Апек нефть. Чем занимается Организация стран-экспортеров нефти: роль OPEC в современном мире

На сегодняшний день в мире действует более четырех тысяч международных межправительственных организаций. Их роль в мировой экономике сложно переоценить. Одна из таких крупнейших организаций, название которой сегодня у всех на слуху, - это Организация стран - экспортеров нефти (англ. The Organization of the Petroleum Exporting Countries; сокращенно ОПЕК, англ. OPEC).

Организация, также называемая картелем, создана нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть. История ее берет начало с 10-14 сентября 1960 году, с Багдадской конференции, когда была создана ОПЕК с целью координации нефтяной политики государств-членов и, что самое главное, в особенности обеспечения стабильности мировых цен на нефть.

История ОПЕК

Сначала перед странами, образующими ОПЕК, ставилась задача увеличений концессионных платежей, однако деятельность ОПЕК вышла далеко за рамки этой задачи и оказала большое влияние на борьбу развивающихся стран против неоколониальной системы эксплуатации их ресурсов.

В то время мировую нефтедобычу практически контролировали семь крупнейших транснациональных компаний, так называемые «Семь сестер». Полностью господствуя на рынке, картель не намеревался считаться с мнением нефтедобывающих стран, и в августе 1960-го он до предела снизил закупочные цены на нефть Ближнего и Среднего Востока, что для стран этого района означало многомиллионные потери за кратчайшие сроки. И вследствие этого пять развивающихся нефтедобывающих стран – Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла – взяли инициативы в свои руки. Точнее сказать, инициатором рождения организации была Венесуэла - наиболее развитая из нефтедобывающих стран, которая в течение длительного времени подвергалась эксплуатации нефтяных монополий. Понимание необходимости координации усилий против нефтяных монополий назревало и на Ближнем Востоке. Об этом свидетельствует несколько фактов, в том числе и Ирако-Саудовское соглашение 1953-е года о согласовании Нефтяной политики и заседание Лиги арабских стран в 1959 году, посвященное нефтяным проблемам, на котором присутствовали представители Ирана и Венесуэлы.

В дальнейшем число стран, входящих в ОПЕК, увеличилось. К ним прибавились Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединенные Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973) и Габон (1975). Однако в течение времени состав ОПЕК менялся неоднократно. В 90-х годах Габон покинул организацию, а Эквадор приостановил свое членство. В 2007-м к картелю присоединилась Ангола, вновь вернулся Эквадор, а с января 2009 свое членство приостановила Индонезия, так как стала страной-импортером нефти. В 2008 году Россия заявила о своей готовности стать постоянным наблюдателем в Организации.

Сегодня любая другая страна, в значительных размерах экспортирующая сырую нефть и имеющая свои аналогичные интересы в этой области, может также стать полноправным членом организации, при том условии, что ее кандидатура будет одобрена большинством голосов (3/4), включая голоса всех членов-учредителей.

В 1962 году, в ноябре, Организация стран – экспортеров нефти была зарегистрирована в Секретариате ООН в качестве полноправной межправительственной организации. А спустя всего пять лет после основания, она уже установила официальные отношения с Экономическим и Социальным советом ООН, стала участником Конференции ООН по торговле и развитию.

Таким образом, сегодня страны ОПЕК – это объединившиеся 12 нефтедобывающих государств (Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола). Штаб-квартира первоначально находилась в Женеве (Швейцария), затем 1 сентября 1965 переместилась в Вену (Австрия).

Экономический успех государств-членов ОПЕК имел огромное идеологическое значение. Казалось, что развивающимся странам «бедного Юга» удалось добиться переломного этапа в борьбе с развитыми странами «богатого Севера». Чувствуя себя представителем «третьего мира», в 1976 году картель организовывает Фонд международного развития ОПЕК – финансовый институт, оказывающий поддержку развивающимся странам, не входящим в Организацию стран – экспортеров нефти.

Успешный опыт этого объединения предприятий сподвигнул другие страны «третьего мира», экспортирующие сырье, попытаться скоординировать свои действия для повышения доходов аналогичным способом. Однако эти попытки оказывались малорезультатными, так как на другие сырьевые товары спрос был не так высок, как на «черное золото».

Хоть вторая половина 1970-х годов и стала пиком экономического процветания ОПЕК, но этот успех оказался не очень устойчивым. Практически через десятилетие мировые цены на нефть упали почти вдвое, тем самым резко сократив доходы стран картеля от нефтедолларов.

Цели и структура ОПЕК

Доказанные запасы нефти стран, выходящих в ОПЕК, сегодня в настоящий момент составляют 1 199,71 миллиарда баррелей. Страны ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти, что составляет 77% всех разведанных мировых запасов «черного золота». На их долю приходится добыча около 29 млн. баррелей нефти, или около 44% от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти. По оценкам генерального секретаря организации, эта цифра к 2020 году возрастет до 50%.

Несмотря на то, что ОПЕК производит всего 44% от объемов мировой добычи нефти, она оказывает огромное влияние на нефтяной рынок.


Говоря о серьезной деятели картеля, нельзя не упомянуть и об его целях. Одна из основных – это обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти. Еще одна немаловажная задача организации состоит в том, чтобы координировать и унифицировать нефтяную политику государств-членов, а также определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов. К целям картеля можно отнести и охрану окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

Коротко говоря, союз нефтедобывающих стран единым фронтом защищают свои экономические интересы. По сути, именно ОПЕК дала старт межгосударственному регулированию нефтяного рынка.

Структура картеля состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК.

Высшим органом организации является Конференция министров нефти стран, входящих в ОПЕК, которая созывается не реже двух раз в год, как правило, в штаб-квартире в Вене. На ней определяются ключевые направления политики картеля, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, в том числе и по бюджету. Конференция формирует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, - это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики), она же назначает генерального секретаря организации, являющимся высшим должностным лицом и полномочным представителем организации. С 2007 года им является Абдалла Салем аль-Бадри.

Характеристика экономики стран ОПЕК

Большинство государств Организации стран – экспортеров нефти находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности.

Саудовская Аравия обладает самым большим запасом нефти в мире – 25% мировых запасов «черного золота», - вследствие этого основу ее экономики составляет экспорт нефти. Экспорт нефти приносит в государственную казну 90% экспортных доходов государства, 75% бюджетных поступлений и 45% ВВП.

50% ВВП Кувейта обеспечивает именно добыча «черного золота», его доля в экспорте страны составляет 90%. Недры Ирака богаты крупнейшими запасами этого сырья. Иракские государственные компании North Oil Company и South Oil Company обладают монопольным правом на разработку местных месторождений нефти. Почетное место в списке самых нефтеносных стран занимает Иран. Он обладает запасом нефти, которое оценивается в 18 млрд тонн и занимает 5,5% на мировом рынке торговли нефтепродуктами. Экономика этой страны также связана с нефтяной отраслью.

Еще одна страна ОПЕК – Алжир, основу экономики которой составляют нефть и газ. Они дают 30% ВВП, 60% доходной части госбюджета и 95% экспортной выручки. По запасам нефти Алжир занимает 15-е место в мире и на 11-ом месте по ее экспорту.

Экономика Анголы также базируется на добыче и экспорте нефти – 85% ВВП. Именно благодаря «черному золоту», экономика страны является самой быстрорастущей среди государств Африки южнее Сахары.

Боливарская Республика Венесуэла пополняет свой бюджет также за счет добычи нефти, которая дает 80% экспортных доходов, более 50% доходной части республиканского бюджета и около 30% ВВП. Значительная часть нефти, добываемая в Венесуэле, экспортируется в США.

Таким образом, как уже говорилось, все двенадцать стран члены ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Наверное, единственная страна член картеля, получающая выгоду не только от нефтяной промышленности – это Индонезия, государственный бюджет которой пополняется за счет туризма, продажи газа и других сырьевых материалов. Для других же уровень зависимости от экспорта нефти колеблется в пределах от самого низкого – 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами, до самого высоко – 97% - в Нигерии.

Проблемы развития стран членов ОПЕК

Казалось бы, союз крупнейших экспортеров нефти, держащий под контролем 2/3 мировых запасов «черного золота», должен развиваться в геометрической прогрессии. Однако не все так просто. Навскидку можно назвать около четырех причин, тормозящих развитие картеля. Одна из таких причин – Организация объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Интересный факт: страны ОПЕК воевали друг с другом. В 1990 году Ирак вторгся в Кувейт и спровоцировал войну в Персидском заливе. После поражения Ирака к нему были применены международные торговые санкции, которые резко ограничили способность страны экспортировать нефть, что привело к еще большей неустойчивости цен на «черное золото», вывозимое из картеля. К этой же причине можно отнести и тот факт, что, например, Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, но они обладают крупнейшими запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями. А для других стран Организации, например, Нигерии, характерны высокая численность населения и крайняя нищета, и им приходится осуществлять дорогостоящие программы экономического развития, и поэтому имеют огромную внешнюю задолженность. Эти страны вынуждены добывать и продавать как можно больше нефти, особенно после того, как цены на сырую нефть снизились. Кроме того, в результате политических событий в 1980-х годах Ирак и Иран довели добычу нефти до максимального уровня, чтобы оплачивать военные расходы.

Сегодня нестабильная политическая обстановка по крайней мере в 7 из 12 стран-членов картеля является серьезной проблемой ОПЕК. Гражданская война в Ливии существенно нарушила налаженный ход работы на нефтегазовых месторождениях страны. События Арабской весны отразились на нормальной работе на территории многих стран Ближневосточного региона. По данным ООН, апрель 2013 года побил рекорды по количеству убитых и раненых в Ираке людей за последние 5 лет. После смерти Уго Чавеса нельзя назвать стабильной и спокойной обстановку и в Венесуэле.

Главной в списке проблем можно назвать компенсацию технологической отсталости членов ОПЕК от ведущих стран мира. Как бы это странно не звучало, но к моменту образования картеля, входящих в его состав, еще не избавились от пережитков феодального строя. Избавиться от этого можно было только путем ускоренной индустриализации и урбанизации, и соответственно, внедрение новых технологий в производство и жизнь людей не прошло бесследно. Здесь же можно сразу указать еще одну, третью, проблему – нехватка квалификации у национальных кадров. Все это взаимосвязано – отсталые в развитии страны не могли похвастаться высококвалифицированными специалистами, работники в государствах оказались неподготовленными к современным технологиям и оборудованию. Так как местные кадры не могли обслуживать технику, которая была установлена на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, руководство в срочном порядке пришлось привлекать к работе иностранных специалистов, что, в свою очередь, создало ряд новых трудностей.

И четвертая преграда, казалось бы, не заслуживает особого внимания. Тем не менее, эта банальная причина существенно притормаживала движение. «Куда деть деньги?», - такой вопрос встал перед странами ОПЕК, когда в страны хлынул поток нефтедолларов. Руководители стран не смогли разумно распорядиться обрушившимся богатством, поэтому затевали различные бессмысленные проекты, например, «стройки века», которые никак нельзя назвать разумным вложение капитала. Понадобилось некоторое время, чтобы эйфория поутихла, потому что цены на нефть начали падать, и доход, поступаемый в государственную казну, снизился. Пришлось расходовать средства более разумно и грамотно.

В результате влияния перечисленных факторов, ОПЕК потеряла роль главного регулятора мировых цен на нефть и стала лишь одним (хотя и очень влиятельным) из участников биржевых торгов на мировом нефтяном рынке.

Перспективы развития ОПЕК

Перспектива развития Организации на сегодняшний день остается неопределенной. Эксперты и аналитики в этом вопросе разделились на два лагеря. Одни считает, что картелю удалось преодолеть кризис второй половины 1980 - начала 1990-х годов. Конечно же, речь не идет о том, чтобы вернуть прежнюю экономическую мощь, как в 70-е годы, однако в целом картина достаточно благоприятная, есть необходимые возможности для развития.

Вторые же склонятся к тому мнению, что странам картеля вряд ли удастся в течение долгого времени соблюдать установленные квоты нефтяной добычи и четкую единую политику.

Среди стран Организации, даже самых богатых нефтью, нет ни одной, которой бы удалось стать достаточно развитой и современной. Три арабские страны - Саудовскую Аравию, ОАЭ и Кувейт - можно назвать богатыми, но нельзя назвать развитыми. В качестве показателя их относительной неразвитости и отсталости можно привести тот факт, что во всех странах до сих пор сохраняются монархические режимы феодального типа. Уровень жизни в Ливии, Венесуэле и Иране примерно схож с российским уровнем. Все это можно назвать закономерным результатом неразумности: обильные запасы нефти провоцируют борьбу, но не за развитие производства, а за политический контроль над эксплуатацией природных богатств. Но с другой стороны, можно назвать страны, где ресурсы эксплуатируются достаточно эффективно. Примерами могут послужить Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты, где текущие доходы от сырья не только разбазариваются на ветер, но и откладываются в специальный резервный фонд будущих расходов, а также тратятся на подъем других отраслей экономики (например, туристического бизнеса).

Несколько факторов неопределенности перспектив Организации стран – экспортеров нефти, такие, например, как неясностью путей развития мировой энергетики, могут в значительной мере ослабить картель, поэтому однозначных выводов никто не берется делать.

Запасы нефти в странах мира (в млрд. баррелей, по состоянию на 2012 год)

Цели и задачи ОПЕК

Все двенадцать государств пребывают в глубочайшей зависимости от заработков собственной нефтяной индустрии. Наверное, единствен ная из государств, представляющая исключение, это Эквадор, кото рая получает значительные прибыли от туризма, леса, реализации газа и прочих сырьевых материалов. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого невысокого - 48 процентов в истории с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.

ОПЕК организована государствами нефтеэкспортерами для исполнения последующих главных целей и задач:

  • Координация и унификация нефтяной политики государств – членов;
  • Определение более действенных коллективных и личных средств охраны их интересов;
  • Внедрение нужных средств и методов обеспечивания устойчивости расценок на крупном рынке нефти;
  • Охрана интересов государств – изготовителей нефти методом обеспечивания им стойких прибылей;
  • Обеспечивание действенного, постоянного и выгодного снабжения нефтью государств – покупателей;
  • Обеспечивание получения объективных прибылей инвесторами от финансовложений в нефтяную промышленность;
  • Обеспечивание охраны среды;
  • Совместная работа со государствами, которые не считаются членами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации крупного рынка нефти.

Сейчас члены организации держут под контролем приблизительно две третьих разведанных запасов нефти на планете. ОПЕК гарантирует 40% мировой добычи и половину крупного экспорта этого ценного сырья. Организация согласовывает политику нефтедобычи и крупное ценообразование на сырую , также устанавливает квоты на размеры производства нефти. И невзирая на расхожее мнение, что время ОПЕК прошло, она как и раньше остается одним из более авторитетных глобальных инвесторов в нефтяной отрасли, характеризующих ее предстоящее становление.

Совместные трудности становления всех государств ОПЕК

Потому что большая часть, если не все из стран-участников ОПЕК считаются развивающимися государствами со схожим муниципальным приспособлением, со схожей культурой, идеологией, политикой, то конечно, что они все на тернистом пути становления встречают одинаковые преграды. В основном, эти все преграды соединены с закоренелым складом ума народа данных государств. Так как очень нелегко перейти к новому виду публичного устройства, не успев отвыкнув от тех устоев и обыкновений, которые укреплялись в сознании народа веками.

Одним из главных недочетов ОПЕК состоит в том, что она соединяет воединыжды державы, интересы которых часто обратны. Саудовская Аравия и др державы Аравийского полуострова относятся к количеству малонаселенных, но владеют огромными припасами нефти, большими вложениями в следствии рубежа и поддерживают очень тесные дела с западными нефтяными компаниями. Для иных входящих в ОПЕК государств, к примеру Нигерии, свойственны высочайшая численность народонаселения и бедность, они продадут дорогие программы финансового становления и имеют гигантскую задолженность.

2-ой, казалось бы, простой неувязкой считается очевидная «куда деть средства». Так как не всегда просто верно воспользоваться хлынувшим на страну дождем нефтедолларов. Монархи и правители государств, на которые обвалилось достояние, рвались применять его «во популярность личного народа» и потому затевали разные «стройки века» и прочие сходственные планы, которые никак невозможно именовать осмысленным инвестицией денег. Исключительно позже, как скоро прошла эйфория от первого счастья, как скоро немного охладился пыл вследствие падения тарифов на нефть и понижения муниципальных заработков, средства муниципального бюджета стали расходоваться наиболее уместно и хорошо.

Третьей, неувязкой считается компенсация научно-технической отсталости государств ОПЕК от основных государств мира. Так как к моменту сотворения организации некие из государств, входящих в ее состав, еще не отделались от пережитков феодального строя! Решением таковой трудности имела возможность быть убыстренная индустриализация и урбанизация. Введение новейших технологий в создание и, в соответствии с этим, жизнь жителей нашей планеты не прошло безо всяких следов для народа. Главными шагами индустриализации были неких зарубежных фирм, к примеру АРАМКО в Саудовской Аравии, и интенсивное вербование частного капитала в промышленность. Это производилось методом многосторонней гос поддержки частному сектору экономики. К примеру, в этой же Аравии было сотворено 6 особых банков и фондов, которые оказывали помощь бизнесменам под гарантии страны.

4 неувязкой считается недостающая государственных кадров. Оказывается сотрудники в государстве оказались неподготовленными к введению свежих технологий и оказались неспособными обслуживать прогрессивные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, также иных заводах и предприятиях. Решением данной проблем стало вербование зарубежных профессионалов. Это было не так просто, как может показаться на первый взгляд. Так как скоро это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием сообщества.


Россия и ОПЕК

Начиная с 1998 года Россия считается наблюдателем в ОПЕК. За этот период времени стороны приобрели положительный навык партнерства. Сформировался многообещающий формат постоянных встреч российских министров с руководителями ОПЕК и сотрудниками из государств, входящих в данную компанию.

Сейчас ОПЕК просто идет на контакт не только лишь с официальными лицами российского топливно-энергетического комплекса, но и с вузами Рф, которые готовят проф кадры свежего уровня чтобы достичь желаемого результата .

Мир стоит перед опасностью «длительного нефтяного упадка» и обязан быть готов к тому, что стоимости на нефть станут высокими на протяжении долгого периода, сказал Международный валютный . Это - самое внезапное из официальных предостережений, которые до сего времени звучали в масштабах длительных мониторингов для энергетических поставок.

Наша родина уделяет существенное внимание ситуации на нефтяных рынках не только лишь в контактах со государствами ОПЕК, но и во содействии с ключевыми странами-потребителями. Для Рф, это, сначала, европейские державы (в пределах 90 процентов экспорта нефти). Так, в масштабах Энергодиалога Рф и Евросоюза державы условились, а именно, вместе проанализировать вопрос о воздействии стратегических запасов нефти на стабилизацию нефтяного рынка.

Все державы ОПЕК присутствуют в глубочайшей зависимости от прибылей собственной нефтяной индустрии. Наверное, единственная из государств, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает значительные прибыли от туризма, леса, реализации газа и прочих сырьевых которые были использованы. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого невысокого - 48 процентов в истории с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.

Из этого идет, что в отсутствии внешнего рынка говорить о развитии государств ОПЕК нет толку. Экспорт сырья, являясь главным источником заработка государств, «вытягивает» за собой и внутреннюю экономику. Из данного следует, что экономика стран-участников картеля напрямую находится в зависимости от глобальных тарифов на углеводородное сырье.

Вроде как, стоимости на нефть обязаны покрывать производственные и главные опасности изготовителей. Если взглянуть под другим углом, расценки не могут оказывать негативного воздействия на становление мировой экономики и, а именно, обязаны разрешать осуществление вложений в становление нефтяной индустрии

ОПЕК и ВТО

Значение энергетики для финансового становления нереально переоценить, но этой неувязкой нередко третируют на уровне масштабных институтов, а нормы интернациональной торговли в энергетическом секторе фактически не срабатывают. Старания ВТО, к примеру, сначала концентрируются на преодолении барьеров для импорта, на тот момент как в области энергетики лимитирования в основном дотрагиваются экспорта.

В отличие от иных продуктов ископаемые виды горючего неповторимы. Они гарантируют огромную часть энергии во всем мире, хотя являют из себя окончательный ресурс. Опаски, связанные с нехваткой ресурсов, принуждают главных инвесторов принимать конструктивные меры, чтоб обеспечить доступ к источникам энергии. Может быть предстоящее обострение геополитических столкновений, в специфики с учетом мониторингов профессионалов о подъеме спроса на энергоресурсы на 50% к 2035 г., 80% данного роста обязаны покрыть ископаемые виды горючего.

Значимость ископаемых видов горючего для удовлетворения возрастающего спроса в странах-потребителях отражается и в значимости данных ресурсов для стран-экспортеров. Заключительные оценивают энергетику как принципиальный инструмент личного становления - во всех качествах данного понятия. Вследствие этого они нередко предпринимают шаги, противоречащие основам независимой торговли. Исключительность энергетики возрастает в связи растущей озабоченности, связанной с экологией. Страны, бравшие на себя обещания по сокращению выбросов, употребляют для производства другой энергии дотации и , что противоречит основам независимой торговли и ВТО.

Нормы интернациональной энергетической торговли обязаны избегать последних подходов - как внедрения всех основ вольной торговли, так и однобокого муниципального либо регионального регулирования.

Реализацией международных товарных соглашений, регулирующих деятельность в отдельных сегментах рынка, занимаются Международные товарные организации (МТО) в форме:

  • Международных организаций;
  • Международных советов;
  • Международных консультативных комитетов;
  • Международных исследовательских групп (МИГ).

Все указанные институты занимаются изучением состояния мировых товарных рынков, а именно: сложившимся соотношением спроса и предложения на конкретные сырьевые товары, динамикой цен и условий .

В настоящее время функционируют Международные советы по оливковому маслу, олову, зерну.

Действуют МИГ по каучуку, свинцу и цинку, меди.

Действует Международный консультативный комитет по хлопку, Комитет по вольфраму.

Иран обладает вторым по объёму после Саудовской Аравии запасом нефти (18 млрд тонн) и занимает 5,5% на мировом рынке торговли нефтепродуктами. Особенное внимание уделяется диверсификации экономики благодаря развитию точного машиностроения, автомобильного машиностроения, ракетно-космической промышленности, а также информационных технологий.

Крупным экспортером нефти является Кувейт . Добыча нефти обеспечивает 50% ВВП Кувейта, ее доля в экспорте страны составляет 90%. В стране развиты также нефтепереработка и нефтехимия, производство стройматериалов, удобрений, пищевая промышленность, добыча жемчуга. Осуществляется опреснение морской воды. Удобрения составляют важную часть экспорта страны.

Ирак обладает вторыми по величине запасами нефти в мире. Иракские государственные компании North Oil Company и South Oil Company обладают монопольным правом на разработку местных месторождений нефти. Южные месторождения Ирака, находящиеся в управлении SOC, добывают порядка 1,8 миллиона баррелей нефти в день, что составляет почти 90 % всей добываемой в Ираке нефти.

Таким образом, большинство стран ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности . Пожалуй, единственная из стран-членов организации, представляющая исключение, — это Индонезия , которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого — 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.

В период кризиса стратегический путь для стран, зависящих от экспорта нефти, — диверсификация экономики, причем за счет освоения новейших ресурсосберегающих технологий.

В сентябре прошлого года организация ОПЕК отметила свой юбилей. Она была создана в 1960 году. Сегодня страны ОПЕК занимают лидирующую позицию в области экономического развития.

ОПЕК в переводе с английского «OPEC» — «Организация стран-экспортёров нефти». Это международная организация, созданная для того чтобы контролировать объёмы продаж сырой нефти и установления цены на неё.

Ко времени создания ОПЕКа на нефтяном рынке были существенные излишки чёрного золота. Появление лишнего количества нефти объясняется стремительной разработкой обширных её месторождений. Основным поставщиком нефти был Ближний Восток. В середине 50-х годов ХХ столетия на рынок нефти вышел СССР. Объёмы добычи чёрного золота в нашей стране увеличились вдвое.

Результатом этого стало возникновение серьёзной конкуренции на рынке. На этом фоне цены на нефть существенно упали. Это и способствовало созданию организации ОПЕК. 55 лет назад эта организация преследовала цель поддержания адекватного уровня цен на нефть.

Какие государства входят

На сегодняшний день в эту организацию входит 12 держав. К ним относятся государства Ближнего Востока, Африки и Азии.

Россия членом ОПЕК в 2019 году не является. Характеристика держав, находящихся в составе этой организации — дело непростое. С уверенностью можно сказать только одно: как и 55 лет назад, сегодня страны, находящиеся в составе списка, объединяет нефтяная политика.

Инициатором создания этой организации была . Изначально в список вошла она, а также ведущие государства-экспортёры нефти. После этого список пополнился и . Ливия вошла в список не во времена полковника Каддафи, как думают многие, а при короле Идрисе, в 1962 году. вошли в список только в 1967 году.

В период 1969-1973 гг. список пополнили такие члены, как , и . В 1975 году список пополнил Габон. В 2007 году в список вошла . Пополнится ли список ОПЕК в ближайшее время, доподлинно неизвестно.

Что представляют собой страны

Государства, находящиеся в составе этой организации в 2019 году, производят только 44% от объёмов добычи нефти во всём мире. Но эти страны оказывают огромное влияние на рынок чёрного золота. Это объясняется тем, что государства, находящиеся в составе этой организации, владеют 77% всех разведанных запасов нефти во всём мире.

В основе экономики Саудовской Аравии находится экспорт нефти. Сегодня это государство-экспортёр чёрного золота располагает 25% запасов нефти. Благодаря экспорту чёрного золота страна получает 90% доходов. ВВП этого крупнейшего государства-экспортёра составляет 45 процентов.

Второе место по добыче золота отдано . Сегодня это государство, являющееся крупным экспортёром нефти, занимает 5,5% на мировом рынке. Не менее крупным экспортёром следует считать . Добыча чёрного золота приносит стране 90% прибыли.

До 2011 года завидное место по добыче нефти занимала Ливия. Сегодня ситуацию в этом, некогда богатейшем государстве, можно назвать не просто сложной, а критической.

Третьим по величине запасов нефти является . Южные месторождения этой страны могут добывать до 1,8 млн чёрного золота в одни только сутки.

Можно сделать вывод, что большая часть государств, входящих в ОПЕК, находится в зависимости от прибыли, которую приносит их нефтяная промышленность. Единственным исключением из этих 12 государств является Индонезия. Эта страна получает доходы ещё от таких отраслей, как:


Для остальных держав, находящихся в составе ОПЕК, процент зависимости от продажи чёрного золота может составлять от 48 до 97 показателей.

Когда наступают сложные времена, то у государств, имеющих богатые запасы нефти, есть только один выход - как можно скорее диверсифицировать экономику. Происходит это за счёт осваивания новых технологий, способствующих сбережению ресурсов.

Политика организации

Кроме цели унификации и координации нефтяной политики, у организации есть не менее приоритетная задача — считать стимуляцию экономичных и регулярных поставок товара членами тех государствам, которые являются потребителями. Ещё одной важнейшей целью является получение справедливой доходности на капитал. Это актуально для тех, кто активно вкладывает средства в промышленность.

К основным органам управления ОПЕК следует отнести:

  1. Конференцию.
  2. Совет.
  3. Секретариат.

Конференция является высшим органом этой организации. Высшей должностью следует считать должность генерального секретаря.

Встречи министров энергетики и специалистов по чёрному золоту происходят два раза в год. Главной целью заседания является оценивание, в каком состоянии находится международный рынок нефти. Ещё одной приоритетной задачей является разработка чёткого плана по стабилизации ситуации. Третьей целью собрания является прогнозирование ситуации.

О том, каков прогноз организации, можно судить по ситуации на рынке чёрного золота в прошлом году. Представители стран-участниц этой организации утверждали, что цены будут сохранены в размере 40-50 долл.США за 1 баррель. При этом представители этих государств не исключали, что цены могут вырасти и до 60 долл. Это могло произойти только в случае интенсивного роста экономики Китая.

Судя по последней информации, в планах руководства этой организации нет желания сократить количество добываемых продуктов нефти. Также организация ОПЕК не вынашивает планов относительно вмешательства в деятельность международных рынков. По мнению руководства организации, необходимо дать международному рынку шанс самостоятельной регуляции.

Сегодня цены на нефть близки к критичной точке. Но ситуация на рынке такая, что цены могут как стремительно падать, так и возрастать.

Попытки решить ситуацию

После начала очередного экономического кризиса, который охватил весь мир, страны ОПЕК приняли решение снова собраться. До этого 12 государств собирались, когда произошло рекордное падение фьючерсов на чёрное золото. Тогда размер падения был катастрофическим — до 25 процентов.

Судя по прогнозу, который дали эксперты организации, кризис не затронет только Катар. В 2018 году цена на нефть марки Brent составляла около 60 долл.США за 1 баррель.

Ценовая политика

Сегодня ситуация для самих участников ОПЕК выглядит следующим образом:

  1. Иран -цена, при помощи которой обеспечивается бездефицитный бюджет государства — 87 долл.США (доля в организации составляет 8,4%).
  2. Ирак — 81 долл. (доля в организации — 13%).
  3. Кувейт — 67 долл. (доля в организации — 8,7%).
  4. Саудовская Аравия — 106 долл. (доля в организации — 32%).
  5. ОАЭ — 73 долл. (доля в организации — 9,2%).
  6. Венесуэла — 125 долл. (доля в организации — 7,8%).

По некоторым данным, на неофициальной встрече, Венесуэла выступила с предложением сократить текущие объёмы производства нефти до 5 процентов. Эта информация пока не подтвердилась.

Ситуацию внутри самой организации можно назвать критической. Год изрядно подешевевшего чёрного золота сильно ударил по карману государств ОПЕК. По некоторым данным, суммарный доход государств-участников может снизиться до 550 миллиардов долларов США в год. Предыдущая пятилетка показывала куда более высокие показатели. Тогда годовой доход этих стран составляет 1 трлн. долл. США.

Организация стран-экспортёров нефти, сокращённо -- ОПЕК, (англ. OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countries) -- картель, созданный нефтедобывающими державами для стабилизации цен на нефть. Членами данной организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти. Основная цель организации -- контроль над мировыми ценами на нефть

ОПЕК была сформирована на международной конференции 10-14 сентября 1960 года в Багдаде (Ирак). Первоначально в эту организацию вошли пять стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. В период с 1960 по 1975 годы было принято еще восемь новых членов: Катар, Индонезия, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Габон. В декабре 1992 года Эквадор вышел из состава ОПЕК, а в январе 1995 года из нее был исключен Габон.

ОПЕК как постоянно действующая негосударственная организация была создана на конференции в Багдаде (Ирак) 10--14 сентября 1960. Первоначально в состав организации вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. К этим пяти странам, основавшим организацию, позднее присоединились ещё девять: Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973--1992), Габон (1975--1994), Ангола (2007).

Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Каракасе 15-21 января 1961 года. В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились многочисленные изменения и дополнения.

ОПЕК была учреждена после того, как «Семь сестер» в картель, объединявший компании British Petroleum, Chevron, Exxon, Gulf, Mobil, Royal Dutch/Shell и Texaco и контролировавший переработку сырой нефти и продажу нефтепродуктов во всем мире, - в одностороннем порядке снизили закупочные цены на нефть, исходя из которой они выплачивали налоги и проценты за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам.

Инициатором создания организации была Венесуэла--наиболее развитая из нефтедобывающих стран, которая в течение длительного времени подвергалась эксплуатации нефтяных монополий. Понимание необходимости координации усилий против нефтяных монополий назревало и на Ближнем Востоке. Об этом свидетельствовали ирако-саудовское соглашение о согласовании Нефтяной политики в 1953 году и заседание Лиги арабских стран в 1959 году, посвященное нефтяным проблемам, на котором присутствовали представители Ирана и Венесуэлы.

Непосредственным импульсом, приведшим к созданию ассоциации экспортеров нефти, было очередное снижение справочных цен в 1959 году со стороны Международного нефтяного картеля, а также введение ограничений на импорт нефти в США.

Штаб-квартира ОПЕК первоначально находилась в Женеве (Швейцария), затем 1 сентября 1965 переместилась в Вену (Австрия).

Основными целями создания Организации являются:

  • 1) координация и унификация нефтяной политики государств-членов;
  • 2) определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов;
  • 3) обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти;
  • 4) внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: экспортер нефть россия энергообеспечение
  • · устойчивых доходов стран-производителей нефти;
  • · эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей;
  • · справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность;
  • · охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
  • · сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Таким образом, основной целью ОПЕК является, единая защита свои экономических интересов. По сути, ОПЕК положила начало межгосударственному регулированию в энергетической сфере применительно к мировому нефтяному рынку.

Полноправными членами могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены конференцией.

Любая другая страна, в значительных размерах экспортирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством в 3/4 голосов, включая голоса всех членов-учредителей.

Министры энергетики и нефти государств членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК.

Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти. На их долю приходится 40 % от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти. Пик нефти ещё не пройден только странами ОПЕК и Россией (из крупных экспортёров).

Такие крупные экспортеры нефти, как Бруней, Великобритания, Мексика, Норвегия, Оман и Советский Союз, а затем Россия, никогда не были членами ОПЕК.

Одной из задач ОПЕК является представление единой позиции стран-производителей нефти на мировом нефтяном рынке. С 1960 по 1973 годы Организация не могла реально влиять на расстановку сил на рынке нефти. Ситуация изменилась в первой половине 1970-х годов, когда западный мир столкнулся с усилением инфляции и нехваткой сырьевых ресурсов. Заявила о себе проблема недостатка нефти. Например, США были вынуждены импортировать около 35% нефтепродуктов. В это время ОПЕК начала отстаивать свои позиции в отношении принципов разделения прибыли на рынке нефти.

В октябре 1973 года Организация ввела эмбарго на поставки нефти в США в ответ на поддержку последних Израиля в войне с Сирией и Египтом. Баррель нефти поднялся в цене с $3 до $5,11. К концу 70-х годов потребление нефти начало сокращаться по ряду причин: на нефтяном рынке увеличилась активность стран, не входящих в ОПЕК; стал проявляться общий спад экономики западных стран; спад энергопотребления. Цены на нефть начали снижаться.

В течение 70-х годов цена нефти продолжала расти, также как и цена цветных металлов, резины, пшеницы и хлопка. Повышение цен на нефть вызвало эффект бумеранга и повлекло за собой удорожание практически всех товаров и услуг. В 1974 г. индекс потребительских цен вырос на 11%, так что в 1975 г. Президент Форд был вынужден принять программу борьбы с инфляцией.

Доходы от продажи нефти для основных арабских стран-производителей нефти в 1973-1978 гг. росли невиданными темпами. Например, доходы Саудовской Аравии выросли с $4,35 млрд. до $36 млрд., Кувейта - с $1,7 млрд. до $9,2 млрд., Ирака - с $1,8 млрд. до $23,6 млрд.

Однако к концу 70-х потребление нефти начало сокращаться по целому ряду причин. Во-первых, на нефтяном рынке увеличилась активность стран, не входящих в ОПЕК. Во-вторых, стал проявляться общий спад экономики западных стран. В-третьих, определенные плоды принесли усилия по снижению энергопотребления. Кроме того, США, обеспокоенные возможными потрясениями в странах-производителях нефти высокой активностью СССР в регионе, особенно после введения советских войск в Афганистан, были готовы в случае повторения ситуации с поставками нефти использовать военную силу. В конечном счете, цены на нефть начали снижаться.

После эмбарго 1973 года Киссинджер и Никсон начали поиски партнера на ближнем Востоке. Их выбор пришелся на Иран, не принимавший участия в эмбарго против США. Иран разрешил заправлять суда в своих портах и поддерживал позицию США в отношении СССР. Тем не менее, несмотря на все принятые меры, в 1978 г. разразился второй нефтяной кризис. Главными причинами послужили революция в Иране и политический резонанс, который вызвали договоренности в Кемп-Девиде между Израилем и Египтом. К 1981 году цена на нефть достигла $40 за баррель.

В конечном итоге рыночные силы, активное развитие программ энергосбережения в западных странах и разногласия между членами ОПЕК привели к снижению нефтяных цен. С 1981 г. цена на нефть плавно падала, вплоть до недавнего времени. И хотя еще совсем недавно казалось, что уровень 1981 г. вряд ли будет достигнут в обозримом будущем, ситуация не просто обострилась, она вышла из-под контроля. Похоже, необходимые уроки из прошлого извлечены не были.

Слабость ОПЕК в полной мере проявилась в начале 1980-х годов, когда в результате полномасштабного освоения новых нефтяных месторождений за пределами стран ОПЕК, широкого внедрения энергосберегающих технологий и экономической стагнации спрос на импортную нефть в промышленно развитых странах резко сократился, а цены упали почти вдвое.

Основной недостаток ОПЕК заключается в том, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны.

Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями.

Для других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии, характерны высокая численность населения и нищета, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность. Эти страны вынуждены добывать и продавать как можно больше нефти.

Страны, входящие в ОПЕК, принадлежат к разным группировкам. К радикальной группировке относятся Ирак, Иран, Ливия и Алжир Они традиционно выступают за установление цен на возможно более высоком уровне. Остальные страны можно отнести к умеренной, которая соответственно выступает за умеренную политику Страны - экспортеры нефти поняли, что регулируя объемы добычи они смогут контролировать цены на нефть, но и страны - импортеры нефти, а в целом ряде случаев и нефтяные монополии делали все, чтобы не дать ОПЕК сдерживать рост предложения нефти. В своем давлении на ОПЕК страны- импортеры нефти, и в первую очередь США, использовали и используют объективные расхождения между странами - членами ОПЕК по вопросу о расширении добычи нефти. Многие исследователи подчеркивают стремление США нарушить единство нефтедобывающих стран, исключить возможность их совместных действий. Американский капитал всеми правдами и неправдами стремился усилить свои позиции в некоторых нефтедобывающих странах.