Российские танки и бронетехника. Новейшие танки россии

Показали на Параде Победы, затем на Russian Arms Expo и пообещали на следующей выставке продемонстрировать танки и БМП в деле, со стрельбой. Государственные испытания новой техники начнутся в 2016 году, но уже сейчас про новые БМП, танки и экзотические машины известно достаточно много.

Туалет в корме

Боевая машина пехоты «Курганец-25» оснащена системами очистки воздуха, наружного видеонаблюдения и туалетом, что позволяет экипажу и десанту не выходить из БМП несколько суток. Климатическая установка «Курганца» способна работать в условиях химического, бактериологического и радиационного заражения, подавая к рабочим местам очищенный, пригодный для дыхания воздух. Восемь размещенных на броне видеокамер обеспечивают экипажу обзор всех подступов к БМП, а люк в корме снабжен откидным стульчаком.

По словам первого вице-президента концерна «Тракторные заводы» Альберта Бакова, цена «Курганца» будет меньше 300 млн руб. Сейчас разработчики меняют профиль машины, чтобы снизить ее уязвимость - первые опытные образцы БМП прозвали «мечтой гранатометчика». Экипаж и десант боевой машины впервые отделены от вооружения и боекомплекта - это повышает шансы на выживание при поражении БМП противником.

Оружие «Курганца» сосредоточено в роботизированном боевом модуле. Здесь есть 30-миллиметровая автоматическая пушка, пулемет и пусковые установки противотанковых ракет «Корнет». Система управления огнем может самостоятельно отслеживать указанные оператором цели.

Беспилотная БМП-3 / Фото: bmpd.livejournal.com

На RAE -2015 курганские тракторостроители показали и беспилотную БМП-3. Машину оборудовали системой дистанционного управления «Витязь». «На машине стоят камеры кругового обзора, а все исполнительные механизмы могут управляться удаленно. Экипаж нужен только для заряжания пушки и защиты машины от ближайших угроз. Например, поставлена задача «достать» цель, находящуюся в семи километрах. На пути к ней на БМП напали. Десант спешивается и отражает нападение, а машина продолжает выполнение боевой задачи», - рассказал представитель предприятия.

Неубиваемые модули

Еще дальше пошли на «Уралвагонзаводе», родине знаменитой «Арматы». Окрыленные мировым триумфом танка Т-14, заводчане разрабатывают новые варианты боевых машин на той же платформе - например, «убийцу танков» со 152-миллиметровым орудием, - и планируют с их помощью изменить тактику современной войны.



"Техника переднего края должна иметь одинаковую защиту и подвижность. Если в одном порядке идут танки и БМП, то на следующем рубеже, скорее всего, останутся одни танки. В этой тактической зоне вообще не должно быть легко поражаемых машин, - считает заместитель генерального директора УВЗ Вячеслав Халитов. - Необходимо уходить от танковых и мотострелковых взводов, создавая взамен автономные, способные к длительным боевым действиям системы типа боевых модулей. В каждое такое подразделение можно включить 1-2 танка, 3-4 тяжелых БМП, тяжелую ударную машину со 152-миллиметровым орудием, способную стрелять не только по траекториям артиллерии, но и прямой наводкой. В демонстрационной программе RAE -2015 мы показали такой модуль в действии".

Т-14 "Армата", танк / Инфографика: представлена компанией InfoStep

Для полноценной работы модуля необходимы также машины групповой защиты, способные бороться с роботами - в том числе миниатюрными, - на земле и в воздухе. Нужна машина управления и разведки, а для автономности - машина ремонта и обеспечения.

"Несколько таких модулей объединяются в боевую платформу с приданием ей машин инженерного обеспечения, радиоэлектронной борьбы и РХБ-защиты. Получается автономная саморегулирующаяся структура, способная вести боевые действия. Несколько платформ объединяются в боевую тактическую платформу и т.д. Я уверен, что у этой концепции есть будущее и российская армия обязательно к ней придет", - заявил Халитов.

Мирный русский трактор

Челябинский тракторный завод показал на RAE бронебульдозер. Серийная машина оснащена усиленной защитой кабины и агрегатов от камней, падающих деревьев и других форс-мажоров.

По желанию заказчика кабину бульдозера и моторные отсек можно одеть и в броню - тогда трактор станет неуязвим для стрелкового оружия и осколков.

Новинкой заинтересовались представители МЧС и Инженерных войск, а также делегации из Индии, Ирана и Казахстана.

Из всех образцов бронетанковой техники, которая находится на вооружении разных стран, основная масса приходится на легкие бронированные боевые машины - БМП, БРМ, БТР и т.д. Необходимо отметить, что не более 30% из них - это машины, которые были созданы в течение последних десяти лет или являются относительно новыми.

В различных военных конфликтах и контртеррористических операциях противник, как правило, действует из засады и широко использует легкие противотанковые средства. Создание и появление в пехотных формированиях легких гранатометов и реактивных противотанковых гранат, отличающихся высокой эффективностью в борьбе с легкими бронемашинами и танками, появление патронов с пулями, имеющими высокую бронепробиваемость для стрелкового , стало причиной пересмотра основных показателей боевой эффективности бронетехники, а также способов ее применения. А, как известно, бронемашины данного класса используются во всех вооруженных конфликтах последнего времени.


Модернизированная БМП-1 с боевым модулем Cobra

Наличие большого количества морально устаревающей легкой бронетехники, стоящей на вооружении многих армий, подталкивает компании, занимающиеся разработкой систем для боевых машин, модернизировать существующие БТР и БМП. Необходимо добавить, что около 50% этих машин – образцы советской разработки. Потенциальный рынок модернизации данной бронетехники оценивается миллиардами долларов США.

В разных странах появляются программы модернизации БТР и БМП, которые предусматривают повышение не только отдельных показателей (таких как защищенность), но и всего комплекса характеристик бронемашин.

Поскольку значительно повысить защищенность легких бронемашин (ЛБМ) за счет простого наращивания толщины брони невозможно, разработчики избрали путь увеличения их огневой мощи. И это имеет определенный смысл. 20-25 лет назад для легких бронемашин считалось достаточным обеспечение защиты экипажа от 7,62-мм пуль стрелкового оружия и осколков снарядов, однако в настоящее время требования значительно изменились. На многих БТР начали усиливать бронирование, обеспечивающее защиту лобовых проекций машин от попаданий 12,7-миллиметровых и 14,5-миллиметровых пуль. Машины значительно увеличили свой вес а многие из них при этом потеряли плавучесть. Кормовые и бортовые проекции бронемашин, как правило, оставались прежними и не могли обеспечить защиту от крупнокалиберных пулеметов. Крупнокалиберные снайперские винтовки, получившие в последнее время широкое распространение, также стали составлять угрозу для ЛБМ. Кроме того, даже улучшенная броня лобовой проекции не гарантировала требуемой защиты. Так, например, в 1991 году во время операции «Буря в пустыне» БРМ М3 «Бредли» поразил 12,7-мм пулемет иракского Т-72М. Пуля пробила картер бортовой передачи БРМ, лишив, таким образом, машину подвижности, а позднее она загорелась.

События в Ираке показали, что БТР и БМП сил антииракской коалиции имеют высокую пожароопасность по вторичным факторам. Дело в том, что из-за установки дополнительного бронирования вес машин значительно увеличился, поэтому для сохранения положительной плавучести под броней разместили специальные пористые материалы. Данное решение позволило обеспечить преодоление машинами водных преград при отсутствии волнения. Кроме того, личное имущество пехотинцев располагалось снаружи бронемашин. Эти факты стали причиной большого количества случаев, когда БТР и БМП воспламенялись и сгорали после попадания в них трассирующих пуль, вызывавших возгорание пористых материалов или личного имущества.

Более того, на большинстве модернизированных или современных БТР и БМП устанавливаются автоматические пушки калибра 25 и более миллиметров, что сводит на нет все попытки обеспечить надежную защиту легких бронемашин путем навешивания доп. комплектов брони.

Как уже отмечалось, многие компании для повышения эффективности легкой бронетехники на поле боя пошли путем увеличения ее огневой мощи. Огневая мощь - это не только калибр основных видов вооружения (увеличение производится путем замены крупнокалиберных пулеметов на автоматические пушки), но и средства обнаружения целей, обеспечения точности стрельбы, боеприпасы. Чаще всего огневую мощь бронемашин осуществляют путем установки на них боевых модулей (готовых башен) с новым комплексом вооружения. Данный подход к модернизации является относительно недорогим, в несколько раз увеличивает огневую мощь машины, позволяет опережать противника в обнаружении целей и открытии огня. Вследствие такой модернизации значительно повышается живучесть данных бронемашин на поле боя.

Самыми распространенными бронемашинами, проходящими сейчас модернизацию, являются американские бронетранспортеры типа М113 и машины, которые были созданные на их базе, а также советские машины семейства БМП-1, БТР-60ПБ, БТР-70, БТР-80. Данную бронетехнику можно встретить практически во всех уголках мира.

Как ни странно, однако самые удачные программы модернизации БТР M113 реализуются турецкими компаниями Nurol Machinery and Industry и FNSS. Так, например, эти компании устанавливают на машину AIFV (БМП турецкого производства, которая была создана на основе М113) одноместную башню Dragar (производится французской компанией GIAT Industries по лицензии). В башне установлена 30-миллиметровая автоматическая пушка М811 с двухленточным селективным питанием производства Giat Industries и 7,62-миллиметровый пулемет М240С спаренный с ней. Для обнаружения цели и ведения прицельного огня имеется круглосуточная система управления огнем, оснащенная тепловизионным прицелом. Для наведения пушки и башни используется электрогидравлический привод. Башня изготавливается из алюминиевых сплавов. Дополнительные бронированные плиты устанавливаются снаружи при помощи болтов. Боекомплект пушки – 230 выстрелов. Дальность эффективного огня зависит от типа цели и составляет до 2500 метров.

Тактико-технические характеристики БМП Cobra-S (Россия, Беларусь, Словакия)
Экипаж/десант, чел. - 3/8
Боевая масса, т. - 13,5
Удельная мощность двигателя, л.с./т - 22,22


Вооружение:
тип и калибр пушки, мм - 2А42, автоматическая, 30


пулемет, калибр, мм - 7,62
ПТРК - «Конкурс»

Приводы наведения пушки и башни- электрические

Еще один вариант модернизации БТР M113, осуществляемый в Турции, также носит название AIFV, однако в этом случае устанавливается башня Sharpshooter, оснащенная 25-миллиметровой автоматической пушкой Bushmaster (США).

Модернизированная БМД-1 с боевым модулем Cobra

К недостаткам БМП AIFV относятся: отсутствие противотанкового управляемого вооружения, стабилизации оружия, а также значительное уменьшение запаса плавучести. AIFV при входе в воду погружается по башню, а небольшого волнения на поверхности достаточно для того, чтобы машина затонула.

И все же иностранные и российские компании наибольший интерес проявляют к модернизации легких бронированных машин советского производства. После распада СССР многие машины данного типа попали на вооружение армий стран-участниц НАТО. Например, в Польше разработали программу модернизации советской БМП-1 (в стране их насчитывается 1321 ед. и носит обозначение BWP). Данная программа предусматривает установку на двухместной башни Е8 компании Rheinmetall Landsysteme (Германия). Основное оружие комплекса вооружения башни Е8 – 30-миллиметровая автоматическая пушка Mauser MK30. Данная машина получила название Puma. Эту башню также устанавливают на польский бронетранспортер SKOT. И хотя не сообщается, сохранила ли машина плавучесть, можно с уверенностью заявить, что BWP с башней Е8 приблизилась к БМП-2 по огневой мощи. Вполне вероятно, что страны, являвшиеся ранее участниками Варшавского Договора, а теперь входящие в Североатлантический альянс, могут взять пример с Польши и начать модернизацию БТР-80 и БМП-1, стоящих у них на вооружении.

Группой компаний Metapol (Россия, Беларусь и Словакия) также была разработана одноместная башня Cobra, устанавливаемая на БМП-1 и БТР. Основным оружием в комплексе вооружения башни является 30-миллиметровая автоматическая пушка 2А42 имеющая двухленточное селективное питание и боекомплект на 300 зарядов. С пушкой спарен пулемет ПКТ калибра 7,62. Оружие имеет стабилизацию в двух плоскостях. К преимуществам модуля Cobra относится наружное размещение основного оружия. Это снижает силуэт боевой машины и исключает загазованность ее боевого отделения. БМП-1, оснащенная такой башней, получила название Cobra-S. Сегодня на вооружении белорусской армии имеется батальон БМП Cobra-S. Повышение защиты БМП может осуществляться за счет установки динамической навесной защиты.

Тактико-технические характеристики БМП AIFV с башней Dragar (Турция)
Экипаж/десант, чел. - 2/11
Боевая масса, т. - 13,687
Удельная мощность двигателя, л.с./т. - 21,92
Максимальная скорость, км/ч - 65
Запас хода по топливу, км - 490

Вооружение:
тип и калибр пушки, мм - GiatM811, автоматическая, 30
боекомплект, выстр. - 230 в двух лентах
прицельная дальность, м - 2300
пулемет, калибр, мм - 7,62
ПТРК - Отсутствует
Углы наведения оружия:
по вертикали - -10+50°
по горизонтали - 360°
Стабилизатор вооружения - Опция
Ночной прицел - Опция

БТР-70 (слева) и его модернизированный вариант с башенной пушечно-пулеметной установкой (БППУ)

БТР-ЗУ Guardian, разработанный ХКБМ для морской пехоты ОАЭ на базе БТР-80

Кроме того, группа компаний Metapol провела модернизацию БТР-70. На БТР взамен двух бензиновых двигателей установили новый дизельный и боевой модуль Cobra. После модернизации машина получила обозначение Cobra-K. Башня Cobra сейчас проходит испытания на колесном БТР Pandur 6x6 производства Австрии. Бронемашина будет эксплуатироваться в словацкой армии. В состав комплекса вооружения модернизируемых машин для борьбы с тяжелой бронетехникой противника включена пусковая установка 9П135М-1 или ПТУР 9П135.

В настоящее время модернизацией советских БТР активно занимается Украина. Конструкторы Харьковского конструкторского бюро по машиностроению (ХКБМ) им. А.А. Морозова предложили вариант усовершенствованного БТР-80, который получил название БТР-94. Модернизация предусматривает установку на бронетранспортер башни со спаренной установкой 23-миллиметровых автоматических пушек. Армия Иордании получила на вооружение несколько десятков таких модернизированных машин.

Еще одна разработка харьковских конструкторов, осуществленная на базе БТР-80, выполнялась по заказу ОАЭ и при содействии местной компании ADCOM. Модернизированная машина, получившая обозначение БТР-3У Guardian, предназначалась специально для подразделений морской пехоты ОАЭ. При увеличении массы бронемашины на ней сохранен запас плавучести машины до модернизации. Это позволяет использовать Guardian в морской акватории при небольшом волнении.

Тактико-технические характеристики модернизированного БТР-70 (Россия)
Экипаж/десант, чел. - 2/8
Боевая масса, т. - 13,9
Удельная мощность двигателя, л.с./т - 18,71
Максимальная скорость, км/ч - до 100
Запас хода по топливу, км - 600
Глубина преодолеваемого брода, м.- Плавает
Вооружение:
тип и калибр пушки, мм - 2А72, автоматическая, 30 мм
боекомплект, выстр. - 300 в двух лентах
прицельная дальность, м - до 4000
пулемет, калибр, мм - 7,62
ПТРК - Нет
Стабилизатор вооружения - в двух плоскостях
Приводы наведения пушки и башни - электрические
Ночной прицел - ТПН3

Бронированный тягач МТ-ЛБ с башенной пушечно-пулеметной установкой (БППУ), аналогичной устанавливаемой на БТР-80А

Вариант модернизации МТ-ЛБ, предложенный КБ им. А.А. Морозова

На БТР-3У устанавливается унифицированный одноместный боевой модуль «Шквал». Комплекс его вооружения включает 30-миллиметровую автоматическую пушку 3ТМ-1 (аналог 2А72 российского производства), установленную на жестком кронштейне, спаренный с ней пулемет калибра 7,62 мм, пару пусковых установок ПТУР 9М114М «Конкурс-М», 30-миллиметровый автоматический гранатомет. Автоматическая пушка имеет двухленточное селективное питание, а боекомплект рассчитан на 350 выстрелов. Боекомплект спаренного пулемета составляет 2,5 тыс. патронов. Автоматический гранатомет имеет 29 гранат, готовых к использованию, а также три дополнительных магазина по 29 гранат (87 дополнительных гранат). В комплекс управления огнем входит прицельный комплекс ОТП-20, интегрированный с системой управления управляемыми ракетами и СВУ-500 – двухплоскостной стабилизатор вооружения. По некоторым сведениям, морской пехоте ОАЭ будет поставлено около 100 единиц БТР-3У.

Для модернизации легких бронированных машин Ml13, МТ-ЛБ и БТР-60/70/80 конструкторы ХКБМ разработали универсальный боевой модуль «Гром», имеющий вынесенное вооружение. Данный модуль может поражать живую силу, бронированную технику, огневые точки и низколетящие малоскоростные цели противника. Вооружение модуля включает: 30-миллиметровую автоматическую пушку ЗТМ-2, 30-миллиметровый автоматический гранатомет АГ-17, пулемет КТ-7,62 и комплекс управляемого вооружения «Конкурс». Стабилизация вооружения осуществляется в вертикальной плоскости. На модуле «Гром» для обеспечения живучести предусмотрена система обнаружения лазерного облучения, постановки дымовых и аэрозольных завес. Вынесенное вооружение обеспечивает повышение защищенности экипажа, снижает массу боевого модуля и улучшает условия обитаемости (отсутствует загазованность при стрельбе). Масса модуля и полного боекомплекта составляет 1,8 т. Это делает возможным установку модуля на большинство бронемашин легкого класса.

Тактико-технические характеристики БМП-1 с модулем «Кливер» (Россия)
Экипаж/десант, чел. - 3/7
Боевая масса, т. - 73,5
Удельная мощность двигателя, л.с./т 22,22
Максимальная скорость, км/ч - 65
Запас хода по топливу, км - 600
Глубина преодолеваемого брода, м - Плавает

Вооружение:
тип и калибр пушки, мм 2А72, автоматическая, 30 мм
боекомплект, выстр. - 300 в двух лентах
прицельная дальность, м - до 4000
пулемет, калибр, мм - 7,62
ПТРК - «Корнет-Э»
Стабилизатор вооружения - в двух плоскостях
Приводы наведения пушки и башни - электрические
Ночной прицел - Тепловизионный

Российскими конструкторами также было предложено несколько программ модернизации БТР и БМП-1. На БМП-1, которые в настоящее время состоят на вооружении армии РФ, заменили комплекс управляемого ракетного вооружения: вместо ПТУР 9М14 «Малютка» с ручным управлением установили ПУ 9П135М, способные производить пуски 9М114 «Конкурс» или ПТУР 9М111 «Фагот». При использовании модернизированных ракет 9М114М или 9М111М обеспечивается поражение современных танков, которые оснащены динамической защитой. БМП-1, оснащенная новой пусковой установкой, получила обозначение БМП-1П.

Низкая эффективность 73-миллиметрового орудия «Гром» против живой силы противника стала причиной установки 30-миллиметрового автоматического гранатомета АГ-17, имеющего дистанционное управление. Данная модификация обозначается БМП-1ПГ.

БТР-70 с универсальным боевым модулем «Гром» с вынесенным вооружением. Модуль разработан конструкторами ХКБМ

БМП-1 с боевым модулем "Кливер" на выставке IDEX-97 в городе Абу-Даби, ОАЭ. Март 1997 года

БТР-70М с комплексом вооружения БППУ

Модернизированный БТР-60, продемонстрированный на выставке в Нижнем Тагиле в 2004 г

Тактико-технические характеристики BWP-1 с башней Е8 (Польша)
Экипаж/десант, чел. - 3/6
Боевая масса, т. - 14,5
Удельная мощность двигателя, л.с./т - 20,69
Максимальная скорость, км/ч - 65
Запас хода по топливу, км - 600
Глубина преодолеваемого брода, м. - Плавает
Вооружение:
тип и калибр пушки, мм. - Mauser MK30, автоматическая, 30 мм
боекомплект, выстр. - 100+100 в двух лентах
прицельная дальность, м. - 3000
пулемет, калибр, мм. - 7,52
ПТРК - Отсутствует
Стабилизатор вооружения - в двух плоскостях
Приводы наведения пушки и башни - электрические

Однако обе модификации не позволили использовать вооружение БМП с большой эффективностью во время стрельбы с ходу. В связи с этим был предусмотрен вариант установки на БМП-1 одноместной башни, используемой на БМД-2. Башня оснащается стабилизированной в двух плоскостях 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А42, имеющей боекомплект на 300 выстрелов. Комплекс противотанкового вооружения дает возможность применять ПТУР «Конкурс-М» и «Фагот-М».

Установка на БМП-1 боевого модуля «Кливер», который разработало тульское Конструкторское бюро приборостроения (КБП), повышает огневые возможности машины в 5-7 раз. Кроме того, значительно возросли возможности обнаружения целей противника в темное время суток и при ограниченной видимости (осадки, пыль туман, и т.д.). «Кливер» может быть установлен и на БТР. Такая модернизация увеличивает огневые возможности практически на порядок.

Существуют и другие варианты модернизации БТР-70 и БТР-80. Одним из таких вариантов является БТР-80А, который был разработан под руководством А. Масягина. Он широко используется российскими и зарубежными армиями. На БТР-70 может быть установлена башенная пушечно-пулеметная установка (БППУ) с 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А72, боекомплект которой имеет 300 снарядов. Также, на БТР-70 вместо двух бензиновых двигателей устанавливается дизельный двигатель, благодаря чему значительно снижается пожароопасность бронемашины. К недостаткам комплекса вооружения БППУ, устанавливаемого на БТР-70М и БТР-80А, относится отсутствие стабилизации оружия и его ручное наведение. Российские конструкторы в связи с этим разработали БППУ с оружием, стабилизированным в двух плоскостях. По желанию заказчика данный модуль может устанавливаться на бронемашинах при проведении модернизации и на его ремонтной базе.

Для повышения защиты машины усиливается бронирование корпуса за счет установки дополнительных керамических или стальных экранов. Броня башни и корпуса (в том числе бортовые проекции машины) может противостоять огню стрелкового оружия крупного калибра с близких дистанций и действию осколков снарядов и мин. Несмотря на увеличившийся вес, модернизированные бронетранспортеры имеют большой запас плавучести. В случае повреждения корпуса машины на плаву для предотвращения затопления используются специальные устройства.

Модернизированная БМП-2, оснащенная круглосуточной СУО на основе прицельного комплекса «Рубеж»

Еще один вариант модернизации легких бронемашин типа БМП-2, имеющих достаточно мощное вооружение, предусматривает повышение разведывательных возможностей прицельно-наблюдательных комплексов и совершенствование системы управления огнем. Так, например, компанией «Пеленг» для увеличения огневых возможностей данной машины была разработана круглосуточная система управления огнем. В качестве основы был взят прицельный комплекс «Рубеж». Блоки комплекса устанавливаются вместо штатных приборов, и это позволяет производить модернизацию бронемашин на ремонтных базах заказчиков.

Устанавливаемый на БМП-2 прицельный комплекс «Рубеж» обеспечивает более эффективное поражение цели благодаря точному измерению дальности и автоматической корректировке угла прицеливания. ПТУР «Конкурс» позволяет вести стрельбу в любое время суток через основной прицел наводчика. Данный прицельный комплекс состоит из комбинированного прицела наводчика ПНК2-42, монитора командира и наводчика, панели командира, электронного блока и блока слежения. Возможность обнаружения целей в условиях ограниченной видимости (атмосферные осадки, пыль) в различное время суток, а также на значительном удалении обеспечивается комбинированием тепловизионных и телевизионного каналов, а также наличием лазерного дальномера с автоматической выработкой и вводом углов прицеливания. Благодаря этому огневые возможности и живучесть БМП-2 увеличиваются в разы.

В качестве доп. средства для борьбы с живыми силами противника, которые нередко имеют в своем распоряжении легкое противотанковое вооружение и действуют из-за укрытий и засад, в комплекс вооружения БМП-2 начали включать АГ-17. Навесная траектория стрельбы из данного автоматического гранатомета позволяет поражать противника, находящегося в местах, которые недоступны для 30-миллиметровой пушки 2А42, а именно за строениями, в оврагах, на обратных скатах высот и т.д. На БМП-2 также предусматривается использование нового комплекса управляемого вооружения. Был разработан вариант установки четырех ПУ ПТУР «Корнет», по паре с разных сторон башни. Новый комплекс управляемого противотанкового вооружения позволяет увеличить до 5,5 км дальность поражения танков. При этом поражаются все типы современных танков, в том числе и имеющие динамическую защиту. Более радикальное повышение огневой мощи БМП-2 достигается за счет установки унифицированного боевого отделения, разработанного ГУЛ КБП.

Большое внимание разработчики уделяют повышению огневых возможностей МТ-ЛБ. Программы модернизации данной весьма распространенной легкой бронемашины были разработаны специалистами ХКБМ, Харьковского тракторного завода (Украина) и Муромтепловоз (Россия). Специалисты из Мурома предложили установку башни, блок оружия которой включает двуствольную 23-миллиметровую автоматическую пушку ГШ-23, 7,62-миллиметровый пулемет ПКТ и 12,7-миллиметровый пулемет НСВТ-12,7. Башня и блок оружия имеют электрические приводы, обеспечивающие высокую скорость наведения. По мнению разработчиков, такой вариант вооружения обеспечивает эффективное и быстрое подавление живой силы во время выполнения различных задач.

КБ по машиностроению им. А.А. Морозова предлагает другой вариант модернизации МТ-ЛБ. Увеличение эффективной огневой мощи достигается установкой одноместного модуля вооружения, который включает 30-миллиметровую автоматическую пушку, 7,62-миллиметровый пулемет, два прицела и систему постановки аэрозольной/дымовой завесы.

Что касается защищенности легких бронемашин, то это наиболее трудная задача, решаемая во время модернизации. На данных машинах нельзя бесконечно устанавливать дополнительное бронирование. При этом оно не сможет защитить бронемашину от поражения из определенных противотанковых средств таких, например, как РПГ-7. В данном случае самым надежным средством выживания машины является своевременное обнаружение и уничтожение сил противника. Другим вариантом усиления защиты является оборудование легких бронемашин системами активной защиты. К ним относится российская система «Арена-Э», разработанная ГУП КБМ (г. Коломна). Система может с высокой вероятностью поражать подлетающие к машине со скоростью до 700 м/с боеприпасы, другими словами, система поражает ПТУР и реактивные противотанковые гранаты. Кстати, потеряв в Ираке много бронетехники в результате атак с использованием ручных противотанковых средств, разработкой ГУП КБМ заинтересовались представители стран, входящих в антииракскую коалицию.

В заключение можно отметить, что основным направлением при модернизации легких бронированных машин является повышение огневой мощи, которая в определенной степени повышает и живучесть бронемашины. Оптимальные варианты модернизации по критерию «стоимость - эффективность» предоставляются специалистами России и стран СНГ.

Источники информации :
"Легкая бронетехника модернизация по... ". Сергей Суворов

Были и другие интересные события, например форум «Армия-2015», впервые проходивший в строящемся парке «Патриот» под Москвой, или оружейный салон Arms Expo 2015, традиционно проводившийся в Нижнем Тагиле. В фокусе внимания прессы и военных аналитиков был, конечно, образец долгожданного основного боевого танка Т-14 на платформе «Армата», созданного в стенах «Уралвагонзавода». Однако не меньший интерес представляли проекты боевых машин других типов — БМП, БТР и БМД.

Тяжеловес-первенец

В одном строю с Т-14 шла «другая» «Армата» — выполненная на том же шасси боевая машина пехоты Т-15. Необычность этой перспективной БМП в том, что она принадлежит к практически никогда не применявшемуся в отечественной армии тяжелому классу (в качестве зарубежного аналога можно привести тяжелый БТР / БМП «Намер» на базе «Меркавы»). Эта тяжелобронированная машина с «танковой» массой около 50 т сможет действовать в одном строю с танками, доставляя группу пехотинцев на передний край. В отличие от Т-14, двигатель здесь перенесен в переднюю часть корпуса, а в задней размещен десантный отсек с сиденьями для восьми бойцов, которые смогут высаживаться назад, под прикрытием машины, через кормовую аппарель. В духе современных тенденций у машины, как и у танка, нет обитаемой башни, а есть дистанционно управляемый модуль «Бумеранг-БМ» («Эпоха») с 30-мм пушкой 2А42 (такого тяжелого вооружения у «Намера» нет), четырьмя противотанковыми ракетами «Корнет» и 7,62-мм пулеметом ПКТМ (пулемет Калашникова танковый, модернизированный). В основе проекта «Армата» — концепция единой гусеничной платформы для самой разнообразной техники тяжелого класса. В частности, также продемонстрированная на параде Победы 152-мм самоходная гаубица «Коалиция-СВ», разработанная на шасси танка Т-90, в перспективе может быть переведена на платформу «Армата». На той же платформе будет разработана ремонтно-эвакуационная машина, а также другие типы инженерной техники.

Модульный принцип построения современной автомобильной и тяжелой бронетехники

Модуль для робота

Та же концепция единой гусеничной платформы под названием «Курганец-25» предложена концерном «Тракторные заводы», объединяющим 17 предприятий, пять из которых занимаются производством военной техники. В данном случае речь идет о технике среднего класса (масса около 25 т). «Курганец-25» также демонстрировался на юбилейном параде. В настоящее время существуют образцы двух типов боевых машин, созданных на новой платформе, — это гусеничный БТР (объект 693) и БМП (объект 695). В перспективе должна появиться САУ со 125-мм орудием. Показанные на параде бронемашины построены по схожей с Т-15 схеме, где двигатель вынесен вперед, а кормовой отсек может быть использован для размещения десанта или оборудования. Также с Т-15 БМП «Курганец-25» роднит необитаемая башня, в роли которой выступает все тот же боевой модуль «Бумеранг-БМ». Кстати, он же используется в БМП на базе новой средней колесной платформы «Бумеранг» (и эта платформа также показывалась на параде). Более того, этой осенью была продемонстрирована беспилотная боевая машина «Удар». Вооружение робота составляет тот же новейший боевой модуль. Таким образом, создание универсальных платформ и универсальных модулей (боевых, силовых и т. д.), которые могут комбинироваться друг с другом в зависимости от поставленных задач, очевидно, стало основной тенденцией в разработке нового поколения бронетехники.


Т-14 Классификация: основной боевой танк // Экипаж: 3 чел. // Разработчик: УКБТМ // Производитель: «Уралвагонзавод» // Тип брони: комбинированная многослойная // Башня: необитаемая // Активная защита: «Афганит» // Вооружение: 125-мм гладкоствольная пушка 2A82; 7,62-мм пулемет ПКТМ с дистанционной перезарядкой // Двигатель: дизельный с турбонаддувом // Мощность: 1500−1800 л.с.

В отличие от тяжелой Т-15, машины на платформе «Курганец-25» способны передвигаться вплавь, развивая скорость на воде до 10 км/ч. Плавучестью обладает и новая десантная техника. Участвовавшая в параде БМД-4М — это серьезно модернизированная версия уже десятилетие находящейся на вооружении БМД-4. Нельзя сказать, что БМД-4М — открытие 2015 года, однако вкупе со сделанным на ее базе десантируемым бронетранспортером БТР-МДМ «Ракушка» она относится к новейшим образцам бронетехники ВДВ.


Т-15 Классификация: тяжелая боевая машина пехоты // Экипаж: 3 чел. // Десант: 8 чел. // Разработчик: УКБТМ // Производитель: «Уралвагонзавод» // Тип брони: комбинированная многослойная // Башня: необитаемая // Вооружение: 30-мм пушка 2A42; 7,62-мм пулемет ПКТМ; 4 ПТРК «Корнет-ЭМ» // Двигатель: дизельный с турбонаддувом // Мощность: 1500 л.с.

Больше интеллекта

Новое, более совершенное поколение боевой техники — это всегда хорошо, но зачастую довольно дорого. Между тем вооруженные силы располагают большим количеством машин предыдущего поколения, которые вполне могли бы еще послужить после модернизации. В этом году на форуме «Армия-2015» концерн «Тракторные заводы» представил несколько модификаций довольно удачной советской БМП-3. Одно из новшеств, которым предлагается оснастить классическую боевую машину пехоты, — цифровая система управления огнем «Витязь». Ее главная фишка — наличие двух идентичных прицельных комплексов с телевизионным, инфракрасным, дальномерным каналами, а также каналом управления ракетой. Один комплекс находится в распоряжении оператора-наводчика (частично помещающегося в башне), другой — в распоряжении командира. В случае, если командир обнаружил цель первым, он может взять управление огнем на себя, вместо того, чтобы отдать команду наводчику.


Классификация: унифицированная гусеничная платформа // Существующие образцы: БМП, БТР // Компоновочная схема: с передним расположением двигателя // Экипаж: 3 чел. // Десант: 8 чел. // Производитель: «Курганмашзавод» // Вооружение (в варианте БМП): 30-мм пушка 2A42; 7,62-мм пулемет ПКТМ; 4 ПТРК «Корнет-ЭМ» // Передвижение по воде: скорость 10 км/ч.

«Витязь» включает в себя возможность дистанционного управления огнем и позволяет интегрировать БМП в единую систему управления подразделением. БМП способна принимать целеуказания как от вышестоящего начальства, так и от разведгрупп и автоматически осуществлять наведение на заданную цель. «Такая модернизация, конечно, добавляет эффективности отдельной машине, но значительно больше сказывается на эффективности подразделения за счет улучшения взаимодействия между боевыми единицами», — говорит Михаил Чемеза, заместитель руководителя департамента военной техники концерна «Тракторные заводы». «На сегодня главная тенденция развития бронетехники, — подчеркивает он, — это насыщение бронемашин интеллектуальными системами, особенно в сфере активной защиты, повышение их противоминной стойкости». Система «Витязь», обеспечивающая дистанционное управление огнем, стала шагом к использованию необитаемого боевого модуля. И этот шаг был сделан. Представленная также в 2015 году БМП-3 «Деривация» оснащена автоматическим боевым модулем АУ-220М. Место оператора-наводчика перенесено вглубь корпуса.


Сталь и керамика

Как и в любой другой сфере военной, да и не только военной промышленности, в области создания бронетехники большую роль играют достижения материаловедения. Об общих тенденциях в этой области «ПМ» рассказал Евгений Чистяков, заместитель начальника отдела в ОАО «НИИ стали» — исследовательской организации, входящей в структуру концерна «Тракторные заводы».


«Любая современная защита, — рассказывает Евгений Чистяков, — строится на новых материалах и новых технологиях. Сейчас много говорится о стали 44С-св-Ш с ультрамелкозернистой структурой. Нельзя сказать, что это совсем новый материал, но именно сейчас он выходит на серийное производство. Эта сталь уже применена на «Армате» и в перспективе будет использована на других машинах. 44С-св-Ш примерно на 15 процентов превосходит серийные противопульные стали, которые мы сегодня имеем. Она способна противостоять мощным пулям калибра 12,7 мм, 14,5 мм, пулям легких малокалиберных боеприпасов авиационных пушек».


Бронетранспортер БТР-МДМ «Ракушка» создан на базе боевой машины десанта БМД-4М. Машина может перевозить 13 человек десанта в дополнение к двум членам экипажа. БТР преодолевает водные преграды, передвигаясь по воде со скоростью 10 км/ч. Вооружен двумя 7,62-мм пулеметами ПКТМ.

Существуют, однако, и неметаллические материалы, используемые для защиты бронетехники. Среди них керамика и полиэтилен. «Полиэтилен — непростой материал, — продолжает Евгений Чистяков. — Его необходимо правильно прессовать, так, чтобы он не плавился и не отслаивался. Сейчас наша промышленность уже хорошо освоила работу с полиэтиленом, и он используется как подложка под сталь или керамику — правда, пока не в серийных образцах. Что касается керамики, она уже применяется, например, на новейшем бронированном автомобиле повышенной защищенности «Тайфун-К» (на шасси «КамАЗа»), а также в защите машин на колесной платформе «Бумеранг». Керамика на основе карбида кремния используется и в конструкции машин «Курганец-25», обеспечивая защиту от пуль калибра 14,5 мм. Однако популярность керамики для бронирования в последнее время начинает падать. Дело в том, что появились мощные пули, которые пробивают керамику не хуже, чем стальной лист. При этом керамика — дорогой и капризный материал. При конструировании возникает проблема сопряжения керамических модулей с металлом, возникает необходимость в дополнительных металлических креплениях, что увеличивает общий вес конструкции и «съедает» преимущество керамики в легкости (на 40% легче металла). Кроме того, сейчас, когда легкобронированная техника выходит на первый план и по объемам, и по финансированию, и по задачам, экономически сложно оснастить весь этот парк машин керамической защитой. Поэтому современные противопульные стали, как отечественные, так и их зарубежные аналоги, остаются по‑прежнему весьма актуальным материалом».


БМД-4М «Садовница» — боевая машина десанта, модернизированная версия БМД-4, отличающаяся от нее новым корпусом, двигателем, ходовой частью и другими узлами. Машина вооружена 100-мм пушкой 2A70, 30-мм автоматической пушкой 2А72, спаренным 7,62-мм пулеметом ПКТ и ПТУР «Аркан».

Меньше взрывчатки!

Кроме бронирования, существуют и другие методы пассивной защиты бронетехники. Например, у нас распространен метод защиты от кумулятивных гранат защитными решетками. Однако в зарубежной практике с целью уменьшения веса все чаще применяются сетки, причем даже не на металлической, а на тканой основе. На этот опыт обратили внимание и наши конструкторы. «Мы решили попробовать и провели эксперимент, — рассказывает Евгений Чистяков. — Взяли накидку, которая обеспечивает малозаметность техники, и с ее тыльной стороны сделали металлические усиления. Смотрится это так, будто к материалу прикреплены гайки. Оказалось, что такой экран неплохо защищает от кумулятивных гранат, в частности от РПГ-7, хотя чуть хуже, чем решетки. Таким образом, в одном материале нам удалось комплексировать две задачи: малозаметность и защиту от кумулятивных гранат».


Ведутся разработки не только пассивных средств защиты, но и активных средств противодействия. Причем речь идет как о поражении атакующих боеприпасов с помощью контрбоеприпасов (типа советской системы «Дрозд» или установленного на «Армате» перспективного «Афганита»), так и о системах электронно-оптического противодействия, «вводящих в заблуждение» вражеский боеприпас.

Первый автомобиль изобрели в сугубо гражданских целях. О возможности использования механического транспортного средства на полях сражений в конце 19-го века еще не думали. Однако не прошло и 2-х десятков лет, как предприимчивые изобретатели постарались внушить консервативным стратегам и тактикам идею о необычайных качествах автомобиля, проявляемых как на поле боя, так и в качестве средства тылового обеспечения и поддержки продвижения войск. Именно с этих увещеваний и начинается история военного транспорта, которую можно условно разделить на боевую (танки, БТР и прочее) и вспомогательную (тягачи, грузовики, инженерные автомобили и прочее) ветви.

В этой статье речь пойдёт о бронетехнике, а о прочих военных автомобилях вы можете прочитать в отдельной статье.

Гражданские конструкторы находились в жестких финансовых рамках и в первую очередь заботились о функциональности и экономической целесообразности своих творений. Их коллеги в погонах могли позволить себе многое, не принимая во внимание экономичность, экологичность и даже разумность своих идей. Поэтому, в истории создания транспортных средств наиболее необычные творения принадлежат именно военным конструкторам.

Например, небезызвестный «Царь-танк» - проект группы российских конструкторов: Н. Лебеденко, Б. Стечкина, Н. Жуковского. Данный тип бронемашины относился к колесным танкам. Дата постройки первого работоспособного прототипа – 1915 год.

Оригинальная форма «царь-танка» основывалась на принципах конструкции орудийного лафета. По большому счету инженер Лебеденко, пытаясь решить проблему проходимости, просто увеличил размеры станины орудия. Диаметр колес передней пары равнялся 9 метрам, а задней – 1,5 метра. В качестве двигателя использовались моторы из стана «вероятного противника» - два агрегата компании Майбах (мощностью 240 л.с. каждый). Первые испытания «Царь-танка» выявили самый главный просчет конструкторов – значительную массу полноразмерного экземпляра. Колесные пары танка вязли в мягком грунте. Российским генералам пришлось отказаться от боевого применения этого монстра.

Еще одним интересным проектом российских конструкторов стал «Вездеход» Пороховщикова. Попытка выполнить постройку этого прототипа танкеток (легких бронемашин-амфибий) предпринималась в том же 1915 году. Однако дальше нескольких моделей, сконструированных для испытания ходовой части дело не пошло.



Справедливости ради необходимо заметить, что идеи создателя «Вездехода» - Александра Пороховщикова – гусеничная система, многослойная броня, цельнометаллическая «броневая рубка» (прототип башни танка) – нашли свое место во многих проектах бронетехники.

Впрочем, потуги европейских конструкторов бронетехники выглядят не менее нелепо. Например, первый серийный танк - Mark I, сконструированный годом позже «Вездехода» Пороховщикова, базировался на шасси, упакованного в броню гусеничного трактора. В качестве двигателя использовались моторы Daimler/Knight на 105 «лошадок».



Ромбовидное чудовище выглядело нелепо, но первая танковая атака в битве на Сомме доказала, что далеко не все идеи конструкторов военной бронетехники граничат с безумием. Стало понятно, что именно танки, самоходные пушки, бронированные автомобили будут определять характер войны в ближайшие десятилетия. Разумеется, конструкторы «в погонах» получили еще большее финансирование и поддержку государства.

Французские конструкторы проектируют шестиметровый танк . Несмотря на впечатляющие габариты, Шнейдер демонстрировал завидную проходимость, а четырехцилиндровый двигатель Renault разгонял танк до 4 км/час. Для усиления пехоты и преодоления траншейных и проволочных заграждений этого было достаточно.



К радости министров финансов враждующих государств, склонность к гигантомании быстро проходит. Появляются вполне вменяемые проекты. Помимо конструирования сложных и дорогостоящих танков, российские и европейские инженеры занимаются доводкой до приемлемого состояния гражданских авто. Наиболее интересным проектом того времени стал бронеавтомобиль Остин-Путиловец, донором которого послужило гражданское авто английской компании «Austin».



В качестве двигателя используется 4-х цилиндровый агрегат с мощностью в 50 «лошадок». Бронеавтомобиль способен преодолевать водную преграду глубиной до полуметра, запас хода равняется двум сотням километров, максимальная скорость – 55 км/час.

В «межвоенное» время появляется интересная тенденция создания скоростных легких танков и бронемашин, способных быстро перенести военные действия на территорию врага. Это было скорее наступательное, чем оборонительное оружие. Подобные танки и бронеавтомобили создаются и в Европе, и в СССР, и даже в Японии. Интересные проекты получились у польских конструкторов (танкетка TK-3), англичан (Carden-Loyd Mk VI) и японцев (Тип 94 ТК).


TK-3 – изделие польского ВПК. Развивала скорость до 50 км/час. Масса – чуть более 2 тонн. Двигатель концерна Fiat, мощностью в 40 «лошадок». Вооружение – пулемет калибра 7,92 мм. Общая длина ТК-3 – 260 сантиметров.

Carden-Loyd Mk VI – классическая танкетка, послужившая прототипом для многих подобных изделий. Экспортировалась в 16 стран. Служила в качестве тягача, разведывательной машины и легкого танка. Длина корпуса – менее 2,5 метров. Для сравнения – длина ВАЗ 2109 – 4 метра.


Малоизвестный японский танк 94 ТК. Сегодня осталось всего несколько экземпляров такой техники. Двухместная бронемашина, укомплектованная двигателем от «Мицубиси». Максимальная скорость – 40 км/час. Запас хода – до 200 км. Вооружение – пулемет калибра 6,5 мм.

Вторая мировая война подстегнула производство бронемашин во всем мире. Помимо общеизвестных Т-34, «Тигров» и «Абрамс», существовали и более оригинальные проекты, например - немецкий Р1000 (Ratte). Проект разрабатывался инженерами компании «Крупп». Куратором проекта был министр вооружения Шпеер. Конструкцию весом в 1 миллион килограмм (1 тысяча тонн) приводил в движение судовой мотор Daimler-Benz MB501 с двадцатью цилиндрами. Длина корпуса танка Р1000 равнялась 35 метрам.



Проект «Ratte» так и не запустили в серию, в отличие от Panzerkampfwagen «Maus» - сверхтяжелого танка концерна Porsche. Этот десятиметровый, тяжелый танк, покрытый закаленной литой броней, весил около 190 тонн. Двигателем этого монстра был особый V образный агрегат с двенадцатью цилиндрами. Этот мотор, мощностью около 1800 «лошадок», разгонял «Maus» до 20 км/час.


К счастью для СССР и союзников, Германия успела построить только два подобных танка. Впрочем, СССР не отставал от Германии ни по размаху проектов, ни по скорости производства новых танков. Известно о нескольких уникальных прототипах, послуживших достойным ответом и «Maus» и «Ratte». Главным соперником гигантского Р1000 считается аналогичный виртуальный проект - КВ-5 «Бегемот». Эту конструкцию разрабатывал инженер Ж.Я.Котин, действующий по указанию самого Сталина.


КВ-5 «Бегемот» представлял собой целый бронепоезд на гусеничном ходу. В основе проекта лежала идея совмещения 3-4 шасси от танка КВ-5. В качестве орудийных башен использовались серийные узлы от танков КВ и БТ-5. Предусматривались и направляющие для реактивных снарядов «Катюша». Необходимо заметить, что в реальности танк КВ-5 «Бегемот» никто не видел. Большинство экспертов считают эту машину обычным пропагандистским проектом.

Американский ВПК ответил на эти поползновения своим собственным проектом – T31 Demolition Tank - гибридом танка и инженерной машины, предназначенным для разрушения оборонительных сооружений. В качестве основы использовался танк M4A3, оснащенный более широкой гусеничной системой и массивным толстым днищем.




Помимо артиллерийского и стрелкового вооружения T31 Demolition Tank, оснащался огнеметом и двумя ракетными установками. До 1945 года было построено четыре опытных образца. После окончания войны к проекту уже не возвращались.

Послевоенные проекты уникальной бронетехники связаны с попытками усовершенствовать классическую схему артиллерийского и стрелкового вооружения на борту бронеавтомобиля, заменив ее на ракетно-артиллерийскую или стрелково-огнеметную. Появляются оригинальные идеи танка-ракетомета, танка-миномета и танка- огнемета. Наибольшего успеха в этом направлении достигли отечественные конструкторы. В 60-х годах прошлого века реализуется проект «Объект 150» - танк с ракетным вооружением (на базе установки 2К4 «Дракон»). Базой будущего ИТ-1 (истребитель танков -1) стал танк Т-62. На протяжении 50-60-х годов все проектные работы проходили в КБ УВЗ.


Дата выхода в серию – 1968 год. ИТ-1 состоял на вооружении танковых батальонов до 1970 года. Столь короткий срок эксплуатации объясняется врожденным дефектом – отсутствием артиллерийского вооружения и устаревшей базой от Т-62. Стрелковое оружие ИТ-1 не могло противостоять противнику во время современного боя.

Приблизительно в это же время шведский ВПК выпускает очень оригинальный проект– безбашенный танк Stridsvagn 103, относящийся к классу «охотников на бронетехнику». Орудие калибра 105 миллиметров крепится к корпусу танка. Мощный двигатель, газотурбинной конструкции, (490 «лошадок») обеспечивает мобильность этого 39-тонного танка и, кроме этого, позволяет использовать на Stridsvagn 103 комплект навесного инженерного оборудования (бульдозерный ковш и прочее). Подвижность ствола орудия при наведении на цель обеспечивает особая гидропневматическая подвеска танка.


Современные танки удивляют скорее обилием электроники и футуристическими формами. Но, к нашему счастью, далеко не все бронированные транспортные средства принадлежат армии. Появилось множество частной бронетехники, доработанной согласно вкусам хозяев. Оригинальный проект реализовали энтузиасты из Украины, выполнившие стайлинг БРДМ-2РХ. Салон бывшего «разведчика» разделили на две зоны – пассажирскую и водительскую. В пассажирской зоне приподнята крыша корпуса. Все бойницы заменили камерами обзора. Информация выводится либо на дисплее водителя, либо на 22-дюймовом экране в салоне. Установлена высококачественная акустическая система.


БРДМ изнутри

«Родные» колеса БРДМ украшены оригинальными авторскими дисками. Стандартный глушитель выхлопной системы заменили на более продвинутый вариант с хромированной насадкой. Родной цвет ЛКП БРДМ заменен на иссиня-черный, матовый колер. Сохранены все дополнительные узлы и механизмы, увеличивающие проходимость бронеавтомобиля – выдвижные шасси, подкачка давления в шинах и помпа.

Бронетехника России и мира фото, видео смотреть онлайн значительно отличалась от всех предшественников. Для большого запаса плавучести заметно увеличили высоту корпуса, а для улучшения остойчивости ему в поперечном сечении была придана трапецеидальная форма. Нужную пулестойкость корпусу обеспечивала катаная цементованная броня с дополнительно закаленным наружным слоем марки КО ("Кулебаки- ОГПУ"). При изготовлении корпуса применялась сварка броневых листов с внутренней мягкой стороны, для облегчения сборки применялись специальные стапели. Для упрощения монтажа агрегатов верхние броневые листы корпуса сделали съемными с уплотнением на тканевых прокладках, смазанных суриком.

Бронетехника второй мировой войны в которой экипаж их двух человек размещался вблизи продольной оси в затылок друг другу, но башня с вооружением была смещена на 250 мм к левому борту. Силовой агрегат смещен к правому борту таким образом, что доступ для ремонта двигателя был возможен изнутри боевого отделения танка после снятия предохранительной перегородки. В корме танка по бортам располагались два бензобака емкостью по 100 л., а непосредственно за двигателем – радиатор и теплообменник, омываемые забортной водой при движении на плаву. На корме, в специальной нише, располагался гребной винт с водоходными рулями. Баланс танка был подобран таким образом, что на плаву он имел небольшой дифферент на корму. Привод гребного винта осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности, укрепленной на картере коробки перемены передач.

Бронетехника СССР в январе 1938 г. по ходатайству начальника АБТУ Д. Павлова вооружение танка должно было быть усилено путем установки 45-мм полуавтоматической пушки или 37-мм автоматической пушки, причем в случае установки полуавтомата экипаж должен был быть увеличен до трех человек. Боекомплект танка должен был состоять из 61 выстрела для 45-мм пушки и 1300 патронов к пулемету. КБ завода № 185 выполнило два проекта по теме "Замок", в качестве прототипа которых использовался шведский танк "Ландсверк-30".

Бронетехника вермахта не избежала неприятностей с форсированием двигателя. К сказанному можно добавить только то, что указанный кризис был преодолен фактически только в 1938 г., для чего танк получил не только форсированный двигатель. С целью усиления подвески в нем были применены более толстые листы рессор. Пошли резиновые бандажи из неопрена – отечественного синтетического каучука, начато изготовление траков из стали Гартфильда горячей штамповкой, введены закаленные ТВЧ пальцы. Но все эти изменения в танк были введены не одномоментно. Корпус танка с наклонными бронелистами изготовить в срок не удалось. Однако коническая башня улучшенной защиты была подана вовремя, и танк с прежним корпусом, усиленной подвеской (за счет установки более толстых листов рессор), форсированным двигателем и новой башней поступил на испытания на НИБТполигон.

Современная бронетехника шла под условным индексом Т-51. В нем был сохранен процесс перехода с гусениц на колеса, как у прототипа, – опусканием специальных рычагов с колесами без выхода человека. Однако после корректировки требований к танку, сделавших его трехместным (решено было сохранить дублирующее управление у заряжающего), и усиления его вооружения до уровня БТ колесный ход по типу "Ландсверка" реализовать оказалось уже невозможным. Кроме того, трансмиссия колесного привода танка была чрезмерно сложной. Поэтому вскоре работы по теме "Замок" велись уже над танком Т-116, в котором "переобувание" производилось по типу БТ – снятием гусеничных цепей.