Сколько ракет запустил илон маск. Илон Маск в очередной раз покоряет звезды

Событие? Конечно. По крайней мере миллионы человек с большим интересом наблюдали вчера в прямом эфире за запуском частной американской сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy.

Илон Маск, не так давно пообещавший отправить на Марс миллион человек за 10 тысяч полетов, а первых "марсиан" высадить уже в 2024 году, по сути, сделал к этому первый шаг. Он отправил в космос мощнейший на сегодня космический носитель. Заявляется, что максимальная грузоподъемность этого аппарата может составлять почти 64 тонны.

Но Маск не был бы Маском и, как говорят, великим пиарщиком, если бы не обставил все это максимально ярко. "Ради смеха" вместо металлических болванок, которые обычно играют роль полезной нагрузки в любом испытательном полете ракеты, под музыку Дэвида Боуи он отправил на орбиту легкий спортивный автомобиль Tesla Roadster вишневого цвета. На торпеде написано: "Don’t panic!" Без паники!

Уже сейчас, по сообщениям из-за рубежа, родстер вовсю рассекает гиперболическую орбиту. После чего, согласно задумке SpaceX, должен отправиться в далекий космос по гелиоцентрической орбите.

К тому, что делает Маск, надо относиться с уважением, но без шапкозакидательства

"Изображение из Центра управления полетом SpaceX. Совершенно очевидно, что автомобиль находится на орбите вокруг Земли", - так через несколько минут после старта подписал видеоролик изобретатель-миллиардер.

Эксперты говорят: редко бывает, чтобы новая ракета с первого раза взлетела и без сбоев выполнила всю программу. Секунда в секунду. Хотя не все прошло гладко: центральный разгонный блок не удалось посадить на плавучую платформу в Атлантическом океане. Он разбился. Но два боковых благополучно вернулись и, более того, синхронно сели на заданной площадке на расстоянии каких-то метров друг от друга. И это не могло не впечатлить.

Кстати, как говорят эксперты, в том числе российские, человечество обязательно придет к тому, что космос будет "многоразовым". Просто инженерам, конструкторам нужно пройти определенный путь в познании оценки качества техники и тех воздействий, которые на нее и от нее происходят.

Но что такое сверхтяжелая ракета и зачем она нужна? Напомним: самая мощная Saturn V была разработана за океаном для первых лунных экспедиций американцев - она выводила на орбиту к Луне чуть больше 60 тонн: сам корабль с астронавтами, посадочный модуль и запас топлива. Первую орбитальную станцию США Skylab (больше 88 тонн) тоже поднимал Saturn V.

В СССР первая сверхтяжелая лунная ракета Н1 так и не взлетела - все четыре пуска оказались аварийными. Первая и единственная советская сверхтяжелая ракета "Энергия" летала только два раза. Она разрабатывалась для выведения нашего космического челнока "Буран". Программа была свернута в начале 90-х: она опередила свое время - не было ни денег, ни загрузки. "Энергия" могла поднимать до 100 тонн грузов. Как рассказывал мне академик РАН Юрий Семенов, который был генеральным конструктором РКК "Энергия", главным конструктором корабля "Буран", ракета "Энергия" получилась одной из самых мощных в мире. "Это выдающееся творение, - говорил Семенов. - Если бы не Валентин Петрович Глушко, такой ракеты не было бы. Его решение - создать мощный двигатель РД-170 тягой 740 тонн. На Глушко тогда обрушились: "Это невозможно! Надо разделить четырехкамерный двигатель на четыре отдельных, то есть четвертовать". "А я создам такой двигатель", - был ответ. Эти двигатели и сегодня не имеют равных в мире.

Сегодня эксперты говорят: сверхтяж нужен в общем-то только для вывода на орбиту техники для пилотируемых полетов - на Луну, к Марсу, к астероидам. Или для создания новой обитаемой станции - на околоземной орбите или поблизости от нашего единственного естественного спутника - не важно. Так что для международного коммерческого рынка этот носитель в ближайшее время особой погоды не сделает: нагрузки для него пока практически нет.

Сейчас для Илона Маска основная задача - наработать положительную летную статистику. Это был демонстрационный пуск. До конца года Falcon Heavy должен слетать еще два раза.

Илона Маска произвел глобальный оглушительный эффект своей зрелищностью. Манекен в родстере, трек Боуи, синхронно приземлившиеся блоки первой ступени - все это произвело впечатление фантастического шоу. Голливудский масштаб постановки доставил огромное удовольствие всем фанатам Маска, однако (и это в каком-то смысле тоже было целью) заслонил истинные бизнес-масштабы произошедшего.

Начнем с того, что Илон Маск воспринимается широкой публикой как дерзкий мечтатель, мечтающий переселить человечество на Марс. Умело подогревая образ в меру чокнутого, в меру прагматичного предпринимателя, Маск фокусирует на себе глобальное внимание и чрезвычайно эффективно его капитализирует. Однако внимательно , в какую же, собственно, задумку он положил свои собственные первые $100 млн в далеком 2006 году? Звучало ли там слово Марс? Да, но скорее как курьез. С первого дня целью компании была обозначена великая и крайне прагматичная цель - космический интернет, раздаваемый глобально всему человечеству.

В предпоследнем раунде на $1 млрд инвестором стала компания Google, которая на данный момент внесла наибольший вклад в проект низкоорбитального интернета. И проект развивается полным ходом! Планируется, что он начнет приносить доход в $5 млрд уже в 2020 году, а к 2025-му вырастет до $35 млрд! Это, к слову, означает, что многотысячная группировка спутников (называются разные цифры, от 2200 до 4000 спутников) должна быть массово выведена в период до 2020 года. И как мы видим , сроки в целом выполняются. С возможным сдвигом в один-два года.

Вслед за SpaceX о проектах такого масштаба заявил британский проект OneWeb, за которым стоят Ричард Брэнсон и калифорнийский гигант Qualcomm, с такими же инициативами выступили Samsung и китайские космические компании. Количество выводимых спутников в этих констелляциях поражает воображение - по последним данным, OneWeb планирует запуск 640 спутников, которые будут развернуты буквально за несколько лет (планы постоянно плывут, но ожидается, что это произойдет не позднее 2020 года). Кстати, долгое время основной «рабочей лошадкой» для вывода этой констелляции планировались российские «Союзы». На данный момент OneWeb привлек $1,7 млрд в трех раундах инвестиций, крупнейшим инвестором стал знаменитый SoftBank, вложивший $1,2 млрд в 2016 году.

В свое время Samsung заявил проект по выводу 4600 спутников к 2028 году, что также станет массовым космическим проектом. Параметры китайской группировки не озвучиваются, но они также будут весьма масштабны.

Небесный Wi-Fi

Что же мы видим? Из всех заявленных проектов только проект Илона Маска подразумевает, что он будет использовать собственные носители для выведения спутниковой группировки. Потому, кстати, мы имеем меньше информации о его проекте - ему не нужно заранее контрактовать пуски (хотя в утекших в WSJ документах мы видим планы по запуску по 50 Falcon 9 в год, то есть практически еженедельные запуски в течение трех лет!). Иными словами, космическая интернет-инфраструктура требует на порядок больше пусков, чем вся текущая космическая индустрия.

Заявленный вес спутников OneWeb составляет порядка 200 кг, что означает, что суммарный вес группировки, которую надо вывести на орбиту, составляет 130 т. Группировка Маска будет в несколько раз «тяжелее». Китайцам и корейцам тоже понадобится выводить сотни тонн грузов, причем делать это практически ежегодно. Вот вам и ответ, откуда появился запрос на тяжелую и сверхтяжелую ракету, для которой раньше запросов и задач (кроме научно-престижных, таких как полет на Луну или Марс) не существовало.

Как становится понятно, Falcon Heavy - это промежуточная ракета для долгосрочной стратегии SpaceX, именно потому она и не подавалась на сертификации NASA для доставок грузов на МКС и других задач. Для этого есть «космический извозчик» Falcon 9, из которого, собственно, как из кубиков, и собрана тяжелая ракета. Судя по всему, задача «тяжеловоза» - обеспечить скорый и надежный транспорт на орбиту спутниковой группировки Маска и развернуть космический интернет в заявленные сроки (и видимо, первыми в этой новой космической гонке). И с ракетой, которая может вывести 63 т на низкую орбиту, - это существенная заявка на победу!

Итак, что же получается: Марс ни при чем, а красный родстер запулили в черный космос как в копеечку? И да, и нет.

Прагматичный инвестплан SpaceX, выполняемый пока весьма точно, никакого Марса не предполагает. Это все прекрасное шоу для энтузиастов. Однако уже в середине проекта стал понятен могучий синергетический эффект, который оказывает этот тренд на мировую космонавтику.

Космические инвестиции

Как только информация о планируемых массированных запусках спутниковых группировок просочилась в долину, там начался бум инвестиций в космос. В 2014 и 2015 годах наблюдался такой ажиотаж, что Space был самым быстрорастущим сегментом венчурных инвестиций. Были заявлены десятки проектов по малым спутниковым группировкам, которые предназначаются для дистанционного зондирования земли, поддержки навигации и других прагматичных задач. Прогнозное удешевление стоимости вывода сделали коммерчески привлекательными множество проектов, и начался бум создания микро- и наноспутников. Космическая индустрия получила второе дыхание и тут уже принялась за совершенно амбициозные проекты.

К ним следует отнести такие сверхамбициозные проекты, как и Deep Space Industries . Как следует из названия, компании предполагают добычу космических ресурсов на астероидах. Но с какой целью? Недавно это стало окончательно понятно. К слову, автор этих строк высказал почти год назад предположение об истинных планах этих компаний на заседании Экспертной коллегии Военно-промышленной комиссии, обсуждавшей стратегию Роскосмоса. И да, вскоре после этого в блогах компаний эта гипотеза была подтверждена. В чем она?

Суть в том, что на повестку дня поставлена задача создания в космосе - крупных орбитальных станций, способных к производству значительного количества различных изделий. Именно для решения этой задачи в космосе необходимо обеспечить добычу воды, кислорода, водорода (как топлива), а также материала для крупногабаритных конструкций. Откуда же их брать? Вариантов немного: сборка и утилизация космического мусора (заброшенных и отработавших ресурсы спутников), Луна и околоземные астероиды (орбиты которых проходят недалеко от Земли и которых в настоящее время обнаружено уже несколько тысяч).

Какая из моделей развития орбитальной промышленности победит, пока непонятно, однако к этой, следующей вслед за «космическим интернетом» гонке уже начали готовиться. Прорабатывать технологические аспекты, формировать проекты, готовить носители. К слову, в России также есть кое-какие перспективные наработки, а автор этих строк совместно с Сергеем Жуковым, руководителем AeroNet НТИ, ведет их активный поиск, но все же России эта гонка, будем честны, еще не коснулась.

Орбитальные производства пока не имеют своего «наполнения»: что именно производить в космосе будет выгоднее, чем на Земле, еще непонятно. Но тут сформировалась «обратная связь». Сама по себе возможность космического производства делает возможными (и счетным в инвестиционном плане) проекты по их разработке. К примеру, в России компания 3D Bioprinting Solutions при поддержке Роскосмоса планирует проведение тестовой печати органов человека в условиях невесомости. А ведь напечатать полый орган (например, сердце) из мягких тканей возможно только в невесомости. И если это удастся, то у огромного числа людей, ждущих пересадки, появится шанс получить напечатанное из клеток их собственного тела сердце, которое не будет отторгаться организмом!

Поделить бизнес в космосе

Проект «космического интернета» породил прорыв в удешевлении доставки грузов на орбиту. Снижение цены и появление «рынка доставки» сделало возможным планирование космического производства. Запуск десятков проектов по орбитальной добыче ресурсов и производству потянуло за собой амбициозные планы космического строительства. И у космоса появилось будущее как у гигантской инфраструктуры и индустриальной площадки. Об это недавно заявил и Джефф Безос, еще один миллиардер, вкладывающий ежегодно по $1 млрд личных денег (он аккуратно продает на эти цели небольшой пакет своих акций Amazon).

И все же при чем тут Марс?! Во-первых, это красиво! Во-вторых, это массово понятный бренд и цель. И в-третьих, до него земляне когда-нибудь долетят. Когда построят космические производства, способные собрать космический корабль на орбите. Когда удешевят доставку грузов на орбиту еще в 10-100 раз. Когда космос станет крупнейшей индустриальной площадкой. И когда в этом появится реальный практический смысл.

Пока же под красивые презентации о Марсе ведущие инвесторы и предприниматели мира делят ставший доступным пирог ближнего космоса. И планируют на этом сказочно обогатиться. Мы же, увы, в этом пока лишь зрители. И как показали последние дни, мы зрители, восторгающиеся мегашоу, но не понимающие, а что оно, собственно, означает.

Запуск ракеты-носителя Falcon Heavy с площадки в штате Флорида. Впервые с начала космической эры сверхтяжелую ракету построили в частной компании. Илон Маск сделал из запуска ракеты настоящее шоу. ТАСС подробно рассказывает, что именно произошло и почему все это так нравится людям.

Что произошло?

6 февраля 2018 года в 23:45 (мск) компания SpaceX выполнила испытательный запуск ракеты-носителя Falcon Heavy. Ранее он переносился не менее 10 раз.

Ракета стартовала с площадки №39А Космического центра им. Джона Кеннеди (мыс Канаверал, штат Флорида), с которой ранее запускались пилотируемые миссии на Луну и многоразовые челноки Space Shuttle.

Через час полета верхняя ступень ракеты "перешагнула" высоту 7 тыс. км. В своем Twitter Маск сообщил, что Falcon Heavy проведет в поясах Ван Аллена (радиационный космический пояс) около пяти часов, выполнит финальный прожиг топлива и полетит к Марсу. "Ракета проведет в космосе миллиарды лет или около того. Если не взорвется при взлете", — ранее уточнял Маск.

В ходе запуска разработчики впервые попытались вернуть на Землю все три разгонные ступени ракеты-носителя. Миссия удалась не полностью. Два боковых сегмента ракеты-носителя через 8 минут 12 секунд после старта сели на мысе Канаверал (они смогут использоваться повторно). А первая ступень центрального сегмента должна была совершить посадку на платформу в Атлантическом океане в 300 милях от побережья Флориды. Но промахнулась на 100 м и .

Зачем нужна ракета Falcon Heavy?

— самая мощная из ракет-носителей, запущенных в последние 30 лет. Она способна вывести на орбиту груз до 64 т. В СССР в 1987-1988 годах использовалась ракета-носитель "Энергия" грузоподъемность до 100 т. США в 1967-1973 эксплуатировали Saturn V грузоподъемностью до 150 т.

Используемые сейчас "тяжелые" версии американских ракет Delta IV и Atlas V рассчитаны на максимальный груз весом до 28,37 т и до 18,51 т соответственно. Российская ракета-носитель "Протон-М" имеет грузоподъемность до 22,4 т. Проектируемая "Ангара-А5" — до 24,5 т.

У Маска уже есть заказы на использование этой ракеты. Falcon Heavy будет выводить на орбиту спутник связи Arabsat для Саудовской Аравии. А в июне — груз в интересах ВВС США и специального испытательного корабля LightSail для американского Планетарного общества, который оснащен "солнечным парусом".

Falcon Heavy позволит Илону Маску увеличить долю на рынке коммерческих запусков, считает Виталий Егоров из частной космической фирмы Dauria Aerospace. "С ее помощью можно будет запускать два спутника и делает это по цене, сопоставимой с ценой запуска российского "Протона". Но "Протон" может взять только один спутник. Французская ракета Ariane может запускать два спутника, но стоит дороже чуть ли не в два раза", — объясняет Егоров.

Маск не думает, что заработает на ракете, добавляет он. "Falcon Heavy — это ракета на вырост, сегодня нет потребности доставлять на орбиту такие большие грузы. Маск сделал в надежде на то, что будет развиваться космическая промышленность. Его цель — Марс. А эта ракета — "промежуточный этап".

Для этого Илон Маск создает ракету, которая должна превзойти все существующие. Ее рабочее название — BFR. Она будет использоваться не только для запуска спутников, но и для путешествий к Луне и Марсу. Ученый обещает доставить человека на Марс в 2024 году.

"Все цифры Маска можно умножать на три: 2032 год — это более реально, — считает Егоров. — Falcon Heavy стала школой для его инженеров. Знания они применят для создания той самой ракеты, которая выполнит полет на Марс. То, что Илон Маск становится ближе к Марсу, — очевидно".

Почему мир в восторге от запуска?

Илон Маск превратил запуск ракеты в красивое шоу.

Обычно при испытаниях новой ракеты в качестве полезной нагрузки на борт кладут бетонные или железные блоки. "Это очень скучно", — заявил Маск.

В космической капсуле полетел его красный спорткар . За рулем — манекен в скафандре. Надпись на авто — "Don’t Panic" ("Не паниковать") из культового для гиков фильма "Автостопом по галактике".

На борту играет песня Space Oddity Дэвида Боуи: "Я здесь, сижу в жестяной банке высоко над миром. Планета Земля синяя, я ничего не могу поделать". Плюс множество стильных мелочей: например, морская платформа, которая ожидала приземления центрального блока, называлась: "Of Course I Still Love You" ("Конечно, я все еще люблю тебя").

Космические разработки Илона Маска привлекают внимание не только потому, что они зрелищны. Маск — открытый и переживающий человек. Достаточно посмотреть видеоролик, где он наблюдает за запуском прошлой ракеты Falcon 9, чтобы понять как важно для него осуществить свои мечты и почему люди восхищаются его работой.

"YouTube/SpaceX Makes History | MARS"

Анастасия Степанова

Американский предприниматель Илон Маск вновь заставил весь мир затаив дыхание следить за космическим запуском. Тяжелая ракета-носитель Falcon Heavy, созданная его компанией SpaceX, отправила на гелиоцентрическую орбиту вишневый автомобиль. В сравнении с другими космическими разработками SpaceX, у этой ракеты, вероятно, меньше коммерческий потенциал, ее запуск неспроста был окружен романтически-фантастическим антуражем: Falcon Heavy – реальный шаг к пилотируемым полетам к другим планетам, о которых мечтает визионер Маск. Пожалуй, именно в этом – в мечтах и смелых планах – он обогнал российскую космонавтику особенно сильно.

Тяжелая ракета Falcon Heavy стартовала около полуночи по московскому времени 6 февраля с космодрома на мысе Канаверал во Флориде. Спустя две с половиной минуты два ее боковых ускорителя отделились и начали собственный маневр – им предстояло еще через пять минут совершить мягкую посадку на площадках неподалеку от места старта. Через три минуты семь секунд после пуска вторая ступень ракеты отделилась от центрального ускорителя, который тоже начал маневр для возвращения на Землю: он должен был приземлиться на плавучую посадочную платформу под названием Of Course I Still Love You – “Конечно я все еще люблю тебя” – в Атлантическом океане. Примерно через шесть часов очередным включением двигателей вторая ступень ракеты вывела на гелиоцентрическую орбиту полезную нагрузку – личный электрокабриолет Илона Маска цвета “полуночная вишня” модели Tesla Roadster. Теперь машина, за руль которой посадили манекен, одетый в новый скафандр производства SpaceX, начала свой полет по очень длинной орбите вокруг Солнца – и пройдет он под знаменитый хит Дэвида Боуи Space Oddity.

Этот космический запуск – большое достижение не только в космонавтике, но и в области маркетинга и PR – в практической плоскости преследовал две цели: во-первых, продемонстрировать работоспособность новой тяжелой ракеты, в два раза более мощной, чем все, что находится сегодня в эксплуатации на рынке космических запусков. Во-вторых, проверить, что новую ракету можно использовать для доставки груза на Марс: предполагалось, что автомобиль окажется на такой орбите вокруг Солнца, с которой в какой-то момент можно удобно и без больших затрат топлива “перепрыгнуть” на марсианскую орбиту.

Обе задачи выполнены не до конца. Ракета Falcon Heavy продолжает идеологию космических аппаратов компании SpaceX: для удешевления пусков их стартовые ступени способны возвращаться на Землю и использоваться повторно (правда, при этом сокращается полезная нагрузка – место занимает топливо, необходимое для возвращения). На этот раз из трех разгонных блоков успешно приземлились только два боковых, кстати, оба уже побывавшие в космосе в 2016 году, а вот у центральной ступени сработали не все тормозные двигатели, и она разбилась в воду в сотне метров от посадочной платформы. Что касается перспективного полета на Марс, тут все тоже не совсем гладко: последний, слишком долгий запуск двигателей второй ступени отправил автомобиль не к красной планете, а по протяженной траектории в сторону Пояса астероидов.

В то же время по-настоящему волновавшие специалистов этапы пуска прошли гладко – это и отделение двух разгонных блоков, и многочасовая работа второй ступени, крайне важная для будущих полетов к Луне и Марсу. А главное – теперь у Маска есть действующая сверхтяжелая ракета, способная выводить на низкую околоземную орбиту 63,8 тонны полезной нагрузки. Для сравнения, российская базовая ракета-носитель "Союз-2" выводит на такую же орбиту от 2,8 до 9,2 тонны, тяжелый "Протон-М" – 23 тонны, перспективная "Ангара-А5В" до 35 тонн. Самая мощная из эксплуатируемых на сегодняшний день ракет-носителей, американская Delta 4 Heavy может доставить на низкую орбиту около 29 тонн полезной нагрузки, но стоить такой пуск будет порядка 400 миллионов долларов. Маск утверждает, что в перспективе старт Falcon Heavy обойдется меньше чем в 90 миллионов и за эти деньги на орбиту можно доставить груз, эквивалентный по массе пассажирскому авиалайнеру с пассажирами и топливом. Кстати, в истории были и более мощные ракеты – американская лунная ракета Saturn V, 13 раз запускавшаяся в 1960–70-е годы, могла доставить на низкую орбиту 140 тонн, а советская "Энергия", прославившаяся стартом с "Бураном" на боку, – 100 тонн.

Доля SpaceX на международном рынке космических запусков составила в 2017 году 45 процентов, доля России – 15 процентов (в четыре раза меньше, чем в 2013 году). В 2018 году Маск планирует захватить уже больше 60 процентов рынка, российская доля сократится до 10 или даже меньше. Впрочем, это происходит в первую очередь за счет более легкой ракеты Falcon 9 (из трех таких, грубо говоря, и состоит Falcon Heavy), новый сверхтяжелый носитель может пригодиться для не таких уж частых запусков тяжелых аппаратов, например спутников-шпионов, но создавалась эта ракета все-таки для более далеких путешествий. SpaceX разрабатывает программу туристических полетов к Луне (впрочем, пока не решено, будет ли для этого использована Falcon Heavy или ракета нового поколения BFR), но голубая мечта – исследование, а со временем и колонизация Марса.

Непилотируемая миссия к Марсу с посадкой на поверхность концептуально была предложена NASA еще в 2011 году, но на протяжении нескольких лет не могла получить финансирование. В 2016 году к перспективной программе подключилась SpaceX – было решено, что ракетой-носителем станет Falcon Heavy, а космический корабль будет создан на основе другой разработки SpaceX – аппарата Dragon 2, кроме того, Маск брал на себя большую часть финансирования проекта, тогда как NASA должно осуществлять техническую поддержку. Полет планировался уже на 2018 год, но прошлым летом Илон Маск заявил, что конструкция корабля несовершенна и он не сможет совершить успешную посадку на поверхность Марса. Старт программы отложен до 2020 года, а пока компания приступила к разработке нового космического корабля. Действующая ракета-носитель для него уже готова.

А что же в России? Недавно Роскосмос решил заморозить проект пилотируемых запусков нового космического корабля “Федерация” посредством тяжелой ракеты-носителя "Ангара" с космодрома Восточный. Он должен был стать частью перспективной Лунной программы, старт которой постоянно переносится на все более неопределенные сроки. Одновременно объявлено о разработке новой ракеты сверхтяжелого класса – КРК СТК, которая в перспективе сможет вывести на низкую околоземную орбиту до 90 тонн груза. Летные испытания ракеты-носителя, разработка и строительство которой обойдутся в 1,5 триллиона рублей, пройдут не ранее 2028 года. Проект запущен по указу Владимира Путина, вице-премьер Дмитрий Рогозин отметил, что у ряда специалистов были сомнения в целесообразности создания такой ракеты, но "было принято волевое решение начать работу над этим проектом". Кстати, опыт запуска Falcon Heavy может помочь российским специалистам: если американская тяжелая ракета скомпонована как связанные вместе три ракеты Falcon 9, то российская будет связкой целых пяти ракет "Союз-5", если, конечно, до ее практического строительства когда-нибудь дойдет дело.

Реакция российских соцсетей на успешный запуск Falcon Heavy – смесь восхищения, конспирологических теорий и шуток над Дмитрием Рогозиным лично и российской космической отраслью вообще. Но все же преобладающий фон – досада. Ее причины лучше всего объяснил Виталий Егоров, ведущий популярный блог о космонавтике: Маск обогнал Россию не столько в технологиях и науке, сколько в мечтах и смыслах, а это, конечно, самое обидное.

Человек запускает в космос ракеты уже более 60 лет. За это время столь волнительный процесс прошёл путь от события планетарного масштаба до рутинной новости, которая легко теряется где-то между биржевыми сводками и прогнозом погоды. В какой-то мере эта обыденность закономерна: за минувшие полвека было взято огромное число космических “высот” - от запуска первого искусственного спутника Земли до прогулки человека по Луне. Правда, взяты эти “высоты” были, в основном, на старте, а в следующие десятилетия отрасль словно упёрлась в небесную твердь.

Рядовой гражданин всё чаще вспоминал о “звёздной” теме после очередного неудачного пуска, чем после новой победы в освоении новых миров.

Космонавтика словно утратила дух авантюризма и присущий ей трепет перед покорением неизведанного. Большие задачи - вроде возвращения человека на Луну, полёты к Марсу и даже его колонизация - декларировались, но так и оставались в планах.

В начале 21-го века инициативу неожиданно перехватил бизнес.


Илона Маска уже сравнивают с Тони Старком (хотя должны с Говардом Хьюзом)

Со-основатель платёжной системы PayPal Илон Маск учредил частную компанию SpaceX , которая поставила перед собой задачи, казавшиеся тогда чем-то фантастическим. Вопреки устоявшейся практике, Маск решил развивать технологию возврата и многоразового использования ступеней ракет-носителей: то, что раньше топилось в мировом океане, теперь эффектно совершало мягкую вертикальную посадку и взлетало опять - прямо как в старых кинофильмах или рассказах писателей 100-летней давности.


Кадр из фильма "Место назначения - Луна" (1950)


Сравнение посадки Falcon 9 и ракеты из фильма "Небо зовёт"

Маск удешевил запуски и теперь получает контракты на доставку к МКС грузов, вывод спутников к околоземной орбите и организует туристические полёты к Луне. Но все эти успехи лишь разминка перед главной задачей, озвученной более 10 лет назад - пилотируемому полёту к Марсу. И очередной рубеж, отделяющий SpaceX от этой невообразимой задачи, Маск преодолел буквально на днях, когда был успешно произведён пуск тяжёлой ракеты Falcon Heavy .


Запуск ракеты Falcon Heavy с Tesla на борту

Этот пуск приковал к себе внимание миллионов зрителей и тут важно отметить следующее.

Рядовому землянину, для которого спутниковая навигация или видеосвязь с любой точкой мира уже давно не воспринимается как чудо техники, вновь стал интересен космос. Своей последовательностью и целеустремленностью Маск возвращает нам “время первых” с его фантастическим чувством сопричастности: на наших глазах происходит что-то большое и едва ли не историческое. Но, как мне кажется, сколь технически новаторским не был проект SpaceX , он не смог бы достучаться до столь огромного числа, в общем-то, далёких от космонавтики людей без одной важной составляющей.


Синхронное возвращенние на Землю ступеней Falcon Heavy

Маск оказался первым кое в чём другом, не менее важном. Он превратил запуск ракеты в зрелище, словно срежиссированное в Голливуде.

К Марсу и Поясу астероидов отправилась ракета, которую седлает электрокар Тесла, за его рулём сидит buster в скафандре; в бардачке лежит томик Дугласа Адамса «Автостопом по галактике » и полотенце; на информационном табло автомобиля горит надпись «Don’t Panic » (и полотенце, и надпись отсылают к упомянутому роману), в repeat-режиме звучит песня Дэвида Боуи Space Oddity и всё это непрерывно транслируется через YouTube.


Вид из кабины Tesla, удаляющейся от Земли

Все эти несложные и, в общем-то, недорогие мелочи стали вишенкой на торте, чей вкус стал давно приедаться. Конечно, кто-то уже поспешил назвать всё это промоакцией и трюком . Но если трюк сработал и всё больше людей ждут новостей из космоса, который бороздит красный кабриолет - почему бы и нет?

Тем более, что все эти киношные примочки и отсылки к массовой культуре уже выливаются в народное творчество:

1. Кто-то отправил Теслу в далёкую-далёкую галактику:

3. Не обошлось без отсылок к ретровейв-культуре "80-ых:

4. А там, где "80-ые - там и Фрэнк Дребен:

5. Не обошли вниманием и напряжённое возвращение ступеней:

6. И напоследок - мой любимый, где Тесла как бы говорит "Oh Hi Mark!":