Тайные разработки ссср. Атомная подземная лодка «боевой крот»

Перевооружение флота и армии заключается не только в поставке в войска современной техники. В Российской Федерации постоянно создаются новые виды вооружений. Также решается их перспективное развитие. Рассмотрим далее новейшие военные разработки России в некоторых направлениях.

Стратегические межконтинентальной ракеты

Данный вид является немаловажным вооружением. Основой ракетного войска Российской Федерации являются жидкостные тяжелые МБР «Сотка» и «Воевода». Эксплуатационный срок им продлен втрое. В настоящее время для их замены разработали тяжелый комплекс «Сармат». Он представляет собой ракету стотонного класса, которая несет в головном элементе не меньше десяти разделяющихся боевых блоков. Главные характеристики «Сармата» уже назначены. Серийный выпуск запланировано начать на легендарном «Красмаше», на реконструкцию которого из бюджета Федерации выделено 7,5 миллиардов рублей. Уже создается перспективное боевое оснащение, в том числе блоки индивидуального разведения с перспективными средствами преодоления ПРО (ОКР «Неизбежность» - «Прорыв»).

Установка «Авангард»

Командующие РВСН в 2013 году провели экспериментальный пуск данной баллистической межконтинентальной ракеты среднего класса. Это был четвертый пуск с 2011 года. Три предыдущих запуска так же прошли успешно. В этом испытании ракета полетела с макетом боевой штатной части. Он заменил ранее используемый балласт. «Авангардом» является принципиально новейшая ракета, которая не считается продолжением семейства «Тополь». Командование РВСН рассчитало немаловажный факт. Он заключается в том, что «Тополь-М» могут поразить 1 или 2 противоракеты (к примеру, американского типа SM-3), а на один «Авангард» потребуется минимум 50. То есть эффективность прорыва ПРО значительно возросла.

В установке типа «Авангард» на смену уже привычной ракете с разделяющимся головным элементом персонального наведения пришла новейшая система, у которой имеется в наличии управляемый боевой блок (УББ). Это немаловажная инновация. Блоки в РГЧ ИН расположены в 1 или 2 яруса (точно так же, как и у установки «Воевода») вокруг двигателя ступеней разведения. Командой компьютера ступень начинает разворачиваться в сторону одной из целей. Затем небольшим импульсом двигателя осуществляется отправление освобожденного от креплений боевого блока в цель. Его полет осуществляется по баллистической кривой (как кинутый камень), не маневрируя при этом по высоте и курсу. В свою очередь управляемый блок, в отличие от указанного элемента, выглядит в виде самостоятельной ракеты с личной системой наведения и управления, двигателем и рулями, напоминающими конические «юбочки» в нижней части. Это эффективное устройство. Двигатель может позволить ему маневрирование в космосе, а в атмосфере - «юбочка». За счет этого управления боеголовка пролетает 16 000 км с 250-километровой высоты. В целом дальность действия «Авангарда» может быть больше 25 000 км.

Донные ракетные комплексы

Новейшие военные разработки России присутствуют и в этой сфере. Здесь тоже имеются инновационные внедрения. Еще летом 2013 года было осуществлено проведение испытаний в Белом море такого вооружения, как новая баллистическая ракета «Скиф», которая способна в ожидающем режиме на океанском или морском дне в нужный момент выстрелить и поразить наземный и морской объект. Она применяет толщу океана как оригинальную шахтную установку. Расположение данных систем на дне водной стихии обеспечит наличие необходимой неуязвимости оружию возмездия.

Новейшие военные разработки России - мобильные ракетные комплексы

В этом направлении было вложено немало труда. Минобороны России в 2013 году начало испытание новой гиперзвуковой ракеты. Скорость ее полета составляет примерно 6 тыс. км/ч. Известно, что на сегодняшний день в России исследуется по нескольким развивающимся направлениям гиперзвуковая техника. Наряду с этим Российская Федерация также производит боевые железнодорожные и морские ракетные комплексы. Это существенно модернизирует вооружение. В данном направлении активно проводятся опытно-конструкторские новейшие военные разработки России.

Также с успехом прошли так именуемые бросковые пробные запуски ракет «Х-35УЭ». Они были выпущены из установок, размещенных в контейнере грузового типа комплекса Club-K. Ракета противокорабельная «Х-35» различается полетом к цели и малозаметностью на высоте, не превышающей 15 метров, а на завершающем участке своей траектории — 4 метра. Наличие мощной боевой части и комбинированной системы самонаведения позволяет одной единицей данного вооружения полностью уничтожить военизированный корабль водоизмещением в 5 тыс. т. В первый раз макет данного ракетного комплекса был показан в Малайзии в 2009 г., в военно-техническом салоне.

Он сразу произвел фурор, так как из себя Club-K представляет типовые грузовые двадцати и сорокафутовые контейнеры. Данная военная техника России перевозится железнодорожным транспортом, на морских судах или трейлерами. В указанном контейнере осуществляют размещение командных пунктов и пусковых установок с многоцелевыми ракетами типа Х-35УЭ 3М-54Э и 3М-14Э. Они могут поразить как сухопутные, так и надводные цели. Каждый контейнеровоз, который перевозит Club-K, в принципе, является ракетоносцем с наличием сокрушительного залпа.

Это является немаловажным вооружением. Абсолютно любой эшелон с данными установками или конвой, в состав которого входят большегрузные автомобильные контейнеровозы, является мощными ракетным подразделением, которое способно появиться в любом неожидаемом месте. С успехом проведенные испытания доказали, что Club-K не является фикцией, это действительно боевая система. Данные новые разработки военной техники -подтвержденный факт. Так же готовятся подобные испытания с ракетами 3М-14Э и 3М-54Э. Между прочим, ракета 3М-54Э может полностью уничтожить авианосец.

Стратегический бомбардировщик новейшего поколения

В настоящее время компания «Туполев» разрабатывает и усовершенствует перспективный авиакомплекс (ПАК ДА). Он является российским стратегическим бомбардировщиком-ракетоносецем новейшего поколения. Данный самолет не является усовершенствованием ТУ-160, а будет инновационным аппаратом, который основан на последних решениях. В 2009 году между Министерством обороны РФ и компанией «Туполев» был заключен контракт на проведение НИОКР по основанию ПАК ДА сроком на три года. В 2012 году было сделано объявление, что аванпроект ПАК ДА уже окончен и подписан, а далее начинаются опытно-конструкторские новейшие военные разработки.

В 2013 году это было утверждено командованием ВВС РФ. ПАК ДА собой знаменит, как ядерные современные ракетоносцы ТУ-160 и ТУ-95МС.
Из нескольких вариантов остановились на дозвуковом самолете-невидимке, имеющего схему «летающее крыло». Данная военная техника России не способна преодолеть скорость звука из-за особенности конструкции и огромного размаха крыльев, но может быть незаметным для радаров.

Будущая противоракетная оборона

Продолжают вестись работы по созданию системы ПРО С-500. В данном новейшем поколении предполагают применять раздельное выполнение задач по обезвреживанию аэродинамических и баллистических ракет. С-500 отличается от С-400, рассчитанной на противовоздушную оборону, тем, что она создается как противоракетная система защиты.

Также она сможет вести борьбу с гиперзвуковыми средствами, активно развивающимися в США. Данные новые военные российские разработки являются немаловажными. С-500 является системой воздушно-космической обороны, которую хотят сконструировать в 2015 г. Она должна будет обезвреживать объекты, которые летят на высоте выше 185 км и на удалении более 3500 км от установки пуска. На данный момент уже окончен проект эскиза и в этом направлении ведутся перспективные военные разработки России. Основным предназначением этого комплекса будет поражение последних образцов оружия нападения воздушного типа, которое выпускается сегодня в мире. Предполагается, что данная система сможет выполнять задачи как в варианте стационарном, так и при выдвижении в зону боевых действий. которые Россия должна начать производить в 2016 г., будут оснащены корабельной версией противоракетной системы С-500.

Боевые лазеры

Имеется много интересного в этом направлении. Россия раньше Соединенных Штатов Америки начала военные разработки в данной сфере и имеет у себя в арсенале опытнейшие образцы высокоточных химических боевых лазеров. Первую такую установку российские разработчики испытали еще в 1972 г. Тогда уже при помощи отечественной мобильной «лазерной пушки» можно было с успехом поражать цель в воздухе. Так в 2013 г. Министерство Обороны России затребовало продолжить работы по созданию боевых лазеров, которые способны поражать спутники, самолеты и баллистические ракеты.
Это является немаловажным в современном вооружении. Новые военные разработки России в области лазеров ведет организация ПВО «Алмаз-Антей», Таганрогский авиационный научно-технический концерн им. Бериева и компания «Химпромавтоматика». Все это контролируется Министерством Обороны Российской Федерации. начал вновь модернизировать летающие лаборатории А-60 (на базе Ил-76), использующиеся для отработки новейших лазерных технологий. Они будут базироваться на аэродроме вблизи Таганрога.

Перспективы

В дальнейшем при успешном развитии в данной сфере Российская Федерация построит один из самых мощных лазеров в мире. Данное устройство в Сарове займет площадь равную двум футбольным полям, а в своей самой высокой точке достигнет размеров равных 10-этажного дома. Установку оснастят 192 лазерными каналами и огромной энергией лазерного импульса. У французского и американского аналога она равна 2-м мегаджоулям, а у России - приблизительно в 1.5-2 раза выше. Суперлазер будет способен создавать в веществе колоссальные температуры и плотности, которые такие же, как на Солнце. Данное устройство также будет в условиях лабораторий моделировать процессы, наблюдаемые вовремя испытания термоядерного оружия. Создание данного проекта будет оцениваться около 1,16 млрд евро.

Бронетехника

В этом плане новейшие военные разработки также не заставили себя ждать. В 2014 г. Министерство обороны России начнет закупку основных эффективных боевых танков, основанных на единой платформе тяжелой бронетехники «Армата». На основе успешной партии данных машин проведут подконтрольную войсковую эксплуатацию. Выпуск первого прототипа танка на базе платформы «Армата», в соответствии с действующим графиком, состоялся в 2013 г. Указанная военная техника России планируется поставляться в военные части с 2015 г. Разработку танка будет вести «Уралвагонзавод».

Еще одним проспектом российского ОПК является «Терминатор» («Объект - 199″»). Данная боевая машина будет предназначена для обезвреживания воздушных целей, живой силы, бронетехники, а также разнообразных укрытий и укреплений.

«Терминатор» способен создаваться на базе танка Т-90 и Т-72. Его штатное оснащение будет состоять из 2-х 30-миллиметровых пушек, ПТУР «Атака» с наличием лазерного наведения, пулемета Калашникова и 2-х гранатометов АГС-17. Эти новые разработки военной техники России являются значимыми. Возможности БМПТ разрешают осуществление огня значительной плотности по 4-м целям сразу.

Высокоточное оружие

ВВС Российской Федерации примут на вооружение ракеты для осуществления ударов по надводным и наземным целям с наведением по ГЛОНАСС. На полигоне в Ахтубинске ГЛИЦ имени Чкалова прошли испытания ракет С-25 и С-24, которые оснащены особыми комплектами с ГСН и накладками на рули управления. Это важное усовершенствование. Комплекты наведения ГЛОНАСС массово начали поступать на авиабазы в 2014 г., то есть российская вертолетная и фронтовая авиация полностью перешла на оружие высокой точности.

Ракеты неуправляемые (НУР) С-25 и С-24 останутся главным оружием бомбардировочной и штурмовой авиации РФ. Однако они бьют по площадям, а это является дорогим и неэффективным удовольствием. Головки самонаведения по ГЛОНАСС переведут С-25 и С-24 в оружие высокоточного класса, которое способно поражать небольшие цели с точностью до 1 метра.

Робототехника

Главные приоритеты в организации перспективных разновидностей военной техники и вооружения почти определены. Сделан упор на произведение наиболее роботизированных боевых систем, где человеку будет отведена безопасная операторская функция.

В данном направлении намечается комплекс программ:

  • Организация силовых доспехов, знакомых как экзоскелеты.
  • Работы по разработке подводных роботов самого разнообразного предназначения.
  • Проектирование серии беспилотных видов летательных аппаратов.
  • Планируется основать технологии по передаче беспроводной электроэнергии. Они разрешат реализовать идеи Николая Теслы в промышленном масштабе.

Российские эксперты сравнительно недавно (2011-2012 год) осуществили создание робота SAR-400. Высотой он 163 см и выглядит как торс с двумя «руками-манипуляторами», оснащенными особыми сенсорами. Они позволяют оператору ощущать предмет, которого касаются.

SAR-400 способен выполнить несколько функций. Например, полететь в космос или провести дистанционную хирургическую операцию. А в военных условиях он вообще незаменим. Он может быть и разведчиком, и сапером, и ремонтником. По своим рабочим возможностям и ТТХ андроид SAR-400 превосходит (к примеру, по сжиманию кисти) зарубежных аналогов, и американских тоже.

Стрелковое оружие

Новейшие военные разработки России в настоящее время также активно ведутся в данном направлении. Это подтвержденный факт. Оружейники Ижевска начали разработку стрелкового автоматического вооружения новейшего поколения. Оно отличается от популярной во всем мире системы Калашникова. Подразумевается новая платформа, позволяющая конкурировать с аналогами последних моделей стрелкового оружия в мире. Это является немаловажным в данной сфере. В результате силовые ведомства могут быть обеспечены принципиально новейшими боевыми системами, которые соответствуют программе перевооружения армии России до 2020 г. Поэтому на данный момент ведутся существенные разработки в этом плане. Будущие стрелковые будут модульного типа. Это позволит упростить последующую модернизацию и производство. При этом чаще будет применяться схема, при которой магазин оружия и ударный механизм будут расположены в прикладе сзади спускового крючка. Для разработки новейших систем стрелкового оружия будут также применяться боеприпасы с инновационными баллистическими решениями. К примеру, повышенная кучность, значительная эффективная дальность, более мощная способность пробития. Перед оружейниками поставлена задача создания новой системы «с нуля», не основываясь на отживших принципах. Для достижения данной цели привлекаются новейшие технологии. В тоже время от работ по модернизации АК 200-й серии «Ижмаш» отрекаться не станет, так как поставками данного вида оружия уже заинтересованы спецслужбы России. В настоящее время проводятся дальнейшие военные разработки в данном направлении.

Итог

Все вышесказанное подчеркивает успешную модернизацию вооружения Российской Федерации. Главное - идти в ногу со временем и не останавливаться на достигнутом, осуществляя новейшие усовершенствования в данной области. На ряду с вышеизложенным существуют и секретные военные разработки России, однако их публикация ограничена.

Секреты в Союзе хранить умели. И их было достаточно. Даже сегодня о некоторых из них далеко не все знают, хотя СССР уже давно нет.

Пользователи сети собрали несколько из них.

Среди них - существование Каспийского Морского Монстра, худшая ракетная катастрофа в истории СССР и музей «разлагающегося буржуазного творчества».

Секреты расставлены в произвольном порядке без распределения их по местам по значимости.

1. Крупнейшая ядерная катастрофа в мире (на тот момент)

Когда люди слышат о крупнейших ядерных катастрофах, большинству на ум придут Чернобыль и Фукусима. Мало кто знает о третьей ядерной катастрофе – Кыштымской аварии 1957 года, произошедшей неподалёку от города Кыштым на юге России. Как и в случае с Чернобыльской аварией, главной причиной катастрофы послужило плохое проектирование, а именно постройка системы охлаждения, которую было невозможно починить. Когда из одного из баков начала вытекать охлаждающая жидкость, рабочие просто выключили его и не трогали его целый год. Кому нужны системы охлаждения в Сибири?

Оказывается охлаждение нужно ёмкостям, в которых хранятся радиоактивные отходы. Температура в ёмкости повысилась до 350 градусов Цельсия, что в итоге привело к взрыву, который подбросил 160 тонную бетонную крышку в воздух (которая изначально была в 8 метрах под землёй). Радиоактивные вещества распространились на 20000 квадратных километров.

Дома 11000 людей были разрушены после эвакуации близлежащих территорий, а радиоактивному воздействию подверглось около 270000 людей. Только в 1976 году советский эмигрант впервые упомянул о катастрофе в Западной прессе. ЦРУ знало о катастрофе с 60-х годов, но, опасаясь негативного отношения американцев к своей собственной ядерной промышленности, решило занизить серьёзность аварии. Только в 1989 году, через три года после Чернобыльской аварии, детали катастрофы в Кыштыме стали известны общественности.

2. Пилотируемая лунная программа

В мае 1961 года президент США Джон Кеннеди объявил, что он считает, что США должны к концу десятилетия отправить человека на Луну. К тому моменту Советский Союз лидировал в космической гонке – первый объект, запущенный на орбиту, первое животное на орбите и первый человек в космосе. Однако, 20 июля 1969 года Нил Армстронг стал первым человеком, посетившим Луну, победив тем самым Советский Союз в этой гонке. В гонке, в которой официально Советский Союз не принимал участие – до 1990 года СССР отрицало, что у них была своя пилотируемая лунная программа. Это было частью политики, по которой каждая космическая программа держалась в секрете, пока она не завершалась успехом.

Советскому Союзу пришлось частично признать существование программы в августе 1981 года, когда советский спутник Космос-434, запущенный в 1971 году, вошёл в атмосферу над Австралией. Правительство Австралии, обеспокоенное тем, что на борту могут присутствовать ядерные материалы, было заверено министром иностранных дел СССР, что спутник был экспериментальным лунным кораблём.

Другие детали программы, включая тестовые запуски, были скрыты. Испытание лунных скафандров во время стыковки космических кораблей в 1969 году было представлено, как часть строительства космической станции – СССР продолжало утверждать, что у них не было планов по высадке на Луне. В итоге провалившаяся советская программа по высадке на Луне была закрыта в 1976 году.

3. Клад творчества

В 1990-х годах западные журналисты и дипломаты были приглашены в тайный музей, спрятанный в удалённом городе Нукус, Узбекистан. В музее хранились сотни произведений искусства, датированных началом сталинского режима, когда художников заставляли соответствовать идеалам Коммунистической партии. «Разлагающееся буржуазное творчество» было сменено картинами фабрик и без участия Игоря Савицкого (коллекционера) большая часть творчества художников того времени была бы полностью потеряна.

Савицкий убеждал художников и их семьи доверить ему их работы. Он прятал их в Нукусе – городе, окружённом сотнями километров пустыни.

Это уникальный пункт в этом списке так, как рассказывает о том, что было спрятано не столько от окружающего мира, сколько от деспотического режима. Несмотря на то, что вопрос о важности самого творчества остаётся открытым, ценность истории о том, как творчество держалось в секрете десятилетиями, не вызывает никаких сомнений.

4. Смерть космонавта

Советский Союз не единожды «стирал» космонавтов из своей истории. Так, например, были скрыты данные о первом космонавте, погибшем во время космической гонки. Валентин Бондаренко погиб во время тренировки в марте 1961 года. О его существовании на Западе не знали до 1982 года, а публичное признание последовало лишь в 1986 году. Слабонервным стоит воздержаться от прочтения следующего абзаца.

Во время изоляционного упражнения в барокамере Бондаренко совершил фатальную ошибку. После того, как он снял с себя медицинский датчик и почистил кожу спиртом, он бросил вату на горячую плитку, которую он использовал, чтобы делать себе чай, после чего та вспыхнула. Когда он попробовал затушить огонь своим рукавом, атмосфера, состоящая на 100% из кислорода, способствовала тому, что его одежда вспыхнула. На открытие двери потребовалось несколько минут. К тому времени, космонавт получил ожоги третьей степени всего тела, кроме ступней – единственное место, где доктор смог найти кровеносные сосуды. Кожа, волосы и глаза Бондаренко были сожжены. Он прошептал «Слишком больно… сделайте что-нибудь, чтоб остановить боль». Через шестнадцать часов он скончался.

Отрицание этого происшествия только для того, чтобы избежать плохих новостей, было очень плохим решением.

5. Массовый голод - один из самых ужасных в истории

О голоде (голодоморе) 1932 года слышали многие, однако внутренние и внешние попытки скрыть этот факт достойны упоминания. В начале 1930-х годов политика Советского Союза привела (будь то преднамеренно или нет) к смерти нескольких миллионов людей.

Казалось бы, такое сложно скрыть от внешнего мира, однако к счастью для Сталина и его подчинённых, остальной мир колебался между предумышленным неведением и отрицанием фактов.

Нью-Йорк Таймс, как и остальная американская пресса, скрывали или преуменьшали голод в СССР. Сталин организовал несколько заранее подготовленных туров для зарубежных комиссий: магазины были наполнены едой, но любой, кто осмеливался подойти к магазину, арестовывался; улицы были помыты, а все крестьяне были заменены членами коммунистической партии. Герберт Уэллс (H G Wells) из Англии и Джордж Шоу (George Bernard Shaw) из Ирландии рассказали, что слухи о голоде были необоснованными. Более того, после того, как премьер-министр Франции посетил Украину, он описал её как «цветущий сад».

К тому времени, когда результаты переписи населения 1937 года были засекречены, голод уже был преодолён. Несмотря на то, что количество жертв голодомора сравнимо с Холокостом, оценка голода, как преступления против человечества, была дана только в последние десять лет.

6. Катынский расстрел

Как и в случае с голодом 1932 года, международное отрицание Катынского расстрела заслужило для этих убийств первое место в этом списке. В 1940-х годах сотрудники НКВД убили более 22000 пленных из Польши и похоронили их в массовых захоронениях. По официальной версии ответственными за это были фашистские войска. Правда была признана только в 1990 году. Скрыть расстрел удалось силами не только Советского Союза, но и при помощи лидеров США и Великобритании.

Уинстон Черчилль в неофициальном разговоре подтвердил, что расстрел был, скорее всего, проведён большевиками, которые «могут быть очень жестокими». Однако он настаивал на том, чтобы правительство Польши в изгнании прекратило предъявлять обвинения, наложило цензуру на свою прессу, Черчилль также помог предотвратить независимое расследование инцидента Международным комитетом Красного Креста. Посол Великобритании в Польше описал это как «использование хорошей репутации Англии для сокрытия того, что убийцы скрыли при помощи хвои». Франклин Рузвельт также не хотел, чтобы вина за расстрелы легла на Сталина.

Доказательства того, что правительство США знало об истинных виновниках Катынского расстрела, были скрыты во время парламентских слушаний 1952 года. Более того, единственное правительство, которое говорило правду о тех событиях, было правительством нацистской Германии. Это ещё одно предложение, которое можно прочесть очень нечасто.

Легко критиковать лидеров стран, которые фактически оставили безнаказанными преступников, но Германия, а затем и Япония, были более важными проблемами, а значит, иногда было необходимо принимать очень сложные решения. Советский Союз с его военной и промышленной сверхдержавой был необходим. «Правительство в этих событиях обвиняет только общего врага», - писал Черчилль.

7. Экраноплан

В 1966 году американский спутник-шпион запечатлел незаконченный русский гидроплан. Самолёт был больше, чем любое воздушное судно, которым обладало США. Он был настолько большой, что, по оценкам экспертов, такой размах крыла не позволил бы самолёту хорошо летать. Ещё более странно было то, что двигатели самолёта находились намного ближе к носу, чем к крыльям. Американцы были озадачены и оставались озадаченными до тех пор, пока СССР не развалился через 25 лет. Каспийский Морской Монстр, как его называли тогда, был экранопланом – транспортное средство похожее на смесь самолёта и корабля, которое летает всего в нескольких метрах от воды.

Даже упоминание названия аппарата было запрещено тем, кто участвовал в его разработке, несмотря на то, что на проект выделялись огромные суммы денег. В перспективе эти аппараты, конечно же, были очень полезными. Они могли перевозить сотни солдат или даже несколько танков на скорости в 500 км/ч, при этом оставаясь незамеченными для радаров. Они даже более топливоэкономичны чем лучшие современные грузовые воздушные судна. Советский Союз даже построил один такой аппарат, по длине превышающий Боинг 747 в 2,5 раза, оборудованный 8 реактивными двигателями и шестью ядерными боеголовками на крыше (что ещё можно установить на реактивный самолёт-корабль по доставке танков?)

8. Худшая катастрофа, связанная с ракетой, за всю историю

Наплевательское отношение к здоровью и безопасности не ограничивалось ядерными отходами. 23 октября 1960 года в Советском Союзе подготавливалась к запуску новая секретная ракета – Р-16. Рядом с пусковой установкой, в которой находилась ракета, использующая новый тип топлива, находилось множество специалистов. В ракете образовалась утечка азотной кислоты – единственным правильным решением в этом случае было начало эвакуации всех, кто находился поблизости.

Однако вместо этого командующий проектом Митрофан Неделин приказал залатать утечку. Когда произошёл взрыв, все находившиеся на стартовой площадке сразу же погибли. Огненный шар был достаточно горяч, чтобы расплавить покрытие площадки, из-за чего многие, кто попытался убежать застряли на месте и были сожжены заживо. В результате происшествия погибло более сотни людей. Это остаётся худшей ракетной катастрофой в истории.

Советская пропаганда моментально начала свою работу. Утверждалось, что Неделин погиб в авиакатастрофе. Сообщения о взрыве представлялись, как слухи, охватившие СССР. Первое подтверждение происшествия появилось только в 1989 году. На сегодняшний день был установлен памятник, посвящённый тем, кто погиб в той катастрофе (но не самому Неделину). Хотя он официально остаётся героем, те, кто имеет какую-либо связь с этой катастрофой, вспоминают его как человека, ответственного за гибель сотни людей доверенных ему.

9. Вспышка оспы (и программа по сдерживанию)

В 1948 году в Советском Союзе была создана засекреченная лаборатория, занимающаяся биологическим оружием на острове в Аральском море. Лаборатория занималась превращением сибирской язвы и бубонной чумы в оружие. Они также разработали оспенное оружие и в 1971 году даже провели испытание на открытом воздухе. По загадочному стечению событий оружие, разработанное для того, чтобы вызвать вспышку оспы, при активации на открытом воздухе, действительно вызвало вспышку оспы. Десять человек заболели, трое погибло. Сотни людей были помещены в карантин, а также за 2 недели 50 тысяч людей из близлежащих территорий получили прививки от оспы.

О происшествии стало широко известно только в 2002 году. Вспышка была эффективно предотвращена, однако, несмотря на масштабы инцидента, Москва не признавала произошедшего. Это плачевно, так как из этого случая можно было вынести ценные уроки о том, что может произойти, если биологическое оружие когда-либо попадёт в руки террористов.

10. Дюжины городов

На юге России существует город, которого не было ни на одной карте. Не существовало как автобусных рейсов, которые бы останавливались в нём, так и дорожных указателей, подтверждающих его существование. Почтовые адреса в нём числились, как Челябинск-65, хотя до Челябинска от него было почти 100 километров. Его нынешнее название – и, несмотря на то, что в нём жили десятки тысяч людей, о существовании города было неизвестно даже в России до 1986 года. Секретность была вызвана наличием тут завода по переработке отработанного ядерного топлива. На этом комбинате произошёл взрыв в 1957 году, но из-за секретности, катастрофу назвали по городу, который находился в нескольких километрах от Озёрска. Этим городом был Кыштым.

Озёрск является одним из десятков секретных городов СССР. На данный момент известно о 42 подобных городах, но считается, что ещё около 15 городов всё ещё находятся под покровом тайны. Жители этих городов обеспечивались лучшей едой, школами и комфортными условиями, чем вся остальная страна. Те, кто ещё проживает в подобных городах, цепляются за свою изоляцию – немногие чужаки, которым позволено посетить города, обычно находятся под эскортом охранников.

Во всё более открытом и глобальном мире многие покидают закрытые города и, скорее всего, существует некоторый предел тому, сколько времени эти города ещё смогут оставаться закрытыми. Однако многие из этих городов продолжают выполнять их изначальную функцию – будь то выработка плутония или обеспечение морского флота.

Человека с давних времен тянуло то опуститься на дно, то подняться в воздух, то достичь самого центра Земли. Однако это было возможно до некоторых пор лишь в фантастических романах и сказках. В наше время подземная лодка - это уже не просто фантазия. Были проведены успешные разработки и испытания в этой области. Прочитав нашу статью, вы узнаете много интересного о таком аппарате, как подземная лодка.

Подземные лодки в литературе

Все началось с полета фантазии. В 1864 году Жюль Верн опубликовал известный роман под названием "Путешествие к центру Земли". Герои его спустились в центр нашей планеты через жерло вулкана. В 1883 году была опубликована книга "Подземный огонь" Шузи. В ней герои, работая кирками, проложили шахту к земному центру. Правда, в книге уже говорилось о том, что ядро планеты горячее. Алексей Толстой, русский писатель, добился большего успеха. В 1927 году он написал "Гиперболоид инженера Гарина". Герой произведения пробился почти насквозь через толщу земли, при этом буднично и даже с некоторым цинизмом.

Все эти авторы строили гипотезы, которые никак нельзя было обосновать. Дело оставалось за изобретателями и инженерами, властителями дум людских конца 19-го - начала 20-го веков. Однако в опубликованных в 1937 году "Победителях недр" низвел до обычных достижений власти СССР проблему штурма земных недр. Конструкция, которую имела в его книге подземная лодка, будто была списана с чертежей секретного КБ. Случайно ли это совпадение?

Первые разработки

Сейчас никто не сможет ответить на вопрос о том, что легло в основу смелых догадок Григория Адамова. Однако, судя по немногочисленным данным, основания для них все-таки имелись. Первым инженером, который якобы создал чертежи подземного аппарата, стал Петр Рассказов. Этот инженер в 1918 г. был убит агентом который похитил у него всю документацию. Американцы же считают, что первые разработки начал Томас Эдисон. Однако более достоверно то, что их осуществляли в конце 20-30-х годов 20 века инженеры из СССР А. Треблев, А. Баскин и А. Кирилов. Именно они разработали конструкцию первой подземной лодки.

Однако она была предназначена исключительно для утилитарных целей, связанных с нефтедобычей, с тем, чтобы облегчить этот процесс и удовлетворить потребности социалистического государства. За основу они взяли настоящего крота или же более ранние разработки в этой области русских или иностранных инженеров - сейчас трудно сказать. Однако известно, что на уральских рудниках, расположенных под осуществлялись пробные "заплывы" лодки. Конечно, образец был опытный, скорее уменьшенная копия, нежели полноценный рабочий аппарат. По всей видимости, он напоминал позднейшие комбайны по добыче угля. Наличие недоработок, надежного двигателя, медленной скорости проходки было естественно для первой модели. Было принято решение свернуть работы по подземоходу.

Страхов возобновляет проект

Через некоторое время началась эпоха массового террора. Были расстреляны многие специалисты, которые участвовали в этом проекте. Однако накануне войны вдруг вспомнили о "Стальном кроте". Представителей власти снова заинтересовала подземная лодка. В Кремль был вызван П. И. Страхов, ведущий специалист в данной области. В то время он работал куратором на строительстве метрополитена города Москвы. Ученый в беседе с Д. Ф. Устиновым, возглавлявшим комиссариат вооружений, подтвердил мнение о боевом использовании подземохода. Ему было поручено разработать по сохранившимся чертежам усовершенствованный экспериментальный образец.

Война прерывает работы

Срочно были выделены люди, средства, необходимое оборудование. Русская подземная лодка должна была быть готова по возможности в кратчайшие сроки. Однако начавшаяся Великая Отечественная война, судя по всему, оборвала работу. Поэтому госкомиссией так и не был принят экспериментальный образец. Ему была уготовлена участь множества других проектов - образец был распилен на металл. Стране в это время для обороны больше были нужны самолеты, танки и подводные лодки. А Страхов не возвращался больше к подземной лодке. Он был послан на строительство бункеров.

Немецкие подводные лодки

Подобными конструкциями, естественно, занимались также и в Германии. Любое сверхоружие, которое было бы способно принести Третьему Рейху мировое господство, было необходимо для руководства. В фашистской Германии, согласно сведениям, полученным после окончания войны, имелись разработки подземных военных аппаратов. Кодовое название первого из них - Subterrine (проект Р. Требелецкого и Х. фон Верна). Кстати, некоторые исследователи полагают, что Р. Требелецкий - это А. Треблев, инженер, который бежал из СССР. Вторая разработка - Midgardschlange, что в переводе значит "Змея Мидгарда". Это проект Риттера.

После завершения органы советской власти обнаружили неподалеку от Кенигсберга неизвестного происхождения штольни, рядом с которыми находились остатки взорванной конструкции. Было высказано предположение о том, что это и есть остатки "Змеи Мидгарда".

Не менее замечательным проектом являлся "Морской лев" (другое его название - Subterrine). Еще в 1933 г. Хорнер фон Вернер, немецкий инженер, оформил на него патент. По его замыслу, этот аппарат мог развивать скорость до 7 м/ч. На его борту могли находиться 5 человек, а вес боезаряда составлял до 300 кг. Аппарат этот, к тому же, мог передвигаться не только под землей, но и под водой. Эта подземная подводная лодка сразу же была засекречена. Проект ее оказался в военном архиве.

О нем, вероятно, никто бы и не вспомнил, если бы не началась война. Курировавший военные проекты граф фон Штауфенберг извлек его из архива. Он предложил Гитлеру воспользоваться для вторжения на Британские острова подводной лодкой. Она должна была незаметно пересечь Ла-Манш и тайно пройти под землей в необходимое место.

Однако планам этим не суждено было осуществиться. Герман Геринг убедил Адольфа Гитлера в том, что Англию к капитуляции принудить намного дешевле и быстрее простыми бомбежками. Поэтому операция не была осуществлена, хотя Геринг и не смог выполнить своего обещания.

Изучение проекта "Морской лев"

После победы над Германией в 1945 году на территории этой страны началось негласное противостояние. Бывшие союзники начали соперничать между собой за обладание военными секретами Германии. В числе некоторых других разработок немецкий проект подземной лодки под названием "Морской лев" попал в руки Абакумова, генерала СМЕРШа. Группа, руководили которой профессоры Г. И. Покровский и Г. И. Бабата, занялась изучением возможностей этого аппарата. В результате исследований был вынесен следующий вердикт - подземоход может быть использован русскими в военных целях.

Разработка М. Циферова

Свой собственный подземный снаряд одновременно (в 1948 году) создавал инженер М. Циферов. Ему даже выдали авторское свидетельство СССР на разработку подземной торпеды. Этот аппарат мог передвигаться самостоятельно в толще земли, развивая при этом скорость до 1 м/с!

Строительство секретного завода

В СССР тем временем к власти пришел Хрущев. Необходимы были в начавшейся холодной войне свои козыри, военные и политические. Инженеры и ученые, перед которыми была поставлена эта проблема, предложили решение, которое продвинуло на новый уровень развития проект создания подземной лодки. Ее предполагалось сделать с по типу первых подводных лодок, имевших атомный реактор. В сжатые сроки для опытного производства было необходимо построить очередной секретный завод. По распоряжению Хрущева в начале 1962 года у поселка Громовка (Украина) было начато его строительство. Вскоре Хрущев публично заявил о том, что достать империалистов следует не только из космоса, но также и из-под земли.

Разработка "Боевого Крота"

Спустя 2 года завод выпустил первую подземную лодку СССР. У нее был атомный реактор. Подземная атомная лодка была названа "Боевым Кротом". Конструкция имела титановый корпус. Корма и нос был заострен. Подземная лодка "Боевой Крот" в диаметре достигала 3,8 м, а ее длина составляла 35 метров. Из пяти человек состоял экипаж. Кроме того, подземная лодка "Боевой Крот" была способна принять на борт тонну взрывчатки, а также еще 15 десантников. "Боевого Крота" позволял лодке развивать скорость до 7 м/ч.

Для чего была предназначена атомная подземная лодка "Боевой Крот"?

Боевая задача, которая была поставлена перед ней, - уничтожение ракетных шахт и подземных командных бункеров противника. В Генштабе планировали доставить в США такие "субтерины", использовав атомные субмарины, специально предназначенные для этого. В качестве пункта назначения была выбрана Калифорния, где наблюдалась в связи с частыми землетрясениями высокая сейсмическая активность. Она могла замаскировать движение русского подземохода. Подземная лодка СССР, кроме того, могла бы установить ядерный заряд и, подорвав его дистанционно, вызвать таким способом искусственное землетрясение. Его последствия можно было бы списать на обычное стихийное бедствие. Это смогло бы подорвать могущество американцев в финансовом и материальном отношении.

Испытания новой подземной лодки

В 1964 году, ранней осенью, проходили испытания "Боевого Крота". Неплохие результаты продемонстрировал подземоход. Ему удалось преодолеть разнородный грунт, а также уничтожить находившийся под землей командный бункер, принадлежавший условному противнику. Несколько раз опытный образец был продемонстрирован членам правительственных комиссий в Ростовской области, на Урале и в подмосковном Нахабино. После этого начались таинственные события. Во время плановых испытаний атомоход якобы взорвался в Уральских горах. Геройски погиб при этом экипаж, руководил которым полковник Семен Будников (возможно, что это вымышленное имя). Причина этого - якобы внезапная поломка, в результате которой "крот" раздавили горные породы. Согласно другим версиям, имела место диверсия иностранных спецслужб или даже попадание аппарата в аномальную зону.

Сворачивание программ

После того как Хрущев был снят с руководящих постов, были свернуты многие программы, в том числе и этот проект. Подземная лодка снова перестала интересовать власть. Экономика Советского Союза трещала по швам. Поэтому этот проект, как и множество других разработок, таких как летавшие в 60-70-х годах над Каспием советские экранолеты, был заброшен. в идеологической войне мог тягаться с США, однако заметно проигрывал в гонке вооружений. Приходилось экономить буквально на всем. Это ощущал на себе простой народ и понимал Брежнев. Существование государства было поставлено на кон, поэтому были надолго засекречены и свернуты не сулившие быстрого превосходства передовые смелые проекты.

Продолжаются ли работы?

В 1976 году в прессу просочилась информация о подземном атомном флоте Советского Союза. Это было сделано в целях военно-политической дезинформации. Американцы попались на эту удочку и принялись за постройку подобных аппаратов. Трудно сказать, ведется ли сейчас на Западе и в США разработка подобных машин. Нужна ли кому-нибудь сегодня подземная лодка? Фото, представленные выше, а также исторические факты - аргументы в пользу того, что это не просто фантазия, а самая настоящая реальность. Много ли мы знаем о современном мире? Возможно, именно сейчас толщу земли бороздят где-нибудь подземные лодки. Секретные разработки России, как, впрочем, и других стран, никто не собирается афишировать.

В СССР ученые и инженеры пытались сказку сделать былью. Телепатия, лодки-амфибии, способные прорываться через толщу земли, космические самолеты – все эти проекты разрабатывались нашими инженерами.

Подземная лодка «Боевой крот»

После Второй мировой войны советским проектировщикам попали документы с чертежами немецких подземных танков «Субтеррина» и «Змея Мидграда». Их особенность заключалась в том, что они планировались как амфибии. Техника работала на земле и под ней, а также под водой свыше ста метров. После долгих исследований профессоров Г.И.Бабата и Г.И. Покровского было принято решение, что данная конструкция могла добраться до расположения врага и взорвать его под землей.

В срочном порядке была набрана рабочая группа, а также выделены средства для создания подземного танка, который получил название «боевой крот». Машина работала на ядерном реакторе и двигалась сквозь землю со скоростью 7 км/ч. Первые испытания произошли в уральских горах, результат всех потряс: «Крот» вошел в грунт, прошел около пятнадцати км и уничтожил условного противника. Это был полный успех. Тем не менее, второй эксперимент закончился трагически. Субтеррина по неизвестным причинам взорвалась, вся команда погибла. Проект приостановили, а при Брежневе он был закрыт окончательно.

Космический истребитель «Спираль»

Много лет назад космические самолеты можно было встретить лишь в книгах фантастов. Но 50 лет назад фантастику почти превратили в реальность. В разгар Холодной войны в СССР рассматривали любые условия для введения войны, космос не был исключением. В ответ на разработку США орбитального пилотируемого перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20, в СССР решили создать собственную авиационно-космическую систему. Проект получил название «Спираль». Он должен был стать самым первым военным кораблем СССР, который предназначался для космических сражений. По задумке, самолет-разгонщик служил для достижения скорости 7,5 тысяч км/ч и выхода на 30 км высоту. Потом орбитальный самолет отделялся от ГСР и с помощью ракетного ускорителя достигал первой космической скорости (7,9 км/c). Таким образом, воздушное судно выходило на околоземную орбиту и могло приступать для выполнения собственных задач: разведка, перехват космических целей, бомбардировка «космос-Земля» и так далее.

Тем не менее, во второй половине 70-х, когда первый экземпляр был построен, проект закрыло высшее руководство. Они посчитали этот аппарат глупой фантазией. Так был похоронен самый первый космический корабль СССР.

Мозговое радио

Многие ученые мечтали создать механизм, с помощью которого можно было бы управлять сознанием и мыслями людей на расстоянии. Такое психологическое оружие могло стать самым страшным и эффективным за всю историю человеческой цивилизации. В 1923 году инженер-электрик Бернард Кажинский представил свой план «мозгового радио», способного передавать импульсы мозга, превращая их в сигналы на огромные расстояния.

Узнав о его научной работе, Кажинского стали приглашать с лекциями в разные исследовательские институты мира. Когда он вернулся домой, правительство незамедлительно выделило средства на эксперименты, так как гипотезу посчитали стратегически важной. Первые испытания проходили в Москве на собаках. Так, суть эксперимента заключалась в том, чтобы с помощью мозгового сигнала заставить пса принести нужную книгу из нескольких экземпляров. Интересно то, что животное без проблем справлялось с заданием, но после этого, по какой-то непонятной причине, не могло выполнять элементарные команды.

Что потом произошло с «мозговым радио» остается тайной. Ученый вскоре прекратил научные работы, но до конца жизни верил, что такое изобретение могло существовать.

Летающий танк А-40

В 1941 году правительство поставило сложную задачу для инженеров, а именно – поднять в воздух бронетехнику. Нужно было сконструировать танк, который смог бы передвигаться по воздуху. Это позволило бы перебрасывать его партизанам для усиления сопротивления на оккупированных территориях.

Таким образом, инженер решил взять легкий танк Т-60 и приделать ему деревянные крылья «кукурузника». Предполагалось, что техника долетит до нужного места посадки и сбросит крылья. Однако, к сожалению, ни один эксперимент не прошёл удачно. Из-за веса машина сильно нагревалась. Работники снимали максимальное количество частей бомбардировщика, но ничего не помогло.


Алена Коновалова

В СССР люди хотели не только сказку сделать былью, но и научную фантастику. Телепатия, лодки-амфибии, способные прорываться через толщу земли, космические самолеты – все эти проекты разрабатывались нашими учеными.

После завершения Второй мировой войны в руки советского руководства попали проекты немецких подземных танков «Субтеррина» и «Змея Мидграда». Они планировались как амфибии, способные двигаться по земле, под землей и даже под водой на глубине до 100 метров. В результате длительного исследования чертежей группой ученых под руководством профессоров Г. И. Бабата и Г. И. Покровского был вынесен вердикт: машину можно использовать для боевых целей. Предполагалось, что такая боевая подземная лодка сможет добраться до стратегически важных объектов противника и взорвать их прямо из под земли. Взрыв в этом случае можно будет объяснить землетрясением. В срочном порядке были выделены кадры и средства на создание собственного подземного танка, который получил кодовое название «боевой крот». Была создана машина на ядерном реакторе, способная двигаться через толщу земли со скоростью 7 км/ч. Результаты первых испытаний в уральских горах поразили всех: «крот», внедрившись в грунт без всяких сложностей, прошел 15 км и разрушил бункер условного противника. Это был полный успех. Но повторный эксперимент неожиданно завершился полной катастрофой. Субтеррина по неизвестным причинам взорвалась, вся команда погибла. Проект приостановили, а при Брежневе он был закрыт окончательно.

Космический истребитель «Спираль»

Космические самолеты давно стали обычным явлением в произведениях фантастов. Но 50 лет назад фантастику почти превратили в реальность. В разгар Холодной войны в СССР рассматривали любые условия для ведения войны, не забывали и про космос. В ответ на разработку США орбитального пилотируемого перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20, в СССР решили создать собственную авиационно-космическую систему. Сложную и совершенно секретную задачу поставили перед конструкторским бюро 115, где исследования проводил главный конструктор Глеб Лозино-Лозинский. Проект получил название «Спираль». Он должен был стать первым космическим боевым кораблем СССР. Лозино-Лозинский предложил создать «Спираль» из трех основных частей: гиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР), двухступенчатого ракетного ускорителя и орбитального самолета. По задумке, самолет-разгонщик служил для достижения скорости 7,5 тысяч км/ч и выхода на 30 км высоту. Потом орбитальный самолет отделялся от ГСР и с помощью ракетного ускорителя достигал первой космической скорости (7,9 км/c). Таким образом, самолет выходил на околоземную орбиту и мог приступать для выполнения собственных задач: разведка, перехват космических целей, бомбардировка «космос-Земля» и так далее. Предложенная конструкция имела ряд преимуществ. Например, быстрое достижение самолетом любой точки земного шара и посадка при любых условиях. Но во второй половине 70-х, когда первый аппарат был построен и готов к испытаниям, проект внезапно закрыло высшее руководство. Министр обороны СССР Андрей Гречко выбросил всю документацию, заявив, что «Фантазиями заниматься не будем». Так был преждевременно похоронен один из самых перспективных космических проектов СССР.

Мозговое радио

Управление сознанием и мыслью на расстоянии – давняя мечта человечества. Такое психологическое оружие, будь оно изобретено, могло бы стать самым страшным и самым эффективным за всю историю человеческой цивилизации. В 1923 году инженер-электрик Бернард Кажинский представил свой проект «мозгового радио», способного передавать импульсы мозга, превращая их в сигналы, на огромные расстояния. Он высказал гипотезу, что человек – это живая радиостанция, которая может работать и как радиопередатчик и как радиоприемник. Таким образом, электромагнитные волны, переданные одним человеком, могут быть восприняты другим, если он одинаково настроен с передающим. Результаты его исследований стали настоящей сенсацией. Его приглашали с лекциями крупнейшие исследовательские институты и лаборатории мира. По возвращении на родину, его разработки были признаны эффективными и были предоставлены все условия для продолжения экспериментов. 17 марта 1924 года в Москве прошли первые испытания «мозгового оружия», позволяющего дистанционно и разрушительно воздействовать на организм. Ударной силой стали низкочастотные волны, излучаемые «мозговым радио». Опыты проводили на животных, а суть эксперимента состояла в том, чтобы заставить собаку мозговым сигналом взять нужную книгу из стопки и принести ее членам комиссии. Собаки прекрасно справлялись с задачей, но после этого по какой-то причине становились совершенно неспособные к исполнению обычных команд и дрессировке. О дальнейшей судьбе «мозгового радио» известно мало, но очевидно, что работа над ним под руководством Кажинского вскоре прекратилась. Сам ученый до конца своих дней верил в возможность создания своего изобретения. Он умер в 1962 году, незадолго до смерти издав вторую книгу о "мозговом радио", в которой подробно описал свою идею и призывал к ее дальнейшей разработке.

Летающий танк А-40

В 1941 году командование Красной Армии поставило перед главным инженером планерного управления Наркомата авиационной промышленности Олегом Антоновым сложную задачу, над которой билось уже не одно поколение конструкторов – поднять в воздух бронетехнику. Задумка состояла в создании бронемашины, которая смогла бы передвигаться по воздуху. Это позволило бы перебрасывать ее партизанам для усиления сопротивления на оккупированных территориях. Условия и сроки были стандартными для военного времени: машину нужно было сделать быстро, надежно и без лишних затрат. В связи с этим Антонов решил «не изобретать велосипед», а взять легкий танк T-60, принятый на вооружение в Красной армии, и приделать ему легкие деревянные крылья «кукурузника». Предполагалось, что летающий танк будет буксироваться до места назначения по воздуху, а потом с помощью своих крыльев планировать до нужной точки посадки. Сразу после приземления крылья должны были сбрасывать, и летающий танк был готов к бою. Но первый и последний полет танка А-40 оказался неудачным. Взятый для буксировки бомбардировщик ТБ-3 не смог обеспечить стабильный полет даже для максимально облегченного танка со слитым топливом, снятой башней и инструментальным ящиком. Двигатели у ТБ-3 начали перегреваться от такой нагрузки при самых благоприятных условиях, что уж говорить об условиях военной операции. Поэтому, даже несмотря на то, что А-40 выполнил свою задачу и удачно спланировал до пункта посадки на ближайшем военном аэродроме, проект был свернут. По мнению экспертов, он был бы удачен, если бы для буксировки взяли более мощный бомбардировщик Пе-8. Но тогда этих машин было мало, и они были необходимы для решения более сложных стратегических задач. Так попытка поднять танк в воздух увенчалась неудачей.

Атомолет

В 50-е годы XX века, как в разгар холодной войны, в СССР и США идет активное освоение «мирного атома». Вместе с успехами в этой области возникает резонный вопрос: можно ли использовать атомную энергию для военных целей? Например, в авиации в качестве альтернативы керосину. У последнего есть, по крайней мере, два больших минуса – во-первых, его небольшая энергоемкость, во-вторых, большой расход при полете. Замена его продуктом ядерной реакции не только бы сократила расходы, но и увеличила бы время пребывания лайнеров в воздухе почти до бесконечности. А в условиях Холодной войны, в отсутствии у двух противоборствующих сторон баллистических ракет, две сверхдержавы очень нуждались в средстве доставки атомных бомб. В этих условиях, в СССР и США начинаются сверхсекретные работы над первым атомолетом. В начале апреля 1955 года, после подтверждения советскими физиками возможности создания ядерной энергоустановки для самолетов, Совмин СССР издает поручение, согласно которому конструкторские бюро Туполева А.Н., Лавочкина С.А. и Мясищева В.М. должны были создать тяжелый самолет с ядерной энергоустановкой. Причем, работа велась обособленно для усиления фактора конкуренции. Создание двигателя-реактора было поручено бюро Николая Кузнецова и Архипа Люльки. Но разработчики сразу столкнулись с серьезной проблемой, следствием ядерной реакции – радиацией. При обслуживании такого самолета смертельной опасности подвергались не только члены экипажа, но и наземный обслуживающий персонал. По предварительным расчетам, проектный атомолет М-60 должен был «фонить» еще пару месяцев после полета. Кроме того, ученые не смогли найти ответ, как защитить атмосферу от ядерных остатков. Один старт ракеты или самолета с атомным двигателем должен был создать вокруг себя мертвую, зараженную зону. И наконец, возможность авиакатастрофы самолета с ядерным реактором на борту окончательно решила судьбу атомолетов. Как сказал впоследствии доктор Герберт Йорк, один из руководителей программы атомолетов в США: «Во-первых, самолёты иногда, бывает, падают. И сама по себе мысль о том, что где-то летает ядерный реактор, который вдруг может упасть, была неприемлемой». Возможность авиакатастрофы, автоматически становившейся экологической, послужила отрезвляющим фактором в гонке за создание первого атомолета. Программы разработок были свернуты в СССР и США в 1960-х годах.