Как спасти пассажиров авиалайнера от пзрк? "Тепловые ловушки": устройство и предназначение.

Российский бортовой комплекс обороны «Президент-С» надежно защищает самолет и вертолет от поражения ракетным и артиллерийским оружием.

Безопасность полетов гражданских самолетов и вертолетов стала постоянной головной болью международного значения. Эффективное «лекарство» всему мировому сообществу в лице участников крупнейшего мирового аэрокосмического салона Dubai Airshow 2015 в Объединенных Арабских Эмиратах предложила Россия. К бортовому комплексу обороны (БКО) «Президент-С», представленному концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), приковано повышенное внимание: по сообщениям с авиасалона, сейчас ведутся переговоры о его поставках в Алжир и Египет.

Бортовые средства защиты от ПЗРК

Главная причина создания бортовых средств защиты летательных аппаратов - появление относительно недорогих переносных зенитных ракетных комплексов с тепловыми головками самонаведения на цель. Именно ПЗРК коренным образом изменили ситуацию в области безопасности действий пилотируемых самолетов и вертолетов на высотах до 3500 метров. Эти комплексы стали причиной гибели многих самолетов и вертолетов в арабо-израильских войнах, с их помощью было уничтожено более 200 летательных аппаратов США во Вьетнаме, сбивались советские вертолеты в Афганистане.

С течением времени проблема защиты летательных аппаратов от ПЗРК только обострялась. Например, именно из ПЗРК типа «Игла» в августе 2002 года был сбит тяжелый транспортно-десантный вертолет Ми-26 в районе Ханкалы, что привело к гибели 115 человек. Сегодня переносные ракетные комплексы наряду с автоматами Калашникова стали самым распространенным оружием, которое используется в различных горячих точках по всей планете.

Но более страшным и бесчеловечным является использование ПЗРК террористами для обстрела гражданских самолетов и вертолетов, особенно в момент их взлета и посадки. Специально для защиты от этих высокомобильных малых зенитных средств с тепловым самонаведением стали активно использовать искусственные цели-ловушки, которые летательный аппарат отстреливает при полетах на малых высотах. Однако современные ПЗРК стали «умнее», их система наведения мгновенно селектирует (фильтрует) такие обманки и направляет ракету в сторону реальной цели.

Поэтому сегодня, в условиях серьезного роста террористической опасности, работы по созданию более эффективных средств защиты от ПЗРК для гражданской авиации ведутся специалистами США, Великобритании, Израиля и других стран. Россия входит в число мировых лидеров этой в сфере.

«Президент-С»: особенности

БКО «Президент-С» создан кооперацией предприятий и организаций российского оборонно-промышленного комплекса во главе с ОАО «НИИ "Экран"» из Самары. По информации на сайте концерна «Радиоэлектронные технологии», «Президент-С» предназначен для активной индивидуальной «защиты самолетов и вертолетов от поражения авиационными ракетными, зенитными ракетными и зенитными артиллерийскими комплексами путем обнаружения факта угроз и противодействия атакующим средствам».

Впервые БКО «Президент-С» был показан широкой публике в июне 2010 года в Париже на международной выставке вооружений и военной техники Eurosatory-2010, где сразу вызвал ажиотажный интерес. В последующем основные элементы комплекса демонстрировались на авиационно-космических салонах «МАКС-2011», «Фарнборо-2012», «Париж Аэрошоу-2013» и других выставках.

На самом деле комплекс представляет собой совокупность различных станций и устройств, которые обеспечивают обнаружение угрозы и предупреждение о ней экипажа летательного аппарата, в том числе и о ракетной атаке, применение одноразовых ложных целей, а также постановку активных радио- и оптико-электронных помех. Вся аппаратура БКО «Президент-С» может размещаться как внутри, так и снаружи фюзеляжа самолета (вертолета).

Защиту от поражения управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» и «поверхность-воздух» с инфракрасными головками самонаведения обеспечивает лазерная станция оптико-электронного подавления на базе многоспектрального твердотельного или газового лазера. Станция массой 100–150 кг способна обнаруживать и селектировать цели, сопровождать и вкруговую последовательно подавлять не менее двух одновременно атакующих ракет на дальности 500–5000 м в секторе 90 градусов по вертикали.

Другой основной элемент защиты самолета (вертолета) - это станция активных радиопомех. Она противостоит ракетам с радиолокационными системами наведения на цель путем постановки радиоэлектронных помех на этапах обнаружения, сопровождения, наведения и атаки летательного аппарата. В рабочем секторе 120 и 60 градусов по горизонту и вертикали станция массой 51,5 кг может подавлять не менее четырех радиоэлектронных средств противника с использованием всех основных видов помех. Для защиты самолетов дальней, военно-транспортной и фронтовой авиации также может использоваться активная буксируемая радиолокационная ловушка.

Эффективность российской разработки подтвердили практические и неоднократные обстрелы ПЗРК «Игла», который по эффективности превосходит американский «Стингер», мишеней вертолетов и других летательных аппаратов. Так, неоднократно «в упор» с дальности 1000 м была обстреляна мишень вертолета Ми-8. Несмотря на максимальное инфракрасное излучение со стороны мишени, все ракеты на подлете к ней уходили в сторону. Причиной этого стало лазерное облучение, создававшее в системе управления ракеты фантомную цель, которую ее электронный «мозг» принимал за реальную.

Ранее по результатам испытаний генеральный конструктор КРЭТ Юрий Маевский констатировал, что в России создана «очень надежная технология защиты самолетов и вертолетов от поражения ракетами с любыми оптическими головками самонаведения». Известно, что подсистемой оптико-электронного подавления БКО «Президент-С» уже оснащен ряд военно-транспортных самолетов типа Ил-76, в том числе и самолет первого лица государства, боевые вертолеты типа Ми-28 и Ка-52, а также тяжелые транспортно-десантные вертолеты типа Ми-26.

Полностью автоматическая защита

На некоторые вопросы о бортовом комплексе «Президент-С» ответил представитель концерна «Радиоэлектронные технологии», попросивший не называть его имени. По его словам, станция защиты от ПЗРК под названием «Витебск» «сегодня является штатным средством и устанавливается практически на 100% боевых вертолетов». Он также отметил, что «реализуется программа оснащения этим высокоэффективным защитным средством всех самолетов Су-25, а также самолетов военно-транспортной авиации».

Представитель КРЭТа подчеркнул, что комплекс «Президент-С» является гражданским вариантом этой станции защиты и может быть «установлен на гражданских авиалайнерах, для чего он и создавался» и «уже стоит на летательных аппаратах ряда специфических перевозчиков».

По словам нашего собеседника, в свете последних трагических событий в области международного авиасообщения комплекс «Президент-С» очень востребован в том числе и за рубежом. «Переговоры ведутся не только с Египтом и Алжиром, но и по другим направлениям», - подчеркнул он. При этом конкретная стоимость комплекса «Президент-С» определяется типом воздушного судна и требованиями заказчика по его защите.

Особое внимание представитель КРЭТа обратил на принципиальную разницу между российской и зарубежными разработками, в том числе и американскими: «В отличие от зарубежных полуавтоматических аналогов наше изделие работает полностью в автоматическом режиме». А это, по его словам, исключает человеческий фактор, заметно повышает быстродействие и конечную эффективность системы, «повышая общую результативность комплекса, который создавался из расчета достижения максимального эффекта в борьбе с современными средствами противовоздушной обороны».

К слову, защитой от ПЗРК возможности «Президента-С» не исчерпываются. «В зависимости от поставленных требований наши изделия могут обеспечить защиту пилотируемого летательного аппарата от обстрела любым средством - от рогатки до «Патриота» (американский зенитный ракетный комплекс)», - с гордостью резюмировал представитель концерна.

Одной из основных угроз для вертолетов являются переносные зенитные ракетные комплексы. Подобное вооружение позволяет атаковать различные маловысотные воздушные цели на дистанциях не более нескольких километров, что делает его удобным средством для защиты войск от возможного нападения с воздуха. В результате требуется специальное оборудование, способное защитить вертолет или иные летательные аппараты от атаки зенитных средств.

Основным способом защиты являются ложные тепловые цели. Кроме того, к настоящему времени в нашей стране разработан новый комплекс защиты вертолетов «Президент-С» .

Проект бортового комплекса обороны (БКО) «Президент-С» разрабатывался с середины прошлого десятилетия. В его создании были заняты несколько предприятий, входящих в состав Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). К проекту привлекли Московский НТЦ «Реагент», СКБ «Зенит», НТЦ «Элинс» и НИИ «Экран». Все эти организации занимались созданием отдельных компонентов комплекса, предназначенных для решения тех или иных задач.

Главной задачей БКО «Президент-С» является защита летательного аппарата от ракет класса «земля-воздух», в том числе ракет переносных ЗРК . Имеющиеся элементы комплекса способны следить за обстановкой, находить потенциально опасные объекты, производить обнаружение пусков ракет и принимать меры, необходимые для срыва атаки.

Первые открытые сведения о комплексе «Президент-С» появились в июне 2010 года. Некоторые компоненты перспективного БКО были показаны на выставке Eurosatory 2010 в Париже. Тогда же представители КРЭТ рассказали о предназначении новой системы и некоторых ее особенностях. Кроме того, пять лет назад стало известно не только о существовании проекта, но и о некоторых успехах, которых удалось добиться его авторам.

Лазерная станция оптико-электронного подавления.

Отечественные средства массовой информации со ссылкой на разработчиков сообщали, что БКО «Президент-С» уже прошел некоторые испытания. При этом тесты дошли до проверки работы систем на базовой платформе. Как тогда рассказывалось, стендом для таких испытаний стал переоборудованный вертолет Ми-8, который установили на специальной мачте на возвышении. Двигатели вертолета выводились на максимальную мощность, что должно было облегчить работу систем наведения ракет, используемых в испытаниях.

С расстояния около 1 км по вертолету стреляли ПЗРК «Игла». Несмотря на максимальный режим работы двигателя, большое количество выделяемого тепла и сравнительно небольшое расстояние, комплекс обороны «Президент-С» успешно производил обнаружение ракет и срывал атаки. Все ракеты проходили мимо своей цели.

— устройство управления;
— станции предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении;
— станция предупреждения о ракетной атаке;
— устройство выброса авиационных помех;
— станция постановки активных помех;
— некогерентная станция оптико-электронного подавления;
— лазерная станция оптико-электронного подавления.

Средства комплекса монтируются на базовом вертолете и после соответствующей подготовки способны выполнять задачи по поиску потенциально опасных ракет с дальнейшим их подавлением и срывом атаки. Для обнаружения зенитного вооружения противника используется набор станций, работающих в различных частях спектра. По периметру вертолета монтируются несколько блоков обнаружения радиолокационного и лазерного облучения.

Кроме того, предусматриваются ультрафиолетовые системы обнаружения пусков ракет. Таким образом, автоматика БКО «Президент-С» способна самостоятельно выявлять радиолокационные и лазерные системы противника, а также своевременно производить обнаружение пусков ракет.

Центральная система комплекса, устройство управления, принимает сигналы об облучении или пусках ракет. Средства обнаружения комплекса способны не только выявлять сам факт облучения или пуска, но и определять направление на обнаруженный объект. Эти данные учитываются устройством управления, которое принимает решения об использовании систем защиты. Для противодействия различным угрозам в комплексе «Президент-С» предусматриваются разные системы.

Архитектура одного из вариантов комплекса.

Подавлять радиолокационные системы противника предлагается при помощи станции активных помех. Эта станция должна подключаться к работе при использовании противником РЛС или зенитных ракет с радиолокационными головками самонаведения всех типов. Станция активных помех комплекса «Президент-С» может излучать помехи в секторе шириной 120° по азимуту и 60° по углу места. Производитель отмечает, что размеры сектора зависят от типа базового летательного аппарата и могут изменяться.

Потребляя до 2500 ВА из цепи 115/200 В 400 Гц или 300 Вт из цепи 27 В, станция активных помех обладает энергетическим потенциалом на уровне 150 Вт. Реализована номенклатура основных видов помех в диапазонах от G до J. Общий вес станции активных помех – 51,5 кг.

Дополнительным средством противодействия радиоэлектронным средствам противника являются т.н. передатчики помех одноразового использования (ППОИ). Эти изделия представляют собой небольшие устройства (масса не более 600 г) с маломощными (энергетический потенциал до 2 Вт) радиопередатчиками. Одноразовые передатчики помех предлагается отстреливать из имеющихся устройств выброса авиационных расходуемых средств. Таким образом, в зависимости от обстановки и имеющейся ситуации автоматика может отстрелить ложные тепловые цели или выбросить ППОИ.

Из имеющихся данных следует, что в первых версиях БКО «Президент-С» имел только одну систему оптико-электронного подавления – некогерентную. Позже к ней добавилась лазерная система аналогичного назначения. Несмотря на использование различной аппаратуры и излучателей разных типов, обе станции предназначаются для решения одной и той же задачи. С их помощью комплекс должен отводить от летательного аппарата подлетающие ракеты с инфракрасными головками самонаведения.

Еще в 2010 году специалисты КРЭТ описывали общий принцип работы некогерентной станции подавления. Сообщалось, что «рабочим органом» этого устройства является специальная сапфировая лампа. Автоматика комплекса, используя данные с имеющихся датчиков, определяет положение ракеты относительно вертолета, после чего производит наведение оптического устройства станции подавления. Излучение лампы «обманывает» головку самонаведения ракеты, из-за чего она теряет цель в виде летательного аппарата и проходит мимо него. После промаха ракета самоуничтожается по истечении расчетного времени полета. Отмечалось, что на тот момент никто в мире не смог решить эту задачу и поставить новое оборудование в серию.

Аппаратура станции активных помех из состава БКО «Президент-С».

К настоящему времени стало известно о существовании еще одной станции оптико-электронного подавления, предлагаемой для использования в составе бортового комплекса обороны «Президент-С». Эта станция может выполняться в виде блока для установки во внутренних объемах летательного аппарата или в варианте подвесного контейнера. Вне зависимости от исполнения лазерная станция подавления способна эффективно решать поставленные задачи по противодействию инфракрасным головкам самонаведения ракет различных типов.

Основной элемент лазерной станции – лазерная установка на основе многоспектрального твердотельного или газового лазера. С лазером связан оптико-механический блок, отвечающий за наведение лазерного луча на цель. Также станция оснащается блоком питания, системой управления и другими узлами различного назначения. Конструкция станции позволяет подавлять ракеты в рабочем секторе шириной 360° по азимуту и 90° по углу места. В дежурном режиме станция потребляет не более 2000 ВА, в рабочем – 5000 ВА. Общий вес аппаратуры не превышает 150 кг.

Мощность лазера станции БКО «Президент-С» позволяет выполнять поставленные задачи на дистанциях от 500 до 5000 м. Обеспечивается подавление ракет как при одиночных пусках, так и залпах. В последнем случае лазерный луч последовательно «ослепляет» головки самонаведения нескольких ракет. Наведение на цель производится по целеуказанию других средств комплекса обороны. Факт поражения цели фиксируется станцией самостоятельно. Сигналом о подавлении ракеты противника является «обратный блеск» отраженного луча.

В 2015 году пресс-служба Концерна «Радиоэлектронные вооружения» и отечественная пресса несколько раз вспоминали про комплекс «Президент-С». Так, в начале июня появились публикации, напоминающие о существовании перспективного проекта и его основных особенностях. Какие-либо новые сведения в этих сообщениях отсутствовали.

2 ноября РИА Новости опубликовало сведения, полученные от заместителя генерального директора КРЭТ по НИОКР техники радиоэлектронной борьбы и инновациям Юрия Маевского. Специалист рассказал, что перспективный бортовой комплекс обороны «Президент-С» прошел испытания на полигонах министерства обороны и подтвердил свои характеристики. В ходе проверок, проведенных совместно с военным ведомством, новейшая система обороны показала высокую эффективность в деле защиты базового летательного аппарата от обстрела с использованием различных управляемых ракет.

Передатчик помех одноразового использования.

В ходе проверок испытатели произвели большое количество пусков ракет переносных зенитных комплексов «Игла» по вертолетам, оснащенным аппаратурой системы «Президент-С». Проводились как одиночные, так и залповые пуски. При этом одновременно запускались две ракеты, в том числе с различных направлений и с разных расстояний. По словам Ю. Маевского, все ракеты во время испытаний не смогли поразить свои цели. Вследствие действий БКО «Президент-С» ракеты уходили в сторону от своих целей, не нанося им никаких повреждений.

Результаты испытаний, по мнению специалиста, позволяют утверждать, что в России создана надежная система защиты самолетов и вертолетов от различных управляемых ракет, оснащенных оптическими головками самонаведения.

По данным Маевского и РИА Новости, некоторые средства комплекса «Президент-С» уже устанавливаются на авиационную технику нескольких типов. Так, подсистемы оптико-электронного подавления монтируются на боевых вертолетах и . Кроме того, такую аппаратуру получают транспортные вертолеты Ми-26 и самолеты Ил-76.

По сообщениям КРЭТ и средств массовой информации, бортовой комплекс обороны «Президент-С» и отдельные его системы могут монтироваться и на авиационной технике иных типов. К примеру, ранее организация-разработчик упоминала возможность использования подобного оборудования для защиты гражданских авиалайнеров. Утверждалось, что такая аппаратура может стать удобным и простым ответом на возникающие угрозы.

Последние государственные перевороты и локальные войны привели к тому, что в арсеналах террористических организаций могут оказаться переносные зенитные ракетные комплексы. Для защиты от возможных атак с использованием такого оружия компании-авиаперевозчики могут использовать БКО «Президент-С», обеспечивающий надежную защиту от ПЗРК.

Летом этого года первый заместитель генерального директора Концерна «Радиоэлектронные технологии» Игорь Насенков говорил, что возможность эффективной защиты от ракет ПЗРК делает комплекс «Президент-С» интересным для иностранных партнеров. В качестве потенциальных заказчиков рассматриваются государства Ближнего Востока, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

Лазерная станция подавления в рекламных материалах.

В материалах по проекту «Президент-С» упоминается, что этот комплекс способен защищать авиационную технику не только от ПЗРК семейства «Игла». Перспективный БКО также может противодействовать ракетам предыдущих моделей, таким как «Стрела», а также зарубежному вооружению этого класса, например системам Stinger американского производства.

Также «целью» аппаратуры комплекса «Президент-С» могут быть оптико-электронные системы различных зенитных артиллерийских комплексов. В таком случае, по-видимому, средства комплекса работают по тому же алгоритму, что и при подавлении головок самонаведения ракет, но с учетом особенностей наземных систем ПВО. Системы обнаружения комплекса определяют местоположение оптико-электронных средств противника, таких как прицелы или лазерные дальномеры, после чего лазерная или некогерентная станция подавления наводится на цель и посылает в нее мощный импульс излучения, делающий невозможным дальнейшую работу в штатном режиме.

Несмотря на заявления руководителей организации-разработчика, информация о потенциальных заказах на поставку БКО «Президент-С» зарубежным странам пока отсутствует. Пока имеются сведения только о поставках аппаратуры этого комплекса отечественным авиастроительным предприятиям, которые используют ее при строительстве или модернизации авиационной техники различных типов. Таким образом, носителями различных элементов перспективного комплекса пока являются только российские самолеты и вертолеты.

По последним данным, бортовой комплекс обороны «Президент-С» не так давно прошел испытания на полигонах министерства обороны. Комплекс успешно решил все поставленные перед ним задачи, в результате чего ни одна из ракет ПЗРК, запущенных в ходе испытаний, не смогла поразить свою цель в виде вертолета, оснащенного БКО. Также появились сведения об установке этого оборудования на отечественных самолетах и вертолетах. Информация о принятии комплекса «Президент-С» на вооружение пока отсутствует. Возможно, соответствующие распоряжения командования появятся в самое ближайшее время.

В течение всей своей истории человечество постоянно модернизировало способы проведения военных действий. Воздушное пространство стало средой, которую можно эффективно использовать для решения наземных боевых задач. Стремясь обезопасить себя от авиаударов, военные инженеры изобрели средства противовоздушной обороны. Как оказалось, ПВО не способно обеспечить стопроцентную защиту от атак с неба при наличии на самолетах «тепловых ловушек». Что это за устройства? Для чего предназначены? Информация о «тепловых ловушках» истребителей представлена в статье.

Знакомство

«Тепловые ловушки», или ложные тепловые цели (ЛТЦ), являются специальными пиротехническими устройствами. Такое название они получили потому, что при сгорании горючего способны выделять большие объемы тепла.

Об устройстве

«Тепловая ловушка» представляет собой небольшую коробку, внутри которой содержится горючее вещество. Также она может быть и в виде шашки. Для «тепловых ловушек» предусмотрены пирофорный и пиротехнический горючие составы. Конструктивно ЛТЦ очень похожа на сигнальные и осветительные ракеты.

О расположении

Местом установки ЛТЦ на борту самолета стали специальные держатели или пусковые установки. Профессиональные военные их называют «автоматами сброса» или «автоматами постановки помех». При наведении средств ПВО на истребитель пилот осуществляет отстрел «тепловых ловушек». Бортовой комплекс обороны сопряжен с пусковыми системами. В некоторых самолетах данная функция автоматизирована, и запуск осуществляется без участия пилота.

О предназначении

Задача «тепловых ловушек» - создать ложную цель для средств противовоздушной обороны противника. Военными инженерами были разработаны несколько вариантов специальных снарядов, используемых авиационными пушками. Поскольку для таких снарядов предусмотрена высокотемпературная горючая смесь, то при ее сгорании выделяется большой объем тепла. Ракеты ПВО действуют по заложенной для них программе реагирования на тепловые сигналы в небе. Поскольку в результате сгорания как пирофорного, так и пиротехнического составов выделяется большое количество тепловой энергии, ракета ПВО автоматически перестраивается с самолета на более мощный тепловой источник, которым является ЛТЦ.

Об актуальности использования БКО

Бортовые комплексы обороны (БКО) нашли свое широкое применение как в военной, так и в гражданской авиации. До внедрения комплексов в самолеты и вертолеты и те и другие подвергались интенсивным атакам террористических групп. Как утверждают специалисты, особенно сильно обострилась ситуация после разграбления военных складов в Ливии. Несмотря на предположение, что похищенное оружие в итоге будет использовано повстанцами против существующей власти, нельзя было исключать, что часть его все же попадет в руки террористов. Вскоре оказалось, что пять тысяч единиц действительно до повстанческой армии не дошли.

Оценив сложившуюся ситуацию, американские разведчики и аналитики пришли к заключению, что общее число нигде не учтенных ЗРК составляет не менее 150 тыс. В 2015 году вниманию мирового сообщества, а именно участников самого крупного аэрокосмического салона Dubai Airshow, был представлен бортовой комплекс обороны «Президент-С» от российского концерна «Радиоэлектронные технологии».

Описание

Задача БКО «Президент-С» - обеспечить защиту самолета или вертолета от ударов авиационных ракетных, зенитно-ракетных и зенитно-артиллерийских орудий. БКО представляют собой специальные устройства и станции, которые обнаруживают угрозу в виде ракетной атаки и предупреждают о ней экипаж борта.

Кроме запуска одноразовой ложной цели, «Президент-С» образует активные радио- и оптико-электронные помехи. Для аппаратуры данной ЛТЦ предусмотрено внутреннее и наружное расположение. Защита от управляемых ракет, выпущенных с земли, и ракет класса «воздух-воздух» обеспечивается лазерной станцией, которая, используя многоспектральный или осуществляет оптико-электронное подавление. Масса станции составляет 150 кг. «Президент-С» выполняет обнаружение, селектирование и сопровождение цели с последующим ее подавлением. Как утверждают специалисты, «тепловая ловушка» способна одновременно реагировать на две атакующие ракеты.

При помощи станции радиоактивных помех летательный аппарат становится неуязвимым для ракет, использующих радиолокационные системы наведения. ЛТЦ в данном случае выставляет радиоэлектронные помехи на первом этапе обнаружения ракетой самолета. Масса станции составляет чуть более 50 кг. Ее тактико-технически характеристики являются достаточными для того, чтобы одновременно подавить сразу четыре радиоэлектронные средства противника.

После неоднократных обстрелов летательных аппаратов, оборудованных «тепловыми ловушками», из зенитно-ракетных комплексов «Игла», превосходящих американские «Стингеры» по своим характеристикам, стало очевидным, что «Президент-С» является весьма эффективным образцом российского ЛТЦ.

Несмотря на наличие максимального инфракрасного излучения со стороны самолета-мишени, все выпущенные по нему ракеты на самом подлете «уходили» в сторону. Объяснением этому стало использование в БКО «Президент-С» лазерного облучения, которое ракеты противника принимали за реальный самолет.

С появлением ПЗРК и их широким использованием для борьбы с самолетами и вертолетами возникла и проблема защиты от них. Характерно то, что острота проблемы защиты от этих средств поражения непрерывно растет, а главной причиной этого стали действия незаконных вооруженных формирований и группировок террористической направленности. Сегодня ПЗРК, излюбленное оружие террористов, представляющее реальную угрозу и крайне обострило проблему полетов гражданской авиации.">

22:37 / 22.11.11

ПЗРК и защита от них – противостояние обостряется

Возвращаясь к ранее затронутой теме о средствах защиты летательных аппаратов от переносных зенитных ракетных комплексов () необходимо отметить следующее. Создание в начале семидесятых годов прошлого столетия ПЗРК явилось важным этапом в совершенствовании именно средств защиты от ударов средств воздушного нападения. И результаты их применения были достаточно впечатлительны.

Так, только в ноябре-декабре 1969 г. в арабо-израильской войне первым отечественным ПЗРК типа было сбито 12, а с мая 1981 г. по июнь 1982 г. в районе Голанских высот - еще более 10 израильских самолетов и вертолетов. Проблема защиты летательных аппаратов от ПЗРК не только сохранилась, но и обострялась с течением времени. Так, в ходе войны НАТО на Балканах в 1999 г. только действия с высот более 3500 м и применение высокоточного оружия позволили авиации НАТО избежать значительных потерь от югославских зенитных ракет с инфракрасными головками (ИК) самонаведения (ГСН).

А в 2002 г. специалисты отмечали, что в локальных войн последних десятилетий примерно 90% всех случаев поражения самолетов и вертолетов было связано с попаданием в них управляемых ракет с ИК- ГСН. Поэтому можно констатировать, что угроза применения ПЗРК не только значительно ограничивает диапазон высот применения боевой пилотируемой авиации, но и резко обостряет проблему обеспечения безопасности полетов гражданской авиации.

Таким образом, созданные как средство защиты сегодня ПЗРК можно рассматривать как эффективное высокоточное средство нападения . Причем проблема защиты от него очень быстро приобрела международный статус, а создание средств защиты от ПЗРК, особенно гражданской авиации, стало важнейшим направлением работы в различных странах. Что же еще, помимо отечественной системы защиты гражданских воздушных судов , заслуживает внимания?


Россия сегодня по праву стала одним из мировых лидеров в создании систем активной защиты от ПЗРК. Так, в 2010 г. на международной оружейной выставке Eurosatory-2010 в Париже на всеобщее обозрение была представлена российская система активной защиты (САЗ) вертолетов «Президент-С» от атак ПЗРК. Ажиотажный интерес вокруг этой разработки показал, насколько высок интерес в мире к этой технике. Одновременно этот факт говорит и о том, что российская «оборонка» жива и способна, при необходимости и своевременном финансировании, создавать изделия, опережающие зарубежные.

А то, что создатели этой революционной разработки показали ее открыто, позволяет говорить о том, что в запасе есть что-то еще, более эффективное. В создании САЗ «Президент-С» под руководством НИИ «Экран» (г. Самара) участвовали научно-технический центр (НТЦ) «Реагент» (г. Москва), специальное КБ «Зенит» и НТЦ «Элинс» (г. Зеленоград). Высокую эффективность эта разработка подтвердила в ходе сложных испытаний в 2010 г.

Для оценки САЗ «Президент-С» устанавливали на макеты различных летательных аппаратов и обстреливали одним из самых эффективных в мире ПЗРК «Игла». По словам Александра Кобзаря, генерального директора «Зенита», где был создан излучатель узконаправленной системы оптико-электронного подавления, после включения САЗ «Президент-С» все ракеты отклонялись в сторону от цели и самоликвидировались.



Для испытания на специальной вышке был установлен вертолет , двигатели которого работали с максимальной нагрузкой и давали максимальное ИК-излучение, а пуск «Иглы» осуществлялся с дальности 1000 м. Тем не менее, в этих, очень благоприятных условиях ракета ПЗРК уходили в сторону от мишени.

Как отметил профессор А. Кобзарь, эффективность всей САЗ определяется узконаправленным и специально модулированном излучении сапфировой лампы. Оно создает в системе управления ракеты своеобразный фантом цели, местоположение которой отличается от текущих координат реальной цели. В результате ракета летит в пустое пространство и в определенное время самоликвидируется согласно заложенной в ней программе.

Несмотря на всю простоту идеи, до настоящего времени практического решения в мире она не нашла. В настоящее время наши разработчики активно работают над созданием подобной системы защиты от ПЗРК для штурмовиков. В настоящее время САЗ «Президент-С» прошла весь комплекс государственных испытаний, принята на вооружение и производится серийно. Решением главкома российских ВВС сегодня ни один новый вертолет не отправляется в войска в «горячих» точках без установки системы активной защиты от ПЗРК.



Ранее, СМИ сообщали о российской всеракурсной лазерной станции помех «Клен-М» («Конструкторское бюро автоматических систем», г. Самара), которая предназначалась для защиты от ракет с ИК- ГСН классов «поверхность-воздух» и «воздух-воздух». Система могла устанавливаться как на военных, так и на гражданских самолетах.

Принцип действия станции «Клен-М» также был основан на воздействии лазерным излучением на систему управления ракетой, что приводило в конечном итоге к потере сопровождаемой воздушной цели. По информации разработчиков, станция «Клен-М» обеспечивала обнаружение и сопровождение ракет, и последующее подавление их ГСН лазерным излучением с вероятностью 0,8-0,9 в течение не более 1,5 с в зоне 360 град. по азимуту и от -45 до +30 град. по углу места. Масса станции не превышала 300 кг.


Сообщалось также о том, что фирма «Авиаконверсия» разработала и практически испытала нетрадиционный способ противодействия ракетам с тепловыми головками самонаведения. На опасном участке полета самолет осуществлял дозированное распыление незначительного количества топлива. При обнаружении пуска ракеты с тепловой ГСН образовавшаяся топливно-воздушная смесь воспламенялась и выступала в качестве ложной цели, так как ее ИК-излучение значительно превышало собственное излучение самолета.

Входящие в ее состав средства обеспечивали обнаружение ракеты по ИК-излучению ее двигателя на дальности до 5 км, а для поджига воздушно-топливной смеси мог использоваться импульсный лазер, форсунка типа «огневая дорожка» или сигнальные ракеты. Безопасность и эффективность этого способа защиты от ракет с тепловой ГСН была практически проверена на самолетах Су-24 еще в 1985 г. Летные испытания показали, что ложная цель начинается в 6-8 м и заканчивается на удалении 22 м от хвоста самолета. Сообщалось, что стоимость системы, наряду с другими преимуществами, значительно дешевле лазерных.



Израиль , в силу своего геополитического положения, вопросам создания САЗ уделяет первостепенное значение. Активизация усилий в этой области была отмечена после обстрела 28 ноября 2002 г. боевиками аль-Каиды ПЗРК типа «Стрела-2» авиалайнера израильской авиакомпании Arkia с 250 пассажирами при взлете из аэропорта г. Момбаса (Кения). По данным американской корпорации Rand, в период 1975-1992 гг. ракетами ПЗРК сбито около 40 гражданских самолетов и погибло более 760 человек.

Израильская фирма «Рафаэль» идет по пути адаптации системы защиты от ПЗРК военного назначения для применения на гражданских самолетах. После обнаружения зенитной ракеты бортовыми датчиками аппаратура противодействия в качестве ложной цели генерирует световой пучок в сторону атакующей ракеты для дезориентации ее ГСН. Стоимость оснащения самолета такой системой, по данным разработчиков, может составить около 2 млн. долларов. В связи с пропажей тысяч ПЗРК с ливийских оружейных складов Израиль намерен оснастить все свои авиалайнеры новой оборонительной системой C-Music (Commercial-Multi Spectral Infrared Countermeasure) компании El-Op. По мнению создателей системы, это первая коммерчески доступная система, предназначенная для установки на гражданских вертолетах и самолетах для их защиты от ПЗРК.

Система C-Music самостоятельно обнаруживает ракету и направленным лазерным излучением создает помехи в широком ИК-диапазоне, приводящие к срыву наведения ракеты на цель. Компания El-Op получила контракт израильского правительства в рамках государственной программы Sky Shield и стоит 79 млн. долларов. По данным израильских СМИ один экземпляр системы C-Music стоит около 1,2 млн. долларов. Ранее предложенная компанией IAI аналогичная система Flight Guard, не была сертифицирована в США и Европе как не отвечающая полностью требованиям безопасности. Система C-Music имеет все необходимые лицензии и сертификаты.



В США , по инициативе Министерства национальной безопасности (U.S. Department of Homeland Security - DHS), была разработана и начата реализация программы по оснащению 1000 гражданских самолетов системой, аналогичной установленной на самолете президента США и военных самолетах американских ВВС. В качестве наиболее перспективных средств защиты от ПЗРК рассматривались разработки компаний Northrop Grumman и BAE Systems. Для проведения работ компании от DHS получили по 45 млн. долларов.

В 2007 г. сообщалось о том, что Northrop Grumman оборудовала грузовой самолет MD-10 противоракетной системой Guardian. Она представляла собой модернизированную и адаптированную для использования в гражданских целях систему военного назначения Nemesis, устанавливаемую на самолетах и вертолетах ВВС США. По информации в СМИ, система размещена в веретенообразном корпусе длиной, шириной и высотой 2,36 м, 0,8 м и 0,48 м соответственно при общей массе около 220 кг и потребляемой мощности - 1,8 кВт.

Излучающее лазерное устройство размещено в желтой сфере. (фото Нортроп Грумман). Алгоритм работы Guardian аналогичен известным. Датчики системы обнаруживают ракету и отслеживают ее полет с непрерывным определением текущих координат, по этим данным включается лазер и наводится на ГСН ракеты, в результате цель теряется и ракета уходит в сторону. Ранее система испытывалась на самолетах типа MD-11, MD-10 и Boeing 747. Сообщалось, что при стоимости самой системы около 1 млн. долларов за единицу, ее техническое обслуживание оценивалось в 365 долларов за рейс, а ежемесячно компания производила 35-45 комплектов.



Компания BAE Systems разработала систему защиты гражданских авиалайнеров от ПЗРК под названием JetEye, работа которой также основана на использовании лазерного излучения для «ослепления» ИК- ГСН ракет. Поворотные лазерные установки размещены под фюзеляжем и плоскостями самолета. Система создана на базе средств защиты боевых самолетов Advanced Threat Infrared Countermeasures System. Испытывалась JetEye на авиалайнере Boeing B-767. Сообщалось о работах с целью уменьшения стоимости системы, улучшения ее аэродинамических характеристик, повышения срока службы и ремонтопригодности аппаратуры.

Наряду с лазерными системами защиты для противодействия ракетам ПЗРК в США, как и в других странах, продолжается использование и совершенствование дипольных отражателей и ИК-ловушек. Они показали достаточную эффективность для защиты военно-транспортных и др. самолетов ВВС США в Косово, Ираке и Афганистане. Так, фирма «Рейтеон» создала противоракетную систему, которая после обнаружения ЗУР радиолокационной станцией выбрасывала облако пирофорических частиц из фольги, ИК-излучение которых дезориентирует ГСН ракеты.



Великобритания также ведет работы по созданию систем защиты от ракетных атак против самолетов и вертолетов гражданской авиации. Так, компанией «Каннинг раннинг софтуэр Лимитед» (CRLS) была разработала специальная программа, предназначенная для оценки степени угрозы террористической ракетной атаки против пассажирского самолета и установки на компьютере средств РВО ADCS (Air Defense Siting Computer), прикрывающих аэропорты.

На основе данных о полетах самолетов с конкретного аэропорта и тактико-технических характеристиках ПЗРК эта программа выдает правоохранительным органам информацию о наиболее вероятных местах пуска ракет, которую используют правоохранительные органы в профилактических целях. ADSC не требует специальных аппаратных средств, позволяет выполнять и хранить фотографии, диаграммы и текстовые файлы наряду с данными ПВО. Эта программа используется при выборе позиций для развертывания зенитной системы «Рапира» и является составной частью системы «Джернас» (экспортный вариант ЗРК «Рапира»), поставленного Малайзии.



Украина. Несколько лет назад СМИ сообщали о том, что двумя украинскими предприятиями (НПК «Прогресс», г. Нежин и НПФ «Адрон», г. Киев) созданы станция оптико-электронного подавления (СОЭП) «Адрос» КТ-01АВ. Отмечалось, что станция «Адрос», в отличие от других систем защиты, обеспечивает круговую защиту вертолет в условиях, когда мощность ее излучения ниже мощности теплового излучения двигателей защищаемого вертолета.

Кроме того, она не нуждается в информации о типе и частоте работы ИК- ГСН ракеты, в средствах обнаружения пусков ракет и их сопровождения в полете, относительно проста по конструкции и имеет высокую степень надежности. По информации разработчиков, при массе 20 кг, станция обеспечивала круговую защиту вертолетов от всех типов управляемых ракет с ИК- ГСН с вероятностью срыва атаки ракеты не менее 0,8.



Кроме того, эти фирмы создали пассивное средство для снижения теплового излучения вертолетов типа Ми-8 и Ми-24 с двигателями ТВ3-117. Оно представляет собой экранно-выхлопное устройство (АП-1В), устанавливаемое на выходе отработанных газов двигателя вертолета. Требуемый эффект достигается за счет направления выхлопных газов двигателя этим устройством в сторону вращающегося винта вертолета, где они смешиваются с окружающим воздухом. В результате температура выхлопных газов резко падает и снижается общее инфракрасное излучение самого вертолета.

Таким образом, сегодня можно констатировать два очевидных факта. Суть первого в том, что изначально созданные как средства защиты наземных объектов от ударов с воздуха ПЗРК сегодня активно могут использоваться террористами как весьма опасное средство нападение против гражданских самолетов и вертолетов.

А второй факт говорит о том, что без создания специальных средств противодействия ракетам с тепловыми (ИК-) ГСН защиту самолетов и вертолетов гражданской авиации в настоящее время не обеспечить. В условиях массового распространения ПЗРК противостояние этих двух средств приобрело характер одной из самых актуальных проблем в мире. В связи с этим, для ее решения необходимо объединение усилий на международном уровне.

Вечером 12 марта к северу от провинциального центра Хама (220 км от Дамаска) был сбит истребитель ВВС Сирийской Арабской Республики МиГ-21. По информации сирийского телеканала «Сурия», самолет подбили при заходе на посадку. Как передает агентство Sputnik, один пилот истребителя смог катапультироваться, однако был убит огнем с земли, второй выжил. По другим данным , катапультировавшийся летчик благополучно приземлился в деревне, которая контролируется армией, а второй предпринял попытку совершить аварийную посадку на военном аэродроме Хама. Посадка была неудачной, и пилот погиб.

По сведениям катарского телеканала «Аль-Джазира», истребитель МиГ-21 был подбит наземными зенитными средствами во время воздушного рейда на контролируемый вооруженной оппозицией город Кфар-Набуда к северу от города Хама в 220 километрах от Дамаска. При этом представитель вооруженной оппозиции обвинил сирийские ВВС в нарушении режима прекращения огня. Сирийские источники, однако, утверждают, что самолет бомбил позиции «Ан-Нусры» *.

На фоне новостей об атаке боевиков на МиГ-21 обращает на себя внимание другая информация.

Две недели назад министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр в интервью немецкому еженедельнику «Шпигель» заявил, что его страна намерена поставить умеренной сирийской оппозиции переносные зенитно-ракетные комплексы «Стингер» для борьбы с авиацией.

При этом аль-Джубейр провел параллель: «Ракеты „земля-воздух“ поменяют расстановку сил так же, как это произошло в Афганистане». Саудовский министр явно имел в виду поставки «Стингеров» афганским моджахедам. Тогда советская авиация несла серьезные потери от ударов американских ПЗРК.

Есть ли у нас сейчас противоядие от этих комплексов? Есть.

На поступивших в Сирию вертолетах ВКС Ми-24 установлен новейший, серийно производящийся с середины прошлого года бортовой комплекс обороны (БКО) «Президент-С», разработанный в самарском НИИ «Экран», входящем в концерн «Радиоэлектронные технологии».

Афганские моджахеды с американским переносным зенитно-ракетным комплексом "Стингер", 1988 год (Фото: репродукция Фотохроники ТАСС)

«Стингеры», поставлявшиеся американцами моджахедам, действительно, были эффективным оружием, применявшимся против советской авиации во время Афганской войны. Тепловые ловушки, отстреливавшиеся самолетами при обнаружении атаки ракетой «земля — воздух», оказались не слишком эффективной защитой. Ловушки способны обмануть ракеты предыдущих поколений, в которых головка самонаведения работала в инфракрасном спектре. В «Стингер» же был введен еще один канал — ультрафиолетовый.

Это американское изобретение, а также наша «Игла», которая в целом ряде стран производится пиратским способом, способны поражать низколетящие цели, к которым относятся вертолеты, а также снижающиеся для нанесения ракетно-бомбовых ударов штурмовики и бомбардировщики. Максимальная высота поражения цели у «Стингера» — 3800 метров при дальности от 200 до 4500 метров. У «Иглы» эти характеристики таковы: высота — 3500 метров, дальность — до 6000 метров. Правда, у ракеты есть еще и инерционный полет после того, как выгорает топливо. При этом скорость ракеты постоянно снижается, и вероятность поражения цели существенно меньше.

Летательные аппараты с БКО «Президент-С» неуязвимы для современных ПЗРК. Даже если это вертолет, зависший в воздухе в непосредственной близости от стрелка, то нацеленная на него ракета пройдет мимо. При этом комплекс способен противостоять ракетам не только с инфракрасным/ультрафиолетовым, но и с радиолокационным наведением.

Сражение в инфракрасном диапазоне

Аппаратура более интеллектуального способа борьбы, чем отстрел тепловых ловушек, против ракет с инфракрасным наведением начала появляться в середине 80-х годов. На отечественные вертолеты начали устанавливать станцию оптико-электронных помех «Липа». Их размещали в верхней части фюзеляжа.

Они представляют собой мощную ксеноновую лампу, работающую в инфракрасном спектре. Оболочкой лампы является фонарь с вращающимся отражателем-прерывателем со сложной конфигурацией прорези и системой линз. «Липа» создает для головок ИК-наведения громадное пятно неправильной конфигурации с постоянно изменяющимся центром. В связи с чем ракета не способна точно определить цель. Использование таких станций в Афганистане позволило снизить количество потерь вертолетов Ми-8 и Ми-24.

Однако американцы нашли способ увеличить чувствительность и избирательность своих ИК-приемников, сместив рабочую частоту с 1−3 мкм, сделав ее равной 3−5 мкм. Что позволило «захватывать» в полете не обманку, а излучение двигателя. Помимо этого было введено охлаждение ГСН ракеты жидким азотом, что ослабило собственные тепловые шумы.

На Украине в настоящее время производится аналог «Липы» — станция «Адрос». Любопытна история ее создания и дальнейшая судьба. Чертежи и опытный образец инфракрасной лампы украинцы получили от осужденного брянским судом директора фирмы «Андрон». Через некоторое время контрразведка Украины арестовала сотрудника предприятия «Завод 420 гражданской авиации», который передал материалы по «Адросу» чешскому атташе.

Нечто похожее на «Липу» пытались применить для защиты штурмовика Су-25Т. Была создана станция помех «Сухогруз», работающая на том же самом принципе. Однако штурмовик в серию не пошел, была выпущена лишь опытная партия из двадцати самолетов. Что объясняется отнюдь не низкими качествами штурмовика, а развалом отрасли в начале 90-х годов. Правда, «Сухогруз» обладал существенным недостатком. Станция устанавливалась в хвостовой части фюзеляжа и защищала лишь заднюю полусферу, что было актуально лишь при столкновении с истребительной авиации. «Стингером» же самолеты обстреливаются со всех сторон.

Похоже, что скоро доработанный аналог «Сухогруза», в конце концов, займет место в штурмовой авиации. Самолет Су-25ТМ (Су-39) в настоящее время проходит испытания с такой станцией на борту. О ее возможностях и принципе действия не сообщается, но, вероятно, это нечто родственное «Президенту-С».

Как это работает

В состав комплекса входят:

— устройство управления на основе бортового компьютера;

— станция предупреждения о радиолокационном облучении;

— станция предупреждения о лазерном облучении;

— станция предупреждения о ракетной атаке;

— некогерентная станция оптико-электронного подавления;

— лазерная станция оптико-электронного подавления;

— станция постановки активных радиопомех;

— устройство выброса ложных тепловых целей;

— устройство выброса патронов с передатчиками радиопомех одноразового использования.

Это полный набор блоков, которые в зависимости от типа и назначения летательного аппарата могут быть размещены в качестве основных и дополнительных опций. Как видим, в БКО входит и аналогичная «Липе» некогерентная станция оптико-электронного подавления. А также отстреливаемые тепловые ловушки. Определенной новизной обладают отстреливаемые патроны одноразовых радиопомех.

Но новейшая функция БКО, которая делает его поистине неуязвимым, — противодействие при помощи лазерной станции оптико-электронных помех. Она работает следующим образом.

Стация предупреждения о ракетной атаке фиксирует старт ракеты и передает ее угловые координаты в вычислительный блок. После чего вычислитель совместно с оптико-механическим блоком отслеживает перемещение ракеты и наводит на нее лазер. В нужный момент лазер включается и засвечивает инфракрасную головку самонаведения ракеты. Ракета «слепнет» и теряет способность отслеживать цель.

Комплекс способен отражать залп из двух ракет. Дальность действия — от 500 до 5000 метров. Рабочий сектор по азимуту — 360 градусов, по углу места — 90 градусов. В дежурном режиме потребляет 3 кВт, в рабочем — 6 КВт.

Аналогичный алгоритм использует станция постановки активных помех при противодействии ракетам с радиолокационным наведением.

Помимо вышеперечисленного оборудования комплекс может поставляться с активной буксируемой радиолокационной ловушкой, которая принимает на себя ракетный удар. Длина буксировочного троса — 150 метров.

«Президент-С» — универсальный комплекс. Как по видам летательных аппаратов, так и по атакующим ракетам. Ракеты могут запускаться не только с переносного, но и стационарного ЗРК. Работает комплекс и с ракетами «воздух — воздух».

Что же касается типов летательных аппаратов, то тут, как утверждают разработчики, ограничений нет, поскольку комплекс производится как для установки внутри фюзеляжа, так размещаемый в подвесных контейнерах. «Президент-С» начали выпускать пока еще недавно. И в первую очередь его устанавливают на наиболее уязвимых для атак ПЗРК аппаратах — на вертолетах. Оснащен комплексом также борт номер один — лайнер президента России. В дальнейшем следует ожидать внедрения БКО и во фронтовую авиацию, и в транспортную, и в гражданский воздушный флот.

* Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.