Конспект занятия на тему: «Лес» в средней группе. Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в средней группе «Что такое лес

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Месяц Темы занятий
Сентябрь Что такое лес?
Октябрь Как устроен лес?
Ноябрь Какие бывают леса? Еловый и сосновый леса
Декабрь Лиственный, кедровый и пихтовый леса
Январь Дубовый, березовый, осиновый и смешанные леса
Февраль Времена года в лесу
Март Какую пользу приносит лес?
Апрель Научитесь беречь лес
Май Что вы знаете о русском лесе?

ЧТО ТАКОЕ ЛЕС?
Дорогие ребята! Поговорим с вами о лесе. Три близко растущих друг с другом дерева - это лес? Это, конечно, не лес. А если четыре-пять деревьев растут довольно далеко друг от друга на равнине, представляют ли они собой лес? Эти отдельно стоящие деревья тоже не лес. Что же такое лес?
Лес - это множество деревьев, расположенных близко друг к другу и растущих на большом участке земли.
- Вы когда-нибудь бывали в лесу? Что вам там понравилось, запомнилось?
В лесу очень много деревьев, они стоят близко друг к другу. Их кроны соприкасаются, а кое-где и плотно смыкаются. Напомню вам, что кроной дерева называется вся его разветвленная часть.
Лес - это дом для мхов и трав, грибов, кустарников и деревьев, птиц, зверей и насекомых. Ученые называют его природным сообществом. Ведь обитатели леса дружно живут бок о бок, сообща, помогая друг другу будто соседи в большом многоэтажном доме.
Зеленые насаждения занимают почти половину всей территории нашей Родины. Большая часть лесов России - хвойные. На ветках этих деревьев растут не листья, как у лиственных деревьев, а зеленые иглы - короткие, длинные, собранные в пучки по несколько штук вместе, растущие попарно или поодиночке. Самыми ценными хвойными лесами планеты считаются кедровые, существующие практически только в России.
Леса России можно разделить на три большие группы. В первую группу входят леса водоохранные, защитные, оздоровительные. Сюда относятся городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, а также леса-заповедники и национальные парки. Ко второй группе относятся зеленые насаждения, растущие в районах с высокой плотностью населения, где много транспорта. Наконец, к третьей группе относятся леса многолесных районов. Эти леса имеют промышленное значение. Рубка деревьев производится именно там.
Дорогие друзья! Задумывались ли вы над тем, когда и как возникли леса?
Попробуем представить, как выглядела наша Земля сотни миллионов лет назад. Тогда она была совсем другой. Ученые установили, что на нашей планете в те времена царил теплый, мягкий, влажный климат. Не было суровых снежных зим, а времена года почти не отличались друг от друга!
На небе часто собирались темные тучи, сверкали молнии, гремел гром, и на землю обрушивались тяжелые ливни. Поэтому на планете тогда было много рек, ручьев, озер и топких болот. Условия на Земле благо-приятствовали росту и развитию буйной растительности. По берегам водоемов шумели необыкновенно пышные зеленые леса. Между деревьями летали гигантские бабочки и огромные стрекозы. Многие растения, как, например, папоротники и хвощи, были очень высокие - достигали высоты 30-40 метров.
Старые деревья ломались, падали на землю, затопленную водой разливавшихся из-за частых ливней рек, а на их месте вырастали новые. Без доступа воздуха под действием бактерий за миллионы лет стволы огромных папоротников и хвощей превратились в камень - уголь, который сейчас люди используют как топливо.
Со временем леса стали другими. Это произошло потому, что климат на Земле изменился: стал холоднее, суровее, суше. Условия для роста гигантских деревьев оказались менее благоприятными, но они не исчезли вовсе, а стали травянистыми растениями. Их место заняли новые, более приспособленные к холодному-климату деревья.
Вспомните, какие деревья растут в современных лесах.
Правильно. Ель и сосна, пихта и кедр, береза и лиственница, дуб и липа, осина и ива, клен и рябина.
Послушайте стихотворение.
Прогулка в лес
Хорошо в лесу зеленом!
Травы стелются ковром,
А резные листья кленов
Укрывают нас шатром.
Мы идем лесной тропою,
Смотрим мы по сторонам,
Пахнет травами и хвоей,
Блики бродят по стволам.
Мы зайдем в смолистый ельник -
Там и в жаркий полдень - тень,
Там заметим муравейник
И большой замшелый пень.
Огонечки земляники
Зажигаются в траве,
Золотой волною блики
Пробегают по листве.
Скоро выйдем на опушку,
Сядем на упавший ствол
И послушаем кукушку,
Поглядим на танец пчел.
Лес дает приют птицам и зверям, а также насекомым.
Припомните, какие птицы живут в лесах.
Верно! Синица и дятел, клест и снегирь, сорока и сова, кукушка и поползень, зяблик и зорянка. Птицы вьют в гуще зеленых ветвей и трав гнезда, выводят птенцов, находят здесь и корм: жуков, личинок, гусениц, семена трав, плоды и ягоды кустарников и деревьев. Добрый лес дарит пернатым гостеприимный дом и богатый стол, но и пичуги в долгу не остаются: они уничтожают вредителей леса и переносят семена деревьев и кустарников. Недаром говорят: «Лес без птиц и птицы без леса не живут».
Давайте припомним, какие звери живут в лесу.
Обитатели леса - медведь и волк, лиса, заяц, белка, еж, кабан и лось. А еще лесная мышь, бурундук, енот, рысь, куница... В лесу живет очень много зверей. Некоторые из них обитают в норах, другие облюбовали дупла, третьи, прячутся под кустами, многие звери находят укромные уголки в самой глухой чаще, устраивая там логово.
Вспомните, кто живет в норках под замшелыми пнями, под корнями высоких деревьев.
Верно! Барсук, еж, лиса. В земляных норках живут рыжие лесные мыши и подслеповатые кроты.
А кто прячется в дуплах деревьев? Правильно! Белочка, куница.
Под густо переплетенными ветвями кустарников скрывается от врагов зайчишка. Волки днем спят в своем логове, которое выбирают в самых глухих местах - лесных чащобах, а вечером выходят на охоту. Мишка осенью, когда закружится в лесу пестрый листопад, подыскивает место для берлоги и залезает в нее на всю зиму.
Живет в лесах и множество насекомых. Есть среди них полезные и вредные. На опушках и полянах хлопотливые пчелки перелетают с цветка на цветок, собирают сладкий цветочный нектар и пыльцу, а заодно и опыляют растения леса. Им помогают и крупные полосатые шмели, деловито гудящие над цветами, и пестрокрылые красавицы-бабочки, и веселые мотыльки. Пчелы, шмели, бабочки приносят лесным растениям пользу. Красные жучки с черными точечками на спине - божьи коровки - тоже друзья леса. Ведь они поедают портящих листья и стебли тлей.
Возле мшистых пней, под высокими соснами, трудолюбивые неутомимые строители-муравьи возводят свои высокие терема-муравейники. Крошки-муравьи - замечательные помощники леса! Они истребляют множество вредных насекомых. Рыжие лесные муравьи - обитатели одного муравейника - уничтожают за лето около миллиона разнообразных насекомых и их личинок. Кроме того, муравьи переносят семена лесных растений.
Теперь поговорим о вредителях леса. Это насекомые, поедающие стебли и листья, грызущие корни и древесину деревьев. Особенный вред приносят личин¬ки майских жуков - белые, жирные, изогнутые крючком, с крепкими челюстями. Они живут в почве и питаются корнями растений. Там, где в земле много личинок, леса постепенно засыхают и вымирают.
Борются с этими вредными насекомыми рыжие лисички-сестрички, медведи и колючие ежи: они с удовольствием поедают жирных личинок и крупных майских жуков.
« "Малый червяк большой дуб точит" - так говорят, в народе. Особенно опасен для лесов еловый короед. Удивительно сложен лабиринт узорчатых запутанных ходов короеда. Но дятел хорошо разбирается в них», - так написал в книге «Жизнь леса» знаток родной природы Дмитрий Зуев. Ни синице, ни поползню не достать, находящихся глубоко в коре вредных насекомых. Лишь длинный, тонкий, гибкий язык дятла проникает в древесину и достает скрытых врагов дерева - жуков: короеда, древоточца, заболотника и усача. Вот потому и называют красавцев-дятлов лесными докторами.
Помогают лесу и другие птахи. Задорная синичка трудится без устали: 350 раз за день приносит она своим птенцам мошек, червяков и жучков, истребляя огромное количество вредных насекомых. Недаром лесоводы называют эту птичку своей лучшей помощницей и отмечают праздник «Синичкин день».
Теперь вы знаете, что в лесу все живые организмы живут сообща, тесно между собой связаны и хорошо приспособлены к совместной жизни, поэтому лес и называется природным сообществом. Насекомые помогают опылять растения, а те дают им приют и потчуют сладким цветочным нектаром. Животные переносят семена растений и уничтожают вредителей леса, а растения угощают лесных жителей ягодами, орехами, желудями, шишками, кореньями, листьями и стебельками (травы), а еще дарят животным уютные домики.
Грибы - особые живые организмы. Эти жители леса тоже дружат с растениями и животными. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями. Кроме того, грибы помогают разлагаться остаткам пней, засохших веток, упавших на землю стволов и опавшей листвы. А полакомиться вкусными грибами любят многие лесные обитатели!
Леса красивы в любое время года: и весной, когда деревья окутаны легкой зеленой дымкой полураскрывшихся листочков, и летом, когда глаз радует сочная яркая зелень густых крон, и осенью, когда румяный лес наряжается в золотистые шелка, и зимой, когда он становится похож на беломраморный дворец.
Попробуйте отгадать загадку.
Зимой - в белом кафтане,
Весной - в зеленом сарафане,
Летом - в платье цветном,
Осенью - в плаще золотом.
Правильно! Это лес в разное время года.
Вопросы
1. Что такое лес?
2. Почему лес называют природным сообществом?
3. Какие бывают леса?
4. Какие животные обитают в лесу?
5. Как связаны животные, растения, грибы леса?

Эльмира Демирова
Конспект НОД в средней группе «Что мы знаем о лесе».

Непосредственно -образовательная деятельность

Тема : «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЛЕСЕ »

Средний возраст 4-5лет

ОО «Познание»

Интеграция с образовательными областями

«Коммуникация»

«Безопасность»

«Труд»

ОО «Познание» ОО «Коммуникация» ОО «Безопасность» ОО «Труд»

Цели : создание условий для активной познавательной деятельности детей, совершенствование экологических знаний через повторение правил поведения в природе.

Задачи :

расширить и углубить знания детей лесе , о его обитателях;

познакомить детей с экологической цепочкой;

умение видеть изменения и устанавливать взаимосвязь между изменениями в природе в д. и «Что будет если?» ;

развивать любознательность, культуру поведения в природе через рисунки родителей и детей;

развивать речь детей, слуховое, зрительное восприятие, мышление, мелкую моторику, цвет, вкус через д. и «Кто чем питается?»

активизировать словарь качественных прилагательных и глаголов : шершавый, колючий, долбит

Материал :

макет лесной поляны

совместные работы родителей и детей : рисунки по правилам поведения в лесу, поделки из природного материала

наборы домашних и диких животных

корм для животных : шишки, кедровые орешки, веточки деревьев,насекомые, ягоды рябины, клюквы, пшено, семечки

карточки с изображением зверей и птиц для д. и. «Кто чем питается»

Фонограмма «Шум леса»

Картина весеннего леса на листе ватмана

Предварительная работа с детьми

лепка туловища ежа из пластилина,

рассматривание иллюстраций и картин леса

чтение стихов, рассказов о природе

разгадывание загадок о насекомых, о деревьях, грибах, ягодах

чтение стихотворения «Защитники природы»

беседа «Животные наших лесов»

повторение правил поведения в лесу

Ход НОД: Воспитатель и дети в приёмной.

В : Ребята, встаньте в круг, покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (тепло) .

Давайте все возьмёмся за руки и скажем друг другу громко, весело : «Доброе утро, а теперь шёпотом «Доброе утро!» .

Мы передаём своё тепло друзьям и говорим друг другу тёплые слова (ты самый….)

Физпауза

«Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю-

Я вас всех приветствую.

В : День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие большое

Мы отправимся сейчас

В : Вот послушайте загадку и отгадайте, к кому в гости отправимся :

Город этот не простой,

Он дремучий и густой.

В нем растёт деревьев много,

Звери бродят по дорогам (лес)

В : Правильно,мы с вами отправимся в лес.

Физминутка

Ребята весело шагают

И ноги выше поднимают

Поставят руки на бочок

И по тропинке скок-поскок.

Смотри болото впереди!

По кочкам надо нам пройти

Бежит тропинка через лес

И вьётся словно змейка

Попробуй быстро пробежать

И не упасть сумейка.

В группе звучит музыка «Звуки леса»

Воспитатель и дети шагают в группу , а впереди них лесная поляна, вокруг неё домашние и дикие животные, сарай для домашних животных, картина с изображением леса. В : Ребята, давайте заглянем с вами в лес.

Лес – это огромный дом, заселённый множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, рычат. Но наш лес пустой. И нам нужно собрать жителей леса в свой дом.

Д. и «Кто живет в лесу?»

Воспитатель и дети садятся вокруг леса, лесных жителей заселяют в лес, а домашних животных в сарай.

В : Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные жители связаны друг с другом. Они друг без друга не могут обходиться.

Д. и. «Что будет, если?»

Воспитатель убирает одну из картинок с лесной поляны, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если не будет спрятанного объекта.

Например :

А если бы не было воды? (убирает картину озера)

Кому нужна вода? Кому нужно солнце? (убирает картину с солнцем) А комары зачем в лесу? (берёт картину с комаром) Кому нибудь нужны комары? Кому нибудь нужен воздух? В : Всем нужен воздух, всем нужна вода. Оказывается и комары нужны в лесу.

В : Ребята, какое сейчас время года? Какие животные просыпаются весной?

Физпауза

Медведь весной проснулся

Потянулся, улыбнулся,

Повертелся, огляделся,

Почесался,причесался,

Наклонился,

Водой из ручья умылся,

Берегись, лесной народ,

Зверь голодный идёт!

Д. и «Чудесное угощение» Воспитататель с детьми стоят вокруг стола. На столе разложены картинки с изображением лося, оленя,белки, ежа, медведя, воробья, синички, снегиря, посреди стола тарелочки с едой (орехи, пшено,насекомые, шишки, веточки деревьев, кедровые орешки, шишки, семечки, шиповник, ягоды рябины, клюквы)

В : Ребята, наши лесные жители за зиму отощали.

Давайте накормим их!

Дети берут в руки каждое угощение щупают, нюхают, определяют вкус, запах, объясняют, кто чем питается. Физ пауза «Кто как двигается?» В : Покажите, как двигается медведь, волк, заяц, лиса, ёж

В : А сейчас я прочитаю вам загадку, а вы отгадайте :

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе, под ёлкой

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери (ёж)

В : Правильно

На столах разложены тарелочки с семенами подсолнуха и туловищем ежа из пласстилина

В : На прошлом занятии мы свами лепили туловище ежа.

Как вы думаете,чего не хватает?

(иголок)

В : Правильно, чтобы их защитить от врагов, нам нужно сделать иголки. А иголки мы сделаем из семячек (воспитатель показывает,как втыкать семечки,а дети повторяют. По окончании работы заселяют их на лесную поляну)

Итог занятия :

1. Составление пирамиды жизни

(Воспитатель показывает засохсушую веточку дерева)

В : Ребята, как вы думаете, почему веточка засохла?

В : Ребята, без чего не может существовать всё живое?

Д : (Свет, тепло)

В : А что нам даёт тепло, свет?

(Солнце)

В : А что необходимо для роста растений, животных?

(Вода)

В : Растениям невесело в лесу без кого?

(Насекомых и птиц)

2. Рассказы детей по правилам поведения в лесу

На доске развешаны совместные рисунки детей и родителей по правилам поведения в лесу

Дети подходят к доске, каждый берёт свой рисунок и рассказывает по рисунку

3. Сюрпризный момент чаепитие (угощенья леса)

Название:
Номинация:

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад села Шунга
Месторасположение: село Шунга, Костромской район, Костромская область

Экологическая викторина (Экология ДОУ)
«Лес – многоэтажный дом, жильцов чудесных много в нем»
для детей 5-6 лет.
Может использоваться как форма диагностики по экологическому воспитанию.

Цель: расширять и уточнять представление детей о природе.

Задачи: выявить знания детей о лесе, значении солнца, воздуха, воды в жизни человека, животных, растений. Воспитывать заботливое отношение к природе.

Оборудование: мультимедийное.

Дети входят в зал, садятся на стулья.

Ведущий:

Кто из вас, ребята, бывал в лесу?

Что такое лес?

Ответы детей.

Ведущий:

— Лес – многоэтажный дом,

Жильцов чудесных много в нем!

На экране изображение леса.

Педагог показывает «первый этаж»

— Вот «первый этаж»,

Здесь ландыш душистый

И мох серебристый,

Семейка грибов стоит сиротливо.

Тут чудо-природа, здесь очень красиво.

Место такое подстилкой зовется

Вряд ли удобнее где-то найдется!

Дети рассматривают, рассуждают

На экране срез почвы

Ведущий:

В этом доме есть подвал

В нем корней большой завал.

Дружно вглубь они уходят

Хозяевам еду находят!

Дети рассказывают о питании растений, деревьев.

Ведущий:

— Меж корней подземный ход,

Прорыл его барсук и крот.

Дети рассказывают об этих животных.

Ведущий:

— Есть там отходы-растения,

Черви находят им применение.

Почва станет плодородной,

Для любого всхода годной.

Дети говорят о пользе дождевых червей.

На экране изображения растения.

Ведущий:

— На втором этаже удобно живут папоротник, травы, цветочки цветут на поверхности земли – насекомые, улитки, черви, пауки.

Вам они знакомы?

Дети рассказывают о насекомых.

Ведущий:

— Вот «третий этаж»

Здесь среди трав множество головок

гусениц, улиток, ос, божьих коровок.

Ведущий:

А сейчас мы поиграем в веселых пчелок.

— Дружно вылетели пчелки

Собирать с цветов нектар,

Чтоб потом он превратился

Для людей в полезный дар.

Что это за дар?

Ответы детей.

Дети бегают по залу, приседая около цветных кругов, дотрагиваясь до них руками.

«Третий этаж» — кустарник малина, кустарник – орешник, кустарник – крушина.

Ведущий:

— На «третий этаж» заходит косуля,

Хищник — лиса и сильный кабан.

Так задумала природа

Дом уютный всем им дам!

Дети говорят об обитателях леса.

На экране изображения деревьев.

Ведущий:

— Деревья большие, все это знают.

Последний этаж они занимают

Под чердаком и крышей

Птичьи песни слыша.

Какие деревья растут в лесу?

Ответы детей.

— Верхний этаж деревья занимают

Своей большою кроной

Крышу покрывают

Ведущий:

Почему в лесу всегда прохладно?

Легко солнечным лучам проникать вглубь леса?

Ответы детей.

На экране изображение лесника – егеря.

Ведущий:

— В лесу есть хозяин – это лесник.

Следить за порядком давно он привык

Какую работу выполняет лесник?

Ответы детей.

Ведущий:

Зачем лесник закрывает сеткой молодые деревья?

Ответы детей.

Ведущий:

— А теперь, ребятки,

Отгадаем мы загадки!

Ведущий:

— Мы его не видим

Мы его не слышим.

Всем он очень нужен

Без него не дышим!

В речке, луже и пруду

Я ее всегда найду.

Капает, течет, струится

Всему живому пригодится!

— Любят солнце все на свете

Любят взрослые и дети

Солнце ждут и тут и там.

Растения без него цветут?

Ответы детей.

Ведущий:

— В лес заходим осторожно,

Как вести себя там можно?

Дети рассказывают о правилах поведения в лесу.

Ведущий:

— Лес гостей готов принять,

Только надо всем понять.

Правила особые придется выполнять.

Педагог проводит итог мероприятия

Хороводная игра «Березки»

(на мотив «По малинку в сад пойдем»)

Дети идут по кругу, взявшись за руки, выполняют движения в соответствии с текстом.

— Березки встали в хоровод, в хоровод, в хоровод

Ножку выставив вперед, да вперед, да вперед!

Кружатся на ветру,

Веточками машут.

Топ-топ каблучки

Березки наши пляшут!

Заплели кудрявы косы,

Пусть умоют листья росы.

Солнышко улыбнись

Березкам низко поклонись!

Название:
Номинация: Детский сад, Праздники, развлечения, сценарии, экология ДОУ, Средняя группа

Образовательная область: «Познание».

Цель:

  • Обобщить и систематизировать знания детей о типичной морфологии деревьев.
  • Обогатить представления о жизни обитателей леса.
  • Формировать умение рисовать дерево нетрадиционной техникой: обведение контура руки, рисование губкой.

Задачи:

Образовательные

  • обобщить представления о строении дерева;
  • закрепить названия деревьев (дуб, тополь, клен, береза, ель);
  • уточнить представления о существенных признаках живого (дышит, питается, растет );
  • закрепить правила поведения в природе;
  • активизировать словарь (дышит, питается, растет, крона, примакивание, обведение контура);
  • учить детей различать деревья по строению и внешнему виду ствола и листьев;
  • учить рисовать дерево нетрадиционной техникой: обведение контура руки, рисование губкой.

Развивающие

  • развивать внимание;
  • творческое начало;
  • логическое мышление;
  • умственную операцию «обобщение»;
  • мелкую моторику рук.

Воспитывающие

  • воспитывать у детей потребность в общении с природой;
  • воспитывать любовь к родной природе, желание любоваться окружающим миром;
  • воспитывать эстетическое восприятие мира природы.

Методы и приемы:

Моделирование, артикуляционная гимнастика, дидактические игры: «Оденем дерево», «Путаница»; «Правила друзей леса»; беседа; сюрпризный момент, художественное слово, приемы обведения контура и примакивания, пальчиковая гимнастика, исполнительская деятельность детей и педагога (рисование березовой рощи).

Оборудование:

Графическая модель дерева, модели – макеты деревьев (березы, дуба, ели) простые карандаши, гуашь, кисточки, бумага формата А4, аудиозапись фонограммы «Звуки леса», картинки с изображением леса, маски деревьев: дуба, березы, тополя, ели, клена, мягкий модуль, поролоновые тампоны из губки, гимнастическая дуга, салфетки, мольберт.

Предварительная работа:

Рассматривание серии картинок «Деревья», чтение художественной литературы о лесе и деревьях, рисование весеннего леса, наблюдение на прогулках за деревьями участка группы, беседа: «Мы – друзья леса».

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках. Звучит музыка. Появляется Лесовичок Ау (воспитатель в шляпе и пелерине).

Лесовичок.

Я в городе большом

Сегодня заблудился,

Поэтому с визитом

Немного припозднился!

Здравствуйте, дети! Меня зовут Лесовичок Ау!

Лесной вам привет!

Дети. Здравствуйте!

Лесовичок.

Я пришел вас навестить,

В гости к другу пригласить -

В таинственное царство,

В лесное государство!

Очень богатое царство мое,

Несет красоту, и добро, и тепло!

Мой волшебный, мудрый лес

Полон сказок и чудес!

Дети, а вы сказки и чудеса любите? (Да.) Вы хотите отправиться вместе со мной в сказочный лес? (Да.) Тогда нужно получить билеты на поезд, а для этого ответьте на вопросы ваших билетиков – чего нельзя делать в лесу, если вы его друзья?

Дидактическая игра «Правила друзей леса».

Лесовичок показывает детям билеты со схематическим изображение правил поведения в лесу.

Дети угадывают по схеме и называют правила друзей леса.

Лесовичок.

В лес мы поедем на поезде. Занимайте места в вагончиках. Осторожно, двери закрываются. (Ходьба по кругу. Построение «поезд».) Вытянутые руки согнуть. Итак, мы отправляемся в путь!

Дети. Ш-Ш-Ш-Ш (губы колесом).

Лесовичок. Застучали колеса: Так – так – так – так – так… (меняется темп, сила голоса, высота). Наш поезд проноситься через поля, луга и вот зеленый лес встает впереди. Мы приехали на станцию Лесная! Выходим из вагонов! А сейчас возьмемся все за руки, и снова в путь! Мы идем по узенькой тропинке (ходьба змейкой между «кочками»), перепрыгиваем через валежник, вот мы и пришли в лесное государство, в мой волшебный мудрый лес! Ребята, послушайте загадку:

Есть главные жители в царстве моем.

А как же мы жителей этих зовем? (Деревья.)

А царство мое как называется? (Лес.)

Лесовичок: Дети, мы с вами проделали долгий и трудный путь, вы наверно устали? Давайте присядем на лесную полянку и отдохнем и послушаем музыку леса.

Вот деревья здесь стоят

И листвою шелестят.

Ручьи малые текут,

Громко птицы здесь поют.

Кто немного помолчит,

Для тех лес вдруг зазвучит...Звучит фонограмма «Звуки леса» (пение птиц, шум листвы, журчание ручейка, голо-са зверей).

Беседа о деревьях (с использованием наглядных моделей). Царство мое - лес, в нем много деревьев. Что такое дерево? (Дерево - самое большое растение.) Назовите его части. (Корни, ствол, ветки и листья, ветки и листья образуют крону дерева.) Как вы думаете, дерево живое? (Да.) Почему? (Оно растет, дышит, питается.)

Дидактическая игра «Путаница»

На столе лежат перепутанные графические модели частей дерева (корень, ветки, ствол, листья, крона).

Дети определяют последовательность строения дерева (сначала идет корень, он располагается в земле, от корня отходит ствол, от ствола – веточки, на веточках растут листья, ветки и листья образуют крону дерева).

Дети, а для кого лес еще является домом? (Для зверей и птиц.) Да. Какие звери живут в лесу? А какой зверек живет в дупле? (Белка ). Какие звери живут в норках? (Ёж, лиса, мыши. ) Какие птицы живут в лесу? (Дятел, синичка, тетерев, кукушка, сова. ) Лес – это не только дом для зверей и птиц, но и зеленый наряд земли. В лесу всегда чистый воздух, очень красиво, растут лекарственные растения, орехи, грибы и ягоды. Лес – это наше богатство!

Поэтому мы должны проявлять любовь и заботу ко всем обитателям лесного царства.

Лесовичок.

Ребята, я очень люблю играть, давайте с вами поиграем в игру «Оденем дерево». Обратите внимание на свои билеты – медальоны, переверните, с обратной стороны нарисованы листочки деревьев, встаньте вместе дети с одинаковыми листочками, нарисованными на ваших билетах - медальонах. У нас получилось 3 команды. 1-я команда с дубовыми листьями, 2- команда с кленовыми листьями и 3 команда с березовыми листьями. Теперь нужно выполнить следующее задание:

Дидактическая игра «Оденем дерево».

На столе лежат модели изображающие стволы – дуба, клена, березы. Ребята, найдите с какого дерева ваши листочки, Нашли? (Дети определяют стволы березы, дуба и клена. ) Молодцы! Теперь выберете из листьев, разбросанных на столе листья своего дерева, и поместить их на ветки. Побеждает команда, которая быстрее справиться с заданием. Готовы? Начали!

Лесовичок.

Молодцы! Друг за другом вы поспевали, Деревья правильно одевали. А вот и главные лесные жители! Загадки послушать о них, не хотите ли? (Дети отгадывают загадки и находят отгадки на картинках.)

Творческая мозаика

1-й ребенок.

Я дерево могучее, я леса санитар.

И знает это дерево любой -

и млад, и стар.

Расту до самой старости -

и сто, и двести лет,

Любому дам я силу и всем, конечно, люб.

Меня узнали, дети? Ведь я могучий …. (Дуб.)

2-й ребенок.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Береза.)

3-й ребенок.

У меня почки – пахучие

Листья – липучие,

Плоды – летучие.

Летом, в жару – в шубе пуховой,

В холод, зимой – совершенно голый. (Тополь.)

4-й ребенок.

Сучки рогатые,

Плоды крылатые,

А лист – ладошкой

С длинной ножкой.

Каждый год на мне с охотой вырастают вертолеты.

Жаль, что каждый вертолет на всего один полет. (Клен.)

5-й ребенок.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Елка.)

Лесовичок.

Ай да молодцы! Все деревья узнали! Ребята, чтобы вам запомнилась наша прогулка в лес, мы его зарисуем. Вы ведь любите рисовать? (Да. ) Замечательно! Сначала подготовим наши руки к рисованию.

Физкультминутка

Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, покажем,

Крылья сложили назад.

Лесовичок.

Мы сегодня деревья леса нарисуем необычным способом. В этом будет участвовать наша с вами рука, посмотрите! (Де-ти подходят к Лесовику, встают свобод-но.) Кладем левую руку на лист бумаги и об-водим ее простым карандашом. (Выполня-ет и убирает руку.) На что это похоже? (На голову петушка, кустик, огонь, ежика и т.п.) А на дерево? (Да.) Покажите, где ствол, где ветки, крона. (Показывают.) А теперь попробуйте сами.

Дети обводят свои ладошки (воспита-тель при необходимости оказывает по-мощь).

Лесовичок. Ребята, по-моему, чего-то не хватает. А чего, не пойму. (Листьев.) Когда дерево бывает с листьями? (Летом, ранней осенью, весной.) Будем нашим деревьям ли-стья рисовать? (Да!) Крону будем рисо-вать с помощью поролоновых тампонов из губки. Напоминаю, как это де-лается. (Показ.)

Выполненные детьми рисунки расклады-вает на столе - это лес.

Лесовичок.

Как красиво! Какая замечательная получилась березовая роща!

Жителям лесным рисунки ваши я подарю,

А вас, ребята, я угощу.

Подходите, не стесняйтесь,

Угощайтесь, угощайтесь!

А что же - мы еще в лесу?

Нужно возвращаться!

Мы на миг закроем глазки,

Открываем - мы не в сказке.

В детский сад вам всем пора! До свиданья, детвора!

(Лесовичок прощается с детьми и уходит.)

Конспект интегрированного мероприятия на тему «Берегите лес!» в средней группе

Цель : формирование у детей желание знать правила поведения в лесу и выполнять их.

Задачи :

Образовательные:

  • закреплять знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу;
  • закрепить знания детей о лесе;
  • развивать представления о том, как действия людей вредят природе
  • вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций;
  • Развивать представления о том, как действия людей вредят природе.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу;
  • воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки.

Предварительная работа:

Беседа с детьми на тему «Лес – Кладовая природы», Д/И «Правила поведения в лесу», чтение стихов, рассказов, пословиц и поговорок о лесе, рассматривание иллюстраций с изображением леса.

Способы организации образовательной деятельности: беседа, создание игровой ситуации, проблемный вопрос, использование художественного слова (загадки), дидактическая игра со сказочным персонажем, работа с картой, подвижная игра, вопросы, поощрение.

Средства и оборудование образовательной деятельности: макеты деревьев,« мусор »: коробочки от сока, фантики от конфет, пустые пакетики от чипсов, пустые бутылочки из-под йогуртов, напитков, перчатки, корзинки для мусора, мультимедийный проектор, магнитофон, солнышко, подснежники, картинки животных, макет леса.

Ход образовательной деятельности

В-ль: Здравствуй утро нежное,

Здравствуй детский сад,

Здравствуй добрый друг,

Здравствуй все вокруг.

Очень рады мы гостям,

Теплоту мы дарим вам.

Дети здороваются с гостями

В-ль: Ребята к нам пришло письмо. Давайте прочитаем.

«Доброе утро, ребята! Пишет вам фея Леса. Лес стал невесёлым, безжизненным, из него стали улетать птицы, уходить животные. Люди приходят в лес и оставляют мусор, они кричат, разоряют гнезда птиц, рвут редкие растения и ломают деревья. Пожалуйста, помогите мне спасти лес. Приходите скорее, я буду вас с нетерпением ждать!

В-ль: Ребята, вы готовы отправится в лес, и помочь его жителям? А что такое лес?

Реб: Что такое лес?

Сосны до небес,

Ягоды, грибы,

Деревья и дубы,

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки.

В-ль: Вы знаете, какие опасности подстерегают нас в лесу? (Можно заблудиться). Что же делать?

Реб: «Самое главное правило

Должны всерьез все уяснить

Без взрослых в лес нельзя ходить!

Ведь заблудиться так легко:

Уйти из дома далеко

И не найти назад пути…

И больше к маме не дойти»

Ребята, а какое сейчас время года? (Весна). Правильно, а что происходит весной?

Реб.: Все оживает, все расцветает

Тепленький ветерок всех обдувает

Ручейки веселые везде журчат

Радостные птицы с юга летят.

В-ль: Поэтому мы с вами отправляемся в весенний, сказочный лес. Чтобы туда попасть, мы пройдем через волшебные ворота и произнесем слова:

« Через ворота мы пройдем

И в лес волшебный попадем».

Дети проходят через ворота и останавливаются у тропинки.

Здравствуй, лес, прекрасный лес

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Все открой, не утаи.

Ты же видишь – Мы свои!

Вот мы и попали в волшебный лес.

Воспитатель: Смотрите, ребята, кто-то машет нам рукой. Да это же фея Леса.

Фея: Здравствуйте мои друзья, спасибо, что вы пришли. Я обеспокоена состоянием нашего леса. Лесные богатства потихоньку исчезают, и мы не знаем, как же их спасти. Люди приходят в лес только ради развлечения, а что останется после этого - они и не задумываются. А ведь хочется, чтобы и им было хорошо, и лес не пострадал. Может быть с вашей помощью может ещё что-то и удастся спасти. Лес в опасности, помогите ему!

Воспитатель: Фея Леса, а что же нам нужно сделать?

Фея: Сейчас пойдёте по этой тропинке и всё сами увидите. Действуйте по своему усмотрению, надеюсь, вы знаете, что нужно делать, чтобы защитить лесные богатства. Я буду ждать вас здесь с хорошими новостями.

Вос-ль: Ну, ребята, вперёд! Пойдёмте по тропинке. Почему мы вошли в лес осторожно, по тропинке? (Чтобы не нарушить жизнь птиц и животных, не наступить на насекомых, не помять цветов).

Выходят на полянку, где разбросан мусор.

Вос-ль: Что за лес? Ой как грустно, ой, как скучно и темно.

Не слышно пение птиц. Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу?

Д: Пакетов, бумаги, бутылок…

В: Одним словом мусора. Скажите, вам нравится такой лес?

Д: Нет, можно даже пораниться.

В: Правильно. Что же делать, как помочь лесу? (аккуратно положить банку в корзину, а на обратном пути выбросить в мусорный контейнер). Тогда уже точно она не принесет никому вреда. Ребята, у меня есть предложение. Давайте уберем весь мусор на полянке. И тогда наш лес и все его жители будут очень рады. (Дети с удовольствием принялись очищать лес от мусора).

Фея: Посмотрите, как стало чисто и красиво! Молодцы, вы настоящие друзья леса. Фея дарит первый лучик. С каждым выполненным заданием в лесу станет светлее.

В-ль: В таком лесу не только приятно путешествовать, но и приятно поиграть. Лесная физкультминутка

Ветер лесные деревья качает,

(дети выполняют наклоны вправо, влево с поднятыми руками).

Яркие бабочки всюду порхают,

(взмахивают руками, словно крыльями).

Скачут по веткам белка с бельчонком, (прыгают).

Ходят по лесу медведь с медвежонком (ходят вперевалочку)

Ест землянику в лесу детвора…

(приседая, дети изображают, как они едят землянику).

Вот и закончилась наша игра.

Фея: Да, мои юные друзья, ещё одна проблема в нашем лесу - животные уходят отсюда, не хотят здесь жить и растить своё потомство, так как люди очень часто ведут себя нехорошо по отношению к ним. Вы знаете, как помочь лесным жителям?

1 реб: Если в лес пришли гулять,

Свежим воздухом дышать.

Бегай, прыгай и играй.

Только, чур не забывай.

2 реб: Здесь не нужно всех ловить.

Топать, бегать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин дуб и лось.

Д/И «Помоги диким животным найти свои домики» Дети раскладывают картинки животных под соответствующим домиком, и объясняет свой выбор.

В-ль: Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал-
Не споткнулся, не упал.

— Это мы!

Вот мы и пришли на полянку. Что это за цветочки? Отгадайте загадку:

Первым вылез из землицы

На проталинке

Он мороза не боится

Хоть и маленький. (Подснежник).

Что же мы с ними будем делать? (Полюбуемся). Почему не будем рвать цветы?

Реб: Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,-

Если все сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Вос-ль: правильно, а еще эти цветы очень редкие. Давайте поставим знак, чтобы другие посетители леса не рвали и не топтали цветочки.

Вос-ль: посмотрите, веточки у дерева сломаны, что же нам нужно сделать?

Дети: полечить дерево.

Дети выполняют аппликацию, приклеивают веточки к дереву. В-ль: приклеивает птичек. Включается запись звуков леса.

Воспитатель: ребята, вы слышите, кажется, мы смогли помочь лесу! Что вы слышите?

Дети: птицы песенки запели.

Воспитатель:надо природу беречь!

Песня « Веснянка»

Фея: Ребята вы справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло.

В-ль: Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.

А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,

и друг другу на прощанье мы подарим обещанье:

БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!

Фея леса: Мне пора возвращаться в лес. За вашу работу, хочу угостить вас моими лесными сладостями. До свидания.

Название: Конспект мероприятия по ОБЖ в средней группе «Берегите лес!»