Пути воздействия человечества на природу. экологический кризис

Антропогенные воздействия – деятельность человека, связанная с реализацией экономических, военных, рекреационных, культурных и других его интересов, вносящая физические, химические, биологические и другие изменения в природную среду.

Воздействие человека на природу можно классифицировать различным образом. Например, разделить на разрушительное, стабилизирующее и конструктивное; прямое и косвенное; преднамеренное и непреднамеренное; длительное и кратковременное; статическое и динамическое; площадное и точечное; глубинное и приповерхностное; глобальное, региональное и локальное; механическое, физическое, химическое и биологическое и т.д.

Разрушительное (деструктивное) воздействие человеческая деятельность, ведущая к утрате природной средой своих полезных человеку качеств. Например, сведение дождевых лесов под пастбища или плантации, в результате чего нарушается биогеохимический круговорот веществ, и почва за два-три года теряет свое плодородие.

Стабилизирующее воздействие человеческая деятельность, направленная на замедление деструкции (разрушения) природной среды в результате как хозяйственной деятельности человека, так и природных процессов. Например, почвозащитные мероприятия, направленные на уменьшение эрозии почв.

Конструктивное воздействие человеческая деятельность, направленная на восстановление природной среды, нарушенной в результате хозяйственной деятельности человека или природных процессов. Например, рекультивация ландшафтов, восстановление численности редких видов животных и растений и т. д. Разрушительное воздействие можно назвать отрицательным (негативным), а стабилизирующее и конструктивное – положительным (позитивным).

Прямое (непосредственное) воздействие изменение природы в результате прямого воздействия хозяйственной деятельности человека на природные объекты и явления.Косвенное (опосредованное) воздействие – изменение природы в результате цепных реакций или вторичных явлений, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

Непреднамеренное воздействие является неосознанным, когда человек не предполагает последствий своей деятельности.

Преднамеренное воздействие является осознанным, когда человек ожидает определенные результаты своей деятельности.

Расширяющееся использование природных ресурсов вследствие роста населения и развития научно-технического прогресса приводит к их истощению и увеличению загрязнения природной среды отходами производства и отбросами потребления. То есть ухудшение природной среды происходит по двум причинам: 1) сокращение природных ресурсов; 2) загрязнение природной среды.

Вырубка леса в бассейне реки (отмечено крестами) приводит к усыханию малых рек – притоков, снижению уровня грунтовых вод, уменьшению влажности почвы, снижению уровня воды в реке и озере. Это вместе с другими факторами ведет к недостатку воды в городе, гибели рыбы, развитию цианей (сине-зеленых водорослей и других водных организмов) в связи с усиливающейся эвтрофикацией водоемов. Строительство плотины и ирригационной системы в целях накопления воды в реке и нормального режима увлажнения на полях не решает проблемы поддержания уровня грунтовых вод и прекращения усыхания озера. Напротив, расход воды на испарение в оросительных системах и с поверхности водохранилища усугубляет недостаток речного стока в озеро, задерживает твердый сток, а подпор вод плотиной вызывает подтопление местности, в том числе по городам, ее заболачивание. Ирригация вызывает дополнительное засоление почв, требующих промывки, а значит, большего расхода поливных вод, с которыми в водоем смываются органика и удобрения, что усиливает эвтрофикацию.

Следует сразу обратить внимание на то, что чем выше уровень использования извлеченных природных ресурсов, тем ниже уровень загрязнения природной среды. Следовательно, решая проблему рационального использования природных ресурсов, общество, во-первых, сохраняет природные ресурсы от истощения, а во-вторых, снижает загрязнение природной среды.

Степень воздействия человека на природу. Глубина экологических последствий воздействия человека на природу зависит от нескольких переменных: численности населения, стиля жизни и экологического сознания. Эту связь можно описать формулой:

Чем больше численность населения и выше стиль жизни, тем сильнее истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. И, наоборот, чем выше экологическое сознание населения, тем менее выражены эти негативные процессы.

При отсутствии экологического сознания даже простой, «близкий к природе» стиль жизни не ведет сам по себе к отсутствию вредного воздействия на природу. Пример тому – вырубка леса под посевы и ради заготовки дров.

Таким образом, важнейшее условие дальнейшего прогресса человечества – прекращение роста его численности, изменение стиля жизни и повышение экологического сознания. Только добившись популяционного равновесия, можно и дальше развивать культуру, технологию, цивилизацию в целом.

32. Понятие об экологическом аспекте. Примеры.

Элементы деятельности организации, продукции и услуг, которые могут взаимодействовать с окружающей средой, называют экологическими аспектами. Примерами являются сбросы, выбросы в атмосферу, расходование или повторное использование материалов, а также шумовое воздействие. При внедрении системы экологического менеджмента организации следует идентифицировать экологические аспекты, которые она может контролировать и на которые она может влиять.

Идентификация экологических аспектов включает не только определение степени воздействия на ОС тех или иных видов деятельности, но и оценку значимости для предприятия выделенных экологических аспектов. К значимым относятся такие экологические аспекты, которые оказывают существенное воздействие на ОС и требуют соответствующих мероприятий по их, снижению или поддержанию на оптимальном уровне там, где снижение невозможно.

Основными факторами, определяющими значимость экологических аспектов, являются:

* Степень воздействия на ОС;

* Состояние ОС в зоне воздействия;

* Соответствие требованиям действующего законодательства и установленным нормативам; Приоритеты заинтересованных сторон.

Примеры

Экологический аспект, соответствующий аспектам хозяйствующей деятельности:

· Выбросы в атмосферный воздух;

· Выбросы парниковых газов;

· Физическое воздействие на атмосферный воздух;

· Пользование водными объектами;

· Сброс загрязняющих веществ в системы канализации;

· Сброс загрязняющих веществ на рельеф местности;

· Использование недр;

· Использование земель для строительства;

· Использование земель в пределах полос отвода;

· Земляные работы;

· Нарушенные земли;

· Обращение с отходами производства и потребления;

· Обращение с различными видами отходов.

33. Классификация загрязнителей окружающей среды по их природе и по происхождению

Загрязнение ОС - это поступление в природную среду веществ в твёрдом, жидком и газообразном состояниях, различных видов энергии в количествах и концентрациях, превышающих естественный для живых организмов уровень.

Существует ряд подходов классификации загрязнений.

По происхождению:

1. Природные загрязнения представляют собой загрязнения ОС, возникающие в результате естественных природных процессов. (наводнения, землетрясения, извержения вулканов, сели, космическая пыль и т.д.)

2. Антропогенные загрязнения - это загрязнения вызванные деятельностью человека (заводы, фабрики, автомобили и т.д.)

По объектам загрязнения различают:

3. атмосфера

4. ландшафт.

По масштабу распространения:

1. локальные загрязнения - это загрязнения на небольшой территории (завод, город).

2. региональные загрязнения - это загрязнения в масштабах области или нескольких областей.

3. трансграничные загрязнения - это загрязнения в масштабах нескольких государств (реки, воздух).

4. глобальные загрязнения - это загрязнения в масштабе планеты.

По видам загрязнений

1. химическое загрязнение ОС (формируется в результате изменения естественных свойств ОС при поступлении в неё химических веществ несвойственных ОС или же в концентрациях, превышающих естественные нормы).

2. биологическое загрязнение (это появление в экосистеме не характерных для неё видов живых организмов, негативно влияющих на здоровье человека и его хозяйственную деятельность).

3. физическое загрязнение (это проявления в отклонениях от норм в температурно-энергетических, волновых, радиационных и других физических свойств).

4. механическое (это загрязнение относительно инертными в физико-химическом отношении бытовыми и производственными отходами-например древесина, бумага).

ТЯЖЕЛЫЕ МЕТАЛЛЫ

Растения могут накапливать тяжелые металлы, являясь промежуточным звеном в цепи почва -> растение -> животное -> человек (или минуя животных). Однако растения не повторяют химических состав почвы, так как способны к избирательному поглощению. Главным показателем здесь является коэффициент биологического поглощения - отношение содержания элемента в золе растения к концентрации в почве. Медь накапливают растения семейства гвоздичные, кобальт - перцы, цинк поглощают карликовые березы и лишайники и т.д.

Тяжелые металлы являются ядами. Механизмы их токсического действия различны. Многие металлы при определенных концентрациях ингибируют действие ферментов (медь, ртуть). Некоторые металлы образуют хелатоподобные комплексы с обычными метаболитами, нарушая обмен веществ (железо). Другие металлы повреждают клеточные мембраны, изменяя их проницаемость и другие свойства. Некоторые металлы конкурируют с необходимыми организму элементами (Sr-90 может замещать в организме Ca, Cs-137 - калий, кадмий может замещать цигк.).

ПЕСТИЦИДЫ

Пестициды поступают в биосферу путем непосредственного внесения, с протравленными семенами, отмирающими частями растений, трупами насекомых, мигрируют в почве и водах. Особую опасность представляют стойкие и кумулятивные (т.е. накапливающиеся в экосистемах) пестициды, которые обнаруживаются спустя десятки лет после применения.

В результате накопления пестицидов уменьшается численность популяций некоторых видов рыб. Отмечены многочисленные случаи массовой гибели птиц и насекомых в местах интенсивного использования пестицидов. Выявлены такие негативные аспекты воздействия пестицидов на биологические объекты как мутагенный, канцерогенный, аллергенный


Похожая информация.


Нерациональное использование воды для орошения и нужд промышленных предприятий приводит к высыханию мелких рек и резкому уменьшению стока крупных рек. Чрезмерное расширение орошаемых плантаций чревато опасностью высыхания рек и морей. Вследствие бесконтрольного и небрежного использования воды крупных рек, они не доходят до морей, что приводит к нарушению природных экологических систем и ухудшению здоровья жителей этого региона.

Поступление минеральных удобрений, отходов животноводства и канализационных стоков в водные бассейны влечёт за собой увеличение содержания азота и фосфора в воде, размножение водорослей и гибель животных, особенно рыб , вследствие уменьшения запасов кислорода.

Вырубка лесов и уменьшение их площадей в последнее время приводят к очень неблагоприятным результатам. В результате загрязнения атмосферы, водоёмов и почвы заболевает и гибнет большое количество деревьев. Гибель лесов обусловливает резкое изменение климата, сокращение водных богатств и ухудшение структуры почвы (рис. 78).

Для энергетического обеспечения хозяйства в настоящее время широко развёрнуто строительство тепловых, гидро- и атомных электростан-ций. Тепловые электростанции используют природное топливо, что приводит к загрязнению атмосферы (рис. 79), гидроэлектростанции требуют строительства водохранилищ на очень больших терри-ториях, в результате чего обширные земли с плодородной почвой оказываются под водой. Выяснилось, что атомные электростанции, которые ранее считались экологически чистыми и безопасными, также являются весьма опасными. Катастрофа на Чернобыльской АЭС в Украине вызвала экологический кризис, нанесла большой вред растительному и животному миру и привела к широкому распространению различных заболеваний среди населения.

Результаты деятельности человека в природе

В последний век воздействие человека на биосферу значительно возросло, что привело к возникновению острых проблем:

Эти неблагоприятные изменения оказывают сильное влияние на растительный и животный мир, на самого человека. Недопонимание человеком закономерностей эволюции биосферы может привести к нежелательным изменениям в окружающей среде.

Постоянно возрастающее влияние человека на гидросферу и атмосферу вызывает климатические изменения в масштабах биосферы. В част-ности, в течение последних лет в атмосфере наблюдается постепенное увеличение содержания углекислого газа. Использование органичес-кого топлива приводит к сгоранию и сокращению содержания кислорода и росту содержания углекислого газа в атмосфере с образо-ванием «парникового эффекта», что обусловливает повышение температуры земной поверхности.

Установлено, что за последние сто лет температура земной поверхности повысилась в среднем на 0,6°C. Изменение климата приводит ко всё большему увеличению площадей пустынь и степей, к таянию ледников в горах , понижению уровня воды океанов и морей. Атмосфера имеет озоновый слой, максимальная концентрация которого находится на высоте 15-25 км от поверхности Земли. В результате поступления в атмосферу оксидов азота (II) и фреона на протяжении ряда лет происходит уменьшение толщины озонового слоя. Материал с сайта

Фреон широко используется при распылении лаков и красок, в качестве охлаждающего вещества в холодильниках и кондиционерах. В последние годы в результате значительного уменьшения со-держания озона в атмосфере над Антарктидой наблюдается такое опасное явление, как «озоновые дыры». В целях предотвращения этого явления и предупреждения дальнейшего разрушения озонового слоя представители 50 стран мира в канадском городе Монреале в 1987 г. подписали международное соглашение о сокращении производства фреонов в среднем на 50%.

Загрязнение атмосферы

Загрязнение атмосферы беспрерывно продолжается и увеличивается из года в год. Это происходит за счёт поступления в атмосферу отходов промышленных предприятий, выхлопных газов транспорта, в составе которых содержатся вредные соединения, сероводород, углерод и тяжёлые металлы (частицы свинца, меди, кадмия, никеля и др.). Отходы заводов, построенных вблизи городов, приводят также к снижению плодородия почв и росту заболе-ваемости животных и людей. Выбросы химических заводов во многом способствуют загрязнению окружающей среды.

В атмосферу ежегодно выделяются сотни миллионов тонн загрязняющих веществ. Увеличение содержания H 2 S (сероводорода) в воздухе приводит к частому выпадению «кислотных» дождей. Одной из главных причин уменьшения плодородия фруктовых деревьев и поражения виноградников являются именно «кислотные» дожди.

Перед всем человечеством стоит важнейшая задача - сохранение многообразия всех организмов, живущих на Земле. Все виды (растительность, животные) тесно взаимосвязаны. Уничтожение даже одного из них приводит к исчезновению взаимосвязанных с ним других видов.

С того самого момента, как человек придумал орудия труда и стал более-менее разумным, началось его всестороннее влияние на природу планеты. Чем больше развивался человек, тем большее влияние он оказывал на окружающую среду Земли. Каким образом человек влияет на природу? Что есть положительного и что отрицательное?

Отрицательные моменты

Есть и плюсы, и минусы влияния человека на природу. Для начала рассмотрим негативные примеры пагубного :

  1. Вырубки лесов, связанные со строительством магистралей и проч.
  2. Загрязнение почвы происходит в связи с использованием удобрений и химикатов.
  3. Сокращение численности популяций из-за расширения площадей для полей с помощью вырубки лесов (животные, лишаясь нормальной среды обитания, погибают).
  4. Уничтожение растений и животных в связи со сложностями их адаптации к новой жизни, сильно изменённой человеком, или же просто истребление их людьми.
  5. и воды разнообразными и самими людьми. К примеру, в Тихом океане существует “мёртвая зона”, где плавает огромное количество мусора.

Примеры влияния человека на природу океана и гор, на состояние пресной воды

Изменение природы под влиянием человека очень существенно. Сильно страдают флора и фауна Земли, загрязняются водные ресурсы.

Как правило, лёгкий мусор остаётся на поверхности океана. В связи с этим затрудняется доступ воздуха (кислорода) и света к обитателям этих территорий. Многочисленные виды живностей пытаются искать новые места для своего обитания, что, к сожалению, удаётся не всем.

Ежегодно течения океана приносят миллионы тонн мусора. Это самая настоящая катастрофа.

Негативное влияние оказывает и вырубка лесов на склонах гор. Они становятся голыми, что способствует возникновению эрозии, как следствие, происходит разрыхление почвы. А это приводит к разрушительным обвалам.

Загрязнение происходит не только вод океанов, но и пресной воды. Ежедневно в реки попадают тысячами кубометров стоки канализационных или промышленных отходов.
А заражены пестицидами, химическими удобрениями.

Ужасные последствия разливов нефти, добычи полезных ископаемых

Всего лишь одна нефтяная капля приводит к непригодности примерно 25 литров воды для питья. Но это не самое страшное. Довольно тонкая пленка нефти покрывает поверхность огромной площади вод - примерно 20 м 2 воды. Это губительно для всего живого. Все организмы под такой пленкой обречены на медленную смерть, потому что она препятствует доступу кислорода в воду. Это тоже прямое влияние человека на природу Земли.

Люди добывают полезные ископаемые из недр Земли, сформировавшиеся за несколько миллионов лет, - нефть, уголь и проч. Такие промышленные производства вместе с автомобилями выбрасывают в атмосферу углекислый газ в огромных количествах, что приводит к катастрофическому уменьшению озонового слоя атмосферы - защитника поверхности Земли от несущего смерть ультрафиолетового излучения от Солнца.

За период последних 50 лет температура воздуха на Земле возросла всего лишь на 0,6 градуса. Но это очень много.

Такое потепление приведет к повышению температуры Мирового океана, что будет способствовать таянию полярных ледников в Арктике. Таким образом, возникает самая глобальная проблема - нарушается экосистема полюсов Земли. Ледники - это самые главные и объемные источники чистой пресной воды.

Польза людей

Надо отметить, что люди приносят и определенную пользу, и немалую.

Надо и с этой точки зрения отметить влияние человека на природу. Положительное заключается в мероприятиях, проводимых людьми для улучшения экологии окружающей среды.

На многих обширных территориях Земли в разных странах организованы заповедные территории, заказники и парки - места, где все сохраняется в первозданном виде. Это самое разумное влияние человека на природу, положительное. В таких заповедных местах люди способствуют сохранению растительного и животного мира.

Благодаря их созданию многие виды животных и растений сохранились на Земле. Редкие и уже исчезающие виды обязательно заносятся в созданную человеком Красную книгу, по которой запрещается промысел на них и сбор.

Также люди создают искусственные водные каналы и оросительные системы, которые помогают поддерживать и увеличивать

В больших масштабах проводятся и мероприятия по высадке многообразной растительности.

Способы решения возникающих проблем в природе

Для решения проблем необходимо и важно в первую очередь активное влияние человека на природу (положительное).

А что касается биологических ресурсов (животных и растений), то их следует использовать (добывать) таким образом, чтобы в природе всегда оставались особи в количествах, способствующих восстановлению прежней численности популяций.

Также необходимо продолжить работы по организации заповедников и посадке лесов.

Проведение всех этих мероприятий по восстановлению и улучшению окружающей среды - влияние человека на природу положительное. Все это необходимо во благо самого себя.

Ведь благополучие жизни человека, как и всех биологических организмов, зависит от состояния природы. Сейчас перед всем человечеством стоит самая главная проблема - создание благоприятного состояния и устойчивости среды жизни.

Чем отличается воздействие на природу людей от воздействия на нее животных - страница №1/1

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ЭКОЛОГИИ

учени_________7__ класса

МБОУ СОШ №181 г.Екатеринбурга

___________________________________

Задание 1. Чем отличается воздействие на природу людей от воздействия на нее животных?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

Дополните рассказ о взаимоотношениях человека и животных:

Невозможно переоценить роль животных в жизни человека. Конечно, они имеют большое практическое значение: из __________________________________________________________________

человек изготовляет одежду. Перевозить грузы помогают ________________

__________________________________________________________________

Человек использует в пищу произведенные животными___________________


Охраняют нас и наше имущество _________________________________________________________________

Животные также являются для нас источником хорошего настроения, воспитывают в людях чувство прекрасного. Многим нравятся скаковые лошади___________________________________________________________

_________________________________________________________________

В трудную минуту нас поддерживают домашние любимцы - ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Песня ________________________ ранней весной извещает о конце зимы.

Но некоторые животные являются причиной заболеваний человека. Например_________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 3. Отметьте правильный ответ:

Предельными условиями существования называют

а) условия, в которых животные быстрее всего размножаются

б) полное отсутствие света и воздуха

в) отсутствие пищи

г) условия, ограничивающие жизнь и размножение животных в данной среде

Задание 4. Перечислите предельные условия существования, которыми ограничено распространение животных на поверхности суши.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

Дополните текст об условиях существования диких животных:

В нашей местности неблагоприятные условия существования для животных наступают ________________________________________________________

__________________________________________________________________

Животные по разному приспособлены к выживанию в это время:

Ведут кочевой образ жизни, __________________________________________________ впадают в спячку, _____________________________________________________делают запасы корма. Человек помогает животным выжить в неблагоприятных условиях, например_________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Детеныши рыси рождаются беспомощными и слепыми, а детеныши сайгака уже через несколько часов могут следовать за матерью. Подумайте, как это связано с условиями обитания названных животных.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7 . Продолжите предложения.

Большинство растений являются автотрофами, так как могут______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Все животные относятся к __________________ т.е._____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8 . Укажите способы активного питания и приведите примеры.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 9. Отметьте правильный ответ:

1. Выделение слез у крокодила помогает ему:

а) отвлечь внимание жертвы

б) удалить из организма избыток минеральных солей

в) лучше видеть намеченную жертву
2. Фактором, который не позволяет земноводным заселять тропические острова, удаленные от материка, является

а) глубина океана

б) большое расстояние между островом и материком

в) высокая соленость морской воды

г) низкая температура морской воды
3. Предельным условием существования животных в пустыне является

а) длина светового дня

б) засоление почвы

в) колебания температуры в течение дня

г) количество влаги

Задание 10. Заполните пропуски в тексте

Наземные животные, как правило______________воду. Вода поступает в организм водных животных через_________________________и___________

Выделение воды из организма необходимо для выведения ______________________________ и _________________________

Через покровы тела испаряется вода у______________________

__________________________________________________________________
Задание 11 . Укажите, какие приспособления для жизни в воде есть у китов?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12. Выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к воде. По отношению к воде животных делят на:


  1. влаголюбивые животные _________________________

  2. животные, обитающие в условиях умеренной влажности___________

  3. сухолюбивые животные___________________________

А Б В


Г Д Е


Ж З И
А.варан, Б.тюлень, В.верблюд, Г.пингвин, Д.жираф, Е. водосвинка, Ж.белка, З.рыба-клоун, И.бобр.

Задание 13. Каков состав природной воды?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14. Заполните таблицу

Дыхание у животных


Тип дыхания

Органы дыхания

Организмы, для которых это характерно

Задание 15 . В зимние месяцы в прудах и озерах часто происходят заморы – гибель водных животных из-за недостатка кислорода. Предложите меры борьбы с этим явлением.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 16.. Тест «Дыхание животных»

1. Для одноклеточных организмов характерно дыхание:

а) клеточное;


б) трахейное;
в) кожное.
2. Органы дыхания рыб:

а) лёгкие;


б) жабры;
в) трахеи.
3. Для майского жука характерно дыхание:

а) клеточное;


б) кожное;
в) трахейное.
4. Большинство наземных животных дышит при помощи:

а) трахей;


б) жабер;
в) лёгких.
5. У лягушки в дыхании принимает участие:

а) кожа и лёгкие;


б) только кожа;
в) только лёгкие.
6. Жаберное дыхание характерно для:

а) рыб;
б) птиц;


в) насекомых.
7. Лёгочное дыхание характерно для:

а) одноклеточных организмов;


б) зверей;
в) насекомых

Задание 17 . Из перечисленных животных выберите теплокровных

А. крокодил, Б. кобра, В. ящерица, Г. черепаха, Д. сазан, Е. мышь,

Ж. кошка, З.степная пустельга

Задание 18. Установить соответствие между животными и их приспособлениями к изменениям температуры среды

Приспособления Животные

А) Прогревание на солнце. 1) Теплокровные

Б) Густота волосяного и перьевого покрова 2) Холоднокровные

В) Наличие подкожного жира

Г) Частота дыхательных движений

Д) Увеличение двигательной активность.

Е) Оцепенение


А

Б

В

Г

Д

Е

Задание 19. Установить соответствие между животными и их образом жизни (дневной, ночной и сумеречный)

1. дневной________ 2. ночной_________ 3. сумеречный


Г Д Е Ж


А.сова Б. ящерица, В.леопард, Г.окапи, Д.белый медведь,

Е.летучая мышь Ж.капустная белянка.

Задание 20 . Расшифруйте анаграммы и жилищу и назовите обитателей каждого жилища.

Зендог, роан, говало, логареб, бежилще.



Название жилища

Краткая характеристика

Обитатели

Задание 21. Зарисуйте гнезда различных птиц и укажите названия их хозяев

Задание 22. Соедините название животного и его жилище.


  1. ласточка

  1. раковина

  1. дятел

  1. хатка

  1. мышь

  1. норка

  1. корова

  1. дерево

  1. бобр

  1. муравейник

  1. хомяк

  1. улей

  1. тюлень

  1. озеро

  1. волк

  1. нора

  1. моллюск

  1. гнездо

  1. черепаха

  1. дупло

  1. муравей

  1. скворечник

  1. летучая мышь

  1. нора

  1. скворец

  1. лежбище

  1. аскарида

  1. панцирь

  1. пчела

  1. пещера

  1. карась

  1. берлога

  1. ленивец

  1. организм человека

  1. медведь

  1. сарай

животное

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

жилище

Задание 23. Опишите жилище одного животного.

Задание 24. Заполните таблицу

Среды жизни


Характеристика среды

Вид среды

наземно-воздушная

водная

почвенная

живой организм

плотность

освещенность

колебания температуры

количество воды

количество кислорода

общее название организмов населяющих данную среду

экологические группы организмов, населяющих данную среду

обитатели

примеры приспособленности к среде

Задание 25. Выпишите номера вопросов, против них запишите номера правильных ответов, распределив, таким образом, животных по природно-климатическим зонам.

Вариант I

I. Животные тундры_________________________________________________

II. Животные степей_________________________________________________

III. Животные саванн________________________________________________

IV. Животные прерий________________________________________________
1. Степной орёл. 2. Гиена. 3. Полярная сова. 4. Антилопа гну. 5. Зебра.

6. Дрофа. 7. Сурок байбак. 8. Гагарка. 9. Койот. 10. Страус. 11. Бизон.

12. Серебристая чайка. 13. Лисица корсак. 14. Вилорог. 15. Жаворонок.

16. Антилопа дзерен. 17. Кайра. 18. Лемминг. 19. Серый лунь. 20. Песец.

21. Белая куропатка. 22. Бегемот. 23. Волк. 24. Тюлень. 25. Манул. 26. Тупик. 27. Носорог. 28. Северный олень. 29. Журавль-красавка. 30. Луговой тетерев. 31. Белый медведь. 32. Канадский журавль.33. Гепард. 34. Луговая

собачка. 35. Цесарка.

Вариант II

I. Животные лесов умеренной зоны________________________

II. Животные тропических лесов___________________________

III. Животные пустынь___________________________________

IV. Животные горных областей____________________________
1. Фаланга. 2. Зелёная пеночка. 3. Ящерица-круглоголовка. 4. Як. 5. Кулан.

6. Летяга.7. Рысь. 8. Серый варан. 9. Клёст. 10. Кобра. 11. Анаконда.

12. Бурый медведь. 13. Скорпион. 14. Снежный барс. 15. Паук-птицеед.

16. Лама. 17. Кабан. 18. Снежная коза. 19. Хамелеон. 20. Летучий дракон.

21. Кондор. 22. Соня. 23. Горная горилла. 24. Птица-носорог. 25. Слизень. 26. Саксаульная сойка. 27. Жужелица. 28. Орангутан. 29. Веретеница. 30. Альпийская галка. 31. Двугорбый верблюд. 32. Гиббон. 33. Пума.

34. Колибри. 35. Кайман.


Задание 26. Выберите правильный вариант ответа.

1. Вода стала вторичной средой обитания для:

а) ряда рыб; в) ряда млекопитающих;

б) некоторых земноводных; г) иглокожих.
2. Если в реке началась массовая гибель рыбы, то наиболее вероятная причина этого явления:

а) изменение скорости течения реки;

б) уменьшение содержания кислорода в воде;

в) изменение атмосферного давления;

г) увеличение концентрации озона в наземно-воздушной среде.
3. В водной среде с увеличением глубины абиотические факторы изменяются

следующим образом:

а) повышается давление и солёность, уменьшается температура;

б) повышается давление и солёность, концентрация кислорода не меняется;

в) повышается давление и солёность, увеличивается температура;

г) давление не меняется, солёность увеличивается, концентрация кислорода

остаётся неизменной.


4. Такие абиотические факторы, как температура и степень насыщения воды кислородом, варьируют в разных водоёмах суши в зависимости от высоты и времени года. Наиболее холодная вода и максимальное содержание кислорода характерны для:

а) среднего течения рек (осенью);

б) горных рек (в течение года);

в) стоячих водоёмов (осенью);

г) болот (весной).
5. У рыб, обитающих среди кораллов, тело часто:

а) укорочено; б) удлинено; в) сильно утолщено; г) прозрачно.


6. Рыбы, способные выдержать низкое содержание кислорода в воде:

а) радужная форель, кумжа; б) сазан, линь, карась; в) гольян, акула;

г) лосось, кета, горбуша.
7. Самыми быстроходными рыбами являются:

а) лососи; б) скаты и камбалы; в) мурены; г) тунцы и меч-рыбы.

8. Рыба, способная длительное время сохранять жизнеспособность, будучи вмёрзшей в лёд:

а) голомянка байкальская; б) камбала желтопёрая;

в) корюшка обыкновенная; г) сом дунайский.
9. Самая плодовитая рыба морей и океанов:

а) луна-рыба; б) осётр; в) атлантическая сельдь; г) акула.

10. Некоторые рыбы приспособились к периодическому пересыханию водоёмов. К тем, которые зарываются в ил и как бы сублимируются, объединяют только:

а) мурен, миксин и миног;

б) шиповок и вьюнов;

в) двоякодышащих – рогозуба, протоптеруса и лепидосирена (чешуйчатника);

г) илистых прыгунов.

Задание 27. Решите кроссворд


  1. Пластичное вещество, хорошо удерживающее воду.

  2. Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем.

  3. Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений.

  4. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие.

  5. Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов.

  6. Вещество, помогающее корням растений дышать.

  7. Жидкое вещество почвы.

п

о

ч

в

а

1

2

3

4

5

6

7

и

Е

Задание 28. Напишите “письмо” от имени одного из обитателей почвы (например, крота или дождевого червя), раскрыв в нем основные особенности почвы как среды жизни.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________ _________________ _________________

__________________ __________________ __________________


Задание 31 .Сделайте выводы по уроку:


Задание 32. Расселите животных по средам их обитания, вписав в колонках номера, которыми обозначены животные.

1. Карп. 2. Ногохвостка. 3. Осьминог. 4.Блохи. 5. Личинка майского жука.

6. Лямблия. 7. Тюлень. 8. Бабочка-капустница. 9. Жук-короед. 10. Жаба.

11. Бычий цепень. 12. Ястреб. 13. Слепыш. 14. Рак-отшельник.



Наземно-воздушная

Водная

Почвенная

Живой организм

Несмотря на то, что человек появился на нашей планете значительно позже остальных живых существ, он в кратчайший, по меркам эволюции, срок сумел не только приспособиться к природной среде, окружавшей его, но и стал видоизменять природу вокруг себя. Антропогенные факторы (экологические изменения, вызванные влиянием деятельности человека на окружающую среду) реализуются через различные виды воздействия человека на природу:

  1. Прямое воздействие , состоящее в том, что человек разрушает биогеоценоз за счет распашки целины с целью выращивания культурных растений, занимает территорию под строительство жилищ, дорог и т. д.
  2. Косвенное воздействие состоит в том, что на природу человек влияет не непосредственно, а опосредованно, через продукты своей производственной деятельности: сжигая топливо в ТЭЦ (теплоэлектроцентралях) человек прямо не контактирует с организмами, однако выделяемая при сжигании топлива тепловая , попадая в окружающую среду, вызывает «тепловое загрязнение» , которое воздействует на те или иные организмы.
  3. Комплексное воздействие состоит в том, что влияя на какой-то вид организмов непосредственно, через него, не контактируя с другим видом, человек оказывает на него определенное воздействие, например, воздействуя на мышевидных грызунов ядохимикатом ДДТ, человек уничтожил часть этих грызунов (прямое воздействие), но ДДТ плохо разрушается в природных условиях, накапливается в некоторых организмах (грибах) и может попадать с пищей другим организмам, в том числе и человеку, вызывая их отравление (это косвенное воздействие).
  4. Стихийное (бессознательное) воздействие состоит в том, что человек, не ставя цели, даже не желая этого, воздействует на природу. Так, не желая оказывать отрицательное воздействие, человек, гуляя в поле или в лесу, может топтать траву, наступать на мелких животных (насекомых), рвать цветы и т. д.
  5. Сознательное (целеустремленное, планомерное) состоит в организации деятельности, направленной на формирование человеком таких биоценозов, которые будут ему максимально полезны, например, возделывание поля для выращивания злаков или овощей, окультуривание луга посадкой на нем люцерны и других кормовых культур, выведение новых сортов растений и пород животных и т. д. Такое воздействие человека на природу может носить как позитивный (например создание заповедников), так и негативный (разработка полезных ископаемых, строительство гидростанций и т. д.) характер.

В этой связи интересен лозунг, предложенный И. В. Мичуриным: «Мы не можем ждать милостей у природы, взять их у нее - наша задача». Этот лозунг можно понимать по-разному. При вульгарном понимании это означает необходимость во что бы то ни стало изменять природу, не оглядываясь на последствия. В такой интерпретации подобное использование природы принесет огромный вред и в конечном счете приведет к гибели самого человека. Но его можно понимать и таким образом, что человек в состоянии так влиять на природу, что она откроет свои тайны и это поможет человеку нормально жить в измененных условиях.

Человек, хочет он того или нет, изменяет природу, но эти изменения должны быть рациональными не только и не столько с позиций хозяйственной деятельности, сколько с позиций возможности выживания в природной окружающей среде. Так, решая вопрос о строительстве ГЭС, необходимо предусмотреть все последствия этого действия и посчитать, во сколько обойдутся затраты на восстановление тех природных и других ресурсов, которыми обладала территория, использованная под строительство, и окупятся ли эти затраты получаемой электроэнергией.

Степень воздействия человека на природу сильно зависит от величины народонаселения - чем оно больше, тем выше степень воздействия антропогенных факторов на биосферу. Это связано с необходимостью решать продовольственную, энергетическую, жилищную и другие проблемы. С момента появления человека численность народонаселения постоянно увеличивается, растет она и теперь. Но возможности планеты не безграничны, поэтому в будущем численность населения стабилизируется и будет даже уменьшаться. В настоящее время возникли проблемы планирования семьи, которые в развитых странах пытаются решать, но в развивающихся странах численность народонаселения практически не регулируется, что приводит к голоду, высокой детской смертности и другим негативным явлениям.

Увеличение народонаселения приводит к урбанизации - резкому росту городов. Города создают свои, отличающиеся от природных, условия, где нет места природным биогеоценозам. На месте городов полностью уничтожаются природные сообщества, создаются специфические условия, даже меняется климат. Города имеют сложную экологическую обстановку, но в настоящее время разрабатываются и внедряются мероприятия по улучшению экологических условий жизни в городах.

Краткая характеристика направлений деятельности человека, которые изменяют равновесие в природных экосистемах

Деятельность человека разнообразна и многие ее виды приводят к резкому изменению равновесных экологических процессов в природных экосистемах. Рассмотрим самые важные факторы влияния деятельности человека на природу.

1. Организация различных производств, строительство предприятий и реализация деятельности по выпуску той или иной продукции.

Этот вид деятельности оказывает прямое и косвенное воздействие на природные экосистемы. На территории, где строится предприятие, практически полностью разрушается биоценоз, включая и растительное сообщество, хотя в настоящее время и делаются попытки сохранять растительный покров, животные покидают места своего обитания и могут полностью погибнуть, возникает особый биоценоз из животных и растений, способных к сосуществованию с человеком. Как правило, рядом строится населенный пункт (рабочий поселок, город), который оказывает аналогичное воздействие на природные экологические процессы. Косвенное воздействие состоит в том, что при функционировании предприятия могут образовываться различные соединения, бесконтрольно попадающие в природную окружающую среду, оказывающие воздействие и на людей, и на различные организмы, проживающие на данной территории.

2. Создание искусственных биоценозов - агроценозов в процессе реализации задач сельскохозяйственного производства.

Сельское хозяйство является условием решения продовольственной проблемы, которая все более остро стоит в связи с ростом народонаселения. Выращивание культурных растений с целью получения больших урожаев, создающих базу и для производства растительных продуктов питания, и для эффективного развития животноводства, делает необходимым создание высокоэффективных агроценозов.

Агроценоз - это биоценоз, созданный человеком искусственно на основе культурного растения (одного или нескольких), находящихся на естественном субстрате (почве) в контакте с сорняками и другими организмами, проживающими на данной территории. Этот биоценоз испытывает влияние комплекса абиотических факторов, характерных для данной географической зоны, а также ряд воздействий от деятельности человека, направленных на повышение продуктивности главных организмов его образующих (прополка, полив, подкормка удобрениями, борьба с сорняками и другими вредителями биологическими и химическими методами и т. д.).

Агроценозы характеризуются следующими признаками:

  1. имеют строго определенный видовой состав растений или животных (компоненты, определяющие вид агроценоза);
  2. обладают определенным типом взаимодействия между организмами, образующими данный агроценоз;
  3. реализуют определенный тип взаимоотношений организмов, образующих агроценоз со средой обитания.

Различают два типа агроценозов.

  1. Основу агроценоза составляет одно или несколько культурных растений. К таким агроценозам относят поля пшеницы, ржи, овса и др.; огороды, на которых выращивают капусту, помидоры и другие овощи; бахчи, где выращивают арбузы, дыни и другие бахчевые культуры; виноградники, плодово-ягодные сады.
  2. Основу агроценоза составляет естественное растительное сообщество, которое обогащается дополнительными видами культурных растений. К таким агроценозам относят парки, сенокосы, луга, пастбища и лесные посадки. Например, в естественные луга подсевают зернобобовые и злаковые культуры, обладающие высокой продуктивностью.

Агроценозы изменяют состав естественных биоценозов, в ряде случаев улучшая условия существования природных организмов, а иногда приводят к гибели естественного биоценоза.

Агроценозы и естественные биоценозы имеют ряд различий.

  1. Характеризуются различием в балансе питательных компонентов: в естественных биогеоценозах круговорот питательных осуществляется естественным путем и пополняется за счет процессов, протекающих независимо от деятельности человека, а в агроценозах процессы питания интенсифицируются введением минеральных удобрений; борьба с отдельными организмами, нежелательными для агроценоза, осуществляется механическими, химическими и биологическими методами, проводимыми человеком; реализуются мероприятия по искусственной интенсификации круговорота веществ за счет применения севооборота и т. д.
  2. Различный характер использования энергии в агроценозах и естественных биоценозах. В естественные биоценозы поступает только солнечная энергия и только она составляет основу всех процессов жизнедеятельности в этих экосистемах. В агроценозах «используется» как солнечная энергия, так и энергия, добытая деятельностью человека: освещение в теплицах в темное время суток, механическая энергия машин, затраченная при обработке пашни, энергия, затраченная на производство , изготовление сельскохозяйственного оборудования, на получение минеральных удобрений и средств защиты растений, механическая энергия человека, обрабатывающего агроценоз и т. д.
  3. Разные формы отбора и их направленность. В естественных биоценозах осуществляется естественный отбор, направленный на выживание тех организмов, которые в наибольшей степени приспособлены к условиям конкретной среды обитания. В агроценозах реализуется искусственный отбор, направленный на получение форм организмов, обладающих наибольшей продуктивностью нужного направления (увеличение урожайности, повышение устойчивости к заболеваниям и др.).

Таким образом, основная цель создания агроценозов - это получение высоких урожаев и максимального количества высококачественной продукции. Очень важно рационально проводить работу по созданию и эксплуатации агроценозов. Разработана научная система чередования агроценозов (многопольная система), позволяющая эффективно использовать землю для получения устойчивых и богатых урожаев. Система севооборотов не является универсальной для всех районов сельскохозяйственного производства. Так, для Нечерноземной зоны России эффективна травопольная система, в которой в определенной последовательности чередуются посевы злаковых, травяных и овощных культур.

Необходимо отметить, что человек в погоне за максимальной выгодой нарушает принцип оптимальности в эксплуатации агроценозов. Так, для целого региона вводили принцип «монокультур» - выращивание хлопчатника на огромных территориях Узбекистана или плодовых садов и виноградников на территории Молдовы. Очень важно рационально использовать удобрения и химические средства защиты растений, ибо неумеренное их применение приносит значительный вред как за счет отрицательного воздействия на природную среду, так и за счет получения некачественной с экологических позиций продукции (продукция может содержать большое количество нитратов, отрицательно воздействующих на организм человека).

3. Транспортировка различных веществ.

В деятельности человека большую роль играет перемещение различных предметов и химических соединений. Удобрения, топливо, ядохимикаты, и другие вещества перемещаются из одного региона в другой и даже с одного континента на другой. В процессе перевозок происходят потери веществ из-за нарушения условий перевозок или из-за аварий, что приводит к загрязнению природной окружающей среды. Так, возможно попадание нефти на поверхность водоемов, газов - в атмосферу из-за нарушения целостности трубопроводов, рассеяние пылеватого цемента и т.д. Нарушение технологии перевозок способствует разрушению природных биогеоценозов, нарушает экологическое равновесие в регионах, наносит большой экономический ущерб народному хозяйству, поэтому необходимо строго соблюдать правила техники безопасности работ на транспорте и исключать в максимально возможной степени нарушение технологии перевозок.

4. Добыча полезных ископаемых как сырья для различных производств.

Для успешного функционирования производственной деятельности необходимо сырье и энергетические ресурсы, которые добывают из недр Земли. Добыча полезных ископаемых может осуществляться открытым или закрытым (шахтным) способом. При любом способе добычи происходит нарушение природных биоценозов, ландшафтов, разрушение растительных сообществ. Возникают горы отвалов, которые требуют рекультивации, т.е. работ по восстановлению (хотя бы частичному) растительных насаждений и элементов фауны. Добыча полезных ископаемых также сопряжена с поступлением на поверхность газов, отрицательно воздействующих на природную среду (метана, сероводорода, сернистого газа, оксидов углерода). Нефть, попадая на поверхность, оказывает гибельное воздействие и на растения, и на животных. Груды мусора и различных отходов, образующихся при добыче твердых полезных ископаемых, приводят к загрязнению среды обитания организмов и человека.

В процессе эксплуатации шахт в них могут накапливаться горючие газы, которые образуют взрывоопасные смеси, что способствует возникновению взрывов, пожаров и других отрицательных явлений. Добыча полезных ископаемых шахтным способом является одной из причин землетрясений техногенного характера.

Итак, при разработке и добыче полезных ископаемых (газообразных, жидких, твердых) необходимо так организовывать работы, чтобы наносить среде обитания минимальный вред, что пока еще находится в области научных разработок и мало применяется на практике.

5. Внесение в среду химических соединений, оказывающих на нее отрицательное воздействие.

Человек для облегчения некоторых видов деятельности использует вещества, которые могут нанести вред природной окружающей среде. Так, в городах для облегчения работ по уборке снега и борьбы с оледенением дорог применяют хлориды натрия и кальция, а эти соли вызывают засоление почвы и грунтовых вод, что в свою очередь ухудшает качество природных вод, изменяет соленость пресноводных водоемов и отрицательно воздействует на фауну водоемов и т. д.

Выше было показано, что применение избытка минеральных удобрений и нерациональное использование химических средств защиты растений в агроценозах также приводит к загрязнению природной среды и к ухудшению качества продукции сельского хозяйства.

Для защиты металлических изделий от коррозии применяют ингибиторы, которые (например дихромат калия) являются ядами для многих организмов.

Для улучшения работы двигателей автомобилей используют антидетонаторы, в частности диэтилсвинец, который загрязняет среду обитания, являясь ядом и для человека, и для теплокровных животных.

Все это делает необходимым более глубокое изучение роли соединений, применяемых в деятельности человека, на природные экологические процессы, а также нахождение способов замены тех веществ, которые негативно воздействует на среду обитания человека.