Животный мир хабаровского края презентация. Проект «Эти удивительные животные» по ознакомлению детей с дикими животными Хабаровского края

Край отличается богатым природным миром, за счёт того, что обширные территории занимаются светлохвойной тайгой. Кроме того, свыше 60 % край занимаются горные склоны и хребты. Рельеф преобладает в основном горный. Ландшафт живописный, представленный многими видами редких растений.

Хабаровский край характеризуется богатым природным многообразием, умеренными климатическими условиями и привлекательными лесами. На это оказывает влияние тот факт, что край граничит с Амурской областью. В лесах множество различных видов грибов. Здесь достаточно холодная зима, зато продолжительное и жаркое лето. С запада иногда дуют сухопутные ветра, но и они длятся весьма короткое время.

Растительный мир Хабаровского края


Таёжные леса здесь занимают обширные площади и простираются на несколько километров. Огромные территории занимают хвойные леса, в которых имеются даурская лиственница, кедр, ель. Имеются богатые сосновые леса, которые поражают величественностью деревьев. Небольшая доля отводится и широколиственным лесам, в них произрастают такие виды как лотос, маньчжурский орех, аралия, женьшень, амурский бархат, даурская роза, китайский лимонник.


Примечательно, что в этих краях растут такие породы, как клён, пихта, дуб и ильм. Среди редких растений, обладающих необыкновенной красотой, можно выделить даурский рододендрон, элеутерококк и остроконечный тис.


В густых лесных районах растёт много грибов, например, жёлтый гриб, лиственничный моховик, ильмак, грузди, ольховик, майский гриб, моховик, маслёнок. Все эти разновидности, как правило, населяют лес с мая по сентябрь, некоторые из них могут встречаться и в октябре.
В Красную книгу занесено около 155 видов грибов и растений, находящихся на стадии вымирания. К таким относятся папоротники, плауны, мхи и лишайники. Также совсем мало в Хабаровском крае осталось и покрытосеменных растений, в охране нуждается свыше 15 видов грибов.

Животный мир Хабаровского края


Основные лесные представители в Хабаровске: лисица, волк, рысь. Особую гордость представляет в этих краях амурский тигр. Также в лесах встречаются лоси, косули, олени, кабарга и кабаны. Пушные звери тоже имеются, это ласка, ондатра, белка, выдра, росомаха. Вблизи моря обитает колонок. В этих краях имеется и разнообразие птиц, например, в лесных районах обитает рябчик, глухарь, кедровка, свиристель, белая куропатка, в отдельных районах обитает фазан. Из водоплавающих птиц край населяют гуси, крохали, утки. Немного реже встречаются индийская кукушка, уссурийский фазан, синяя мухоловка, тетерев и дрозды двух видов: сизый и каменный.

Среди более крупных лесных жителей есть маньчжурский заяц, изюбра и косули. Встречается в этих краях и бурый медведь, также есть и более редкий вид - гималайский медведь, численность которого постепенно возрастает.

Очень много речных рыб: налим, щука, хариус, карась, сом, сазан, желтощёк, скумбрия, камбала.


Существуют животные Хабаровского края, занесенные в Красную книгу. Это жужелица, амурский кот, белощёкая крачка, амурский полоз, белая сова, а также серый журавль. Этих представителей осталось очень мало, они нуждаются в охране. Уникальность представляет японский уж.


Климат в Хабаровском крае


Климат в Хабаровском крае умеренный. На природные условия влияет близость моря и характер рельефа. Осень здесь достаточно продолжительная, как и зима. Средняя температура в январе от -18 до -25, в отдельных районах может достигать -38 градусов. В южных районах температура зимой может понижаться до -47 градусов, зима здесь продолжительная и холодная. Летом температура колеблется от +17 до +25, отличается теплом. В летнее время влажность воздуха обычно повышается. Весна наступает в конце марта, основной пик приходится на конец апреля и май, температуры достигают +10-15 градусов. Осадков в год выпадает примерно 700 мм.

Хабаровский край расположен на востоке РФ и административно относится к Дальневосточному федеральному округу. С востока Хабаровский край омывается Японским и , на северо-востоке граничит с Магаданской областью, на западе - с Китаем, Еврейской автономной и Амурской областями, на северо-западе - с Республикой Саха (Якутия).
Отделен от острова Сахалин Татарским проливом и проливом Невельского. В состав края, помимо материковой части, входит ряд островов, самые крупные из которых Шантарские острова. Общая протяжённость береговой линии края — около 2500 км, вместе с островами — 3390 км.

Северная граница края отстоит на 430 км от Северного полярного круга, а южная - находится практически на одной параллели с японским островом Хоккайдо, американским Портлендом или российским Ростовом-на-Дону.

Хабаровский край вытянут в меридиональном направлении на 1800 км, а с запада на восток — на 125÷750 км. Площадь территории края -788 600 км², что составляет 4,5 % всей территории России.
Около трех четвертей площади Хабаровского края занимают плоскогорья и горы, входящие в обширные горные системы и хребты Джугджур, Баджал, Сихотэ-Алинь, Хинган и другие. Горный рельеф преобладает на 70% территории края.

Расположен в умеренных широтах Восточной Азии. В пределах бассейна Амура представлены четыре физико-географические зоны: лесная (с подзонами хвойно-широколиственных лесов, средней и южной тайги), лесостепная, степная и полупустынная (с северной подзоной полупустынь и подзоной сухих степей). Количество годовых осадков колеблется от 250—300 миллиметров в наиболее аридной юго-западной части бассейна истоков Амура и до 750 миллиметров в юго-восточной части хребта Сихоте-Алинь.

Амур образуется слиянием рек Шилка и Аргунь (за начало реки принято считать восточную оконечность острова Безумный). Длина реки — 2824 километров от места слияния рек Шилка и Аргунь до его впадения в Амурский лиман. Относительно принадлежности Амурского лимана к Сахалинскому заливу и, следовательно, Охотскому морю, либо к Татарскому проливу и, соответственно, к Японскому морю, мнения различных авторов расходятся — БСЭ относит Амурский лиман к Японскому морю, а Международная гидрографическая организация — к Охотскому. БСЭ указывает, что устьем Амура принято считать створ мысов Озерпах и Пронге на выходе Амура в Амурский лиман. Длина системы Онон — Шилка — Амур составляет 4 279 км. От истока Хайлар — Аргуни и до устья Амура — 4049 километров. От истока реки Керулен, через Аргунь и до устья Амура — 5 052 км.

Расположен в пределах трёх государств — России (995 тысяч км², около 54 % территории), также Китая (44,2 %) и Монголии (1,8 %). Российский сектор бассейна реки, в свою очередь может быть разделён на две неравные части — сибирскую, к которой относятся соответствующие участки бассейнов рек Шилка и Аргунь, и дальневосточную, в пределах которой расположена по существу вся долина Амура — левобережье верхнего и среднего Амура и весь нижний Амур, с соответствующими этим участкам бассейнами притоков.

В соответствии с российской лоцией Амур делится на: верхний Амур — до Благовещенска; средний Амур — от Благовещенска до Хабаровска и нижний Амур — ниже Хабаровска.

Гидрология реки

По площади бассейна (1 855 тысяч км²) Амур занимает четвёртое место среди рек России (после Енисея, Оби и Лены) и десятое место среди рек мира. Среднегодовой расход воды — в районе Комсомольска-на-Амуре 9819 м³/с, в районе устья — 11 400 м³/с.
По особенностям долины река разделяется на три основных участка: верхний Амур (до устья реки Зея; 883 километров), скорость течения 5,3 км/ч, средний Амур (от устья реки Зея до устья реки Уссури включительно; 975 километров), скорость течения 5,5 км/ч и нижний Амур (от устья реки Уссури до Николаевска-на-Амуре; 966 километров), скорость течения 4,2 км/ч. Важнейшая особенность гидрологического режима Амура — значительные колебания уровня воды, обусловленные почти исключительно летне-осенними муссоными дождями, которые составляют до 75 % годового стока. Колебания уровня в русле реки относительно межени составляют от 10—15 метров в верхнем и среднем и до 6—8 на нижнем Амуре. При этом во время наиболее сильных ливней разливы на среднем и нижнем Амуре могут достигать 10—25 километров и держаться до 70 дней. После строительства гидроузлов на основных притоках Зея, Бурея и Сунгари, летне-осенние паводки на реке менее выражены и в нижнем течении реки изменения уровня составляют 3—6 м.

___________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Энциклопедия туризма
http://shamora.info/
Сайт Википедия
http://www.photosight.ru/

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

центр детского творчества «Темп»

педагог-организатор

центра детского творчества «Темп»

Амурск

МОУ «Темп»

2009 год

Цель мероприятия: формирование гражданско-патриотических качеств учащихся.

Задачи:

- мотивация познавательного интереса учащихся к изучению родного края;

- развитие социальной активности старшеклассников;

Метод: игра

Форма: викторина

Участники: учащиеся 8-9 классов

Условия для проведения: подготавливается интерактивная игра «Знаток края»; заранее рассылается положение о викторине; викторина проводится в актовом зале.

Оборудование : проектор, экран, призы, дипломы и грамоты участникам.

Оформление: зал украшен гелиевыми воздушными шарами ; музыкальные номера на начало мероприятия и на время подведения итогов жюри; определены места для каждого участника

Сценарный план:

1. Экспозиция: до начала мероприятия в зале звучат песни о Родине, на экране - слайды о Хабаровском крае.

2. Пролог: в исполнении вокальной группы звучит песня «Пой, Амур»; приветственные слова ведущего; представление игроков и членов жюри.

3. Основное действие: проходит викторина.

Правила игры: Участвуют шесть игроков. В первом туре участники поочередно выбирают на экране номинацию и номер вопроса. Время на раздумье не дается. При верном ответе игрок получает в свою копилку 1 балл. При неверном ответе – 0 баллов. Во второй тур переходят трое участников, набравших наибольшее количество баллов. Выбор вопроса определяется с помощью «бочонка» от игры в русское лото. В третьем туре участвуют два игрока. Победитель игры определяется следующим образом: за 30 секунд надо ответить на наибольшее количество вопросов. ( Данную игру можно превратить в командную. Тогда в первом туре могут участвовать от 2-х до 4-х команд. Правила игры остаются прежними)

Правила интерактивной игры:

В режиме просмотра слайдов дойти до слайда «правила игры», навести курсор на поле «желаем удачи» и кликнуть мышкой;

В результате первого шага появляется слайд, на котором изображена таблица, состоящая из шести номинаций и порядковых номеров вопросов;

Игрок выбирает номер вопроса, на указанную цифру наводиться курсор и щелкают мышкой. При этом появляется слайд, на котором написан вопрос;

Игрок дает ответ, после чего наводится курсор на поле «ответ», находящийся на этом же слайде, при этом появляется новый слайд, на котором написан верный ответ;

Чтобы вернуться на игровое поле, необходимо навести курсор на поле «игра» и щелкнуть мышкой.

Появляется игровое поле и в игру вступает следующий игрок.

4. Финал: подведение итогов игры, награждение победителей и участников.

5. Эпилог: фоном звучит мелодия песни «Пой, Амур», ведущий прощается со зрителями

Ход мероприятия:

До начала мероприятия в зале звучат песни о Хабаровском крае и другие песни о Родине, а на экране - кадры о Хабаровском крае.

фанфары

Песня «Пой Амур» (исполняет группа «Эдельвейс»)

По окончанию песни появляется ведущая

Вед.: Нам всем повезло. Мы живем на великой земле, в уникальнейшем с исторической, географической, природной точки зрения месте, в Хабаровском крае. Совсем недавно мы отмечали его 70-летний юбилей. Этой дате было посвящено множество торжественных, праздничных и других разнообразных мероприятий, в том числе и в нашем городе. Но согласитесь, что говорить о нашем крае и изучать его необходимо постоянно. Добрый день, уважаемые старшеклассники города Амурска. Центр детского творчества «Темп» рад видеть вас на игре-викторине «Знаток Хабаровского края».

Фанфары

Вед.: Я приглашаю на сцену представителей школ города, которые и будут бороться за это звание. Встречайте конкурсантов.

Представление участников

Вед.: Для того чтобы снять у участников напряжение и боязнь, я предлагаю уважаемым зрителям подержать конкурсантов дружными аплодисментами. Так же дружно и тепло поприветствуйте людей, которые будут следить за ходом конкурса и подсчитывать баллы.

Представление членов жюри

Вед.: Уважаемые участники, внимание, прослушайте правила игры. В первом туре вы поочередно выбираете номинацию и номер вопроса, которые будут появляться на экране. Время на раздумье не дается. При верном ответе игрок получает в свою копилку 1 балл. При неверном ответе – 0 баллов. Во второй тур переходят трое участников, набравших наибольшее количество баллов. Выбор вопроса определяется с помощью «бочонка» от игры в русское лото. В третьем туре участвуют два игрока. Победитель игры определяется следующим образом: за 30 секунд надо ответить на наибольшее количество вопросов.

Вопросы I тура:

Номинация: «Флора и фауна»

1. Самый нарядный кустарник нашего края. Ранней весной, когда почки на деревьях только набухают, и местами ещё лежит снег, на нем появляются сиренево - розовые цветки, а поздней осенью его листья окрашены в фиолетово-малиновые тона. Рододендрон.

2. Этот хищный зверек очень небольшого размера. Он меньше, домашней кошки. Охотится на белку, бурундука, птиц, иногда решается напасть на кабаргу. Очень ценен своим превосходным мехом. На Руси шубу из этого меха мог носить только царь и самые знатные бояре. Мех продавали за границу, его называли «мягким золотом». Соболь.

3. Известное дальневосточное лекарственное растение. Это вьющаяся лиана. Целебны плоды и семена. Название производное от плода цитрусовых. Лимонник.

4. «Иссиня-черная голова отливает металлом. Расписной золотой жилет, длинный, в черную полоску с блестящей оторочкой хвост». Эту яркую птицу называют дальневосточной жар-птицей. Фазан.

5. В народе это дерево называют «хлебным» из-за вкусных питательных орехов, растущих на нем. Кедр корейский .

6. До тех пор, пока это дерево не обнаружили в наших лесах, его возили в Россию из-за границы. Древесина легкая, прочная, с красивым рисунком. Особенность: наращивать в стволе и в ветвях толстый пробковый слой, который используется в разных областях. Кора этого дерева с мягкой поверхностью, благодаря которой можно опознать его на ощупь. Отсюда пошло второе название, которое дали ему русские переселенцы. Бархат амурский.

Номинация: «Красная книга»

1. Данная рыба обитает в нижнем течении Амура и в реке Уссури. Второе название – китайский окунь. В народе называют ершом, потому что в плавниках есть крепкие и острые колючки. В Китае ее окрестили уткой-мандаринкой: яркая и сочная окраска этой рыбы мало уступает брачной расцветке оперения той птицы, но вытащенная из воды и обсыхающая быстро теряет свое цветовое очарование, блекнет, сереет. Ауха.

2. Он горит среди ясного дня

Отряхнув полевую росу

То - как жаркая вспышка огня,

То – как чья-то косынка в лесу.

Так говорил о ярком крупном цветке П. Комаров. Это - мощный луковичный многолетник с прямостоящим ребристым облиственным стеблем до 90-120 см. высотой. Цветки крупные, до 8-10 см. в диаметре красного, оранжево - желтого, реже – розового, желто-красного цвета с темно-коричневыми крапинками в виде продольных черточек. В июне-июле не редко можновидеть людей, возвращающихся из лесу с целыми охапками этих цветов. Лилия Даурская. Название – Саранка не верное. Саранка – северный представитель – лилия кудреватая. Растет в Сибири.

3. Травянисто-корневищный многолетник, высотой до 50 см крупным оригинальным цветком, губа которого напоминает туфельку. Цветков 1-2. Зацветает на 15-17 год жизни. Статус – редкий вид. Венерин башмачок настоящий.

4. Говорят, что нашу тайгу невозможно представить без трех зверей: амурского тигра, черного медведя и этого зверя, которого называют украшением тайги. В народе он носит имя «олень-цветок». Назовите его. Пятнистый олень.

5. Редкий, находящийся под угрозой исчезновения вид. Основное место гнездования - бассейн озера Болонь и левобережье Амура. Пары постоянны. Имеют большой семейный участок (до 12,3 кв. км.). Гнезда строит на земле, в кладке 1-2 яйца, 30-40% птенцов гибнет до подъема на крыло. Питается беспозвоночными, лягушками, мелкими грызунами, рыбой. Это самая высокая птица, обитающая в нашем крае. Ее высота достигает 1м. 60 см. Японский журавль. (Уссурийский, Манчжурский)

6. Статус - резко сокращающий численность. Встречается по руслам рек Амур и Уссури и в устьях их притоков, проникая к северу до Комсомольского района. Летом заселяет неглубокие озера. На зимовку уходит с середины сентября. Зимует в водоемах , закапываясь в донный ил, песок. С середины мая выходит на песчаные берега и откладывает яйца, закапывая их в грунт. В кладке от 3-48 яиц. На этом забота о потомстве прекращается. Охотится за рыбой, ракушками, лягушками. Голова похожа на змеиную, на лапах есть плавательное перепонки, и гладкий панцирь. Дальневосточная черепаха.

Номинация: «Города»

1. Первые поселенцы на месте данного города появились ранней весной 1895. Основание города связано с началом строительства Уссурийской железной дороги. С 1892г. этим строительством руководил опытный инженер-путиец, именем которого впоследствии и была названа станция, а затем и город. До 1895 г. – название с. Медвежья. г. Вяземский

2. Основан в 1850 г. История данного города – это история освоения русскими Приамурья, непосредственно связана с деятельностью экспедиции, который и дал название будущему городу. Первое время был военным постом, но через 1-2 года стал главным центром всего Нижнего Приамурья. Основание будущего города положило конец захватническим планам США, Англии, Франции и навечно закрепило Приамурье и Приморье за Россией. Николаевск-на-Амуре.

3. Открытие связано с именем лейтенанта, активного участника экспедиции. Бошняку понравилась зигзагообразная бухта , в которой было намечено место для строительства поста. «Гавань Императора Николая открыта и глазомерно описана лейтенантом Бошняком 23 мая 1853года, на туземной лодке». В 1856 г. пост был снят, вновь гавань стала оживать лишь в последней четверти 19 века. В 1909 г. Императорская гавань стала важным лесоторговым центром. Советская Гавань.

4. 31 мая 1858 г. на берег Амура, там, где впадали в него речки Бури и Ури высадились солдаты 13 линейного батальона под командованием капитана. Они и заложили первые строения военного поста, который получил имя отважного русского землепроходца 17 века. Хабаровск.

5. 10 мая 1932 года в село Пермское прибыли 300 комсомольцев и 500 человек завербованных . Началась рубка леса, корчевка пней, рытье канав, осушение территории под первый завод. Комсомольск-на - Амуре.

6. Основан в 1885 г. Расположен на юге края, на берегу реки у западных острогов Сихотэ-Алиня. Начал расти как казачий поселок и станция на строительстве северного участка Уссурийской железной дороги. В сентябре 1897 г. через него прошел первый поезд из Владивостока в Хабаровск. Бикин.

Номинация: «Первооткрыватели»

1. Поход этого землепроходца (г) в отличие от предыдущих походов других исследователей, носил не разведывательный характер, а был направлен на колонизацию территории и прежде всего сельхозхозяйственное освоение открытых земель. Е. П. Хабаров.

2. Кто руководил первым отрядом, вышедшим в 1639 году к берегу Тихого океана. В устье реки Улья вышел отряд под руководством Ивана Юрьевича Москвитина. Обследовал побережье от района современного Охотска до Тугурского залива и Шантарских островов. Были собраны ценные географические материалы общего характера – о крупных реках, времени замерзания морей животном мире, лесах. Эти сведения имели большое значение для подготовки следующих походов.

3 . Выдающийся дальневосточный путешественник, писатель, мыслитель. Автор книг «В горах Сихотэ-Алиня», «По Уссурийскому краю», «Дерсу Узала». Владимир Клавдиевич Арсеньев.

4. В г. К Нижнему Амуру вышел отряд казаков. Путь следования: из Якутска по Зее, Амуру вдоль побережья Охотского моря, затем через Джугджур к Якутску. В результате были получены сведения о размерах Амура, его протяженности, некоторых природных ресурсах и населении вдоль пройденного пути. Кто возглавлял поход? .

5. В г. В южных районах Хабаровского края и в Приморье проводил исследования известный русский путешественник и географ. В своей книге «Путешествие по Уссурийскому краю» он подробно описывает военный пост Хабаровку и условия жизни казаков на Уссури. Его красочные и точные описания природы Приамурья часто цитируют в различных учебниках, научных и научно-популярных книгах . Пржевальский.

6. Большой вклад в изучение бассейна нижнего Амура и примыкающих к устью реки побережья Охотского и Японского морей внесла Амурская экспедиция (). Исследования ее участников доказали островное положение Сахалина и возможность захода морских судов в устье Амура, открыты земли Счастья и Императорская Гавань. Возглавлял экспедицию морской офицер и исследователь… Геннадий Иванович Невельской

Номинация: «Амур»

1. Красивая, осторожная, сильная рыба, которую не только трудно поймать и вытащить. Называют речной свиньей, т. к. ест много и все, быстро и основательно жиреет. Даже в иле копается, как кабан в лесной подстилке и земле. За способность быстро нагуливать вес рыбу одомашнили. Сазан.

2. Какое водное питание является для Амура преобладающим? Дождевое- 75-80% годового объема стока, снеговое питание- 15-20%, грунтовое - 10%

3. Хищник. Не упустит схватить не только рыбу, но и оказавшихся в воде мышь, бурундука, белку, змею, жука, червяка, способна выпрыгнуть за птицей, оказавшейся на поверхности воды, даже после нереста самка не прочь заглотать ставшего не нужным брачного партнера. 100% хищник. Острых зубов в пасти несколько сот. Они есть и на челюстях, языке, на жаберных дугах. Называют речным волком. Щука.

4. Хищная и всеядная рыба. Достаточно осторожная и сообразительная. Ночная. С тонким обонянием, острым слухом, без затруднений охотится даже в кромешной тьме. Называют речным медведем. То она спокойна и ленива до неповоротливости и неуклюжести, то делает неожиданные и стремительные броски. Тело без чешуи, обильно покрыто слизью, на тупо закругленной голове есть усы. Сом.

5. Рыба древнейшего происхождения. Хищник. Долгожитель. Созревает лишь к 14-15 годам. К старости в 60-80 лет достигает до 4-5 метров и весит 1тонну. Является самой крупной речной рыбой. Живет в низовьях Амура. В народе называют царь-рыбой. Калуга.

6. В каком месте Амур имеет самую большую глубину? У с. Тыр. В этом месте почти весь поток собирается в одно русло шириной 900 м. Глубина достигает 56 м. При этом около 50 м. – ниже уровня моря. Но соленая вода не заходит, т. к. мощное течение Амура ее не пускает.

Номинация: «География»

1 . Самая высокая горная вершина. Гора Берилл 2934 м. над уровнем моря.

2. Самый крупный остров. Большой Шантар. Площадь – 1790 кв. км Удален от материка на 30 км.

3. В крае насчитывается свыше 55 тыс. озер. Самое крупное? Чукчагирское. Площадь 366 км. Реликт более крупного озера, существовавшего более 15-20 тыс. лет назад.

4. Климат большей части территории края относится к умеренно-континентальному. Что обуславливает краю суровую малоснежную зиму, жаркое, избыточно влажное лето, относительно теплую и сухую осень и весну? Муссоность.

5. В Охотском море есть удивительный остров, окруженный со всех сторон скалами, торчащими из воды. Возвышается на 150 м. над уровнем моря, как копна сена. На острове нет пресной воды и древесной растительности. На нем располагается одна из крупнейших в Охотском море колоний морских птиц и большое лежбище сивучей. Ученые до сих пор не знают, что это остаток некогда более обширной суши или небольшая гора среди выровненной поверхности морского дна. Это самый маленький по площади из островов края. о. Ионы

6. Самая низкая горная вершина края. г. Хехцир . 946м.

Вопросы II тура:

1. Металлическое зеркало «толи», пояс «янгапан», посох, маска, нагрудник. Чем связаны между собой все эти предметы? Атрибуты шаманского облачения

2. Вера коренных народов Приамурья в существование посредников между миром обычных людей и миром духов. Шаманство.

3. На какого зверя никогда не охотились нанайцы. На тигра.

4. Как называются древние (период палеолита) изображения, выбитые или выточенные на поверхности прочных скальных пород. Такие изображения можно увидеть в селе Сикачи-Алян (90 км. ниже Хабаровска на правом берегу Амура) Петроглифы.

5. Процесс общения шамана с духами назывался… Камлание

6. Нанайский проводник, ставший впоследствии хорошим другом, известному исследователю и писателю. Дерсу Узала.

7. Какой продукт питания называли и называют «хлебом коренных народностей». Рыба.

8. Исконное занятие нанайцев. Охота и рыбалка

9. Что такое оморочка. Нанайская лодка.

10. Для чего служил орнамент на одежде и бытовых вещах нанайцев. Оберег от злых духов.

11. Один из самых почитаемых и значимых коренными народами зверей. Его изображения можно видеть на ритуальных предметах. В честь него ежегодно устраивался многодневный праздник, к которому готовились и отмечали всем селением. Медведь.

12. Вопрос - аукцион. Назовите коренные народы, проживающие на территории края. Нанайцы, ульчи, эвенки, эвены, негидальцы, удэгейцы, орочи, нивхи.

Вопросы III тура:

для 1 игрока :

1 .Самое крупное сухопутное животное нашего края? Бурый медведь.

2 . Самая крайняя северная точка. Лежит в горах Сунтар-Хаята

3. Самый крупный хищник нашей планеты. Весит 250-300 кг. Окрас шерсти от светло-желтого до красно-рыжего. По фону проходят поперечные полосы темно-коричнево цвета. Представить наши леса без него также трудно, как Антарктиду без пингвинов, Африку – безо львов, Арктику – без белых медведей. Амурский тигр.

4. Это южное растение можно встретить и в наших дальневосточных лесах. Его лоза забирается на самые макушки деревьев. Ягоды темно-синие с сизоватым налетом. Собирают в октябре месяце. Амурский виноград .

5. Небольшие, очень скользкие мелкие рыбы со змеевидным телом, похожи на червей. Очень юркая и изворотливая. Часто название этой рыбы употребляют к шустрым, подвижным, не сидящим на одном месте людям. Живут на дне водоемов, часто зарываются в ил и песок. Неприхотливы, способны жить в грязной воде, хорошо живут и в аквариумах. У данной рыбы есть одна особенность, которую заметили люди. Перед ненастьем она суетятся, отрывается от дна, всплывает к водной глади, даже высовывается из нее и попискивает. Способность рыбы предсказывать погоду используют в Японии, где она предсказывает цунами и землетрясения. Вьюны.

6. Древнейшее растение планеты, появившееся более ста миллионов лет назад. Нет соперников по красоте. Древние индусы, египтяне, шумеры считали его священным цветком Многолетнее водное растение с мощным клубневидным корневищем, с крупными до 30 см. плавающими и более крупными до 70 см подводными листьями и одиночным густо-розовым цветком с тонким приятным запахом. Статус - уязвимый вид. В России растет только на Дальнем Востоке – в Приморском крае , Амурской области , ЕАО и в нашем крае в 18 водоемах. (Лотос Комарова )

7. Про наш край говорят, что это край рек, озер и марей. Что такое марь? Болота.

для 2 игрока:

1. Самое крупное морское животное, обитающее в крае. Синий кит

2. Самая южная точка края. В долине реки Уссури (на границе с Приморским краем)

3 .Этот зверек живет в кедровом лесу, свои гнезда устраивает в дупле дерева. Внешне очень похож на белку, только по бокам имеет широкие, опушенные мехом складки кожи, которые позволяют зверьку перелетать с дерева на дерево. Белка-летяга .

4. Древесина этого дерева легкая, мягкая, белая, годная на всякие поделки. В старину из ее коры плели лапти. С древних времен известна в медицине. Заваренные в виде чая цветки применяют при простуде, ангине , в виде припарок. Но главная ценность в высоких медоносных свойствах. Ее недаром называют царицей медоносов. Мед – один из лучших. Липа.

5. Данная рыба распространена в Южной Америке , Китае, тропической Африке. В России ее единственный представитель обитает в южной части бассейна Амура. Это теплолюбивый, сильный хищник, предпочитает хорошо прогреваемые тихие водоемы с илистым дном. Достигает до 10 кг. Икру откладывает в плавучие гнезда из травы и водорослей , бдительно сторожит и её и мальков. Особенность рыбы: способна улавливать кислород не только из воды, но и из атмосферного воздуха. Поэтому может перебираться из одного водоема в другой по ночной росе в траве. Голова рыбы похожа на голову змеи, отсюда название. Змееголов

6. Самое знаменитое растение Дальнего Востока. Людям оно известно несколько тысячелетий. Растет на юге края, найти очень трудно. Корни сушат, а затем изготавливают настои, порошки, таблетки, которые помогают выздоравливать после тяжелых болезней. «Корень жизни», «человек-корень» называют его в народе. Дайте еще одно народное название. Женьшень .

7 . Эти животные живут табунами. Роль вожака табуна выполняет самка. Самцы появляются лишь в брачный период. Морозные ночи переживают, прижавшись друг другу в гнездах-гайнах. Издали такое гнездо можно принять за небольшую копну оставленного сена. Очень любят нежиться в грязевых ваннах. Любимый корм - желуди и орехи, во времена их неурожая – хвощ. В старину называли вепрями , сейчас – кабанами, а у нас на Дальнем Востоке – чушками. Дикая свинья.

Награждение победителей и участников конкурса

Звучит мелодия песни «Пой, Амур»

Вед.: Вот и подошла к концу викторина «Знаток Хабаровского края». Надеюсь, что эта встреча будет не последней. Изучайте наш край, ведь в нем столько всего интересного, любите его и гордитесь тем, что вы - дальневосточники. До новых встреч!

Список используемой литературы:

1. Атлас народов России для школьника. - СПБ., М.: Олма-Пресс, 200с.:ил.

2. Города Хабаровского края.- Хабаровск: Кн. из-во, 19с.

3 . Здоровье человека и экология Хабаровского края: учебное пособие / , .- Хабаровск: Приамурские ведомости , 20с.: ил.

4. Краски земли Дерсу: фоторассказ об искусстве малых народов Приамурья / . - Хабаровск: Кн. из-во, 1982, 276 с.: ил.

5. Красная книга Хабаровского края: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения/ Министерство природных ресурсов Хабаровского края, институт водных и экологических проблем ДВО РАН. - Хабаровск: Приамурские ведомости, 200с.: ил.

6.

7.

8.

9. Кучеренко Уссурийской тайги.- Хабаровск: Приамурские ведомости, 200с.: ил.

10. Кучеренко Амура.- Хабаровск: Приамурские ведомости, 200с.: ил.

11. Кучеренко о животных.- Хабаровск: Приамурские ведомости, 200с.: ил.

12. Махинов география Хабаровского края: учебное пособие.- Хабаровск: Приамурские ведомости, 200с.: ил.

13. Мой край: материал для беседы о Хабаровском крае /. - Амурск; Детская библиотека, 2008

14. Они нуждаются в защите: Редкие животные Хабаровского края / ёнова, . - Хабаровск: Кн. из-во, 1987.-160 с.:ил.

15. Панеева край: учебное пособие.- Хабаровск: Частная коллекция , 200с.: ил.

16. Твой родной край. Книга для внеклассного чтения младших школьников / .- Хабаровск: Кн. из-во, 198с.: ил.

17. Шлотгауэр нуждаются в защите: Редкие растения Хабаровского края. - Хабаровск: Кн. из-во, 199с.: ил.

Проекты по теме:

Хабаровск

Памятки Патриотизм Педагогика Педагогические программы Педиатрия Пенсионное обеспечение Пенсионный фонд Первенство Планирование Плановые проверки Планы мероприятий Планы развития Планы Повестки дня Повышение цен Подготовка к вступительным экзаменам Подготовка Подразделения Подрядное строительство Пожарная безопасность Пожарная охрана Покупка бизнеса Полезные ископаемые Полиграфическая промышленность Политика Полиция Положения Помощь детям Порядок ипотеки и общего кредитования Поселения Поставка оборудования Поставки Постановления Потребительский рынок Пояснительные записки Права и обязанности граждан Правила внутреннего трудового распорядка Право собственности Правовые акты Правовые нормы Правонарушения Правопорядок Практика менеджмента Практика Практические работы Предложения Предписания Предпринимательская деятельность



























































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.



















Назад Вперёд

Одной из главных задач ставится способность к сохранению объектов живой природы, путём закрепления правил поведения в природе. Осведомлённость о существовании экологических проблем, знание о том, какие дикие животные живут в нашем крае, какие находятся на грани исчезновения и нуждаются в нашей защите и охране.

Немаловажным аспектом занятия является бережное отношение к живым существам, к окружающей природе. Пробуждая у детей интерес к своей Земле и родному краю, мы создаём чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме – планете Земля.

У детей появилось желание помочь животным, не только в целях спасения, но и для улучшения жизни животного. Дети стали понимать, что помогать животным это наш долг, который должен выполнять каждый.

Дети научились работать с научной литературой, справочниками, в интернете. Научились выделять главное в большом объёме информации, анализировать, делать выводы. Были оформлены исследовательские работы и рефераты, сделаны кормушки для птиц, вылеплены животные из глины, барельефы из холодного фарфора, сочинены сказки. Данное занятие было хорошим стимулом к дальнейшей работе.

Цель: познакомить детей с редкими и исчезающими видами диких животных Хабаровского края и Красной книгой, в которую они внесены, пробуждая чувство ответственности за жизнь на планете.

Задачи:

  • Образовательные : дать представления о том, что появляются новые виды животных, которые находятся на грани исчезновения и нуждаются в нашей защите и охране.
  • Развивающие : способствовать развитию умения характеризовать меры по сохранению природы; повторить правила поведения в природе.
  • Воспитывающие : воспитывать бережное отношение к живым существам, к окружающей природе; пробуждать у детей интерес к своей Земле и родному краю, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме; помочь детям усвоить основные правила экологического поведения в природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и формы обучения: метод объяснительно-иллюстративный, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Использованные ресурсы:

Образовательные ресурсы:

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Красная книга Хабаровского края: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных: официальное издание/ Министерство природных ресурсов Хабаровского края, Институт водных и экологических проблем ДВО РАН. – Хабаровск: «Приамурские ведомости», 2008. – 632 с.: ил.
  3. Об экологической ситуации в Хабаровском крае и мерах по ее улучшению // ЭГБО. – 2009. – №2. – С.5-10.
  4. Брайнинг С. и др. Животные. М.: «Астрель», АСТ, 2001
  5. Учебная презентация PowerPoint 1.
  6. Учебная презентация PowerPoint 2, используемая в качестве иллюстраций
  7. Песня «Просьба» музыка А. Пахмутовой, стихи Р. Рождественского. Время звучания песни 3 минуты 39 секунд.
  8. Выставка детских рефератов: утка-мандаринка, белогрудый медведь, горал и другие реферативные выступления детей из различных групп. (Приложение);

План занятия

1. Организационная часть – 3 мин.
2. Сообщение учебного материала – 10 мин.
3. Основная часть занятия – 10 мин
4. Физминутка 1–2 мин.
5. Самостоятельная деятельность учащихся – 15 мин.
6. Завершение урока - 5 мин.

ХОДЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

2. Выставка рефератов и их обзор. Актуализация знаний

Педагог: Дети, посмотрите на нашу выставку. Вы хорошо потрудились и представили самые лучшие рефераты. Вот оказывается, сколько животных, которые нуждаются в защите и охране. Об этом и пойдёт сегодня речь. Тема нашего занятия: «Дикие животные Хабаровского края»

3. Введение в тему

– Отгадайте такую загадку:

Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней,

– Что это? (Книга)

– Вы правильно сказали, что это книга (слайд 2). Посмотрите и скажите, какого цвета её обложка? Эта книга не совсем обычная.

Педагог: Кто знает, для чего нужна Красная книга?

Дети: Она нужна для того, чтобы знать какие растения и животные нуждаются в защите и охране.

Педагог: А как вы думаете, почему её назвали именно Красной книгой?

Педагог: (обобщает ответы) « Красная книга – это просто списки всех животных и растений, которые находятся на грани вымирания из-за очень маленького количества». В ней так же находятся сведения об основных причинах вымирания конкретных видов животных, растений и о путях их спасения. Красный цвет книги, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Внимание! Может случиться не поправимое». На нашей планете Земля существовало множество разных видов животных и растений. Люди их использовали для своих нужд, равнодушно и безжалостно уничтожали, думая, что они будут жить всегда. Некоторые виды растений и животных исчезли бесследно. Никто и ничто уже не вернёт их на Землю.

Педагог: А как вы думаете, почему постоянно переиздаётся Красная книга?

Дети: Появляются новые виды животных, которые находятся на грани исчезновения.

Педагог: Послушайте стихотворение, которое прочитает Вам Настя Морозова.

4. Чтение стихотворения. «Берегите природу».

БЕРЕГИ ПРИРОДУ!

Закрой глаза,
Представь себе,
Как будет страшно на Земле,
Когда не станет вдруг деревьев,
Исчезнут звери и леса,
И, выйдя в поле, не увидишь
Ни колоска, ни василька.
Пустая, голая Земля.
Как будет страшно,
Ты представил?
А чтоб такому не бывать,
Давай же будем мы природу
Любить, жалеть и уважать.
Костры в лесу не разжигать,
Зверей и птиц не обижать!
В тенистый лес входи,
Будь другом!
Грибов и ягод набери.
Вдыхая свежий, чистый воздух,
Деревья поблагодари!
Природа – щедрая хозяйка,
Бери, что надо,
Ей не жалко!
И не забудь, что ждет она
От нас такого же добра!

– О чём говорится в стихотворении? Почему природа так взывает к человеку? Что мы должны сделать, чтоб сохранить живую природу?

5. Показ слайд-шоу с музыкальным сопровождением. Песня «Просьба» музыка А. Пахмутовой, стихи Р. Рождественского. Время звучания песни 3 минуты 39 секунд. (Презентация 1 . Слайды с 3 по 12).

6. Беседа

Педагог: Рассмотрите эту земную красоту на экране и послушайте песню «Просьба» музыка А. Пахмутовой, стихи Р. Рождественского.

– О чём поётся в песне? Какие выводы можно сделать после прослушивания этой песни?
– Какие чувства вызывают у вас картины природы? Где бы вы хотели оказаться иль встретиться с этой красотой? Почему? Каких животных вы хотели бы встретить или увидеть?

Педагог: В основном животные вымирали по вине человека. Некоторых животных люди совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой вымирания и, если их не охранять, не помогать им, то они навсегда могут исчезнуть с лица Земли.
Например: красивого амурского тигра, который живет на Дальнем востоке, осталось примерно около 200!!! Почти полностью были истреблены такие животные, как амурский лесной кот, амурский степной хорь, красный волк, амурские леопарды и многие другие виды животных.

7. Реферативные выступления детей с опорой на наглядность

Элемент театрализованного представления: заранее подготовленные дети рассказывают информацию о диких животных (утка-мандаринка, белогрудый медведь). Иллюстрации крепятся на доске. (Ссылки на сайты см. Приложения )

Физминутка (слайд 13)

Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем
Голову не опускаем.
Дышим ровно, глубоко.
Впереди, из-за куста,
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
И по кочкам и по кочкам,
Скачем смело на носочках.
Каждый день – всегда, везде,
Мы участвуем в игре.
На защиту встанем смело,
А затем опять за дело...

8. Педагог: Итак, продолжаем наше занятие (слайды с 14 по 17). Редкими стали такие животные как: орел, беркут, журавль, лебедь, и многие другие. Как вы думаете, какую роль они играют в природе?

Дети: Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться.

Педагог: А как вы думаете, для чего людям нужны животные?

Дети: Мы их употребляем в пищу, у некоторых ценные меха, они помогают нам одеваться. Они нам помогают выжить. Человек не только одевается, но и питается за счёт животных.

Педагог: Как вы думаете, каким образом Государство охраняет животных нашего края?

Дети: В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Созданы заповедники, заказники, зоопарки.

Педагог: (данные факты вывешиваются на доске в виде плаката).

В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы . По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её «Красная книга фактов. 17 октября 2011 года Красная книга Хабаровского края является официальным документом … объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края. 21 октября 2012 года в Красную книгу Хабаровского края внесены 167 видов растений и грибов, 127 видов животных». (Данные факты вывешиваются на доске в виде плаката). Смотреть приложение.

Педагог: А как вы думаете, зависит ли жизнь животных от растений?

Дети: Животные и растения связаны между собой цепью питания. Например:
сберегая лягушек, вы сохраните жизнь цапле, которая ими питается и т.д.

Педагог: Нам нужны все животные ещё и потому, что все животные очень красивы и интересны. Мы можем ими любоваться. Человек, к сожалению, приносит очень много вреда природе. Ведя хозяйственную деятельность, вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки и озера – это дом. Поэтому надо беречь и дом животных.

Педагог: Давайте ещё послушаем сообщения ваших товарищей о животных, которые очень красивы, находятся на грани исчезновения и нуждаются в охране.

9. Реферативные выступления детей. (Горал, жизнь харзы уссурийской).

Элемент театрализованного представления: заранее подготовленные дети рассказывают информацию о диких животных (иллюстрация крепится на доске).

Педагог: Что должны знать люди, чтоб не причинить вреда животным?

Дети: Правила поведения в природе.

На каждого ребёнка выдаётся цветное изображение картин природы с правилами поведения в природе. Дети высказывают своё мнение. (Презентация 2 )

Педагог: Давайте познакомимся с данными правилами.

Чего в природе делать «нельзя»:

1. Вырывать грибы и кустарники с корнем.
2. Разорять птичьи гнезда;
3. Давить насекомых, разорять муравейники.
4. Забирать из леса домой животных.
5. Обижать или давить лесных насекомых.
6. Не рвать полевые цветы, собирать большие букеты.
7. Рвать и бросать редкие цветы.
8. Ловить бабочек и стрекоз.
9. Шуметь в лесу.
10. Разжигать костёр в лесу без взрослых.
11. Оставлять мусор в лесу.
12. Бить стекло.
13. Вырезать надписи на деревьях.
14. Вырывать кустарники с корнем.
15. Сбивать мухоморы и прочие поганки.
16. Убивать лягушек и обижать змей.
17. Ломать ветки деревьев и кустов.

10. Обобщение выступлений

– Что нужно сделать, чтобы быть настоящим другом природе?
– Что мы с вами можем сделать, чтобы предотвратить исчезновение редких животных?
– Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу деревья?
– Какой вред можно причинить животным, если ты не знаешь правила поведения в лесу?
– Объясни, почему нужно беречь не только самих животных, но и те места, в которых они живут?
– Объясни, почему в заповедниках у животных благоприятные условия для жизни?

Вывод: По тому, как ты будешь относиться к природе, можно понять, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.

11. Кроссворд (слайды с 18 по 56)

Педагог: А сейчас, для закрепления знаний о животных нашего края, я вам предлагаю отгадать загадки и заполнить кроссворд. Когда вы их отгадаете, откроются два основных слова. Это крик о помощи, наказ, воззвание к людям, к нам с вами. Мы прочитаем их в конце занятия. Это будет соревнование. Победителей ждёт приз.

(18-20 слайд).

Живёт в дупле, живёт – в гнезде,
Лесной орех, грибы таскает.
И на немалой высоте
Пушистый хвост, как луч, мелькает.(Белка)

(21-23 слайды)

Это животное имеет темно-бурую окраску, белый галстук на груди. Его изображение имеется на гербе Хабаровского края. (Медведь)

(24-26 слайды)

Из кошачьих, зверь зубатый,
Как в тельняшке, полосатый.
С этим юнгой не до игр!
Это крупный хищник(тигр)

(27-29 слайды)

Лежать он может целый день,
Ему лежать совсем не лень. (Тюлень)

(30-32 слайды)

Напоминает он козу,
Живёт в лесу и роще,
Боится волка, ест траву,
Найти его там проще. (Горал)

(33-35 слайды)

Враг полёвок, птиц и белок,
Не упустит всех, кто мелок.
Цвет каштановый, лоснится.
Это шустрая… (Куница)

(36-38 слайды)

Этот зверь серьёзный очень,
А охотится он ночью.
И на дереве обычно
Прячет он свою добычу.
У него на шкуре пятна.
Незаметней так. Понятно?
Увидал добычу, старт!
На охоте… (Леопард)

(39-41 слайды)

Из семейства полорогих,
Подсемейство же быков,
Он один из тех немногих,
Что пришёл к нам из веков. (Зубр)

(42-44 слайды)

Родственник домашней хрюшке,
Хоть стоячие есть ушки.
С пятачком. Большой. Всеядный!
А ещё он дикий, стадный. (Дикий кабан)

(45-47 слайды) Это животное питается только лишайниками. Ещё его характеризуют, как выделяющий мускус. По внешнему виду он напоминает оленя, но в отличие от него не имеет рогов. Иногда его зовут водяным оленем. (Кабарга)

(48-50 слайды)

Он других не обижает.
Ест траву, в лесу гуляет,
Но ветвистыми рогами
Может справиться с волками! (Олень)

(51-53 слайды)

Красно-бурый, серо-бурый,
Полосы вдоль спинки.
Любит хлебные культуры,
Тишь лесной глубинки. (Бурундук)

(54-56 слайд)

Мех густой и бархатистый,
Бурый, брюхом – серебристый.
Хвост чешуйчатый и с килем,
Ищет корм в глубинном иле. (Выхухоль)

Педагог: Посмотрите на выделенный текст. Что получилось?Я надеюсь, что наше занятие не пройдёт для вас бесследно. Каждый из вас возьмёт для себя только хорошее. Не будет среди вас злых и равнодушных.

12. Рефлексия

–Что нового узнали?
– Над чем вы задумались на уроке?
– Что вас удивило?
– Осталось ли что-нибудь непонятным?
– Для чего вам могут пригодиться эти знания?

Наталья Асоцкая
Проект «Эти удивительные животные» по ознакомлению детей с дикими животными Хабаровского края

Участники проекта : воспитатели, дети младшей группы, родители.

Тип проекта : информационно-творческий, групповой, краткосрочный.

Сроки реализации проекта : 1 месяц.

Актуальность проекта :

Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании родного края , воспитания любви к Родине. Умение видеть и понимать состояние живого существа - зависит от интереса к растению или животному , от степени развития наблюдательности, нравственных чувств, с этого начинается ответственность за все живое .

Разнообразный мир растений и животных пробуждают у ребят живой интерес к природе , побуждает их к деятельности, обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют картины природы, передавая в них свои чувства, эмоции, впечатления.

Знакомя детей с природой , необходимо уделять внимание ознакомлению с природой родного края . Родная природа окружает ребенка с первого мгновения его жизни. Она более понятна и доступна ему. Любой край неповторим. Он имеет свои особенности, свою неповторимую природу.

Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутомимый

Среди зимы и в летний зной!

Привет тебе, мой край родной.

С. Дрожжина.

Гипотеза :

В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе , воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за свою страну.

Цель проекта :

- познакомить детей с дикими животными Хабаровского края ;

Формировать бережное и заботливое отношение к диким животным .

Задачи :

1. Формировать у детей представление о внешнем виде, особенности жизни и поведении диких животных родного края .

2. Развивать познавательный интерес к родной природе.

3. Воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к животным .

Ожидаемые результаты проекта :

Расширение знаний о животном мире нашего края .

Повышение интереса у дошкольников к животным родного края .

Развитие у детей любознательности , творческих способностей, познавательной активности , коммуникативных навыков.

Воспитание бережного отношения к природе, овладение навыками экологически безопасного поведения в природе.

Этапы реализации проекта :

Первый этап – подготовительный

Изучение методической литературы;

Составление перспективного плана;

Создание развивающей среды;

Подбор наглядного и дидактического материала (иллюстрации, картинки, фотографии, изготовить игры) ;

Подбор художественной литературы для чтения детям и заучивания наизусть;

Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности;

Привлечение родителей для оказания помощи в подборе материала для изготовления альбома и книг о диких животных нашего края .

Второй этап – основной (реализация проекта ) .

Беседы на темы :

«Что такое лес?»

«Дикие животные нашего края » .

«О правилах поведения в природе» .

«Как помочь животным зимой » .

Рассматривание картин и иллюстраций :

П. С. Меньшикова «Дикие животные » .

С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных » .

Геннадий Павлишин, иллюстрации в книге "Амурские сказки" Дмитрия Нагишкина.

Чтение произведений :

«Амурские сказки» Дмитрий Нагишкин.

В. Степанов «Животные наших лесов » .

Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу» .

Чтение стихотворений о животных нашего края .

«Сохатый и кабарга» (Тофаларская сказка.

«Изюбр и сохатый» (Тофаларская сказка) .

«Как ласка осталась без хвоста» (Якутская сказка) .

«Почему обиделись косуля и изюбр» (Тофаларская сказка) .

«Лукошко» детей дошкольного возраста.

Загадывание загадок о .

Дидактические игры :

«Найди по описанию»

«Найди, кого назову»

«Кто что ест?»

«Кто где живёт?»

Пальчиковые игры :

«Есть у каждого свой дом»

«Кто спит зимой?»

«Дикие животные »

«Зайка»

Творческая деятельность :

Рисование : «Травка для зайчика» , «Ягодки для медведя» , «Угощение для речной выдры» , «Угостим оленя веточками с листочками» , «Полосатый тигр» , «Рябина для лося» .

Лепка : «Орешки для белочки» , «Угощения для соболя» , «Зайчик» .

Аппликация : «Грибочки для белочки» , «Желуди для кабана» , «Рыжая лиса» , «Лес» .

Подвижные игры :

«Лиса и зайцы»

«У медведя во бору»

«Волки во рву»

«Рыжая лисица»

«Медведи и пчелы»

«Речная выдра и рыбки»

«Ондатра и лягушки»

«Волк и олени»

«Тигр на охоте»

Взаимодействие с семьей :

Совместное изготовление творческих работ родителей и детей на тему «» .

Оформление альбома «Эти удивительные животные » .

Оформление книг : «Загадки о диких животных Хабаровского края » , «Стихи о диких животных Хабаровского края » , «Сказки о диких животных Хабаровского края » .

Оформление фото выставки «Природа нашего края » .

Выпуск буклетов «Правила поведения в лесу» .

Изготовление масок-шапочек для подвижных игр.

Третий этап – заключительный.

Подведение итогов.

Презентация проекта «Эти удивительные животные » (для педагогов) .

Оформление фотоальбома «Эти удивительные животные » .

Оформление выставки творческих работ родителей и детей на тему «Дикие животные Хабаровского края » .

Книжная ярмарка «Эти удивительные животные »

Литература :

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга» , составленная авторским коллективом : С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, Е. А. Екжанова.

2. Рыжова Н. В. «Наш дом – природа» .

3. Гончарова Е. В. «Экология для малышей» .

4. Николаева С. Н. «Юный эколог» : Программа экологического воспитания дошкольников.

5. «Лукошко» , Хрестоматия по дальневосточной литературе для детей дошкольного возраста.

6. Журналы «Дошкольное воспитание» , «Дошкольная педагогика» .

7. «Амурские сказки» Дмитрий Нагишкин.

8. Бондаренко А. К. «Дидактические игры» .

Публикации по теме:

Занятие по ознакомлению детей с домашними животными «Кошечка у нас в гостях» Занятие №1 Тема: «Кошечка у нас в гостях» Цель: ознакомление детей с домашними животными Задачи: - знакомить детей с кошкой; - закрепить.

Конспект НОД по ознакомлению детей с дикими животными «Угостим белочек грибами» в средней группе МДОУ Белогорский детский сад «Снежинка» Конспект НОД в средней группе «Угостим белочек грибами» Автор-составитель: М. С. Бирюлина,.

Конспект занятия Ознакомление с дикими животными (вторая младшая группа) Цель. Расширение первоначальных представлений детей о лесе и его обитателях: зайце, лисе, волке, медведе. Что они живут в лесу- место, где.