Распространение марксизма в россии. Российская империя во второй половине XIX - начале XX в

После раскола народнической организации «Земля и воля» один из ее руководителей, Г.В. Плеханов, возглавил группу «Черный передел». В 1880г. Плеханов вынужден был эмигрировать. Познакомившись с работами К. Маркса, весьма популярными тогда в Европе, он стал активным пропагандистом его учения. В 1883 г. Плеханов с группой единомышленников создал в Женеве марксистскую организацию «Освобождение труда». Свои задачи группа видела в распространении учения Маркса в России и ведении идейной борьбы с народничеством, сделав ставку на формирующийся пролетариат, который она считала революционным классом.

С развитием капитализма, ростом рабочего движения и разочарованием в народничестве в России в 80‑е гг. XIX в. возникают первые социал‑демократические группы, стоящие на марксистских позициях. В одной из таких групп в Казани начал свою революционную деятельность В.И. Ленин. В 1895 г. в Санкт‑Петербурге он с группой товарищей из разобщенных кружков создал «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В своей деятельности Союз пытался перейти от пропаганды марксизма к агитации в рабочих массах. Ему удалось установить связи с рабочими ряда петербургских предприятий. Однако в декабре 1895 г. Ленин и другие руководители Союза были арестованы, и организация фактически прекратила свое существование.

В 1898 г. социал‑демократические группы Санкт‑Петербурга, Москвы, Киева, Екатеринослава собрались в Минске и приняли решение о создании Российской социал‑демократической рабочей партии (РСДРП). Провозгласив создание партии, съезд, однако, не выработал ее программу и устав, не сумел преодолеть разногласий между отдельными группами. Таким образом, вопрос о создании социал‑демократической партии в России оставался открытым.

Желябов Андрей Иванович (1851–1881) – революционер‑народник. Один из создателей и руководителей организации «Народная воля» (1879). Организатор покушений на императора Александра II. Казнен 3 апреля 1881 г. в Санкт‑Петербурге по процессу «первомартовцев».

Заславский Евгений Осипович (1844/45–1878) – организатор и руководитель «Южнороссийского союза рабочих» в Одессе. Пропагандировал среди рабочих социалистические идеи. Был арестован и приговорен к 10 годам каторги.

Засулич Вера Ивановна (1849–1919) – общественный деятель, революционерка‑народница. В 1878 г. покушалась на жизнь петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова. Являлась организатором и участницей группы «Черный передел». В 1883 г. перешла на позиции марксизма. Одна из основателей группы «Освобождение труда». С 1903 г. – меньшевичка.

Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870–1924) – политический деятель. Брат народовольца А.И. Ульянова, казненного за покушение на Александра III в 1887 г. За участие в студенческих волнениях в 1887 г. исключен с первого курса Казанского университета. В 1891 г. сдал экзамены за курс юридического факультета при Санкт‑Петербургском университете; помощник присяжного поверенного в Самаре. В конце 1880 – начале 1890‑х гг. – участник народовольческих кружков, затем марксист. В 1895 г. участвовал в создании санкт‑петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», арестован. В 1897 г. сослан на три года в село Шушенское Енисейской губернии. В 1900 г. выехал за границу. Вместе с Г.В. Плехановым начал издание газеты «Искра». На II съезде РСДРП (1903) возглавил фракцию большевиков. Долгие годы, проведенные в эмиграции, занимался профессиональной революционной деятельностью. Создал партию «нового типа», нацеленную на подготовку и проведение социалистической революции в России. В апреле 1917 г., приехав в Петроград, в «Апрельских тезисах» провозгласил курс на социалистическую революцию. После июльского кризиса 1917 г. на нелегальном положении. Возглавил руководство Октябрьским восстанием в Петрограде. На II Всероссийском съезде Советов избран Председателем Совнаркома, с 1918 г. одновременно Председатель Совета рабочей и крестьянской обороны (с 1919 г. – Совет труда и обороны), член ВЦИК и ЦИК СССР. Сыграл решающую роль в заключении Брестского мира. Проводил политику красного террора, «военного коммунизма», инициатор ликвидации оппозиционных партий и их органов печати (что привело к возникновению однопартийной системы), высылки из страны видных представителей интеллигенции, не согласных с политикой власти большевиков, репрессий в отношении «социально чуждых элементов» (дворянства, духовенства и др.). В 1922 г. тяжело заболел, с декабря не участвовал в политической деятельности.

Ленин стоял на позициях радикального марксизма, считая, что, несмотря на незрелость капиталистических отношений, Россия готова двинуться по пути социалистического строительства, и попытался реализовать эти идеи на практике. Он был активным партийным публицистом, написал огромное количество книг и статей по вопросам стратегии и тактики деятельности большевистской партии.

Обнорский Виктор Павлович (1851–1919) – слесарь, один из организаторов «Северного союза русских рабочих». Арестован и приговорен к 10 годам каторги.

Перовская Софья Львовна (1853–1881) – участница революционного движения. Родилась в аристократической семье. В 1869 г. поступила на женские курсы в Санкт‑Петербурге, с 1871 г. – член кружка «чайковцев». В 1872–1873 и 1874–1877 гг. участвовала в «хождении в народ» в качестве учительницы и фельдшера. Судилась по процессу «193‑х», но была оправдана. В 1878 г. арестована и отправлена в ссылку в Олонецкую губернию, но по дороге бежала и перешла на нелегальное положение. С осени 1879 г. – член Исполнительного комитета «Народной воли». Участвовала в ряде покушений на Александра II. После ареста Желябова возглавила подготовку убийства Александра II 1 марта 1881 г. Казнена 15 апреля 1881 г.

Ткачев Петр Никитич (1844–1885/86) – выходец из псковских дворян; идеолог заговорщического направления в революционном народничестве. Младший современник М.А. Бакунина и П.Л. Лаврова, разделял их веру в социализм, но по всем другим вопросам вел с ними непримиримую борьбу. Осужденный по делу С.Г. Нечаева, он отбыл срок заключения, затем его выслали в Псковскую губернию. Оттуда он бежал за границу, где издавал газету «Набат». Ткачев считал, что сильное централизованное государство сохранится и после победы революции. В 1882 г. у него началось душевное расстройство, и через три года он умер.

Г.В. Плеханов

Георгий Валентинович Плеханов – философ, известный деятель российского и международного социалистического движения, теоретик и пропагандист теории марксизма.

Биография

Г.В. Плеханов родился в семье отставного военного в декабре 1856 г. в селе Гудаловка Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне Липецкая область). Был способным юношей: военную гимназию в Воронеже окончил с золотой медалью. Затем также успешно окончил юнкерское училище в Петербурге и поступил в Петербургский горный институт, где за особые успехи в учебе получал Екатерининскую стипендию, но был исключен из института за неуплату за обучение.

Деятельность

В 1876 г. вступил в организацию «Земля и воля». «Земля и Воля» - это тайное революционное общество, существовавшее в России с 1861 по 1864 годы, а с 1876 по 1879 годы восстановилось как народническая организация. Вдохновителями первого общества были Герцен и Чернышевский. Их целью была подготовка крестьянской революции. Во втором составе «Земли и Воли» были А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, позже С. М. Кравчинский, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская и др. Всего в организация насчитывалось около 200 человек.

Логотип организации "Земля и воля"

В основу пропаганды организации легли не прежние социалистические принципы, непонятные народу, а лозунги, исходившие непосредственно из крестьянской среды, то есть требования «земли и воли». Целью своей деятельности в своей программе они провозгласили «анархию и коллективизм». Конкретные требования заключались в следующем:

  • передача всей земли крестьянам;
  • введение полного общинного самоуправления;
  • введение свободы вероисповеданий;
  • предоставление нациям права на самоопределение.

Их деятельность предполагала : пропаганду, агитацию среди крестьян и других сословий и групп, индивидуальный террор против наиболее неугодных правительственных чиновников и агентов охранки. Организация имела собственный устав. Г.В. Плеханов был теоретиком, публицистом и одним из руководителей организации.

В 1879 году организация распалась. Образовалась новая организация «Народная воля» с террористическими методами действий и «Черный Передел». В этой организации сохранились народнические тенденции. Организатором и руководителем «Черного передела» стал Г.В. Плеханов. «Черный передел» — это тайное общество, в которое входило не более 100 человек. Кроме Плеханова, в него входили также В. Засулич, Аксельрод, Стефанович. Организация издавала одноименный журнал. Их идеология была направлена в сторону крестьянского вопроса: в русской общине они видели исходную точку социалистического развития; они верили, что, благодаря общине, «экспроприация крупных поземельных собственников» приведет Россию «к замене индивидуального владения коллективным, то есть обусловит торжество высшего принципа имущественных отношений. Такой именно смысл имеют живущие в русском народе ожидания чёрного передела» . К террору чёрнопередельцы относились с решительным осуждением.

Г.В Плеханов

В 1879 г. Плеханов эмигрировал в Швейцарию, где занялся переводом на русский язык книги К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест коммунистической партии». В 1883 г. он создал в Женеве первую российскую марксистскую организацию «Освобождение труда» . Плеханов считал, что Россия уже стала на путь капиталистического развития, поэтому теория марксизма вполне для нее подходит. Он пишет ряд книг, излагавших марксистские идеи применительно к России: «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885), где дает развёрнутую критику теории и тактики народничества, обосновывает вывод о вступлении России на путь капитализма, доказывает, что передовой решающей силой грядущей революции является не крестьянство, а пролетариат , выдвигает задачу создания рабочей социалистической партии в России. Большое значение для основания российской социал-демократии имели два проекта программы группы «Освобождение труда», написанных Плехановым: первый из них (1883) содержал некоторые уступки народничеству, а второй (1885) – основные элементы программы марксистской партии:

  • общедемократические преобразования;
  • меры в интересах рабочих;
  • меры в интересах крестьян.

Позже им был создан «Союз русских социал-демократов за границей».

Создание газеты «Искра»

Редакция газеты "Искра"

«Искра – революционная нелегальная газета, основанная Лениным в 1900 г. Плеханов в ней сотрудничал до 1903 г.

Целью газеты было сплочение раздробленного революционного движения в России на основе марксизма. Редакция «Искры» находилась в Мюнхене. Членами редакции, кроме Плеханова, были Ленин, Мартов, Аксельрод, Засулич, Парвус и Потресов. Через некоторое время Ленин покинул членство в редакции. До 1902 г. газета издавалась ежемесячно, а с 1902 г. - каждые две недели. Тираж — около 8 тысяч. В 1902 г. немецкое правительство запретило издавать газету на своей территории, поэтому редакция переехала в Лондон, а затем по той же причине в Женеву.

Участие во II съезде РСДРП

IIсъезд РСДРП состоялся в 1903 г. в Брюсселе, затем в связи с преследованием бельгийской полиции был перенесен в Лондон. На нем присутствовали 57 делегатов. Съезд открылся вступительной речью Плеханова. На съезде произошел раскол между «искровцами», «экономистами» и бундовцами. Возник раскол также и среди «искровцев». Так как членов редакции было 6, то иногда возникало тупиковое положение с голосованием, когда результат голосования был 3:3. Решили ввести седьмого члена редакции – Троцкого. Но Плеханов был категорически против него. Тогда Ленин принимает решение исключить тех членов редакции, которые написали меньше статей (Засулич, Потресов, Аксельрод).

Но и между Лениным и Плехановым наметились разногласия. В результате Плеханов стал лидером меньшевистской фракции РСДРП. Позже эта фракция стала самостоятельной Российской социал-демократической партией (меньшевиков).

Деятельность Плеханова между революциями

В 1905-1907 гг. Плеханов был в эмиграции, поэтому фактически не принимал никакого участия в революционных событиях в России. Но в одной из статей в газете «Искра» он призывал к вооружённому восстанию в России, к тщательной подготовке этого восстания, особое внимание при этом обращал на необходимость агитации в армии.

Г.В. Плеханов

С началом Первой мировой войны разногласия между Г. В. Плехановым и лидером большевиков Лениным по поводу отношения к войне стали настолько острыми, что Плеханов образовал свою собственную социал-демократическую группу, в которую вошли, главным образом, меньшевики-оборонцы. Организационно оформиться группа смогла после победы Февральской революции. Отделения группы вели работу в Москве, Петрограде, Баку и других городах. С начала 1917 года и вплоть до января 1918 года группа издавала в Петрограде газету «Единство».

Политические взгляды сводились к отрицанию возможности построения социализма в такой капиталистически неразвитой стране как Россия; поддерживали войну «до победного конца»; требовали установления твёрдой государственной власти.

Октябрьский переворот группа встретила враждебно. Он считал, что «русская история ещё не смолола той муки, из которой со временем будет испечён пшеничный пирог социализма». Он опубликовал в «Единстве» «Открытое письмо к петроградским рабочим», в котором указывал, что социалистическая революция в России преждевременна, т.к. пролетариат составляет в стране меньшинство и не готов к такой миссии: «наш рабочий класс ещё далеко не может, с пользой для себя и для страны, взять в свои руки всю полноту политтческой власти. Навязать ему такую власть, значит вытолкать его на путь величайшего исторического несчастья, которое было бы в то же время величайшим несчастьем и для всей России». Плеханов предупреждал, что крестьянство, получив землю, не будет развиваться в сторону социализма, а надежда на скорую революцию в Германии нереальна. Б.В. Савинков предложил ему возглавить антибольшевистское правительство, но он ответил: «Я сорок лет своей жизни отдал пролетариату, и я не буду его» расстреливать даже тогда, когда он идёт по ложному пути». Группа распалась к лету 1918 года.

После 37 лет изгнания Плеханов, наконец, вернулся в Россию в 1917 г. в результате Февральской революции. Но поскольку он был на стороне союзных стран, против Германии, и призывал бороться с немецким империализмом, то он не вошел в состав Исполкома Петроградского совета, не был допущен туда деятелями с антивоенной позицией. В этот период времени он занимался только редактированием своей газеты «Единство», где публиковал статьи с откликами на важнейшие политические события, вёл спор с оппонентами и идейными противниками. Плеханов поддерживал Временное правительство, был против «Апрельских тезисов» В. И. Ленина, назвав их «бредом» . Он считал, что захват власти «одним классом или - ещё того хуже - одной партией» может иметь печальные последствия. Резко осуждал стремление большевиков взять в свои руки политическую власть. Считал, что Россия ещё не созрела для социальной революции и для перехода к социализму. Опасался, что, если В.И. Ленин займёт место А.Ф. Керенского, «это будет началом конца нашей революции. Торжество ленинской тактики принесёт с собой такую гибельную, такую страшную экономическую разруху, что весьма значительное большинство населения страны повернётся спиной к революционерам».

Г. В. Плеханов умер в результате болезни 30 мая 1918 года в Ялкала (Финляндия) и похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Памятник на могиле Г.В. Плеханова в Петербурге на Волковом кладбище. Скульптура И.Я. Гинзбурга

Наиболее известные произведения Г.В. Плеханова :

  • «Социализм и политическая борьба»
  • «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю»
  • «О материалистическом понимании истории»
  • «К вопросу о роли личности в истории»
  • «Основные вопросы марксизма»
  • «Наши разногласия»
  • «Скептицизм в философии»
  • «Анархизм и социализм»
  • «Основные вопросы марксизма» и другие.

В своем труде «К вопросу о роли личности в истории» он писал: «В общественных отношениях есть своя логика: пока люди находятся в данных взаимных отношениях, они непременно будут чувствовать, думать и поступать именно так, а не иначе. Против этой логики тоже напрасно стал бы бороться общественный деятель: естественный ход вещей (т. е. эта же логика общественных отношений) обратил бы в ничто все его усилия. Но если я знаю, в какую сторону изменяются общественные отношения, благодаря данным переменам в общественно-экономическом процессе производства, то я знаю также, в каком направлении изменится и социальная психика; следовательно, я имею возможность влиять на нее. Влиять на социальную психику — значит влиять на исторические события. Стало быть, в известном смысле я все-таки могу делать историю, и мне нет надобности ждать, пока она «сделается».

Книги Г.В. Плеханова

И далее: «И не для одних только «начинателей», не для одних «великих» людей открыто широкое поле действия. Оно открыто для всех, имеющих очи, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и сердце, чтобы любить своих ближних. Понятие великий есть понятие относительное. В нравственном смысле велик каждый, кто, по евангельскому выражению, «полагает душу свою за други своя».

Именно так и жил Плеханов.

Группа «Освобождение труда». Жестокие удары и разочарования, которые испытали революционные народники на рубеже 70—80-х годов, заставили их многое переосмыслить и переоценить. Некоторые из них начинали испытывать разочарование в революционных возможностях крестьянства. Взоры вчерашних «деревенщиков» обращались в сторону рабочего класса и марксизма, тем более, что социалистческое движение на Западе в это время приняло марксистскую окраску.

Одним из первых русских марксистов стал Г. В. Плехано в, в прошлом бакунист и глава «Черного передела ». К нему примкнули другие члены этой организации, оказавшиеся за границей, — В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов. В 1883 г., собравшись в Женеве, они объединились в группу «». Через два года состав группы стал еще меньше: Дейч был задержан германской полицией и выдан русским властям, а молодой Игнатов умер от туберкулеза. Плеханов, руководитель группы, оказался и основным ее работником. Перейдя на марксистские позиции, Плеханов отказался от многих положений народнического учения. Теперь он считал, что Россия уже бесповоротно вступила на путь капитализма. В крестьянской общине, доказывал он, давно нет былого единства, она раскалывается на «красную и холодную стороны » (на богатых и бедняков), а потому не может быть основой для построения социалистического общества. В перспективе — полный распад и исчезновение общины. Г.В.Плеханов недооценивал ее жизнестойкость.

Вопреки народникам, заявил, что борьба за социализм включает в себя и борьбу за политические свободы и конституцию. Ведущей силой в этой борьбе, писал Плеханов в новых своих работах, будет промышленный пролетариат. Плеханов полагал, что между свержением самодержавия и социалистической революцией должен быть более или менее длительный промежуток. Он предостерегал от «социалистического нетерпения », от попыток форсирования социалистической революции. Самым печальным их последствием, писал он, может стать установление «обновленного царского деспотизма на коммунистической подкладке ».

Ближайшей целью русских социалистов Плеханов считал создание рабочей партии. Он призывал не запугивать либералов «красным призраком социализма» : в борьбе с самодержавием рабочим потребуется помощь и либералов, и крестьян. Плеханов колебался по вопросу о «диктатуре пролетариата» . Этот пункт марксистского учения, как известно, впоследствии сыграл весьма печальную роль. В одних работах Плеханова он присутствует, а в других отсутствует.

Главную свою задачу группа видела в пропаганде марксизма в России и в сплочении сил для создания рабочей партии. Плеханов и Засулич перевели ряд работ К. Маркса и Ф. Энгельса на русский язык. Группа издавала «Рабочую библиотеку », составлявшуюся из научнопопулярных и агитационных брошюр. По мере возможности они переправлялись в Россию.

С появлением группымарксизм в России сложился как идейное течение. Оно потеснило народничество и в острой борьбе с ним унаследовало многие его черты.

Марксистские кружки в России. Появление в России первых работ Плеханова вызвало взрыв возмущения среди народников. Плеханова обвиняли в «оскорблении святыни », «отступничестве », «переходе на службу реакции ». Устраивались торжественные сожжения его книг.

Тем не менее для распространения марксизма складывалась благоприятная обстановка. Крестьянство было по-прежнему пассивно, а на фабриках то там, то здесь бастовали рабочие. В России стали появляться марксистские кружки. Один из первых под руководством болгарского студента Д. Благоева возник в 1883 г. — почти одновременно с плехановской группой. Между ними установилась связь. Члены благоевского кружка, петербургские студенты, начали пропаганду среди рабочих. В 1885 г. Благоева выслали в Болгарию, но его группа просуществовала еще два года.

Великое прошлое советского народа Панкратова Анна Михайловна

3. Распространение марксизма в России

В 1872 году в России вышел перевод первого тома гениального произведения Маркса «Капитал». В этом труде Маркс открыл законы развития капиталистического общества и обосновал необходимость борьбы пролетариата за социализм. Пропагандой идей марксизма в России стали заниматься образованные марксисты во главе с Плехановым.

Георгий Валентинович Плеханов (1856–1918) в юношеские годы примыкал к народникам, но ушёл от них после того, как народники отказались от революционной работы в массах и встали на путь заговора и террора. В 1880 году Плеханов, преследуемый царизмом, уехал за границу, где познакомился с руководителями рабочего движения и установил связь с Энгельсом. В то же время он усиленно изучал произведения Маркса и Энгельса. Особенно большое впечатление произвёл на него «Коммунистический манифест», и он решил перевести его на русский язык.

Осенью 1883 года Плеханов создал за границей первую русскую марксистскую организацию - группу «Освобождение труда». Члены этой группы перевели на русский язык и издали много произведений Маркса и Энгельса. На произведениях Плеханова учились многие русские марксисты, боровшиеся за распространение марксизма в России. Ленин высоко ценил заслуги Плеханова как в деле пропаганды марксизма, так и в борьбе против народников. Вместе с тем Ленин отмечал и серьёзные ошибки Плеханова, которые помешали последнему до конца идейно разгромить народничество.

Группа «Освобождение труда» выработала два проекта программы русских социал-демократов, но в них, как и в некоторых других работах Плеханова, не было идеи диктатуры пролетариата и неправильно оценивалась роль пролетариата в демократической революции. Плеханов отрицал также революционную роль крестьянства как союзника пролетариата в борьбе против самодержавия. Он считал серьёзной революционной силой в России либеральную буржуазию, то-есть ту часть промышленной буржуазии и буржуазной интеллигенции, которая была заинтересована в политических реформах страны. Впоследствии эти его ошибки привели к тому, что Плеханов отошёл от революционного марксизма и вёл борьбу против Ленина и большевиков.

В начале 80-х годов под влиянием революционеров рабочий класс стал смелее выступать на защиту своих интересов. За десятилетие, с 1870 по 1880 год, произошло около 200 стачек. Особенно крупной была забастовка в 1878 году на бумагопрядильной фабрике в Петербурге. В ней участвовал рабочий Пётр Моисеенко, который в 1885 году сыграл выдающуюся роль в стачке на фабрике Морозова в Орехове-Зуеве.

Морозовская стачка показала большую сплочённость рабочих. Она имела уже своих организаторов и руководителей. Пётр Анисимович Моисеенко, только что вернувшийся из ссылки, куда был отправлен за участие в петербургских стачках, вместе с другими рабочими выработал программу требований. Эту программу обсудили на тайных собраниях представителей рабочих и предъявили фабрикантам. Стачка продолжалась восемь дней и отличалась большим упорством. Она была сломлена после того, как полиция арестовала всех руководителей и шестьсот активных участников стачки. Моисеенко и другие рабочие были преданы суду. На суде выяснились такие чудовищные порядки на фабрике Морозова, что даже специально подобранные для суда присяжные заседатели вынуждены были признать невиновность руководителей стачки.

Морозовская стачка была самой крупной из всех стачек того времени. Она знаменовала начало массового рабочего движения.

Стачки постепенно становились всё более организованными. В программах стачечников звучали уже не жалкие мольбы и просьбы, а властные требования нового революционного класса, начинавшего осознавать свою общественную роль.

Морозовская стачка напугала царя Александра III и его министров. В 1886 году был издан закон о штрафах и расчётных книжках. По этому закону штрафы должны были поступать не в пользу фабрикантов, а на нужды самих рабочих. Стачка показала царизму, что рабочий класс может стать грозной силой. В морозовской стачке пролетариат впервые выступил как передовая сила революционного движения.

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

автора Щербаков Алексей Юрьевич

Глава 6. Приключения марксизма в России Собственно, ничего такого особо нового в марксизме и не было. Первым «Капитал» взялся переводить на русский язык ещё Бакунин. Правда, у него ничего толкового не вышло, не справился он с этой достаточно сложной книгой. Но уже в 1971 году

Из книги Великая русская революция, 1905-1922 автора Лысков Дмитрий Юрьевич

1. XIX век: триумфальное шествие марксизма в России. Либералы, церковь и великие князья приветствуют учение Немецкие экземпляры «Капитала» попали в Россию в конце 60–х годов XIX века. На протяжении нескольких лет в периодике публиковались выдержки из работ Маркса, шло их

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ 3. Рабочее движение и распространение марксизма в России В течение последней трети XIX в. численность рабочих в России увеличилась втрое и к 1900 г. составила около 3 млн. человек. Основным источником пополнения кадров рабочих по-прежнему оставались крестьяне. Отрыв их от

Из книги Три революции [черновик книги Великая русская революция, 1905-1922] автора Лысков Дмитрий Юрьевич

3. Зарождение марксизма в России Немецкие экземпляры «Капитала» попали в Россию в конце 60-х годов XIX века. На протяжении нескольких лет в периодике публиковались выдержки из работ Маркса, шло их обсуждение.В 1872 году в России легально вышел русский перевод первого тома

Из книги История России автора Мунчаев Шамиль Магомедович

§ 2. Развитие рабочего движения. Распространение марксизма в России, образование российской социал-демократии Во второй половине XIX в. на арену политической жизни России вступает пролетариат. Рабочее движение начинает оказывать все большее влияние на

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

13.3. Начало рабочего движения и распространение марксизма Развитие капитализма сопровождалось зарождением рабочего движения, началом распространения марксизма в России и возникновением социал-демократии.В 1870-е гг. в стране появляются первые рабочие организации:

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Распространение марксизма в России. I съезд РСДРП После раскола народнической организации «Земля и воля» один из ее руководителей, Г.В. Плеханов, возглавил группу «Черный передел». В 1880 г. Плеханов вынужден был эмигрировать. Познакомившись с работами К. Маркса, весьма

Из книги Новая «История КПСС» автора Феденко Панас Васильевич

1. «Начало рабочего движения и распространение марксизма в России» Эта глава охватывает 1883–1894 гг. В ее подразделах идет речь и о более ранних десятилетиях истории России XIX века. Положение основной массы населения России под царским режимом, в частности политическое

Из книги 1905 год. Прелюдия катастрофы автора Щербаков А.

Приключения марксизма в России Собственно, ничего такого особо нового в марксизме и не было. Первым «Капитал» взялся переводить на русский язык ещё Бакунин. Правда, у него ничего толкового не вышло, не справился он с этой достаточно сложной книгой. Но уже в 1971 году в Санкт

Из книги Русский Холокост. Истоки и этапы демографической катастрофы в России автора Матосов Михаил Васильевич

4.1. ВИРУС МАРКСИЗМА В ЕВРОПЕ И В РОССИИ Марксизм получил свое начальное развитие примерно в середине XIX столетия благодаря работам Маркса и Энгельса. Уже в то время наблюдалось внешнее финансирование подобного рода работ, так как Маркс не бедно жил в своем особняке на

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

2. Народничество и марксизм в России. Плеханов и его группа «Освобождение труда». Борьба Плеханова с народничеством. Распространение марксизма в России. До появления марксистских групп революционную работу в России вели народники, являвшиеся противниками

Из книги Великое прошлое советского народа автора Панкратова Анна Михайловна

3. Распространение марксизма в России В 1872 году в России вышел перевод первого тома гениального произведения Маркса «Капитал». В этом труде Маркс открыл законы развития капиталистического общества и обосновал необходимость борьбы пролетариата за социализм.

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том четвертый автора Коллектив авторов

3. РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАРКСИЗМА. ПЕРВЫЕ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ КРУЖКИ И ГРУППЫ НА УКРАИНЕ Марксизм как научное выражение коренных интересов рабочего класса возник в 40-е годы XIX в., когда явственно начали проявляться противоречия капиталистического общества и на

Из книги Полное собрание сочинений. Том 1. 1893–1894 автора Ленин Владимир Ильич

Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве (отражение марксизма в буржуазной литературе) По поводу книги П. Струве: «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России». СПБ. 1894 г.{87} Написано в конце 1894 – начале 1895 ? Напечатано в

В 80-х - начале 90-х гг. в России возник ряд марксистских кружков и групп. В 1883 г. в Петербурге образовалась марксистская группа, которой руководил Д. Благоев. В его группу вошли студенты университета, Технологического и Лесного институтов. Теоретической основой воззрений студентов стал марксизм. В проекте программы этой группы отвергался народнический тезис о "самобытности" исторического развития России, признавался факт развития капитализма, подчеркивалась передовая роль рабочих. Члены группы не проводили различий между пролетариатом и крестьянством, что было характерно для народничества.

В 1884 г. группа Д. Благоева объединяла 15 социал-демократических кружков столицы и стала именовать себя "Партией русских социал-демократов", развернув активную работу по пропаганде марксизма среди рабочих петербургских окраин. В кружках занимались около 150 заводских рабочих. Группа располагала собственной типографией и начала издавать социал-демократическую газету "Рабочий" (вышло всего два номера). Она поддерживала тесные контакты с группой "Освобождение труда". Благоевцы способствовали распространению первых марксистских работ Г.В. Плеханова, в марте 1887 г. организация была разгромлена.

С середины 80-х гг. передовые рабочие стремились познакомиться с марксизмом. В крупных промышленных городах появлялись кружки и воскресные школы. Организации рабочих в условиях конспирации иногда возникали параллельно, независимо друг от друга. Так произошло и с группой П.В. Точисского, созданной в 1885 г. и получившей название "Товарищество санкт-петербургских мастеровых". Сам руководитель организации порвал с дворянской средой и стал рабочим. Он считал необходимым создание рабочей партии, т.к. именно в рабочих видел революционную силу. "Товарищество" проводило пропаганду марксизма в рабочих кружках и на предприятиях, имело свою библиотеку, создало кассу для оказания помощи рабочим, ссыльным и забастовщикам. Строгая конспирация организации позволила сохранить рабочие кружки и после ареста руководителей группы в 1889 г.

Наиболее активные члены группы П. Точисского объединились с несколькими студенческими кружками и создали новую организацию - "Социал-демократическое общество", руководителем которой стал М.И. Бруснев. Она состояла из двух центральных кружков. Центральный рабочий кружок руководил низовыми рабочими кружками, центральный интеллигентский готовил пропагандистов, разрабатывал программы занятий и обобщал опыт работы. В своей деятельности организация руководствовалась программой группы "Освобождение труда". Своей целью она ставила подготовку среди рабочих руководителей рабочего движения, которые должны были вести среди рабочих разъяснительную работу. В целом около 20 рабочих кружков были созданы для подготовки пропагандистов. В 1891 г. рабочие-брусневцы провели первую в России маевку, на которой с речами выступили рабочие-революционеры. Активное участие в деятельности организации принимали такие видные представители социал-демократии, как Ф.А. Афанасьев, Н.К. Крупская, Г.М. Кржижановский и др.

Группа Бруснева поддерживала связи с марксистами Москвы, Нижнего Новгорода, Тулы и других городов, где действовали марксистские кружки. В 1892 г. многие члены группы во главе с Брусневым были арестованы и часть из них приговорена к тюремному заключению и ссылке в Сибирь. Эта группа была самой многочисленной и деятельной марксистской организацией того времени, она сделала первые попытки сблизиться с рабочим движением.

Большую роль в распространении марксизма в России сыграли кружки, организованные в Казани в 1888 г. одним из первых русских марксистов Н.Е. Федосеевым. Центральный кружок имел свою библиотеку, кассу, печатал марксистские работы и готовил свою программу. Вокруг центральной группы сложилось несколько низовых кружков, в один из которых после возвращения из ссылки в деревне Кокушкино вступил В.И. Ульянов (Ленин). Работа кружка была прервана арестом его членов. (См. дополнительный хрестоматийный материал.)

Процесс распространения марксизма захватил также и национальные регионы Российской империи. В Польше возникла (в 1882 г.) партия "Пролетариат", руководство которой поддерживало контакты с группой "Освобождение труда" и кружками Д. Благоева. В конце 80-х - начале 90-х гг. марксистские группы возникли в Вильно, Минске, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Тифлисе и других городах.

Десятилетие 1884-1894 гг. было временем возникновения и упрочения российской социал-демократии как идейного течения. Распространение марксизма шло еще в отрыве от рабочего движения, а сами кружки не были связаны между собой. Но стараниями членов марксистских групп и кружков в стране была подготовлена почва для соединения социализма с рабочим движением. Появление социал-демократического движения было связано прежде всего с усилением борьбы рабочих за свои права.