Опек страны входящие в организацию. Страны входящие в опек

ОПЕК - международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть. В состав ОПЕК входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Штаб-квартира расположена в Вене.

ОПЕК как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960.

В 2008 году Россия заявила о готовности стать постоянным наблюдателем в картеле.

Целью ОПЕК являются:

· Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.

· Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.

· Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.

· Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран-производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

· Сотрудничество со странами, не являющимися членами ОПЕК, в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Министры энергетики и нефти государств членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК.

Организационная структура ОПЕК

Структура ОПЕК состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК.

Высший орган ОПЕК - Конференция министров государств, входящих в организацию, действует также Совет директоров , в котором каждая страна представлена одним делегатом. Она, как правило, привлекает к себе самое пристальное внимание не только прессы, но и ключевых игроков на мировом нефтяном рынке.

Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Она поручает Совету подготовку докладов и рекомендаций по любым вопросам, представляющим интерес для организации. Конференция образует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, - это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики). Она же выбирает президента и назначает генерального секретаря организации.


Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. В структуру секретариата ОПЕК входят три департамента. Генеральный секретарь (с 2007 г.) - Абдалла Салем аль-Бадри.

Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.

Межминистерский комитет по мониторингу был основан в Марте 1982 на 63 (внеочередной) встречи конференции. Комитет занимается мониторингом (ежегодной статистикой) ситуации и предлагает конференции действия по решению соответствующих проблем.

Секретариат ОПЕК функционирует как штаб-квартира. Он отвечает за выполнение исполнительных функций организации в соответствии с положениями Устава ОПЕК и распоряжениями Совета Управляющих.

Фонд международного развития ОПЕК

В 1976 году ОПЕК организовала Фонд международного развития ОПЕК (штаб-квартира в Вене, первоначально эта организация называлась Специальный фонд ОПЕК). Это многосторонний финансовый институт в области развития, который содействует сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК и другими развивающимися странами. Помощью Фонда могут пользоваться международные финансовые институты, оказывающие помощь развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны. Фонд ОПЕК предоставляет займы на льготных условиях в основном трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Финансовые средства Фонда формируются за счет добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет кредитных и инвестиционных операций Фонда.

Его ценовое значение является средним арифметическим cпотовых цен для сортов нефти, производимых участниками организации.

Определение и предыстория: Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) является межгосударственной организацией, в настоящее время состоящей из четырнадцати стран-экспортеров нефти, которые сотрудничают для координации своей нефтяной политики. Организация была сформирована в ответ на деятельность и практику семи крупных международных нефтяных компаний, известных как “Семь сестер” (среди них British Petroleum, Exxon, Mobil, Roya, Dutch Shell, Gulf Oil, Texaco и Chevron). Деятельность корпораций часто пагубно сказывалась на росте и развитии нефтедобывающих стран, чьи природные ресурсы они использовали.

Первый шаг к созданию ОПЕК можно отнести к 1949 году, когда Венесуэла обратилась к четырем другим развивающимся странам-производителям нефти – Ирану, Ираку, Кувейту и Саудовской Аравии, с предложением регулярного и более тесного сотрудничества по вопросам энергетики. Но основным стимулом для рождения ОПЕК стало событие, произошедшее десять лет спустя. После того как “семь сестер” решили снизить цену на нефть, предварительно не согласовав это действие с главами государств. В ответ несколько нефтедобывающих стран решили провести совещание в Каире, Египет, в 1959 году. В качестве наблюдателей были приглашены Иран и Венесуэла. Совещание приняло резолюцию, в которой корпорации должны были заранее проконсультироваться с правительствами нефтедобывающих стран, прежде чем менять цены на нефть. Однако “семь сестер” проигнорировали резолюцию, и в августе 1960 года снова снизили цены на нефть.

Рождение ОПЕК

В ответ на это пять из крупнейших нефтедобывающих стран провели еще одну конференцию 10-14 сентября 1960 года. На этот раз местом встречи был выбран Багдад, столица Ирака. В конференции приняли участие: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла (члены-учредители ОПЕК). Именно тогда зародилась ОПЕК.

Каждая страна направила делегатов: Фуад Рухани из Ирана, д-р Талаат аль-Шайбани из Ирака, Ахмед Сайед Омар из Кувейта, Абдулла аль-Тарики из Саудовской Аравии и д-р Хуан Пабло Перес Альфонсо из Венесуэлы. В Багдаде делегаты обсудили роль “семи сестер” и конъюнктуру рынка углеводородов. Нефтедобывающие остро нуждались в создании организации для защиты своих важнейших природных ресурсов. Таким образом, ОПЕК была создана как постоянная межправительственная организация с первой штаб-квартирой в Женеве, Швейцария. В апреле 1965 года ОПЕК решила перевести администрацию в Вену, столицу Австрии. Соглашение с принимающей стороной было подписано, и ОПЕК перевела офис в Вену 1 сентября 1965 года. После создания ОПЕК правительства стран-членов ОПЕК взять под строгий контроль свои природные ресурсы. И в последующие годы ОПЕК начала играть более важную роль на мировом сырьевом рынке.

Запасы нефти и уровень добычи

Масштаб влияния отдельных членов ОПЕК на организацию и на нефтяной рынок в целом обычно зависит от уровней запасов и добычи. Саудовская Аравия, которая контролирует около 17,8% мировых доказанных запасов и 22% доказанных запасов ОПЕК. Поэтому Саудовская Аравия играет ведущую роль в организации. По итогам 2016 года объем мировых доказанных запасов нефти составил 1,492 млрд. барр. нефти, на ОПЕК приходится 1,217 млрд. барр. или 81,5%.

МИРОВЫЕ ДОКАЗАННЫЕ ЗАПАСЫ НЕФТИ, МЛРД. БАРР.


Источник: ОПЕК

Другими ключевыми членами являются Иран, Ирак, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты, совокупные резервы которых значительно выше, чем у Саудовской Аравии. Кувейт, с малым населением, продемонстрировал готовность сократить производство по отношению к размерам своих запасов, в то время как Иран и Ирак, обладающие растущим населением, обычно производят на более высоком уровне по сравнению с запасами. Революции и войны нарушили способность некоторых членов ОПЕК стабильно поддерживать высокий уровень производства. На долю стран ОПЕК приходится около 33% мировой добычи нефти.

Крупные нефтедобывающие страны, не входящие в ОПЕК

США. Соединенные Штаты являются ведущей нефтедобывающей страной в мире с добычей в среднем 12,3 млн. барр. нефти в сутки, что составляет 13,4% мирового производства по данным British Petroleum. Соединенные Штаты являются чистым экспортером, то есть экспорт превышает импорт нефти с начала 2011 года.

Россия остается одним из крупнейших производителей нефти в мире, в среднем в 2016 году он составляет 11,2 млн. барр. в сутки или 11,6% от общего объема мирового производства. Основные регионы добычи нефти в Россия – Западная Сибирь, Урал, Красноярск, Сахалин, Республика Коми, Архангельск, Иркутск и Якутия. Большая часть добывается на Приобском и Самотлорском месторождениях в Западной Сибири. Нефтяная промышленность в России была приватизирована после распада Советского Союза, но через несколько лет компании вернулись под государственный контроль. Крупнейшими компаниями, занимающимися добычей нефти в России, являются Роснефть, которая в 2013 году приобрела ТНК-ВР, Лукойл, Сургутнефтегаз, Газпромнефть и Татнефть.

Китай. В 2016 году Китай произвел в среднем 4 млн. барр. нефти, что составило 4,3% мирового производства. Китай является импортером нефти, поскольку в 2016 году страна потребляла в среднем 12,38 млн. барр. в сутки. Согласно последним данным EIA (Energy Information Administration), около 80% китайской производственной мощности приходится на сушу, оставшиеся 20% – мелкие оффшорные резервы. Северо-восточный и северный центральные районы страны отвечают за большинство внутреннего производства. Регионы, такие как Дацин, эксплуатируются с 1960-х годов. Производство из зрелых месторождений достигло своего пика, и компании инвестируют в технологии для повышения мощности.

Канада занимает шестое место среди ведущих мировых производителей нефти со средним уровнем добычи 4,46 млн. барр. в сутки в 2016 году, что составляет 4,8% мирового производства. В настоящее время основными источниками добычи нефти в Канаде являются битуминозные пески Альберты, Западно-Канадский осадочный бассейн и Атлантический бассейн. Нефтяной сектор в Канаде приватизирован многими иностранными и отечественными компаниями.

Текущие члены ОПЕК

Алжир – с 1969 года

Ангола – 2007-настоящее время

Эквадор – 1973-1992, 2007 – настоящее время

Габон – 1975-1995 годы; 2016 – настоящее время

Иран – с 1960 года по настоящее время

Ирак – с 1960 года по настоящее время

Кувейт – с 1960 года по настоящее время

Ливия – 1962-настоящее время

Нигерия – с 1971 года по настоящее время

Катар – 1961-настоящее время

Саудовская Аравия – с 1960 года по настоящее время

Объединенные Арабские Эмираты – с 1967 года по настоящее время

Венесуэла – с 1960 года по настоящее время

Бывшие члены:

Индонезия – 1962-2009, 2016

The Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC).

ОПЕК – это постоянно-действующая межправительственная организация. Она была создана пятью странами-основателями (Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла) в сентябре 1960 года во время проведения конференции в Багдаде. В настоящее время членами организации являются 12 стран. К уже упомянутым странам-основательницам присоединились: Катар (в 1961 г.), Ливия (в 1962 г.), Объединенные Арабские Эмираты (в 1967 г.), Алжир (в 1969 г.), Нигерия (в 1971 г.), Эквадор (в 1973 г.), Ангола (в 2007 г.). В свое время в эту организацию также входили: Индонезия (с 1962 по 2009 гг.) и Габон (с 1975 по 1994 гг.).

Штаб-квартира ОПЕК в первые пять лет располагалась в Женеве (Швейцария), а с 1 сентября 1965 года переехала в Вену (Австрия), где и находится по настоящее время.

Цель ОПЕК – координация и унификация нефтяной политики стран-членов организации с тем, чтобы обеспечить справедливые и стабильные на мировом рынке, эффективные экономически обоснованные и регулярные поставки нефти странам-потребителям, а также обеспечить инвесторам, вложившим свой капитал в развитие нефтедобывающей отрасли, справедливую доходность вложений.

Отношение к ОПЕК со стороны основных потребителей нефти - промышленно развитых стран на протяжении последних более чем сорока лет менялось, причем кардинально. Вначале на Западе к ней отнеслись скептически, настороженно и даже весьма враждебно. Ведь формировалась эта организация в период значительных перемен в мировой экономической системе, во времена распада прежнего миропорядка, перехода контроля над важнейшими источниками стратегического сырья от международных нефтяных монополий к национальным правительствам и компаниям.

Во времена формирования ОПЕК международный рынок нефти контролировался семью транснациональными компаниями, действовавшими, прежде всего, в интересах западных стран – потребителей нефти. Для координации своих действий эти компании сформировали Международный нефтяной картель, в который вошли крупнейшие на тот момент международные нефтяные компании: Экссон, Мобил, Галф, Тексако, Стандард Ойл оф Калифорния (СОКАЛ), Бритиш Петролеум и Ройял-Датч/Шелл. В интересах стран - потребителей нефти картель удерживал цены на устойчиво низком уровне около 1,5-3 долл. за баррель.

Объединение стран – экспортеров нефти в ОПЕК позволяло входившим в нее странам формировать единую политику в борьбе с созданной картелем монополией и постепенно отношение к этой организации на международной арене от первоначально скептического менялось к более серьезному. С ростом авторитета росло и количество стран-членов организации.

В Советском Союзе в 60-е годы отношение к ОПЕК было изначально благосклонное - организация служила реальным противовесом нефтяным монополиям «империалистов» в условиях активизации борьбы развивающихся стран за национальную независимость. Советские лидеры тогда считали, что если бы не некий тормоз в лице «реакционных монархических режимов» ряда ближневосточных государств, то страны - члены ОПЕК вообще могли бы пойти чуть ли не по социалистическому пути. Этого, как показало будущее, не произошло. Впервые ОПЕК была вынесена на вершину мировой политики в ходе первого энергетического кризиса 1973-74 гг. Этот кризис вспыхнул в результате нефтяного эмбарго, которое ввели нефтедобывающие арабские страны против западных стран - союзников Израиля, и ОПЕК эту акцию активно поддержала. Тогда мировые цены совершили резкий троекратный скачок и вывели мировой рынок нефти на новый этап своего развития.

В то время СССР, уже находясь в числе крупнейших мировых экспортеров нефти, даже рассматривал возможность прямого вступления в ОПЕК, где его тогдашние «друзья» Ирак, Алжир и Ливия играли не последние роли. Правда, до вступления дело не дошло, и этому, скорее всего, помешал «неудобный» Устав ОПЕК. Во-первых, стать членом «первого сорта» СССР не мог, поскольку не числился в «основателях». Во-вторых, в Уставе имелись отдельные положения, которые тогда были абсолютно неприемлемы для закрытой плановой экономики. Так, например, члены организации должны были обеспечивать свободу инвестиций в свою нефтяную промышленность для потребителей нефти (читай - для стран Запада), а также гарантировать доходы и возврат капиталов.

ОПЕК быстро завоевала авторитет, и в первые 20 лет ее существования оба противоборствующих в то время политических лагеря, на которые тогда четко был разделен мир, не оставляли усилий по привлечению этой организации в качестве политического союзника. На самом деле ОПЕК создавалась в первую очередь не как политический союз, а как международная товарная организация, призванная блюсти экономические интересы своих членов, что четко записано в ее Уставе. Там же обозначено, что цель организации - координация и унификация нефтяной политики участников, с тем, чтобы наилучшим образом способствовать стабильности цен на мировом рынке.

Казалось бы, объединение стран, производящих 1,3 - 1,4 млрд т нефти в год и обеспечивающих две трети экспортных поставок на мировой рынок, в состоянии эффективно регулировать цены. Но жизнь показала, что на самом деле не все так просто. Довольно часто, особенно в последнее время, усилия ОПЕК по корректировке цен или не дают желаемого эффекта или даже приводят к неожиданным негативным последствиям.

С введением в начале 1980-х годов фьючерсов на нефть финансовый рынок стал оказывать все возрастающее влияние на формирование нефтяных цен. Если в 1983 году на нью-йоркской товарной бирже были открыты позиции по нефтяным фьючерсам на 1 млрд. баррелей нефти, то в 2011 году их было открыто уже на 365 млрд. баррелей. А это в 12 раз больше, чем вся мировая добыча нефти в 2010 году! Помимо нью-йоркской товарной биржи нефтяными фьючерсами торгуют и на других биржах. Кроме того, существуют и другие финансовые инструменты (деривативы), привязанные к нефти.

Таким образом, ОПЕК принимая какое-либо решение об изменении квот на добычу нефти с тем, чтобы скорректировать мировые цены, на самом деле лишь намечает желательное направление для движения мировых цен. Игроки на финансовых рынках, особенно те, кого относят к разряду «спекулянтов», активно содействуют и используют к своей выгоде колебания цены на нефть, тем самым, серьезно искажая эффект, на который были рассчитаны мероприятия ОПЕК.

(The Organization of the Petroleum Exporting Countries, OPEC) - международная организация, созданная с целью координации действий по объему продаж и установления цен на сырую нефть.

К моменту основания ОПЕК на рынке существовали значительные излишки предлагаемой нефти, появление которых было вызвано началом разработки гигантских нефтяных месторождений - прежде всего, на Ближнем Востоке. Кроме того, на рынок вышел Советский Союз, где с 1955 года по 1960 год удвоились объемы добычи нефти. Это изобилие вызвало серьезную конкуренцию на рынке, ведущую к постоянному снижению цен. Сложившаяся ситуация послужила причиной для объединения нескольких стран-экспортеров нефти в ОПЕК, чтобы совместно противостоять транснациональным нефтяным корпорациям и поддерживать необходимый уровень цен.

ОПЕК как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960 года. Первоначально в состав организации вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла - инициатор создания. К странам, основавшим организацию, позднее присоединились еще девять: Катар (1961), Индонезия (1962-2009, 2016), Ливия (1962), Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973-1992, 2007), Габон (1975-1995), Ангола (2007).

В настоящее время в ОПЕК входит 13 членов , с учетом появления нового участника организации - Анголы и возвращения Эквадора в 2007 году и возвращения Индонезии с 1 января 2016 года.

Целью ОПЕК является координация и унификация нефтяной политики стран-членов для обеспечения справедливых и стабильных цен на нефть производителей, эффективных, экономичных и регулярных поставок нефти в страны-потребители, а также справедливую доходность на капитал для инвесторов.

Органами ОПЕК являются Конференция, Совет управляющих и Секретариат.

Высшим органом ОПЕК является Конференция государств-членов, созываемая два раза в год. Она определяет основные направления деятельности ОПЕК, решает вопрос о приеме новых членов, утверждает состав Совета управляющих, рассматривает доклады и рекомендации Совета управляющих, утверждает бюджет и финансовый отчет, принимает поправки к Уставу ОПЕК.

Исполнительный орган ОПЕК - Совет управляющих, образуемый из управляющих, которые назначаются государствами и утверждаются Конференцией. Данный орган несет ответственность за руководство деятельностью ОПЕК и за реализацию решений Конференции. Заседания Совета управляющих проводятся не реже двух раз в год.

Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, назначаемым Конференцией на три года. Данный орган осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Он обеспечивает работу Конференции и Совета управляющих, готовит сообщения и стратегические данные, распространяет информацию об ОПЕК.

Высшим административным должностным лицом ОПЕК является Генеральный секретарь.

Исполняющий обязанности генерального секретаря ОПЕК — Абдалла Салем аль-Бадри.

Штаб-квартира ОПЕК расположена в Вене (Австрия).

По текущим оценкам, более 80% разведанных мировых запасов нефти приходится на страны-члены ОПЕК, при этом 66% от общих запасов стран ОПЕК сосредоточены на Ближнем Востоке.

Доказанные запасы нефти стран ОПЕК оцениваются в 1,206 триллиона баррелей.

По состоянию на март 2016 года, добыча нефти ОПЕК достигла уровня в

Организация стран-экспортеров нефти, основанная в 1960 году рядом стран (Алжир, Эквадор, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла) с целью координации действий по объему продаж и установления цен на сырую нефть.

Благодаря тому, что ОПЕК контролирует примерно половину мирового объема торговли нефтью, она способна значительно влиять на уровень мировых цен. На долю нефтяного картеля,который в 1962 году зарегистрирован в ООН в качестве полноправной межправительственной организации, приходится около 40% мировой добычи нефти.

Краткая экономическая характеристика государств - членов ОПЕК (в 2005 году)

--
Алжир Индонезия Иран Ирак Кувейт Ливия Нигерия Катар Саудовская Аравия ОАЭ Венесуэла
Население (тыс. человек) 32,906 217,99 68,6 28,832 2,76 5,853 131,759 824 23,956 4,5 26,756
Площадь (тыс. км 2) 2,382 1,904 1,648 438 18 1,76 924 11 2,15 84 916
Плотность населения (человек на км 2) 14 114 42 66 153 3 143 75 11 54 29
ВВП на душу населения ($) 3,113 1,29 2,863 1,063 27,028 6,618 752 45,937 12,931 29,367 5,24
ВВП в рыночных ценах (млн $) 102,439 281,16 196,409 30,647 74,598 38,735 99,147 37,852 309,772 132,15 140,192
Объем экспорта (млн $) 45,631 86,179 60,012 24,027 45,011 28,7 47,928 24,386 174,635 111,116 55,487
Объем экспорта нефти (млн $) 32,882 9,248 48,286 23,4 42,583 28,324 46,77 18,634 164,71 49,7 48,059
Текущий баланс (млн $) 17,615 2,996 13,268 -6,505 32,627 10,726 25,573 7,063 87,132 18,54 25,359
Подтвержденные запасы нефти (млн баррелей) 12,27 4,301 136,27 115 101,5 41,464 36,22 15,207 264,211 97,8 80,012
Подтвержденные запасы природного газа (млрд куб. м) 4,58 2,769 27,58 3,17 1,557 1,491 5,152 25,783 6,9 6,06 4,315
Объем добычи сырой нефти (1,000 барр/день) 1,352 1,059 4,092 1,913 2,573 1,693 2,366 766 9,353 2,378 3,128
Объем добычи природного газа (млн куб. м/день) 89,235 76 94,55 2,65 12,2 11,7 21,8 43,5 71,24 46,6 28,9
Мощности по переработке нефти (1,000 барр/день) 462 1,057 1,474 603 936 380 445 80 2,091 466 1,054
Поизводство нефтепродуктов (1,000 барр/день) 452 1,054 1,44 477 911 460 388 119 1,974 442 1,198
Потребление нефтепродуктов (1,000 барр/день) 246 1,14 1,512 514 249 243 253 60 1,227 204 506
Объем экспорта сырой нефти (1,000 барр/день) 970 374 2,395 1,472 1,65 1,306 2,326 677 7,209 2,195 2,198
Объем экспорта нефтепродуктов (1,000 барр/день) 464 142 402 14 614 163 49 77 1,385 509 609
Объем экспорта природного газа (млн куб м) 64,266 36,6 4,735 -- -- 5,4 12 27,6 7,499 --

Основные цели ОПЕК

Основными целями создания Организации являются:

  • Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.
  • Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.
  • Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.
  • Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран-производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
  • cтрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Полноправными членами могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены конференцией. Любая другая страна, в значительных размерах экспортирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством в 3/4 голосов, включая голоса всех членов-учредителей.

Организационная структура ОПЕК

Высший орган ОПЕК - Конференция министров государств, входящих в организацию, действует также Совет директоров, в котором каждая страна представлена одним делегатом. Она, как правило, привлекает к себе самое пристальное внимание не только прессы, но и ключевых игроков на мировом нефтяном рынке. Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Она поручает Совету подготовку докладов и рекомендаций по любым вопросам, представляющим интерес для организации. Конференция образует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, - это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики). Она же выбирает президента и назначает генерального секретаря организации.

Секретариат осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. В структуру секретариата ОПЕК входят три департамента.

Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.

История развития и деятельности ОПЕК

Задачей ОПЕК с 1960-х годов являлось представление единой позиции стран-производителей нефти в целях ограничения влияния крупнейших нефтяных компаний на рынок. Однако реально ОПЕК в период с 1960 по 1973 гг. расстановку сил на нефтяном рынке изменить не могла. Существенные коррективы в расстановку сил внесла внезапно начавшаяся в октябре 1973 г. война между Египтом и Сирией, с одной стороны, и Израилем, с другой. При поддержке США Израилю удалось довольно быстро вернуть утраченные территории и уже в ноябре подписать соглашения о прекращении огня с Сирией и Египтом.

17 октября 1973г. ОПЕК выступила против политики США, введя эмбарго на поставки нефти в эту страну и увеличив на 70% отпускные цены для западноевропейских союзников Соединенных Штатов. В одну ночь баррель нефти поднялся в цене с $3 до $5,11. (В январе 1974 г. ОПЕК поднял цену за один баррель до $11,65). Эмбарго было введено в тот момент, когда уже около 85% американских граждан привыкли добираться до рабочего места на собственном автомобиле. Хотя президент Никсон ввел жесткие ограничительные меры по использованию энергоресурсов, ситуацию спасти не удалось, и для западных стран наступил период экономического спада. На пике кризиса цена галлона бензина в США поднялась с 30 центов до $1,2.

Реакция Wall Street была мгновенной. Естественно, на волне суперприбылей акции нефтедобывающих компаний пошли вверх, однако все остальные акции в период с 17 октября до конца ноября 1973 г. потеряли в среднем 15%. Индекс Dow Jones за это время снизился с 962 до 822 пунктов. В марте 1974 эмбарго против США было снято, однако эффект, который оно произвело, сгладить не удалось. За два года, с 11 января 1973 г. до 6 декабря 1974 г. Dow упал почти на 45% - с 1051 до 577 пунктов.

Доходы от продажи нефти для основных арабских стран-производителей нефти в 1973-1978 гг. росли невиданными темпами. Например, доходы Саудовской Аравии выросли с $4,35 млрд. до $36 млрд., Кувейта - с $1,7 млрд. до $9,2 млрд., Ирака - с $1,8 млрд. до $23,6 млрд.

На волне высоких доходов от нефти в 1976 году ОПЕК создала Фонд международного развития ОПЕК - многосторонний финансовый институт в области развития. Его штаб-квартира также расположена в Вене. Фонд призван содействовать сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК и другими развивающи­мися странами. Международные институты, чья деятельность приносит пользу развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны могут пользоваться помощью фонда. Фонд ОПЕК предоставляет займы (на льготных условиях) трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Ресурсы состоят из добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет инвестиционных и кредитных операций фонда.

Однако к концу 70-х потребление нефти начало сокращаться по целому ряду причин. Во-первых, на нефтяном рынке увеличилась активность стран, не входящих в ОПЕК. Во-вторых, стал проявляться общий спад экономики западных стран. В-третьих, определенные плоды принесли усилия по снижению энергопотребления. Кроме того, США, обеспокоенные возможными потрясениями в странах-производителях нефти, высокой активностью СССР в регионе, особенно после введения советских войск в Афганистан, были готовы в случае повторения ситуации с поставками нефти использовать военную силу. В конечном счете, цены на нефть начали снижаться.

Несмотря на все принятые меры, в 1978 г. разразился второй нефтяной кризис. Главными причинами послужили революция в Иране и политический резонанс, который вызвали договоренности в Кемп-Девиде между Израилем и Египтом. К 1981 году цена на нефть достигла $40 за баррель.

Слабость ОПЕК в полной мере проявилась в начале 1980-х годов, когда в результате полномасштабного освоения новых нефтяных месторождений за пределами стран ОПЕК, широкого внедрения энергосберегающих технологий и экономической стагнации спрос на импортную нефть в промышленно развитых странах резко сократился, а цены упали почти вдвое. После этого на нефтяном рынке в течение 5 лет наблюдалось спокойствие и плавное снижение цен на нефть. Однако когда в декабре 1985 года ОПЕК резко увеличил добычу нефти – до 18 млн барр/сут, началась настоящая ценовая война, спровоцированная Саудовской Аравией. Ее результатом стало то, что в течение нескольких месяцев сырая нефть подешевела более чем в два раза – с 27 до 12 долл. за баррель.

Четвертый нефтяной кризис разразился в 1990 году. 2 августа Ирак напал на Кувейт, цены подскочили с 19 долл. за баррель в июле до 36 в октябре. Однако затем нефть подешевела до своего предыдущего уровня еще до начала операции “Буря в пустыне”, завершившейся военным поражением Ирака и экономической блокадой страны. Несмотря на постоянное перепроизводство нефти в большинстве стран ОПЕК и возросшую конкуренцию со стороны других нефтедобывающих стран, цены на нефть на протяжении 1990-х годов оставались относительно стабильными по сравнению с теми колебаниями, которые они испытывали в 1980-х годах.

Однако в конце 1997 года началось падение цен на нефть, а в 1998 году мировой рынок нефти охватил беспрецедентный кризис. Аналитики и эксперты приводят множество различных причин этого резкого падения цен на нефть. Многие склонны возлагать всю вину на решение ОПЕК, принятое в конце ноября 1997 года в Джакарте (Индонезия), о повышении потолка добычи нефти, вследствие чего на рынки якобы были выброшены дополнительные объемы нефти, и произошло понижение на нее цен. Усилия, предпринятые странами-членами и нечленами ОПЕК в 1998 году, вне всякого сомнения, сыграли важнейшую роль в предотвращении дальнейшего обвала мирового нефтяного рынка. Не будь предпринятых мер, и цена на нефть, по оценке некоторых экспертов, могла бы упасть до 6-7 долларов за баррель.

Проблемы развития стран ОПЕК

Одним из основных недостатков ОПЕК заключается в том, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями.

Для других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии, характерны высокая численность населения и нищета, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность.

Второй, казалось бы, простой проблемой является банальная «куда деть деньги». Ведь не всегда легко правильно распорядиться хлынувшим на страну ливнем нефтедолларов. Монархи и правители стран, на которые обрушилось богатство, стремились использовать его «во славу собственного народа» и поэтому затевали различные «стройки века» и другие подобные проекты, которые никак нельзя назвать разумным вложением капитала. Только позднее, когда прошла эйфория от первого счастья, когда немного охладился пыл вследствие падения цен на нефть и снижения государственных доходов, средства государственного бюджета стали расходоваться более разумно и грамотно.

Третьей, главной проблемой является компенсация технологической отсталости стран ОПЕК от ведущих стран мира. Ведь к моменту создания организации некоторые из стран, входящих в ее состав, еще не избавились от пережитков феодального строя! Решением такой проблемы могла стать ускоренная индустриализация и урбанизация. Внедрение новых технологий в производство и, соответственно, жизнь людей не прошло бесследно для народа. Основными этапами индустриализации были национализация некоторых иностранных компаний, например АРАМКО в Саудовской Аравии, и активное привлечение частного капитала в промышленность. Это осуществлялось путем всесторонней государственной помощи частному сектору экономики. Например, в той же Аравии было создано 6 специальных банков и фондов, которые оказывали помощь предпринимателям под гарантии государства.

Четвертой проблемой является недостаточная квалификация национальных кадров. Дело в том, что работники в государстве оказались неподготовленными к внедрению новых технологий и оказались неспособными обслуживать современные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, а также других заводах и предприятиях. Решением этой проблем стало привлечение иностранных специалистов. Это было не так легко, как кажется. Потому что вскоре это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием общества.

Таким образом, все одиннадцать стран находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единственная из стран ОПЕК, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого - 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.