Исторические предпосылки и этапы формирования ес.

Предпосылки и проекты создания ЕС. «Европейская идея».

Появление ЕС - результат комплекса исторически и логически взаимосвязанных предпосылок в сфере экономики, политики, духовно-культурной жизни, идеологии:

1. развитая рыночная экономика, близость экономической, общественно-политической, правовой и культурной среды, небольшие размеры территорий государств подчеркивали узость национальных границ и внутреннего рынка.

Экономические предпосылки: заключаются в процессе глобализации хозяйственных связей, в результате которого формируется международный рынок и его главные составляющие: транснациональные корпорации, международная кооперация и разделение труда, зарубежные инвестиции капитала, миграция рабочей силы...

Выход хозяйственных связей за рамки национальных, границ поднял вопрос о необходимости укрупнения политической организации народов Европы.

Сами национальные государства не ликвидируются, но постепенно добровольно ограничивают свой суверенитет в пользу надгосударственного объединения. Экономическая интеграция постепенно втягивает другие области общественной жизни: политическую, информационную, социальную, культурную и т.д., которые со временем также оказываются в сфере ведения ЕС.

2. общая правовая и конституционная культура, во многом основанная на рецепции римского права. Дополняет эти процессы практика многочисленных заимствований юридических достижений и политико-правовых институтов европейских стран друг у друга. Это привело к относительной базовой однородности европейского правового пространства, создало благоприятные условия для процессов сближения и сведения к единообразию правовых норм и институтов в рамках Ев-ропейских сообществ и Союза.

Для своего триумфа европейская идея сначала должна была появиться на свет, затем концептуально выкристаллизоваться, приобрести форму стройной научно обоснованной теории; а для того, чтобы быть реализованной необходимо, чтобы она овладела общественными массами, которые и делают историю.



Основной составляющей европейской идеологии, иначе называемой панъевропейской, явилась совокупность концепций добровольного объединения народов Европы в единую политическую организацию. Ее разрабатывали и пытались пропагандировать лишь отдельные передовые ученые или политики (см далее идеи).

Иммануил Кант: идея устранения самих условий для войн и конфликтов путем преобразования Европы национальных государств в целостную европейскую федерацию, обеспечивающую мир и безопасность на континенте.

1. создать в Европе «Христианскую республику», выдвинутое в 1306 г. французским юристом Пьером Дюбуа.

3. 2. программа короля Богемии Иржи Подебрада (1458 - 1471 гг): не только предлагал объединиться, но и непосредственно агитировал европейские царствующие дома предпринимать в этом направлении конкретные шаги.

3. идеи объединения на религиозной (христианской) основе - в 1815 г. в документах Священного Союза, созданного по инициативе российского императора Александра I, народы стран-участниц рассматри-вались как «члены единого народа христианского».

4. «Большой проект» герцога Сюлли 1639 г.

5. предложения создать общеевропейские органы власти: 1693 г. англичанин У. Пени призвал покончить с «мозаикой государств в Европе» и выдвинул идею созыва европейского парламента.

6. Через столетие эта идея дополняется и вновь выдвигается его соотечественником, философом и правоведом И. Бентамом, который предложил создать не только единый парламент (Европейскую ассамблею), но и европейскую армию.

7. Еще более разработанный проект в 1814 выдвинут выдающимся французским социалистом-утопистом Анри Сен-Симоном: создание поста Евромонарха, образование европейского правительства, армии.

8. К. Блунтшли (Швейцария): в 1878 г. статья «Организация ЕС государств» предлагал учредить данный союз под управлением Федерального совета и Сената, избираемого непосредственным голосова-нием.

Приверженцы европейской идеи итальянский поэт Данте Алигьери, английский философ У. Оккам, Вольтер, В. Гюго, Г. Лейбниц, Ж.Ж. Руссо…

Также изменилась политическая основа и содержание инициатив: если в средние века потребность объединения обосновывалась внешней угрозой, то в Новое время приоритетным стало прекращение войн на Европейском континенте. Проекты феодальной эпохи носили аристократический или монархический характер. В эпоху буржуазных революций принципы демократии в планы устройства будущей «единой Европы»:

9. проект Соединенных Штатов Европы (СШЕ), появившийся в годы Первой мировой войны. Предлагал перестроить отношения между европейскими странами по образцу США.

10. 1919 - 1939 гг. происходит организационное объединение, институализация сторонников европейской идеи, до сих пор развивавшейся отдельными, изолированными друг от друга мыслителями.

11. Под руководством австрийского политика графа Куденхова-Калерги в 1923 г. создан «ПанъЕС», пользовался поддержкой французского правительства и призывал в Панъевропейском манифесте 1924 г. к созданию Соединенных Штатов Европы.

12. план построения СШЕ выдвинут французским государственным деятелем Аристидом Брианом, в 1929 г. («план Бриана»): определена основа объединения Европы на почве «федеративной связи» и «общего рынка» как экономического базиса, а не только в целях борьбы против «общего врага» или исключения внутренних конфликтов. Ключевыми целями этого плана 3. был подъем экономики и повышение уровня жизни европейцев.

Выдвинутые А. Брианом идеи в 1930 г. нашли отражение в официальном меморандуме французского правительства, адресованном другим членам Лиги Наций. В Меморандуме предлагалось создать организацию «ЕС» с высшим политическим органом «Европейская конференция» в составе представителей государств-членов и исполнительным органом под названием «Европейский комитет». Но это идея, скорее, о конфедерации, без ограничения их суверенитета. Созданная Лигой Наций специальная комиссия после смерти А. Бриана в 1932 г. прекратила свою деятельность, не достигнув результата.

13. 1939 - 1945 гг. европейская идея получила импульс - сначала на почве объединения против фашизма, затем - при разработке планов будущего переустройства Европы. В этот период европейская идея, которая родилась в умах единиц и сначала опиралась в основном на представителей элиты (политической, экономической, культурной), пропагандируется интеллигенцией, постепенно проникая в широкие массы населения.

На основе предложенного в Декларации европейских движений Сопротивления в 1944 г. «федеративного союза» предлагалось создать единое правительство, ответственное перед народами (через Европейский парламент), единую армию, подчиненную этому правительству, и верховный суд, «который будет рассматривать любые вопросы толкования федеральной конституции и разрешать возможные споры между государствами-членами или между государствами и федерацией».

14. В 1946 г. британский премьер-министр У. Черчилль поддержал идею Соединенных Штатов Европы. В 1948 г. в Гааге состоялся Конгресс Европы. 3 основных проблемы: восстановление разрушенного войной европейского хозяйства, организация системы безопасности, позволяющей предотвращать новые войны, и защита прав человека.

Восстановления экономики Европы с использованием американской помощи по плану Маршалла (1947 г.) - призвана решить созданная в 1948 г. Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), включила 16 стран Западной Европы и Турцию.

Вопросы защиты прав человека - СЕ, образованный в 1949 г. в результате Конгресса Европы.

Обеспечение безопасности - Брюссельский пакт 1948 г., подписанный пятью европейскими государствами, и созданный в 1949 г. с участием США военный альянс НАТО.

Эти структуры не смогли обеспечить реализацию европейской идеи. Они остались организациями межправительственного сотрудничества госу-дарств.

15. конец 1940-х гг.: реальная интеграция в Европе возможна лишь при сочетании международно-правовых инструментов с государственно-правовыми. Должна основываться на добровольном ограничении суверенитета стран-участниц, объединении и передаче ими ряда функций наднациональному органу, действующему в общих интересах.

3. Этот подход: 9 мая 1950 г. в заявлении министра иностранных дел Франции Робера Шумана (т. н. Декларация от 9 мая 1950 г.). Оно получило известность как «план Шумана», но на деле было разработано французским комиссаром по планированию Жаном Монне. Суть плана Монне - Шумана: объединение и передаче всего франко-германского производства угля и стали под управление общего (наднационального) Верховного органа в рамках организации, открытой для других европейских стран.

Достижение плана: «коммунитарный метод», состоящий из: 1) федеративной цели; 2) постепенности интеграционных процессов; 3) обеспечения «слияния неотъемлемых интересов» на основе прежде всего экономического объединения; и 4) ориентированности на решение прак-тических задач.

На вопрос причины образования европейского союза? заданный автором Ўля Домасевич лучший ответ это









5) создание валютного союза;




ПОДРОБНО:. ru/international/00003163_0.html Пробел уберите.Источник: История. Международное право. : ; ;

Ответ от Людмила [новичек]
Европейский союз (Евросоюз, ЕС) - экономическое и политическое объединение 27 европейских государств.
Европейский Союз стал результатом протекания экономической интеграции в мире. Он был создан в 1958 г. и превратился в мощную экономическую группировку. В рамках Союза установлены льготы взаимной торговли, проводится общая экономическая политика, постоянно снимаются ограничения на передвижение товаров, капиталов, рабочей силы.
Европейский союз представляет собой некое абсолютно новое и уникальное по своей природе явление. До настоящего момента во всей истории человечества не существует второго примера подобного синхронизированного и подчиненного неким общим законам и целям союза государств, из которых ни одно не претендует на роль абсолютного и неоспоримого лидера.
Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году на принципах Европейских сообществ.
Создание ЕС было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между ин-тернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла и в стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.
В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено) , развиваясь вглубь и вширь. Интеграция вширь означает увеличение количества полноправных членов Союза и ассоциированных членов. Развитие вглубь - это формирование регионального хозяйственного механизма Западной Европы и расширение сфер, подвергающихся межгосударственному регулированию и унификации. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию. Возникновение ЕС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕС определил последовательность мероприятий:
1) отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;
2) введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;
3) свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы) , свобода создания филиалов на территории ЕС и свободная торговля услугами между странами-участницами;
4) проведение общей аграрной и транспортной политики;
5) создание валютного союза;
6) координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;
7) унификация налоговых законодательств;
8) выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.
После разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе. Процесс начался 9 мая 1950 года речью Роберта Шумана, Министра иностранных дел Франции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии. Эта концепция была реализована в 1951 году Парижском Договором, установившим Европейское сообщество угля и стали с шестью странами-членами: Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды. Успех Договора воодушевил эти шесть стран расширить процесс на другие сферы.

Появление Европейского Союза – одно из центральных событий XX в., ставшее результатом комплекса исторически и логически взаимосвязанных предпосылок. Эти предпосылки следует искать в сфере экономики, политики, духовно-культурной жизни, идеологии.

Экономические предпосылки создания Европейского Союза заключаются в процессе глобализации хозяйственных связей, в результате которого происходит формирование международного рынка и его главных составляющих: транснациональных корпораций, международной кооперации и разделения труда, зарубежных инвестиций капитала, миграции рабочей силы и т.д.

Движение в направлении большего экономического единства – общая историческая тенденция европейского развития.

Огромное значение для становления Европейского Союза и формирования его права имеет общая правовая и конституционная культура, испытавшая на себе большое влияние римского права. Немаловажную роль в этих процессах сыграла практика многочисленных взаимозаимствований юридических достижений и политико-правовых институтов различных европейских стран друг у друга (рецепции). Это привело к появлению не только относительной базовой однородности европейского правового пространства, но и благоприятных условий для дальнейших процессов сближения и приведения к единообразию правовых норм и институтов в рамках Европейских сообществ и Союза.

Схема 1.1. Исторические предпосылки образования Европейского Союза

Для своего триумфа европейская идея сначала должна была появиться на свет, затем концептуально выкристаллизоваться, приобрести форму стройной научно обоснованной теории, а для того чтобы быть реализованной, необходимо, чтобы она овладела общественными массами, которые и делают историю. Кроме того, идея европейского единства исторически развивается не сама по себе, а в едином комплексе с взаимосвязанными идеями, теориями, концепциями и идеалами, которые вместе формируют жизнеспособную идеологию такого принципиально нового образования, как Европейский Союз. Эта идеология с неизбежностью меняется и развивается в соприкосновении с практикой в ходе ее реализации.

Основной составляющей европейской идеологии, иначе называемой панъевропейской, явилась совокупность концепций добровольного объединения народов Европы в единую политическую организацию.

География Европейского Союза

Европейский Союз – самобытный, динамично развивающийся феномен международной жизни, который является объективным результатом процессов интеграции между 27 государствами Западной, Южной и Северной Европы в различных областях жизнедеятельности, и в первую очередь – экономической. Членами Европейского Союза сегодня являются высокоразвитые в экономическом отношении государства,

Схема 1.2. География Европейского Союза

в которых обеспечивается высокий уровень благосостояния граждан, защита основных прав и свобод человека, демократический политический режим. Это государства: Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Италия, Ирландия, Испания, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Соединенное Королевство, Чехия, Франция, Финляндия, Швеция, Эстония. Одни государства-члены по форме правления являются монархиями (Бельгия, Дания, Испания, Люксембург, Нидерланды, Соединенное Королевство, Швеция), остальные – республиками.

В настоящее время государствами-кандидатами являются: Турция, Македония и Исландия.

9 декабря 2011 г. договор о вступлении в ЕС подписала Хорватия, он уже прошел все ратификационные процедуры и с 1 июля 2013 г. Хорватия становится 28-м членом ЕС.

Официальные языки Европейского Союза, которые являются официальными языками институтов Союза и издаваемых ими правовых актов, – 23 европейских языка, перечисленные в ст. 55 Договора о Европейском Союзе. Все эти языки имеют равный статус, т.е. изданные на них документы наделены одинаковой юридической силой и являются равно аутентичными

1. Понятие и особенности права Европейского Союза

Понятие права Европейского Союза. Признаки:

Юридический признак указывает на место ПЕС в системе юридических норм (отрасль, подотрасль, институт и др.)

Социальный признак – указывает на место и роль ПЕС в общественной жизни

Политико-географический признак указывает на то, кем создается ПЕС и где оно имеет обязательную силу

По своему юридическому признаку, ПЕС представляет собой правовую систему.

В качестве правовой системы ПЕС имеет свои собственные источники, свои правотворческие органы и процедуры и регулируют широкий круг общественных отношений, входящих в предмет различных отношений, входящих в предмет разных отраслей и правовых институтов.

Социальный признак – интеграционное право (объединяет народы разных стран). ПЕС служит инструментом регулирования и развития интеграционных процессов между странами и народами, входящими в эту организацию. ПЕС не регулирует те аспекты общественной жизни, которые не имеют значения для интеграционного процесса (к примеру, не регулирует статус церквей).

Политико-географический признак – создается организация «Европейский Союз» и действует на территории стран, входящих в этот союз. Всего 28 государств-членов.

Право Европейского Союза – особая правовая система, нормы которой обеспечивают развитие интеграционных процессов между странами и народами, объединенными в организацию «Европейский Союз».

Особенности права Европейского Союза:

1. Ограничение суверенных прав государств-членов в пользу органов Европейского Союза («Еврократия»).

Европейский Союз не является классической международной организацией в полном смысле этого слова. Он сочетает в себе черты международной организации, конфедерации и федерации («гибрид»).

2. ПЕС занимает промежуточное положение между национальным (внутригосударственным) и международным правами («гибридный» характер).

Теоретическая квалификация:

Наднациональным (надгосударственным) правом;

Европейским правом.

3. ПЕС сочетает в себе черты Романо-германской и англо-саксонской правовых систем. Несмотря на большее «давление» Романо-германской системы, имеет место прецедентное право на территории ЕС.

4. ПЕС имеет прямое действие (и признак, и принцип – принцип прямого действия). Прямое действие ПЕС означает, что его нормы устанавливают субъективные права и обязанности непосредственно для физических и юридических лиц. Данный признак сближает ЕС с государством. Но из этого принципа есть исключения.

5. Верховенство по отношению к национальному праву государств-членов. Принцип верховенства ПЕС. Верховенство ПЕС означает, что его источники обладают большей юридической силой, чем источники права, принимаемые в рамках отдельных государств-членов. Вместо «верховенства» в официальных документах используется слово «примат» ПЕС.

6. ПЕС является многоязычным. Оно создается и применяется на нескольких официальных языках. В ЕС 23 официальных языка.

Страны, входящие в ЕСНа сегодняшний день в состав ес входят следующие страны:

1. Австрия.Болгария.Бельгия.Британское Королевство.Германия.Венгрия.Греция.Италия Испанское Королевство.Дания.Ирландия.ЛитваЛатвия.Республика Кипр.Мальта.Королевство Нидерланды.Великое Герцогство Люксембург.Словения.Словакия.Польша.Финляндия.Французская Республика.ПортугалияРумыния.Хорватия.Швеция.Чехия.Эстония.

Государство, соответствующее вышеуказанным требованиям, может подать заявку на вступление в ЕС, тем самым сделать первый шаг к вступлению в ЕС - это так называемый консультативный этап.

Затем наступает оценочный этап . На этом этапе страна пытается достичь критериев членства в ЕС. Государство официально становится страной - кандидатом на вступление в ЕС.

Следующий этап называется переговорным. Он длится от начала и до завершения переговоров о вступлении. В процессе переговоров определяются условия, на которых страна может присоединиться к ЕС, и сроки принятия, реализации и правового внедрения acquis communautaire (правовая концепция в системе правовых норм Европейского союза). Каждая страна-кандидат действует по отдельному графику и может быть принята в ЕС, как только достигнет соответствия критериям вступления и членским обязательствам. Переговоры проходят в форме двусторонних конференций между странами-членами и страной - кандидатом по каждому из 31 раздела acquis communautaire: конкурентная политика, транспортная политика, энергетика, налоговая политика, таможенный союз, сельское хозяйство, юстиция и внутренние дела, финансовая сфера, региональная политика, бюджетные ассигнования и т.д. Общий успех в переговорном процессе оценивается количеством разделов, по которым переговоры являются вполне завершенными. Результаты переговоров приобщаются к проекту соглашения о вступлении страны-кандидата в ЕС.

Ратификационный этап - продолжается между подписанием соглашения о вступлении и его ратификацией (процесс придания юридической силы документу) . Перед подписанием соглашения о вступлении оно должно быть подано до Совета ЕС для одобрения и в Европейский Парламент для получения согласия. После подписания соглашение о вступлении оно направляется к странам - членам ЕС и странам-кандидатам для ратификации и принятия странами-кандидатами решение относительно поступления, при необходимости - через процедуру референдума. Именно поэтому успешный ход переговоров не является гарантией вступления страны в ЕС, Норвегия, правительство которой дважды (в 1972 и 1994 г.) удачно завершило переговоры и даже подписало соглашение о вступлении, так и не стала членом ЕС, поскольку вопрос вступления в ЕС дважды не нашел должной поддержки населения.

Имплементационный этап - начинается после выполнения всех ратификационных процедур и вступления соглашения в силу. Только после этого страна становится полноправным членом ЕС.

Некоторые специалисты к предыдущему этапу вступления в ЕС причисляют и участие страны-претендента в Европейской Конференции.

Европейская Конференция - это многосторонняя структура, в рамках которой государства - члены ЕС и страны-кандидаты обсуждают насущные вопросы сотрудничества в сфере внешней политики и безопасности, юстиции и внутренних дел

Если описывать порядок вступления страны- кандидата в ЕС более кратко, то это будет выглядеть так:

1) европейское государство подает заявку о вступлении в Совет ЕС;

2) Совет ЕС обращается к Европейской Комиссии с просьбой высказать свою позицию относительно поданной заявки;

3) Европейская Комиссия представляет свою оценку Совете ЕС;

4) Совет ЕС единогласно принимает решение начать переговоры о вступлении со страной-кандидатом;

5) Европейская Комиссия предлагает, а Совет ЕС единогласно утверждает основные составляющие и принципы позиции ЕС на переговорах с государством-кандидатом;

6) Совет ЕС проводит переговоры с государством-кандидатом;

7) проект договора о вступлении согласовывается между ЕС и государством-кандидатом;

8) проект договора о вступлении подается в Совета ЕС и Европейского Парламента;

9) Европейский Парламент одобряет Договор о вступлении большинством голосов;

10) Совет ЕС единогласно утверждает Договор о присоединении;

11) Страны-члены и страна-кандидат официально подписывают Договор о вступлении;

12) Страны-члены и страна-кандидат ратифицируют Договор о вступлении в соответствии с собственными конституционными нормами. Страна-кандидат становится членом ЕС.

ЧЛЕНСТВО В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

Согласно действующим учредительным договорам и заменяющим их конституционным постановлениям доступ в ЕС открыт для всех европейских государств , разделяющих с ЕС ценности и стремящихся к достижению его целей. Однако наличие такого одностороннего желания может служить лишь одним из условий вступления, но не предрешает вхождение изъявившего к тому желание государства в состав членов ЕС. Существует целый ряд условий и требований, суммарно изложенных в решениях саммитов в Копенгагене, которые определяют условия доступа в ЕС государств– претендентов на вступление.

Прежде всего участниками ЕС могут быть лишь европейские государства . Здесь имеется в виду чисто территориальное понятие, а не политическое.

К числу важнейших условий вхождения в состав ЕС относятся следование демократическим началам и принципам общественного и государственного устройства, а равно обеспечение построения и функционирования свободной рыночной экономики. На практике выполнение подобного рода требований сопряжено с проведением соответствующего мониторинга институтами ЕС, а со стороны государства члена– с работой по реформированию властных структур и административного аппарата, искоренению коррупции, внедрению демократических начал и принципов судопроизводства.

Каждое государство, намеревающееся вступить в состав ЕС, направляет соответствующую просьбу в Совет ЕС. О наличии такой просьбы информируются Европейский парламент и национальные парламенты государствчленов. Совет, вынося решения на основе принципа единогласия, после консультации с Комиссией и одобрения Парламентом принимает соответствующее решение. Переговоры по вопросу о вступлении проводит Еврокомиссия. Соответствующее соглашение и приложения к нему определяют условия и процедуры ратификации и вступления в состав ЕС. Соглашение о присоединении, одобренное Советом, передается на ратификацию, которая имеет место на основе конституционных процедур, действующих в соответствующих государствах. Решение считается принятым ,если оно было одобрено как в рамках ЕС, так и государствами – кандидатами на вступление. Одновременно с подписанием соглашения о присоединении определяется и дата официального приема государствакандидата в состав ЕС. Вновь принятое государство принимает на себя выполнение всех обязательств членов ЕС, проистекающих из членства в ЕС, а равно получает право на участие в руководстве и управлении его делами. Положения о выходе из членства ЕС в учредительных документах ЕС отсутствуют

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Цели ЕС – основные направления создания и деятельности ЕС. К числу целей ЕС относятся:

1) в сфере прав и свобод человека – содействие утверждению мира, общих ценностей и благосостояния народов. ЕС призван обеспечить своим гражданам свободу, безопасность, законность, которые утверждаются на всем пространстве ЕС независимо от внутренних границ. В отношениях с внешним миром ЕС провозглашает целью продвижение и защиту своих ценностей и интересов;

2) в сфере экономики – ЕС ставит своей целью построение единого внутреннего рынка и обеспечение свободной и добросовестной конкуренции. К числу важнейших целей ЕС отнесены прогрессивное и устойчивое развитие, обеспечивающее сбалансированный экономический подъем, построение социальной рыночной экономики, содействие занятости и социальному прогрессу, защита иулучшение качества окружающей среды, обеспечение научного и технического прогресса;

3) в социальной сфере – борьба против социального отчуждения, дискриминации, содействие справедливости и социальной защите, обеспечение равноправия мужчины и женщины, солидарность поколений и защита прав ребенка. Среди важнейших целей ЕС фигурируют экономическая, социальная и территориальная сплоченность и солидарность между государствами-членами. ЕС призван также уважать богатство и разнообразие национальных культур и языков и обеспечивать защиту и развитие общеевропейского культурного достояния.

Исходя из поставленных целей формулируются и конкретные задачи, которые решаются ЕС в ходе его функционирования:

а) построение общего и единого внутреннего рынка;

б) создание экономического и валютного союза;

в) экономическое и социальное сплочение;

г) содействие исследованиям в научной сфере и технологическому прогрессу;

д) осуществление ряда задач в социальной сфере, таких как повышение занятости;

е) вклад в достижение высокого уровня здравоохранения и образования;

ж) профессиональное обучение и развитие культуры;

з) меры по защите окружающей среды и защите прав потребителя;

и) обеспечение гармонизации национального законодательства.

Цели и задачи ЕС осуществляются на принципах субсидиарности и пропорциональности – ЕС при осуществлении своих полномочий, если он действует вне сферы исключительной компетенции, должен принимать на себя реализацию необходимых мер только в том случае, если они не могут быть должным образом и эффективно осуществлены на уровне государствчленов.

КОНСТИТУЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Конституция ЕС синтезирует в себе Договор о ЕС и Договор о Сообществе в единое целое и одновременно включает ряд новых положений, связанных с конституционным оформлением ЕС. Она состоит из преамбулы и четырех частей. Каждая, в свою очередь, делится на главы, разделы, подразделы и статьи. В первой части определяются природа, цели и задачи ЕС, круг ведения ЕС, характер и порядок осуществления компетенции, принадлежащей ЕС, институциональная структура ЕС, порядок осуществления продвинутого сотрудничества, финансовая система ЕС, принципы взаимоотношений ЕС с государствами, составляющими его ближайшее окружение, условия членства ЕС. Всего в этой части 59 статей.

Часть вторая Конституции содержит изложение Хартии основных прав Европейского союза. Включение Хартии в текст Конституции предполагает придание ей обязательной юридической силы. Она содержит 54 статьи. Конституция подтверждает, что в тех случаях, когда основные права, в ней провозглашаемые, гарантируются одновременно Европейской конвенцией, их содержание и значение должны быть аналогичны тем, какие им придаются данной Конвенцией. В то же время согласно Конституции защита основных прав и свобод может затрагивать более широкую сферу, нежели та, которая очерчена в Конвенции.

Третья часть Конституции «Политика и функционирование Союза» наиболее велика по объему (около 340 статей). Сюда включены статьи, относящиеся к вопросам гражданства, построению общего рынка и обеспечению реализации четырех основных свобод, связанных с его функционированием; положения, регулирующие условия и режим конкуренции; осуществление экономической и валютной политики, включая статус ЕСЦБ и ЕЦБ; политика в области занятости; общая сельскохозяйственная политика; защита окружающей среды; защита прав потребителя; общая политика в сфере транспорта, научных исследований, технологии, исследований космического пространства, энергетики. Детализируется политика ЕС в области культуры, образования и профессиональной подготовки, политика в отношении молодежи и спорта, регулируются взаимоотношения ассоциации с заморскими территориями.

Четвертая часть содержит общие и заключительные постановления. Предусматривает, что с момента вступления в силу Договора, учреждающего Конституцию, прекращают свое действие Договоры, учреждающие Европейское сообщество и Европейский союз, акты и договоры, которые их дополняют или изменяют икоторые фигурируют в специальном протоколе, приложенном к тексту Конституции.

Конституция вступает в силу после завершения ратификационного процесса на национальном уровне.

ЕВРОСОЮЗ: ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ

Евросоюз радикально отличается от любых других международных организаций целым рядом характерных черт и особенностей.

1. ЕС обладает собственной системой институтов, которые самостоятельно осуществляют полномочия, входящие в сферу ведения интеграционных образований, и обладает правом принятия обязательных правовых актов.

2. ЕС обладает собственной автономной правовой системой. Источниками права ЕС выступают как учредительные акты или замещающая их после вступления в силу Конституция ЕС, так и акты, непосредственно принимаемые институтами ЕС. Именно эти акты производного права содержат основную массу норм, регулирующих общественные отношения, связанные с процессом европейской интеграции.

3. ЕС обладает собственным автономным бюджетом. Одна из важнейших особенностей бюджетной системы ЕС заключается в том, что она формируется не за счет взносов государств членов, а за счет собственных средств. В бюджет ЕС поступают все налоги и сборы от импорта сельскохозяйственной продукции, переводится часть средств, поступающих от налога на добавленную стоимость, а также отчисления от внутреннего валового продукта государствчленов, составляющие не более 1,2 % ВВП.

4. ЕС обладает собственной валютной системой. Ее участниками стали с 1999 г. подавляющее большинство государствчленов. Во всех странах этой группы введена в обращение единая денежная единица – евро. Все участники зоны евро должны удовлетворять определенным требованиям, сформулированным в нормативноправовых актах, образующих в совокупности Пакт стабильности и экономического развития.

5. ЕС обладает собственным гражданством. Гражданство ЕС является производным от национального гражданства государств-членов. Каждое лицо, обладающее гражданством государства-члена, автоматически обретает гражданство ЕС. В свою очередь, утрата национального гражданства влечет за собой утрату гражданства ЕС. Состояние в гражданстве ЕС порождает определенные права и обязанности. Они включают свободу передвижения и проживания на территории государствчленов, правоизбирать и быть избранным на выборах в Европейский парламент, а также при проведении местных выборов в государствахчленах по месту их проживания. Граждане ЕС располагают правом на защиту и представительство их интересов на территории третьих государств со стороны дипломатических и консульских органов других государствчленов или со стороны ЕС в целом.

6. ЕС обладает собственной территорией. Территорию ЕС образует национальная территория государствчленов.

Варианты получения гражданства Кто может получить гражданство ЕС? Практически любой гражданин другой страны, не имевший проблем с законом. Существует несколько вариантов: Репатриация Этот путь открыт для тех, чьи не особенно отдаленные предки (не дальше прадедушек и прабабушек) были гражданами выбранной страны. Если у вас есть доказательства этого факта, вы можете попросить правительство страны разрешить вам вернуться на историческую родину. Одного факта родства мало - в большинстве стран нужно доказать и то, что вы не утратили корней, говорите на языке этой страны и знаете ее культуру и законы. Возможность репатриации дают Венгрия, Испания, Германия, Греция, Ирландия. Получение гражданства беженцами, в том числе политическими Многие европейские страны предоставляют убежище тем, кого в родной стране притесняют по политическим, расовым или религиозным причинам, а также на основании принадлежности к каким-либо меньшинствам и социальным группам. Чтобы получить статус беженца, придется основательно подготовиться. Иными словами, потребуется доказать, что дома вам грозит серьезная опасность, и правительство родины не намерено вас от нее защищать. Каждый год статус беженца в ЕС получает примерно четверть запросивших убежища. Невысокий процент, но доказать, что вы действительно нуждаетесь в защите, сложно. Натурализация Этот термин означает, что вы прожили в выбранной стране достаточно долго и у вас есть здесь свои объективные интересы - личные или деловые. Причинами для натурализации могут быть: воссоединение с семьей, в том числе брак с гражданином ЕС; учеба на территории ЕС; трудоустройство в стране-члене Евросоюза; инвестиции в экономику ЕС; регистрация бизнеса; покупка недвижимости.

Оригинал статьи: https://www.kp.ru/guide/grazhdanstvo-es.html

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОСНОВНЫЕ

НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ БЮДЖЕТА ЕВРОСОЮЗА

Перспективные финансовые прогнозы имеют характер рамочного плана и определяют структуру и лимиты расходов ЕС на несколько лет вперед. Финансовый прогноз не является многолетним бюджетным проектом, но служит основой для составления годового бюджета. Комиссия ежегодно корректирует финансовый прогноз с учетом изменения уровня цен и показателей валового общественного продукта. Финансовые прогнозы разрабатываются Комиссией и принимаются Парламентом, Советом и Комиссией в форме межинституционального соглашения.

Прогноз составляется с учетом необходимости содействия развитию экономики в странах ЕС, а также интеграции новых членов ЕС. Перспективы развития бюджетного права ЕС изложены в докладах Комиссии. В них также анализируется существующая финансовая система и рассматриваются возможные пути ее совершенствования. Комиссия исходит из необходимости обеспечения финансовой автономии ЕС, прозрачности бюджета, эффективности использования бюджетных средств.

Основные направления реформы бюджета ЕС:

а) упрощение системы собственныхсредств – может быть достигнуто посредством отказа от традиционных источников (таможенных пошлин и аграрных отчислений), совершенствования поступлений НДС и повышения роли отчислений от величины валового общественного продукта. Доходы от налоговых пошлин, отчислений за сахар и изоглюкозу, аграрных отчислений относительно невелики, и их значение как источника финансирования бюджета ЕС неизменно снижается. Поэтому ЕС мог бы постепенно отказаться от поступлений из традиционных источников и передать их государствамчленам. Система НДС может быть изменена путем установления долго срочной твердой квоты отчислений в бюджет ЕС. Более радикальное предложение состоит во введении системы собственных средств, основанной исключительно на отчислениях от величины валового общественного продукта. Возражения против этого вызваны тем, что такое решение хотя и отвечает критериям справедливости распределения финансового бремени и прозрачности бюджета, но приведет к существенному сокращению финансовой автономии ЕС;

б) расширение налоговой базы и введение новых источников дохода бюджета . Такими источниками могут стать собственные налоги ЕС, которые бы устанавливались и регулировались Советом и Парламентом и поступали бы в европейский бюджет непосредственно от налоговых субъектов, а не из бюджетов государствчленов;

в) решение проблемы баланса интересов государств-членов ЕС в бюджетной сфере, устранение несоответствия между вкладами и обратными поступлениями государств– членов ЕС.

Международная правосубъектность - это юридическое свойство того или иного образования, придающее ему статус субъекта международного права.

Международная правосубъектность предполагает, что t образование как субъект международного права обладает способ- I ностью защищать свои права путем предъявления претензий в слу-

I чае нарушения его прав. Иными словами, международная правосубъектность предусматривает также возможность привлечения субъектов международного права к ответственности.

Международное право, как отмечалось, коренным образом отличается от системы внутригосударственного права. В связи с этим содержание используемых в международном праве и во внутригосударственном праве одних и тех же понятий в большинстве случаев не совпадает. Это относится и к понятию «международная 1 правосубъектность». В ряде международных договоров, текст кото

рых на русском языке является аутентичным, встречается термин «правоспособность». Так, в соответствии со ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров «каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры». Здесь правоспособность следует понимать как правомочие заключать договоры. И это правомочие вытекает из международного права.

Международная правосубъектность в отличие от правосубъектности во внутреннем праве включает право участвовать в процессе образования норм международного права. Поскольку отсутствуют какие-либо международные органы, предназначенные создавать международно-правовые нормы, только субъекты международного права участвуют в процессе создания этих норм.

Международная правосубъектность проявляется и в том, что субъекты вступают в международные отношения, которые регулируются международным правом. Правоотношения могу возникать лишь между субъектами права. Только вследствие вступле-

ния в правоотношения субъекты могут реализовать свои права и обязанности.

Исходя из изложенного можно дать следующее определение субъекта международного права.

Субъект международного права - это образование, способное обладать правами и обязанностями, вытекающими из международного права, защищать их и вступать в международные отношения, регулируемые международным правом.

Европейский союз, насчитывающий ныне в своем составе 15 государств-членов с населением около 370 млн человек, представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку и мире. Его создание было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функцио-нирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла и й стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем. В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиааясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию. Этапы интеграции У истоков ЕС стояло образование в 1952 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) - отраслевой интеграционной группировки с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Ни- дерландой и Люксембурга. Эти шесть стран подписали 25 марта 1957 г. Римский договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу с 1 января 1958 г. Сначала 1973 г. к групшфовке присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, 1986 г, - Испания и Пор-тугалия, 1995 г. - Австрия, Швеция и Финляндия. В первые годы существования ЕЭС его неофициально назы-вали Общий рынок, ибо процесс интеграции действительно начался с либерализации внешней торговли. Однако он довольно быстро вышел за эти рамки, оставляя на своем пути одну веху за другой. В 1958Ч1968 гг. (лпереходный период становления общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы) были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения экспорта и импорта промышленной продукции внутри ЕЭС (по аграрной продукции была осуществлена частичная либерализация и установлен особый режим наднационального регулирования ее производства и сбыта), установлен единый таможенный режим (включая единый таможенный тариф) в отношении товаров, ввозимых из третьих стран. В области сельского хозяйства был введен общий режим регулирования цен и объемов производства основных видов аграрной продукции умеренного пояса (мясо, зерно, масло и др.) и создан аграрный фонд ЕЭС (ФЕОГА), призванный способствовать модернизации аграрного сектора и противодействовать массовому разорению фермерских хозяйств. Кроме того, была значительно либерализована миграция капитала и рабочей силы внутри ЕЭС. В целом к середине 196S г. в ЕЭС сложился развитый таможенный союз, дополненный элементами межгосударственного согласования (гармонизации) экономической и валютной, а также (но в значительно меньшей степени) внешней политики. В 1967 г. произошло слияние руководящих органов ЕЭС и двух отраслевых интеграционных группировок - ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), после чего вся интеграционная группировка стала официально называться Европейскими сообществами, или Европейским сообществом (ЕС). Впрочем, изменение названия отражало не только указанный факт слияния, но и то обстоятельство, что к этому моменту за-падноевропейская интеграция вышла за чисто экономические рамки, затронув политику, гуманитарные отношения и другие сферы общественной жизни.? Формирование таможенного союза, сразу же дав значительные выгоды всем странам* - членам ЕЭС, связанные с более полным использованием преимуществ международного разделения труда, в то же время усилило спонтанное начало функционирования национальных экономик, вызвав известную неустойчивость их развития, Оно повлекло за собой ослабление национально-государ-ственных систем регулирования экономики, при этом не были созданы компенсирующие межгосударственные и наднациональные механизмы регулирования. Отмеченные и другие обстоятельства побудили страны - члены ЕС принять в 1971 г. программу поэтапного создания эко-номического и валютного союза к 1980 г. (лплан Вернера - по имени тогдашнего премьер-министра Люксембурга, руководившего разработкой данной программы), которая, однако, потерпела провал. Это было обусловлено временным обострением противоречий внутри ЕС, усилением дифференциации его участников по экономическому положению и уровню хозяйственного раз- Х вития (экономическая дивергенция) в ходе циклических и структурных кризисов 70-х - начала 80-х гг. С середины 70-х до середины 80-х гг. интеграция в рамках ЕС переживала длительный застой, оценивавшийся многими западными учеными как кризис. Среди интеграционных мероприятий в этот период заметно выделяются лишь два. Во-первых, с начала 1975 г. страны - члены ЕС окончательно передали свои полномочия в области внешнеторговой политики соответствующим органам ЕС. Теперь каждая из этих стран лишилась возможности за-ключать двусторонние торговые соглашения с третьими странами (попутно заметим, что это создало большие проблемы для СССР и его тогдашних партнеров по СЭВ, ибо они по политико-идеологическим причинам не хотели признавать ЕС интеграционным блоком с частично наднациональными компетенциями). Во-вторых, в 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС) на базе единой расчетной единицы - ЭКЮ, формировавшейся на основе лкорзины валют участников ЕВС. Были установлены пределы отклонений рыночного курса валют стран - членов ЕС при их обмене друг на друга и доллары от курса центральных банков этих стран, т.е. своего рода валютный коридор в 2,25%, названный в публицистике лвалютной змеей. Вместе с тем к ЕВС не смогли подключиться сразу Великобритания, Греция, Испания и Португалия, а Италия вошла в нее на особых условиях (+ 6%).? 1. С середины 80-х гг. в ЕС наблюдается резкая активизация интеграционных процессов, явное преобладание центростремительных сил, хотя эти процессы сталкиваются с рядом серьезных проблем. Это объясняется многими обстоятельствами, среди которых выделим два. Во-первых, необходимостью объединить усилия участников ЕС для противодействия резко обострившейся конку-ренции со стороны США, Японии и новых индустриальных стран, осуществления назревшей структурной перестройки хозяйства и решения задач нового этапа научно-технической революции. Во-вторых, коренным изменением позиции Франции в отношении ЕС, а именно от нее и ФРГ решающим образом зависит то, насколько быстро и интенсивно протекает и будет протекать западноевропейская интеграция. До начала 80-х гг. позиция Франции в отношении интеграции была сдержанной, достаточно противоречивой, а подчас и откровенно деструктивной {например, в 1966 г. она в течение многих месяцев игнорировала органы ЕС й не участвовала в их деятельности), что объяснялось отголосками ее имперских амбиций и претензиями на ведущую роль в ЕС как великой ядерной державы. Однако в начале 80-х гг. правящие круги этой страны окончательно осознали, что такой курс ведет в тупик и Франция может сохранить свой высокий статус только как одна из ведущих стран - членов ЕС и один из главных лмоторов интеграции. Была сделана ставка на ЕС и усиление его наднационального характера. Принятый в конце 1985 г. Единый езропейский акт (вступил в силу с 1 июля 1987 г.) предусматривал создание к концу 1992 г. в ЕС полностью интегрированного (внутреннего) рынка, дале-ко идущее объединение научно-технических потенциалов и реализацию крупномасштабных исследовательских программ в новейших отраслях (микроэлектронике, информатике, телекоммуникационной технике, биотехнологии, экологии и др.), все более тесную гармонизацию экономической и валютной политики стран - членов блока, усиление наднациональных механизмов ЕС. Положения Единого европейского акта в основном были выполнены вовремя, что нашло отражение в переименовании блока (с 1993 г.) в Европейский союз. Внутренний рынок ЕС действительно сложился к концу 1992 г. по товарам. Правда, пока еще он не сложился в электроэнергетике, а также по многим видам услуг (особенно важно - транспортных). Нет до сих пор единого конкурентного рынка государственных заказов. В то же время не оста- лось искусственных препятствий на пути свободной миграции (по крайней мере, правовых препон) капиталов и рабочей силы, хотя фактически такие препятствия создаются в каждом конкретном случае бюрократическим исполнением нормативных актов ЕС. Сильнейшие импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский договор о Европейском союзе (он является основной частью комплекса Маастрихтских соглашений), подписанный главами государств - членов ЕС в декабре 1991 г. (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились к нему в результате своего вступления в ЕС с 1 января 1995 г.) и введенный в действие в 1993 г. Он включает три принципиально новых качественных момента: во-первых, введение с 1993 г. единого гражданства ЕС (имеется перечень прав и обязанностей), которое существует параллельно с национальным гражданством стран - членов ЕС; во-вторых, формирование политического союза, что подразумевает проведение интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренних политик (особенно в области борьбы с преступностью), сближение юридических систем, повышение роли парламента ЕС; в-третьих, формирование экономического и валютного союза (ЭВС), сердцевиной которого призвана стать единая валюта (евро). К 2002 г она должна вытеснить из оборота национальные валюты стран - участниц ЭВС, заменив их. В отличие от ЭКЮ евро будет не просто расчетной единицей, но и полноценной валютой, функционирующей как в виде денег на счетах, так и а форме банкнот и монет. Циркуляцию евро будет регулировать созданный Центральный банк ЕС. Вполне вероятно, что со временем центральные банки стран - членов ЕС исчерпают свои функции, передадут их Банку ЕС и прекратят свое существование. Переход к евро осуществляется поэтапно с L января 1999 г. Первоначально она будет функционировать параллепьпо с национальными валютами, причем с 1 января 1999 г, не все страны - члены ЕС смогли начать переход к евро, поскольку часть из них не выполнила необходимых для этого требований (дефицит госбюджетаЧне более 3% ВВП, накопленный государственный долг - максимально 60% ВВП идр.). Вместе с тем почти все стремятся к этому. Лишь Великобритания пока что исходит из постулата сохранения своей национальной валюты. Дания, Швеция и Греция намерены перейти к евро, но позднее. Можно ожидать, что евро станет одной из сильнейших валют в мире. Она принесет исем членам ЭВС ощутимую пользу, способствуя снижению издержек и росту эффективности производства. Достаточно сказать, что до. сих пор физические и юридические лица стран - членов ЕС при обмене их валют друг на друга ежегодно несли издержки на сумму, эквивалентную примерно 6 млрд долл. Евро избавит их от таких непродуктивных затрат. В настоящее время функционирование ЕС обеспечивается целой системой органов, которые активно способствуют прогрессу интеграции: Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). СЕС на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решения наподобие Единого европейского акта или Маастрихтского договора и обладает важнейшими нормотворчески- ми функциями. Комиссия ЕС (КЕС) - исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. В то же время КЕС издает директивы и регламенты, т.е. обладает и нор- мотворческими компетенциями. КЕС состоит из 20 членов (комиссаров), ведающих определенными вопросами (сельское хозяйство, энергетика и т.д.) и назначаемых сроком на пять лет наци-ональными правительствами, но не зависимых от последних. Резиденция КЕС находится в Брюсселе, штат насчитывает примерно 15 тыс. человек. Среди органов Европейского союза КЕС играет ключевую роль в том смысле, что именно в его аппарате разрабатываются идеи и конкретные предложения относительно путей и форм"дальнейшего развития Союза. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге; избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех стра-нах - членах ЕС. Сейчас в него входят 626 депутатов, причем представительство каждой страны зависит от численности се на-селения. После вступления в действие Маастрихтского договора с 1 ноября 1993 г. функции ЕП были значительно расширены, выйдя далеко за рамки преимущественно консультативных пол-номочий. К ним относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции, право принимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам законода-тельства ЕС. Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпретацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС. ФЕОГА, на который приходится большая часть бюджета ЕС (о нем было сказано выше). Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве (например, путем содействия переподготовке). Европейский фонд регионального развития, содействующий структурной перестройке кризисных регионов - слабо индустриально развитых или депрессивных (с большим удельным весом старых отраслей). Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран - членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран - членов ЕС. В декабре 1997 г. СЕС на своей очередной сессии на высшем уровне принял решение начать переговоры с Чехией, Венгрией, Польшей, Словенией, Эстонией и Кипром (греч.) о вступлении этих стран в ЕС в качестве полноправных членов. Об этом пойдет речь в гл. 16.

Тенденции к интеграции получили наибольшее развитие именно в Западной Европе, потому что здесь раньше, чем в других районах мира, сложилась достаточно развитая рыночная экономика, имелась сравнительная близость экономической, общественно-политической, правовой и культурной среды, а относительно небольшие размеры территорий государств подчеркивали узость национальных границ и внутреннего рынка, подталкивая страны к взаимовыгодному объединению усилий.

Движение в направлении большего экономического единства - общая историческая тенденция европейского развития. На рубеже конца Средневековья и нового времени рыночное хозяйство пришло на смену натуральному, что способствовало преодолению феодальной раздробленности и возникновению основанных на национальном рынке централизованных государств. Во второй половине XX в. спираль истории аналогичным образом сделала новый виток: на базе меняющегося международного разделения труда и интегрирующегося рынка хозяйственные связи стали вырываться за пределы раздробленной на небольшие страны, разделенной границами, пошлинами, визами и т.д. "Европы суверенных государств".

Выход хозяйственных связей за рамки государственных границ поставил вопрос о формировании еще более крупной политической организации народов Европы. Ею и стали Европейские сообщества, первым крупным начинанием которых послужило создание именно общего рынка (посредством отмены всех национальных барьеров на движение товаров, рабочей силы, других факторов и результатов производства).

Национальные государства в рамках Сообществ и основанного на них Европейского Союза не ликвидируются, но постепенно добровольно ограничивают свой суверенитет в пользу этого надгосударственного формирования. При этом интеграция в экономике постепенно втягивает в данный процесс и другие сферы общественной жизни: политическую, социальную, культурную, информационную и т.д., которые со временем также включаются в сферу ведения Европейского Союза.



На всех этапах своего развития "европейская идея" носила демократический и геополитический характер. Объединенная Европа в значительной степени виделась как средство защиты от крупного потенциального агрессора. Таковыми в исторической последовательности рассматривались Османская империя, Российская империя, СССР, а ныне, в определенном смысле, и США. С ростом экономического, политического и военного влияния Европейский Союз все чаще рассматривается в качестве признанной "сверхдержавы". Он стремится закрепить и усилить свое особое геополитическое положение в меняющемся мире, что особенно заметно в проекте Конституции для Европы 2004 г. и Лиссабонском договоре 2007 г.

Несмотря на все разнообразие этнонациональных особенностей народов Европы, их объединяют общие культурные, этические и религиозные основы жизни, совместное многовековое историческое развитие и взаимодействие. Неоднократно выдвигались идеи объединения европейцев на религиозной (христианской) основе. Огромное значение для становления Европейского Союза и формирования его права имеет общая правовая и конституционная культура.

Европейские по происхождению, идеи конституционализма, правового государства, прав человека и разделения властей вместе образуют тот идеологический фундамент, на котором сегодня осуществляется функционирование политических учреждений как в рамках отдельных государств Европы, так и всего Союза.

12. Как развивалась "европейская идея" до Первой мировой войны?

Исторически первым проектом реализации этой идеи было предложение в 1306 г. французского юриста П. Дюбуа создать в Европе "Христианскую республику".

Среди проектов объединения феодальной Европы большое значение имела деятельность короля Богемии Иржи Подебрада (1458-1471), который не только предлагал объединиться, но и непосредственно агитировал европейских монархов предпринимать в этом направлении конкретные действия.

В геополитическом плане объединенная Европа в значительной степени виделась как средство защиты от крупного потенциального агрессора. Так, в Средние века и первый период нового времени таковым считалась Османская империя, на борьбу с которой был направлен выдвинутый герцогом Сюлли в 1639 г. "Большой проект", предусматривавший создание Федерации европейских государств.

Постепенно появлялись предложения создания общеевропейских органов власти. Так, в 1693 г. англичанин У. Пенн призвал покончить с "мозаикой государств в Европе" и выдвинул идею создания европейского парламента. Через столетие эту идею дополнил его соотечественник, выдающийся философ и правовед И. Бентам, который предложил создать не только единый парламент (Европейскую ассамблею), но и европейскую армию.

Неоднократно выдвигались идеи объединения европейцев на религиозной (христианской) основе. Так, еще в 1815 г. в документах созданного по инициативе российского императора Александра I Священного Союза народы стран-участниц рассматривались как "члены единого народа христианского".

Еще более разработанный проект уже в начале XIX в. (1814 г.) выдвинут выдающимся французским социалистом-утопистом Анри Сен-Симоном. Его план политического объединения Европы предусматривал создание поста евромонарха, образование европейского правительства, армии. Идеи А. Сен-Симона активно изучались в России петрашевцами, в частности в кружке Н. С. Кашкина.

В конце XIX в. план будущего политического союза предложил один из крупнейших ученых-международников того времени - К. Блунтшли (Швейцария). В опубликованной в 1878 г. статье под названием "Организация европейского союза государств" он предлагал учредить данный союз под управлением Федерального совета и Сената, избираемого прямыми выборами.

Позитивное отношение к европейской идее в Средние века высказывали итальянский поэт Данте, английский философ У. Оккам. В новое время число сторонников этой идеи существенно выросло. К ним присоединились Вольтер, В. Гюго, Г. Лейбниц, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

Изменилась также политическая основа и содержание инициатив: если в Средние века потребность объединения обосновывалась главным образом внешней угрозой, то в новое время на первое место вышло прекращение войн на континенте. Проекты феодальной эпохи носили аристократический или монархический характер. По мере утверждения идей конституционализма принципы демократии начинают проникать и в проекты устройства будущей "единой Европы", где они приобретают более конкретные очертания.

13. Как развивалась "европейская идея" после окончания Первой мировой войны до начала формирования Европейского Союза?

Наиболее крупный проект начала XX в. - это проект Соединенных Штатов Европы, появившийся в годы Первой мировой войны. Он предлагал перестроить отношения между европейскими странами по образцу США. Этот проект остается в центре внимания и на последующих этапах развития европейской идеи.

В межвоенный период (1919-1939 гг.) происходит организационное объединение сторонников европейской идеи, до сих пор развивавшейся отдельными, изолированными друг от друга мыслителями.

Под руководством австрийского политика, графа Куденхова-Калерги в 1923 г. был создан Панъевропейский союз, который пользовался активной поддержкой французского правительства и призывал в Панъевропейском манифесте 1924 г. к созданию Соединенных Штатов Европы.

Одним из основателей Панъевропейского союза, видным французским государственным деятелем, Аристидом Брианом, в 1929 г. был выдвинут так называемый план Бриана, в котором впервые была четко сформулирована основа объединения Европы на почве "федеративной связи" и "общего рынка" как экономического базиса, а не только в целях борьбы против "общего врага" или предотвращения внутренних конфликтов. Важными целями этого плана был подъем экономики и повышение уровня жизни европейцев.

Озвученные А. Брианом идеи в 1930 г. были изложены в официальном меморандуме французского правительства, адресованном другим членам Лиги Наций. Меморандум предлагал создать организацию Европейский Союз с высшим политическим органом - Европейская конференция - в составе представителей государств-членов и исполнительным органом - Европейский комитет.

В период Второй мировой войны (1939-1945 гг.) европейская идея получила серьезный импульс для своего развития - сначала на почве объединения против фашизма, затем - при разработке планов будущего переустройства Европы.

Именно в этот период европейская идея, которая родилась в умах единиц, ранее опиралась главным образом на представителей элиты (политической, экономической, культурной) и пропагандировалась интеллигенцией, проникает в широкие массы населения. Большая заслуга в этом принадлежит движению Сопротивления, которое действовало на территории оккупированных Германией стран Европы.

В рамках предложенного Декларацией европейских движений Сопротивления в 1944 г. федеративного союза предлагалось создать единое правительство, ответственное перед народами (очевидно, через Европейский парламент), единую армию, подчиненную этому правительству, и верховный суд, "который будет рассматривать любые вопросы толкования федеральной конституции и разрешать возможные споры между государствами-членами или между государствами и федерацией".

После окончания Второй мировой войны интеграционный процесс в Европе приобрел более конкретные очертания. Этому способствовала, с одной стороны, возросшая популярность европейской идеи, а с другой - реальные проблемы Европы, которые дали импульс для политического объединения.

В 1946 г. У. Черчилль поддержал идею Соединенных Штатов Европы, а в 1948 г. в Гааге состоялся Конгресс Европы.

В тот период на первый план выходили три главные проблемы: восстановление разрушенного войной европейского хозяйства, организация системы безопасности, позволяющей предотвращать новые войны, и защита прав человека.

Проблему восстановления экономики Европы с использованием американской помощи по плану Маршалла (1947 г.) была призвана решить созданная в 1948 г. Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), включившая 16 стран Западной Европы и Турцию.

Вопрос защиты прав человека в качестве основной своей задачи взял на себя Совет Европы, образованный в 1948 г. в результате Конгресса Европы.

Обеспечение безопасности возлагалось на Брюссельский пакт 1948 г., подписанный пятью европейскими государствами, и созданный в 1949 г. с участием США блок НАТО.

Однако все эти организации не смогли обеспечить полномасштабной европейской интеграции в духе реализации европейской идеи. Они остались организациями межправительственного сотрудничества суверенных государств, сохраняющих право вето.

К концу 1940-х гг. возникло понимание того, что реальная интеграция в Европе возможна при сочетании международно-правовых инструментов с государственно-правовыми. Она должна основываться на добровольном ограничении суверенитета стран-участниц, объединении и передаче ими ряда функций наднациональному органу, действующему в общих интересах.

Такой подход был предусмотрен представленным 9 мая 1950 г. планом Монне-Шумана, основанном на так называемом коммунитарном методе. Его суть состояла в постепенной интеграции, обеспечивающей "слияние неотъемлемых интересов" государств на основе прежде всего экономического объединения, ориентированного на решение практических задач и достижение федеративной цели.

Реализация этого плана началась с создания Парижским договором 1951 г. Европейского объединения угля и стали, которое рассматривается как отправная точка формирования будущего Европейского Союза.