Все зайцевы дизайнеры. Вячеслав Зайцев - биография, фото, личная жизнь модельера: Одинокий Художник

Статья посвящается биографии и личной жизни Вячеслава Зайцева - русского Диора, как любят называть его в Европе. 2018-й стал для кутюрье юбилейным, 2 марта ему исполнилось 80 лет. Наверное, нет человека, родившегося в советском и постсоветском пространстве, не слышавшего имени и фамилии модельера.

Он был первым, кто ввел такое понятие в Советском Союзе, как «высокая мода» и «дизайнерская одежда».

Биография Вячеслава Михайловича Зайцева

Он родился в 1938 году, за три года до Великой Отечественной войны, и полностью испытал на себе все ее тяготы. Отец ушел на фронт, попал в плен, совершил побег и дошел до Берлина. Это поступок героя, но для Страны Советов - повод посадить ни в чем не повинного человека в лагерь военнопленных.

Однажды, когда в очередной раз вдвоем с мамой они навещали отца в тюрьме, в дом проникли грабители. Женщина попала в больницу, а Слава нашел выход из положения. Имея хорошо поставленный голос, он решился петь около магазина, чтобы заработать на пропитание. Тяжелая жизнь закалила нрав будущего модельера, неунывающий характер стал характерной чертой в биографии Вячеслава Зайцева. «Солнечный мальчик» - так зачастую называла его мама и окружающие.

Когда отец вернулся из лагеря, то пошел работать в местный парк культуры массовиком. С ним и старшим братом у Славы отношения не складывались. Старший брат всячески пытался сломить младшего, во время игр, пользуясь силой, он заставлял Славу изображать фашиста, привязывал его к кровати и всячески издевался. По жизни старший брат так и не состоялся, два раза сидел в колонии и так далее.

Мария Ивановна, мама будущего кутюрье, ушла из жизни в 72 года, она обожала детей. Но если за судьбу младшего сына можно было не беспокоиться, то старший доставлял массу тревог. Эта хрупкая женщина, несмотря на тяжелый труд (она работала медсестрой, а также за оплату брала белье в стирку), до конца дней оставалась удивительно женственной. И для благодарного младшего сына являлась эталоном настоящей женщины. Вячеслав Михайлович любит повторять, что все хорошее у него от мамы. Все, кто следит за биографией Вячеслава Зайцева, помнят и знают об этом.

Текстильный техникум

Он хорошо учился, был активным членом в школьном коллективе, ездил со старшеклассниками по колхозам, помогал рисовать плакаты.


Пение не оставлял. Окончив семилетнюю школу, Слава решил стать артистом оперетты.

В какой-то момент биография Вячеслав Зайцева могла круто измениться. Мечта мальчика осуществилась. Он играл на сцене Ивановского драматического театра, а первой ролью юного дарования стал Дмитрий Ульянов - младший брат известного Владимира Ленина. Но поступить в музыкальное училище ему не дали, так как числился он как сын врага народа. Делать было нечего, и Вячеслав Зайцев поступил в текстильный техникум города невест.

Во время обучения он сыграл в постановке «Анна Каренина» Сережу. В спектакле была сцена, когда Анна после долгой разлуки подходила к комнате Сережи, который бросался ей на шею со словами: «Я знал, что ты придешь!». Слава ответственно подходил к роли, но однажды от усталости уснул и проснулся только тогда, когда актриса стала его обнимать. Но и спросонья он прохрипел текст слов.

Факультет моделирования

Творческий потенциал в биографии Вячеслава Зайцева сыграл огромную роль. Помимо того что он хорошо пел, читал стихи, танцевал, в техникуме Слава пристрастился и к рисованию.

Еще учась на младших курсах, он стал изображать фигурки людей в разной одежде. Сообразив, что можно стать модельером, тем более эта профессия ему нравилась, Вячеслав Михайлович ушел на факультет моделирования.

Ему нравилась женская одежда, как, впрочем, и сами женщины. И хотя, по признанию самого кутюрье, он шил в основном для хрупких и стройных моделей, втайне любовался полными, крупными женщинами.

Однажды он вместе с другом переоделись в женские наряды, накрасились, надели каблуки и пошли на бал. Никто не распознал в них юношей, иначе все могло закончиться дракой. Свое увлечение нарядами Вячеслав Зайцев объясняет стремлением к красоте. В нем была потребность создать женский образ, передать связанные с ним собственные эмоции, чувства. Скорее всего, биография модельера Вячеслава Зайцева сложилась таким образом оттого, что он обожал маму, потом жену и, наконец, дочь.

Карьера модельера

С отличием окончив текстильный техникум, движимый огромным желанием создавать новые модели, проекты и так далее, Вячеслав решился ехать в Москву. Подспудно он был более чем убежден в правильности своего решения.


В Московский текстильный институт молодой человек поступил легко и с первого раза. Все пять лет он отлично учился и получал Ленинскую стипендию. После окончания вуза по распределению в подмосковном Бабушкино он должен был работать на фабрике спецодежды целых три года.

«Солнечный мальчик» не унывал, благодаря его трудам обычные ватники и телогрейки превратились в дизайнерские одежды, раскрашенные и обновленные. В комплект к ним шли валенки, засиявшие необычным цветом. Это было начало удачной карьеры в биографии Вячеслав Зайцева, юбилей которого отметили в 2018 году.

Вскоре слава о советском модельере просочилась на Запад. В Бабушкино стали приезжать известные деятели моды, в том числе Пьер Карден. В Советском Союзе о нем широко узнали только после тридцатилетнего стажа. Лишь в конце восьмидесятых годов Славе Зайцеву удалось выехать в Париж, где его коллекция имела ошеломляющий успех.

Жена и дети в биографии Вячеслава Зайцева

Учась в Москве, он познакомился со своей будущей женой - Мариной, или как он ее ласково называет, Маришкой. Она училась на третьем курсе, когда Слава поступил в институт. Девушка из хорошей семьи, энергичная, волевая и умеющая быть лидером. Но не эти качества тогда разглядел в ней молодой человек.


Они вместе занимались самодеятельностью. С несколькими друзьями создали Театр моды, шили смешные коллекции и устраивали показы, причем начинали с небольших клубов и кафе. Через несколько месяцев знакомства они поженились.

У молодой четы родился мальчик Егор, являющийся продолжателем профессии родителей. Вячеслав Зайцев, биография которого на самом деле оказалась удачной, всю душу вкладывал как в творчество, так и в семью. Но, увы, семейная идиллия долго не продержалась. Через девять лет супруги разошлись, причем Марина долго не разрешала модельеру встречаться с сыном. Это не лучшим образом сказалось на их отношениях.

В настоящее время все недоумения остались позади. Вместе с сыном и Марусей Зайцевой, внучкой Вячеслав Зайцева (о биографии кутюрье читайте в статье), они часто встречаются, а во внучке он видит свою преемницу.

«Красный Диор»

К старости зачастую на лице человека отпечатываются все те переживания, тревоги и поступки, совершенные в молодом и среднем возрасте. На лице же Вячеслава Зайцева можно увидеть добрые глаза и лучики морщин вокруг них. У него доброе (как он любит говорить – монгольское) лицо.

Широкий зритель близко познакомился с мэтром моды после выхода программы «Модный приговор». Его экстравагантные наряды, образ жизни, широта души понравились многим. За это его любят и в мире искусства.

После того как Зайцевым заинтересовался Пьер Карден и известный в шестидесятые модный дом «Диор», в гостинице «Киевская» произошла встреча молодого начинающего модельера Зайцева и уже известного в мире мод Марком Боаном. Слава пришел на встречу в модном твидовом пальто и ужасно волновался, одновременно представляя собственную коллекцию.


В 1967 году он получил Гран-при за платье «Россия» и за это его прозвали «Красным Диором», хотя сам поехать на показ не смог, так как был невыездным.

Слава Славы Зайцева

Незаметно для самого кутюрье слава о нем распространилась в среде актеров. Ему стали поступать заказы от таких актрис, как Алиса Фрейндлих, Галина Волчек, Людмила Максакова. Элегантный Владимир Зельдин любил одеваться у него, а также Михаил Ульянов.

В 1978 году для фестиваля «Сопот» он придумал наряд для Аллы Пугачевой, несколько располневшей (по ее мнению). Это был знаменитый балахон, который одновременно скрывал все недостатки фигуры и в то же время был женственным и нарядным.

Почти все наряды Эдиты Пьехи шились по разработке Вячеслава Зайцева. Ее платья в 60-70 годы были эталоном стиля и моды. Многие девушки и женщины шили себе подобные наряды. Даже прическу Эдиты Станиславовны придумал Вячеслав Зайцев. По его словам, он шил платья не для женщины, певицы - Эдиты Пьехи, а для ее песен.

Олимпиада-80

Не все знают, что костюмы советских спортсменов, участников Олимпиады-80, пришлось шить Вячеславу Михайловичу, за что его поставили главой Дома быта в Москве. Уже на Олимпиаде-84 в Сараево наши спортсмены получили костюмы от кутюр. Вячеслав Зайцев на голову спортсменам надел шапки с козырьком, а на плечи женщин-спортсменок накинул любимые павлопосадские платки.

Он шил наряды для известной пары фигуристов – Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина, для театра «Современник», где ведущей актрисой являлась Марина Неелова, а также Валентина Гафта и других актеров, задействованных в таких постановках как «Вишневый сад», «Три сестры» и так далее. Для других театров Москвы.

Заключение

Вячеслава Зайцева любили и знали такие легендарные актеры, как Владимир Высоцкий, Марина Влади. Он шил костюм для Арсения Тарковского и многих других.

Этот человек никогда не останавливался и не останавливается теперь. В 1971 году Зайцев попал в страшную аварию, из-за которой мог лишиться ноги, пережил время, когда был невыездным, почувствовал на себе всю недоброжелательность властей за свои экстравагантные наряды и так далее.


В итоге можно с уверенностью сказать, что на данный момент, в восемьдесят лет, наш «Солнечный мальчик» полон творческих сил и строит планы на будущее.

Вячеслав Михайлович ЗАЙЦЕВ . Лауреат Государственной премии РФ, премии Президента РФ, заслуженный деятель искусств РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, доктор искусств, профессор, почетный гражданин городов Иваново и Парижа.

Родился 2 марта 1938 года в городе Иваново. Отец – Зайцев Михаил Яковлевич. Мать – Зайцева Мария Ивановна. Супруга – Зайцева Марина Владимировна. Сын – Зайцев Егор Вячеславович.

Имя Вячеслава Зайцева почти 40 лет связано с миром моды. Оно не просто популярно – ему принадлежит свое собственное место художника и творческой личности. Все эти годы Зайцев лидирует в отечественной моде – не только как один из первопроходцев в этой области, не имевшей в нашей стране, в отличие от Запада, своей индустрии и долго не воспринимавшей самого понятия – дизайна моды, но главным образом по мощи таланта и весомости творческого вклада.

Детство будущего художника протекало в годы войны, в типичных для того времени условиях. Отец был призван в армию, и все тяготы жизни выпали на долю матери – простой и трудолюбивой женщины. Мария Ивановна в молодые годы мечтала о сцене и была человеком одаренным, чутким и восприимчивым. Именно поэтому она оказала очень большое влияние на сына, пробудив в нем с детских лет интерес к окружающему миру, красоте природы, чтению и народной песне.

В 1945 году Слава Зайцев поступил в ивановскую среднюю школу № 22, а в 1952 году после ее окончания начал учебу в Ивановском химико-технологическом техникуме, который окончил с отличием в 1956 году по специальности художник текстильного рисунка. Выбор профессии, как и у большинства молодых людей, родившихся в столице русского ситцевого края, был скорее данью традиции – полученная профессия гарантировала обеспеченность работой на производстве.

Вячеслав любил рисовать с детства, а в техникуме проявил не только свой несомненный талант, но и усердие. Очень требовательные педагоги старой школы текстильного рисунка ставили перед учащимися нелегкие задачи. Добиваясь большей выразительности линии и наполненности рисунка, они хотели, чтобы растительный орнамент «оживал» в изображенных плодах, бутонах, листьях и расцветших цветах. Постоянное соприкосновение с природой в лесу и соседских садах было по душе студенту, который многого добился, сверяя в местном краеведческом музее свое умение с непревзойденными образцами ивановских мастеров набойки и ткацкого промышленного рисунка. Выполняя учебные задания, Зайцев не раз задавался вопросом, как могли бы выглядеть ткани с его рисунками в готовых изделиях.

Пытливый по натуре, он всматривался в жизнь, делая вывод, что красивая одежда придает людям уверенность и вселяет хорошее настроение. В послевоенное время в Иванове многие женщины, в большинстве своем одинокие ткачихи и солдатские вдовы, исходя из своих скудных возможностей, шили себе к праздникам нарядные платья. Именно желание дарить людям красоту и радость через модную одежду вызревало в Зайцеве как поиск будущей профессии. Узнав, что этому учат в Московском текстильном институте, он поставил перед собой цель непременно поступить туда.

Приехав в Москву в 1956 году, будущий известный художник мало походил на столичных абитуриентов – он отличался от них своими представлениями о жизни, людях и искусстве. Зайцев сразу же был принят на отделение моделирования одежды факультета прикладного искусства, обратив на себя внимание редкой одаренностью. У матери не было средств, чтобы помочь сыну в годы учебы, – отец в конце войны попал в плен и вернулся домой только через 17 лет после мобилизации в армию, отбыв срок в лагере и на поселении. Зная, что рассчитывать можно только на себя, Вячеслав все годы совмещал учебу с работой. Он прекрасно понимал, что ему предстоит многое преодолеть, чтобы добиться успеха и не терял зря времени, жадно впитывая впечатления и знания – посещал музеи, выставки, театры.

Совершенствование в рисунке было одной из важных задач. К тому времени студент Зайцев не только овладел прикладным текстильным рисунком, проявляя виртуозность каллиграфа, но еще и освоил рисунок как основу графического искусства. Параллельно с этим он копировал старых русских и западных мастеров, античность и египетские фрески, персидскую миниатюру, средневековые орнаменты. Все, что осваивал Вячеслав, прикасаясь к тайнам искусства и накапливая в себе опыт, он впоследствии использовал в работе над своими первыми моделями. Уже в годы учебы в институте Зайцев проявлял большую смелость, выступая одновременно в роли модельера и демонстратора одежды, показывал и носил вещи, непривычные по силуэту и сочетанию цветов, нередко шокируя преподавателей и студентов. Как оказалось, позже аналогичный стиль стал входить в моду.

Самое пристальное внимание Вячеслав Зайцев уделял русскому народному искусству. Он совершил поездку на Русский Север – в древние города. В огромном богатстве народной мудрости и красоте его привлекла не поверхностная этнографичность и возможность интонирования под русский стиль, а сама суть искусства, заключенная в устоявшемся в веках пластическом языке. Это – пропорция, ритм, сочетание излюбленных цветов, мажорность колористического строя и глубокая человечность.

В 1950-х годах не только студенты, но и дипломированные художники имели крайне узкое представление о мировой моде, лишенные доступа к необходимой информации. Единственным источником знаний в этой области были зарубежные журналы. Получая их во время занятий в Театральной библиотеке, Зайцев познакомился с великими мастерами моды. Его невероятно захватило творчество Поля Пуаре, Габриели Шанель и Кристиана Диора , которых он считал выдающимися скульпторами ткани, сумевшими выразить свою эпоху. Тяготение Вячеслава к высокой моде («от кутюр») полностью соответствовало природе его дарования и внутреннему складу – врожденной тонкости, склонности к фантазии, изяществу, отличающему пластику его моделей. Этим и было обусловлено желание выполнить в качестве дипломной работы модели нарядной одежды. Однако за ним закрепили другое задание – женский деловой костюм. С ним он справился превосходно, получив высший балл.

В 1962 году, окончив с отличием Московский текстильный институт, Зайцев по распределению попал на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в городе Бабушкине и был назначен ее художественным руководителем. Опережая свое время, модельер уже в самом начале деятельности создал коллекцию спецодежды для работниц области и села. Очень смелая по меркам тех лет, использующая элементы народного искусства в крое и цветовом решении, она разрушала стереотип представления об облике женщин-тружениц, но после бурного обсуждения, к сожалению, была отвергнута методическим советом. Зато вскоре ее опубликовал журнал «Пари матч» со статьей «Он диктует моду Москве».

Спустя 3 года, в 1965 году, автора коллекции, так и не увидевшей свет, по этой статье разыскали Пьер Карден и Марк Боан («Диор»). За время, предшествовавшее встрече, Вячеслав Зайцев сумел проявить себя настолько убедительно в создании модной женской одежды для торговой сети столицы и области, что был приглашен на должность художественного руководителя экспериментально-технического цеха Общесоюзного Дома моделей одежды на Кузнецком мосту в Москве. Ознакомившись с творчеством своего молодого коллеги, известные парижские кутюрье, в том числе и присутствовавший на встрече Ги Лярош, признали в нем профессионала. Результатом этого знакомства стала статья «Короли моды» в газете «Women Wear Daily» («Женская повседневная одежда»). Однако «равным среди равных», как называют себя избранные мастера моды мира, принадлежащие к «Мезон де кутюр» в Париже, Зайцев стал почти через четверть века, в год своего 50-летия. До 1986 года он был лишен возможности выезда в капиталистические страны.

В Доме моделей одежды Вячеслав Зайцев проработал 13 лет, завершив там свою карьеру в качестве заместителя художественного руководителя. За это время им была проделана огромная работа по созданию направляющих сезонных коллекций одежды для домов моды и предприятий легкой промышленности СССР и стран СЭВ. Она выполнялась систематически совместно с группой ведущих художников под руководством модельера, и в ней учитывалось множество задач и объективных условий: уровень отечественной промышленности, качество тканей, климатические особенности регионов, возрастные категории потребителей.

В тот же период проходила успешная творческая работа Зайцева над созданием авторских моделей. Это демонстрация знаменитой «Русской серии» (1965–1968), а также коллекции по русским народным мотивам из ивановских ситцев (1976) и иных предложений в составе сводных коллекций Дома моделей одежды в США, Канаде, Японии, Франции, Югославии, Италии и многих других странах. Но эти показы, принципиально важные для творческой деятельности художника, всегда проходили без его участия. В 1967 году Зайцев получил Гран-при за платье под девизом «Россия» на Всемирном фестивале моды в Москве.

Именно в этот период Вячеслав Зайцев начал восприниматься на Западе как лидер советской моды, его высокий авторитет выразился в присвоенном ему в западной прессе своеобразном титуле «Красный Диор», которое подчеркивало органическую связь уникального искусства модельера с лучшими традициями мировой моды. В 1974 году в «Обзоре моды за 100 лет» по версии чехословацкого журнала «Кветы» Вячеслав Зайцев занял место в галерее портретов выдающихся художников мира моды вместе с такими именами, как Фредерик Ворт, Поль Пуаре, Габриель Шанель, Кристиан Диор. Очень требовательный к себе и не удовлетворенный результатами труда в Доме моделей одежды, Зайцев расстается с работой, которой отдал долгие годы. И это несмотря на длительные усилия возглавляемых им художников по соединению моды с жизнью. Доводы Зайцева просты: при сложившейся системе многоступенчатых советов, государственного стандарта и отсутствии индустрии моды в моделях искажается авторский замысел и они устаревают в производстве, еще не дойдя до потребителя. Поэтому и труд модельера малоэффективен, а лозунг «Оденем всех!» превратился в пустую формальность.

Вячеслав Зайцев четко представлял профессиональные цели и отстаивал свою позицию на практике, подготавливая почву для восприятия моды как эстетической части окружающей среды. Будучи по натуре активным пропагандистом, он отдал много сил, борясь с непониманием роли художника в жизни общества, занимался просветительством, приобщал людей к эстетике одежды, писал, выступал, устраивал показы моделей в больших аудиториях, привлекая всеобщее внимание к проблемам моды. Еще на рубеже 1970-х годов складывались те принципы деятельности модельера, которые хотя и не скоро, но принесли свои очевидные плоды.

Не просто утверждало себя и его искусство. Еще в 1969 году после просмотра моделей женской одежды Зайцева из тканей американской фирмы «Селаниз» в Музее современного искусства в Нью-Йорке, который проходил, как и всегда в те годы, без участия автора, американская сторона предложила открыть модные магазины художника во всех странах мира. Но это предложение было отвергнуто чиновниками, хотя и многие другие проекты мастера находили поддержку за рубежом. Например, в 1976 году известная чехословацкая фирма «Яблонекс» приняла его авторскую работу – эскизы бижутерии, связывая их осуществление с украшением его же направляющих коллекций. Следствием этого явились персональные выставки Зайцева в Яблонце, Брно и Карловых Варах.

Многостороннее дарование художника позволяло ему развивать творческий поиск в разных направлениях. К 1970-м годам его искусство достигает высокой концентрации творческих возможностей и, синтезируя в себе разнообразные интересы мастера, выявляет в каждой модели неповторимый, уникальный почерк автора. С 1970 года начинается исключительно плодотворное сотрудничество модельера со многими популярными артистами театра и эстрады. Среди них в разные годыМуслим Магомаев , Иосиф Кобзон , Тамара Синявская, Эдита Пьеха, Александра Стрельченко, Людмила Зыкина , Алла Пугачева , Филипп Киркоров , Юлиан, ансамбли «Гайя», «Машина времени», «На-на» и др.

Покинув Дом моделей одежды на Кузнецком мосту, Вячеслав Зайцев в скором времени переходит на фабрику индпошива № 19, где начинает работу над ассортиментом вновь открываемого Дома моды на проспекте Мира, художественным руководителем которого становится в 1982 году. В 1988 году на общем собрании трудового коллектива его единогласно избирают директором. В этот период главной целью Зайцева является спасение моды от подчинения городской службе быта и отстаивание ее интересов и перспектив как самостоятельной области искусства. Став первым в стране Домом моды европейского типа, он впоследствии получит имя своего основателя – выдающегося модельера Славы Зайцева (имя Вячеслав в связи с трудностью произношения на Западе в конце 1980-х годов сокращено самим художником). Именно здесь, с 1982 года и по сей день, мастер создает известные далеко за пределами нашей страны авторские коллекции моделей прет-а-порте и от кутюр, постоянно занимаясь поиском стиля своей фирмы – того стиля, который отличает и делает узнаваемыми любые изделия художника.

В Доме моды на проспекте Мира в Москве в 1982 году Слава Зайцев создает первый в стране профессиональный Театр моды. Такая действенная форма демонстрации позволяет ему не только апробировать на публике свои модели, но и наиболее выигрышно показать их в отдельных спектаклях, объединенных общим режиссерским и драматургическим замыслом, а также музыкальным сопровождением. Театр успешно гастролирует по всему миру. Дом моды Зайцева давно перерос свое первоначальное назначение – по существу он является центром моды России. В 1996 году Вячеслав Зайцев избран президентом ОАО «Московский Дом Моды Вячеслава Зайцева». Под руководством известного модельера работают Лаборатория моды (фактически аспирантура для наиболее перспективных молодых модельеров с высшим профессиональным образованием) и Агентство моделей, воспитывающее демонстраторов одежды. Гастроли театра проходят в Германии, Бразилии, Японии, США, Чехословакии, Австрии, Франции, Италии, Китае, Израиле и других странах. В 2001 году представлена большая коллекция моделей на выставке «Мода в театре и Театр моды» – совместный проект с музеем Большого театра.

Еще в 1980 году Вячеслав Зайцев принял участие в Международном симпозиуме моды в Болгарии (София), где выступил в качестве сопредседателя форума совместно с Пьером Карденом. Но показы его моделей в Югославии (Загреб, промышленная выставка СССР, 1984) и в Японии (Цикуба, Всемирная выставка Экспо-85) прошли без участия автора. Первый выезд модельера в капиталистическую страну состоялся лишь в 1986 году для показа смешанной коллекции в период Дней культуры советского павильона на Всемирной выставке средств продвижения в Канаде (Ванкувер). В том же году Зайцев совместно с Театром моды едет в Польшу, где посещает Варшаву и другие города, а также присутствует на открытии устного журнала «Легницкие встречи» (Легница). В 1987 году состоялись его поездки в Финляндию (Национальная выставка СССР), Индию (Дели), США (показ направляющей модной коллекции из 120 моделей в рамках лицензионного соглашения с фирмой «Интерторг»), ФРГ (показ «русской коллекции по приглашению фирмы «Саламандра», Неделя моды). В 1991 году Вячеслав Зайцев наряду с другими известными модельерами мира принял участие в международном гала-шоу «Единая Германия».

В числе наиболее известных коллекций мастера – «1000-летие Крещения Руси» (1987–1988, Нью-Йорк, Париж), «Русские сезоны в Париже» (1988, Париж), коллекция моделей одежды из европейских тканей (1988, Мюнхен), коллекция моделей мужской моды (1989, Неделя мужской моды во Флоренции), коллекция моделей женской одежды из отечественных тканей (1990, саммит «Пять выдающихся художников моды мира», Токио). В Москве, России и ближнем зарубежье показаны коллекции: «Агония перестройки» (1990–1991), «Ностальгия по красоте» (1992–1993), «Грезы» (1993–1994) «Воспоминание о будущем» (1994–1995), «Пробуждение» (1995–1996), «Чума» (1995–1996) «Как молоды мы будем» (1996–1997), «Соблазн» (1997), «Событие» (1997–1998), «Листая памяти страницы» (1998–1999), «Прозрение» – первая коллекция из меха в России (1999), коллекция прет-а-порте и от кутюр сезона весна-лето 2000–2001 (1999). В 1992 году французская фирма «Л’Ореаль» провела презентацию в Париже духов Славы Зайцева «Маруся» («Maroussia»). Модели из коллекции «Как молоды мы будем» приобретены Музеем истории Москвы.

Вячеслав Зайцев – инициатор и патрон многочисленных и в основном ежегодных конкурсов, проходящих в Москве и других городах и регионах. Это – «Текстильный салон» в Иванове (с 1993), конкурс профессиональных модельеров имени Надежды Ламановой (с 1994), «Золотая игла» (с 1994), «Экзерсис» (с 1994), «Талант» (с 1993 г. в Иваново), «Бархатные сезоны» в Сочи (с 1997), Неделя показа коллекций «Модельеры Москвы – москвичам» (с 1997), фестиваль мужской одежды ко Дню Георгия Победоносца (с 1999). Во многих городах страны под его председательством проходят семинары, симпозиумы, фестивали.

Впервые посетив Париж по приглашению старейшины французских модельеров – мадам Карвен в 1988 году, Зайцев добился огромного успеха, демонстрируя «Русские сезоны в Париже» в Театре Мариньи, и получил право показа своих коллекций в сезонах от кутюр, т. е. становится «равным среди равных». Тогда же по инициативе мэра Парижа Жака Ширака Зайцеву вручают медаль и диплом почетного гражданина Парижа (почетным гражданином своего родного города Иваново он станет значительно позже – в 1996 г.).

В марте 1988 года Слава Зайцев – почетный гость от «Мезон де кутюр» на Неделе моды в Мюнхене (ФРГ), где состоялся показ его новой коллекции из европейских тканей, кожи и дубленок, выполненных по эскизам модельера в Турции. В этом же году состоялись поездки в Болгарию (Пловдив, участие в 4-м Международном фестивале моды в качестве члена жюри), Берлин (ГДР, участие в Международном показе моделей одежды), Австралию (о. Брисбене, участие во Всемирной выставке Экспо-88, показ совместной коллекции Вячеслава и Егора Зайцевых – представил Егор Зайцев), Париж (второй показ совместно с мадам Карвен в Париже – Музей моды «Галера»). В 1988 году Зайцев выполняет костюмы для солистов одного из бродвейских театров, который поставил мюзикл на музыку Дюка Эллингтона «Софистикейтед лейдиз».

1989 год – необычайно плодотворный для талантливого художника. В феврале он посещает Международную ярмарку одежды в Швеции (Стокгольм), а в марте «Мезон де кутюр» провозглашает Славу Зайцева Человеком года в Моде мира. В марте-апреле Зайцев ведет переговоры с текстильной фирмой «Марзотто» (Рим) и в качестве почетного гостя принимает участие в Международной ярмарке «Идеокомо» (Италия). Затем Вячеслав Зайцев выступает сопредседателем жюри на фестивале «Ночь моды» и участвует в семинаре по искусству и моде, организованном французской парфюмерной фирмой «Л’Ореаль» (Париж), демонстрирует коллекции мужской и женской одежды на открытии Международного показа мужской одежды в Италии (Флоренция) и одерживает победу в саммите «Пять лучших модельеров мира» в Токио, участниками которого вместе с ним были известные модельеры из Франции, Италии, США и Японии.

С этих пор Слава Зайцев постоянно участвует в международных смотрах моды, председательствуя или будучи членом жюри. Благодаря его мастерству отечественная мода органично вошла в международное русло, являясь по своей природе интернациональным искусством.

Все средства, которые использует Зайцев в творческом процессе, направлены на создание образа современного человека и проникнуты поиском идеала красоты, который он утверждает в каждой своей работе – равно в прет-а-порте или от кутюр, где искусство художника приобретает подлинную свободу. Широта интересов автора, постоянная способность к поиску, глубокое восприятие многообразия выразительных средств мирового искусства и его наследия положительно сказываются на творчестве мастера. В силуэте, всегда красиво нарисованном, в изящных линиях и пропорциях, выявляющих конструктивную мысль, видится большой художник, создающий пластику – форму модели. Цветовые решения и нюансировка деталей гармоничны, они свидетельствуют о необычайном живописном даре и нередко об органичном наследовании колористических традиций старых русских мастеров и цветового строя народного искусства.

Наряду с модой серьезное внимание Вячеслав Зайцев уделяет живописи и рисунку. Станковое искусство модельера не является подсобным средством моды – оно имеет самостоятельную художественную ценность. Высокоэстетическая пластика мастера выражает обобщенные философские понятия, ассоциации, а чаще всего чувства, настроения и ощущения автора. Материалы, которым он отдает предпочтение, – пастель, карандаш, фломастер. Его произведения декоративны, звучны по цвету, ставят и успешно разрешают сложные смысловые и формальные задачи.

Персональные выставки Вячеслава Зайцева прошли в США (Сан-Франциско – галерея «Болз и Сорокко», Нью-Йорк, Лос-Анджелес, 1991–1993), в Бельгии (Берзель – галерея «Икат» и Кортрекс – участие в международной выставке «Классика-III», 1993–1994), Эстонии (Таллин – музей на Ратушной площади, 1986), где Зайцев продемонстрировал произведения станковой живописи, графики, художественной фотографии, дизайнерские решения и показ моделей. Широкую известность приобрели постоянная экспозиция станковых пастелей «Экзерсис» в студии художника в Москве и выставка «Императорская – Российская академия художеств». Пять живописных и графических произведений художника принадлежат Государственной Третьяковской галерее.

Значительную и многолетнюю область творческой деятельности Вячеслава Зайцева составляет театральный костюм, сценография и театральный плакат. Еще в 1982 году он едет на гастроли в Германию вместе с театром «Современник» в качестве художника по костюмам к спектаклю «Вишневый сад». В последующие годы Зайцев создал сценические костюмы для многих спектаклей столичных театров. Это постановки Театра сатиры («Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Ее превосходительство»), МХАТа («Последние», «Эта странная миссис Сэвидж», «Все кончено»), Театра имени Евг. Вахтангова («Принцесса Турандот», «Мартовские иды», «Ричард III»), Театра имени Моссовета («Сердце Луиджи»), «Современник» («Три сестры», «Вишневый сад», «Анфиса», «Лоренцаччо», «Кто боится Вирджинии Вульф»), «Ромэн» («Здравствуй, Пушкин», «Мы цыгане»). Модельером выполнены костюмы к ряду спектаклей театров других городов, в том числе для Театра балета Б.Я. Эйфмана в Санкт-Петербурге. Долгая работа в театре по созданию костюмов сблизила художника со многими выдающимися актерами, среди которых Мария Бабанова, Любовь Орлова , Ангелина Степанова, Марк Прудкин, Михаил Ульянов , Владимир Зельдин , Вера Васильева , Юлия Борисова, Людмила Максакова, Марианна и Анастасия Вертинские, Татьяна Лаврова, Галина Волчек, Марина Неелова , Алиса Фрейндлих и многие другие. Как художник костюмов модельер принимал участие в постановке фильмов на студиях «Мосфильм» и имени Горького – «Фокусник», «Держись за облака», «Здравствуй, цирк», «Безымянная звезда».

На протяжении многих лет Вячеслав Зайцев «одевает» советских и российских спортсменов. Среди них – чемпионы мира по фигурному катанию Л. Пахомова и А. Горшков, И. Моисеева и А. Миненков, Н. Бестемьянова и А. Букин. Он разрабатывал костюмы для членов советских спортивных делегаций (в частности, на Олимпиаде-80), создал новую униформу для советской милиции.

Еще одно увлечение мастера – фотоживопись. Художественная авторская фотография – изобретение Зайцева. Она помогает осмыслению костюма на наиболее подходящей по типажу модели, помещенной автором в специально созданный интерьер.

Вячеслав Михайлович – одновременно практик и теоретик. Ему принадлежат две книги – бестселлеры 1980-х годов: «Такая изменчивая мода» («Молодая гвардия», 1980) и «Этот многоликий мир моды» («Советская Россия», 1980). В 1983 году книги переизданы в Болгарии и Чехословакии, а в 1992 году в издательстве АПН «Новости» вышла книга на английском языке о жизни и творчестве художника «Ностальгия по красоте» (Л. Яралова). В том же 1992 году издательством «Имидж» выпущен альбом стихов и графики Зайцева «Я всем обязан Провиденью», который свидетельствует об истинном многообразии таланта этого удивительно одаренного человека.

Еще в 1979 году Вячеслав Михайлович Зайцев начал преподавательскую деятельность в качестве доцента, а позднее профессора (1992–1996) кафедры моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского технологического института (ныне Академия сферы быта и услуг). С 1995 года он – действительный член Российской академии гуманитарных наук и искусств, с 2001 года – член-корреспондент Российской академии художеств, с 2002 года – доктор искусств, с 2004 года – почетный доктор МГТУ имени А.Н. Косыгина. Почетный академик Российской академии ювелирного искусства (2002).

И все-таки мода – ведущая область искусства мастера, его творческая судьба. Он удостоен на этом поприще многочисленных отечественных и зарубежных наград, которые утверждают его имя в числе выдающихся представителей этой области искусства.

Вячеслав Зайцев – лауреат Государственной премии РФ (1996), лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2004), заслуженный деятель искусств РФ (1991), почетный работник текстильной и легкой промышленности (2002). Он награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998), «Знак Почета» (1980), Святого Константина Великого – от Дворянского собрания (1996), Константиновским орденом Святого Георгия (2002), медалью «За трудовую доблесть» (1973). Ему присвоены титулы почетного гражданина Парижа с вручением позолоченной медали и диплома мэрии и почетного гражданина своего родного города Иваново.

Творчество модельера отмечено также серебряной и золотой медалями ВДНХ СССР (1974, 1983), первым призом «Золотой манекен» на Неделе высокой моды в Москве (1995) и призом «Серебряное веретено с золотой нитью» на Неделе российской моды в Сочи (1995), национальной премией «Овация», которой Зайцев был отмечен как лучший модельер 1994 года (1995), золотой Пушкинской медалью, посвященной 200-летию со дня рождения поэта (за вклад в развитие, сохранение и преумножение традиций отечественной культуры, оказание постоянной помощи и поддержки творческой интеллигенции, развитие и становление новых стилей и направлений в искусстве, 1999), премией «Российский национальный Олимп» в номинации почетный титул – «Супер звезда» (2002), почетный знак «За заслуги в развитии дизайна» (2003), Международной премией ордена «Слава России» (2003), национальной премией «Лучший из лучших» (2004).

Вспоминая о нем, подразумеваем целую модную эпоху, зародившуюся на советском пространстве. Биография Вячеслава Зайцева началась 2 марта 1938 года в городе невест Иваново. Детство мальчика, росшего в военные годы в семье рабочих, было тяжелым, как, впрочем, у всех детей того времени. Мама ставила мальчика на ноги одна, отец ушел на фронт. Мама, ставшая для маленького Славы ангелом на Земле, прививала мальчику любовь к красоте окружающего мира и природы, к чтению и русскому народному искусству.

Тревожна и печальна ранняя биография Вячеслава Зайцева. Год рождения - 1938-й - не благоволил к нормальной сытой жизни. Семья голодала, семилетний мальчик вынужден был вести хозяйство сам, мама работала сутками напролет. Он настолько ее любил, что, когда она в 1978 году скончалась, Вячеслав Михайлович Зайцев почувствовал, что все вокруг него совершенно бессмысленно.

Школа и техникум

С 1945 года Слава Зайцев учился в средней школе города Иваново. Уже в детской биографии дизайнера Вячеслава Зайцева подчеркивается его любовь к изобразительному искусству. В школе он помогал учителю рисования с афишами для цирка, впоследствии создавал плакаты для театральных представлений.

Мальчик, вообще, тяготел к любому искусству, чудесно пел. В детстве пением зарабатывал на хлеб, кормил маму. В 10 лет его хотели забрать в Москву, в хор Свешникова, но мама была против этого. Мальчик сам решил, что уезжать и бросать самого близкого для него человека - это кощунство.

В 1952 году Вячеслав продолжил учебу, поступив в химико-технологический техникум. Педагоги ставили трудные задачи - не только выразительно изобразить линии на тканях, но и «оживить» орнамент. Успешно выполняя задания, Слава прикидывал и оценивал, как ткань с его рисунком будет смотреться на готовом платье.

В 1956 году Зайцев получил красный диплом, специальность «художник текстильного рисунка» гарантировала ему работу в «столице ситца», профессия была выбрана традиционная для города Иваново.

Вуз

В столицу - поступать в текстильный институт - он прибыл в 1956 году и отличался от местных абитуриентов. Приемная комиссия разглядела в молодом даровании недюжинный талант, к тому же провинциальный мальчик обладал хорошими знаниями, поэтому его легко зачислили в вуз.

Но учиться там и проживать в общежитии Славе было сложно. Биография кутюрье Вячеслава Зайцева хранит неприятные моменты, связанные с конфликтами с сокурсниками и персоналом, - однажды у него украли все папки с работами, и уборщица выкинула их на помойку. Над ним издевались, он был изгоем своего рода, не нравился своим новаторством, шокировал педагогов и однокашников своими цветными, яркими моделями с историческими, этническими мотивами. Тихий, скромный Слава совмещал работу с учебой.

Свою дипломную работу «Женские деловые костюмы» будущий кутюрье защитил на отлично.

Карьера

По окончанию института в 1962 году Вячеслав попал по распределению на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в город Бабушкин. Назначенный художественным руководителем, модельер приступил к созданию коллекции одежды для сельских работников. Никому не понравились яркие образы, пусть и пропитанные русским духом. Но в журнале «Пари матч» опубликовали статью о Зайцеве под названием «Он диктует моду Москве».

Вячеслав Михайлович тяготел к народному искусству. Модельер ездил по городам своей страны и изучал пропорции, сочетания цветов, ритм и некую грубую человечность всего русского.

Тем временем благодаря занятиям в Театральной библиотеке он познакомился с иностранными творцами моды. Славу впечатлили Шанель, Поль Пуаре, Кристиан Диор.

В 1965 году кутюрье познакомился с Марком Боаном и Пьером Карденом, в издании Women Wear Daily в статье «Короли моды» впервые упомянули о талантливом русском модельере.

Дому моделей одежды Зайцев посвятил 13 лет и ушел оттуда, будучи заместителем художественного руководителя. Он творил для работников многих заводов, фабрик и предприятий по всем городам России. Зайцев учитывал и сезонность, и возраст того, кто наденет его одежду, и климат, и уровень предприятия. Он так и не понял, как можно искажать идею художника и выпускать в свет совсем не то, что задумывал создатель, отгружать в магазины результат, пропущенный через призму советской номенклатуры.

Любовь и семья в биографии модельера Вячеслава Зайцева

Единственная женщина, с которой он был готов пройти через всю свою жизнь, но с которой получилось быть вместе, к сожалению, всего 9 лет, была жена Марина. Больше модельер не женился и даже не хотел рассматривать варианты, посвятив себя творчеству на 100 %.

Они познакомились с Мариной еще в институте, вместе участвовали в студенческой самодеятельности. Красивая, активная, талантливая девушка из прекрасной семьи. Ее папа служил военным летчиком-инженером, мама была балериной театра Станиславского и Немировича-Данченко. У Славы папа сидел как враг народа, а мама была простой рабочей. Получался мезальянс, но чувствам не прикажешь.

На втором курсе, в 1959 году, после забавного спектакля, в котором юноша чуть не потерял штаны, Марина привела Славу к себе в дом у станции метро «Аэропорт». Начался роман девушки из элитной семьи и нищего, но талантливого модельера Вячеслава Зайцева. Биография, жена, дети, фото, хроники в газетах, скандалы и жареные факты - все эти вещи раньше так со смаком не муссировались, как сейчас. Тем не менее то, что союз между молодыми был обречен на провал, понимали многие. Мама Марины невзлюбила Вячеслава с первых минут, искренне считая голодранцем, желавшем «вырулить» за счет ее дочери.

Но в 1959 году пара поженилась. На свадьбе присутствовало два свидетеля — Маринина подруга Светлана и друг Славы по институту Борис. Маринина мама сняла молодоженам комнатку в полуподвале их дома. Там супруги и прожили все девять лет брака.

В 1960 году у Зайцевых родился сын Егор, теща отказалась помогать с ребенком, и Вячеслав вызвал свою маму в Москву помочь с внуком. Слава учился и работал, когда окончил институт, Егору было два года.

Самый тяжелый момент в личной биографии Вячеслава Зайцева наступил в 1971 году, когда он вернулся домой из Венгрии, где работал над костюмами к фильму «Держись за облака». Теща выгнала его из его собственного дома, встретив в подъезде со словами: «Убирайтесь, я нашла дочери другого мужа!»

Зайцев ушел с тем, что было при нем. Экстравагантная дама окончила свою жизнь в сумасшедшем доме, у нее была плохая наследственность - оказывается, ее дедушка имел проблемы с умственным развитием. Жена не могла повлиять на свою мать, которая, по словам модельера, просто зомбировала дочь. Марину выдали замуж за циркача, она тогда тоже работала в цирке.

Вячеслав Михайлович - оптимист по натуре. Он вспоминает, что, когда жена не пускала свою маму в дом, счастливых моментов было очень много. Не только теща послужила причиной развода - Марина была замкнутой, а Слава не мог без общения. Жена ревновала супруга к красивым длинноногим манекенщицам.

Со второй женой Инной он прожил очень мало, она его раздражала своей непомерной любовью, эмоционально «выжимала» его, это сказывалось на его творчестве. Он не выдержал, ушел от нее, несмотря на то, что она много для него сделала. Насильно мил не будешь.

Егор

После развода Зайцеву запретили видеться с Егором. Даже созваниваться запретили. Новый муж Марины выгонял Егора из дома. Он ставил мальчика на горох на колени. Теща Вячеслава сказала внуку, что отец их бросил и мальчику надо принять нового папу.

У Егора было тяжелое детство, простить сын отца не может до сих пор. Сегодня они занимаются одним делом, тем не менее каждый живет своей жизнью, а сын хотел бы, чтобы папа был ближе к нему. Месяцами они не созваниваются.

Первая жена Егора Даша подарила Вячеславу Зайцеву внучку Марусю. Но долго этот брак не продлился. Егор ссорился с женой, а Зайцев-старший очень дружил с невесткой. После развода сын известного модельера подсел на наркотики, но вовремя сумел избавиться от зависимости.

Сейчас у Егора второй брак, в котором также родился ребенок. Его жена Катя - модель, режиссер и помощник Вячеслава Михайловича.

Вячеслав Зайцев все же очень тепло отзывается о сыне как о замечательном, умном, талантливом и щедром человеке, готовом всегда прийти на помощь.

Авторские работы

Его давно заметили за границей, и, несмотря на национальность, биография Вячеслава Зайцева, образ мышления, создаваемые шедевры и жизненная позиция привлекали иностранных деятелей искусства в области моды. «Наш человек», - скорей всего, думали они. Его считали лидером советской моды, называли в прессе не иначе как «Красный Диор». Коллекции кутюрье «шествовали» по разным странам - в США, Канаде и Японии, Франции, Италии и Югославии.

В 1969 году модели одежды Зайцева были представлены в Нью-Йоркском музее, их заметили и предложили модельеру открыть модные магазины во всех странах. Вмешались отечественные чиновники, отвергнув предложение.

В 1974 году в статье «Обзор моды за 100 лет» редактора чехословацкого издания «Кветы» выделили советскому таланту почетное место в галерее портретов выдающихся художников моды наравне с Полем Пуаре, Габриель Шанель, а также Фредериком Вортом и Кристианом Диором.

О, эпоха...

Зайцев начал приобщать людей к эстетике одежды, писать, выступать и устраивать модные показы, привлекать внимание к проблемам моды. Внедрять чувство стиля и прекрасного в русские души, пытаться рассеять серость.

Он признается, что не любил работать с высокопоставленными чиновниками, политиками. Тем не менее министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева подарила ему однокомнатную квартиру в Новогиреево.

Он думал, что на родине его не любили, считали, наверное, шпионом, полагали, что навлечет разведчиков в Россию, статьи в иностранных СМИ не приветствовались отечеством.

Первый Дом моды европейского стиля имени Вячеслава Зайцева

В 1982 году Зайцев становится художественным руководителем московского Дома моды, спустя шесть лет его назначили директором. Организация получила колоссальное развитие, став первым русским модным домом европейского стиля и получившим имя Славы Зайцева. В 1996 году модельер стал президентом ОАО «Московский Дом моды Зайцева».

Преданный Мельпомене

Театр и искусство - вот настоящая любовь всей жизни. Модельер создал сценические костюмы для более двух десятков спектаклей столичных театров. В 1981 году - для постановки Г. Волчек спектакля «Вишневый сад», в 2013 году - к «Пиковой даме» в Малом театре. Модельер трудился для Театра «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге. Талантливый художник также создавал плакаты и афиши.

Эстрада, фестивали

В 1970 году мастер художник работает с ярчайшими звездами эстрады и театра, с Иосифом Кобзоном, Муслимом Магомаевым и Тамарой Синявской, с Аллой Пугачевой и Эдитой Пьехой, с Зыкиной и Киркоровым, с группами "На-на", "Машина времени" и многими-многими другими.

В 2009 года кутюрье возглавил жюри международного фестиваля моды под названием «Губернский стиль». В марте 2013 года в честь 75-летия модельера вышла книга С. Есина «Слава Зайцев: Мастер и вдохновение».

10 марта 2018 года прошел последний в его карьере сезонный показ. В рамках Недели моды Mercedes Benz Fashion Week Russia кутюрье участвовал в течение 10 лет, представив за это время на суд зрителей более 10 тысяч модных образов. Он попрощался с регулярными показами, но не с творчеством, обещая своим поклонникам очередные интересные проекты. Пока что на этом описание краткой биографии Вячеслава Зайцева можно подвести к концу.

Свой дом - будущий музей

Зайцев живет один в своем загородном доме, который готовит под музей, собирая материалы для будущей экспозиции.

Дом построен с оглядкой на будущее, на то время, когда я уйду.

Говорит, что перестал думать об одиночестве как о плате за талант. Ему нравится его погруженность в искусство. Когда он развелся с Мариной, он признался, что «рванул» в творчестве. И так продолжается по сей день.

В 2018 году на одном из федеральных каналов модельер Вячеслав Зайцев откровенно рассказал о своей болезни и поделился планами на ближайшее будущее. Надо сказать, что слухи о тяжелом состоянии кутюрье ходили уже давно. Зайцев оставил пост ведущего программы "Модный приговор" именно потому, что ему было тяжело выдерживать многочасовые съемки. Зрители также часто жаловались на плохую дикцию ведущего, скованность его движений, которые на самом деле оказались симптомами серьезного заболевания. Какая болезнь Вячеславу Зайцеву долгие годы не дает продолжать нормально творить, как он чувствует себя сейчас, и что говорят врачи? Обо всем этом дальше!

Биография

Родился он в 1938 году в "городе невест" - Иваново, который тогда славился своей текстильной академией, куда съезжались девушки со всей страны. Несмотря на то, что в советские годы не существовало понятия "высокая мода", кутюрье смог развить эту индустрию до небывалых масштабов, заслужил уважение Запада, а потом и советских людей.

Долгие годы мастер создавал коллекции, но получал лишь неодобрительные отзывы о своей работе. Только спустя 30 лет, когда он уже вовсю пользовался популярностью у западных ценителей моды, его талант разглядели. Он работал художественным руководителем на швейной фабрике в городе Бабушкине, но публика была не готова к цветным телогрейкам и расписным валенкам (кстати, их Зайцев собственноручно расписывал гуашью перед показом). Потом он исполнял ту же должность, но уже в экспериментальном цехе общесоюзного дома моделей одежды.

Наконец, мэтр смог создавать эксклюзивные наряды для а также выступлений фигуристов. В биографии модельера Вячеслава Зайцева болезнь однажды стала мотивирующим фактором. В 1971 г. в его жизни случилась страшная авария, после которой ему пришлось проходить долгую реабилитацию. В это время он много думал о будущем. Зайцев не остановился и с новыми силами подошел к улучшению модной индустрии, сделав из маленького ателье московский Дом моды. Уже в 1988 году прошли первые "русские сезоны" в Париже, представленные коллекцией Вячеслава Зайцева, благодаря которой он приобрел статус почетного жителя этого французского города.

Затем мэтр выиграл фестиваль "Лучшие пять модельеров мира", а в начале девяностых разработал необычную для кутюрье такого уровня коллекцию - униформу милиции. За полвека, посвященного моде, Зайцев стал иконой стиля и любимым модельером многих звезд российской эстрады, а также получил звание "Почетный художник РФ".

Творческие планы

Несмотря на болезнь, модельер Вячеслав Зайцев в свои 80 лет еще планирует выпуск новых коллекций. Близкие говорят, что он постоянно придумывает модели своих прекрасных платьев, продумывает идеи для показа. Журналистам удалось узнать, что к выходу готовится коллекция "осень-весна-2018", но сам мэтр по этому поводу пока никаких комментариев не давал. В прошлом году маэстро, по традиции, открыл Российскую неделю моды Mercedes-Benz, но в этом году передал свои полномочия другим людям.

Болезнь в биографии модельера Вячеслава Зайцева: чем болеет великий кутюрье

Много лет Вячеслав Зайцев борется с болезнью Паркинсона, а также с трудом передвигается из-за больных суставов. В недавнем интервью он делился с журналистами, что для поддержания своего хрупкого здоровья, первый раз в жизни посетил санаторий в Карловых Варах. Особенно необходимо это было для больных ног. Справляться с недугом Зайцеву все сложнее с каждым годом. Врачи стараются замедлить развитие болезни Вячеслава Зайцева, но совсем вылечить ее пока не представляется возможным. Сам мастер верит, что успеет дожить до того момента, когда ученые смогут найти лекарство от болезни Паркинсона.

Справка о заболевании

Болезнь Паркинсона - серьезнейшее заболевание, которое поражает центральную нервную систему. В ходе развития болезни человеку становится тяжело управлять руками и ногами, в них появляется частая дрожь. Также люди, страдающие этим недугом, отличаются нарушением мимики. В подавляющем большинстве случаев болезнь Паркинсона приводит к инвалидности и передвижению на кресле. Многие люди, столкнувшиеся с этой болезнью, впадают в депрессивное состояние, а также жалуются на постоянный упадок сил и нарушение сна.

Состояние на 2018 год

Состояние всемирно известного модельера очень тяжелое: в 2018 году он уже успел перенести операцию на суставах. Врачи поставили ему титановый протез для уменьшения болезненных ощущений во время ходьбы. Также сейчас он готовится ко второй операции на колене. Сам себе он пожелал на день рождения - выздоровления. "Меня угнетает все, что со мной происходит" - горестно говорит модельер Вячеслав Зайцев о болезни, которая приносит ему столько боли.

Поддерживают мэтра в это непростое для него время близкие родственники: сын, внучка и бывшая жена. К слову, с последней он сохранил прекрасные отношения после развода, несмотря на то, что расстались они, когда их общему ребенку было всего девять лет. Бывшая супруга заявляет, что врачи настроены очень оптимистично и говорят, что такой сильный духом человек, как Вячеслав Зайцев с болезнью справится легко.

Вячеслав Зайцев – советский и российский художник-модельер, которому по праву принадлежит первенство в советской и российской моде. Вячеслав Зайцев, не имея соответствующей индустрии, сумел в Советском Союзе создать сами понятия «высокая мода» и «дизайн одежды». Сегодня Зайцев воспринимается как великий мастер всемирного значения. Но удивительно другое – западные дизайнеры и кутюрье увидели в Славе Зайцеве уникальный талант за 30 лет до того, как это рассмотрели соотечественники.

Детство и юность

Вячеслав родился в Иваново. Неизвестно, повлияла ли атмосфера города невест на решение будущей звезды создавать для женщин модную одежду, но с направлением будущей профессиональной деятельности юноша определился быстро. Профессия дизайнера наложила на жизнь Вячеслава Зайцева романтический флер, но простой биографию модельера назвать невозможно.

Вячеслав Зайцев родился в небогатой семье. Мальчик знал, что родители в браке вынужденно, «по залету», и что мать в браке несчастна. Детство мальчика пришлось на военные годы, и жизнь будущего дизайнера стала еще хуже. Отец ушел на фронт, попал в плен, бежал и дошел до Берлина, а после войны попал в лагерь как бывший военнопленный.

Еды в семье не стало, мать и сын собирали ягоды в лесу. Когда Вячеслав с мамой навещали отца, семью ограбили, женщина слегла в больницу, а мальчик начал попрошайничать и петь у магазина, чтобы добыть еду.


Молодой дизайнер Вячеслав Зайцев

Тем не менее, Вячеслав ходил в школу, ездил по колхозам со школьным коллективом и пел, помогал учителям рисовать афиши. После окончания школы-семилетки он поступает в Ивановский химико-технологический техникум, где учится на художника текстильного рисунка.

Затем – переезд в Москву и студенческие годы в знаменитом Московском текстильном институте. По распределению Вячеслава Зайцева отправили в подмосковный городок Бабушкин, где находилась экспериментально-техническая швейная фабрика Мособлсовнархоза. Там молодой человек создал первую коллекцию – спецодежду для работниц сельской местности, которая была практичной и удобной, но одновременно и женственной. Конечно, коллекция не прошла проверку советского методического отдела.


Вячеслав Зайцев и эскизы его коллекций

Эта линия спецодежды привлекла внимание западной прессы к начинающему кутюрье. Коллекцию опубликовал французский журнал «Пари Матч», а представители и , позднее пообщавшись с коллегой из Москвы, в один голос признали Вячеслава Зайцева равным себе. И хотя до конца 80-х годов советский дизайнер был лишен возможности выезда из страны, в Европе Зайцева давно считали одним из ведущих мировых дизайнеров.

Мода и дизайн

На фабрике в Бабушкине Вячеслав Зайцев сумел проявить себя более чем убедительно, регулярно предлагая новые решения в дизайне одежды. В результате его пригласили на Кузнецкий мост, где располагался знаменитый Общесоюзный Дом Моделей. Там Вячеслав Зайцев проработал 13 лет и сотрудничал с самыми лучшими манекенщицами, включая , Леку Миронову и Милу Романовскую.


Вячеслав Зайцев и его сын ЕгорПервым результатом работы Вячеслава Зайцева в Доме Моделей явилась коллекция «Русская серия», созданная по народным мотивам. В нее входило и платье «Россия», демонстрировавшееся Збарской на Всемирном фестивале моды и получившее Гран-при. После этого платья западная пресса величает Зайцева не иначе, как «Красный Диор».

Было и множество других успешных разработок, но к середине 70-х годов Вячеслав Зайцев крайне не удовлетворен работой. Его удручает, что из-за принципов советской системы эскизы попадают на фабрику слишком поздно, и когда потребитель видит изделие в магазине, оно уже безнадежно устарело. Вячеслав приходит к мысли, что труд модельера в СССР не эффективен и бессмысленен, и в итоге увольняется.


После Дома Моделей дизайнер работает на фабрике индивидуального пошива для Дома Моды, а позднее переходит в этот самый Дом, где становится художественным руководителем. Именно там, начиная с 1982 года, Вячеслав Зайцев создает свои всемирно известные авторские коллекции. Модельера отличает постоянный поиск стиля и придание формам и линиям одежды собственного неповторимого штриха.

В 1992 году Вячеслав Зайцев создает собственную «Лабораторию Моды», академию дизайна при Доме Моды Вячеслава Зайцева, а через пять лет у кузницы кадров появляется и официальный сайт.

Среди последних, особо запомнившихся публике образов, созданных Зайцевым, - роскошный вечерний наряд из кремового кружева и белоснежное платье, как будто сошедшее с картины «Царевна-Лебедь». Оба наряда на Неделе моды в Москве демонстрировала Миссис Россия Алиса Крылова.


Наряду с модой серьезное значение в творчестве Вячеслава Зайцева занимают живопись и рисунок. Его картины не имеют никакого отношения к дизайну одежды. Они передают эмоции и чувства автора, даже его философское восприятие жизни. Произведения Вячеслава декоративны и всегда ярки и самобытны.

Персональные выставки художественных работ Вячеслава Зайцева неоднократно проходили в городах Соединенных Штатов, Бельгии, Франции, Эстонии. Пять его картин, как живописных, так и графических, постоянно выставлены в московской Третьяковской галерее, а несколько полотен из серии «Как молоды мы будем» можно увидеть в Музее истории Москвы.


Еще одна сторона творчества прославленного модельера – это сценический костюм для театра и эстрады. Вячеслав Зайцев разрабатывал одежду для Театра Сатиры, МХАТа, Театра имени Моссовета, «Современника» и многих других. Чаще всего его приглашали для придания необычности и уникальности стандартным фасонам классических пьес.

Причем не только отечественные режиссеры хотели сотрудничать со знаменитым модельером. Он также выполнял заказы нескольких бродвейских театров. Наиболее известная постановка, где актеры выходят в нарядах от Зайцева, - это мюзикл «Софистикейтед лейдиз».


Вячеслав Зайцев работает над костюмом чемпионки мира по фигурному катанию Натальи Бестемьяновой

Также делал костюмы кутюрье и для кинематографа, и для звезд эстрады, и для спортсменов. Именно Зайцев «одел» советскую спортивную делегацию на московской Олимпиаде-80. Ему же принадлежит разработка облика шоу-группы «На-На» и рок-группы «Интеграл».

Но одной только одеждой Зайцев не ограничивался. Например, для спектакля «Вишневый сад», который ставился на германской и венгерской сценах, Вячеслав, помимо костюмов, разработал сценические плакаты и прочие декорации.

Личная жизнь

В 24 года еще начинающий и малоизвестный кутюрье женился на девушке из обеспеченной и высокопоставленной семьи. Избранницу звали Марина. Знакомые девушки были шокированы, что Марина предпочла Вячеслава Зайцева, а не знаменитого дипломата или летчика, которые постоянно ухаживали за обеспеченной наследницей. Чета Зайцевых прожила вместе три года и произвела на свет сына Егора, который, кстати, впоследствии пойдет по стопам отца.

О том, что жена уходит, дизайнер узнал, вернувшись из Венгрии, где создавал костюмы для фильма. Развод с женой произвел сильное впечатление на Вячеслава, так как дизайнер искренне относился к Марине и любил бывшую жену еще долгое время после разрыва отношений. Также модельер добивался права увидеться с сыном. Поначалу ребенок не знал, что мать не дает Вячеславу возможности встретиться с ним, и считал, что папа его бросил и переживал по этому поводу.


Проблемы в семье подкосили дизайнера. У Вячеслава даже началась депрессия на этой почве. Помогла выйти из этого состояния одна из сотрудниц Дома Моделей по имени Инна, которая давно была влюблена в модельера.

Влюбленные прожили некоторое время в гражданском браке, после чего разошлись. Но когда Зайцев попал в тяжелейшую автомобильную катастрофу и долгое время находился в больнице, Инна ухаживала за ним и всячески помогала. Девять дней Вячеслав Зайцев пролежал в реанимации, затем полгода потратил на реабилитацию.

Дизайнер сильно пострадал в автокатастрофе, хуже всего пришлось правой ноге, врачи уже начали морально подготавливать Вячеслава и говорить с пациентом об ампутации ноги.


По словам дизайнера, в этот страшный период Вячеслав Зайцев успел даже смириться с мыслью о потере ноги. Модельер придумал себе новый модный образ, который будет подходить под новое состояние: Вячеслав Зайцев представлял, как в черной шляпе, черных очках, белой рубахе и с тростью будет ходить по Кузнецкому мосту. Но при этом Зайцев не прекращал тренировки и реабилитацию, запрещал себе сдаваться. В результате врачи все же спасли ногу модельеру.

Позднее Вячеслав и Инна попытались возобновить отношения, но новый союз выдержал только год, и на этот раз расставание было окончательным. Больше создавать семью Вячеслав Зайцев не пытался.

Вячеслав Зайцев сейчас

2 марта 2016 года Вячеслав Михайлович отмечал 78-ой день рождения. После вечеринки кутюрье признался журналистам, что уже не первый год страдает тяжелым заболеванием – болезнью Паркинсона.

Из-за болезни у дизайнера появились проблемы с суставами. Врачи даже настояли на титановом протезе. Накануне праздника дизайнер перенес операцию на коленном суставе и проходил курс реабилитации в Карловых Варах.


Проблемы со здоровьем не мешают творчеству дизайнера. В 2017 году Вячеслав Зайцев по традиции открыл показ сезона весна-лето 2018 на Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Коллекция Славы Зайцева вышла в алых тонах и в стиле ретрошок. Дизайнер переосмыслил классические силуэты Диора, разбавляя французские тенденции китчем а-ля рюс: кокошниками, павловопосадскими платками, народными орнаментами.

Достижения

  • 1980 – кавалер ордена «Знак Почёта»
  • 1983 – обладатель медали «Ветеран труда»
  • 1991 - заслуженный деятель искусств РСФСР
  • 1992-1996 - профессор кафедры моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского государственного университета сервиса
  • 1993 - создатель и глава жюри ежегодного конкурса «Текстильный салон»
  • 1994 - создатель и глава жюри ежегодного конкурса профессиональных модельеров имени Надежды Ламановой
  • 1994 - создатель и глава жюри ежегодного конкурса детских театров моды «Золотая игла»
  • 1994 - создатель и глава жюри постоянно действующего конкурса молодых модельеров и художников костюма «Экзерсис»
  • 1995 - создатель, художественный руководитель и председатель жюри ежегодного конкурса «Бархатные сезоны в Сочи»
  • 1996 - лауреат Государственной премии Российской Федерации
  • 1998 – кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени
  • 2003 – лауреат премии президента Российской Федерации в области литературы и искусства
  • 2006 - народный художник Российской Федерации
  • 2007 - академик РАХ
  • 2009, 2010 - дважды лауреат премии правительства России