Современная классификация животных и растений. Классификация животных: систематические группы

Общепринятое и полноценное обучение учащихся предполагает и изучение творческого разнообразия, в виде ознакомления с произведениями великих русских и зарубежных поэтов и писателей. Проще сказать школьная программа предполагает и изучение такого предмета, как литература!!! Именно этому предмету и будет посвящена наша страница. На ней мы разберем учебник за 2 класс, 2 часть авторов Климановой, Горецкого, Головановой, Виноградской, Бойкиной. Весь учебник выстроен как книга с произведениями, но в конце каждого произведения приведены вопросы. Именно на эти вопросы и должен ответить учащийся. В нашем случае страницы с вопросами были разобраны по страницам. То есть те страницы, где есть вопросы у нас будут уже не с вопросами, а с ответами. Ищем в учебнике нужную нам страницу с вопросами, а затем кликаем на ту же страницу у нас в ответах. Получается вот так! Ну и самое главное, что нам хотелось сказать, что наши ответы это лишь альтернативная версия. Вы сами в первую очередь должны будете прочитать произведения и ответить на вопросы. Ведь зачастую вопросы подразумевают именно личностную точку зрения, а не переписывание под копирку. То есть приведенные ответы вам лишь помогут сориентироваться, в каком направлении искать ответ, но ваш ответ должен быть индивидуален! А вот для того чтобы ответить на вопросы, первым делом необходимо прочитать приведенные произведения. Что мы вам и рекомендуем непременно сделать. Ведь это не только возможность сделать домашнюю работу, но и узнать что-то новое из общепризнанных произведений.

Ответы по страницам ГДЗ Литературное чтение 2 класс учебник, 2 часть. Ответы на задания. Решебник

Вы можете кликнуть на интересующие вас страницы, ответы откроются в новом окне. Пробуем! Собственно здесь и приведены ответы по страницам.

Выбери страницу учебника: страница 5 страница 10 страница 12 страница 22 страница 23 страница 25 страница 28 страница 29 страница 31 страница 33 страница 34 страница 37 страница 39 страница 42 страница 43 страница 44 страница 46 страница 47 страница 49 страница 53 страница 59 страница 64 страница 68 страница 69 страница 70 страница 73 страница 76 страница 78 страница 84 страница 86 страница 92 страница 95 страница 97 страница 99 страница 103 страница 106 страница 109 страница 111 страница 112 страница 113 страница 114 страница 115 страница 116 страница 118 страница 120 страница 121 страница 122 страница 126 страница 129 страница 131 страница 133 страница 135 страница 136 страница 137 страница 138 страница 142 страница 144 страница 145 страница 148 страница 149 страница 150 страница 151 страница 152 страница 153 страница 154 страница 160 страница 167 страница 170 страница 173 страница 175 страница 177 страница 179 страница 180 страница 181 страница 193 страница 194 страница 196 страница 199 страница 208 страница 209 страница 212

Вот такие собственно ответы.

Разбор наиболее сложных и неординарных заданий в учебнике по литературе 2 класса

Страница 49
Николай Николаевич Носов. Здесь на рисунках изображены герои его произведений, “приключения Незнайки”: сам Незнайка, учёный Знайка, доктор Пилюлькин, Винтик и Шпунтик, поэт Цветик, Пончик, Сахарин Сахариныч Сиропчик, охотник Пулька, художник Тюбик, музыкант Гусля, Синеглазка.
Страница 53
Произведение Николая Носова “Затейники”. Здесь повествуется о малышах, которые прочитали сказку “Три поросёнка” и решили смастерить себе домик. Петя с Валей стащили с кровати одеяло и завесили им cтол. Ребята представили, что это дом, в котором они будут жить. Но их игра прервалась потому что Пете показалось, что его кто – то схавтил за ногу, и он с Валей выскочил из – за стола. Ребята фантазёры, затейники, но трусишки. Во время игры они придумали свой дом и серого волка, как в сказке, и боялись, что он вылезет из под стола и схватит их. Ребятам можно посоветовать учится преодолевать свой страх, развивать себе смелость и силу воли.
Страница 59
Рассказ “Живая шляпа”. Николай Носов такое название рассказа объясняет “поведение” шляпы. Она двигается по комнате, как живое существо, подползает к дивану. Автор хотел, чтобы читатели знали, как котенок попал под шляпу, ведь ребята думали, что шляпы не бывают живыми, и котёнку Ваське попало ни за что. Шляпа оказалась “живой”, потому что котёнок Васька подпрыгнул за мухой, севшей на шляпу, а та соскользнула с комода и накрыла Ваську сверху. Ребята в момент встречи со шляпой были напуганы, тряслись от страха, даже убежали на кухню, а потом любопытство взяло верх и Володя с Вадиком догадались напасть на шляпу и начали кидать в неё картошкой. Знакомый предмет вёл себя странно, непонятно, и мальчики струсили, а когда узнали секрет шляпы, то испытали облегчение.
Страница 64
Николай Носов “На горке”. Котька в начале рассказа хитрый мальчик, который не ценит чужой труд, не хочет признать своей вины перед приятелем. Но в конце рассказа он исправляет ошибки и снова засыпает горку снегом. Всё случилось из – за того, что Котька Чижов, что бы взобраться на горку посыпал её песком, но скатится с неё не смог. Он посыпал горку снегом, а ребята снова полили её водой. Котька поступил нехорошо. Он не принимал участие в работе, а потом испортил то, что другие ребята сделали – горку посыпал песком, на ней невозможно стало кататься.
Страница 68
Перечисляются все произведения классиков литературы. Стихи Самуила Маршака “Великан”, “Мяч”, “Усатый – полосатый”, “Два дрозда”, “Ванька – встанька”, так же Корнея Ивановича Чуковского “Краденое солнце”, “Мойдодыр”, “Айболит и воробей”, “Муха – Цокотуха”, “Федотка”, Агнии Борто “Звенили птичьи голоса…”, “Дом проснулся на заре”, “Разговор с мамой”, “Наступили холода”, “Гуси – лебеди”, Сергея Михалкова “А что у Вас?”, “Мы с приятелем”, “Стихи друзей”, “Про мимозу”, “Котята”, “Трезор”, “Кораблики”, произведения Н. Носова “Приключения Толи и Миши”, “Весёлая семейка”, “Карасик”, “Заплатка”, “И я помогаю” Эти авторы радуются хорошим детским поступкам, помогают избавится от недостатков, пишут интересно и весело, подшучивают над плохими детьми, учат добру.
Страница 69
Здесь описывают произведения для детей Валентины Осеевой “Динка”, “Динка прощается с детством”, сборники рассказов “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, другие писатели Эдуард Успенский, Григорий Остер, Сергей Козлов. В один ряд со стихами Корнея Чуковского “Радость” и “Путаница” можно поставить произведения народного фольклора – небылицы, сказки. В стихотворении “Федора” он называет её неряхой – замарахой. В начале стихотворения она неопрятная, неряшливая. На рисунке художник изобразил Федору, когда он уговаривает посуду вернутся домой: “Ой, Вы, бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои! Вы подите-ка, немытые, домой, я водою Вас умою ключевой … и Вы будете опять, словно солнышко, сиять”.
Страница 70
Здесь описывают героев произведения Николая Носова. Стихи Агнии Барто “Уронили мишку на пол”, “Верёвочка”, “Мы не заметили жука”, “Вовка – добрая душа”. Из этих стихотворений видно как поэт любит детей. Описываются произведения Сергея Михалкова предназначенные детям младшего школьного возраста. Они легко запоминаются, формируют любовь к родному языку. Стихи эти эмоциональные, образные. В них маленькие читатели с лёгкостью могут узнать сами себя. Все дети умеют удивляться, казалось бы самым обычным вещам, как ребята из известного стихотворения “А что у Вас?” Но Михалков пишет не только о том, что огорчает детей, а так же их родителей, но и о том, что детям важно и дорого.
Страница 73
Рисунок “Я и мои друзья” показывает ссору двух мальчиков, которые пошли за грибами и не поделили найденный гриб. Так настоящие друзья не поступают. Кто то из них должен был уступить другому и дать сорвать гриб. Но ребята рассорились, подрались и сломали гриб. Из – за маленького гриба произошла большая ссора.
Страница 76
Берестов, Валентин Дмитриевич “За игрой” так же Мошковская, Эмма Эфраимовна “Я ушёл в свою обиду”, и “Гляжу с высоты на обиду” произведение Валентина Дмитриевича. Всё это описывается на этой странице. Мальчик огорчился, испытывал недовольство, досаду от причинённой ему обиды. “Я ушел в свою обиду и сказал, что я не выйду. Вот не выйду никогда! Буду жить в ней все года!”. Герой на кого – то или что – то обиделся, он замкнулся в обиде, ушёл в неё и решил, что она будет у него всегда. Мальчик был так огорчён, что не заметил, как уже он обижает других. Но он справился со своей обидой, поспав, и та больше не посещала его. Если ты счастливый, то никому не вреди, не надоедай, не досаждай.
Страница 78
Стихи для детей Виктора Лунина “Я и Вовка”. Витька был счастлив, когда понял, что Вовка его не забыл, что он по прежнему его друг. “А нынче я снова счастливым был. Нет, нет! Мой Вовка меня не забыл! Сказал он мне: Витька! Ты бы не мог пойти сегодня со мной на каток? И сразу я воскликнул: Конечно! Ведь мы – друзья”. Мальчик очень переживал невнимание друга. Ведь Вовка поступал не по – дружески, был невежливым, нечутким. “Вовка бросил меня одного. А как же я, а как же я? Ведь он говорит, что мы – друзья! … Вовка бросил меня опять … А как же я, а как же я? ... Но Вовке всё было – трын-трава ”.
Страница 84
Литературное чтение. Анна, не грусти! Н.Булгаков. Рассказ о дружбе и чувствах двух подруг. Сергей Николаевич повествует о том, как девочки Анна и Катя катались на горке. В результате одна из них, Катя получила тяжелую травму – перелом позвоночника. Позже её доставили в больницу, где Аня навещала её регулярно. Когда Катя узнавала, что пришла Аня, ей становилось веселее, она улыбалась и радовалась этой встрече. Больница становилась не такой чужой для Кати, она знала, что Аня придёт ещё и что она у неё всегда есть. Ане было жалко, что Катя не может везде ходить и всё делать, она переживала за подругу. Но Катя радовалась визитам и однажды приложила к стеклу записку, со словами “Анна, не грусти!” отсюда и название рассказа.
Страница 86
Юрий Ермолаев. Два пирожных. Здесь Юрий Иванович рассказывает о двух сестрах Наташе и Оле. Мама попросила их помочь помыть посуду. Оля сразу откликнулась на просьбу и ушла на кухню помогать маме, а Наташа осталась в комнате дочитывать интересный рассказ: про Африку. Когда вся посуда была вымыта Оля вернулась обратно довольная. Она рассказала Наташе, что съела уже два пирожных, за себя и за неё. Когда Наташа удивилась – зачем сестра съела её пирожное, Оля ответила: “Мама велела. Она сказала, что еще на известно, когда ты вернешься из Африки, Африка – то далеко, а пирожное с кремом может испортится”.
Страница 92
Валентина Овсеева. Волшебное слово. В этом рассказе Валентина Александровна повествует о “волшебных” словах – пожалуйста, спасибо, благодарю, будьте добры, здравствуйте, до свидания. Слово может быть волшебным, если говорить его тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Старик из этой сказки – волшебник, а может быть, мудрый дедушка, который умеет разговаривать с детьми и найти подход к людям. Павлик при встрече со стариком вёл себя не воспитано, грубо и невежливо. У него было красное, сердитое лицо, он сердито бурчал, сжимал кулаки, крикнул, стукнул кулаком по скамейке. После того, как Павлик узнал волшебное слово, поведение его поменялось. Сначала Павлик недоверчиво усмехнулся, был раздосадован. Но как только он тихо попросил у сестры краску, она смутилась и отдала краску. Бабушке он прошептал свою просьбу, волшебное слово засияло у бабушки на лице. Тогда мальчик испытал восторг: “Помогло! Опять помогло!” Родные Павлика удивились, когда он стал добрее относится к ним. Это помогло самому Павлику в дальнейшем общении с ними и не только.
Страница 95
В. Овсеева. Хорошее. У человека могут быть хорошие мечты, но поступками своими он иногда обижает людей. Чтобы не забывать о необходимости “творить добро”, следует обратится за помощью к народным пословицам и поговоркам. “Жизнь дана на добрые дела. Добро сделанное в тайне, отзовётся явно. Дело словом не заменишь. Добрыми делами славен человек. Доброе дело само себя хвалит. Очеловеке судят не по словам, а по делам” Рассказ про мальчика Юрия, который хотел совершать добрые дела: “… если бы вдруг сестрёнка тонула, - он бы её спас; если бы на няню напали волки, - он бы их застрелил; если бы пёс Трезорка в колодец упал, - он бы его вытащил” Смысл названия этого рассказа в том, что каждый человек должен делать что – нибудь хорошее и полезное, но не в мыслях, а на деле.
Страница 97
Почему? В. Овсеева. Рассказ про мальчика который разбил чашку отца. Эта чашка была любимой у папы, но его уже не было в живых. Мальчик обвинил в этом собаку по имени Бум, из – за этого мама отправила собаку жить на улицу. Ему было стыдно за обман и он пожалел собаку которой было холодно и одиноко на улице. Он слышал как лаял Бум и мальчик не выдержал, признался маме, что это он разбил кружку. Этой ночью ни кто не мог уснуть, у всех возник один главный вопрос: “Почему?” Этот рассказ учит не боятся правды и брать на себя ответственность даже за плохие поступки.
Страница 99
Ответы на вопросы из рассказа “Почему?”. Герою сказки было стыдно за своё поведение. С каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет и Бум останется один на всю ночь. Ему будет холодно и страшно. Мурашки побежали у меня по спине. И я побоялся не наказания – я с радостью перенёс бы самое худшее наказание… Я не сознался сразу, я обманул её, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё больше…. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решится.
Страница 103
Ответ на задание из сказки Почему? Мальчику было жаль Бума, но его также и мучила совесть. Диалог с товарищем: Т – Почему ты такой грустный? М – У меня плохо на душе. Т – От чего? М – Я не смог сказать маме правду, что разбил папину чашку. Т – Ну так скажи ей об этом сегодня. М – Она будет меня ругать. Т – Ну и что, зато ты скажешь правду, она этого от тебя ждёт. М – Я боюсь её ещё больше огорчить. Т – Мне кажется, что её печали, то что ты не умеешь отвечать за свои поступки. М – Да, ты прав, - надо сказать правду – будь что будет.
Страница 106
Ответы на вопросы по литературе 2 класс. Как хорошо уметь читать. Проверим себя и оценим свои достижения. В произведениях этого раздела рассказывается об умении дружить, беречь дружбу, о настоящих друзьях, о том, как отличить настоящую дружбу от лживой, как не бросать слов на ветер, совершать хорошие поступки. Другом быть трудно, прийти во время на помощь, завоевать и удержать доверие. Произведения которые помогли понять, что такое дружба: стихотворение В. Лунина “Я и Вовка”, рассказы Н. Булгакова “Анна не грусти!”, В. Осеевой “Почему?” и “Хорошее” Своим друзьям я хотел бы рассказать эти же произведения, а так же Ю. Ермолаева “Два пирожных”.
Страница 109
Люблю природу русскую. Весна. Весенние загадки. Прилетела к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины (Ласточка) Из-под снега Вышел друг – И весной запахло вдруг. (Подснежник) Эти маленьки бочки Распечататет весна, А пока в них спят листочки И растут во время сна. (Почки) Я от солнца плачу – Не могу иначе. (Сосулька).
Страница 111
Ф. Тютчев. Стихи: Зима не даром злится… “Зима не даром злится, прошла её пора – Весна в окно стучится и гонит со двора… Зима ещё хлопочет и на Весну ворчит. Взбесилась ведьма злая и, снегу захватая, пустила, убегая, в прекрасное дитя…” Тютчев радуется приходу весны, в рабочую тетрадь.
Страница 112
Фёдор Иванович Тютчев. Стихотворение Весенние воды. В стихотворении можно услышать шум весенней воды: “А воды уже весной шумят – бегут и будят сонный берег, бегут, и гласят… Весна идёт, весна идёт! ” Поэт называет молодой весны гонцами весенние воды. Тютчев говорит о “румяном, светлом” хороводе “тихих, тёплых майских дней”. Стихотворение проникнуто радостным, бодрым, весенним настроением.
А. Плещеев. Весна. Поэт говорит о таянии снега, бегущих ручьях, о том, что скоро зазеленеет лес и запоют птицы. Небо стало чище, солнце – ярче и теплей, а зима надолго ушла.
Страница 113
Плещеев Алексей Николаевич. Сельская песенка. Поэт радуется приходу весны, прилёту ласточек. “Травка зеленеет, солнышко блестит… С нею солнце краше и весна милей” Приметы весны, которые можно услышать: “…А ты песню спой, что из стран далёких принесла с собой…”
Страница 114
Александр Александрович Блок. На лугу. Поэт удивлён весной лесом вдали, синие небеса, чёрные полосы пашни после сошедшего снега, звонкий весенний ручей. “Весна идет сторонкой” – это значит, что весна ещё не наступила в полную силу, Блок описывает начало весны, март. “Слышен голос звонкий” – это журчание воды в ручье. Поэт услышал песенку ручья и описал её: “Нет, это звонко, тонко в ручье журчит волна”.
Страница 115
Стихи о весне. Самуил Маршак. Март. Снег уже не тот… “Взял братец Март ледяной посох и ударил о землю. Смотрит девочка, а это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками… Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что весели на каждой ветке! Под ногами у неё – мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течёт, журчит. Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под тёмной кожуры первые зелёные листки… А подснежников видимо – невидимо!” “Серебром светятся серёжки” – на иве появляются цветки – пушистые серебристые серёжки, которые блестят и которых так много, что кажется, что дерево светится. В стихотворении показаны приметы весны: потемневший снег в поле, треснувший лёд на озёрах, высокое чистое небо, чирканье воробьев, потемневшие дорого, зацветшая верба.
Страница 116
Иван Бунин стихи в сокращении. Матери. Иван Алексеевич в стихотворении вспоминает свою маму и снова признаётся в любви к ней. Стихотворение печальное, грустное. В последних строках поэт показывает, что мама была для него ангелом – хранителем, посланником Бога, очаровывающей верой в счастье, заботящейся о нём, поддерживающей всегда – и в горе, и в радости.
Страница 118
А Плещеев. “В бурю” 2 класс. Действие стихотворения происходит во время бури, над колыбелью сына. Мать поёт ему песню пока качает колыбель. “Ах! Уймись ты, буря! Не шумите, ели! Мой малютка дремлет, Сладко в колыбели.” Поэт рассказывает о невзгодах которые ещё предстоит преодолеть мальчику: “Бурь ещё немало Впереди, быть может, И не раз забота Сон его встревожит” Но всё таки мама желает ему добра и поёт о том, что завтрашний день будет тёплым и ласковым. Чёрные тучи должны обойти сына стороной, так считает мама.

Чтобы не запутаться во всем многообразии животных, живущих и живших на Земле, необходимо их разделение на взаимосвязанные группы. Другими словами, животных необходимо классифицировать. Классификацией всех живых организмов и животных в частности занимается наука систематика живого мира .

Несмотря на то, что живая природа Земли уже хорошо изучена человеком, в настоящее время продолжают открывать новые ранее неизвестные виды животных. Ученые и исследователи описывают новый вид и потом в соответствии с классификацией животных относят его к той или иной группе.

Главным в классификации животных является понятие вида. В биологии вид представляет собой совокупность особей, имеющих сходное строение и образ жизни, при скрещивании друг с другом способных давать плодовитое потомство. Примеры видов: домашняя кошка, человек разумный, домовый воробей, китовая акула.

Близкие виды объединяют в роды, близкие роды - в семейства, семейства - в отряды, отряды - в классы, классы - в типы. Типы составляют царство Животные. При этом нередко выделяют промежуточные группы: подцарства, подтипы, подклассы и др.

На протяжении человеческой истории люди в разных странах открывали и описывали виды животных. Они давали им названия. Часто один и тот же вид в разных местах называли по-разному. Чтобы не допустить неоднозначность в классификации живых организмов, в XVIII веке К. Линней ввел в науку так называемую бинарную номенклатуру . Это способ давать видам названия, состоящие из двух латинских слов. Первое слово обозначает род, которому принадлежит данный вид животного, а второе слово - конкретизирует вид. Например, рыжий кенгуру по латыни называется Macropus rufus. Здесь слово Macropus латинское название рода исполинских кенгуру, а слово rufus в сочетании с первым словом однозначно классифицирует вид.

Классификация животных разработана так, чтобы отразить эволюционную и родственную связь между группами животных. Одноклеточных животных объединяют в подцарство Простейшие (хотя в настоящее время их обычно выделяют в отдельное царство). В этом подцарстве выделяют типы: Инфузории, Саркодовые и др. Многоклеточных животных классифицируют как отдельное подцарство. Здесь выделяют типы Кишечнополостные, Плоские, Круглые, Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие, Хордовые.

В типе хордовых выделяют классы Хрящевых рыб и Костных рыб, Земноводных, Пресмыкающихся, Птиц и Млекопитающих.

Эволюция животного мира на Земле шла от одноклеточных форм к многоклеточным, у которых в последствие развились сложные системы органов (появился скелет, нервная система и др.). Наиболее сложное строение имеют птицы и млекопитающие.

Группы животных не равноценны друг другу по количеству видов, их роли в природе. Поэтому при изучении зоологии обычно более подробно рассматривают отдельные классы одного типа, в то время как другой тип рассматривается в общем. Например, подробно рассматривают тип Инфузории, но не отдельные классы этого типа. В то время как классы, принадлежащие типу Хордовые, рассматриваются каждый отдельно.

В настоящее время органический мир Земли насчитывает около 1,5 млн видов животных, 0,5 млн видов растений, около 10 млн микроорганизмов. Изучить такое многообразие организмов невозможно без их систематизации и классификации.

Большой вклад в создание систематики живых организмов внес шведский натуралист Карл Линней (1707-1778). В основу классификации организмов он положил принцип иерархии, или соподчиненности, а за наименьшую систематическую единицу принял вид. Для названия вида была предложена бинарная номенклатура, согласно которой каждый организм идентифицировался (назывался) по его роду и виду. Названия систематических таксонов было предложено давать на латинском языке. Так, например, кошка домашняя имеет систематическое название Felis domestica. Основы линнеевской систематики сохранились до настоящего времени.

Современная классификация отражает эволюционные взаимоотношения и родственные связи между организмами. Принцип иерархии сохраняется.

Вид - это совокупность особей, сходных по строению, имеющих одинаковый набор хромосом и общее происхождение, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к сходным условиям обитания и занимающих определенный ареал.

В настоящее время в систематике используют девять основных систематических категорий: империя, надцарство, царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид (схема 1, таблица 4, рис. 57).

По наличию оформленного ядра все клеточные организмы делятся на две группы: прокариоты и эукариоты.

Прокариоты (безъядерные организмы) - примитивные организмы, не имеющие четко оформленного ядра. В таких клетках выделяется лишь ядерная зона, содержащая молекулу ДНК. Кроме того, в клетках прокариот отсутствуют многие органеллы. У них имеются только наружная клеточная мембрана и рибосомы. К прокариотам относятся бактерии.

Эукариоты - истинно ядерные организмы, имеют четко оформленное ядро и все основные структурные компоненты клетки. К ним относятся растения, животные, грибы.

Таблица 4

Примеры классификации организмов

Кроме организмов, имеющих клеточное строение, существуют и неклеточные формы жизни - вирусы и бактериофаги. Эти формы жизни представляют собой как бы переходную группу между живой и неживой природой.

Рис. 57. Современная биологическая система

* В столбце представлены только некоторые, но не все существующие систематические категории (типы, классы, отряды, семейства, роды, виды).

Вирусы были открыты в 1892 г. русским ученым Д. И. Ивановским. В переводе слово «вирус» означает «яд».

Вирусы состоят из молекул ДНК или РНК, покрытой белковой оболочкой, а иногда дополнительно липидной мембраной (рис. 58).

Рис. 58. Вирус ВИЧ (А) и бактериофаг (Б)

Вирусы могут существовать в виде кристаллов. В таком состоянии они не размножаются, не проявляют никаких признаков живого и могут сохраняться длительное время. Но при внедрении в живую клетку вирус начинает размножаться, подавляя и разрушая все структуры клетки-хозяина.

Проникая в клетку, вирус встраивает свой генетический аппарат (ДНК или РНК) в генетический аппарат клетки-хозяина, и начинается синтез вирусных белков и нуклеиновых кислот. В клетке-хозяине идет сборка вирусных частиц. Вне живой клетки вирусы не способны к размножению и синтезу белка.

Вирусы вызывают различные заболевания растений, животных, человека. К ним относятся вирусы табачной мозаики, гриппа, кори, оспы, полиомиелита, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), вызывающий заболевание СПИД.

Генетический материал вируса ВИЧ представлен в виде двух молекул РНК и специфического фермента обратной транскриптазы, который катализирует реакцию синтеза вирусной ДНК на матрице вирусной РНК в клетках лимфоцитов человека. Далее вирусная ДНК встраивается в ДНК клеток человека. В таком состоянии она может сохраняться долго, не проявляя себя. Поэтому антитела в крови у инфицированного человека образуются не сразу и обнаружить заболевание на этой стадии сложно. В процессе деления клеток крови ДНК вируса передается соответственно в дочерние клетки.

При каких-либо условиях вирус активизируется и начинается синтез вирусных белков, а в крови появляются антитела. В первую очередь вирус поражает Т-лимфоциты, ответственные за выработку иммунитета. Лимфоциты перестают узнавать чужеродные бактерии, белки и вырабатывать против них антитела. В результате организм перестает бороться с любой инфекцией, и человек может погибнуть от любого инфекционного заболевания.

Бактериофаги - это вирусы, поражающие клетки бактерий (пожиратели бактерий). Тело бактериофага (см. рис. 58) состоит из белковой головки, в центре которой находится вирусная ДНК, и хвостика. На конце хвоста располагаются хвостовые отростки, служащие для закрепления на поверхности клетки бактерии, и фермент, разрушающий бактериальную стенку.

По каналу в хвостике ДНК вируса вспрыскивается в клетку бактерии и подавляет синтез бактериальных белков, вместо которых синтезируются ДНК и белки вируса. В клетке происходит сборка новых вирусов, которые покидают погибшую бактерию и внедряются в новые клетки. Бактериофаги могут использоваться как лекарства против возбудителей инфекционных заболеваний (холеры, брюшного тифа).

| |
8. Многообразие органического мира § 51. Бактерии. Грибы. Лишайники

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе : вид, бинарная номенклатура, класс, классификация, отдел, отряд, порядок, семейство, систематика, род, таксон, тип.

Систематика растений, раздел ботаники, занимающийся естественной классификацией растений. Особей со многими сходными внешними и внутренними признаками объединяют в группы, называемые видами. Лютик жгучий – один вид, лютик кашупский – другой и т.п. Похожие друг на друга виды в свою очередь объединяют в один род : например, все лютики относятся к одноименному роду – Лютик , а все клематисы – растения семейства – лютиковые объединяются в род Клематис. Определенные черты сходства между лютиками, ветреницей, водосбором, клематисом и некоторыми другими родами позволяют объединить их в одно семейство – лютиковые. Семейства объединяются в порядки, порядки – в классы. Так, например, все лютиковые относятся к порядку Лютикоцветные. Из порядков формируются классы . Все лютиковые относятся к классу двудольных растений. Все двудольные цветковые растения входят в отдел покрытосеменных растений. А все растения образуют царство растений. Возникает иерархическая система из групп различного ранга. Каждая такая группа, независимо от ранга, например род Лютик, семейство Лютиковые или порядок Лютикоцветные , называется таксоном . Принципами выделения и классификации таксонов занимается особая дисциплина – таксономия .

Систематика – необходимая основа любой отрасли ботаники, т.к. она характеризует, взаимосвязи между разнообразными растениями и дает растениям официальные названия, позволяющие специалистам различных стран обмениваться научной информацией.

Первые серьезные попытки создания научной классификации растений нашли свое наиболее полное выражение в работах гениального шведского ботаника XVIII в. Карла Линнея, с 1741 по 1778 г. профессора медицины и естественной истории Упсальского университета. Он классифицировал растения главным образом по числу и расположению тычинок и плодолистиков (репродуктивных структур цветка). Линней ввел в обиход так называемую бинарную номенклатуру – систему двойных названий видов растений, которую он заимствовал у немецкого ботаника Бах– мана (Ривиниуса): первое слово соответствует роду, второе (видовой эпитет) – собственно виду. У Линнея было множество учеников, и некоторые из них в поисках новых растений путешествовали по Америке, Аравии, Южной Африке и даже Японии.

Слабость системы Линнея в том, что его жесткий подход временами не отражал очевидной близости между организмами или, наоборот, сближал явно далекие друг от друга виды . Известно, например, что три тычинки характерны как для злаков, так и для тыквенных, а, например, у сходных по многим другим признакам губоцветных их может быть и две, и четыре. Впрочем, сам Линней считал целью ботаники именно «естественную» систему и сумел выделить более 60 естественных групп растений.

В настоящее время приняты следующие системы классификации растений и животных.




Основным принципом объединения организмов в один таксон является степень их родства. Чем далее они отстоят друг от друга по своим родственным связям, тем большую таксономическую группу они образуют. Систематизируются организмы на основании разных признаков. Растения классифицируются по строению тела, наличию или отсутствию определенных органов или тканей, строению цветка, семени и по ряду других признаков. Животные также классифицируются по степени родства, внешнему и внутреннему сходству, способам питания и ряду других признаков. Наиболее важной для биологов таксономической группой является вид – группа особей сходных по внешнему и внутреннему строению, занимающая определенный ареал и дающих плодовитое потомство при скрещивании. Считается, что вид – это реально существующая в природе группа, т.к. все эволюционные преобразования происходят на популяционно-видовом уровне.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Часть А

А1. Основная борьба за существование происходит между

1) классами 3) семействами

2) отделами 4) видами

А2. Ареал – это область распространения

1) отряда 2) вида 3) царства 4) класса А

AЗ. Укажите правильный порядок классификации

1) класс – тип – семейство – отряд – вид – род

2) тип – класс – отряд – семейство – род – вид

3) отряд – семейство – род – вид – отдел

4) вид – род – тип – класс – отряд – царство

А4. Укажите признак, на основании которого двух вьюрков можно отнести к разным видам

1) живут на разных островах

2) различаются размерами

3) приносят плодовитое потомство

4) отличаются хромосомными наборами

А5. Какая из таксономических групп растений указана неправильно?

1) класс двудольные

2) отдел покрытосеменные

3) тип хвойные

4) семейство крестоцветные

А6. Ланцетник относится к

1) классу хордовых 3) типу животных

2) подклассу рыб 4) подтипу бесчерепных

А7. Капуста и редька относятся к одному семейству на основании

1) строения корневой системы

2) жилкования листьев

3) строения стебля

4) строения цветка и плода

А8. В каком случае перечислены «царства» органического мира?

1) бактерии, растения, грибы, животные

2) деревья, хищники, простейшие, водоросли

3) беспозвоночные, позвоночные, хлорофилльные

4) споровые, семенные, рептилии, амфибии


Часть В

В1. Выберите три названия семейств растений

1) двудольные

2) мохообразные


4.1. Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж.-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность

Заслуги К. Линнея


  • Ввел двойное название для обозначения вида - бинарную номенклатуру.

  • Дал определение вида как совокупности сходных по строению особей , дающих плодовитое потомство.

  • Ввел систематические категории: вид, род, отряд, класс.

  • Провел реформу ботанической терминологии, ввел 1000 ботанических терминов.

  • Описал 1200 родов и 8000 видов.

  • Предложил систему классификации растений - 24 класса (по количеству тычинок и пестиков в цветке).

  • Создал систему животных - III ступени, 6 классов (по строению кровеносной системы)

Заслуги Ж.-Б. Ламарка

-Выдвинул гипотезу, что виды существуют, но изменяются во времени.

-Ввел понятие эволюции как процесса исторического развития живых организмов от низших форм к высшим, от простых к более сложным.

Определил причины эволюции (движущие факторы): влияние внешней среды, внутреннее стремление организмов к прогрессу (все изменения полезны, поскольку существует целесообразность), наследование приобретенных признаков (все полезные изменения наследуются).

-Создал систему животных из 6 ступеней, 14 классов с градацией от примитивных форм к сложным

Вид - группа особей, характеризующихся наследственным сходством строения и процессов жизнедеятельности, которые свободно скрещиваются и дают плодовитое потомство. Классифицировать определенный организм - значит определить его место в системе живого мира, то есть принадлежность к определенным систематическим единицам.

Вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство - это основные таксономические, или систематические, категории, то есть соподчиненные группы растений и животных, имеющих различную степень родства. Слова «вид», «род» и т. д. не подразумевают конкретный организм, это как бы ступень лестницы или пирамиды, тогда как добавление к этим словам конкретных названий как бы наполняет их смыслом, превращает их в таксон - группу организмов , связанных определенной степенью родства.

4.2. Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями

Цианобактерии - это одиночные или колониальные организмы, имеющие общий слизистый чехол. Они содержат хлорофилл и другие пигменты фотосинтеза, что обусловливает их разнообразную окраску. Цианобактерии не только образуют кислород и органические вещества, но и могут вхбдить в состав лишайников, а также вызывать «цветение» воды.

Бактерии - возбудители заболеваний человека


Название болезни

Возбудитель

Очаг поражения

Дифтерия

Коринобактерия (палочковидная)

Верхние дыхательные пути

Туберкулез

Микобактерия (палочковидная)

Легкие, органы брюшной полости, кости и суставы, лимфоузлы

Коклюш

Бордетелла (палочковидная)

Верхние и нижние дыхательные пути

Гонорея

Нейсерия (кокк)

Половые органы

Сифилис

Трепонема (спирохета)

Половые органы, при длительном течении - большинство органов и систем

Тиф

Рикетсии

Внутренние стенки кровеносных сосудов

Столбняк

Клостридиум (палочковидная)

Кровь, двигательные нейроны спинного мозга

Брюшной тиф

Сальмонелла тифи (палочковидная)

Пищеварительный тракт, лимфа, кровь, легкие, костный мозг, селезенка

Сальмонеллез

Сальмонелла (палочковидная)

Пищеварительный тракт

Бациллярная дизентерия

Шигелла (палочковидная)

Подвздошная и толстая кишка

Холера

Холерный вибрион (в виде запятой)

Тонкий кишечник


4.3. Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников

Строение и жизнедеятельность грибов


Строение

Тело состоит из тонких нитей - гиф. Совокупность гиф - грибница, или мицелий.

Микориза - сожительство гриба с корнями

высшего растения


Размножение

Вегетативное - частями мицелия.

Почкование (дрожжи).

Бесполое - с помощью спор.

Половое - слияние мужских и женских

половых клеток →зигота


Разнообразие

Плесневые грибы

Мукор - грибница состоит из одной разветвленной клетки со многими ядрами. Пеницилл - разветвленные нити, разделенные перегородками на клетки. Дрожжи

Одноклеточные грибы, не имеют грибницы, образуют колонии. Шляпочные грибы

Пластинчатые:


  • сыроежки;

  • грузди;

  • шампиньоны.

  • Трубчатые:

  • белый гриб;

  • масленок;

  • подосиновик

По особенностям строения и жизнедеятельности грибы имеют черты, свойственные и растениям, и животным. Это низшие организмы, которые насчитывают до 100 тыс. видов.

Такое строение позволяет грибу максимально оккупировать окружающее пространство для извлечения из него питательных веществ, способствует выделению грибами в субстрат ферментов расщепления, а затем поглощению растворенных веществ всей поверхностью клетки. Такой способ питания называется осмотрофным. Тело грибов не может иметь таких крупных размеров, как тела животных и растений , однако протяженность их гиф намного превышает длину всех корней растений.

Лишайники представляют собой особую форму симбиоти- ческих организмов, образованных грибным и водорослевым компонентами, фотосинтезирующий компонент лишайников чаще всего относится к цианобактериям или зеленым водорослям (всего около 30 родов).

Внутри слоевища грибы иногда могут проникать в клетки водоросли при помощи особых выростов гиф, в большинстве же случаев между клетками компонентов лишайника находится толстая прослойка межклеточного вещества, через которое и происходит обмен веществ. В одних лишайниках клетки водорослей равномерно рассеяны по слоевищу (гомеомерные лишайники), а в других имеются корочки мицелия, между которыми и располагается фо- тосинтезирующий компонент (гетеромерные лишайники). Особенностями лишайников являются их неприхотливость и способность высыхать до воздушно-сухого состояния, а затем вновь насыщать ткани водой и возобновлять процессы жизнедеятельности.

4.4. Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений)

Царство Растения объединяет около 400 тыс. видов организмов: от микроскопической одноклеточной водоросли хламидомонады до гигантских стометровых секвой и эвкалиптов

Царство Растения условно подразделяют на высшие и низшие растения. К низшим растениям относят водоросли, тело которых не расчленено на органы и называется талломом, или слоевищем, а органы полового и бесполого размножения обычно одноклеточные. Высшими считаются все остальные растения ; они имеют дифференцированные ткани и органы и многоклеточные органы полового и бесполого размножения.

Почка - орган побега, обеспечивающий нарастание в длину и ветвление. Почки содержат зачаток побега, прикрытый почечными чешуями. Зачаточный побег может быть вегетативным или генеративным, тогда и почки называют вегетативными или генеративными (цветочными). По расположению на побеге почки делят на верхушечные (в точках роста) и боковые (в пазухах листьев).

Луб - это совокупность клеток флоэмы, механических клеток и клеток паренхимы. У древесных растений луб может функционировать несколько лет, а затем сплющиваться. Древесина - это совокупность ксилемы, механической ткани и паренхимы основной ткани. По ней проводятся вещества из корня в побег. Как древесина, так и луб образуются в результате деления клеток камбия.

Цветок - это сложный репродуктивный орган покрытосеменных растений, представляющий собой укороченный и видоизмененный побег. Исключительность цветка как генеративного органа состоит в том, что он совмещает в себе все функции бесполого и полового размножения.

Основные типы плодов


Название плода

Особенности строения

Примеры

Зерновка

Кожистый околоплодник срастается с семенем

Овес, рис, пырей

Семянка

Кожистый околоплодник не срастается с семенем

Подсолнечник

Орех

Околоплодник деревянистый

Дуб, орешник

Крылатка

Семянки и орешки с крыловидным выростом

Клен, ясень, береза

Боб

Плод из двух створок, к которым прикрепляются семена

Горох, бобы

Стручок и стручочек

Плод из двух створок с перегородкой, семена прикреплены к перегородке

Пастушья сумка, капуста

Коробочка

Кубышкообразный плод, открывающийся крышечкой или отверстиями

Мак, белена, гвоздика

Костянка

Плод с сочной мякотью и одревесневшим внутренним слоем околоплодника - косточкой

Вишня, персик, миндаль

Ягода

Многосемянный плод с мякотью, покрытой тонкой кожицей

Смородина, томат

Яблоко

Семена лежат в пленчатых сухих камерах

Айва, груша, яблоня

Тыквина

Семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый

Огурец, арбуз, кабачки

Померанец

Многогнездный ягодоподоб- ный плод, экзокорний которого ярко окрашен и содержит эфирные масла

Апельсин, лимон, мандарин, грейпфрут, лайм


Споры - это специализированные клетки растений, служащие для бесполого размножения и распространения. Они покрыты твердой оболочкой, защищающей их от высыхания и повреждения, содержат запас питательных веществ для развития нового организма, например масло. Они всегда образуются в спорангиях в результате мейоза, то есть они гаплоидны.

Спорофит - растение, на котором образуются споры.

4.5. Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека


4.6. Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека

Орган - это обособленная часть организма , имеющая определенное строение и выполняющая конкретные функции. Органы животных зачастую объединены в системы, обеспечивающие протекание процессов жизнедеятельности.

4.7. Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека