Самолеты штурмовики. Несущие смерть: лучшие штурмовики в истории авиации

Наибольшую известность и применяемость военные самолеты приобрели в годы Второй мировой войны: истребители, бомбардировщики, разведчики, штурмовики.

Предназначение всех этих типов самолетов понятно даже из названия, неясно лишь со штурмовиком: что он штурмует, кого, чем отличается от истребителя? Понять это непросто, нужно разобраться в предназначении штурмовика и истребителя.

Определение

Истребитель – боевой самолет, основное предназначение которого – уничтожение воздушных целей, а также сопровождение и защита самолетов других типов.

Штурмовик – боевой самолет (или вертолет), предназначенный для непосредственной поддержки действий наземных войск, а также для подавления и уничтожения целей на земле или воде.

Сравнение

Истребитель больше предназначен для оборонительных действий, а штурмовик – исключительно для наступательных. Стоит заметить, что с течением времени истребители стали более универсальны – в наши дни они способны выполнять в том числе функции бомбардировщика.

Истребитель F15

Основная задача истребителя – завоевание господства в воздухе, охрана воздушного пространства и уничтожение воздушных целей.

Штурмовик же предназначен для поддержки наземных операций и штурмовки объектов на земле и воде. Штурмовики чаще всего атакуют цель на бреющем полете или с максимально отлогим пикированием.


Штурмовик A-10

Штурмовики обычно имеют более мощное бронирование, чем истребители. Это связано с тем, что штурмовики действуют на малых высотах и больше подвержены огню ПВО противника.

Выводы сайт

  1. Истребитель – боевой самолет, главная задача которого – уничтожение воздушных целей и завоевание господства в воздухе, а также сопровождение и защита других самолетов.
  2. Штурмовик – средство непосредственной поддержки сухопутных войск в бою, а также самолет для уничтожения наземных и морских объектов.
  3. Истребитель призван уничтожать воздушные цели, завоевывать воздушное пространство и сопровождать другие летательные аппараты.
  4. Штурмовик предназначен для поддержки сухопутных операций с воздуха, непосредственной поддержки наземных сил в бою и штурмовки морских и наземных целей.
  5. Штурмовик имеет мощную броню, так как выполняет задачи на низких высотах.
  6. Истребитель маневреннее штурмовика, но штурмовик лучше защищен.
  7. Истребитель выполняет чаще оборонительные задачи, а штурмовик – наступательные.

), а также ракет . Такой способ поражения оказывается более пригодным для нанесения ударов по растянутым целям, таким как скопления и особенно походные колонны пехоты и техники. Наиболее эффективны удары по открыто расположенной живой силе и небронированной технике (автомобиль , железнодорожный транспорт , тягачи). Для выполнения этой задачи ЛА должен действовать на малой высоте без пикирования («бреющий полёт ») или с очень пологим пикированием.

История

Для штурмовки могут использоваться неспециализированные типы ЛА, такие как обычные истребители , а также лёгкие и пикирующие бомбардировщики . Однако в 1930-е годы был выделен специализированный класс самолётов для штурмовых действий. Причина этого в том, что в отличие от штурмовика, пикирующий бомбардировщик поражает лишь точечные цели; тяжёлый бомбардировщик действует с большой высоты по площадям и крупным неподвижным целям - для поражения цели непосредственно на поле боя он не годится, так как велик риск промахнуться и ударить по своим; истребитель (как и пикирующий бомбардировщик) сильного бронирования не имеет, в то время как на малых высотах самолёт подвергается прицельному обстрелу из всех видов оружия, а также воздействию шальных осколков, камней и прочих опасных предметов, летящих над полем боя.

Самым массовым штурмовиком Второй мировой войны (а также самым массовым боевым самолётом в истории авиации) стал Ил-2 КБ Ильюшина . Следущей машиной этого типа созданной Ильюшиным стал Ил-10 , который применялся только в самом конце Второй мировой.

Роль штурмовки снизилась после появления кассетных бомб (при помощи которых поражать вытянутые цели эффективнее, чем из стрелкового оружия), а также в ходе развития ракет класса «воздух-поверхность» (повысилась кучность и дальность, появились управляемые ракеты). Скорость боевых самолётов возросла и поражать цели, находясь на малой высоте, для них стало проблематично. С другой стороны, появились штурмовые вертолёты, почти полностью вытеснившие самолёт с малых высот.

В связи с этим в послевоенный период в ВВС росло сопротивление разработке штурмовиков как узкоспециализированных самолётов. Хотя непосредственная воздушная поддержка наземных войск авиацией оставалась и остаётся крайне важным фактором современного боя, основной упор делался на проектирование универсальных самолётов, совмещающих в себе функции штурмовика.

Примером послевоенных штурмовиков являются Blackburn Buccaneer , A-6 Intruder , A-7 Corsair II . В других случаях атака наземных целей стала сферой деятельности переоборудованных тренировочных самолётов , как например BAC Strikemaster, BAE Hawk и Cessna A-37 .

В 1960-х годах и советские, и американские военные вернулись к концепции специализированного самолёта непосредственной поддержки войск. Учёные обеих стран остановились на сходных характеристиках подобных самолётов - хорошо бронированный, высокоманёвренный дозвуковой самолёт с мощным артиллерийским и ракетно-бомбовым вооружением. Советские военные остановились на юрком Су-25 , американские сделали ставку на более тяжёлый Republic A-10 Thunderbolt II . Характерной особенностью обоих самолётов стало полное отсутствие средств воздушного боя (хотя позже на обоих самолётах начали устанавливать ракеты «воздух-воздух» малого радиуса действия для самозащиты). Военно-политическая ситуация (существенное превосходство советских танков в Европе) определила основное назначение А-10 как противотанкового самолёта, в то время как Су-25 в большей мере предназначался для поддержки войск на поле боя (уничтожения огневых точек, всех типов транспорта, живой силы, важных объектов и укреплений противника), хотя одна из модификаций самолёта так же выделилась в специализированный «противотанковый» самолёт.

Роль штурмовиков остаётся хорошо определённой и востребованной. В российских ВВС штурмовики Су-25 останутся в строю минимум до 2020 года . В НАТО на роль штурмовиков всё чаще предлагают модифицированные серийные истребители, в результате чего используются двойные обозначения, как например F/A-18 Hornet , в связи с ростом роли высокоточного оружия, сделавшего ненужным прежнее сближение с целью. В последнее время на Западе для обозначения подобных самолётов получил распространение термин «ударный истребитель ».

Во многих странах вообще не существует понятия «штурмовик», а для штурмовки используются самолёты, относящиеся к классам «пикирующий бомбардировщик », «фронтовой истребитель», «тактический истребитель» и пр.

Штурмовиками сейчас также называют и штурмовые вертолёты. В странах НАТО ЛА данного класса обозначают префиксом - (Attack [источник? ] ) с последующим цифровым обозначением.

См. также

Примечания

Литература

  • Н. Морозов, Общая тактика (с 33 чертежами в тексте), Серия учебники, руководства и пособия для РККА, Государственное издательство Отдел военной литературы, Москва Ленинград , 1928 год ;

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Штурмовик" в других словарях:

    Штурмовик Су-25 - Су 25 Грач (по кодификации НАТО: Frogfoot) бронированный дозвуковой самолет штурмовик, предназначен для оказания непосредственной авиационной поддержки войскам в ходе боевых действий днем и ночью при визуальной видимости цели, а также для… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    ШТУРМОВИК - ШТУРМОВИК, боевой летательный аппарат (самолёт, вертолёт), предназначенный для поражения с малых и предельно малых высот различных малоразмерных и подвижных наземных (морских) объектов с применением бомбардировочного, ракетного и артиллерийского… … Военная энциклопедия

    Боевой летательный аппарат (самолет, вертолет), предназначенный для поражения преимущественно с малых высот малоразмерных и подвижных наземных и морских целей. Имеет стрелково пушечное вооружение, авиабомбы и ракеты. В 70 х гг. в качестве… … Большой Энциклопедический словарь

    ШТУРМОВИК, штурмовика, муж. 1. Военный самолет, предназначенный для атаки земных целей с небольшой высоты. 2. В современной Германии член особой военизированной организации. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ШТУРМОВИК, а, муж. 1. Боевой самолёт для атаки наземных целей с небольшой высоты. 2. Лётчик такого самолёта. 3. В Германии в годы фашизма: член немецкой нацистской военизированной организации (первонач. член национал социалистской партии).… … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 4 бомбоштурмовик (2) гидроштурмовик (2) летчик (30) … Словарь синонимов

    Боевой самолет (или вертолет), предназначенный для поражения с малых высот различных малоразмерных и подвижных морских (наземных) объектов с применением бомбардировочного, ракетного и артиллерийского вооружения. Имеет броневую защиту. Применяется … Морской словарь

Во магазинах автомобильных запчастей слышат от продавцов о том, что стойка и амортизатор - синонимы. Порожденная этим мнением путаница грозит покупкой ненужной детали и, как следствие, бесполезного ремонта. Разница между стойкой и
Наверное, каждой ребенок задавал своим родителям вопрос: чем отличается корабль от судна?
Для максимального упрощения ведения учета на предприятии специалистами разработана специальная программа 1с, которая имеет различные версии - 1С7 и 1С8. Большинство предприятий уже достаточно давно перешли на версию 1с8, и, наверное, это неспроста - видимо, между указанными двумя версиями какие-то различия, которые привели к выбору в пользу «восьмерки». Попробуем проанализировать ситуацию и сделать определенные выводы.
1с8 - более «продвинутая» версия программы, а 1С7 - в некоторой степени устарела.
Нормал - 80;
Регуляр - 92;
Премиум - 95;
Супер - 98.
Цифры рядом с названием бензина называются октановым числом. Чем выше октановое число, тем лучше, так как его величина определяет степень стабильности молекул бензина, обеспечивает отсутствие детонации.
В настоящее время на автозаправках можно видеть все марки бензина, но наиболее востребованы АИ -92, АИ -95 и АИ -98. Буква А в марке бензина обозначает то, что бензин предназначен для использования в автомобилях.
В самом начале автомобильной эры, на рубеже XIX и XX веков, машины были исключительно пассажирскими. Очень скоро произошло их первое разделение по назначению: для перевозки людей и для транспортировки грузов. Сегодня существует несколько классификаций автомобильного транспорта, но на первом месте всегда будет стоять его назначения.
В чем же разница между классами автомобилей? Конструкция каждого из них еще на стадии проектирования «заточена» для решения одной определенной задачи. Этим достигается ее максимальная эффективность.
После падения в России в Челябинске небесного тела снова вернуло интерес к астрономии , и ведущие СМИ наперебой начали рассказывать об этом явлении. Тем не менее, многие оценки оказались неточными, а иногда - неверными. Кто-то называл тело кометой, кто-то - астероидом, хотя фактически объект относится к классу болидов. Стоит выяснить, чем отличаются друг от друга данные понятия и чем грозит земли столкновения с подобными объектами.
Выбирая автомобиль, человек руководствуется множеством факторов, в числе которых стоимость транспортного средства, марка , модель авто, и, конечно, тип кузова. Последний фактор играет едва ли не решающее значение, так как от него напрямую зависит комфорт и возможность правильной эксплуатации автомобиля. Хэтчбек и универсал пользуются широкой популярностью у водителей всего мира, и разница между двумя типами кузова как раз и обусловливает выбор автомобилиста в пользу того или иного варианта.
Размер багажного отделения.
Одним из самых популярных является седан, но и купе пользуется успехом у многих водителей. При этом важно понимать, чем отличается купе от седана, ведь автомобиль - дорогое приобретение, которое будет со своим владельцем не один год.
Купе - тип кузова с двумя дверями, чаще всего спортивного вида; задний ряд сидений или отсутствует, или ограничения емкости для взрослого человека.
Седан - самый популярный тип кузова с четырьмя дверями и полноразмерными сиденьями.
Чаще всего перед автомобилистом возникает вопрос: что лучше выбрать - турбину или компрессор? Оба устройства имеют как определенные преимущества, так и недостатки, которые прямо влияют на выбор. Например, их различия можно заметить не только во внешнем виде, но и в принципах работы, что, собственно, и является главным критерием при выборе устройства.
Компрессор может быть различным и применяться в самых различных областях промышленности. Он необходим для сжатия и подачи газов (в том числе воздуха) под давлением.

MENSBY

4.1

Сегодня почти никто не разрабатывает новые штурмовики для ВВС, предпочитая делать ставку на истребители-бомбардировщики. Вот пять самолетов-штурмовиков, которые сухопутные войска боятся видеть в небе над собой.

Один такой самолет остается в строю со времен войны во Вьетнаме, а другой не сделал пока ни единого боевого вылета. Большинство используется в самых разных ситуациях, что подчеркивает гибкость и универсальность их боевого применения. Удары с воздуха по наземным целях по-прежнему очень важны. Вот пять самолетов-штурмовиков, которые сухопутные войска очень не хотят видеть в небе над собой.

Не превратились ли штурмовики в вымирающий вид? Сегодня почти никто не разрабатывает новые ударные самолеты этого типа для ВВС, предпочитая делать ставку на истребители-бомбардировщики, хотя штурмовики со своим высокоточным оружием делают всю грязную работу по оказанию непосредственной авиационной поддержки и изоляции поля боя с воздуха. Но так было всегда: ВВС всегда сторонились непосредственной ударной поддержки и больше интересовались стремительными истребителями и величественными бомбардировщиками. Многие штурмовики времен Второй мировой войны начинали свою жизнь в конструкторских бюро как истребители, а в ударные самолеты превращались лишь после «неудачи» разработчиков. Тем не менее, штурмовики все эти годы умело и на совесть выполняли одну из главных задач авиации по уничтожению сил противника на поле боя и по оказанию поддержки своим сухопутным войскам.

В этой статье мы проанализируем пять современных самолетов, которые выполняют очень старые задачи, связанные с нанесением ударов по наземным целям. Один такой самолет остается в строю со времен войны во Вьетнаме, а другой не сделал пока ни единого боевого вылета. Все они являются специализированными (или стали специализированными) и предназначены для нанесения ударов по войскам противника в условиях боя. Большинство из них используются в самых разных ситуациях, что подчеркивает гибкость и универсальность их боевого применения.

А-10 появился на свет в результате соперничества между видами вооруженных сил. В конце 1960-х в результате длительной борьбы между сухопутными войсками и ВВС США за машину непосредственной авиационной поддержки родились две конкурирующие программы. Сухопутные войска выступали за ударный вертолет Cheyenne, а ВВС финансировали программу A-X. Проблемы с вертолетом в сочетании с неплохими перспективами A-X привели к тому, что от первого проекта отказались. Второй образец со временем превратился в А-10, который имел тяжелую пушку и был предназначен конкретно для уничтожения советских танков.

А-10 хорошо зарекомендовал себя во время войны в Персидском заливе, где он нанес серьезный ущерб иракским транспортным конвоям, хотя вначале ВВС не хотели отправлять его на этот театр военных действий. А-10 также использовали в войнах в Ираке и Афганистане, а недавно он принял участие в боях против ИГИЛ. Хотя сегодня «Бородавочник» (как его ласково называют военные) редко уничтожает танки, он продемонстрировал свою высочайшую эффективность в противопартизанской борьбе – благодаря небольшой скорости и способности долгое время барражировать в воздухе.

ВВС с 1980-х годов несколько раз пытались отказаться от А-10. Военные летчики из ВВС утверждают, что этот самолет обладает низкой живучестью в воздушном бою и что многоцелевые истребители-бомбардировщики (от F-16 до F-35) могут выполнять его задачи намного эффективнее и без особого риска. Возмущенные пилоты А-10, сухопутные войска и американский конгресс с ними не согласны. Последняя политическая баталия из-за «Бородовочника» оказалась настолько суровой, что один генерал ВВС заявил: любой военнослужащий ВВС США, который направит информацию об А-10 в конгресс, будет считаться «изменником».

Как и А-10, Су-25 – медленный, тяжелобронированный самолет, способный оказывать мощное огневое воздействие. Подобно «Бородавочнику» он разрабатывался для нанесения ударов на центральном фронте в случае конфликта между НАТО и Варшавским пактом, но затем пережил ряд модификаций для применения в иных условиях.

С момента создания Су-25 участвовал во многих конфликтах. Сначала он воевал в Афганистане, когда туда вошли советские войска – его применяли в борьбе с моджахедами. Иракские ВВС активно использовали Су-25 в войне с Ираном. Его задействовали во многих войнах, так или иначе связанных с распадом Советского Союза, в том числе в российско-грузинской войне 2008 года, а затем и в войне на Украине. Использовавшие российские зенитно-ракетные комплексы повстанцы сбили несколько украинских Су-25. В прошлом году, когда стало очевидно, что иракская армия не в состоянии самостоятельно справиться с ИГИЛ, Су-25 снова привлек к себе внимание. Иран предложил задействовать свои Су-25, а Россия предположительно поставила в срочном порядке партию этих самолетов иракцам (хотя они могли быть и из иранских трофеев, захваченных в 1990-е годы у Ирака).


Внешне Super Tucano кажется весьма скромным самолетом. Он немного смахивает на P-51 Mustang компании North American, который был принят на вооружение более семидесяти лет назад. У Super Tucano очень специфическая задача: наносить удары и осуществлять патрулирование в воздушном пространстве, где ему никто не оказывает сопротивление. Таким образом, он стал идеальной машиной для ведения противопартизанской борьбы: он может выслеживать мятежников, наносить по ним удары и находиться в воздухе до полного выполнения боевой задачи. Это практически идеальный самолет для борьбы с повстанцами.

Super Tucano летает (или скоро будет летать) в составе десятка с лишним ВВС в странах Южной Америки, Африки и Азии. Этот самолет помогает бразильским властям управлять обширными землями в бассейне Амазонки, а Колумбии - бороться с боевиками FARC. Доминиканские ВВС используют Super Tucano в борьбе с наркоторговлей. В Индонезии он помогает охотиться на пиратов.

После многолетних усилий ВВС США сумели заполучить эскадрилью таких самолетов: их намереваются использовать для повышения боевой эффективности ВВС стран-партнеров, включая Афганистан. Super Tucano идеально подходит для афганской армии. Он прост в управлении и обслуживании и может дать афганским ВВС важные преимущества в борьбе с талибами.

В начале войны во Вьетнаме ВВС США ощутили необходимость в большом, хорошо вооруженном самолете, который мог бы летать над полем боя и уничтожать наземные цели в моменты, когда коммунисты переходят в наступление или когда их удается обнаружить. Вначале ВВС разработали самолет AC-47 на основе транспортной машины C-47: они оснастили ее пушками, установив их в грузовом отсеке.

AC-47 оказался весьма эффективным, и командование ВВС, отчаянно нуждавшееся в непосредственной авиационной поддержке, решило, что более крупный самолет будет еще лучше. Самолет огневой поддержки AC-130, разработанный на основе военно-транспортного C-130 Hercules, – большая и медленная машина, которая совершенно беззащитна перед истребителями противника и серьезной системой ПВО. Несколько самолетов AC-130 было потеряно во Вьетнаме, а один был сбит ПЗРК во время войны в Персидском заливе.

Но в своей основе АС-130 просто перемалывает наземные войска и укрепления противника. Он может бесконечно барражировать над вражескими позициями, ведя мощный пушечный огонь и используя свой богатый арсенал других средств поражения. AC-130 – глаза на поле боя, и, кроме того, он может уничтожать все, что движется. AC-130 воевали во Вьетнаме, участвовали в войне в Персидском заливе, во вторжении в Панаму, в Балканском конфликте, в Иракской войне и в операции в Афганистане. Есть сообщения о том, что один самолет переоборудован для борьбы с зомби.

Этот самолет не сбросил ни одной бомбы, не выпустил ни единой ракеты и не совершил ни одного боевого вылета. Но когда-нибудь он может это сделать, и это позволит внести коренные изменения в рынок боевой авиации XXI века. Scorpion – дозвуковой самолет с очень тяжелым вооружением. У него нет той огневой мощи, которой обладают А-10 и Су-25, но он оснащен самым современным бортовым радиоэлектронным оборудованием и имеет достаточно небольшой вес, что позволяет ему вести разведку и наблюдение, а также наносить удары по наземным целям.

Scorpion может заполнить важную нишу в ВВС многих стран. Долгие годы военно-воздушные силы с большой неохотой приобретали многоцелевые самолеты, которые выполняют несколько важных задач, но не обладают тем престижем и глянцем, которым присущ ведущим истребителям. Но поскольку стоимость истребителей стремительно растет, а многие ВВС остро нуждаются в штурмовиках, чтобы поддерживать порядок внутри страны и охранять границы, Scorpion (а также Super Tucano) могут подойти на эту роль.

В определенном смысле Scorpion – высокотехнологичный коллега Super Tucano. ВВС развивающихся стран могут вложить средства в оба самолета, так как это даст им массу возможностей в плане нанесения ударов по наземным целям, а Scorpion в некоторых ситуациях позволит вести воздушный бой.

Заключение

Производство большинства этих самолетов было завершено много лет назад. На то есть веские причины. Штурмовик никогда не был особенно популярен как класс авиации в ВВС разных стран. Непосредственная авиационная поддержка и изоляция поля боя – исключительно опасные задачи, особенно когда их выполняют на малых высотах. Штурмовики часто действуют на стыках частей и соединений и иногда становятся жертвами несогласованности их действий.

Чтобы найти замену штурмовикам, современные ВВС сосредоточились на совершенствовании возможностей истребителей-бомбардировщиков и стратегических бомбардировщиков. Поэтому в Афганистане значительную часть задач по непосредственной авиационной поддержке выполняют бомбардировщики B-1B, созданные для нанесения ядерных ударов по Советскому Союзу.

Но как показывают недавние сражения в Сирии, Ираке и на Украине, у штурмовиков до сих пор есть важная работа. И если эту нишу в США и Европе не заполнят традиционные поставщики из военно-промышленного комплекса, то это сделают (относительные) новички типа Textron и Embraer.

Роберт Фарли - адъюнкт-профессор Паттерсоновской школы дипломатии и международной торговли (Patterson School of Diplomacy and International Commerce). В сферу его научных интересов входят вопросы национальной безопасности, военной доктрины и морского дела.


1962-1975 1991-2004 ШТУРМОВИК , боевой летательный аппарат (самолёт, вертолёт), предназначенный для поражения с малых и предельно малых высот различных малоразмерных и подвижных наземных (морских) объектов с применением бомбардировочного, ракетного и артиллерийского вооружения.


В СССР первые бронированные штурмовики типа ЛШ, ТШ-1, ТШ-2, ТШ-3 и ШОН испытывались в 1931–32, однако они не были приняты на вооружение ввиду значительной массы и малой скорости. В это же время под руководством Н. Н. Поликарпова на базе разведчика Р-5 был создан небронированный штурмовик Р-5Ш, а в 1935 его другой образец. Опыт использования этих штурмовиков в боевых действиях в Испании и на Дальнем Востоке перед Второй Мировой войной показал их большую уязвимость.

В 1939 под руководством С. В. Ильюшина создан бронированный одномоторный двухместный штурмовик Ил-2 (первоначально в серию пошёл одноместный вариант). Ил-2 имел 2 пушки ШВАК калибра 20 мм (затем 2 пушки ВЯ калибра 23 мм), 2 пулемёта ШКАС калибра 7,62 мм, 8 реактивных снарядов PC-82 (4 PC-132), мог нести до 600кг бомб.

Во второй половине 1942 на фронт стали поступать усовершенствованные двухместные Ил-2, имевшие дополнительно 12,7-мм пулемёт УБТ у стрелка. Благодаря удачному сочетанию мощного вооружения и надёжной броневой защиты Ил-2 стал основным самолётом советской штурмовой авиации в годы Великой Отечественной войны. Было выпущено св. 35 тыс. Ил-2. Этот самолёт - классический образец штурмовика, советские воины называли его «летающим танком», а немцы - «чёрной смертью». Ил-2 имел броневую защиту кабины экипажа, двигателя, топливных баков. Хвостовая часть фюзеляжа - деревянная, выполненная из шпона и фанеры; центроплан и хвостовое оперение - дуралюминиевые; консоли крыльев - деревянные, с фанерной обшивкой (в конце войны дерево во многих элементах было заменено дуралюминием). В конце 1944 был создан более совершенный цельнометаллический штурмовик - Ил-10.

Во время Второй Мировой войны в Германии был разработан двухмоторный штурмовик «Хеншель-129». Однако ввиду низких боевых качеств (прежде всего отсутствия надёжной броневой защиты) он не получил распространения. В Великобритании и США для штурмовых действий использовались обычные бомбардировщики и истребители (броневую защиту имел только экипаж).

Самолёты-штурмовики в послевоенный период состояли на вооружении ВВС Франции, Швеции и некоторых других армий. Штурмовики применялись и в морской авиации. В 50–70-х гг. в ВВС многих стран задачи штурмовиков стали выполняться истребителями-бомбардировщиками, поэтому штурмовики были сняты с вооружения тактической (фронтовой) авиации.

Штурмовики авианосной авиации продолжали совершенствоваться. Анализ боевых действий тактической авиации в локальных войнах, а также результаты многочисленных испытаний и учений показали, что оборудование истребителей и бомбардировщиков (многоцелевых тактических истребителей) при поиске и уничтожении малоразмерных подвижных объектов в сложных метеоусловиях оказались малоэффективными. Поэтому штурмовики стали возвращаться в ВВС.

С 70-х гг. XX века как штурмовики в боевых действиях стали применяться вертолёты огневой поддержки, предназначенные для поражения огневых средств, живой силы и техники противника.