Оружия советское самое необычное второй мировой войны. Самое странное оружие Второй мировой (5 фото)

Любая война - это ужасно. А тем более, когда война обретает такие масштабы, как это случилось со Второй мировой. Но при всех своих ужасах, эта война дала огромный толчок в развитии оружия и военных технологий. И все они начинались с прототипов и образцов, которые иногда оказывались весьма странными, если не сказать большего. О самых необычных вариантах оружия Второй мировой воны - в этой подборке.

Кривоствольное оружие.
Идеи огнестрельного оружия с изогнутым стволом для стрельбы из укрытий начали появляться ещё в XIX веке. Однако, их практическая реализация состоялась лишь в конце первой половины ХХ века. В СССР первое кривоствольное оружие появилось в 1940-х годах. Тогда в ходе экспериментов стволы искривляли у пулемётов Горюнова и Калашникова. Но дальше опытных образцов дело тогда не пошло. В Германии в 1943 году приспособления для стрельбы из укрытий были даже официально приняты на вооружение и применялись в реальных боевых условиях. Интересно, что в советской пропаганде тех времён такое оружие называлось «предательским» и «для трусливой стрельбы из-за угла».

Станковый противотанковый гранатомёт калибра 105 мм.
Практически под самый занавес войны, зимой 1945 года, немецкий концерн Rheinmetall-Borsig представил опытный образец нового противотанкового гранатомёта Hammer и кумулятивной гранаты для него. Габариты нового орудия получились весьма внушительными, да и вес за 40 кг, говорил о том, что использовать его можно только на станке. Впрочем, боевые характеристики были весьма неплохими: при стрельбе на дальность до 500 метров, 100% снарядов попадали в цель размером 1х1 метр. Вот только технические трудности, связанные с производством нового оружия, позволили полностью завершить работу над образцами лишь к маю 1945 года. А тогда было уже слишком поздно.

Суборбитальный бомбардировщик.
Проект гиперзвукового суборбитального бомбардировщика-космолёта под названием «Silbervogel» (Серебряная птица) - детище австрийского учёного доктора Ойгена Зенгера. Основным назначением этого самолёта была бомбардировка территории США, в частности Нью-Йорка, а также дальних промышленных регионов СССР - Урала и Сибири. Вес бомбовой нагрузки зависел от расстояния полёта. Так, например до Нью-Йорка за 6500 км «Серебряная птица» могла донести 6 тонн бомб. Максимальная же грузоподъёмность составляла 30 тонн бомб. В 1941 году этот проект был временно заморожен, поскольку не предполагал немедленной отдачи. О нём вспомнили лишь в 1944, пытаясь сделать из него «оружие возмездия». Однако, не смотря на успешные испытания прототипов в аэродинамических трубах, даже немецкому командованию было очевидно, что в тогдашней ситуации проект не удастся реализовать. В результате он так и остался чертежами на бумаге. И правильно, потому что более поздние послевоенные расчёты показали, что подобный аппарат даже в теории не мог функционировать так, как задумывал его создатель и просто развалился бы при входе в атмосферу.

Густав и Дора - крупнокалиберная артиллерия.
От бумажных прототипов к реальному оружию. «Дора» - уникальное сверхтяжёлое железнодорожное артиллерийское орудие германской армии. Его создавали как бы «назло». Всё дело в том, что после Первой мировой войны, согласно Версальскому договору Германии было запрещено иметь орудия калибра свыше 150 мм, а также любые противотанковые и зенитные пушки. Поэтому, по мнению лидеров нацистской Германии, создание мощной и крупнокалиберной артиллерии было делом престижа. Всего было построено два 807 мм орудия. Первое получило имя «Дора», а второе - «Толстый Густав». В 1942 году орудие было применено при штурме Севастополя. Скорострельность орудия составляла всего два выстрела в час. Но снаряды были действительно ужасающими: вес 7 тонн, из них от 250 до 700 килограммов (в зависимости от типа) приходилось на взрывчатое вещество, прицельная дальность - 39 километров. Снаряд мог пробить 1 метр цельной стальной брони или 7 метров железобетона.

Ампуломёт.
Как гласит легенда, ампуломёт - детище блокадных ленинградцев, которые настолько обессилили от голода, что не могли самостоятельно бросать в противника бутылки с зажигательной смесью. В действительности же ампуломёт был придуман в московском КБ завода №145 имени Кирова. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что это оружие не только с успехом применялось, но даже и производилось в блокадном Ленинграде. Технически ампуломёт представляет собой небольшую мортиру, стреляющую стеклянными или тонкостенными металлическими ампулами с самовоспламеняющейся огнесмесью. Предназначался ампуломёт для поражения вражеской техники, а также пехоты в окопах и закрытых сооружениях. Использовался в основном для ближнего боя в виду своей небольшой дальности стрельбы - около 250 метров.

Миномёт-лопата.
Реальное оружие, принятое на вооружение и успешно выполнявшее свои задачи. Представлял из себя, как нетрудно догадаться из названия, гибрид малой пехотной лопаты и миномёта калибра 37 мм. Миномёт состоял из ствола, лопаты (она же являлась опорной плитой) и сошки с пробкой. Труба ствола соединена наглухо с казенником, в нём запрессован боек, на который накалывался капсюль вышибного патрона мины. По мере совершенствования средств вооружения, миномёт-лопата потерял свою актуальность в следствии недостаточной дальности огня и малой мощности мины, и в конце-концов был снят с вооружения.

Самоходная мортира «Карл».
Одна из самых мощных САУ своего времени, калибром 600 мм. Не смотря на то, что всего в боевых действиях участвовали только шесть установок, применялись они достаточно широко вплоть до окончания войны в 1945 голу. Огневая мощь орудия была действительно впечатляющей: 2-тонный бетонобойный снаряд выстреливался с начальной скоростью 220 м/с пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной 450 мм. Максимальная дальность полёта такого снаряда составлял 4,5 километра.

Однозарядный пистолет FP-45 Liberator.
Предельно простой конструктивно и очень дешёвый в производстве FP-45 Liberator планировалось забрасывать за линию фронта для использованиями партизанскими войсками и бойцами сопротивления. Пистолет состоял всего из 23 частей, получаемых в результате штамповки или прессования, а потому его себестоимость составляла 2,4 доллара. Силами 300 рабочих завода в Андерсоне за 11 недель было изготовлено около миллиона таких пистолетов. Однако, документальных подтверждений массовой заброски пистолетов нет. Лишь только около 25 тысяч единиц было передано в Великобританию для снабжения французского Сопротивления.

Телетанки.
Телетанками в Советском Союзе называли танки без экипажа, управляемые на расстоянии с помощью телеуправления по радиоканалу. Первым телетанком, принявшем участие в реальных боевых действиях, стал ТТ-26. Рычаги приводились в действие пневматикой: компрессор накачивал воздух в баллон, откуда он под давлением подавался на поршни манипуляторов. С помощью специального пульта, оснащённого по меньшей мере 20-ю кнопками, оператор мог заставить танк выполнить до 16 различных команд. При этом сам оператор находился в другом танке, следующем позади управляемого на расстоянии 500-1500 метров. Вооружение телетанка состояло из пулемета ДТ и огнеметной установки. Также иногда использовались 200-700-кг бомбы замедленного действия в бронированной коробке, которую танк сбрасывал около укреплений врага, что позволяло разрушать бункеры до четырёх уровней под землёй. Телетанки также были способны к использованию химического оружия, хотя оно не использовалось в боевых действиях.

Носитель зарядов «Goliath».
У немецкой стороны тоже были дистанционно управляемые машины. Наибольшую известность из них получил легкий носитель зарядов Sd.Kfz.302 Goliath, который очень широко применялся гитлеровцами для уничтожения техники противника. Он был надёжен и достаточно дёшев в производстве, что позволяло использовать его в качестве робота-камикадзе. Имея собственный вес менее 400 кг, Goliath мог нести до 100 кг взрывчатки. Правда, в отличие от советских танков, управление производилось не через радиоканал, а с помощью кабеля. А его длина составляла максимум 700 метров. К тому же кабель был никак не защищён и легко перерубался осколками снарядов или сапёрной лопаткой.

Вторая мировая война была плацдармом для реализации самых фантастических проектов военных конструкторов. Гонка вооружений привела к созданию громадных пушек, радиоуправляемых бомб и субмарин-авианосцев. В годовщину начала войны вспоминаем её самое необычное оружие.

Воздушные авианосцы

С начала 1930-х годов в СССР инженером Владимиром Вахмистровым разрабатывался проект «Звено», который предполагал использование самолета-носителя для заброски на дальние расстояния от 1 до 5 истребителей. Кроме расширения радиуса действия одномоторных самолетов, важнейшей задачей было применение истребителей в качестве пикирующих бомбардировщиков для прицельного бомбометания крупными снарядами.

В качестве авианосцев использовались самолеты семейства Туполевых (ТБ-1, ТБ-3), в качестве истребителей – машины КБ Поликарпова (И-3, И-4, И-16). При использовании ТБ-5 и И-16 дальность полета истребителя увеличивалась на 80%, а бомбовая нагрузка – в 5 раз!

Во время одного из испытаний по ошибке истребитель был отсоединен от авианосца до готовности пилота, однако все обошлось. Любопытно, что «аварийный» самолет пилотировал сам Чкалов. Благодаря инциденту удалось выяснить, что образовавшаяся таким образом большая асимметрия никак не повлияла на управляемость авианосцем: истребители могли «отрываться» от самолета-носителя независимо друг от друга.

Боевое крещение «Звена» произошло 26 июля 1941 года. После ряда неудачных попыток бомбардировщиков взорвать Мост Карла I на Дунае в дальнейшем было решено использовать авианосцы. Тестовое задание заключалось в том, чтобы разбомбить нефтехранилище в румынской Констанце. В ходе авиаудара истребители с грузом бомб отсоединились от носителей на расстоянии 40 км от нефтехранилища и после успешного поражения цели вернулись на аэродром Одессы.

«B-4» и «Голиаф»

Гусеничная самоходная мина «Голиаф» использовалась Германией на протяжении всей войны и предназначалась для уничтожения танков, плотных пехотных формирований и разрушения зданий. Радиоуправляемая машина имела небольшие размеры – 150 х 85 х 56 см и несла от 75 до 100 кг взрывчатых веществ.

В общей сложности в Германии было произведено 7564 «Голиафа», однако успешным этот проект назвать сложно, в первую очередь, из-за его дороговизны, а также из-за низкой скорости танкетки (9,5 км/ч), слабой проходимости, уязвимости провода и тонкой брони.

Самоходная установка «B-4» была гораздо крупнее «Голиафа». В отличие от последнего она была рассчитана на многоразовое применение, так как не врезалась в цель, а выбрасывала мину. Впрочем, и ее эффективность была низкой – очень часто выведенная из строя машина так и оставалась на поле боя.

«Дора» и «Густав»

Две немецкие сверхтяжелые пушки 800-мм калибра «Густав» и «Дора» были выпущены на концерне «Крупп» во второй половине 1930-х годов. В требованиях, предъявляемых к этим орудиям значилось, что они должны были пробить бетон толщиной 7 м, броню – 1 м, твердый грунт – 30 м. Максимальная дальнобойность орудия должна составлять 45 км и иметь угол вертикального наведения +65 градусов.

Испытания «Доры» и «Густава» были закончены лишь в конце 1942 года. Орудия были поставлены в войска вместе с сотней снарядов 800-мм калибра, каждый из которых достигал 4 метров в длину.

«Густав» так и не был использован в сражениях, а «Дора» поучаствовала в войне лишь два раза. Орудие произвело 42 выстрела во время осады Севастополя и около 30 выстрелов при подавления Варшавского восстания. По мнению оружейного эксперта Александра Людеке, в итоге, эти технологические шедевры, оказались «пустой тратой рабочей силы и материалов».

Субмарина-авианосец

В 1943 году Япония приступила к разработке субмарины I-400, которая должна была стать самой большой подлодкой Второй мировой. Всего было построено три субмарины из запланированных 18-ти. Первая спустилась на воду 30 декабря 1944 года, следом за ней вторая, третья очень долго достраивались, но так и не вышла в плавание.
Вооружение подлодки состояло из 20 торпед, осадного 140-миллиметрового палубного оружия, трех установок 25-миллиметровых пулеметов, одного зенитного орудия и трех самолетов «Аичи М6А1 Шейран».

Для того чтобы освободить место под самолеты топливные танки и цистерны с авиатопливом разместили снаружи субмарины. Цилиндрический ангар (3,5 метра в диаметре и 37,5 в длину) для хранения трех самолетов расположили над корпусом в центральной части лодки. Длина подлодки достигала 122 метров, водоизмещение составляло 3530 тонн, а состав команды насчитывал 144 человека.

Две субмарины I-400 и I-401 решили использовать в августе 1945 года при проведении операции «Хикари» по уничтожению американских авианосцев возле атолла Улити. Однако к моменту начала операции Япония объявила о капитуляции и подлодки бесславно сдались американским войскам.

Цепные тралы

Впервые идея использовать цепи для подрыва мин по ходу движения техники пришла в голову инженеру из ЮАР Александру дю Тойту, который предложил установить впереди бронетехники специальный вращающийся барабан с массивными металлическими цепями.

Американцы своими испытаниями подтвердили действенность идеи южноафриканского инженера и в 1942 году первые серийные тралы были установлены на танках «Матильда». Опыт американцев адаптировали и британцы, которые приспособили тралы, названные ими «Крабами», на танки «Шерман».

Суть действия трала заключалась во вращаемом от привода двигателя танка барабане, на котором были закреплены 43 металлические цепи. По краям барабана были установлены острые диски, которые, вращаясь, разрезали колючую проволоку. Переднюю часть танка от пыли и грязи предохранял специальный щит.

Британские и американские войска с большим успехом использовали подобные тралы во время операций на северо-западе Европы. Более того, танки оснащенные тралами отнюдь не лишались возможности полноценно использовать свою огневую мощь.

Радиоуправляемые бомбы

Основным предназначением немецкой радиоуправляемой бомбы «Fritz-X» было уничтожение тяжело бронированных морских целей. Она являлась модификацией стандартной бронебойной бомбы «SD-1400», но с улучшенной аэродинамикой – четырьмя маленькими крыльями и хвостовым оперением.
С помощью бомбы «Fritz-X» были потоплены итальянский броненосец «Рома» и британский крейсер «Спартан». Впрочем, такие бомбы не могли резко менять направление: их нужно было сбрасывать, пролетая непосредственно над целью, что делало весьма уязвимыми немецкие бомбардировщики.

Другая радиоуправляемая бомба вермахта «Henschel Hs 293» была гораздо эффективнее предыдущей. После сброса бомбы ракетный ускоритель разгонял ее в течение 10 секунд, после чего наступал этап планирования смертоносной боеголовки. На хвосте бомбы был установлен маячок, что позволяло наводчику следить за ее полетом ночью.
Впервые «Henschel Hs 293» была применена в августе 1943 года, потопив британский корабль «Erget». Однако ближе к концу войны союзные войска научились перехватывать частоты радиоуправляемых бомб, что позволило им сбивать направление их полета.

Вторая мировая война была плацдармом для реализации самых фантастических проектов военных конструкторов. Гонка вооружений привела к созданию громадных пушек, радиоуправляемых бомб и субмарин-авианосцев.

Самое необычное оружие Второй мировой войны

Воздушные авианосцы


С начала 1930-х годов в СССР инженером Владимиром Вахмистровым разрабатывался проект «Звено», который предполагал использование самолета-носителя для заброски на дальние расстояния от 1 до 5 истребителей. Кроме расширения радиуса действия одномоторных самолетов, важнейшей задачей было применение истребителей в качестве пикирующих бомбардировщиков для прицельного бомбометания крупными снарядами.

В качестве авианосцев использовались самолеты семейства Туполевых (ТБ-1, ТБ-3), в качестве истребителей – машины КБ Поликарпова (И-3, И-4, И-16). При использовании ТБ-5 и И-16 дальность полета истребителя увеличивалась на 80%, а бомбовая нагрузка – в 5 раз!

Во время одного из испытаний по ошибке истребитель был отсоединен от авианосца до готовности пилота, однако все обошлось. Любопытно, что «аварийный» самолет пилотировал сам Чкалов. Благодаря инциденту удалось выяснить, что образовавшаяся таким образом большая асимметрия никак не повлияла на управляемость авианосцем: истребители могли «отрываться» от самолета-носителя независимо друг от друга.

Боевое крещение «Звена» произошло 26 июля 1941 года. После ряда неудачных попыток бомбардировщиков взорвать Мост Карла I на Дунае в дальнейшем было решено использовать авианосцы. Тестовое задание заключалось в том, чтобы разбомбить нефтехранилище в румынской Констанце. В ходе авиаудара истребители с грузом бомб отсоединились от носителей на расстоянии 40 км от нефтехранилища и после успешного поражения цели вернулись на аэродром Одессы.

«B-4» и «Голиаф»


Гусеничная самоходная мина «Голиаф» использовалась Германией на протяжении всей войны и предназначалась для уничтожения танков, плотных пехотных формирований и разрушения зданий. Радиоуправляемая машина имела небольшие размеры – 150 х 85 х 56 см и несла от 75 до 100 кг взрывчатых веществ.
В общей сложности в Германии было произведено 7564 «Голиафа», однако успешным этот проект назвать сложно, в первую очередь, из-за его дороговизны, а также из-за низкой скорости танкетки (9,5 км/ч), слабой проходимости, уязвимости провода и тонкой брони.
Самоходная установка «B-4» была гораздо крупнее «Голиафа». В отличие от последнего она была рассчитана на многоразовое применение, так как не врезалась в цель, а выбрасывала мину. Впрочем, и ее эффективность была низкой – очень часто выведенная из строя машина так и оставалась на поле боя.

«Дора» и «Густав»


Две немецкие сверхтяжелые пушки 800-мм калибра «Густав» и «Дора» были выпущены на концерне «Крупп» во второй половине 1930-х годов. В требованиях, предъявляемых к этим орудиям значилось, что они должны были пробить бетон толщиной 7 м, броню – 1 м, твердый грунт – 30 м. Максимальная дальнобойность орудия должна составлять 45 км и иметь угол вертикального наведения +65 градусов.

Испытания «Доры» и «Густава» были закончены лишь в конце 1942 года. Орудия были поставлены в войска вместе с сотней снарядов 800-мм калибра, каждый из которых достигал 4 метров в длину.

«Густав» так и не был использован в сражениях, а «Дора» поучаствовала в войне лишь два раза. во время осады Севастополя и около 30 выстрелов при подавления Варшавского восстания. По мнению оружейного эксперта Александра Людеке, в итоге, эти технологические шедевры, оказались «пустой тратой рабочей силы и материалов».

Субмарина-авианосец


В 1943 году Япония приступила к разработке субмарины I-400, которая должна была стать самой большой подлодкой Второй мировой. Всего было построено три субмарины из запланированных 18-ти. Первая спустилась на воду 30 декабря 1944 года, следом за ней вторая, третья очень долго достраивались, но так и не вышла в плавание.
Вооружение подлодки состояло из 20 торпед, осадного 140-миллиметрового палубного оружия, трех установок 25-миллиметровых пулеметов, одного зенитного орудия и трех самолетов «Аичи М6А1 Шейран».

Для того чтобы освободить место под самолеты топливные танки и цистерны с авиатопливом разместили снаружи субмарины. Цилиндрический ангар (3,5 метра в диаметре и 37,5 в длину) для хранения трех самолетов расположили над корпусом в центральной части лодки. Длина подлодки достигала 122 метров, водоизмещение составляло 3530 тонн, а состав команды насчитывал 144 человека.

Две субмарины I-400 и I-401 решили использовать в августе 1945 года при проведении операции «Хикари» по уничтожению американских авианосцев возле атолла Улити. Однако к моменту начала операции Япония объявила о капитуляции и подлодки бесславно сдались американским войскам.

Цепные минные тралы


Впервые идея использовать цепи для подрыва мин по ходу движения техники пришла в голову инженеру из ЮАР Александру дю Тойту, который предложил установить впереди бронетехники специальный вращающийся барабан с массивными металлическими цепями.

Американцы своими испытаниями подтвердили действенность идеи южноафриканского инженера и в 1942 году первые серийные тралы были установлены на танках «Матильда». Опыт американцев адаптировали и британцы, которые приспособили тралы, названные ими «Крабами», на танки «Шерман».

Суть действия трала заключалась во вращаемом от привода двигателя танка барабане, на котором были закреплены 43 металлические цепи. По краям барабана были установлены острые диски, которые, вращаясь, разрезали колючую проволоку. Переднюю часть танка от пыли и грязи предохранял специальный щит.

Британские и американские войска с большим успехом использовали подобные тралы во время операций на северо-западе Европы. Более того, танки оснащенные тралами отнюдь не лишались возможности полноценно использовать свою огневую мощь.

Радиоуправляемые бомбы

Основным предназначением немецкой радиоуправляемой бомбы «Fritz-X» было уничтожение тяжело бронированных морских целей. Она являлась модификацией стандартной бронебойной бомбы «SD-1400», но с улучшенной аэродинамикой – четырьмя маленькими крыльями и хвостовым оперением.
С помощью бомбы «Fritz-X» были потоплены итальянский броненосец «Рома» и британский крейсер «Спартан». Впрочем, такие бомбы не могли резко менять направление: их нужно было сбрасывать, пролетая непосредственно над целью, что делало весьма уязвимыми немецкие бомбардировщики.

Другая радиоуправляемая бомба вермахта «Henschel Hs 293» была гораздо эффективнее предыдущей. После сброса бомбы ракетный ускоритель разгонял ее в течение 10 секунд, после чего наступал этап планирования смертоносной боеголовки. На хвосте бомбы был установлен маячок, что позволяло наводчику следить за ее полетом ночью.

Впервые «Henschel Hs 293» была применена в августе 1943 года, потопив британский корабль «Erget». Однако ближе к концу войны союзные войска научились перехватывать частоты радиоуправляемых бомб, что позволило им сбивать направление их полета.

Любая война — это ужасно. А тем более, когда война обретает такие масштабы, как это случилось со Второй мировой. Но при всех своих ужасах, эта война дала огромный толчок в развитии оружия и военных технологий. И все они начинались с прототипов и образцов, которые иногда оказывались весьма странными, если не сказать большего. О самых необычных вариантах оружия Второй мировой войны — в этой подборке.



Кривоствольное оружие.

Идеи огнестрельного оружия с изогнутым стволом для стрельбы из укрытий начали появляться ещё в XIX веке. Однако, их практическая реализация состоялась лишь в конце первой половины ХХ века. В СССР первое кривоствольное оружие появилось в 1940-х годах. Тогда в ходе экспериментов стволы искривляли у пулемётов Горюнова и Калашникова. Но дальше опытных образцов дело тогда не пошло. В Германии в 1943 году приспособления для стрельбы из укрытий были даже официально приняты на вооружение и применялись в реальных боевых условиях. Интересно, что в советской пропаганде тех времён такое оружие называлось «предательским» и «для трусливой стрельбы из-за угла».



Станковый противотанковый гранатомёт калибра 105 мм.

Практически под самый занавес войны, зимой 1945 года, немецкий концерн Rheinmetall-Borsig представил опытный образец нового противотанкового гранатомёта Hammer и кумулятивной гранаты для него. Габариты нового орудия получились весьма внушительными, да и вес за 40 кг, говорил о том, что использовать его можно только на станке. Впрочем, боевые характеристики были весьма неплохими: при стрельбе на дальность до 500 метров, 100% снарядов попадали в цель размером 1х1 метр. Вот только технические трудности, связанные с производством нового оружия, позволили полностью завершить работу над образцами лишь к маю 1945 года. А тогда было уже слишком поздно.



Суборбитальный бомбардировщик.

Проект гиперзвукового суборбитального бомбардировщика-космолёта под названием «Silbervogel» (Серебряная птица) — детище австрийского учёного доктора Ойгена Зенгера. Основным назначением этого самолёта была бомбардировка территории США, в частности Нью-Йорка, а также дальних промышленных регионов СССР — Урала и Сибири. Вес бомбовой нагрузки зависел от расстояния полёта. Так, например до Нью-Йорка за 6500 км «Серебряная птица» могла донести 6 тонн бомб. Максимальная же грузоподъёмность составляла 30 тонн бомб. В 1941 году этот проект был временно заморожен, поскольку не предполагал немедленной отдачи. О нём вспомнили лишь в 1944, пытаясь сделать из него «оружие возмездия». Однако, не смотря на успешные испытания прототипов в аэродинамических трубах, даже немецкому командованию было очевидно, что в тогдашней ситуации проект не удастся реализовать. В результате он так и остался чертежами на бумаге. И правильно, потому что более поздние послевоенные расчёты показали, что подобный аппарат даже в теории не мог функционировать так, как задумывал его создатель и просто развалился бы при входе в атмосферу.



От бумажных прототипов к реальному оружию. «Дора» — уникальное сверхтяжёлое железнодорожное артиллерийское орудие германской армии. Его создавали как бы «назло». Всё дело в том, что после Первой мировой войны, согласно Версальскому договору Германии было запрещено иметь орудия калибра свыше 150 мм, а также любые противотанковые и зенитные пушки. Поэтому, по мнению лидеров нацистской Германии, создание мощной и крупнокалиберной артиллерии было делом престижа. Всего было построено два 807 мм орудия. Первое получило имя «Дора», а второе — «Толстый Густав». В 1942 году орудие было применено при штурме Севастополя. Скорострельность орудия составляла всего два выстрела в час. Но снаряды были действительно ужасающими: вес 7 тонн, из них от 250 до 700 килограммов (в зависимости от типа) приходилось на взрывчатое вещество, прицельная дальность — 39 километров. Снаряд мог пробить 1 метр цельной стальной брони или 7 метров железобетона.



Ампуломёт.

Как гласит легенда, ампуломёт — детище блокадных ленинградцев, которые настолько обессилили от голода, что не могли самостоятельно бросать в противника бутылки с зажигательной смесью. В действительности же ампуломёт был придуман в московском КБ завода №145 имени Кирова. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что это оружие не только с успехом применялось, но даже и производилось в блокадном Ленинграде. Технически ампуломёт представляет собой небольшую мортиру, стреляющую стеклянными или тонкостенными металлическими ампулами с самовоспламеняющейся огнесмесью. Предназначался ампуломёт для поражения вражеской техники, а также пехоты в окопах и закрытых сооружениях. Использовался в основном для ближнего боя в виду своей небольшой дальности стрельбы — около 250 метров.



Миномёт-лопата.

Реальное оружие, принятое на вооружение и успешно выполнявшее свои задачи. Представлял из себя, как нетрудно догадаться из названия, гибрид малой пехотной лопаты и миномёта калибра 37 мм. Миномёт состоял из ствола, лопаты (она же являлась опорной плитой) и сошки с пробкой. Труба ствола соединена наглухо с казенником, в нём запрессован боек, на который накалывался капсюль вышибного патрона мины. По мере совершенствования средств вооружения, миномёт-лопата потерял свою актуальность в следствии недостаточной дальности огня и малой мощности мины, и в конце-концов был снят с вооружения.



Самоходная мортира «Карл».

Одна из самых мощных САУ своего времени, калибром 600 мм. Не смотря на то, что всего в боевых действиях участвовали только шесть установок, применялись они достаточно широко вплоть до окончания войны в 1945 году. Огневая мощь орудия была действительно впечатляющей: 2-тонный бетонобойный снаряд выстреливался с начальной скоростью 220 м/с пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной 450 мм. Максимальная дальность полёта такого снаряда составлял 4,5 километра.



Однозарядный пистолет FP-45 Liberator.

Предельно простой конструктивно и очень дешёвый в производстве FP-45 Liberator планировалось забрасывать за линию фронта для использованиями партизанскими войсками и бойцами сопротивления. Пистолет состоял всего из 23 частей, получаемых в результате штамповки или прессования, а потому его себестоимость составляла 2,4 доллара. Силами 300 рабочих завода в Андерсоне за 11 недель было изготовлено около миллиона таких пистолетов. Однако, документальных подтверждений массовой заброски пистолетов нет. Лишь только около 25 тысяч единиц было передано в Великобританию для снабжения французского Сопротивления.



Телетанки.

Телетанками в Советском Союзе называли танки без экипажа, управляемые на расстоянии с помощью телеуправления по радиоканалу. Первым телетанком, принявшем участие в реальных боевых действиях, стал ТТ-26. Рычаги приводились в действие пневматикой: компрессор накачивал воздух в баллон, откуда он под давлением подавался на поршни манипуляторов. С помощью специального пульта, оснащённого по меньшей мере 20-ю кнопками, оператор мог заставить танк выполнить до 16 различных команд. При этом сам оператор находился в другом танке, следующем позади управляемого на расстоянии 500—1500 метров. Вооружение телетанка состояло из пулемета ДТ и огнеметной установки. Также иногда использовались 200—700-кг бомбы замедленного действия в бронированной коробке, которую танк сбрасывал около укреплений врага, что позволяло разрушать бункеры до четырёх уровней под землёй. Телетанки также были способны к использованию химического оружия, хотя оно не использовалось в боевых действиях.



Носитель зарядов «Goliath».

У немецкой стороны тоже были дистанционно управляемые машины. Наибольшую известность из них получил легкий носитель зарядов Sd.Kfz.302 Goliath, который очень широко применялся гитлеровцами для уничтожения техники противника. Он был надёжен и достаточно дёшев в производстве, что позволяло использовать его в качестве робота-камикадзе. Имея собственный вес менее 400 кг, Goliath мог нести до 100 кг взрывчатки. Правда, в отличие от советских танков, управление производилось не через радиоканал, а с помощью кабеля. А его длина составляла максимум 700 метров. К тому же кабель был никак не защищён и легко перерубался осколками снарядов или сапёрной лопаткой.



Орудие Фау-3

Многокамерное артиллерийское орудие было также известно под названиями «многоножка», «трудолюбивая Лизхен» и «английская пушка». Орудие было разработано летом 1944 года и предназначалось для стрельбы ежечасно залпами из 300 снарядов в форме дротиков длиной 2,7 метра. «Дуло» орудия имело в длину 125 метров и теоретически, по крайней мере, могло достать Лондон из французской деревни Мимойек, находящейся в 8 километрах от Ла-Манша. Однако первые же испытания показали, что скорость снаряда достигала всего лишь 1 км/сек, т.е. была вдвое меньше скорости, необходимой для преодоления 160 км, отделявших Мимойек от Лондона.

Гитлер распорядился сделать 50 Фау-3, однако союзники успели разбомбить прототип орудия, который прятали в стогах сена, еще до запуска Фау-3 в производство.

В итоге были сделаны только два уменьшенных (длиной 45 метров) варианта Фау-3. Из них было произведено всего лишь несколько залпов. Поскольку никаких сведений о результатах стрельбы не сохранилось, можно утверждать, что они оказались не самыми удачными.

Даже война может приносить пользу. Вторая мировая, к примеру, настолько стимулировала техническое развитие стран-участниц, что плодами его мы пользуемся до сих пор. Эффективное, смертельное оружие того времени позволило современным ученым совершить несколько мощных технологических прорывов. Впрочем, не все использованное вооружение было таким уж невероятно полезным. Вот несколько самых странных орудий Второй мировой войны, которые нас удивили.

Великобритания

Воздушное минное поле было призвано защищать корабли Королевского флота от налетов вражеских бомбардировщиков. Снаряды запускались вертикально вверх, на пике открывался парашют: по замыслу изощренного военного гения, серия таких мин создавала непреодолимое препятствие для налетчиков. По факту же, вражеские пилоты прекрасно видели здоровенные, парящие в воздухе снаряды и легко от них уходили. А те, повинуясь беспощадной гравитации, опускались обратно, заставляя британских моряков лишний раз поминать имя божье всуе.

Собаки-самоубийцы

СССР

В 1941 году немецко-фашистские войска вторглись в святые пределы Союза Советских Социалистических Республик. Особенные неприятности доставляла бронированная техника противника. На многих фронтах, пехоте приходилось противостоять целым танковым подразделениям. Было решено использовать собак-подрывников: обвязанный взрывчаткой пес должен был поднырнуть под днище танка и выдернуть зубами чеку гранаты. Во время настоящей битвы, большая часть собак была просто не в состоянии понять, что вообще происходит вокруг. Они кидались обратно, к хозяину - а тому приходилось убивать несчастное животное.

Толстый Густав

Германия

Французская линия обороны Мажино действительно стала настоящей головной болью для Гитлера. Было принято решение построить орудие такой мощи, которое сумело бы разрушить долговременные укрепления линии. На заводах компании Friedrich Krupp A.G выпустили целых две монструозных пушки: Большую Дору и Толстого Густава. «Густав» весил целых 1344 тонны и мог передвигаться только по железной дороге, а на подготовку к стрельбе уходило целых три дня. В боевых действиях эта штуковина поучаствовала всего раз и была захвачена союзниками у Севастополя.

Фау-3

Германия

Фау-3 относилось к так называемому «Оружию возмездия», которым Третий Рейх намеревался покарать весь цивилизованный мир. По счастью, это скорострельное орудие было разработано уже в самом конце войны. Несколько доработок могли бы и в самом деле превратить Фау-3 в настоящий карающий меч нацистов, но бомбардировки союзных военно-воздушных сил разрушили практически все пусковые шахты.

Голиаф

Германия

Мини-танк «Голиаф» был оснащен двумя электромоторами и мог перевозить на себе более 50 кг. взрывчатки. Управлялось это чудо инженерной мысли дистанционно, к оператору с джойстиком в руках вел кабель, который достигал почти километровой длины. Надо ли говорить, что именно этот кабель и был самым уязвимым элементом проекта? Тем не менее, танк не был абсолютно бесполезен - «Голиаф» вообще можно назвать прототипом чуть ли не каждого современного дистанционно управляемого робота.