Журнал для интеллектуальной элиты общества. Биография Вячеслава Бутусова: личная жизнь, творчество и интересные факты

Журнал «Караван историй» №4, 2013:

«Люди часто уходят от депрессии с помощью алкоголя. Нам в дверь постоянно стучали какие-то мужики, заявляя с порога: «Мы пришли выпить с Бутусовым!» Слава легко давал всем наш адрес, а я разбиралась с нежданными гостями, как могла», - вспоминает бывшая жена известного рок-музыканта Вячеслава Бутусова Марина.

Марина Бутусова:

Первое впечатление от Бутусова - глаза. В колхозе, куда нас отправили на картошку сразу после поступления в институт, Слава носил вязаный «шлем» с узкой прорезью на лице, за что и получил смешное прозвище среди однокурсниц… «Серая шапочка» только и ходит на утреннюю гимнастику, чтобы на тебя поглядеть», - как-то сказала мне подружка. А я обычно не смотрела по сторонам и многого не замечала. Стала тоже потихоньку приглядываться к Славе… Подойти он решился ко мне только на посвящении в студенты. Мы оба отучились в художественных школах и уже в 16 лет поступили в Свердловский архитектурный институт, но на разные факультеты. И вот когда получили зачетки, Слава вызвался проводить меня до «Уралмаша». Сам он при этом жил на другом конце города, куда потом до глубокой ночи добирался на перекладных.
По характеру мы оба были молчуны - шли рядом, но не разговаривали.
Первые взрослые отношения - вот и мы все из себя серьезные. Замерзли по дороге - зашли погреться в подъезд. Я ставлю под ноги свой новенький портфель, где хранится вся моя «студенческая жизнь»: чистая тетрадка, набор помад, который приобрела у какого-то барыги, и зачетка. По лестнице скатывается шумная компания. А мы все молчим: смотрим в окно, на батарею, друг на друга... Часа через полтора Слава выдает первую фразу: «Как думаешь: ты мне нравишься или я тебя люблю?» От смущения роняю глаза в пол: а портфеля-то моего нет! Вспоминаю, что мимо пробегала какая-то шпана… Пулей вылетаем из подъезда, ловим милицейский «каблучок». Стражи порядка нас же и отчитывают: «Следите за своими вещами!» Это и было единственное признание в любви за всю нашу жизнь… Молчуны!

В следующий раз Слава повел меня в кафе после института - был готов прокутить «трешку». Я ела мороженое, а он все так же молча любовался мной и что-то писал на столе, прикрывая свое творчество ладонью. Пришло время расплачиваться. Официант берет купюру, а трехрублевка испещрена любовной лирикой! И он, конечно, отказывается ее принимать: «Зачем вы испортили деньги?» Уже и не помню, как выкручивались, - наверное, встретили знакомых…

После многочисленных ночных прогулок я набралась смелости познакомить со Славой маму. Она бросила фразу: «Привела какого-то татарина…» - такое было ее первое впечатление. А потом так самозабвенно его полюбила! Ведь Слава был рядом, когда в нашей семье случилось горе…

Мама сорвалась по звонку из больницы: отца нашли на улице истекающим кровью. Какие-то хулиганы ударили его по голове - может, мстили за что-то (он работал в суде). Двадцать дней, до самого конца, мама дежурила у его постели, а мы со Славой приходили навещать. Поскольку он жил далеко, решили: поживем это время у нас в квартире, на «Уралмаше». Слава участвовал и в похоронах, во всем нас поддерживал. Во время прощания с отцом мне было совсем худо: мало того, что такая невосполнимая потеря, так еще и постоянно тошнит… Где-то через месяц мама сообразила в чем дело: «Мариночка, пойдем-ка к гинекологу». В свои 17 лет я и не задумывалась, что откуда берется! Так что Аня у нас сразу наметилась. И счастье, и несчастье мы со Славой умудрились пережить за какие-то четыре месяца: в сентябре познакомились, в октябре стали жить вместе, а 10 января уже сыграли свадьбу.

Слава поехал в Сургут сообщать радостную новость родителям: «Пап, мам, я скоро отцом стану!» Мало сказать, что они были в шоке, хотя их сын рано стал самостоятельным и уже после девятого класса жил отдельно. Но все же Надежда Константиновна и Геннадий Дмитриевич приняли меня сразу. Это они устроили нам такую шикарную свадьбу.

Все делали срочно ввиду беременности невесты. Мы с мамой сшили модное свадебное платье, Славе родители привезли синий бархатный костюм 54-го размера, который пришлось срочно перекраивать по его фигуре. Сразу после загса чуть не перевернулись на машине - водитель решил срезать дорогу к ресторану и вогнал «Волгу» в обледенелую горочку. Потом смеялись: «Весело жизнь началась!» Это была одна из первых свадеб на курсе: около семидесяти студентов и совсем немножко родственников. Помню огромный свадебный торт со свежими ягодами. И это в январе 1980-го! Слава не знал, что мне подарить, и поступил спонтанно: на выкуп невесты купил килограмм конфет «Морские камушки с изюмом».

Мы любили делать альбомы, посвященные разным событиям семейной жизни. Под каждое фото Слава находил и приклеивал подходящий газетный заголовок… На одном из снимков мы совершаем торжественный ход к памятнику Ленина по главной городской площади. Метель, гололедица... Все укутаны в зимнюю одежду, а у меня из-под шубки смешно выбивается белое свадебное платье… И подпись: «Идут слоны!»
Чувство юмора у Бутусова вообще необычное - на все свой, особый взгляд. Поскольку дочка родилась во время летних Олимпийских игр 1980 года, папа с серьезным видом предложил: «Назовем Олимпиадой!» Но окончательно сошлись на имени Анна. Она же - Бутусик-маленький.

Далась мне дочка очень тяжело. Из-за осложнений я потеряла много крови, отпустили меня из роддома домой только через неделю. Протянула заветный сверток радостному Славе, а он взял его «вниз головой» - переволновался!
Все фотографии того периода только про дочку. Как-то к нам заглянул Дима Умецкий, сунул нос в колыбельку: «Че такая маленькая, почему сморщенная? А че такая оранжевая?» (У Анечки была желтуха.) И так они умилились ее размеру, что решили запечатлеть дочку в масштабе: положили рядом с ее головкой банку кильки - для сравнения. Ну кто еще до такого додумается?
В институте на всех перерывах Слава рисовал шаржи на однокурсников. А дома на каждый праздник делал стенгазету о нашей семейной жизни. Например, я писала «меню» на день для кормления дочери. А точнее - «мюне» (ошиблась один раз, и название закрепилось). Аня тоже творческий человек: любила набирать в рот суп и выпускать фонтанчик. Слава все это подглядывал - и выдавал в комиксах!

Или еще: Аня все время качалась на качелях в коридоре и кричала то «Мам, покачай!», то «Пап, покачай!» - и так целый день. А я могла за ночь связать носки, шарф или свитер. Утром Слава шутил: «Опять спала со спицами?» Потом - карикатура: я вяжу с закрытыми глазами, а Аня дергает меня за рукав: «Мам, покачай!»

От папы и Аня приняла эстафету… Бутусов оклеил ватманом стены по всей квартире - под рисунки дочери. Давали Ане фломастеры - и та изо всех сил «задавала» Малевича. Приложила руку и к папиному дипломному проекту: это были 8 метровых планшетов, над которыми он работал полгода. За полмесяца до сдачи Аня их все исчеркала фломастерами. Пришлось срочно переделывать, в результате - трояк. Недавно передала Славе фотку с его защиты. Бутусов посмеялся: «Непонятно, чего я там чертил целых шесть месяцев?» Я поправила: «Только последние две недели!».
Причем этот диплом ведь по большому счету так ему и не пригодился. Хотя до рок-н-ролльной карьеры Слава успел спроектировать в Свердловске несколько станций метро (одну из них потом даже хотели назвать нашей фамилией). По распределению надо было отработать три года. Мы со Славой, не отличаясь особой дисциплированностью, филонили по очереди: то он звонил мне в проектную организацию и сообщал, что жена заболела, то я ему в Метрострой… Однажды заскочила к мужу на работу, открываю дверь кабинета: Бутусов, как рядовой по команде, резко поднимает голову от планшета - а на лбу четко линейка отпечаталась! Где чертил, там и уснул. Ночь не спал, репетировал… Какая тут работа?

Лет с трех Аня уже гуляла сама по себе. Просыпалась в 6 утра, надевала валенки, пальтишко, шапочку и врывалась в нашу комнату: «Я! Пошла! В садик!» Почему-то мы не волновались. Сад за углом. Одно было неудобно: воспитательница оказалась дамой более чем ответственной, обратно малышку одну отпустить не могла. Случалось, мы не успевали прибежать с работы или из института - и она забирала Аню к себе, оставив нашим соседям записку с адресом. Те приносили ее с укором: «Ребенка-то своего заберите!»

Во время учебы нам, конечно, не хватало стипендии в 40 рублей. Академотпуск я не брала, все успевала. А молока у меня было столько, что начала ежедневно сдавать литра по два в «Скорую помощь» - мне за это хорошо платили…

Слава на втором курсе поехал на БАМ со своим стройотрядом. По тем временам это была зона благоденствия и достатка. Провозил продукты, красивые вещи, ткани. Звонил мне каждый вечер. Это была наша первая долгая разлука с мужем: как только Слава вошел в квартиру - я упала в обморок!

Сургут тоже тогда считался «зоной благоденствия» (в связи с комсомольской стройкой, где мой свекор как раз был большим начальником). Родители оттуда нам регулярно присылали сгущенку, крупы, муку…

Роли в семье распределились так: если я что-то не успеваю - муж подхватит на лету и без лишних слов. Кстати, Слава очень хорошо готовил - его научила мама. У нас было много фотографий, где он стоит у плиты в фартуке. Тушит мясо, жарит картошку или… кипятит Анины пеленки. Мне же поначалу дозволялось только резать лук, со временем, правда, тоже всему научилась. Перед друзьями Слава меня всегда хвалил: «Моя жена потрясающие торты печет!» Вот к нам все и шли - по 30 человек ежедневно столовались, слушая западную рок-музыку! Конечно, выпивали, как все студенты. Как-то сговорились с друзьями попить пивка под задушевные разговоры. Тогда его наливали из бочек в полиэтиленовые пакеты - и вот каждый пришел к нам с такой «тарой»… Не поставишь, не положишь… Что делать? Все слили в ванну - и прямо оттуда пили.
Музыка у нас звучала круглые сутки: «Наутилус» репетировал в комнате, которую кто-то метко прозвал «вытрезвителем» (где обычно спали гости и было так холодно, что наутро любой хмель выветривался). Здесь же крутились бобины советского магнитофона… Мебели практически не было, так что гости бросали верхнюю одежду на пол и тут же на ней укладывались. В темноте звучали Led Zeppelin, Deep Purple, Police… За одной тоненькой стенкой спит маленькая Анечка, за другой - соседка-бабушка,которая нас, несмотря ни на что, любила. Когда Вячеслав отбывал на гастроли, Анфиса Дмитриевна даже интересовалась: «Почему у вас сегодня так тихо? Заснуть не могу!»

В нашей уже легендарной квартире Слава устроил «иконостас» из фотографий зарубежных рок-звезд. При входе гостей встречал огромный плакат группы Kiss. Иногда Слава задумчиво вглядывался в лица музыкантов Deep Purple: «Вот спеть бы с ними на одной сцене!» Спустя годы в Москве эта мечта сбылась… В одном ряду со звездами висела и фотография первой группы Бутусова. Они выступали еще в 9-м классе школы и гордо звались «Биг-вирус» - «большая зараза»… Когда Слава начал собирать группу «Наутилус Помпилиус», мы решили, что ему срочно нужен инструмент. Ради той белой гитары я пожертвовала всем своим золотом: сдала в ломбард кольца, цепочку с янтарным кулоном - подарки на свадьбу и за поступление в институт.

Первые песни «Нау» были сыграны именно на этой гитаре, и большая часть из них посвящалась мне. Хотя по их смыслу порой было трудно понять, при чем тут я… Выхожу из ванной в тюрбане из полотенца - навстречу выбегает Бутусов из «вытрезвителя». Водружает мне на махровую голову огромные наушники, а в них: «Когда умолкнут все песни…» Так я впервые услышала «Гуд-бай, Америка!» Кстати, что касается фразы «мне стали слишком малы твои тертые джинсы» - мы сами делали такие «варенки», кипятили в кастрюле. Это было модно. Еще перекручивали простыни, опускали в краску - и расправляли, любуясь яркими разводами. Ткани для первых авторских костюмов «Наутилуса» обычно сушились на балконе рядом с Аниными распашонками… У меня в трудовой книжке осталась запись: «художник-костюмер группы «Наутилус Помпилиус». Я была и их первым благодарным слушателем.

Материальные подарки было в то время достать сложно, и муж начинал готовиться месяца за два до торжества: «Что ты хочешь на день рождения?» - «Да мне бы пальтишко какое-нибудь». Проснулась в «день икс» и изумилась: прямо надо мной что-то висит! Слава пристроил пальто на стенке у меня над головой. Оно не того размера, не того фасона, но все-таки желаемое пальто… Кажется, так его ни разу и не надела, но подарок запомнился!

В рок-клуб мы всегда ходили с ребенком. Причем с Аней возились все наши друзья, так что в толпе я ее исправно теряла: малышка тут же «уходила» на чьих-нибудь плечах. Но тогда страха не было - все свои, и она - любимая дочь полка. Как-то папа подарил Ане на день рождения собаку. Тут же собрался целый консилиум: вся компания придумывала имя щенку ризеншнауцера. Каждый должен был написать на бумажке варианты нелепых прозвищ. Тогда у всех были Шарики да Тузики… А у нас - пес Зиппо, названный в честь иностранной зажигалки. Западная мода тогда была навязчивым фетишем.

Слава не был рубахой-парнем, но люди вокруг него объединялись. Со временем к нам стали приезжать музыканты со всей страны: Шевчук, Цой, Курехин, Хотиненко, БГ, Макаревич, Градский и многие другие. Уже после института мы познакомились с Лешей Балабановым, и свои первые кинематографические опыты он ставил на наших рок-тусовках. Достаточно откровенные кадры потом выпустил в свет… Гости приходили и уходили - и так все 10 лет. Я в юности натусовалась до того, что с тех пор не терплю общества более трех человек. Хотя та дружеская компания меня всю жизнь «преследует»: и мой любимый супруг Илья тоже оттуда…

Рок-клуб был для всех нас в то «смутное» время как глоток свежего воздуха. Советская пресса упорно старалась найти в текстах рок-музыкантов какую-то политическую подоплеку, и когда директор Николай Грахов наконец увидел лестный отзыв о своей деятельности, сказал на собрании: «Господа, нас отметили! В сегодняшней газете - статья в защиту рок-музыки. Подпись - Марина Добровольская!» Славка не выдержал: «Это наша Марина писала!» Грахов разочарованно протянул: «А-а-а… и тут свои!»
В конце 80-х появилась новая проблема: рэкет. Понимая, что в карманы к музыкантам посыпались деньги, бандиты активно проявляли к ним интерес. И нас это не обошло стороной...

Отмечали с группой очередное выступление в рок-клубе. Вдруг Слава куда-то пропал из моего поля зрения. Наш друг Егор Белкин тихо мне говорит: «Марина, не ищи Славу, лучше беги отсюда!» Оказывается, какие-то московские господа «пригласили» моего мужа за стол в соседнем зале кафе и повели разговор по душам. В три часа ночи я мчалась домой по ночному городу… Вернулся Слава под утро... При мне он даже в таких случаях старался сохранять невозмутимое спокойствие. В его характере имелись особые чуткость и такт: старался лишний раз не тревожить близких людей, все переживал внутри себя. Не посвящал меня и в проблемы с бандитами, просто приставил охрану.
Постепенно Слава становился лидером и культовой фигурой рок-движения. Для его психики и нашей семьи это было испытанием на прочность, к которому мы оказались не готовы. Постоянные гастроли, длительные расставания - наверное, все это и стало причиной для наших первых недомолвок и разочарований.

Мы со Славой никогда громко не ссорились. Ходили и молчали, пока обида не перегорит. Между нами это называлось «бутусовский характер» - такая доброкачественная вредность, которую, видимо, породил замес разных кровей. В Ане он расцвел бурным цветом. Например, дочь садилась вязать, запутывалась, долго пыхтела - и наконец с грохотом швыряла вязанье в стену. И мы со Славой снисходительно все это наблюдали, узнавая себя в дочери.

Поскольку я привлекала внимание многих парней, ревность стала неотъемлемой частью наших отношений. Даже увидев блокнотик, куда я переписывала поэтические строчки Игоря Северянина, Слава начинал выяснение: «Это что такое? Зачем тебе стихи о любви?» Нервничал каждый раз, когда просто кто-то со мной заводил беседу. Я в свою очередь ждала его по ночам на балконе, когда задерживался на репетиции. Порой Слава приходил под утро, но обязательно захватывал кого-нибудь из приятелей: боялся, что в одиночку не вынесет моих острых взглядов.

Чувствуя, что мы отдаляемся друг от друга, Слава однажды пришел на кафедру архитектурного института, гдея тогда работала, и предложил: «Хватит тут ерундой заниматься, поехали со мной на гастроли!» Это была попытка наладить отношения. Я безумно обрадовалась, но с тех пор постоянно разрывалась между мужем и дочкой, которую мы на время поездок оставляли у родителей мужа.

Однажды полетели в Одессу. Для безопасности нам даже предоставили частный самолет. Приходим на аэродром, а это почти игрушечный кукурузник с деревянными лавками! Одессы я так и не увидела - ведь фанаты уже знали, что группа поселилась в гостинице «Черное море». Просто так выйти на улицу мы не могли. Потом еще выяснилось, что нанятые для охраны люди планировали меня украсть! И мы поспешили улететь вон из Одессы-мамы.

Кроме того, мне стали угрожать поклонницы: заваливали сумасшедшими письмами. Конечно, они путали Бутусова с лирическим героем его песен. Куда бы ни отправились - за нами хвостиком ездила группа девочек. Однажды две такие девчонки подсели ко мне в аэропорту и стали интересоваться: «Марина, правда, что Слава пытался покончить с жизнью?» Эта легенда родилась после композиции «Я хочу быть с тобой».
В Таллине после концерта мы вернулись на сцену, чтобы собрать цветы… По контуру она подсвечивалась лампочками, которые оказались выкручены и разбиты… И надпись на сцене кровью: «Слава, я тебя люблю!» Тогда же у гримерки фанатка подарила Славе розу с огромными шипами - и сильно сжала руку, в которой он держал стебель. После такого «проявления чувств» мне пришлось бинтовать его ладонь.

Как-то в Днепропетровске у нашей гримерки неожиданно «нарисовался» Андрей Макаревич. Случайно оказался в городе и решил нас навестить. Мы все вместе с трудом прорвались на улицу, сели в машину… И с ужасом поняли, что не едем, а парим в воздухе… Толпа просто подняла автомобиль на руки! После такой встряски Андрей повез нас в заповедник под Днепропетровском: там уже ждали «Митьки» с палаткой, свежей рыбкой, песнями у костра... Знали, как правильно отдыхать!
Нельзя сказать, что мы стали жить шикарно. Может, чуть-чуть лучше многих: после концертов «Наутилуса» в Финляндии мы с Аней оделись прилично и модно. Потом у нас появился видеомагнитофон, и все друзья приходили в гости смотреть западные фильмы, в которых порой встречались и откровенные по меркам того времени сцены. Когда я впервые увидела такую «романтику» на экране, тут же выключила телевизор: все-таки с нами сидела семилетняя Аня. Слава тогда удивился: «Что ты так волнуешься? Это же естественно, пусть с детства все знает!» Так что воспитание у Ани тоже было экстремальным.

Оглушительная популярность группы для каждого из нас сопровождалась чувством одиночества, депрессиями. Я понимала: Слава не может быть в состоянии творчества постоянно, а нужно выдавать продукт - поклонники ждут. Если песня не идет - их это не волнует. Такие моменты болезненны для всех: я была занята мыслями о Славе, а он - о музыке. Это тоже стало причиной начала кризиса в нашей семье.
Слава любил повторять фразу Козьмы Пруткова: «Жизнь такова, какова она есть, и больше никакова». Пожалуй, она точно описывает причину нашего расставания: мы со Славой будто плыли в одном направлении, а потом нас разнесло по разным берегам. А если быть точнее - городам. В Питере крутилась вся рок-тусовка, и последние года три Слава жил там практически безвылазно. Они с группой сняли частный дом в Коломягах, а для меня этот город был мучителен. Я наездами вела все домашнее хозяйство ребят: варила обеды, ужины. Приходилось 2 раза в неделю летать в Свердловск к Ане… Питер в итоге нас и развел: каждый стал жить своей жизнью.

От бурных выяснений в начале семейной жизни нас со Славой спасала привычка: за день намолчимся, а потом всю ночь болтаем обо всем на свете. А какие обсуждения на расстоянии? Да и при встречах мы нужные слова уже перестали находить...
А потом возникли явные приметы: в Питере Славу держит не одна лишь музыка. Как-то при мне зазвонил телефон, он ответил: «Не могу, ко мне жена приехала» - и раздраженно бросил трубку. Раньше такого не случалось, и я сделала определенные выводы. Но опять промолчала - мы ведь так и не научились выяснять отношения…
Сейчас говорю об этом без трагедии: понимаю, что все шло своим чередом. Но кто же знает, как сложится жизнь, заранее! А тогда я понять не могла: как меня - такую красивую, такую умную - и променяли на другую? В последний раз Бутусов приехал домой в Свердловск, и мы общались ровно. А месяц перед расставанием вообще был как медовый. Когда же Слава уехал, я нашла в прихожей на полке от него письмо. Опять же сейчас понимаю, что в нем были правильные слова: «Марина, не хочу, чтоб ты плакала, чтобы расстраивалась и переживала зря, а хочу, чтобы ты жила своей жизнью. Я подам на развод».

Развели нас очень быстро - мы и опомниться не успели: сотрудники загса увидели Бутусова и в один день все оформили. Дети даже не упоминались, хотя с ребенком только через суд можно разойтись. Славе разрешили просто написать отказную. Так 13 лет совместной жизни окончились одним равнодушным росчерком.

С разницей в год и у меня, и у Славы в его новой семье появилось по второй дочке. Я очень хотела этого ребенка, понимала - только в нем мое спасение от тяжелых и ненужных мыслей. Вместе со Славой из моей жизни ушел смысл, так я думала в тот момент.
…А когда рождается ребенок, кроме него, ничего не видишь - все остальное становится неважным. И вот я держала маленькую дочку в ладонях и месяца три не выходила из комнаты, радуясь новым ощущениям, жизни... Анечке уже было 11, и она мне очень помогала: бегала на молочную кухню, стирала пеленки, кормила сестренку. И только тогда я смогла простить Славу: даже испекла им с Анжеликой на свадьбу свой фирменный торт с вишней и отправила в Питер.

Аня переживала уход отца неосознанно, не так, как я. Но, видимо, стресс сказался на ней по-другому - ударил по здоровью в подростковом возрасте. Бутусову я тогда сообщила, рыдая в трубку: «Ане очень плохо, мы не знаем, что делать!» Дочь лежала в больнице, и врачи не могли поставить диагноз. А у Славы в жизни было все светло и радостно. Видимо, он не был готов сразу воспринять такую неприятную информацию и банально мне не поверил: «Марина, не придумывай». Тогда я вдруг ощутила, что могу потерять всех, кого люблю...»

Аня Бутусова, дочь Вячеслава и Марины:

У папы есть песня о черных птицах, которые повсюду ищут дочь короля. Тот просит их: «Возьмите мое золото, возьмите мое царство, возьмите глаза мои, - у меня она ассоциируется с той ситуацией. Я помню, как папа переживал за меня…
Сначала недомогание выражалось в непонятной слабости: «Я устала, можно не пойду сегодня в школу?» А однажды просто не смогла встать с кровати. Болезнь оказалась редкой, поразившей иммунную систему. И мама с папой, и родственники, и друзья помогали, как могли. Отец отправил меня за границу на лечение, потом устраивал к врачу в Москве… Кажется, он тогда всерьез испугался: мы с тех пор стали чаще видеться.

Даже когда встала на ноги, я продолжала наблюдаться у врача. В столице осталась еще по одной причине - пришло время поступать в институт. Папа очень хотел, чтобы у меня был диплом МГУ. Хотя сам воспитывал меня так, что я никогда не стремилась получать высокие баллы: «Оценки - это не важно». Когда шла в школу, он закрывал за мной дверь с забавным напутствием: «Передавай там всем от меня привет». И до сих пор говорит это своим детям...

С поступлением у меня повторилась папина история: он ведь тоже уехал от родителей в другой город. Родители помогли мне снять комнату, потом квартиру в Москве. Но со второго раза пройдя по конкурсу на истфак МГУ, я вскоре поняла, что это не мое - мне гораздо интереснее творческая профессия художника по гриму. В результате я взяла академический отпуск, но к учебе так и не вернулась: закончила курсы, устроилась на МТV… Когда папа узнал, что я предпочла серьезному образованию, - очень переживал. Правда, в его случае это выражалось фразой: «Твоя жизнь - решай сама!», но посыл был ясен. Постепенно он смирился с моим выбором. Иногда мы даже стали сталкиваться по работе. Как-то к нам на съемки пришел Элис Купер. Папа так впечатлился, что стал всем рассказывать, будто именно я с ним работала.

Еще до получения паспорта я стала мотаться в Питер к папе и его жене Анжелике. И все время получала от них подарки. На 12-летие они прислали мне совершенно невероятный костюм: узкие штаны на замочках с ремнем из рептилии и косуха с заплаткой на спине из кожи питона. На улице все головы сворачивали...

Папа с женой постоянно приглашали меня в гости. При первой встрече с Анжеликой мы обе сильно волновались, а в результате очень подружились. У нас ведь с ней разница всего 10 лет. Я даже стала ей немного подражать, что было сразу замечено мамой: «На кого это ты пытаешься быть похожа?» Хотя она никогда не настраивала меня против Анжелики, говорила: «Семьи у нас с папой, по сути, уже не было».

Сейчас Анжелика уже мать троих детей, и семейного опыта у нее побольше, чем у меня. Даже не заметила, как выросли мои сестры… Иногда папа с Анжеликой просят меня на них повлиять… Например: «Скажи Софье, чтобы не делала татуировку - это же больно!» Их средней дочери сейчас 14 лет - сложный возраст. Соня начала проявлять характер, искать себя... В свое время мы с папой работали над его клипом, и я между делом показала ему свою новенькую татушку на голени: витиеватый цветок. Этого он от своей девочки-одуванчика никак не ожидал… Все не мог поверить своим глазам: «Она настоящая?»

Анжелике не было и двадцати, когда она встретила папу: наивная, какая-то неземная девушка - и измотанный гастрольной жизнью музыкант. Отец сам рассказывал, что когда подошел к ней знакомиться, был пьян и с фингалом под глазом - где-то накануне подрался. Анжелика буквально вернула его к нормальной жизни: папа бросил пить, пришел к церкви… Сейчас даже бокал шампанского себе не позволяет.

У нас с папой общая болезнь: забываем про дни рождения. Так что пишем друг другу эсэмэски с напоминаниями. Но про своих старших дочерей он вряд ли может забыть: мы с Ксюшей обе родились 31 июля, только с разницей в 11 лет. И, раз уж так сложились звезды, во многом похожи по характеру. Она тоже человек творческий - отучилась на актрису. Недавно участвовала в бале дебютанток, надо было покупать ей туфли, платья, отправлять в Москву, селить в гостиницу. Возня длилась целый год - и папа добросовестно этим занимался. Мы всей семьей пошли смотреть, как Ксюша танцует вальс с солистом Большого театра.

Мне кажется, у нашего папы в нынешнем возрасте произошла переоценка понятия отцовства. Особенно когда у него родился сын. Теперь у музыканта Бутусова точно семья на первом плане: летом он берет отпуск на 2 месяца и проводит время только с женой и детьми. Анжелика мне признавалась, что иногда он мучается, будто мне что-то недодал. Но дети, как сорняки, - растут в тех условиях, где оказались. Так что сама я никогда не чувствовала недостатка отцовского внимания.

Как многие дочери, я папу идеализирую. Однажды сказала ему, что хотела бы такого же мужа. Он усмехнулся: «Да не дай бог!» Я знакомила его с тремя молодыми людьми. Но все на бегу: где-нибудь за кулисами папиного концерта… Когда в отношениях возникали проблемы, его совет был прост: «Надо венчаться - и все у вас будет хорошо». Например, его старшая Ксюша со своим женихом обручились - думаю, потому что для папы это важно.

У меня же теперь перед глазами два образца: папина семья и мамина. По отдельности. Мама с мужем Ильей тоже повенчаны. Это вообще сказочная история: они вместе учились и встретились снова через 20 лет в Москве. Случайно. После первого свидания мама пришла с горящими глазами: «Я влюбилась!» Такой я ее еще не видела…»
Марина Бутусова:

Илья признался, что еще в студенческие времена был в меня влюблен. Потом уехал в Москву, а я навещала здесь Аню. Мы списались в Интернете, встретились - и действительно сразу все поняли. Такие «взрослые союзы» отличаются особым взаимоуважением и мудростью - а это ведь самое главное. Оба натусовались и настрадались по молодости, наши дети выросли... Теперь можно и для себя пожить. И вот мы уже 7 лет вместе.

Когда у меня умерла мама, Слава через Аню передал: «Я хотел бы поговорить с Мариной». Выразил мне соболезнование, а после встречи поставил свечку за упокой ее души… До этого мы с ним 10 лет не общались - оказывается, именно столько нужно времени, чтобы можно было спокойно поговорить обо всем.
С Анжеликой мы познакомились только на 50-летии Бутусова. Она взяла меня за руку и сказала: «Марина, какая ты красивая, ослепительная! Я постоянно расспрашивала про тебя Аню и переживала, что из-за меня распалась ваша семья…» Я искренне отвечала: «А я хочу сказать тебе спасибо! Ведь если бы Слава тогда не ушел, моя жизнь сложилась бы иначе...»

Самое главное - научиться прощать. Даже за то, от чего было мучительно больно… Промежуток между рождением и смертью, как мне кажется, держится только на любви, а это чувство может всю жизнь сломать, а может в один день ее выправить…
Строчка из песни «Наутилуса»: «Первая любовь была слепа, первая любовь была как зверь… » - прямо-таки про нас с Бутусовым. Без этого чувства не состоялось бы наше первое, наивное и дикое счастье…

«Люди часто уходят от депрессии с помощью алкоголя. Нам в дверь постоянно стучали какие-то мужики, заявляя с порога: «Мы пришли выпить с Бутусовым!» Слава легко давал всем наш адрес, а я разбиралась с нежданными гостями, как могла», - вспоминает бывшая жена известного рок-музыканта Вячеслава Бутусова Марина.

Марина Бутусова:

Первое впечатление от Бутусова - глаза. В колхозе, куда нас отправили на картошку сразу после поступления в институт, Слава носил вязаный «шлем» с узкой прорезью на лице, за что и получил смешное прозвище среди однокурсниц…

«Серая шапочка» только и ходит на утреннюю гимнастику, чтобы на тебя поглядеть», - как-то сказала мне подружка. А я обычно не смотрела по сторонам и многого не замечала. Стала тоже потихоньку приглядываться к Славе… Подойти он решился ко мне только на посвящении в студенты. Мы оба отучились в художественных школах и уже в 16 лет поступили в Свердловский архитектурный институт, но на разные факультеты. И вот когда получили зачетки, Слава вызвался проводить меня до «Уралмаша». Сам он при этом жил на другом конце города, куда потом до глубокой ночи добирался на перекладных.

По характеру мы оба были молчуны - шли рядом, но не разговаривали.

Первые взрослые отношения - вот и мы все из себя серьезные. Замерзли по дороге - зашли погреться в подъезд. Я ставлю под ноги свой новенький портфель, где хранится вся моя «студенческая жизнь»: чистая тетрадка, набор помад, который приобрела у какого-то барыги, и зачетка. По лестнице скатывается шумная компания. А мы все молчим: смотрим в окно, на батарею, друг на друга... Часа через полтора Слава выдает первую фразу: «Как думаешь: ты мне нравишься или я тебя люблю?» От смущения роняю глаза в пол: а портфеля-то моего нет! Вспоминаю, что мимо пробегала какая-то шпана… Пулей вылетаем из подъезда, ловим милицейский «каблучок». Стражи порядка нас же и отчитывают: «Следите за своими вещами!» Это и было единственное признание в любви за всю нашу жизнь… Молчуны!


Фото: из личного архива М. Бутусовой

В следующий раз Слава повел меня в кафе после института - был готов прокутить «трешку». Я ела мороженое, а он все так же молча любовался мной и что-то писал на столе, прикрывая свое творчество ладонью. Пришло время расплачиваться. Официант берет купюру, а трехрублевка испещрена любовной лирикой! И он, конечно, отказывается ее принимать: «Зачем вы испортили деньги?» Уже и не помню, как выкручивались, - наверное, встретили знакомых…

После многочисленных ночных прогулок я набралась смелости познакомить со Славой маму. Она бросила фразу: «Привела какого-то татарина…» - такое было ее первое впечатление. А потом так самозабвенно его полюбила! Ведь Слава был рядом, когда в нашей семье случилось горе…

Мама сорвалась по звонку из больницы: отца нашли на улице истекающим кровью.

Со школьных лет я успевала совмещать любовь к легкой атлетике, активно занимаясь спортом, и любовь к искусству. Став чемпионкой области по нескольким видам легкой атлетики, поняла, что это не для меня. Творчество «победило» спорт. Началось долгое восхождение на «Олимп Искусств». Закончив за 2 года трехлетний курс обучения в художественной школе им. Сурикова, с легкостью поступила в ВУЗ. Академическое образование дало прекрасные теоретические знания, которые помогли мне выбрать в дальнейшем именно свой путь реализации таланта.Закончив Уральскую Государственную Архитектурно-Художественную академию по специальности градостроительство, я стала носить гордое имя - Архитектор. На Всесоюзном смотре дипломных работ была награждена Дипломом 1 степени от Союза Архитекторов СССР. После окончания учебы меня, как лучшую студентку, оставили на кафедре градостроительства младшим научным сотрудником. Вела научную и практическую работу. Готовилась к поступлению в аспирантуру. По настоятельной просьбе супруга, ушла с кафедры и стала костюмером – гримером его рок- группы. Бесконечные гастроли и посвящение себя не своему делу привели к размышлению на тему самореализации.

Поэтому без сомнения я вместе с соратниками в 1997 создала небольшую студию, специализирующуюся на строительстве, дизайне интерьеров и продаже итальянской мебели. В дальнейшем она разрослась до большого Интерьерного Холдинга с 13-ю филиалами по стране. В качестве арт-директора и главного архитектора я с удовольствием занималась проектированием шоу-румов холдинга, являлась автором и разработчиком всех интерьеров, созданных в классическом стиле, в том числе и в стиле Boiserie (стеновые панели). Это было начало понимания, что такое интерьер жилища и какой глубокий смысл заложен в творческом процессе его создания.

С 2005 г. занимаюсь индивидуальным творчеством. За 17 лет профессиональной деятельности имею в активе проекты интерьеров класса LUXURY разной стилистики (от Хай-Тека до Барокко). Это частные резиденции, особняки и апартаменты в Екатеринбурге и Москве. Сотрудничество с известными Миланскими дизайн-студиями Minotti Project, Meroni Ugo&Figli, Cugini Turati и итальянскими архитекторами Fabio Minotti, Elio Turati придало мне уверенность в себе, своем творчестве. Работая небольшой срок архитектором итальянской фабрики Meroni Ugo&Figli , я получила ценные знания по проектированию интерьеров в стиле буазери, технологиям работы с деревом. Создавая интерьеры в стиле boiserie, я научилась у итальянских краснодеревщиков одной науке: Пользуясь современными высокотехнологическими материалами, надо учиться у истории, не забывать и отдавать дань роскоши прошлых времен!

Мой профессиональный опыт в дизайне и архитектуре, мои знания исторических и современных стилей очень перспективен в создании неповторимых и вдохновляющих интерьеров. Серьезно работая над проектом, уделяя внимание мелочам, тщательно все обдумывая, вкладывая всю душу и пользуясь лучшими материалами, я уверена, что результат будет роскошным.

17 марта 2016, 16:52

Не знаю как у вас, но моя душа просит позитива.

А нет более ничего позитивного (кроме котиков), чем свадебные фотографии.

Вчера был пост про Стингрей, поэтому сперва наш рок:

Виктор Цой и Марианна Родованская

Виктор и Марианна поженились лишь через три года после знакомства, в феврале 1985 года. Они познакомились на дне рождения кого-то из приятелей. Цою тогда было 19, Марианне 23. Марианна была старше Виктора, из-за чего первое время Цой переживал и комплексовал, тем более что получал он гроши

"Мы были бедны как церковные крысы, - вспоминала Марианна. - Снимали комнату в коммуналке, питались чем бог пошлет. Даже приличную свадьбу не смогли сыграть. Вместо свадебного платья я надела белый пиджачок и светленькую юбочку в полоску". На свадьбу пришел весь "бомонд" ленинградского андеграунда... В августе того же года в семье Цоя родился сын...

Вместе с Цоем Марианна проживет несколько лет. Будут зимой и летом гулять по улочкам Ленинграда, ютиться в коммунальной квартире у Майка Науменко, ездить с семьей Гребенщиковых - Борисом и Людмилой на пляж, там они будут купаться, петь, пить и еще раз петь… Вдвоем, без билета на поезде, они будут добираться до солнечного Крыма. В поезде двух "зайцев" найдут проводники. Но на счастье Виктора и Марианны - это были не дядьки-проводники, вечно злые и неухоженные, а проводники-студенты, которые слышали полуподпольные записи "КИНО"… До самого Крыма Цой будет петь свои песни туристам и проводникам. А на побережье Черного моря Цой не сможет разговаривать из-за сорванного в поезде голоса…

Вячеслав и Марина Бутусовы

Марина Бутусова: "Первое впечатление от Бутусова - глаза. В колхозе, куда нас отправили на картошку сразу после поступления в институт, Слава носил вязаный "шлем" с узкой прорезью на лице, за что и получил смешное прозвище среди однокурсниц… «Серая шапочка» только и ходит на утреннюю гимнастику, чтобы на тебя поглядеть», - как-то сказала мне подружка. А я обычно не смотрела по сторонам и многого не замечала. Стала тоже потихоньку приглядываться к Славе… Подойти он решился ко мне только на посвящении в студенты. Мы оба отучились в художественных школах и уже в 16 лет поступили в Свердловский архитектурный институт, но на разные факультеты. И вот когда получили зачетки, Слава вызвался проводить меня до "Уралмаша". Сам он при этом жил на другом конце города, куда потом до глубокой ночи добирался на перекладных.

По характеру мы оба были молчуны - шли рядом, но не разговаривали. Первые взрослые отношения - вот и мы все из себя серьезные. Замерзли по дороге - зашли погреться в подъезд. Я ставлю под ноги свой новенький портфель, где хранится вся моя «студенческая жизнь»: чистая тетрадка, набор помад, который приобрела у какого-то барыги, и зачетка. По лестнице скатывается шумная компания. А мы все молчим: смотрим в окно, на батарею, друг на друга... Часа через полтора Слава выдает первую фразу: «Как думаешь: ты мне нравишься или я тебя люблю?» От смущения роняю глаза в пол: а портфеля-то моего нет! Вспоминаю, что мимо пробегала какая-то шпана… Пулей вылетаем из подъезда, ловим милицейский «каблучок». Стражи порядка нас же и отчитывают: «Следите за своими вещами!» Это и было единственное признание в любви за всю нашу жизнь… Молчуны!

После многочисленных ночных прогулок я набралась смелости познакомить со Славой маму. Она бросила фразу: «Привела какого-то татарина…» - такое было ее первое впечатление. А потом так самозабвенно его полюбила! Ведь Слава был рядом, когда в нашей семье случилось горе - отца нашли на улице истекающим кровью. Какие-то хулиганы ударили его по голове - может, мстили за что-то (он работал в суде). Двадцать дней, до самого конца, мама дежурила у его постели, а мы со Славой приходили навещать. Поскольку он жил далеко, решили: поживем это время у нас в квартире, на "Уралмаше". Слава участвовал и в похоронах, во всем нас поддерживал. Во время прощания с отцом мне было совсем худо: мало того, что такая невосполнимая потеря, так еще и постоянно тошнит… Где-то через месяц мама сообразила в чем дело. В свои 17 лет я и не задумывалась, что откуда берется! Так что Аня у нас сразу наметилась. И счастье, и несчастье мы со Славой умудрились пережить за какие-то четыре месяца: в сентябре познакомились, в октябре стали жить вместе, а 10 января уже сыграли свадьбу"

Владимир и Елена Шахрины

Владимир Шахрин: "Во-первых, изначально между людьми должна быть просто любовь. Когда мужчина делает предложение, он должен чувствовать, что хочет прожить с этой женщиной всю жизнь. А потом мужчине нужно стараться в первую очередь думать и заботиться о своей жене, чтобы ей было хорошо. Не переходить определенную грань. Моя жена от меня за всю жизнь не слышала ни одного матерного слова. А мы с ней знакомы с 1976 года. Хотя все эти нецензурные слова я, конечно, хорошо знаю: на стройке как-никак восемь лет отработал"

Джоанн Стингрей и Юрий Каспарян

2 ноября 1987 года гитарист группы "Кино" Юрий Каспарян женился на американской певице Джоанне Стингрей, имя которой в значительной степени связано с популяризацией на Западе питерского рока

Джоанн Стингрей: "Свадьба получилась восхитительной. Официальная часть проходила в ленинградском Дворце бракосочетаний. Это было очень смешно. Я не понимала ничего из того, что говорит сотрудница Дворца бракосочетаний, и не говорила по-русски. Меня научили, что надо отвечать "Да!". Я ждала момента, когда эта женщина обратится ко мне, чтобы сказать "Да!", и волновалась, что могу произнести это не вовремя. А после официальной части была вечеринка в Петропавловской крепости. Там были все друзья - все рокеры Ленинграда и мои родители. Был большой концерт, была замечательная атмосфера "



Теперь перейдем к артистам:

Андрей Миронов и Екатерина Градова

В июне 1971 года Екатерина Градова поступила в Театр Сатиры, и через неделю Андрей сделал ей предложение. Они слишком мало знакомы, но Андрей не считал это помехой. Была у него такая манера – чуть ли не на втором свидании он непременно предлагал жениться. До свадьбы дело не доходило только благодаря железному характеру его мамы. Катя Градова на предложение выйти замуж ответила "да".

Огромный букет роз, приподнятое настроение, влюбленная пара пришла домой к Мироновым. В дверях их встретила Мария Владимировна: "Здравствуйте, барышня. По какому поводу цветы?" Андрей, уже зная, чем эти вопросы кончаются, провел молниеносную операцию – закрыл Катю в маленькой комнате и начал торопливым шепотом объяснять маме, как хороша его невеста. Шепот Андрея прервался грозным "Что?!" "Свадьбе не бывать", - решила Катя. Она ошиблась. Мария Владимировна согласилась на этот брак

Александр Абдулов и Ирина Алфёрова

В 1976 году Ленком был на гастролях в Ереване. В свободное время влюбленные гуляли по парку: шуршащая под ногами листва, пронзительная синь небес - прекрасные декорации для романтического свидания. Александр спросил: "Возьмешь меня в мужья?" "Пронесешь на руках через весь парк - отвечу!" Он подхватил ее и не выпускал своей драгоценной ноши и тогда, когда парк остался далеко позади. Вернувшись в Москву, они поженились.

"У нас с Ириной Алферовой была гениальная свадьба: нас было двое. Мы были в загсе, потом в церкви, потом мы пришли в общежитие и отмечали там свадьбу", - позднее вспоминал Абдулов

Николай Караченцов и Людмила Поргина

Они встретились в Ленкоме в 1973 году. Караченцов играл на сцене этого театра уже 6 лет, Людмила же только пришла туда работать.
"Я пришла на спектакль, в зале погасили свет. В этот момент выскочил на сцену Збруев, зал весь зааплодировал, а потом выскочило на сцену чудо, для меня непонятное и до сих пор. С огромными карими глазами, с челюстью в пол лица, с руками и ногами какими-то очень длинными, такой эмоциональный, глаза горели, он весь как будто сиял каким-то добром. Я даже не помню, что меня так потрясло в нём в смысле…красоты какой-то. И как только прошло 5 минут, я покрылась краской и сказала себе: «Если он не станет моим мужем, то вся моя жизнь – это просто полная бессмыслица". Долгое время Николай как будто не замечал Людмилу, однако её упорство и настойчивость взяли над ним верх. Он стал проявлять знаки внимания к молодой актрисе. В те годы он ещё не был столь известным актёром. В профессии они были на равных. Очень скоро Людмила подала на развод и стала ждать предложения от Николая. Они съехались, стали жить вместе в коммуналке. Но замуж он её звать не торопился. И тогда Поргина решила познакомить Караченцова с мамой. "И вот он звонит в дверь, она открывает. Он ей говорит: «привет, мамашечка! Где моя Людашечка, девонька моя, красавица?» И моя мама уже просто через 5 минут гладила его по плечу и говорила: «Любимый наш, красавец ты наш, оставайся, живи. Ты наш человек!» С тех пор и мама, и папа его любили безумно"

Владимир Меньшов и Вера Алентова

Они познакомились в Школе-студии МХАТ. На втором курсе их и еще нескольких студентов отправили на целину с концертами. Рассказывает Владимир Меньшов: "Вот там в одном из колхозов, подумав, мы сказали, что теперь будем жить вместе. По приезде в Москву мы подали заявление в загс. В 1963 году расписались. По сегодняшним меркам наша свадьба скорее походила на фильм ужасов. В загс приехали на трамвае, там сотрудники открыли для нас бутылку шампанского, хотя мы об этом не просили. У нас даже не нашлось трех рублей, чтобы расплатиться. Благо свидетели наскребли мелочь, и мы расплатились. В общежитии накрыли стол: на газете порезали колбасу, поставили бутылку водки и шампанское, пришли человек 20. В общей сложности на свадьбу мы потратили рублей 30"

Любовь Полищук и Валерий Макаров

Со студентом Валерием Макаровым Любовь Полищук познакомилась во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства, куда поступила в 16 лет. Получив дипломы об окончании мастерской, Любовь и Валерий вернулись в Омск, где устроились в местную филармонию и стали артистами разговорного жанра. После возвращения домой будущего мужа Любови Полищук забрали в армию, а когда он вернулся, они сыграли свадьбу

Владимир Высоцкий и Людмила Абрамова

Встретились они в 1961 году, во время съемок кинофильма "713-й просит посадки" в Ленинграде. Как встретились? Наверное, единственно возможным – мистическим образом.
Впервые увидев на пороге гостиницы окровавленного, в разорванной рубашке незнакомца, Людмила не задумываясь, отдала ему бабушкин золотой перстень с аметистом – в уплату ресторанного долга с дракой и битьем посуды. Он, конечно, заявился к ней в номер с гитарой – благодарить. Показать, что он не просто скандалист ресторанный. Пел свои песни, которых мало тогда было, но она сразу поняла, кто перед ней. "Выходите за меня замуж!" – произнес он, и она согласилась.
"А именами мы обменялись уже наутро, когда оказалось, что нужно бежать на работу обоим. Мы бросились к одному трамваю, молча доехали до одной остановки, вошли в ворота "Ленфильма", поднялись на один этаж и вошли в одну съемочную группу. Вот такая встреча – такая судьба!"
Жили, не расписываясь, между двух домов – Людмилиных родителей и Володиной мамы. Через год родился сын Аркадий. А в 64-м – второй сын, Никита.
Высоцкий летом 65-го года регистрирует свой брак с Людмилой Абрамовой и одновременно усыновляет своих собственных сыновей, чтобы все по-людски было, в конце концов.

PinWin – международная он-лайн-площадка, на которой в режиме нон-стоп проводятся конкурсы для архитекторов, дизайнеров, декораторов, фотографов, а так же студентов профильных вузов.

Сколько конкурсов на сайте?

Количество конкурсов на сайте меняется. Перечень конкурсов указан в разделе «Все конкурсы», который делится на «Текущие конкурсы» и «Архив конкурсов». Работы архивных конкурсов доступны для просмотра и комментирования.

Кто может стать участником конкурса?

В зависимости от целей конкурса, темы, пожеланий организаторов и партнеров, к участию в конкурсе приглашаются архитекторы, дизайнеры, декораторы, технологи, проектные организации, конструкторские бюро, производственные предприятия, строительные организации, девелоперы, дизайн-студии и мастерские, студенты и преподаватели архитектурных, дизайнерских и строительных ВУЗов и факультетов, фотографы.

Работы на конкурс принимаются до определенной даты. На странице конкурса есть ссылка «Условия», нажав на которую, можно узнать об условиях участия, механизме голосования, юридическую информацию. Дата также отображается при наведении курсора на изображение конкурса на главной странице.

Как принять участие в конкурсе?

Если вы хотите принять участие в проекте - необходимо зарегистрироваться. Процедура регистрации проста. Для создания аккаунта следует ввести логин и ваш контактный e-mail. На указанный электронный адрес придут два письма: 1.Письмо со ссылкой для активации аккаунта. 2.Письмо с вашими регистрационными данными. После завершения регистрации все опции буду доступны. Вы сможете добавить свою работу, проголосовать за понравившийся дизайн-проект, оставить комментарии. Если вы по каким-либо причинам не получили письмо с кодом активации – напишите нам в техподдержку по адресу В письме обязательно укажите ваши данные – логин и контактный e-mail.

Как загрузить свою работу?

Следует пройти по ссылке «добавить работу», внимательно прочитать условия участия в конкурсе и поставить «галочку» о согласии с условиями конкурса. Затем приступить к «оформлению заявки». В первом поле заявки «Название вашей работы» введите название работы, например «Природа хай-тека. Рига». Во втором поле нужно загрузить описание проекта объёмом не более 2000 знаков с пробелами. В пояснительной записке желательно написать, в чем состоит особенность, новизна, оригинальность дизайн-проекта. Дополнительные требования к пояснительной записке вы можете узнать, пройдя по ссылке «Условия» на странице самого конкурса. Затем загрузить изображения и выбрать главную фотографию проекта. Изображения принимаются в формате jpg не менее 1050 пикселей по ширине (вне зависимости от того вертикальный это кадр или горизонтальный). Обратите внимание на названия файлов с изображениями - они не должны содержать кириллицы, только латинский буквы и цифры. Количество фотоматериала регламентируется и прописывается в условиях конкретного конкурса.

Что такое «главная фотография»?

Главная фотография – или обложка проекта – самая эффектная фотографий, которая максимально полно отражает суть конкурсного проекта. Технически задать главную фотографию – просто. Перетащите курсором выбранную фотографию в окошко «главное фото».

К проекту не прикрепляются фотографии или текст, что делать?

Если работа не загружается, попробуйте сделать это в другом браузере. Возможно, версия имеющегося браузера устарела. Если смена браузера не помогает, напишите нам письмо в техническую поддержку по адресу , указав какой у вас браузер и его версию, кратко описав проблему и прописав сообщения или ошибки, которые выводятся системой. Не забудьте написать в письме ваши регистрационные данные – логин и e-mail.

В каком формате принимаются работы на конкурс?

Подробнее о форматах и требованиях к конкурсным работам вы можете прочитать на странице конкретного конкурса в разделе «Условия».

Можно ли использовать фотографии одного проекта в разных конкурсах?

Фотографии одного и того же проекта могут использоваться в разных конкурсах, если иное не оговорено в условиях конкретного конкурса.

Кто входит в состав жюри?

Организаторы конкурса формируют жюри поэтапно, поэтому на протяжении всего конкурса возможны изменения в составе членов жюри. Состав жюри каждого конкурса можно посмотреть на странице конкурса в разделе «Жюри».

Как сделать так, чтобы работу увидело максимальное количество участников PinWin?

При любой активности участников и пользователей (лайки, комментарии) конкурсная работа перемещается на первую страницу, соответственно, её видит бОльшее количество участников конкурса.

Почему количество голосов может уменьшаться?

При выборе финалиста недели происходит пост-модерация и проверка голосов на предмет «подозрительной активности». В случае выявления «накрутки голосов», голоса снимаются.

Когда голосует жюри?

В зависимости от условий конкурса члены жюри могут голосовать в течение всего времени проведения конкурса, либо выбирать победителя сразу из списка «TOP-100».

Где указываются победители конкурсов?

После завершения конкурс попадает в раздел «Архив». На странице завершенного конкурса вы найдете фотографию победителя, ссылку на его портфолио, ссылку на фото- и видеорепортаж с церемонии награждения. Также вы можете следить за всеми конкурсами на нашей странице в