей различных типов, 25 самолетов и вертолетов, более четырех тысяч человек, полугодовой запас продуктов – эти данные говорят сами за себя.

…Казалось бы, все шло по плану: за месяц было сделано 49 тысяч фотоснимков. И вдруг случилось нечто, о чем официальные власти США молчат до сих пор. 3 марта 1947 года только что начатую экспедицию срочно свернули, и корабли поспешно взяли курс домой. Через год, в мае 1948 года, на страницах европейского журнала “Бризант” всплыли некоторые детали. Сообщалось, что экспедиция встретила жесткое сопротивление противника. Были потеряны как минимум один корабль, десятки людей, четыре боевых самолета, еще девять самолетов пришлось оставить как непригодные к использованию. О том, что именно произошло, можно только догадываться. Мы не располагаем подлинными документами, однако, если верить прессе, отважившиеся на воспоминания члены экипажей говорили о “выныривавших из-под воды” и атаковавших их “летающих дисках”, о странных атмосферных явлениях, которые вызывали психические расстройства. Журналисты приводят отрывок из доклада Р. Берда, якобы сделанного на секретном заседании спецкомиссии:

“США необходимо принять защитные акции против истребителей противника, совершающих вылеты из полярных районов. В случае новой войны Америка может подвергнуться атаке врага, обладающего способностью летать с одного полюса на другой с невероятной скоростью!”

…Почти через десять лет адмирал Берд возглавил новую полярную экспедицию, в которой при загадочных обстоятельствах погиб. После его смерти в печати появились сведения якобы из дневника самого адмирала. Из них следует, что во время экспедиции 1947 года самолет, на котором он вылетел на разведку, принудили приземлиться странные летательные аппараты, “похожие на британские солдатские каски”. К адмиралу подошел высокий голубоглазый блондин, который на ломаном английском языке передал обращение к американскому правительству с требованием прекратить ядерные испытания. Некоторые из источников утверждают, что после этой встречи между нацистской колонией в Антарктиде и американским правительством было подписано соглашение об обмене немецких передовых технологий на американское сырье.

Косвенным подтверждением существования базы называют неоднократные наблюдения НЛО в районе Южного полюса. Часто видят зависшие в воздухе “тарелки” и “сигары”. А в 1976 году японские исследователи с помощью новейшей аппаратуры засекли одновременно девятнадцать круглых объектов, которые “спикировали” из космоса на Антарктиду и пропали с экранов.

Противоречивые данные о секретной базе 911 во льдах Антарктиды побудили американское командование предпринять решительные действия. Ведь если база Третьего Рейха действительно существовала, то данное обстоятельство не могло не волновать США. В связи с этим в 1946 году к берегам Антарктиды была снаряжена эскадра под командованием адмирала Ричарда Бёрда, как наиболее опытного в то время полярного исследователя. Состав эскадры был весьма внушительным: авианосец, более десятка крейсеров и эсминцев, подводная лодка, ледокол и 20 самолетов. Личный состав насчитывал порядка 5000 человек. Экспедиция адмирала Бёрда должна была поставить точку в этой истории…

По прибытии в Антарктиду, участники экспедиции начали активные исследования: было сделано порядка 50000 фотоснимков, основана полярная станция, даже открыты неизвестные ранее горные плато.

Однако на определенном этапе исследования эскадра столкнулась с совершенно неожиданным противником. Один из эсминцев произвел учебный торпедный залп по ледяным торосам, после чего из-под воды в небо взмыли дискообразные летательные аппараты.

Антигравитация: тайна летающих дисков

В то время такого понятия, как «летающая тарелка» еще не знали, а потому придумать подобное не могли. По свидетельству участника экспедиции Джона Сайерсона аппараты пролетали прямо между мачтами с такой скоростью, что возникающие воздушные вихри разрывали антенны. Интересно, что летающие диски двигались бесшумно: c современной точки зрения в основе их передвижения могла лежать антигравитация . Эскадра, несмотря на хорошую по тем временам огневую мощь, практически ничего не могла противопоставить таинственному противнику. Аппараты противника стреляли смертоносным огнем. Атака прекратилась так же внезапно, как и началась. Нападавшие скрылись под водой, а военные остались подсчитывать понесенные за 20 минут боя потери, которые оказались громадными.

400 человек погибли, практически вся авиация была уничтожена, потерян корабль, а ёще два получили серьезные повреждения. Экспедиция адмирала Бёрда столкнулась с противником, которому невозможно было противостоять.

Согласно обрывочным сведениям, самолет, на котором находился адмирал, был принудительно посажен в некую зону (управление самолетом было перехвачено дискообразными летающими аппаратами), где он имел встречу с таинственными незнакомцами. Внешне они выглядели как высокие люди с голубыми глазами и светлыми волосами. Адмиралу Бёрду было предложено немедленно покинуть материк, чтобы избежать полного уничтожения команды. Бёрду ничего не оставалось делать, как повиноваться. После бесславного возвращения эскадры, командование назначило расследование по этому вопросу. Адмиралу выразили недоверие, его изолировали и держали практически всю жизнь под домашним арестом. Судьба команды неизвестна, но по имеющимся данным, личный состав также постарались изолировать.

Спустя год после неудавшейся экспедиции адмирала Бёрда, к берегам Антарктиды вновь была направлена экспедиция, в состав которой вошли корабли с новейшим оборудованием и вооружением. Новая эскадра включала в себя спецназ – по всему было видно, что доклад Бёрда военные восприняли всерьез. Однако обнаружить в Антарктиде таинственных пришельцев так и не удалось.


В начале 1947 года весь мир всколыхнуло сенсационное известие. При проведении военной и научной экспедиции в Антарктиде была разгромлена мощная американская эскадра адмирала Берда.

Итог 20-минутного боя был ошеломляющим: около 400 погибших, более 20 сбитых самолетов и вертолетов, повреждения получили один крейсер и два эсминца! Огромные потери были нанесены неизвестными летательными аппаратами, вылетающими прямо из воды...

ЭСКАДРА АДМИРАЛА БЕРДА

В конце 1946 года личным указом американского президента Трумэна прославленный полярный волк - контр-адмирал Ричард Берд назначается руководителем новой военной и научной экспедиции в Антарктиду.

В его распоряжение были выделены серьезнейшие силы: авианосец, 13 крейсеров и эсминцев, подводная лодка, ледокол, более 20 самолетов и вертолетов и около пяти тысяч человек личного состава. Все поставленные задачи предполагалось выполнить за восемь месяцев.

Но когда корабли адмирала Берда вошли в море Лазарева у берегов обледеневшей Земли Королевы Мод, началось невообразимое.

По крейсерам и эсминцам ударила вражеская артиллерия, а затем началась атака с воздуха. Вот что много лет спустя вспоминал участник экспедиции Джон Сайерсон:

«Они выскакивали из-под воды как угорелые и проскальзывали буквально между мачтами кораблей с такой скоростью, что потоками возмущенного воздуха рвало радиоантенны... Я не успел и глазом моргнуть, как два корсара, сраженные какими-то неведомыми лучами, брызнувшими из носовых частей этих «летающих тарелок», зарылись в воду возле кораблей... Эти объекты не издавали ни единого звука, они безмолвно носились между кораблями, словно какие-то сатанинские, иссиня-черные ласточки с кроваво-красными клювами, и беспрерывно плевались убийственным огнем».

В этих трагических условиях адмирал Берд принимает решение свернуть операцию и всей эскадрой возвращаться домой. А по возвращении начались некоторые странности: всех участников экспедиции - и офицеров, и матросов - изолировали, а адмирал Берд предстал перед президентской спецкомиссией на засекреченных слушаниях в Вашингтоне, после чего был объявлен сумасшедшим, уволен с воинской службы и при этом ему категорически запретили встречаться с журналистами. Что же так встревожило членов спецкомиссии?

По мнению самого адмирала Берда, эти удивительные летательные аппараты наверняка были произведены на замаскированных в толще антарктического льда авиастроительных заводах нацистов, конструкторы которых овладели какой-то неведомой энергией, применявшейся в двигателях этих аппаратов... Но возможно ли было такое?

ЛЕТАЮЩАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА

В 30-х годах прошлого века немало ученых и конструкторов работали над реализацией идеи создания нового вида оружия, совмещающего в себе преимущества летательного аппарата и подводной лодки.

Например, в 1934 году одно из таких решений представил Борис Ушаков. Его аппарат больше напоминал самолет, чем субмарину. Цельнометаллическая машина весом 15 тонн с экипажем из трех человек должна была развивать скорость до 200 км/ч с дальностью полета до 800 км. Расчетная скорость: воздушная - 100 узлов (185 км/ч), подводная - до 4 узлов (7,4 км/ч). Предельная глубина погружения - 45 м, дальность плавания под водой - 5-6 км, наибольшая высота полета - 2500 м, подводная автономность - 48 ч, время погружения - 1,5 мин, время всплытия - 1,8 мин. Вооружение - две 450-миллиметровые торпеды и два спаренных пулемета. Прямо скажем, очень неплохо.

Было предложено изготовить модель и провести ее испытания в бассейне. И больше никаких упоминаний о советском самолете-подлодке Ушакова нет. А ведь были и другие проекты такого рода.

Неожиданно для всех уходит в досрочную отставку государственный секретарь Трумэна Джеймс Бирнс, выступавший всегда, как известно, за самые жесткие санкции против СССР. Последними словами Бирнса на государственном посту были такие: «Проклятых русских оказалось невозможно испугать. В этом вопросе (имеется в виду Антарктида) они победили».

Может, здесь и зарыта собака? И никакие не инопланетяне, а русские отвесили Берду тяжеленых «тумаков»?

5-Й АНТАРКТИЧЕСКИЙ ФЛОТ ВМФ СССР

Долгое время считалось, что 5-й флот - это нереализованное желание Сталина. Но историки военно-морского флота с этим не согласны. Вот только одна из иллюстраций.

В январе - июне 1945 года в боевой состав флота вошли эсминцы проекта 45 - «Высокий», «Важный» и «Внушительный», на которых были полностью переделаны и усилены килевые конструкции, проведены усиление корпуса и монтаж дополнительного оборудования для плавания в сложных условиях высоких (а может быть, низких!) широт.

На эсминце «Высокий» подверглись переделке килевые конструкции с целью обеспечения повышенной остойчивости, на «Важном» были демонтированы носовые башни и вместо них установлены ангар для четырех гидросамолетов и катапульта.

В войне с Японией эти корабли участия не принимали, а в декабре 1945-го все три корабля побывали с краткими визитами в Циндао и Чифу (Китай). Корабли ушли на юг и не вернулись. Один из эсминцев в сопровождении подводной лодки якобы видели у берегов французского острова Кергелен, расположенного в южной части Индийского океана. И все, больше никакой информации!

Было ли что-то еще у Советского Союза в этой части Мирового океана? Конечно. Еще в январе 1947 года воды моря Лазарева вполне официально бороздили советская китобойная и научно-исследовательская флотилия «Слава» под командованием капитана Воронина, а также дизель-электроход «Обь». По мнению многих исследователей, общее руководство на месте осуществлял легендарный Иван Дмитриевич Папанин - контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза, доктор географических наук.

И еще один штрих. На кладбище полярников у нашей антарктической станции Новолазаревская есть могила летчика Чилингарова, в постамент которой вмонтирован четырехлопастный самолетный пропеллер и указана дата смерти - 1 марта 1947 года. А дата основания самой станции Новолазаревская - 1961 год. То есть станции еще не было, а наши летчики с самолетами там уже были. Вот теперь следует реконструировать то, что на самом деле произошло с эскадрой адмирала Берда.

РЕКОНСТРУКЦИЯ

Когда корабли адмирала Берда бросили якоря в море Лазарева у берегов обледеневшей Земли Королевы Мод, как раз там, где сейчас расположена наша полярная станция Новолазаревская, там уже находились советские военные корабли. Прекрасно оснащенные, руководимые опытными адмиралами и офицерами, прошедшими войну.

Доподлинно известно, что корабли американской эскадры в научных целях обстреляли торпедами ледяные торосы. Ага! Наверное, от безделья адмирал Берд решил пострелять по бескрайним ледяным просторам Антарктиды.

Вероятнее всего, бравый адмирал, увидев один из наших боевых кораблей, решил сразу же показать, «кто в доме хозяин», не подозревая, какая силища здесь сконцентрирована. Сразу же вся американская эскадра была накрыта артиллерийским огнем корабельных батарей нашего флота. А затем на боевую работу вылетели наши воздушные асы. Нет, не из-под воды, а с хорошо подготовленного аэродрома.

Из воспоминаний адмирала Берда известно, что в ходе экспедиции он вступил в контакт с представителями некой цивилизации, которая намного опередила земную в своем развитии.

А вот как эти же воспоминания на общедоступный язык переводит писатель Александр Бирюк:

«27 февраля самолет, на котором адмирал Берд летел на восток, чтобы отыскать и сфотографировать аэродром, на котором базировались советские штурмовики, напавшие на его эскадру, подвергся внезапной атаке двух истребителей П-63 с красными звездами на крыльях».

Американский самолет вынудили приземлиться, а адмирал был банально взят в плен. «Русские отнеслись к нему со всем благодушием и добросердечностью, на какую только были способны по отношению к достойному противнику».

Вместе с тем ему объяснили, что если президент Трумэн не пойдет на мирные переговоры, то... Видимо, Трумэн пошел на поставленные условия, а освобожденный адмирал прекратил экспедицию и со своей эскадрой убрался восвояси.

Алексей Максимов.

«…Весьма вероятно, что в недрах этого материка скрываются неисчислимые природные сокровища, а также следы древней и могущественной цивилизации. Поэтому в скором времени должна развернуться настоящая “гонка за Антарктиду”, в которой Соединенным Штатам было бы весьма желательно изначально занять первые позиции» (Из докладной записки Р. Бёрда руководству США).

В первой половине ХХ в. Антарктида продолжала оставаться огромным белым пятном - как в прямом, так и в переносном смысле. Не то чтобы ее не изучали: экспедиции на ледяной континент отправлялись чуть ли не каждый год - и норвежские, и французские, и немецкие, и австралийские, и даже японские, а наиболее активными были англичане. Однако все эти усилия приносили лишь частичный успех, и континент в целом оставался непознанным. В запредельно суровых условиях Антарктиды оторванные от внешнего мира разрозненные горстки людей никак не могли сделать большего при тогдашнем уровне развития техники. И, добавим, без должной поддержки своих государств.

В 1930-х гг. частыми гостями в Антарктиде были американцы и норвежцы. Американскими экспедициями руководили Ричард Бёрд (в 1928-1930, 1933-1935 и 1939-1941 гг.) и Линкольн Элсуорт (четыре экспедиции в период с 1933 по 1939 г.), четырьмя норвежскими - Яльмар Рисер-Ларсен. Наиболее примечательной чертой антарктических экспедиций этого периода стало использование авиации. Самолет Бёрда в ноябре 1929 г. достиг Южного полюса, и долгое время считалось, что этот исследователь первым побывал на обоих полюсах. Лишь впоследствии выяснится, что результаты своего полета к Северному полюсу Бёрд подтасовал.

Если в XIX в. на ледяной континент никто не претендовал и он оставался общим, т. е. ничьим, то в ХХ столетии это «упущение» попытались исправить. Пример подали англичане, в 1908 г. объявившие своей собственностью сектор Антарктики от полюса до 60° ю. ш., заключенный между 20° и 80° з. д., - это земли вокруг моря Уэдделла, в том числе весь Антарктический полуостров. Новая Зеландия в 1923 г. заявила права на сектор между 150° з. д. и 160° з. д. (море Росса, шельфовый ледник Росса и прилегающие берега). Территориальные претензии поспешили выдвинуть и французы, и норвежцы, но всех переплюнули австралийцы, в 1933 г. назвавшие своими земли от 160° в. д. до 44° 38’ в. д., за исключением узкого французского сектора. А немецкая экспедиция, побывавшая в Антарктиде в 1938-1939 гг., провозгласила собственностью Третьего рейха территорию, ранее объявленную норвежской.

В годы Второй мировой войны куски Южного материка попытались отхватить Чили и Аргентина. Между прочим, претендовали они на территории, которые англичане считали своими. В общем, после окончания войны ситуация вокруг Антарктиды сложилась непростая, если не сказать взрывоопасная.

Когда в 1946 г. к берегам Антарктиды отправилась американская экспедиция, это вызвало большую озабоченность стран, разделивших между собой ее территорию. Американцы, как, впрочем, и русские, до сих пор не претендовали на земли ледяного континента и, более того, неоднократно высказывались против его дележа и за право всех стран свободно изучать Антарктику. Известный полярник Элсуорт заявил о планах организовать в 1947 г. масштабную экспедицию с целью исследовать весь материк с воздуха. Еще один американец, знаменитый летчик Эдди Рикенбэкер, призывал правительство начать разработку полезных ископаемых в Антарктиде, предварительно растопив ледяной щит с помощью атомных взрывов: США уже располагали ядерным оружием. Среди возможных причин интереса американцев к Антарктиде назывались и просочившиеся в прессу данные об открытии там богатейших залежей урана. Опасения Аргентины, Чили, Великобритании и других были вполне оправданы: к Антарктиде шла огромная военно-морская армада, включавшая 13 кораблей, в том числе два ледокола береговой охраны, один авианосец, два гидроавиатранспорта и подводную лодку, на которых находилось 4700 военнослужащих и 25 ученых. Выразило озабоченность этим фактом и советское руководство.

Зачем же отправлялись к ледяному континенту военные корабли, да еще в таком количестве? Начальник оперативного штаба ВМС США Честер У. Нимиц дал экспедиции кодовое название «Операция Хайджамп» («Высокий прыжок»). Командовать ею было поручено контр-адмиралу Ричарду Крузену, участнику экспедиции Бёрда 1939-1941 гг. Сам Бёрд, кстати, тоже отправлялся в этот поход. Согласно инструкции, соединению надлежало решить несколько задач. Во-первых, испытать личный состав и технику в экстремальных погодных условиях (после окончания Второй мировой главным противником США стал Советский Союз, а самым вероятным театром новой войны - Арктика). Во-вторых, установить американский суверенитет над возможно большей территорией (выходит, не зря беспокоились государства, поделившие Антарктиду). В-третьих, выяснить возможность организации и обслуживания антарктических баз (вряд ли речь шла о научных станциях). И, наконец, провести научные исследования и собрать материалы - географические, геологические и метеорологические. Ни слова не прозвучало об использовании атомных бомб и о разработке месторождений урана. И на том спасибо.

В самый последний момент командующим военной экспедицией назначили Бёрда, а Крузен возглавил другую, направившуюся летом к Гренландии («Операция Нанук»). Возможно, именно тогда по каким-то причинам - о них можно только догадываться - изменились и цели антарктического похода. Контрадмирал Бёрд был знаменитым путешественником, дружил с бывшим президентом Рузвельтом и пользовался огромным влиянием, но никогда не командовал военными кораблями и не участвовал в военных действиях. В общем, он был невоенным адмиралом. Руководство экспедиции пришло к выводу, что ее главной целью должна стать аэрофотосъемка всей береговой линии Антарктиды, а также внутренних районов материка.

Осенью 1946 г. развернулись подготовительные работы, руководили которыми Бёрд и вернувшийся из Арктики Крузен. Для всех участников похода шили меховые куртки, термобелье, теплую обувь. Были сделаны специальные палатки, подготовлено покрытие для новой взлетно-посадочной полосы на станции Литл-Америка, основанной Бёрдом. На причалы в Калифорнии и Виргинии по железной дороге отправлялись гусеничные тракторы, автопогрузчики, другая тяжелая техника. Перед руководством экспедиции стояло несколько серьезных проблем. Оставалось неизвестным, выдержит ли стальной корпус военного корабля ледовое сжатие. Случись что с ледоколами (второй еще проходил ходовые испытания), и все остальные корабли станут беззащитными. Из всего состава экспедиции лишь 11 человек ранее бывали в Антарктике. Только два пилота имели опыт аэрофотосъемки, и лишь один летал в полярном небе, и то на Аляске. Имевшиеся карты были почти бесполезны для полетов, поскольку их изготовили в меркаторской проекции, искажающей площади в высоких широтах. В Антарктиде не существовало аэродромов, испытанных воздушных трасс, метеостанций. На подготовку летчиков к работе в экстремальных условиях был отведен только один месяц.

В декабре 1946 г. корабли Тихоокеанского и Атлантического флотов США двинулись на юг. Экспедиция была разделена на три группы: центральную, шедшую к шельфовому леднику Росса, западную, направлявшуюся к островам Баллени и далее на запад вокруг континента до гринвичского меридиана, и восточную, стремившуюся к острову Петра I и далее на восток - навстречу западной группе. Самолетам надлежало совершать регулярные рейсы над континентом, фотографируя его поверхность. В случае выполнения программы вся береговая полоса Антарктиды была бы покрыта аэрофотосъемкой.

Центральная группа приблизилась к острову Скотта 30 декабря, после чего ледокол провел корабли в Китовую бухту. 15 января 1947 г. началась выгрузка на берег техники и материалов. Для строительства базы и устройства взлетно-посадочных полос было выбрано место недалеко от бывшей станции Бёрда. Авианосец «Филиппинское море» с шестью транспортными самолетами R4D на борту 25 января достиг острова Скотта. Через несколько дней все самолеты перелетели на береговую базу. Миссия авианосца закончилась, и он вернулся домой. В феврале начались полеты вдоль береговой линии и в глубь материка, в ходе которых проводилась аэрофотосъемка. Бёрд дважды совершил полет к Южному полюсу. К середине февраля погода испортилась, а после 20-го числа полеты из-за метеоусловий пришлось окончательно свернуть. Все члены экспедиции были эвакуированы с базы 23 февраля.

Западная группа достигла кромки льдов северо-восточнее островов Баллени 25 декабря. Полеты гидросамолетов над Антарктидой начались в тот же день. За весь период работ удалось снять береговую полосу в интервале от 165° до 65° в. д., хотя и не без лакун, а также значительные участки в глубине материка. Основной проблемой для западной группы стали сильные туманы. В гораздо более сложных погодных условиях пришлось действовать восточной группе. Частые штормы и снежные заряды делали работу пилотов чрезвычайно опасной. Тем не менее они выполнили съемку береговой зоны от 70° до 130° з. д., благодаря чему были уточнены карты берегов двух морей - Беллинсгаузена и Амундсена.

Главным научным достижением экспедиции стали почти 70 тыс. аэрофотоснимков побережья и внутренних районов Антарктиды. Всего было снято почти 9 тыс. км береговой линии, т. е. половина ее общей протяженности (17 968 км). Но вот беда: многие снимки оказались бесполезными без привязки к пунктам с точными координатами. Ситуацию удалось исправить в 1948 г., когда гораздо более скромная экспедиция под кодовым названием «Операция Виндмилл» («Ветряная мельница») установила необходимые контрольные точки.

Особенности операции «Высокий прыжок» - ее масштаб, засекреченность и резкое свертывание работ в феврале 1947 г. - породили массу слухов. Подозревали, что главная цель операции состояла в ликвидации секретной гитлеровской базы. Затем договорились до того, что американцы сражались в Антарктике с летающими тарелками, а адмирала Бёрда пришельцы даже похищали на некоторое время. Наверное, их интересовали детали его полета к Северному полюсу.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой

Ричард Бёрд, контр-адмирал ВМС США, командующий операцией

Другие действующие лица

Линкольн Элсуорт, полярный исследователь, летчик; Честер У. Нимиц, начальник оперативного штаба ВМС; Ричард Крузен, контр-адмирал

Время действия

Маршрут

От США к Антарктиде

Цели

Аэрофотосъемка ледяного континента, организация антарктических баз, научные исследования, демонстрация силы

Значение

Съемка почти половины береговой линии материка; предостережение всем странам, стремившимся к разделу Антарктиды

Как часто мы слышим словосочетание – «достояние человечества». Красиво? Да. К сожалению, за этой красивой формулировкой скрывается лишь банальное желание наших геополитических «друзей» прибрать к рукам богатства, по праву принадлежащие России. Уже пошли разговоры о том, что Сибирь должна принадлежать «всему человечеству».

Как согласно международному праву определялось принадлежность тех или иных «открытых» земель, островов и даже континентов (Австралия)? Кто открыл, того и земля.

Так вот, Антарктиду открыли русские. А, значит, она по праву должна принадлежать России?

«битвы за Антарктиду» в материале комментатора ресурса nstarikov.ru Елены Федотовой.

«Жила была Антарктида. В 1959 году она стала материком международного сотрудничества, науки и военного невмешательства. На последней ресурсной базе человечества запрещены поиск и добыча полезных ископаемых, она не принадлежит ни одному государству. Все страны хором сказали «Окей» и стали жить дружно….

Совсем не так как с Арктикой, правда? Наверное, люди просто внезапно одумались и стали беспокоиться о нашем общем будущем. Британцев и американцев теперь интересуют исключительно климат миллионы лет назад, глобальное потепление лет через тысячу и проблема схожести доисторических мхов со мхами современными. Для этого на шестой континент текут миллиарды долларов, лучшие умы и новейшее оборудование. И главное – все это в полнейшей, оглушающей тишине. Международное сотрудничество, как же. Но не забота о будущих поколениях так переклинила мозги «сердобольному» мировому сообществу в середине прошлого века. Это сделала всего одна цифра – 1820.

Получается прямо как у Островского: «Так не доставайся же ты никому!». А бесприданница в нашем случае – открытая в том самом 1820 русскими героями Беллинсгаузеном и Лазаревым Антарктида. Русскими, понимаете? И если какая-либо держава и обладает сегодня монопольным правом на шестой континент, то это только Россия.

Лед «тронулся»

В последнее время град тумаков сыплется на Википедию, внесу и я свою скромную лепту в это благое дело. Приступив к изучению вопроса, не заглянуть в эту вездесущую я не могла. И обнаружила любопытную фразу. Оказывается, Антарктида была ОФИЦИАЛЬНО открыта Беллинсгаузеном и Лазаревым. Подумаешь, бюрократическая формальность. Только Колумб Америку почему-то открыл «неофициально»… Впрочем, патриотизмом Википедия никогда не грешила.

Откуда же столько «официоза» на нашу голову? Отвечают на вопрос датированные шестнадцатым веком карты, на которых Антарктида свободна ото льда. Самая популярная – авторства некоего Пири Рейса, - обнаружена якобы в 1929 году директором Национального музея в Стамбуле Халилом Эдхемом. Однако внимания на нее никто не обращал до 1959 года, когда американский ученый Чарльз Хэпгуд не додумался отправить ее на экспертизу. Подлинность этой карты неоднократно ставили под сомнение. Тем не менее, в Википедии она фигурирует в первых строках, как источник первой степени надежности. Точки над «i» расставляет фраза: «Однако именно экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева в южнополярных морях, обогнув вокруг света антарктические льды, подтвердила факт существования шестого материка». Не открыли они ничего, а только подтвердили, а мы-то думали! Далее: «Первыми вступила на континент, вероятно, команда американского корабля «Сесилия» 7 февраля 1821 года….». А вот это уже серьезно! Не то, что мы со своими подтверждениями.

Но что это за Пири Рейс такой, и с чего вдруг он «разморозил» Антарктиду? Известно о нем, прямо скажем, немного. Ну, адмирал, ну турецкий. В картографы «заделался» после волшебного обнаружения в 1929 году в некоем дворце его не менее волшебной карты 1513 года. Прямо сказка из «1001 ночи». Между тем, не установлена даже точная дата рождения нашего героя. И, заметьте, это не дремучее средневековье, а эпоха великих географических открытий. Кроме злосчастного обнаружения, к исторической ответственности больше ни за что не привлекался.

Что-то настораживает и в цифре 1929. Какое событие первым приходит на ум? Депрессия, Великая и беспощадная. Соединенные Штаты, упадок. Да и Европа не в шоколаде, Германия опять же загибается. А что если перевести на английский язык совсем, кстати, не характерное для турецкого верноподданного имя (часто употребляемое вообще через дефис: Пири-рейс)? Пока никаких выводов – голое любопытство. Peer – «пэр, человек из высшего общества», Raise – «подъем, рост» (в том числе, в экономике). О том, что любители каламбуров англичане с их палатой пэров и «депрессивные» американцы вскормлены одним банковским молоком, можно, я думаю, не упоминать. Что до Германии, то английские деньги потекли в эту страну тоже примерно около цифры 1929. Начиналась подготовка марионетки-Гитлера, фашизма, развитие немецкой военной промышленности со всеми вытекающими последствиями вплоть до четко спланированного взрыва в виде Второй Мировой войны.

Отдельного внимания заслуживает фигура ученого, перевернувшего своей «сенсацией» весь научный мир. Дело в том, что через руки Чарльза Хэпгуда – скромного профессора Кинского колледжа (штат Нью-Хемпшир) прошли почти ВСЕ известные на сегодня «размороженные» карты, подтверждающие один и тот же факт: Антарктида была – да Бог с ним безо льда! – открыта и изучена людьми задолго ДО Беллинсгаузена и Лазарева. Время «создания» карт идеально – от начала шестнадцатого века и далее. Чтобы не задеть 1492 год – Колумба-то не за что, Америка уже принадлежит тому, кому надо. Зачем шестой континент лишили льда? Все просто – привлечь сенсацией представителей науки, а значит, и всего мирового сообщества.

Да, Пири Рейс не был одинок. В 1959 году (на минуточку, год подписания Конвенции об Антарктиде) Хэпгуд сделал еще одно «сенсационное» открытие. Перебирая пыльные бумаги Национальной библиотеки Конгресса в Вашингтоне, он перевернул очередную древнюю страницу и замер от удивления – на него снова смотрела, простите, «голая» Антарктида. На этот раз авторства Оронтеуса Финиуса, 1531 года выпуска. Ну что за напасть! Ученому на роду было написано находить сенсационные карты в самое подходящее для этого время.

Потом были карты Меркатора, Филиппа Буаше, Хаджи Ахмеда. Кем именно они обнаружены – тайна, покрытая мраком, однако обратил на них внимание именно Хэпгуд. Он передал коллекцию на экспертизу коллеге из Массачусетского технологического института доктору Ричарду Стрейчанду. У того, естественно, не оказалось ни малейшего сомнения в их подлинности. Все вышеупомянутые картографы 16 века якобы срисовывали свои карты с более древних источников. Называют имена Птолемея, Александра Македонского и даже Христофора Колумба. Но этому нет никакого документального подтверждения – ни одного «первоисточника» не сохранилось. Все это очень напоминает детей, разбивших вазу, и тыкающих пальцем друг в друга, - до правды не добраться, но ясно, что дело нечисто.

Многие сегодня заговорили о том, что миллионы лет назад на Земле существовала высокоразвитая цивилизация, во многом превосходящая нашу. Появляются даже действительно феноменальные находки, которые абсолютно не укладываются в логику шаблонного мышления. Но давайте мыслить здраво и искать во всем золотую середину. Ведь вечный принцип «ищи, кому выгодно» еще никто не отменял. Иначе желание мыслить нестандартно может сыграть с нами злую шутку, затмив собой реальность. Так и с картами. Ну, не умели люди в 16 веке определять широту и долготу, это стало возможным только в 18 веке с изобретением хронометра. Не обладали они и необходимыми знаниями в области математики и тригонометрии, да и окружность Земли Эратосфен определил на тот момент еще с огромной погрешностью! В то же время наши «сенсационные» карты представляют собой шедевр картографического искусства, с широтами и долготами, вымеренными до минуты. Выполненные в равновеликой проекции, они полностью соответствуют современным экспериментальным образцам. Ничем, кроме как чудом древней цивилизации, ученые этот факт не объясняют. Вы верите в чудеса? Очень хочется верить. Но разбитая ваза – факт, а, значит, самая упрямая в мире вещь.

Очень холодная война

С Антарктидой «обломались» многие, но первым был Джеймс Кук. В 1768 году его экспедиция на корабле с оптимистичным названием «Попытка» («Индевор») отправилась исследовать прохождение Венеры через диск Солнца. С воображением у английского правительства было не очень. Поэтому свой жадный до новых колоний оскал они снова прикрыли старой доброй пуританской любовью к науке. На «юг» по путевке из Лондона Кук ездил несколько раз. В один из них даже наткнулся на восточное побережье Австралии, назвал Новым Южным Уэльсом и, не долго думая, провозгласил британским владением. Но – вот ведь не задача! – не обнаружил там пресной воды, и гол был не засчитан. Пришлось плыть снова. И ведь почти доплыл. Даже открыл Южные Сандвичевы острова и Южную Георгию, но на отметке 71 градус южной широты антарктические льды оказались слишком суровыми для английской экспедиции. В книге «Путешествие к южному полюсу и вокруг света» Кук писал: «Если кто-либо обнаружит решимость и упорство, чтобы разрешить этот вопрос, и проникнет дальше меня на юг, я не буду завидовать славе его открытий. Но должен сказать, что миру его открытия принесут немного пользы». А ведь оставалось всего200 километров! Поневоле вспомнишь про лису и виноград…

«Анти-пиар кампания» Кука сработала настолько хорошо, что в течение 45 лет на «бесполезный» континент не посягала ни одна держава. Глядишь, еще немного, и англичане подготовили бы новую экспедицию, но их, увы, опередили. И кто бы вы думали? Правильно – Беллинсгаузен и Лазарев. 4 июня 1819 года их антарктическая экспедиция на шлюпах «Восток» и «Мирный» вышла из Кронштадта. А в 1820 достигла-таки неприступного ледяного материка, еще раз доказав, что для русских нет ничего невозможного. Еще одно тому подтверждение – труд Михаила Ломоносова «О слоях земных», где он в 1761 году, то есть, даже до «попытки» Кука, утверждал, что на краю южного полушария есть «матерая земля, покрытая вечными льдами».

То, что творилось вокруг Антарктиды в следующие годы, можно сравнить только с истерией опоздавшего на поезд. Англичане, американцы, норвежцы, французы, немцы судорожно пытались добраться «на попутках» до места назначения. А проще говоря – один за другим плавали к южным берегам и открывали их заново. Частями. То «море» в свою честь назовут, как Росс и Уэдделл, то новые Земли найдут, то острова, то вулканы…. Часто возникали горячие споры по поводу того, кто что открыл. Хорошо хоть драк не было. Среди географов полный разброд продолжался до начала 20 века. О приоритете Беллинсгаузена и Лазарева забыли лет через 20.

В 20 веке наибольшую прыть в «исследовании» Антарктиды проявила Германия. Она отправила на материк три экспедиции: в 1901-1903, в 1911-1912 и в 1938-1939. Две последние наиболее интересны. Не стоит даже объяснять почему – даты красноречивее слов. Речь идет, не больше не меньше, о преддверии двух мировых войн, «официальными» зачинщиками которых были немцы. Из второй экспедиции исследователь Вильгельм Фильхнер привез образцы породы, и результат их изучения имел эффект разорвавшейся бомбы: недра Антарктиды богаты высококачественным ураном. Сегодня достоверно известно, что запасы урана на шестом континенте почти на треть превышают самые богатые месторождения в Конго, а концентрация его составляет 30 процентов . Немцы имели подобные (пусть и не точные) сведения уже к началу третьей экспедиции - самой масштабной, дерзкой и загадочной.

Бардак с Антарктидой мог перенести кто угодно, но только не Сталин . Его правительство, озабоченное прытью британцев и норвежцев в «изучении» южного материка, еще в январе 1939 года заявило официальный протест правительствам этих стран в связи с тем, что их антарктические экспедиции «…занимались необоснованным разделом на секторы земель, - внимание!!! – некогда открытых российскими исследователями и мореплавателями…». Подобные ноты были посланы США и Японии. Постойте… Норвегия, Британия, США, Япония… Но где же Германия? Скажете, что Иосиф Виссарионович тогда «братался» с Гитлером? У вас ложно-«демократическая» информация. Это всего лишь еще одно доказательство того, что Германия была только марионеткой в руках ловкого кукловода из числа стран, упомянутых выше. Сталин не даст соврать. Да и Вторая мировая не заставила ждать, и началась аккурат в сентябре 1939 года.

Мало кто знает, что Советский Союз сразу после разгромной победы над немцами в 1945 году, одержал еще одну, не менее грандиозную – над американцами за Антарктиду. Сегодня об этом молчат, чтобы не поднимать авторитет Сталина, раньше молчали, чтобы изобразить миролюбивый характер советской внешней политики. Почему молчат американцы? Потому что речь идет, возможно, о самом большом позоре за всю их историю.

В 1920-е годы о Ричарде Бэрде в США едва ли песен не слагали. Национальный американский герой первым пролетел над Северным полюсом, сбросил американский флаг над полюсом Южным, основал первую длительно действующую станцию США в Антарктиде «Литтл Америка» (очень воодушевляющее название, не правда ли?). Бэрд возглавил четыре экспедиции на шестой континент, последняя из которых состоялась в 1946-1947 году, сразу после окончания Второй Мировой. Ни дня без сна, ни дня без отдыха. Но звезда Бэрда после этих событий не засияла ярче. По некоторым данным, национальный герой Америки угодил в лечебницу, а имя его покрылось туманом. «Научную» экспедицию финансировало правительство США. В ее скромном составе была специальная эскадра из 14 американских военных кораблей и вспомогательных судов. Среди них авианосец, на борту которого находились вертолеты и самолеты. По воспоминаниям пилота Сайерсона, авиагруппа авианосца «Касабланка» состояла из шести (или семи) геликоптеров «S-46», 25 самолетов: пяти палубных истребителей «F-4U Corsair», пяти реактивных штурмовиков «А-21 Вампир», девяти бомбардировщиков «Хэллдайвер», командирского F7F Tigercat и пяти XF-5U Скиммер («блинчики»). В состав экспедиции была также включена подводная лодка Sennet. В составе экспедиции – несколько тысяч морских десантников. Общая численность участников – 4-5 тысяч человек. Официальная цель – нанести последний удар по Третьему Рейху во льдах Антарктиды.

Сталин отправил эскадру в Антарктиду. В конце 1946 года китобойная флотилия «Слава» под командованием капитана Воронина двинулась к Южному полюсу. Точное число надводных кораблей, самолетов и подводных лодок, входящих в состав эскадры до сих пор неизвестно. Однако писатель-маринист А. Заттец в 1996 году писал в альманахе «Судостроение в СССР», что в походе участвовали эскадренные миноносцы проекта 45 – «Высокий», «Важный» и «Внушительный». Эсминцы были построены в 1945 году с использованием трофейных технологий, применявшихся японцами при проектировании своих эсминцев типа «Фубуки», предназначавшихся для плавания в суровых условиях северных и арктических морей. В авиации действовали истребители фирмы П-63 «Кингкобра», поставляемые американцами по ленд-лизу и изготовлявшиеся исключительно по советскому заказу. «Кингкобры», по выражению одного из мемуаристов того времени, могли стать главным резервом Сталина на случай непредвиденного изменения военно-политической ситуации и начала войны с США. Ими были оснащены все части ПВО СССР. Из всех советских истребителей только «Кингкобра» могла достать в небе главный стратегический бомбардировщик США Б-29 «Суперкрепость».

Что же случилось с четвертой экспедицией Бэрда? Всего лишь то, что отлично подготовленная и укомплектованная военно-морская эскадра, снабженная продовольствием на 8 месяцев, внезапно развернулась и умотала обратно в Америку. Как выяснилось позже, прибыла она с огромными потерями – как материальными, так и человеческими. Любые попытки получить точные данные, обречены на провал.

Первой «взорвалась» американская пресса. В одном из центральных американских журналов «Форин Афферс», бывший советник-посланник США и СССР Джордж Кеннан, незадолго до этого экстренно покинувший Москву «для консультаций со своим правительством», опубликовал статью, в которой высказал идею о «необходимости скорейшей организации отпора непомерно выросшим амбициям Советов, которые после успешного окончания войны с Германией и Японией торопятся воспользоваться своими военными и политическими победами для насаждения вредных идей коммунизма не только в Восточной Европе и Китае, но и в далекой Антарктиде!». Действительно, как же тут не говорить про «кровавый режим» Сталина…

В ответ СССР обнародовал свой меморандум о политическом режиме Антарктиды, где расставил все точки над «i» в намерениях США «… лишить СССР его законного права, основанного на открытиях в этой части света русскими мореплавателями, сделанных еще в начале 19 века». После этого заявления и других решительных действий (а на них Сталин был мастер) госсекретарь Трумэна Джеймс Бирнс подал в отставку, принужденный самим президентом. Этот человек всегда выступал за самые жесткие санкции против СССР. Последними его словами на государственном посту были: «Проклятых русских невозможно испугать».

В 1950 году жадность и наглость международных претензий на Антарктиду достигла своего пика. СССР направил ноту о том, что оставляет свое право претендовать на весь континент, как его первооткрыватель. В 1956 году – уже при Хрущеве – к берегам Антарктиды пришел дизель-электроход «Обь», и была создана первая советская обсерватория и база исследователей – поселок Мирный. Любопытно, что Конвенция о «всеобщей» Антарктиде была подписана всего через три года. И единственная очевидная причина такого стечения обстоятельств – угроза реального присутствия и усиления русских в Антарктиде. Кстати, в силу эта Конвенция вступила в 1961 году, когда было официально заявлено об огромных запасах урана в недрах Антарктиды. В том же году разразился Карибский кризис…. И, кто знает, – может, советские ракеты на Кубе были всего лишь предлогом.

А убит ли медведь?

Как странно получается – Россия на протяжении истории выигрывает почти все войны и совершает почти все открытия. Только вот когда дело доходит до «раздачи призов», неизменно остается в стороне. Скромность сильнейшего? Может быть, только наглеть не надо. Вы ведь, братцы даже шкуру медведя делите по старой доброй русской пословице – когда он еще не убит. На Антарктиду сегодня претендуют: США, Великобритания, Норвегия, Австралия, Новая Зеландия, Чили, Аргентина, Китай, Южная Корея и, как говорится, многие-многие другие… Налетай торопись. На один только вопрос ответьте: какого черта? Ну, какое право вы вообще имеете на Антарктиду? Вопрос ведь совсем не сложный, но звучит он почему-то редко.

Он не звучит на заседаниях ООН, он не звучит в российских школах и в российских СМИ. Дело как бы само собой разумеющееся – эта Земля тому, этот шельф – другому. Кто успел, тот и съел? «Неприкосновенность» Антарктиды заканчивается в 2048 году с истечением срока Конвенции . Продлевать ее, конечно, никто не будет. Ведь аккурат к этому времени закончатся ресурсы пяти освоенных континентов. Закончится нефть, газ, пресная вода. Как с этим дела обстоят в Антарктиде? 80 процентов мирового запаса пресной воды, нефтяные месторождения, в разы превосходящие кладовые Саудовской Аравии (6,5 млрд т), каменный уголь, газ (более 4 трлн куб м), железная руда, уран (напомним, больше, чем в Конго), а на закуску – золото и алмазы. Еще есть вопросы? Любопытная деталь: в 1991 году конвенция об Антарктиде была дополнена Мадридским протоколом, запрещающим добычу полезных ископаемых на материке. По какой-то мистической случайность этот год совпал с годом распада Советского Союза. А не много ли «случайностей»? В 70-е годы двадцатого века СССР не знал равных по уровню присутствия в Антарктиде – работало около 10 научных баз и около 8 судов, ученые совершали одно открытие за другим, достигли огромных успехов в геологических исследованиях. Но вот грянул гром «торжества демократии» и началось стремительное скатывание молодой России в пропасть, конечным пунктом которой может стать полная нейтрализация нашего влияния на нашей законной земле. Абсурдная, жестокая и до обидного глупая.

В 1999 году на антарктические исследования было выделено 4 млн долларов – сумма не просто смешная, а издевательски смешная (для сравнения – один танк Т-80 стоил в три раза дороже). Примерно в это же время шла война на информационной арене – тему Антарктиды стали просто замалчивать. Ну, мертв пациент, о чем еще говорить? Таким образом, одна из самых приоритетных задач России – освоение принадлежащего нам по праву континента, не просто не решается, а намеренно игнорируется. А в это время США и Китай вкладывают миллиарды долларов в научные исследования, разработку суперэффективных методов глубоководного бурения и строят базы, напоминающие военные полигоны, оборудованные по последнему слову техники. Великобритания уже намеревается добывать нефть на Антарктическом шельфе, а Австралия и Норвегия претендуют на площади, в разы превосходящие их собственные. Россия пока официально не претендует ни на что. А из 8 судов, ходящих в советское время к берегам Антарктиды, сегодня осталось лишь одно – «Академик Федоров». Советский проект создания крупных аэродромов для постоянного сообщения с материком посредством авиации так и остался в мечтах.

«Пирог» не просто делят – его уже растащили по кускам. Ведь начинка у «пирога» очень лакомая. Речь не только о богатствах антарктических недр – подледное озеро «Восток» является одним из крупнейших пресных водоемов на Земле, и к нему уже приложили руку НАСА и Агентство Национальной Безопасности США. Странно, но еще кто-то помнит о том, что в 1996 году это озеро обнаружила команда российских ученых во главе с Андреем Капицей. Бурение озера было приостановлено в 1998 году, когда до предполагаемой воды оставалось немногим больше100 метров. Мировое сообщество забеспокоилось об экологической безопасности. И наших ученых призвали подождать, пока не будут разработаны новые, «безвредные» для экологии методы бурения. Глядишь, их разработали бы британцы, американцы или норвежцы…. Уж они бы добурили, будьте уверены. Но снова незадача! Новая технология была представлена специалистами из Горного института Санкт-Петербурга. Бурение продолжили через несколько лет, и, после еще пары нелепых попыток «заморозить» работы, русские первыми добрались до сердца озера «Восток».

Сегодня на антарктические исследования выделяется 50 млн долларов. Много это или мало – риторический вопрос при сравнении с миллиардами тех же США и Китая. На материке работают 5 научных баз, 2 законсервированы, к берегам Антарктиды ходит всего одно судно «Академик Федоров». Второе – «Академик Трешников» - пройдет испытание во льдах в течение 58-й Антарктической экспедиции, которая стартовала в начале ноября. В это время активную «научную» деятельность на континенте имитируют, простите, ведут, 30 стран, а объем финансирования их деятельности увеличился в 4 раза за последние годы.

Можно много говорить о том, что Антарктида – это дорого, бесперспективно и, в конце концов, не очень нужно. У нас ведь полно своих неосвоенных месторождений, на том же крайнем Севере, если уж так потянуло во льды. Охотское море стоит не «пахано». Тоже, конечно, не рай, но терпимо, да и поближе как-то. А Антарктида – это километры льда, через которые не пробиться на материковой части, и айсберги, под которые не подкопаться в части морской. И как на этот край земной прокладывать трубопроводы? Норвежцы только начинают практиковать эти технологии в Арктике. Вот-вот, но начинают же. И нам пора начать. Либо это кто-то сделает за нас, так как другого выхода через пару десятков лет у человечества просто не будет.

Самые ожесточенные битвы всегда идут на «невидимом» фронте. В случае шестого континента мы имеем дело с крупнейшей политической тайной современности, но уже совсем не секрет – в разгаре колонизационная война. И недалек тот час, когда Антарктиду можно будет с чистой совестью назвать самой «горячей точкой» земного шара».