Весна наблюдаем за природой март. Наблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возраста

В природе и погоде постоянно происходят изменения, то идет снег, то дождь, то печет солнце, то находят тучи. Все это называется природные явления или явления природы. Явления природы - это изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. Для каждого сезона, а их у нас 4 - это весна, лето, осень, зима, характерны свои природные и погодные явления. Природу принято делить на живую (это животные и растения) и неживую. Поэтому и явления тоже делят на явления живой природы и явления неживой природы. Конечно же, эти явления пересекаются, но некоторые из них особо характерны для того или иного сезона.

Весной после долгой зимы солнышко пригревает все сильнее, на реке начинается ледоход, на земле появляются проталины, набухают почки, вырастает первая зеленая травка. День становится длиннее, а ночь короче. Становится теплее. Перелетные птицы начинают свое путешествие в те края, где они будут выращивать своих птенцов.

Какие явления природы бывают весной?

Снеготаяние. Поскольку от Солнца приходит больше тепла, снег начинает таять. Воздух вокруг наполняется журчанием ручьев, которые могут спровоцировать начало половодья – явного весеннего признака.

Проталины. Они появляются везде, где снежный покров был более тонким и где попадало на него больше солнышка. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началась весна. Сквозь проталины быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности и на полях он тает быстро, подставляя островки суши под теплое солнышко.

Иней. Было тепло и вдруг подморозило - на ветках и проводах появляется иней. Это застывшие кристаллики влаги.

Ледоход. Весной становится теплее, ледяная корка на реках и озерах начинает трескаться, постепенно лед тает. Да еще и воды в водоемах становится больше, она уносит льдины по течению - это ледоход.

Половодье. Отовсюду к рекам стекаются ручьи растаявшего снега, они наполняют водоемы, вода выходит из берегов.

Термальные ветры. Солнце постепенно прогревает землю, а ночью она начинает отдавать это тепло, образуются ветра. Пока они еще слабы и неустойчивы, но чем теплее становится вокруг, тем сильнее перемещаются воздушные массы. Такие ветра называют термальными, именно они характерны для весеннего времени года.

Дождь. Первый весенний дождь холодный, но уже не такой холодный как снег:)

Гроза. В конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но яркая. Гроза - это разряды электричества в атмосфере. Гроза часто возникает при вытеснении и поднятии теплого воздуха холодными фронтами.

Град. Это выпадение из тучи шариков льда. Град может быть размером от малюсенькой горошины до куриного яйца, тогда он может даже пробить насквозь стекло автомобиля!

Это все примеры явлений неживой природы.

Цветение - весеннее явление живой природы. Первые почки на деревьях появляются в конце апреля - в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся одеть зеленые наряды. Листья распустятся быстро и внезапно и вот-вот зацветут первые цветочки, подставляя свои серединки проснувшимся насекомым. Скоро наступит лето.

Летом трава зеленеет, цветы расцветают, на деревьях зеленеют листья, можно купаться в реке. Солнце хорошо пригревает, бывает очень жарко. Летом самый длинный день и самая короткая ночь в году. Зреют ягоды и плоды, поспевает урожай.

Летом бывают природные явления, такие как:

Дождь. Находясь в воздухе водяной пар переохлаждается, образуя облака, состоящие из миллионов небольших кристалликов льда. Низкая температура в воздухе, ниже нуля градусов, приводит к росту кристалликов и к утяжелению замерзших капель, которые таят в нижней части облака и выпадают в виде капель дождя на поверхность земли. Летом дождь обычно теплый, он помогает напоить леса и поля. Часто летний дождь сопровождает гроза. Если одновременно идет дождь и светит солнце, говорят, что это "Грибной дождь". Такой дождь бывает, когда тучка маленькая и не закрывает солнце.

Жара. Летом лучи Солнца падают на Землю более отвесно и интенсивнее нагревают ее поверхность. А ночью поверхность земли отдает тепло в атмосферу. Поэтому летом бывает жарко и днем, и даже иногда ночью.

Радуга. Возникает в атмосфере с повышенной влажностью, часто после дождя или ливня с грозой. Радуга - оптическое явление природы, для наблюдателя проявляется в виде разноцветной дуги. При преломлении солнечных лучей в капельках воды возникает оптическое искажение, заключающееся в отклонении разных цветов, белый цвет разбивается на спектр цветов в виде разноцветной радуги.

Цветение начинается весной и продолжается все лето.

Осенью уже не побегаешь на улице в майке и шортах. Становится холоднее, листва желтеет, опадает, улетают перелетные птицы, ­исчезают из виду насекомые.

Для осени характерны такие явления природы:

Листопад. Проходя свой круглогодичный цикл растения и деревья по осени сбрасывают листья, обнажая кору и ветви, готовясь к зимней спячке. Зачем дерево избавляется от листьев? Чтобы выпавший снег не сломал ветви. Еще до листопада листья деревьев сохнут, желтеют или краснеют и, постепенно, ветер сбрасывает листья на землю, образуя листопад. Это осеннее явление живой природы.

Туманы. Земля и вода еще нагревается днем, но вечером уже холодает, появляется туман. При высокой влажности воздуха, например, после дождя или в сырое, прохладное время года, охлаждаемый воздух превращается в небольшие капельки воды, парящие над землей - это и есть туман.

Роса. Это капельки воды из воздуха, выпавшие утром на траве и листьях. За ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе соприкасается с поверхностью земли, травы, листьями деревьев и оседает в виде капелек воды. Холодными ночами капли росы замерзают, отчего она превращается в иней .

Ливень. Это сильный, "проливной" дождь.

Ветер. Это движение потоков воздуха. Осенью и зимой ветер особенно холодный.

Как и весной, осенью бывает иней . Это значит, на улице легкий мороз - заморозки .

Туман, роса, ливень, ветер, иней, заморозки - осенние явления неживой природы.

Зимой выпадает снег, становится холодно. Реки и озера сковываются льдом. Зимой самые длинные ночи и самые короткие дни, рано темнеет. Солнце почти не греет.

Таким образом, характерные для зимы явления неживой природы:

Снегопад - это выпадение снега.

Метель. Это снегопад с ветром. Находиться в метель на улице опасно, это повышает риск переохлаждения. Сильная метель может даже сбить с ног.

Ледостав - это установление на поверхности воды корки из льда. Лед продержится всю зиму до весны, до таяния снегов и весеннего ледохода.

Еще одно природное явление - облака - бывает в любое время года. Облака - это капельки воды, собравшиеся в атмосфере. Вода, испаряясь на земле, превращается в пар, затем, вместе с теплыми потоками воздуха поднимается вверх над землей. Так вода переносится на дальние расстояния, обеспечивается круговорот воды в природе .

Необычные явления природы

Существуют и очень редкие, необычные явления природы, такие как северное сияние, шаровая молния, смерчи и даже рыбный дождь. Так или иначе, такие примеры проявления неодушевленных природных сил вызывают и удивление, и, порой, тревогу, ведь многие из них могут нанести вред человеку.

Вот теперь вы знаете многое о явлениях природы и сможете точно найти характерные для определенного сезона:)

Материалы подготовлены для урока по предмету Окружающий мир во 2 классе, программы Перспектива и Школа России (Плешаков), но будут полезны и любому учителю начальных классов, и родителям дошколят и младших школьников в домашнем обучении.

Мочалова Светлана
Наблюдения в природе весной

Наблюдения на прогулке весной .

Составила воспитатель Мочалова Светлана Анатольевна.

Наблюдения в природе - это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт.

Весна - Переходный сезон , когда заметно увеличение светового дня, повышается температура окружающей среды и активизируется природная деятельность живых существ и растений. Весна по календарю начинается 1 марта. Но астрономическая весна привязана совсем к другому числу - это число 20 марта - день весеннего равноденствия. А вот метеорологи начинают отсчет весны с устойчивого перехода среднесуточной температуры через отметку 0 градусов.

Предвесенье. Начало весны .

Весна начинается с прилета грачей. Они прилетают, когда снег уже интенсивно тает. Этот период, называемый предвесеньем, длиться до завершения таяния снега. В это время еще возможны уступки зиме - среднесуточная температура может опуститься ниже нулевой отметки.

Настоящая весна .

Настоящая весна наступает , когда весь снег растает. Природа пробуждается , начинает наливаться изумрудным блеском трава, на деревьях набухают и распускаются почки, радуя нас первыми нежно зелеными листочками. Заканчивается этот период как правило последними возвратными холодами, которые приходят во время цветения черемухи, после этого наступает предлетье (пролетье) .

Предлетье.

Предлетье наступает сразу после "Черемуховых холодов".

Март – холодный - год хлебородный.

Прогулка - это отличный способ провести время с ребенком. Можно оглянуться вокруг, рассмотреть изменения в природе , полюбоваться красотой. Благодаря прогулкам можно воспитать в ребенке умного наблюдателя . Прогулка должна восприниматься как праздник! Весне радуется все живое .

Мы наблюдаем за следующими явлениями :

1. Наблюдение за сугробами . Обратить внимание как сугробы, переливаясь блестят на солнце. Снять с сугроба ледяную корочку, потрогать рыхлый снег под ней. Можно вылепить с детьми зайчиков, птиц и расставить на сугробах. Посмотреть, что будет с ними вечером.

2. Наблюдение за сосульками . Рассмотреть сосульки, что висят на крышах домов. Проследить в какое время дня с них начинает капать. Послушать, как они падают днем и разбиваются в дребезги. Спросить у детей, почему они падают днем.

3. Наблюдение за птицами . Посмотреть, как интересно купаются голуби, а потом сушатся лежа на боку. Посмотреть, как голуби и воробьи что – то старательно выискивают и клюют под скамейками. Спросить у детей, чем покрыты птицы, назвать части тела.

4. Наблюдение за синицами , как они оживленно прыгают по веткам яблони, засовывая тонкий клюв во все трещины на дереве. В начале марта надо повесить домики, тогда они поселятся на участке и будут уничтожать вредных насекомых.

5. Наблюдение за ивой . Отметить, что все более пушистыми становятся ее серебристые почки. Можно срезать веточку и поставить в воду. Сравнить, где скорее распускаются почки : на улице или в комнате. Почему? Как меняется их вид.

6. Наблюдение за осиной . В конце марта ее почки заметно увеличиваются, слоистые чешуйки блестят на солнце, как лакированные. Если срезать ветку осины, то в комнате она уже через несколько дней зацветет.

7. Наблюдение за божьей коровкой . Поручить детям собрать несколько божьих коровок и посадить на молодые побеги цветущих корнеплодов. Весной на этих растениях всегда можно обнаружить тлю. Дети увидят, как божьи коровки примутся за уничтожение тли.

8. В теплый мартовский вечер обратите внимание детей на рой мелких комариков-толкунов, которые часто кружатся над головой. Они вреда не приносят. Есть народная примета : комарики толкутся перед теплым днем.

9. Показать детям порхающую нарядную бабочку-крапивницу. Сказать, что бабочки зимовали где-нибудь в щелях забора или дуплах, а теперь, согретые солнцем, вылетели на волю.

10. Иногда под деревьями удается увидеть проснувшуюся после зимней спячки лягушку. Стоя тихо, дети увидят, как запрыгает серый комочек под цвет прелых листьев и скроется в каком-нибудь углублении. Рассказать о пользе лягушек и о необходимости бережно относиться к ним.

Апрель – месяц солнца и воды, первого цветения трав и кустарников.

1. Проследить за появлением зеленой травки на проталинках, вырезать кусочек дерна с клевером, поставить на тарелочку и прикрыть влажным песком. Клевер зацветет гораздо быстрее, чем на улице.

2. В апреле можно показать, как цветут деревья. Обратить внимание детей на разнообразные оттенки цветущих деревьев и кустарников. Учить различать породу деревьев по окраске коры.

3. Рассмотреть куст желтой акации. Вспомнить, что зимой она была серой, невзрачной, с комочками и шелушащейся корой. А теперь ее ветки посвежели, стали упругие, будто клочки ваты прилипли к ним. Это почки, скрывающиеся под белым пухом.

4. Посмотреть на сирень. Мало на ней крупных почек, значит, будет мало цветов. Почему вокруг куста много тонких прутьев, которые отнимают у сирени питание. Земля утоптана, надо перекопать и добавить удобрения, полить, срезать слабые побеги.

5. Наблюдение за трудом взрослых . Обратить внимание детей на работу взрослых. Показать, как они заботятся о деревьях, перекапывают и рыхлят землю, удобряют, обрезают сухие ветки, белят стволы.

6. Наблюдение за гнездами грачей . Прислушаться. Совсем тихо. Кое-где из гнезда торчит хвост птицы. Объяснить почему замолчали грачи (потому, что они сидят на яйцах - выводят птенцов) .

7. В парке или в лесу послушать пение птиц. Это поют зяблики. Птицы с красноватыми грудками и двумя белыми полосками на крыльях.

8. Наблюдение за муравьями . Проследить куда они ползут, что несут. Положить им на дороге сахар, хлеб. Заметить, что они будут есть, быстро ли съедят.

9. Наблюдение за дождевым червем . После дождя дети могут увидеть на дороге дождевого червя. Спросить, как он передвигается. Рассказать о значении червей.

10. Наблюдение за цветами . Найти кустик маргариток, выкопать его, разделить и посадить на новое место. Дети наблюдают , как они примутся и зацветут. Обратить внимание на бутоны маргаритки, какого они цвета.

Май – месяц птичьих песен.

1. Наблюдение за поливом песка в песочном дворике. Почему не видно воды? Можно ли узнать где она? Раскопать песок и посмотреть (песок впитывает воду) . Чем глубже копать, тем песок становится более влажным : вода ушла на дно ящика.

2. наблюдение за солнцем . Отметить места, которые остаются в тени. Проследить, когда будет там солнце – в середине дня или вечером. Освещены ли огород, цветник? Хорошо ли это? И почему?

3. Установить с детьми, что путь солнца стал еще длиннее, что день прибавился (можно раньше кормить птиц, вечером дольше играть на улице)

4. Наблюдение за комарами . В прудах, весенних лужах, в кадках с застоявшейся водой можно увидеть крошечные плотики из комаринных яичек. Приучать детей узнавать приближение комариков и отгонять их. Загадать загадку : «Не птица, а нос как спица» .

5. Наблюдение за тополем . В конце мая на молодых ветках тополя попадаются листья, свернутые в трубочку. Это гнездо жучка-трубоверта, листочки опадают на землю, окукливаются, превращаясь в жуков.

6. Наблюдение за майским жуком . Посмотреть, как они тяжело летают, гулко ударяясь о предметы, встречающиеся на пути и падают на землю. Тело у жуков коричневое, крылья сильные. Майские жуки вредители, поедают листья березы, корни, молодые побеги.

7. Наблюдение за кустарником шиповника. Рассмотреть, как красиво зацвели бутоны – это самый красивый кустарник весны , имеет розоватые ароматные цветы, над цветами много пчел, бабочек. У шиповника есть шипы – иглы.

8. Наблюдение за стрижами . Стриж быстро проносится над головой, его трудно разглядеть. Перед дождем он летает низко и дети легко рассмотрят его окраску. Научить детей различать силуэт стрижа в воздухе по крыльям, изогнутым назад острым серпом.

9. Наблюдение за ласточками . Ласточки прилетают вместе со стрижами. Спросить у детей, где и как, из чего они строят себе гнезда. Послушать щебетание ласточки. Прочитать стихотворение Майкова «Ласточка» .

10. Наблюдение за клумбой с цветами. Рассмотреть, что на клумбе стоит высокая зелень, это пионы – пышные, красивые, душистые цветы, Раскрываются бутоны садовой ромашки, тюльпанов. Спросить у детей, какого цвета тюльпаны, ромашки.

Публикации по теме:

Летом мы каждый год отдыхаем на Селигере. База отдыха «Чайка» расположена в сосновом бору. Здесь с утра до ночи всё наполнено птичьими.

В конце лета и в начале сентября мы организуем с детьми наблюдения за созреванием плодов на фруктовых деревьях, которые растут на участке.

Летом, во время отдыха на Селигере, на базе отдыха «Чайка», нам посчастливилось на протяжении целого месяца наблюдать за утиным семейством.

Отправляемся мы в путь, на осенний лес взглянуть. В гости к Осени идём, настроенье ей несём. На картинку я смотрю, Осень в ней я узнаю.

Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения не просто дают детям новую информацию, а помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней. В “Концепции дошкольного воспитания” говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Поэтому в своей работе с детьми дошкольного возраста мы большое внимание уделяем организации наблюдений за природными объектами. Чаще всего наблюдения мы организуем на прогулке. Наш детский сад расположен в зеленой зоне. Рядом есть лес, овраг. Есть возможность организовывать прогулки на луг и поле. Удобное расположение детского сада помогает нам охватить достаточно большое количество объектов природы. Познакомить детей не только с многообразием природных объектов, но и увидеть своими глазами особенности произрастания растений и места обитания тех или иных насекомых и некоторых животных и птиц.

Живое общение детей с природой помогает воспитывать у детей эстетические, патриотические, нравственные чувства. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Предлагаем вашему вниманию некоторые наблюдения, которые мы проводим весной в старшей группе:

“Наблюдение за весенними явлениями”.

Цель: Учить наблюдать характерные явления природы весной, устанавливать простейшие связи между ними, воспитывать способность замечать красоту природы, воспитывать любознательность.

Вопросы к детям:

Назовите признаки наступления весны.
Заметно ли прибавился день? Как мы это можем определить?
Почему идет дождь, а не снег?
Как влияет солнце на изменения в природе весной?

Загадки:
“Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе”. (Туча.)
“Меня часто зовут, дожидаются, а приду – от меня укрываются” (Дождь.)

“Наблюдения за деревьями”.

Цель: Уточнить представления детей, что весной пробуждаются растения, набухают почки на деревьях, кустарниках. Формировать знания о постепенном нарастании весенних явлений; учить различать деревья и кустарники по веткам и почкам.

(Предложить детям рассмотреть ветки деревьев.)

Вопросы к детям:

Чем покрыты почки ивы?
Какой цвет у сережек ольхи, на что они похожи?
Чем отличаются ветки тополя и березы?
Как расположены почки березы на ветке, как тополя?
Как выглядит ветка сирени?

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом,
Опять весна душистая
Повеяла теплом.

“Рассматривание первоцветов”.

Цель: Учить детей различать и правильно называть раннецветущие растения, выделяя их характерные признаки, учить сравнивать растения, находить сходства и различия.

Показать детям ветреницу, медуницу и калужницу.
Предложить детям описать эти цветы.
Предложить найти сходства и различия цветов.
Дидактическая игра: “Узнай по описанию”.

“Наблюдение за луговыми цветами”.

Цель: Познакомить детей с цветами луга, учить различать их по внешнему виду, окраске. Закреплять навыки бережного отношения к природе, умение любоваться красотой природы.

Вопросы к детям:

Какие цветы растут на лугу?
Из каких частей состоит растение? (Определить окраску, форму.)
Какие цветы закрываются на ночь?
Можно ли срывать растения?

Описание внешнего вида сопровождается чтением стихотворений:

“Колокольчики мои, цветики степные,
Что глядите на меня темно – голубые” (А. Толстой)

“Ромашка похожа на солнышко:
Лепестки – лучи, солнце – доннышко” (Воробьева)

“Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится в беленькое платьице.
легкое, воздушное,
Ветерку послушное”. (Л.Квитко)

“Рассматривание луговых растений”.

Цель: Закрепить знания детей о названиях луговых растений и умение их различать. (иван-чай, кипрей, мышиный горошек, ромашка). Подвести к выводу о том, что на лугу растут светолюбивые растения. Учить описывать растения, выделяя их характерные признаки. (характер стебля – высоту, толщину, поверхность; форму и расположение листьев; цвет и форму цветка, его запах). Развивать умение сравнивать.

Вопросы к детям:

Где растут иван-чай, кипрей, ромашка, мышиный горошек?
Почему они не растут в лесу?
Как о них можно сказать одним словом? (Эти растения – светолюбивые.)
Как отличить растения по листьям? (Выделить цвет, форму и величину листьев.)
Какой формы цветки у данных растений?
Одинаково ли у них число лепестков?
Отличаются ли цветы по запаху?

Дидактическая игра: “Узнай по запаху”.

“Рассматривание деревьев”.

Цель: Уточнить представления детей о разнообразии окраски и формы листьев у деревьев, расположения веток. Развивать внимание, любознательность, воспитывать бережное отношение к природе.

Рассмотреть последовательно тополь, дуб и березу.

Вопросы к детям:

Какие деревья растут в нашей местности?
У какого дерева ветки растут вверх? (Тополь.)
У какого дерева ветки растут в стороны? (Дуб.)
У какого дерева ветки опущены вниз? (Береза.)

Дидактическая игра: “С какого дерева лист?”

“Рассматривание веток ели и сосны”.

Цель: Закрепить умение детей различать ель и сосну по веткам, стволу. Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия, уточнить знания о том, что сосна и ель – хвойные вечнозеленые деревья.

Предложить девочкам подойти к сосне, а мальчикам подойти к ели. Попросить объяснить свой выбор.

Вопросы к детям:

Как расположены ветки у ели?
Как растут у сосны?
Как растет хвоя у ели, у сосны?
Чем она отличается?
Чем отличаются шишки?

Обратить внимание детей на различия коры. Предложить им потрогать ствол сосны и ели. У какого дерева ствол теплый? (У сосны.)

“Наблюдение за грачами”.

Цель: Закрепить представления детей о том, что весной грачи первыми возвращаются их теплых краев; уточнить представления о внешнем виде грача; уметь отличать его от других птиц. Поддерживать радостное настроение от прилета птиц.

Загадать детям загадку: “Черный, проворный, кричит “кра-к”, червякам – враг”. (Грач.)

Вопросы к детям:

Когда прилетают грачи?
Почему они возвращаются на Родину?
Как грачи ведут себя у гнезд?
По каким особенностям внешнего вида можно отличить грача от вороны? Галки? Сороки?
Как кричит грач?

“Наблюдения в парке”.

Цель: показать изменения, происшедшие в парке в связи с наступлением тепла. Учить детей видеть причины этих изменений, вызвать радостное настроение от восприятия весенней природы.

“Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна”.
(Е. Карганова).

Вопросы к детям:

Чем весной покрылась земля?
Какие цветы расцвели первыми?
На каких деревьях раньше всего появились листья?
Как светит солнце?
Какое небо весной?

“Наблюдение за ящерицей”.

Цель: сформировать у детей представление о ящерице, учить видеть особенности ее внешнего вида. (Серая с черным узором по бокам, небольшого размера, с удлиненным телом; голова маленькая, шея подвижная, ноги короткие, тонкие; гибкий хвост, который в случае опасности может легко отломиться). Формировать представления об особенностях поведения (быстро бегает, юркая, питается насекомыми, ягодами, плодами). Рассказать детям о связи между условиями и образом жизни ящерицы в природе и условиями, необходимыми в террариуме. Воспитывать уважение и бережное отношение к природе.

Вопросы к детям:

Какие особенности внешнего вида ящерицы вы знаете?
Как передвигается ящерица?
Чем она питается?
Как ведет себя, увидев опасность?

Список используемой литературы:

  1. Веретенникова С.А. “Ознакомление дошкольников с природой”. – М.: “Просвещение”, 1980.
  2. Васильева А. И. “Учите детей наблюдать природу”. – Мн.: “Нарасвета”, 1972.
  3. Грехова Л.И. “В союзе с природой” – учебно-методическое пособие, М.: “ЦГЛ”, 2002.
  4. Иванова А. И. “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений”.– М.: ТЦ “Сфера”. 2004.
  5. Ковинько Л.В. “Секреты природы – это так интересно”, – М.: “Линка – пресс”, 2004.
  6. Лучич М.В. “Детям о природе”. – М.: “Просвещение”, 1989.
  7. Николаева С. Н. “Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей группы детского сада”, кн. для воспитателей детского сада. – М.: “Просвещение”, 2004.
  8. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. “Прогулки в природу”, М.: “Просвещение”, 2003.

Конспекты наблюдений детей младшего дошкольного возраста за природой весной режимных моментах

В процессе работы над темой недели «К нам весна шагает быстрыми шагами» среди детей младшего дошкольного возраста, мы организовывали наблюдений за природой в режимных моментах (на прогулке днем), а также в вечернее время. При этом, мы и днем и вечером смотрели на одни и те же объекты. Так, например, днем капель была активнее, чем к вечеру; птиц наблюдалось меньше, ручейки также сменяли скорость движения и уменьшался объем уносимой воды. Отметим, что некоторые родители забирают детей пораньше, в связи с чем, не все дети в полной мере могли наблюдать за весенними изменениями в природе в вечернее время (перед уходом домой).

Рассмотрим содержание конспектов наблюдений за природой в режимных моментах (на прогулке днем): наблюдение за весенней капелью, за вербой, птицами, погодой и ручейками.

Наблюдение за весенней капелью днем

Цель: вызвать интерес к окружающему миру, стимулировать наблюдательность и познавательный интерес

образовательные : расширять знания детей о временах года, свойствах воды и её природной важности; прививать основы безопасности жизнедеятельности;

развивающие

воспитательные : воспитывать интерес к физическим явлениям, культуру поведения в близи сосулек.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята! Вы слышите!? Что это за звонкий звук? Правильно, это капает с крыш талая вода! Давайте понаблюдаем за ней!

Воспитатель: Что вы видите? А откуда появляется эта вода? Конечно, она появляется от таяния снега.

Воспитатель: Посмотрите! Там куда вода падает, образуются впадины! Откуда они появляются? Конечно! Вода падает с большого расстояния и ударяется об лед, почву, постепенно пробивая себе ямки. Вода способна даже пробивать гранит, делать себе проход под землей, в пещерах. Она, медленно, потихоньку, но постоянно пробивает себе дорогу. Одна капелька маленькая, а огромное их количество способно изменить окружающую природу.

Воспитатель : Ребята! Скажите вы слышали когда-нибудь стихотворения о весенней капели? Нет? Тогда послушайте стихотворение Самуила Маршака «Апрель».

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

Воспитатель: Ребята, а почему медведь проснулся, вы знаете? Верно, снег начал таять и капли превратились в лужи. Косолапому стало сыро и он вылез из своей берлоги. Как вы думаете, медведь любит наблюдать за природой? Я тоже думаю, что любит. Давайте еще раз послушаем и посмотрим на нашу звонкую капель.

Воспитатель: давайте возьмем немного снега с собой в группу и посмотрим, как он будет себя вести в помещении, хорошо?

Наблюдение за Вербой днем

Цели: продолжать знакомить с особенностями роста деревьев, выделяя характерные признаки вербы и её изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы

Задачи:

образовательные : расширять знания детей о сезонных изменениях в природе, формировать представления о том, как ведут себя деревья весной, объяснять особенности роста деревьев и растений вообще;

развивающие

воспитательные : воспитывать интерес к биологическим законом, окружающему миру, бережному отношению к растениям

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы пойдем на участок старших детей и понаблюдаем за Вербой. Скажите, вы знаете что за дерево такое, «Верба» и как она выглядит? Все правильно, молодцы!

Воспитатель: послушайте ребята, пожалуйста, стихотворение Афанасия Фета

«Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Тепло озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны…»

Воспитатель: Ребята, давайте понаблюдаем за Вербой! Опишите пожалуйста какая она, Верба! Верно ребята, она мягкая, пушистая, нежная, желтенькая, а есть там дальше куст и с белыми почками. Как правильно отметил Влад, у нее на веточках маленькие, крохотные, мягкие комочки. Как заметила Танюша веточки у вербы коричневые, а почки белые и желтые. Скажите, а длинна у веточек какая? Верно, есть и длинные и короткие веточки.

Воспитатель: давайте возьмем веточки вербы, где почки еще не распустились и поставим в вазу, и время от времени будем смотреть как она себя будет вести.

Наблюдение за птицами днем

Цели: сформировать представление о перелетных птицах, их внешнем виде, поведении; воспитывать любовь к птицам, бережному отношению к окружающей природе

образовательные : расширять знания о птицах, введение понятия перелетные птицы;

развивающие

воспитательные : воспитывать чувство любви и бережного отношения к птицам.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята, давайте подойдем поближе к кормушке, только очень медленно и осторожно, чтоб не спугнуть птиц.

Воспитатель: Посмотрите, каких птиц вы видите на участке? Верно, синички, воробьи и голуби. А каких еще птиц вы знаете? Отлично!

Воспитатель: Что делают эти птицы? Что они кушают?

Воспитатель: Ребята, а помните, на рябине мы видели зимой снегирей, а сейчас они есть? Верно, они улетели гнездоваться в другие леса, ближе к северу. Зато сейчас появились другие птицы. Посмотрите на скворечник, только не шумите.

Воспитатель: Видите, время от времени в скворечник залетает птичка. Вы знаете как ее зовут. Это скворец.

Послушайте стихотворение Сергея Михалкова

Живет у нас под крышей

Непризнанный артист,

И целый день мы слышим

Художественный свист.

Еще в полях туманы,

Еще роса блестит,

А он, проснувшись рано,

Уже вовсю свистит.

Свистит не славы ради,

Не ради всяких благ,

А просто в небо глядя,

От сердца! Просто так!

Выводит он рулады

По нескольку минут...

Не требуя награды

За свой талант и труд.

Воспитатель: А какие птицы самими первыми прилетают в наши края? Послушать звонкие голоса птиц.

Воспитатель: Опишите птичку, которая вам больше всего понравилась.

Наблюдение за погодой днем

Цели: продолжить формирование целостной картины мира, знаний об изменениях в погоде

образовательные : расширять знания о временах года, погодных условиях, смене месяцев;

развивающие : способствовать развитию наблюдательности, внимания, познавательной активности;

воспитательные : воспитывать чувство любви и бережного отношения к окружающей природе, привитие навыков одеваться в соответствии с погодными условиями.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая чудная сегодня погода! Опишите, что вы можете сказать относительно погоды? Верно, сегодня светит солнышко, согревая нас своим теплом, дует небольшой ветерок, видите, как колышется шарфик у Светы, веточки у березы? Солнышко греет нас, и все вокруг, смотрите - с крыши капает вода – как это можно называть, помните? Как можно сказать про погоду в общем? Плохая она сегодня или хорошая?

Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой праздник будет в этом месяце, какого числа? Молодцы, ребята!

Воспитатель: Мальчики и девочки, скажите, как нужно одеваться весной? Валенки нужны? Шапка на меху нужна? А пуховик на овчине? Шуба? Верно ребята! Если погода теплая, как сейчас, что нужно одевать? Конечно!

Воспитатель: Ребята, скажите, апрель является каким месяцем? Он первый месяц весны или нет? Правильно, апрель является разгаром весны. Посмотрите: еще вчера снега было больше, сегодня он заметно подтаял. А какого он стал цвета? Скажите весной со снегом что делается? Верно, он тает и вся земля от него освобождается. Почему? Верно! А скажите, ребята где снег тает быстрее? В такую замечательную погоду, когда солнце греет ярко появляются проталины, освободившиеся от снега. Что там можно увидеть? Конечно, там смотрите старые, прошлогодние травинки и листочки!

Наблюдение за ручейками днем

Цели: учить определять признаки весны, развивать наблюдательность; воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе.

образовательные : расширять знания о временах года, определять признаки весны;

развивающие

воспитательные

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята! Пойдемте со мной к ручейку! Посмотрите на него, куда бежит вода? Какая она? Откуда она взялась?

Воспитатель: Правильно сказал Миша, вода бежит в одну стороны, а почему она бежит в одном направлении? Откуда? А вы видели ручейки? Обращали на них внимание? Верно, вода стекает с возвышенности и бежит туда, где ниже поверхность.

Воспитатель: Скажите ребята, для чего люди продалбливают дорожки для ручейка? Верно!

Послушаем стихотворение Ирины Золотухиной:

Весенней порою, в положенный срок

На свет народился малыш-ручеек.

От солнечной ласки окреп он чуть-чуть,

И на рассвете отправился в путь.

«Привет ручеек, чик-чирики, ты чей?»

Чирикнул вдогонку ему воробей.

«Постой, погоди синеглазый малыш,

Куда расскажи ты так резво бежишь?»

Ответил, журча, ручеек молодой:

«Бегу я на встречу с могучей рекой.

Мечтают всегда, по весне ручейки

Стать частью огромной и бурной реки.

Воспитатель: Ребята, давайте опустим бумажные лодочки в ручейки, посмотрим как лодочка плывет вместе с веселым ручейком.

Рассмотрим содержание конспектов наблюдений за природой вечером.

Наблюдение за весенней капелью вечером

Цель: отметить изменения в интенсивности весенней капели и отметить причины произошедших изменений с течением времени

образовательные : расширять знания детей о изменениях в природе в вечернее время весной;

развивающие : способствовать развитию наблюдательности, внимания, познавательной активности, любознательности;

воспитательные : воспитывать интерес к физическим явлениям.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята! Мы сегодня наблюдали за весенней капелью? Какая она была, опишите? Было весело смотреть на нее? Какое чувство вы испытывали?

Воспитатель : А какое настроение у вас сейчас? А оно бы улучшилось, если бы капель была бы такой же веселой и активной как днем? Скажите, почему вечером капель менее интенсивная, чем днем? Скажите, что будет ночью и завтра утром с капелью? А завтра днем, если погода будет такой же теплой? Почему, как вы думаете?

Наблюдение за Вербой вечером

Цели: отметить наличие изменений в облике Вербы с течением времени, формирование умения отстаивать свою точку зрения

Задачи:

образовательные : расширять знания детей о влиянии времени суток на физические явления и объекты природы;

развивающие : развитие внимания, мышления, воображения, познавательной активности, любознательности;

воспитательные : воспитывать интерес к окружающему миру

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы наблюдали с вами за Вербой! Вспомните, какая она и что это? А где растет верба? Верно, она любит места около воды, она довольно быстро растет, по сравнению с другими деревьями и кустарниками.

Воспитатель: Скажите, вы видите какие либо изменения у вербы с течением времени? У вербы изменились почки? Появились листочки? Конечно, изменения происходят с растительностью постоянно, но они не так заметны и ощутимы. Вот если рассматривать подсолнух, то будет видно, что он поворачивает цветок в след за движением солнца. А Верба имеет более жесткие стебли и не может так следовать за солнцем.

Наблюдение за птицами вечером

Цели: отметить изменения в жизненной активности птиц в разный временной период

образовательные : расширять знания о птицах, приобретение знаний о поведении птиц в разное время суток;

развивающие : способствовать развитию наблюдательности, внимания, познавательной активности;

воспитательные : воспитывать чувство любви и бережного отношения к птицам, воспитывать культуру поведения рядом с птицами, подкармливать их.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами днем ходили на прогулку, помните? Хорошо, тогда вспомните как вели себя птицы днем?

Воспитатель : А теперь посмотрите на птиц. Каких птиц вы видите у кормушки? На территории детского сада? Что они делают? Изменилось ли их поведение с течением времени? Верно, ближе к вечеру активность птиц несколько снижается, днем они активно щебетали, кушали, летали стайками. А сейчас птиц меньше, несмотря на то, что кормушки наполнены птичьим кормом. А скажите, что кушают птицы?

Опишите поведение птиц сейчас. Что вы видите?

Наблюдение за погодой вечером

Цели: продолжить формирование целостной картины мира, отмечать возможные изменения в погоде

образовательные : обучать знанию времени суток, знанию погодных условий и особенностей её смены, формирование представлений о словах «штиль», «шквалистый ветер»;

развивающие : способствовать развитию наблюдательности, внимания, любознательности;

воспитательные : воспитывать чувство любви к природе, привитие навыков одеваться в соответствии с погодными условиями.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята, сегодня днем мы наблюдали за погодой. Что вы видите сейчас? Какие изменения вы можете отметить?

Воспитатель: Скажите днем был ветерок, а сейчас его не стало. Как называется отсутствие ветра одним словом? Правильно, штиль. А когда ветер очень сильный как называют его? Ураган, верно. Также ветер иногда называют шквалистым, когда случается внезапное резкое усиление ветра.

Воспитатель : Ребята, очень важно смотреть за погодными условиями и, например, в ветер стоит одеть куртку, которая не пропускает ветер.

Наблюдение за ручейками вечером

Цели: формировать представление детей о изменениях в природе в связи со сменой времени суток

образовательные : расширять знания о свойствах воды и ручья в частности в зависимости от температуры;

развивающие : способствовать развитию наблюдательности, внимания, мышления;

воспитательные : воспитывать чувство любви и бережного отношения к окружающей природе.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы наблюдали за ручейком. Опишите что вы помните? Каким ручеек был утром? А что изменилось сейчас!? Ручеек стал скорее, быстрее или напротив замедлился? Расскажите свои наблюдения.

Воспитатель: Давайте отправим в плавание наши кораблики. Пустите их в ручеек. Как плывут они? Также быстро как утром или нет?

ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ САДУ В МАРТЕ.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ.
Наступает весна. Ранней весной погода часто меняется. На небе чаще показывается
солнышко, оно сильнее пригревает. Но в то же время часто бывают метели, идет снег.

«Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
Будь хоть снег, хоть дождик-
Все весною пахнет.»

2 Дидактические игры в младшей группе «НАЗОВИ ЦВЕТ ТВОЕЙ ШАПКИ»
Закрепить названия основных цветов предметов.
3 Труд на прогулке: помочь друг другу надеть варежки.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с санками и мелкими игрушками.

МАРТ № 2

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СНЕГОМ.
В начале весны солнышко сильнее греет, снег начинает подтаивать, становится
сырым, тяжелым, липким. Из него легче лепить.

«Сегодня из снежного мокрого кома
Мы снежную бабу слепили у дома.
Стоит эта баба у самых ворот-
Никто не проедет! Никто не пройдет!»

2 Дидактические игры в младшей группе «НА ЧТО ПОХОЖЕ»
Предложить в вылепленном предмете узнать знакомые
очертания (снеговик, шарик, булочка)
3 Труд на прогулке: наполнить ведерки снегом до отметки

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЕТРОМ.
Ветер гонит по небу тучи и облака. Отметить быстро или медленно плывут облака.
Как узнать сильный ветер дует или слабый?

«Облака, белогривые лошадки!
Облака, куда вы мчитесь без оглядки?
Не смотрите, вы, пожалуйста
Свысока,
А по небу прокатите нас,
Облака!»

2 Дидактические игры в младшей группе «НА ЧТО ПОХОЖА ВЕТОЧКА?
Предложить детям найти сходства со знакомыми предметами (дорожка, дерево, елочка)
3 Труд на прогулке: собрать веточки, сломанные ветром, в ведро.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕРЕВЬМИ.
Деревья бывают высокие и низкие. У дерева есть ствол и ветки, листьев пока нет. Дерево может нам подсказать: есть сегодня ветер или нет. Как узнать? Если дерево сильно качает ветками, значит, есть – ветер.

«Дует ветер нам, в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо – все выше, выше!»

2 Дидактические игры в младшей группе «ВЫСОКИЙ – НИЗКИЙ»
Предложить найти высокие и низкие предметы на
улице (дома, деревья, горки)

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СКВОРЕЧНИКОМ.
Скворечник – это домик для птиц. У него есть стены, крыша, окошечко.
В нем селятcя птички, выводят там птенцов.

«На березе птичий дом:
С крышей, с маленьким крыльцом.
Только в доме нет окна,
Нет окна и дверь одна.
Все равно хороший дом.
Прилетайте, мы вас ждем»

2 Дидактические игры в младшей группе «ЧЕЙ ДОМИК?»
Предложить назвать хозяина домика – берлоги, скворечника, дупла, конуры, норки.
3 Труд на прогулке: помочь вынести кукол на участок.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕБОМ.
Весной небо часто бывает голубым, безоблачным. Иногда по небу плывут белые
облака. Облака быстро меняют форму.

«Ожила вокруг природа,
Пробудилась ото сна.
С голубого небосвода
С солнцем к нам пришла весна»

2 Дидактические игры в младшей группе «НА ЧТО ПОХОЖЕ?»
Предложить детям сказать, на что похоже облако, какой формы.
3 Труд на прогулке: уборка снега на участке.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры со снегом.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОЛНЦЕМ.
Весной солнце стало более ярким, теплым. Предложить посмотреть на солнце.
Почему больно смотреть глазам? Потому что солнце яркое, лучистое, светится.

«Туча прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое,
Доброе, лучистое»

2 Дидактические игры в младшей группе «ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»
Предложить определить на ощупь t предметов. Вода, снег, лед (холодные);
варежки, шапки, ладошки (теплые).
3 Труд на прогулке: предложить перевозить снег на машинке.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с машинками.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СНЕГОМ.
Весной снег начинает таять. На земле белый снег становиться серым, можно
увидеть частички грязи. Поэтому снег нельзя брать в рот.

«Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки»

2 Дидактические игры в младшей группе «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»
Предложить сравнить мыльные пузыри по размеру и цвету.
3 Труд на прогулке: помочь донести «Мыльные пузыри» до группы.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с «Мыльными пузырями».

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА УБОРКОЙ СНЕГА С КРЫШИ.
Весной люди убирают снег с крыш. Снег становится сырым, тяжелым, потому
что тает. Чтобы крыша не сломалась от тяжести снега, его сбрасывают на землю
лопатой.

«Дворник ловко взял лопату
Помогать решил весне.
К крыше лестницу приставил
И разбрасывает снег.»

2 Дидактические игры в младшей группе «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЛОПАТА?»
Предложить рассказать о том, что можно делать с помощью лопаты (убирать снег, строить горку, копать ямки).
3 Труд на прогулке: уборка снега с веранды (с пола)

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСУЛЬКАМИ.
Сосулек много на солнечной стороне. Сосульки бывают разной длины, разной толщины.

«Ты взгляни: увидишь снизу
Сто сосулек по карнизу.
— Плюх – плик, плюх – плик,
Каплет с крыш за воротник,
Под окно и на крылечко
Льется песня бесконечно!»

2 Дидактические игры в младшей группе «СОСЧИТАЙ»
Предложить детям найти на участке много предметов (деревья, дома, дети)
и один предмет (горка, машина).
3 Труд на прогулке: собрать лопатки в одно место.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры со снегом.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСУЛЬКАМИ.
Весной, когда снег на крыше тает, появляются сосульки. Сосульки блестят
на солнце. Они прозрачные. Их можно разбить, они хрупкие.

«Сосульки звенят и звенят,
На солнце сверкают – блестят.
Грустят об ушедших морозах,
Пускают длинные слезы.
В лужах слезинки прячут.
Плачут сосульки! Плачут!

2 Дидактические игры в младшей группе «КТО ПОЗВАЛ?»
3 Труд на прогулке: очистить игрушки от снега и сложить в сумку.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с ведерками и формочками.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КАПЕЛЬЮ С СОСУЛЕК.
Сосульки – это лед. На ощупь сосульки твердые, холодные. Когда пригревает солнышко, с сосулек капает вода – они тают. Это явление называется – капель.

«Рано утром солнце встало,
Стало солнце припекать,
И на крышах все сосульки
Звонко капают опять».

2 Дидактические игры в младшей группе «КАП – КАП – КАП»
Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания «кап – кап – кап» громко и тихо («большие и маленькие» сосульки).
3 Труд на прогулке: собрать веточки, сломанные ветром.
4 Самостоятельная деятельность детей: выкладывание из веточек на веранде.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КАПЕЛЬЮ С КРЫШ, ОКОН
Весной снег тает, и вода капает с крыш, стучит по подоконникам, капает
на лесенки.
Предложить послушать, как звенит капель.

«Пляшут капельки капели,
Целый день они звенят.
Ведь они на самом деле
Ручейками стать хотят»

2 Дидактические игры в младшей группе «НАЗОВИ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ»
Предложить называть действия во множественном и единственном числе
(ест-едят, один-много, пьет-пьют ит.д.)
3 Труд на прогулке: помочь нести сумку с игрушками.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с сюжетными игрушками.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ.
Весной оживляются птицы. Они начинают громко, весело кричать, бойко
перелетают с дерева на дерево.

«Пришла красавица-весна,
Тепло и радость принесла.
Запели маленькие птички-
Воробушки и синички.»

2 Дидактические игры в младшей группе «УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ»
Предложить узнать птиц по голосу(воробей, ворона, голубь, утка, гусь, курица)
3 Труд на прогулке: насыпать в кормушку зерна.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с двигательными игрушками.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОГОДОЙ.
Весной становится теплее. Яркое солнце греет. Предложить потрогать предметы,
Находящиеся на солнце и в тени. Где предметы теплее? Почему?

«Солнечный лучик коснулся руки,
Я попрошу его: «Ты не беги,
Ты посиди на ладошке моей,
Вместе нам будет с тобой веселей!»

2 Дидактические игры в младшей группе «КУКЛА НАТАША ВЕСНОЙ НА ПРОГУЛКЕ»
Предложить назвать предметы верхней одежды для весеннего сезона (сапоги,
куртка, перчатки, вязанная шапка)
3 Труд на прогулке: самостоятельно застегивать курточки.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с куклами.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ.
Все птицы умеют летать, перелетают с дерева на дерево; могут прыгать
по земле, по веткам. Летают птицы при помощи крыльев и хвоста.

«Скачет шустрый воробей
Все быстрей, быстрей, быстрей!
Крошки хлеба поклевал,
Над землею полетал,
На березе посидел,
Кыш! Куда-то улетел!»

2 Дидактические игры в младшей группе « УЗНАЙ ПТИЦУ ПО ОПИСАНИЮ»
Предложить узнать по словесному описанию птицу (воробья, ворону, синицу,
голубя, снегиря)
3 Труд на прогулке: помогать друг другу надевать перчатки.
4 Самостоятельная деятельность детей: предложить для игр деревянные
рули.

1 Наблюдение за вороной. Ворона – это птица. Она большая, черно серая, летает чаще всего одна, вьет гнездо высоко на дереве. На кормушку не прилетает.

«Птица черная кружится,
Кар-кар-кар,- кричит и злится
Всем известная персона,
А зовут ее – ворона.»

2 Дидактические игры в младшей группе «Куда села птичка» Побуждать использовать в речи предлоги (в, на. за, под)
при назывании местоположения птицы.
3 Труд на прогулке: собрать игрушки в сумку.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с вертушками (ленточками)

1 Наблюдение за птицами. У всех птиц есть 2 крыла, хвост, 2 лапы, на теле перья, клюв, зубов нет. Все птицы умеют летать, прыгать на лапах, клевать корм. Птицы бывают разного размера. Чем отличаются воробей от вороны?

«Воробышки-пташки,
Серые рубашки,
Маленькие лапки,
Глазки как булавки»

2 Дидактические игры в младшей группе «Кто что ест?» предложить назвать пищу, которую любят животные(медведь, кошка, заяц, коза, воробей, собака)
3 Труд на прогулке: достать игрушки из сумки.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с сюжетными игрушками.

1 Наблюдение за снегом. Весной днем снег подтаивает на солнце, вечером вода подмерзает- получается лед. Поэтому утром бывает на дорогах скользко.
« Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?

2 Дидактические игры в младшей группе«Попади в цель» предложить слепить снежки и бросать в горизонтальную цель.
3 Труд на прогулке: накладывание снега в формочку.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с мячами.

1 Наблюдение за снегом. Весной солнце пригревает, поэтому на солнечной стороне снег и сугробы становятся рыхлыми. Снег встать в сугроб, то можно провалиться.

«Сугроб уже сутулится от солнечных лучей,
И побежал по улице сверкающий ручей.»

2 Дидактические игры в младшей группе «Измерь глубину».Предложить встать в снег на дорожке и встать в сугроб. Отметить где снег провалится глубже и почему (на дорожке снега меньше, а в сугробе больше)
3 Труд на прогулке: унести лопатки в группу.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры со снегом.

1 Наблюдение за таянием снега. Предложить слепить из снега снеговика и оставить его на солнечном месте. Посмотреть что с ним будет. Под солнечными теплыми лучами снеговик тает.

« В небе солнышко смеется, своего оно добьется-
Снеговик наш превратится в озорные облака!»

2 Дидактические игры в младшей группе «Выложи из веточек » предложить выложить из веточек какой-либо предмет по желанию. (домик, елочку, и т.д.)
3 Труд на прогулке: разбрасывание снега на участке.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры со снегом.

1 Наблюдение за тополем. Тополь – это дерево. У него есть ствол, ветки. Ствол серого – зеленого цвета, шершавый на ощупь. Чем отличается береза от тополя? Срежем с тополя несколько веточек и унесем в группу. Посмотрим, что будет с веточками.

«Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок, И высокий тополек!»