Способы конспектирования и записи лекций. План-конспект лекции

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Конспект для студента -- хорошее подспорье, которое поможет быстро вспомнить учебный материал, подготовиться к контрольной работе или экзамену. Это отличный инструмент упорядочивания информации в голове. Конечно, одного конспекта мало для хорошей подготовки: без собственного размышления и обобщения, без труда на занятиях и без работы с научными источниками тяжело достичь отличных результатов в учебе. Но конспект представляет собой своеобразный фундамент, «компас», если хотите, который поможет на пути овладения знаниями. От умения конспектировать зависит способность воспроизвести прочитанный или прослушанный материал. Поэтому, первое, чему должен научиться студент -- это конспектирование.

Нужно понимать, что слушать и записывать лекцию - это сложный вид вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента.

Внимание человека очень неустойчиво. Чтобы быть сосредоточенным, требуются волевые усилия, поэтому важно систематически контролировать себя в этом отношении, во время прислушивания лекций.

Конспектирование развивает ум, внимательность, способствует закреплению знаний в памяти. Если же студенты во время лекции отключается и начинает записывать все под диктовку - это приводит к деградации. Механическое бездумное записывание под диктовку бессмысленно.

Конспект -- сокращенная запись устного или письменного текста, которую студент создает для личного пользования, поэтому каждый конспект -- неповторим, уникален и непохож на конспект соседа по парте. Это не точная запись текста лекции слово в слово, а запись смысла, сути лекции, самого главного. Когда студент пишет конспект, он выполняет своеобразное «свёртывание» информации, оставляя только наиболее важные, ключевые моменты. Всё остальное выкидывается: в первую очередь, это слова и фразы, которые организуют связность текста или являются комментариями автора к сказанному. Такие элементы можно убрать из конспекта, не опасаясь за целостность информации, тем более, что их можно будет легко вспомнить, просмотрев законспектированные ключевые записи.

Кроме умения конспектировать немаловажно научиться продуктивно работать со своими записями. Ведь каждый из конспектов пригодится не только при подготовке к определённым экзаменам, но и во время всего обучения и последующей сдачи государственных экзаменов.

Примеры конспектирования. Напомним основные приемы конспектирования. Их можно разделить на три группы. 1.Сокращение слов, словосочетаний, терминов. Эти приемы осваиваются наиболее легко и включают: гипераббревиатуру терминов (начальная буква термина обводится линией), кванторизацию (переворот начальной буквы), иероглифику и пиктографию (работа рисунками), способы записи окончаний.

2.Переработка фразы. Это самые эффективные, но трудно осваиваемые приемы. Они включают: пространственную запись (использование длины и ширины листа бумаги). приведение фразы к эквивалентному виду, использование контекста и макроконтекста.

3.Использование цвета. Включает довольно просто осваиваемые приемы: рубрикацию. выделение цветом существенных деталей, работу цветом в зависимости от степени важности текста и по соответствию частей текста.

1.Запись слов, словосочетаний, терминов

Аббревиатуры

Аббревиатура - сложносокращенное слово, образованное из начальных букв или начальных элементов слов (АТС, прораб). Это эффективное средство, ускоряющее запись и позволяющее избегать повторений часто употребляемых слов.

В настоящее время при аббревиации используются следующие виды сокращений:

сокращения слов, обозначающих населенные пункты (г. - город, обл. - область);

названия месяцев и даты (15.06.02);

телеграфные графические сокращения (тчк, зпт);

условные обозначения величин и единиц измерений (Ом, В, км, см);

сокращения, принятые в планово-учетной документации (Госбанк, квит.№);

официальные наименования организаций, учреждений, предприятий, их подразделений (СМ, АН, хозчасть, главк, финотдел);

названия некоторых материалов (кожимит, лавсан);

названия изделий, машин и приборов (мопед, ГЭС, РЛС, запчасть);

названия документов (ГОСТ, ОСТ, ОРМ, ТУ, ТЗ, госзаказ);

наименование должностей, ученых званий (акад., член-корр., проф., зав., зам., и. о.)

Существуют определенные правила аббревиации. При введении аббревиатур необходимо особое внимание уделять тому, чтобы они были единообразны на протяжении всей записи.

Сокращение не должно совпадать по форме с существующим словом или совпадать с другим сокра­щением. Сокращение должно быть обратимым, т. е. полученное сокращение можно однозначно развернуть в полное наименование. Сокращения должны удовлетворять нормам русского произношения. Сокращения, являющиеся названиями учреждений, предприятий, организаций, а также обозначающие марки изделий и т. д., пишутся с прописной буквы.

Слово «год» после дат сокращают, оставляя одну букву «г.», а после нескольких дат ставят буквы «гг.» (точка между ними не ставится). Например: 2001 г., 1996-2000 гг. Учебный и финансовый годы пишут через косую черту, сокращая последний год на две первые цифры и употребляя слово год в единственном числе. Например, в 1998/99 учебном году.

Рубли и копейки сокращаются «руб.» и «коп.», если они употребляются отдельно. В смешанном числе их сокращают - «р.» и «к.». Например, 2000 руб., 80 коп.,2000 р. 80 к.

Гипераббревиация

Гипераббревиация - это аббревиатура одной буквой. Существуют два основных приема применения этого способа скоростного конспектирования. 1. Обозначение слова начальной буквой с точкой (например, К. - конспект, С. - система, А. - аудит и т. п.). Такой способ часто применяется в словарях. Но применять его допустимо на коротком интервале однородного текста. 2. Способ, который называют применением букв «в обертке». Например, - алгоритм, - система, - экономика и т. п.

Чаще всего этот прием используется для сокращенного обозначения терминов.

Использование иероглифической записи. Иероглифы наиболее древние изобразительно-образные знаки. Большинство иероглифов были фонограммами, они обозначали либо сочетание 2-3 согласных звуков либо отдельные согласные. Среди иероглифов были и идеограммы, то есть знаки, обозначавшие отдельные слова и понятия. Из иероглифического письма развился курсив и лигатуры. Курсив - начертание типографского шрифта с наклоном вправо, близким к рукописному, возникший в результате стремления к быстроте и удобству письма, не отнимая пера.

Лигатура - буква или знак, образованный из соединения элементов двух и более букв или знаков в один, передающих один звук (например, в немецком языке sch - «ш» или tsch - «ч»).

Одними иероглифами писать не очень удобно. Но использование их отдельных элементов при конспектировании очень эффективно.

Иероглифами мы пользуемся постоянно, особенно в математических текстах, но они могут использо­ваться и в других текстах для замены одним знаком нескольких слов. При конспектировании имеет смысл использовать простейшие иероглифы, как общепринятые, так и придуманные.

В группе общепринятых это, прежде всего:

математические и логические символы: +, -, =, х, :, >,<;

Знак принадлежности, составная часть (например, А?В);

Знак импликации, одна из логических операций, ей соответствует связка «если... то»;

& - знак конъюнкции, одна из логических операций; отражает употребление союза «и» в логических выводах;

V - знак дизъюнкции; соответствует союзу «или»; ? - знак отрицания, одна из логических операций; отражает употребление выражения «неверно, что...». В качестве удачных примеров применения придуманных иероглифов, можно привести: /\/ - противоречие; N - наоборот; ? - взаимосвязаны и т. п.

Использование пиктограмм. Пиктография - отображение содержания сообщения в виде рисунка. Рисунок не определяет ни слов, в которых должно быть изложено сообщение, ни языка сообщения. В пиктограмме возможна условная символика (например, два соединенных сердца - «любовь»). Элементы пиктографического письма могут успешно использоваться при конспектировании, т. к. обладают повышенной наглядностью. Примеры пиктограмм при конспектировании: F(x)? - функция возрастает, F(x)? - убывает, F(x)? - возрастает и ограничена сверху. Пиктограмма создает образ, что важно для использования механизма зрительной памяти. Поэтому пиктограммы не только ускоряют запись, но и значительно улучшают восприятие конспекта, способствуют запоминанию материала, так как заставляют работать зрительную память и дают возможность воспринимать не слова, а образы. На пиктографическом письме построена вся схемо­техника. Примеры пиктограмм:

В сфере гуманитарных и социально-экономических дисциплин этот прием сокращения применяется мало, поскольку понятия этих дисциплин в виде рисунка изобразить трудно. Хотя можно найти варианты использования пиктограмм, например: ? - план, ? - документация.

Методы скоростного конспектирования слов. Эти приемы индивидуальны и требуют творческого подхода. В качестве общих рекомендаций можно предложить: 1. Обозначение часто употребляемых слов и словосочетаний начальными и конечными буквами. Например: м.б. - может быть; д. - должен; т.е. - то есть; т.к. - так как; и т.д. - и так далее; и т.п. - и тому подобное; и др. - и другие; и пр. - и прочие; р-м - рассмотрим; п-м - получим; с-т - существует.

2. Сжимание слова путем недописывания гласных как малоинформативных знаков, обеспечивающих главным образом благозвучие, речи. Ярким примером такого приема является известный прием «письмо без гласных». Например, фразу «Кто послал тебе письмо без гласных?» можно заменить однозначно читаемым, но труднопроизносимым «кт псл тб псм бз глснх?». Ряд согласных, образующих слова, несет больше информации, чем гласные. Для сравнения информативности согласных и гласных можно привести ту же фразу, написанную только гласными: «о оа ее ио е аы». Поскольку при письме без гласных теряется информация о падежах и других грамматических особенностях, можно использовать смешанный прием, то есть сохранять гласные лишь в оконча­ниях, например, трбвния, тргвля, зрбтная плта. Сокращения слов путем перерыва в начертании на гласной букве (например, отмена частной собственности - отм ча сбствти; несвоевременная выплата заработной платы - нсврмая вы зрбтной плты).

Пропуски букв и обозначение пропущенных букв дефисом (например, работа - р-та; менеджмент - м-нт; маркетинг - м-нг; коммерция - к-ция). Сокращение слова путем обозначения частей слов в начале и в конце несколькими буквами (например, конференция - конф или кф, количество - клво). Сокращенное обозначение часто встречающихся местоимений (например, который - крый, чтобы - чбы).

2. Скоростное конспектирование фраз

Рассмотренные приемы записи слов, символов и словосочетаний просты и после непродолжительной тренировки выполняются автоматически. Приемы конспектирования фраз более сложные, так как требуют осмысления и творческой переработки текста. Но они дают гораздо больший эффект как в скорости записи, так и в последующем восприятии и запоминании текста. Основной идеей является перекодирование и свертывание текста. Объективной предпосылкой этой идеи является избыточность языка. Исследования показали, что русский язык обладает избыточностью около 80 %. То есть, если из текста убрать до 80 % символов, то можно понять, о чем идет речь. Именно эта избыточность позволяет легко понимать друг друга, несмотря на особенности произношения каждого человека (акцент, нечеткое произношение окончаний, неправильное ударение) и естественные помехи (шум, музыкальный и зрительный фон). Правда, после удаления 80 % символов текст приходится не читать, а расшифровывать, что для конспектирования неприемлемо.

Если же из текста убрать не 80 %, а меньше символов и слов, то можно и текст сократить, и читать его будет несложно. Свертывание фразы с использованием контекста. Сущность этого приема состоит в том, что из текста при конспектировании убираются те слова, кото­рые можно без труда восстановить по смыслу. Автор любого текста (учебника, текста лекций) не может пропускать такие слова, иначе его речь станет сухой, потеряет стройность и будет хуже восприниматься. Поэтому сокращение должен выполнять слушатель.

В первую очередь из фразы может быть удалена группа подлежащего, поскольку оно совпадает с содержанием контекста и поэтому легко по нему восстанавливается. Например, если темой лекции является рациональное конспектирование, то из фраз «конспект применяется для...», «достоинствами конспекта являются...» можно оставить «применяется для...», «достоинства...». К чему это относится, легко восстанавливается по смыслу: вся лекция о конспекте, значит, и эти фразы относятся к нему. Во вторую очередь из фразы удаляется часть словосочетания, которая по смыслу дублирует другую его часть.

Например, если на лекции сравниваются по своим характеристикам крыло самолета и винт вертолета, то нет необходимости в конспекте употреблять полностью названные словосочетания, а можно их сократить до «крыло» и «ротор», поскольку и так понятно, к какому летательному аппарату они относятся. Следующим кандидатом на удаление является группа сказуемого. В этой группе глагольные слова, особенно связанные с перечислением (типа «бывают», «состоит», «включают»), заменяются графическими символами, например, вилкой или скобкой.

Преобразование фразы. Применение этого приема требует понимания конспектируемого текста, творческой его переработки и высокой скорости мышления. По ускорению записи этот прием наиболее эффективен. Суть его заключается в том, чтобы найти фразу, эквивалентную данной, но более короткую. Поиски такой фразы можно вести в нескольких направлениях: подобрать более короткие синонимы для составляющих фразу слов (например, с использованием известных слов иностранного языка); сформулировать то же самое другими словами, устранив, например, некоторые прилагательные, выполняющие лишь функции «украшения»; подобрать более короткий текст, используя систему сокращений слов и словосочетаний. Тренировку этого приема целесообразно начинать с конспектирования печатных текстов, поскольку при этом есть время для осмысления и свертывания текста с постепенным ускорением.

3.Использование цвета

Цвет несет дополнительную информацию, способствуя лучшему запоминанию и акцентированию внимания при чтении конспекта.

Для этого можно использовать цветные фломастеры. Опасения о дополнительных затратах времени на это напрасны, поскольку использование других приемов, например, подчеркивание, охват рамкой, применение разных размеров букв и т.д., ведет к еще большим потерям времени и к тому же обладают меньшей информативность.

Выделение цветом является особенностью рукописной записи. Это связано с тем, что в рукописи трудно сделать, например, шрифтовые выделения, а в книгах цветная полиграфия гораздо сложнее и дороже, поэтому в полиграфии часто используется сочетание разных шрифтов (жирный, курсив, различные гарнитуры).

Полезно освоить несколько основных приемов использования цвета.

Начинать новую тему, параграф или пункт с красной строки в буквальном смысле слова, то есть, выделяя цветами заголовки или отчеркивая концы пунктов. Этот прием особенно эффективен, если конспект используется в справочных целях.

Можно воспользоваться правилом «светофора», то есть, подчеркивать запрещающим красным цветом то, что не надо делать, и зеленым разрешающим то, что надо делать.

Можно выделять работа цветом по степени важности. Поэтому красным цветом в конспекте выделяют те места, на которые обращает внимание лектор: определение, формулировка законов, теорем и т. д. Развивая эту идею и вводя в конспект не только красный цвет, но и зеленый, синий и другие, можно различным цветом выделять части записи в конспекте, имеющие разную значимость.

Удобно и эффективно пользоваться этим приемом при конспектировании математических текстов. Например, формулировки теорем выделяют красным цветом, определения - зеленым, а прочий текст - синим или черным. Если читать конспект (особенно при повторном чтении в процессе подготовки к экзамену) в основном по красному и зеленому цветам, получается то, что можно назвать скелетом дисциплины, т. е. выделяются заслуживающие первостепенного внимания положения. Такое чтение не распыляет, внимание, позволяет более четко увидеть цели, стоящие перед разделами, связь между ними, отдельными положениями и определениями.

Идея приема выделения цветом по соответствию такова: одинаковым цветом записываются связанные между собой части материала.

Чаще всего этот прием применяется, когда необходимо выделить:

описание конструкций, состоящих из нескольких частей, при этом разными цветами изоб­ражаются составные части схемы и тем же цветом дается их описание; запись динамики процессов, при этом разными цветами показывается положение частей конструкции и тем же цветом дается их описание;

изображение и описание вариантов какого-либо решения, имеющих небольшие различия; при этом разными цветами показываются и описываются разные варианты вместо повторного их изображения.

Изображение разными цветами и при необходимости описание семейств кривых, особенно если они носят немонотонный характер.

Но не следует применять много цветов, желательно не более трех-четырех.

информация конспектирование фраза запись

Техника рационального конспектирования - это один из основных навыков обучающихся, преподавателей и научных работников. Знаниям, умениям и навыкам в этой области надо учить так же, как учим всему остальному, поскольку самостоятельно изобретенная техника конспектирования обычно оказывается примитивной.

Естественно, что конкретную систему этих приемов, особенно сокращений, каждый должен выбрать сам, исходя из своих собственных потребностей и вкусов. При этом понятно, что такой конспект сможет читать только его автор, что создает правильное отношение к лекции и повышает эффективность учебного процесса.

В качестве общей рекомендации можно отметить, что приемы скорописи, особенно сокращения, следует вводить постепенно 3-5 в неделю, чтобы успеть привыкнуть к ним. При этом полезным может оказаться ведение одновременно с сокращениями их словарика.

Опыт показывает, что на изучаемые в вузе предметы достаточно 50-70 сокращений, часть из которых окажутся типовыми, а часть - индивидуальными. Освоить их можно за несколько месяцев.

Образованный человек активно использует около 2000 слов своего родного языка, еще примерно столько же составляет его пассивный словарный запас (для сравнения: в словаре Ожегова - около 57 000 слов). К нагрузке на память добавляются таблица умножения, грамматические правила, имена, фамилии, адреса, телефоны и т. п.

Так что 50-70 сокращений составляют незначительную долю от общего объема имеющейся в памяти информации (менее 0,1 %). И после необходимой тренировки сокращения, будут восприниматься как вполне естественные.

Использованная литература

1. Г. Алдер, "Техника развития интеллекта", "Питер", С-Пб., 2001.

2. Э. Боно, "Нестандартное мышление", "Попурри", Минск, 2000.

3. Т. Бьюзен, "Максимально используйте свой разум", "Попурри", Минск, 2000.

4. Т. Бьюзен, "Научите себя думать", "Попурри", Минск, 2000.

5. Б. Депотер, М. Хенаки, "Квантовое обучение", "Попурри", Минск, 1998.

6. М. Зденек, "Развитие правого полушария", "Попурри", Минск, 1997.

7. Д. Кехо, "Подсознание может все", "Попурри", Минск, 2000.

8. Э. Минько "Ускоренное конспектирование и чтение", "Питер", С-Пб, 2003.

9. Х. Сильва, Б. Голдман "Управление интеллектом по методу Сильва", "Попурри", Минск, 2000.

10. Р. Штернберг, "Отточите свой интеллект", "Попурри", Минск, 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Техника скоростной записи слов и предложений. Применение цветных ручек и карандашей при конспектировании. Способы сокращения слов. Принципы скоростного конспектирования, приемы увеличения скорости. Методические рекомендации по освоению данной техники.

    презентация , добавлен 21.08.2016

    Особенности конспектирования как процесса мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. Несколько основных подходов к записыванию лекций. Культура письма в системе конспектирования.

    реферат , добавлен 26.06.2013

    Понятие "словарный запас" и его связи с уроком русского языка. Особенности младшего школьного возраста. Основные методы и приемы, направленные на обогащение словарного запаса учащихся. Экспериментальное исследование усвоения детьми различных групп слов.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    План-конспект урока на тему "Способы записи алгоритмов". Понятие алгоритма как одно из основных в программировании и информатике. Школьная лекция, беседа, работа с учебником и книгой как методы обучения. Документация на программно-педагогическое средство.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2011

    Эффективные способы и приемы обучения в общеобразовательной системе. Методика и особенности работы со стихотворным материалом, анализ работы педагогов на уроках. Специфика иностранной поэзии как одного из стимулирующих факторов в изучении языка.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2010

    Экспериментальное изучение особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи. Основные группы значений лексически несвободных слов: фразеологически связанные и синтаксически обусловленные.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2011

    Понятие морфем, их значения. Методика изучения состава слова в начальных классах. Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе слов по составу. Распределение программного материала и содержание работы. Методы и приемы изучения состава слов.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2008

    Понятие и закономерности лексической сочетаемости слов, особенности овладения ею детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи. Содержание и методы коррекционной работы по обучению детей сочетаемости слов, определение ее эффективности.

    дипломная работа , добавлен 03.07.2011

    Понятие о лексической сочетаемости слов. Овладение лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста. Содержание и методы коррекционно-логопедической работы по обучению детей лексической сочетаемости слов детьми с системными нарушениями речи.

    дипломная работа , добавлен 09.07.2011

    Понятие памяти и приемы ее развития, разработанные современной психологией. Современная методика преподавания иностранного языка о приемах работы по запоминанию слов, словосочетаний и предложений. Обучение на основе приемов развития произвольной памяти.

Быстро записать лекцию со слов преподавателя, оформить конспект так, чтобы через месяц он пригодился в подготовке к экзамену - навык, которому не учат ни в школе, ни в ВУЗах.

Диктофоны, видеокамеры - применяют любые технические новинки, чтобы облегчить трудный учебный процесс.

Но, оказывается, что доверяя технике сделать точную копию урока, студенту впоследствии приходится тратить втрое больше времени на повторение пройденного. А потому пока нет лучшего изобретения для конспектирования, чем простая ручка и бумага.

Преподаватель Cornell University (США) профессор Walter Pauk предложил ученикам колледжей методику быстрой записи лекции на бумагу. Американским студентам новшество пришлось по душе, и метод конспектирования Корнелла (так назвали предложение Паука) стали применять учащиеся других стран.

В чем суть методики?

Рассказывая о придуманной методике, профессор Паук в своей книге предлагает не механическое перенесение слов оратора в тетрадь, а фиксирование главных тезисов темы с последующей самостоятельной доработкой текста.

Шаблон конспекта по методу Корнелла

Работа над материалом проходит в три этапа:

  1. Запись важных моментов лекции.
  2. Краткие пометки, замечания, возникающие по ходу предмета.
  3. Итог - домашний анализ пройденного, выраженный несколькими фразами.

Такой подход к предмету, поможет студентам не только запомнить материал, но и легко ориентироваться в теме, быть готовыми к вопросам на экзамене.

На конкретном примере

Рассмотрим пример на русском языке, как пишутся конспекты по методу Корнелла.

Есть следующий исходный текст:

«В 13 году до н. э. Август вернулся из длительной экспедиции на Запад, где он инспектировал положение дел в Галии и Испании. Сенаторы решили отметить его возвращение и постановили воздвигнуть на Форуме (главном месте Рима) памятник Августу. И не просто грандиозный каменный монумент, архитектура которого будет напоминать великие деяния императора, а жертвенник - религиозное сооружение, где Август и его приближенные смогут воздать хвалу богам. Но император выбрал другое место Рима – Марсово поле».

Образец краткой записи того текста, который приведен выше:

С чего начать?

Лист (формат А4) или тетрадную страничку надо разлиновать. Проведите вертикальные линии:

  • сверху - для названия темы;
  • снизу - для личных выводов об услышанном на лекции (5-6 предложений).

После, одной горизонтальной линией, разделите лист на две неравные колонки:

  • левая (5 см) - для вопросов, относящихся к теме.
  • правая - для краткой записи основных моментов.

Можно для начала скачать готовый шаблон, а после разлиновывать лист самим.

Приступаем к работе

  • Основные идеи лектора заносите в правую колонку. Буквально записывать слова не нужно, достаточно выделить ключевой момент.
  • Пользуйтесь личной системой сокращения (жертвенник - жер.).
  • Оставляйте пробелы после предложений. Позже заполните их своими фразами.
  • В левой колонке в течение урока вставляйте возможные вопросы по теме: «Почему это произошло? Когда случилось?».
  • В короткий срок (уже дома) вернитесь к своим заметкам, заполните пробелы в основной колонке и запишите личные выводы под нижней горизонтальной линией. Без этой доработки метод Корнелла становится бесполезным, обращая ваш труд в обычное конспектирование.
  • Перечертите необходимые диаграммы и таблицы. Наглядные картинки упрощают понимание материала.

Как готовиться к экзамену?

  1. В подготовительный период сосредоточьте внимание на резюме (в конце конспекта) и вопросы в левой колонке.
  2. Закройте правую часть и ответьте на потенциальные вопросы, которые составили сами.
  3. Выделите маркером главную мысль изучаемой темы.

Такая проработка материала, в отличие от утомительной зубрежки, даст положительные всходы. Понимая причины, логику, последовательность событий, даже самый робкий ученик докажет, что он разбирается в предмете.

Кому подходит?

Предложенная система удобна для записи предметов, основанных на точно сформулированных темах, имеющих логический порядок.

Если в изучаемом предмете темы плавно перетекают в следующие, а способы их исследования меняются, то метод Корнелла лучше заменить другим видом конспектирования.

Итог

Корнелльским методом студенты пользуются давно (более 60 лет). И отзывы учеников, изучивших эту нетрудную систему, доказывают ее эффективность:

Ангелина, СамГУ (Самарский университет):

«Прочитала книгу Паука в оригинале, так как русского варианта не нашла. И заразилась его идеей нового подхода к конспектам. Не всегда получалось дорабатывать сделанную на лекции запись. Но к экзамену подошла со счетом 18:7, т. е. 18 листов с личными пометкам, вопросами и выводами, а 7 листов написанных по старинке, без домашней проработки. И мне казалось, что вижу эти 7 листов впервые. Ничего не помнила! Зато «проработанные» 18 лекций почти не пришлось учить. Всего 20 минут самостоятельного анализа, сэкономили часы в предэкзаменационный период!»

Существует несколько способов конспектирования текста, среди них следующие:

Тезисы - кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть читаемого, дают возможность раскрыть содержание. При ступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте.

Линейно-последовательная запись текста, при котором целесообразно использование плакатно-оформительских средств, таких как:

· сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали;

· выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов; использование различных цветов;

· подчеркивание;

· заключение в рамку главной информации.

Способ «вопросов-ответов» заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них. Одна из модификаций способа «вопросов-ответов» - таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа - решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например, «мое мнение» и т.п.

1. Записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания. Если текст взят из периодического издания (газеты или журнала), то записать его название, год, месяц, номер, число, :место издания.

2. Выделить поля слева или справа, можно с обеих сторон.

Слева на нолях отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т. п.), формулируются основные проблемы. Справа - способы фиксации прочитанной информации.

Схема с фрагментами - это способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, - при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально-лаконичного конспекта.

Простая схема - способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Этот способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае такой конспект нельзя будет использовать.

Параллельный способ, при котором конспект оформляется на двух листах параллельно или один лист делится вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и левой частях листа.

Однако лучше использовать разные способы конспектирования для записи одного и того же материала.

Комбинированный конспект - вершина овладения рациональным конспектированием. При этом умело используют все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента.

Конспектирование – это умение быстро мысленно произвести анализ текста и записать на бумаге самое важное. Существует большое разнообразие способов конспектирования лекций. Однако, подобным навыкам, к сожалению, нигде специально не обучают. В то же время, умение конспектировать очень важно для студентов и школьников. Без умения быстро и грамотно писать лекции нельзя рассчитывать на получение хороших знаний. Но как овладеть этим навыком? Какой способ конспектирования выбрать?

Для тех, кто хочет овладеть навыками конспектирования и записи лекций, есть хорошая новость – существуют способы и технологии эффективного конспектирования лекций, которые разработали для себя люди, добившиеся успехов в различных областях. Взяв их на вооружение, можно овладеть умением конспектирования, значительно облегчив себе жизнь.

Способы и технологии эффективного конспектирования лекций

Метод конспектирования Корнелла

Около полувека назад жил профессор по имени Вальтер Паук, преподававший в Корнелльском университете (отсюда и название), разработавший способ записи лекций, который по сей день популярен среди учащихся, особенно в американских учебных заведениях. В чем же заключается метод конспектирования Корнелла?

Лист бумаги (формат А4) необходимо разлиновать таким образом, чтобы вверху появилась горизонтальная колонка для даты и оглавления и внизу для записи главной мысли лекции, сформулировав ее несколькими предложениями. Оставшееся свободное пространство листа расчерчивается одной продольной линией, образуя две колонки – правая должна быть широкой, левая – узкой.

Конспектирование методом Корнелла осуществляется в правую колонку с промежутками для добавления, в случае необходимости, информации, а левая используется для выписывания в нее ключевых названий, фраз, цифровых данных. После лекций посредством анализа информации, содержащейся в правой колонке, выводится главная мысль и фиксируется в нижнем поле.

Суть данного способа записи лекций заключена в повторении информации, при ее анализе для выведения главных мыслей и идей, что способствует лучшему усвоению знаний. Но, при невыполнении последнего этапа, теряется вся практическая польза данного способа конспектирования, и он становится обычным записыванием лекции.

Способ конспектирования Билла Гейтса

Данная технология эффективного конспектирования была впервые отмечена Робом Ховардом. Предприниматель Роб Ховард однажды во время деловой встречи с Гейтсом обратил внимание на то, что во время переговоров миллионер все темы и данные, представляющие интерес, записывал вручную, не прибегая к помощи электронных носителей. Взглянув в его блокнот, бизнесмен увидел страницу, расчерченную на квадратные блоки, каждый из которых был заполнен данными определенной тематики.

Существует мнение, что способ конспектирования, используемый Гейтсом, – трансформированная копия способа квадратов. Использовать его можно, переделав под себя и свои цели. Например, размеры, формы и разделение по темам геометрических фигур могут быть абсолютно разными.

Технология эффективного конспектирования по методу ментальных карт

В семидесятых годах прошлого века известный телеведущий передачи «Думай головой», транслируемой одним из британских каналов, Тони Бьюзен использовал метод ментальных карт в своей программе. Так и получил распространение этот способ конспектирования, который широко применяется и по сей день. Особенно он популярен на западе среди людей, практикующих мозговой штурм для генерирования решений и идей.

Как же записывать лекции данным способом? Метод заключается в том, что на листе в центре чертится круг, допустима любая удобная геометрическая фигура, внутри которого пишется лекция. Затем, рисуются еще квадраты (круги), содержащие основные мысли, определения, цифры, и соединяются прямыми линиями с блоком в центре. Для записи лекций с помощью данного способа рекомендуется использовать разноцветные ручки, чтобы визуально выделять тексты определенной тематики, тем самым облегчая восприятие и запоминание.

Способ конспектирования лекций по методу красной строки

Все вышеперечисленные способы конспектирования созданы людьми для собственного удобства и имеют особенности, которые могут не совсем устроить других. Поэтому тем, кто хочет освоить навыки конспектирования с использование более легкой методики, можно предложить способ, являющийся вариантом классического конспектирования. Смысл его состоит в записи лекции с использованием красной строки для каждого нового предложения и проставлением порядкового номера.

Способ удобен тем, что при появлении связи последующих абзацев с начальными, можно поставить ссылку в виде номера нужного предложения и впоследствии, не просматривая всей лекции, быстро найти необходимые данные. Этот способ помогает составлять аккуратный, структурированный конспект, схожий с перечнем, что улучшает восприятие и запоминание информации.

Метод течения как технология эффективного конспектирования лекции

Консультант Скотт Янг утверждает, что лекция приносит пользу в том случае, если она непросто записывается, но вдумчиво прослушивается и анализируется. Понятно, что при конспектировании все внимание направлено на запись информации, а не на мысленную обработку. Данная технология конспектирования предполагает запись только главных идей и мыслей с добавлением личных умозаключений. Конечно, при этом конспект будет иметь значительные отличия от самой лекции, поэтому иметь диктофон на занятиях просто необходимо.

Как же развить умение конспектирования?

Умение и навыки конспектирования вырабатываются постепенно. Обычно у усердных студентов через некоторое время формируется свой индивидуальный способ грамотного конспектирования, и вопрос о том, как записывать лекции отпадает сам собой. Вы можете комбинировать выше приведенные методы и технологии и выработать, таким образом, свой уникальный способ конспектирования. Здесь, как и в любом другом деле, главное не лениться и не сдаваться при первых же неудачах. Помните: все приходит с опытом!

Считается, что студенты конспектируют больше, лучше и увереннее, чем школьники. Однако если старшеклассник готов освоить искусство конспекта прямо сейчас, ничто не сможет ему препятствовать. Напротив, умение организовать свои записи оптимальным для себя способом поможет лучше подготовиться к учебе в вузе.

Корнелльский метод конспектирования Метод получил свое название от Корнелльского университета в США. Делим страницу для конспекта на основное пространство и немаленькое левое поле. В основном пространстве вы пишете текст лекции. А затем, перечитывая написанное, в левом поле специально отмечаете каждую идею, а также выписываете ключевые слова и важные детали. В классическом варианте метода поле для заметок равно 2,5 дюймам, то есть 6,35 см. Тогда логично предположить, что весь лист имеет формат А4. Такие тетради можно разыскать в магазинах канцтоваров.

Левое поле предназначено и для ваших собственных реплик. Чем больше самостоятельных впечатлений от учебного текста вы способны генерировать, тем больше места на них нужно - поэтому имеет смысл заполнять только одну сторону листа, а другую сторону наделять функциями всё того же поля для заметок. Либо пишите с обеих сторон листа, но отступайте от конспекта каждого занятия побольше клеточек или строчек.

Повторяя материал такого конспекта, закрывайте карточкой весь текст справа, оставляя видимой только разметку левого поля, после чего убирайте карточку и проверяйте, всё ли вы сказали.

Метод отступов

Слушаете вы лекцию - и вдруг замечаете, что преподаватель отчетливо излагает мысли в направлении «от общего к частному». Прекрасно! Слева пишете основное понятие или основную мысль. А подчиненные понятия выписываете справа - и чем детальнее или несущественнее та или иная подробность учебного материала, тем дальше от левого поля она находится. Маркировать части получившейся структуры как-либо по-другому нет необходимости.

Эту схему удобно использовать для повторения основных моментов. Хотя простую хронологию по ней проследить невозможно.

А если лектор тараторил, то и конспекта подобным методом составить вы не сможете. Если же вы сами не слишком опытны в составлении каких бы то ни было конспектов, то использование подобного метода поначалу приведет вас к помаркам в записях. Ничего страшного. Потренируйтесь. Ну и, конечно, вы должны быть готовы связать отрывочные понятия воедино с помощью пересказа.

Метод картирования

Факты обретают форму - картирование представляет нам содержание лекции графически. Вы становитесь чуть ли не художником при лекторе - так что это метод для творческих людей; для тех, у кого развиты зрительное восприятие и зрительная память. Критически мыслящий автор такого конспекта сможет легко редактировать записи, добавляя цифры и цветовые обозначения. Итак, вы получите шанс увидеть, как именно вы мыслите. Выбирайте этот метод, если содержание лекции хорошо организовано или если вы совершенно не знаете лектора. (Подробнее о методе рассказано в №5 за 2009 год.)

А если вы лучше воспринимаете информацию на слух? Не переживайте: лектор и так помогает вам своей интонацией.

Как метод отступов, так и метод картирования - прекрасное лекарство от последствий подготовки к ЕГЭ, которая привлекает внимание старшеклассника к деталям учебного материала курса и, увы, отучает видеть его структуру в целом. ЕГЭ полезен лишь тогда, когда вы четко видите эту структуру и достаете нужный элемент знания с той или иной «умственной полки».

Метод таблиц

Когда предполагается, что вам расскажут учебный материал «по годам», захватите с собой линейку и карандаш и попробуйте вписать содержание лекции в таблицу. Подумайте, как озаглавить столбцы. Скорее всего, это категории, которые должны быть изучены. В ячейки записывайте ключевые идеи, характерные фразы, значимые слова. При повторении темы будет легко сопоставлять факты, к тому же вы избавитесь от путаницы, часто сопровождающей восприятие хронологически изложенного нового знания.

Фразовый метод

Каждая новая мысль записывается на отдельной строке. Каждый новый факт - тоже. Каждая новая тема - само собой разумеется. Всё перечисленное нумеруется подряд, и это означает, что с каждой строкой вы становитесь еще умнее. Другое дело, что остается неясным, насколько каждая из фраз важна для понимания всей темы и как связаны друг с другом фразы, расположенные не по соседству. Тем не менее метод годится, когда тему вам объясняют очень быстро и нельзя ничего упустить. Но такой конспект подлежит обязательному последующему анализу и, возможно, переделке во что-то более удобоваримое. И он однозначно не подходит, если вы конспектируете, скажем, толстый вузовский учебник.

И пометки

Конспекты нужно перечитывать, иначе они пригодятся только перед практическими занятиями и экзаменами, а после сессии материал забудется. Слово конспект в переводе с латинского означает обзор. Получается, мы по определению пишем конспекты, дабы впоследствии обозревать учебный материал. Чтобы вам удобно было активно пользоваться записями, не ленитесь расставлять по тексту вопросительные и восклицательные знаки и с помощью удобных для себя значков отмечать, какую информацию проверить самостоятельно, о какой переспросить, что прояснить, что изучить подробнее, а где привести побольше примеров.

На чем тренироваться

К началу занятий на подготовительных курсах конспектировать лучше всего уже уметь. Где этому научиться?

Всё очень просто: можно конспектировать интеллектуальные теле- и радиопередачи, благо они доступны. А пособия для подготовки к вузу стоит рассмотреть на предмет того, для какого способа конспектирования они подошли бы больше всего, будучи прочитаны вслух. Понравившееся (либо особенно трудное для восприятия) пособие законспектируйте.

Можно поискать материал для конспектов и за пределами дома. Если в вашем городе есть музей, поинтересуйтесь, есть ли при музее лекторий по вопросам искусства или науки. Посетите ряд лекций - и постарайтесь выйти оттуда с прекрасно организованной информацией.

Узнать, где еще проводятся лекции (или проводились - и содержание их уже выложено в Сеть), можно на рекомендательных интернет-сервисах. Впрочем, реальность такова, что во всемирной паутине в целом большая часть выложенных в свободный доступ видеолекций - на английском. Пока вы не умеете конспектировать русскоязычные лекции, англоязычные записывать рано. Их стоит слушать с другой целью - ознакомиться с лексикой по вашей будущей специальности и развить навыки аудирования.