Созидательница: Мария Клавдиевна Тенишева. Тенишева мария клавдиевна

, Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске , ремесленного училища в Бежице , а также художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Мария Тенишева

Субтитры

Биография

Мария Пятковская родилась 20 мая (1 июня) 1858 года в Петербурге. Рано вышла замуж за Рафаила Николаевича Николаева. У супругов родилась дочь, также названная Марией, однако брак не сложился. Вскоре Мария Клавдиевна с маленькой дочерью уезжает в Париж к знаменитой Маркези учиться пению. У неё было прекрасное сопрано. Через некоторое время по возвращении в Россию Мария Клавдиевна знакомится с В. Н. Тенишевым. В г. Мария вступила в брак с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым - крупным российским промышленником (родные мужа бесприданницу не признали, и в родословную князей Тенишевых Мария Клавдиевна не была вписана). Супруги поселились недалеко от Бежицкого завода в имении Хотылёво , приобретённом князем Тенишевым в Брянском уезде Орловской губернии и расположенном на берегу реки Десны , где княгиней была основана одноклассная школа. Просветительская деятельность княгини Тенишевой началась с организации ремесленного училища близ Бежицкого завода , первый выпуск которого состоялся в мае 1896 года , столовой и клуба для рабочих завода.

М. К. Тенишева обладала великолепным художественным вкусом, чувствовала и любила искусство. «Настоящей Марфой-Посадницей» назвал её Н. К. Рерих . Тенишева собирала акварели и была знакома с художниками Васнецовым , Врубелем , Рерихом , Малютиным , Бенуа , скульптором Трубецким и многими другими деятелями искусства. Ею была организована студия для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию в Петербурге (1894-1904), где преподавал Репин . Параллельно была открыта начальная рисовальная школа в Смоленске 1896-1899 гг. Во время пребывания в Париже Тенишева училась в Академии Жюлиан , серьёзно занималась живописью, коллекционированием. Коллекция акварелей русских мастеров была передана Тенишевой в дар Государственному Русскому музею.

Мария Клавдиевна субсидировала (совместно с С. И. Мамонтовым) издание журнала «Мир искусства» , материально поддерживала творческую деятельность А. Н. Бенуа , С. П. Дягилева и других выдающихся фигур «Серебряного века».

Заветной мечтой М. К. Тенишевой было эмалевое дело, в котором её ожидал огромный успех. Именно благодаря трудам Тенишевой и её исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали. Труды Марии Клавдиевны были оценены по достоинству, и во Франции она была избрана действительным членом Общества изящных искусств в Париже и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже. После выставки своих работ в Риме Тенишева получила Почётный диплом от итальянского Министерства народного просвещения и была избрана почётным членом Римского археологического общества.

Истинной страстью М. К. Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление. Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина » в Смоленске (ныне в собрании Смоленского музея изобразительных и прикладных искусств им. С. Т. Конёнкова). В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина». Тогда же удостоена звания почетной гражданки города Смоленска.

Одним из главных просветительских проектов в жизни Тенишевой стало Талашкино - родовое имение княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской (урождённая Шупинская) (1857-1942), которое Тенишевы приобрели в 1893 г. (управление делами было оставлено в руках бывшей хозяйки). Дружившие с детства Тенишева и Святополк-Четвертинская воплотили в Талашкино концепцию «идейного имения», то есть центра просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры и одновременно - развития сельского хозяйства.

Тенишева скончалась 14 апреля 1928 г. в парижском пригороде Сен-Клу . В некрологе, посвящённом Марии Клавдиевне, И. Я. Билибин писал: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много» .

Когда она была молода и ещё никому не известна, то как-то рассказала свою историю Ивану Сергеевичу Тургеневу. Тот, задумавшись, ответил: «Эх, жаль, что я болен и раньше вас не знал. Какую бы интересную повесть я написал…»

Мария Клавдиевна Тенишева (урождённая Пятковская, по отчиму - Мария Морицовна фон Дезен) родилась 20 мая 1858 года, в Петербурге.
Девочка была незаконнорождённой и росла в богатом доме отчима совершенным дичком, несмотря на обилие гувернанток, нянек и учителей. От неё требовали полного послушания и сдержанности. Мать была холодна к ней, очевидно, связывая с этим ребёнком те моменты жизни, о которых хотелось забыть.

«Я была одинока, заброшена. Когда в доме всё затихало, я неслышно, на цыпочках пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью. Там мои друзья-картины… Этих хороших, умных людей называют художниками. Они, должно быть, лучше, добрее других людей, у них, наверное, сердце чище, душа благороднее?…».

Когда Марии исполнилось 16 лет, после окончания частной гимназии, молодой юрист Р. Николаев сделал ей предложение. Конечно, мысль о том, что замужество даст ей свободу, подтолкнула её дать согласие. Ранний брак, рождение дочери. И муж оказался заядлым игроком. «Всё было так серо, обыденно, бессодержательно» – писала она позже.

Пустяшный случай подарил надежду: ей сказали, что её сильный «оперный» голос обладает красивым тембром. Надо ехать учиться в Италию или во Францию.

Легко сказать! Каким же это образом? Где деньги? Где паспорт? Ведь в то время жена вписывалась в паспорт мужа. Мать отказалась помочь деньгами. Но Мария собрала денег, сколько могла, распродав обстановку своей комнаты. Куда сложнее было вырвать у мужа разрешение на отъезд. Но и это оказалось преодолённым.

…Одинокая женщина с маленькой дочкой на руках и с тощим багажом села в поезд, обещавший не Париж – новую жизнь.

«Трудно описать, что я пережила, почувствовав себя, наконец, свободной… Задыхаясь от наплыва неудержимых чувств, я влюбилась во вселенную, влюбилась в жизнь, ухватилась за неё».


Соколов А.П. Портрет Марии Клавдиевны Тенишевой (1898)

Мария начинает учится пению у знаменитой Матильды Маркези. Также начинает брать уроки изобразительного искусства у известного графика Ж.Г. Виктора, позже в Петербурге посещает классы барона Штиглица, проявляя яркие способности и на этом поприще. Начинает глубоко изучать историю искусств, часы проводит за книгами и в музеях.

Ещё одна страсть, ярко проявившаяся в юности и сыгравшая важную роль в её дальнейшей судьбе, - любовь к старине, тяга ко всему древнему. «Современные выставки оставляли меня равнодушной, тянуло к старине. Я могла часами выстаивать у витрин античных предметов».

Её редкой красоты меццо-сопрано очаровал парижан. Маркези была уверена, что её русскую ученицу ждёт слава оперной певицы. Ей предложили турне по Франции и Испании. Но антрепренер, как оказалось, считал, что кроме причитающихся ему процентов молодой и красивой женщине есть чем отблагодарить его за выгодный ангажемент. Произвол на рынке талантов, зависимость от денежных мешков, хватку которых Мария ощутила сразу, подействовали на неё, как холодный душ.

«Женщина… может выдвинуться только чудом или способами, ничего общего с искусством не имеющими, ей каждый шаг дается с невероятными усилиями».

Там, в Париже, она почувствует, что театр, сцена - не для неё. «Пение? Это - забава… Не этого хочет моя судьба».


М. К. Тенишева. Портрет работы И. Репина (1896)

А пока - возвращение в Россию, безденежье, двусмысленное положение в обществе. Муж фактически отобрал дочь, отдав её в закрытое учебное заведение. Об артистических планах жены отозвался: «Я не желаю, чтобы моё имя афиши трепали по заборам!» Но долгий, изнурительный развод всё-таки состоялся. В результате, дочь сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте её стремления к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней.

В критический момент жизни Марию Клавдиевну разыскивает её лучшая подруга детства Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская. Четвертинская сыграет очень большую роль в жизни Марии Клавдиевны. Подруга зовет её в своё родовое имение Талашкино.


Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская

На какой-то дружеской вечеринке её попросили спеть. Аккомпанировать взялся человек, во внешности которого, если бы не сюртук, выдававший руку дорогого парижского портного, было что-то крестьянское, кряжистое, почти медвежье. Виолончель в его руках звучала прекрасно! Так она встретила князя Вячеслава Николаевича Тенишева.


Князь В.Н. Тенишев. Леон Боннат (1896)

Он начал со службы техником на железной дороге с грошовым жалованьем. К моменту встречи с Марией у него было огромное состояние, неуклонно растущее благодаря его фантастической энергии, предприимчивости, превосходным знаниям коммерческого и финансового мира. Он успел прославиться как автор нескольких серьёзных книг по агрономии, этнографии, психологии. Его знали как щедрого благотворителя и серьёзного деятеля на ниве просвещения. И он был разведён.

Весной 1892 года Мария и князь Тенишев обвенчались. Брак их не был простым и безоблачным. Ей шел тридцать четвертый год, ему было сорок восемь лет. Две сильные независимые натуры, во многом похожие и в то же время очень разные, с уже сложившимися принципами и взглядами на жизнь. Ей недостаточно было, чтобы её любили только как женщину: она всегда хотела, чтобы в ней видели личность, считались с её мнением и принципами.

Вместе с супругом княгиня переехала в городок Бежица, где Тенишев управлял делами крупного завода.


Школа, открытая Тенишевой в Бежице

Тенишева вспоминала: «Понемногу передо мной развернулась целая картина истинного положения рабочих на заводе. Я открыла, что кроме заевшихся матрон и упитанных равнодушных деятелей в нём жили ещё люди маленькие, пришибленные, опалённые огнем литейных печей, оглушённые нескончаемыми ударами молота, по праву может быть озлобленные, огрубелые, но всё же трогательные, заслуживающие хоть немного внимания и заботы об их нуждах. Ведь это тоже были люди. Кто же, как не они, дали этим деятелям, да и мне с мужем, благополучие?..»


Репин И.Е. Потрет княгини М.К. Тенишевой (1896)

Мария Клавдиевна становится попечителем единственной в Бежице школы, затем основывает ещё несколько школ в городе и окрестных селах. Все школы создавались и содержались на капиталы Тенишевых. Мария Клавдиевна идёт дальше: организовывает народную столовую с качественными обедами и за умеренную плату. Также сделала возможным, чтобы семьям рабочих выдали во временное пользование пустующие земли - началось расселение из тесных и душных бараков, рассадников грязи и болезней. Но и это не всё. Ещё одна немаловажная проблема - досуг рабочих, который мог бы стать альтернативой пьянству и праздности. Тенишева организовывает в Бежицке театр, где будут выступать приезжие артисты, проводиться вечера и концерты.
Когда Тенишев выходит из правления брянскими заводами, семья уезжает в Санкт-Петербург.


Дом Тенишевых на Английской набережной в Санкт-Петербурге

В музыкальном салоне, в доме Тенишевых стали бывать известные композиторы и исполнители, Скрябин, Арсеньев. Голос хозяйки салона тогда восхитит Чайковского.


М. К. Тенишева. Портрет работы Серова (написанный в гостиной дома княгини в Санкт-Петербурге)

Мария Клавдиевна создаёт себе мастерскую для серьёзных занятий живописью, но тут же вдохновляется идеей И. Е. Репина организовать студию для подготовки будущих студентов к поступлению в Академию художеств и отдаёт под студию свою мастерскую. Преподавать берётся сам Репин.

Вскоре это место стало пользоваться огромной популярностью у молодежи. От желающих не было отбою, мастерская набивалась до отказа, «работали по пяти часов в день, не обращая внимания на тесноту и духоту». Тенишева старалась помогать студентам: обучение в студии было бесплатным, покупалось всё необходимое для занятий, устраивались бесплатные чаи, приобретались студенческие работы. Среди учеников тенишевской студии - И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, З.Е. Серебрякова, Е.В. Честняков и многие другие прославившиеся в будущем художники.
Мария Клавдиевна становится одной из основательниц журнала «Мир искусства».


Обложка журнала «Мир искусства»

Азартную натуру Тенишевой захватила ещё одна страсть – собирательство. В поездках с мужем по Европе княгиня, не ограниченная в средствах, покупала западноевропейскую живопись, фарфор, мраморную скульптуру, украшения, вещи, представляющие собой историческую ценность, изделия мастеров Китая, Японии, Ирана. Художественный вкус был дан ей от природы. Многое узнала и поняла она из общения с людьми искусства. Чтение, лекции, выставки довершали дело – Мария обрела острое чутьё знатока и умела оценить попавшее в руки по достоинству. И вот когда они с мужем поехали по старым русским городам: Ростову, Рыбинску, Костроме, по поволжским деревням и монастырям, перед княгиней предстала рукотворная красота безвестных мастеров – оригинальная, невообразимая по многообразию форм и цвета и совершенная по исполнению. На глазах рождалась уже новая коллекция из предметов утвари, одежды, мебели, украшений, посуды и поделок – вещи поразительной красоты, извлечённые из полутёмной избы или заброшенного амбара.


Портрет княгини Тенишевой М.К. Коровин К.А. (1899)

В 1893 году Мария Клавдиевна уговаривает свою подругу продать ей Талашкино. Как и в Петербурге, она очень быстро создаёт в талашкинском доме гостеприимную, творческую атмосферу, которая собирает здесь многих известных художников, музыкантов, учёных. Здесь часто бывают И.Е. Репин, М.А. Врубель, А.Н. Бакст, Я.Ф. Ционглинский, скульптор П.П. Трубецкой и многие другие. К слову сказать, в окружении Марии Клавдиевны всегда было много людей искусства, но почему-то никогда не возникало атмосферы праздности и богемности.


Врубель М.А. Портет княгини М.К. Тенишевой в образе Валькирии (1899).

Но самым дорогим её детищем стала школа на хуторе Флёново близ Талашкино, для деревенских детей. В сентябре 1895 г. новое школьное здание со светлыми классами, общежитием, столовой, кухней распахнуло свои двери. Желающих оказалось очень много. Преимущество при поступлении в школу имели сироты, которых Тенишева брала на полное обеспечение. Огромное внимание уделяется подбору учителей. По её представлениям, сельский учитель должен не только хорошо знать предмет, но и быть наставником и другом для ребёнка, примером в жизни.


Теремок в Флёнове

Рядом со школьным зданием по эскизу Малютина отстроили сказочный домик, украшенный резьбой и росписью; здесь разместились библиотека и учительская. Из столицы и зарубежных поездок сюда привозятся лучшие книги, учебники, альбомы по искусству, журналы.


Дверь – портал во внутреннем убранстве Теремка

Ещё одной жемчужиной флёновской школы стал детский балалаечный оркестр, прославившийся на всю Смоленщину.


Талашкинский оркестр балалаечников

В Талашкине также появлялись новая школа с последним по тем временам оборудованием, общедоступная библиотека, целый ряд учебно-хозяйственных мастерских, где местные жители, в основном молодёжь, занимались обработкой дерева, чеканкой по металлу, керамикой, окраской тканей, вышивкой. Началась практическая работа по возрождению народных ремесел. К этому процессу было привлечено немало местных жителей. Например, только русским национальным костюмом, ткачеством, вязанием и крашением ткани были заняты женщины из пятидесяти окрестных деревень.


Изделия талашкинских мастеров

Всё это поступало в открытый Тенишевой в Москве магазин «Родник». От покупателей не было отбоя. Заказы приходили и из-за границы. Даже чопорный Лондон заинтересовался изделиями талашкинских умельцев. Этот успех не был случайным. Ведь Тенишева пригласила в Талашкино жить, творить, работать и тех, кто составлял в то время художественную элиту России. В мастерских деревенский мальчонка мог пользоваться советами М.А. Врубеля. Узоры для вышивальщиц придумывал В.А. Серов. М.В. Нестеров, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, Н.К. Рерих, В.Д. Поленов, скульптор П.П. Трубецкой, певец Ф.И. Шаляпин, музыканты, артисты - эта земля становилась для многих мастеров студией, мастерской, сценой.

Тенишева хотела, чтобы вещи, созданные по старинным заветам красоты, вошли в жизнь и быт горожан и изменили их вкус, привыкший к дешёвым подделкам под европейский стиль. И ещё она очень хотела, чтобы в новом художественном процессе участвовали и местные крестьяне. Ведь в Смоленской губернии испокон веков было много кустарных промыслов, но изделия кустарей давно уже отошли от красоты народного искусства, были грубы, аляповаты, шаблонны; крестьяне пытались их совершенствовать, но, не видя и не зная хороших образцов, работали примитивно и сбывали свои изделия по низким ценам. Тенишева верила, что при правильном и любовном подходе можно возродить исконную тягу русского человека к красоте.

А ещё княгиня увлекалась эмалью - той отраслью ювелирного дела, которое заглохло еще в XVIII веке. Она решила её возродить. Целые дни проводила Мария Клавдиевна у себя в талашкинской мастерской, возле печей и гальванических ванн.

Именно благодаря трудам Тенишевой и её исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали.


“Заморские гости”. Эскиз для этой эмали был сделан Н. К. Рерихом по просьбе М. К. Тенишевой. Пластина выполнена в 1907 году, оказалась за границей и была продана на аукционе Сотбис в Женеве в 1981 году.

Её работы выставлялись в Лондоне, Праге, Брюсселе, Париже. В Италии - на родине этого дела - она была избрана почетным членом Римского археологического общества. Европейские эксперты отвели Тенишевой в области эмальерного дела «одно из первых мест среди современных ей мастеров». А на родине Мария Клавдиевна защитила диссертацию под названием «Эмаль и инкрустация». Ей была предложена кафедра по истории эмальерного дела при Московском археологическом институте.


Блюдo и солонкa с сибирским камнем орлецом, поднесённые в дар императору Николаю II

В 1903 году умирает муж – князь Тенишев.

В это время в Талашкино приезжает Н.К. Рерих. Дружба с ним стала важной страницей в жизни Марии Клавдиевны: «Наши отношения - это братство, сродство душ, которое я так ценю и в которое так верю. Если бы люди чаще подходили друг к другу так, как мы с ним, то много в жизни можно было бы сделать хорошего, прекрасного и честного».

В 1905-м она подарила свою колоссальную коллекцию предметов искусства городу Смоленску. Власти не захотели предоставить ей помещение для её показа. Более того, они вовсе не спешили принять дар княгини. Тогда Тенишева купила кусок земли в центре города, выстроила на свои средства музейное помещение и разместила там коллекцию.


Здание музея «Русская старина» в Смоленске.

Но, не успев открыться, музей оказался в опасности. В городе и деревнях начались поджоги, прокламации летали там и тут, кто-то уже видел выброшенные иконы и людей с красным флагом в руках. На сходках кричали о «кровопийцах», призывали «грабить буржуев». Тайно ночью, упаковав коллекцию, Тенишева увезла её в Париж. А вскоре в Лувре открылась выставка, о которой трубили все европейские газеты. Париж словно сошел с ума, наводнив пять больших залов.

Здесь можно было встретить всю интеллектуальную элиту столицы: учёные, писатели, политики, коллекционеры, гости, специально приезжавшие взглянуть на бесподобное зрелище. «И это все из Смоленска? А где это?» Французы со времён Наполеона не слыхивали о таком городе и не могли представить, что вся эта обильная роскошь «родом» из тихой провинции.


Бронзовые подсвечники

Тенишева очень гордилась тем, что показанные ею в Париже русские народные платья «сильно отразились на модах и принадлежностях женского туалета». Восприимчивые ко всем новшествам из мира одежды, француженки многое переняли у смоленского крестьянства. «Я заметила, – писала Мария, – явное влияние наших вышивок, наших русских платьев, сарафанов, рубах, головных уборов, зипунов… Появилось даже название «блуз рюс» и т.д. На ювелирном деле также отразилось наше русское творчество, что так порадовало меня и было мне наградой за все мои труды и затраты.»


Деревянная ендова. По рис. кн.М.К. Тенишевой.

«Какая свежесть форм, богатство мотивов! – ошеломлённо знакомили читателей с невиданным вернисажем обозреватели. – Это восторг, настоящее откровение!» За обилием восклицательных знаков деликатно маячил один вопросительный: «Неужели все это сделано в России?» Княгиня Тенишева первая открыла Европе дверь в самобытный, ни на что не похожий мир русского художественного творчества.


Балалайка, расписанная Врубелем.

За коллекцию балалаек, расписанных Головиным и Врубелем, Марии Клавдиевне предлагали астрономическую сумму. В газетах тех лет писали, что коллекция никогда не вернется домой: её показ в разных странах мира может стать для владельцев настоящим золотым дном. Но в Смоленск вернулось все до единой вещи.


Экспонат из коллекции «Русской старины»

А с революцией жизнь в «русских Афинах» (так называли современники Талашкино) прервалась. Начались поджоги, в школе велась пропаганда, а Тенишева не могла понять, почему созданное ею разрушается. В церкви Святого Духа, построенной Тенишевой и расписанной Н.К.Рерихом, хранили картофель. Гробница В.Н.Тенишева была разорена, а его прах выброшен.


Мозаика церкви Святого Духа, выполненная по эскизам Н. Рериха

А ведь школа в Талашкине просуществовала всего десять лет, мастерские и того меньше - четыре с половиной года!

26 марта 1919 г. Тенишева вместе с самой близкой подругой Е. К. Святополк-Четвертинской и близким другом и помощником В. А. Лидиным покинула Россию навсегда и уехала через Крым во Францию.


Сундук и подвеска, инкрустированные выемчатой эмалью. Работа М.К.Тенишевой.

Последние десять лет свой жизни Тенишева проводит в эмиграции, в небольшом имении Вокрессон, которое друзья назвали «Малое Талашкино». Здесь, уже тяжело болея, в маленькой мастерской на авеню Дюкен она продолжает работать над эмалями, зарабатывая на жизнь собственным трудом.

Также Мария Клавдиевна с удовольствием приняла предложение заняться костюмами к опере «Снегурочка».

«Работоспособность её была изумительна, – вспоминала Е.К. Святополк-Четвертинская. – До своего последнего вздоха она не бросала кистей, пера и шпателей».

Мария Клавдиевна Тенишева умерла весной 1928 года. Похоронили её на кладбище Сент-Женевьев де Буа.


Памятник М. К. Тенишевой в Талашкино

В сю жизнь Мария Тенишева занималась самообразованием: училась петь, рисовать, изучала древнюю эмаль и даже защитила диссертацию по этой теме. Благотворительности и меценатству она тоже посвящала много времени. Княгиня открывала школы и училища, музеи и лазареты, собирала произведения искусства и помогала молодым живописцам поступать в Академию художеств. И везде, где жила - в Париже, Петербурге, русском имении Талашкино, - Тенишева создавала культурные центры, куда съезжались деятели искусства.

Ученица парижской вокальной школы

Мария Тенишева (урожденная Пятковская) родилась в Петербурге в 1858 году. Ее мать вышла замуж лишь после рождения девочки, поэтому в семье отчима Морица фон Дезена ее не признали. По слухам, ее родным отцом мог быть император Александр II .

Положение «незаконнорожденной» отражалось на жизни Марии Тенишевой с самого детства. Она получала домашнее образование, не испытывая нужды практически ни в чем, однако была одинока и заброшена. Девочка «беседовала» с живописными полотнами, которые висели в доме ее отчима. Она называла их «друзьями-картинами» и «благородными созданиями».

В 1869 году Мария Тенишева поступила в частную женскую гимназию Марьи Спешневой - первую в России гимназию, в которой обучение велось по программам мужских реальных училищ. Поначалу, избавившись от давления матери, она училась рассеянно, постоянно шалила, но позже увлеклась русской историей, естественными науками и иностранными языками.

В 1876 году Тенишева окончила гимназию и вышла замуж за правоведа Рафаила Николаева. Через год у нее родилась дочь. Однако брак не был счастливым - Тенишева называла его «душной скорлупой». Спустя пять лет несчастной семейной жизни она тайно уехала в Париж вместе с дочерью и верной служанкой Лизой Грабкиной. У Марии Тенишевой был красивый голос, и она мечтала о специальном образовании. В Париже беглянка записалась в вокальную школу Матильды Меркези. Опьяненная свободой и культурной жизнью французской столицы, она посещала уроки пения и итальянского языка. Тенишева познакомилась с известными деятелями культуры того времени - Марией Савиной, Иваном Тургеневым , Антоном Рубинштейном и Константином Маковским , который написал ее первый портрет.

Через год Марии Тенишевой пришлось вернуться в Россию. В этот период муж забрал у нее дочь, у самой Тенишевой начались материальные проблемы. Она поселилась в имении Талашкино Смоленской губернии со своей подругой детства Екатериной Святополк-Четвертинской. Этот «типично русский уголок», как она запишет позже, вернул Марии Тенишевой «надежды и любовь к жизни». Однако осенью того же года она вновь уехала в Париж: продолжать учебу у Меркези.

В столице Франции Марии Тенишевой предложили турне по Европе, однако та отказалась: «Пение? Это - забава… Не этого хочет моя судьба» . Все свободное время она проводила с Екатериной Святополк-Четвертинской. Подруги гуляли и ходили по музеям. Мария Тенишева заинтересовалась старинным искусством эмали, начала брать уроки рисования в Лувре - у художника Габриэля Жильбера.

Весной 1885 года она вновь вернулась в Россию. После нескольких лет двусмысленного положения в обществе муж дал ей развод. Дочь он отдал в закрытый пансион. Тенишева снова поселилась в Талашкино - здесь они с Екатериной Святополк-Четвертинской открыли Школу грамоты для крестьянских детей.

Илья Репин. Портрет княгини М.К. Тенишевой. 1896. Смоленский государственный музей-заповедник

Илья Репин. Портрет М.К. Тенишевой. 1898. Государственная Третьяковская галерея

Михаил Врубель. Валькирия. Княгиня М.К. Тенишева. 1899. Одесский художественный музей, Украина

Петербургская студия-мастерская и провинциальные «Русские Афины»

Спустя три года Мария Тенишева уехала в Москву, чтобы изучать русскую оперу под началом Федора Комиссаржевского. Она познакомилась с Константином Станиславским и сыграла в его благотворительном спектакле. А позднее отправилась в Петербург, где продолжила свое самообразование, посещая уроки рисования.

В столице на одном из светских приемов Мария познакомилась с князем Вячеславом Тенишевым. Начав свой путь техником железнодорожных путей, он стал крупным предпринимателем, которого за энергичность и деловитость прозвали «русским американцем». К тому времени он был не только состоятельным промышленником, но и крупным меценатом, автором книг по агрономии, этнографии.

В 1892 году Мария Тенишева вышла за князя замуж. С этого момента она начала активную просветительскую деятельность. При Брянском рельсопрокатном заводе, которым руководил Вячеслав Тенишев, княгиня открыла ремесленные училища для детей рабочих, вечерние курсы, клуб. В 1894 году Мария Тенишева и Святополк-Четвертинская выкупили у разорившейся помещицы хутор Фленово - неподалеку от Талашкино. В объединенном имении открыли сельскохозяйственную школу.

На зиму супруги переезжали в Петербург. В их доме на Английской набережной собирались известные деятели культуры - Илья Репин , Виктор Васнецов , Михаил Врубель , Петр Чайковский . В 1895 году у себя дома княгиня открыла студию-мастерскую. В ней молодые люди готовились к поступлению в Академию художеств , которой в то время руководил Репин. Спустя два года Мария Тенишева организовала в Петербурге выставку произведений западноевропейского искусства. Ценную коллекцию она собрала, путешествуя по Европе. Несколько полотен хотел выкупить Павел Третьяков , но Тенишева отказалась нарушать целостность собрания, позже она передала картины в Русский музей . В марте 1898 года Мария Тенишева стала сооснователем журнала «Мир искусства», спонсируя первые выставки мирискусников. Все свободное время княгиня посвящала изучению искусства древней эмали и даже пробовала создавать эмали сама.

В провинциальном культурном центре Тенишевых - «Русских Афинах», как называли имение современники, - кипела жизнь. Там существовал свой оркестр русских народных инструментов и даже театр . В начале ХХ века Мария Тенишева решила построить во Фленово храм. В конкурсе на лучший проект победил план Сергея Малютина и Ивана Барщевского. Работы начались в 1901 году, и к 1903 году внутренней отделкой и росписью отстроенного храма Святого Духа стал заниматься близкий друг семьи Николай Рерих .

«Всю свою жизнь она не знала мертвенного покоя. Она хотела знать и творить и идти вперед».

Николай Рерих, «Памяти Тенишевой»

В 1903 году супруг Марии Тенишевой серьезно заболел и вскоре скончался. Вместе со Святополк-Четвертинской княгиня отправилась в поездку по городам России - Владимиру, Суздалю, Костроме, Угличу, Новгороду. Во время путешествия дамы скупали старинные произведения искусства. Для выставки собранных работ в Смоленске заложили фундамент музея «Русская старина».

Валентин Серов. Портрет М.К. Тенишевой. 1898. Смоленский государственный музей-заповедник

Музей «Русская старина» княгини Тенишевой в Смоленске. Дореволюционная открытка. Фотография: wikipedia.org

Константин Коровин. Портрет М.К. Тенишевой. 1899. Смоленский государственный музей-заповедник

«Мини-Талашкино» под Парижем

Прервала деятельность Тенишевой революция 1905 года. Начались волнения в ее школах, забастовки в рабочих мастерских. Горели целые деревни.

«Нет сомнения, это была стихийная буря, пролетевшая над Россией. Слепые, бессовестные люди… Это те, которые ратуют за народ, кричат о благе народа - и разрушают с легким сердцем то немногое, те редкие очаги культуры, которые создаются единичными тяжелыми усилиями отдельных лиц».

Из книги Марии Тенишевой «Впечатления моей жизни»

Княгиня приняла тяжелое решение - закрыть школу, приостановить все работы и переехать со Святополк-Четвертинской в Париж. Два следующих года, чтобы сберечь коллекции Тенишевой, их постепенно вывозили из России. Пристанище в Париже стали называть «мини-Талашкино». Как и раньше, Мария Тенишева изучала эмаль и начала записывать свои наблюдения в виде исследовательской работы.

В 1906–1907 годах Париж захватила мода на русское. В дополнение к выставке Сергея Дягилева и готовящимся Русским сезонам, Тенишева представила парижанам традиционное искусство России на специальной выставке. Экспозиция стала настолько популярной, что коллекции выставлялись практически полгода в четырех залах Лувра, а во французской моде и ювелирном искусстве тех времен появились русские мотивы.

В 1908 году подруги, тосковавшие по родине, вернулись в Россию. За два с половиной года Талашкино пришло в запустение. В книге «Впечатления моей жизни» Мария Тенишева писала: «Я же теперь живу на кладбище. Куда ни взглянешь: направо - бывшая мастерская, налево - замолкший, заглохший театр, свидетель былого оживления и веселья, там за лесом - бывшая школа…» Княгиня пыталась возродить свое имение, а параллельно спонсировала открытие высших учебных заведений в Смоленске. В Талашкино вновь собирались друзья: Игорь Стравинский и Николай Рерих работали там над балетом «Весна священная». В 1912 году Тенишевский музей в Смоленске посетил Николай II .

С началом Первой мировой войны работы по обустройству Талашкино прекратились. В Смоленске Мария Тенишева открыла лазарет для раненых. Сама княгиня работала над диссертацией «Эмаль и инкрустация», которую защитила в 1916 году. Однако военная обстановка сказывалась на ее эмоциональном состоянии.

В 1918 году княгини Тенишева и Святополк-Четвертинская через Крым выехали во Францию. Небольшая вилла в местечке Воскрессон под Парижем снова стала русским культурным центром, в который приезжали деятели искусства. Княгиня по-прежнему тяжело переживала разлуку с Россией. Она начала писать мемуары, которые позже опубликовала Екатерина Святополк-Четвертинская.

Марии Тенишевой не стало в 1928 году. Ее похоронили на кладбище Сен-Клу. Каменное надгробие на ее могиле выполнил Иван Билибин.


1 июня (по старому стилю – 20 мая) исполняется 150 лет со дня рождения выдающейся женщины, чей вклад в развитие русской культуры сложно переоценить. Княгиня Мария Тенишева была коллекционером, меценатом, общественным деятелем и художником-эмальером. Тургенев сожалел о том, что не успел написать о ней повесть, она позировала Репину, Серову, Коровину и Врубелю. Современники называли ее «героиней нашего времени» и «гордостью всей России», а в наши дни ее имя вряд ли известно большинству и незаслуженно забыто.



Мария Клавдиевна Тенишева, урожденная Пятковская, появилась на свет в знатной семье, но была незаконнорожденной. По слухам, ее отцом мог быть император Александр II. Ее мать вышла замуж после ее рождения, и поэтому в семье отчима ее не признали. Мария ни в чем не нуждалась, но была полностью предоставлена самой себе. Позже в своих воспоминаниях она написала: «Я была одинока, заброшена. Когда в доме все затихало, я неслышно, на цыпочках пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью. Там мои друзья-картины...».



После окончания гимназии Мария вышла замуж за правоведа Рафаила Николаева и родила ему дочь, но счастлива в браке не была, так как супруги не любили друг друга. Позже Мария назвала этот брак «душной скорлупой», ведь «все было так серо, обыденно, бессодержательно». Муж был равнодушен ко всему на свете, кроме игры в карты. Спустя 5 лет Мария продала часть мебели и на вырученные деньги вместе с дочерью уехала за границу.



В Париже она начала посещать вокальную школу, обнаружив меццо-сопрано редкой красоты. Ее наставница прочила ей карьеру оперной певицы, но Мария решила, что сцена – не для нее: «Пение? Это – забава… Не этого хочет моя судьба». За границей она также брала уроки изобразительного искусства, много времени проводила в музеях и за книгами.



Через год Мария вернулась в Россию. Муж отобрал дочь, отдав ее в закрытое учебное заведение, и презрительно отзывался о творческих успехах жены: «Я не желаю, чтобы мое имя афиши трепали по заборам!». А дочь постепенно отдалилась от матери, так и не простив ей того, что она решила уйти из семьи во имя самореализации.



В сложные времена на помощь пришла подруга детства – Екатерина Святополк-Четвертинская, пригласившая ее в свое родовое поместье Талашкино. С тех пор жизнь Марии круто изменилась. Там она познакомилась с князем Вячеславом Тенишевым – предпринимателем, меценатом и общественным деятелем. Несмотря на значительную разницу в возрасте, они почувствовали друг в друге родные души и вскоре обвенчались.



Вместе с супругом княгиня переехала в Бежецк, где у Тенишева был крупный завод. Мария Клавдиевна стала попечителем местной школы, затем основала еще несколько школ, организовала общественную столовую и театр, открыла ремесленные училища для детей рабочих. Позже семья переехала в Санкт-Петербург, где в доме Тенишевых был организован музыкальный салон, в котором бывали известные композиторы.



По совету Ильи Репина Тенишева открыла студию-мастерскую, где готовили студентов для поступления в Академию художеств. Княгиня также стала сооснователем журнала «Мир искусства», спонсируя выставки мирискусников. Параллельно она занялась коллекционированием, многие картины княгиня позже передала в Русский музей. В 1893 г. она приобрела имение в Талашкино и превратила его в культурный центр, не уступающий мастерским в Абрамцево. Здесь бывали Репин, Бакст, Врубель, Серов и другие известные художники.





На хуторе Фленово возле Талашкино княгиня открыла школу для деревенских детей, в которой преподавали лучшие учителя. Новую школу и ряд учебно-хозяйственных мастерских открыли и в Талашкино. Там занимались обработкой дерева, чеканкой по металлу, керамикой, вышивкой и т. д. Заказы на произведения талашкинских мастеров поступали даже из-за границы. Княгиня увлеклась эмалью и целыми днями проводила в мастерской, загоревшись идеей возродить эмалевое дело. Ее работы экспонировались за границей и пользовались большим успехом.



В 1903 г. умер муж Тенишевой, а вскоре погибли и все ее любимые детища. После революции жизнь в «русских Афинах», как называли Талашкино, прекратилась. В построенной княгиней и расписанной Рерихом церкви хранили картошку, гробницу Тенишева разорили, мастерские закрыли. Об этих днях она писала: «Нет сомнения, это была стихийная буря, пролетевшая над Россией. Слепые, бессовестные люди… Это те, которые ратуют за народ, кричат о благе народа – и разрушают с легким сердцем то немногое, те редкие очаги культуры, которые создаются единичными тяжелыми усилиями отдельных лиц».



В 1919 г. княгине пришлось покинуть страну. Последние годы своей жизни она провела в эмиграции, продолжая работать над эмалями, несмотря на тяжелую болезнь. Мария Тенишева умерла в 1928 и была похоронена во Франции, а на родине эмигрантку предали забвению.



На хуторе Фленово княгиня Тенишева вместе с Рерихом построила уникальный , отреставрированный в 2016 г. Мария Клавдиевна Пятковская родилась в Петербурге в 1867 году. Семейное предание сохранило разные версии того, кто был ее отцом, называлось даже имя императора Александра II. Окончив частную гимназию, девушка была рано выдана замуж за правоведа Рафаила Николаева и вскоре родила дочь Марию. Но брак оказался неудачным. «Все было так серо, обыденно, бессодержательно» - вспоминала Мария Тенишева позже.1881 году, забрав с собой маленькую дочь, Мария Клавдиевна, обладательница восхитительного сопрано, уезжает в Париж для обучения пению. Желание стать профессиональной певицей настолько велико, что неудовольствие родных людей ею не принимается во внимание. Возвратившись из-за границы, Мария Клавдиевна сближается с подругой детства княгиней Екатериной Константиновной Святополк-Четвертинской, которая приглашает молодую женщину погостить в своё родовое имение Талашкино. По соседству с Талашкино находились и земли князя Вячеслава Николаевича Тенишева - крупнейшего российского промышленника и землевладельца. На Смоленщину князь каждое лето приезжал поохотиться. Князь В.Н. Тенишев был на 22 года старше Марии Клавдиевны, но разница в возрасте была не столь важна и заметна. Значительно большее значение имело обнаружившееся родство душ. После скорого развода князя В.Н. Тенишева с первой женой и, в свою очередь, расторжения брака Марией Клавдиевной, они в 1892 году обвенчались.
Так Смоленщина приобрела удивительного человека. И сегодняшняя прогулка будет рассказом о Марии Клавдиевне.

Правда родные мужа бесприданницу не признали, и в родословную князей Тенишевых Мария Клавдиевна так и не была вписана.
Тенишев дал Марии Клавдиевне, помимо духовной опоры, княжеский титул, состояние и возможность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки.
Ею было создано Училище ремесленных учеников (под Брянском), открыто несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей.
Делом всей жизни Марии Клавдиевны стало Талашкино — родовое имение ее подруги детства, княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской, которое Тенишевы приобрели 1893 году, оставив управление делами в руках бывшей хозяйки. Тенишева и Святополк-Четвертинская реализовали в Талашкино мысль об «идейном имении»: просветительство, развитие сельского хозяйства и возрождение традиционной народной художественной культуры как живительной жизнетворческой силы.
Талашкино превратилось на рубеже веков в духовный и культурный центр России, где содружеством выдающихся художников эпохи возрождалась и развивалась традиционная русская культура. Рерих назвал Талашкино «художественным гнездом», столь же знаменитым в свое время, как и подмосковное Абрамцево. Неорусский стиль в искусстве - «родом» из Талашкино.
В 1894 году Тенишевы покупают около Талашкино хутор Фленово, открывают там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу - с лучшими учителями, богатейшей библиотекой. Использование самых последних достижений аграрной науки во время практических занятий позволило школе готовить настоящих фермеров, которых требовала реформа Столыпина.



Улица тут одна. И называется Музейная. А в доме живут в основном музейные тётушки-работницы.


При школе по инициативе княгини были созданы учебные мастерские прикладного искусства: керамическая, столярная, резьбы и росписи по дереву, окраски тканей и вышивания, чеканки по металлу.Дети из бедных семей, да и большинство учеников принимались на полное попечение. По-соседству со школой были выстроены уютные дома для мальчиков и девочек. Плохо успевающих учеников из школы не отчисляли. Учили какому-либо ремеслу. Способных и талантливых детей княгиня М.К.Тенишева отправляла учиться дальше в Смоленск, в Петербург, за границу. В своих воспоминаниях княгиня писала: «Приходит в школу бессознательным дикарем - ступить не умеет, а там, смотришь, понемногу обтесывается, слезает грубая кора - человеком делается. Я любила разгадывать эти натуры, работать над ними, направлять их… Да, я люблю свой народ и верю, что в нем вся будущность России, нужно только честно направить его силы и способности».
О том, что все эти благотворительные дела шли от чистого сердца, свидетельствует и отзыв одного из современников: «… в благотворительности Марии Клавдиевны….ничего показного, бьющего на дешевый, чисто внешний эффект. Все глубоко, все от сердца». Княгиня Тенишева старалась приобщить своих воспитанников к искусству. Ее дружба с музыкантом Андреевым, который впервые вывел на столичные подмостки народные инструменты, привела в конечном итоге к созданию в Талашкино оркестра балалаечников. А музыкант оркестра Василий Александрович Лидин и вовсе покинул Петербург, переехал в Талашкино и возглавил созданный им оркестр народных инструментов. Андреев часто бывал в имении Тенишевых; участвовал в концертах вместе с крестьянскими детьми.





Сама же она была замечательным художником-эмальером. Ее работы выставлялись в Париже, получив единодушное одобрение мастеров-профессионалов (вещь небывалая для женщины, да к тому же иностранки) в Италии - родине эмали, в Лондоне, Брюсселе, Праге.


Сергей Малютин - автор резного «Теремка» (1902). Его мы видим почти сразу, как заходим за ворота. Опять же, как и сама Тенишева, это человек - кладезь талантов: он и художник, и архитектор, и сценограф, в общем, на все руки мастер. И игрушку матрёшку придумал он.








Музейный кот и ёжик.






А воздух тут! Так и хочется присесть на скамеечку и послушать тишину.


Малютин и архитектор церкви Святого Духа (1903-1908), которую расписывал уже Рерих. Церковь находится на высоком холме. Она строилась еще и как будущая усыпальница Вячеслава Николаевича Тенишева.


Сейчас она очень серьёзно реставрируется. И лик Христа укрыт сеткой.






















Николай Рерих, прежде всего для Фленово, - художник, расписавший Церковь Святого Духа и украсивший её внешние фасады поразительной смальтовой мозаикой. Он приехал в Смоленск по приглашению княгини. Город, а особенно Смоленская Стена, его сильно впечатлили: «Холмы смоленские, белые березы, золотые кувшинки, белые лотосы, подобные чашам жизни Индии, напоминали нам о вечном пастухе Леле и красавице Купаве, или, как бы сказал индус, о Кришне и Гопи». Рерих написал здесь несколько картин («Сторожевая башня», «Общий вид стен кремлевских», «Смоленская башня» и др.). В Художественных мастерских он занимается керамикой (в «Теремке» есть его работы - ваза и картины). А через несколько лет вновь приезжает во Фленово, чтобы расписать церковь. Успевает выполнить фрески алтаря, расписать одну из арок и выложить мозаику над главным входом (началась Первая Мировая). Росписи были на тканевой основе! И по этой причине не сохранились. А главное - Рерих над алтарем изобразил не Русскую Богородицу, а Матерь Мира, то есть отошёл от православных канонов, и поэтому самой церкви строго отказали в освящении. Освятили лишь её цокольный этаж (усыпальницу). После революции из усыпальницы церкви Святого духа, прежде чем устроить там овощехранилище, вынесли тело князя Тенишева. Говорят, что какие-то крестьяне всё-таки тайно его перезахоронили, в березовой роще. И сейчас около церкви стоит символический крест в память о хозяине этих земель, благодетеле и муже княгини Тенишевой.




С революцией 1905 года прервалась прежняя жизнь в «русских Афинах». Начались поджоги, в школе велась революционная пропаганда. Княгиня М.К. Тенишева не могла понять, почему с любовью созданный ею мир разрушается на глазах. В воспоминаниях княгини читаем её размышления о происходящем:«Гляжу на все как на роковую долю свыше. Должно быть, это так надо... Там, где была школа, - тишина. А над ней, высоко на горе, стоит одиноко на вершине венец дела любви - храм. Во время заката уныло гляжу я с балкона на пламенеющий крест, горюю, страдаю и по-прежнему люблю. Долго я урезонивала самое себя, долго болела душою, но, наконец, после многих бессонных ночей и сильной внутренней борьбы я сказала себе, что храмы, музеи, памятники строятся не для современников, которые большей частью их не понимают. Они строятся для будущих поколений, для их развития и пользы. Нужно отбросить личную вражду, обиды, все это сметется со смертью моих врагов и моей. Останется созданное на пользу и служение юношеству, следующим поколениям и родине. Я всегда любила ее, детей и работала, как умела».














После 1917 года Мария Тенишева эмигрировала в маленький городок под Парижем. Денег нет, зато есть её любимый набор: трудолюбие, энергия, талант. Мадам Русская Княгиня и здесь находит применение своему дару творить - становится ювелиром, специалистом по изделиям, инкрустированным выемчатой эмалью. В 1928 году княгини не стало.