Толстый Густав - самая большая пушка Гитлера. Толстый густав

В 5 часов 35 минут 5 июня 1942 года долину близ Бахчисарая потряс громоподобный звук, который через 20 лет люди приняли бы за термоядерный взрыв. На железнодорожной станции и в домах обывателей в южной части Бахчисарая вылетели стекла. Через 45 секунд огромный снаряд упал севернее станции Мекензиевы Горы в нескольких десятках метров от полевого склада боеприпасов 95-й стрелковой дивизии. Следующие семь выстрелов были произведены по старой береговой батарее № 16 южнее поселка Любимовка. Еще шесть выстрелов 5 июня были сделаны по зенитной батарее Черноморского флота. Последний выстрел в этот день прозвучал в сумерках — в 19 часов 58 минут.

Технические характеристики Эффективная дальность стрельбы — 40 км. Общий вес 1344 тонны, вес ствола 400 тонн, длина ствола 32 м, калибр 800 мм, длина снаряда (без метательного заряда) 3,75 м, вес снаряда 7,1 тонны


Останки «Доры» потрясли американских солдат

Уникальные фотографии: транспортировка трофейного «Густава» в Сталинград

Вплоть до 26 июня снаряды чудовищного калибра накрывали советские позиции с частотой от пяти до шестнадцати выстрелов в день. Обстрел закончился так же внезапно, как и начался, оставив советскую сторону с неразрешенным вопросом: что это было?

Полная «Дора»

По Севастополю стреляла «Дора» — самая большая и самая мощная пушка, созданная за всю историю человечества. Еще в 1936 году при посещении завода Круппа Гитлер потребовал у руководства фирмы сверхмощную артсистему для борьбы с долговременными сооружениями линии Мажино и бельгийскими фортами. Конструкторскую группу фирмы Круппа, занявшуюся разработкой нового орудия по предложенному тактико-техническому заданию, возглавил профессор Эрих Мюллер, который закончил проект в 1937 году. Заводы Круппа немедленно приступили к производству колоссов.

Первое орудие, названное в честь жены главного конструктора «Дорой», было закончено в начале 1941 года и обошлось в 10 млн. рейхсмарок. Затвор у пушки был клиновой, а заряжание раздельно-гильзовое. Полная длина ствола составляла 32,5 м, а вес 400 тонн (!). В боевом положении длина установки была 43 м, ширина 7 м, а высота 11,6 м. Полный же вес системы составлял 1350 тонн. Лафет суперпушки состоял из двух железнодорожных транспортеров, и стреляла установка со сдвоенного железнодорожного пути.

Летом 1941 года первое орудие доставили с завода Круппа в Эссене на экспериментальный полигон Хиллерслебен в 120 км к западу от Берлина. С 10 сентября по 6 октября 1941 года на полигоне были проведены стрельбы, результаты которых полностью удовлетворили руководство вермахта. Одновременно возник и вопрос: а где можно применить это суперорудие?

Дело в том, что линию Мажино и бельгийские форты немцы успели захватить в мае-июне 1940 года без помощи супероружия. Гитлер нашел «Доре» новую цель — укрепления Гибралтара. Но и этот замысел оказался неосуществим по двум причинам: во‑первых, железнодорожные мосты Испании строились без расчета на перевозку грузов такого веса, во‑вторых — генерал Франко вовсе не собирался пропускать немецкие войска через территорию Испании.

В конце концов в феврале 1942 года начальник генерального штаба сухопутных войск генерал Гальдер приказал отправить «Дору» в Крым и передать в распоряжение командующего 11-й армией генерал-полковника Манштейна для обстрела Севастополя.

На курорте

25 апреля 1942 года пять эшелонов с разобранной артустановкой и обслуживающим дивизионом скрытно прибыли на полустанок Ташлых-Даир (ныне село Янтарное) в 30 км южнее железнодорожного узла Джанкой. Позиция для «Доры» была выбрана в 25 км от предполагавшихся к обстрелу целей в Севастополе и в 2 км к югу от железнодорожной станции Бахчисарай. Сверхсекретную позицию орудия решили строить в чистом поле, на голом как стол участке, где не имелось ни скальных укрытий, ни хотя бы небольшого леска. Невысокий холм между рекой Чурук-Су и железной дорогой был вскрыт продольной выемкой глубиной 10 м и шириной около 200 м, до станции Бахчисарай провели километровую ветку, а западнее холма уложили «усы», которые обеспечивали угол горизонтального обстрела в 45 градусов.

Работы по строительству огневой позиции велись круглосуточно в течение четырех недель. Было привлечено 600 военных строителей-железнодорожников, 1000 рабочих «Трудфронта» организации «Тодт», 1500 человек местных жителей и несколько сот военнопленных. Противовоздушная оборона обеспечивалась надежной маскировкой и постоянным патрулированием над районом истребителей из состава 8-го авиакорпуса генерала Рихтгофена. Рядом с позицией выстроили батарею 88-мм зенитных орудий и 20-мм зенитных автоматов. Кроме того, «Дору» обслуживали дивизион дымомаскировки, 2 румынские пехотные роты охраны, взвод служебных собак и специальная моторизованная команда полевой жандармерии. В общей сложности боевую деятельность орудия обеспечивало более четырех тысяч человек.

Орудие-призрак

Гестапо объявило весь район запретной зоной со всеми вытекавшими из этого последствиями. Принятые меры оказались столь успешными, что ни о прибытии в Крым, ни даже о самом существовании «Доры» советское командование так и не узнало до 1945 года!

Вопреки официальной истории командование Черноморского флота во главе с адмиралом Октябрьским творили одну глупость за другой. До 1943 года оно свято верило, что еще в июне 1941-го в Черное море вошел итальянский флот, и вели с ним упорные бои — ставили минные заграждения, бомбили мифические вражеские подводные лодки и торпедировали существовавшие только в воспаленном воображении вражеские корабли. В результате от собственных мин и торпед погибли десятки боевых и транспортных кораблей Черноморского флота! Командование Севастопольского оборонительного района то отправляло под трибунал за паникерство красноармейцев и младших командиров, докладывавших о взрывах огромных снарядов, то, наоборот, докладывало в Москву о применении немцами 24-дюймовых (610-мм) железнодорожных установок.

После окончания боев в Крыму в мае 1944 года специальная комиссия занималась поиском огневой позиции сверхтяжелого орудия в районах сел Дуванкой (ныне Верхнесадовое) и Заланкой (Фронтовое), но безуспешно. Документов об использовании «Доры» также не оказалось среди трофеев Красной армии, захваченных в Германии. Поэтому советские военные историки сделали вывод, что «Доры» под Севастополем вообще не было, а все слухи о ней — дезинформация абвера. Зато писатели «оттянулись» по «Доре» по полной программе. В десятках детективных историй героические разведчики, партизаны, летчики и моряки находили и уничтожали «Дору». Нашлись люди, которые «за уничтожение «Доры»» были награждены правительственными наградами, а одному из них даже присвоили звание Героя Советского Союза.

Психологическое оружие

Зарождению мифов вокруг «Доры» способствовало и действие ее 7-тонных снарядов, эффективность которых была близка к… нулю! Из 53 выпущенных 800-мм снарядов лишь 5 поразили цель. Наблюдательными постами дивизиона 672 отмечены попадания по батарее № 365, опорному пункту стрелкового полка 95-й стрелковой дивизии и по командному пункту зенитного дивизиона 61-го полка ПВО.

Правда, Манштейн в своей книге «Утерянные победы» писал: «Орудие одним выстрелом уничтожило большой склад боеприпасов на берегу бухты Северная, укрытый в скалах на глубине 30 м». Заметим, что ни одна из штолен Сухарной балки не была взорвана огнем немецкой артиллерии до последних дней обороны Северной стороны Севастополя, то есть до 25−26 июня. А взрыв, о котором пишет Манштейн, произошел от детонации боезапаса, открыто выложенного на берегу бухты и подготовленного для эвакуации на Южную сторону. При стрельбе по остальным объектам снаряды легли на расстоянии от 100 до 740 м от цели.

Штаб 11-й германской армии выбирал цели довольно неудачно. В первую очередь целями для бронебойных снарядов «Доры» должны были стать береговые башенные батареи № 30 и № 35, защищенные командные пункты флота, Приморской армии и береговой обороны, узлы связи флота, штольни подземных арсеналов, спецкомбинаты № 1 и № 2 и склады горючего, укрытые в толще Инкерманских известняков, однако по ним почти не стреляли.

Что же касается восьми снарядов, выпущенных по береговой батарее № 16, то это не что иное, как конфуз немецкой разведки. Установленные там 254-мм пушки были сняты еще в конце 1920-х годов, и с тех пор там никого не было. Кстати, я облазил и отснял всю батарею № 16 вдоль и поперек, но никаких серьезных повреждений не обнаружил. Позже начальник Генерального штаба вермахта генерал-полковник Гальдер оценил «Дору» так: «Настоящее произведение искусства, но, к сожалению, бесполезное».

Металлолом

Помимо «Доры» в Германии были изготовлены еще две ее 800-миллиметровые сестры, которые, однако, в боевых действиях не участвовали. В 1944 году немцы планировали применить «Дору» для стрельбы с французской территории по Лондону. Для этой цели были разработаны трехступенчатые реактивные снаряды Н.326. Кроме того фирма Круппа спроектировала для «Доры» новый ствол с гладким каналом калибра 52 см и длиной 48 метров. Дальность стрельбы предполагалась 100 км. Однако сам снаряд содержал всего 30 кг взрывчатого вещества и его фугасное действие было ничтожно по сравнению с ФАУ-1 и ФАУ-2. Гитлер приказал прекратить работы над 52-см стволом и потребовал создания орудия, стреляющего фугасными снарядами весом 10 тонн с 1,2 тоннами взрывчатого вещества. Понятно, что создание такого орудия было фантазией.

22 апреля 1945 года, во время наступления в Баварии 3-й американской армии, передовые патрули одной из частей при прохождении через лес в 36 км севернее города Ауэрбах обнаружили в тупике железнодорожной линии 14 тяжелых платформ и разбросанные вдоль путей остатки какой-то огромной и сложной металлической конструкции, сильно поврежденной взрывом. Позже в близлежащем тоннеле были найдены и другие детали, в частности — два гигантских артиллерийских ствола (один из которых оказался неповрежденным), части лафетов, затвор и т. д. Опрос пленных показал, что обнаруженные конструкции принадлежат сверхмощным орудиям «Дора» и «Густав». По завершении обследования остатки обеих артсистем сдали в металлолом.

Третье сверхмощное орудие — один из «Густавов» — оказалось в советской зоне оккупации, и дальнейшая его судьба западным исследователям неизвестна. Автор обнаружил упоминание о нем в «Отчете уполномоченного Министерства вооружений о работе в Германии в 1945—1947 гг.» т.2. Согласно отчету: «…в июле 1946 года специальная группа советских специалистов по заданию Министерства вооружений предприняла изучение 800-мм установки «Густав». Группой составлен отчет с описанием, чертежами и фотоснимками 800-мм орудия и проведена работа по подготовке к вывозу 800-мм железнодорожной установки «Густав» в СССР».

В 1946—1947 годах эшелон с частями 80-см орудия «Густав» прибыл в Сталинград на завод «Баррикады». На заводе орудие изучалось в течение двух лет. По сведениям, полученным от ветеранов КБ, заводу было поручено создать аналогичную систему, но в архивах подтверждения этому я не нашел. К 1950 году останки «Густава» были отправлены на заводской полигон, где они хранились до 1960 года, а затем были сданы на лом.

Вместе с орудием на завод «Баррикады» было доставлено семь гильз. Шесть из них впоследствии сдали в металлолом, а одна, использовавшаяся как пожарная бочка, уцелела и позже была отправлена на Малахов Курган. Это все, что осталось от величайшего орудия в истории человечества.

«Дора» - прекрасное произведение искусства, но бесполезное

Фото: самая большая немецкая пушка Дора

В 1936 году во время посещения фюрером заводов фирмы «Krupp» он потребовал от руководства фирмы создать артиллерийскую систему, с помощью которой можно было бы сокрушить французские форты на линии Мажино и бельгийские укрепления. Крупповские специалисты подсчитали: для того, чтобы пробить бетонные перекрытия толщиной семь метров и стальную плиту толщиной один метр, понадобится бронебойный снаряд весом около семи тонн, что предполагало калибр будущей артсистемы не менее 800 мм.

«Жена» весом в 400 тонн

Конструкторскую группу фирмы «Krupp», начавшую разработку нового орудия, возглавил профессор Эрик Мюлле. По имени его жены будущую пушку назвали «Дорой». Расчёты показали, что для того, чтобы вести огонь с дистанции 35-45 км и не попасть под ответный огонь вражеской артиллерии, снаряд должен был иметь большую начальную скорость. А для этого орудие должно иметь длинный ствол и, по расчётам инженеров фирмы «Krupp», весить не менее 400 тонн!
Работа над орудием-монстром началась в 1937 году. Но из-за возникших при этом сложностей создать артиллерийскую систему , способную сделать первый выстрел, удалось лишь к сентябрю 1941 года. Линия Мажино и бельгийские форты к тому времени уже были захвачены германскими войсками. Тем не менее работа над «Дорой» была продолжена. К бою чудо-пушка была полностью готова в январе 1942 года. Её строительство обошлось германской казне в чудовищную сумму - 10 миллионов рейхсмарок.

Как она была устроена?

Как и все подобные ей артиллерийские установки , «Дора» состояла из двух частей - собственно орудия и железнодорожного транспортёра. Длина ствола пушки составляла 32 калибров - 32,48 м, из них длина нарезной его части - 36,2 калибра - 28,9 м. Запирание ствола производилось клиновым затвором с гидравлическим приводом. Заряжание «Доры» было раздельно-гильзовым.

Живучесть ствола оценивали в сто выстрелов, однако, как показала практика, уже после пятнадцати выстрелов начинался износ канала ствола. Масса пушки составляла 400 тонн.

Из-за огромных размеров и массы пушки конструкторам фирмы «Krupp» пришлось сконструировать уникальный железнодорожный транспортёр, занимавший сразу две параллельные рельсовые колеи. Таким образом, получался гигантский транспортёр на сорока осях и восьмидесяти колёсах по сорок колёс на колее.

После сборки транспортёра на нём устанавливался нижний станок с люлькой и противооткатной системой. Вслед за этим производился монтаж ствола пушки и сборка платформы для заряжания. В хвостовой части платформы устанавливались два подъёмника с электрическим приводом для подачи с железнодорожной колеи на платформы снарядов и зарядов. Механизм вертикальной наводки использовал электрогидравлический привод и обеспечивал наведение орудия в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0 до 65 градусов. А горизонтальная наводка осуществлялась благодаря тому, что железнодорожные колеи были выполнены в виде кривых определённого радиуса. При этом стрельба велась только строго параллельно этим путям - любое отклонение грозило перевернуть установку под влиянием огромной силы отката. В боевом положении длина установки была 43 м, ширина 7 м, высота 11,6 м.

Время подготовки орудия к ведению огня складывалось из времени оборудования огневой позиции (от трёх до шести недель) и времени сборки артустановки (трое суток). Для оборудования огневой позиции требовался участок размерами 4,5x4,5 км и 250 человек личного состава. С учётом электроагрегата масса артиллерийской установки «Дора» составляла 1350 тонн.

Поход на Севастополь

В феврале 1942 года начальник штаба сухопутных войск генерал Гальдер приказал отправить суперпушку «Дора» под Севастополь и передать её в распоряжение командующего 11-й немецкой армией генерала Манштейна. Под Севастополь «Дора» была доставлена в 106 вагонах пятью поездами. Обслуживающий персонал перевозили в 43 вагонах первого поезда, там же располагались кухня и средства маскировки. Монтажный кран и вспомогательное оборудование перевозили в 16 вагонах второго поезда. Части самой пушки и мастерскую транспортировали в 17 вагонах третьего состава. В 20 вагонах четвёртого поезда перевозили ствол и механизмы заряжания. Последний пятый состав в количестве 10 вагонов перевозил снаряды и пороховые заряды, в его вагонах поддерживался искусственный климат с постоянной температурой 15°С.

Непосредственное обслуживание пушки возлагалось на специальный 672-й артиллерийский дивизион «Е» численностью около пятисот человек под командованием полковника артиллерии Бова и состоявший из нескольких подразделений, в том числе штабной и огневой батарей. В составе штабной батареи имелись вычислительные группы, производившие все необходимые для наводки на цель расчёты, а также взвод артиллерийских наблюдателей, в котором, кроме обычных средств (теодолиты, стереотрубы), использовалась и новая для того времени инфракрасная техника.

В расчёт орудия также включался транспортный батальон, комендатура, маскировочная рота и полевой хлебозавод. Кроме того, в личный состав входили отделение полевой почты и походный публичный дом . Плюс ко всему к дивизиону были прикомандированы два десятка инженеров концерна «Krupp». Для инженерной подготовки позиции под Севастополем была выделена тысяча сапёров и полторы тысячи местных жителей, принудительно мобилизованных для земляных работ. Охрана позиции «Доры» возлагалась на караульную роту численностью триста человек, а также большую группу фельджандармов и специальную группу со сторожевыми собаками.

Кроме того, к группе обеспечения «Доры» было придано усиленное военно-химическое подразделение численностью 500 человек, предназначенное для постановки дымзавесы в целях маскировки с воздуха, и усиленный артиллерийский дивизион ПВО с 88-мм зенитными орудиями и батареей 20-мм зенитных автоматов. С воздуха над огневыми позициями «Доры» барражировали истребители из состава 8-го авиакорпуса генерала Вольфрама фон Рихтгофена.

Общая численность личного состава, привлеченного к обслуживанию суперпушки, составляла четыре тысячи человек.

Много шума - и ничего?

25 апреля 1942 года эшелоны с разобранной на части артустановкой с соблюдением всех мер предосторожности прибыли в Крым. Позиция для «Доры» была выбрана в 25 километрах от Севастополя и в двух километрах от железнодорожной станции Бахчисарай. В ходе подготовки позиции для «Доры» была проложена километровая железнодорожная ветка и уложены «усы», которые обеспечивали угол горизонтального обстрела 45 градусов. Работы по строительству огневой позиции велись в течение четырёх недель.

5 июня 1942 года на рассвете орудие было выведено на боевую позицию, и из вагона-погреба бронебойный снаряд был поднят на зарядный стол, а с него - в казённую часть ствола.

В 05:35 утра прозвучал первый выстрел чудо-орудия, от которого в вагоне-столовой, стоящем в трёх километрах от огневой позиции «Доры», с полок слетела посуда, а в Бахчисарае вылетели стёкла в жилых домах. Через 45 секунд немецкие наблюдатели на переднем крае зафиксировали взрыв огромного снаряда в районе полевого склада боеприпасов 96-й стрелковой дивизии. Последующие за этим семь выстрелов «Доры» были произведены по старой береговой батарее №16 южнее посёлка Любимовка. Ещё шесть выстрелов в этот день были сделаны по зенитной батарее Черноморского флота в районе станции Мекензиевы горы. Последний выстрел «Доры» в этот день прозвучал около восьми часов вечера.

6 июня суперпушка выпустила шестнадцать снарядов, 7 июня «Дора» произвела семь выстрелов по штольням арсенала в Сухарной балке. Всего же под Севастополем «Дора» выпустила 48 снарядов. Каков же результат этой стрельбы?
Артиллерийские наблюдатели не сумели зафиксировать падение семи снарядов. По некоторым данным, они легли с перелётом и упали в море. И лишь пять снарядов пушки-гиганта поразили цели. Генерал Манштейн, в конце концов взявший Севастополь и получивший за это жезл фельдмаршала, писал в своих воспоминаниях: «Это было чудо артиллерийской техники. Ствол имел длину порядка 30 м., а лафет достигал высоты трёхэтажного дома. Потребовалось около 60 железнодорожных составов, чтобы по специально проложенным путям доставить это чудовище на огневую позицию. Для его прикрытия постоянно стояло наготове два дивизиона зенитной артиллерии. В целом эти расходы, несомненно, не соответствовали достигаемому эффекту. Орудие одним выстрелом уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в скалах на глубине 30 м.» .

В прочих случаях снаряды «Доры» проникали в грунт на глубину до 12 метров. После взрыва снаряда в грунте образовывалась воронка каплеобразной формы диаметром около 3 метров, что не причиняло особого вреда защитникам города.

Как резюме, можно привести слова, сказанные начальником генерального штаба вермахта генерал-полковника Гальдера, который, кстати, сам был артиллеристом: «Настоящее произведение искусства, однако бесполезное».

Бесславный конец

После «гастроли» под Севастополем «Дору» отправили под Ленинград. Правда, прибыла она туда без самой важной своей части - без ствола. Ввиду полного его износа он был отправлен для ремонта в Эссен, а пока на станции Тайцы оставался лафет и всё прочее оборудование артустановки. Туда же собирались привезти вторую суперпушку, построенную на заводах концерна «Krupp» и получившую в честь главы концерна Густава фон Болена и Гальбаха Круппа имя «Толстый Густав». Но вскоре наступление Красной армии по прорыву Блокады заставило немцев вывезти свои суперпушки из прифронтовой зоны.

Ещё раз «Дора» поучаствовала в боевых действиях в сентябре-октябре 1944 года. Тогда артустановку привезли под Варшаву, где она выпустила около тридцати своих снарядов по восставшей столице Польши. Больше эти суперпушки нигде не стреляли. Правда, в 1944 году Гитлер приказал использовать «Дору» для обстрела с территории Франции Британских островов. Для этого были разработаны специальные трёхступенчатые реактивные снаряды. Но к тому времени войска союзников продвинулись далеко вглубь Франции, и идея со стрельбой из суперпушки по Лондону стала неактуальной…
Весной 1945 года во время наступления англо-американских союзников передовые дозоры обнаружили в лесу неподалёку от баварского города Ауэрбах, в тупике на железнодорожных путях, платформы, загруженные какими-то металлическими конструкциями, и валявшиеся поблизости искорёженные взрывами куски металла. Это были остатки двух суперпушек Гитлера. После изучения и тщательного фотографирования остатки «Доры» и «Густава» отправили в металлолом.

Если учесть, что из пушки-монстра «Дора» было выпущено по противнику 78 снарядов, а «Густав» вообще в боевых действиях не участвовал, то проект «Дора» можно считать самой дорогостоящей ошибкой в планировании развития артиллерии.

Орудие «Дора»

Масса в боевом положении: 1350 т.

Масса в походном положении: 317 т.

Длина транспортёра: 41 300 мм.

Калибр: 807 мм.

Длина ствола: 40 калибров.

Начальная скорость снаряда: 1500 м/сек.

Угол возвышения: до 65°.

Скорострельность: 1 выстр/20мин.

Дальность стрельбы: фугасным снарядом - до 47 км, бронебойными - 38 км.

Пушка Дора характеристики и устройство

Пушка Дора характеристики и устройство

1. Ствол
2. Лафет
3. Железнодорожный транспорт
4. Ограждения для личного состава
5. Противооткатная система
6. Казённая часть с клиновым затвором
7. Электродвигатель механизма вертикальной наводки
8. Досылатель снаряда
9. Платформа для заряжания
10. Подъёмник для снарядов с электроприводом

Суперснаряды для суперпушки

«Дора» стреляла 7-тонными бетонобойными и 4,8-тонными фугасными снарядами, содержавшими, соответственно, 250 кг. и 700 кг. взрывчатки. Бетонобойный снаряд пробивал броню толщиной до 1 метра, бетон - до 8 метров, твёрдый грунт - до 32 метров.

- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

У Гитлера были определенные идеи — от массового убийства евреев до завоевания Европы. И он всячески пытался показать свое величие. Нацисты даже построили то, что было бы крупнейшим в мире отелем, но проект должен был быть отменен, потому что были более насущные вопросы, такие как вторжение во Францию.

В 1930-х годах Франция построила ряд массивных укреплений и препятствий, называемых Линией Мажино, чтобы защитить страну от вторжения с востока. Эти укрепления были одними из самых сильных в в то время, с глубокими подземными бункерами, современными убирающимися башнями, пехотными укрытиями, баррикадами, артиллерийскими и противотанковыми пушками и т. д. Вермахт не смог проникнуть в эту грозную оборону. Поэтому Гитлер отправился к производителю боеприпасов «Крупп» для решения проблемы.

11 ФОТО

1. Инженер Krupp Эрих Мюллер подсчитал, что для пробивки семиметрового железобетона или одного полного метра стальной бронированной плиты им понадобится артиллерия с массивными размерами.
2. Орудие должно иметь внутренний диаметр более 80 см и длину более 30 метров, если оно должно было стрелять снарядами весом 7 тонн каждый с расстояния более 40 километров.
3. Сама пушка будет весить 1300 тонн, и ее придется перемещать по железным дорогам. Когда эти цифры были представлены Гитлеру, он одобрил их, и создание огромного оружия началось в 1937 году.
4. Через два года супер пушка была готова. Альфред Крупп лично пригласил Гитлера на испытательный полигон в Рюгенвальде в начале 1941 года, чтобы оценить мощь орудия. Альфрид Крупп назвал ружье Шверер Густав, или «Толстый Густав», в честь своего отца Густава Круппа.
5. Шверер Густав был абсолютным монстром. Поскольку он был таким большим и тяжелым, он не мог двигаться самостоятельно. Вместо этого пушка была разбита на несколько частей и доставлена на 25 грузовых вагонах до места развертывания, где она была собрана на месте — задача, которая потребовала, чтобы 250 человек трудились почти три дня.
6. Укладка дорожек и выкапывание насыпей занимало недели работы и требовала от 2500 до 4000 человек, работающих круглосуточно. 7. Шверер Густав двигался по множеству параллельных рельс, которые ограничивали его мобильность. Несмотря на огромную огневую мощь, Шверер Густав не имел средств защитить себя. Это было решено двумя батальонами Флака, которые охраняли оружие от возможного воздушного нападения.
8. За все время и деньги, потраченные на строительство орудия, оно сделало мало действий на поле боя и абсолютно ничего не решило против французов, для которых это первоначально предназначалось. 9. Германия уже вторглась во Францию в 1940 году, прежде чем пушка была готова. Они сделали это, просто обойдя линию Мажино.
10. Шверер Густав вместо этого был развернут на Восточном фронте в Севастополе в России во время его осады в 1942 году. Потребовалось 4000 человек и пять недель, чтобы подготовить орудие к стрельбе.
11. В течение следующих четырех недель Густав выпустил 48 снарядов, разбив дальние форты и уничтожив склад подводных боеприпасов, расположенный в 30 метрах под морем, с бетонной защитой не менее 10 метров. Затем пушка была перемещена под Ленинград, но нападение было отменено. Крупп построил другое оружие с такими же размерами. Оно было названо Дорой в честь жены главного инженера компании. Дора была развернута к западу от Сталинграда в середине августа 1942 года, но поспешно отозвана в сентябре, чтобы избежать захвата. Когда немцы начали свое длинное отступление домой, они взяли с собой Дору и Густава. В 1945 году, немцы взорвали Дору и Густава.

Не найдя применения своему суперорудию на западе, немцы перебросили «Дору» на свой восточный фронт. В результате в феврале 1942 года «Дору» направили в Крым в распоряжение 11-й армии, где ее главной задачей стал обстрел знаменитых советских 305-мм береговых батарей № 30 и №35 и укреплений осажденного Севастополя, отразившего к тому времени уже два штурма.

Подготовка и обслуживание данного артиллерийского чудища носила по настоящему масштабный характер. Известно, что только фугасный снаряд «Доры» массой 4,8 т нес 700 кг взрывчатки, бетонобойный массой 7,1 т - 250 кг, большие заряды к ним весили соответственно 2 и 1,85 т.

Люлька под ствол монтировалась между двумя опорами, каждая из которых занимала одну железнодорожную колею и покоилась на четырех пятиосных платформах. Для подачи снарядов и зарядов служили два подъемника. Перевозилось орудие, конечно, в разобранном виде. Для его установки железнодорожный путь разветвляли, прокладывая четыре изогнутые - для горизонтальной наводки - параллельные ветки. На две внутренние ветки загоняли опоры орудия. По внешним путям двигались два 110-тонных мостовых крана, необходимых для сборки орудия.

Сама позиция орудия занимала участок длиной 4 120-4 370 м. А в целом, подготовка позиции и сборка орудия длилась от полутора до шести с половиной недель.

Непосредственно сам расчет орудия составлял около 500 человек, дополнительно к орудию всегда были прикомандированы целый батальон охраны, транспортный батальон, два железнодорожных состава для подвоза боеприпасов, отдельный энергопоезд, а для кормёжки всего этого войска имелся свой полевой хлебозавод и даже комендатура со своими полевыми жандармами.

Таким образом, численность личного состава только на одну установку возрастала до 1 420 человек. Командовал расчетом такого орудия целый полковник. В Крыму численность расчета «Доры» выросла свыше 1500 человек, так как артиллерийскому чудищу дополнительно придали группу военной полиции для его защиты от нападения диверсионных групп и партизан, химподразделение для постановки дымовых завес и усиленный зенитный дивизион, так как уязвимость от авиации была одной из главных проблем железнодорожной артиллерии. В итоге логово «Доры» было надежно прикрыто как на земле, так и с воздуха.

От «Круппа» с установкой направили группу инженеров. Позицию для «Доры» во время облета окрестностей с воздуха выбирал сам лично генерал Цукерорт, командующий соединением тяжелых пушек.

По замыслу германцев, пушка должна была быть укрыта в горе, для чего в ней сделали специальный разрез. Поскольку положение ствола пушки изменялось только по вертикали, то для изменения направления стрельбы по горизонтали «Дора» монтировалась на железнодорожной платформе, стоящей на 80 колесах, двигавшейся по круто изогнутой дуге железнодорожного полотна с четырьмя путями. http://www.webpark.ru/comment/35512 Окончательно позицию оборудовали к июню 1942 года в 20 км от Севастополя. Перемещали собранную «Дору» два дизельных локомотива мощностью в 1 050 л. с. каждый. Дополнительно, против укреплений Севастополя немцы применили еще и две 60-см самоходные мортиры типа «Карл».

Из истории обороны Севастополя известно, что с 5 по 17 июня «Дора» всего сделала 48 выстрелов. Вместе с полигонными испытаниями это исчерпало ресурс ствола, и орудие увезли в тыл. Однако, в мемуарах Манштейн утверждал, что «Дора» выпустила по советской крепости гораздо больше, почти 80 снарядов. Немецкую громадину довольно скоро засекли советские летчики, которые нанесли по ее позиции бомбоштурмовой удар, в результате которого был поврежден энергопоезд.

В целом применение «Доры» не дало результатов, на которые рассчитывало командование вермахта, так было зафиксировано лишь одно удачное попадание, вызвавшее взрыв советского склада боеприпасов, находившегося на глубине 27 м. В остальных же случаях снаряд пушки, проникая в грунт, пробивал круглый ствол диаметром около 1 метра и глубиной 12 м. В результате взрыва боевого заряда грунт в его основании уплотнялся, образовывалась каплеобразная глубинная воронка диаметром около 3 м. Оборонительные же сооружения могли быть повреждены только при условии прямого попадания.

Об эффективности самой стрельбы, боевого применения «Доры» историки спорят до сих пор, но почти все сходятся на том, что как и в случае с «парижской пушкой» , «Дора» никак не соответствовала своим колоссальным размерам и стоимости установки. Их мнение подтверждают слова того, чьи войска непосредственно применяли это орудие в ходе штурма Севастополя:

«Эрих фон МАНШТЕЙН:...5 июня в 5.35 первый бетонобойный снаряд по северной части Севастополя выпустила установка «Дора». Следующие 8 снарядов полетели в район батареи № 30. Столбы дыма от взрывов поднимались на высоту 160 м, однако ни одного попадания в броневые башни достигнуто не было, точность стрельбы орудия-монстра с дистанции почти 30 км оказалась, как и следовало ожидать, весьма невелика. Еще 7 снарядов «Дора» в этот день выпустила по так называемому «Форту Сталин», в цель попал только один из них.»

На следующий день орудие 7-кратно обстреляло «Форт Молотов», а затем уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в штольне на глубине 27 м. Это, кстати, вызвало недовольство фюрера, который считал, что «Дора» должна использоваться исключительно против сильно укрепленных фортификационных сооружений. В течение трех дней 672-й дивизион израсходовал 38 снарядов, осталось 10. Уже в ходе штурма 5 из них 11 июня были выпущены по «Форту Сибирь» - в цель попали 3, остальные выстрелили 17 июня. Лишь 25-го числа на позицию был доставлен новый боезапас - 5 фугасных снарядов. Четыре использовали для пробной стрельбы и лишь один выпустили в сторону города...."

В дальнейшем, что после взятия Севастополя «Дору» отправили под Ленинград, в район станции Тайцы. А когда началась операция по прорыву блокады города, то немцы спешно эвакуировали свою суперпушку в Баварию. В апреле 1945 года при приближении американцев орудие взорвали. Наиболее точную оценку этому чуду военной техники дал начальник Генерального штаба сухопутных войск фашистской Германии генерал-полковник Франц Гальдер: «Настоящее произведение искусства, однако, бесполезное».

В дальнейшем известно, что немецкие конструктора пытались модернизировать и сделать «Дору» сверхдальнобойной, для использования теперь уже на западном фронте. С этой целью прибегли к схеме, похожей на так называемый проект Дамбляна, это когда из ствола пушки намеревались запускать трехступенчатый реактивный снаряд. Но дальше проекта дело не пошло. Как и сочетание 52-см гладкого ствола к той же установке и активно-реактивного снаряда с дальностью полета 100 км.

В годы второй мировой, немцами была изготовлена ещё и вторая 80-см установка, известная под именем «Тяжелый Густав» - в честь Густава Круппа фон Болен унд Гальбаха. К концу войны «Крупп» смогла изготовить узлы и для третьей установки, но собрать ее германцы так и не успели. Отдельные части 80-см орудия, были захвачены советскими войсками, которые все это добро подобрали и отправили для изучения в СССР.

Вероятно свой боевой путь все эти «Доры» и «Густавы» завершили, где то там, в советских мартеновских печах, когда победители перековали все эти орудия войны и устрашения на обыкновенные орала. И, тем не менее, следует признать, что в чисто техническом отношении 80-см артиллерийская железнодорожная установка была хорошей конструкторской работой и убедительной демонстрацией германской промышленной мощи.

«Дора» строилась для прорыва линии Мажино. Заказ на пушку, которая смогла бы пробивать броневую плиту толщиной 1 метр и слой железобетона толщиной 7 метров при максимальной дальности стрельбы в 35–45 километров, поступил на завод Круппа в 1936 году. По этому проекту построили три пушки. Первой из них была «Дора», вторая (также калибром 80 см), была испытана на немецком полигоне в Рюгенвальде (Rügenwald, сейчас – Darlowo, Польша) и получила название «Тяжелый Густав» (Schwerer Gustav), но нигде не применялась. Третье орудие такого типа с калибром ствола 52 см и длиной 48 метров, получившее название «Длинный Густав», вообще не было достроено, его уничтожила союзная авиация.

Позицию для «Доры» в Крыму выбирал генерал Цукерорт, командующий соединением тяжелых пушек, во время облета на самолете окрестностей Бахчисарая. Пушка должна была прятаться в горе, для чего в ней сделали специальный разрез. Поскольку положение ствола пушки изменялось только по вертикали, для изменения направления стрельбы по горизонтали «Дора» перемещалась по круто изогнутой дуге железнодорожного полотна. Инженерную подготовку местности вели 1,5 тысячи рабочих и тысяча саперов четыре недели.

В месте разворачивания орудия построили целую сортировочную станцию. В 43 вагонах первого поезда прибыли обслуживающий персонал, кухня и средства маскировки. В 16 вагонах второго поезда привезли монтажный кран и вспомогательное оборудование. В 17 вагонах третьего – доставили части самой пушки и мастерскую. Четвертый поезд в 20 вагонов перевез 400-тонный 32-метровый ствол и механизмы заряжания. В 10 вагонах пятого поезда, в которых поддерживался искусственный климат (15°C), размещались снаряды и пороховые заряды. «Дору» обслуживали и охраняли 4370 офицеров и солдат. Орудие было собрано за 54 часа и к началу июня подготовлено к стрельбе.

Как различать снимки, сделанные в Рюгенвальде и под Севастополем

Большинство снимков пушки «Дора» сделано на позиции в районе Бахчисарая.

ЗАМЕТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

ПРИМЕРЫ СМЕШЕНИЯ

Утром 5 июня 1942 года два дизель-электрических локомотива мощностью в 1050 лошадиных сил каждый выкатили на боевую серповидную позицию этот колосс общим весом 1350 тонн и установили с точностью до сантиметра.

Первый выстрел состоял из снаряда весом 7088 килограмм, двух пороховых зарядов по 465 килограмм каждый и гильзы весом 920 килограмм.