Евгений и Лидия Матвеевы: любовь земная. Евгений Матвеев: биография, личная жизнь Актер евгений матвеев личная жизнь дети

Дочь Евгения Матвеева раскрыла сайт тайны его личной жизни и поведала о последних днях жизни актера.

8 марта свое 94-летие отметил бы красивый и мужественный актер, народный артист СССР, лауреат Государственной премии и обладатель орденов «За заслуги перед отечеством» Евгений Семенович Матвеев. Он был буквально создан для исполнения ролей героев. Его киноработы получили оглушительный успех: Макар Нагульнов в «Поднятой целине», Нехлюдов в «Воскресении», Будулай в «Цыгане» (1967 г.), Захар Дерюгин в «Любви земной» и «Судьбе»... Артист до последнего отдавал себя творчеству, смог пережить серьезные травмы и вернуться в кино. сайт пообщался с его дочерью Светланой Евгеньевной, которая развеяла слухи о его романе с актрисой Вией Артмане и поведала о последних днях.

Евгений Матвеев буквально с самого детства был в центре внимания и мечтал о профессии актера.

– Когда папа был маленьким, то часто подражал животным – имитировал звуки, двигался, как они – и постоянно всех копировал, – рассказывает 69-летняя дочь актера Светлана Евгеньевна. – Будучи подростком, исполнял грустные песни перед деревенскими женщинами, ведь он родился в селе Херсонской области. Не знаю, откуда у него была любовь к душещипательным песням. Когда он пел, у женщин наворачивались слезы. Бабушка однажды сказала: «Ну что ты грустные песни поешь?! Людям и так тяжело». После этого отец стал горланить частушки, которые слышал от местных в деревне. И делал он это так заразительно и юморно, что все смеялись и не могли остановиться. Папа понял, что может заставить людей и смеяться, и плакать. Он отправился в Херсон, поступил в местный театр. Там его увидел народный артист СССР Николай Черкасов. Он посоветовал юноше ехать учиться в киевскую киношколу к Александру Довженко.

Дочь Народного артиста Светлана Матвеева / семейный архив

– Когда ввели плату за обучение, у него и нескольких сокурсников не было денег, чтобы заплатить. Папа буквально дышал актерской профессией, он решил, что жизнь для него закончена. Отправился ходить по улицам...

На следующий день отец решил последний раз сходить на занятия, попрощаться с однокурсниками и любимым учителем. В аудиторию вошел Довженко, по лицам учеников он понял: что-то произошло. Когда выяснил, в чем причина такого упаднического настроения ребят, сам заплатил за учебу.

Евгений Семенович мечтал постоять за свою страну / семейный архив

Студенческие годы Евгения Семеновича в киношколе прервала война.

– Папа сразу пошел в военкомат, хотел, чтобы его отправили на фронт. Тогда новобранцев не брали, так как нужно было пройти элементарную подготовку. Поэтому его отправили в Тюменское пехотное училище, где потом он стал преподавать. Желание выступить на защиту Родины его не покидало, и папа постоянно писал рапорты начальнику училища. А тот его вызывал к себе: «Смотри, какая у меня у самого стопка этих рапортов! Если мы уйдем, то кто будет новобранцев учить?!»

В годы войны семья Матвеевых буквально выживала как могла.

– Мой дедушка Семен Калинович ушел из семьи, когда отец был маленьким. Он иногда любил выпить и погулять. У бабушки Надежды Федоровны был бойкий характер: ей, видимо, надоели гулянки мужа, и скорее всего она сама его выгнала. Потом дедушка погиб на фронте. Папа никогда на эту тему не говорил, так как ничего не помнил. Бабушка с 16 лет работала на военном заводе, ездила копать картошку и собирать овощи. Знаете, было тяжело не столько в войну, сколько после нее. Их семью считали из разряда интеллигенции, поэтому выдавали карточки нормой обеспечения меньше, чем рабочим. Знаете, моя мама всегда мечтала найти на улице рубль. А когда это случилось, не осмелилась поднять.

Артист с юности был влюблен в театр. Ему были подвластны любые роли / семейный архив

Молодой офицер Матвеев во время службы не забывал о своем увлечении актерством и активно выступал на различных мероприятиях. В 1946 году, демобилизовавшись, Евгений Семенович остался в Тюмени, где был принят в театр. Актер из последних сил пытался обеспечить семью и устроился на шесть работ.

– Папа работал то в театре, то на радио, то вел какие-то кружки. Он очень уставал, но не жаловался. Мама и бабушка старались его хорошо кормить и втихую отдавали ему последнее.

Матвеев успешно играл в театре и был замечен на одном из всероссийских фестивалей. Ему поступило много предложений от крупных театров России, но он выбрал новосибирский «Красный факел», который называли сибирским МХАТом. Затем актера пригласили в Москву, где приняли в Малый театр, о котором он мечтал.

Благодаря Александру Довженко актер попал в кино / архив редакции

Евгений Матвеев дебютировал в кино в тридцать три года в комедии режиссера Андрея Фролова «Доброе утро». Эта картина стала одним из лидеров кинопроката. Ее посмотрели 30,5 миллионов зрителей. Вскоре сыграл Макара Нагульнова из «Поднятой целины» Шолохова, затем Нехлюдова в экранизации романа Толстого «Воскресение».

– Отца в кино считали чужаком. Ведь он практически окончил киношколу Довженко, был больше театральным артистом, а все киноактеры все-таки закончили ВГИК. Поэтому за спиной папы часто шептались. Но своим талантом он доказал, что профессиональный актер.

За небывалый успех в кино Евгению Семеновичу пришлось заплатить собст-венным здоровьем.

Актер говорил: «Я со слезами матери впитал уважение к женщине» / семейный архив

– Это был тяжелый момент в жизни нашей семьи. Случалось, что во время съемок отец получал травмы. Когда его утвердили в «Поднятой целине», то Михаил Шолохов спросил: «Ты умеешь скакать?» Папа кивнул. Когда начали снимать, то лошадь испугалась софитов и понеслась, а отец упал, зацепившись ногой за стремя. Его протащило по земле. Хорошо, что успели вовремя сделать операцию. Затем во время представления в городе Николаеве, где его загримировали под Нагульнова, он перевернулся на тачанке. Так получилось, что были только милицейские лошади, которые никогда в упряжке не бегали. И вот отец выехал, зрители вскочили рукоплескать и напугали лошадей. Это была одна из самых серьезных травм, так как он сильно повредил позвоночник. Отец лежал дома, получал пенсию по инвалидности – всего сорок три рубля. Врачи сказали, что больше в профессию ему дороги нет. Он очень сильно переживал эту паузу, но смог преодолеть все преграды и начал работать. Правда, ушел из театра, так как долго стоять на сцене не мог.

«Цыган» (1967) / стоп-кадр

Режиссерским дебютом Матвеева стал фильм «Цыган», где он сыграл главного героя – Будулая. Сам актер говорил: «Будулай – это совершенство красоты человеческой».

– Он безумно загорелся этой идеей, и боль отступила на второе место. Знаете, обычно актеры на сцене забывают о всех своих болезнях, так и отца излечила профессия. Во время съемок он ходил в жестком корсете, ему делали уколы. Он это все героически терпел.

В середине 1990-х годов российские экраны заполонили американские боевики, а отечественное кино осталось за бортом. В 1995 году вышел фильм Евгения Матвеева «Любить по-русски».

«Доброе утро» (1955) / стоп-кадр

– Сначала картину хотели назвать «Голый человек на голой земле». Но не стали, чтобы не угнетать народ, так как тогда была тяжелая ситуация в стране: люди перебивались с копейки на копейку. Папа показал, что надежда на лучшее все-таки есть, что бы ни было. Этот фильм имел оглушительный успех. Со всех концов страны шли письма с благодарностями от зрителей и деньгами. Представляете, пенсионеры присылали свои сбережения с просьбой снять продолжение. По словам самого Матвеева, он первый, кто так детально раскрыл тему простого человека: «Мне это очень близко. До боли знаю жизнь простого работяги, от которого не зависит государство, но который все держит на своих плечах. А успех был, я думаю, потому, что мы делали все искренне».

К своей славе – как актерской, так и режиссерской – Евгений Семенович относился с удивлением.

«Поднятая целина» (1959) / стоп-кадр

– Иногда папа не понимал, почему ему так все рукоплещут. Как только он выходил на сцену, весь зал вставал и аплодировал. Зрители его не отпускали по 4 часа! Поклонницы буквально не давали жизни. В подъезде постоянно под каждой ступенькой лежали цветы и записочки с признаниями. Когда мы их читали, падали от смеха. В одной было написано, что девушка собирается приехать в Москву и жить у нас. Из театра отец выходил в чужой одежде через черный ход. Но и это его не спасало, так как поклонники неслись к его машине и чуть ли не бросались под нее. В квартире постоянно раздавались звонки. Иногда поклонницы говорили маме не очень приятные вещи. Но она к этому относилась спокойно, не брала в голову, потому что отличалась женской мудростью.

В браке Лидия Алексеевна и Евгений Семенович счастливо прожили 56 лет.

– Мама всегда уступала отцу. Несмотря на это, у нее получалось все так, как она желала. Однажды хотела передвинуть мебель в квартире, а отцу это не понравилось. Когда он уехал на съемки, мама все переставила. Отец вернулся, увидел изменения в комнате и ничего не сказал. Знаете, вот смотрю на современных женщин, которые пытаются взять лидерство в семье, быть над мужчиной, и думаю: а зачем? Мама старалась создать для отца уют, домашнюю атмосферу. Только так он мог спокойно работать и существовать.

Евгений Семенович часто задумывался о законах Вселенной / Виктор Горячев

Супруга актера пожертвовала карьерой ради своего мужа. В одном из своих интервью Евгений Матвеев сказал: «Жена – моя жертва, она могла бы стать известной артисткой, а вместо этого всю жизнь пела в хоре».

– Моя мама была певицей. Когда мы жили в Новосибирске, то папу знали как «мужа Матвеевой». В то время она активно работала и кормила всю семью, пока отец не раскрылся как актер. После Новосибирска папу пригласили в несколько театров, и он выбрал Малый в Москве, о котором мечтал. Мама ни на секунду не задумалась и сказала, что нужно ехать. Потом она устроилась в хор Большого театра, где проработала всю жизнь.

Если поклонницы теряли голову от актера, то что можно говорить об актрисах, которые снимались с ним.

«Родная кровь» (1963) / РИА «Новости»

– Папа всегда говорил, что когда играет любовь, то нужна какая-то зацепка. Играл так, что все женщины плакали. Когда снимали «Родную кровь», его партнершей была Вия Артмане. Потом пошел слух, что у них якобы роман. Отец волновался, потому что не представлял себе, как с ней вести себя в любовных сценах: «Она такая холодная, какая-то отстраненная, зажатая». Потом они подружились, и получилась прекрасная киноистория. Папа умел не только найти подход к своим партнерам, но и мастерски выйти из образа, скажем так, без последствий. Уже после смерти отца родился слух о том, что у него есть дочь от Артмане. Считаю, что некорректно говорить об этом, когда двоих персонажей этой истории нет в живых и они не могут ответить. Мама рассказывала, что ей позвонили с НТВ, приглашая на передачу, и сообщили об этом. Она воскликнула: «Как, еще и дочь?!» Дело в том, что раньше говорили, что у них якобы есть сын. Но факты свидетельствуют о том, что это не так. Когда отец познакомился с Артмане, то сыну ее было 6 лет, а дочь Кристиана родилась в 1965 году. «Родную кровь» снимали в 63-м, а вышла она в 64-м. И как отец и актриса потом могли общаться, если жили в разных городах: он – в Москве, она – в Риге?

Актер был не только в профессии на все руки мастер, но и в быту.

«Время сыновей» (1986) / Global Look Press

– Мог сделать и любую мужскую работу по дому, и что-то приготовить. Обычно мы еду оставляли ему в холодильнике. Каждую кастрюлю и баночку подписывали, чтобы папа сразу сориентировался. Ведь он раздельно и диетически питался. Однажды прихожу домой, а там дым коромыслом, – продолжает дочь актера. – Спрашиваю отца: «Ты ужинал?» Тот в ответ: «Да, было очень вкусно, попробуй сама». Смотрю на сковороду, а там огарок. Оказывается, он хотел разогреть блины. Когда ему позвонили, то он отвлекся и вышел из кухни. Папа был полностью погружен в свои творческие идеи и мог забыть о многом.

После работы Евгений Семенович возвращался домой и закрывался у себя в кабинете, работая ночами над новыми сценариями.

– Папа очень много работал дома. Все время что-то читал, писал. И конечно, любил делать это в тишине. А у моего маленького сына Алеши вызывала интерес закрытая дверь. Он очень просился к деду и не выдержал – разбил стеклянную дверь сувенирной курительной трубкой. Отец очень испугался, не повредил ли себе что-то внук. Сейчас Леше 40 лет. По образованию он юрист и экономист. У него есть трехлетний сын Олежка. По стопам дедушки Леша не особо рвался идти. Правда, когда был еще ребенком, то на 60-летии моего отца выступил со стихотворением в «Доме кино». Потом у нас разрывался телефон – все хотели снимать его в кино. Я ему сказала, что сначала нужно получить обычную профессию, которая бы всегда была за спиной, а потом уже при желании начать актерскую карьеру.

У Андрея есть трое детей. Взрослый сын Евгений, у него родилась дочь Соня и скоро родится еще одна девочка. У Нади – сын Ярослав, ему полтора года. И дочка Лиза. Она еще маленькая, ходит в шестой класс, занимается музыкой, спортом.

«Воскресение» (1960) / архив редакции

Хоть Евгений Матвеев был и пылкого нрава, он никогда не срывался на детей.

– За наши проделки с Андреем (сын актера, погиб в 2008 году. – Авт.) папа никогда не ругал. Он умел так доходчиво и поучительно подколоть, что нам потом было стыдно. Мы вообще его немного боялись, правда, не знаю, почему. Когда училась в начальной школе, то нам ставили оценки за поведение. Я тогда была старостой. Однажды увела с уроков целый класс в кино. Тогда была весна, потрясающая погода, учиться не хотелось. И мне влепили в дневник двойку. Чтобы это спрятать, склеила в нем две страницы. Когда отец узнал, пристыдил меня не за оценку, а за то, что я скрыла этот факт. Еще помню, когда мне было восемь лет и мы с родителями ехали в троллейбусе, я увидела свободное место и сразу приземлилась на него. Папа посмотрел на меня и сказал маме: «Знаешь, Лида, пусть Светочка посидит. Она у нас такая старенькая, слабенькая. А ты и постоять можешь». Еле-еле дождалась своей остановки и выбежала из троллейбуса вся красная от стыда. Этот урок я запомнила на всю жизнь. За несколько месяцев до смерти отцу предложили снять фильм про пророка Мухаммеда, – продолжает Светлана Матвеева. – Он стал изучать Библию не как церковную книгу, а как летопись жизни. Ему было интересно, в чем различие между исламом и православием, хотя он сам был атеистом. Когда был в Иерусалиме у Гроба Господня, то очень впечатлился атмосферой. У папы стали возникать вопросы о происхождении человека, о Боге. А перед своей смертью попросил, чтобы его отпевали в церкви.

Внуки актера каждый день вспоминают любимого дедушку / Виктор Горячев

Артист работал буквально на износ и не щадил себя: ездил на мероприятия, выступал, писал сценарии. 5 мая 2003 года Евгения Семеновича срочно госпитализировали в Центральную клиническую больницу прямо с дачи, где он плохо себя почувствовал.

– Мы думали, что у папы приступ хронического бронхита и все обойдется... После медкомиссии сказали, что нет ничего страшного, якобы в легких есть небольшое пятнышко. Мы стали бить тревогу. Ему становилось все хуже и хуже, он перестал есть и очень ослабел. Мы снова поехали в больницу, где нам сообщили, что еще не время класть отца: мол, очередь не подошла. Считаю, это врачи его проворонили, так как назначили диспансеризацию слишком поздно и даже не поставили на учет. Он очень хотел как можно быстрее вернуться домой и попросил меня поговорить с врачом: мол, ничего же серьезного нет... Но врач сказал, что отец из больницы уже не вернется, потому что у него четвертая стадия рака, – возмущенно продолжила рассказ дочь Матвеева. – Сказали, что ему осталось от одного дня до полугода. Когда я вышла из кабинета, то была буквально ошарашена. Мы об этом толком не знали! Когда все приехали проведать папу, он пошел в ванную комнату, покурил, потом сел на кровать и повалился. Мы бросились звать сестру, врача. Когда всех нас выгнали из палаты, то стали откачивать отца. Но чуда не произошло... Его не стало. Когда я пошла в больницу за документами, врачи сказали: «Чему вы удивляетесь, вы разве не знали, что он умирает?» Но мы и правда ни о чем не догадывались, думали, что его просто подлечат.

На могиле народного артиста СССР всегда много цветов / семейный архив

Евгений Матвеев скончался 1 июня 2003 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

– Когда о его смерти стало известно всей стране, соседи, знакомые и просто чужие люди стали к нам приходить, поддерживать нас: «Евгений был для нас иконой, божеством». Даже когда он шел по двору, то все буквально замирали. Знаете, жалею о том, что не записывала за отцом все его рассказы, события из жизни. Ведь мы с ним беседовали о многом, рассуждали, и он всегда все говорил прямо, как есть. У него была прекрасная интуиция. Он даже предсказывал политические события. Например, с приходом Горбачева рассказал, что будет тяжелый период в стране. Вообще, его очень волновала политическая ситуация в мире. Думаю, и сейчас, спустя практически тринадцать лет, мы бы услышали его прогнозы. Надеюсь, он нам подаст знак.

Евгений Матвеев - легендарный советский и российский кинорежиссер и актер, сделавший огромный вклад в российское кино, человек необыкновенной харизмы и энергетики, известный и любимый широчайшей зрительской аудиторией за сыгранные им незабываемые роли в картинах «Поднятая целина», «Любовь земная», «Родная кровь», «Судьба», «Солдаты свободы», «Цыган», «Любить по-русски».

Детские годы

Евгений Матвеев родился в маленьком селе Херсонской области Новоукраинка, в 1922 году, 8 марта. Его мать, Надежда Федоровна, была простой крестьянкой, а отец, Семен Калинович - человеком с образованием, красноармейцем и коммунистом.

Личная жизнь родителей Евгения не сложилась. Родня Надежды Федоровны не признала их брак законным и не дала на него своего благословения. Вместе родители прожили не очень долго. Маленькому Жене исполнилось всего четыре года, когда отец оставил семью. Надежда Федоровна была вынуждена возвратиться в родительский дом, ей пришлось одной воспитывать сына.

Евгений не знал об актерской профессии и не собирался становиться актером, хотя тягу к творчеству он ощущал с самого детства. Сильный и крепкий парень неустанно трудился наравне со взрослыми, как самый настоящий крестьянин. Он носил воду, пахал и даже иногда торговал. Самой заветной мечтой мальчика было приобретение балалайки. Денег на инструмент в семье, конечно, не было. Чтобы купить его, мальчику приходилось зарабатывать их самому. Он продавал арбузы, экономил каждый рубль и в конце концов балалайка все же была приобретена. Мальчик целеустремленно изучил технику игры, а затем стал выступать с импровизированными концертами перед своими односельчанами. Евгений не просто виртуозно владел инструментом, но и сам сочинял и исполнял частушки. Эти небольшие концерты пользовались большим успехом и всегда собирали многочисленных зрителей.

Первые шаги в творчестве

Односельчане оценили явные таланты мальчика и посоветовали Надежде Федоровне отвезти Женю в город, чтобы он смог получить настоящее хорошее образование. Мальчик с матерью переехали в Цюрупинск, где Евгений впервые смог увидеть любительское театральное представление. Театр захватил его целиком и он стал мечтать о сцене и актерстве.


Фото: Евгений Матвеев

Женя занимался в драмкружке, где пробовал себя сразу в нескольких амплуа: певца, фокусника, танцора, участвовал почти во всех постановках. В девятом классе он уже участвовал в массовках в Херсонском театреи даже играл небольшие роли. Его талант был замечен знаменитым актером Н. К. Черкасовым, порекомендовавшем способному юноше поступить в театральное училище к Александру Довженко. Евгений отправился в Киев и успешно выдержал вступительные экзамены.

В школе актеров Матвеев проучился недолго, начавшаяся война изменила его судьбу.

Война

В самые первые военные месяцы жители города, и Евгений в том числе, возводили укрепления, копали окопы. Конечно же, как и все мальчишки того времени, он подавал рапорты, просился на фронт. Его отправили на учебу в Тюмень, в пехотное училище.

В боях он принял участие лишь в 1944 году, уже став лейтенантом. После войны Евгений вернулся в родное Тюменское училище в качестве преподавателя. Он руководил художественной самодеятельностью, играл в спектаклях, писал сценарии и занимался творческой деятельностью труппы. На одном из концертов произошла судьбоносная для Матвеева встреча. Он познакомился со студенткой музучилища,Лидией, своей будущей единственной супругой, с которой они затем прожили счастливую и долгую совместную жизнь.

Актерское признание и слава

Через два года после работы в Тюменском драмтеатре, Матвеев перешел в Новосибирский «Красный факел». Он - ведущий актер, участвует во многих спектаклях: «Великая сила», «Бешеные деньги», «Наш общий друг», «Кандидат партии». На первом этапе театральной карьеры Евгений смог многого добиться. Благодаря увлеченности и актерской самоотдаче к нему пришла заслуженная известность. Неудивительно, что талантливого актера вскоре заметили и пригласили в знаменитый Малый театр, в труппе которого Матвеев проработал более пятнадцати лет.

Первая кинороль в творческой биографии Матвеева была сыграна только в 1955 году. Он снялся в комедии «Доброе утро», которая имела ошеломительный успех. Но всенародно известен Матвеев стал после кинофильма «Дом, в котором я живу». Он сыграл простого парня, пережившего ужасы и тяжести войны. Образ Кости Давыдова, созданный актером, очень полюбился зрителям. Уже знаменитому Матвееву стали поступать регулярные предложения о съемках у известных режиссеров. Его природный талант и стремление к новому открывали перед Матвеевым необыкновенные перспективы. Он активно снимался и принял участие во многих популярных кинокартинах, среди которых «Поднятая целина», «Воскресенье», «Сибирячка».

После яркой, триумфальной роли Нагульнова в «Поднятой целине» Матвеев безоговорочно обожаем зрителями. Новая волна всенародной любви обрушилась на Евгения Матвеева после фильма «Родная кровь», в котором никого из зрителей не оставила равнодушным пронзительная история любви и непростой жизни главного героя. После этой роли поклонницы буквально оборвали телефон Евгения Матвеева звонками и завалили его мешками писем.

За свою актерскую работу Матвеев получил народного артиста СССР, множество государственных и кинематографических наград и премий.

Режиссерская карьера

В пик наибольшей популярности, в 1965 году, Матвеев принимал участие в праздничном театрализованном представлении в городе Николаеве. Загримированному под Макара Нагульнова Матвееву предстояло проехать на тачанке по кругу стадиона. Во время поворота колесо тачанки отвалилось, и Евгений Матвеев рухнул на асфальт. В итоге он серьезно повредил позвоночник и два года был вынужден пролежать в кровати. Актеру пришлось отказаться от театра, но он вернулся в кино.

В 1967 году Матвеев начал заниматься новой интересной сферой творчества - режиссерской работой. В известной картине «Цыган» он выступил режиссером и исполнил главную роль. Некоторые критики посчитали режиссерский дебют Матвеева явным провалом, другие, наоборот, были восхищены его работой. Тот факт, что фильм популярен и сейчас, не требует дополнительны комментариев.

Были у Матвеева и не слишком удачные картины, но он всегда неизменно пользовался высоким авторитетом. С 1968 года Матвеев - кинорежиссер Мосфильма, затем он становится секретарем кинематографического Союза, параллельно преподает во ВГИКе. Его фильмы хорошо принимаются зрителями, в них этот открытый, искренний, бескорыстный человек показывает то, что интересно обычным людям - настоящую любовь, веру в справедливость, подлинную честь и верность. В середине 70-х Матвеев снимает ленты «Любовь земная» и «Судьба» о жизни и любви колхозного председателя Захара Дерюгина. Он играет главную мужскую роль в дуэте с замечательной актрисой - необыкновенной красавицей . Фильмы посмотрели в прокате почти пятьдесят восемь миллионов зрителей.
Перестройка, наступившая в СССР в 80-х годах, изменила многое в жизни и творчестве Евгения Матвеева. Его обвиняли в угодничестве власти, отстранили от высокой должности. Он очень тяжело переживал эти несправедливые обвинения и даже хотел покончить с собой. Пережить тяжелое время ему помогали только семья и близкие друзья.

В годы кинематографического застоя российское кино стало невостребованным, зрители предпочитали смотреть сериалы зарубежного производства или криминальные низкопробные отечественные картины. В это время Матвеев снимает свою знаменитую киноленту «Любить по-русски», где он снова не изменяет себе. Несмотря на некоторую наивность и легкую утрированность сюжета, красивая сказка о жизни покоряет зрителей настолько, что продолжение трилогии Матвеев снимал за средства поклонников фильма, с нетерпением ждавших продолжения этой захватывающей истории.

Личная жизнь

Матвеев женился один раз в жизни. Его свадьба с Лидией состоялась весной 1947 года. В том же году в молодой семье родилась дочь Светлана, спустя десять лет у них появился сын Андрей.


Фото: Евгений Матвеев с женой

Матвеев вместе с супругой прожили вместе пятьдесят шесть лет. Верная помощница Лидия была музой знаменитого актера.

Смерть

В 2003 году, в мае Евгения Семеновича неожиданно госпитализировали, близкие думали, что у него бронхит. В Центральной клинической больнице ему диагностировали рак легких, что стало полной неожиданностью и шоком для семьи. Оказывается актер знал о смертельном недуге, но ничего не говорил своим близким и не предпринимал никаких шагов по его лечению. Скончался Евгений Матвеев в возрасте восьмидесяти двух лет, в июне 2003 года, на руках у Лидии Алексеевны. Рядом находилась вся его семья, дети, внуки.

Фото: Евгений Матвеев могила

Творчество этого талантливого актера и режиссера живет и сегодня. В его память была снята документальная кинолента «Жизнь без вранья», в которой рассказывается о творческом пути простого крестьянского мальчика из далекой деревни, ставшим настоящей легендой не только российского, но и мирового кинематографа.

Избранная фильмография

  • 1953 - Судьба Марины
  • 1960 - Воскресение
  • 1972 - Сибирячка
  • 1981 - Фронт в тылу врага
  • 1995 - Любить по-русски
  • 2001 - Под Полярной звездой

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Биография, история жизни Матвеева Евгения Семеновича Матвеев Евгений Семенович (08.03.1922, с. Новоукраинка, Украина – 01.06.2003, Москва) – советский и российский актер театра и кино, режиссер, сценарист. Детство Детство Евгения Матвеева было трудным. Родился он 8 марта 1922 года в Херсонской области в селе Новоукраинка, куда волею судьбы забросило его отца, красноармейца Семена Калиновича, и мать Надежду Федоровну. Сразу же после рождения ребенка отец бросил семью, и матери ничего не оставалось, кроме как вернуться в родную деревню. Там ее, родившую без родительского благословения, ждали проклятия и оскорбления. Однако сильная женщина все это пережила… С ранних лет Жене пришлось работать. Он возил воду пахарям, собирал в поле колоски, водил лошадь по борозде, т.е. делал все, что было под силу (а порой и не под силу) деревенскому мальчишке. В свободное же время Евгений забавлялся тем, что играл на балалайке для сельчан. Может быть, именно тогда в нем и родился артист… Довоенные годы Позже Евгений Матвеев вместе с матерью перебрались в город Цюрупинск все той же Херсонской области. Здесь мальчик впервые соприкоснулся с миром театра, начав заниматься в школьном драмкружке. Актерство увлекло Евгения, и он по окончании школы поступил в театральную студию, а затем начал работать статистом в Херсонском театре. Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба Матвеева, если бы однажды в 1940 году в Херсоне не остановился проездом знаменитый актер Николай Черкасов. Побывав в театре, он отметил нескольких молодых актеров (в том числе и Матвеева) и посоветовал им отправиться в Киев к режиссеру Александру Довженко. В Киеве Евгения приняли в актерскую школу при киностудии. Однако вскоре его учеба была прервана. Грянула Великая Отечественная война… Личная жизнь На фронт Евгений Матвеев попал лишь в 1944 году, после того, как в звании лейтенанта окончил Тюменское пехотное училище. После окончания войны Матвеев еще около года служил в Тюменском училище, где руководил военной самодеятельностью. Именно благодаря этому он и познакомился со своей будущей половиной. Однажды на их концерт пришла студентка местного музыкального училища Лида. Она сразу же обратила внимание на Евгения Матвеева, исполнявшего на сцене роль Гитлера. Чуть позже ситуация повторилась, но уже в прямо противоположном варианте. Евгений Матвеев вспоминал: «В музыкальном училище был какой-то концерт и Лида выступала. Она была божественна, у нее было божественное лирико-колоратурное сопрано. Меня прямо током ударило…». 1 апреля 1947 года молодые поженились… В том же году у супругов родилась дочь Светлана. Через десять лет в семье появился второй ребенок – сын Андрей. Театр В 1946 году Евгений Матвеев демобилизовался и стал актером Тюменского драматического театра. Здесь он проработал два года, а затем получил приглашение в труппу знаменитого Новосибирского театра «Красный факел». Евгений долго раздумывал над предложением и решился только лишь благодаря настойчивости жены… На сцене «Красного факела» Матвеев выступал до 1952 года, став за это время одним из ведущих актеров театра и завоевав огромную популярность среди местных зрителей. Поэтому не удивительно, что вскоре талантливого актера пригласили в Москву в знаменитый Малый театр. Первые роли в кино Впервые в кино Евгений Матвеев снялся уже достаточно поздно – в тридцать три года. Его дебютом на экране стала роль Судьбинина в музыкальной комедии режиссера Андрея Фролова «Доброе утро». Сегодня эту картину мало кто помнит, но тогда, в 1955 году, она стала одним из лидеров кинопроката, заняв почетное шестое место и собрав 30,5 миллионов зрителей. После выхода этой картины на Матвеева наконец-то обратили внимание кинорежиссеры. Он снялся в приключенческом фильме «Дорога» и киноповести «Искатели» (роль – инженер Андрей Лобанов). А затем пришел и первый серьезный успех. В 1958 году фильм Льва Кулиджанова и Якова Сегеля «Дом, в котором я живу», где Матвеев сыграл главную роль Кости, взял первый приз на Всесоюзном кинофестивале. Высоко оценили картину и зрители. По итогам опроса читателей газеты «Советская культура» фильм занял пятое место. Триумф Еще не закончились съемки в фильме «Дом, в котором я живу», как Евгений Матвеев получил приглашение на пробы в картину режиссера Александра Иванова «Поднятая целина» (по одноименному роману Михаила Шолохова). На роль Макара Нагульнова претендовало около 30 актеров, но победу одержал Матвеев. Выбор режиссера оказался оправданным. Актер создал яркий, запоминающийся образ, чем завоевал всеобщую зрительскую любовь. Стоит заметить, что персонажами Матвеева в его первых картинах были простые русские люди, сильные, размашистые, темпераментные, порой безоглядные. И когда вслед за Нагульновым Матвееву предложили роль князя Нехлюдова в драме «Воскресение» (по Льву Толстому), это вызвало всеобщее недоумение. Удивлялись и режиссеру, который «на кирзовый сапог собирается надеть замшевые гамаши», удивлялись и самому актеру, решившемуся согласиться на совершенно безвыигрышную роль. Тем не менее Евгений Матвеев, отбросив все сомнения, взялся за создание образа Нехлюдова. Причем подошел к этому он со всей тщательностью. Актер неоднократно посещал Ясную Поляну, читал дневники Льва Толстого, буквально впитывая в себя новый образ. Даже в повседневной жизни Матвеев старался держаться соответственно, всем своим видом и поведением демонстрируя, что он князь Нехлюдов. Картина «Воскресение», вышедшая на экраны сразу же вслед за «Поднятой целиной», посрамила всех скептиков. Евгению Матвееву удалось глубоко и полно передать внутренний мир своего персонажа, отразить на экране его сложнейшую эволюцию. Столь разноплановые роли, как Нагульнов в «Поднятой целине» и Нехлюдов в «Воскресении», продемонстрировали разносторонний талант Матвеева и принесли актеру всесоюзную популярность. Теперь уже не было сомнений – в отечественном кино появилась новая звезда. Всенародная любовь На волне успеха Евгений Матвеев снялся в нескольких картинах, среди которых наиболее удачной стала «Родная кровь» режиссера Михаила Ершова. В этой чистой, лишенной всякой политики и социальных лозунгов мелодраме Матвеев исполнил главную роль – сержанта-танкиста Федотова, который по пути из госпиталя на побывку домой знакомится с паромщицей Соней (Вия Артмане), матерью троих детей. Однако их счастье длится недолго… Пронзительная любовная история не оставила зрителей равнодушными. Фильм занял в прокате четвертое место, собрав на сеансах почти 35 миллионов человек. Персонаж Матвеева полюбился всем, но в особенности женской аудитории. На актера обрушился поток писем с признаниями в любви, многочисленные поклонницы буквально обрывали его телефон. Не оставили без внимания картину и профессионалы. «Родная кровь» была отмечена призами на международных кинофестивалях в Мар-дель-Плато и Буэнос-Айресе (оба – Аргентина), а также на всесоюзном кинофестивале в Ленинграде (1964). Несчастье В самый пик популярности с Евгением Матвеевым произошло несчастье. В 1965 году он с группой других известных актеров выехал в украинский город Николаев. Там на местном стадионе был организовано праздничное театрализованное представление. Матвееву, загримированному под Макара Нагульнова, предстояло проехать круг на тачанке. Вместо тачанки Матвееву выдели какую-то телегу. Еще перед заездом актер, осмотрев ее, хотел было отказаться от этого мероприятия – слишком уж так называемая «тачанка» ненадежно выглядела. Однако устроители праздника уговорили его. Все закончилось тем, что во время поворота у телеги отвалилось колесо, и Евгений Матвеев, вылетев из нее, рухнул на асфальт. Итог – серьезное повреждение позвоночника: два раздавленных диска и защемленный нерв. После длительного лечения Матвеева наконец выписали, дав третью группу инвалидности (первоначально врачи собирались дать ему вторую группу без права работы, но он убедил их этого не делать). Режиссерский дебют В эти тяжелые дни Евгений Матвеев ощутил всенародную поддержку. Со всех концов страны ему писали люди, предлагая кто способы лечения, кто деньги, а кто просто выражал свое сочувствие. Не оставили актера в стороне и коллеги – киностудия им. Довженко предложила ему заняться режиссурой. Как признавался сам Евгений Матвеев, об этом он уже давно втайне мечтал. Первым опытом на новом поприще для Матвеева стала мелодрама «Цыган» по одноименной повести А. Калинина. Роль Клавдии новоиспеченный режиссер доверил популярной актрисе Людмиле Хитяевой, а Будулая сыграл сам. Первая картина Евгения Матвеева вызвала разноречивые отклики. Многие зрители были в восторге, поэтому не случайно, что по итогам опроса журналом «Советский экран» исполнителей главных ролей (Матвеев и Хитяева) назвали лучшими актерами 1967 года. Однако было немало и критических замечаний… Актер и режиссер С 1968 года Евгений Матвеев окончательно оставил театр и полностью переключился на работу в кино. В качестве режиссера он поставил историко-революционный фильм «Почтовый роман» и мелодраму «Смертный враг», в которых снялся и сам. Впрочем, оба эти фильма большого успеха не имели. Много Евгений Матвеев снимался и у других режиссеров, но большинство фильмов были откровенно среднего уровня. Среди успешных картин стоит назвать лишь кинороман Алексея Салтыкова «Сибирячка» (благодаря которому Матвеев спустя два года был вновь назван лучшим актером года) и историко-биографическую ленту «Укрощение огня» (но здесь Матвееву досталась роль второго плана). В середине 70-х Евгений Матвеев вновь взялся за режиссерство. Им была поставлена социальная кинодилогия «Любовь земная» и «Судьба», рассказывающая о жизни председателя колхоза Захара Дерюгина и его любви к молодой Мане Поливановой. Главную мужскую роль в картинах исполнил сам Евгений Матвеев, а Поливанову сыграла замечательная актриса Ольга Остроумова. Конечно же, в обеих картинах имела место лакировка событий, без этого в то время редко обходился какой фильм. Тем не менее и «Любовь земная», и «Судьба» вызвали у зрителей живейший отклик. «Любовь земная» вышла в прокат в 1975 году и собрала на сеансах около 51 млн зрителей, а «Судьба» в 1978 году и вовсе почти 58 миллионов. Еще одной заметной работой Евгения Матвеева в 70-е годы стала роль Брежнева в фильме «Солдаты свободы». Заметной, но не в плане творчества, а в плане дальнейшей карьеры. Этот небольшой эпизод открыл актеру путь в «верха». Он тут же стал секретарем Союза кинематографистов, его картинам устраивали пышные всесоюзные премьеры, отмечали высокими наградами. Все это еще скажется на Евгении Семеновиче чуть позже… Постперестроечные работы Наступившая в середине 80-х годов в Советском Союзе перестройка многое изменила в жизни Евгения Матвеева. В 1986 году на пятом съезде кинематографистов СССР он был освобожден от своей должности. Ему припомнили и лакировочные картины, и роль Брежнева, и многое другое… Для Матвеева это было страшным ударом. По его признанию, он даже одно время помышлял покончить с собой, и кто знает, что бы случилось, если бы не дети и внуки… В конце 80-х Матвеев вернулся в кинематограф. Он снял трагическую мелодраму «Чаша терпения», где главные роли вновь распределил между собой и Ольгой Остроумовой. На фестивале «Созвездие» картина была удостоена лестных отзывов и даже завоевала приз зрительских симпатий, но широкому зрителю она осталась практически неизвестной. Довелось Матвееву сняться и в тогдашней «чернухе» – криминальной драме «Место убийцы вакантно» и политическом детективе «Клан». Что делать, надо было как-то зарабатывать на жизнь. Кстати в «Клане» Матвеев вновь изобразил Брежнева. Только теперь это был уже совсем не тот Брежнев, нежели в картине «Солдаты свободы»… «Любить по-русски» В середине 90-х отечественный экран захлестнула волна низкопробных латиноамериканских сериалов и американских боевиков. Российское кино оказалось на задворках. Тогда казалось, что оно уже никому не нужно. Именно в этот момент Евгений Матвеев вновь напомнил о себе. В 1995 году вышел его новый фильм «Любить по-русски». Матвеев не изменил себе, вновь сняв картину, казалось бы, обреченную на разгромную критику и обвинения в лакировочности. Однако эта картина (скажем откровенно – красивая сказка) была снята настолько искренне, настолько открыто, что вызвала небывалую ностальгию у всего российского зрителя. «Любить по-русски», а значит, без оглядки, со всем размахом... Название настолько точно соответствовало содержанию! И народ откликнулся. Со всех концов страны посыпались письма с благодарностью и… деньгами. Российские пенсионеры присылали свои последние копейки с просьбой снять продолжение картины! Действительно – любить по-русски… В 1987 году на народные деньги Евгений Матвеев поставил «Любить по-русски-2». Картина несколько уступала первой части в плане профессионализма, но тогда российскому зрителю это было совсем не важно. Она была принята на ура так же, как и первая. В 1999 году Евгений Семенович снял заключительную часть трилогии «Любить по-русски», в которой добро и справедливость наконец-то побеждало зло. Наивно? Да. Но, может быть этой наивности и веры в хорошее тогда и не хватало нам… «Мое кино – прямолинейное, – сказал тогда Евгений Семенович. – Я ищу кратчайший путь от сердца к сердцу. Правду, йоту мечты, йоту сказки – вот что я хочу оставить людям. Народу сегодня нужна сказка. Как я был сторонником «Кубанских казаков», так им и остаюсь». «Любить по-русски» была последний серьезной работой Евгения Матвеева (в 2001 году он мелькнул в крошечном эпизоде сериала «Под Полярной звездной»). 1 июня 2003 года он скончался. Причина смерти великого актера – рак легких. Матвеева похоронили на Новодевиьчем кладбище. После смерти Евгений Матвеев не ушел в забвение. Поклонники его таланта продолжали смотреть его фильмы, восхищаться его тонкой игрой и режиссурой. В 2007 году на ТВ вышел документальный фильм под названием «Жизнь без вранья. Евгений Матвеев», в котором создатели проекта постарались наиболее полно рассказать о творческом пути простого мальчика из глухой деревни, ставшего настоящим гением кинематографа.

Актёр, кинорежиссёр, сценарист.

Заслуженный артист РСФСР (18.11.1958).
Народный артист РСФСР (26.05.1964).
Народный артист СССР (13.03.1974).

В 1940-1941 годах учился в киноактёрской школе при Киевской киностудии.

С началом Великой Отечественной войны копал окопы и сооружал укрепления вокруг города. Был направлен на учёбу в Тюменское пехотное училище. По окончании училища проходил в нём службу в качестве преподавателя. Неоднократно подавал рапорты об отправке на фронт, которые не были удовлетворены. Демобилизован в 1946 году.
Член ВКП(б) с 1948 года.

В 1946-1948 годах играл в драматическом театре Тюмени, позднее работал в Новосибирске в драматическом театре «Красный факел» (1948-1952).
В 1952-1968 годах - актёр академического Малого театра в Москве.

В 1956 году окончил Студию под руководством М. Кедрова при ВТО. С 1968 года - режиссёр киностудии «Мосфильм».

На протяжении многих лет (с 1975 года) руководил актёрской мастерской Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК, профессор с 1985 года). Его мастерскую закончили такие актёры, как Наталья Вавилова, Валерия Рижская, Владимир Шевельков, Андрей Гусев, А. К. Кулиев и многие другие актёры, работающие в театре, кино и на телевидении, как в России, так и за рубежом.
С 1976 по 1986 год - секретарь правления Союза кинематографистов СССР.

Евгений Семёнович скончался днём 1 июня 2003 года в московской больнице от рака лёгких. Похоронен 4 июня на Новодевичьем кладбище, участок № 10.

В 2007 году к 85-летию со дня рождения был снят документальный фильм «Жизнь без вранья. Евгений Матвеев», посвященный творческой деятельности кинематографиста.

театральные работы

Тюменский театр
Ваня Земнухов («Молодая гвардия»)
Боровский («За тех, кто в море»)
Черемизов («Молодой лес»)

Театр "Красный факел"
Джон Гармон («Наш общий друг»)
Леонтьев («Кандидат партии»)
Виктор Лавров («Великая сила»)
Аксанич («Константин Заслонов»)
Юрий Поднебесько («Счастье»)
Барон Фитингоф и Комиссар округа («Незабываемый 1919-й»)
Нил («Мещане»)
Улдыс («Вей, ветерок!» Я. Райниса)

Малый театр
Незнамов («Без вины виноватые» А. Островского, 1952)
Звонарев («Порт-Артур»)
Яровой («Любовь Яровая»)
Родон («Ярмарка тщеславия»)
Трофимов («Главная роль»)
Столбов («Осенние зори»)
Ераст («Сердце не камень»)
Освальд («Привидения»)

призы и награды

Два ордена Ленина (1971, 1982).
Орден Октябрьской Революции (1986).
Ордена "За заслуги перед Отечеством" II-й степени (2002) и III-й степени (1997).
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «За оборону Киева»
Медаль «Ветеран труда»
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «В память 1500-летия Киева»
Медаль «В память 850-летия Москвы»
Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»
Медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса» I степени (2002) - за многолетнюю плодотворную работу, высокий профессионализм, значительный вклад в социально-экономическое развитие области
Золотая медаль имени А. П. Довженко (1978, фильм «Судьба»)
Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1974, "За создание образа современника в фильмах последних лет").
Государственная премия СССР (1978) - за создание художественных фильмов «Любовь земная» и «Судьба».

Режиссер фильма "Почтовый роман", получившего Приз и Первую премию "За историко-революционный фильм" IV-го Всесоюзного кинофестиваля (Минск, 1970 год).
Награжден золотой медалью имени А. П. Довженко (1974, за роль в фильме «Высокое звание»).
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Специальная премия кинофестиваля» (1978, за фильм «Судьба»).
Лауреат Приза МКФ в Чехословакии (1980, за роль в фильме «Емельян Пугачев»).
Лауреат Всесоюзного смотра-конкурса фильмов о рабочем классе в Ярославле (1981, Первый приз, фильм «Особо важное задание»).
Лауреат XVIII Всесоюзного кинофестиваля (1985, специальный приз Оргкомитета и Министерства обороны за фильм «Победа»).
Лауреат КФ «Созвездие» (1995, Приз «За выдающийся вклад в профессию»).
Лауреат Приза «Золотая арча» за лучшую мужскую роль на МКФ в Ташкенте (1997, за роль в фильме «Любить по-русски-2»).
Кинофестиваль республик Закавказья и Украины (1968, Диплом Союза журналистов Армении, фильм «Цыган»).
Почётный гражданин Свердловской области.

Советский и российский актер и режиссер. Известен по фильмам серии «Любить по-русски», лентам «Цыган», «Любовь земная» и другим. Народный артист, обладатель многочисленных премий. Отец двоих детей.

Детство и юность

Евгений Матвеев родился в селе Новоукраинке 8 марта 1922 года. Мать актера была крестьянкой, а дед по материнской линии - церковным старостой. Отец актера, Семен Матвеев, был образованным человеком, коммунистом по убеждениям, бросил семью, когда сыну исполнилось четыре года.

Будущий актер переехал с матерью в село Виноградово и там, чтобы подзаработать, торговал на дороге арбузами в детстве. Деньги юный Евгений потратил на то, чтобы купить балалайку. Уже тогда мальчик проявлял склонность к творчеству и сочинял частушки, которые исполнял под аккомпанемент балалайки. Две из них много позже вошли в фильм «Любовь земная», который Евгений Матвеев снял как режиссер.

Мальчик хорошо учился, и мать отослала его получать образование в город Цюрупинск, который ныне называется Алёшки. Там будущий актер впервые познакомился с театром - увидел любительскую постановку, вдохновился и сам стал заниматься в самодеятельности. Доучившись до девятого класса, Евгений оставил школу и отправился в Херсон, где был настоящий профессиональный театр. Там юноша начал с небольших ролей и участия в массовых сценах.


В одном спектакле, где Евгений играл роль музыканта, его заметил актер . По совету Черкасова молодой Евгений Матвеев поехал учиться в Киев. Там актер занимался в школе актеров при Киевской киностудии. После Второй мировой войны работал в разных театрах и в конце концов оказался в Москве, где начал работать режиссером и сниматься в кино.

На канале ТВЦ вышел 40-минутный документальный фильм «Эхо любви», посвященный жизни и творчеству Евгения Матвеева. Об актере и режиссере рассказывают люди, с которыми тому приходилось работать и дружить.

Фильмы

В 1963 году Матвеев сыграл в мелодраме «Родная кровь» в паре с актрисой . Евгений исполнил в этом фильме роль Владимира - танкиста, а затем старшего механика на пароходе. Герой знакомится с паромщицей Соней, которую играет Артмане. Между персонажами начинается роман, который заканчивается смертью Сони, после чего Владимиру приходится столкнуться с бывшим мужем возлюбленной.


Во второй половине 60-х вышел фильм «Цыган» - о , обрусевшем цыгане, который участвовал во Второй мировой войне, был разведчиком, а после войны оказался на донском хуторе, где находит сына. Евгений Матвеев выступил здесь в роли режиссера и исполнителя главной роли одновременно.

В 1974 году вышел фильм «Любовь земная», где Матвеев снова оказался и режиссером, и исполнителем главной роли - Захара Дерюгина. Это немолодой председатель колхоза, семейный человек и отец четырех сыновей, который неожиданно влюбляется в юную односельчанку Маню (ее роль исполняет ).


Через три года вышло продолжение этого фильма, мелодрама «Судьба», где Захар Дерюгин, герой Матвеева, попадает в плен во время Великой Отечественной войны. Позже герой сбегает из плена, оказывается в рядах партизан и спасает собственное село от немецких солдат, которые как раз готовились провести там карательную акцию.

Евгений Матвеев сыграл также роль донского казака и предводителя Крестьянской войны в одноименной исторической дилогии режиссёра Алексея Салтыкова. Здесь актеру снова случилось сыграть в паре с Вией Артмане, которая исполнила роль императрицы . Фильм был выпущен в 1978 году.


В 1984 году вышла двухсерийная драма «Победа», главные герои которой - два военных корреспондента, с советской и с американской стороны, которые встречаются сначала на Потсдамской конференции в 1945 году, а затем, через тридцать лет, на совещании представителей европейских стран в Хельсинки.

В фильме изображены исторические персонажи и присутствуют реальные кадры из документальной хроники. Евгений Матвеев играет здесь генерала Василия Карпова, а также выступает в роли режиссера.


В 90-е годы Евгений Матвеев выпустил на экраны драматическую трилогию «Любить по-русски», где опять исполнил и главную роль. Герой Валерьян Мухин переезжает в деревню и становится фермером. В прошлом Мухин был крупным партийным деятелем, теперь же оставляет жену, заводит роман с хуторянкой, знакомится с новыми людьми и собирается отстраивать жизнь заново. Попутно героям приходится бороться с местным криминальным авторитетом.

Последней работой Евгения Матвеева в кино стала роль генерального секретаря ЦК КПСС в шестисерийной мелодраме «Под Полярной звездой», которая вышла в 2001 году. До этого Матвеев уже исполнял роль Брежнева в фильме «Клан» в 1991 году. Лента посвящена расследованию дела о коррупции, которое ведут двое московских следователей. Действие разворачивается в начале 80-х, в брежневский период.

Личная жизнь

Актер был женат на Лидии Алексеевне Матвеевой, с которой познакомился в 1947 году. Супруги провели в браке пятьдесят шесть лет. Жена родила Евгению двоих детей - сына и дочь, а позже у актера появились трое внуков. С женой актер познакомился еще в Новосибирске, а затем молодые супруги вместе переехали в Москву, где Евгений стал работать в МДТ. В семье к тому моменту уже родилась дочь, и руководитель театра пообещал выделить молодой семье жилплощадь.


Евгений Матвеев с семьей

Первое время семья Матвеевых жила в гостинице, а затем переехала в коммунальную квартиру, и уже там родился младший сын Андрей. Жена актера также была человеком творческой профессии, она окончила вокальный и хормейстерский факультеты и в итоге пела в хоре. Серьезной творческой карьерой Лидии пришлось пожертвовать, чтобы обеспечивать семью в то время, пока карьеру строил муж.

Смерть

Евгений Матвеев умер в июне 2003 года в возрасте 82 лет, причиной смерти стал рак легких. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Фильмография

  • 1978 - «Емельян Пугачёв»
  • 1980 - «Особо важное задание»
  • 1981 - «Фронт в тылу врага»
  • 1984 - «Победа»
  • 1985 - «Анна и Антон»
  • 1985 - «Завещание»
  • 1986 - «Время сыновей»
  • 1988 - «Отцы»
  • 1989 - «Чаша терпения»
  • 1990 - «Место убийцы вакантно...»
  • 1991 - «Клан»
  • 1992 - «Доброй ночи!»
  • 1995 - «Любить по-русски»
  • 2001 - «Под Полярной звездой»