Ознакомление с компонентами природы своей местности, выявление связи между ними на примере природных комплексов, различие которых обусловлено рельефом. Составление описания природного комплекса (на местности)

Цель работы : формирование умений находить взаимосвязь между природными компонентами конкретного природного комплекса, определять влияние рельефа на компоненты, составлять описание изучаемого природного комплекса.

Задание 1. Используя данные экскурсий, дайте характеристику таких форм рельефа, как водораздел, пойма, и заполните таблицу 15.

Таблица 15.

Объект

Водораздел

На примере Валдайской возвышенности

На примере Ижоры

План сравнения
1. Характер поверхности, степень увлажненности почвы Валдайская возвышенность сильно заболочена, северо-западный склон крутой, юго-восточный пологий. Рельеф холмисто-грядовой, много озер Левый берег Ижоры сложен преимущественно аллювиальными почвами, сформированными на пойменных лугах
2. Расположение вод по отношению к поверхности земли Здесь проходит водораздел бассейнов Волги, Днепра и Балтийского моря. Отсюда берут начало реки: Волга, Западная Двина, Днепр, Ловать, Мста, Пола, Сясь, Молога и др. Берет начало на Ижорской позвышенности
3. Растительность (видовой состав) Естесственной экосистемой Валдая являются тежные широколиственные леса Камыш, рогоз, осока, кувшинки
4. Животный мир (видовой состав) Белки, ондатры, куницы, кроты, зайцы и пр.

бобры, птицы

Задание 2. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

1. Какие из компонентов изученных природных комплексов наиболее сильно отличаются друг от друга и почему?

2. Какое влияние на качественное состояние природного комплекса оказывает рельеф?

3. В каком отношении находятся такие компоненты природного комплекса, как:

а) почва и растительность;

б) растительность и животный мир?

4. Как изменяются компоненты природного комплекса под воздействием человека?

5. Какие меры по охране природных комплексов вы можете предложить?

1. Больше всего отличаются почва и воздух.

2. Рельеф оказывает большое влияние, т.к. от него зависит качество посвы и, соответственно, флора и фауна.

3. а) растительность зависит от качества и состава почвы.

б) распространение животных зависит от растительности.

4. Под воздействием человека часто ухудшается экологическая обстановка.

5. Организация охранных зон, заказников, заповедников, строительство очистных сооружений, жесткий контроль предприятий.

Природный комплекс - это территория, обладающая определенным единством природы, обусловленным общим происхождением и историей развития, своеобразия географического положения и действующими в ее пределах современными процессами.

Водораздел - условная топографическая линия на земной поверхности, разделяющая водосборы (бассейны) двух или нескольких рек, озер, морей или океанов, направляя сток атмосферных осадков по двум противоположным склонам.

Пойма - часть речной долины, затопляемая в половодье или во время паводков.

Природный компонент - это составная материальная часть природы, представляющая одну из сфер географической оболочки Земли.

Природные компоненты:

б) воздух;

в) флора;

г) фауна;

д) недра;

е) поверхностные и подземные воды.

Задание 3. Дайте характеристику природного комплекса (ПК) своей местности по предлагаемому плану.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА.

1. Географическое положение комплекса и его название.

2. Почвы и их качество.

3. Растительность и животный мир. Основные растения и животные.

4. Изменение компонентов комплекса под воздействием человека.

5. Охрана природных компонентов конкретного комплекса.

6. Примеры, доказывающие тесную взаимосвязь природных компонентов, составляющих природный комплекс.

Нижне-Свирский заповедник находится в северной части Восточно-Европейской равнины, в Ленинградской области, на правом берегу р.Свирь, на территории Лодейнопольского района.

Почвы подзолистые, болотные, торфяно-подзолистые, торфяно-болотистые.

На территории заповедника зарегестрировано 256 видов птиц. На его территории встречаются 538 видов высших сосудистых растений. В фауне заповедника насчитывается 44 вида млекопитающих.

Леса разных типов - сосняк, осинники, березняки и лишайники. В болотах - осока, сфаргановые мхи, клюква, морошка, тростник, камыш. Водятся бурые медведи, лоси, барсуки, выдры, бобры и мн.др.

Природа этого края значитльно пострадала во время Великой Отечественной войны, позже - от стихийных бедствий и многочисленных пожаров, большинство которых возникло по вине человека. Лес вырубался на хозяйственные нужды.

После создания заповедника возросло количество бобровых поселений, увеличилась численность серых журавлей, а на внутренних озерах стали встречаться серые гуси, исчезнувшие в 1960-х.

Задания для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ.

1. Какие деревья относятся к хвойным породам.

1) береза.

2) ель.

2. Кто из перечисленных животных живет преимущественно в воде?

2) соболь.

3) куница.

Урок 28 (экскурсия) «Составление описания природного комплекса своей местности». Цель: формирование умений показывать взаимосвязь между природными компонентами конкретного природного комплекса и влияние рельефа на компоненты, составлять описание изучаемого природного комплекса.

Задачи:

- образовательные: способствовать формированию понятий «природный комплекс, компоненты природного комплекса»

- развивающие: продолжить формирование навыков анализа, сравнения, обобщения; способствовать развитию умения делать выводы.

- воспитательные : развитие диалектико-материалистического мировоззрения; умения работать в группе; показать красоту природы своей местности и продолжить воспитание любви к своей Малой Родине.

Место проведения : работа проводится на местности – на опушке дубравы с прилегающим лугом и болотом.

Оборудование: планшеты, компас, лопатка, рулетка, эклиметр, бумага и карандаш (ручка) для записи и рисунков, целлофановые пакеты для взятия образцов почв и горных пород.

Ход работы:

I Организационный момент.

II Проверка знаний

Перечислите природные компоненты.

Что такое природный комплекс?

Приведите примеры природных комплексов нашей местности.

III Изучение нового материала

Актуализация знаний.

Могут ли природные компоненты существовать изолированно от других природных компонентов природного комплекса?

Сегодня мы должны будем научиться находить связь между компонентами природного комплекса и составлять описание комплекса.

Для этого мы должны сравнить три природных комплекса: участок дубравы, участок луга и болото.

2.Составить описание природных комплексов своей местности.

Задачи : используя типовой план, дать описание природного комплекса.

Ознакомление с различными природными комплексами (луг, участок леса, болото) и выявление компонентов природных комплексов.

План описания природного комплекса.

1. Географическое положение. Направление от школы.

2. Характер поверхности и тип почвы.

3. Воды, их расположение.

4. Растительность и животный мир.

5. Изменение компонентов природного комплекса под воздействием человека.

6. Охрана природных компонентов комплекса.

Во время проведения экскурсии ребята знакомятся с различными природными комплексами своей местности (участки леса, луга и болота).

Первая часть экскурсии. Учащиеся разделяются на три группы, каждая группа выбирает природный комплекс для описания: участок леса; участок луга или участок болота.

Группы получают инструкцию и работают в соответствии с ней. Учащиеся изучают природный комплекс, который они выбрали, по предложенному плану.

В каждой группе распределены обязанности по интересам: есть ботаник, зоолог, почвовед, геолог, гидролог.

Учащиеся делают прикопки для изучения почв и берут их образцы. Следует отметить, что знакомство с почвами осуществляется на уровне наблюдений: на продуктах выветривания какой породы образовалась почва, какие слои проявляются (лесная подстилка, темный горизонт, осветленный горизонт), структура почвы (рыхлая, уплотненная); живые организмы (черви) и остатки организмов; влажность почвы.

Для того чтобы оценить влияние воздействия на почву человека, делаем прикопку на полянке с краю леса, где проходит пешеходная тропа и часто отдыхают местные жители. Учащиеся сравнивают визуально почву в естественном состоянии и значительно утоптанную и видят их различия.

Учащиеся — ботаники исследуют растительность и определяют: к какой природной зоне она относится, называют основные растительные сообщества, составляют геоботаническое описание. При этом определяют визуально основные ярусы: древесный, кустарничковый и травяной; видовой состав деревьев и трав. Учащиеся-зоологи выявляют животных, определяют их среду обитания и влияние на них антропогенного фактора.

Учитель обращает внимание на выявление связей между компонентами природного комплекса. Вначале ребята учатся различать (выявлять) компоненты природного комплекса. Затем их необходимо подвести к понятию «природный комплекс» и взаимосвязи его компонентов.

Вторая часть экскурсии – описание природного комплекса по плану. После того, как были изучены компоненты природного комплекса, в каждой группе происходит краткое обсуждение полученных сведений, и учащиеся приступают к описанию изучаемого природного комплекса по плану

Цель работы – закрепление знаний, полученных во время экскурсии в природу.

Описание комплекса должно быть небольшим, но желательно, чтобы учащиеся показали взаимосвязи в природном комплексе.

3. Сделайте выводы.

- Какое влияние оказывают рельеф, климат и характер увлажнения почвы на природный комплекс?

Все компоненты природного комплекса очень тесно между собой связаны, при изменении одного из компонентов, неизбежно изменяются все остальные. От рельефа зависит климат и характер увлажнения; от климата в целом зависит тип почвы, она может быть увлажненной, засушливой и т.п.

-Какое влияние оказывают почвы на растительный и животный мир комплекса?

На неблагоприятных почвах (с повышенной кислотностью, заболоченных и т.п.) произрастают непривередливые растения, которые не нуждаются в изобилии минеральных и органических веществах. Следовательно, почвы влияют на видовой состав растений. Растения – пища для травоядных животных.

- Как влияют друг на друга растительный и животный мир?

К бедной растительности, произрастающей на бедных почвах, практически не тяготеют представители фауны. Это обуславливается плохими горными породами (заболоченными, рыхлыми и т.п.) и отсутствием питательных веществ для травоядных животных.

Ребята, послушайте замечательные слова поэтаН. Рыленкова, которые станут итогом нашего урока.

Всё в тающей дымке;

Холмы, перелески.

Здесь краски неярки и звуки не резки,

Здесь медленны реки,

Туманны озёра и всё ускользает от беглого взора.

Здесь мало увидеть -

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце,

Чтоб вдруг отразили прозрачные воды

Всю прелесть задумчивой русской природы

(Н. Рыленков)

IV . Домашнее задание.

Каждому учащемуся составить описание одного из изученных природных комплексов.

Чурляев Ю. А

Оставьте свой комментарий, спасибо!

Они могут охватывать как огромные территории, так и совершенно небольшие участки Земли. Какие природные комплексы бывают? Чем они отличаются? Чем характеризуются? Давайте выясним это.

Географическая оболочка

Рассказывая, что такое природные комплексы, невозможно не упомянуть о географической оболочке. Это условное понятие, объединяющее сразу несколько сфер Земли, которые пересекаются и взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему. По сути, она является самым большим на планете природным комплексом.

Границы географической оболочки почти повторяют края биосферы. В неё входит гидросфера, биосфера, антропосфера, верхняя часть литосферы (земная кора) и нижние слои атмосферы (тропосфера и стратосфера).

Оболочка является цельной и непрерывной. Каждый из ее компонентов (земных сфер) имеет свои закономерности развития и особенности, но вместе с тем испытывает влияние других сфер и оказывает влияние на них. Они постоянно участвуют в круговоротах веществ в природе, обмениваясь энергией, водой, кислородом, фосфором, серой и т. д.

Природный комплекс и его виды

Географическая оболочка является наибольшим, но не единственным природным комплексом. Их на земном шаре существует очень много. Что такое природные комплексы? Это определенные участки планеты, которые обладают однородной геологической растительностью, животным миром, климатическими условиями и одинаковым характером вод.

Природные комплексы также называют ландшафтами или геосистемами. Они отличаются в вертикальном и горизонтальном направлениях. Исходя из этого, комплексы делят на зональные и азональные. Главной причиной их разнообразия является неоднородность географической оболочки.

Прежде всего различия природных условий обеспечивают неравномерное распределение солнечного тепла на Земле. Это связано с эллиптической формой планеты, неодинаковым соотношением суши и воды, расположением гор (которые задерживают воздушные массы) и т. д.

комплексы

Комплексы представляют преимущественно горизонтальное деление планеты. Крупнейшими из них являются Их расположение последовательно и закономерно. Возникновение этих комплексов напрямую связано с климатическими условиями местности.

Характер географических поясов изменяется от экватора к полюсам. В пределах каждого из них наблюдаются свои температурные и погодные условия, а также характер почв, подземных и поверхностных вод. Выделяют такие пояса:

  • арктический;
  • субарктический;
  • антарктический;
  • субантарктический;
  • северный и южный умеренный;
  • северный и южный субтропический;
  • северный и южный субэкваториальный;
  • экваториальный.

Следующими по размеру зональными комплексами являются природные зоны, которые делятся по характеру увлажнения, то есть количеству и частоте осадков. Они не всегда имеют чисто широтное распределение. И зависят от высоты местности, а также близости к океану. Выделяют арктическую пустыню, степь, тундру, тайгу, саванну и другие природные зоны.

Азональные природные комплексы

Азональные комплексы не связаны с широтным делением планеты. Их образование связано в первую очередь с рельефом и формированием земной коры. Наиболее крупными азональными природными комплексами являются океаны и материки, которые значительно отличаются геологической историей и структурой.

Материки и океаны делятся на меньшие комплексы - природные страны. Они состоят из крупных горных и равнинных образований. Так, например, природные комплексы Дальнего Востока включают Центрально-Камчатскую равнину, горы Сихоте-Алинь и Хингано-Буреинские горы и др.

К природным странам планеты относится пустыня Сахара, Уральские горы, Восточно-Европейская равнина. Они могут разделяться на более узкие и однородные участки. Например, галерейные леса, располагающиеся по окраинам степей и саванн, мангровые леса, расположенные вдоль побережья морей и в устьях рек. К наименьшим природным комплексам относятся поймы рек, холмы, гряды, уремы, болота и т. д.

Компоненты природных комплексов

Основными составляющими частями любого географического ландшафта являются рельеф, воды, почвы, флора и фауна, климат. Взаимосвязь компонентов природного комплекса очень тесная. Каждый из них создает определенные условия для существования остальных. Реки влияют на состояние и климат - на появление определенных растений, а растения привлекают определенных животных.

Изменение даже одного компонента может привести к полному изменению всего комплекса. Иссушение реки приведет к исчезновению характерной для речной местности растительности, к изменению качества почвы. Это непременно повлияет на животных, которые покинут геосистему в поисках привычных для них условий.

Чрезмерное размножение какого-либо вида животных может привести к истреблению растений, которые они употребляют в пищу. Известны случаи, когда огромные стаи саранчи полностью уничтожали луга или поля. Такое развитие событий не остается незаметным для природного комплекса и провоцирует изменения почвы, водного, а затем и климатического режима.

Заключение

Так что такое природные комплексы? Это природно-территориальная система, компоненты которой однородны по своему происхождению и составу. Комплексы разделяются на две основные группы: азональные и зональные. Внутри каждой группы существует разделение от крупных до более маленьких участков.

Самым большим природным комплексом является географическая оболочка, которая включает часть литосферы и атмосферы, биосферу и гидросферу Земли. Наименьшими комплексами являются отдельные холмы, небольшие леса, устья рек, болота.

Вопрос 1. Что такое природа?

Природа – это все, что нас окружает, кроме сделанного человеком. Природа делится на живую (растения, животные, насекомые, грибы, человек, бактерии, вирусы) и неживую (Солнце, Луна, горы, почва, радуга, вода, небо).

Вопрос 2. Что такое компоненты природы?

Компоненты природы - земля, недра, почвы, поверхностные воды, подземные воды, атмосферный воздух, растительный мир, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Вопрос 3. Есть ли географическая оболочка на других планетах?

Нет, на других планетах нет географической оболочки.

Вопрос 4. Перечислите известные вам компоненты природы.

Природные компоненты: рельеф, климат, горные породы, водоёмы, растительность, животный мир.

Вопрос 5. Что такое природный комплекс?

Природный комплекс - это территория, в пределах которой существует определённое закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы.

Вопрос 6. Что такое географическая оболочка?

Крупнейший природный комплекс Земли - это её географическая оболочка, возникшая благодаря взаимному проникновению и взаимодействию литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы друг с другом.

Вопрос 7. С помощью конкретных примеров опишите взаимодействие между компонентами природы.

При образовании почвы взаимодействует сразу несколько природных компонентов – биосфера, атмосфера, литосфера.

Вопрос 8. Докажите, что географическая оболочка - крупнейший природный комплекс Земли.

Географическая оболочка, которая является закономерным сочетанием взаимосвязанных оболочек: литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы.

Вопрос 9. В чём особенность природного компонента под названием «человек»?

Человек тоже является частью природы, частью географической оболочки. Но мы, люди, не совсем обычная часть природы. Потому что мы заняты на этой планете самыми разными видами хозяйственной деятельности. Человек добывает полезные ископаемые, возделывает землю, пасёт скот, выплавляет металлы, строит электростанции, производит сотни тысяч разных предметов и после всех этих трудов - отдыхает.

Вопрос 10. На основе иллюстраций учебника расскажите о природном комплексе вашей местности и взаимосвязи составляющих его компонентов.

Природный комплекс Сугомак - природоохраняемая территория у города Кыштым Челябинской области, в 90 км к северу от Челябинска, между озером и горой с пещерой проходит трасса Кыштым - Слюдорудник. Рядом проходит трасса Кыштым - Тюбук. Состоит из памятников природы Сугомакской пещеры, горы Сугомак и озера Сугомак. В природном комплексе Сугомак растет много видов редких растений, смешанный лес. У подножья горы рядом с мраморной пещерой находится родник «Марьины Слёзы». На берегу озера находится небольшая горка (50 м над уровнем озера) Голая Сопка, с отлогими скалистыми и заросшими склонами, одно из любимых мест отдыха кыштымцев и туристов. По соседству с горой Сугомак находится ее гора побратим гора Егоза. Про эти горы сложена легенда. Пещера имеет три грота. Протяженность пещеры более 120 м. Гора Сугомак вышиной 591 м над уровнем моря, покрыта лесом и скалистая на вершине.