Самый первый танк в мире. Как сделать танк — как создать поделку в домашних условиях из различных материалов (85 фото)

Во время Первой Мировой войны возникла острая потребность в создании бронированной техники, которая обладала бы высокой огневой мощью и отличной проходимостью. Именно танки стали образцом мощного вооружения, отличной подвижности и надежной защиты. А кто же создал первый танк в мире, и что собой представляла его конструкция?

Самый первый танк в мире был создан А.А.Пороховщиковым, который был русским конструктором и летчиком. Идея создать такую машину возникла у него, когда он видел солдат, бегущих под пулеметным огнем врага. В голову конструктору пришла мысль, что штурмовать окопы врага лучше доверить боевой машине, которая будет «одета» в броню и снабжена пулеметом.

К созданию такой боевой машины приступили в феврале 1915 года. Самый первый танк в мире получил название «Вездеход». На свой испытательный пробег машина вышла в этом же году в конце весны (в мае). Конструктивно «Вездеход» имел все необходимые элементы, которые и сегодня присутствуют в боевых машинах (корпус в броне, оружие в башне, гусеничный движитель и т.д.).


В качестве несущей конструкции самого первого танка в мире служила сварная рама, выполненная с 4-мя вращающимися барабанами, «обвиваемые» гусеничной лентой достаточно большой ширины. При помощи специального натяжного приспособления и натяжного барабана гусеничная лента натягивалась. Два поворотных рулевых колеса осуществляли управление танком. Когда он двигался по твердой поверхности, то ему приходилось опираться на ведущий барабан и эти колеса. При движении же по мягкому грунту боевая машина словно «укладывалась» на ленту.


В длину «Вездеход» равнялся 360 сантиметрам, в ширину был 2 метра, а в высоту – полтора метра (без учета башни). Весила машина примерно 4 тонны. Первые свои испытания боевая машина Пороховщикова прошла с большим успехом, однако по некоторым причинам дальше осваивать ее не стали. И чуть позднее самым первым опытным танком стала английская разработка, которую спроектировали в сентябре 1915 года.

Маленький и Большой Вилли


Маленький Вилли представлял собой бронированный трактор, который успешно был испытан в сентябре 1915 года. Идею по его созданию высказал полковник Британии Суиндон.

Однако бронированную машину пришлось несколько доработать, в результате чего танк превратился в Большого Вилли или танк Mark I. Он может по праву считаться самым первым танком в мире, который стал выпускаться серийно. На линию фронта Mark I отправили в 1916 году.

Длина Mark I составила 8 метров. Он был выполнен в виде стального прямоугольного короба, который сбоку имел ромбовидные гусеницы. Эта конструкция позволяла боевой машине преодолевать сложные участки на поле боя и с легкостью переезжать окопы.


В качестве защиты от ружейно-пулеметного огня служила броня, обладающая толщиной 10-12 миллиметров. Вооружение же самого танка состояло из одной пушки и четырех пулеметов. При этом такое вооружение имели лишь «самцы» Большого Вилли, «самки» же были лишены пушек и имели меньше пулеметов.

Внутри танк выглядел, как рубка корабля. Ходить в нем можно было, не нагибаясь. Командир и водитель танка располагались в отдельном отсеке. Для запуска двигателя Большого Вилли требовалась сила трех человек, которые крутили рукоятку до того момента, пока не заведется мотор.


Передвигаться Mark I мог со скоростью в 6 км/час. На пересеченной местности машина двигалась с гораздо меньшей скоростью – 2-3 км/час. Даже несмотря на невысокую скорость перемещения, танк ужасно трясло – такое происходило из-за того, что броневая часть была выполнена из опорных катков. Не было предусмотрено никаких средств связи. К тому же надежность конструкции танка была слишком низкой, и машины часто выходили из строя. Также недостатком Большого Вилли считались узкие гусеницы, быстро проваливающиеся в мягкой земле, заставляя танк оказываться «на мели». Внутри не было предусмотрено и вентиляции, из-за чего бойцам приходилось часто (даже под огнем пулеметов) выскакивать наружу, чтобы надышаться свежим воздухом и отдохнуть от запахов выхлопных газов.

Несмотря на все недостатки, танк активно применялся на фронте – в бою 1916 года было использовано 18 таких боевых машин. После этого в Лондон пришло требование о том, чтобы такие танки доставили на передовую уже в количестве 1000 экземпляров. В дальнейшем конструкция Большого Вилли с каждым разом совершенствовалась, и более современная модель значительно опережала по техническим параметрам предыдущую.

У многих может возникнуть вопрос: «почему крутой Королевский Тигр получает оценку ниже, какого-то дохлого лёгкого танка с 45 мм пушечкой?». Разъясняем:

Дело в том, что танк – это сложная боевая единица. Она состоит не только из брони и пушки. И толщина этой брони, как и мощность пушки, далеко не все показатели, которые влияют на ценность танка. В реальной жизни, в отличие от компьютерных игр, танк имеет дело далеко не только с танками. Основной его враг – пехота. И чтоб вы понимали соотношение, приведём такой пример: в Курской битве участвовало около шести тысяч танков… огромная цифра, да? … и около двух миллионов солдат. Сравните количество. Вероятность сражения с пехотой врага для танка в десяток раз выше. А ведь есть ещё артиллерия, авиация и полевые укрепления. В большинстве случаев танки создавались не для танковых дуэлей, которые случались, но редко, а для других целей. Следует добавить, танковых дуэлей всё-таки было сотни, но в основном потому, что обычных сражений тогда были тысячи. Иногда даже можно услышать фразу «танки с танками не воюют!». Не всё так радикально конечно, но фраза не далека от истины. Ведь у танков и схожей с ними бронетехники почти всегда две основные функции: прорыв обороны противника и ввод в прорыв. С первым всё понятно, танки поддерживают свою пехоту и ломают оборону противника. Которая, кстати, большей частью состоит из пехоты и артиллерии. Со вторым интереснее. Когда оборона прорвана, в эту брешь вводятся танковые части. Их задача – громить штабы, закрывать дороги и прочее.* Иногда навстречу таким танкам бросаются танки противника. И происходят те самые встречные танковые сражения.

Но бой – это ещё не всё. Нужно ещё доставить на поле боя танк. А если он тяжёлый? А если он в поезд не залазит? Что делать тогда? Этот важный момент часто упускают из виду, сравнивая танки. Хороший пример – чрезвычайно мощный танк "Королевский тигр". Отличная пушка и толстенная броня делают его настоящим королём поля боя. Только бы до этого поля добраться. "Королевский тигр" с большим трудом умещается на ж/д платформе и то, только после мучительной разборки ходовой части. Огромный вес заставляет выбирать самые прочные мосты. В результате этот мощный танк просто далеко не всегда добирается до нужного места. А добравшись экипажу приходиться очень тщательно думать, где проезжать, потому что автомобильные мосты танк не выдержат, грунтовые дороги он превращает в кашу, а ж/д пути пересекать опасно – высокий вес иногда рвёт гусеницу танка при наезде на рельсы.

Но даже это ещё не всё. При оценке машины так же часто забывают об экономической составляющей. Чтобы понять, насколько это важно, приведём ОЧЕНЬ СИЛЬНО утрированный пример. Он, кстати, послужит и примером пропаганды, которую не редко можно встретить и в сети и в книгах.

Встречаются на поле боя 3 Пантеры (PzKpfw V «Panther») и 10 Тридцатьчетвёрок (Т-34-85). Почему именно столько? Потому что Тридцатьчетвёрка гораздо дешевле, а потому их строят гораздо больше. Начинается первая фаза сражения, итог которой такой: 6 Т-34 уничтожены, 3 Пантеры – тоже. Часто, на этой фазе и останавливаются, если хотят показать преимущество Пантеры. Оно очевидно, подбили в два раза больше советских танков! У немцев погибло 12 танкистов, у РККА – 24. Но начинается вторая фаза сражения, "Тридцатьчетвёрки" едут и давят артиллерию немцев, громят беззащитные штабы и рвут коммуникации. Сражение проиграно, погибло 124 немца, остальные отступили. Но Пантеры показали себя хорошо! Только вот танк не должен выигрывать танковый бой. Он должен выигрывать войну.

Этот, повторимся, очень утрированный пример, хорошо иллюстрирует ситуацию в ВОВ. Высокотехнологичные танки с качественной оптикой и удобными креслами для экипажа хорошо смотрятся и неплохо воюют, но проигрывают более сбалансированным машинам.


Мы постарались учесть все факторы для оценки бронетехники. Под каждым описанием танка вы видите 6 основных характеристик и общую оценку – среднее арифметическое эти 6 характеристик. Характеристики эти одни для всех классов танков. «Как вообще можно сравнивать легкий танк и тяжёлый?» Можно. Потому что 10 легких танков равны по цене одному тяжёлому. Последнего подобьёт противотанковая артиллерия, а десять быстрых и юрких танков пойдут давить всё, что увидят, включая создателей этого тяжёлого танка. Танк – не игровой юнит, это часть огромного военного механизма.

Тактическая подвижность.

Оценивается скорость, проходимость, дальность хода и надёжность ходовой. С течением времени (от поколения 1 мировой до 1 послевоенного поколения) значение проходимости падает, а значение дальности хода возрастает.

Стратегическая подвижность

Оценивается вес, так как он напрямую влияет на возможность стратегической переброски танка. Маленькие танкетки имеют наивысшие баллы по этому параметру, так как могут быть переброшены на место боя практически любым способом. Небольшую роль играют габариты, так как они могут позволить как перебрасывать танк самолётом, так и исключить возможность переброски даже на платформах поездов.

Защита

Наибольшее значение имеет толщина брони. Причём измеряется толщина брони к нормали. Например, броня Т-34 – 45 мм, но из-за наклона мы считаем 65 мм, так как снаряд вынужден пробивать не 45 мм брони, а 65. Так же некоторую роль играют габариты танка (из-за заметности) и его противопехотная защита (дополнительные пулемёты и/или огнемёты).

Вооружение

Одинаковую роль играет противопехотное и противотанковое оружие. Обычно это касается способностей единственного орудия танка. Например, короткоствольное 122 мм орудие – серьёзный враг пехоты, но малопригодно для борьбы с танками. Так же учитывается надёжность вооружения.

Экономическая составляющая

Почти одинаковое значение имеет цена танка и его ремонтопригодность. На этой характеристики может негативно сказаться наличие в танке иностранных элементов (напр. двигателя) или, например, применение редких и дорогих снарядов при общей дешевизне танка.

Удобство

Большое значение имеет удобство экипажа и рациональное распределение ролей. Для танков Второй Мировой приобретает некоторое значение и сложность освоения техники. В годы сражений многомиллионных армий не было времени на тщательное обучение новичков.

Ну и конечно, нельзя забывать о поколениях техники. Часто, сравнивая бронемашины, мешают в кучи танки совершенно разных годов. Хороший ли танк Т-35? Да. Но к 41 он явно устарел. Он устарел даже в 1939, так как тогда, после войны в Испании всем(почти) уже стало ясно, каким должен быть танк в грядущей войне. И если сравнивать танки разных классов вполне нормально, то вот сравнение бронетехники разных поколений ни к чему хорошему не приведёт. Тем более что требования к технике менялись порой очень серьёзно.



-

Танк МС-1 представляет собой бронированную самодвижущуюся боевую машину на гусеничном ходу. По своему весу он относится к легким танкам.

Источником механической энергии, необходимой для движения танка, служит установленный на нем четырехцилиндровый четырехтактный бензиновый двигатель внутреннего сгорания мощностью в 40 л.с. (В танках первых серий мощность двигателя равнялась 35 л.с.)

Гусеничный ход дает возможность танку передвигаться вне дорог и преодолевать в определенных пределах естественные и искусственные препятствия.

Танк вооружен одной пушкой калибра 37 мм и одним пулеметом калибра 7,62 мм.

Танк МС-1 обладает достаточной скоростью движения, маневренной способностью, огневой мощью и радиусом действия (запас горючего на 120 км) для того, чтобы быть использованным в совместных с пехотой действиях с задачей уничтожить огневые средства противника, разрушить легкие оборонительные сооружения, а также для борьбы с бронесилами противника.

Танк состоит из следующих основных частей: броневого корпуса, броневой башни с вооружением, двигателя, трансмиссии, ходовой части и приводов управления.

Броневой корпус

Броневой корпус танка предназначен для защиты команды и расположенных внутри его механизмов от поражения небронебойными пулями и осколками снарядов. Кроме того, он является остовом, в котором и на котором монтируются все агрегаты, механизмы и детали танка. Корпус составлен из отдельных листов стали различной толщины, прикрепленных к каркасу корпуса. Каркасом корпуса танка называется жесткая основа, служащая для соединения броневых листов и придания корпусу необходимой прочности. Каркас составляют: передняя фасонная стальная отливка, являющаяся, кроме того, тараном для разрушения танком препятствий, три задних фасонных стальных отливки в виде балок, соединенных между собой (одна образует низ, а две другие - боковые стороны задней части танка), две перегородки, разделяющие корпус танка на три отделения, угольники и накладки, уплотняющие и укрепляющие соединения броневых листов.

Корпус танка разделен на три отделения: А - отделение управления, Б - боевое отделение и В - машинное отделение.

В отделении управления расположены все приводы управления танком, контрольные приборы и сиденье для водителя. Для входа и выхода команды танка отделение управления имеет впереди одну верхнюю и две откидные дверцы. Для наблюдения из танка при вождении его с закрытыми дверцами, в наклонных боковых листах имеются смотровые щели, закрываемые броневыми задвижками, а на верхней откидной дверце - смотровой прибор с двумя крестообразными щелями и перископ.

Боевое отделение вместе с башней служит для размещения командира танка, вооружения и боеприпасов. Командир танка располагается на съемном сиденье-ремне, опираясь ногами на днище корпуса. В таком положении он ведет наблюдение из танка через смотровые щели и производит стрельбу, в зависимости от обстановки, из пушки или из пулемета. Для укладки снарядов и пулеметных дисков на стенках боевого отделения имеются патронташи и ящики. Так как по полу этого отделения проходят тяги управления, то здесь пол прикрыт настилом из рифленого железа. В боевом отделении на полу располагаются источник электроэнергии - аккумуляторная батарея и возимый комплект инструмента, принадлежностей, запасных частей и предметов довольствия команды.

В машинном отделении помещается двигатель со всеми своими обслуживающими приборами и трансмиссия танка. Для лучшего использования места внутри корпуса двигатель расположен осью коленчатого вала перпендикулярно к продольной оси танка таким образом, что храповик коленчатого вала с ручным заводным механизмом выходит через отверстие в левой бортовой броне (смотря по ходу танка). Выхлопная труба и глушитель вынесены наружу в задней части танка. Машинное отделение отгорожено от боевого поперечной перегородкой, а сзади закрываются разборной перегородкой с откидным броневым листом на шарнире. К броневому листу прикреплен съемный хвост, облегчающий преодоление танком препятствий (окопов, канав). Этот хвост удлиняет опорную поверхность танка, что является очень важным при преодолении таких препятствий, как окоп или канава.

Для доступа к двигателю со стороны боевого отделения (левая сторона двигателя, если смотреть со стороны заводного механизма) в задней поперечной перегородке имеются дверцы, а с задней стороны танка откидывается броневой лист с хвостом; при этом становятся доступными правая часть двигателя и трансмиссия.

Крыша моторного отделения имеет люк, состоящий из броневых листов со взаимным перекрытием, предохраняющим от прямого попадания пуль. Люк служит для выпуска охлаждающего двигатель воздуха. В днище корпуса танка под двигателем имеется люк для осмотра и ремонта масляной системы и мелкого ремонта двигателя. Для выемки двигателя из танка вся задняя часть машинного отделения разбирается.

По бокам корпуса танка выше гусениц (над крыльями) имеются две бронированные ниши, изолированные перегородкой от внутренней части танка. В нишах помещаются по одному бензобаку емкостью в 55 л каждый. Для установки и выемки бензобаков ниши имеют сзади люк, закрываемый броневым листом с сережкой. Крышки люков поставлены на прокладках, обеспечивающих водонепроницаемость танка при переходе речной преграды вброд.

Для буксировки впереди и сзади танка имеются буксирные петли.

Гусеницы сверху прикрыты металлическими крыльями, прикрепленными к корпусу. Для предохранения отделения управления от забрызгивания грязью спереди над гусеницами укрепляются брезентовые грязевики.

Броневая башня с вооружением

Броневая башня служит для установки пушки и пулемета. Обе установки размещены в башне в соответствующих отверстиях (амбразурах) под углом 1200 друг к другу. Кроме того, башня предназначена для наблюдения из танка за полем боя, для чего над нею помещена наблюдательная вышка со смотровыми щелями и откидным колпаком.

Колпак открывается при помощи пружины и закрывается при помощи кожаной петли. Удерживается колпак в закрытом состоянии пружинным стопором.

Для вентиляции боевого отделения при его закрытом положении под колпаком имеются щели.

Башня установлена на шариковой опоре, для чего в ней укреплен верхний кольцевой погон, который канавкой опирается на шарики. Эти шарики расположены в канавке нижнего кольцевого погона, укрепленного в корпусе над боевым отделением. Шариковая опора обеспечивает легкое поворачивание башни вручную или спиной командира танка на 3600. Такой поворот башни дает возможность вести круговой обстрел, как из пушки, так и из пулемета. Для удержания башни в определенном направлении в горизонтальном положении (на походе, при стрельбе и наблюдении) имеются три башенных тормоза, управляемые маховиками. От срыва с корпуса (при кренах танка) башня предохраняется тремя захватами. Эти захваты укреплены болтами на верхнем кольцевом погоне (в башне) и захватывают своими лапами нижний кольцевой погон (в корпусе танка).

Двигатель

Двигатель преобразует тепловую энергию топлива в механическую, необходимую для движения танка. Он сконструирован специально для танка МС-1 и имеет марку Т-18.

Для получения возможно меньших размеров корпуса танка двигатель скомпонован с основными механизмами трансмиссии (сцеплением, коробкой перемены передач и дифференциалом) таким образом, что картер двигателя одновременно является и картером для перечисленных механизмов трансмиссии. Вместе с трансмиссией двигатель составляет компактный силовой агрегат, называемый мотоблоком. Он устанавливается в машинном отделении после сборки с трансмиссией и жестко крепится на трех точках при помощи болтов. Пуск двигателя осуществляется тремя способами: от руки при помощи заводного механизма вне танка (с левой стороны по ходу машины), от руки при помощи заводного механизма внутри танка (командиром машины) и электростартером.

Трансмиссия

Трансмиссия служит для передачи усилия от коленчатого вала двигателя на ведущие колеса танка. Она состоит из следующих основных механизмов:

1) сцепления, дающего возможность плавно трогать танк с места и разобщать коленчатый вал двигателя и ведущие колеса танка при перемене передач;
2) коробки перемены передач, дающей возможность передавать различные усилия и скорости на ведущие колеса танка и двигаться задним ходом;
3) дифференциала, дающего возможность поворачивать танк;
4) тормозов, дающих возможность притормаживанием одной из полуосей дифференциала осуществлять повороты танка и быстро его останавливать;
5) конечной передачи, дающей возможность передавать вращение от полуосей дифференциала на ведущие колеса танка.

Сцепление, коробка перемены передач и дифференциал располагаются, как указано выше, в одном картере с двигателем и вместе с ним образуют мотоблок.

Тормоза располагаются внутри танка у боковых стенок задней части. Они установлены на стальных барабанах, укрепленных между соединительными муфтами полуосей дифференциала и конечной передачи.

Конечная передача располагается с обеих сторон танка в специальных картерах-кронштейнах, прикрепленных к наружной стороне брони в задней части танка.

Передача усилий от коленчатого вала двигателя на ведущие колеса танка происходит следующим образом.

От ведущей шестерни коленчатого вала усилия передаются на приводную шестерню сцепления через промежуточную шестерню, свободно вращающуюся на своей оси, укрепленной в картере двигателя. Приводная шестерня сцепления, жестко соединенная с ведущей частью сцепления посредством дисков трения, передает усилия на ведомую часть сцепления. Ведомая часть сцепления посредством шестерни передает усилия на передаточный вал коробки перемены передач, а с него на главный вал. От главного вала посредством ведущей шестерни, установленной на его конце, усилия передаются на шестерню коробки дифференциала, а нее на полуоси. От полуосей посредством соединительных муфт усилия передаются на валик конечной передачи, а с него посредством шестерни на ведущие колеса танка.

Ходовая часть

Ходовая часть танка состоит из движителя и эластичной подвески.

Движитель сообщает танку поступательное движение за счет усилия, передаваемого от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам.

Подвеска служит для передачи на гусеницы и распределения на них веса танка и для смягчения ударов и толчков.

В движитель входят гусеницы, ведущие колеса, направляющие колеса (ленивцы) с натяжными приспособлениями гусениц и поддерживающие катки (верхние).

В подвеску входят амортизаторы и опорные катки (нижние).

Приводы управления

Приводы управления танком состоят из следующих механизмов: рычагов поворота, педали общего тормоза, рычага перемены передачи, педали сцепления, ножного акселератора (педаль газа) и ручного рычага изменения момента зажигания.

Кроме перечисленных выше основных частей танка, в нем имеются следующие системы: охлаждения двигателя, смазки двигателя, питания двигателя топливом, зажигания смеси и электрооборудования.

Для контроля за работой двигателя и исправностью электрооборудования в отделении управления на щитке водителя имеются следующие контрольные приборы: манометр, служащий для определения давления масла в системе смазки двигателя, термометр для определения температуры масла и контрольная лампочка в системе электрооборудования.

Танк снабжен огнетушителем, установленным в отделении управления, и шанцевыми инструментами, размещенными снаружи на корпусе танка.

Компоновка танка

Защищённость

Защищённость характеризует защиту экипажа и систем танка от средств поражения противника. Защищённость танка обеспечивается его броневым корпусом и башней и системами активной защиты и маскировки, а также его подвижностью, затрудняющей противнику попадание по танку.

Бронирование

Бронирование состоит из броневого корпуса и башни , на тех танках, на которых она есть. Первоначально корпуса и башни танков состояли из каркаса , к которому при помощи заклёпок и болтов крепились броневые листы и плиты. Клёпаное соединение применялось на танках до начала 1940-х годов, но было вытеснено сварным, поскольку отличалось повышенной сложностью в изготовлении, дополнительным весом и объёмом, занимаемым каркасом внутри корпуса и тенденцией заклёпок и болтов «выстреливать» внутрь танка при попадании снаряда или крупнокалиберной пули. Сварные корпуса и башни танков появились в начале 1930-х годов и в отличие от клёпаных, выполнялись несущими, без каркаса. Вскоре после клёпаных появились и литые башни, а позже и корпуса, состоявшие из одной или нескольких деталей. Литые корпуса имели ограниченное распространение с 1930-х по 1960-е годы, однако также уступили место сварным, ставшим стандартом на современных танках. Литые же башни применялись вплоть до 1980-х - 1990-х годов, однако из-за проблематичности производства литых башен с комбинированной бронёй , в итоге уступили место сварным.

(см. также Чобхэм (броня) (англ. Chobham armour ) [убрать шаблон ])

Активная защита

Система защиты от ОМП

На многих послевоенных танках предусматривалась система защиты от оружия массового уничтожения (ОМП). Главным способом защиты была герметичность танка - смотровые щели заменялись перископами и иными средствами наблюдения. Танки оснащались дегазационными приборами и пакетами. В броню танка могли добавляться компоненты повышающие защиту от радиации.

Огневая мощь

Понятие огневой мощи характеризует способность танка к уничтожению противника. Прямо огневая мощь в конструкции танка обеспечивается его вооружением , косвенно - средствами наблюдения и прицельными приборами , позволяющими своевременно обнаружить противника.

Вооружение

Пушка

Основным вооружением танка обычно является пушка , размещающаяся в башне , с целью обеспечить ему круговой сектор обстрела, что является одной из определяющих особенностей танка.

Вместе с тем, существуют и исключения: так, первые танки, такие как Mk.I или Сен-Шамон , танк 1930-х годов Char B1 , или даже танк 1940-го года M3 Lee были вооружены пушками, расположенными в корпусе и имевшими ограниченные углы обстрела; уникальный же шведский танк 1960-х годов Strv-103 имел жёстко закреплённую в корпусе пушку, наводившуюся поворотом танка и наклоном его корпуса при помощи специальной подвески.

Изредка танки вооружаются несколькими пушками, либо с целью обеспечить более эффективное поражение целей разных типов или просто повысить огневую мощь (как на германском опытном танке Nb.Fz. или советском Т-35), либо (как на первых танках) - чтобы компенсировать ограниченные углы обстрела одного орудия. На Т-35 это сочеталось с многобашенной схемой, когда из пяти его башен одна была вооружена короткоствольной 76-мм пушкой, а ещё две - длинноствольными 45-мм пушками.

Танковая пушка в большинстве случаев используется для стрельбы прямой наводкой по настильной траектории (в отличие от самоходных артиллерийских установок). Современные танковые пушки имеют большой калибр (от 105 до 125 мм, на перспективных образцах до 152 мм), могут быть как нарезными , так и гладкоствольными .

В последнее время приоритет отдаётся гладкоствольным танковым пушкам, так как вращение негативно сказывается на эффективности кумулятивных боеприпасов (происходит преждевременное разрушение кумулятивной струи), нарезка также затрудняет пуск ракет из канала ствола. Однако нарезные пушки имеют значительно бо́льшую точность стрельбы на больших (свыше 2 км) дистанциях (так, во второй войне в Персидском заливе был зафиксирован беспрецедентный случай - поражение танком Челленджер-2 (единственным из современных с нарезным орудием) иракского танка на дистанции 5100 м).

Качественным прорывом в развитии танковых пушек стало появление в 1960-х годах гладкоствольных орудий, позволявших значительное увеличение начальной скорости снаряда при меньшем весе самого орудия, хотя и отличавшихся значительным снижением точности при стрельбе на большие расстояния.

Ещё одним новшеством стали орудия низкого давления, характеризовавшиеся невысокой скоростью, но отличавшиеся сравнительно малым весом при крупном калибре, позволявшем использовать эффективные кумулятивные снаряды . Благодаря своей малой массе, такие орудия получили распространение на лёгких танках .

Пушечное вооружение некоторых современных танков
Страна-производитель Модель танка Модель пушки Тип пушки Калибр пушки, мм Наличие автомата заряжания
Россия Т-80 У-М1 2А46М-1 (пушка - пусковая установка) гладкоствольная 125 +
Украина БМ «Оплот» КБА3 (пушка - пусковая установка) гладкоствольная 125 +
Россия Т-90 А 2А46М-5 (пушка - пусковая установка) гладкоствольная 125 +
США M1A2 Абрамс M256 (немецкая Rh-120 , изготавливаемая по лицензии, длина ствола 44 калибра) гладкоствольная 120
Германия Леопард-2 A5 Rh-120 (длина ствола 44 калибра) или Rh-M-120 (длина ствола 55 калибра) гладкоствольная 120
Франция Леклерк CN-120-26 (длина ствола 52 калибра) гладкоствольная 120 +
Израиль Меркава Mk.4 MG-253 (производная от немецкой Rh-120) гладкоствольная 120 − (с автоматом подачи снарядов)
Великобритания Челленджер-2 L30E4 нарезная 120

Типичные танковые боеприпасы калибра 120 мм содержат в себе 4-7 кг бездымного пороха , обеспечивая начальную скорость 800-1000 м/с для калиберных снарядов и 1400-1800 м/с для подкалиберных .

Пулемёт

Как правило, танк вооружён одним или несколькими пулемётами , являющиеся вспомогательным, или, на некоторых танках, выпускавшихся до Второй мировой войны - основным вооружением (существовали также и несколько образцов танков с чисто пушечным вооружением).

Имеется три основных точки размещения пулемётов:

  • Курсовой пулемёт размещается в лобовой части корпуса в установке, имеющей ограниченные углы наведения или вовсе фиксированной, и предназначен для поражения небронированных целей.
    После Второй мировой войны от их применения на танках отказались, так как шаровые установки пулеметов ослабляли лобовую броню танка и для члена экипажа, обслуживающего пулемёт, требовался дополнительный забронированный объём. Широко курсовые пулемёты типа ПКТ применялись для легко бронированной техники Воздушно-десантных войск СССР , образцы которой до сих пор эксплуатируются в 4 государствах бывшего СССР (Россия , Беларусь , Украина , Узбекистан). Пара курсовых пулемётов с фиксированным креплением, устанавливаются в передней части БМД-1 и БТР-Д . На БМД-2 установлен один курсовой пулемёт. По классификации ГРАУ - пулемёт ПКТ именуется танковым пулемётом .
  • Спаренный пулемёт имеется на подавляющем большинстве танков и размещается в лобовой части башни в общей с пушкой установке и имеет общие с ней приборы наведения и, соответственно, углы обстрела. Основным назначением такого пулемёта является поражение живой силы и небронированной техники противника. На танках, не имевших дальномера , спаренный пулемёт использовался также для пристрелки пушки.

На первых танках имелось сразу несколько пулемётов в установках с ограниченными углами в лобовой и бортовых частях корпуса, чтобы компенсировать отсутствие башни с круговым обстрелом.

Однако, когда противник находился в непосредственной близости от танков или бронемашин, вне зоны настильного огня (т. н. мёртвых зонах) стрелкового оружия, обычные пулемёты оказывались бесполезными и противник мог уничтожить танк с помощью бутылок с «коктейлем Молотова », противотанковых гранат или магнитных мин , причём в этих случаях экипаж танка оказывался буквально в ловушке. Невозможность борьбы с вражескими солдатами, находящимися в этой зоне, заставила немецких конструкторов-оружейников заняться и этой проблемой, изобретая различные варианты