Что такое природные комплексы? Их виды и особенности. Ознакомление с компонентами природы своей местности, выявление связи между ними на примере природных комплексов, различие которых обусловлено рельефом

Различия в соотношении температуры воздуха и количества осадков в разных частях Земли определяют разнообразие , почв и животного мира. Поэтому наша планета — это восхитительное разнообразие «картин природы».

Что такое природный комплекс?

Взаимодействие природных компонентов: горных пород, воздуха, воды, растительного и животного мира - приводит к образованию природных комплексов.

Любой природный комплекс характеризуется особым составом компонентов и имеет неповторимый внешний облик.

Особенности природного комплекса зависят от географического положения территории, на которой он формируется. Поэтому устойчивый набор природных компонентов, сложившийся на определённой территории, называют природно-территориальным комплексом.

Размеры природных комплексов

Самый крупный природный комплекс (планетарный), охватывающий всю земную поверхность, - географическая оболочка. Природные комплексы Земли второго уровня - суша и Мировой океан.

Ещё меньше по размерам природные комплексы отдельных материков и океанов. Небольшие природные комплексы - холм, овраг, долина реки. Чем меньше природный комплекс, тем однороднее его природные условия.

Зональные природные комплексы

Наиболее крупные зональные природные комплексы Земли - географические пояса. Они протягиваются в широтном направлении, совпадают с климатическими поясами и имеют те же названия.

В пределах географических поясов на суше выделяют природные зоны - обширные территории с однородными климатическими условиями, растительным и животным миром. Названия природным зонам дают по преобладающему типу растительности (зона тундр, хвойных лесов, лесостепей, степей, пустынь). Смена природных зон определяется изменением соотношения тепла и влаги. Размещение природных зон в целом подчиняется широтной зональности географической оболочки.

Природные комплексы в горах, сменяющие друг друга с высотой, называются высотными поясами. Их количество зависит от географического положения и высоты гор. Чем выше горы чем ближе они расположены к экватору, тем больше набор высотных поясов.

В Мировом океане наряду с зональными выделяются мелководные и глубоководные природные комплексы.

Антропогенные комплексы

Сегодня всё чаще встречаются природно-антропогенные комплексы - территории, существенно изменённые человеком. Это осушенные болота, распаханные степи, искусственные лесополосы, парки и сады, орошаемые и обводняемые участки пустынь, районы добычи . В городах, крупных портах, вдоль автомобильных и железных дорог, где природная среда полностью изменена человеком, формируются антропогенные комплексы.

Цель работы : формирование умений находить взаимосвязь между природными компонентами конкретного природного комплекса, определять влияние рельефа на компоненты, составлять описание изучаемого природного комплекса.

Задание 1. Используя данные экскурсий, дайте характеристику таких форм рельефа, как водораздел, пойма, и заполните таблицу 15.

Таблица 15.

Объект

Водораздел

На примере Валдайской возвышенности

На примере Ижоры

План сравнения
1. Характер поверхности, степень увлажненности почвы Валдайская возвышенность сильно заболочена, северо-западный склон крутой, юго-восточный пологий. Рельеф холмисто-грядовой, много озер Левый берег Ижоры сложен преимущественно аллювиальными почвами, сформированными на пойменных лугах
2. Расположение вод по отношению к поверхности земли Здесь проходит водораздел бассейнов Волги, Днепра и Балтийского моря. Отсюда берут начало реки: Волга, Западная Двина, Днепр, Ловать, Мста, Пола, Сясь, Молога и др. Берет начало на Ижорской позвышенности
3. Растительность (видовой состав) Естесственной экосистемой Валдая являются тежные широколиственные леса Камыш, рогоз, осока, кувшинки
4. Животный мир (видовой состав) Белки, ондатры, куницы, кроты, зайцы и пр.

бобры, птицы

Задание 2. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

1. Какие из компонентов изученных природных комплексов наиболее сильно отличаются друг от друга и почему?

2. Какое влияние на качественное состояние природного комплекса оказывает рельеф?

3. В каком отношении находятся такие компоненты природного комплекса, как:

а) почва и растительность;

б) растительность и животный мир?

4. Как изменяются компоненты природного комплекса под воздействием человека?

5. Какие меры по охране природных комплексов вы можете предложить?

1. Больше всего отличаются почва и воздух.

2. Рельеф оказывает большое влияние, т.к. от него зависит качество посвы и, соответственно, флора и фауна.

3. а) растительность зависит от качества и состава почвы.

б) распространение животных зависит от растительности.

4. Под воздействием человека часто ухудшается экологическая обстановка.

5. Организация охранных зон, заказников, заповедников, строительство очистных сооружений, жесткий контроль предприятий.

Природный комплекс - это территория, обладающая определенным единством природы, обусловленным общим происхождением и историей развития, своеобразия географического положения и действующими в ее пределах современными процессами.

Водораздел - условная топографическая линия на земной поверхности, разделяющая водосборы (бассейны) двух или нескольких рек, озер, морей или океанов, направляя сток атмосферных осадков по двум противоположным склонам.

Пойма - часть речной долины, затопляемая в половодье или во время паводков.

Природный компонент - это составная материальная часть природы, представляющая одну из сфер географической оболочки Земли.

Природные компоненты:

б) воздух;

в) флора;

г) фауна;

д) недра;

е) поверхностные и подземные воды.

Задание 3. Дайте характеристику природного комплекса (ПК) своей местности по предлагаемому плану.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА.

1. Географическое положение комплекса и его название.

2. Почвы и их качество.

3. Растительность и животный мир. Основные растения и животные.

4. Изменение компонентов комплекса под воздействием человека.

5. Охрана природных компонентов конкретного комплекса.

6. Примеры, доказывающие тесную взаимосвязь природных компонентов, составляющих природный комплекс.

Нижне-Свирский заповедник находится в северной части Восточно-Европейской равнины, в Ленинградской области, на правом берегу р.Свирь, на территории Лодейнопольского района.

Почвы подзолистые, болотные, торфяно-подзолистые, торфяно-болотистые.

На территории заповедника зарегестрировано 256 видов птиц. На его территории встречаются 538 видов высших сосудистых растений. В фауне заповедника насчитывается 44 вида млекопитающих.

Леса разных типов - сосняк, осинники, березняки и лишайники. В болотах - осока, сфаргановые мхи, клюква, морошка, тростник, камыш. Водятся бурые медведи, лоси, барсуки, выдры, бобры и мн.др.

Природа этого края значитльно пострадала во время Великой Отечественной войны, позже - от стихийных бедствий и многочисленных пожаров, большинство которых возникло по вине человека. Лес вырубался на хозяйственные нужды.

После создания заповедника возросло количество бобровых поселений, увеличилась численность серых журавлей, а на внутренних озерах стали встречаться серые гуси, исчезнувшие в 1960-х.

Задания для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ.

1. Какие деревья относятся к хвойным породам.

1) береза.

2) ель.

2. Кто из перечисленных животных живет преимущественно в воде?

2) соболь.

3) куница.

Урок 28 (экскурсия) «Составление описания природного комплекса своей местности». Цель: формирование умений показывать взаимосвязь между природными компонентами конкретного природного комплекса и влияние рельефа на компоненты, составлять описание изучаемого природного комплекса.

Задачи:

- образовательные: способствовать формированию понятий «природный комплекс, компоненты природного комплекса»

- развивающие: продолжить формирование навыков анализа, сравнения, обобщения; способствовать развитию умения делать выводы.

- воспитательные : развитие диалектико-материалистического мировоззрения; умения работать в группе; показать красоту природы своей местности и продолжить воспитание любви к своей Малой Родине.

Место проведения : работа проводится на местности – на опушке дубравы с прилегающим лугом и болотом.

Оборудование: планшеты, компас, лопатка, рулетка, эклиметр, бумага и карандаш (ручка) для записи и рисунков, целлофановые пакеты для взятия образцов почв и горных пород.

Ход работы:

I Организационный момент.

II Проверка знаний

Перечислите природные компоненты.

Что такое природный комплекс?

Приведите примеры природных комплексов нашей местности.

III Изучение нового материала

Актуализация знаний.

Могут ли природные компоненты существовать изолированно от других природных компонентов природного комплекса?

Сегодня мы должны будем научиться находить связь между компонентами природного комплекса и составлять описание комплекса.

Для этого мы должны сравнить три природных комплекса: участок дубравы, участок луга и болото.

2.Составить описание природных комплексов своей местности.

Задачи : используя типовой план, дать описание природного комплекса.

Ознакомление с различными природными комплексами (луг, участок леса, болото) и выявление компонентов природных комплексов.

План описания природного комплекса.

1. Географическое положение. Направление от школы.

2. Характер поверхности и тип почвы.

3. Воды, их расположение.

4. Растительность и животный мир.

5. Изменение компонентов природного комплекса под воздействием человека.

6. Охрана природных компонентов комплекса.

Во время проведения экскурсии ребята знакомятся с различными природными комплексами своей местности (участки леса, луга и болота).

Первая часть экскурсии. Учащиеся разделяются на три группы, каждая группа выбирает природный комплекс для описания: участок леса; участок луга или участок болота.

Группы получают инструкцию и работают в соответствии с ней. Учащиеся изучают природный комплекс, который они выбрали, по предложенному плану.

В каждой группе распределены обязанности по интересам: есть ботаник, зоолог, почвовед, геолог, гидролог.

Учащиеся делают прикопки для изучения почв и берут их образцы. Следует отметить, что знакомство с почвами осуществляется на уровне наблюдений: на продуктах выветривания какой породы образовалась почва, какие слои проявляются (лесная подстилка, темный горизонт, осветленный горизонт), структура почвы (рыхлая, уплотненная); живые организмы (черви) и остатки организмов; влажность почвы.

Для того чтобы оценить влияние воздействия на почву человека, делаем прикопку на полянке с краю леса, где проходит пешеходная тропа и часто отдыхают местные жители. Учащиеся сравнивают визуально почву в естественном состоянии и значительно утоптанную и видят их различия.

Учащиеся — ботаники исследуют растительность и определяют: к какой природной зоне она относится, называют основные растительные сообщества, составляют геоботаническое описание. При этом определяют визуально основные ярусы: древесный, кустарничковый и травяной; видовой состав деревьев и трав. Учащиеся-зоологи выявляют животных, определяют их среду обитания и влияние на них антропогенного фактора.

Учитель обращает внимание на выявление связей между компонентами природного комплекса. Вначале ребята учатся различать (выявлять) компоненты природного комплекса. Затем их необходимо подвести к понятию «природный комплекс» и взаимосвязи его компонентов.

Вторая часть экскурсии – описание природного комплекса по плану. После того, как были изучены компоненты природного комплекса, в каждой группе происходит краткое обсуждение полученных сведений, и учащиеся приступают к описанию изучаемого природного комплекса по плану

Цель работы – закрепление знаний, полученных во время экскурсии в природу.

Описание комплекса должно быть небольшим, но желательно, чтобы учащиеся показали взаимосвязи в природном комплексе.

3. Сделайте выводы.

- Какое влияние оказывают рельеф, климат и характер увлажнения почвы на природный комплекс?

Все компоненты природного комплекса очень тесно между собой связаны, при изменении одного из компонентов, неизбежно изменяются все остальные. От рельефа зависит климат и характер увлажнения; от климата в целом зависит тип почвы, она может быть увлажненной, засушливой и т.п.

-Какое влияние оказывают почвы на растительный и животный мир комплекса?

На неблагоприятных почвах (с повышенной кислотностью, заболоченных и т.п.) произрастают непривередливые растения, которые не нуждаются в изобилии минеральных и органических веществах. Следовательно, почвы влияют на видовой состав растений. Растения – пища для травоядных животных.

- Как влияют друг на друга растительный и животный мир?

К бедной растительности, произрастающей на бедных почвах, практически не тяготеют представители фауны. Это обуславливается плохими горными породами (заболоченными, рыхлыми и т.п.) и отсутствием питательных веществ для травоядных животных.

Ребята, послушайте замечательные слова поэтаН. Рыленкова, которые станут итогом нашего урока.

Всё в тающей дымке;

Холмы, перелески.

Здесь краски неярки и звуки не резки,

Здесь медленны реки,

Туманны озёра и всё ускользает от беглого взора.

Здесь мало увидеть -

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце,

Чтоб вдруг отразили прозрачные воды

Всю прелесть задумчивой русской природы

(Н. Рыленков)

IV . Домашнее задание.

Каждому учащемуся составить описание одного из изученных природных комплексов.

Чурляев Ю. А

Оставьте свой комментарий, спасибо!