Характеристики водоемов и их частей. Пресные водоёмы

Вьет гнезда на островках пресноводных озер.

Живая кровь земли - вода , выпадающая в виде дождя и поглощаемая корнями растений; без воды невозможна никакая жизнь. Но дождевая вода частично дренируется, просачивается сквозь грунт и образует болота, ручьи, горные потоки, вливается в реки, пруды, озёра - водоемы, которые представляют собой отдельные экосистемы.

Река мощная артерия, питаемая сетью меньших артерий, текущих по области стока от водораздела; река несёт свои воды в море, там вода испаряется, собирается в тучи и выпадает дождем. Циркуляция начинается сначала. Высоко на окутанных облаками вершинах, на отрогах и скалах осаждаются капли и сбегают тонкими струйками в ручейки и ручьи; горные потоки мчатся вниз и впадают в реку.

Реке, переполненной водами притоков, становится тесно в своем русле, она размывает берега и углубляет ложе. От того, как это делается, зависит глубина и ширина реки. Река может выйти из берегов, тогда случаются наводнения, после которых на почве остается ил. Если река в нижнем течении несёт очень много ила, он отлагается в устье, образуя дельту. Такие дельты имеют Нил, Рона, Миссисипи. Там, где ледник оставил впадину или просто осела земля, например в долине Рифт в Африке, река в половодье образует старицы, озёра.

Болота те же озёра, но, как правило, мелкие и потому сплошь покрытые растениями. Прибрежные болота имеют солёную воду, так как их заливает морем. Если начинают наступать тростники, болото превращается в трясину. Тростники растут, гибнут, гниют, образуя подстилку, которая захватывает всякие растительные остатки.

Пруд - небольшой пресноводный водоём, мелкий, непроточный; по всему его дну растут укоренившиеся растения. Вода совсем неподвижна, и температурный перепад между поверхностью и дном может быть очень велик. Пруды удивительно разнообразны, но, раз увидев их, ни с болотом, ни с лужей уже не спутаешь.

Перед животными, обитающими в воде, стоят две проблемы: как обеспечить себя кислородом и как удержаться на месте.

Кто как дышит.

Содержание кислорода в воде разных водоёмов разное. Текучие, бурливые воды реки захватывают кислород из воздуха, реки богаты кислородом. Пруды со стоячей водой не могут насыщаться кислородом воздуха: содержание кислорода в них зависит в значительной степени от растений. Растения выделяют кислород в процессе фотосинтеза, который прерывается с заходом солнца. Поэтому ночью кислород в озеро или пруд не поступает. Вода в тёмных, заросших прудах почти не содержит кислорода. А вот чистая холодная вода реки очень богата кислородом. Рыба дышит кислородом воды, проходящей через жабры.

. В конце осени она впадает в спячку. Весной просыпается и спешит к пруду, в котором мечет икру.

Лягушки дышат ртом и через кожу на суше и только через кожу в воде; у головастиков имеются жабры. Водные пресмыкающиеся, включая крокодилов, чтобы дышать, должны время от времени подниматься из глубины на поверхность. То же делают выдры, ондатры, норки, бобры, тюлени, водяные полевки и куторы.

Водяные жуки проводят почти всю жизнь в воде прудов. Они могут летать и часто летают, но покидают воду они не для того, чтобы дышать. Повиснув под водой головой вниз, водяной жук высовывает из воды конец брюшка и, приподнявши надкрылья, набирает воздух в трахеи. Этим воздухом жук может некоторое время дышать под водой. Его личинка для дыхания тоже должна подняться к поверхности воды.

Некоторые пресноводные улитки имеют жабры и могут дышать под водой. Другие дышат лёгкими, которые они наполняют воздухом, вынырнув на поверхность. Первые живут преимущественно в чистой проточной воде, богатой кислородом, вторые главным образом в прудах, где кислорода меньше. Когда прудовики обитают в воде, богатой кислородом, то они могут оставаться под водой гораздо дольше, дыша через ткани. Прудовик , наполнив легкие воздухом, становится невесомым, как поплавок, и без труда всплывает на поверхность. Но он может также легко уйти в глубину, выдохнув воздух и спрятавшись в раковину.


выработали различные приспособления для дыхания под водой. Личинка жучка-радужницы получает воздух из корней растений. Водяной скорпион дышит при помощи длинной дыхательной трубочки. Личинки поденки имеют трахейные жабры, состоящие из ряда пластинок. У жука-плавунца последний сегмент брюшка покрыт волосками, в которых задерживается попавший под надкрылья воздух.

Личинка комара имеет на заднем конце тела дыхательные трубочки, которые она постоянно выставляет из воды; поэтому комаров можно уничтожать, разбрызгивая на поверхности водоема керосин. Личинка мухи ильницы-пчеловидки, так называемая крыска, живёт в чёрной, гниющей грязи мелких водоемов; она роется на дне в иле, выставив из воды свой длинный хвост, через который ды­шит. Этот хвост (вернее, дыхательная трубка) устроен как перископ: он может укорачиваться и удлиняться в зависимости от глубины лужи, в которой крыска живет.

Другие добывают кислород, содержащийся в стеблях растений. Третьи покрыты несмачивающимися волосками, которыми они улавливают кислород в придачу к кислороду, получаемому из воды. Большинство простейших организмов дышат через оболочку.

Водяной паук-серебрянка (фото с сайта: kuraev.ru).

(паук-серебрянка), поднявшись на поверхность, набирает в свои волоски пузырьки воздуха, опускается под воду и остается там какое-то время; если ему нужно побыть под водой подольше, иной раз несколько месяцев кряду, водяной паук сооружает себе воздушный колокол. Он ткет небольшую паутинку и прилепляет ее к водоросли. Затем поднимается на поверхность, забирает брюшком с волосками пузырь воздуха и, опустившись в воду, помещает его под паутинкой. Воздух стремится вверх, выпячивает паутинку, и образуется колокол. Внутри колокола паучиха может жить, не заботясь о кислороде. В этом подводном уединении она дает жизнь потомству. Для зимней спячки паук делает ближе к зиме на большей глубине еще один колокол.

Как удержаться на месте.

Как удержаться на месте - эта задача стоит перед всеми водными животными и растениями, особенно перед обитателями быстро текущих вод. В непроточной воде прудов и озёр водоросли стоят неподвижно, а животные, если нужно, без труда удерживаются на месте. То же и в тихих водах стариц, за исключением поры половодья, когда покой их обитателей нарушают паводковые воды. Там, где вода подвержена волнению, например в прибрежной полосе большого озера, или сбегает по горному склону из одного пруда в другой, растения и животные нуждаются в особых приспособлениях, чтобы противостоять движению воды.

Личинки ручейников строят себе защитные чехлики из частиц растений, песчинок, мелких камешков. Личинка странствует со своим переносным домиком, из которого торчит только передняя часть хозяина.

В быстро текущих водах растениям вообще трудно расти, особенно там, где дно устилает галька или гравий и невозможно хорошо укорениться. Водоросли в таких водах карликовые, цепляются за скалы и камни и, подобно кустарникам и деревьям тех мест, где дуют сильные ветры, вырастают искривленными коротышками.

Мелкие животные приспосабливаются по разному. У личинки подёнки тело приплюснутое, на лапках с внутренней стороны коготки, чтобы ползать по камням в быстро текущей воде. Личинки ручейников , которые живут в стремительных ручьях и реках, удерживаются на месте с помощью паутинной сети, горловина которой открывается навстречу течению. Эта сеть служит личинке не только своеобразным якорем, но и орудием сбора пищи.

Личинки других речных ручейников, так же как прудовые ручейники, строят себе переносные трубочки. Но прудовые делают трубочку из легкого растительного материала и с ней странствуют, а речные из песчинок и мелких камешков, иногда прикрепляя ее к камню. Самый простой способ удержаться на месте - спрятаться под камнями; прячутся под камни пресноводные креветки, личинки комаров-долгоножек и некоторые рыбы.

Если водоём пересыхает, многие его обитатели гибнут, но кое-кто все-таки выживает. Водяная блоха кладет яйца, которые способны выдержать засуху, жару и холод - великое благо для насекомого, которое не может обойтись без воды на других стадиях жизненного цикла. Многие виды не боящихся засухи комаров кладут яйца во влажных канавах. Эти яйца начинают развиваться только после дождя, когда канава наполнится водой.

Жаброногие рачки, обитающие на Ближнем Востоке, выводят потомство только во временных водоёмах. Они сами способны пережить засуху, а их яйца лопаются, когда высохшая лужа снова наполнится водой. Это дает рачку преимущество перед животными, которые могут обитать только в постоянных водоёмах. Двоякодышащие рыбы Австралии, Африки и Южной Америки в засушливый сезон зарываются в грязь и впадают в летнюю спячку, все жизненные процессы у них замирают.

Минеральные вещества и продукция.

Пресные воды (реки, озера, ручьи, болота и пруды) занимают очень небольшую часть земной поверхности, но они имеют чрезвычайно важное значение. Продуктивность лучших прудов и озер выше продуктивности лугов и даже возделанных земель. Минеральные вещества так же насущно необходимы водным живым существам, как и наземным. Одни минеральные вещества растворены в воде, другие находятся в виде взвеси; растения, как свободно плавающие на поверхности, так и прикрепленные корнями ко дну, питаются этими минеральными веществами; растения идут в пищу животным, которыми в свою очередь питаются другие животные. Таким образом, вся жизнь водоёма зависит от геологического строения тех мест, откуда в него собирается вода. Голые скалы означают, что приток питательных минеральных веществ в водоем мал; если с суши поступает много минеральной пищи, жизнь в озере или реке богата.

Некоторые водные цепи питания коротки, другие сложны и сплетаются в настоящую паутину. Но какова бы ни была цепь, простая или сложная, заключенные в ней минеральные вещества освобождаются, только когда животное или растение гибнет. Движение минеральных веществ по звеньям цепи питания зависит во многом от глубины, на которой обитают участники цепи, и от климатических условий. Минеральные вещества, которые оседают на дно, могут быть потеряны для экосистемы, потому что растения, усваивающие их, не растут на большой глубине.

В неглубоких озёрах ветер постоянно волнует воду от поверхности до самого дна, так что минеральные вещества в них все время перемещаются. Этому способствует поведение самой воды. Осенью в северных районах вода в озёрах у поверхности холоднее, чем на дне; слои разной температуры создают температурный градиент. Холодная вода верхнего слоя опускается на дно, а на её место поднимается теплая. Эта вода, в свою очередь охлаждаясь, опускается на дно, и так далее; постоянная циркуляция воды поддерживает циркуляцию питательных веществ.

Цепи питания.

Цепь питания - это порядок питания в экосистеме. Водоросли идут в корм го­ловастикам, головастиками промышляют личинки стрекозы, личинками стрекозы питается горная трясогузка, которую ловит сокол-пустельга.

В пресной воде первая линия едоков кормится планктоном, водорослями и корнями растений. Крошечные плавучие растения, называемые «фитопланктон», поедаются почти такими же крошечными животными, называемыми «зоопланктон». Водоросли, покрывающие зелёной бахромой камни, и укоренившиеся растения идут в пищу улиткам, головастикам, личинкам подёнок и других насекомых.

Хищники в свою очередь пожирают всех этих улиток и личинок, не брезгуя подчас и друг другом. Головастики, подрастая, поедают друг друга. Прожорливые хищники, такие, как личинки водяных жуков и стрекоз, съедают всё, что могут схватить. Этими хищными насекомыми живёт мелкая рыбешка, которая сама идет в пищу крупным рыбам. На них охотятся выдры, норки, цапли.

Водные животные , такие, как личинки стрекозы, становятся со временем воздушными хищниками и охотятся за мухами и другими насекомыми; а ими в свою очередь кормятся насекомоядные птицы - ласточки и трясогузки. Головастики, превратившись в лягушек, выходят на сушу; ими питаются наземные животные (выдры, лисицы, ежи) и птицы (цапли, вороны, сарычи). Обитатели вод, например жук-вертячка, которые живут на поверхности воды, получают пищу с берега: они питаются мелкими животными, которые сами падают в воду или же их приносит ветром. Любое растение, любое животное, не съеденное кем-либо, погибнув, опускается на дно, где его разлагают полчища бактерий и грибков или пожирают стервятники. На дне обитает много живых организмов, питающихся разложившимися остатками; есть там и хищники, которые употребляют в пищу своих соседей. Многие цепи питания заканчивает щука, потому что она ест самых разнообразных рыб, лягушек, тритонов, водяных полёвок, птенцов водяных птиц и даже маленьких утят.

Эмигранты и строители.

Лосось поднимается вверх по реке к нерестилищу, перепрыгивая через каменистые уступы русла. Европейский лосось в течение жизни два или три раза возвращается в родную реку для икрометания. Тихоокеанский лосось гибнет после первого же нереста. Все лососевые рыбы становятся взрослыми в море.

Угри и лососи выделяются среди других рыб; это так называемые проходные рыбы. Они постоянно странствуют из пресных вод в солёные и обратно. Угри родятся в океане, растут в пресных водах, где ведут хищный образ жизни, и в конце концов возвращаются в океан, где мечут икру. Лосось, наоборот, родится в реке, здесь вырастает, ведя хищный образ жизни, и уходит в море, где становится взрослой особью; для нереста лосось возвращается в родную реку.

Бобры, живущие вблизи воды, известны своими гидротехническими сооружениями, которые могут даже видоизменить ландшафт. Из брёвен, прутьев, глины и камней они строят дамбы, которые поддерживают необходимый для их жилищ уровень воды, но благодаря этим дамбам затопляются окрестности и начинают развиваться болота - среда обитания для множества новых видов животных.

Бобры валят деревья и обгрызают кору. Очистив от деревьев прибрежную полосу, бобры продвигаются дальше, оставляя позади себя пышные луга. Когда бобры покидают свое поселение, дамба разрушается. Уровень воды падает, и ландшафт возвращается к своему первоначальному виду. Спустя некоторое время на луга начинает наступать лес, тогда бобры могут опять вернуться на старое место, и всё повторится вновь.

Справочное дополнение.

Пресная вода. Источники пресной воды.

Всего воды на Земле содержится примерно 1500 млн. км3, причём пресные воды составляют порядка 10% общего планетарного запаса воды.

Пресная вода подразделяется на две группы: обычную воду и минеральную.

В переделах каждой группы вода сильно отличается по составу в связи с геологическими и географическими особенностями. Эта классификация справедлива для вод естественного происхождения , но, помимо них, существуют искусственные воды, создаваемые человеком целенаправленно или в качестве отходов хозяйственной деятельности. К ним относятся искусственные минеральные воды, опресненная вода (из морской) и дистиллированная вода, а также особые воды, насыщенные тем или иным компонентом, например серебряная вода. Что же касается жидких отходов, то они представлены сливами и сточными водами.

Источники пресной воды:

  • Большая часть воды находится не в открытых водоёмах, а в земной коре: 110-190 млн. км3. Эти воды подразделяются на два типа в соответствии с глубиной их залегания – подземные и поверхностные воды.
  • Следующий по величине массив пресных вод (20 - 30 млн. км3) сосредоточен в ледниках Антарктиды, Гренландии и островов Северного Ледовитого океана.
  • Пресную воду из атмосферы (около 13 тыс. км3) мы получаем в виде осадков - дождя и снега.
  • Другой источник воды – живые организмы. В растениях и животных, состоящих на две трети из воды, содержится 6 тыс. км3 воды.

Расход пресной воды? человеком.

Приблизительно 10% пресной воды расходуется на домашние нужды, остальное идет на нужды сельского хозяйства и промышленности. Для получения 400 грамм сахара требуется около 200 л воды, для выращивания одного фунта (400 г) зерна (с учётом осадков) 700 л воды, а для получения одного фунта синтетической резины 1200 л воды.

Озеро Байкал.

Байкал (с бурятского: Байгал далай, Байгал нуур) - озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири, самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды.

Байкал расположен почти в центре Азии, на широте Москвы и Лондона. Площадь водного зеркала озера - 31500 км2, что примерно равно площади такого государства, как Бельгия. Вода Байкала отличается необыкновенной чистотой и прозрачностью. Белый диск Секки, применяемый для определения прозрачности воды, виден в Байкале до глубины 40 метров, тогда как прозрачность вод Каспийского моря не превышает 25 метров, озера Севан - 20 метров. Уступают Байкалу по прозрачности вод и прославленные альпийские озёра.

Объем воды в Байкале достигает около 23 тысяч кубических километров, что составляет 20% мировых и 90% российских запасов пресной воды. В Байкале воды больше, чем во всех пяти Великих американских озерах вместе взятых - которые составляют в сумме лишь до 22 725 км3. Ежегодно экосистема Байкала воспроизводит около 60 кубических километров прозрачной, насыщенной кислородом воды .

Пищевую пирамиду озёрной экосистемы венчает типично морское млекопитающее - тюлень, или байкальская нерпа. Байкальская нерпа - единственный представитель млекопитающих в озере. В течение почти всего года она обитает в воде, а осенью образует массовые залежки на каменистых берегах озера.

Озеро Байкал в цифрах:
  • Содержит 23 тыс. куб. км пресной воды - 20 % мировых запасов.
  • Возраст - 25-30 миллионов лет.
  • Длина - 636 км.
  • Ширина - от 25 до 80 км.
  • Максимальная глубина - 1637 м, средняя глубина - 731 м.
  • Длина береговой линии - более 2000 км.
  • Площадь водосбора - около 570 тыс. кв. км.
  • На озере - 22 острова, из них самый крупный - Ольхон.
  • Впадает более 340 рек, вытекает одна - Ангара.
  • Свыше 2500 видов животных, из них 82 % - эндемики.
  • Больше 1000 видов растений.
  • Более 50 видов рыб.

Вид на озеро Байкал возле Шаман-скалы на острове Ольхон.


Грунтовые воды.

(по материалам: priroda.su)

В 2008 г. ЮНЕСКО опубликовала карту мира запасов пресных подземных вод. Синие области на карте – территории богатые грунтовыми водами, коричневые – зоны, где ощущается нехватка подземных пресных вод. К странам, с большими запасами грунтовых вод можно отнести Россию, Бразилию, а также ряд экваториальных африканских стран.

Нехватка чистой пресной поверхностной воды заставляет многие страны активнее использовать подземные воды. В Евросоюзе уже 70% всей воды, используемой водопотребителями, берётся из подземных водоносных слоёв.

В засушливых странах вода практически полностью берётся из подземных источников (Марокко – 75%, Тунис – 95%, Саудовская Аравия и Мальта – 100%).

Подземные водоносные слои залегают повсюду, но не везде они возобновимы. Так в Северной Африке и на Аравийском полуострове они заполнились водой около 10000 лет назад, когда климат здесь был более влажным.

В Экваториальной и Южной Африке дела с поземными водами обстоят значительно лучше. Проливные тропические дожди способствуют быстрому восстановлению запасов подземных вод.

Обобщение материала: Пресные водоёмы. Смысловая схема. .

Весьма проблематично, но не стоит отчаиваться, ведь даже маленький водоем способен превратить дачный участок в истинный оазис, где всегда можно отдохнуть и освежиться, полюбоваться поверхностью пруда или послушать успокаивающие звуки журчащей воды.

Но как правильно выбрать именно тот водоем, который подходит для вашего участка? Для этого обратимся к общепринятой классификации.Итак, вода может присутствовать на участке в трех ипостасях:

  • неподвижная вода: декоративные или купальные пруды;
  • движущаяся вода: каскады, ручьи, водопады и фонтаны;
  • мини-вариант движущегося или неподвижного источника. Он может быть с тационарным, например, бетонная чаша с водой; или переносным, например, деревянная кадка у крыльца.

Итак, пруды делятся на декоративные и плавательные (не путать с бассейном). Чем они отличаются? Прежде всего, своими размерами. Но существует и более профессиональное разделение, основанное на санитарных правилах: плавательный пруд или купальня должны отвечать более жестким гигиеническим требованиям, а значит, и оборудование для них сложнее, мощнее и дороже.

А еще «статичные» пруды различают по форме. Они бывают:

    естественные – такие пруды копируют природные водоемы: они имеют плавные очертания, обрамленные натуральным камнем или галькой и густо засаженные прибрежными растениями

    геометрические – они прямолинейны и идеальны с точки зрения формы: круглые, квадратные, прямоугольные – главное ровные!

    именно геометрические пруды породили следующий вид искусственных водоемов: приподнятых , то есть тех, что возвышаются над землей. Такие пруды рекомендованы пожилым людям и родителям с детьми. Первые – не будут сильно уставать, ухаживая за прудом, а вторые минимизируют вероятность падения своего чада в воду.

Пожалуй самая полезная классификация искусственных водоемов – по способу создания и применяемым для этого материалам.

Самый простой и доступный вид – это пруды из готовых форм. В настоящее время в продаже представлен богатый выбор различных пластиковых форм: из полиэтилена или стеклопластика. Недостатком таких прудов является их относительно маленькие и весьма стандартные размеры. Фантазия владельцев ограничена имеющимися формами: такой пруд нельзя увеличить в будущем.

Пруды готовых форм ограничивают и стилевые решения на участке: они имитируют естественные водоемы, то есть не подходят поклонникам строгих геометрических форм. Кроме того, они не могут быть приподнятыми – конструкция готовой формы предполагает ее углубление (закапывание) в землю. Однако начинающим садоводам и тем, кто планирует ухаживать за водоемом самостоятельно (без помощи профессионалов), рекомендованы именно пруды готовых форм. Приблизительная стоимость строительства такого пруда составляет около 5.000 рублей (*без учета растительности и оборудования).

Следующий вид искусственных прудов – пленочные водоемы. Создание пленочного водоема обойдется гораздо дороже пластикового пруда, однако он может быть большего размера и любой желаемой формы. Стоимость пленочных водоемов зависит от многих показателей, в первую очередь, от их площади. Так, средний пруд площадью около 5 кв.м. будет стоить 10.000 рублей (*без учета растительности и оборудования).

Универсальным решением для «естественных», геометрических и приподнятых водоемов станет бетонный пруд, то есть тот, в основании которого отлита бетонная чаша. Этот способ самый дорогой, но в качестве компенсации за потраченные средства владельцы получают больший простор для воплощения своих задумок и высочайшие (по сравнению с предшественниками) сроки эксплуатации – 60–80 лет! Для того, чтобы построить бетонный пруд на участке придется потратить минимум 15.000 рублей (*без учета растительности и оборудования).

Оживить «стоячую» воду помогут всевозможные каскады, ручьи, водопады и фонтаны. Они могут существовать как отдельно, так и в составе единого водного комплекса, где главную роль играет пруд.

Организация «подвижной» воды требует особых навыков и умений, а также специального оборудования и большего количества декоративно-строительного материала, которым чаще всего является натуральный камень.

Отрадно то, что уже имеющийся на участке водоем всегда можно дополнить каскадом, водопадом или фонтаном. Но это часто требует полной замены оборудования, которое поддерживает жизнь искусственного пруда. Минимальная сумма, на которую стоит рассчитывать составляет 5.000 рублей (*без учета растительности и оборудования).

Если финансовые затраты на строительство и оснащение водоема не входят в ваши планы, а иметь источник живительной влаги хотелось бы, обратите внимание на мини-водоемы в кадках, бочках, чашах.

Дополнительным плюсом таких прудов – сезонность: в теплое время года они радуют владельцев, а зимой их можно убрать, разобрать, слить воду. В то время как водоемы больших (и совсем больших) размеров продолжают жить своей жизнью и зимой, а значит, круглый год требуют особого внимания и специального ухода.

В среде опытных рыболовов особой популярностью пользуются некоторые участки водоемов, а также отдельные, «нестандартные» водоемы. Рыбалка в таких местах становится довольно уловистой. Давайте детальнее рассмотрим каждое из таких мест.

Затон

Затоном считается непроточный водоем, закрытая акватория, образовавшаяся в результате затопления протоки или старицы. Затон ценится за огромное количество самой разнообразной рыбы, обитающей в нем. Затон - бывшая часть речки, поэтому рыба в нем будет водиться такая же, что и в речке.

У заросших берегов окуни гоняют мальков, лещи и караси копаются в иле, а плотва резвится на мелководье. В затоне можно встретить самые разнообразные виды рыб.

Вода обычно чистая, хоть и не сильно насыщена кислородом. Главная проблема рыбалки в затоне - большие размеры водоема. Без лодки будет нелегко, особенно когда на затоне есть островки с хорошими местами. Как вариант, можно приобрести термобелье , вейдерсы и зайти глубоко в воду.

Залив

Залив - это часть большого озера, моря или океана, далеко вдающаяся в сушу. С основной частью водоема происходит свободный водообмен. Это - уникальная рыболовная зона, так как впадающие реки делают воду в заливе пресно-соленой. То есть в нем могут обитать и пресноводные, и морские рыбы (если речь идет о морском заливе). Ловля в морском заливе может принести неожиданные и очень приятные трофеи.

К примеру, в Финском заливе, который является самой мелководной частью Балтийского моря, наряду с привычными щуками, окунями и судаками можно выловить и морскую рыбу - салаку, треску, камбалу, сельдь, шпрота и т.д.

К рыбалке на заливе нужно заранее подготовиться. Нужно понимать, что в заливе вполне может быть настоящая буря, сопоставимая по силе с морской. Для такой рыбалки необходим надежный катер. Помимо того, необходимы специальные снасти. Они должны быть более прочными, потому что на приманку может взяться действительно крупный экземпляр, зашедший в залив из моря.

Закоряженные ямы

С наступлением половодья реки размывают берега, и в воду падают деревья, которые потом сносятся течением. Уткнувшись и берег или дойдя до узкого места, плывущее дерево останавливается. Пропитываясь водой, оно погружается глубже. Другие плывущие деревья останавливаются в этой «пробке», и так образовывается коряжник - нагромождение затонувших бревен, веток, сучков.

Рыболовы, а особенно спиннингисты, одновременно любят и ненавидят такие места. С одной стороны, в коряжнике обитают крупные хищники водоема - щука, окунь, судак. Для них коряжник является надежным убежищем и отличным местом для засады. С другой стороны, при ловле в закоряженных местах бывает больше всего зацепов, потерь крючков , поплавков , блесен и т.д. В плане проводки особо тяжелыми местами являются затопленные леса. Только настоящий профессионал сможет провести приманку между стволами деревьев.

Заросли кувшинок

Кувшинка, водяная лилия или нимфея - названия одного и того же растения. У кувшинок красивые одиночные цветки и большие плоские листья, плавающие на поверхности воды.

В чистых прудах, озерах и медленных реках кувшинки образовывают широкие заросли, иногда полностью закрывая водоем. Это растение привлекает к себе разновидных рыб. Мирные рыбы держатся у нижней стороны листьев и длинных стеблей, собирая с них рачков и личинок. Иногда они могут полакомиться и самими кувшинками. А хищные рыбы любят устраивать в тени кувшинок стоянки и засады.

Если поверхность озера или реки покрыта кувшинками, опытные рыбаки ловят между листьями, в своеобразных «окнах». Вечером в широкие просветы кувшинок бросают пару шариков прикормки, а ловить начинают уже поутру. В кувшинковых просветах замечательно клюют лещи, сазаны и караси, а также крупные лини, которых трудно выловить в других условиях.

Заросли камыша и тростника

Камыш и тростник очень часто путают, хотя внешне они слабо похожи. Тростником называется высокое растение (до 5 м) из семейства злаковых, с длинными листьями и тонкими стеблями. Соцветие тростника похоже на густую метелку. А камыш - это представитель семейства осоковых, с максимальной длиной до 2 м, трехгранными или цилиндрическими стеблями, практически без листьев. Соцветие камыша похоже на плотную головку продолговатой формы. И тростник, и камыш обычно растут у берегов рек и озер, образовывая плотные заросли.

Прибрежные заросли камыша или тростника - отличное место для ловли. Мирные рыбы ищут в таких зарослях рачков, личинок, водяных червей, а также отдыхают или прячутся от хищников. Также среди зарослей часто охотятся молодые щуки и окуни. Это значит, что приманка, умело проведенная вблизи зарослей, наверняка заинтересует голодных хищников. Кроме того, высокие заросли камыша или тростника прячут рыбака от пугливых подводных обитателей.

При ловле на водоеме, заросшем камышом или тростником, рекомендуется использовать незацепляющиеся приманки, в противном случае каждый заброс вместо долгожданного трофея будет приносить пучок водорослей.

Старица

Из-за воздействия различных климатических, геологических и прочих условий река может изменять свое течение. Во время сильного половодья, например, талая вода может промыть новую, более короткую дорогу, и основное русло реки пойдет по ней. Ил и песок постепенно начнут отделять старое русло от нового - именно так и появляется старица. По сути, старица - это маленькое пойменное озеро. Обычно в ней нет течения, однако во время половодья старое русло затапливается, а в старице появляется несильное течение. Разлив наполняет старицу речной водой, а вместе с ней и ее подводными обитателями.

По завершении половодья рыба остается в старице. Она здесь может вполне комфортно жить и плодиться, но выйти за пределы русла ей уже не удастся. Поэтому в старице водится та же рыба, что и в соседней реке.

Крупные реки обычно имеют много стариц, богатых на крупную рыбу. Окунь, щука, лещ, сазан, судак, плотва, уклейка и карась - лишь самый короткий список рыб, которые прекрасно себя чувствуют в старом русле. В старицу не зайдут только голавль и жерех, которые предпочитают исключительно проточную воду.

Карьер

В рыболовном смысле карьер - это заполненный водой котлован, оставшийся после выработки камня, щебня, песка и т.д. Обычно карьер наполняется водой из родников, ручьев и талых вод. Цвет воды в карьере зависит, как правило, от состава дна. Песчаные карьеры обычно наполнены прозрачной водой, а каменистые - зеленоватой.

Карьеры бывают маленькими и большими. Широкое водное пространство просто не может быть незаселенным. Иногда рыбаки специально запускают рыбу в карьер, но чаще всего зарыбление проходит естественным образом: чайки, утки и другие птицы переносят приставшую к их перьям икру из одного водоема в другой. Через пару лет после затопления в карьере начинает кипеть жизнь: здесь уже есть и караси, и окуни, а также щуки, судаки и другая рыба.

Пруд

Пруд (ставок) - это искусственно созданный водоем. Практически в любом селе или деревне есть свой копаный прудик. Многие из них специально создаются для разведения рыбы. Зачастую в пруд заселяют ценные породы: форель, стерлядь, карп, осетр. Следят за чистотой воды и периодически чистят дно водоема.

Пруд, как правило, полон самой разнообразной рыбой. Если копающие пруд люди наткнулись на подземный ключ, то вода здесь всегда будет свежей и чистой. Пруд становится похожим на маленькое озеро. В нем могут завестись щуки, окуни, лини, ерши и караси.

Если на дне пруда не окажется родника, вода начнет застаиваться, и пруд порастет камышом и водорослями. В непроточном водоеме будут хорошо себя чувствовать неприхотливые караси. Из-за недостатка корма они клюют намного активнее, чем в водоеме с проточной водой.

Отмель

Отмель - это мелководное, хорошо прогреваемое место в прибрежной зоне. Однако рыбалка на отмели не означает, что вы выловите одну мелочь. Зная поведение рыбы, ее дневную активность и любимый рацион, можно даже с минимальной глубины достать вполне достойный экземпляр.

На мелководье обычно держатся мальки. Стайки рыбок носятся в теплой воде, собирая падающих в воду насекомых. В обеденное время на мелководье можно поохотиться на красноперку, уклейку и плотву. Обычно эти рыбы держатся в верхних слоях воды, демонстрируя свою активность при ловле на насекомых, растительные насадки и искусственные мушки.

Также в обеденную жару на мелководье может выйти и голавль, чтобы поохотиться на мелкую рыбу. Самое время предложить ему быстрый воблер или маленькую блесну .

А на рассвете и закате за рыбными мальками активно охотится жерех. Он настолько увлекается погоней, что выходит на мелководье, а иногда даже выпрыгивает на берег! Окунь, щука и судак не привыкли к таким маневрам, но утром или вечером их тоже можно заметить в прибрежной зоне. Изредка выходят на мелководье хариус и форель, охотясь на мошек и насекомых, летающих над водой вблизи берега.


Цели: дать представление о Мировом океане (река, озеро, море, океан, родник, пруд, водохранилище). Познакомить учащихся со строением реки, моря, озера, океана, пруда; с водоемами своего края; охраной водных ресурсов. Обобщить знания детей о значении воды для жизни человека, животных, планеты; закрепить знание о круговороте воды в природе. Повышать познавательную активность детей, прививать основы экологических знаний, работать над развитием речи. Воспитывать бережное отношение к природе. Познакомить с источниками загрязнения водоемов, выработать правила поведения на водоемах.

Оборудование: слайды, карточки, словарь С. И. Ожегова, карта полушарий, глобус, портрет В. И. Вернадского, кроссворд “Водоемы”, шапочки “Рыбки”, карта Саратовской области, “Родники Саратовской области” А. А. Орлов, А. П. Зотов.

Методы: словесный (беседа, чтение, сообщение), наблюдение, сравнение, логические задачи, творческие задания, оценивание своего труда.

Ход урока

Этап самоопределения.

I. Организация начала занятия.

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.

– Сегодня мы продолжим говорить об удивительном мире, который нас окружает.

Подготовка к активной познавательной деятельности.

II. Повторение ранее изученного материала. (Слайд 2)

– На какие 2 части делят природу?

– Что относится к живой природе?

– Что относят к неживой природе?

– Угадайте, о чем мы побеседуем?

Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна,
Кто такая я? (ВОДА) (Слайд 3)

1) Беседа.

– Вода о себе говорит так:

Я и туча и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.

– Как это понять? (Переходит из одного состояния в другое) (Слайд 4)

– Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии? (дождь, водоем)

– Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? (снег, лед, сосулька)

– Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (пар, туман)– От чего зависит различное состояние воды? (от температуры)

В. И. Вернадский говорил: “Вся масса воды в жидкой, в газообразной и твердой форме находится в непрерывном движении, сама вечно меняется и меняет все окружающее”. (Портрет В. И. Вернадского).

2). Самостоятельная работа по карточкам № 1 (Приложение 2)

– Какой процесс показан стрелкой? (испарение, конденсация) Что это такое? (Слайд 5)

– При каких условиях происходит испарение? Конденсация?

– Как этот процесс называется? (круговорот воды в природе)

3). Самооценка.– Поднимите руки, кто выполнил все правильно? Кто допустил одну ошибку? Две ошибки?

III. Физминутка.

Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытираемся посуше.

IV. Целеполагание и мотивация.

Вы слыхали о воде? (Слайд 6)
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
– Что особенного в ней?

Сообщение ученика. Вода – самое удивительное и полное тайн вещество. Наш организм в основном состоит из воды: она содержится в крови; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества. Человек несколько дней может прожить без еды, но без воды не обойдется.

У нее нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ее не опишешь, ею наслаждаешься, не понимая, что она такое. Она не просто необходима для жизни, она и есть сама жизнь.

Основной этап.

V. Актуализация знаний .

Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке.
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда океанская вода.

Если мы посмотрим на карту, глобус, то увидим, что преобладает голубой цвет. Почему?

(Большую часть поверхности земли занимает вода)

– Где она находится на планете? (в реках, озерах, морях, океанах и т. д.)

Одним словом в водоемах. – Как вы думаете, с чем мы сегодня будем знакомиться?

Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое река, озеро, море, океан, пруд, водохранилище, а так же почему мы должны охранять воду нашей планеты.

На научно-исследовательском судне “Искатель” мы отправимся в плавание (в путешествие)

Основной этап.

VI. Усвоение новых знаний. (Слайд 7)

1) Отгадайте загадку. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)

1 остановка “Речная”2) Работа со словарем Ожегова. (Приложение 1)

Река – постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока вниз до устья.

3) Строение реки. Реки живы родниками. Многим рекам жизнь дают родники. (Слайд 8)

Родник – водный источник, текущий из глубины земли, ключ. Это наиболее надежный источник водоснабжения населения, защищенный от поверхностного загрязнения. Одно из богатств нашего края – родники (естественные источники чистой и холодной воды). (Слайд 9) (карта родников Саратовской области ). Но используются неэффективно – всего 4%. Только на территории Саратова 70 ключей.

В Татищевском районе тоже есть родники: в с. Вязовка – “Коренушка”, в с. Ягодная Поляна – “Центральный”, в с. Идолга – “Холодненький”. (Слайд10)

Ключ – источник, отпирающий недра земли.

Многие источники, выходя на поверхность земли, образуют маленькие ручейки, сливаясь в более крупные (Слайд 11 ), а ручьи образуют постоянный водный поток – реку.

(Слайд 12).

В реке пресная вода. (Что это значит? Подберите синоним.)

У каждой реки выделяют части: (Слайд 13)

1. Исток – место, где начинается река (словарь). Это может быть родник (Волга), озеро (Ангара из озера Байкал), ледник в горах (в Андах).

2. Устье – место, где река оканчивается. Она может впадать в озеро, в море, океан, другую реку, болото. А в жарких странах есть реки, которые никуда не впадают, они просто истощаются и теряются.

3. Русло – сама река (постоянный водный поток)

4. Притоки – реки, впадающие в главную реку. Они бывают правые и левые.

5. Берега

Реки бывают равнинные и горные. (Слайд 14). Течение равнинных рек медленное. Горные реки текут по горам, поэтому течение быстрое. Такие реки часто образуют водопады – стремительно падающий с высоты поток воды. (Словарь).

Например: водопад Виктория (в Африке) – 120 м, Илья Муромец (Россия. Курильские острова) – 140 м. (Слайд 15).

Реки постоянно пополняются водой. Летом вода в реку поступает от дождей и из родников, а зимой – только из родников. Весной в реку попадает много талой воды, вода не помещается в реке и выходит из берегов – начинается половодье – весенний разлив рек.

VII. Первичная проверка понимания.

– Что такое река?

Вывод: постоянный водный поток.

В нашем крае протекает 358 рек. Главной является Волга – “Светлая”. Раньше ее называли “Ра” – “Щедрая”.

Н. Палькин (наш земляк) пишет о Волге:

Скатываясь с древнего Валдая,
Через Нижний, прямо на Увек,
Все спешит, спешит, в себя вбирая
По пути семь тысяч разных рек. (Слайд 16).

VIII. Первичное закрепление.

1). Каково значение рек? Реки дают нам воду для питья, полива, являются водными дорогами, служат местами отдыха.

2) Выполнение задания на карточке №2. (Приложение 2)

– Проверка задания.

I. Усвоение новых знаний.

Слайд 17)

1) Отгадайте загадку.

Молодые березки
Свои перед ним
Поправляют прически
И месяц, и звезды
В нем отражаются
Как это зеркало называется? (Озеро)

2 остановка “Озерная”2) Беседа. – Кто из вас бывал на озере? На каком?

– Похоже ли озеро на реку? Чем? (Вода пресная, берега поросли растениями, плавают рыбы, селятся птицы, служит местом для отдыха).

– Чем отличается? (Водоем округлой или продолговатой формы, вода не течет, нет истока, устья, правого и левого берегов) (Слайд 18)

3) Работа со словарем . Озеро – замкнутый в берегах большой, естественный водоем.

Озеро – большое природное углубление, заполненное водой, глубокое, с замедленным водообменом, с большим водным зеркалом без растительности.

4) Работа с картой. В нашей стране много озер, некоторые такие огромные, что их называют морями. Например, Байкал в песне называют морем – “Славное море, священный Байкал”. Глубина Байкала – 1640 м. Очень красивы озера Ладожское и Онежское. В народе их ласково называют Ладога и Онега. Во многие озера впадают реки, поэтому вода в них пресная. Есть озера с соленой водой, такие как Аральское и Каспийское. Они такие большие, что их называют морями. Озеро Балхаш интересно тем, что в западной части вода пресная, так как туда впадает река, а в восточной соленая, туда не впадает река. Питание смешанное.

В нашей области озера небольшие и неглубокие.

II. Первичная проверка понимания. – Что такое озеро? (Озеро – замкнутый естественный водоем, различный по форме и размерам).

III. Первичное закрепление. -Чем озеро отличается от реки? (Замкнутый водоем, не имеет истока, устья, правого и левого берегов, вода не течет).

IV. Физминутка.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре!
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это – кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

I. Усвоение новых знаний. (Слайд 19).

Полный вперед! Поднять якоря! Право руля! Лево руля!

1) Отгадайте загадку.

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него воды не пьется,
Потому что не вкусна
И горька, и солона. (Море)

3 остановка “Морская”2) Работа со словарем.

Море – часть океана – большое водное пространство с горько – соленой водой.

3) Работа с картой . Моря – большие водоемы с соленой водой. Берега России омывают моря: Балтийское, Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых. Восточно – Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Черное, Азовское. Многие моря являются частью океана.

II. Первичная проверка понимания. – Каково значение морей? (Моря дают человеку продукты питания, лекарства, водные дороги, место для отдыха.)

III. Первичное закрепление. – Чем озеро отличается от моря? (Озеро – замкнутый в берегах водоем с пресной водой, а море – большое водное пространство с соленой водой).

I. Усвоение новых знаний. (Слайд 20).

Полный вперед! Поднять якоря! Право руля! Лево руля!

1) Отгадайте загадку. Огромное пространство соленой воды. (Океан)

4 остановка “Океан”2) Работа со словарем.

Океан – весь водный покров Земли, окружающий материки и острова.

3) Работа с картой. Океанами заняты на земле огромные пространства. По нему можно плыть много дней, не видя берегов. Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский.

II. Первичное закрепление. Покажите на карте океаны.

I. Усвоение новых знаний. (Слайд 21).

Полный вперед! Поднять якоря! Право руля! Лево руля!

1) Отгадайте загадку. Посреди поля лежит зеркало,

Зеркало голубое, рама зеленая. (Пруд)

5 остановка “Пруды”2) Работа со словарем.

Пруд – искусственный водоем в естественном или выкопанном углублении, а также запруженное место в реке.

3) Сообщение учителя. Пруды – это искусственные водоемы, созданные человеком. Пополняются талыми водами, дождями. Вода стоячая. Пруд мельче озера, поэтому лучи проникают до дна, от этого разнообразнее растительный и животный мир.

Используются для орошения (полива), разведения рыб.

II. Первичная проверка понимания.

– Что такое пруд? Кто его создал? Какой это водоем? (Искусственный – сделан человеком.)

III. Первичное закрепление. – Чем пруд отличается от озера? (Пруд – искусственный водоем, а озеро – естественный водоем)

I. Усвоение новых знаний. (Слайд 23).

Полный вперед! Поднять якоря! Право руля! Лево руля!

6 остановка “Водохранилище”1) Работа со словарем. Водохранилище – искусственный водоем для хранения или регулирования запасов воды.

2) Работа с картой (Рубрика “Наш край ”) (Слайд 24)

На реке Волга образованы водохранилища плотинами – Саратовское и волгоградское водохранилища. Служат для водоснабжения населенных пунктов и предприятий, орошения, рыболовства, водного транспорта.

Полный вперед! Поднять якоря! Право руля! Лево руля! (Слайд 25).

В засушливых местах люди строят каналы, которые используются также для орошения, водного транспорта. Канал – искусственное русло, наполненное водой.

Обобщение и систематизация знаний 1) Кроссворд. (Слайд 26).

1. Искусственный водоем дляхранения запасов воды.
2. Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский – это….
3. Искусственный водоем.
4. Большое природное углубление, заполненное водой.
5. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море.
6. Кругом вода, а с питьем беда.

2) – Какие вы знаете водоемы?

– На какие две группы можно разделить все водоемы? (Слайд 27)

– Назовите естественные водоемы.

– Назовите искусственные водоемы.

Охрана водоемов. Сценка. (Слайд 28).

Полный вперед! Поднять якоря! Право руля! Лево руля!

– Ой! Что случилось? Наш корабль сел на мель! Плачет малая речонка,

Одолел речонку страх.

Стала речка тонкой – тонкой,

Обмелела на глазах.

– Собрались вместе обитатели реки, чтобы спасти ее, а узнать друг друга не могут.

Желтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка: На берегу реки построили завод и провели две трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную воду. Вот я и стала от сточных вод красная. А ты почему желтая, как лимон?

Желтая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошел сильный дождь. Ручей принес с берега мутный поток. Чего в нем только не было: и удобрения, и отходы. Пожелтела наша заводь. А ты, почему такая фиолетовая?

Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз. Банки, бревна, даже колеса. От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела. Вот и стала фиолетовой – еле выбралась из-под мусора.

Красная рыбка: Ой, смотрите-ка, кто это?

Фиолетовая рыбка: Среди сородичей я таких не видела.

Черная рыбка: Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы. Черная пленка покрыла воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежат утки и погибают от нефти.

Черная рыбка: А может, ребята помогут?

– Ребята вспомните, от чего река стала цветной? (Слайд 29) Источники загрязнения :

  1. Сточные воды заводов
  2. Разлив нефти
  3. Мусор с кораблей

Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку, светлую мою!

– Чем каждый из вас может помочь реке?

  1. Очистка от мусора
  2. Восстановление родников

Как это делают ребята из географического общества “Родной край”, Союза юных экологов Саратовской области. (Слайды 30, 31, 32)

Применение знаний и умений в новой ситуации. (Итог урока)

1. Самостоятельная работа с карточками №3. (Приложение 3)

Информация о домашнем задании. (Слайд 33).

1 группа – тетрадь стр. 27, задание 4.
2 группа – составить памятку “Как себя вести у водоемов”
3 группа – найти сведения о болоте (использовать словарь Ожегова)

Оценка работы учащихся.

Научно – исследовательское судно “Искатель” отправилось дальше путешествовать и изучать окружающий мир. А капитан корабля прислал письмо. (Слайд 34 ). Давайте прочитаем. (Слайд 35)

Он просил вручить орден “ Мудрой совы” ребятам, которые все знают о воде и водоемах-. “5”, сову – символ мудрости ребятам, которым немного не хватило знаний – “4”, но я дума, они дома еще повторят, и будет все в порядке.

Кто еще плохо знаком с водой и водоемами, вручаю Капитошку, чтобы он помог вам овладеть знаниями. (Слайд 36)

Огромное количество воды на земном шаре входит в состав мирово­го океана. Это океаны и моря. И только около 3 % всœей воды сосредо­точено на суше. Место скопления или хранения воды принято называть водо­емом. Природными водоемами, пред­ставляющими интерес с точки зре­ния ландшафтных композиций, являются озера, реки и болота. Рас­смотрим каждый из них.

Озером называют всякое большое по площади замкнутое природное углубление на поверхности Земли, заполненное водой. По способу обра­зования озерные котловины делятся на несколько типов. Это запрудные, которые образовались путем запруды или преграждения русла реки. Остаточ­ные, представляющие собой остатки моря. Вулканические или кратерные и озера-старицы, представляющие со­бой остатки прежних речных русел. Из перечисленных типов можно вос­создать на участке практически любое из озер, за исключением кратерных, как не представляющих декоратив­ной ценности. В случае если на участке проте­кает природный ручей, то конечно лучшим водоемом станет запрудный.

Река - естественный водный по­ток, долгое время протекающий в разработанном им вытянутом уг­лублении - русле. Каждая река име­ет исток и устье. Исток это место, от которого начинается река. Место впадения реки в какой-либо водоем принято называть устьем. Каждая река ха­рактеризуется падением, уклоном, расходом воды и питанием. Падени­ем реки принято называть разность абсо­лютных отметок двух точек, располо­женных на уровне воды выше и ниже по течению. Уклон реки определяет­ся отношением величины падения к длинœе реки между теми же точками. Расход воды для данного места реки определяется количеством воды, протекающим через сечение русла в данном месте в секунду. Важным по­казателœем является пополнение рус­ла реки водой - питание реки. Оно должна быть следующим: дождевое, снеговое, ледниковое, грунтовое и смешанное.

На характер течения реки оказыва­ет огромное значение рельеф местно­сти. При малом падении реки течение плавное, медленное. При большом - быстрое и бурное. В первом случае река широкая, а во втором узкая, с высокими и обрывистыми берегами. Протекая по руслу, река размывает мягкие породы, а встречая твердые, она огибает их и со временем появля­ются пороги, перегораживающие ее. Течение на порогах становится быст­рым и бурным. В случае если река на своем пути встречает крутой уступ, то вода, падая с него, образует водопад.

Болота - это природные образо­вания, покрытые влаголюбивой спе­цифической растительностью, харак­теризующиеся достоянным и избыточным увлажнением поверхно­сти и развитием процессов торфообразования и торфонакопления.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, при создании ис­кусственных декоративных водоемов можно за основу брать любой из вы­шеперечисленных. Конечно, создать полноводную речку на участке не представляется возможным, а хоро­ший бурлящий ручеек вполне по си­лам. Останавливаясь подробно на созданный природой водоемах, жела­тельно уяснить их особенности, так как в дальнейшем будем стремиться делать своими руками то, что яви­лось результатом ее тысячелœетнего труда.

Наряду с водоемами большой по­пулярностью пользуются декоратив­ные водопады, каскады, родники и всœевозможные фонтаны. Обо всœех этих элементах пойдет речь ниже.

Теперь нужно выбрать именно то, что, несомненно, будет самым пре­красным сооружением на участке, приносящим моральное удовлетво­рение и эстетическое наслаждение.