Конспект занятия по природному окружению и экологическому воспитанию в подготовительной группе: «Этажи леса. План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Экосистема Лес


Конспект НОД

(Подготовительная к школе группа)

«Знатоки природы.»

Разработала: воспитатель:

Александрова С. В

МБДОУ д/№1г. Починка

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был... Кто?

Воспитатель: Волк, лиса, заяц, лось и кабан - все живуг на нижнем этаже леса. Как вы думаете, почему?

Дети: (не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище.)

Воспитатель: Какие еще животные живут на этом этаже?

Дети: называют и помещают их изображения на схеме: лягушки, ежи, ящерицы и др

Воспитатель: Кто из лесных животных занимает средний этаж?

Дети: (Куницы, совы, филин).

Воспитатель: Эти животные селятся в дуплах старых деревьев. Они сверху высматривают свою добычу.

Воспитатель: В наших Смоленских лесах живут и белки.

Воспитатель: Кто еще живет на верхних этажах?

Дети: (Это бабочки, жуки, лесные осы и пчелы , комары.)

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Ребята скажите, из чего состоит, основа лесного дома?

Дети: Из разных деревьев.

Воспитатель: (Обращает внимание на кусочки коры. Посмотрите, кто же так безжалостно обращался с деревьями, сдирал с них кору?)

Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим кору.

С каких деревьев эта кора?

У Маши с березы, у Димы с липы

Воспитатель: У кого из вас кора старого дерева?

Почему ты так считаешь?

Дети: Потому что она толстая.

Воспитатель: У кого из вас кора с молодого деревца?

Дети: Потому что она тонкая.

Воспитатель: Для чего кора нужна деревьям? Как вы думаете?

Дети: Кора защищает дерево.

Воспитатель: А от чего она его может защищать?

Дети: От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы сок не вытекал.

Воспитатель: Ребята, как дерево добывает для себя воду?

Дети: Корни деревьев всасывают из почвы воду с питательными веществами необходимыми для них

Воспитатель: .Ребята сейчас вы можете посмотреть как это происходит, если проделаете такой опыт. Опыт.

В тарелочку с подкрашенной водой опускается веточка с марлей вместо корней. Дети наблюдают, как влага поднимается вверх.

Воспитатель: Так зачем же дереву нужны корни?

Дети: Растения с помощью корней «пьют» воду и получают питательные вещества из земли. Воспитатель: Корни растению нужны еще и для того чтобы удерживать растения над землей.

Воспитатель: Ребята как вы думаете , что произойдет с деревьями если будут повреждены корни дерева или его кора? Дети:Дерево погибнет. Воспитатель: Если много деревьев погибнет? Дети:Пропадет целый лес.

Воспитатель: Ребята как вы считаете что должны люди делать, что бы не гибли леса?

Дети Выполнять правила поведения в природе. . Воспитатель: А чтобы все помнили их мы придумаем свой плакат с правилами поведения в природе. Воспитатель: Какой цвет сигнализирует об опасности? Дети: Красный. Воспитатель: Этим цветом вы зачеркнете то чего нельзя делать в лесу. В конце занятия дети выкладывает свои знаки вместе, как плакат «берегите природу».

Посмотрите, сколько всего мы с вами сберегли, сколько живого нуждается в нашей помощи и заботе!

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе познавательно-речевого направления на тему «Путешествие в лес»

Предлагаю Вам конспект образовательной деятельности в детском саду для детей 5-7 лет. Этот материал будет полезен педагогам, воспитателям групп общеразвивающей направленности.
Цель: создание условий для развития творческих способностей через познавательную активность.
Задачи:
1. Продолжать закреплять знания детей о характерных особенностях весны.
2. Закреплять правила поведения в лесу.
3. Развивать умение детей работать в коллективе, уметь договариваться.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
5. Закреплять различные виды художественного труда через создание коллажа.

Ход занятия:

Воспитатель: Добрый день, ребята! Прошу вас отгадать мою загадку!
Есть у радости подруга
в виде полукруга.
На лице она живёт.
То куда-то вдруг уйдёт,
то внезапно возвратится.
Грусть-тоска её боится! Что же это? (улыбка)

Воспитатель: правильно, молодцы ребята! Давайте подарим улыбку друг другу!

Звонок
Воспитатель: ой, ребята, вы слышите, нам кто то звонит! Алло, кто это?
Слайд - Пингвин
Пингвин: Здравствуйте, это вам звонит Пингвин, из далекой и холодной Арктики. Ребята, как там у вас настроение?(ответы детей) Как погода?(ответы детей) Какое время года?
Дети: у нас тепло, весна.
Пингвин: Весна? А я никогда в жизни не видел настоящей тёплой весны и ничего о ней не знаю… Мне так хочется узнать о весне побольше и хоть немножко увидеть её…
Воспитатель: Дети, как помочь Пингвину?
Дети: мы расскажем Пингвину о весне.
Воспитатель: Хорошо, тогда мы отправимся в путешествие в весенний лес! Но для начала, нужно вспомнить правила поведения в лесу.
Слайды – правила поведения в лесу
Воспитатель: Ну вот, ребята, теперь мы готовы отправиться в путешествие!
Слайд – две тропинки
Воспитатель: Ой, дети, посмотрите! Перед нами две тропинки. Какая же из них приведет нас к весеннему лесу? Нам нужно выбрать только одну тропинку, по которой мы начнем путешествие. Я, кажется, слышу какую-то музыку! Наверное, она поможет нам определиться. Интересно, какая музыка раздается со стороны первой тропинки? (аудиозапись – музыка, неритмичная, грубая) Ребята, как вы думаете, это музыка похожа на весну?(ответы детей) Можно ли сказать, что в этой стороне находится весенний лес? (ответы детей) Почему? (ответы детей) Давайте послушаем, какая же музыка слышна у второй тропинки. (аудиозапись – музыка, красивая, легкая, нежная). Как вы думаете, можно ли сравнить эту музыку с весной? (ответы детей) Почему? (ответы детей) По какой тропинке мы пойдем?
Дети : по второй.
Слайд – весенний лес, деревья с почками
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво! Мы попали с вами в прекрасный весенний лес! Обратите внимание на деревья. Что вы заметили на них?
Дети: появились почки.
Воспитатель: что это значит?
Дети: значит, что скоро появятся новые листочки.
Воспитатель: ребята, дерево нам подарило несколько своих почек.(маленькие комочки из бумаги) Давайте положим их в нашу корзинку и возьмем с собой. Они нам пригодятся, чтобы рассказать Пингвину о весне. А какой же подарок мы можем преподнести лесу? Может быть весеннюю закличку, которую мы с вами знаем?
Дети: (говорят закличку и выполняют движения)
Жаворонки-жавороночки!
Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам,
принесите нам
весну теплую,
лето плодородное
Весну с дождем,
лето с травами.
Весну с солнышком,
лето с зернышком.

Слайд – небо, летят перелетные птицы
Воспитатель посмотрите на небо! Кого вы там видите?
Дети: птиц.
Воспитатель: а как назвать птиц, которые прилетают к нам весной?
Дети: перелетные
Воспитатель: а каких перелетных птиц вы знаете?
Дети: грачи, скворцы, ласточки, стрижи, соловьи, жаворонки, дятлы, аисты.
Воспитатель: птицы оставили нам задание. Давайте поищем его. (дети ищут, находят конверт, в нем картинки зимующих и перелетных птиц) Откройте конвертики. Как вы думаете, что нам нужно сделать?
(дети отбирают перелетных птиц от зимующих.)
Воспитатель: давайте посадим перелетных птичек в кормушку.
(висит кормушка, дети крепят на нее птиц)
Воспитатель: давайте накормим птичек
(дети сыплют в кормушку семечки)
Воспитатель: посмотрите, в знак благодарности птицы дали нам свои красивые перышки, возьмите их с собой. Они нам помогут показать Пингвину весну.
(физминутка)
Распилю пилой дощечки:
Вжик-вжик, вжик-вжик.
(Пилим дощечки).
Сколочу из них скворечник:
Тук-тук, тук-тук.
(Работаем молоточком).
Прилетайте, птицы, в гости
К нам, к нам.
(Обеими руками зовем птиц к себе).
Я скворечники развешу
Тут и там (движение вправо),
Тут и там (движение влево).

Слайд – ручей, проталины
Воспитатель: Дети, посмотрите, что нам встретилось по пути?
Дети: ручей.
Воспитатель: А как можно описать ручей? Какой он? Что он делает?
Дети: звонкий, шумный, радостный, прозрачный, журчит, струится, течёт, бежит, звенит, сверкает на солнышке.
Воспитатель: что ещё мы видим в лесу?
Дети: проталины.
Воспитатель: а как они получаются?
Дети: снег тает и в некоторых местах открывается земля.
Воспитатель: Ребята, ручеек подарил нам солнышко (из картона), а проталины отдали нам немного своего снега. (белая вата) Как мы сможем поблагодарить их? Может, вы знаете какую – нибудь подходящую игру?
(играем в Ручеёк под музыку)
Воспитатель: пора нам отправляться дальше в путь.
Воспитатель: Отправляемся дальше. Ребята, а вы сможете отгадать мою загадку?

Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный,
Чистый маленький...

Дети: подснежник.
Слайд – подснежники
Воспитатель: почему этот цветок так называется?
Дети: Он появляется из-под снега.
Воспитатель: Подснежники появляются в лесу на проталинках, растут подснежники на полянках. Скажите, ребята, а можно ли их рвать? Почему?
Дети: Потому что подснежников в природе осталось мало. Когда сорвешь цветок, он семян уже не даст, новые цветы уже не вырастут. На земле полянок с подснежниками чуть-чуть осталось.
Воспитатель: мы с вами подснежники рвать не будем, а попробуем сделать их из бумаги для нашего друга Пингвина.
(оригами - подснежник)

(Слайд - полянка)
Воспитатель: вот мы с вами и пришли на просторную полянку, самое время заняться подарком для пингвина. У меня есть большой лист – ватман. А что же есть у вас в корзинке? (дети перечисляют все, что подарил им лес) Что мы сможем приготовить для Пингвина с помощью всего этого?
Дети: собрать все, наклеить на ватман, дорисовать, и получится коллаж.
(Все вместе делаем коллаж и отправляем его в Арктику в большом конверте.)
Воспитатель: ребята, как вы думаете, когда Пингвин увидит наш коллаж, нашу весну, ему понравится?
Дети: да!
Воспитатель: А что ему больше всего захочется сделать?
Дети: Приехать в гости!

Презентация на тему: Путешествие в лес

Цель: систематизация знаний детей о лесе и его обитателях.

  1. Обобщать и уточнять знания детей о животных, растениях, птицах.
  2. Воспитывать экологическую культуру детей.
  3. Воспитывать желание по – доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать.
  4. Развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок.

Ход мероприятия

Дети рассказывают стихотворение.

Цветы в родных лесах какие,
В сосновых, лиственных лесах!
Вот стайка синих колокольчиков,
А вот ромашка на буграх.

А ягоды в лесу какие!
Весь земляникой склон порос,
Малина прячется в крапиве
Среди белеющих берёз.

А сосны, сосны корабельные,
Как часовые, стерегут
Всё то, что мне в лесу известно
И то, что радостью зовут.

Воспитатель: Дорогие ребята! Поговорим с вами о лесе. Три близко растущих друг с другом дерева – это лес? Конечно, не лес. А если четыре – пять деревьев растут довольно далеко друг от друга, представляют ли они собой лес? Эти отдельно стоящие деревья тоже не лес. Так что же такое лес?

В лесу очень много деревьев, они стоят близко друг к другу. Их кроны соприкасаются, а кое – где и плотно смыкаются. Напомню вам, что кроной дерева называется вся его разветвлённая часть. Лес – это дом для мхов и трав, грибов, кустарников и деревьев, птиц, зверей и насекомых. Учёные называют его природным сообществом. Ведь обитатели леса дружно живут бок о бок, сообща, помогая друг другу, будто соседи в большом многоэтажном доме.

Слышали ли вы что – нибудь о лесных этажах? Как вы думаете, что это такое?

Воспитатель: Дело в том, что все растения леса имеют разную высоту. Землю устилают мягкие, бархатистые ковры мхов. Они располагаются на самом нижнем, первом этаже леса. Над ними поднимаются лесные травы, раскрывают разноцветные венчики цветы – ромашки, колокольчики, ландыши, лесная герань. Эти растения занимают второй этаж леса. Здесь же живут и грибы – сыроежки, опята, рыжики, боровики. Кустарники – бересклет, лесной орешник, калина, боярышник, малина – располагаются выше грибов. Их этаж – третий. На четвёртом этаже располагаются высокие деревья.

А какие животные обитают на каждом лесном этаже?

Кого мы можем назвать главным жителем леса? (Дерево).

Сценка “У дедушки Дерева добрые руки”

Дерево: У дедушки Дерева добрые руки,
Большие зелёные добрые руки.

1- ая птица: Какая – то птица в руках суетится.

2-ая птица: Какая – то птица на плечи садится.

Белки: Дедушка дерево, славный такой,
Белок качает большущей рукой.

Жук: Жучище примчался, и сел, и качался,
И всё восхищался, и всё восхищался.

Стрекозы: Стрекозы примчались и тоже качались.

1-ая пчела: Дедушка дерево пчёл подхватил.

2-ая пчела: И на ладони свои усадил.

Хором: И все свиристели в пуховой пастели
Смеялись и пели, качались, свистели.

Дерево очень доброе. Посмотрите, сколько животных, птиц и насекомых оно укрывает, а для некоторых служит домом. Например, для белочек, которые строят в нём своё дупло. Давайте сравним дерево с человеком.

Вопросы к детям.

  • Деревья похожи на людей?
  • У человека есть туловище. А что вместо туловища у дерева? (Ствол)
  • У человека есть кожа. А что у дерева? (Кора)
  • У человека есть руки. А что у дерева? (Ветки)
  • У человека есть ноги А что у дерева? (Корни)
  • Для чего человеку туловище? Для чего дереву ствол?
  • Для чего человеку кожа? Для чего дереву кора?
  • Для чего человеку руки? Для чего дереву ветки, листья?
  • Для чего человеку ноги? Для чего дереву корни?
  • Воспитатель: Вот видите, как много общего у нас с деревьями. А главное, человек рождается, растёт и стареет. И дерево тоже рождается, растёт и стареет. И человек, и дерево – живые существа.

    “Назови одним словом”

    Волк, лиса, медведь, олень - это (звери).

    Земляника, черника, морошка, малина – это (ягоды).

    Ель, сосна, берёза, дуб – это (деревья).

    Воробей, клёст, соловей, кукушка – это (птицы).

    Подосиновик, опёнок, лисичка, подберёзовик – это (грибы).

    Комар, муха, пчела, муравей – это (насекомые).

    Физкультминутка “В лесу”

    Мы пошли по ягоды в дальний лес.
    Видимо – невидимо там чудес!
    Мы видали рыжего муравья,
    Повстречали белочку у ручья.

    Отыскали беленький мы грибок.
    Положили бережно в кузовок.
    Ну а спелой ягоды и не счесть!
    Как домой воротимся, станем есть.

    Мы в лесу гуляли бы до утра,
    Да уж вечер близится – спать пора.

    (Движения выполняются в соответствии с текстом)

    Воспитатель: Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что, если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки ещё интересней.

    В этот гладкий коробок
    Бронзового цвета
    Спрятан маленький дубок
    Будущего лета. (Жёлудь)

    Жемчужный колокольчик
    Пришёл в лесу весной.
    По лесу он разносит
    Чудесный запах свой. (Ландыш)

    Очень дружные ребята,
    У пенька живут… (Опята)

    Под осиной гриб тот, дети,
    В ярко – красненьком берете. (Подосиновик)

    Самолётик не стальной
    С носом – тоненькой иглой.
    Он летает и пищит,
    Укусить нас норовит. (Комар)

    Куцехвостик, длинноушка,
    На пеньке ты как игрушка:
    Лапки ты свои поджал…
    От лисички убежал! (Комар)

    Летом знойным зацветёт -
    Сразу пчёл к себе зовёт.
    Круглые листочки,
    Жёлтые цветочки.
    Вкусен, сладок их нектар…
    Кто это дерево узнал? (Липа)

    Прямо в небо рвутся, ввысь:
    Ты внимательно всмотрись:
    Не берёзы, не осинки.
    Нет листочков, есть хвоинки (Ели)

    Эта птичка никогда
    Для птенцов не вьёт гнезда
    Сядет где- то на суку
    И кричит: “:Ку-ку! Ку-ку!” (Кукушка)

    Я на пне её застала,
    Думала, она устала.
    Я поймать её хотела.
    Но в ладошку поглядела –
    Чудеса! Вот это да!
    Ускользнула без хвоста! (Ящерица)

    Какая птица издаёт такие звуки? (Можно использовать записи голосов птиц)

    1. Кар – кар – кар! (Ворона)

    2. Чик – чирик – чив – чив! (Воробей)

    3. Синь – синь – синь! (Синица)

    4. Свир – свир – свир! (Свиристель)

    Вопросы к детям.

    Какие деревья растут в наших лесах?

    Что общего у всех этих деревьев?

    Чем деревья отличаются друг от друга?

    Каких насекомых можно встретить в лесу?

    Какие птицы там обитают?

    Зачем люди ходят в лес?

    Какой лесной зверь любит малину?

    Какие лесные обитатели впадают в зимнюю спячку?

    Для чего заяц с приходом зимы меняет шубку?

    Воспитатель: Лес – это дом для животных, птиц, растений и насекомых. Но люди иногда так жестоко к нему относятся! Ребята, я хочу показать вам Красную книгу?

    Почему она так называется? (Ответы детей).

    Красный цвет – это цвет тревоги. Люди обеспокоены тем, что некоторые виды растений и животных исчезают с нашей планеты. Их названия заносятся в Красную книгу, и это означает, что все они находятся под защитой людей и государства. Посмотрите, какая она объёмная, как много растений и животных в беде. Давайте вспомним правила поведения в лесу, чтобы не навредить ему.

    Ветки не ломать, деревья не калечить. Не сбивать палками грибы, в том числе и мухоморы.

    Старайтесь в лесу не слишком шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной его тайны.

    Нельзя разводить в лесу костёр.

    Надо проводить санитарную вырубку сухих деревьев.

    Нельзя на отдыхе в лесу оставлять после себя мусор. Его необходимо собрать в пакеты и забрать с собой.

    Не разоряйте муравейники!

    На въездах в лесной массив необходимо разместить плакаты, напоминающие о правилах поведения в лесу.

    Итог мероприятия.

    Долг каждого из нас – охранять родную природу: лес, луг, речку. И от нас зависит, будут ли расти деревья в лесу, в парке, будут ли жить лесные зверюшки, петь весёлые песни птицы.

    Ребёнок рассказывает стихотворение.

    Речку, лес, в ромашках луг
    Получай в наследство.
    Охраняй их, юный друг,
    Береги их с детства!

    Этажи леса

    Цели:

    Сформировать понятия «этажи леса». Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных. Развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле».

    Материал:

    Картины – «Лес», «Ельник», «Сосновый бор», «Дубовая роща», «Березовая роща». Карточки с цифрами от 1 до 5. 5-этажный дом. Макеты деревьев (дуб, сосна, ель, береза, ольха, осина); кустов (малина, смородина, шиповник, терновник, можжевельник); травы, грибы, лишайники. Животные - звери (медведь, лось, белка, лиса, еж); птицы (дятел, кукушка, клест, иволга); насекомые (жук, божья коровка, бабочка, стрекоза, гусеница).

    Модели:

    «Этажи леса».

    Предварительная работа:

    Чтение книг: А. Тамбиев «Кто в кустах живет?»; Г. Ладонщиков «Что мы видели в лесу?»; Ю. Коваль «Заячьи тропы»; В. Бианки «Лес зимой», «Девочка Брусничка и дедушка Аук».

    Рисование: «Животные леса» (рисунки вырезать), «Деревья Леса» (рисунки вырезать) «Где растут мои любимые ягоды» (кустарники). Проведение экологических игр: «Кто где живет», «Отгадай мой домик», «К названному дереву беги».

    Ход занятия

    В. Послушайте рассказ О. Дмитриева «Что такое лес», и вам станет ясно, о чем будет занятие.

    Однажды один художник решил нарисовать лес. Что такое лес? – рассуждал художник. – Лес – это, конечно, «деревья».

    И стал он рисовать деревья – березы и ели, дубы и сосны, липы и пихты, лиственницы и орешник. Очень хорошо получилось у него. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок, и затрепещутся листочки осин, закачаются лапы елей и ветки берез.

    А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой – Старичка –Лесовичка, потому что какой же это лес без лесовичка? Повесил художник картину на стену, полюбовался ей и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы. «Что случилось? – удивился художник. Почему засох мой лес?»

    Какой же это лес? – вдруг услышал художник. Это не лес, а одни лишь деревья.

    Посмотрел он в угол картины и понял, что это Старичок – Лесовичок разговаривает с ним.

    Разве может быть лес без кустов, травы, цветов? – продолжал Лесовичок.

    Не может, - согласился художник и принялся за новую картину.

    Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле – среди зеленой травы – множество ярких цветов.

    Вот теперь хорошо, похвалил сам себя художник, - вот теперь – то у меня получился настоящий лес.

    Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.

    Ты забыл нарисовать грибы, - сказал Лесовичок художнику.

    Да, согласился художник, но разве в лесу обязательно должны быть грибы? Я много раз бывал в лесу, а грибы находил не часто.

    Это ничего не значит, - сказал Лесовичок, грибы должны быть обязательно. Без них не будет леса.

    И художник нарисовал в своем лесу грибы. Но лес продолжал чахнуть.

    Это потому, что в твоем лесу нет насекомых и птиц, сказал Лесовичок.

    Художник взял кисть, и на цветах и листьях появились яркие бабочки и разноцветные жучки, а на ветках – веселые птицы.

    Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтобы он погиб …

    Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь есть все!

    Не все, сказал Лесовичок. Нарисуй жабу и ящерицу.

    Нет! – решительно заявил художник.

    Да! – твердо сказал Лесовичок.

    И художник нарисовал жабу и ящерицу. И других разных животных. Он окончил работу, когда было уже совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что же у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, фырканье, треск сучьев.

    Вот теперь это настоящий лес, сказал из темноты Лесовичок. Теперь он будет жить, потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и кустарники, и травы, и грибы, и животные. Это лес.

    Художник зажег свет и посмотрел на картину. Но Лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Да мало ли куда он смог спрятаться в лесу. Ведь прячутся же в нем тысячи и тысячи жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидеть! Но все они непременно находятся в лесу. И все они вместе это - Лес.

    В. Ребята, а что нарисовано на картине? Помните, кто живет и охраняет лес? Ой, смотрите, к нам из картины кто-то пришел. Кто это?

    Л. Здравствуйте, дети, я к вам в гости пришел и привел своего брата Домовичка. Вы знаете, где живет Домовичок?

    Д. Я живу в домах рядом с вами, слежу за порядком. У меня порядок: все знают, на какой улице живут, номер квартиры, номер дома, на каком этаже. На каком этаже живешь ты? Вот видишь, Лесовичок, какой у меня порядок. Не то, что у тебя в лесу.

    Л. Не скажи. У меня тоже порядок, есть и улицы и этажи. Их называют ярусами. Дети, давайте расскажем Домовичку о лесе.

    В. Какие растения растут на самом высоком этаже? (сосны, ели, дубы). Почему эти деревья растут на самом высоком этаже? (светолюбивые). Посмотрите, а вот на картине молодые ели растут низко. Почему? (они еще не выросли)

    Л. видите, ребята, как в лесу интересно, не так как у вас. Взрослые живут на одном этаже, а дети на другом. Называют такие деревья подростом. Пройдет время, и они подрастут и займут каждый свой этаж.

    В. Поставьте на фланелеграф около дома высокие деревья.

    Л. А какие деревья растут ниже? (береза, ольха, рябина) Почему они заняли этаж ниже? (менее светолюбивые)

    (дети выставляют деревья на панно)

    Л. Кто занимает этаж ниже? (кустарники, смородина, малина, терновник, орешник, можжевельник)

    В. Покажите их Домовичку и поставьте ниже этажом.

    Д. Я знаю, что растет на нижнем этаже. Это грибы.

    Л. Правильно. Дети, а что еще растет на нижних этажах? (маленькие кустарники: брусничник, черничник; травы, мхи, грибы)

    (дети все это расставляют на панно)

    Л. Домовичок, а у меня для тебя и ребят есть один секрет. Как вы думаете, что находится под этажами? (подвал). Смотрите (открывается полоска, а под ней корни деревьев, грибница)

    Д. Что это за подвал, вот у меня подвалы – там трубы, кошки живут.

    Л. Дети, скажите Домовичку, кто живет у меня в подвале? Давайте расставим номера наших этажей.

    (дети выполняют)

    Д. Да, я понял, что деревья живут в лесу по этажам, ну а животные ведь бегают, кто-где хочет?

    Л. Ничего подобного, птицы, звери и насекомые селятся тоже каждый на своем этаже. Кто хочет попробовать расселить животных?

    Д. Я попробую, можно? (рассаживает животных не правильно)

    Л. Ой – ой – ой! Да разве так звери да птицы живут? Дети, помогите Домовичку, расселите животных правильно. Почему ты поставил зайца на первый этаж?

    Белка не упадет с дерева? Почему?

    Почему клест живет так высоко?

    Л. Почему звери, птицы, насекомые селятся именно на этих этажах? (в зависимости от того, как они передвигаются, питаются, защищаются от врагов)

    Д. А вот на этих картинах что-то я не вижу этажей.

    (дети переходят к картинам «Сосновый бор», «Березовая роща», «Дубравник»)

    Л. Деревья любят жить компаниями. А компании бывают разные и называются они по- разному.

    В. Дети, как называется лес, где растут одни березы? Что вы знаете о березовой роще, что это за лес? А как называется этот темный мрачный лес? (ельник). Расскажите Домовичку о ельнике и сосновом боре. (Ельник – темный, и там не любят жить березы, кустарники, да и травы).

    В. Домовичок, посмотри, как дети хорошо знают деревья наших лесов.

    Игра. «Узнай дерево по листку и плоду».

    В. Ребята, давайте поиграем в подвижную игру «Лесорубы».

    Дети распределяются на 3 группы. Одни изображают деревья, другие – зверей, третьи _ лесорубов. По команде «Лесорубы идут! Лесорубы стремятся захватить деревья, а звери стараются их спасти (причем, каждый свое – по экологическому сродству). При этом звери должны добежать до деревьев раньше лесорубов и взять их за руки, Если звери не успели или спасают не свое дерево, лесорубы забирают свою добычу.

    Несколько примеров экологической связи между растениями и животными:

    зайчик – осина, тетерев – береза, медведь – рябина, кабан – дуб, глухарь – сосна, клест – сосна, ель.

    В. Ребята, давайте подарим Лесовичку и Домовичку по картине. Сделаем мы их из заготовок, которые мы уже нарисовали.

    Вопросы детям:

    Надо ли поместить в лес животных?

    Какие животные, где живут?

    Могут ли животные обойтись без растений?

    А растения без животных?

    Л. Да, для леса вы свои. Приходите ко мне в гости. Я вас всех приглашаю: и детей, и Домовичка. Приходите, буду ждать.


    Конспект занятия по природному окружению и экологическому воспитанию в подготовительной группе: «Этажи леса»

    Программное содержание: Уточнить и расширить представление детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Дать знание о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособиться к тяжёлым зимним условиям.

    Учить устанавливать связи между особенностями и условиями среды обитания. Воспитывать любовь к животным, стремление помогать лесным жителям зимой. Совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.

    Методическое обеспечение: Картина «Этажи леса» , комплект иллюстраций о животных, обруч, маски-шапочки для игры и набор открыток с животными. Предшествующая работа: Читали рассказы В. Бианки «В зимнем лесу» , Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?!» читали сказки о животных, рассматривали иллюстрации С. Радкевича «Встреча с животными» , загадывали загадки о животных, учили стихи, рисовали животных.

    Ход занятия: Читаю детям стихотворение И. Сурикова «Зима»

    Белый снег пушистый
    В воздухе кружится
    И на землю тихо
    Падает ложится.
    И под утро снегом
    Поле забелело
    Точно пеленою
    Всё его одело.
    Тёмный лес что шапкой
    Принакрылся чудной
    И заснул под нею
    крепко, непробудно.

    Ребята, как вы думаете о каком времени года это стихотворение. О (Зиме)

    Правильно ребята о зиме.

    А как вы думаете, где лучше всего дышатся зимой? Где пахнет деревьями и тишину нарушает только стук дятла или хруст веточек (В лесу, на даче, за городом, в деревне) .

    Правильно ребята, лучше всего дышатся зимой в лесу. Деревья отдыхают под снежными шапками, земля укрыта белым покрывалом. Морозно и тихо в зимнем лесу.

    А как вы думаете, что же делают животные в это время года? (сидят в норах, спят) .

    Да ребята, вы всё правильно говорите. Но оказывается, многие животные не спят и зимой, они активны круглый год. И вот сейчас я вам предлагаю отправиться на волшебном лифте по зимнем этажам леса, и увидим, как лесные животные проводят зимние дни. Животные с которыми мы встретимся - млекопитающие.

    А почему ребята их называют млекопитающие? (пьют молоко, мама кормит своим молочком) . Правильно их называют млекопитающими, потому что мать выкармливает своих детенышей своим молоком.

    Нажмём на кнопку - и вот первый этаж нашего путешествия - подземный. А почему называется подземный? (потому что живут под землёй) Круглый год живёт под землёй один зверёк. Сейчас Вадим загадает нам загадку

    «Сделал дыру, Вырыл нору,

    солнце сияет а он и не знает»

    Правильно ребята это крот. Круглый год под землёй живёт крот. В лесу очень много норок вырытых кротами. Тело крота специально приспособлено к жизни в норах и рытью. Крот роет почву сильными передними лапами они короче задних, но с мощными когтями.

    Глаза крота недоразвиты, т.е. очень - очень маленькие, поэтому крот почти ничего не видит. Представляете, ребята глаза крота величиной со спичечную головку. Но хорошо развито обоняние - это нюх, по этому мордочка вытянута в небольшой хоботок. Кроты роют норы длинной в несколько сот метров. И в норках и под землёй они отыскивают личинок червей и питаются ими. Норы делают очень длинные как от нашего сада и до №17 школы. А теперь Соня загадай свою загадку

    «Сам он круглый, а не мяч,
    Рта не видно, а кусач,
    Голой ручкой не возьмешь,
    А зовётся это... (Ёж) .

    Теперь ребята мы сделаем следующую остановку. Вот остановился наш лифт на №2 этаже. Мы в гостях у ежа.

    Ребята как вы думаете что делает ёж зимой? (спит, ползает) . Зиму ёж проводит в норе, он забирается в неё поздней осенью. Сворачивается в клубок и впадает в спячку. Температура тела ежа становится очень низко, он редко дышит, сердце работает слабо и медленно и по этому ему не надо питаться. У ежа тоже маленькие глазки, и очень хорошо развит нюх. Тело его покрыто иголками а правильно по научному это называется - видоизменные волосы.

    На следующим этаже нашего путешествия живут другие животные. Женя загадывай свою загадку:

    «Это что за зверь лесной
    Встал, как столбик, под сосной?
    И стоит среди травы -
    Уши больше головы» (Заяц)

    А теперь послушайте другую загадку:
    «Хитрая плутовка, рыжая головка,
    Хвост пушистый - краса
    А зовут её... (лиса)

    А теперь послушаем загадку Гены:
    Кто зимой холодной
    Ходит злой, голодный? (Волк)

    Лиса и волк это хищники. А почему они так называются. (Злые, хищные едят других животных.)

    Да они хищные потому что живут не рядом с человеком, охотятся на других животных, питаются крупной добычей и имеют очень большие клыки и крупные зубы пиловидной формы. Что вы можете рассказать о волке? Волки это звери на высоких ногах тело покрыто тёплой шерстью. Они могут отыскивать добычу по следам, и долго её преследовать. Один волк весит 60-80 кг. «Это примерно четыре ребёнка встанут на весы, вот так весит 1 волк. Волки живут и охотятся стаей. В стае от 5-12 волков. Волки могут добывать крупных животных (лосей, кабанов) . У волка очень хороший нюх. Живут волки в логове. Лиса похожа на волка она то же хищница. Но лисы живут не стаей а по одиночке. У них очень хорошее зрение и нюх. Мех у лисице очень густой и пушистый. Лиса может спать прямо на снегу не замерзая, живут лисы в норах. (ребята давайте отдохнем и сделаем музыкальную паузу, игра «Охотник и лиса) .

    И теперь ребята поговорим о зайцах.

    А как вы думаете, зимуют зайцы? Зайцы живут не в норах, а в укромных местах. Это может быть заросли кустарника, валежника. Зайцы грызущие млекопитающее. У них нет клыков но очень крупные передние зубы - резцы. Они не тупятся даже от очень твёрдой пищи. По этому могут обгрызать кору с деревьев. У зайца пушистая шерстка. Летом серая, а зимой белая - незаметная на снегу-

    А теперь послушаем загадку Кати:

    4
    С ветки на ветку,
    быстрый как мяч,
    Скачет по лесу рыжий циркач.
    Вот на лету он шишку сорвал,

    Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

    Давайте отправимся на последний этаж нашего путешествия в дупло к белочке. Что вы можете рассказать о белке.

    Белка грызун, у неё как у зайца развиты передние зубы.

    Тело белки покрыто красивой шерстью, которая на солнце красиво переливается. У белки большой пушистый хвост который помогает ей передвигаться. Белка всегда делает запасы на зиму, (орехи, грибы, ягоды почки деревьев) .

    Д/игра «Чей хвост, чья голова»

    Вот ребята и закончилось наше путешествие по этажам зимнего леса. А я вам приготовила ещё одну игру «Выложи животное» .

    Мы сегодня побывали в зимнем лесу, познакомились с жизнью разных животных. Итог.