Отличительный признак человека от млекопитающих. У человека, в отличие от других представителей класса млекопитающие, в

1. Особенности скелета, свойственные только человеку
А) наличие ключиц
Б) наличие подбородочного выступа
В) облегчение массы костей верхних конечностей
Г) наличие пятипалых конечностей
Д) S-образная форма позвоночного столба
Е) сводчатая стопа

Ответ

2. В связи с прямохождением у человека
А) освобождаются верхние конечности
Б) стопа приобретает сводчатую форму
В) большой палец руки противостоит остальным
Г) таз расширяется, его кости срастаются
Д) мозговой отдел черепа меньше лицевого
Е) уменьшается волосяной покров

Ответ


3. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет
A) прямой позвоночник без изгибов
Б) грудную клетку, сжатую в спинно-брюшном направлении
B) грудную клетку, сжатую с боков
Г) позвоночник S-образной формы
Д) сводчатую стопу
Е) массивный лицевой отдел черепа

Ответ

4. В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных?
А) позвоночник имеет пять отделов
Б) стопа имеет свод
B) мозговой отдел черепа больше лицевого
Г) имеются парные суставные конечности
Д) в шейном отделе семь позвонков
Е) форма позвоночника S-образная

Ответ

5. У человека в отличие от млекопитающих животных
A) тело расположено вертикально
Б) позвоночник не имеет изгибов
B) позвоночник образует четыре плавных изгиба
Г) грудная клетка расширена в стороны
Д) грудная клетка сжата с боков
Е) лицевой отдел черепа преобладает над мозговым

Ответ

6. Человек, в отличие от животных
A) влияет на среду обитания в процессе жизнедеятельности
Б) имеет S-образный позвоночник
B) образует различные популяции
Г) имеет первую сигнальную систему
Д) обладает второй сигнальной системой
Е) создает и использует орудия труда

Ответ

7. Какие признаки млекопитающих НЕ характерны для человека?
A) наличие диафрагмы
Б) наличие подшерстка
B) наличие семи шейных позвонков
Г) хвостовой отдел тела
Д) подвижная ушная раковина
Е) альвеолярное легкое

Ответ

8. Человек в отличие от животных
A) имеет кору больших полушарий
Б) образует различные природные популяции
B) обладает второй сигнальной системой
Г) может создавать искусственную среду обитания
Д) имеет первую сигнальную систему
Е) может создавать и использовать орудия труда

Ответ

Ответ

Тема: Доказательства сходства человека с млекопитающими.

Форма: Фронтальная с элементами индивидуальной.

Цель: показать родство человека с млекопитающими животными на основе сравнения.

Задачи: объяснить качественное отличие человека от животных; подвести к выводу, что человек сформировался под воздействием биологических и социальных факторов эволюции; развивать способность критически рассматривать факты.

Оборудование: проектор.

ХОД УРОКА

I. Вступление

Приступая к изучению чрезвычайно интересного раздела «Происхождение человека», хочу предложить вам сравнительную оценку времени, в течение которого человек живет на Земле, и продолжительность некоторых важных периодов в истории Земли. Если принять возраст нашей планеты равным одному году, то в таком календаре один день составит 12,3 млн лет, а один час – 525 тыс. лет. Тогда история Земли и человечества может быть представлена в виде следующей таблицы.

Образование Земли (возраст вселенной – немногим более трех лет)

Появление первых бактерий

Время расцвета динозавров

Появление предка обезьяны и человека

Появление Люси и ее собратьев-австралопитеков

Появление первых людей - питекантропов

Появление неандертальцев

Возникновение христианства

По этой шкале – человек появился меньше чем за 6 ч до наступления Нового года, а средняя продолжительность жизни человека в наше время – полсекунды. Как говорил персидский философ и поэт О. Хайям:

Я пришел – не прибавилась небу краса,

Я ушел – так же будут цвести небеса...

Каково же происхождение человека, как он появился на Земле? По этому поводу существует множество мнений. Накопление научных данных, особенно в последние годы, когда были расшифрованы геномы человека и многих других организмов, позволило построить и обосновать теорию происхождения человека от животных. Сегодня мы рассмотрим доказательства происхождения человека от животных, лежащие в основе этой теории.

Запишите тему урока в тетрадь – «Сходство человека с млекопитающими».

II. Изучение нового материала

План лекции

1. Особенности человеческого организма – презентация учителя.

2. Доказательства родства с животными – доклады обучающихся.

а) череп, челюсти, зубы, кожа;

б) зрение;

г) прямохождение

д) Атавизмы и рудименты

3.Недостатки человеческого организма.

4. Сходство и различия человека и млекопитающих животных – самостоятельная работа, заполнение модулей, тест.

Особенности человеческого организма:

Организм человека разумного построен из тех же основных химических элементов, что и организм любого другого живого существа, т. е. из углерода, водорода , кислорода, азота и фосфора. Мы отличаемся от других млекопитающих лишь устройством и функционированием клеток, тканей и систем органов.

Организм человека обладает четырьмя важнейшими особенностями, сочетание которых присуще только ему, – это прямостоячий скелет, подвижные руки, способные манипулировать предметами, трехмерное цветовое зрение и уникальный по сложности мозг.

Прямостоячий скелет позволяет нам, в отличие от других животных, передвигаться на двух ногах. Не испытывая потребности опираться на передние конечности, мы пользуемся гибкими и чуткими пальцами рук, чтобы исследовать поверхность предметов.

Смотрящие вперед глаза обеспечивают бинокулярное зрение и позволяют нам точно фокусировать изображения, определять расстояние, различать не только цвет, но и форму. Мы можем следить за перемещением предмета, не поворачивая головы, – при помощи лишь движения глаз.

По сравнению с другими животными, головной мозг человека очень крупный относительно размеров тела. Благодаря ему человек обладает великолепными способностями к обучению, логическому мышлению, управлению речью; координацией зрения и движений рук.

(Учитель поясняет презентацию, обучающиеся записываю главное в тетрадьмин.

Рассмотрим некоторые черты более подробно:

2.Доклады обучающихся – «Сходство человека с млекопитающими»:

1.Прямохождение. Ходьба на двух ногах.

Вес тела переносится с пятки через наружный край ступни на подушечки и большой палец. Нога и ступня действуют подобно рычагу: а – нагрузка передается через большеберцовую кость; б – точка опоры приходится на пальцы; в – усилие создается ахиллесовым сухожилием, которое при сокращении икроножной мышцы поднимает пятку

2. Бинокулярное (стереоскопическое) зрение. Оба глаза могут быть сфокусированы на объектах, расположенных в различных направлениях и удаленных на разные расстояния:

а – близко; б – слева; в – справа; г – далеко

3. Зубы, кожа, челюсти.

Наши череп, челюсти и зубы имеют разное и сложное происхождение.

Образование зубов из выростов плакоидной чешуи.

Наша кожа водонепроницаема, как и у рептилий, но от роговой чешуи, которой были покрыты тела пресмыкающихся, у нас остались только ногти – уплощенные щитки на пальцах рук и ног, развившиеся из когтей. Способствующие цепкости папиллярные линии на пальцах рук и ног остались у нас от жестких подушечек, помогавших нашим предкам ходить и лазать.

Головной мозг, в качестве координирующего центра, появился уже у таких примитивных животных, как плоские черви, а у ранних рыб мозг, как и у нас, состоял из трех основных частей: задней, средней, передней. У млекопитающих мозг становится значительно более крупным и сложным. Функция координации деятельности органов чувств передалась в переднюю часть, из которой развился крупный, обладающий многочисленными извилинами отдел головного мозга, управляющий процессами запоминания и обучения. Огромные большие полушария головного мозга человека – местопребывание разума – превосходят своими размерами остальные части мозга и обусловили изменения строения черепа.

5.Рудименты и атавизмы – 10 мин.

3.Недостатки человеческого организма - организм человека приспособлен к его образу жизни, сложившемуся в процессе эволюции. Всякое приспособление сопровождается улучшением одних функций организма и ослаблением других. В результате организм современного человека имеет несколько «слабых мест», или изъянов. Большинство из них связано с вертикальным положением скелета.

Зубы. Слишком тесное расположение зубов является следствием уменьшения размеров челюстей, которое произошло в процессе эволюции сравнительно недавно.

Выпадение диска. Заболевания нижней части позвоночника обычно являются следствием дегенеративных возрастных изменений, связанных с передачей нагрузки через позвоночник на две, а не на четыре конечности, как это было у наших древних млекопитающих предков.

Выпадение межпозвоночного диска. Выпадение хрящевого диска, являющегося буфером между двумя спинными позвонками, приводит к увеличению механической нагрузки на спинномозговой нерв (сопровождается болями) и уменьшает подвижность позвоночника.

Аппендикс. Аппендицит – заболевание, связанное с инфекционным заражением и воспалением аппендикса – рудиментарного червеобразного отростка слепой кишки.

Грыжа – выпячивание, например, участка кишок из брюшной полости под кожу через естественные или искусственно образовавшиеся в этой полости отверстия.

Варикозное расширение вен – заболевание, выражающееся в потере венами эластичности, вследствие чего они растягиваются и даже расширяются, образуя «узлы». Это приводит к

Плоскостопие. Ослабление свода стопы широко распространено и связано с тем, что вес человеческого тела распределяется только между ступнями ног – 5 мин.

4.Обучающимся выдаются бланки, которые необходимо заполнить:

Сходство и различия человека и человекообразных обезьян:

1. Назовите признаки человека, позволяющие отнести его к подтипу позвоночных животных.

2. Укажите черты, общие для человека и млекопитающих.

3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?

4. Назовите изъяны человеческого тела?

5. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.

1.По какому принципу человека относят к классу млекопитающих?

А. Наличие хорды у эмбриона

Б. Бинокулярное зрение

В. Отсутствие хвоста

Г. Наличие диафрагмы

2.Процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также образования общества – это…

А. Онтогенез

Б. Филогенез

В. Антропогенез

Г. Микроэволюция

3.Отличие человека от млекопитающих животных проявляется:

А. В наличии молочных желёз

Б. В наличии хорды у эмбрионов

В. В том, что клетки не имеют оболочек

Г. В наличии абстрактного мышления

4.Одно из доказательств родства человека и животных:

А. Наличие волос

Б. Наличие аппендикса у человека

В. Прямохождение

Г. Наличие четырёхкамерного сердца у человека

5.Что изучает палеонтология:

А. Общность и различии в строении

Б. Зародышевое развитие

В. Ископаемые останки

Г. Распределение организмов на Земле – 5 мин.

III. Заключение «Итог урока»:

Вместе со всем классом обсуждается вопрос: «У кого есть сомнения в нашем происхождении от животных?» - 3 мин.

Домашние задание - параграф 69, таблица «Сходство человека с млекопитающими».

Оценки за урок - докладчикам, и работавшим на уроке выставляются оценки, оценки также выставляются за самостоятельные работы – 2 мин.

Как часто люди бездумно повторяют: «Ну ты и животное!» А на самом деле, это так или нет? Выявлено ли сходство людей и животных? Давайте попробуем всесторонне рассмотреть этот вопрос и разобраться в фактах.

Сходство на клеточном уровне

Ученые давно собирают доказательства того, что человек и животные имеют единое происхождение. Основным доказательством родства считается сходство всех живых существ на клеточном уровне. Начнем с того, что все организмы в принципе построены из клеток.

По сути, каждая из них состоит из одних и тех же элементов и имеет одинаковые белки и нуклеиновые кислоты.

Признаки сходства человека и животных особенно сильно бросаются в глаза при рассмотрении видов, наиболее высоко поднявшихся по эволюционной лестнице. Так, например, обнаружено огромное сходство в составе ДНК человека и приматов. С макакой совпадение составило 66%, а вот с шимпанзе - 92%.

Однако столь высокий процент совпадения в ДНК на деле не делает человека и шимпанзе полностью идентичными. У примата на две хромосомы больше. А еще человек, в отличие от шимпанзе, имеет намного меньше генетических вариаций.

Сходство и различие в строении

Сходство людей и животных прослеживается уже на уровне строения тканей. Органы в основном состоят из многих ее слоев, имеющих анатомическую связь. Homo sapiens и представители фауны имеют аналогичные органы, а на высокой ступени эволюции - и аналогичные части тела. Кроме того, у них существует физиологическая связь между тканями органов, отвечающая за общую функциональность организма.

Хорошо прослеживаются сходства скелета человека и животного. У млекопитающих и людей он имеет одинаковые отделы - состоит из головы, корпуса, верхних и нижних конечностей.

Особенно это заметно при сравнении с обезьяной. Кисть руки у обоих способна свободно сжиматься и разжиматься. Есть идентичность и в противопоставлении большого пальца - он как бы в стороне от четырех остальных. К очевидному сходству кисти можно отнести наличие ногтей.

Рассматривая строение скелета человека и животного на примере примата, отмечают аналогичность плечевого пояса и сильное развитие ключиц, позволяющее выполнять сложные движения руками.

Продолжая исследование, ученые рассмотрели череп человека и примата. Здесь тоже присутствуют общие черты. Речь идет о размерах и расположении глаз.

Сходства и различия между человеком и животным проявляются в наличии могут служить аппендикс, эпикантус (третье веко) и копчик. У животных эти органы имеют вполне определенные функции, а человеку они фактически не нужны. Но их присутствие роднит homo sapiens с представителями животного мира.

Очень важным отличием считается прямохождение. Мускулатура ног человека сильно развита, а его позвоночник имеет несколько изгибов, что делает возможной вертикальную постановку туловища при ходьбе. Внутренние же органы поддерживаются благодаря особому положению таза, а стопа имеет свод, облегчающий ходьбу.

Шимпанзе тоже часто встает на ноги и двигается вертикально. Однако для этих животных предпочтительнее передвижение на 4-х лапах. При попытке сделать это на двух ногах корпус животного наклонен вперед, а таз не поддерживает внутренние органы.

Определяя сходства и стоит отметить, что у приматов строение стопы устроено иначе. Кроме высокого свода человек имеет расположенные впереди 5 пальцев, тогда как у шимпанзе большой палец ноги оттопырен. Это дает возможность животному держаться пальцами ног, хорошо лазить по деревьям и передвигаться по диагонали.

Сходство людей и животных - размер и развитие мозга

Мозг человека и животного имеет не только разный объем, но и разную структуру организации. Площадь его поверхности у homo sapiens больше, чем, например, у шимпанзе. Соответственно, у людей наблюдается большее количество извилин, а значит, что и связи между отделами мозга выше.

Лобная доля в человеческом мозге имеет больший объем, чем у примата, а это позволяет первым иметь абстрактное мышление и логику.

Внутриутробное развитие

Здесь можно проследить явное сходство людей и животных. Оба этих субъекта начинают развитие из оплодотворенного яйца. Быстрое деление клеток образует органы и ткани, а внешний вид человеческого эмбриона очень похож на зародыши других животных. Например, зародыш имеет зачатки жаберных щелей (наследие рыб). У него присутствует клоака (наследие яйцекладущих). Долгое время заметен хвостовой отдел.

Даже мозг человеческого зародыша проходит несколько стадий развития. Изначально он состоит из нескольких пузырей, чем сильно напоминает В процессе развития большие полушария увеличиваются, а на их коре появляются извилины.

Язык, речь

Фактически все животные имеют понятный внутри вида язык. И только человек имеет хорошо развитую речь. Для представителей фауны характерно общение при помощи жестов. В человеческом общении они также играют большую роль - помогают воспринимать речевую информацию, но не заменяют ее полностью.

Устное общение животных в основном состоит из криков, характерных звуков, шипения и вокала. Голосовые связки человека устроены гораздо сложней, что позволяет воспроизводить большее количество звуков, а развитие мозга дает возможность складывать их в связную речь.

Благодаря владению речью, homo sapiens имеет развитые язык и губы и выступающий подбородок. Большая часть его губных мышц закреплена на нижней челюсти под подбородком. Самое близкое по развитию к человеку животное - шимпанзе - обладает покатым подбородком, поскольку большинства губных мышц у него просто нет.

Мимика

Люди имеют явное сходство в выражении эмоций и мимике с приматами. Мимика и жесты для представителя фауны - большая часть общения. Для человека более существенна речь, но эмоции тоже играют большую роль.

Существует различие в выражении радости у животного и у человека, который улыбаясь показывает зубы. Для животного же это служит выражением агрессии и демонстрации силы.

Социализация

Немаловажную роль в определении сходства и отличия человека от животных играет социализация. Многие животные обитают стаями и общинами. Если наблюдать за семьей обезьян, то можно увидеть, что они ухаживают друг за другом, проявляют нежность и играют между собой или с потомством. Для шимпанзе, например, характерны проявления дружбы, они ухаживают за шерстью друзей и проводят вместе много времени.

Человек тратит на общение тоже очень много времени, но общается больше вербально, чем прикосновениями.

Приматы создают социальные группы, в которые могут входить до 50-ти близких друзей. Людям свойственно иметь более обширный круг знакомств. В его группу может входить до 200 знакомых. Эти цифры отражают соответствие размеров мозга у сравниваемых.

Труд и орудия труда

Занимаются почти все животные. Однако только человек может создавать сложные орудия труда и планировать свои действия. Кроме того, он способен быстро менять планы в зависимости от обстоятельств.

Для животных же доступны только простые орудия. Обезьяна, например, способна воспользоваться палкой или камнем.

Кроме того человек разделяет свою деятельность по возрастам и половой принадлежности. Самцы и самки животных так же могут выполнять разные задачи, но чаще всего срабатывает право сильного.

Использование огня

Ученые уверены, что развитие человека сильно подстегнуло получение и использование огня. Именно этот фактор позволил homo sapiens выделиться из естественной природной среды. Огонь позволил обрабатывать пищу и не зависеть от ухудшения климата. Человек начал активно заниматься земледелием, поскольку научился сохранять урожай. Кроме того, увеличилось общее количество населения Земли.

Для животных этот навык остается недоступным. Они видят в огне угрозу и воспринимают его как врага.

Религия

Развившись и получив множество полезных навыков, человек не захотел больше считать себя представителем мира животных. Гораздо приятнее было придумывать высшие силы и верить в происхождение от них. Робкие реплики ученых о и животных начали пресекаться. Но факты неумолимы - мы можем их подтасовать или проигнорировать, но изменить не можем.

Теперь вы знаете, в чем проявляется сходство человека и животных, также знаете и о различиях между ними. В эволюции заключена великая сила, позволившая нам стать разумными. Главное, используйте свой разум во благо.

Исследуя черты сходства и различия человека и животных, можно сделать вывод: homo sapiens имеет огромное количество факторов, которые отличают его от представителей фауны, но в то же время схожесть (особенно с приматами) дает четкую картину, что природа на первоначальном этапе эволюции вложила в них идентичные задатки.

Учение Ч.Дарвина об эволюции органического мира.

1) Движущие силы эволюции.

· Естественный отбор . Выживают более сильные и устойчивые к климатическим условиям и к дальнейшему развитию живые организмы.

· Наследственность . Способность организмов передавать свои признаки и свойства в неизменном виде дочерним организмам.

· Изменчивость . Способность организмов приобретать новые признаки и свойства в процессе индивидуального развития.

· Борьба за существование . Совокупность многообразных взаимоотношений между живыми организмами и внешней средой.

2)предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

· Общественно-экономические. Возникновение предпосылок впоследствии промышленного, экономического и сельскохозяйственного развитий.

· Научные.

1) Чарльз Лайель . Геолог, в своих работах показал, что поверхность Земли изменяется непрерывно и под действием обычных повседневных факторов – колебаний температуры, ветра, дождя, прибоя, жизнедеятельности живых организмов. Его теория оказала большое влияние на мировоззрения Дарвина.

2) Теодор Шванн. Высказал клеточную теорию, которая показала, что в основе строения всех живы организмов лежит клетка.

3) Карл Бэр. Русский ученый, показал, что развитие всех организмов начинается с яйцеклетки и что на рани стадиях развития обнаруживается поразительное сходство в строении зародышей животных, относящихся к разным классам.

3)сущность эволюционного учения Ч.Дарвина. Каково его влияние на развитие биологической науки.

· Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы

· Возникнув естественным путем, органические формы постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями

· В основе преобразования видов в природе лежат изменчивость и наследственность, а также постоянно происходящий в природе естественный отбор, который осуществляется через сложные взаимоотношения организмов как друг с другом, так и с факторами неживой природы

· Результатами эволюции являются приспособленность организмов к условиям обитания и многообразие видов в природе

На основе дарвинизма перестраивались все отрасли биологической науки.

1)основные черты сходства и отличия человека и млекопитающих животных.

Человек, как биологический вид, занимает определенное систематическое положение в животном мире. Тип хордовых, подтип позвоночных, класс млекопитающих, отряд приматов, вид человек разумный.



2)доказательства происхождения человека от животных.

3) значение в эволюции человека прямохождения и трудовой деятельности.

Человек ходит на двух ногах, его тело приспособлено к прямохождению. Это помогло освободить руки для трудовой деятельности. Руки были способны к выполнению многих функций: хватания, удерживания, бросания предметов. Труд начинается с изготовлений орудий труда. Трудовая деятельность, в свою очередь связана с умственной деятельностью. Развитие ума приводит к возникновению речи. У человека появляется вторая сигнальная система.

Вопрос о происхождении человека всегда волновал человечество. В древности некоторые племена считали себя потомками определенных растений или животных: медведя, сокола, рыбы и др.

В дальнейшем распространились взгляды о божественном происхождении человека. Древние египтяне и греки считали, что Бог создал человека из глины. Мысль о сотворении первого человека — Адама — из глины встречается в Библии.

С развитием науки естествоиспытатели убеждались в сходстве строения тела и отдельных органов человека и животных. Даже К.Линней, веривший в божественное происхождение человека, вынужден был признать: «О сколь схожа на нас зверь гнусный обезьяна». Он поместил человека в группу приматов вместе с обезьянами.

Ж.Б.Ламарк предложил гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобных предков, которые перешли от лазанья по деревьям к прямохождению. В результате тело у них выпрямилось, изменилась стопа. Потребность в общении привела к развитию речи.

В 1871 г. была опубликована работа Ч.Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». В ней он доказывает родство человека с человекообразными обезьянами, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии. В то же время Дарвин справедливо считал, что ни одна ныне живущая обезьяна не может считаться прямым предком человека.

Сходство прослеживается в строении человека и других позвоночных животных. Человек относится к млекопитающим, так как имеет диафрагму, молочные железы, дифференцированные зубы (резцы, клыки и коренные), ушные раковины, зародыш его развивается внутриутробно. У человека есть такие же органы и системы органов, как и у других млекопитающих: кровеносная, дыхательная, выделительная, пищеварительная и др.

О родстве человека с животными свидетельствуют также рудименты и атавизмы. У человека свыше 90 рудиментарных органов: копчик, аппендикс, зубы мудрости и др. Среди атавизмов можно назвать сильно развитый волосяной покров на теле, дополнительные соски, хвост. Эти признаки были развиты у предков человека, но изредка встречаются и у современных людей.

Сходство прослеживается и в развитии зародышей человека и животных. Развитие человека начинается с одной оплодотворенной яйцеклетки. За счет ее деления образуются новые клетки, формируются ткани и органы зародыша. На стадии 1,5-3 месяцев внутриутробного развития у человеческого плода развит хвостовой отдел позвоночника, закладываются жаберные щели. Мозг месячного зародыша напоминае 1000 т мозг рыбы, а семимесячного — мозг обезьяны. На пятом месяце внутриутробного развития зародыш имеет волосяной покров, который впоследствии исчезает. Таким образом, по многим признакам зародыш человека имеет сходство с зародышами других позвоночных.

Поведение человека и высших животных очень сходно. Особенно велико сходство человека и человекообразных обезьян. Им свойственны одинаковые условные и безусловные рефлексы. У обезьян, как и у человека, можно наблюдать гнев, радость, развитую мимику, заботу о потомстве. У шимпанзе, например, как и у человека, различают 4 группы крови. Люди и обезьяны болеют болезнями, не поражающими других млекопитающих, например холерой, гриппом, оспой, туберкулезом. Шимпанзе ходят на задних конечностях, у них нет хвоста. Генетический материал человека и шимпанзе идентичен на 99%.

Наряду со сходством человек имеет определенные отличия от обезьян. Каковы они?

У обезьян позвоночник дугообразный, а у человека он имеет четыре изгиба, придающие ему S-образную форму. У человека более широкий таз, сводчатая стопа, смягчающая сотрясение внутренних органов при ходьбе, широкая грудная клетка.

Ряд особенностей строения человека связан с его трудовой деятельностью и развитием мышления. У человека большой палец на руке противопоставлен другим пальцам, благодаря чему рука может выполнять разнообразные действия. Мозговая часть черепа у человека преобладает над лицевой в связи с большим объемом головного мозга, достигающего примерно 1200- 1450 см3 (у обезьян — 600 см3).

Все перечисленные факты свидетельствуют о том, что человек и человекообразные обезьяны произошли от общего предка и позволяют определить место человека в системе органического мира Человек относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, подклассу плацентарных, отряду приматов, подотряду узконосых, семейству гоминид, группе высших узконосых, роду гомо, виду человек разумный.